автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Творчество Виктора Некрасова и пути развития "военной" прозы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Творчество Виктора Некрасова и пути развития "военной" прозы"
На правах рукописи
ЯЛЫИКО ВИКТОРИЯ ГЕОРГИЕВНА
ТВОРЧЕСТВО ВИКТОРА НЕКРАСОВА Н ПУТИ РАЗВИТИЯ 'ВОЕННОЙ" ПРОЗЫ
Специальность - 10.01.01. - Русская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени • кандидата филологических наук.
Москва 1995
Работа выполнена на кафедре истории русской литературы XX века филологического Факультета Московского государственного университета имени И.В.Ломоносова
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор И. И. Дубровина
Официальные оппонента:
заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор А.С.Карпов кандидат филологических наук И.В. Кульгавчук
Ведущее научное учреждение -
кафедра литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В.Ломоносова
Защита состоится " " сгД?* 1995 г.
в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 053.05.12 при московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (119, -г.Москва. В-234. Ленинские горы, МГУ, 1-ый корпус гуманитарных Факультетов, филологический факультет).
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ.
Автореферат разослан » ао».^^ 19эУг.
// Б. С
и у
Виктор Платонович Некрасов (1911-1987), по общему признанию критики, является одним из основоположников нового подхода к освещению Великой Отечественной войны в русской литературе: В критике 40-60-х годов творчество В.Некрасова оценивалось по-разному, но. как правило, положительные и отрицательные отзывы представляли одинаково идеологизированный анализ. Появлялись в эти годы и серьезные, интересные работы, в которых рассматривались различные аспекты художественной системы писателя, отдельные его произведения (работы И.Виноградова, В. Зубкова, А. Нинова, В. Синенко. К.Шаззо и др.). В 70-е годы и до середины 80-х. во время наиболее плодотворного исследования общих закономерностей и тенденций развития прозы о войне, упоминать о В.Некрасове было запрещено (в 1974 году он гЛгагрировал). Сегодня возвращение В. Некрасова к читателю началось с публикаций его книг и воспоминаний о нем. Литературоведческих работ, посвященных его творчеству, по-прежнему практически нет (как исключение статьи В.Кардана, Е.Эткинда), хотя природа художественного метода В.Некрасова, причины и конкретные формы проявления его влияния на творчество писателей "второй волны" "военной" прозы изучены в малой степени. Поэтому мы посчитали возможным поставить эти проблемы в центр нашего исследования. что подчеркивается в заглавии работы.
В диссертации творчество В.Некрасова рассматривается в контексте литературного процесса 40-60-х годов и в сопоставлении с произведениями С.Бондарева. Г.Бакланова, В.Быкова,К.Воробьева и других писателей.
В качестве материала исследования берется в первую очэредь "военная" проза В.Некрасова, и.Бондарева, Г.Бакланова, В.Быкова. К.Воробьева. Произведения, не связанные непосредственно с темой Великой Отечественной войны, привлекаются в Том случае, когда они помогают уяснению каких-либо аспектов творческой эволюции писателей.
Все названные писатели в период до конца- 60-х годов представляют
одно течение "военной" прозы, отличительными чертами которого являются определенный ракурс отображения военной действительности - то, что в критике получило название "окопной правды", то есть подача "крупным планом" боевых будней, воинского быта, увиденного глазами рядового участника событий, а так*е пристальное внимание к психологии человека.
рассматривая особенности и пути развития одного из литературных течений, мы стремились не обособлять его от более широкого контекста литературного процесса 40-90-х годов, учитывая и внутренние, имманентные факторы воздействия на него, и внешние (общетвенно-политиче-ские), преломленные через призму литературоведческого и критического материала.
В качестве основных при написании работы выделялись следующие цыю н задачи. 1. рассмотрение особенностей структурно-содержательной системы В.Некрасова на фоне литературного процесса 40-50-х годов; 2. проведение сопоставительного анализа "военной" прозы В. Некрасова и Ю.Бондарева, Г.Бакланова. В.Быкова. К.Воробьева, имеющего целью определить черты общности творчества разных авторов, позволяющие их объединить в одно литературное течение, выявить индивидуальное особенности подхода к военной теме каждого из них. проследить характер влияния творчества В.Некрасова на поэтику произведений С.Бондарева.
*
Т-;Бакланова, В.Быкова. К.Воробьева, дать представление об общих тенденциях развития "военной" повести конца 50-х - 60-х годов, а также наметать конкретны^ подходы к рассмотрению путе.1 дальнейшего развития "военной" прозы (в 70-90-е годы).
Актуальность темы определяется необходимостью литературоведческого осмысления литературного процесса послевоенного периода с включением имен авторов и произведений, находившихся до недавнего времени лод цензурным запретом. Актуальность темы обусловлена и потребностью в-Научном исследовании : особенностей "поэтики "военной" прозы с точки
зрения современных знаний о литературногобщественной ситуации 40-60-х годов и фактов литературного процесса 70-90-х. позволяющем снять субъективные крайности в оценке эстетической и художественной значимости русской литературы послевоенного времени.
Научная новизна диссертации в выборе материала, в его комплексном изучении, в ракурсах его оценки и методики исследования. Впервые проводится многосторонний анализ поэтики "военной" прозы В.Некрасова, сопоставление произведений В.Некрасова, Ю.Бондарева. Г.Бакланова, В.Быкова. К.Воробьева. При этом привлекаются биографические сведения,' рассматривается общественно-литературная ситуация, исследуется в единстве всех уровней - от жанрового до языкового - художественная организация их произведений и прослеживаемая в ней ориентация на определенный тип читательского восприятия.
Методика работы базируется на принципе единства типологического и исторического подходов к анализу литературного процесса и на принципах структурно-функционального подхода к исследованию произведений. Методологическую и теоретическую основу составили труда,' посвященные разным аспектам исследования художественного текста: по' проблеме образа автора - М.М.Бахтина, В.В.Виноградова. Л.Я.Гинзбург, Г.А.Гуковс-кого," Н.В.Драгомирецкой, Б.А.Успенского, М.Б.Храпченко; по проблеме образа читателя - А.И.Белецкого,, Б.В.Кондакова, В.Ш.Кривоноса. В. В. Прозорова и др.; в области стилистического анализа - В. В. Виноград дова, Л.М.Ким и В.Н.Малисовой. Н.А.Кожевниковой и др.: по вопросам жанровой типологии - И.А.Виноградова. А.И.Кузьмина, А.В.Огнева,
A.А.Реформатского, В.С.Синенко, Н.П.Утехина, А.В.Чичерина, Э.А.Шубина; в отношении определения подходов к целостному рассмотрению -литературного процесса - Г.А.Белой, А.Г.Бочарова. В.Е.Ковского. Е.Н.Куп-реяновой; ' Л.И.Лазарева. Д.С.Лихачева. Ю.М.Лотмана. С.Страшного,
B. И. Типы и др.
Практическое значение. Результаты, полученные в ходе исследования. могут быть использованы при чтении вузовских курсов лекций истории русской литературы XX века: при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам современного литературного процесса.
Апробация работы осуществлялась в ходе обсуждения докладов соискателя. сделанных на XXVI и XXVII научно-теоретических конференциях молодых ученых и специалистов историко-филологического факультета УДН имени П.Лумумбы (Москва, 1991, 1992 годи). По теме диссертации автором опубликованы научные статьи. Работа обсуждалась на заседании кафедры истории русской литературы XX века филологического Факультета МГУ (1995 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и, библиографического списка, включающего 354 наименования.
СОДЕРЖАНКЕ ДИССЕРТАЦИЯ
Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и важность. . характеризуется состояние ее научной разработанности, определяются цели и задачи, методика исследования, дается обоснование структуры работы.
Глава 1. "Военнад" проза Виктора Некрасова
Для В.Некрасова события 1941-1945 годов стали не просто частью личного опыта, но оказали решающее, формирующее воздействие на его мировоззрение. Творческое наследие писателя, разноообразное жанрово и ■тематически, объединяется цельностью идейно-нравственной позиции В.Некрасова, истоки и этапы формирования которой наиболее отчетливо прослеживаются в его "военной" прозе. Хронологически произведения, в Которых военная тематика обусловливает характерологические черты их художественного мира, относятся к периоду с 1945 по 1965 годы.
Особое место в творческом наследии В.Некрасова занимает повесть "В окопах Сталинграда" (1946): в ней определились черты художественного стиля писателя, и ее в первую очередь имеют в виду, когда говорят о влиянии его творчества на литературу о войне 50-60-х годов.
Создавая "В окопах Сталинграда" на основе личного военного опыта, Некрасов выбирает форму повествования от лица вымышленного персонажа (Цжя Керженцева, образ'которого автобиографичен). Отличительной чертой формы повествования от 1-го лица является "презумция автобиографизма" (К. Н.Атарова. Г.А.Лескисс). то есть здесь на поверхностном уровне рассказчик приравнивается к автору. Таким образом автобиографичность образа главного героя находит "подкрепление" в форме повествования. В то же время лаконизм и лапидарность стиля, характеризуя психологию героя-рассказчика, в наибольшей степени соответствуют и материалу изображаемой действительности. Форма повествования и стиль - в единстве создают в произведении лирическую тональность и эффект до-кументалистической достоверности.
Еще одна особенность формы повествования от 1-го лица - возникновение двойного диалога "герой - читатель", "автор - читатель" (О.В. Солоухина). Этого не учитывал В.Кардин. когда писал, что В.Некрасов не замечает некоторой "зашоренности" сознания своего героя, что драматичность картин военной действительности не есть результат авторского замысла. В.Кардин . приравнивает позицию автора к позиции героя (которые во многом, безусловно, близки, но не тождественны), и поэтому то. что . является основным предметом диалога автора с читателем, приписывается не воле автора (как есть на самом деле, что подтверждается биографическими сведениями), а лишь его правдивости. ■ ,
Анализ образов второстепенных персонажей показывает , что. несмотря на отсутствие развернутых психологических, характеристик, эти образы лишены плакатности, художественно убедительны, поскольку:черты
внутреннего мира человека не "запрограммированы" с самого начала в в портрете, описании Оытового поведения.
Важной чертой поэтики повести В.Некрасова является особое внимание к художественной детали. Деталь в повести многофункциональна. Насыщенность повествования конкретными, зачастую зримыми, как бы овеществленными деталями помогает писателю добиться максимального эффекта достоверности, убедить читателя в подлинности рассказываемой истории. В повести, пользуясь выражением Е.Добина. детали с "периферии" художественного повествования переносятся в его "центр" и "прямо относятся не только к окружению, но и к ядру повествования, к образно».у целому".
Сопоставление "В окопах Сталинграда" с "военными" повестями 40-х годов, в частности "Звездой" Э.Казакевича (1946), "Народ бессмертен" В.Гроссмана (1942). "Дни и ночи" К.Симонова (1943-1944). свидетельствует, что произведение В.Некрасова заметно выделялось на фоне литературного процесса тех лет.
В следующей повести - "В родном городе" (1954) - В.Некрасов продолжает развивать художественные принципы, ставшие фундаментом поэтики его первой книги: отражение внутреннего мира героев главным образом посредством внешних проявлений (описание поступков, манеры поведения, речи); стремлению к документально.точному соблюдению бытового правдоподобия в-описании окружающего мира (образ города, изображение послевоенного быта). В этом произведении В.Некрасов одним из первых в нашей литературе заговорил о тех трудностях и разочарованиях, с которыми пришлось (¡толкнуться возвращающшся домой фронтовикам, однако данный конфликт не был представлен во всей его сложности. Говоря об этом недостатке книги В.Некрасова, необходимо помнить о литературно-общественной ситуации тех лет. Вторая повесть писателя была в какой-то степени попыткой соединения выработавшейся уже манеры повеет-
вования с теми критериями художественной значимости и идеологической зрелости литературного произведения, которые выдвигались в те годы критикой. Но. несмотря на это. повесть вызвала острые дискуссии.
Новая тема и новый герой, совпадающий с писателем В.Некрасовым лишь в частных моментах биографии ( для обоих родной город - Киев, оба демобилизованы до окончания войны), обусловили обращение к новой форме повествования. Появление в книге образа неперсонифицированного повествователя расширяло пространственные рамки художественного мира, создавало возможность многостороннего раскрытия личности человека путем сочетания приемов "внешнего" и "внутреннего" психологизма. Правда. формы "прямого" отображения переживаний и мыслей персонажей не во всем нашли здесь художественно убедительное воплощение. В дальнейшем творческая эволюция В.Некрасова будет связана, с одной стороны,.с поиском художественно органичных форм соединения "своего" и "чужого" слова (особенно отчетливо вехи этого пути прослеживаются в повестях "Кира Георгиевна" и "Маленькая печальная повесть"), а с другой - с развитием монологического типа повествования в жанрах очерка, путешествий.
В 50-е годы В.Некрасов выступает в основном как писатель малого жанра. Первые рассказы - "Сенька" и "Рядовой Лютиков" - датируются 1350 годом. Их появление свидетельствует о поиске автором нового подхода к военной теме. "...Целостная Фронтовая среда, окружавшая авто-1 биографического героя повести "В окопах Сталинграда", стала предметом более расчлененного и детализированного анализа." - писал А.Нинов. В этой среде автора в первую очередь интересует определенный тип человека - не приспособленного к условиям военной жизни, но преодолевающего физические и моральные слабости. ■
. Рассказы "Сенька", "Судак" (1958)и "Вторая нсчь" (1960) на основании сходства повествовательно-композиционных элементов можнб' виде-
лить в особую группу. В соответствии с классификацией А.В.Огнева они могут быть определены как одна из модификаций эпического рассказа и по характеру выражения идей обозначены как психологические.
По типу проблематики и структуре образа главного героя к этой группе относится и рассказ "Рядовой Лютиков", смыкающийся по своим повествовательным принципам с другим видом новеллистических произведений. занимающих значительное место в творческом наследии В.Некрасова. Одной из основных характерологических черт последних является построение сюжета на основе интересного, занимательного события. Это может быть встреча с бывшим саксонским королем ("Август-Фридрих-Вильгельм" /1955/); непривычный поворот обыденной на фронте ситуации нехватки бойцов ("Вася Конаков" /1956/) или военной неразберихи ("Переправа" /1961/); страстная и несколько странная на фоне осажденного города приверженность молодого радиста к чтению ("Посвящается Хемингуэю" /1959/); . неожиданное "разоблачение" нового бойца, оказавшегося писателем ("Новичок" /1963/). В каждом из этих рассказов присутствует элемент неожиданности, таинственности, интригующий читателя, В выборе основной сюжетной ситуации ощущается связь с традициями классической новеллы, строящейся на анекдоте, занимательном происшествии.Но содержание произведений ни в коей мере не сводится к пересказу необычного случая. Происходит это за счет присутствия в тексте рассказчика -участника событий, через призму восприятия которого они даются.
Время с 1953 по 1956 годы оценивается-исследователями как очерковый период в становлении рассказа. Появляется много произведений, которые трудно отнести к какому-либо определенному жанру - очерку или рассказу. Отмеченная зыбкость жанровых границ ощутима и в творчестве В.Некрасова не только 50-х, но и 60-80-х годов ("Три встречи", "Чао, Джульянчик". "Новичок". "Дедушка и внучек". "Землянка". "Мраморная крошка", "Санта-Мария", "Мама", . "Виктория") - в новеллистике, отме-
ченной присутствием рассказчика, наделенного автобиографическими чертами. Все вышеназванные произведения содержат в себе жанровые признаки как очерка, так и рассказа.
Устойчивая жанровая "гибридность" многих произведений В.Некрасова' объясняется его пониманием специфики искусства. Он писал: "В искусстве, в литературе одним "так было" не обойдешься. Оно необходимо, оно основа любого реалистического произведения. Но чтобы произведение стало, кроме того, и художественным, нужно еще и другое - "этого не было, но если б было, то было бы именно так", или еще категоричнее -"не могло быть не так". ...В этом и заключается художественная правда. Та самая, которая, отталкиваясь от действительности, возвращается . к ней же". В творчестве писателя сосуществуют две разнонаправленные тенденции: стремление к размыванию границ между "миром вымысла" и действительностью и одновременно утверждение автьномности'Сотворенной художником реальности и права писателя на "волюнтаристическое" отношение к фактам. В этом плане показателен рассказ "Случай на Мамаевом кургане" (1965). в котором описания событий, данные с очерковой достоверностью, вплетены в откровенно фантастический сюжет.
Наряду с исследованием текстов произведений В.Некрасова в первой главе дается развернутое.представление о дискуссии, вызванной статьей В.Некрасова "Слова "великие" и простые" (1959), положившей начало затянувшемуся на долгие годы спору о "правде окопной" и "правде истори-^ ческой", а также подробно рассматривается литературоведческий и критический материал, посвященный творчеству писателя. Надо сказать, что при обсуждении книг В.Некрасова мнения критиков обычно полярно разделялись: одни безоговорочно осуждали его творческую манеру, видя в ней ' отступление от норм.социалистического реализма., другие хвалилили его произведения, говоря, что именно многообразие советской литературы . есть залог ее дальнейшего развития. Такое резкое разделение мнений
объясняется тем, что произведения В.Некрасова действительно не укладывались в привычные для литературы тех лет нормы. Упреки вызывало и отсутствие открыто выраженной авторской позиции, и натуралистичность Сотовых деталей, и. конечно же. образ современного человека. Герои В.Некрасова - обычные люди, со своими слабостями и недостатками, они живут своей личной жизнью и не слишком озабочены мыслями о мировом счастье, они стараются хорошо делать то. что умеют делать, и для писателя человек, умеющий сохранить порядочность, человек, честно выполняющий свою работу, является таким же субъектом истории, как знаменитый ученый или военачальник. Поэтому В.Некрасов с особым вниманием вглядывается в жизнь простых солдат, в будничную жизнь города.
В конце главы даются обобщающие выводы. На наш взгляд, проведенный анализ позволяет говорить о цельности поэтики "военной" прозы В.Некрасова, что проявляется на всех уровнях художественной организации произведения:
1. автор отдает предпочтение таким жацрам. как повесть и рассказ, место которых в современной системе эпических жанров характеризуется близостью к области, пограничной между художественной литературой и документально-публицистической. Следовательно, в жанровой природе повести и рассказа заключены возможности усиления эффекта достоверности посредством лиризма и максимальной объективизации повествования. В прозе В.Некрасова используются оба приема. Взаимодо-полняя друг друга, они приводят (в разных произведениях в разной степени в зависимости от намерений автора) к созданию стиля, близкого к мемуарно-документальному;
2. принцип взаимодействия двух типов повествования ("лирического" и "аналитического") определяется характерной для произведений В.Некрасова формой психологического анализа, при которой состояние рассказчика или главных героев (при ведении повествования от 3-го ли-
- и -
ца) передается посредством деталей внешнего мира. Таким образом информационная. изобразительная деталь, сохраняя данные качества, становится "психологически содержательной" (В.Зубков);
3. указанная особенность художественного метода предопределила повышенную эмоционально-смысловую нагрузку детали в произведениях;
4. в большинстве произведений В.Некрасова присутствует образ рассказчика, наделенный автобиографическими чертами, чьей позицией определяются пространственно-временные рамки повествования. Он может( находиться "внутри" описываемых событий или параллельно в двух временных точках: настоящее и прошлое. В обоих случаях время и место действия строго локальны и определенны. Данная характеристика хронотопа повествования сохраняется и там. где о.браз персонифицированного рассказчика отсутствует. Здесь хронологические и пространственные границы определяются позициями нескольких основных действующих лиц;
5. со всеми вышеназванными особенностями художественного мира Некрасова связано и своеобразие его стиля - отмеченного наличием разговорных интонаций, лаконичного, информативно предельно насыщенного;
6. нравственная проблематика в "военной" прозе В.Некрасова является доминирующей. Творческая эволюция писателя во многом связана с усложнением этических критериев оценки человека.
Если для героев повести "В окопах Сталинграда" основанием для характеристики другого человека в первую очередь служит его поведение, в бою. то в произведениях 50-х годов признается возможность отступления от этически высокой нормы под влиянием сильного негативного воздействия на психику (рассказ "Сенька") или данный критерий утрачивает значимость в силу изменения внешних обстоятельств (окончание -войны) . Возникает необходимость в более сложной системе нравственных координат, опирающейся на ту, которая была выработана на фронте, но соотносимой с условиями мирного времени (повесть "В родном городе").
В целом же всем положительным героям В.Некрасова присуще то качество. на которое указывал И. Виноградов в характере Юрия Керженцева.-способность органически точно различать добро и зло.
Обзор дискуссий, связанных с произведениями В.Некрасова и его выступлением по вопросам эстетики реалистического искусства в журнале "Искуоство кино", позволил увидеть: 1.отражение в критике механизмов административно-командного управления искусством и в то же время первые признаки их разрушения на рубеже 50-60-х годов: 2. нетипичность для литературы 40-50-х годов идейно-нравственной позиции и творческих принципов писателя.
Глава И. Концепция мира и человека и ее художественное воплощение в "военной" проз? Р.Бондарева. Г.Бакланова. В.Быкова. К.Воробьева
Как уже отмечалось ранее. В.Некрасов, Ю.Бондарев. Г.Бакланов. В. Быков. К.Воробьев представляют одно течение "военной" прозы. Их всех объединяет выбор определенного ракурса отображения действительности -с точки зрения рядового участника событий; стремление рассказать правду о войне, которая выверена собственным опытом: как бы мемуарная достоверность повествования; предпочтение, оказываемое жанру повести; ограничение времени и места действия: сходство центрального героя: внимание к художественной детали; лаконизм и лапидарность стиля; выдвижение на первый план нравственной проблематики. Выделяя элементы общности, мы не должны преувеличивать степень влияния В.Некрасова на писателей более позднего времени. Заслуга В.Некрасова состоит в том. что он первый в послевоенной литературе определил черты художественного стиля, наиболее отвечающего ракурсу отображения и материалу действительности, ставшей предметом художественной типизации. И воздействие поэтики В.Некрасова на творческие принципы того или иного писателя различно, оно может быть прямым или опосредованным., включа-
ясь в коллективную традицию, поэтому данный вопрос будет решаться на основе конкретного сопоставления текстов произведений.
Выявление общности художественных принципов служит целью подтвердить и в чем-то скорректировать уже сложившееся представление о названном течении "военной" прозы. Однако сопоставительный анализ дает также возможность отчетливее увидеть индивидуальные особенности концепции мира и человека каждого из писателей, на которые в критической литературе не часто обращалось внимание.
Повесть Ю.Бондарева "Батальоны просят огня" (1957) явилась началом нового этапа не только в творческом развитии писателя, но и всей литературы о войне.
Анализ стиля произведения позволяет сказать, что эта повесть была первой заявкой авторов "второй волны" на создание нового стиля,базирующегося на соединении традиций социально-психологической и герои-ко-романтической прозы. Наиболее ярким образцом прозы первого типа в литературе 40-х годов была повесть "В окопах Сталинграда", второго -роман А.Фадеева "Молодая гвардия", повести В.Гроссмана "Народ бессмертен" и Э.Казакевича "Звезда". От социально-психологической прозы наследуется внимание к внутреннему миру человека, нравственно-психологическим конфликтам, бытовой стороне фронтовой жизни; от герои-ко-романтической - представление о героической личности, героическом поступке.
Сопоставляя прозу В. Некрасова и С. Бондарева, К. Г.Шазэо писал: "...Бондарев, взяв за исходный момент в развитии собственного художественного преобразования реального мира некрасовскую прозу, старался уйти от нее как можно дальше. ... Мягкий, исповедческий стиль -Некрасова ... оказался несколько узким для полного звучания сурового эпического голоса Бондарева". Разделяя точку зрения К.Г.Шаззо, мы хотели бы добавить, что в отношении В.Бондарева к поэтике В.Некрасова
отразились общие закономерности развития "военной" прозы. Сохраняя характерное для лучших произведений 40-х - начала 50-х годов стремление донести до читателя чувства и мысли обыкновенного русского солдата, "военная" проза "второй волны" все более тяготеет к масштабным обобщениям судьбы народной и человеческой. Этим объясняется и то. почему в конце 50-х годов наиболее распространенной становится форма повествования от 3-го лица, ориентированная на точку зрения героя. Появление образа повествователя во многом обусловлено тем. что писатели военного поколения уже не чувствовали своей тождественности с солдатами военных лет. за эти годы многое было передумано и увидечо по-новому, и этот опыт должен был найти свое отражение в их книгах Ориентация же на точку зрения героя позволяла раскрыть его психологию, мотивацию поступков, показать его видение происходящих событий.
В целом рассмотрение художественной структуры повестей Ю.Бондарева ("Батальоны просят огня" и "Последние залпы" /1959/) позволяет опровергнуть сложившееся мнение о "кинематографичное™" (А.Н.Мансуро-. ва) прозы писателя, выявить преобладание монологического стиля вследствие неразделекия позиций автора и героев, недостаточность в определенных случаях глубины психологической разработанности характера, что особенно очевидно, когда основой построения художественного образа становится принцип соединения противоположных качеств (образ капитана Новикова) или когда писатель рисует характер, не поддающийся однозначной оценке. Например, характер полковника Иверзева оказывается настолько противоречив, что трудно определить, кто перед нами: властолюбивый, -холодный человек или умный военачальник, вынужденный брать на себя ответственность за гибель людей.
Однако даже при этой непоследовательности авторского отношения к характеру й поступкам Иверзева выбор и трактовка основного конфликта повести "Батальоны просят огня" (в центре которого находится полков-
ник Иверзев) дают достаточно полное представление о бондаревском понимании проблемы "человек и обстоятельства": писатель сталкивает основополагающие для жизни человека требования гуманности, любви с требованиями обстоятельств военного времени и осмысляет это столкновение как трагическое.
Для Г.Бахланова некрасовская традиция при выработке собственной манеры письма явилась определяющей. Очевидная близость двух художников неоднократно отмечалась в критике. Подтверждается это и высказываниями самого Г.Бакланова, который из всей послевоенной прозы выделял повесть "В окопах Сталинграда".
Для своей первой "военной" повести - "Южнее главного удара" (1958) - Г.Бакланов выбирает форму повествования от 3-го лица. Монолог повествователя строится как рассказ одного из участников событий, прекрасно знающего реалии военной жизни, что проявляется в обрисовке поведения героев, деталей быта, в лексико-синтаксической структуре его речи. В нее легко вплетаются фронтовая шутка, анекдот, солдатское словцо, фраза строится как разговорная.
Стилистическая дифференциация речи повествователя и персонажей в повести отсутствует. То. что рассказ ведется с точки зрения одного из персонажей, обнаруживает себя в тексте в основном посредством отбора и оценки деталей, особого освещения картины. Подобный принцип раскрытия психологического состояния героя характерен и для В.Некрасова. У обоих писателей художественные детали несут двойную нагрузку. Они дают представление об условиях жизни на войне и соотносятся с психологией персонажа.
Анализируя "Ежнее главного удара", мы отмечали, что недифферен-цированность речи повествователя и героев, совмещение самостоятельных сюжетных линий, не стянутых единым сюжетным каркасом, привели к схематизму в обрисовке характеров персонажей, "рыхлости" композиции. Эти
недостатки Г.Бакланову в основном удалось преодолеть в новой повести -"Пядь земли" (1959), в которой.он обращается к форме повествования от 1-го лица.
Сюжетное время повести охватывает около 15 суток. Помимо настоящего в повествовании постоянно присутствует мирное прошлое и мирное будущее. Сопоставление-противопоставление мирной и военной действительности проходит через всю повесть.
Внимание к тем сторонам бытового поведения человека, которые характерны не только для военного, но и для мирного времени, отличает и "В окопах Сталинграда". Но то. что у Некрасова "намечено пунктиром", у Бакланова становится ведущей темой повествования. Он больше внимания уделяет социальному аспекту военной жизни, быт оказывается сферой социально-нравственных противоречий, в то время как в повести В.Некрасова описания бытовой стороны фронтовой жизни в первую очередь являются свидетельством значительности обычной трудовой жизни людей на войне.
Связь трех временных категорий (прошлое-настоящее-будущее) подчеркивается не только в описаниях фронтовой жизни, но и,при изображении окружающего мира, природы. Автор заставляет читателя почувс.во-вать. что хотя война изменила жизнь человека, но напоминание о прошлом и надежда на будущее живут в природе. Красота природы и тепло человеческих взаимоотношений противопоставляются подчеркнутой "некрасивости". иногда даже "антиэстетичности" фронтового быта.
Сравнивая Керженцева и'Мотовилова. героев-рассказчиков в повестях "В окопах Сталинграда" и "Пядь земли", образы которых автобиографичны. мы наблюдаем различия авторского подхода к изображению героя, что определяет структуру образа в целом. У ■ Некрасова характер героя
детерминирован не непосредственно той эпохой, в которую он живет, а в
связью.с культурными и нравственными ценностями, значимыми для всех
людей, независимо от места, времени жизни, социального положения (влияние эпохи проявляется лишь в "зашоренности" сознания Керженцева). Бакланов создает образ типичного представителя поколения 20-х годов, и историческая детерминированность характера выступает на первый план.
В повести "Мертвые сраму не имут" (1961). где ведущим становится нравственно-психологический конфликт. Г.Бакланов, возвращаясь к форме повествования от 3-го лица, изменяет структуру образа повествователя: его речь приближается то к "эпическому" стилю, то к стилю речи персонажей. Писатель в соответствии с собственными творческими задачами находит пути трансформации того художественного стиля, который можно обозначить как лирико-аналитический. И если В.Некрасов в построении образа повествователя во всех произведениях ¿охраняет ориентацию на лирический тип прозы, то Г.Бакланов, напротив, создает эпизИрованный образ повествователя. Общая авторская установка определяет и выбор жанровой структуры. В.Некрасов в конце 50-х - в 60-е годы разрабатывает военную тему в жанре рассказа, Г.Бакланов обращается к эпической повести и роману.
Одну из особенностей прозы В.Быкова критик Л.Лазарев видел в том. что даже общие черты прозы писателей "второй волны" здесь выступают в наиболее концентрированном виде. Соглашаясь с Л.Лазаревым, мк хотели бы добавить, что "типичность" прозы В.Быкова проявляется не
-л
Только в проблематике и художественной стилистике его произведений, но и в том. что он наиболее последовательно ищет пути решения тех творческих проблем, с которыми пришлось столкнуться и В.Некрасову, и ' Г. Бакланову, и Ю. Бондареву.
В большинстве произведений.В. Быкова независимо от формы повествования - от 1-го или 3-го лица - выделяется один герой, близкий автору по своей жизненной позиции, чьими глазами увидены события и люди. При такой форме повествования возникает проблема разграничения
точки зрения автора и героя, которая, на.наш взгляд, вообще явилась одной из основных для авторов "военной" прозы рубежа 50-60-х годов. При этом возникала тенденция идеализации героя или осовременивания его взглядов. Первое наблюдается в прозе В.Бондарева, когда в образе героя проступают черты героико-романтического идеала автора; элементы второго - в прозе Г.Бакланова, когда мысли автора "приписываются" герою. В обоих случаях позиции автора и героя не разграничиваются.
На очевидную близость автору одного из героев в повестях В.Быкова начала 60-х годов обращалось внимание в критике (Л.Лазарев. Н.Лей-дерман). В произведениях второй половины 60-х - начала 70-х все более очевидным становится, что точка зрения автора и героя-протагониста не совпадают абсолютно. Герою доверено оценивать происходящее, однако его точка зрения, хотя и близка авторской, не может рассматриваться в качестве окончательного идейно-нравственного вывода. Авторская позиция включает в себя отношение к миру героя-протагониста как положительный нравственный и психологический пример, но не сводима к ней.
рассматривая произведения В.Быкова 70-х годов, мы особо обращали внимание, что в них. несмотря на большой интервал времени, отделяющий даты написания от событий войны, прошлое непосредственно сопряж~ю с
настоящим, историческая дистанция отсутствует. И это характерно не
*
только для прозы В.Быкова. Н.П.Утехин. задаваясь вопросом; почему, хотя после войны прошло несколько десятков лет. никто и не подумает назвать произведения о событиях этой войны книгами исторического жанра. писал: "...В одном случае прошлое хотя и сохраняет для нас значимость (как всякое достойное прошлое), все же выступает как нечто завершенное в себе, "закрытое" в себе (Гегель) и ставшее достоянием истории. В другом - прошлое ... продолжает жить в настоящем как нечто неразрешенное и разрешаемое в нашем сознании только сейчас". Можно предположите, что эта особенность отношения к военному прошлому поз-
волила В.Быкову на протяжении почти полувека на военном материале, не "модернизируя" поведение и характеры своих героев, создавать произведения. современные по своей проблематике.. ....
В критике достаточно много говорилось о жанровой специфике повестей В.Быкова, о "притчеобразности" его произведений. Но вопрос о месте "быковской повести" в жанровой системе современной литературы оставался открытым. Нам представляется, что интересным материалом для-исследования жанровой специфики повестей В.Быкова в историческом плане служит их сопоставление с рассказами В.Некрасова. В данном случае достаточно затруднительно говорить о прямом влиянии новеллистики В.Некрасова на прозу В.Быкова, но общность проблематики и тематики, использование сходных жанрово-композиционных 4Ьрм дает основание для установления системных связей.
В основе многих рассказов В.Некрасова лежит коллизия "узнавания" (подробно о ней говорилось в первой главе), которая используется и в большинстве повестей В.Быкова.
Сюжет в произведениях обоих писателей служит основным средством раскрытия не только характеров персонажей, но и авторского отношения, к изображаемому. Логика развития действия отражает авторскую концепцию действительности, новеллистическая "заостренность" повествования содержит в себе предпосылку перехода в прямую субъективную оценку происходящего.
Таким образом, новеллистическая композиция обладает рядом качеств. способствующих разрешению тех творческих задач, которые ставили перед собой писатели. Во-первых, построение повествования на основе коллизии "узнавания" связано с разрушением "канонических", ставших литературными штампами образов современного человека. Во-вторых, новеллистическая композиция содержит в себе предпосылку для открытого, но не выливающегося в публицистическую форму выражения авторской по-
, - 20 -
зиции. что позволяло Быкову в 70-е года вести с читателем на военном материале разговор о самых насущных нравственных проблемах жизни современного общества, не прибегая к публицистике.
Указывая на сходство типов характеров ряда персонажей в произведениях В. Некрасова и В.Быкова (образы интеллигентов, молодых солдат). мы подчеркивали, что это сходство делает более ощутимым различие в построении художественного образа человека и художественной структуры ■произведения в целом. В рассказах В.Некрасова сюжеты "замкнуты" на образе одного героя (не случайно А.Нинов многие из них назвал "порт-рентными,новеллами"), а в повестях В.Быкова, напротив, сюжетная коллизия - тот композиционный центр, вокруг которого объединены персонажи, она своего рода катализатор проявления и столкновения различных жизненных позигий действующих лиц. Показательны в этом отношении заглавия произведений В.Некрасова и В.Быкова: среди повестей последнего только одна названа именем героя ("Сотников"), в новеллистике же Некрасова, достаточно часто встречается вынесение в заглавие имени собственного.
■ Художественные особенности • рассказов В.Некрасова' и повестей В.Быкова во многом обусловлены временем их написания, и выявленные различия могут служить примером изменений, происшедших в Двоенной" литературе на рубеже 50-60-х годов: от произведений, тяготеющих к полноте изображения "человека на войне", к книгам, характеризующимся пристальным интересом к проблематике, заложенной в формуле "человек и война" (А.Бочаров), которая в творчестве В.Быкова приобретает не только конкретно-исторический, но и философский смысл.
Первая "военная" Повесть К.Воробьева -"Это мы. господи!.."(1943)-дает достаточно полное представление о чертах в основном уже сложившегося мировосприятия писателя (хотя система художественных приемов, призванная служить выражению авторской позиции, здесь не обрела еще
органической целостности), одну из составлявших которого можно определить как "эпичность". В большей степени это качество мировосприятия Н.Воробьева проявлено в его повестях. Понятие "эпичность" вданном • случае обозначает авторскую трактовку судьбы героя как судьбы национально-исторического масштаба ("Сказание о моем ровеснике...". "Убита под Москвой", "Мой друг Момич") или как повторения в конкретных исторических формах тех жизненных трагедий, которые типичны для войн любой эпохи - плен, разрушенная любовь ("Это мы. господа!.^". "Крик"). С традицией древнего эпоса прозу Воробьева сближает и авторская пози- . ция приятия действительности, но не во всех ее проявлениях, а как бы. вопреки свойственной ей трагичности.Это отражается в. особой интонации воробьевских произведений: они написаны как будто "теплыми красками". Последнее можно сказать и о прозе В. Некрасова. Сходство художествен* ного стиля есть внешнее проявление определенного сходства того "единства нравственного отношения автора к предмету", которое, по мысли Л.Н.Толстого, "обязывает всякое художественное произведение'в единое целое", является его "цементом". В основе этого единства у обоих писателей лежит доверие к действительности и открытость ко всему нравственно и эстетически прекрасному, что в ней есть.
Анализ рассказов К.Воробьева 40-50-х годов . приводит к выводу, что их художественная система складывалась во многом под . влиянием 'внешних - общественно-политических - факторов: не веря, в возможность опубликования произведений, в которых были бы реалистично отображены драматические стороны современной жизни, писатель, не нарушая принципов художественного правдоподобия, создает в своих книгах мир высоких чувств и благородных людей. И в его прозе те литературные приемы, которые сближают' ее с "официальной" литературой (неожиданно счастливые развязки конфликтов, неиссякаемая стойкость- положительных персонажей др.), получают художественное оправдание:, служат средством
выражения авторской позиции, одним из отличительных качеств которой является соединение реалистического и романтического мировосприятия.
В 60-е .годы интонация прозы К.Воробьева несколько изменится - в ней будет больше горечи и трагизма, но. лирико-романтическое начало присутствует и здесь.•
Прослеживая эволюцию художественной системы К.Воробьева, мы отмечали, что со временем в его прозе функциональная нагрузка тех или иных художественных средств изменится: большое значение в передаче айторской идеи приобретают композиционные приемы. Теперь в повествовательном монологе реже используются возможности прямого (лирического или публицистического) выражения авторской точки зрения, прослеживается' тенденция к объективизации повествовательного монолога, к сужению сферы повествования.
' В результате исследования прозы К.Воробьева 60-х годов делается вывод, что его повести "Убиты под Москвой" и "Крик" можно рассматривать как завершающие один из периодов в развитии "военной" прозы, получивший в критике название "второй волны". В Творчеств'е К.Воробьева мы встречаемся с типичной для названной прозы жанровой формой - повестью, типичными принципами отражения военного быта и героем - молодым лейтенантом, особенности характера и поведения которого (народность характера и психологическая неподготовленность к войне) выводят произведения писателя за рамки проблематики, характерной для "лейтенантской" прозы конца 50-х - 60-х годов. Обращаясь в своих произведениях к народному характеру, к осмыслению войны не столько в конкретно историческом, сколько в общегуманистическом плане, Воробьев предугадывает направление художественных поисков."военной" литературы 70-х.
При разговоре о творчестве К.Воробьева особое внимание уделялось 'войросу об образе "сквозного героя". Обычно, говоря о "сквозном ге-'.рое":К.ВораЛ>ева, • имеют в виду героев - ровесников писателя. В обра-
зах же молодых людей более позднего поколения отмечают лишь черты сходства с героем-ровесником. Мы пытаемся доказать, что здесь можно говорить не просто о сходстве, а о том. что перед нами один и тот же тип характера, разные "ипостаси" "сквозного героя" писателя. При такой трактовке образов главных героев произведений К.Воробьева ясно высвечивается его концепция мира и человека, во многом близкая некрасовской и значительно отличающаяся от концепций, предлагаемых в те годы большинством авторов "военной" и "деревенской" прозы. К.Воробьев утверждает неизменяемость нравственных основ человеческой жизни, для него народная традиция не определенная форма жизни, а ее безусловное содержание, без которого не существует человеческий социум, поэтому в каждом поколении есть люди - носители народно» нравственной традиции.
Творчество К.Воробьева, стоящее как бы на границе двух этапов развития "военной" прозы, в большей степени, чем творчество других "военных" писателей, содержит в себе черты того художественного миро-видения. которое отличает повесть "В окопах Сталинграда". Определяя основную идею повести "В окопах Сталинграда", В.Кардин говорил, что В.Некрасов утверждает надежность и прочность интеллигентского дома. К.Воробьев, на наш взгляд, расширяет эту тему - он утверждает надежность и прочность дома человека. И то новое, эпическое звучание темы.
которое придает ей К.Воробьев, вводит его прозу в русло тенденций, .1
'определявших развитие русской литературы в 70-е годы.
При анализе произведений Ю.Бондарева, .Г.Бакланова, В.Быкова. К. Воробьева мы стремились выявить не только черты общности их поэтик, доказывающие, что перед нами писатели, представляющие одно течение "военной" прозы, но и индивидуальные особенности творческой манеры каждого из них. "внутренние" темы (И.А.Виноградов) их творчества. Для Ю.Бондарева "внутренней" темой является столкновение человека с миром. столкновение как вечная война человека и мира, в которой обяза-
тельно есть победители и проигравшие (не случайно в его произведениях мотив-образ "боя" становится постоянным). "Внутренняя" тема Г.Бакланова - "частный человек - создатель истории". В его книгах подчерки-,вается "частный" характер жизни, поступков героев и событий, в которых они принимают участие, и в то же время - их связь с большой историей (достаточно вспомнить названия первых его повестей -"»жнее главного удара"."Пядь земли"). О "внутренней" теме В.Быкова написано много и давно найдено ей определение - это тема выбора, того нравственного выбора, который герои писателя делают в экзистенциальной ситуации. но который, по его мысли, является экзистенциальным по своей сути, независимо от сложности, трагичности внешних обстоятельств. "Внутреннюю" тему творчества К.Воробьева можно кратко определить так - "память - высшая точка личностного сознания и основа жизни".
Мы видим, у каждого писателя есть своя "внутренняя" тема, и "внешняя" тема - война - соотносится с ней по-разному. Для Ю.Бондаре-■ ва война в какой-то степени прообраз общей модели мира; для Г.Бакланова - этап истории, когда все положительные и отрицательные стороны исторического времени и жизни в нем человека проявлены более отчетливо; для В. Быкова - та ситуация, в которой экзистенциальность внутрен-, него выбора человека.совпадает с экзистенциальностью внешних обстоятельств; для К.Воробьева война - тот момент, когда подтверждается сила извечных'законов бытия. Формирующих личность человека. Однако во "внутренней" теме всех названных писателей и в принципах ее связи с "внешней" есть нечто общее. Герои их книг - обыкновенные люди, "рядовые войны", рассказывая о которых, писатели утверждают идею безусловной ценности -каждого человека, независимо от места, занимаемого им в социальной иерархии. Такой подход к военной теме, при котором на первый план выдвигается значимость обычного человека и всех"мелочей" его Фронтовой жи€ни. изображенной с пристальным вниманием к каждой детали
и с уважением, состраданием и любовью к людям, в 40-е годы был заявлен в повести "В окопах Сталинграда". Поэтому можно с полным основанием говорить. что проза В.Некрасова была тем художественным открытием, которое оказало заметное влияние на развитие "военной" литературы последующих десятилетий.
В ЗшкШ). подводя итоги нашего исследования, мы. пытаемся проследить, как и в чем проявилось влияние творчества В.Некрасова. К.Бондарева. Г.Бакланова, В.Быкова и К.Воробьева на "военную" прозу 70-90-х годов.
Развитие художественной формы в литературе военной тематики в 70-80-е годы идет в нескольких взаимосвязанных* направлениях: 1. освоение новых возможностей использования "документа"; 2. поиск художественных форм воплощения романического содержания; 3. разработка плана персонажа, языковых средств воссоздания "чужого" сознания. В последнем случае художественные поиски "военной" прозы шли в том же направлении. что и "деревенской". Здесь следует сказать еще об одной точке пересечения интересов "военной" и "деревенской" прозы - обращении к исследованию народного характера, что наблюдается еще в 60-е годы в произведениях К.Воробьева, а позднее в повестях "Пастух и пастушка"
В.Астафьева (1971). "Усвятские шлемоносцы" Е.Носова (1977), "Знак бе- *
ды" В.Быкова (1983), "Сашка" В.Кондратьева (1979).
Что же касается первой из названных-выше тенденций развития, то здесь художественные открытия исследуемых нами авторов безусловно сыграли большую роль. Нам представляется, что в произведениях этих авторов складывается новый' синтез "факта" и вымысла. Писатели, "доку-ментализируя" изображение внешнего мира с помощью концентрации большого количества бытовых деталей, данных без авторского комментария, оставляют за собой возможность свободного раскрытия внутреннего мира
героев, тем самым преодолевая характерное для художественно-документальной литературы ограничение (о котором писал, например. М.Б.Храп-ченко). Их произведения открывают один из перспективных путей использования эстетического потенциала документализма без очевидного разрушения традиционных форм художественного повествования.
На пересечении двух тенденций развития литературы - романизации и документализации - складывается новый жанр - "книг-документов", к которым прежде всего относятся такие произведения, как "Я из огненной деревни..." А.Адамовича. Я.Брыля, В.Колесника (1973), "Блокадная книга" А.Адамовича, Д.Гранина (1979), "У войны не женское лицо" (1984), "Последние свидетели" (1985). "Цинковые мальчики" (1990) С.Алексие-вич. Их анализ доказывает, что "книги-документы" - явление художественно-документальной литературы, типологически связанное с "военной", повестью 40-60-х годов.ориентированной на воссоздание"окопной правды".
В "военной" прозе 90-х годов мы останавливаем внимание на романах В.Астафьева "Прокляты и убиты" (1992-1994) и Г.Владимова "Генерал и его армия" (1994), развивающих принципы поэтики реалистического произведения военной тематики, сложившиеся в творчестве В.Некрасова, Ю.Бондарева, Г.Бакланова, В.Быкова. К.Воробьева.
Список опубликованных по теме диссертации статей:''
1. Художественная проблематика повестей Виктора Некрасова //в сб.: "Проблемы изучения текста в лингвистике и литературоведении: /Материалы XXVI научной конференции молодых ученых и специалистов историко-филологического факультета УДН, г.Москва, 5.04.1991 г./". - М.. 1991. - Деп. в ИНИОН АН СССР N 44510 от 7.05.91 Г. (0.5 п.Л.)
2.Военные повести В.Некрасова и В.Кондратьева (опыт сопоставительного .анализа) // Вестник Московского университета. - Сер.9 Филология. - 1993. - N 1 (0,5 п. л.)