автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Английская сентиментальная комедия в системе драматических жанров

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Кожевников, Михаил Васильевич
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Английская сентиментальная комедия в системе драматических жанров'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Кожевников, Михаил Васильевич

Введение.

Глава I. Новый зритель - новый герой - новый жанр: эволюция английской драмы рубежа ХУП-ХУШ веков.

Глава П. Сентиментальная комедия - предпосылки рождения жанра.

§ 1. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ "ХРИСТИАНСКИЙ" И

РОЖДЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

§ 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ "МОРАЛИСТИЧЕСКИЙ"

РОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА.

§ 3. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ДРАМАТУРГИЧЕСКИЙ

КРУГ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.

§ 4. СЕНТИМЕНТАЛЬНЬШ ЧЕРТЫ в КОМЕДИИ РЕСТАВРАЦИИ.

Глава Ш. Рояедение жанра - Колли Сиббер.

§ 1. ПЕРВАЯ СЕНТИМЕНТАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ

ПОСЛЕДНЯЯ УЛОВКА ЛЮБВИ".

§ 2. ШЕКСПИР: СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ.

§ 3. "СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ГЛОСТЕР"

РИЧАРД Ш" В ОБРАБОТКЕ СИББЕРА.

§ 4. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИЙ СИББЕРА.

§ 5. СИББЕР - ВАНБРУ - ШЕРИДАН:

ТРИ ЭТАПА АНГЛИЙСКОЙ КОМЕДИИ ХУШ ВЕКА.,.

Глава ГУ74. Расцвет жанра - Ричард Стил.

§ 1. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ "ПРЕДЧУВСТВИЯ" РИЧАРДА СТИЛА

КОМЕДИИ "ПОХОРОНЫ" И "НЕЖНЫЙ МУЖ").

§2. ПЕРВЫЙ СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ опыт

КОМЕДИЯ "ЛЮБОВНЖ-ЛЖЕЦ".

§3. ЭССЕИСТИКА СТИЛА: ОБОСНОВАНИЕ НОВОГО ЖАНРА.

§4. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ТРИУМФ

КОМЕДИЯ " СОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЮБЛЕННЫЕ".

§5. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ "ОТКРЫТИЯ" РИЧАРДА СТИЛА.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Кожевников, Михаил Васильевич

История сентиментальной комедии в Англии неразрывно связана с эпохой Просвещения. За столетний путь своего развития, пережив периоды беспрецедентной популярности и подчеркнуто -пренебрежительной критики, она стремилась следовать главному просветительскому завету - воспитать человека.

Исследование английской сентиментальной комедии позволяет уточнить хронологические рамки сентиментализма и роль драматургии (в частности, комедии) в формировании и развитии сентиментализма как целостной художественной системы.

Особенности данной системы до сих пор вызывают споры в мировом литературоведении, хотя термины "сентиментализм" и "сентиментальный'^ как характеристики отдельных явлений (литературных и бытовых) употребляются очень часто. Но чаще происходит то, что М.М.Бахтин назвал "подменой сентиментализма "сентиментальностью", побочным продуктом сентиментализма". Короткий набросок статьи Бахтина точно озаглавлен - "Проблема сентиментализма" (Бахтин, 1997: 304-305). Проблема существует и сегодня, один из важнейших аспектов ее в том, что "в понятие сентиментализм вкладывалось некоторое прюнебрежительное, высокомерное отношение" и "бытовое употребление термина несколько упростило и принизило его" (Соловьева, 1996: 12).

Чтобы развести литературное и битовое значение слова отечественные ученые иногда используют определение "сентименталистский": ".здесь отсутствует, например, сентименталистское литературное Д1шженж, которое, впрочем, никогда ш было "чистым" и переплеталось, нагфимА), у Стерна с юмористическим и сатирическим реализмом" (ИНарский. Пути английской эстетики ХУШ века // Из истории английской эстетической мысли Х\Ш1 века. - М., 1982. - С.9); "В рамках философии и литфатуры Просвещения первые сентименталистские тенденции появляются еще в середане 30-х гг., в поэзии". (История зфубежной ;штературы ХУШ в. - М.,1991. - С.79) (выделено нами-М.К.). примеры "бытового упрощения и принижения" встречаются уже в XVIII столетии. Так, великий актер Гаррик, вспоминая свою роль в пьесе У. Уайтхеда "Школа для влюбленных", сказал о герое: ". прекрасный, вежливый, сентиментальный сукин сьш.". Г. Уол-пол в письме 1752 г. заметил: "Я еще достаточно сентиментален (I аш still sentimental), чтобы льстить себя надеждой, что человек, кото1»лй просит шестнадцать гиней, отдаст их". У.Ландор (Landor) в книге "Воображаемые беседы" (1829) писал: "Милый Аддисон! Пьяный, осмотрительный, нравственный, сентиментальный, покрытый (пеной) правды и добродетели" (Dear Addíson! drank, delibérate, moral, sentimental, foaming over with truth and virtue).

Литературное значение сентиментализма локализовано несколькими наиболее изученными именами - в Англии это Стерн, Годдсмит, и жанрами - романом, в первую очередь. В последнее время сентиментальная поэзия (Тома)н, Э.Юнг, Грей) также получила законное право на существование^ С сентиментальной драматургией сложнее - в отечественном литературоведении дальше указаний на ее существование дело не пошло - к примеру, в работе А.Аникста: "В Англии уже в начале века (XVIII века -М.К.) появляются первые сентиментальные комедии нравоучительного характера" (Аникст, 1967: 293). Термин "сентиментальный" в отношении драматургического жанра - комедии - есть, но ничего не сказано о том, в какой связи (и была ли она вообще?) находится этот жанр с сен-гаментализмом в целом.

Из определений сентиментализма наиболее близкой нам является мысль М.М.Бахгина из упомянутой выше работы о том, что в его

В академическом издании - пятом томе "Истортш всемирной диггерату-ры", - в главе, посвященной английской литературе ХУШ столетия есть разделы "Поэзия сйгошенгализма", "Роман сентиментализма", но раздела "Сентиментальная драма" нет. основе лежит глубоко существенный подход к человеку и миру. Подход, позволяющий увидеть и осмыслить (художественно освоить) такие стороны действительности, которые не существовали для других направлений. Переоценка маспггабов, возвеличивание маленького, слабого, близкого, переоценка возрастов и жизненных положений (ребенок, женщина, чудак, нищий). Переоценка жизненной детали, мелочи, подробности. Я существую для другого." (Бахтин, 1997: 304).

Английская сентиментальная комедия сумела "художественно освоить такие стороны действительности", которые не существовали для других жанров той эпохи, в частности, для комедии Реставрации. Одно из ее открытий - "чувству", ставшее важнейшей отличительной чертой сентиментальной комедии. Чувство становится критерием нравственной ценности человека и его человечности, само же чувство, при этом, осмысляется в нравственном плане, морально облагораживается. Этот "культ чувства" позволяет, на наш взгляд, говорить о том, что хронологические рамки английского сентиментализма могут быть сдвинуты на несколько десятилетий назад - началу XVIII столетия -комедиям Колли Сиббера и Ричарда Стила.

Концепция сентиментализма, предлагаемая нами, основывается на том изменении, которое претерпевает восприятие чувствительности. Характерно, что отечественные и зарубежные литературоведы часто не различают эти понятия - сентиментализм и чувствительность (sentimentalism and sensibility/4. У американского литератора Джеймса Лоуэлла (Lowell) есть очень точное определение сентиментализма -"фили1ранная работа чувства". В эссе "Старые английские драматур

А К примеру: "В книге исследуется философская природа движения ХУШ в., называемого чувствительность или сентиментализм (sensibility or sentimentalism)" (Bredvold, 1962: 2). "Слово "сентиментальный" или "чувствительный", как обозначение определенного душевного строя и отног[1ения к миру" (Елистратова, 1988: 66). ги" (1887) он пишет о комедиях Р.Стила: "Его пьесы отличаются той филигранной работой чувства (that filigree-work of sentiment), которую мы называем сентиментализмом" (Watson, 1987: 348).

Чувствительность в первой половине XVIII в. понималась как способность человека эмоционально реагировать на окружающее'*. Погружаясь в мир собственных эмоций, человек поражался их богатству и сложности и через них осознавал себя. Таким образом происходило эмоциональное самосознание личности. Чувствительность обеспечивала существование личности, оказывалась мерилом достоинств человека и мыслилась как необходимая основа для функционирования общества. Ее социальное значение заключалось в том, что человек, ею наделенный, острее почувствует страдания ближнего и будет движим стремлением их облегчить. С другой стороны, именно благодаря чувствительности добродетельные поступки доставляют удовольствие тому, кто их совершает. Главное удовольствие чувствительного человека - делать добро. Поэтому в данной системе взглядов чувствительность воспринимается и как источник и высших наслаждений, и главных добродетелей, включая деятельную филантропию, т.е. как особое свойство души - "настроение общественной психики" (А.Н. Веселовский), "дух общественрюго морализма" (Л.В. Пумпянский), а не чувство и страсть.

На протяжении всей эволюции сентиментализма чувствительность остается его основой, но представление о ее задачах меняется. Первоначально чувствительность воспринимается сентименталистами как панацея от социального и нравственного зла, как средство гармонизации человеческих и общественных отношений, чувствительность

Чувстветельность, сетиментальность явились определенным modus vivendi, способом реагировать на окружающее, видеть людей и события в эмоциональном, личностном, вызывающем сочувствие и понимание плане" (Соловьева, 1983: 49). и человечность не разделяются: "Человечность (humanity) в первом и главном значении называется богословами доброжелательностью к людям" (good-will towards men), неверующими - "филантропией" или "любовью к ближнему своему". Иногда переводится как "добрая на-ту{ж" (good-nature^ того, кто, имея благородный характер (nobler character), не удовлетворяется хорошими поступками, но чувствует страдания других с внутренней болью. Тогда ее (человечность -М.К) справедливо можно назвать "чувствительностью", что значительно повышает ее значение" - писал анонимный автор в журнале Prompter от 13 июня 1735 г. (Watson, 1987: 515).

Однако с ходом исторического и литературного развития отношение к ней меняется. Становится ясно, что чувствительность не способна изменить действительность, а предложенные способы исправления общества бессильныЛ Первоначально, однако, такое разочарование не приводит к переоценке самой чувствительности. Только акцент переносится с активной филантропичтокой деятельности на то удовольствие, которое она доставляет. Наслаждение, которое дает чувствительность обладающему ею человеку, начинает восприниматься как нечто самоценное и самоцельное. Так возникает сентиментальный эстетизм в поэзии Томсона, Юнга и Грея. Чувствительность освобождается от утилитарных функций, которые она выполняет в моралистическом сентиментализме, и как бы эстетизируется. Созерцание ее проявлений в себе и других вызывает переживание в извест "Добрая натура" - всего лишь один из огромного числа вЛиангов значения этого выражения в контексте эпохи. На наш взгляд, наиболее точным в данном случае было бы определение А.Н. Веселовского - "нравственное средоточие" (Веселовский, 1999:14). "Когда сентименталист в условиях буржуазной Англии ХУШ в. осознает иллюзорность оптимистических надежд на изменение мира с помощью чувства, когда он воочию убеждается в противоречии между грекраснодушным представлением о человеке и реальным буряЛазным человеком, внутри сентиментальной утогши назревает неверие в эту утопию" (Тройская, 1965: 8).

НОЙ мере родственное эстетическому: "Чувствительники" отошли от общественности в мир своего крошечного "я", в абстракцию "человечности", внутренней "свободы", в уединение, в природу, вещающую о благости творца, избыток чувствительности не изощряет глаза. самонаблюдение доходит до болезненной щепетильности" (Веселов-ский, 1999:39).

Термин "сентиментальная комедия" своего рода оксюморон, т.к это "сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которюго возникает новое смысловое качество" (Словарь литературоведческих терминов). В обиход он вошел после эссе Голдсмита 1773*1года "Сравнение между веселой и сентиментальной комедией" (Ап Essay оп the Theater; or, А Comparison between Laughing and Sentimental Comedy) и с тех пор занимает законное место в мировом литературоведении (к примеру, одна из последних книг - Bilis F. Sentimental Comedy: Theory and Practice. - Cambridge, 1991).

Термины "сентиментальная" и "комедия", действительно, противоположные по смыслу: в основе первого - чувство, как обозначение определенного душевного строя и отношения к миру, второе же -комедия, как часть комического, по мысли АБергсона, имеет такой, "не менее достойный внимания признак, как нечувствительность (вьщелено автором -М.К.\ сопровождающую обыкновенно смех. У смеха нет более сильного врага, чем переживание" {Пер, И. Гольден-берга) (Бергсон, 1992: 12). Тем не менее, в результате их сочетания возникает "новое смысловое качество" - один из самых популярных жанров европейской драматургии XVIII столетия - сентиментальная комедия, основным жанровым признаком которой стала, перефразируя Ю.Н Тынянова, - "речевая установка на чувствительность".

Английская сентиментальная комедия прошла несколько этапов развития:

1) Первый, когда моральная установка комедии была отчетливо выраженной, а новый сентиментальный материал смешивался со старым юмористическим материалом, представленный пьесами Сиббера.

Как называет такие пьесы А.Николл, - "Комедии нравов, объединенные с сентиментальными, образовали специфическую нравственно-безнравственную (moral-immoral) драму, где атмосфера была Конгрива, а цель - Сиббера" (Nicoll, 1955: 89).

2) Второй, когда сентиментальная тема представлена в виде прямого назидания, а комический элемент практически отсутствует, как в "Сознательных влюбленньпА* Р.Стила;

3) Третий, когда комедия стиловского типа все больше превращается в искусственное и недраматичное назидание, совершенно оторванное от реальной жизни, представленный пьесами Холкрофта, Келли, Камберленда и других, а во Франции - "слезливой комедией" (comedie larmoyante).

Годцсмит термином "сентиментальная комедия" обозначил всю традицию подобных пьес, начиная со Стила, хотя слово "сентиментальный" появилось лишь в кшще сороковых годов (см. § 2 второй главы). Точное авторское обозначение жанра "Сентиментальная комедия" появилось только в семидесятые годы: переделка Чарльзом Дженнером "Отца семейства" Дидро на титульном листе обозначена "Сентиментальная комедия" (1771); первоначальное название комедии С. Фута "Прекрасная горничная" (The Handsome Housemaid, 1773) было "А Sentimental Comedy; ог Piety in Pattems".

Огромная популярность новой комедии (еще не названной "сентиментальной") в первой половине XVIII в. заставила многих английских литераторов дать свой вариант ее названия, обозначив им и свое понимание жанра, и свое отношение к нему.

В начале столетия эту комедию называли "моральной": "а moral comedy"A - определение, сделанное анонимным автором в предисловии к пьесе "Современные пророки" (1709).

Эдмунд Берк в 1748 г. назвал ее "плачущей": "Кто изобрел эту плачущую комедию (weeping comedy), не могу сказать".

Для Артура Мерфи (МифНу) в 1754 году новизна подобной комедии неоспорима, но определение "сентиментальная" еще только входило в обиход, поэтому требовало уточнения: "Новый вид драмы (new species of the drama), называемый сентиментальная или трогательная (patfaetic). Вполне вероятно, что Мерфи дал английский вариант вольтеровского термина "трогательная комедия" (comédie attendrissante), которым французский писатель заявил свое несогласие с названием популярного в те годы жанра "слезливой комедии" (comédie larmoyante).

Термин "благородная комедия" (genteel comedy) - самый употребительный у сторонников и критиков нового жанра.

Перенос значения данного термина в полной мере отражает процесс эволюции комедийного жанра в XVIII столетии*: в начале века так называли комедию Реставрации. Ричард Стил писал о безнравственности комедий Этериджа, которые воспринимаются всеми как "тип модной комедии" (а type of genteel comedy). В данном случае "genteel", в первую очередь, "модная". Именно этой "модной" комедии

В кжгексте пьесы и той эпохи данное олределшие можно трактовать и как "моралистичная комедия".

Данное явление - пА>енос значения термина "geQteer, отражающее изменение лиггературной и социалыкА ситуации - М.М.Б87пин очень точно назвал "социальной оаАенкой" слова: "Вот эту-то историчес!АА) актуальность, объединяющую еданич!А наличность высказывания с общностью и полнотой его смысла, шщивидуалгаующую и конкретизующую смысл и осмысляющую звуковую наличность слова здесь и теперь, мы и называем социальной оценкой" ("Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологаче-скую поэтику". - Бахтин, 1998:238).

Стал противопоставил свшо "добрую комедию" (gentle comedy) ("Зри-TA"№65).

Позднее комедию стиловского типа тоже назвали "genteel", но понимали под этим словом "благородная, благовоспитанная" комедия'.

Джордж Колман в 1775 году писал: "Эта благородная комедия прошлых лет". А в 1779 году один из самых ярых ее противников -Шеридан, в "Критике", едко высмеивавшим современные литературные нравы, не преминул высказаты;я и о сентиментальной комедии, назвав ее "genteel" (в русском переводе - "изящная"): "Это изящная (genteel) комедия. Написано в том самом стиле, который у нас раскритиковали. В истинно сентаментальном стиле (the true sentunental), представьте, ничего смешного от начала до конца (I, 1, пер. М.Богословской и С£оброва). К этому времени понятия "благородная" и "сентиментальная" полностью совпадают.

Единственное возражение не против определения "плачущая", "благородная" и т.д., а против самого жанра - "комедия", - сделал Х.Уолпол. Его устраивали и добродетельные герои, и льющиеся рекой слезы, он только не хотел называть подобные пьесы "комедиями": "Я думаю, что первый человек, создавший слезливую комедию, скорее хотел представлять меланхоличную историю из обычной жизни (а melancholy story in private life), чем написать комедию без веселья. И если благодаря этому он "женил" две несовместимые разновидности -трагедию и комедию, или, другими словами, несчастье с веселым финалом, и нарек это слезливой комедией, то назови свой новый вид (had named his new genus) "смешанной или буржуазной трагедией", он дал бы сцене третью разновидность" ("Мысли о комедии", 1777).

А "Сешиментальная комедиа была возвеличена своими поклонниками аристократическим термином "благовоспитанная" (genteel). (Netfleton, 1968: 266).

Показательно в данном случае употребление Уолполом слова "меланхолия" (melancholy), значение которого в ту эпоху было особым. Сентиментальная поэзия переосмыслила это слово, т.к. в драме конца XVII столетия оно никак не было связано с чувствительностью.

В комедии Драйдена "Клеоменос: спартанский герой" (Cleome-nes: The Spartan Hero, 1692) особо подчеркнуто: "Меланхолия - нечувствительность, оцепенение ума" (melancholy is а numbness of the mind). a 1). в середине XVIII в. "меланхолия" в первую и главную очередь -характеристика чувствительного человека***: "Эта сфера чувствительности воспитала свою музу: задумчивую Меланхолию, обитательницу развалин, старых келий и теней, не оглашенных весельем" (Веселов-ский, 1999:42).

А.Н. Веселовский в своей книге неоднократно говорит о "меланхолии" Жуковского и понимании им этого слова. Высказанная Жуковским в статье 1808 г. "О меланхолии" мысль, что это "грусть, но грусть, не лишенная бодрости, а животворная и сладкая, какое-то смутное стремление", - венчаег собой и русскую, и английскую сентиментальную трактов!А этого слова**.

В нашем случае важно, что для Уолпола и сентиментальная поэзия, и сентиментальная комедия (у него - "слезливая") - явления одного ряда.

Многочисленные дефиниции нового жанра - результат ожесточенной борьбы на сцене и вокруг нее. Кульминационной точкой этой борьбы стали семидесятые годы. Накал и ожесточенность споров, ос

ЖуАталист ЧгАльз Джонсон писал в 1762 г.: "Свншментальная скшн-ностъ харжгера делает меня меланхоликом". ХАфактфно, что в современном русском языке у данного слова одао-значно негативная дефиниция: "Меланхолия. Болезненно-угаетенное состояние, тоска, хацдра" - СИ. Ожегов. Слов£Ч)ь русского языка. - М., 1988. - С.279. корбительные эпитеты и сравнения (к примеру, "сентиментальная комедия представляет собой сбрендившую разновидность нравственности (drivelling species of morality)", "успех одного дурака соблазнил многих" и т.д.) с той и другой стороны были вполне обычны.

Суть этой борьбы отражена в самом названии трактата Годц-смита "Сравнение между веселой и сентиментальной комедией".

Этот Т1шсгат не только отразил сущность спора, но и закрепил за новой комедией термин "сентиментальная": "Новый драматический жтрАА был введен под названием сентиментальная комедия (а new species of dramatic composition has been introduced under the паше of sentimental comedy), в которой были прославлены добродетели семейной жизни. Эти комедии имели позднее большой успех, во-первых, из-за своей новизны, а также тем, что льстили каждому человеку в его любимой причуде".

Годцсмит дал характеристику героям этой комедии: "В этих пьесах все герои - положительные и исключительно великодушные; они щедрые, и хотя стремятся к юмору (humour), но изобилуют чувством (sentiment) и эмоциями (feeting)". Он обратил внимание на отличительную особенность таких пьес - соучастие публики: "Если они (герои -М.К.) попадали в беду, зритель не только прощал, но и сочувствовал им, ценя доброту их сердец".

В принципе, Годцсмит, как и Уолпол, не возражал против подобных пьес, его не устраивало то, что они называются комедиями: "Если люди испытывают наслаждение от слез в комедии (in weeping at

Слово "genie" как "литературный жанр" еще практачески не употреблялось. К гцжмеру, Ч.Джвннер в 1770 году писал Таррмку: "Я думаю, что слово "жа1ф" (genre) не будет восгфинято англ1в1ской публикой так же благосклонно, как "род" Odiui), когда речь идет о комедии" (Цит. по: Oxford EngAh Dictionary). Поэтому в ту эпоху (и во многах исследованиях XX века) предпочтение отдавалось более широким по значению и не столь жестким понятиям 'Ripéeles", "kind", "type". Но в данном кадпексте, на наш взгляд, выражАЕше Голдсмита лучше всего перевести именно как "жанр". comedy), было бы жестоко отказывать им в этом невинном удовольствии. Хотя эти пьесы и не соответствуют названию комедии, пусть мы и назовем их другим именем, если они доставляют удовольствие публике - они хорошие. Их успех, можно сказать, есть показатель их достоинства". Но, в отличие от Уолпола, предлагает очень "жесткий" вариант жанровой дефиниции такой пьесы - "незаконнорожденное дитя трагедии" (species of bastard tragedy).

Столь резкое высказывание Годдсмита огаосится к сентиментальной комедии третьего этапа, потому что он сравнивает ее с сентиментальным романом: "Но есть один аргумент в пользу сентиментальной комедии, который сохранит ее на сцене, вопреки всему сказанному против нее, - ее очень легко написать (the most easily written). Способностей, которых не хватит для создания романа, вполне достаточно для написания сентиментальной комедии. Нужно только возвысить характеры персонажей, украсить героя лентами, или дать героине титул, затем вложить «о'чный диалог, без особого характера или юмора, представить насколько возможно добрые сердца, прекрасные одежды, дать одну-две хгаиюстливые сцены, пересыпать все это нежным меланхоличным разговором, и, без сомнения, все дамы будут пшкать, а все джентльмены - аплодировать". (Цит. по: Restoration, 1973:389).

Бурное развитие романа в середине XVIII столетия, помимо других последствий, привело к резкому увеличению числа читателей и сделало его наиболее авторитетным литературным жанром. Роман становится важнейшим фактором влияния на другие жанры, в частности, на сентиментальную комедию.

Теперь все писатели, в том числе и драматурги, должны ориентироваться на читателя, а социальный состав читающей публики коренным (Араз(ш изменился - во второй половине века отстаивать буржуазные добродетели не было необходимости, как во времена Сиббера и Стила.

Отношение к сентиментальной комедии отныне совершенно другое - ее рассматривали, в первую очередь, как литературный текст. Уже в 1762 году пьеса У. Уайтхеда "Школа для влюбленных" (School for lovers) в одном из журналов названа "скорее пьесой-беседой (conversation-piece), чем комедией". Недостатки, которые критик нашел в ней, в полной мере раскрывают недраматичность данной комедии: "Беседа естественная, приличная и нравственная, хотя и не отличается разнообразием замыст, сюжета и сценичности" *А.

Один из главных противников сентиментальной комедии -Уильям Кук (Сооке) обвинил ее авторов в том, что они не смогли првдумать ничего нового, 1дюме замены vis cómica патетикой, и естественного диалога подробным речитативом". И, делает он вывод, "это роман снабдил их сюжетом" (а novel furnished them with the plot).

Более того, указывались даже конкретные "романные" источники - о комедии Ф.Шеридан "Открытие" (EHscovery, 1763) критик написал: "Это скорее повествование в духе Ричардсона (а Ilichardsonian narration)".

Сентиментальную комедию теперь проверяли не только на сцене, но и "в кабинете", т.е. при чтении.

После удачной постановки самой известной сентиментальной комедии Камберленда "Западный индеец" (West Indian, 1771) в одном из журналов было замечено, что "комедия была успешна на сцене, но теперь ее надо проверить и в кабинете". А сам драматург, представляя в 1804 году комедию "Дочь моряка", обратился к зрителям с просьбой не относиться слишком критично к его пьесе, поставленной на сцене, "пока не проверят ее в кабинете".

Ufnenu ю журналов того времени сделаны по изданию - Sherbo, 1957.

Подобных примеров в указанную эпоху было множествои, характерное совпадение, - первая пьеса с обозначением жанра на титуле "сентиментальная комедия" - переделка Дженнера, - не готовилась к постановке, а сразу была напечатана с его объяснением, что "развлечение для кабинета гораздо полезнее такого же для сцены".

Таким образом, в эти десятилетия роман полностью "захватил" сентиментальную сферу, а комедия должна была стать "веселой", по терминологии Голдсмита. К примеру, о комедии миссис Гриффит (Griffith) "Времена" (The Times, 1779) один из журналов написал: "Комедия слишком сентиментальна для сцены. Она могла бы быть хорошей основой для сентиментального романа, но не годна для постановки".

Поэтому объектом нашего исследования стали сентиментальные комедии "годные для постановки" - комедии Сиббера и Стила, в которых "сентиментальная" или "моралистическая" цель достигалась, в основном, драматическими средствами, главным из которых было "совершение добрых дел". Именно в этом видит основное отличие сентиментального романа от сентиментальной комедии Р.Бриссенден: "Предмет сентиментального романа не моральные действия, а моральные разграничения, важно не совершение добрых дел, но правильный анализ нравственно запутанных и озадачивающих ситуаций" (Brissenden, 1974: 119).

Во второй половине ХУШ в. сентиментальные комедии были более популярны в напечаташюм виде, чем на сцене" (Page, 1935: 133). л л л

Все исследования сентиментальной комедии, по-разному трактуя сам жанр, сходятся в одном - у ее истоков пьесы Колли Сиббера и Ричарда Стила.

Драма чувствительности" Бернбаума (первое издание - 1915 год) стала "первой попыткой рассмотрения в одной книге всех драмь1 чувствительности со времени их расцвета до 1780 года". Он обозначил жанр книги как "набросок истории" ("а sketch of history"), в котором стремился заниматься не бесперспективной актуализацией давно забытой драмы, а определить "степень влияния ее (драмы -М.К) идеалов на современную литературу".

Современность сентиментализма - основное отличие концепции Бернбаума: "Сегодня сила такой веры в человеческую природу - очевидна. Сентиментализм, распространяясь, объединяет социальные и литературные явления, которые имеют небольшую связь друг с другом. Он пооцфил религиозные секты, которые отрицают действительность греха. Он обручил раба со свободой и наделил среднего человека беспрецедентными политическими обязанностями, он изменил воспитание, утверждая, что инстинкты ребенка не должны подавляться дисциплиной. Он дал сильный импульс к движению к социальной реформе. Он утверждал, что бедные не виноваты в их бедности и в их проступках. Он поддержал социалиста и пацифиста в их надежде, что мировой порядок, к которому они стремятся, основанный на всеобщей доброжелательности, вьщержит испытание практикой" (Bembaum, 1958: 3).

Бернбаум дает целую систему определений сентиментализма: "оптимистическая человечность", "жизненный уклад", "осознание человеческого бытия", "сентиментализм слишком постоянная и мощная тоска человеческого сердца, чтобы не найти случайное выражение в литературе любой нации и любого века", "моральное чувство, чувство восхищения настоящими благородными делами и эмоциями, которое является инстинктивным и стоящим вьпие этического рационализма".

Но, по терминологии Бахтина, Бернбаум говорит скорее о "побочном продукте" сентиментализма - сентиментальности.

В понятие "драма чувствительности" (the drama of sensibihty) Бернбаум включает сентиментальную комедию и "домашнюю" трагедию. Главное их отличие - финал: счастливый в первом случае, и несчастный - во втором.

В появившейся в 1924 г. монографии Джозефе Кратча "Комедии после Реставрации" взгляд Бернбаума на сентиментальную драму подвергается критике. По мьюли Кратча не было единственной нравственно-исторической причины "морального двияюния", которое являлось лишь реакцией на безнравственность эпохи Реставрации. Он понимает это движение не как всшбщее форвшрование новой "сентиментальной" этики. Сентиментализм для него ограничен только внут-рилитературной функцией и обозначает не новую этическую или антропологическую теорию, а "новое отражение новой морали".

Отсюда резко критичное отношение к сентиментализму, как "поверхностной и, обычно, мелкой нелогичной эмоции". А "преувеличенное восхищение добродетелью" - всего лишь "проявление чувствительности". Сентиментальная комедия - "эстетическая реализация этой чувствительности", "идеалистическая, назидательная и плаксивая" (idealistic, moralizing, and lachrymose). Она не может быть ни хорошей, ни плохой, потому что это "не комедия вообще". Кратч отрицает историческую роль данного жанра.

Один из самых известных исследователей английской драмы XVII-XVIII вв. Б.Добрэ в своих книгах ("Комедия Реставрации" и

Трагедия Реставрации") называет комедии Сиббера и Стила "сентиментальными" и считает их основателями данного жанра. Но отношение к сентиментализму в целом - отрицательное: "Сентиментальное -всего лишь другое название для ошибочности (sentimental is only another ñame for fiilsity) (Dobrée, 1929).

АНИКСЛЛ несколько своих книг посвятил дфаме XVIII в. Он, используя терминологию Бернбаума, уточняет его определение: "Англия была завалена "гуманной драмой чувствительности" (humanitarian drama of sensibility) (Nicoll, 1931: X).

Два первьпс тома основного труда Никодла - "Истории английской драмы" - содержат противоречивые высказывания о сентиментализме и сентиментальной комедии. Соглашаясь с Бернбаумом и Крат-чем в том, что с Сиббера и Стила начинается и достигает расцвета (1696 и 1722 гг. соответственно) развитие этого жанра, отрицает наличие у них устоявшейся "уверенности в доброй природе человека". В то же время считает, что "сентиментализм был всего лишь искусственным одеянием, С1фывающим пртворную стьщливость пуританина (типа Колльера), частью лицемерного обмана". Но указывает на объединяющую эти комедии черту - "раскаяние героя в пятом акте".

Во втором томе говорит о социальной базе сентиментализма, выросшем на протесте среднего класса против "аристократического цинизма", а сентиментальные комедии отразили этот протест, "являясь отражением реальности" и "преднамеренно излагая моральную или социальную проблему".

Николл исследует историю английской драмы с древних времен до XX столетия. По его мнению, все этапы этого процесса находятся в неразрывной связи друг с другом: "Драма каждого периода черпала достижения прошлого и влияла на творения последующих лет". Сентиментальная комедия, считает он, во многом определила специфику мелодрамы XIX века, поэтому называет пьесы конца XVIII столетия "сентиментальными мелодраматическими комедиями" (sentimental melodramatic comedy) (Nicc41, 1955; 168).

Монография Артура Шербо "Английская сентиментальная драма" вышла в 1957 году. В ней он попытался исследовать саму природу жанра. В понятие "сентиментальная драма" он, как Бернбаум и 1Атч, включает сентиментальную комедию и "домашнюю" трагедию. (Sherbo, 1957:7).

Новизна подхода Шербо заключалась в попытке вычленить "основные элементы внутренней структуры сентиментальной драмы": "повторение и продление" (repetition and prolongation), "избежание юмора и непристойности" (eschewal of humor and the bawdy), "особая выразительность и наставление" (emphasis and direction).

Проверяя" с помощью данных "инструментов" (термин Шербо) большое количество английских пьес, автор обнаруживает "сентамен-тальные" элементы даже в трагедиях и комедиях Шекспира.

Статья Пауля Парцелла имеет примечательное название "Сентиментальная маска". Для него сентиментализм это "исключительно сентиментальность, а именно слащавая сладость, елейная добродетель, бесконечные раскаяния". Он пыгается ответить на "главный вопрос": Почему понятие сентиментализм, имеющее дело с самыми благородными человеческими идеалами, стало восприниматься негативно?" Ответ Парнелла однозначен - из-за несовпадения провозглашаемых идеалов и реальной практикой их претворения на сцене, происшедшего в комедии второй половины XVIII в. Поэтому единственной "по-настоящему сентиментальной книгой" для Парнелла был трактат Ричарда Стила "Христианский герой" (Pamell, 1963: 532).

С середины XX столетия многие исследователи (как и литераторы XVIII в.) попытались заменить определение "сентиментальная" на какое-то другое.

Джон Смит ввел понятие "образцовая комедия" (exemplary comedy), считая, что термин "сентиментальная" слишком распльшча-тый. По его мнению, первым примером "образцовой комедии" стали пьесы Шэдуэлла, стремившегося удовлетворить спрос женской части аудитории "показать на сцене благопристойную, искреннюю и честную любовь" (Smith, 1948: 23).

Джон Лофтис в диссертации о Стиле продолжил концепцию Смита. Различие между "сентиментальной" и "образцовой" комедией Лофтис видит в способе влияния на публику: первая публике доведет, апеллируя к ее жалостливым чувствам, вторая предлагает образец для подражания. Для Лофтиса классический пример такой комедии -"Сознательные влюбленные" Стила. Соединение двух типов комедий во второй половине XVIII столетия он объясняет не социальными или историческими прищшами, а "драматургической необходимостью" -драматургам, представившим в своих пьесах идеальных героев, пришлось отказаться от сатиры, а образовавшиеся пустоты заполнить пафосом, как единственной альтернативой (Loffis, 1952: 198).

В дальнейших публикациях Лофтиса о комедии Просвещения (Loftis, 1959; Loftis, 1963) история сентиментализма как литературного движения напрямую связана с религиозной и интеллектуальной историей того времени. Но данные определения xoinpa - "genteel", "exemplary" - вносят н{ш>ственный аспект в сентиментальную комедию Сиббера и Стила.

Ширли Кении, редактор сборника пьес Стила 1971 года, через несколько лет предложила свой вариант - "человечная комедия" (humane comedy), которая отличается и от комедии нравов, и от коме

ДНИ сентаментальной: "Этот тип комедии (а distinct and significant kind of comedy), к которому я отношу пьесы Сиббера, Фаркера, Стила и некоторые - Ванбру и Конгрива, - отмечены комбинацией здравости и энергии (а combination of robustness and energy). Эти драматурги дали посЛюдующим поколениям не только склонность к слезливости и морализации, но и обратили внимание на жизнь вне города - Фаркер, и заставили поверить в совершенство человеческой души - Стил" (Kenny, 1977:31).

Р. Хьюм в книге "Распутная сцена: Исследование английской драмы с 1660 по 1800 гг." достаточно убедительно доказьгаает, что между 1690 и 1710 гг. в комедии победили "моральные и человечные интересы", а термин "сентиментальный" не отражает сути свершившегося изменения. Свои дефиниции он дает очень неохотно, ограничившись общей - "августинская драма". Существующие же различные определения жанра ("humane", "reform" и "exemplary comedy") Хьюм объясняет их "гетерогенностью": первое подчеркивает содержательную сторону жанра, а два других - драматическую реализацию (Hume, 1983: 143).

В самом широком смысле этого слова, считает Хьюм, "в стандартах комедии XVIII в. практически каждый комедиограф после 1740 г. был "сентиментальным", не потому что все приняли принципы Шефтсбери, или ставили цель - вызвать слезы, но потому что это было более тонкое и более глубокое изменение во взглядах на юмор и человеческую природу".

Подобная точка зрения была весьма распространенной: "В середине XVIII в. все новые пьесы были сентиментальными" (Kenneth, 1970: 156).

Сложность и неоднозначность развития английской драмы, в частности, комедии, вызвали столь разные точки зрения на этот процесс, поэтому Хьюм бьш совершенно прав, заявив, что "ни одна категория, касающаяся развития комедии в XVIII столетии не может быть абсолютной".

Но эволюционные процессы, происходившие в английской драме с начала XVIII в., привели к образованию совершенно новых жанров, что, по мнению Хьюма, требует введения новых терминов: "Влияние comédie larmoyante и рост интереса к стщальным и моргшь-ным проблемам рождают пьесы, которые не могли быть правильными комедиями, поэтому я предлагаю термин "серьезная комедия" (serious comedy) (Hume, 1983: 31).

В отечественном литературоведении специальных исследова-.-НИИ, посвященных сентиментальной комедии нет, за исключением двух книг А.Чебышева: "Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII и половины XVIII века" (СПб., 1897); "Очерки из истории европейской драмы. Французская "слезная комедия" (Воронеж, 1901 ).

Автор убежден в том, что сентиментальная комедия впервые появилась в Англии: "До возникновения "слезной комедии" во Франции - в Англии существовала уже аналюгичная ей сентиментальная комедия. Предшественниками творца comédie larmoyante Нивеля де ла Шоссе (Nivelle de la Chausee) были Колли Сиббер и Ричард Стил" (Чебышев, 1897:4). * *

Актуальность исследования во многом определяется тем, что история английской сентиментальной комедии долгое время оставалась вне поля зрения отечественньпс ученых. Вместе с тем, данный период (XVIII в.) является одним из самых ярких в истории английской литературы, особенно, драматургии. Именно в это время в английской драме рождаются новые хАнры, "востребованные" новой социальной обстановкой в Англии. Попытка проследить судьбу однАо популярного жанра на протяжении почти целого столетия должна помочь лучше понять особенности литературного процесса и сделать более полной картину литературной жизни указанного периода.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выяснить основные закономерности генезиса и эволюции жанра сентиментальной комедии в английской литературе с девяностых годов XVII века по семидесятые годы ХУ1П века.

В связи с этим главные задачи исследования:

- раскрыть характер эволюционных процесс<ж, происходящих в английской драме на рубеже Х\11-ХУ111 вв.;

- выявить основные предпосылки рождения жанра сентиментальной комедии;

- определить круг наиболее популярных драматических понятий, формирующих сентиментальную комедию;

- определить место и роль комедий Сиббера в формировании и эволюции жанра;

- раскрыть характер рецепции пьес Шекспира английской литературой второй половины XVII в., место и роль шекспировских переделок Сиббера в этом процессе;

- выявить новаторский характер комедии Стила, определившей основные черты жанра сентиментальной комедии.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка многоаспектного изучения генезиса и эволюции жанра сентиментальной комедии в английской литературе. Впервые подвергнут анализу процесс формирования "культа чувствительности" в английской богословской и моралистической литературе конца XVII - начала XVIII вв.

Также впервые анализируются комедии Колли Сиббера и Ричарда Стила, ставшие первыми образцами нового жанра'А.

Пьесы Сиббера цитируются, в основном, по изданию, к которому еще не обращались отечественные ученые, - The Dramatic works of Colley Cibber. In 5 vols - London, 1777, Поэтому в научный оборот вводятся неизвестные у нас творения данного автора. Еще один сборник пьес Сиббера, используемый в нашем исследовании, носит очень показательное название - "Три сентиментальные комедии Сиббера" (Colley Cibber. Three sentimental comedies. - London, 1973). При анализе сибберовской переделки "Ричарда ПГ мы обращались также к электронной версии данной • пьесы Колли Сиббера (http://etext.lib.virginia.edu/modeng/modengO.browse.html 1996), сделанной на основе первого (1700 год) издания.

Комедии Ричарда Стила анализируются по оксфордскому изданию - The plays of Richard Steele./ Ed. by Shirley Strum Kenny. - Oxford, 1971.

Для характеристики яАнра сентиментальной комедии в работе используется новая категория -моралистический сентиментализм.

Теоретической основой диссертации стали работы А.Н. Весе-ловского по проблемам исторической поэтики и поэзии В. А. Жуковского; статьи М.М. Бахтина по проблемам сентиментализма; некоторые теоретические положения В.Я. Проппа из его книги "Морфология сказки".

Особую роль в исследовании сыграли работы И.О.Шайтанова о природе жанрового слова.

Теория литературных жанров только разрабатьшается в сегодняшнем литературоведении. Жанровые дефиниции часто носят

При шпировании мы придерживаемся следующей схемы: поэтический текст (кроме специально оговоренных случаев) дается в оригинале, прозаический, как правило, - в переводе. слишком отгвлеченный характер и не отражают того многообразия явлений, которые по традиции ассоциируются с тем или иным жанром Об этом писал известный английский ученый А. Фаулер: "В своем историческом развитии жанры претерпевают постоянные изменения", поэтому, когда "мы решаемся на более пристальное и детальное описание, то обнаруживаем, что оказываемся лицом к лицу с временными и местными разновидностями жанра и с теми историческими изменениями, которые постоянно происходят в них"ЛА (Fowler, 1982:45).

Разработанный И. О. Шайтанов ым метод "историко-литературной реконструкции" был использован им при анализе английской поэзии и публицистики начала XVIII века (Шайтанов, 1987; Шай'ганов, 1989). Данный метод положен и в основу нашего исследования.

С помощью данного метода, используя идеи Ю.Н. Тынянова и теоретические положения М.М. Бахтина, И.О. Шайтанов вводит принципиальное понятие "содержательность жанровой формы", основой для которого стали высказьюания Бахтина о соотнесенности формального и содержательного моментов в искусстве. Мысль Бахтина о том, что жанр - категория, которая не только диктует выбор темы, но предопределяет "выступление за тему" (то есть определяет не только выбор темы, но, в какой-то мере, и ее оценку), приобретает для исследователя особую значимость. Как отмечает он сам, "благодаря жанровой содержательности мы узнаем произведение до того, как его про-читьшаем или сльппим" (Шайтанов, 1989: 54). Определение жанра произведения необходимо и для того, чтобы более полно понять и правильно интерпретировать его содержание: "Важно сделать жанр новым принципом системности, действительно способным организовать исторический материал, выступающий не как норма по отношеnq)eBOfl В.Н.Ганина. нию к индивидуальному тексту, а как индивидуальная реализация устойчивых типов высказывания, наличествующих в культурном сознании" (Шайтшюв, 1996: 19).

Если рассматривать английскую сентиментальную комедию с таких позиций, то определение ее жанра, сделанное A.A. Чебышевым, будет очень точным: "Признаки сентиментальной комедии: сознательно нравоучительная цель, достигаемая не столько осмеянием человеческих слабостей, сколько выставлением добродетели в привлекательном виде, включение в число действующих лиц представителей примерной добродетели, которые вступают в борьбу с порочными лицами, доводят их до раскаяния и обращают на путь истины" (Че-бышев, 1897:73).

Данное определение можно считать образцовым в контексте нашего исследования, потому что оно точно характеризует комедии Сиббера и Стила, которые справедливо называются "сентиментальными", хотя самого слова еще не было в те годы, как считаем мы "сентиментальной" поэзию Томсона, Юнга и Грея, когда слова также еще не было.

Весьма важную роль для теоретической обоснованности работы сыграли труды Р. Хьюма и А. Шербо об английской драматургии XVIII в. и статья Р. Крейна о предпосылках "культа чувствительности".

Практическая ценность работы заключается в том, что в ней содержится материал, способный расширить и дополнить общую картину литературного процесса в Англии XVII-XVIII столютий, поэтому результаты исследования могут использоваться при создании учебников по английской литературе, учебных и научных пособий по истории театра и т.д.

27

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры всемирной литературы МПГУ, кафедры сравнительной истории литератур РГТУ, на ежегодных Пуришевских чтениях (1992-2001), на международных конференциях литературоведов-англистов в Москве, Смоленске, Кирове, Нижнем Новгороде. Материалы работы используются при чтении академического курса "История зарубежного театра" в Магнитогорском университете на отделении "Культурология", а также при чтении спецкурса "Основные тенденции в развитии английской драмы XVIII века".

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Английская сентиментальная комедия в системе драматических жанров"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изменения, которые произошли в английской драме в конце XVII века объяснялись прямым воздействием зрителя - изменилась общественная ситуация, появились новые проблемы и заботы, новые положительные и отрицательные герои. Постановка первой комедии Сиббера вызвала у зрителей "искренние слезы". Слово это весьма примечательно, недаром, сентаментальную комедию часто называют "слезливой". Голдсмит в семидесятью годы ХУ1П в. очень точно отметил существеннейшее отличие жанра - живой и непосредственный отклик на запросы публики. По мысли Ю.И.Кагарлицкого, в XVIII веке "сентиментальное" значит "повседневное", т.е. то, что волнует людей каждый день, а не исключительные происшествия с исключительными людьмиЛ И происходит это на самом деле, с любым, обыкновен-ПЬМ человеком. То есть тем, кого назовут "маленьким" после прочтения Грея и Томсона, Ричардсона и Стерна. Претензия на невымыш-ленность - характерная черта английской просветительской литературы и сентиментализма, в частности.

Основой английского моралистического сентиментализма была чувствительность - открытая в человеке способность к эмоциональной рефлексии, самопознание личности через эмоции. Чувствительность воспринимается "сентименталистки-орйентированными писателями" (выражение А.Л. Зорина) как гарант нравственного возрождения личности, а следовательно и общества, мощное средство гармонизации человеческих и социальных отношений. По выражению Л.В. Пумпянского в этом заключается "коренной догмат сентиментализма: Томас Холкрофт писал в 1784 г.: "Есть смешение добродетели и порока во всех людях. И когда слуги, помощники шерифа, тюремщики и все классы людей будут обрисованы как сенгаментальные. эти ^фагоцеКйые качества станут очень обычными" (8МЬаитег, 1936; 42). все люди морально равны, и это равенство важнее, чем искусственное социальное их неравенство" (Пумпянский, 1947: 436). Принося радость обладающему ею, чувствительность в то же время должна была побуждать его к совершению добрых и гуманных поступков, к активной помощи нуждающимся в ней.

Формирование культа чувствительности происходит в конце XVII века. В трудах английских богословов-латитудинариев рождается новый моральный кодекс, основой которого стали "доброжелательность", "любовь", "добросердечность".

Основные понятия этого кодекса активно входили в литературный обиход, чему способствовали и эволюционные процессы, происходящие в английской драме рубежа XVII-XVIII столетий.

Результатом этих процессов стало появление новых жанров -"буржуазной" трагедии, балладной оперы, сентиментальной комедии.

Эти жанры объединяет новый подход к изображению человека. Изменившаяся социальная обстановка потребовала новых "героев" на сцене. К концу двадцатых годов XVIII века им стал "лондонский купец", т.е. буржуа.

Специфические черты сентиментальной комедии определяются этим социальным фоном: по своей сути она представляет собой попытку приспособить мораль буржуа к сценической условности. В ее сюжете заложена необходимость разрешения моральной проблемы, которая обычно утверждается в победе целомудрия, прославления супружеской верности. Аудитория ожидала недвусмысленного морального урока, что, в свою очередь, определяло характер пьесы, изобилующей поучительными сентенциями.

И такой урок публика получила в пьесе Сиббера 1696 года, которой он обозначил первый тип новой комедии - раскаяние заблудшего героя.

Революционность" (Бернбаум) "Последней уловки любви" заключалась в новом отношении к человеку - прославлении его "доброй природы" (good nature) и показе "долго пренебрегаемой добродетели". В "споре" за Ловласа в конечном итоге победил Сиббер. В "поединке" трех драматургов (Сиббер-Ванбру-Шеридан) исследовалась мужская природа в "мужском" обществе, по сути, это был спор "о природе человека": какова она - "добрая" или "испорченная"? Шеридан в конце XVin столетия подтвердил предположение Сиббера конца XVII века, что мужская (следовательно и человеческая) природа, в основе своей добрая.

Передежа Сиббера "Ричард Ш" стала важной вехой в общей истории адаптации Шекспира и во многом определила основнью черты рождающегося жанра сентиментальной комедии: способ характериза-ции (самораскрытие героя), новый образ женщины, новые сценические приемы. Новизна данной сибберовской пьесы подчеркивалась и ее особой »Ш1ровой дефиницией - "мелодрама".

Ричард Стил, начавший с развлекательных комедий с немногими сентиментальными "предчувствиями", в "Любовнике-лжеце" предопределил основные особенности жанра сентиментальной комедии на многие десятилетия. Используя заимствованный сюжет для провозглашения главной цели - моралистической - осуждение порока и прославление добродетели, он утвердил в комедии принцип "поэтической справедливости", а традиционный смех заменил слезами.

Знаменитые журналы Стила и Адцисона учили людей новой нравственности. После неудачного "сентиментального опыта" на сцене Стил в эссеистике утвердил основные черты новой комедии, назвав ее "доброй". Примером такой комедии стала его последняя пьеса "Сознательные влюбленные", ставшая классическим образцом жанра.

Одно из важнейших сентиментальных "открытий" Стила - новый взгляд на человека. В терминологии М.М. Бахтина это "сентиментально-гуманистическое развеществление человека" - "человек перестает быть вепц>ю, но не становится личностью" (Бахтин, 1997: 356).

Убежденный сторонник английской государственности, сложившейся после "славной" революции 1689 года, Ричард Стил представил на сцене идеальных граждан. В первую очередь, это представители буржуа - купцы, ставшие "новым видом" английского джентльмена. Это люди безукоризненной добродетели, чести и справедливости. Любовь для них священна, семейные добродетели незыблемы. Подобные герои были востребованы английским обществом тех лет, как написал Велстед в эпилоге "Сознательных влюбленных": "На Индиану вся нация (вьщелено нами -М.К) будет смотреть глазами Бе-вила".

Герои Стила, действительно, еще не стали личностями - слишком полагаются они на Провидение, которое спасет их, но - и это главное - они "перестали быть вещью".

Во второй половине XVIII столетия социальная и литературная ситуация изменились. Сентиментальная комедия подверглась резкой критике со стороны ведущих английских литераторов. По сложившейся в те годы традиции драматурги вывели на сцену две музы -"веселую" и "печальную".

В прологе к комедии "Соперники" (The Rivals, 1775) Шеридан с негодованием отмечает:

Must we displace hef? And instead advance The Goddless of the woeful countenance -The Sentimental Muse!. She'U snatch the da^er from her sister hand: And having made her votaries Weep a flood.

Good Heaven! She'll end her comedies in blood^.

Критический настрой Шеридана не помешал ему дать очень точную характеристику сентиментальной комедии: "the godless of the woeful countenance" (эпитет "woeful" из-за обилия слез в таких пьесах, хотя в ту эпоху он не имел только негативный оттенок). "Teaching and preaching" - назидательность, нравоучение - всегда на первом месте у сентиментальных драматургов. "Sympathy", "Heart" и "solemn sentiments" - главные отличительные черты сентиментальной комедииА.

В комедии Сиббера и Стила все эти черты были заявлены впервые, ко времени Шеридана - еще очень популярны, а с тех пор доброжелательность, сердечность, любовь и милосердие к ближнему уже никогда не бывали забыты литературой, а принцип "поэтической справедливоста", введенный Стилом в сентаментальную комедию, вновь и вновь проявляет себя в современных модификациях этого жанра - многочисленных литературных и кинематографических мелодрамах. а Ее ли свергнуть? И гфшвать взамен Чувствительную Музу грустных сцен, Ах, если мы престол уступим ей, То, выхватив кинжал сестры своей И жаждой слез безжалостных полна. Смертями пьесу завершит она. (Пер. В.Рогова). а Подобный прием, хАфактеризуюпщй жанр методом "от rqpoTHBHoro", использовался и учеными XX века. К примеру, "пьесе или роману, чтобы стать антисентиментальными в обрисовке своих героев необходимо полностью изменить их (героев - М.К.) нравственные качества: 1) сделать эгоизм (selfishness) и твердость сердца (hardness of heart) символами добродетели; и 2) сделать доброжелательность (benevolence) и добрую природу (good nature) не привлекательными, а осмеянными" (Friedman, 1970: 247).

 

Список научной литературыКожевников, Михаил Васильевич, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Epistolary correspondence of Sir Richard Steele, 1809: Epistolary correspondence of Sir Richard Steele. L., 1809. Five, 1965: Five Restorations Adaptations of Shakespeare. - Urbana, 1965.

2. Genest, 1832: Genest J. Some accounts of the EngUsh stage, 1660-1830.-Vol. 1-10.-Bath, 1832. Hunt, 1851: The dramatic works of Wycherley, Congreve, Vanbrugh. With biographical and critical notices. Ed. by Lee Hunt. ~ L., 1851.

3. Richardson, 1970: Richardson S. Pamela, or Virtue rewarded. In 4 vols. -N.Y., 1970.

4. Shaftesbury, 1900: Shaftesbury A. Characteristics of Men, Manners, Opinions, Times. L., 1900.

5. Steele, 1886: Steele's selections from the Tatler, Spectator and Gmirdian. -Oxford, 1886

6. Steele, 1971: The plays of Richard Steele / Ed. by Shirley Strum Kenny. -Oxford, 1971.

7. ЛитерапАрные манифесты, 1980: Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980. Локк, 1985: Локк Д. Сочинения: В 3-х томах. - М., 1985, -ТЛ. Лукин, 1868: Лукин В.И., Ельчанинов Б.Е. Сочинения и переводы.

8. Хрестоматия, 1988: Зарубежная литература XVIII века: Хрестоматия. В 2 т. - Т. 1. - Под ред. Б.И.Пуришева. - М., 1988. Шеридан, 1956: Шеридан Р.Б. Драматические произведения. - М., 1956.

9. Addison and Steele, 1980: Addison and Steele: the critical heritage. L., 1980.

10. Aitken, 1889: Aitken G.A. The life of Richard Steele: In 2 vols. L., 1889.

11. Avery, 1938: E. Avery. Gibber, King John, and the students of the law. // MLN. Vol. Lffl, 1938.

12. Barber, 1957: Barber C. The idea of honour in the EngUsh drama 1591-1700.-Stockholm, 1957.

13. Barker, 1939: Barker Richard. Mr. Gibber of Drury Lane. N. Y., 1939.

14. Barkhausen, 1983: Barkhausen Jochen. Die Veraunst des Sentimentalismus.- Tubingen: cop. 1983.

15. Barnwell, 1957: Barnwell H. Les idees morales et critiques de Saint-Evremond. P., 1957

16. Beljame, 1948: Beljame A. Men of letters and the English public m the eighteenth century, 1660-1774. L., 1948.

17. Bembaum, 1958: Bembaum Ernest. The drama of sensibility. A sketch of the history of English sentimental comedy and domestic tragedy, 1696-1780.- Gloucest, 1958.

18. Bevis, 1988: Bevis Richard. English drama: Restoration and eighteenth century, 1660-1789. -L., 1988.

19. Boyce, 1990: Charles Boyce. Shakespeare A To Z: The Essential Reference to His Plays, His Poems, His Life And Times, and More. -N.Y.-0xford.-1990.

20. Bradbrook, 1965: Bradbrook M. C. English Dramatic Form. A History of his Development. L.j 1965.

21. Bredvold, 1962: Bredvold Luis I. The natural history of sensibility.- Detroit, 1962.

22. Brereton, 1977: Brereton Geoffrey. French comic drama. From 16* to the 18* century.-L., 1977.

23. Brissenden, 1974: Brissenden, R.F. Virtue in Distress: Studies in the Novel of Sentiment from Richardson to Sade. N. Y., 1974.

24. Bronson, 1966: Bronson B.H. The Beggar's Opera. // Restoration Drama. Modon Essays in Criticism. N. Y., 1966.

25. Bruce, 1974: Bruce D. Topics of Restoration comedy. L., 1974.

26. Cambridge, VUI: Cambridge History of English Literature. Vol. VIII. Ch.VI.

27. Comedy, 1986: Comedy from Shakespeare to Sheridan: Change a. continuity in tiie English a, European dramatic tradition. L., 1986.

28. Cox, 1976: Cox James E. The Rise of Sentimental comedy.- Norwood, 1976.

29. Gallows 1933: Gallaway W. F. "The Sentimentalism of Goldsmith". //PMLA.-193 3.-Ko48.- P.1I67-1181.

30. Crane, 1967: Crane R.S. Suggestions toward a Genealogy of the "Man of Feeling" // The Idea of the Humanities and Other Essays.- Chicago, 1967.-V. 1,2.-V. 1.-P. 188-213.

31. Critical Essays, 1957: R.Blackmore. Prince Arthur. // Critical Essays of the Seventeenth Century. Indiana Univ. Press, 1957. - V.III.

32. Dobrée, 1924: Dobrée Bonamy. Restoration comedy. 1660-1720.- Oxford, 1924.

33. Dobrée, 1929: Dobrée Bonamy. Restoration Tragedy. Oxford, 1929.

34. Dobson, 1992: M.Dobson. The Making of the National poet: Shakespeare, Adaptation and Authorship, 1660-1769. Oxford, 1992.

35. Erumetsu, 1951: Erumetsá Eric. A study of the word "sentimental" and of other Hnguistic characteristic of eighteenth-century sentimen-talism in England. Helsinki, 1951.

36. Fowier, 1982: Fowler A. A History of English Literature: Forms and

37. Kinds: From the Middle Ages to the Present. Oxford, 1982. Friedman, 1970: Friedman Arthur. Aspects of Sentimentalism in Eighteenth-century Literature // The Augustan Milieu. - Oxford, 1970.- P. 247-261.

38. Grenet, 1971: Grenet Andre. La Literature de sentiment au XVIII siècle.-V.l-2.-P., 1971.-V.2. Greene, 1977: Donald Greene. Latitudinahanism and Sensibility: The Genealogy of the "Man of Feehng" Reconsidered // MP. 1977.-№2.-P.159-183.

39. Hume, 1973: Hume R.D. Theory of Comedy in the Restoration. // MP.1973. V.70, № 4. -P.302-318.

40. Hume, 1983: Hume Robert D. The Rakish Stage: Studies in Englishdrama, 1660-1800.-Southern, 1983. Kawczynski, 1880: Kawc2ynski D. Studien zur Literaturgeschichte XVm. Moralische Zeitschriften.- Leipzig. 1880.

41. Kenneth, 1970: Kenneth Muir. The Comedy of manners. L., 1970.

42. Kenny, 1976: Kenny Shirley Strum. Perennial Favourites: Congreve, Vanbrugh, Cibber, Farquhar, and Steele // MP. 1976. - Vol. 73, №4.-P. 54-59.

43. Kenny, 1977: Kenny Shirley Strum. Humane Comedy // MP. 1977.-Vol.74,№3.-P.29A3.

44. Kidson, 1922: Kidson F. The Beggar's Opera: Its Predecessors and Successors. Cambridge, 1922.

45. Knapp, 1961: Knapp M. E. Prologues and epilogues of the eighteenth century. New Haven, 1961.

46. MacMillan, 1962: MacMillan Dougald. The Rise of Social Comedy in the Eighteenth Century // PQ. -1962. Jfo 41. - P. 330-338.

47. Meyer, 1996: Meyer C. "Language is the Dress of Thought": Styhstic Literacies and Social Categories in Eighteenth-Century Britain. -cmeyers@emory.edu (1996).

48. Mullan, 1988: MuUan John. Sentiment and sociabiUty: The language of feeling in the eighteenth century. Oxford, 1988.

49. Nettleton, 1968: Nettleton George. English drama of the Restoration and eighteenth century (1642-1780). - N.Y., 1968.

50. Neuhaser, 1974: Neuhuser R. Towards the Romantic Age. Essays on Sentimental and Preromantic Literature in Russia.- The Hague, 1974.

51. Nicoll, 1931: NicoU A. Lesser EngUsh Comedies of the 18"* Century. -Oxford, 1931.

52. Nicoll, 1955: A. Nicoll. A History of English Drama 1660-1900. Vol. n Early Eighteenth Century Drama.- Cambridge, 1955.

53. Page, 1935: Page R. George Colman the elder. -N.Y., 1935.

54. Pamell, 1963: ParneU Paul. The Sentimental Mask // PMLA. 1963. -P.529-535.

55. Perry, 1925: Perry H. The comic spirit in Restoration drama.- L., 1925.

56. Rayner, 1987: Rayner Alice. Comic Persuasion: Moral structure in British comedy from Shakespeare to Stoppard. Univ. of California press, 1987.

57. Restoration, 1966: Restoration Drama. Modem Essays in Criticism. -N.Y., 1966.

58. Restoration, 1973: Restoration and 18* Century Comedy. -N. Y., 1973.

59. Restoration, 1989: Restoration and Georgian England, 1660-1780. -Cambridge, 1989.

60. Rymer, 1956: Rymer Thomas. The Critical Works of Thomas Rymer / Ed. by Curt A. Zimansky. New Haven, 1956.

61. Sherbo, 1957: Sherbo Arthur. English sentimental drama.- Michigan, 1957.

62. Sntith, 1948: Smith J.H. Shadwell, the Ladies, and the Change in Com-edy//MP.-№ 46. 1948. - P. 22-33.

63. Snuthers, 1968: Smithers P. The life of Joseph Addison. L., 1968.

64. Stallbaumer, 1936: Stallbaumer Virgil. Thomas Holcroft: A Satirist in tiie Stream of Sentimentalism // ELH. Vol. m. - 1936. P.42-43.

65. Tave, 1993: Tave S. M, Lovers, clowns, and kiries: An essay on comedies. Chicago, L., 1993.

66. Twentieth, 1975: Twentieth Century Interpretations of the Beggar's Op-era.-N.Y., 1975.

67. Watson, 1987: Watson Edward. A study of selected English critical terms fix)m 1650 to 1800. A constellation.- N. Y., 1987.

68. Weinsheimer, 1991: Weinsheimer Joel. Philosophical hermeneutics and literary theory. New Haven, L., 1991.

69. Williams, 1980: Williams A. An Approach to Congreve.- New Haven,1980.

70. Wood,, 1931: Wood Frederick. "The Beginnings Signifi(Ace of Sentimental comedy" // Anglia, 1931. -Xo43. P. 368-392.

71. Zimbardo, 1986: Zimbardo Rose. A Mirror to Nature: Transformations in Drama a. Aesthetics, 1660-1732.- Lexington, 1986.

72. AnuKcm, 1967: Аникст A.A. Теория драмы от Аистотеля до Лес-синга. М., 1967.

73. Бащкхапшй, 1990: Балухатый С. Д. Вопросы поэтики. Л., 1990.

74. Бахтин, 1997: Бахтин М.М. Собрание сочинений. М., 1997. - Т.5.

75. Бахтин, 1998: Бахтин М.М. Тетралогия. М., 1998.

76. Беитпи, 1978: Бентли Эрик. Жизнь драмы. М., 1978.

77. Бергсон, 1992: А.Бергсон. Смех. М., 1992.

78. Веселовский, 1989: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

79. Веселовский, 1999: А.Н.Веселовский. Эпоха чувствительности. // А.Н.Веселовский. В.А.Жуковский. Поэзия чувства и "сердечного воображения". М., 1999. - С.39-50.

80. Вознесенская, 1996: Вознесенская Т.И. Литературно-драматический жанр мелодрамы. М., 1996.

81. Елистратова, 1988: А.А.Елистратова. Сентиментализм // История всемирной литературы. Т.5. - М., 1988.

82. Ерофеева, 1997: Ерофеева Н.Е. Школа как драматургический жанр во французской и русской литературе XVIII века. Орск, 1997.

83. Ефремов, 1867: Ефремов П.А. Материалы для истории русской литературы. СПб., 1867.

84. Кагарлицкий, 1987: Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: тенденции и традиции. М., 1987.

85. Кожевников, 1897: Кожевников В.А. Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму XVTII в. и критической философии. М., 1897.

86. Минц, 1990: Минц Н.В. Старое и всегда современное. Парадоксы Шекспира. М., 1990.

87. Оссовская, 1987: Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М., 1987.

88. Пинский, 1971: Пинский Л.В. Шекспир. М., 1971.

89. Пропп, 1928: Пропп В. Морфология сказки. Л., 1928.

90. Пумпянский, 1947: Пумпянский Л.В. Сентиментализм // История русской литературы. Т. IV, ч.2. - М.-Л., 1947. - С.430-445.

91. Пуришев, 1936: Пуришев Б.И. Комментарии. // Г.Э. Лессинг. Гамбургская драматургия. М.-Л., 1936.

92. Соколянский, 1980: Соколянский М. Генри Филдинг о Шекспире // Шекспировские чтения-1977. М., 1980.

93. Соловьева, 1996: Соловьева H.A. От века Энтузиазма к веку Разума и Чувства. Anglistica. №3.- М., 1996.

94. Суббопшн, 1988: Субботин А. Комментарии. // Александр Поуп. Поэмы.-М., 1988.

95. Тронсщя, 1962: Тройская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. М., 1962.

96. Тройская, 1965: Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман. Л., 1965.

97. Тынянов, 1977: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. -М., 1977.

98. Хит, 1998: Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. -М., 1998.

99. Чебышев, 1897: Чебышев A.A. Очерки из истории европейской драмы. Английская комедия конца XVII и половины XVIII века.-СПб., 1897.

100. Чебышев, 1901: Чебышев A.A. Очерки из истории европейской драмы. Французская "слезная комедия". Воронеж, 1901.

101. Шайтанов, 1987: Шайтанов И. "Столетье безумно и мудро." // Англия в памфлете: Английская публицистическая проза начала XVIII века. М., 1987.

102. Шайтанов, 1989: Шайтанов И.О. Мыслящая муза. М., 1989.

103. Шайтанов, 1996: Шайтанов И. Жанровое слово у Бахтина и формалистов. "Вопросы литературы" №3, 1996.

104. Шайтанов, 1997: Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. М., 1997.

105. Шайтанов, 1998: Шайтанов И.О. Из опыта учителя. // Шекспир У. Пьесы. Сонеты. М., 1998. - (Школа классики).- С.731-741.

106. Шайтанов, Энциклопедия, 1998: Шайтанов И.О. Шекспир, Уильям. // Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Возрождение. Барокко. Классицизм. М., 1998.