автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Горецкий, Виталий Федорович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы'

Текст диссертации на тему "Творчество Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы"

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова

На правах рукописи ГОРЕЦКИЙ ВИТАЛИЙ ФЕДОРОВИЧ

ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА ЛИХОНОСОВА В КОНТЕКСТЕ ЛИРИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ

Специальность: 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Эфендиева Т.Е.

Нальчик -1999

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение....................................................................................3

Глава 1. О лиризации эпоса в XX веке

1.1. Истоки «свободной прозы».............................................11

1.2. Поток лирической литературы..........................................24

1.3. «Деревенская проза» в литературе 60-х гг............................36

1.4. О лиризме в литературе Кабардино-Балкарии...............,.......39

Глава 2. Возрождение давней традиции

/нити преемственности: Бунин и Лихоносов/..........................52

Глава 3. Художественный мир прозы Виктора Лихоносова

3.1. Деревенская тема в контексте лихоносовской прозы..............60

3.2. «Поэзия первооткрывательства - часть собственной души» /к вопросу о лиризме в произведениях В.Лихоносова/......................87

3.3. «Человеческий отзыв на человеческую жизнь» /проблемы историзма и лиризма в романе «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания»/..................................................................116

3.4. Эстетические взгляды писателя........................................124

Заключение.............................................................................136

Примечания............................................................................141

Библиография........................................................................152

ВВЕДЕНИЕ

Изучение произведений литературы как целостных художественных миров в последние годы стало в нашем литературоведении одним из самых популярных методов исследования. Основная задача такого изучения - выявление внутренних связей и закономерностей, присущих отдельным произведениям и всему творчеству писателя в целом.

Литература не только отражает действительность, но и всегда преобразует ее, создавая особый мир, «собственную систему, систему замкнутую и обладающую собственными закономерностями». (1) Любая деталь, относится она к языку, способам характеристики героев или к приемам сюжетосложе-ния и композиции, раскрывает свое значение только в соотнесенности с целостностью художественного мира писателя. В свою очередь, целостность и отдельного произведения, и всей их совокупности может быть осознана как порождение воли художника, как воплощение его понимания искусства и действительности, его мировоззрения. Художественное произведение есть не единство лиц, событий, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету. Творческая активность художника слова создает «иллюзию отражения», поэтому целостность художественного мира может быть раскрыта через осмысление мировоззрения писателя. К.Паустовский считал, что «литература - это судьба, долг, жизнь наша, и с этой точки зрения следует подходить ко всем ее явлениям». (2) Критика не должна ограничиваться отыскиванием отдельных творческих просчетов, она призвана неустанно исследовать весь современный процесс развития литературы и искусства, творчество каждого писателя, уважительно относиться к любым дерзаниям художника. «Главное... видеть то положительное и новое, что мы имеем в литературе». (3)

Неповторим и своеобразен художественный мир любого писателя, ибо он передает не внешнее описание современности. Художник слова, по словам

Д.Писарева « на все смотрит... с общественной точки зрения.., не тратя сил на воспроизведение мелких внешних особенностей народного характера, не дробя свои мысли на мелочные явления повседневной жизни, поэт разом различает дух, смысл этих явлений, усваивает себе полное понимание народного характера и потом, вполне располагая своим материалом, не списывая с окружающей его действительности, а выводя эту действительность из глубин своего духа и влагая в живые, созданные им образы одушевляющие его мысль». (4)

Необходимость первоочередного внимания к объективному смыслу произведения отмечена в исследовании члена-корреспондента АН СССР П.Н. Беркова «Об авторском понимании идеи произведения и его обязательности для литературоведения». Из трех идей, присутствующих в каждом социально-действенном произведении, П. А. Берков считает только первую идею - « идею, заложенную в изображении объективной действительности - обязательной для науки». (5)

Актуальность исследования. Настоящая диссертация посвящена творчеству кубанского прозаика Виктора Лихоносова. Изучение творчества проникновенного лирика второй половины XX века представляется весьма актуальным, так как отвечает интересам и потребностям современной литературной науки. На период разработки данного вопроса в литературоведении нет развернутых исследований, посвященных своеобразию творчества В.И.Лихоносова, его индивидуальному стилю и особому месту в современной литературе. Нет монографических работ, посвященных целостному анализу основных произведении писателя. В ней сделана попытка рассмотреть данную проблему целостно, объективно и через осмысление мировоззрения писателя, его эстетических взглядов, выявляя при этом самобытность нравственного отношения прозаика к литературе, истории и к жизни простого человека. Анализ литературного пути В.Лихоносова помогает выявить в извест-

ной мере те особенности его творчества, которые связывают писателя с лучшими традициями русской литературы и, в частности, с лирической прозой, с произведениями И.Бунина и многих мастеров исповедального жанра. Этим и определяется актуальность диссертационной работы.

Настоящее исследование, рассматривающее творчество прозаика с 60-х годов и до 90-х, анализирует особенности художественного мира

B.И.Лихоносова целостно, объективно и через осмысление мировоззрения писателя, его эстетических взглядов, выявляя при этом самобытность нравственного отношения автора и к литературе, и к истории, и к жизни простого человека.

Литературный путь В.И.Лихоносова помогает выявить в известной мере те особенности творчества, которые связывают писателя с лучшими традициями русской классической литературы и, в частности, с лирической прозой, с произведениями И.А.Бунина и других мастеров «свободной прозы». Выявление характера этих особенностей, нитей преемственности представляет несомненный интерес для исследователей, изучающих современный литературный процесс в его динамике и развитии.

Весомый вклад в изучение вопроса о лирической прозе внесла книга

C.Липина «Сквозь призму чувств. О лирической прозе» ( 6 ). Монография посвящена одному из характерных явлений литературы 60-70-х годов. Она выявляет своеобразие лирической прозы в свете литературных традиций, рассматриваются также тенденции ее развития. Анализируя лучшие образцы лирической прозы, автор, с одной стороны, раскрывает стилевую общность произведений О.Берггольц, И.Друцэ, Р.Гамзатова, В.Солоухина, В.И.Лихоносова, Ю.Куранова, Ю.Шесталова, Ю.Смуула, Я. Брыля, с другой - показывает богатство проявления творческой индивидуальности. Красной нитью в работе выделены вопросы субъективности и типичности, стилевой общности и индивидуальности стиля, медитативности и документальности,

лиризма прозы и лиризма в прозе.

Лирическая проза по-своему вторгается во все многообразие проблем дней текущих. Усложнившиеся связи человека с миром преломляются в ней как воплощение взаимосвязей личности и общества, художника и творчества, человека и природы.

Через внутренний мир человека, через общее и индивидуальное психологии лирическая проза раскрывает общность социальной обстановки, воспитавшей нравственные устои личности.

Близки зачастую и чувства, определяющие основную тональность произведений: чувство Родины, сыновнего долга перед ней, чувство дружбы между народами, внимание к прошлому, историческая память. В лирической прозе углубились и философские начала. Для лирики, как известно, главный предмет изображения - переживания. Они субъективны, даются изнутри, в неразрывном единстве с выявлением духовного мира повествователя. К.Паустовский в «Золотой розе» писал: «... главное для писателя - это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже ... маленьком рассказе, и тем самым выразить свое время и свой народ». (7) Когда писатель своей главной задачей будет считать «выразить себя», свое отношение к жизни, к тем или иным событиям, то в этом случае можно говорить о рождении лирического произведения.

Об этом размышляют A.B. Огнев в книге «Русский советский рассказ 50-70-х г.г.» (8), О.Михайлов в критических статьях по творчеству И.Бунина и В.Лихоносова (9), В.Распутин в газетных и журнальных работах (10), а также С.Г.Боровиков (11), В.Потанин (12), О.Кучкина (13), В.Канашкин (14), В.Васильев (15), Ю.Селезнев (16), Л.Смирнова (17) и другие.

При всем обилии критических отзывов о произведениях В.И.Лихоносова сколько-нибудь значительных работ о его творчестве нет, и лишь в немногих статьях и рецензиях предприняты попытки рассмотреть его

рассказы и повести с точки зрения их художественного своеобразия. Ясно, что для решения поставленной задачи нужен обстоятельный разговор, пристальное внимание ко всему, что создал автор, широкий взгляд на его творчество.

Проблема адекватного восприятия лихоносовской прозы все еще не сходит с повестки дня. Интерпретация творчества писателя-современника вызывает споры и живой интерес. В изучении этой проблемы становится значительным любой опыт, включающий как достижения, так и ошибки на этом пути.

Анализ рассказов, повестей и романов Виктора Лихоносова позволил выявить новые и очень неоднозначные моменты в процессе осмысления творчества прозаика-лирика, в частности, в связи с романом «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания».(18)

Однако в большинстве случаев многие работы критиков, безусловно интересные с литературоведческой точки зрения, касаются лишь отдельных сторон лихоносовского творчества, отдельных произведений. Настало время, когда необходимо приступить к системному эстетическому анализу всей прозы писателя, и делать это не изолированно, а в контексте отдельной проблемы. В этом смысле изучение темы, обозначенной в заглавии диссертации, отвечает этому запросу. Данная попытка анализа творчества писателя В.И.Лихоносова в контексте лирической прозы - лишь проба подступа к данному вопросу. Нам представляется интересным рассмотреть художественный мир прозы Лихоносова сквозь призму свободного повествования, так как чудесный талант писателя сосредоточенно обращен к проблематике, рассматривающей жизненные явления в спокойно-утвердительной тональности - как бы «для себя», задев при этом самые жгучие и «болевые точки» современности. Его произведения дают такой простор мыслям и чувствам, в них так сильно спрессованы «звуки» и материал, что многое видится за словом.

Лирическая проза В.И.Лихоносова насыщена непосредственными эмо-

циональными признаниями рассказчика, очень тонка, незаметна грань между красотой и красивостью, чувством и чувственностью, драматизмом и мелодраматизмом. Проникая в прошлое России, во вчерашний день русской истории, автор пишет и сегодняшнюю жизнь своих современников, ибо без прошлого нет настоящего. Нравственные вопросы для писателя превыше всего. Это сближает его рассказы, повести и романы с лучшими традициями нашей классической прозы, с давними традициями лирической прозы.

Одновременно в нашей работе поднимается еще одна актуальная проблема - проблема влияния И.Бунина и его творчества на художественное мастерство, на мир прозы Виктора Лихоносова. Ведущая нить всей диссертации - проблема преемственности.

Выдвигалось немало разных классификаций литературных влияний. Однако контакты предыдущего с последующим столь многообразны, что «любой перечень конкретных форм и типов влияния всегда остается неполным, конкретная ситуация всегда предложит новые примеры. Постоянен лишь сам факт влияния как проявления закона преемственности.» (19)

«...Влияние великого поэта, - писал В.Г.Белинский, - заметно на других поэтов не в том, что его поэзия отражается в них, а в том, что она возбуждает в них собственные их силы: так солнечный луч, озарив землю, не сообщает ей своей стихии, а только возбуждает заключенную в ней силу». (20) В свою очередь, Н.Г.Чернышевский писал: «Нынешние даровитые писатели произошли от Гоголя, а между тем ни в чем не подражают ему, не напоминают его ничем, кроме как только тем, что благодаря ему стали самостоятельными, изучая его, приучились понимать жизнь и поэзию». (21)

Цель диссертационной работы состоит в попытке целостного изучения художественного мира Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы. Данная проблема рассматривается с учетом многообразия композиционных форм «свободной прозы». Достижению поставленной цели способство-

вало решение ряда задач:

1. Показать генезис, этапы и субъективный характер лирической прозы.

2. Рассмотреть основные моменты «расцвета» исповедальной прозы и выявить основные ее жанровые формы.

3. Проанализировать моменты слияния лиризма и «делового» документального очерка в деревенскую прозу.

4. Установить особенности влияния творчества и мастерства И.А.Бунина на художественный мир В.И.Лихоносова; а также выделить важные нити преемственности бунинского лирического склада повествования в лихоно-совских произведениях.

5. Изучить основные этапы эволюции проникновенно-лирического творчества писателя В.И.Лихоносова и выявить их художественные закономерности, прежде всего - особенности жанрового движения лирической линии в рассказах, повестях и романах прозаика.

6. Сформулировать нравственно-этическую концепцию лирического «я» писателя, определив ее составные.

7. Рассмотреть реализацию художественной концепции В.И.Лихоносова на всех этапах его творчества, обратив особое внимание на:

а) связь историзма и лиризма;

б) его новаторство в этом аспекте;

в) философское осмысление жизни, истории;

г) идейно-эстетическую программу писателя.

8. В результате анализа произведений в единстве содержания и формы дать характеристику художественного мира прозы В.И.Лихоносова.

9. Решая проблемы прозы, проанализировать в сопоставительном плане ряд произведений писателя.

Ю.Проверить на практике, разработав при этом материал, доступность творчества и художественно мира В.И.Лихоносова для понимания школьника-

ми нравственных и этических проблем, раскрываемых писателем в лирической прозе.

11. Предложить рассмотреть в аспекте лирической прозы произведения писателей Кабардино-Балкарии.

Материалом исследования послужили прозаические произведения Виктора Лихоносова: «Брянские», «Марея», «Женские слезы», «Родные», «Таня, Таня...», »Домохозяйки», «Афродита Таманская», «Когда-нибудь», «Осень в Тамани», «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания», эссе, дневниковые записи, лирические очерки, публицистика писателя.

Методологической и теоретической основой диссертации явились теоретические выводы, содержащиеся в трудах Л.Тимофеева, А.Бушмина, М.Храпченко, М.Бахтина, Д.Лихачева, А.Овчаренко, а также теоретические взгляды на рассматриваемую проблему ученых и критиков С.Липина, В.Васильева, О.Михайлова, В.Канашкина, А.Мусукаевой, Т.Эфендиевой, З.Толгурова, Ю.Тхагазитова.

Научная новизна исследования заключается в том,что в ней впервые предпринята попытка целостного изучения художественного мира Виктора Лихоносова в контексте лирической прозы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование уточняет и расширяет понятие о художественном мире писателя В.Лихоносова, обогащает представление о жанровом движении и разнообразии лирической прозы В. Лихоносова.

Практическая перспектива диссертации состоит в том, что ее материалы, теоретические положения и выводы могут быть использованы при изучении литературы в вузах и школах страны.

Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение в статьях и тезисах, опубликованных в материалах научных конферен-

ций Кабардино-Балкарского государственного университета (Нальчик,1994-1996), в двух сборниках «Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета»(Нальчик, 1994,1996), в сборнике статей учителей русского языка и литературы Института повышения квалификации МО КБР (Нальчик, 1994), в сборнике Ростовского государственного педагогического университета (Ростов-на-Дону, 1996), в сборниках Ставропольского государственного педагогического университета ( Ставрополь, 1995-1996), в материалах Всероссийской научно-теоретической конференции Северо-Осетинского государственного университета ( Владикавказ, 1995), Межвузовской научной конференции Карачаево-Черкесского гос