автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Творчество Ричарда Брума и пути развития английской комедии 1620-30 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Ричарда Брума и пути развития английской комедии 1620-30 гг."
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВШНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ЗОНИНА НИНА ВЛАДИШРОША
ТВОРЧЕСТВО РИЧАРД БРУМА И ПУТИ РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКОЙ ШОДШ 1620-30 ГГ.
Специальность 10.01.05
Литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
АВТОРЕФЕРАТ
дисоертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Санкт-Петербург 1991
Работа выполнена на кафедре истории зарубежных литера -тур Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.
доктор филологических наук.профессор Л.В.Сидорченко
доктор искусствоведческих наук, профессор И.В.Ступников
- кандидат филологических наук, доцент ТЛ.Маычур
Ведущее учреждение - Нижегородский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт т. М.Горького
Защита состоится " " 1991 г. в /К часов на_
заседании специализированного совета К 063.57.42 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Ленинградском государственном университете: 199164; г.Лейинград, Университетская наб., II, ауд. рГ.
С диссертацией цоено ознакомиться в научной библиотеке им .Горького Ленинградского университета " /'(?" 1991г.
Автореферат разослан ¡¡у аЭ^гября 1991 г.
Ученый секретарь специализированного оовета кандидат филологических наук, доцент
Научный руководитель -Официальные оппоненты -
А.И.Владимирова
Проблемам культуры и литературы Англии ХУЛ в. посвящено немало исследований как зарубежных, так и отечественных специалистов. Особенно возроо интерес к этому периоду в последние десятилетия XX в., что в значительной степени способствовало познанию и осмыслению ряда литературных явлений той эпохи. Тем не менее, в истории английской литературы первой половины ХУП в. остаются пробелы и нерешенные проблемы. Это относится, преаде всего, к драматургии 20-30-х гг. ХУП в.,представляющей собой, согласно общепринятой периодизации, искус -ство третьего, последнего этапа в истории ренессансной драмы, завершившегося в 1642 г. указом парламента о запрещении театральной деятельности в Англии.
Драму этого периода принято характеризовать как упадни -ческуга, утратившую социальную тематику, потерявшую связь ; с народными традициями и ставшую частью придвопного искусства. В связи с этим закрытие театров в1642 г. расценивается даке как естественный и безболезненный для развития драматического искусства акт, поскольку драма якобы окончательно исчерпала себя.
Подобный взгляд на состояние английской драмы того врэ -мени, ее роль в социально-политической жизни общества тех лет нам представляется ошибочным и требующим пересмотра, ибо анализ творчества драматургов, театральной ситуации тех^лет подменяется в ряде трудов ставшей уже шаблонной аксиомой об упадке драмы, обусловленной простым фактом покровительства театру со стороны королевской власти и ее приверженцев; рассматриваемых в качестве реакционных сил в тот исторический момент. Не случайно частое определение драмы того периода - "Кавалерская драма", что равносильно "роялистской". Такая точка зрения сформировалась на основании одностороннего толкования кризисной ситуации в стране в правление Карла I и искусственного деления англичан лишь на роялистов и пуритан. Политические перипетии борьбы были гораздо сложнее, а английское общество более про -тиворечивым и многообразным в своих симпатиях и антипатиях. Такой ке сложной и неоднозначной,как само время и общество,была драма, отражавшая все напряжение и драматизм своей эпохи.
В последние годы в зарубежном литературоведении делаются попытки рассмотреть драму того времени в контексте историчео -
-г -
кой ситуации, что позволяет дать иное толкование целому ряду произведении той поры (МДейнеыанн.М.Батлер). Однако подоб -иые работы еще малочисленны и не охватывают всего спектра явлений и тенденций, характерных для драмы предреволюционных лет.
В советском литературоведении последних десятилетий, несмотря на большие достижения в области исследований английс -кой драматургии эпохи Возрождения, его раннего и зрелого периодов (А.Лникст, А.Еаргошевич, Л.Пинский, В.Комарова и др..), переосмысления творчества отдельных драматургов заключитель - -ного периода (А.Н.Горбунов, А.Г.Парфенов, С.В.Таск,), драматургия 20-30-х гг. ХУП в. в целом 'не получила еще адекватной оценки. В связи о этим научное осмысление английской драмы того времени в единствах с социально-политическими, яравственно--идейными и литературно-эстетическими процессами, происходившими в стране позволит выявить новые историко-литературные факты, познакомиться с творчеством еще неизвестных отечественному читателю драматургов и решить ряд существенных вопросов истории английской литературы и ее эстетики, в том числе та -кие, как роль драматического искусства в культурной, духовной и общественно-политической жизни общества, преемственность традиций, развитие и взаимодействие различных направлений в драме. Все это обусловливает актуальность диссертационной работы.
Конкретным материалом исследования послужили комедии Ричарда Брума (1590-1653;, одного из самых популярных драматургов последних двух десятилетий перед буркуазной революцией 40-х гг., ученика и последователя Б.Дконсона. Его творчество целиком вписывается в хронологические рамки правления Карла I, охватывая период 20-30-х гг. и завершаясь вместе с историей _ драмы этого периода в 1642 г. Его пьесы дают прекрасный мате -риал для серьезного изучения эволюции, которую претерпела английская драма ХУП в.
В отечественном литературоведении творчество Р.Брума совсем не изучено. Ни его произведения, ни биография никогда не были темой специальных работ советских исследователей. Его имя не упоминается даке в контексте изысканий, рассматривающих проблемы английской драматургии последних лет эпохи Ренессанса.
Цель данного исследования - выявление на примере творчества Р.Брума путей развития английской драмы 20^30-х гг. ХУПв. в контекста социально-исторических событий эпохи и в соответствии с литературно-эстетическими традициями того времени.
В задачи диссертация входит: конкретно-исторический анализ низни и творчества Р.Брума как представителя английской драмы 20-30-х гг. ХУП в.; анализ драматического искусства Англии того времени в контексте историко-литературной ситуации эпохи. С целью определения идейной направленности английской драмы в работе рассматриваются такие вопросы, как отношение пуритан к театру в канун буржуазной революции 1640-х гг.,взаимоотношение и взаимовлияние придворного и профессионального драматического искусства. Анализ литературно-эстетической направленности драматургии первой половины ХУП в. включает в себя рассмотрение тенденций № стилей, характерных для драма -тического и, в частности, комедийного искусства Англии того времени.
Научная новизна диссертации состоит в подходе к английской драме 20-30-х гг. ХУП в. как к вакному этапу в развитии драматического искусства в Англии, особенности которого обусловлены происходившими в стране историческими процессами, модификацией этико-эстетических концепций.
В связи с этим подвергаются пересмотру некоторые устоявшиеся историко-литературные положения, влияющие на общую оценку английской драмы того периода: -отношение пуритан к театру, роль придворного искусства в процессе эволюции драмы. ,
Впервые в отечественном литературоведении исследовано творчество Ричарда Брума - одного из ведущих драматургов последнего этапа в истории английской ренессансной драмы. На основе исторических материалов рекоьструированы многие факты его биографии, подробно рассмотрены проблематика его произведений, их основные художественные особенности, выявлены общие тенденции его творчества, позволяющие более полно и объективно представить развитие английского драматического искуоотва в первой половине ХУП. в.
Основным методом исследования является конкретно-исторический анализ литературных процессов и произведений рассматриваемого периода. В работе'используется такие сравнительно-ти--
пологический метод,'позволяющий в комплексе увидеть традиционность и новизну английского драматического искусства 20-30-х гг. ХУП в.
Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертации и результаты исследования могут быть использованы в общих курсах по зарубежной литературе, в спецкурсах и спецсеминарах по истории английской литературы первой половины ХУП в. Представленные в работе факты кизни и творчества Р.Брума могут быть включены в справочную литературу по истории английской драматургии.
Апробация работы. Основные полокения исследования были изложены и обсуждались на научных конференциях преподавателей и аспирантов филологического факультета ЛГУ (1982, 1987 rrj, на аспирантском семинаре кафедры истории зарубежных литератур (1988 r.J, на всесоюзной конференции: "Актуальные проблемы литературы и культуры ХУП века" (ЫГУ, 1990 г.). Они такие от-ракеныв пяти публикациях, общим объемом 3,5 п.л.
Диссертация состоит из введения, 5-и глав и заключения. .
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении, кроме обоснования актуальности, новизны,научной значимости работы, ее цели и задач, дается обзор критической литературы, посвященной творчеству Р.Брума.
Оценка его творчества менялась в соответствии со вкусами разных эпох. Первые историки английской литературы (Э.Филлипс, У.Уиястешш, Дж.ДэнгбеШО, отракавшие взгляды и пристрастия драматургов ХУП в., отдавали долкное таланту и мастерству ко« ыедиографа. Б ХУШ в. в отношении к его драматургии наметились первые негативные штрихи, а в XIX в. оно приобретает резко отрицательный характер (Дж.Саймондс, Г.Адлен, К.Эндрюс, Е.К.фауст}. В начале ХХ в. появляются работы, признающие оригинальность его таланта и его вклад в искусство драмы (Ч.Гейли, К.Линч, А.Торндайк}. Из последних работ, вышедших в свет в последние два десятилетия, привлекают внимание монографии американских ученых Р.Кауфмана "Ричард Бруы: драматург эпохи правления Карла I" (1964.) и К.Шоу "Ричард Брум" (1982;. Однако .. подобных исследований мало и они не позволяют увидеть творчество драматурга во всем его богатстве, определить его роль в.
эволюции драматического искусства, соотнести его взгляды с существующими литературно-эстетическими воззрениями, а такке в полной мере оценить социально-политическую актуальность его произведений.
В первой главе делается попытка реконструировать биографию комедиографа. Сохранились очень скудные сведения о его жизни: документы, содержавшие факты его биографии, не дошли до наших дней. Лишь некоторые моменты его жизни удается .воссоздать в результате анализа пьес, главный образом эпилогов , прологов, посвящений к его комедиям, а также'ассоциаций и аллюзий в произведениях его собратьев по перу, в первую очередь Б.Дконсона, в комедии которого "Варфоломеевская ярмарка"-(I6I4J мы впервые встречаем иыя Р .Брума. Факт его длительной слуибы в качестве слуги у Б.Дяонсона бесспорен, хотя характер ее является предыетои дискуссий. Начавшаяся в I6I3-I6I4 гг., эта служба определила дальнейшую кизнь и деятельность Брума.
Первые шаги на драматургическом поприще были сделаны Брумоы в 1623 г. Совместно с сыном Б.Дконсона т была написана комедия "Размолвка друзей". Текста комедии и сведений о ее постановке не сохранилось. Карьера профессионального драматурга начинается с пьесы "Влюбленная слуканка, или Честь молодых дам" (I629J. В дальнейшем пвзсы Бруиа с неизменным успехом шли на сценах лучлих лондонских театров: "Блэкфрайэрс", "Солсбери Корт", ""Кокпит", конкурируя с творениями таких мастеров как Б.ДцонсОн, да.метчер, Ф.Мэссиндкер, Дк.Форд. Брум написал 23 пьесы, до наших дней дошли 16, из них 3 трагикомедии, остальные - комедии, одна из которых , "Последние ланкаширские ведьмы", написана в соавторстве с Т.Гейвудои (I634J.
Литературная судьба Брума не была простой. Быстрое приз -нание его таланта, поставившее его в один ряд с крупнейшими драматургами того времени, вызвало у некоторых литераторов ревностное чувство, не избежал которого и Б.Джонсон, увидев в нем серьезного соперника. Bes эти сложные взаимоотношения нашли отражение в полемике, развернувшейся в 1629 г. вокруг про -вала премьеры комедии Джонсона "Новая гостиница" и шумного уо-пеха на тех не подмостках две недели спустя пьесы "Влюбленная служанка" дебютанта Брума. Отголоски конфликта можно найти в "Обе к самому себе" Б.Дконсона, сочиненной им вскоре после
обеих премьер. Однако укэ в 1632 г. в отзыве на первое изда -ние комедии Бруца "Девушка с Севера" Джонсон дал высокую, оценку таланту и мастерству комедиографа, введя его уже на равных в братство постов. Тем не менее, конфликт имел длительный резонанс в литературном Лондоне. Он выразился в потоке пасквильных стихов в адрес Брума и сыграл отрицательную роль в сценической судьбе первых его пьес: несмотря на успех их_ премьер, они вскоре были сняты со сцены и до 1632 г. не ста -вились ни в одном театре. С 1632 г. пьесы Брума становятся основой репертуара театрального Лондона.
Многочисленные посвящения к изданиям его пьес дают возможность узнать мнение о творчестве комедиографа.его собратьев по перу, как правило,ведущих мастеров и ценителей драмы того времени. Они видели в Бруме достойного продолжателя традиций Б.Джонсона. Посвящение позволяет также определить круг друзей и единомышленников комедиографа, в число которых входили Б.Джонсон, Ди.Флетчер, Дн.Гейвуд, Дк.Форд, Дн.Шерли и др.Близкий другом был А.Брум - известный одописец ХУЛ в., издатель двух посмертных сборников пьес комедиографа, вышедших в свет.в 1653 и 1659 гг. В главе рассматривается история сотрудничества Р.Брума о театральными труппами Лондона.
С 1642 г., т.е. после парламентского указа о закрытии театров, вплоть до своей кончины Брум находился в бедственном положении. В этот период все творчество драматурга ограничивалось редкими стихотворными панигириками и незначительной издательской деятельностью. В 1653 г. вышел из печати первый сборник его пьес, изданный А.Брумом, который в предисловии сообщал, что автор ушел из кизни. Поскольку в 1652 г. Р.Бруыом был подготовлен к изданию сборник пьеоДн.флетчера, то дата его смерти - конец 1652 - начало 1653 г. Место захоронения неизвестно.
Во второй главе (Роль драматического искусства в общественно-политической кизни Англии 1620-1630-х гг.> рассматривается проблема отрагения в драме идей пуританизма. Этот вопрос является важным, поскольку именно противоборство пуритан с театром приводится в качестве одного из главных аргументов в пользу аристократической направленности всего драматического искусства того времени. Отношение пуритан к театру обусловлено сложностью социально-политической ситуации-и расстановкой политиче-
ских сил в последние десятилетия перед буржуазной революцией. В связи с этим в данной главе дается краткий обзор исторической обстановки в стране, характеристика абсолютизма того периода. Ведущую роль в борьбе против устаревшей системы прав -ления, тормозившей развитие новых прогрессивных отношений в стране, сыграла идеология пуританизма, приверженцы которой имели большое влияние -среди народа и значительный вес в английском парламенте, возглавившем борьбу за новый политический и экономический уклад в стране. Однако бытующее представление об этико-эстетических воззрениях пуритан, примером которых является их якобы непримиримая враждебность ко всем видам искусства, представляется нам односторонним, упрощенным и тре -бующим пересмотра. В главе приводятся многочисленные примеры из истории английского общества тех лет, опровергающие усто -явшиеся представления о пуританине. Исторические факты указывают такае на сложное отношение пуритан к искусству вообще и к драматическому, в частности.
Анализ истории пуританской оппозиции театру показывает, что в начале реформаторы не только не питали антипатии к этому виду искусства, а, наоборот, всячески использовали его в своих целях. Томас Кромвель, лорд-канцлер в 1-530-1540 гг., поощрял авторов интерлюдии, выражавших протестантские взгляды (Ди.Бейль). Пьесы сочиняли такие крупные протестантские дея -тели середины ХУ1 в. как С.Фиш, Дн.Скелтон, Ди.Фокс.'Более . того, первые запреты и ограничения в области театра, гонения на драматургов исходили от монархов, всегда считавлихся покровителями сцены. При Генрихе'УН (1491-1547.) дважды издавался указ, запрещавший авторам касаться религиозных вопросов. Родоначальник английской комедии Дк.Гейвуд (1520-1568/ вынужден был бежать из Англии в правление Эдуарда У1 (1547-1553) из-за своей приверженности католицизму. При Марии Тюдор (1553-1558) за пьесы протестантской направленности можно было лишиться головы. При Елизавете I (1558-1603) были запрещены мистерии за их якобы папистскую направленность.
Первые серьезные выступления пуританских деятелей против театра относятся к 70-и гг. ХУ1 в., то есть к периоду, когда Реформация находила всяческую поддержку в лице королевы Ели -заветы.
Анализ документов конца ХУ1 - начала ХУН вв., содержавших претензии пуритан к театру,подтверждает, что в своей ос- -нове они не были направлены против искусства как такового и не всегда носили "пуританский" характер. Нападки были вызваны, главным образом, проблемами социального порядка: театр являлся местом большого скопления народа, очагом общественных беспорядков.
Другая серьезная претензия пуритан к театру носила религиозный характер и была направлена против представлений в воскресные и религиозные праздничные дни. Однако указом Якова I в 1603 г., запрещавшим показ спектаклей в обозначенные дни, эта претензия была снята, что привело к значительному спаду пуританских выступлений против театра. Отдельные жалобы в адрес театра, время от времени возникавшие после 1603 г., выражали в основном обеспокоенность по поводу нарушений общественного порядка,примером чему служат петиции жителей района Блэкфрайэрс, направленные властям в 1619, 1621, 1631 ДбЗЗгодах.
Ряд обвинений религиозного характера, прозвучавших в устах признанных пуританских противников театра(У.Перкинсон, Ст.Госсон, Ф.Стаббс, У.Принн), выступивших против постановки пьес на библейские сюжеты, произнесения имени Божьего со сцены, осквернения религии и т.д., были сняты специальным актом парламента в 1606 г., так что впоследствии они исчезли из претензий в адрес драмы.
■ Следует заметить, что пуритане не обладали монополией на неприязнь к театру. В истории католической Европы ХУ1-ХУП вв. есть немало свидетельств антитеатральных выступлений со стороны поборников католицизма (постановление совещания богословов Испании в 1598 г., указ Людовика ХШ во Франции в 1641, выступления итальянских католических священников ХУ1 в. - Барромео, Мариано и др.}. Высказывания в адрес театра епископов англиканской церкви Эндрюса и Гриндела носили также однозначно негативный характер и звучали вполне в "пуританском" духе. "По-пуритански" выступали против театра и ряд роялистов начала ХУП в., ярых противников пуритан (Р.Энтони, Р.Брейтуайен}, обвиняя театр в разврате и безнравственности. Как свидетельствуют документы, наиболее ярые "пуританские" противники театрального искусства в елизаветинскую эпоху (Ф.Стаббс, Ст.Госсон} не были
пуританами в религиозном и догматическом смысле, хотя и представлены таковыми во всех общих работах по истории театра, как будто враждебность'к театру являлась сама по себе признаком пуританских взглядов. Примечателен и тот факт, что глав -ными защитниками поэзии, драматургии и театра являлись лите -раторы, симпатизировавшие пуританизму: Ф.Сидни ("Защита поэзии" - 1595), Т.Гейвуд ('.'Защита актеров" -1612).
Приведенные в диссертации многочисленные примеры опровергают бытующее мнение, согласно которому антитеатральные выступления пуритан представляли собой исторически серьезную позицию, направленную против разложившегося театра как олицетворения порочной и реакционной идеологии королевского двора.
В третьей главе (Английское драматическое искусство конца ХУ1 - ЗО-е гг. ХУП в.) рассматриваются основные- направле -' яия и стили английской драмы и,пре»де всего, комедии того времени. Особо выделен вопрос о взаимоотношении профессиональной и придворной драмы. Изучение его ванно для снятия с драмы -20-^0-х гг. обвинений в ее исключительно придворной направленности. Распространенное представление о придворной драме лишь как о развлечении для придворно-аристократического круга,отрыв ее от народной, игнорирование ее роли в общем процессе развития английского драматического искусства такие является, как доказывается в диссертации, крайне односторонним.
У придворной драмы те же истоки, что и у народной: разнообразные обрядовые тораества и празднества, религиозные драматические действа средневековья (миракли и мистерии). Придвор -ные драматурги раннего Возрождения черпали вдохновение в на -родной комической стихии.
Королевскому двору принадлежит заслуга в культивировании и распространении гуманистической культуры и идеалов. Именно придворная драма способствовала утверждению опыта античных классиков на английской сцене, создав первые образцы пьес классического типа - "правильную" драму, сумев избежать при этом имитации, благодаря связи с народным искусством. Другое детище "придворного" театра -"романтическая" драма*, получив-
I. Понятие, "романтическая" в данном случае не совпадает с понятием "романтическая" XIX в.
шая развитие в 70-х гг. ХУ1 в. Она в полной пере выразила дух эпохи Возрождения, утверждая нравственные и гуманистические идеалы, подготовив благодатную почву для комедий Шекспира.
Специфику придворных спектаклей составляло то, что они в основном были любительскими от авторов до исполните лей,являясь представителями аристократических семей, а то и коронованными особами ¿Генрих УШ, Генриетта-Мария). Однако, несмотря на такую элитарную форму существования, придворное театральное искусство не было изолировано от влияний общедоступ -ного театра. Популярной была практика приглашать для участия в придворных представлениях профессиональных актеров, а то и целую труппу со своими спектаклями.
Большое распространение при дворе, особенно Якова I и Карла I,получили "каски" - аллегорические зрелища на сюжеты из античной мифологии. Но и этот специфический жанр нельзя рассматривать вне процесса развития национального драматического искусства, недаром ему отдали дань практически все признанные мастера английской драмы ХУ1-ХУП вв., включая Шекспира и Б.Джонсона.
Функции придворной драмы не ограничивались развлекательностью. Придворная драма затрагивала самые актуальные проблемы современности, касающиеся долга правителей перед подданными, пределов власти, ответственности моня^ха за вверенную ему страну. Эти проблемы были характерны для придворной.драмы елизаветинского времени (Дн.Лили "Кампаспа" -. 1580), но. особое развитие они получили в годы правления Карла I.
Обстановка при дворе Карла I была столь же противоречива и сложна, как и во всем английском обществе. Высшая знать и придворная аристократия были расколоты и распались на враждебные друг другу фракции. Лидером одной из таких групп, отличавшейся довольно радикальными взглядами,была.супруга Карла I, Генриетта-Мария. Ядро этой фракции составляли знатные английские вельможи, известные своими пуританскими симпатиями:"граф Голланд, граф Монтегю, граф Перси, граф Нортумберленд, канцлер Да.Финч. Они видели в королеве силу, способную повлиять на политику короля. Этот сложный комплекс отношений и взглядов при дворе нашел отражение в придворной драме, имевшей в лице королевы истую почитательницу и покровительницу. Новая волна увлече-
ния "романтической" драной, отвечала настроениям придворных и позволяла в приемлемой для них форме выразить не только преданность королеве, но и свои взгляды на волновавшие их политические проблемы. Пьесы недвусмысленно были нацелены против единовластного правления Карла I и его политики (Р.Дзй -венпорт "Король Джон и Матильда" - 1634; У.Картрайт "Королевский раб" - 1636Л. Альянс Генриетты-Марии с оппозиционным дворянством распался в 1637 г. Тем не менее, он сыграл свою роль в распространении инакомыслия при дворе и в социальной активизации театра как придворного, так и профессионального. В придворной драме последних предреволюционных лет отразился весь накал противоречий между абсолютистским правлением и интересами страны (У.Дэйвенэнт "Прекрасная фаворитка'1 - 1638, УДэбингтон "Арагонская королева" - 1640, Дх.Дэнэл "Софи" -1642).
Несомненно,это искусство создавалось в узкой среде, что сказалось на изобразительных средствах, языке, стиле и выбора героев. Тем не менее, придворная драма не сливалась о профессиональной драматургией общедоступных театров, они в значительной степени влияли друг на друга, создавая единый сложный мир английской драмы ХУ1-ЗУП вв.
При рассмотрении своеобразия английской профессиональной драмы первой половины ХУП в. в главе подчеркивается, что в этот период ее характеризует не кризис и упадок, а качественная трансформация. Творчество ведущих драматургов того времени (Б.Джонсона, Дк.Флетчера, Ди.Чэпмена, Дж.Уэбстера, Т.Мид-длтона,Дн.Шерли, Р.Брума) свидетельствует о слоаном характере их драматургии, о многогранной и синтетической природе той худояественной системы, которая определяла драматическое' ис -кусство половины ХУП в.
Новое самосознание требовало новых средств и форм выраке-ния. Искания драматургов вылились в появлении различных тенденций в искусстве: маньеристских, барочных, классицистских, обогативших его новыми приемами, жанрами, большим психологизмом, динамизмом, свеаей языковой палитрой, вниманием к деталям, новыми принципами построения характеров. Эти тенденции оставались, однако, лишь стилевыми течениями в искусстве Ренессанса, принципы которого еще в значительной степени определяли драму
- 12 -
sex лет. Оли нашли отражение в комедии - наиболее популярному жанре драматического искусства тех лет, что способствовало привлечению к нему самых ярких художников слова.
К началу 20-х гг. ХУП в. английская комедия претерпела значительную эволюцию. Синтезировав в себе народио-смеховую культуру, гуманистическое мировоззрение и ренессансную эстетику, она создала совершенные образцы драмы, достигнув вершин в комедиях Шекспира и Б.Джонсона. Большое разнообразие видов ренессанснои коледии и взаимопроникновение их элементов затрудняют четкую классификацию жанровых модификаций, вопрос о которой остается открытым для дальнейшей дискуссии. В данной работе автор опирается на точку зрения советских ученых (А.А.Аникст, Г.Н.Боядниев,А .Н.Горбунов, Л .Ii. Пинский, А.В.Бар-тошевич, А.Т.Парфенов и др.}, выделяющих два основных вида комедии того периода: "романтическую" и "социально-бытовую".
Б главе дается анализ основных эстетических' принципов обеих жанровых разновидностей комедий. Основное внимание уде-, лено социально-бытовой комедии, занявшей ведущее место в миое английской драмы первой половины ХУП в. Эта комедия отразила все социальные,. нравственные, духовные и эстетические трансформации в английской обществе в последние десятилетия перед буржуазной революцией. Создателем, теоретиком и самым ярким представителей социально-бытовой комедии был Б.Дконсон. Среди многочисленных учеников и приверженцев эстетической программы мконсона в области коиедийного искусства выделяется фигура Р.Брума, вобравшего в своем творчестве наиболее яркие и характерные черты англииской драыи 20-3Ü-X гг. ХУП в.
Четвертая глава (идейно-нравственная проблематика комедий Бруыа и их жанровые модификации} посвящена анализу комедий Р.Брума. Творчество комедиографа рассматривается согласно основным ишровыи разновидностям его пьес: "романтические" и "социально-битовые" сатирические комедии. К "романтическим" комедиям относятся: "Девушка с Севера" (1629}, "Новелла"(1632}, трагикомедии "Королевский обмен" (1631-1632} и "Королева и фаворитка" (1635}. Эти пьесы объединяет общая тема любви и друж-бы• неизменно подвергаемых испытаниям и проверке. Победа всегда на стороне этих благородных чувств.
"Романтически^11 период в творчестве -Вруна бил недолгим и
не занимал значительного места. Однако он важен и интересен в плане творческих искании автора, вырааении его эстетических, этических, политических взглядов и симпатий. В этих пьесах прослеживается влияние Шекспира (интерпретация темы любви и брака, решение женских оО'разов, трактовка проблемы "отцов и детей" ("Девушка с Севера", "Новелла"), понятий долга, чести придворного и его взаимоотношения с монархом ("Королевский обмен", "Король и фаворитка"), воздействие искусства Боыонта и Флетчера (занимательность, острота сюжета, авантюрный характер, сложное построение фабулы, работа в канре траглкоме-дии), налицо в них и элементы деккеровской "романтической" драмы ("Девушка с Севера"). Одновременно в этих комедиях просматриваются и самобытные черты, которые впоследствии соста -вят специфику и индивидуальность творчества Р.Бруыа: услоя-ненная многоплановая фабула с разноуровневой тональностью, жизненная правдивость характеров и их сатирическая обрисовка.
"Романтические" комедии наиболее обнаженно демонстрируют приверженность комедиографа нравственным, духовным, эстетическим ценностям эпохи Возрождения: они пронизаны верой в человека, в конечную победу гармонии, радостью бытия. Они позво -ляют также судить о гражданской позиции Брума, о его прогрессивных взглядах на власть, взаимоотношения монарха и народа, парламентское правление ("Король и фаворитка").
Время и общество требовали от искусства отражения собы -тий и процессов, происходящих в то время. Брумскоро отказывается от "романтического" направления в драматургии и целиком посвящает свое творчество остросатирической, социальной комедии. В главе рассматриваются пьесы этого направления: "Прополка Ковент-Гардена, или Миддлсекский мировЪй судья" (1632-1633), "Новая академия, или Новая биржа" (1635), "Спарагус Гарден" ' (1635), "Городской остроумец" (1638), "Безумная.парочка" (1639), "Влюбленный двор" (1639), "Придворный попрошайка" (1639), "Антиподы" (1638), "Веселая компания, или лизнерадост-ные попрошайки" (16ВД). Их объединяет острая злободневность, социальная насыщенность проблематики, и реализм в изобрааении действительности. Автор досконально исследует политическую и экономическую ситуацию в стране и ее влияние на духовную еизнь общества. В комедиях затрагивается широкий спектр проблей: от
заседания Лондона и роста цен, вызванного монопольной политикой правительства, борьбы с ведьмами до ведущих идеологий и 'философий того времени: пуританизма и английского варианта либертинака. В пьесах воссоздается топография Лондона 20-30-х гг..ХУЛ в., так называемый "реализм.места" (Томсон У.), пред-, ставляющий большой интерес с исторической и культурологичес -кои точки зрения. Злободневность пьес такова, что позволяет с большой точностью определить даты написания ряда комедий, не зафиксированные документально ("Прополка Ковент-Гардена", "Новая академия", "Спарагус-Гарден"). Однако главная их актуальность заключается в том, что они'уделяют большое внимание проблемам нравственного и этического характера, определявшим атмосферу общества того времени.
Брум первым увидел и отразил в пьесах зарождение свет -ского английского общества, "боыонта", с его моралью, этическими и эстетическими нормами, в основе которых лежала философия либертинака. Лозунг многих героев комедии Реставрации: "Главное. - добиться наслаждения"(Т.Шедуэлл "Либерией") как основной жизненный принцип определенного слоя английского общества вперзые зазвучал в устах героев комедий Бруыа ("Новая академия", "Спарагус Гарден", "Прополка Ковент-Гардена", "Безумная парочка"). Бруи как преемник гуманистических идеалов и норм резко отрицательно относился к подобной жизненной фило -софпи, зло высмеивая манерность, пустоту речей и поступков, представителей, "бомонта", выставляя на показ их пороки и глупость, претензии на особую утонченность вкуса, изящество ума, развенчивая их философии утилитаризма. Брум видел в крайних проявлениях, этой .философии, как и идеологии пуританизма .серьезную опасность для общества. Драматург пытался дойти до истоков, постичь природу фанатизма в обоих духовных течениях. Он доказывал, что приверженность им есть не что иное,как психическое отклонение от нормы, тяжело^ заболевание, имеющее свои первопричины, которые, по мнению автора, заключаются в насилии над личностью, осуществляемом верховной властью. В "Прополке Ковент-Гарденап олицетворением этой власти является Кроссуил, деспотизм которого, толкает детей в лоно экстремистских течений как протест против тирании отца. Параллель между деспотическим правлением в масштабах семьи Кроссуилла и абсо-
- 15 -
лютистским правлением Карла I в масштабах страны без труда улавливалась современниками.
В пьесах нашла отражение и литературная полемика тех лет между сторонниками социально-реалистической драмы и апологетами эстетики "романтической" драмы, господствующей в прид -ворном театре и активно проникающей в профессиональный. Комедии однозначно .представляют литературно-эстетические взгляды драматурга, стоящего на платформе эстетической программы Б.Джонсона. Мишенью для осгрейшей сатиры становятся наиболее яркие представители придворного искусства того времени: архитектор Иниго Даонз (Руксбилл в "Прополке Ковент-Гардена" и Дейнти в "Придворном попрошайке"), драматург У.Дэйвенэнт (Придворный остроумец в "Придворном попрошайке), поэт Дж.Сак-линг (сэр Фердинант в "Придворном попрошайке").
Всем пьесам, особенно последних лет, характерна четко выраженная политическая направленность, отрааающая всеобщую тенденцию роста гражданского самосознания и политической зрелости в стране в канун революции. Комедиограф говорит о политическом, нравственном и духовном банкротстве королевского двора, неспособного уже управлять государством и приведшего к глубочайшему кризису. Показательна в этом плане комедия "Придворный попрошайка", в которой наиболее обнаженно предстают пороки, процветающие при английском д?оре: фаворитизм, протек -ционизм, опека, некомпетентность в государственных и военных делах, бесплодное прожектерство и корыстолюбие при полном пренебрежении интересами народа.
Самыми оригинальными и зрелыми произведениями комедиографа являются пьесы "Антиподы" и "Веселая кампания". Анализу этих комедий уделено в диссертации особое внимание, поскольку в них сконцентрирован весь комплекс нравственных, политических и эстетических проблем, волновавших общество и искусство того периода.
Вся проблематика творчества Брума опровергает обвинение в адрес английской драмы 20-ЗО-х гг. ХУП в. в уходе от действи -тельности. Более того, тема эскапизма находит особое отражение в его произведениях ("Веселая компания"). Брум доказывает, что уход от действительности, невозможен. Свободное от обязательств, ответственности, долга, труда и нравственных устоев общество
не только не привлекательно, но безобрачно и обречено.
В пятой главе (Художественное своеобразие комедий Р.Брума) рассматриваются основные черты и особенности художественных приемов комедиографа. Художественная форма его творчества отразила тенденции, трансформации и.новации эстетической системы того периода, представляя собой синтез всех стилей и направлений; присущих эпохе позднего Возрождения. Четко прослеживаются черты барочного стиля: для его комедий характерна установка на усложненную структуру, включающую в себя развитие трех-четырех параллельных сюжетных линий, разработанных на разных "тональных уровнях" (Ю.Левин}, то есть в "романти -ческой", комическом, сатирическом ключах, которые он мастерски связывает в единое, стройное по архитектонике и идее произведение. Такая композиция характерна для всех пьес Брума, "варьируясь лишь по порядку "тональных уровней" и их комбина -ций. В сатирической социально-бытовой комедии "сатирический уровень" выходит на первый план, а иногда и полностью определяет "тональность" пьесы ^Городской остроумец", "Влюбленный двор"}.
Наиболее важным и действенным художественным приемом его-драматургии является "пьеса в пьесе". В "Антиподах" он опре -деляет всю структуру комедии, являясь ядром и главной ареной действия основной пьесы. Часто Брум не ограничивается одной одной "внутренней" пьесой, создавая многоярусность "пьес в пьесе" (сценки-розыгрыши в "Антиподах"}. "Внутренняя" пьеса в комедиях Брума несет большую идейную нагрузку. Под прикры -тием "игры" драматург выносит на обсуждение публики самые острые и злободневные вопросы: от системы законодательства до проблем власти ("Антиподы", "Веселая компания"}.
К приему "пьесы в пьесе" относится и "маска" - ва;кный композиционный элемент, также несущий большую идейную нагрузку. Именно в "маске", которой заканчиваются практически все комедии, автором расставляются все акценты, дающие четкое представление о его нравственно-эстетическом кредо.
Все пьесы Брума строятся на столкновении двух миров - игра гармонии и добра и мира дисгармонии и зла. Отсюда обяза -тельный прием контраста в построении сюжета, композиции, ха -рактерах. В "Антиподах" контраст пронизывает всю фактуру пье-
- 17 -
сы от композиции до содержания и заложен уже в названии.
В главе уделено внимание использованию метафор и аллегорий в поэтике Брума. Его комедиография вобрала в себя языко -вое богатство всех слоев общества, опыт предшественников. В нем нашли отражение барочные черты: орнаментальность, живо -писное отображение характера. При этом его метафору отличает ясность, простота, близкие скорее метафорическому образу классицистского стиля. В главе приводятся примеры метафорического языка брумовской драматургии, функционирования метафоры й аллегории.
Принцип построения характеров в пьесах Бруыа тяготеет к классицистокоыу. Созданная комедиографом галерея человеческих типов в их социальной, профессиональной, психологической и речевой характеристиках многообразна и охватывает все слои английского общества. Все это подкрепляется в главе примерами из пьес, которые одновременно подтверждают, что в основе сатирической типизации в произведениях Брума лежит ренессаясная концепция: социальные пороки, олицетворением которых являются "юмористические" характеры, есть не что иное, как нарушение равновесия природных качеств человека, это болезнь, которую нужно и можно вылечить, восстановив внутреннюю гармонию.
В заключении излагаются основные выводы по диссертации.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Реф.статья на кн.: К.Шоу. Ричард Бруи//Р1 Общественные науки за рубежом. Серия 7. Литературоведэняе/ИНИОН. 1982. № 2. 0,5 п.л.
2. Реф.статья на статью: Дж.Доллимор. Две концепции мимесиса: теория литературы эпохи Ренессанса и "Трагедия мстителя"//-Р2 Общественные науки за рубеаоа. Серий 7. Литературоведа -ние/ИНИОН. 1982. №3. 0,3 п.л.
3. Реф.статья на кн.: Г.Сальгадо. Разнообразие форм комедии// РЗ Общественные науки за рубеаои. Серия № 7. Литературоведение /ИНИОН. 1983. №1. 0,5 п. л.
4. К истории создания пьесы Р.Бруыа и Т.Гейвуда "Последние ланкаширские ведьмы". Рук.доп. в ИКИОН АН СССР К? 34553' от 4.07.1988, 0,5 П.л. .
5. Английская драма первой половины ХУЛ в.(к проблеме взаимовлияний народного и придворного искусств)//Ввсгник Ленинградского Университета.1989. Сер.2. Вып.2. Й 9. 0,9. п.л.
Бесплатно
Рот-т ЛГИК Зак. 332. Т.. [00. 2fi.00.9I.