автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лирическое начало в современной таджикской прозе

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Ходжаев, Файзулло
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Худжанд
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Лирическое начало в современной таджикской прозе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Лирическое начало в современной таджикской прозе"

МИ НИ С ГГРСI ВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСI ВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика Б Гаф>рова

На правах рукописи

Ходжасв Фай IV л л о

ЛИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПРОЗЕ

Специальность 10 01 02 -Литература народов с гран зарубежья (таджикская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филолог ических наук

Худжанд - 2007

о 7 сю:-] т

003063769

Работа выполнена на кафедре таджикской современной литературы Худжандско!о государсшенно! о университета им академик.! (> 1 дфурова

Научный руководи гель

док юр филочогических наук, профессор Ходжаева М.Ю.

Официальные оппоненты

дскюр филологических наук, профессор Сайфуалосв А Кандидат филологических наук Азамов С.

Ведущая организации

Таджикским государственный национальный университет

Зашита диссертации сосюится «30» мая 2007 ) в 13 часов на заседании диссертационного совета К 1М 002 02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидат филоло1ическнх наук при Куджандском государственном университете им акад Б Гафурова по адресу 735700, г Х>джанд, проезд Мавлонбекова 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Худжандского государственного /ниверсизе га им акад Ь Гафурова

31»__

Автореферат разослан « ¿V »__<и ч________ 2007 I

Ученый секретарь /

диссертационного сог-ета /) /)

доктор филологических наук ///'/ ГафароваЗА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальное! 1. темы. С возникновением новых литературных явлений и новых стилей в современной таджикской прозе на литературной арене появились такие яркие писатели как Саттор Турсун, Абдулхамид Самадов, Кароматуллох Мирзо, Урун Кухзод, Сорбон, Бахманер, Мухаммадзамон Солех, Сайф Рахимзод, Муаззама Ахмадова, Анвар Олимов, Джоннбек Акобир, Бахтиер Муртазо, Давлатшох Тохири, Барот Абдурахмон, Юсуф Ахмадзода, Аброр Захир, Абдурафс Рабиев, Кодир Рустам, Муродали Джабар и другие, поднявшие на новую ступень таджикскую прозу конца XX века с точки зрения художественною мастерства Одновременно появились новые термины «поэтическая проза» («насри шоирона»), «стихи в прозе» («шеъри маисур»), «художественная проза» («насри хунари»), «проза размышления» («насри андеша»), «проза эмоции» («насри эхсос») и другие Возникновение прозы размышления и наравне с ней психологической прозы оказало ощутимое влияние на усиление лирической прозы

Вопрос синтеза лирической прозы с романтической прозой или, другими словами, проблема признания лиризма в качестве особого стиля прозы впервые была поставлена в трудах Мухаммаджона Шакурп Исследование стилистических особенностей современной таджикской прозы было продолжено в дальнейшем в трудах таджикских ученых в г ч Абдухолика Набави, Маруфа Раджаби, Абдуджаббора Рахмонова, Носирджона Салимова, Машобы Ходжаевои, Джуры Бакозода и других Основное внимание в исследованиях указанных ученых уделялось стилистическим особенностям современной таджикской прозы

В ирубежпом литературоведении, в частности в русском, также осуществлен ряд исследований, где рассматриваются теоретические и практические вопросы возникновения и становления понятия лирики в литературе, в том числе лирической прозы В этой связи необходимо назвать исследование известного русского литературоведа ЛЯ Гинзбург "О лирике", в предисловии которого отмечается «В этой кнше я не питаюсь ставить вопрос о том, что такое лирика вообще, вопрос, который может решаться - в плане чистой теории или исторической поэшки - лишь на многовековом сравнительном материале Задача здесь другая - рассмотреть в их исторической

перспективе ряд проблем, живых для пашей литературной современности»'

Несмотря на то, что автор к изучению понятия лирики подходит с точки зрения ее принадлежности к поэтическим произведениям, книга имеет большое значение для исследования теории лирики, как в поэзии, так и г прозе

Труд другого русского ученого В Шкловского "О теории прозы" также посвящен исследованию общих проблем прозы и ее особенностей в русской классической и современной литературе В кпше рассматриваются общие вопросы прозы, и автор высказывает ценные замечания о художественной сущности прозы

Иранский ученый Шафси Кадкани в книге "Музыка поэзии" анализирует интересующие нас проблемы, и его труд считается одним из значительнейших в определении границ нового стиха и поэтической 1/розы Вопросы связи прозы и поэзии и приобретения прозой поэтических особенностей в классической персидско-таджикской прозе рассматриваются в трудах Хусайна Хатиби, Мансура Раст агора, Хусайна Размджу, справедливо признанными важнейшими исследованиями в данном направлении

Конечно, лирическая проза существовала и в прозаических произведениях предшествующих писателен Однако в новый период формирования истории литературы понятие и сущность лирической прозы приобрели новую форму и содержание, возникли новые пути ее проявления Исследование особенностей стиля изложения современных таджикских писателей свидетельствует, что в стиле большинства из них преобладают размышления, толкование душевного состояние героя, проникновение во внутренний мир персонажей, внутренний монолог Именно влияние указанных особенностей в прозаических произведениях обусловило в них усиление роли лирических аспектов Однако процесс распространения этого вида прозы не стал предметом должного исследования в таджикском литературоведении, и имеино данный факт обуславливает глубокое изучение предпосылок возникновения и эволюции, специфики и стиля проявления лирической прозы среди других видов прозы С учетом вышесказанного мы избрали предметом исследования изучение лирических аспектов прозы в современной таджикской литературе

Степень изученности темы Важнейшие особенности современной таджикской прозы рассмотрены в трудах известных

литературоведов и критиков, таких как Мухаммаджон Шакури, Худой Шарифов, Лтахон Сайфуллоев, Абдуджаббор Рахмонов, Абдухолик Набави, Абдунаби Саттаров, Худоиназар Асозода, Носирджон Салимов, Матлюба Ходжаева, Маруф Раджаби и других В частности, академик Мухаммаджон Шакури в своих трудах преимущественно уделяет внимание проблемам эволюции стилевых особенностей, идейно-художественной ценности прозы, содержания реалистической прозы, художественной и тематической ценности современной таджикской прозы Как было отмечено выше, он признан пионером в исследовании прозы размышления в современном таджикском литературоведении

Профессор Атахон Сайфуллоев является автором нескольких монографий по проблемам современной таджикской прозы В них в основном рассматриваются тематическое, художественное и стилистическое знамение произведений Садриддииа Айни, Хакима Карима, Сатима Улугзаде, Рахима Джалила, Абдулхамида Самадова, Гулназара и других Вызывает интерес тот факт, что в его трудах впервые наблюдается тенденция к исследованию лирических аспектов прозы и содержания самой лирической прозы В процессе исследования произведений отдельных представителей таджикской прозы, таких как Хаким Карим,Рахим Джалил, Абдулхамид Самацов, Барот Абдурахмон, Сайф Рахимзод и других ученый уделяет пристальное внимание формированию стиля лирической прозы и специфике других жанров лирической прозы В современном таджикском литературоведении первым опытом исследования лирической прозы и лирических тенденций в стиле прозаических произведений можно считать анализ особенностей лирических рассказов в монографии А Сайфуллаева «Хаким Карим»

В трудах другого литературного критика современной таджикской прозы Абдухолика Набави подвергнуты исследованию важнейшие особенности психологической прозы «и огражения внутреннего мира человека в прозаических произведениях Литературовед Матлюба Ходжаева в трудтх "Вопросы стилистики", "Анализ стиля художественной прозы", "В поисках души слова" уделяет внимание изучению стилистических особенностей прозы, отдельных сторон проявления лирических аспектов в про !е

В работах литературоведов Абдуджаббора Рахмонова, Носирджона Салимова, Худойназара Асозода, Маруфа Раджаби, Абдусамада Мулло и других основное внимание уделяется

исследованию особенностей художественной исюрическои прозы и проявления исторической памяти В монографии профессора Худойназара Асозода «Персидско-таджикская литература в XX векел дана общая панорама истории эволюции персидско-таджикской прозы и указанном столетии

В конце 80-годов XX века г/о инициативе правления союза писателей Таджикистана журналом " Садои Шар к" был проведен круглый стол по вопросам современной прозы Материалы круглого стола были напечатаны в нескольких номерах журнала Указанные материалы отражают и точку зрения критиков и литературоведов, и самих писателей, что можно считать новым веянием в исследовании современной таджикской прозы в конце XX столетия В этой связи рассуждения и замечания ученых Мухаммаджона Шакури, Абдухолика Набави, Расула Хадизада, Атахона Сайфуллаева, Раззока Гафарова, писателей Фазлиддина Мухаммадиева, Саттора Турсунова, Абдумалика Бахори, Мухидцина Ходжаева и других можно воспринимать в качестве исследований, посвященных разным аспектам прош

Цели и задачи диссертации. Основной иелыо диссертации является изучение вопросов, связанных с проявлением лиризма в прозе и исследование особенностей лирической прозы, способов проявления лирического начала в прозаических произведениях, соотношение писательского мастерства с лирическими аспектами Дпя реализации данной цели автор ставит перед собой следующие задачи

- исследование понятия и сущности лирической прозы в отечественном и зарубежном литературоведении, ее связи и взаимодействие с такими видами про¡ы, как проза размышления, поэтическая проза, психологическая проза,

- исследование предпосылок возникновения лирической прозы в современной таджикской литературе и отражение данного вида прозы в классическом прозаическом наследии,

- исследование путей проявления лирического начала в различных прозаических произведениях В этой связи подвергаются анализу важнейшие художественные и стгшевые элементы прозы, такие как создание портрета и пейзажа,

- анализ предпосылок эволюции лирической прозы в литературе XX века и исследование ее проявлений в малых и средних прозаических жанрах (например, в рассказе и повести),

исследование лирических стилевых элементов в художественной ист прической прозе Эволюция таджикской литературы в XX веке показывает, что художественная историческая проза является одним из мощных направлении в соьременной прозе, представленной многочисленными произведениями Одной из особенностей данного вида прозы является наличие в пей лирических стилевых элементов, и их исследование также входи г в число основных задач работы,

- выявление направления и тенденции развития лирической про в конце XX и в начале XXI веча,

исследование связи и взаимовлияния поэтических особенностей прозы и ее лирических аспектов

Практическая ценность исследовании Результаты исследования могу! быть использованы

~ при изучении поэтики и стилистики современной таджикской литературы,

- при исследовании художественных и эстетических принципов современной прозы,

- при написании истории современной таджикской литературы,

- при чтении спецкурсов и на спецсеминарах,

- при написании студентами филологических факультетов дипломных и научных исследовании

В качестве основных источников монографии послужили известные прозаические произведения писателей XX века и начала XXI века Сацрпддина Лини, Рахима Джалила, Джалола Икрами, Бахрпдднна Азизи, Сагима Улугзаде, Хакима Карима, Пулата Толиса, Юсуфа Акобирова, Ур\ на Кухзода, Абдулхамица Самадова, Джумьг Одина, Фазлиддипа Мухаммаднева, Сорбона, Самара Турсуна, Джонибека Акобирова, Мухаммадзамона Солеха, Саифа Рахимзода, Бахмансра, Муатвамы Ахмадовой, Барота Абдурахмона, Юсуфа Ахмадзода, Абдурофе Рабиева, Кодира Рустама, Гулрухсор, Гулназара и других

Мстодочогни исследования В соответствии с сущностью и природой исследуемой темы диссертант в основном опирался на сравнительно-исторический метод В ходе написания диссертации использованы также методологические принципы, применяемые в трудах отечественных и зарубежных исследователей Шафеи Кадкани, Хуслйна Хагиби, Хусайна Размджу, Майсура Растагора, Сируса Шамисо, Мухаммаджона Шакури, Худой Шарнфова, Атахона

Сайфуллаева, Абдуджаббора Рахмонова, Маруфа Раджаби, Иосирджона (Шалимова, Худойназара Асозода, Матлюбн Ходжаевой, Абдухолика Набави и других

Научная новшиа диссертации В диссертации впервые в таджикском литературоведении предметом исследования стали теоретические и практические вопросы лирической прозы, тенденции и принципы проявления лирического начала в прозе Наравне с этим предпринята попытка рассмотреть предпосылки возникновения лирических аспектов в прозе с древнего периода до наших дней, анализировать особенности проявления лирики в различных жанрах прозы, в т ч в рассказах, повести и романе

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры современной таджикской литературы ХГУ им акал Б Гафурова (2 марта 2007 года, протокол №5) и на секции литературоведения при ХГУ им акад Б Гафурова (23 апреля 2007 года, протокол №6) По теме диссертации соискателем прочитаны доклады на ежеюдных конференциях преподавателей ХГУ им акад Б Гафурова и областных научных конференциях

Публикации Основные положения диссертации нашли отражение в 5 статьях, опубликованных в научных сборниках и отраслевых журналах Таджикистана

Структура работы. Диссертации состоит из введения, трех глав, семи пара1рафов, заключения и списка использованной лшературы

Основное содержание работы. Во введении диссертации раскрывается актуальность исследования темы, степень ее изученности, рассматриваются источники и методология исследования, определяются теоретическая и практическая значимость исследования, также новизна диссертации

Первая 1лава диссертации «Лирическая проза и лирическое начало в прозе сущность, понятие и принципы познания» состоит из двух параграфов В первом параграфе "Лирическая проза и пути ее познания" рассматриваются вопросы изучения лирической прозы в отечественном и зарубежном литературоведении

Известно, что в нашей тысячелетней литературе большое распространение имело достоверное описание событий (покеагун), изложение любовных и социальных историй, нравственных и интеллектуальных сентенций, и в связи с этим возникли разные виды прозы мавзун мурсал и с точки зрения содержания художественная

(бадей), повествовательная (ривояти), философская (фалсафи), суфийская (суфия) и другие, которые стали обьектом всестороннею анализа в трудах Сируса Шамисо, Хусайна Размджу, Хусайна Хатиби, Мансура Раст агора, Худой Шарифова, Носирджона Салимова и других В современном литературоведении термин лирика употребляется, прежде всего для выражения состояния души личности героя Лиризм - это возможность самовыражения автора и в то же время субъективный взгляд на описываемые события В частности, данный термин можно использовать и в отношении прозаических произведений, хотя понятия «лирика», «лирические жанры» обычно употребляются применительно к поэзии В таджикском литературоведении понятие «лирическая проза» считается продуктом критической школы советской эпохи Литературовед Атахон Сайфуллаев в монографин "Хаким Карим" после краткого рассмотрение истории эволюции понятия «лирическая проза» подчеркивает «Когда возникла лирическая проза в современной литературе"? Некоторые придерживаются мнения, что во второй половине 50-х годов В Огнев, опровергая данное мнение, отмечает, что лирическая проза существовала в литературе в период Великой Отечественной Войны и в последующие десятилетия Однако, на наш взгляд, в современной литературе лирическая проза начинается с рассказов M Горького В 2,0-30-е годы ее развитие связан с именем M Зощенко»2

Таким образом, в литературоведении советского периода чаще употребляется термин «лирическая проза», однако позже, наравне с ним в связи с усилением художественных аспектов в современной таджикской прозе стал применяться термин "поэтическая проза" И хотя "поэтическая проза" и "лирическая проза" fie идентичные термины и между ними существуют значительные отличия, нельзя считать, что они могут существовать в отдельности и изолированно

Термин "поэтическая проза" имеет свои восточные и западные

корни

Данный термин очень рано прониь в современное иранское литературоведение Шафеи Кадкани в книге "Музыка стиха" в связи с раскрытием смысла этого термина проявляет интерес к двум понятиям "стихи в прозе" и "поэтическая проза"

Опираясь на мнение Шафеи Кадкани, можно сделать вывод, что термины "лирическая • проза", а затем и "поэпгчесьая проза" в последние годы получили большое распространение в

литературоведении и проникли в него под влиянием научных трудов европейских ученых

Термин "шеъри мансур" употребляется и в исследованиях другого иранского ученого Хусаина Хагиби Однако он использует гермин "шеъри маншур", хотя и подразумевает понятие "шеьри мансур" Указанный ученый, ссылаясь на Ибн Халдуна, пишет "Предмет и содержание стиха, как и поэтическая манера и выражения, проникли в прозу, и она (проза) получила чрезмерное разнообразие и искусственность и постепенно в персидском языке приняла ту форму, о которой применительно к арабской прозе Ибн Халдун писал "Проза стала одним из разделов и одной из наук поэзии, отличающейся от нее (поэзии) только лирикой"3

Друюй иранский ученый Мансур Рас (агор для обозначения данного понятия использует термин "насри тагаззули" На основании замечаний и рассуждений Шафеи Кадкани, Хусайна Хашби, Мансура Растагора можно сделать вывод, что исследование истории эволюции данного жанра в иранском и таджикском литературоведении имеет восточные предпосылки В теоретическом плане лиризм в прозе плотит в круг научных интересов и зарубежных ученых Но на само понятие лирической прозы в русском и европейском литературоведении существуют различные взгляды и точки зрения Такую прозу в русском литературоведении называют "лирическая проза" и в большинстве русских литературных словарей и энциклопедий она толкуется в значении лиро-эпического жанра, где события и происшествия излагаются на основе высоких; эмоций от первого лица 4

В исследованиях последних лег отношение к терминам "поэтическая проза" и "стихи в прозе" изменилось коренным образом Литературовед А Сайфуллоев даже назвал свою монографию "Поэтическая проза Гулназара", а академик Мухаммаджон Ш а кур и употребляет данный термин примени гельно к особенностям прозы русскоязычного таджикского писателя Тимура Зулфикарова Главным фактором интереса критиков к термину является, прежде всего, широкое распросгранение этого вида прозы в таджикской литературе периода независимости

Таким образом, можно прийти к выводу, чго термин "лирическая проза», хогя и является современным термином, исследователи проявляют к нему особый интерес

С решением данной проблемы связано исследование лирики в прозе, которая, как говорит Мухаммаджон Шакури, находит свое выражение в лирических аспектах стиля художественной прозы Поэтому наравне с признанием "лирической прозы" как особого вида прозы возникает само понятие лиризма или лирики в качестве особенности стиля художественной прозы, который в дальнейшем становится объектом изучения исследователей и критиков

Второй параграф нерпой главы назван "Принципы проявления лирических тенденций в прозаических произведениях "

Важнейшими принципами проявления лирической прозы в современной таджикской литературе можно считать следующие

1) Описание биографии самого писателя и рассказ от первого лица В русском и европейском литературоведении очень широко применяется данный критерии проявления лирической прозы Если взглянуть на эволюцию лирическои прозы в соответствии с этим критерием, то можно обнаружить многочисленные произведения, где рассказ ведется от первого лица "Воспоминания" С Айни можно считать первым мемуарным произведением советской эпохи, где использован данный принцип, и расска) о событиях и отдельные фрагменты книги возможно рассматривать как лирические проявления прозы

В связи с общим содержанием "Воспоминаний" можно выделить три принципа проявления лирических аспектов стиля художественного произведения

а) Рассказ о событиях и происшествиях от первого лица Как известно, "Воспоминания" первый образец автобиографической литературы в современной таджикской литературе, где все события излагаются от первого лица нпи в большинстве описываемых событий автор принимает участие в качестве героя

б) Описание внутреннею мира героя, имеющее тесную свя!ь с самим автором Например Айни следующим образом описывает душевное состояние поэта Мухаммадсиддика Хайрата "В конце Хаира1 перешел к чтению стихов, в которых описывается вечность природы и неотвратимость человеческой смерти, и осознание которых повергает человека в уныние В то время у него самою наблюдались первые признаки туберкулеза, и он чувствовал угрозу своей жизни и чтением таких бентов, безуслорно, состояние сьосй души»5

- И -

в) Использование стихотворных отрывков, выражающих душевное состояние героя Данный прием выражения лирических аспектов стиля художественной прозы берет начало в классических персидско-таджикских прозаических произведениях Этот прием часто встречается в разных видах классических персидско-таджикских прозаических произведениях и, по мнению М Шакури, является одним из источников становления и развития реалистической прозы

2) Оггас ание пейзажа и портрета В прозаических произведениях часто встречается описание природы или облика героя Подобные лирические отступления играют важную роль в проявлении лирическою начала в прозе, но необходимо иметь в виду, что при создании укашнных двух важных компонентов, писатель неизбежно опирается на эмоции, эстетическую восприимчивость, впечатления от окружающей'среды Несомненно, что в большинстве случаев, когда писатели приступают к описанию пейзажа, они используют средства художес!венного изображения, и поэтическое изображение данных описаний усиливает экспрессивность прозы

3) Внутренний монолог героя Этот прием, усиливающий тенденцию лирической прозы, широко используется в современной таджикской литературе Прекрасным примером внутреннего монолога может послужить кисса "Духтари ноком" ("Несчастная девушка") из книги "Воспоминания" С Айни Несмотря на то, что событие здесь излагается от имени Мулло Бурхона, внутренний монолог придает рассказу о любовных переживаниях героя высокий эмоциональный накал

В дальнейшим внутренний монолог героя получает широкое распространение в произведениях таджикских писателей, таких как Джалол Икроми, Рахим Джалил, Сатим Улугзаде, Аминджон Шукухи, Пулад Толис, Сорбон, Абдулхамид Самадов,Бахманер, Мухаммадзамон Солех и другие

В целом, стилевые элементы лирической тенденции прозы в современной таджикской литературе проявляются разными путями и оказывают большое влияние как на эволюцию художественных ценностей, гак и на обеспечение благозвучия, выражения эмоциональности, экспрессивности и тд Одновременно лирические элементы, наблюдающиеся в различных образцах художественной прозы, своим наличием усиливают лирическое начало стиля таких произведений и выступают в качестве стилевой особенности

Вторая глава диссертации, "Эволюция лирического начала в таджикской прозе XX века в связи с развитием жанров" состоит их трех параграфов Параграф первый "Предпосылки формирования лирической прозы в современной таджикской литературе" посвящен изучению исторических периодов формирования лирической прозы и лирическим проявлениям стиля в прошлой и современной прозе

Исследование сути и содержания лирической прозы и отражения лирических аспектов стиля художественной прозы, выявляет , прежде всего, особенности их проявления в классической персидско-таджикской литературе Лирическое начало, вытекающее из душевного состояния 1ероя, описание его эмоций и переживаний, больше всего встречается в образцах прозы фанни и хитоба, _о чем неоднократно упоминает иранский исследователь Хусайн Хашби Следовательно, в случае приобретения прозой особенностей поэзии между другими видами прозы и лирической прозой возникает различие Ибо поэтичность прозы обуславливает совсем иные проявления лирических элементов, в том числе и возникновение эмоционально окрашенных экспрессивных деталей Однако мы отнюдь не считаем идентичной лирическую прозу с прозой фанни и подчеркиваем, что лирическая проза большинство из своих элементов заимствовала из прозы мавзун, потому что в этом виде прозы наряду с преобладанием садж и других видов поэтических фигур большое значение приобретает поэтическая манера изложения и особая ритмичность Именно поэтичность может стать связующим звеном между прозой мавзун и лирической прозой Важнейшими признаками общности двух видов прозы считаются их близость к поэтическим произведениям или использование элементов прозы в поэтических произведениях

В связи с эволюцией классической прозы и влиянием эмоциональных аспектов в ее разновидностях можно сделать вывод, что некоторые проявления указанного вида прозы ветре таются также и в письмах, то есть в элементах эпистолярного жанра, потому что абсолютное большинство писем пишется от первого лица, и эта стилистическая особенность обуславливает наличие элементов лирической прозы в их текстах Ярким свидетельством вышесказанного могут служить мистические письма, где очень сильны эмоциональные аспекты Именно поэтому Мансур Растагор прозу тагаззули считает эквивалентной прозе хитоба прекрасные

образцы которой можно встретить в сочинениях. Ходжи Абдуллоха Ансори

Кроме писем, так называемые лирические стилистические аспекты встречаются в жанрах макамы и макола, манакиб и мистических рассказах

В макамах в основном рассказ ведется от первого лица или по выражению исследователей современной прозы, автор принимает на себя роль рави (рассказчика), кроме тот о, в них обильно используются стихотворные отрывки Эти два фактора являются основными признаками их причисления к лирической прозе Ярким примером могут служить рассказы "Гулистон"- а Саади.

О наличии элементов лирической прозы в классической иерсидско-таджикскои литературе свидетельствуют также био1рафическая проза и воспоминания И здесь, прежде всего, нужно отметить тог факт, что в этих произведениях о событиях рассказывается от первого лица Выдающимися образцами такой прозы можно назвать "Сафариома" Носира Хусрава, "Бадое - ал вакое " Зайииддина Махмуда Восифи, "Тухафи ах л и Бухоро" Мирзо Сироджа Хакима

В современной таджикской литературе формирование и развитие лирической прозы приобрело новую тенденцию С возрастанием интереса к политическим и социальным темам появились термины "гражданская лирика" и "социапьная лирика " Наравне с лирическим стихом, коюрый имел в нашей классической литературе большое распространение, свое место нашла лирическая проза Одновременно продолжение традиции сочинения воспоминаний и путевых заметок ( Сафариома) в классической литературе заложило основу для появления особою стиля ( манеры, пути) лирической прозы в современной таджикской литературе Прекрасным обра том такой прозы являются " Воспоминания" Айни Эта традиция была достойно продолжена Хасаном Ирфоном в "Дар кулбаи когибон" («В хижинах кустарей»), Джаполом Икрами в "Мактаби май, устоди ман, худи ман" ("Моя школа, мой устод, я сам"), Сатимом Улугзаде в "Субхи чавонии мо" ("Утро нашей молодости"), Рахимом Джалилом в " Маъвои дил" («Обитель сердца»)

Парагра ф второй нлзва» " Отражение лирических тенденций стиля в жанровых пачноиидчостнх прозы". В данном параграфе рассматривается отражение лирических особенностей стиля в рассказе, повести и романе

Особенности отдельных разновидностей прозы исследованы известными -учеными, в "том числе Мухаммаджоном Шакури, Атахоном Сайфуллаевым , Абдухоликом Набави, Маруфом Раджаби, Носирджоном Салимовым, Матлюбой Ходжаевой, Шамсиддином Солеховым и другими Они подвергли анализу идейно-художественные и стилевые особенности современной прозы В каждом виде прозы лирические аспекты проявляются по-своему и поэтому их необходимо изучать в отдельности

Рассказ Относится к малой форме прозаических произведений Рассказ в классической персидско-таджикской литературе существует и как отдельное произведение и в контексте других произведений В современном литературоведении отдельные аспекты данного литературного жанра исследовали Мухаммаджон Шакури, Абдухолик Набави, Юсуф Акбаров, Матлюба Ходжаева, Джура Бакозода и другие

Усиление лирического начала в жанре рассказа в современной литературе связано с именем Хакима Карима Ярким образцом лирической прозы считается его рассказ " Добро пожаловать, весна", написанный целиком в лирическом стиле Мелодичность изложения, лирический монолог, риторические вопросы, поэтическое описание усиливают лирический аспект рассказа Из содержания рассказа "Добро пожаловать, весна" вытекает, что хотя он не имеет целостного сюжета, все же можно заметить другие элементы лирической прозы Обращение к внутреннему миру героя, описание его душевного состояния, диалог с весной - все эти элементы указывают на доминирование лирических тенденций в произведении Хакима Карима

Указанный рассказ Хакима Карима с точки зрения охвата лирических аспектов в полном смысле является выдающимся образцом лирического рассказа В рассказах Аминджана Шукухи Ракима Джалила, Пулода Толиса, Фазлидлина Мухачмлдиева также часто наблюдается лирический стиль Так у Аминджона Шукухи есть цикл рассказов, которые в полной мере отражают особенности лирической прозы и их можно назвать лирическими рассказами Сам писатель в "Избранных произведениях" выделил их под названием «Лирические рассказы»

В языке рассказов Пулода Толиса наблюдается несколько способов проявления лирических аспектов Если не принимать во внимание рассказы, где повествование идет от первою лица, то и

дру1ая часть рассказов писателя содержит много эмоциональных моментов Не случайно исследователи считают, что психоло1 ическая проза начинаете-! с творчества Пулода Толиса, а затем находит продолжение в произведениях Фазлиддина Мухаммадиева

80-е годы характеризуются вступлением на арену современной таджикской литературы группы молодых писателей - новаторов, содействовавших расширению разновидностей прозы, в том числе лирической прозы Большинство критиков, исследовавших творчество Муаззамы Ахмадовой, подчеркивает особую продуктивность лирического аспекта ее рассказов В языке рассказов Муаззамы наблюдается ряд )лементов лирической прозы и на их основе можно назвать указанные рассказы лирическими

В целом наличие лучших образцов лирического рассказа в современной прозе можно считать продолжением традиции предков в сочинении расск.кзов На развитие этой школы ощутимое влияние оказали известные писатели Абдулхамид Самадов, Джонибек Акобиров, Мухаммадзамон Солех, Бахманер, Сайф Рахимзод, Анвар Олимов и другие

Повесть. Острые споры вызывает проблема жанровых особенностей повести и ее места в современной таджикской лтерагуре В современной литературе, начиная с Айни и кончая писателями сегодняшних дней, достаточно сильны лирические факторы Даже применительно к повести "Лето" Пулода Толиса используется 1ермин "лирическая повесть", что свидетельствует о влиянии лирических аспектов в этом виде прозы, о достижении наивысшей степени лиризма в данном жанре В современной таджикской прозе " Лето " Пулода Толиса признано выдающимся образцом лирической прозы На первый взгляд кажется, что обо всех событиях повести рассказывает своему читателю или другому лицу сам автор, одновременно выступающий как повествователь Однако более внимательный взгляд на ход собьпий в повести показывает, что писатель построил всю сюжетную линию произведения в виде краткой беседы с самим собой, те внутреннего монолога Несомненно, что произведение Пулода Толиса причисляют к лирической повесш из-за его стилистических особенностей Такая особая традиция написания лирической повести нашла продолжение л прозаических произведениях Аминджона Шукухн В языке его повести "Шахло и Шифо" встречаются многочисленные лирические элементы Описание внутреннею мира героев занимает особое место в произведениях

Фазлиддина Мухаммадиева, в частности в ею повестях, что свидетельствует об их принадлежности к психологической прозе Данный прием позволяет писателю усилить лирические мотивы произведения В большинстве повестей Фазлиддина Мухаммадиева рассказ ведется от первого лица И?ряду с этим, благодаря диалогам его произведения прпобре гают глубокий эмоциональный характер

В дальнейшем в современной таджикской литературе наравне с повестью получают распространение и написание киеса, 1Де мы также встречаем лирические аспекты Как и в повести, так и в современных киссах преобладает получает отражение раздумий героя, его внутренний М0Н0Л01

Роман В таджикской литературе, хотя в приключенческих киссах, классических цастаиях, особенно в повествовательной прозе встречаются элементы жанра романа, сам по себе данный жанр как литературный вид является новым С точки зрения степени учасшя героев в событиях, охвата раншх проблем роман обладает большими преимуществами Кроме тою, в современной таджикской лшературе классификацию видов романа критики осуществляют по тематическому принципу Исходя из содержания существующих романов, можно сделать вывод, что широкое распространение в современной таджикской литературе получили исторические художественные романы, воспоминания и т д

На основании анализа особенностей проявления лирического стиля в художественной прозе можно прийти к заключению, что больше всего он наблюдается при описании внутреннею состоянии героя или лирических отступлений В ходе исследования особенностей стиля прозы Джалола Икроми М Шакури следующим образом оцепиваег значение лирических отступлений "Лирические отступления не только выражают эмоции и волнение, загадочность или ненависть писателя и его героев, но н охватывают их думы и взгляды на мир, жизнь и человека"6

Обреюние независимости республикой содействовало появлению цикла романов в современной таджикской литературе И хотя большинство писателей этого времени проявляли свое мастерство в отражении исторических вопросов, исторических событий и происшествий, создании портретов исторических личностей, было немало и романов, посвященных социальным, нравственным, философским проблемам Лирическое начало в исторических романах больше проявляется при создании образов и

портретов В других романах также наблюдается лирический стиль Особое место с точки зрения исследуемой проблемы занимает Сорбон В романе «Зарафшон» Сорбона, вторая часть которого была создана в период независимости, принципы проявления лирического стиля находят выражение в использовании лирических отступлений, и самое главное, в особом мастерстве в описании пейзажа, создании образов исторических личностей

Лиризм в исторических романах Юсуфа Ахмадзода, Мухаммадзамона Солеха и других также обладает определенными особенностями, которые сформировали почву в таджикской литературе благодаря ее свойствам на данном этапе

Бахманер относится к числу тех писателей, которые играют значительную роль в развитии прозы эпохи независимости В его творчестве наолюдается новаторский подход к созданию романа Его произведение "Шоханшох", напечатанное в первом номере журнала "Садои Шарк" за 2007 год, по признанию самого писателя, написано в манере "нового романа" Лирическое течение стиля в романе проявляется путем описания внутреннею состояния героя, рассказа от первого лица и в некоторых местах лирическими отступлениями

С учетом художественных особенностей и эволюции стиля мы считаем ромг н Бахманера " Шоханшох" выдающимся образцом лирического романа, не имеющим ранее аналогов в современной таджикской литературе Атахон Сайфуллаев первым лирическим романом, созданным в период независимости, назвал роман Барота Абдурахмона " Дуней сабзи ишк" («Зеленый мир любви») По мнению критика, роман Барота Абдурахмона полностью посвящен теме любви Несмотря на все достоинства и недостатки, роман является волнующей и -дскренней по >мой о любви

По утверждению Атахона Сайфуллаева, именно выдвижение на первый план любовной темы обусловило необходимость использования лирического стиля и в книге преобладает лирический стиль описание внутреннего мира героя, внутренний монолог, изображение душевного состояния

Наблюдения ученого относительно этого романа, конечно, бесспорны, однако, на наш взгляд, в романе Барота Абдурахмона в основном продолжена традиционная манера изложения, в романе же Бахманера все ново и сюжетная канва, и компоновка материала, и пространственно-временные соотношения, и самое главное, образ 1 ероя-рассказчика, от имени которого ведется повествование Этот

герой не похож на тех, с кем мы встречались в других произведениях Эго человек нового времени, однако далеко не идеальная личность В романе много биографических фактов, и прежде всего это раскрытие натуры автора, это взгляд изнутри на самого себя и на окружающий мир В нем сплетено много стилевых течений, однако лиризм доминирует во многих фрагментах и в общем пафосе

В целом, в произведениях современной таджикской литературы элементы лирической прозы проявляются особым образом и содействуют усилению художественной ценности, описанию душевного состояния героев и на этой основе-возникновению новых жанровых разновидностей лирической прозы Усиление лирического начала в таджикской прозе обусловило появление специфических лирических жанров, таких как лирический рассказ, лирическая повесть, кисса и роман

Параграф третий "Своеобразие лиризма в исторической художественной прозе" - посвящен исследованию особенностей проявления лирического стиля в исторической прозе

Создание мифологических и исторических портретов в современной таджикской литературе обусловило появление новой манеры и особой литературной традиции В этом направлении внимание к историческим н мифологическим проблемам в современной таджикской прозе, особенно в прозе периода независимости, укрепило основы жанра в прозаическом направлении литературы, которое было названо впоследствии критиками «историческая художественная проза» Конечно, данный жанр не является продуктом периода независимости таджиков Первые его элементы можно встретить еще в произведениях Садриддина Айни В дальнейшем в книгах мастеров современной прозы Джалола Икроми, Сотима Улугзаде, Рахима Джалила, Фотеха Ниязи, Расула Ходизода и других данный жанр превратился в большую школу современной таджикской прозаической литературы, сформировал свои определенные тенденции и направления В творчестве Улугзаде в этом жанре написаны романы " Восеъ", "Фирдоуси", повесть "Ривояти Сугди" («Согдийская легенда») В период независимости историческая тема получила широкое распространение в творчестве писатетеи и приобрела особое значение в укреплении самосознания, само назначения и исследования истории в зеркале литературы Примером может служить творчество Азама Сидки, Сорбона, Бахмансра, Мухаммадзамона Солеха, Сайфа Рачнмзода, Давлатшоха Тохири и

других, в произведениях которых отражены важнейшие особенности художественной исторической прозы Роман писателя-новатора Мухаммадзамона Солсха "Девори Хуросон" принадлежит к прозаическим произведениям, которые отличаются особым стилем письма и проявлением писательскою мастерства В сюжетной линии романа наблюдается синтез элементов лирической прозы и прозы хунари (изящная, художественная) В стиле писателя наблюдается обильное испольювание простых предложений Вся сюжетная линия произведения, диалог героев отражены посредством простых, однако очень мелодичных, выразительных и содержательных с точки зрения писательского мастерства предложений

В период независимости в писательской среде получило особое распространение обращение к национальной истории и художественное изображение исторических личностей

Наряду с !У1 ух а м м а д! а м о и о м Солехом художественный образ Исмоила Сомони в своих произведениях изобраннти Юсуфджон Ахмадзода и Туйчи Мирзод В книге Юсуфджона Ахмадзода элементы лирики нашли свое воплощение в изображении портрета героя Первая книга романа Юсуфджона Ахмадзода называется " Маджуси Девок" Писатель проявляет большое мастерство в описании облика и личности центрального героя романа Поэтому в изображении личных качеств героя книги встречаются важнейшие элементы создания портрета (чехранигори, включающие в себя лирические проявления Стихотворные отрывки, декламируемые героем произведения, передают текста произведения особое благозвучие усиливают лирические аспекты стиля романа

Исторический роман Сорбона "Достони писари Худо" («Поэма о сыне Божьем»), несомненно, можно считан, крупным явлением в современной таджикской литературе последних лег Эта книга с точки зрения принадлежности к художественной исторической прозе и проявления в ней яркого индивидуальною писательского стиля, отличающегося особым лиризмом, весьма своеобразна Несмотря на то, что роман Сорбона охватывает древние мифи и легенды, события далекой истории, в нем широко используются элементы лирического стиля, преобладающие в современной прозе Важнейшим проявлением лирических элементов можно считать письма, которые придают произведению эмоциональный накал и особый гшризм

Из современных таджикских писателей, в творчестве которых жанр исторической прозы занимает центральное месю, можно назвать

Давлагшоха Тохири Его перу принадлежат повести "Деваштич", "Ситораи Рудак", "Дили Бсдил", роман "Рухшона" и другие произведения В книгах Давлатшоха Тохири также очень часто доминирует лирическое начало В повествовании "Сиюраи Рудак" («Звезда Рудака») писатель использует элементы лирического стиля, в том числе описание псчпажа, нитрование стихотворных отрывков, внугреннии монолог героя, создание портрета, лобовный диалог, лирические отступления

В целом можно отметить, что художественной исторической прозе, которая получила мощный импульс в период независимости, наравне с совершенствованием писательского мастерства усиливаются и лирические тенденции Данное явление, прежде всего, связано с повышением интереса писателен к созданию образов исторических личностей Распространение художественной исторической прозы в литературе периода независимости, с одной стороны, стало мощным фактором проникновения исторических проблем в художественную литературу, и тем самым сыграло важную роль в формировании национального самосознания, то с другой стороны, этот процесс содействовал укреплению лирического начала в этих произведениях

Третья гвява - "Лирическое начало в прозе периода пезлвнспшосги Республики Таджикистан" состоит из двух параграфов В нервом „.параграфе " 'Гепденцни развития лирической про пи в конце ХХ_ века и к начале XXI сголонш" рассмофены общие вопросы эволюции таджикской литературы, особенно современной прозы в указанный период

Появление литераторов с новым мышлением и стилем в период независимости оказало большое влияние и на расширение горизонтов литературы Необходимо отметить, что предпосылки нового витка развития литературы были заложены в последние годы свешенной токи и независимость республики придала им ускорение В связи с Э1им в щисратурс появились новые тенденции и процессы, которые стали объектом многочисленных исследований Отвечая на вопрос почему тенденции рэзвишя лирической прозы в литературе периода независимости должны быть исследованы отдельно, думаем, необходимо отметить следующие причины

Первач С развитием современной таджикской прозы в конце XX века - начального этапа государственной независимости- в ней возникли особые тенденции, охватывающие многочисленные лирические элементы Резкое усиление лирического начала было

обусловлено интересом писателей к прозе размышления и описанию душевного состояния героев

Вторая В прозе получила новый импульс тем любви и любовных отношений Естественно, что интерес писагелей к этой теме без описания сильных эмоций и лирических фрагментов был бы невозможен Вызывает ит ерес тот факт, что ряд писателей, в т ч Фотсх Абдулло (Ардамехр), Латофат Кенджаева, Абдурофе Рабиев, Азизи Азиз, Робиа Холмирзо большинство своих прозаических произведений создали в форме изложения любовных ощущений без сюжета и стали известными как писатели таронасаро (песенники) Такая манера ранее встречалась в произведениях Сатгора Турсуна, изданных под названием "Андешахо" ("Размышления")

Третья Одним из основных направлений прозы в период независимости является стиль сочинения прозы от имени писателя или другими словами превращение личности писателя в центрального героя с точки фения изложения событий и происшествий Вследствие этой стилевой особенности в прозаических произведениях монолог героя с самим собой, объяснение ею душевного состояния занимает значительное место В результате в языке современной таджикской прозы увеличиваются лирические элементы

Четвертая Обращение писателей к историческим, социальным проблемам, описание окружающей автора среды также содержат в себе лирические элементы В большинстве исторических произведений мы встречаемся с описанием портрета исторических личностей, пейзажа, описанием условий жизни и душевных состояний, что также свидетельствует о наличии лирических элементов

Таким образом, в рассматриваемый период на литературную арену вступили многие писатели, оказавшие ощутимое влияние на распространение лирической прозы путем обращения к вышеуказанным тенденциям С другой стороны, усиление лирического начала в прозе обуславливает отдельное изучение литературы этого периода с точки зрения поэтики и тем самым ставит задачу исследования специфических явлений современной таджикской прозы на новом историческом этапе Кроме того, хотя наравне с реалистической прозой получают распространение элементы романтизма, внимательное рассмотрение стилистических особенностей большинства разновидностей прозы показывает, что в них доминирует лирический стиль Это, прежде всего, проявляется в

приемах писательского мастерства, элементов лирического стиля и поэтических фигур

Второй параграф треи>ей главы назван "Литсратурно-художесгвеиные ценности и лирическая проза". В данном параграфе исследуется вопрос о художественных особеннооях прозы в связи с лирическим стилем

Политическая, культурная и литературная независимость в новейшей истории Таджикистана, прежде всего, стала мощным фактором обращения писателей к художественным явлениям За последние 15 лет в современной таджикской прозе неуклонно укрепляются позиции литературных и художественных ценностей Усиление этой тенденции в прозаических произведениях оказало влияние и на эволюцию лирических аспектов прозы

Художественная проза в современной таджикской литературе, начавшаяся с творчества таких выдающихся писателей как Айни, Джалол Икроми, Сотим Улугзаде, Пулод Толис и друшх, в период независимости приобрела новые стилевые особенности В произведениях таких писателей как Бахманер, Сайф Рахимзод, Мухаммадзамон Солех, Анвар Олимов, Сорбон, Саттор Турсун и других проявляются многоплановые творческие поиски, которые в целом представляют прозу данного периода в качественно новом художественном ракурсе

В новый период эволюции прозы в произведениях ряда талантливых писателей мы встречаем особые проявления художественной прозы, и данный факт свидетельствует о наличии художественных и литературных ценностей в прозаических произведениях Одновременно в этот период вышли на арену литературы писатели, произведения которых имеют преимущество с точки зрения писательского мастерства

Необходимо отметить, что обращение к прозаическому жанру некоторых поэтов обусловило дальнейшее усиление лирического начала в прозе Примером могут служить произведения Гулрухсор, Гулназара, Юсуфджона Ахмадзода и других Благодаря поэтическому таланту указанных литераторов в их произведениях по-особому проявляется и художественный стиль Начало обращения поэтов к прозе положил еще С Айни Продолжение фадиции связано с именем Аминджона Шукухи, который известен в современной таджикской литературе как поэт-лирик Эта особенность поэтического таланта

являются эволюция описания внутреннего мира героя в прозе, отражение эмоций героев, отражение размышлений и чаяний героев и тд Наряду с этим с усилением описания внутреннего мира героев бурное развитие получил жанр тарона как важного средства выражения лирической прозы Некоторые писатели издали отдельные книги тарона

7 Современная таджикская проза в период независимости своими художественными достижениями завоевала признание В произведениях известных писателей этого периода, в т ч Мухаммадзамона Солеха, Бахманера, Сайфа Рахимзода, Сорбона, Саттора Турсуна, Джонибека Акобирова, Абдулхамида Самадова, Кодира Рустама, Абдурофе' Рабиева, Шамсии, Матлюбы Ермирзоевой и других в качестве важнейших стилевых особенностей выступают литературно-х'удожественные аспекты, логически выверенные размышления, высокий полет фантазии, получают большое распространение поэтическая проза, проза - размышление, психологическая проза Усиление лирических особенностей стиля и одновременно!; усиление художественных аспектов прозы обусловили специфически путь формирования современной таджикской прозы

Цитируемая литература:

1 Ашш С Еддоштх.о - Сталинобод Нашрдавто^ик, 1954, к;исми 1 ва 2 - 406 с

2 Афанасьев В Н О некоторых чертах поздней лирической прозы Бунина // Известия Академии наук СССР Отделение литературы и языка — М Изд-во АН СССР, 1970 — Т XXIX Вып 6 —(С 534-537)

3 Гишбург ЛЯ О Лирике - Ленинград Советский писатель, 1974 407 с

4 Сайфуллоев А Хаким Карим Хучанд 2005 300 с

5 Хатибй Х,усайн Фанни наср дар адаби порей Техрон, ингишороти Зашюр 1375 с

6 Шакурии Бухорой, Мухаммадчон Диди эстетикии халк ва насри реалисти Хучанд, «Нури маърнфат», 2006 192 с

Основные положения диссертации отражены в следующие публикациях-

1 Свет духовности//Худжанд, 2004, № 10 -С 93-95

2 Отражение истории в зеркале искуси ва'/ Худжанд, 2006, № 1 -С 82-88

3 Особенности выражения лирического начата в < овременной таджикской прозе// Паеми Сугд, 2007, № 1 -С 84-95

4 Лирическое начало в современной таджикской повести// Паеми Донишгохи Милли, 2007, № 2

5 Своеобразие лирического стиля в современной таджикской прозе // Фарханг, 2007, № 2 -(

Подписано в печать 27 04 07 г. Формат 60x84/1/16

__Объем 1,75 п л Заказ 112. Тираж 100._

«Нури маърифлт» ХГУ им. акад. Б Гафурова 735700. г. Худжанд, ул. Ленина 52