автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Тюремные мотивы в татарской литературе

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гильманов, Дамир Шарифзянович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Тюремные мотивы в татарской литературе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тюремные мотивы в татарской литературе"

На правах рукописи_

Гильманов Дамнр Шарифэянович

ТЮРЕМНЫЕ МОТИВЫ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Средневековье — начало XX века)

Специальность 10.01.02 — Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань 2006

Работа выполнена с отделе рукописей и текстологии Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор

Ганиева РеЗеда Кадыровна доктор филологических наук Рамеев Зуфар Зайвневич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Галиева Эльмнра Ракиповна кандидат филологических наук Мусабекова Раиса Рашндовна

Ведущая организация: Набережночелнински й государственный

педагогический институт

Защита состоится декабря в часов на заседании

лиссертапиоинога совета Д 022.001.01 в Институте языка, литературы и искусства им. Г-Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан^ ноября 2006 года.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат филологических наук

Г.Г.Саберова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы обусловлена, главным образом, кардинальным» переменами, произошедшими в середине 80-х — начале 90-х годов XX столетня почти во всех сферах: общественно-политической, экономической, культурной жизни российского общества и ознаменовавшими новый этап исторического бытия. В татарской литературе интерес к человеку в неволе был издревле И, по-видимому, она его не утратит н впредь. И неважно безвинен он или виновен. Тюремная культура относится к неповторимым, основополагающим чертам России и ее народов. И эта культура независит от эпохи или политической ситуации конкретного момента, люди сидели всегда, часто И НИ за что. Но не это важно, потому что тюрьма как ничто другое, будучи социальным явлением, влияет на судьбу страны и ее жителей. Все, что написано о тюрьме, неволе, узниках — это своего рода человеческие и исторические документы, которые говорят об историческом пути, о природе общества, о природе самого человека, а она наиболее выразительно проявляется именно в чрезвычайных обстоятельствах, каковой является тюрьма. Если образ узника татарскими литературоведами еще как-то освещался, то тему неволи в целом обходили стороной и, таким образом, образовалось некое «белое пятно». Поэтому, возможно, назрела определенная необходимость целостного анализа мотива (темы) неволи в татарской литературе.

Предмет и объект исследовании. Поэтические и прозаические произведения татарской литературы, начиная с Орхоно-Енисейскшс надписей (УП-Х1 вв.) и заканчивая произведениями начала XX века.

Целью данного исследования является изучение в общественно-политическом и литературно-эстетическом аспектах темы неволи, узника в произведениях. татарской литературы. Реализация цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач;

- эволюция тюремных мотивов в период Средневековья - начала XX в.;

- тема неволи в священных писаниях;

- романтическое воплощение мотива неволи в дастане Кул Гали «Сказание о Йусуфе»;

- тема узника в произведениях фольклора и в письменных памятниках эпохи Золотой Орды и Казанского ханства (Кутб, Махмуд Булгари, Хнсам Юггиб, Саиф Сараи, Мухаммадьяр);

- мотив рабства и узника в произведениях позднего Средневековья (Мавля Колый, Утыз Имяни, Батырша);

- тема неволи в поэтических (Тубыли, Акмулла) и прозаических (З.Бигиев) произведениях татарской литературы Нового времени (XIX в.);

- основные проблемы и образы в тюремной лирике начала XX в.;

- экспрессионистическое воплощение темы неволи в поэзии Н.Думавн;

- образы политических узников в мемуарной литературе качала XX в. (Г.Исхаки, Ю.Акчура, З.Шахгараев).

Научная новизна предлагаемой диссертации состоит в том, что впервые делается попытка исследовать мотивы неволи в татарской литературе (начиная с Орхоно-Енисейских надписей У11-Х1 вв. и завершая литературой начала XX в.).

Методологической н теоретической основой диссертационного исследования является герменевтика — теория интерпретации смысла текстов гуманитарных наук. Принципы герменевтики тесно связаны и с принципами рецептивной эстетики. Основным предметом изучения выступает рецепция, т.е. восприятие художественного текста нашим воспринимающим сознанием.

В соответствии с характером изучаемого материала в процессе исследования были использованы и другие методы и приемы: сравнительно-исторический, историко-литературный, сравнительно-сопоставительный, описательный.

Теоретической базой исследования послужили труды Н.Бердяева, Ю.Б.Борева, В.В.Ваислова, Е.Бертельса, Н.А.Гуляева, В.Е.Хализева.

Степень изученности темы. До Октябрьской революции 1917 года мотивы неволи в татарской литературе специально не исследовались. И далее, в советский период, не было возможности для объективного изучения исторического прошлого и литературного наследия татарского народа. Поэтому и произведения, в которых нашли отражение мотивы неволи и тема узника, были мало известны читателю. Более того, после 1920 года эта тема была под запретом, и читателю она стала доступна только в 1980-90-х годах. Но даже в эти годы литературоведами Ш.Авиловым, Гиалитом, М.Гайнуллиным, Р.Ганиевой, Н.Хисамовым,

А.Шариповым, К.Давлетшиньш, М.Гайнутдиновым1 было много сделано в деле изучения литературного наследия татарского народа вообще и в исследовании отдельных произведений, отражающих тюремные мотивы, в частности, К сожалению, эти произведения дошли до массового читателя с опозданием — лишь в 80-х годах прошлого столетия в связи с произошедшими демократическими преобразованиями в постсоветском обществе. Неоценим вклад в дело сбора, текстологической подготовки к изданию произведений, отражающих тему неволи, литературоведа М.Ахметзянова2.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов н спецсеминаров, посвященных истории и литературе татарского народа, при написании программ и учебников.

Апробация результатов. Результаты и основные положения диссертации получили отражение в специально разработанном спецкурсе для студентов-филологов Набережнойелн инского филиала Казанского гуманитарно-педагогического университета; в выступлении с докладом на Всероссийской научно-практической конференции по актуальным проблемам татарского языка и литературы (26-28 ноября 2003 г., г.Стерлитамак Республика Башкортостан), в статьях в периодической печати Татарстана и Башкортостана и ученых записках Казанского университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1 Халнт Г. Ян» гасыр поэзиясе: XX йм были (1905—1917 едпар) Trrfp псгмиясендА и*>т методы, дяриж герой, традвдия h*M вомторяык м»сидвлерс I Г-Халит. - Камн; Татар, кит, нмпр., I97S.-148 б,; Гаиае»» P K. Нвднп Думяви / Р.КГ«м»?вл Ч Т»тар одобияти тарнхы Алти томи. 3 том, XX гасыр башы. -Казан: Татар cht. н*1пр , 1986. - 224 6.J Ганнеьа Р. Нежна Думаьинвд лют слхнфспяре / РГ»ннепл // - Каня: Иэд-ю «Отечеством, 1003.СМ 1 б.; Хисамое Н. Кол Галн Ьви тврк* «Йосыфиим»» (XI11-XV leieep) / HJixctMo». - Kuan: Тм»р. инт. ношр, 2006. - 45, 47, 65 6.; Садретдкнои III. Cwuiftb Рвми«> нжотм / ШСидретдниов. - Кшк Казан университета нашрняты, 1973. — 2S б.; Эхмотои Р. Мифтнетдил Акмулла/ Р.Ожмэтов П Татар «добняты тарнхы. Алты томла. 2 том. XIX ft« татар «добниты- - Каин: Татар, квт. ношр., --1985. - 440 462 б.; My. сии Ф. Гаяз Исхакый: ТорыышыЪок эшченмге t Ф.Мусня. - Каин: Татар, ант. Houip., 1998. - 44-48 б.; ГьЙиетдииов М. Акчурипнардан бсрсо / М.Г*йе1е7дино» и Ми рас. -1993. * >63. - Б« 42-46.; Шзрнпоа Э.М. Габдрахман Vtui Имони мирасы Ьан анын поэзяясевюта доиьяви MOTMbjilp: филология фениоре кандидаты дигон гыйльми дорожа алу очен J*Jbiaj»H диссертация / З.М.Шарнпов. - Катал, 1973. -230 б.; Mohan» М. Татар провокаторяари: XX Has башы татар эыялыларь* арасыида патша хокумоп агантурасы / М.М#Ьдяеа//Идол. -1999- * - Б. 35.; СохаооиМ. Янарыш хоборчаса: Г-Исхакый кжата турннда / М.Сехапон. — Кгзач; М*г»риф, 2003. - 133-141, 175 б-; Бошнроа Ф.К. XX йо* башы татар протаем / ФИ Боши ров. - Каш: Фккер, 2002.-131-130 б.; Хасавкех A.A. Этнко-эстетаческио воззрения позтл-суфия XIX ае*а Аяметзана Тубмдн: авгореф. досо. ... канд. фмл. наук. /АА-Хасмиех, - Казань, 2002, - 28 е.; Мостафви» Р. Башрша Ней анын «Гарьгаимал мера / 1\Г.Мостифики И Тел, едобияг hoM хьлик ижати мосьадолоре: Г.ИбраЬиноа нсемендаге Tea, еде Снят Ьам сонгатъ институты выи аспирант эшлоро жыенхыгы. - Катан: Оикер, 2002 - 140-148 б. 1XVIII гьсыр татар одобиеты. Поэзия. -Казан: Дом печати, 2006.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении раскрывается актуальность темы, рассматривается степень ее изученности, определяются предмет и объект, цель н задачи исследования, его теоретическая и методологическая основа, обосновывается научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава «Тюремные мотивы в средневековой татарской литературе» состоит из пяти параграфов.

В первом параграфе «Мотив неволя в средневековой татарской литературе» в сопоставительном плане исследуются истоки мотива неволи (тюремные мотивы). Мотив неволи имеет давнюю традицию в мировой литературе. Он встречается и в индийской «Ригведе», и в персидской . «Авесте», и в китайском «Шицзнке», а также в «Ветхом завете», «Библии» и «Коране». Следует отметить, что тема неволи в «Ветхом завете» преподносится в форме прозаического повествования, в «Коране» же она воплощается в романтическом плане.

На протяжении веков народы жили, воевали, попадали в плен, существовали в неволе. И это нашло отражение уже в Орхоно-ЕнисеЙских надписях (VII-XI вв.), а также в «Словаре тюркских наречий» (1072-74) Махмуда Кашгари (XI в.).

Во втором параграфе «Булгарский период татарской литературы: мотивы тюрьмы и колодца в дастане Кул Гали «Сказание о Йусуфе» анализируется сюжет об Иосифе Прекрасном, нашедший отражение и в «Библии», и в «Коране» и который лег в основу поэмы основоположника татарской письменной литературы Кул Гали (около 1183 года - между 1236 и 1240 годами) «Сказание о Йусуфе» (1233). Мотив неволи в поэме -один из значимых. Как известно, завистливые братья, уведя под предлогом прогулки Йусуфа из дома, бросили его в колодец. В духе мусульманской неоплатонической эстетики3 и в отличие от исследуемых священных писаний у Кул Гали колодец освещен:

И свет Йусуфа вмиг от темной глуби вод

Поднялся до земли и засиял теперь.4

Ангел Джебраил сообщает Йусуфу о предстоящих испытаниях, в числе которых очередное заточение, затем рабство. Ученые-ориенталисты

1 Гшнев> РХ. Восточный Рснколс и поэт Кул Гали / Р.К-Ганвем. • Каынь: Ии-во КГУ, 198S.-C.SJ-

* Кул Гни. Снияне о йусуфе. Клланк: Татар, кн. нэд-воч 1985. - С.42

тему рабства считают разновидностью мотива неволи (или «арестантской» темы). Йусуф, освобожденный Маликом Дагиром из колодца, но запуганный братьями, вынужден признать себя рабом. И устрашился их Йусуф на этот раз, «Я в самом деле раб»,— признался он тотчас,1

Попав в рабство, он познает все возможные тяготы своего положения, среди которых самое тяжелое — быть в подчинении хозяину-язычнику. Мотив неволи неразрывно связан и с образом оков.

В ответ на угрозы братьев он признает себя рабом, но в душе добавляет:

И слезы полились ручьем из его глаз,—

«Но я — господень раб», — так думал он теперь.4

Таким образом, Йусуф в поэме изображен как бы дважды раб: он раб (пленник) физически и в то же время он — раб Божий. Третий случай -заключение Йусуфа в тюрьму по навету влюбленной в него Зулейхи.

Во имя верности заповедям Создателя оговоренный Зулейхой Йусуф добровольно идет в тюрьму:

Я козням Зулейхи темницу предпочту, О господи, даруй свою мне доброту, Избавь от Зулейхи, сверши мою мечту,— В темнице, о Творец, мне лучше быть теперь)7

Он, как видим, готов к самым тяжелым испытаниям. Йусуф стоит перед выбором: или сладкое прелюбодеяние во дворце, или верность Создателю и своей совести, но в неволе. Йусуф выбирает второе и достойно проходит через все испытания.

Мотив неволи переплетается с мотивами молитвы. После молитвы-мольбы отца Йусуфа Йакуба к Аллаху, герой обретает свободу и становится правителем Египта. И ангел Джебраил призывает его бить милосердным к жителям Египта:

Ты страждущих от мук участья не лишай, Невинных никогда в колодец не бросай, Огонь лихой беды наветом не вздувай

* Кул Г*ля. Скьзаннв о Йусуфе. Кюань. Татар, кн. нзд-ю. 1985- —С.66. 'Там же.-С. 66. 'Тим -С.141.

И милостивым будь ты к узникам теперь.®

Таким образом, в поэме Кул Гали мотив неволи подан в четырех вариациях: Йусуфа бросают в колодец; продажа в рабство; двенадцать лет, проведенных в неволе; в религиозно-философском аспекте - положение духовного раба Божьего,

В третьем параграфе рассматривается «Религиозно-суфийское и светское воплощение темы неволи в золотоорды иском периоде татарской литературы» и подчеркивается связь с традициями, идущими от Кул Гали (отдельные сюжеты, образы, детали). На эту традиционность указывают и сами средневековые авторы.

Тюремные мотивы, нашедшие отражение и в литературе периода Золотой Орды, раскрываются и в поэме Кутба (около 1297 - середина 14 в.) «Хосров и Ширин» (1342). В поэме эта тема неразрывна с темой земной любви. Одновременно тема рабства, как один из вариантов темы неволи, воплощается метафорически в качестве духовного рабства. Некоторые ученые-ориенталисты увлечение плотской любовью, страстью, погоню за материальными благами трактуют как рабство перед тленным-бренным4, а его, в свою очередь, как разновидность темы неволн. Таким образом, в поэме Кутба мотив неволи находит отражение в религиозном, суфийском и светском аспектах.

Исследуемая тема нашла отражение и в религиозно-дидактическом произведении Махмуда Булгари (конец 13 в. - 1360) «Нахдж ал-Фарадис» («Путь в рай», 1358), в отдельных рассказах которого представлены тюремные картины, муки голодающих узников. И в творчестве Махмуда Булгари не прерывается связь с традициями Кул Гали. Это — прежде всего, обращение к сюжетам поэмы «Сказание о Йусуфе» и их реалистическая переработка, В одних случаях, обращаясь к ним, он подчеркивает человечность Пророка в отношении к своим сородичам; в других — в традициях суфийской философии заявляет, что мир можно познать через интуитивное (чувственное) восприятие; в третьих — утверждает религиозную философию Единобожия, т.е. ат-Таухцд. Образ Йусуфа в колодце изображается автором в духе средневекового теургического реализма10. Махмуд Булгари не использует светоносные

1 КуяГъли. Скаоант о Йусуфй. Кшнъ: Ттт*р. кн. изд-во. 19В5.-С.17&

* Акичушкнна Е.О, Тюреымя лирика в керсндскоН литере-туре XI-XIV ни: генезис я эздвкгция: днсо... филон, наук: 10 01 .С 1.! Е.ОАкнмушкит. - М., 2004. - С 4 Энциклопедический словарь терминов и понятий. М.: НПК «Иктелвак», 2003. * С853.

образы, к которым обращался Кул Гали. В рассказах поэта мотив неволи тесно переплетается и с темой суфийского аскетизма («Шаех Зуннун Мисрый», «Ученый и шакирд»).

В поэтическом произведении Хисама Кятнба (XIV в.) «Джумджума-султан» (1368-69) описываемые события происходят в аду. Но страдания грешников (изощренные пытки) напоминают земные реалии.

И в поэме Саифа Сараи (около 1321-96) «Сухайль и Гульдурсун» (1394) мы также встречаемся с мотивом неволн, который тесно переплетается с темой романтической любви. Предводитель войска Сухайль в жестоком бою попадает в плен, и его бросают в глубокую яму. Описание отношения к узникам, приемы наказания характерны и для других произведений средневековой литературы.

Б дастане «Идегей», отражающем трагедию распада Золотой Орды, также присутствует мотив неволи. Нурадын, убивший хана Токтамыша, в отместку за убийство отца, сам попадает в плен: Не успел он и глазом моргнуть, Как попал он в петлю тотчас. Вот лежит Нурадын на земле, Голова, руки-ноги в петле, И на миг задохнулся он... В темной яме очнулся он. Озирается, недвижим,— Лма камнем прикрыта большим.11

В дастане детально, реалистически описаны методы нечеловеческих пыток, широко распространенных в эпоху Средневековья. Таким образом, в литературе периода Золотой Орды тема неволи раскрывается в трех аспектах: религиозно-нравственном («Кнсебаш хитабы», 14-15 вв.), суфийском («Нахдж ал-Фарадис») и светском («Сухайль и Гульдурсун», «Идегей»).

В четвертом параграфе «Мотивы неволи в фольклоре и памятниках письменной литературы периода Казанского ханства» исследуемая тема рассматривается в произведениях устного народного творчества и письменной литературы. Мстив неволи нашел отражение и в фольклорных произведениях, посвященных царице Сююмбике. «Песня пленницы Сююмбике», состоящий из двух частей, — своего рода монолог

11 Идегей.'Казань: Тшар. кн. яэд-во, - 1990. -С1П-118.

царицы. В первой части ее описывается тяжкое подавленное состояние духа Сююмбике. Использован прием контраста: свет-тьма, надежда-отчаяние. Переживания героини достигают поистине космического масштаба. Во второй части она предается воспоминаниям детства, юности, периода своего благополучия, которым противопоставлены описания ее положения пленницы во дворце ненавистного Шах-Али.

Широкую популярность в народе получили байты о Сююмбике, отражающие сложные государственно-политические взаимоотношения между Москвой и Казанью. Свои страдания Сююмбике трактует как неотвратимость судьбы. Свое душевное состояние она уподобляет «покойнику, погребенному заживо». В Москве ее: ... заперли, поставили десять караульных, Не выпускают и не впускают никого.

В творчестве Мухаммадьяра (1496/97-1549) также нашли воплощение тюремные мотивы. Мухаммадьяр — это поэт и мыслитель, авторитетная личность своего времени, человек сложной судьбы. Известно, что в 1549 году царица Сююмбике направляет его в качестве дипломатического представителя в Москву. Дальнейшая судьба поэта загадочна. В одном из писем правителя Ногайской Орды бия Юсуфа русскому царю выражена просьба разыскать и вернуть Мухаммадьяра. В ответе Иван Грозный сообщает, что его убили в Муроме. Причиной тому было то, что Мухаммадьяр был ярым противником московского ставленника Шах-Али11.

Особое внимание заслуживает рассказ «Хлебороб В ах ид» (из поэмы «Дар мужей», 1539-40). Основная мысль автора такова, что следует отвечать «добром на добро, злом на зло». Мухаммадьяр, прибегая к мифологическим аллегориям, символическим образам обезьяны, змеи, барса, отражает сложные социально-политические противоречия между татарскими ханствами, Казанью и Москвой накануне падения Казанского ханства'1

После падения Казани под натиском войск Ивана Грозного в 1552 году начинает проводиться насильственная христианизация. Те, кто оказывал сопротивление, подвергались пыткам и заключению. Татарская культура и литература вступают в период застоя (2-я половина 16-18 вв.),

Меквммодыр Ьом ьник чары - Гьсыр,-1^7. -11 б.

15 Ф»рнт Яхнн Тмтяр шигьрштпнд» дани мистик« }|дн мифология / Ф.Яхин . • Ками; ТДГИ наш р., 2000. •2126.

что отразилось и в творчестве крупных поэтов позднего средневековья.

В пятом параграфе «Последние столетия Средневековья» рассматриваются мотивы духовного рабства, неволи, узника в поэзии Мазля Колыя и Утыз Имяни, а также исследуется образ Батырши, погибшего за религиозную, социальную и национальную свободу.

В этот период широкое распространение получает суфизм, который становится духовным прибежищем в деле сохранения народа как нации. В суфийской литературе также отразились мотивы неволи и узника. Получили популярность сравнения «ночь-тюрьма», «ночь-могила», «душа

— птица в клетке», «мир-тюрьма». Поэт-суфий Мавля КолыЙ (2-я пол. 17 в.) писал: «Весь мир — тюрьма, запомни это...». Спасение из неволн он видит в объединении всех сил против зла (поэма «Береккекнер сыйфаты»

— «Сила в единении»).

И в творчестве поэта Габдрахима Утыз Имяни (1754-1834) мы наблюдаем тюремные мотивы. За свои непреклонные убеждения в вопросах веры он по ложному доносу оказался в тюрьме. Лирический герой его «Записок путешественника» надеется только на Аллаха, только Его молит о спасении. Его произведения пронизаны религиозно-суфийской философией терпения, что созвучно с поэмой Кул Гали.

Как следствие усиления колониального гнета и насильственной христианизации нерусских народов в 1755-56 годах Оренбургскую губернию охватило восстание Батырши (Габдулла Гапиев). Весной 1755 года Батырша обратился с воззванием к татарам, башкирам и другим народам Приуралья, выступил против правнгельских ограничений мусульманской обрядности и местного самоуправления, чрезмерных налогов и повинностей. В письме к царю («Гарызнаме»), в котором он Россию уподобляет темнице, разоблачает колониальную политику царского правительства в национальном и религиозном вопросах.

После подавления восстания он был взят в плен ч заключен в Шлиссельбургскую крепость в середине 1757 года, в которой он погиб летом 1762 года.14

И так, в средневековой татарской литературе тюремные мотивы неразрывно переплетены с философскими. Мотивы неволи развивались в трех направлениях: религиозном, суфийском и светском. Между этими направлениями нет четко очерченной границы. При всей приверженности

14 Гериет M.II. История царской тюрьмы: В 5-ти т T.S 1 М Н Гернп.. М.: Гогюри злят -I95I.-C.181-183.

поэтов учению Корана, в вопросах творческого метода наблюдается разнообразие. Начиная с Кул Гали и до Утыз Имяни, поэты творят преимущественно в ромшггическом стиле, делая акцент на нравственном обновлении человеческой души. Но в «Нахдж ал-Фарадис», дастане «Идегей», в воззвании Батырши наблюдается реалистическое отражение тюремных мотивов.

Глава 2. Тема узники в татарской литературе Нового времени. В первом параграфе «Суфийско-романтическое воплощение мотива неволи в творчестве Ахметзяна Тубыли» повествуется о суфийском поэте и религиозном деятеле Тубыли (1826-189?), который был безвинно (по навету) осужден и сослан в тюрьму Тобольска, где провел в заключении около пятнадцати лет и там же умер. Им был создан тюремный цикл стихов автобиографического характера «Хэбсия» («Тюремная»), Тюрьму он сравнивает с «могилой для живых», («терелор кабере»), с преисподней. Как и герой поэмы Кул Гали Йусуф, Тубыли считает, что «... достичь цели, благополучия, счастья может только таг, кто умеет терпеливо переносить физические страдания, духовные испытания, удары судьбы»15. В его романтическом творчестве тюремные мотивы тесно переплетены с религиозно-суфийскими воззрениями. Поэт считает, что «...чем больше страдает душа и чем больше испытаний выпадает на ее долю, тем она становится тоньше и Всевышний приближает ее к себе»16:

Однако в тюрьме этой Нет рядом со мной людей науки. Не жалуюсь, что нахожусь здесь, Есть много пользы В истязании души.

(Подстрочный перевод) Во втором параграфе «Воплощение тюремных мотивов В духе просветительского реализма в поэзии Акмуллы» указывается, что поэтическое наследие Акмуллы (1831-95) принадлежит в равной мере трем народам — татарам, башкирам и казахам. Предположительно, он как и Тубыли был арестован по навету, истинная же причина, приведшая его в заточение, до сих пор остается невыясненной. В заключении Ашуллой

15 Гшнева Р.К. Вост&чный Ренессанс ц пит КудГми ! РчКХипки. - Камнь. - И^д-во Клин, ун-та. 1988.-C.I2S.

14 Хьсдвн« Л.А. Этнко-эстетическиь воззрения позпсуфия XIX ккя Ахметшгнв Тубьин: ду.сс.... кянд. фнлол.шуи/А.А.Хаегаввх.. -Кмань, КГУ. • 2002. - С. 70,

был создан тюремный цикл стихов, в котором он осуждает гнет и произвол, царящие вокруг, но верит в силу разума, торжество добра.

Реалистическими, (подчас натуралистическими) красками он описывает тюрьму (которая для него — место, в котором люди сходят с ума) и тюремные порядки, критикует бюрократизм российского судопроизводства:

Иные по десять лет томятся, Дела их давно затерялись в Петербурге. Какие достойные мужья сидят за напраслину, Нош их окованы кандалами'7.

(Подстрочный перевод) В стихотворениях этого цикла он упоминает имена Аль-Фараби, Ибн Сины, халифа Мансура, имама Агзама, прошедших также испытание неволей и судьбы которых он сравнивает со своей. Художественное воплощение мотивов неволи продолжает оставаться в традициях восточного романтизма, поэт верен коранической философии, по в то же время в его творчестве усиливается реалистическое воплощение действительности, что проявляется в описании тяжелых условий тюремного быта, конкретных носителей зла, судебного произвола: Окна забиты гвоздями, Черные каменные стены кругом, И солдат с ружьем маячит...

(Подстрочный перевод) В третьем параграфе «Отражение мотива неволи в традициях европейской и русской литературы в творчестве З.Бигиева» рассматривается творчество одного из создателей жанра детективного романа - писателя и публициста Загира Бигиева (1870-1902). Тюремные мотивы нашли отражение в его первом просветительском романе (написанном им в 16 лет) «влуф, яки Гузвл кыз Хадичэ» («Тысячи, или красавица Хадича», 1887). Закон буржуазного общества, в котором миром правят деньги, находит ярко выраженное реалистическое воплощение. К примеру, состоятельный Муса отбывает наказание в комфортных условиях, нежели простолюдины. Тюремные мотивы являются ведущими и в другом его романе «ГенаЬы кебаир» («Великие грехи», 1890). По ходу развития сюжета и этот роман писателя знакомит читателя с судебными

|Т Ак*улла. Шигырьлфр /Акмулла. - Кизли: Т»71р кыт. н^шр.. - 1981. - 45-4'? б

органами, со следователями, стражниками, методами следствия и пр. Тема любви в романе проецируется на темы неволи и богатства.

В четвертом параграфе освещаются «Религиозно-суфийские стихотворения, отразившие трагедию Багаутдина Ваисова». Проблемы восстановления утраченной государственности на древних булгарскнх землях нашли отражение в религиозно-суфийском движении Б.Ваисова. Ваисовское движение получило широкое распространение во 2-Й половине XIX — 1-й четверти XX века среди татарских крестьян, ремесленников, мелких торговцев. Основным методом борьбы ваисовцев стало гражданское неповиновение, отказ от уплаты налогов и служить в царской армии. Но в то же время их движение носило относительно мирный характер. Одни ученые выступления ваисовцев сравнивают с народничеством (МХайнутдинов1®), другие с учением и деятельностью М.Ганди (Д-Усманова1*). После ареста в 1885 году Б.Ваисова (был помещен в психиатрическую больницу, где и умер) 14 его последователей ушли в подполье, подвергались полицейским преследованиям. Как известно, психиатрическая больница — это намного страшнее тюрьмы, поскольку у тюремного пребывания есть определенный срок, а из больницы спасения нет.

В пятом параграфе раскрывается «Тема несвободы в произведениях татарского фольклора начала XX в.»

Одним из способов наказания (помимо тюрьмы) в России была ссылка в Сибирь. Поэтому «сосланный в Сибирь» — частый герой произведений фольклора (байтов, песен, мунаджатов). В них описываются страдания 'заключенных, их переживания, тоска по свободе и родине. Ненависть к надзирателям в песнях выражается через сравнения их со свиньями, собаками, змеями, щенками, чертями.

В войнах начала XX в. (Первая мировая, Гражданская война) участвовало много татар (около 900 тысяч) и немало их попадало в плен. А плен— это одна из форм неволи. В байтах этого периода нашли отражение мотивы тоски по отчизне, страданий в неволе от голода и непосильного физического труда. Авторы некоторых мунаджатов известны (например, Гиззатулла Яркаев). По своему характеру эти произведения и религиозные (упование на Аллаха), и светские одновременно. В них часто встречается желтый цвет, это, как правило, и желтая тоска, и пожелтевшие лица

" ГаАютднн М-Вч БаЬамтдкн Ввисев / М.ПГайи«тдин // Гасырмр ыир*сы. -Кд1ан: Татар, акт. к*шр. 2004.-1» б.

" Устном Д. Заввшенна Багеутдпна Вайсом /Д.Усмаков* II Эко веков. • 2002. - №3-4. - С. 127.

заключенных. Отдельные произведения посвящены политическим заключенным, которые содержались в особо тяжелых услових:

Политические в крепости—люди все хорошие,

Много образованных в разных науках.

Один офицер, адвокаты, учителя среди них..

Байты, созданные в начале XX в., затрагивают политические мотивы, изобличают колониальное угнетение, классовые противоречия, выражают недовольство доносительством. В целом байты на общественно-политические темы — своего рода реалистическая энциклопедия, наполненная бедствиями из жизни татар.

В шестом параграфе исследуются «Творческие методы в тюремной лирике начала XX в. Образы сыщиков и доносчиков».

Начало XX в. в России — время стремительное, сложное (революции, войны). Татарская литература переживает невиданный подъем. Она обогащается новым содержанием, новыми творческими методами. В литературу приходит созвездие талантливых писателей, которые впоследствии станут ее классикой: Г.Тукай, М-Гафури, С.Рамеев, Дэрдменд. Н.Думави, Ш.Бабич, С.Сунчелей, З.Башири, М.Укмаси и др. Под предлогом борьбы с пантюркизмом и панисламизмом власти закрывали татарские учебные заведения, печатные органы. Имели место гонения и политические преследования отдельных писателей, другие находились под наблюдением. Погромы и репрессии стали распространенным явлением. «... перо писателя все чаще стало писать об осени, закате солнца, сумерках, ночи, обращаться к мотивам горя и тоски. В литературе получили широкое распространение темы голода, тюрьмы, оков, палача, могилы, жизнь без руля и ветрил. Образ узника и вовсе становится традиционным»/1 М.Гафури (1880-1934) одним из первых Создал образ героя-узника, готового принести себя в жертву во имя свободы нации.

Не обошел эту тему и поэт Габдулла Тукай (1886-1913). Начал он ее с перевода «Узника» Д.С.Пушкина в 1907 году. «Обращение Тукая к Пушкину связано с реалиями самого времени. В этом проявилось отражение протеста, гнева и жажда свободы в условиях, когда после

Тгирк*лыкнздты:баетлар .'Тоннытеэртвлэр:Ф.В.Вхмвтовд,И, Н, Надиров,К.Б.ХСвииегдннова. -Кип: Татар, кит. нмир., 1983. - 140 Б.

21 Бфшмров О К. XX ЙР5 бяшы татар проз&сы / Ф.К.Бвптров. -Квзан, Фнкгр, 2002. -1376.

революции 1905—1907 годов в России жизнь превратилась в темницу, когда личность, поэт оказались в тяжелейших условиях положения раба».22 Революция 1905-1907 годов вывела на общественно-политическую арену борьбы и поэта бунтарского (гисьянистского) романтизма Сагнта Рамеева (1880-1926). Призывая народ на борьбу с самодержавием, он перевел на татарский язык «Марсельезу», «Похоронный марш», «Смело, товарищи, в ногу!». Тема неволи проявилась и в оригинальных стихах поэта: «Знай язык, ищи пути...» (1906): Тюрьмы переполнены, Сосланы в Сибирь; Смотри! Как кровью залита земля? На улицах горы трупов! Знай язык, ищи пути: почему это случилось?

(Подстрочный перевод) За революционную деятельность С.Рамеева непрестанно преследовали, заключали в тюрьму. В тюрьме он перевел пьесу М.Горького «На дне» и песню Бубнова и Кривого Зоба «Солнце всходит и заходит...» (в переводе называется «Оковы»), которая распространилась и в Сибири под названием «Песня каторжанина».

У поэта Махмуда Алмаева (1874-1907) также есть стихи, связанные с темой неволи. Будучи участником революционного движения он попал в тюрьму. Там он написал свое публицистическое стихотворение «Термедэн» («Из тюрьмы», 1907):

Пусть сгнию я в тюрьме в руках палачей, И душу, и тело принесу в жертву на пути к свободе.

(Подстрочный перевод) В начале XX в. тема неволи нашла отражение в творчестве многих татарских поэтов: З.Башири («Поэт-узник»), Г.Суигати («Светлый мир — светлая весна»), М.Фатой («Узник»). В их стихотворениях романтические краски сочетаются с элементами сентиментализма.

Не обошла тема неволи и переводную литературу. Например, Сагит Сунчелей (1889-1937) перевел поэму Дж.Байрона «Шильонскяй узник», которая оказала большое влияние на творчество других татарских писателей (Н.Думав и и др.). В стихотворениях «Мехбус» («Узник», 1912),

22 Хшит Г.Ян» гасыр ооэзиясс: XX йм баши (1905-1917 ешир) тасгар помимеида кют методы, якрнк серой, традиция !»м яоАаторяык м*с»л«юре / Г.ХалйГ, - Казак: Татар, кит. нлшт., 19?9 - Н8 б.

«Мин ирекле» («Я свободен», 1915) лирической герой Сунчелея, находясь в неволе, свободен душой:

Напрасно вы меня терзаете, Я свободен, все равно свободен.13

(Подстрочный перевод) Проблема свободной личности, возвышающейся над суровыми тюремными реалиями, присутствует и в стихотворении Габдрашита Рамазанова (конец XIX в.—1919) «Кунел телеге» («Желание души», 1911).

Большинство татарских поэтов начала XX в. рисовали российскую действительность как духовную неволю. Антиномии жизнь-тюрьма, духовная свобода-счастье становятся актуальной экзистенциальной проблемой. Это особенно ярко проявляется в стихотворениях, сравнивающих полную страданий феодально-патриархальную жизнь женщин с узником. В стихотворении «Татар килененен зары» («Жалоба татарской снохи», 1914) Исхака Хайруллина (1901-1945) читаем: Этот дом для меня — тюрьма, я словно невольница, Я словно, несчастная покалеченная птица в клетке.

(Подстрочный перевод) Кстати, сравнение в этот период отсутствия свободы женщин с птицей в клетке было довольно распространенным явлением.

Большинство стихотворений татарской поэзии начала XX в., отражающих тюремные мотивы — это романтические стихи, раскрывающие внутренний мир лирического героя. В годы Первой русской революции тюремная лирика противостояла злу, пробуждала надежду на лучшее будущее. В годы реакции в стихотворениях антиномия неволя-свобода приобретала драматический, а иногда и трагический характер. В 1910-е годы тема узника сочеталась с мотивами защиты свободы нации от социального и духовного гнета царизма.

Тюремные мотивы неизбежно способствовали возникновению образов наветчиков, доносчиков, сыщиков, которые становились объектами резкой критики татарских писателей. Провокаторы проникали в ряды передовой демократической общественности и занимались доносительством. «От этих шпионов особенно страдали Г.Ибрагимов, Г.Тукай, Г.Камал, Ф.Амирхан, ¡ Г.Кулахметов, Ф.Агиев, Г.Газиз,

:> Сунч&лэй С ЗсершрЬвм хгглар ¡ С Суич^льй. — Татар кит. имир, 2005 - 8В б.

IS

Ш.Ахмадиев».24 К этому списку необходимо добавить еще и Г.Исхаки. В эти годы М.Гафури пишет свои стихотворения «Доносчы» («Доносчик», 1910), «Сатлыклар» («Продажные», 1911), Вакиф Джалял (1887-1922) — «Доносчыга» («Доносчику»), Гариф Гайнуллкн (1878-1935) — «Ялган доносчыга» («Лживому доносчику»), Хабибулла Габитов (1886-1939) — ;«Мехбуо мегаллим» («Учитель-уэ ник»), В начале XX века татарские интеллигенты, учителя особенно страдали от доносчика Ишми-ишана (И.Динмухамметов). В последствии его жертвами стали прогрессивные татарские деятели и закрытие новометодных медресе («Буби» и др.). Г.Тукай в стихотворении «КаЙда? Кем?» {«Где? Кто?», 1910) об Ишми-ишане пишет:

Кто он, проклятый тот, кто держит нас во тьме?

В одной деревне есть мулла — карга в чалме.

(Перевод Л.Озерова)

В седьмом параграфе исследуется «Экспрессионизм Наджиба Думави в раскрытии темы неволи».

Пришедший в литературу на волне Первой русской революции, Наджнп Думави- (1883-1933) выступил защитником интересов простого народа и критиком мира капитала. Вместе с другими преподавателями медресе «Буби» он был арестован и десять месяцев содержался под стражей.

В года реакции его поэзия наполняется символами реакции и тирании: ночь, хищные совы, кровавые дикие палачи, стражники, казаки, мир змей и скорпионов, жизнь без руля и ветрил («Золым» — «Тирания», 1906; «Ьвр кен укырга ярый...» — «На каждый день», 1906; «Тон» — «Ночь», 1908; «Себер» — «Сибирь», 1908; «Мехбус» — «Узник», 1908; «Тавьдш» — «Голос», 1908 и др.). Характерной чертой этих стихотворений является то, что в них тему «тюрьма-узник» поэт воплощает приемами экспрессионистического стиля и в романтических, и в реалистических произведениях.

В восьмом параграфе «Мотивы неволи в татарской прозе начала XX в.» исследовались на примерах повестей «Зиндан» («Тюрьма», 1907) и «Бер тшкарныц саташуы» («Бред узника», 1912) Гаяза Исхаки, а также тюремных воспоминаний ГОсуфа Акчуры и Закизяна Шахгараева.

н МвЬдие» М TiTip лровопторлгры: XX ti« 6ивы «Ир зыялылары арасында nrat *»кунвте (Геттраси /MMatumeg II Идея. -1999. • №4.-Е. 35.

Гаяз Исхаки (1878-1954), выступавший защитником национальных интересов татарского народа, считался яростным врагом царского самодержавия. Из материалов жандармского правления следует, что этот писатель — бесстрашный ненавистник Российского правительства, человек необузданного нрава, анархист, готовый на любые «преступления». Вот почему этот активный участник национально-освободительного и революционного движения то сидел в тюрьме, то ссылался, то скрывался от полицейского преследования. При встрече с Мингазом Исмагилом в Берлине он говорил: «...на протяжении всей своей жизни все свои силы я посвящал своему народу. Только в царских тюрьмах я отсидел восемнадцать раз. Царские жандармы постоянно следили за каждым моим шагом»11. Это продолжалось с декабря 1905 года по апрель 1913 года.

Повесть «Тюрьма», написанная в Чистопольской тюрьме, — своего рода публицистический дневник автобиографического характера (жанр, ставший особенно популярным в годы Первой русской революции).

На протяжении всей повести Исхаки последовательно, с подробностями (порой доходя до натурализма), описывает невыносимые условия тюрьмы и жестокость надсмотрщиков. Тюрьма ломает заключенного и физически, и морально. Не случайно повесть была включена в список запрещенной литературы. Но в то же время следует отметить, что в заключении автор отмечает: тюрьма — это школа жизни, беспощадное испытание для человека на прочность: одних она запугивает, у других укрепляет веру в необходимость борьбы против общественного зла.

В 1907 году Исхаки освобождается из Чистопольской тюрьмы, но через полгода попадает в Казанскую, а далее переправляется в Московскую «Бутырку». События этого периода нашли отражение в драме «Тартышу» («Борьба», 1908).

Из Москвы его ссылают в городок Пинега Архангельской губернии. В 1908 году после побега из ссылки он тайно приезжает в Петербург, в 1909-1911 годах живет в Турции (дважды) и Финляндии; из Стамбула возвращается в Петербург и живет там нелегально; 26 января 1912 года вновь подвергается аресту и направляется в тюрьму города Мезени. Только по случаю 300 летнего юбилея Дома Романовых он попадает под

а Исиагыйлдо М. Ггрм»кщд* очришик /МЛсыегы&дей// Социалист* Татарстан. -1991 — 12 1прсп^.

амнистию и в апреле 1913 года, уже после смерти Тукая, приезжает в Казань. В повести «Бред узника» нашли отражение переживания, полученные под впечатлением событий тех лет.

Жанр повести «Бред узника» Исхаки определил как «фантастический роман». С точки зрения литературоведения и теории жанров сегодня это произведение не совсем соответствует жанру романа. В нем нет событийности, характерной для романа, нет напряженного сюжета и тяготения к финальной развязке. Написанное на 48 страницах В арабской графике, это произведение, оставляет впечатление некой н езавершенности.

Главный герой повести — «Я», прототип которого — сам Исхаки. Своеобразен психологизм произведения: он напоминает, характерный для литератур Японии и Европы, «поток сознания»26. Рожденные вследствие пережитого в голове «Я» мысли, впечатления неспешно, словно неторопливая река, текут по страницам, не беря во внимание традиционные для литературного произведения каноны конфликта и сюжета. Поэтому было бы вернее условно считать жанр «Бреда узника» психологической автобиографической повестью.

В повести ощущается влияние на творчество Исхаки произведений ЛЛ.Толстого, в частности, романа «Воскресение». Как и Толстой Исхаки бескомпромиссно описывает порочную жизнь хранителей правопорядка, раскрывает кх подлинное лицо, дает обобщенные портреты. По тому, что в повести отведено большое место описанию казанской тюрьмы, ее можно назвать продолжением повести «Тюрьма».

Известный политик и общественный деятель, журналист Ю.Акчура (1876-1935) является автором повести «Меукуфият хатирэлэре» («Воспоминания заключенного», 1907), написанной в форме дневника. Повесть состоит из 18 глав, временной промежуток — 43 дня (с 8 марта по 16 апреля 1906 года). По форме повесть напоминает роман Г.Исхаки «Тормышмы бу?» («Жизнь ли это?», 1911), а по содержанию и характеру главного героя — его повесть «Тюрьма».

В небольшом вступлении автор поднимает экзистенциальные проблемы человеческого существования. Он описывает ужасные условия тюрьмы. Вспоминая свои счастливые минуты на воле, он обращается к своим друзьям. Акчура положительно отзывается о заключенных

м Ганцем РХ. «Еер тотк«рнын сгошуш »еаре турынд» / Р.КТаянем И Ммр«с. -1998. - Ш2.-Б. 28.

революционерах, «забывших о себе во имя счастья человечества, принесших в жертву свои личные интересы во имя идеалов».

Он не связывает свои надежды с изменением социальных систем, полагая, что несчастное человечество все равно не обретет счастья. ВнутренниЙ мир авторского «я» построен на контрастах темных и светлых красок. При описании тюрьмы он не использует натуралистические зарисовки, а пытается преподнести читателю описываемое в философском и психологическом аспектах. По его мнению, весь мир — это неволя: «Все мы — в тюрьме. А разве каждый человек не узник7»

О чем бы автор не размышлял, он в конечном итоге приходит к философским, экзистенциальным проблемам о смысле жизни. Что касается творческого метода, то это — произведение критического реализма.

В 1910-х годах национально-освободительное движение татар продолжается, но приобретает несколько иной характер. Татарская интеллигенция, отбросив в сторону революционные идеи классовой борьбы, считает необходимым воспитание национального самосознания, объединение всех слоев татарского общества на пути исторического прогресса; ратуют на обновление образовательного процесса в учебных заведениях. Последнее встречает жестокое сопротивление как кадкмистов-старометодников, так и царской бюрократии. В 1911-1912 годах было спровоцировано, так называемое, «Дело Буби», когда преподаватели и учащиеся известного прогрессивного медресе «Буби» были обвинены в пропаганде панисламизма, а медресе закрыто.

В связи с этим делом был арестован религиозный деятель и писатель Закизян Шахгараев (1873—после 1937). Его судьба характерна для многих достойных сынов татарского народа. Писателя обвинили в пантюркизме за то, что. он придерживался принципов новометодного образования. Его «Тврмелэр хатирэсе» («Воспоминания о тюрьме», 1913) по жанру автобиографическое документальное произведение, в котором нашло отражение пережитое автором в тюрьмах Бугульмы, Минзелинска, Елабуги, Сарапула, написано в форме дневника. Поскольку автор из тюрьмы в тюрьму передвигался по этапу, поэтому оно напоминает путевые заметки. Й в неволе он занимается литературным творчеством, сочиняет стихи. Свое заточение смиренно воспринимает как предопределение, судьбу. I

В повести последовательно противопоставляются тюрьма и жизнь на свободе. Авторские философские раздумья иллюстрированы образцами

гг

арабской поэзии, фольклора и собственными стихотворениями. В отличие от произведений Г-Исхаки и Ю.Акчуры, З.Шахгараев уделяет много внимания описанию явлений природы. В тексте повести много этнографических описаний татарских и русских деревень. Также как Г.Исхаки, пережитое он воспринимает как «школу жизни». В 1930-х годах З.Шахгараев стал жертвой необоснованных репрессий.

Заключение.

В истории человечества была, есть и, по-видимому, еще будет существовать тюремная культура. Тюремная литература - ее неотъемлемая часть. Истоки мотивов неволи восходят к УН-Х1 вв. Они нашли отражение и в текстах священных писаний (сюжеты, образы, символы). Произведения устного народного творчества (сказки, исторические песни, байты, мунаджаты) также богаты тюремными мотивами. Яркое романтическое воплощение получили песни и байты, посвященные царице Сююмбике. Одни лиро-эпические произведения о Первой мировой войне даны в романтическом ключе (либо в полу религиозном, либо в полусвегском плане), другие - в реалистическом. В лирических песнях о ссыльных нашли отражение реальные события, страдания заключенных.

В средневековой татарской литературе мотив неволи был достаточно распространен, как в произведениях религиозной тематики, так в суфийской и светской литературе. Особенно ярко мотив неволи как сюжетообразующий элемент в различных смысловых аспектах проявился в романтическом «Сказании о Йусуфе» Кул Гали. В период Золотой Орды тюремные мотивы нашли романтическое и реалистическое отражение в произведениях Кутба («Хосров и Ширин»), Махмуда Булгари («Путь в рай»), Хисама Кятиба («Джумджума-султан»), Саифа Сараи («Сухайль и Гульдурсун»), В период позднего Средневековья мотив неволи в религиозно-суфийском содержании воплотился в творчестве Мавля Колыя И Габдрахима Утыз Имяни. Ярким примером олицетворения образа Российской империи, как тюрьмы для инородцев, является написанное в реалистической манере «Гарызиаме» Батырши — узника Шлиссельбургской крепости, борца против колониальной политики царизма.

В литературе XIX в. мотив неволн раскрывается и в суфийско-романтическом (Тубыли), и в реалистическом (Акмулла) аспекте. В творчестве татарских писателей начала XX в. (Г.Тукай, М.Гафури,

Н.Думави) тюремный мотив также развивается в обоих направлениях. Углубляется психологизм, появляются натуралистические элементы. В произведениях, отразивших тему неволи, делается акцент на существующую общественную несправедливость, бесправие личности. Стихотворения Г.Тукая, М.Гафури, Н.Думави, отражая условия царских застенок, раскрывая образы узников, одновременно являются и обвинительными документами эпохи.

Тема неволи в татарской поэзии начала XX в. развивается в тесной связи с политическим движением за национальное освобождение татарского народа. И в реалистических, и в романтических стихотворениях Н.Думави мы наблюдаем экспрессионистское нагнетание устрашающих натуралистических Деталей, символических образов. Тема неволи породила образы сыщиков, доносчиков, провокаторов. В татарской прозе тюремные мотивы разрабатывались в творчестве Ю.Акчуры, Г.Исхаки, З.Шахгараева. Герои-узники этих автобиографических произведений не посягают на идеалы национального освобождения, остаются духовно непобежденными.

Тема неволи продолжает жить в литературных произведениях всего XX века и требует специального дополнительного исследования.

Список опубликованных работ

1. Гыйльманов Д.Ш. 80-90 еллар татар адвбиятында шэхес культы проблемасы (Проблема культа личности в татарской прозе 80-90-х годов) /Д.Ш.ГыЙльманов // Наука и практика в системе педколледж-вуз: Сборник научных статей,-Набережные Челны, 2002.— С. 97-10],

2. Гыйльманов Д. XX коз башы татар поэзиясенде терме темасы (Тема тюрьмы в татарской поэзии начала XX века) / Д. Гыйльманов // Тюркологик межмуга. -Алабуга: АДПУ, 2003. —141-152 б.

3. Гыйльманов Д. Нэжип Думав и юкатында тоткынлык мотивлары (Тюремные мотивы в поэзии Наджиба Думави) / Д.Гыйльманов // Милли мэдэният. - 2004. - №б. - Б. 6-10. (журнал Татарского гос. гуманитарного института).

4. Гыйльманов Д. Гаяз Исхакыйнын «Зиндан» эсэрендэ тоткынлыкны суретлеу (Мотивы заточения в повести Гаяза Исхаки) / Д.Гыйльманов // Милли медвният. —2004. -№б. — Б. 28-32.

5. Гыйльманов Д.Ш. XX йез башы татар поэзиясендэ тоткыннар язмышы (Отражение судеб заключенных в татарской поэзии начала XX

века) / Д.Ш.Гыйльманов // Актуальные проблемы татарского языка и литературы: Сборник материалов Ш Всероссийской научно-практической конференади.-Стерлигамак: Изд-во СГПА, 2005. -П часть. - С.67-76.

6. Гыйльманов Д.Ш. Татар халык ижатында тоткынлык мотивлары (Тюремные мотивы в татарском- народном творчестве) / Д.Ш.Гыйльманов И Вестник Набережночелнинского филиала ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»: сб. науч. ст. -Набережные Челны, 2005. - С. 82-91.

7. Гыйльманов Д. Гаяз Исхакыйнын «Бер тогкарныц саташуы» повестендэ тормо-сорген мотивлары (Мотивы ссылок и тюрем в повести Гаяза Исхакн «Бред узника») / Д.Гыйльманов // Фэнни язмалар -2004. -Казан: РИЦ «Школа», 2005. - 67-72 б.

8. Гыйльманов Д.Ш. Кол Галинец «Кыйссаи Йосыф» всеренде коллык Ьем тоткынлык мотивлары (Мотивы рабства и неволи в поэме Кул Гали «Кыссаи Йусуф») / Д.Ш.Гыйльманов // Тюркологический сборник: Материалы Всероссийской тюркологической конференции «Языки и литература тюркских народов: история и современность». — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2006. - С.220-223.

9. Гильманов Д.Ш. Реконструкция тюремных мотивов по повести Гаяза Исхаки «Бред узника» и воспоминаниям современников / Д.Ш.Гильманоз // Социально-экономические и технические системы: электронное периодическое издание. - Режим доступа: http://kampi.ru/sets. - 2006. - Ноябрь. -№12. -7 с.

Лицеизил на полиграфическую деятельность №0128 от OB.06.9Sr. выдана Министерством информации и печати Республики Татарстан Подписано а печать 21.11,2006 г. Форм. бум. 60x84 1/16. Печ. л.1,5. Тираж 100. Заказ 292.

Мин »типография института проблем информатики АН РТ 420012, Казань, ул.Чехова, 36.

 

Текст диссертации на тему "Тюремные мотивы в татарской литературе"

61:07-10/272

Академия наук Татарстана Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова

На правах рукописи

ГИЛЬМАНОВ Дамир Шарифзянович

Тюремные мотивы в татарской литературе (Средневековье — начало XX века)

10.01.02 — Литература народов Российской Федерации (татарская литература)

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научные руководители: доктор филологических наук, профессор Р.К.Ганиева; доктор филологических наук З.З.Рамеев

Казань 2006

Татарстан Фет-юр академиясе Г.ИбраЬим исемендэге тел, эдэбият Иэм сэнгать институты

ГЫЙЛЬМАНОВ Дамир Шэрифжан улы

Татар эдэбиятында зиндан мотивлары (Урта гасырлар — XX йез башы)

10.01.02 — Россия Федерациясе халыклары эдэбияты

(татар эдэбияты)

Кулъязма хокукында

Филология фэннэре кандидаты

дигэн гыильми дэрэж;э алу ечен ДИССЕРТАЦИЯ

Фэнни ядитекчелэр: филология фэннэре докторы, профессор Р.К.ГАНИЕВА;

филология фэннэре докторы З.З.РЭМИЕВ

Казан 2006

Эчтэлек

Кереш.................................................................................................4

Беренче булек. Урта гасыр татар эдэбиятында зиндан мотивлары

1.1. Тоткынлык темасыныц Инжил белен Коръенго барып тоташкан тамырлары.................................................................................................................14

1.2. Болгар чоры татар эдэбияты: Кол Галинец «Кыйссаи Йосыф» дастаыында кое Ьом зиндан мотивлары.......................................................................................24

1.3. Алтын Урда дэвере татар эдэбиятында терма темасыныц дини-суфичыл Ьэм деньяви эчтэлектэ гэудэлэнуе..........................................................................34

1.4. Казан ханлыгы чорындагы фольклор Ьом язма эдэбиятта зиндан мотивлары..................................................................................................................45

1.5. Урта гасырларньщ соцгы йезлэре.....................................................................52

Икенче булек, Яна заман татар эдэбиятында мэхбус темасы

2.1. Эхмэтжан Тубыли ижатында тоткынлык мотивларыныд суфичылык романтизмы рухында чагылышы............................................................................64

2.2. Акмулла шигырьлэрендэ термэ темасыныц мэгърифэтчелек реалистла-рындагыча гэудэлэнуе..............................................................................................70

2.3. ЗаИир Бигиев прозасында зиндан мотивларынын, Ауруна-рус эдэбиятларындагыча сурэтлэнэ башлавы..............................................................76

2.4. Дини-суфичыл шигарьлэрне милли-колониаль изугэ карты ютюлткэн БаЬаветдин Вэисов фажигасе...................................................................................81

2.5. XX йоз банты татар халык авыз ижатында иректэн мэхрум ителу...........85

2.6. XX йоз башыпдагы тормэ лирикасындагы ижат ысуллары Ьом олэкчелэр, шымчылар образлары...............................................................................................92

2.7. Нэжип Думави ижатында зиндан темасыныц экспрессионистларча бирелуе.....................................................................................................................] Ю

2.8. XX йоз байты татар прозасында тоткынлык мотивлары..............................117

Йомгаклау.................................................................................................................160

Эдэбият....................................................................................................................168

*

»

в»

Кереш

Кеше жир естендэ яралып, гаиле-гаиле, кабиле-кабиле булып оешып, кумек тормыш белен берге яшеу ревешеннен аерым деулетлерге еверелгеннен соц, узлеренец дошманнарыи, есирлерен, тертип бозучыларны, каракларны, утеручелерне, жомгыять нигезен какшатучыларны хокукларыннан, иреклерен-нен мехрум итеп, жэзалау тертибенде, калын диварлы йортларга, жир асты термелерегю (базларга, тирен коеларга) яба, сала торгам булганнар. Тора-бара мондый жеза биру урыннарын кальга-крепость, терме, зиндан, цитадель, каторга, концлагерь И.б. исемнер белен атап йорте башлаганнар. Дезалау урыны ничек кене аталмасын, кайсы гына илде, деулетте булмасын, аныц максаты—буйсынмаган кешеие ирегеннен мехрум иту, башкалар белен аралашу мемкинлегеннен аеру, ахыр чикте акрынлап аны юк иту булган. Динаятьче дип исепленучелерне иреклереннен мехрум итуден тыш, аларны яшеген урыннарыннан серу ысулы да кулланылган. Меселен, Борынгы Римда, жеза бирунец бер тере итеп, кешене туган иленнен мецгелекке кууиы кулланганнар. Сергенге серелгон, шунда улген Овидий язмышы моца мисал була ала. Англияде, термеге утыртудан тыш, жинаятьчелерне яца ачылгаи Америка, Австралия кебек материкларга жибергеннер.

Патша Ресеенде нее хокем ителгеннерне Себерге, соцрак Сахалин га сергенге жибергеннер. Сергеннерде кубрек Ресейнец алдынгы карашлы, укымышлы кешелере интеккен. Алар шахталарда, рудникларда сак астында, чылбырлар белен богауланган хелде эшлерге межбур ителген.

Терме Ием есирлек газаплары турында тоткыннар язмаларыида Ьем едеби есерлерде бик куп мегьлумат туплап калдырылгаи. «Хибес» Ьем «мехбус» мотивлары денья едебиятларында бик борынгы чорлардан ук чагылыш тапкан. Бу мотивны безнец эрага кадер ук барлыкка килгэн изге китапларда, Ьиндларньщ «Ригведа»сында, фарсыларныц «Авеста»сында, кытайларныц

«Шицзин»ында, борынгы грек фелсэфэсендэ, «Тэурат»та, «Коръен»дэ Ном башка изге китапларда очрагырга була.

Шерекъ h6M Гареб эдэбиятларында терме мотивлары бик борынгы дэверлэрдэ ук чагылыш тапкан. Урта гасыр Шорекъ меселман эдэбиятларында бу темага бик куп эсэрлэр языла. Гарэп-фарсы Иэм терки эдэбиятларында да хэбсият мотивларын гэудэлэндеру еш кузэтелэ. Фирдэуси, Сэлман, Фэлэки, Хакаии, Низами, Дами, Нэвои Ьэм башка шагыйрьлэр иждтыннан мода бик куп мисаллар китереп булыр иде. Ислам дине, меселман мэдэнияте традициялэрен уз иткоы татар зыялылары да бу шагыйрьлэр и жаты белен яхшы таныш булган.

XVIII гасырдан башлап, тоткынлык, качкын каторжаннар образлары рус эдебиятында да кид яктыртыла. А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Вс. Крестовский, В.Короленко, А.П.Чехов, В.Гиляревский, М.Горький h.6. и>к;атында зиндан темасына байтак урын биреле.

Россия империясендеге термэлер тарихын фэнни яктаи яктырткан

I

хезметлэр де бар. Шулар арасыннан М.Н.Гернетныц Мэскеу, Петербург термелеренэ багышланган «В тюрьме»(1925) hoM куптомлы «История царской тюрьмы» диген хезметлерен курсетергэ мемкин. Бу хезметнец дуртенче томында галим Батырша восстаниесен яктыртуга махсус булек багышлый1. Октябрь революциясенэ кадэрге тормелер, аддагы торгиплер, тоткыннар, жезалау методлары турында В.П.Бирюков, Е.М.Блинов, А.В.Гуревич, Л.Е.Эли-асов, А.Мисюрев кебек галимнернед хезмэтлэренде де язылды. Халык авыз ижатындагы hoM поэзиядеге торме, тоткын, каторжан те мал ары Т.М.Акимова2,

1 Гернет М.Н. Вождь восстания башкир Батырша / М.Н.Гернет // История царской тюрьмы: В 5-ти т. Т. 5. -М. : Государственное издательство юридической литературы, 1960. - С. 229.

Акимова Т.М. Народные удалые песни в устном бытовании и в художественной литературе конца XVIII - первой половины XIX в. : дисс. ... доктора филол. наук / Т.М.Акимова.-Л., 1964.

В.Г.Шомина, Е.О.Акимушкина, С.И.Красноштанова, А.М.Новикова диссерта-циялорендэ да тасвирлана1.

Терма темасы татар едабиятында борымгыдан ук суротлэнеп килэ. Аньщ кайбер чагылышын гомумторки едеби чыганакларыбызга караган Урхун-Енисей язмаларында, Махмуд Кашгарыйныц атаклы «Диване легатет-терк» (1074) есарендаге хикметле сузларда курерго мемкин. Ислам маданияте белен тыгыз керешеп ускан урта гасыр татар адабиятына куз ташласак, аныц барлык дини-эхлакый, суфичылык, деньяви юнелешлэрепдо мехбус-хибес темасын чагылдырган гыйбратле хикаялер белой еш очрашырга туры килэ. Бу тема Кол Галинец «Кыйссаи Йосыф», Котбньщ «Хосрэу во Ширин», Мохмуд бине Галинец «НэЬжел-фарадис», Хисам Кятибнец «Дастан Демжемэ», Сейф Сараиныц «СоЬойл во Голдерсен», «Кисекбаш китабы», «Идегэй» дастаиы, Мохэммэдьярнын «Техфэи мэрдан», «Нуры содур», Мэула Колг^йньщ «Береккэннер сыйфаты», Батыршанын, «Гарызнамэ», Утыз Имони Ьом башка авторлар эсврлэрендэ чагылыш таба.

Торле жанрлардагы Урта гасыр Ьом Яда замам фольклор осэрлэре до эсирлекко озатылу, тоткынлыкка алып киту, Себер жибврелу темаларын читлэ-теп утми. Мосол он, эсир болгар кызларыныц Шэрекъ базарларында коллыкка сатылулары; Сеембико турындагы тарихи жырлар; сугышлар вакытында осир-лекко тошкэн татар егетлэре; самодержавие тарафыннан термэго утыртылган, Себерго каторгага жибэрелгэн ир-егетлэр, хатын-кызлар турындагы боетлор.

Тоткынлык темасын эхлакый принциплар кузлегеннон яктыртуга XIX йоз татар эдебиятында, аерым алганда, Мифтахетдин Акмулла, Эхметж;ан Тубыли, БаЬаветдин Воисов шигырьлереидэ, ЗаИир Бигиевнец «0луф, яки гузел кыз Ходичо», «ГенаИы кэбаир» Ь.б. романнарында шактый зур урын биреле.

1 Шомина В.Г. Поэзия тюрьмы, каторги и ссылки. Народные песни и стихи второй половины XIX- начала XX в. : дисс. ... канд. филол. наук / В.Г.Шомина. - М., 1966 ; Акимушкина Е.О. Тюремная лирика в персидской литературе XI- XIVbb. : генизис и эволюция: дис.... канд. филол. наук / Е.О.Акимушкина,- М., 2004; Новикова A.M. Народные тюремные песни второй половины XIX в. // Русский фольклор. Т. XV. JI, 1975.

Азатлыкка омтылучы шэхес белэн изуче жомгыять арасындагы каршылык тирэнэйгэн саен, татар эдобиятындагы тоткын образыньщ да ижтимагый Ьбм психологик эчтолеге тирвнэя, кицвя бара. Бигрэк та XX йоз башындагы романтизм ысулы белой язылган эсэрлэрдэ мэхбус мотивлары узок бер темага эйлэнэ. Шэхес белэн чынбарлык арасындагы каршылык М.Гафури, Г .Тукай, С.Рэмиев, Н.Думави, С.Сунчэлэй, М.Фэйзи 1тб. шагыйрь-лэр ижатыида аеруча кип эшкэртелэ. Аларнын: кубесендо ачлык, тоткынлык, богау, палач, кабер, елан-чаянлы хэят, юлсыз, маяксыз яшоеш темасы эйдоп баручы мотив булып китэ.

Патша самодержавиесенец татар халкыныи милли-азатлык хэрэкэтен буарга тырышуы, мэгьрифэт учакларын туздыруы, демократии кочлэрне эзэрлеклэве XX йоз башы татар прозасында да мэхбус, зиндан темасына язылган эсорлэрие эдэбият мойданына чыгарды. Рэсэй термолорен уз жилкэсендэ татыган Й.Акчураныц «Мэукуфият хатирэлэре» («Тоткынлык хатиролэре»), Г.Исхакыйиьщ «Зиндан», «Бер тоткарныц саташуы». Г.Баймбэтевнед «Бер ай частьта», З.ШаЬгэросвиец «Тормолор хатиросе», Г.ИбраЬимовньщ «Безнец коннэр» (I варианты)—шундый темага язылган эсэрлэр. Аларнын, барысы да автобиографик материалларга нигезлэнеп язылган, хикоялэу дэ авторларныц узлоре исеменнэн башкарыла. Аларнын геройлары— барысы да сэяси тоткыннар.

Татар одэбияты совет чорында да тоткынлыкта, эсирлекто интегуче мэхбус-тоткын образы белой кызыксынудан туктамады. Бу тема совет чоры 1юм 90 еллар татар эдэбиятында М Дал ил, Ф.Кэрим, Х.Туфан, Сирин, Н.Дэули, Г.Эпсэлэмов, И.Сэлахов, А.Гыйлэщлз, Г.Тавлин, Р.Корами, Ф.Бэйрэмова Ь.б. иждтларында чагылыш тапты.

МДэлил шигырьлэрендэ, Н.Дэулинец «Улем белэн яшэу арасында», <Димерелгэн бастион», Г.Эисэлэмовньщ «Мэцгелек кеше» Ь.б. эсорлэрдо фашист концлагерьларында совет эсирлэре кичергэн вэхшилеклэр сурэтлэнде.

Ф.Кэрим, Х.Туфан, Сирин шигырьлэре, И.Сэлаховньщ «Колыма хикэялоре», А.Гыйлэ>кевнен «Йэгез, бер дога!», Г.Тавлиннын «Афэт», Р.Кэраминец

«Каргышлы этаплар», Л.Бадыйкшанньщ «Мортет», Ф.Бэйрэмованын «Кьщгырау», «Безне онытмагыз», «Кырык сырт» Ь.б. эсэрлэр азатлык, херрият очен керэшуче миллэтнерверлерне мохбуслер хелендв тоткан тоталитар хакимият кылган жинаятьлерне фаш итуге багышланган. Олеге эсэрлэр коммунистлар сеясетенен, сэяси мехбуслерне юк итунен, патша хакимиятенэ Караганда да нечкэрэк жэзалау ысулларын фаш итуге юнэлтелгэн. Дан тетре-ткеч эпизодларны, деИшетле куркыныч куренешлерне суретлеген бу кырыс реализм белой сугарылган эсэрлэр шэхес иреген Ием аныц хокукларын аяк астына салып таптаган совет режимына карата гаеплэу акты булып торалар.

Урта гасырлардагы, XIX йез, XX гасыр башларындагы татар эдэбияты турында байтак фонни хезмэтлэр язылса да, аларда эсирлек, зиндан мотивлары махсус тикшерену объекты булмады. Теге яки бу язучы ижатын монографик планда, аерым проблемаларга бэйле рэвештэ ойренгэнде гене, безне кызыксындырган тема буенча аерым фикерлэр эйтелде, кайбер кузэтулэр бирелде. Месэлэн, Г.Халит, И.Нуруллин, Н.Хисамов, Р.Ганиева, Ш.Садрет-динов, Р.Охмэтов, Ф.Мусин, М.Гайнетдинов, М.Госмаиов, Э.Шэрипов, М.МэЬдиев, М.Сэхэпов, Ф.Боширов, А.Хасавнех, Р.Мостафина хезмотлэрендэ1.

Халит Г. Ян,а гасыр поэзиясе: XX йез башы (1905-1917 еллар) татар поэзиясендэ ижат методы, лирик герой, традиция haM новаторлык мэсъэлэлэре. - Казан: Тат. кит. нэшр., 1979. - 148 б; Хисамов Н. Кол Гали Ьэм терки «Иосыфнамэ» (Х111- ХУйозлэр) / Н.Хисамов. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2006. - 45, 47, 65 б. ; Ганиева Р.К. Нэжип Думави / Р.К.Ганиева // Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. 3 том: XX гасыр башы. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1986. -224 б; Ганиева Р. Нэжип Думавиньщ ижат сэхифэлэре / Р.Ганиева. - Казан: Изд-во «О течество», 2003. - 40-41 б.; Садретдинов Ш. Сэгыйть Рэмиев ижаты / Ш.Садретдинов. -Казан: Казан университеты нэшрияты, 1973. - 28 б; Эхмэтов Р. Мифтахетдин Акмулла / Р.Эхмэтов // Татар эдэбияты тарихы. 6 томда. 2 том. XIX йоз татар эдэбияты. - Казан: Татар, кит. нэшр., - 1985. - 440-462 б. ; Мусин Ф. Гаяз Исхакый: Тормышы Ьэм эшчэнлеге / Ф.Мусин. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - 44-48 б.; Гайнетдинов М. Акчуриннардан берсе / М.Гайнетдинов // Мирас. - 1993. - №3. -Б.42-46.; Шэрипов Э.М. Габдрахман Утыз Имэни мирасы Ьэм аньщ ноэзиядэге деньяви мотивлар: филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэжэ алу ечен язылган диссертация. -Казан, 1973. - 230 б.; МэЬдиев М. Татар провакаторлары: XX йез башы татар зыялылары арасында патша хокумэте агентурасы / М.МэЬдиев // Идел. -1999. - №4. - Б.35.; Сэхэпов М. Яцарыш хэбэрчесе: Г.Исхакый ижаты турында / М.Сэхэпов. - Казан: Мэгариф, 2003. -133-141,175 б.; Бэширов Ф.К. XX йез башы татар прозасы / Ф.К.Бэширов. - Казан: Фикер, 2002. - 132-150 б. ; Хасавнех A.A. Этико-эстетические воззрения поэта- суфия XIX века Ахметзяна Тубьгли: автореферат дис. ... канд. фил. наук / A.A.Хасавнех. - Казань, 2002. - 16 с; Мостафина Р. Батырша Ьэм апыц «Гарызнамэ» эсэре // Тел, эдэбият Ьэм халы к ижаты мэсьэлэлэре: аспирант эшлэре жыентыгы. Икенче жыентык. - Казан: Фикер, 2002. - 140-148 б.

Тсманыц бик аз ейрэиелгэнлеген иске алып, безнец тарафтан ХШ-ХХ гасыр башы татар эдэбиятында тоткынлык, эсирлек мотивларын тикшеругэ махсус диссертация багышланды.

Диееертациянец максаты Иэм бурычлары. Татар эдэбиятында терма, зиндан, мэхбус, эсирлек, шымчылык темаларын яктырткан асэрлэрие барлау, ижтимагый-сэяси Ьэм эдэби-эстетик яссылыкка куеп тикшеру, тарихи Ьэм эдэби каЬарманнарга конкрет тарихи Ьэм чагыштырма-типологик ысуллар ярдаменда кузэту ясау Ьэм анализ биру хезмэтнец максаты итеп куелды.

Максатка ирешудэ тубэндэге бурычлар билгелэнде:

— Урта гасырлар — XX гасыр башы татар адабиятындагы зиндан мотивлары эволюциясенэ кузэту ясау;

— тоткынлык темасыныц Иня<;ил белэн Коръэнгэ барып тоташкан тамырларын барлау;

— Кол Галинец «Кыйссаи Йосыф» дастанында кое Ьэм зиндан мотивларыныц романтикларча гэудэлэнеше;

•— Алтын Урда Ьэм Казан ханлыгы чорындагы фольклорда Ьэм язма едэби чыганакларда тоткынлык темасы;

— Урта гасырларныц ахырларында рухи коллык Ьэм эсирлек мотивлары;

— Яца заман татар поэзиясенда (Тубыли, Акмулла) Ьэм прозасында (З.Бигиев) терма темасыныц чагылышы;

— XX йез башы терма лирикасындагы теп проблемалар Ьэм образлар бирелеше;

— Н.Думави поэзиясенда зиндан мотивларыныц экспрессионистларча суратлэнеше;

— XX йез башындагы мемуар эдэбиятта (Г.Исхакый, Й.Акчура, З.ШаЬгэрэев) сэяси тоткыннар образлары.

Диссертациянец ойрэну объекты итеп тоткынлык мотивларын узэккэ алган яисэ теге яки бу кулэмдэ чагылдырган, татар телендэ ижат итслгои куп санлы фольклор урнэклэре; торле жаирларда язылган матур едэбият эсэрлэре (шигырь, поэма, хикэя, повесть, роман); фонни- публидистик, эдэби тонкыйть, тарихи, мемуар планда язылган китаплар Нем мэкалэлэр алынды. Тикшерунец предметы—тоткынлык темасын чагылдырган эсэрлэрдэ тоткын, мэхбус образларыныц бирелеше, ижтимагый Ьэм эдэби-эстетик усеш чорларына бойле рэвештэ эсэрлэрнец эдэби-сэнгати хосусиятлэре Иэм тоткын, зиндан образларыныц сурэтлэну узенчэлеклэре. '

Диссертациянец методологик нигезлэре. Хезмэтнец методологик нигезен тарих хэрэкэтенец, эдэби эсорлэрнец мэгыюви тирэнлеген ацлату, ачып биру теориясе- герменевтика тэшкил ито. Бу теория эдэби эсэргэ терле методлар кузлегеннэн чыгып анализ ясау момкинлеген тудыра. Диссертацияне язу барышында чагыштырма-тарихи, тарихи-функциональ, типологик Ьом рецептив эстетика алымнары да кулланылды.

Татар эдэбиятында тоткынлык темасын яктырткан эсэрлэрне чагыштырма-тарихи Иэм типологик планда тикшеру алардагы сюжетлар, ижат ысуллары, мотивлар, образ-сурэтлэр уртаклыкларын табарга, шул ук вакытта милли-тарихи, дини-фэлсэфи узенчэлеклэренэ игьтибар итэргэ момкинлек бирэ.

Эдэби эсэрлэргэ тарихи-функциональ анализ ясау аларныц зур вакыт аралыгында яшэешен, заман белэн укучы арасындагы тыгыз рецептив бэйлэнешлэрне яктыртуга юл ача.

Эдэбиятта тоткыннар, эсирлэр образыныц чагылышын тикшергэнде, герменивтика белэн берегеп ускэн рецептив эстетика принципларын файдалануга да зур урын бирелде. Бу юнэлешнец нигезендэ эсэр «бары тик укучы белэн очрашып «узара тээсир» итешкэндэ генэ ачыла», дерес кабул ителэ дигэн караш ята. Рецептив эстетиканьщ икенче узенчэлеге — эдэби жанрларныц барысын да тигез ку�