автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Северокавказская лирическая проза

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Мамбетова, Марьяна Хусейновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Северокавказская лирическая проза'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мамбетова, Марьяна Хусейновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА

Лирическая проза как жанр (на материале русской литературы).

ГЛАВА

Особенности формирования и развития северокавказской лирической прозы.

ГЛАВА

Художественное своеобразие современной лирической прозы.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по филологии, Мамбетова, Марьяна Хусейновна

лиризм, существуя сам по себе как отдельный род поэзии, входит во все другие, как стихия, живит их, как огонь Прометеев живит все создания Зевса.

В.Г. Белинский

Исследования о лирической прозе в русской литературе впервые появились в XX веке. Однако ошибкой было бы утверждать, что произведений, написанных в лирической тональности, Россия до XX века не имела. Достаточно вспомнить традиции повествования, уходящие, например, к Чехову, Бунину, Куприну, - и становится ясно, что в лиризме у русских писателей никогда не было недостатка. По сути, явление возникло гораздо раньше, чем сам термин. Он возникает приблизительно в середине XX столетия. С первых же шагов и по сей день вокруг этого жанра не стихают споры. В основном все дискуссии - вокруг проблемы актуальности лирической прозы. Многие критики рассматривают ее негативно, говоря о том, что лирическая проза не может объективно отражать жизненные явления. Кроме того, подавляющее большинство исследователей ставит проблему правомерности употребления самого термина "лирическая проза". Как известно, существует проза - эпика, с ее событийностью, широтой охвата действительности, и есть лирика, отражающая субъективные переживания человека. Имеет ли смысл смешивать эти два разнородных явления? Лиризм может присутствовать в структуре любого эпического произведения (лирические отступления, письма, дневниковые записи). Следует отметить, что лирическая проза имеет некое превосходство над лирической поэзией: в первом случае личностное эмоциональное переживание запечатлевается более опосредствовано, чем во втором, ведь проза никогда не утрачивала связи с эпическим началом. Воссоздать лирическое переживание в эпическом образе - задача особого рода. И здесь недостаточно просто "рассказать чувство", изобразить само переживание. Здесь необходим самостоятельный образ, адекватный чувству. Удивительней всего то, что каждый лирический прозаик по-своему создает его, у каждого свои методы создания поэтического образа в прозе (манера повествования от первого лица, уход в детство, обращение к природе, к обычным человеческим чувствам). Современное литературоведение уделяет немалое внимание вопросам становления, развития, специфики лирической прозы.

Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что лирическая проза еще достаточно молода, и ее изучение пока не приобрело широкого размаха. В настоящее время нет специальных трудов, посвященных проблемам лирической прозы в национальных литературах Северного Кавказа.

Целью настоящей диссертации является системное изучение становления и развития художественных особенностей северокавказской лирической прозы.

Задача нашей работы состоит в том, чтобы исследовать проблематику и поэтику лирической прозы в литературах народов Северного Кавказа. Мы планируем рассмотреть особенности проблематики региональной лирической прозы, а также средства достижения художественности и особой выразительности в лирико-прозаических произведениях. Несомненно, что современным литературоведением уже накоплен большой художественный материал, однако многие теоретические аспекты региональной лирической прозы остаются неразработанными.

Материалом для диссертационного исследования послужили произведения адыгских писателей: "Возвращение", «Калина» X. Ашинова, "Последний поцелуй лета" А. Балкарова, "Когда цветут подснежники" Г. Братова, "Цветные сны" В. Ворокова, "Ранняя весна" Б. Журтова, "Дерево моего детства" Б. Кагермазова, "Встреча" X. Кауфова, "Южанин и Северянка" А. Кушхаунова, "Запах хлеба" Б. Мазихова, "Золотые апельсины" А. Макоева, «Камень Асият» А. Охтова, "Весна Софият" Ад. Шогенцукова, "Голос призывающий" К. Эльгарова; карачаево-балкарских писателей: "Рассказ женщины" X. Байрамуковой, "Полярная звезда" М. Байчорова, "Элия" М. Батчаева, "Тропинка" Б. Гуляева, "Девушка из Ак-Сырта" А. Теппеева, "Белая шаль" 3. Толгурова, "Как трудно сшить платье" Б. Чипчикова; дагестанских писателей: «Два персика» Ф. Алиевой, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, «Не убивайте любовь», «Бирюзовая волна» М. Магомедова; ногайских писателей: «Степной жаворонок» Б.Кулунчаковой, «Долог путь к себе» И. Капаева; чечено-ингушских: «Сбор металлолома», «Зимы холодное утро» М. Ахмадова, «Трудный путь» А. Бокова, «Чинара в поле», «На новом месте» Ф. Эсмурзиевой; осетинских писателей: «Песнь в два голоса», «Белый-белый снег» Н. Джусойты, «На горы лунный свет ложился» И. Цомартова, «Тепло очага», «Белые стихи» Г. Бицоева, лирические миниатюры М. Дзасохова и т.д.

Изученность проблемы. К проблемам лирической прозы неоднократно обращались такие национальные литературоведы, как Л. Бекизова, Р. Мамий, А. Мусукаева, 3. Толгуров, Ю. Тхагазитов, Ф. Урусбиева, К. Шаззо, Т. Эфендиева и др.

В книге 3. Толгурова «В контексте духовной общности» (1991) немалое место отведено возросшему влиянию личностного начала современного человека, его желанию глубже, лучше выразить свое многостороннее «я». Толгуров также считает, что ориентация человека является следствием его духовных потребностей, а также задач времени. Лирическая проза для автора монографии прежде всего решение проблем памяти, связи с обществом, с его духовными ориентирами и утери этой связи.

Ф. Урусбиева в своей книге «Путь к жанру» (1972) обращается к балкарской лирической повести. В частности, она рассматривает повести М. Геттуева, Б. Гуляева, А. Теппеева и др. Большое внимание исследователь уделяет поэтике рассматриваемых произведений. Урусбиева пишет, что закономерностью развития балкарской лирической повести является ее родство с собственно поэтическими жанрами (эпической поэмой, балладой и т.д.).

Ю. Тхагазитов в книге «Эволюция художественного сознания адыгов» (1996) акцентирует свое внимание на трудностях развития кабардинской лирической прозы. Они связаны со степенью использования традиций, выбором малоактуального конфликта, недостаточно глубоким познанием человека. Исследуя произведения Б. Журтова, Б. Кагермазова, Б. Мазихова, А. Налоева, Ад. Шогенцукова, и др. Ю. Тхагазитов делает вывод о том, что своеобразной опорой и ориентиром кабардинской лирической прозы являются традиции русской литературы.

А. Мусукаева в монографическом труде «Северокавказский роман» (1993) обращается к лирической прозе в связи с творчеством А. Кешокова. «Подробное воспроизведение жизненных коллизий и психологических нюансов, тонкое вплетение в ткань «прозы» поэтических нитей, умелое слияние действительных событий с воспоминаниями и мечтами», — такие характерные черты кешоковской прозы выявляет А. Мусукаева (66:32). По мнению исследователя, эпическая проза Кешокова неразрывно связана с лирико-психологическим началом. А. Мусукаева тщательно анализирует творчество Кешокова, рассматривает образы основных героев и выявляет обилие фольклорной поэтики как основного средства лиризации кешоковской прозы.

Книга К. Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978) посвящена анализу таких теоретических проблем, как природа художественного конфликта и его роль в формировании жанрово-родовых категорий в молодых литературах. К. Шаззо берет определенную литературную «географию» — Адыгею, Кабарду и Черкессию — и исследует структуру художественного конфликта в произведениях молодых адыгских литератур. В связи с этим он и обращается к лирической прозе. На фоне произведений X. Ашинова, А. Евтыха, С. Кушхова, А. Охтова, Ад. Шогенцукова и других ученый выявляет новые черты адыгской прозы — усиление личностного начала, остро зазвучавшие психологические мотивы, возрастающую самостоятельность мастеров слова. Сплав поэзии и прозы, позволяющий автору проникнуть в психологию личности, показать ее драму на фоне общественных коллизий, — и есть, по мнению К. Шаззо, суть лирической манеры повествования.

Монография У. Панеш «Типологические связи и формы художественно- эстетического единства адыгских литератур» (1990) немаловажное место отводит адыгейской лирической прозе. Автор акцентирует свое внимание на «самоценном значении личности». Эта новая струя в общесоветском искусстве и является, по мнению автора, причиной распространения субъективно-повествовательных форм. Говоря о соотношении эпического и лирического в литературе, Панеш ссылается на таких советских литературоведов, как Л. Якименко, В. Оскоцкий и др. Новые проблемы в литературе - это обязательно соответствующие жанрово-структурные изменения, считает автор монографии. В этой связи он анализирует жанрово-стилевые поиски адыгейских писателей (М. Ахметова, X. Ашинова, А. Евтыха, А. Кошубаева, А. Охтова и т. д.) в период «торжества лирической прозы».

Научная новизна данного исследования состоит в том, что в данной работе впервые предпринята попытка системного изучения проблематики и поэтики северокавказской лирической прозы. В работе мы выделяем важнейшие аспекты в изучении национальной лирической прозы.

В усилении лирического начала в современной прозе, вне всякого сомнения, сыграло всевозрастающее внимание к внутреннему миру героя. Казалось бы, все это уже было (мы говорили, что у лирической прозы есть своя родословная), но «ведь каждый человек родится в первый раз, и каждое слово радости, гнева или боли, сказанное художником, тоже звучит как в первый раз, хотя нет как будто новых слов под солнцем» (130:42).

Причиной же большой популярности лирической прозы сегодня является еще и ее особенная откровенность. Кстати, стремление художника передавать одну лишь чистую правду души — это изначальное свойство нашей многонациональной литературы. Доверительная откровенность автора не только создает особую атмосферу достоверности повествования, но и вызывает встречное сочувствие, встречную реакцию читателя. Так возникает неуловимая внутренняя связь между писателем и читателем. Их настроения совпадают и получают особую тональность.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разрабатываемая в нем концепция художественно-эстетического своеобразия лирической прозы в литературах народов Северного Кавказа может стать составной частью комплексного исследования современного литературного процесса в национальных литературах, а также специфики развития национальной лирической прозы.

Практическая значимость исследования определена тем, что его материалы могут быть использованы в преподавании курса «Литература народов РФ», а также при подготовке спецкурсов и спецсеминаров по литературе народов Северного Кавказа.

Методологической основой диссертационного исследования послужила теория целостного восприятия литературного процесса, ориентация на закономерности его развития. Важную роль в формировании научной концепции данной работы сыграли взгляды ведущих исследователей, теоретиков и историков литератур современного литературного процесса; Ю. Барабаш, В. Чейдеко, В. Камянова, Н. Надъярных, К. Султанова, В. Оскоцкого, В. Палиевского, Я. Эльсберга и др.

Значительный вклад в разработку лирической прозы внес С. Липин. Его книга «Сквозь призму чувств» (1978) осмысливает данный жанр как характерное явление многонациональной литературы 1960-1970-х годов. Рассматривая лирическую прозу в свете литературных традиций, автор выявляет тенденции ее развития, художественное своеобразие, исследует особенности проблематики. В книге анализируются произведения О. Берггольц, В. Солоухина, В. Лихоносова, Ю. Куранова, Р. Гамзатова и др. Анализ проводится в свете раскрытия как стилевой общности их произведений, так и богатства проявления творческих индивидуальностей.

В. Новиков в книге «Художественная правда и диалектика творчества» (1988) раскрывает причины усиления лирического начала в современной прозе, выявляет превосходство лирической формы повествования. В творчестве таких писателей, как Ч.Айтматов, С. Крутилин, М. Стельмах, В. Быков, он выводит общее, закономерное, выявляя в то же время и их индивидуальную специфику, художественное своеобразие. Большое внимание Новиков уделяет поэтике лирических произведений, анализирует новые приемы, присущие этому жанру.

А. Клитко в книге «Глубина фокуса» (1981) исследует лирическую прозу под углом зрения «Человек и природа», стремится нащупать связь дня нынешнего с днем минувшим, детально анализирует произведения В. Лихоносова, Ю. Куранова, В. Потанина и др. Исследователь подчеркивает социальную значимость лирической прозы, актуальность ее нравственного пафоса.

Изучению жанра лирического рассказа посвящена книга «Русский советский рассказ. Очерки истории жанра» (1970) под редакцией В. Ковалева. Здесь проводится грань между подлинной лирической прозой и рассказами «ни о чем», так называемыми эскизными зарисовками начинающих писателей. В книге осуществлен сравнительный анализ лирической манеры письма разных авторов.

Глубиной постановки вопросов отличается работа А. Эльяшевича «О лирическом начале в прозе» (1973). Исследователь говорит о лирическом ' стиле, охватывающем различные жанры, показывает традиции лиризма в отечественной и мировой литературе и особенности сюжета, конфликта, характера в произведениях лирического типа, конкретизирует самое понятие лиризма. Данная работа конкретно не анализирует лирическую прозу, большей частью она посвящена развитию лирического начала во всей современной литературе.

В 1970-х годах на страницах «Литературной газеты» развернулась дискуссия о жизненности лирической прозы, ее перспектива (Я. Эльсберг, В. Гейдеко, В. Оскоцкий, А. Теракопян, В. Камянов и др.). В выступлениях авторов наблюдалось стремление определить стилевое своеобразие лирической прозы, изучить ее характерные особенности. Популярность этой темы можно объяснить отсутствием обобщающих работ по данным проблемам. Лирическая проза Северного Кавказа разнообразна как по тематике, так и по жанровой специфике, уровню мастерства писателей. В различных национальных литературах они, разумеется, по-разному окрашены и обогащены традициями, обычаями, тем самым, что принято называть национальным колоритом.

К сожалению, в настоящее время нет монографических исследований, специально посвященных проблемам лирической прозы. Этим и объясняется злободневность и возрастающая актуальность изучения лирической прозы в наши дни. Лирические формы обобщения стали характерными для всей многонациональной прозы, в связи с чем есть существенная необходимость рассмотреть данное явление, тенденции его развития, выявить его своеобразие, особенности поэтики и проблематики.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования доложены и обсуждены на научно-теоретических конференциях «Перспектива 2000», «Перспектива-2001», «Перспектива-2002» (г. Нальчик), «Языки и литература народов Кавказа» (г.Карачаевск), а также в публикациях («Вестник КБГУ», Сборник научных статей КБИБ «Viva vox" и

ДР-)

Структура работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе «Лирическая проза как жанр» анализируется понятие о лирической прозе вообще, рассматривается становление и развитие данного жанра в русской советской литературе. Здесь мы исследуем произведения М. Пришвина, К. Паустовского, О. Берггольц, В. Солоухина, О. Базунова, И. Друцэ, И. Грековой, Н. Дементьева, Ю. Трифонова В. Лидина, С. Воронина, В. Цыбина и др. В данной главе мы делаем акцент на проблематике лирико-прозаических произведений.

В лирической прозе движение сюжета создается за счет конфликта между происходящим и авторским к нему отношением, так как переживания автора являются частью изображаемого. Лирический эффект достигается авторским обращением к повседневности, умением в «обычном» найти прекрасное.

Во второй главе диссертационной работы "Особенности формирования и развития северокавказской лирической прозы" мы обращаемся к жанру лирической прозы в региональной литературе. Объектом исследования на этот раз служат произведения адыгских (А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, Б. Журтова, Г. Братова, А. Макоева, Б. Мазихова. Б. Кагермазова, В. Ворокова, К. Эльгарова, А. Охтова, X. Кауфова); карачаево-балкарских (Б. Гуляева,А. Теппеева, 3. Толгурова, Б. Чипчикова, М. Байчорова, М. Батчаева), ногайских (Б. Кулунчаковой, И. Капаева), осетинских (М. Дзасохова, М. Цагараева, Н. Джусойты, И. Цомартова, Г. Бицоева и др.), чечено-ингушских (М. Ахмадова, А. Бокова, Ф. Эсмурзиевой), дагестанских (Р. Гамзатова, М. Магомедова, Ф. Алиевой) авторов. Нами отмечен повышенный художнический интерес национальных авторов к памяти героя, к проблемам судьбы женщины - горянки, личного счастья и нравственно-этическим нормам жизни. В данной главе мы исследуем авторскую позицию в произведениях, а также рассматриваем случаи однообразных конфликтных ситуаций, трудности, связанные с использованием традиций.

В третьей главе диссертации «Художественное своеобразие современной лирической прозы» мы приступаем к изучению своеобразия художественной формы произведений северокавказской лирической прозы, их жанровых разновидностей. Обращаясь к термину «поэтика», берущему начало от Аристотеля, мы даем два определения данного понятия и обосновываем наше пристальное внимание к художественной форме произведений, поскольку форма - не столько материальный элемент текста, сколько отношение к нему автора (Ю. Лотман). Исследуя поэтику северокавказской лирической прозы, мы приходим к выводу о том, что помимо «щедрого метафоризма» и тому подобных явлений тропики, весомую роль в оформлении национального своеобразия лирической прозы играют фольклор и художественный этнографизм.

В «Заключении» подводятся итоги исследования, делаются необходимые сообщения и выводы.

В «Библиографии» дается перечень научной и критической литературы, сыгравшей свою роль в формировании и решении нашей концепции.

13

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Северокавказская лирическая проза"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная лирическая проза, объединяющая произведения различных жанров, на сегодняшний день приобретает новую качественную конкретность, содержательность, которую можно было бы определить как синтезирующую. Сложный и многогранный характер северокавказской прозы предопределил противоречивость реальной действительности, неоднозначность социальных связей и отношений, «неизмеримо обогативших лирико-философский и нравственно-этический кругозор современных горских литератур» (98:177). Своеобразие предмета изображения соответственно порождает своеобразие жанровых форм, сюжета, поэтики. Характерная для современного художественного сознания субъективность лирико-философского обобщения укрупняет масштабы художественного видения социальной действительности; лирическая струя заметно обогащает познавательные и эмоциональные возможности привычного эпического мышления.

Современная действительность отличается высокой степенью жизненного драматизма, глубиной постижения человеческих проблем и отдельной человеческой судьбы «в социальной конкретности его реального бытия» (98:177). Лирическая проза сегодня - это сложная диалектическая связь между личным человеческим опытом, так сказать частным жизненным потоком и широтой реальной действительности в ее многогранности. Принцип жанрово- композиционной и пространственно - временной организации становится основополагающим для творчества современных северокавказских прозаиков. Частная жизненная история художественно обработанная, приобретает черты многоликой реальности, и не последнюю роль в этом процессе играет лиризм, от которого в свое время не ждали ничего более, чем изящество стиля. Повествование от первого лица явилось не традиционной условностью, а знаком повышенной достоверности и, хоть мы поставили под сомнение определяющую роль этой манеры для лирической прозы, формально выраженное авторское «я» в основе своей передает содержание северокавказских лирико-прозаических произведений. В частности, множество произведений Ф. Алиевой, М. Ахмадова, А. Балкарова, X. Байрамуковой, М. Батчаева, В. Ворокова, Р. Гамзатова, Б. Мазихова, Б. Кагермазова, Б. Чипчикова, К. Эльгарова написано в манере повествования от первого лица. Она, как нам уже известно, стремится к эффекту полного читательского присутствия и сокращает дистанцию между автором и читателем, активизирует восприятие. Слово в лирической прозе подчиняется более задачам эмоциональным и изобразительным, нежели информационно-событийным. Эмоционально выраженная деталь здесь равна событию. Поэтому не приходится говорить о событийности в рамках лирической прозы. С другой стороны, произведения северокавказской лирической прозы нельзя назвать бессюжетными (исключение составляют некоторые миниатюры), поток мыслей, чувств сюжет здесь и составляют. Сюжет в привычном для нас значении может быть представлен в лирической прозе в самом повседневном своем виде. Естественно, что даже такие сюжеты нуждаются в соответствующей «обработке», чтобы могли с достаточной отчетливостью воплощать существенные жизненные закономерности и черты характера (таковы произведения Ф. Алиевой, X. Байрамуковой, В. Ворокова, Б. Кагермазова, Б. Чипчикова и др.)

Стремление к многомерному анализу человека и действительности, характеризующее молодые литературы в последние десятилетия, требовало совершенно новой жанровой художественной формы, нового плана художественной формы, нового плана художественных обобщений. Сегодняшняя лирическая проза Северного Кавказа в основном отмечена тягой к изображению современности. Тема современности, как известно, дается писателям нелегко, хотя реальная действительность и содержит в себе множество готовых сюжетов. Изображение современности естественно требует принципиально новых художественных подходов, новых ракурсов и подлинного психологизма. Вспомним увлечение писателей Северного

Кавказа историко-революционной темой, в частности, в рамках романа. Здесь нередко возникала следующая проблема: « в литературах региона есть тенденция ухода от современности» (66:173). Обращение же к современной тематике в лирической прозе никоим образом не носит односторонний характер: лирические прозаики нередко берут за основу своих произведений историю народа (произведения Р. Гамзатова, К. Эльгарова, Б. Чипчикова, X. Кауфова и т.д.). Для современной лирической прозы Северного Кавказа характерно стремление ставить проблемы нравственных исканий современности, диалектика прошлого и современности, традиции и новаторства. Кто-то отметил, что для художника слова прошлое, настоящее и будущее должны быть в неразрывном единстве. В связи с этим нельзя еще раз не обратиться к повестям «Вид с Белой горы» А. Кешокова и «Мой Дагестан» Р. Гамзатова. Являясь видными образцами региональной лирической прозы, они воплотили в себе лучшие черты национальных литератур. Во многом опираясь на традиции, Кешоков и Гамзатов между тем выступили как подлинные новаторы: именно они положили начало лирической прозе на Северном Кавказе.

Обращение к фольклорным и этнографическим традициям, выбор альтернативных моментов характеризует творчество современных прозаиков, стремящихся овладеть сложным искусством психологического анализа. В настоящее время писатели по-новому подходят к решению художественных задач. Лирико-философское начало привнесло в литературу множество новых подходов и художественных приемов. Принуждая слово к максимальным зрительным и эмоциональным нагрузкам, лирические прозаики расширили его возможности. Чем субъективнее, индивидуальнее авторские эмоции, тем разнообразнее и богаче язык. Оказалось, что «выразить невыразимое» все же возможно. По словам В. Новикова, «в клавиатуре языка, в том числе устного, разговорного, можно найти ноты для любых лирических аккордов» (135:128). Не случайно многие писатели Северного Кавказа активно пользуются формой сказа, весьма выигрышной в лирической прозе: она усиливает эмоциональное воздействие рассказа на читателя. В связи с этим следует вспомнить «непрофессионального» рассказчика, в принципе далекого от литературы, вымышленного, от лица которого ведется повествование. Зачастую речь здесь носит живой, простонародный характер, синтаксис свободный и выразительный. Ярким примером являются некоторые произведения М. Ахмадова, X. Байрамуковой, М. Байчорова, Н. Джусойты и др.

Лирическая проза, по виду раскованная, «свободная» от литературных канонов, «нарушающая» определенные закономерности, на деле является своеобразным проявлением закономерностей художественного отражения действительности. Субъективные впечатления только тогда обретают значимость, когда несут в себе объективные ценности.

В период расцвета лирической прозы в общесоветской литературе (1950-60-е гг.) северокавказские авторы лиризму отводили лишь вспомогательную роль: он значительно «оживлял» эпические формы и придавал им романтическое звучание. На данном этапе соотношение в прозаических произведениях лирического и эпического исследователями признано неравномерным. В частности, лиризм был лишь художественным приемом, сообщающим повествованию особую доверительность. Такую роль выполняло, к примеру, авторское лирическое чувство, проникающее в то или иное произведение на определенном этапе повествования («Весна Софият» Ад. Шогенцукова), нередко авторы обращались к устному народному творчеству, черпая лирические мотивы именно отсюда («Камень Асият» А. Охтова).

Примерно к 1960-м годам в произведениях северокавказских авторов наблюдается ломка сюжета в привычном его понимании, писатели начинают соотносить в одном произведении различные временные отрезки. Примечательно, что произведения данного периода наполняются новым идейно-художественным содержанием. Однако структурообразующей роли лиризм еще не приобрел, данный этап лишь наметил тип лиро-эпического повествования, подготавливающего почву для собственно лирической прозы.

Конец 1960-х - 1970-е годы характеризуются появлением в региональной литературе повестей Р. Гамзатова «Мой Дагестан» и А. Кешокова «Вид с Белой горы», явившихся ценными образцами подлинной лирической прозы в северокавказской литературе. Это период накопления разнообразного идейно-художественного опыта, расширения содержательного и стилевого плацдарма, смешения разнородных жанровых элементов. Так, вышеназванные повести содержат в себе и строгие документы, и лирическую исповедь. К данному этапу относятся и произведения Н. Джусойты («Песнь в два голоса»), А. Теппеева («Девушка из Ак-Сырта»), Б. Гуляева («Тропинка»), X. Ашинова («Деревья на ветру») и т.д.

К концу 1970-х - началу 1980-х годов лирическая проза не только окончательно оформляется в северокавказской литературе как особый литературный вид, но и рождает новую жанровую разновидность -лирическую миниатюру. Над жанром миниатюры работают В. Вороков, М. Батчаев, М. Дзасохов, Б. Кагермазов и др. Лирическая миниатюра на сегодняшний день вполне отвечает требованиям современности определенных художественных форм, адекватных нынешнему содержанию действительности.

В 1980-1990-е годы в лирической прозе Северного Кавказа широко разрабатывается тема современности, в частности, авторы интересуются проблемами нравственности, личного счастья. Во многих произведениях мы находим философское осмысление пережитого и происходящего, пафос раздумья (М. Ахмадов, А. Балкаров, А. Макоев, Г. Братов, И. Капаев, М. Магомедов и др.). Лирическая проза данного периода вся повернута к человеку с его бытовыми, социально-экономическими и нравственными проблемами. Современные авторы посвящают свои произведения нравственным поискам, памяти детства, проблемам личных взаимоотношений.

Большой популярностью до сих пор пользуется тема Великой Отечественной войны, поднятая авторами как осмысление тяжелого прошлого народа. В рамках данной темы писатели поднимают на большую лирическую высоту тему верности себе, родной земле (Г. Бицоев, X. Кауфов, К. Эльгаров и др.).

Поиски цельной личности, вооруженной нравственным опытом современности - таков смысл большинства произведений нашего времени. Они отмечены все более углубленной публицистической заостренностью, философской насыщенностью и этим самым сопричастны своему времени. Хоть и призванная отражать красоту человеческой души, лирическая проза не может не принять во внимание особенности эпохи. В авторском видении мира очень важно то, насколько личное, ставшее непосредственной натурой художника, отражает общее, социальное, насколько глубоко духовный мир художника вбирает типические черты действительности. Современные авторы не довольствуются привычным арсеналом поэтических средств, широко используя символику, ассоциативность, смещение ракурсов повествования, соотношение разных временных отрезков и т.д. Усиливается роль художественного психологизма, служащего для выражения многоголосого авторского "я" и являющегося чуть ли не основным в любом произведении.

В настоящее время лирическая проза продолжает свое развитие в контексте величия и богатства духовных возможностей человека, пополняется новыми произведениями.

 

Список научной литературыМамбетова, Марьяна Хусейновна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Агрба В. Абхазская поэзия и устное народное творчество. Тбилиси:1971.- 159с.

2. Азадовский М. Литература и фольклор. Очерки и этюды. М:1. Гослитиздат1938. 293с.

3. Аристотель Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. 183с.

4. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М.:Прогресс,1970.-657с.

5. Баков X. Национальное своеобразие и творческая индивидуальностьв адыгской поэзии. Майкоп, 1994. 257с.

6. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983.416с.

7. Барабаш Ю. Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа. М.: Художественная литература, 1977.-224с.

8. Бахтин М. Литературно-критические статьи. М.: Художественнаялитература, 1986.- 541с.

9. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разныхлет. М.: Художественная литература, 1975. 502с.

10. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные и художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974. 287с.

11. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. Черкесск,1961.-38с.

12. Бекизова Л. Черкесская советская литература. Черкесск, 1964. -200с.

13. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.-191с.

14. Белинский В. Полн. Соб. Соч. Т. 4. М.Художественная литература,1954.- 654с.

15. Благой Д. Национальные особенности русской литературы. М: Советский писатель, 1978. 280с.

16. Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыта прозы 6080. х гг. М.: Художественная литература, 1988. - 383 с.

17. Бочаров А. Чем жива литература?: Современность и литературныйпроцесс. М.: Советский писатель, 1986. 397с.

18. Брыль Я. Немного о вечном. М.: Советский писатель, 1983. 336с.

19. Веселовский А. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.404с.

20. Виноградов В. О языке художественной прозы: Избранные труды.1. М.: Наука, 1980.- 360с.

21. Виноградов И. О теории новеллы. В кн. Виноградов И.: Вопросымарксистской поэтики. Избранные работы. М.: Советский писатель, 1972. 423с.

22. Вопросы языка современной русской литературы. М.: Наука, 1971.416с.

23. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы60 80 -х гг. - М.: Советский писатель, 1984. - 382с.

24. Вопросы истории адыгейской советской литературы: в двух книгах.

25. Майкоп, кн. 1.-1979, кн.2 1980. - 204с.

26. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. Махачкала, 2000.280с.

27. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. М.: Наука.1975 471с.

28. Герасименко А. Искусство слова: О художественности литературы.1. М.,1989.- 240с.

29. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971.-464с.

30. Гончаров И. Лучше поздно, чем никогда/ Соб. соч. Т.8, М: Художественная литература, 1955. 235с.

31. М. Горький и А. Чехов. Переписка, статьи, высказывания. М:Советский писатель, 1951. 248с.

32. Гусев В. Память и стиль: Современные советские литературные иклассические традиции. М.: Советский писатель, 1981. -351с.

33. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. М.: Советский писатель, 1988.429с.

34. Далгат У. Литература и фольклор. М.: Наука, 1981. 303с.

35. Дедков И. Возвращение к себе: Литературно критические статьи.

36. Из опыта советской прозы 60 70- х гг.: герои, конфликты, нравственные искания. М.: Современник, 1978. - 319с.

37. Днепров В. С единой точки зрения: Литературно эстетические очерки. - Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1989. -372с.

38. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М, Л., Советский писатель, 1962.408с.

39. Добин С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л., Советский писатель, 1950. 231с.

40. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. М: Правда, 1991.-413с.

41. Дремов А. О художественном образе. М.:Советский писатель, 1956.- 227с.

42. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избранные труды. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1977. -407с.

43. Затонский Д. Художественные ориентиры хх века. М.: Советскийписатель, 1988.-413с.

44. Золотусский И. Очная ставка с памятью. М.: Современник. 1983.288с.

45. Иванова JI. Современная советская проза о Великой Отечественнойвойне. М: Наука, 1979. 200с.

46. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. М.:Советскийписатель, 1988. 335с.

47. История советской многонациональной литературы в 6-ти т. М.: Наука, 1970-74.

48. Караева Л. Обретение художественности. М.:Наука, 1979. -176с.

49. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. Нальчик: Кабардино

50. Балкарское книжное издательство, 1962. 148с.

51. Клитко А. Глубина фокуса: ( О прозе наших дней). М. Современник,1981.-271с.

52. Кузьмин А. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984.111с.

53. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1982. - 254с.

54. Липин С. Сквозь призму чувств. М.: Советский писатель, 1978. -288с.

55. Лихачев Д. Литература реальность - литература. Л. :Советский писатель. Ленинградское отделение, 1984.- 272с.

56. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.:Наука,1971. -370с.

57. Лопусов Ю. Кризис веры: Литературно критические заметки о молодой российской прозе 80-х гг. М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991, - 319с.

58. Лосев А. Философия. Культура. Мифология. М.: Политиздат, 1991.524с.

59. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.-367с.

60. Луначарский А. Соб Соч. Т.4. М.: Художественная литература,1964.-756с.

61. Манн Ю. Диалектика художественного образа. М.: Советский писатель, 1987.-317с.

62. Матиев К. Лирическое в искусстве как эстетическое явление. Фрунзе: 1971.- 148с.

63. Машитлова Е. Становление и развитие социалистического реализмав кабардинской прозе. Нальчик: Эльбрус, 1977. 130с.

64. Медведев П. В лаборатории писателя. М.: Советский писатель, 1971.-392с.

65. Мелетинский Е. Историческая поэтика новеллы / АН СССР, Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М.: Наука, 1990.-279с.

66. Межелайтис Э. Контрапункт. Лирическая проза. М.: Известия, 1972.-448с.

67. Мусукаева А. Ответственность перед временем. Нальчик: Эльбрус,1987.- 168с.

68. Мусукаева А. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978. 140с.

69. Мусукаева А. Северокавказский роман. Нальчик: Эльбрус, 1993.191с.

70. Мусукаева А., Шетова Р. Художественный мир Хачима Теунова. Нальчик: Эльбрус,2002. 186с.

71. Надъярных Н. Типологические особенности реализма. М.:Наука, 1972.-246с.

72. Наполова Т. Живое дыхание современности. Размышления о прозе60 -х нач. 70 -х гг. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974.-272с.

73. Нинов А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой1956 -1966). Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1969.-288с.

74. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Художественная литература, 1974.- 493с.

75. Огнев А. О поэтике современного русского рассказа. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1973. 219с.

76. Оскоцкий В. Портрет современной прозы: (Четыре очерка). М.: Знание. 1989.-63с.

77. Османова 3. Художественная концепция личности в литературе Советского Востока (традиции и современность). М.:Наука, 1972. -266с.

78. Очерки истории дагестанской советской литературы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1957. 206с.

79. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968.303с.

80. Очерки истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе,1967.-419с.

81. Очерки истории чечено-ингушской литературы. Грозный: Чечено

82. Ингушское книжное издательство, 1963. 206с.

83. Панеш У. Типологические связи и формирование художественноэстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. 276с.

84. Пастернак Б. Воздушные пути. Проза разных лет. М: Художественная литература, 1982 -495с.

85. Потебня А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. 342с.

86. Сарбашева А. Формирование историзма мышления и балкарский роман. Нальчик: Эльбрус, 2001. 147с.

87. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.- 1600с.

88. Слуцкие М. Начало всех начал. М.: Советский писатель, 1975. 318с.

89. Скобелев В. Поэтика рассказа. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1982. 155с.

90. Султанов К.К. Динамика жанра: Особое и общее в опыте современного романа. М.: Наука. 152с.

91. Султанов К. Д. Расул Гамзатов. Махачкала: Дагестанское книжноеиздательство, 1973.- 222с.

92. Схаляхо А. .Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1992. 345с.

93. Тимофеев JI. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. М.: Советский писатель, 1964. 525с.

94. Теппеев А. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. 175с.

95. Толгуров 3. В контексте духовной общности. ( Проблемы развитиялитератур народов Северного Кавказа). Нальчик: Эльбрус, 1999.-245с.

96. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1974. 234с.

97. Тхагазитов Ю. Адыгский роман. (Национально эпическая традиция и современность). Нальчик: Эльбрус, 1987-102с.

98. Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыттеоретической истории: эпос, лирика, роман) Нальчик: Эльбрус, 1996-265с.

99. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. Нальчик: Эльбрус, 1972.- 174с.

100. Урусбиева Ф. Портреты и проблемы: Эссе, литературные портреты,статьи, рецензии. Нальчик: Эльбрус, 1990. 162с.

101. Федин К. Соб. Соч. в 12 т. Т.9.М.: Художественная литература, 558с.

102. Фидарова Р. Герой, характеры, жизнь. Орджоникидзе: Ир, 1990-240с.

103. Флобер Г. Соб. Соч. Т.8 М., 1938.- 415с

104. Хакуашев А. Али Шогенцуков. Нальчик: Эльбрус, 1990.- 352с.

105. Хапсиров X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960. 64с.

106. Хашхожева Р. Поиски и находки: Избранные статьи. Нальчик: Эльбрус,2000. 416с.

107. Хмельницкая Т. В глубь характера: О психологизме в современной советской прозе. Л.: Советский писатель, 1988. 253с.104. .Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Советский писатель, 1970. 408с.

108. Художественные искания в современной дагестанской литературе. Махачкала, 1983. -126с.

109. Чехов А. О литературе и искусстве. Минск: Издательство АН БССР, 1954.-305с.

110. Чеченский и ингушский рассказ. Проблемы жанра. Грозный: Чечено Ингушское книжное издательство, 1985. - 105с.

111. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниерба, 1978. 238с.

112. Эльсберг Я. Основные этапы развития русского реализма. М.: Гослитиздат, 1961. 174с.

113. Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. Литературно -критические статьи. М.-Л.: Советский писатель, 1963. 404с.

114. Эльяшевич А. Единство цели, многообразие поисков в литературе социалистического реализма. Л.: Советский писатель, 1973. 494с.

115. Эфендиева Т. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. Нальчик: КБГУ, 1981. 132с.

116. ЯкименкоЛ. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. М.: Художественная литература, 1978.- 494с.

117. Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 460с.1.

118. Акимов В. Где же искать ответ? В кн.:Литература и современность. №9, М.,1968.

119. Бальбуров Э. Свобода исповеди и законы жанра: о композиции лирических повестей // Русская литература.№2, 1978.

120. Бровман Г. К захватывающей дух высоте (По материалам совещания прозаиков северокавказских национальных литератур. Нальчик, 1966) // Октябрь, №4,1966

121. Виноградов В. Из истории изучения поэтики 20-х годов // Известия АН СССР отделение литературы и языка, 1975. Т.34. №3

122. В середине семидесятых: Литература наших дней. (Сборник статей). Л.: Лениздат, 1972. 376с.

123. Гамзатов Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения.// Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986.

124. Гринберг И. Поэзия горской прозы. // Дон, 1969, №6

125. Гурту ев Э. Воспоминание о настоящем балкарского художественного слова. Критика. // Эльбрус. 1989 №1

126. Гурунц Л. Слово о друге.// Б. Кагермазов «Узлы». Нальчик: Эльбрус, 1988.

127. Европейский романтизм. Сборник. М.: Наука, 1979. 506с.

128. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. Сборник статей. М.: Наука, 1974. -396с.

129. Зелинский К. Путь к человеку. // Дружба народов, 1965. №4.

130. Каретникова М. Лиризм и лжелиризм.// Молодая гвардия. 1962. №6.

131. Кауфов X. В зеркале социальной жизни: Статьи, очерки, литературные портреты. Нальчик: Эльбрус, 1980. 256с.

132. Книпович Е. Ответственность за будущее. Литературно-критические статьи. М.:Советский писатель, 1973. 432с.

133. Конрад Н. О работах В. Виноградова по вопросам стилистики, поэтики и теории поэтической речи. В кн.: "Проблемы современной филологии". М.:1965.-475с.

134. Кучинаев М. А. Балкаров. «Последний поцелуй лета». // Литературная Кабардино-Балкария, 1994, №3.

135. Лотман Ю. Лекции по структурной поэтике. В кн: Труды по знаковым системам, 1 / Ученые записки Тартуского государственного университета, вып. 5. 1984.

136. Магомедова Д. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Б. Пастернака. // Известия АН СССР, отделение литературы и языка. Т.49, 1990.

137. Мамий Р. Вопросы изучения современного адыгейского романа./ Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977.-152с.

138. Новиков В. На территории рассказа и новеллы./ Литературная учеба. 1981, №4.

139. Светов Ф. О ремесленной литературе // Новый мир, 1966. №7

140. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.-1600с.

141. Слуцкие М. Лирическая проза: откуда и куда? // Вопросы литературы. 1968, №11.

142. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. // Знамя, 1960, №10.

143. Трифонов Ю. Выбирать, решаться, жертвовать. В его кн.: Как же наше слово отзовется? М.: Советская Россия, 1985. - 384с.

144. Чернец Л. К теории поэтических тропов. // Вестник Московского университета. Серия Филология. 2/2001с.

145. Шмидт В. Проза и поэзия в «Повестях Белкина».// Известия АН СССР, отделение литературы и языка, 1989. Т.48. №4.

146. Эльсберг Я. О стилевых исканиях в современной русской прозе / Актуальные проблемы социалистического реализма. М.: Советский писатель, 1969. 552с.159 III

147. Алиева Ф. Два персика. Повесть, рассказы. М.: Советский писатель, 1990. 414с.

148. Ашинов А. Деревья на ветру. Короткие повести и рассказы. М.: Советский писатель, 1966. 344с.

149. Ахмадов М. Ночь в пустом доме. Повести и рассказы. М.: Современник, 1991. 203с.

150. Базунов О. Окно. Повести. М.: Современник, 1987. 318с.

151. Байрамукова X. Айран. Повести, рассказы. М.: Советская Россия, 1984. 192с.

152. Балкаров А. Прощальный поцелуй лета. Повесть. // Литературная Кабардино-Балкария, 1994. №3. с.З 53.

153. Байчоров М. Большая Медведица. Повести, рассказы. Ставрополь: Книжное издательство, 1987. 206с.

154. Батчаев М. Быть человеком. Повести, рассказы, новеллы. М.: Современник, 1987. 251с.

155. Берггольц О. Дневные звезды. Повесть. Л.: Лениздат, 1978. -221с.

156. Бицоев Г. Тепло очага. Повести, рассказы. М.: Современник, 1974.-255с.

157. Боков А. Буран. Повести. М.: Советская Россия, 1988. 318с.

158. Братов Г. Я вернусь. Повести. М.: Советская Россия, 1990. 159с.

159. Воронин С. Избранное в 2 т. Т.2., Л.: Художественная литература,1973.-423с.

160. Вороков В. Цветные сны. Нальчик: Эль-фа, 1998. 303с.

161. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Повесть. М.: Книга, 1985. 438с.

162. Грекова И. Кафедра. Повести. М.: Советский писатель, 1983. -542с.

163. Гуляев Б. Тропинка. Повести и рассказы. М.: Советская Россия,1974.- 144с.

164. Дементьев Н. История моей любви. Роман, повести. Л.: Советский писатель, 1988. 413с.

165. Джусойты Н. Реки вспять не текут. Повести. М.: Советский писатель, 1981. -400с.

166. Дзасохов М. Осетинский долг. Повести. М.: Советский писатель, 1988,- 414с.

167. Друцэ И. Листья грусти. Повесть и рассказы. М.: Художественная литература, 1965. 319с.

168. Журтов Б. Ранняя весна. Повести, рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1996.-368с.

169. Кагермазов Б. Узлы. Книга прозы. Нальчик: 1988,- 284с.

170. Капаев И. Шел человек по улице. Повесть и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1987. 347с.

171. Кауфов X. Общий памятник. Повести, рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1983.-334с.

172. Кешоков А. Вид с Белой горы. Автобиографическая повесть. М.: Современик, 1977. 431с.

173. Кулунчакова Б. Поговорим на равных. Повести и рассказы. М.: Современник, 1988. 251с.

174. Кушхаунов А. Дождь и солнце. Повести, рассказы. М.Современник, 1985. 304с.

175. Лидин В. Окно, открытое в сад. Рассказы. М.: Московский рабочий, 1975. 335с.

176. Магомедов М. Бирюзовая волна. Повести. М.: Современник, 1983. 334с.

177. Мазихов Б. У каждого своя улица. Повести, рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1997.-256с.

178. Макоев А. Золотые апельсины. // Литературная Кабардино-Балкария, 1999. №4. с. 2 - 10.

179. Охтов А. Камень Асият. Повесть. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1966. 81с.

180. Паустовский К. Золотая роза. Повесть. М.: Педагогика, 1991. -220с.

181. Потанин В. Плакала кукушка. Повести, рассказы. М.: Советский писатель, 1992. 448с.

182. Пришвин М. Времена года. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984. 239с.

183. Теппеев А. Твой свет. Повести. М.: Современник, 1977. 412с.

184. Толгуров 3. Белая шаль. Повести. М.: Современник, 1982. 335с.

185. Трифонов Ю. Избранное. Роман, повести. Минск: Вышэйш. шк., 1983.-541с.

186. Чипчиков Б. Возвращайся свободным. Рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1998. 123с.

187. Цомартов И. На горы лунный свет ложился. Рассказ./ Антология осетинской прозы. Орджоникидзе: Ир, 1983. 600с.

188. Цыбин В. Избранные произведения: в 2 т. Т.2. М.: Художественная литература, 1969. 607с.

189. Шогенцуков А. Солнце перед ненастьем. Повесть. М.: Детская литература, 1967. 101с.

190. Шогенцуков А. Весна Софият. Повесть. Нальчик: Эльбрус, 1972. 136с.

191. Эльгаров К. Ночное солнце. Повести и рассказы. М.: Советская Россия, 1984. 256с.

192. Эсмурзиева Ф. Чинара в поле. Повести. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1987. 109с.i