автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Учение о ценностях С. И. Гессена

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Пургина, Елена Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Учение о ценностях С. И. Гессена'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пургина, Елена Ивановна

Введение.3

Глава 1 .Истоки и эволюция философских воззрений

С.И. Гессена.14

Глава 2. Проблемное поле философии С.И .Гессена как науки о ценностях.61

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Пургина, Елена Ивановна

Актуальность темы исследования.

В последнее время появилось достаточное количество работ, целью которых является рассмотрение русской философии в различных её аспектах и формах бытования. Особенно интересным и насыщенным был период конца XIX- начала XX веков. Именно в это время начинались философские биографии тех, кто позднее, после 1917 года оказался по своему, а иногда и не по своему желанию за рубежом. Одно из имён, открытых нам в последнее десятилетие- Сергей Иосифович Гессен ( 1887- 1950).

Известный в философских кругах начала XX века как соредактор журнала «Логос» и участник философских дискуссий о путях развития русской философии, С.И.Гессен был совершенно забыт у себя на родине в течение ряда десятилетий. Наиболее творческий период жизни Гессена совпал со временем его эмиграции. Говорить о нём стали сначала как о теоретике педагогики после переиздания его «Основ педагогики.» (М., 1995), а затем приоткрылись страницы творческой эволюции философа благодаря публикации его автобиографии ( Вопросы философии. 1994. №7-8) и «Избранных сочинений» (М.,1999). Обращение к философскому наследию С.И.Гессена поможет заполнить некоторые белые страницы истории русской философии XX века, проследить преемственность философии XIX и XX веков.

Можно сказать, что С.И.Гессен принадлежит к двум эпохам развития русской культуры : эпохе рубежа веков и эпохе русской эмиграции первой волны. Сейчас очевидно, что русскую эмиграцию необходимо рассматривать как неотъемлемую часть русской культуры XX века. Каждый русский эмигрант, по образному выражению Романа Гуля, унёс Россию на подошвах своих башмаков. Иными словами , сохранив её навеки в своих сердцах. Изгнанники, создавшие Россию за рубежом, сумели выполнить двойную задачу- сохранить и развить дальше наследие национальной культуры. В этом смысле история

Русского Зарубежья, её культурной жизни была и будет неотъемлемой частью России.

Полной культурной ассимиляции русских не произошло. В культуре Запада возник достаточно мощный очаг русской жизни. Можно говорить о настоящих русских центрах Русского Зарубежья: Париже, Берлине, Праге, Белграде. Представители Русского Зарубежья видели свою миссию в том, чтобы сохранить, развить и приумножить русскую культуру.

Развитие философии Русского Зарубежья происходило в рамках двух направлений - идеалистической метафизики и философской антропологии. Оба направления уходили корнями в онтологию, основанную на признании экзистенциальной и исторической автономии человеческого духа как творения Бога. В фундаментальном исследовании М.Раева о Русском Зарубежье наряду с именами таких известных русских философов, как Н.Бердяев, С.Булгаков, Л.Шестов, Н.Лосский, С.Франк, он упоминает «С.Гессена, получившего известность благодаря своим работам по педагогике и политической теории».1 Список философов -эмигрантов не исчерпывается названными выше мыслителями, «однако именно их слово находило наибольший отклик в диаспоре, они внесли вклад в развитии и популяризацию экзистенциализма и христианского подхода к социальным и эстетическим проблемам, в полемику с материализмом и рационализмом радикалов и марксистов всех направлений. Под воздействием опыта, приобретённого в период революции и гражданской войны, они углубляли и расширяли трактовку социальных проблем, поставленных возродившимся в эпоху Серебряного века критическим идеализмом».2

Довольно мощным направлением исследований в Русском Зарубежье была педагогика. Это не случайно. В центрах русской эмиграции создавались русские школы, университеты. Эмигранты стремились сохранить у детей традицию русской культуры и привить навыки, которые позволили бы им

1 Раев М. Россия за рубежом : История культуры русской эмиграции ( 1919-1939). М.: Прогресс-Академия, 1994. С. 136.

2 Там же.С.136. играть созидательную роль в будущей России. Все усилия предпринимавшиеся Русским Зарубежьем в области образования, были нацелены на выполнение этой двойной задачи.

Многие русские учёные включились в преподавательскую деятельность в русских высших учебных заведениях, в школах, гимназиях, занимались теоретическими и методическими вопросами образования. Педагогическая наука в эмиграции продолжала традицию русских философско-педагогических исследований. В историко-философском плане связь русской педагогики и философии - это не совсем изученная тема. Философско-педагогические труды П.Ю.Юркевича, В.В.Зеньковского, С.И.Гессена в этом плане представляют несомненный интерес.

Если хронологически вернуться из Русского Зарубежья назад, в дореволюционный период , то развёртывается довольно пёстрая картина духовной жизни России рубежа веков. Многие исследователи говорят о периоде конца XIX- начала XX веков как этапе самопознания русской философии. Основная проблема дискуссий того времени - это сущность и назначение философии, определение дальнейших путей её развития. В этом контексте интересно рассмотреть роль неких «духовных» центров, вокруг которых сплачивались представители тех или иных философских направлений-это философские кружки и популярные философские журналы (« Проблемы философии и психологии», «Новые идеи в философии», «Логос»), Так как С.И.Гессен стоял у истоков организации журнала «Логос» и был одним из его редакторов, то мы в своём исследовании сосредоточим внимание именно на роли этого издания в философской жизни России. Но в большей степени нас будет интересовать другой аспект: насколько повлияла работа в «Логосе» на становление философских взглядов С.И.Гессена.

Логос» был основан молодыми русскими философами, которые обучались в известных университетских центрах Германии, и являлись сторонниками марбургской и баденской школ неокантианства. С.И.Гессен, разделявший взгляды своих учителей В.Виндельбанда, Г.Риккерта, П.Наторпа, последовательно проводил идеи неокантианства. Процесс самопознания, «механизмы» становления русской философии рубежа XIX- XX веков -дискуссии представителей различных философских течений, деятельность культурно-философских объединений и журналов- это вопросы, представляющие историко-философский интерес.

Философское учение С.И.Гессена рассматривается нами в русле 4 антропологическойконцепций XX века . Они приобрели важное значение для выработки духовной ориентации человека в поисках смысла жизни и своего назначения. Актуальность исследования философской антропологии С.И.Гессена обусловлена реалиями человеческой жизни, особенно в переломные эпохи, когда предельно обостряются экзистенциальные проблемы. Необычайный интерес к антропологическим проблемам сегодня связан с осознанием угрозы человеческому бытию и поиском путей спасения высшей ценности - человека. Это определяет необходимость особой антропологической установки и разработке такого мышления, которое изначально отталкивалось бы от человека и придерживалось антропологических принципов в истолковании реальности.

Для С.И.Гессена основополагающим моментом антропологической системы является учение о ценностях. Аксиологическая проблематика в XX веке укрепилась благодаря неокантианству баденской школы. Идеи

B.Виндельбанда и Г.Риккерта, воспринятые русским философом, позволили ему найти в абсолютных ценностях те ориентиры человеческого существования , которые позволяют ему выжить в исторических и социальных катаклизмах, выстроить свой внутренний духовный мир, мир свободной и творческой личности.

Современная философская антропология предполагает различные истоки для построения системы «собственно человеческого бытия».

C.И.Гессена можно рассматривать как приверженца культурологического направления в антропологии, которое сосредоточивает внимание на культурных основаниях человека. Подлинное начало человека -духовность, которая формируется культурой. Окружающий мир - истолкованное, значимое, имеющее ценностное значение окружение человека - культура. Человек для С.И.Гессена - это творец и творение культуры.

Ценностный подход не принадлежит только идеальной сфере человеческой деятельности. Он представляет собой необходимый «мост» от теории к практике, являясь связующим звеном между ними. Не случайно С.И.Гессен обращается к педагогике как прикладной философии, которая относится к сфере практического разума. Его интересовали «механизмы» перевода конечных ценностей культуры в личностный план. Приоритетным в сфере образования для русского философа являлись мотивы самореализации, самоутверждения и свободы личности. Именно эти проблемы являются ключевыми для такой области современного исследования как философия образования. Данное направление нацелено не на решение прагматических задач образования, а на осмысление наиболее существенного, определяющего само понимание образования, и его функционирование в современной культурной ситуации.

Перечисленные выше моменты, характеризующие философию С.И.Гессена, интересны не только в историко-философском плане, но актуальны для разработки современных теоретических философских проблем и прикладных её аспектов. Философия С.И.Гессена соединила в себе несколько философских тенденций: антрополого-педагогическую, культурологическую и аксиологическую. Будет правомерно назвать её культурно -педагогической антропологией.

Степень разработанности проблемы.

Философское творчество С.И.Гессена активно начинает изучаться в последние годы, когда была опубликована часть его трудов.

В историко-философской литературе анализ философского творчества С.И.Гессена, особенностей эволюции его системы дана В.Зеньковским и Б.Яковенко. Эти авторы отмечают приверженность философа идеям немецкого неокантианства и движение от трансцендентализма к онтологизму в более поздний период. В основном упоминаются работы С.И.Гессена дореволюционные и двадцатых-тридцатых годов XX века по педагогике. Оценку собственного творчества даёт сам философ в очерке «Новейшая русская философия».

В историко-философской литературе советского периода имя С.И.Гессена упоминается в контексте проблемы русского неокантианства начала века. Подробно рассматривается его деятельность как одного из редакторов журнала «Логос» и даётся оценка этого издания в плане становления русской философии конца XIX- начала XX века. Феномен отечественного неокантианства рассмотрен в работах Е.И.Водзинского, Л.И.Филиппова, А.И. Абрамова, А.А.Ермичева, В.В.Сапова. В работах названных исследователей в поле зрения попадает лишь ранний период творчества С.И.Гессена. Только в последнее десятилетие стали доступны работы, написанные в эмиграции, и появились комментарии к ним. Глубоко анализирует истоки и основную философскую проблематику философского учения Гессена его ученик, польский философ А.Валицкий. Но акцент им делается на философско-правовых взглядах С.И.Гессена, его теории правового социализма как одного из представителей русского либерализма. Другую сторону творчества философа - философские проблемы образования и педагогики - рассматривает Е.Г.Осовский. Он высоко оценивает роль С.И.Гессена в разработке проблем педагогики Русского Зарубежья.

Важной группой источников, позволяющих воссоздать портрет С.И.Гессена, являются воспоминания его современников. Назовём прежде всего «Моё жизнеописание» самого философа, воспоминания Ф.Степуна, А.Белого, Н.Бердяева, И. Гессена, А.Валицкого. В некрологах, опубликованных в зарубежных изданиях, даётся оценка деятельности и творчества С.И.Гессена.

Изданные в последнее время энциклопедии и словари, содержат статьи, посвященные философу.

В диссертационных работах творчество С.И.Гессена анализируется в различных контекстах: в связи с проблемой взаимосвязи русской философии и педагогики ( Гололобова Т.А. Русская философия второй половины XIX -начала XX века как педагогика // Автореф. дис. канд .филос. наук. Екат., 1999.), современных проблем философии образования ( Дудина М.Н. Теоретико-методологические основы и практика этической педагогики.// Автореф. дис. доктора пед. наук. Екат., 1999. Петрикеева И.А. Антропологические идеи К.Юнга и современное образование.// Автореф. дис. канд. филос. наук. Екат. ,1999).

Многоаспектность философии С.И.Гессена обусловила использование в процессе работы над диссертацией результатов исследований по истории философии, аксиологии, культурологии, педагогики, философии образования. В своих работах С.И.Гессен постоянно вступал в диалог с мыслителями различных эпох, пытаясь выявить преемственность или тенденцию в решении этой или иной проблемы. Это определило обращение непосредственно к трудам И.Канта, В.Виндельбанда, Г.Риккерта, П.Наторпа, Вл.Соловьёва , В.Эрна, Ф. Досовского, Л.Толстого, К.Ушинского, Ф.Степуна, Б.Яковенко, В. Зеньковского.

В историко-философской литературе антропологические и аксиологический аспекты в творчестве Канта и неокантианцев рассматривались В.Ф.Асмусом, Б.Т. Григорьяном, К.С.Бакрадзе, Р.А.Бурхановым, К.Н.Любутиным, И.С.Нарским, Т.И.Ойзерманом, Е.А.Рудельсоном, К.А.Свасьяном, Э.Р.Савостьяновой. Большинство исследователей признаёт, что теория ценностей - один из истоков современной философской антропологии. Подчёркивается вклад неокантианцев в разработку этой проблемы. Современное состояние аксиологической проблематики отражено в трудах В.Брожика, О.Г.Дробницкого, Д.А.Леонтьева, В.И.Плотникова, Н.З.Чавчавадзе. Ими отмечается, что категория ценности имеет междисциплинарное значение, исследуются не только различные виды ценностных отношений, но и делается попытка построения целостной аксиологической концепции на основе изучения истории аксиологических воззрений. Ценностный подход в эстетике и культурологии разрабатывается М.С.Каганом, Л.Н.Столовичем, в образовании - О.В.Долженко и В.М.Розиным.

Философия С.И.Гессена неразрывно связана с традициями русской философии. Антропологизм как одна из основных черт русской философии, / различные формы её бытования, взаимосвязь философских и педагогических идей анализируется Б.М.Бим-Бадом, А.Т.Замалеевым, Т.А.Гололобовой, В.И.Додоновым, Б.В.Емельяновым, Т.А.Петруниной.

Особый пласт соприкосновения философской и педагогической проблематики содержится в трудах по педагогической антропологии, философии образования На этих проблемах акцентировали своё внимание П.Наторп, К.Ушинский, Л.Толстой , В.Зеньковский. Из современных исследований наибольший интерес представляют подходы Л.А.Беляевой, С.Ф. Егорова, О.В.Долженко, В.Д.Куликова, В.Д.Семёнова, В.М.Розина. А.С.Розова. Значительную помощь в осмыслении современного образования как социокультурного феномена оказали материалы «круглых столов» в журналах «Вопросы философии», «Педагогика» ( См.: Философия образования: состояние, проблемы, перспективы ( материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995.№ 1. Культура, культурология и образование ( материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997.№ 2. Философия образования: Круглый стол.// Педагогика. 1995. № 4.).

Анализ разработанности проблемы показывает, что комплексного изучения философского наследия С.И.Гессена ещё не осуществлено. Мы также не претендуем на всеобъемлющий анализ проблем, затронутых философом. В диссертационном исследовании нами анализируется аксиологический аспект философской концепции С.И.Гессена. Выбор этого аспекта определён тем, что проблема ценности пронизывает всё учение С.И.Гессена , является стержневой и объединяет различную тематику. Из сферы нашего рассмотрения исключены проблемы философии права, а внимание будет сосредоточено на проблеме ценностей в философии, культуре, образовании .

Цели и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ взглядов С.И.Гессена в свете разработанной им теории ценностей.

Цель исследования определяет конкретные задачи работы:

- дать обобщающий историко-философский анализ взглядов С.И.Гессена;

- рассмотреть истоки и особенности его учения о ценностях;

- выявить сущность диалектического единства аксиологии и антропологии, как оно представлялось С.И.Гессену;

- проанализировать взгляды С.И.Гессена на педагогику как прикладную философию в контексте его учения о ценностях.

Источники и методология исследования.

Источниками диссертационной работы являются книги и статьи С.И.Гессена, а также исследовательская литература, посвященная различным аспектам его творчества. Мемуарная литература позволила воссоздать особенности духовной ситуации России рубежа Х1Х-ХХ веков и Русского Зарубежья- эмиграции первой волны.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и методы историко-философского анализа. Это единство логического и конкретно-исторического, социально-культурный, антропологический и аксиологический подходы, сравнительный, биографический методы. Методологические подходы во многом определяются особенностями философии С.И.Гессена и используемого им метода исследования. Гетерологический метод С.И.Гессена строится на сочетании особо понятой диалектики, феноменологии, структурализма как основополагающих подходах гуманитарного знания.

Научная новизна исследования.

Автор видит новизну научных результатов в том, что дан обобщающий историко-философский анализ взглядов С.И.Гессена, проанализировано проблемное поле философии как науки о ценностях, введено в научный оборот ряд мало известных источников.

Научно-практическая значимость работы.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в теоретических исследованиях по курсу отечественной философии, а также при разработке курсов «История русской философии», «Философия образования», «Педагогическая антропология» для студентов и преподавателей, проходящих переподготовку в системе поствузовского образования.

Апробация работы.

Основные идеи диссертации автор излагал на различных научных конференциях: Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования (Екатеринбург, 1997), Судьба России: исторический опыт XX столетия ( Екатеринбург, 1998) , Человек в философско-культурологическом измерении ( Нижневартовск, 1998), XXI век: Будущее России в философском измерении: Второй философский конгресс. (Екатеринбург, 1999).

Выводы и положения исследования отражены в публикациях, в том числе в брошюре « Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена» (Екатеринбург, 1999). Материалы диссертации использовались автором в процессе подготовки и чтения спецкурса «Философия образования» для преподавателей средних профессиональных учебных заведений на ФППК при УрГУ. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии УрГУ и была рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1 .Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена: Методические указания к спецкурсу для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений,- Екатеринбург: УрГУ, 1999.- 1,5 п.л.

13

2. Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена.// Судьба России: исторический опыт XX столетия. Тезисы третьей Всероссийской конференции, 22-23 мая 1998 г.- Екатеринбург: УрГУ,1998.-С.56-59.

3. Проблема образования и воспитания в «прикладной философии» С.И.Гессена. // Человек в философско-культурологическом измерении: Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Нижневартовск, 6-7 февраля 1998г.- Нижневартовск, 1998,- С.98-100.

4. Роль журнала «Логос» в развитии русской философской культуры.// XXI век: Будущее России в философском измерении. Тезисы второго философского конгресса,-Екатеринбург : УрГУ, 1999.-Т.4. -Ч.1.- С.246-247.

5. Система непрерывной гуманитарной подготовки преподавателей техникумов и колледжей. // Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования: Материалы Всероссийской конференции, 15-16 января 1997г.-Екатеринбург: УрГУ, 1997,- С. 31-33.

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения , библиографического списка использованной литературы, приложения. Объём её составляет 163 страницы машинописного текста.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Учение о ценностях С. И. Гессена"

Заключение

Целью диссертационного исследования являлся анализ философских взглядов русского философа С.И.Гессена в свете разработанной им теории ценностей. Осуществлённый в работе анализ литературы свидетельствует об интересе исследователей к особенностям развития русской философии в двадцатом веке, в том числе и в Русском Зарубежье, к различным формам её бытования, аксиологическим и антропологическим аспектам наследия русских мыслителей. К творчеству С.И.Гессена в большей степени проявляют интерес педагоги, а тема «Гессен-философ» мало изучена. Поэтому и представлялось необходимым провести историко-философский анализ идей С.И.Гессена. показать вклад мыслителя в развитие русской философии 20 века, подчеркнуть актуальность его философской проблематики сегодня.

Биографический метод исследования позволил выделить основные вехи жизни С.И.Гессена, охарактеризовать интеллектуальную атмосферу, в которой происходило формирование взглядов молодого русского неокантианца и зрелого философа в первой половине XX века, в период эмиграции. Интеллектуальная биография мыслителя- это исследование истоков и процесса развития основных идей. В диссертации показано, что становление С.И.Гессена как философа связано с влиянием идей И.Канта, немецких неокантианцев баденской и марбургской школ, русских мыслителей, особенно Вл.Соловьёва, Б.Чичерина, Ф.Достоевского, Л.Толстого. Нами выделено две группы проблем, которые разрабатывал С.И.Гессен на протяжении всей своей жизни : это социально-философские вопросы, прежде всего касающиеся философии права, и вопросы философии образования.

Выше названные проблемы русский философ рассматривает через призму учения о ценностях. Именно аксиологический аспект видения социально-правовых, педагогических проблем позволяют С.И.Гессену развернуть свою антропологическую концепцию. Аксиология и антропология-это два русла идей, которые объединяет философ в своём учении, соединяя традиции западно-европейской философии (кантианство и неокантианство) и русской философской антропологии.

Основополагающим для С.И.Гессена является решение вопроса о предмете философии. Как сторонник аксиологии трансцендентализма, вслед за Виндельбандтом и Риккертом он приходит к выводу, что объектом внимания философии являются общезначимые, универсальные ценности, которые составляют мир должествования. С.И.Гессен называет их целями-заданиями. Именно они составляют содержание культуры. Другая часть мира - это действительность, объединяющая субъект и объект. Философия должна обосновать единство мира и помочь понять смысл жизни. В этом заключается её мировоззренческая функция. Осуществить эту функцию философия может лишь через прикладные сферы, например, педагогику.

Педагогика занимается проблемами воспитания и образования, т.е. той областью, где осуществляется процесс становления человека и происходит «перевод» трансцендентальных ценностей культуры в личностный план. С.И.Гессеном выстраивается система ценностей: личность, свобода, творчество, индивидуальность, любовь, счастье, бессмертие. Сущностная характеристика человека - его стремление к абсолютным ценностям. А это есть процесс развития духовного мира личности, выход человека за его пределы и приобщение к вечности, к Духу. Человеческая индивидуальность в различных жизненных проявлениях оказывается центром размышлений С.И.Гессена. В окончательном варианте своей концепции он структурирует человеческое бытие, выделяя четыре плана его существования: биологический, общественный, духовный, благодатный.

Метафизические проблемы философ переводит в практический план, конкретные вопросы образовательного процесса : цели образования, структура образовательного процесса в соответствии с периодами психического и нравственного развития человека (аномия, гетерономия, автономия), виды образования, основания педагогических технологий. В.В.Зеньковский отмечал одну особенность русской философии, что в полной мере применимо к

С.И.Гессену - это связь теоретических разработок и практической деятельности, нацеленность философии на решение практических задач: « В антропологизме мысли есть один очень глубокий мотив - невозможно разделять теоретическую и практическую сферу. В неразрывности теории и практики, отвлечённой мысли и жизни, иначе говоря, в идеале «целостности» заключается, действительно, одно из главных вдохновений русской философской мысли».1 Заслуга С.И.Гессена в том, что он осуществил философский анализ педагогических проблем, продемонстрировал преимущества аксиологического подхода к образованию. Его идеи могут быть положены в основу разработки современной гуманистической модели образования.

Одна из ведущих исторических тенденций развития мира ценностей заключается в том, что на первый план выступает всё, что возвышает представление о человеке как главной ценности общества, о его назначении в мире и достоинстве. Приоритетным становятся мотивы саморегуляции духовных интересов и идеалов, самоутверждения свободы личности . В философии образования стоит задача отбора базовых ценностей для развития системы образования, обоснование условий и путей осуществления общезначимых ценностей через образование, поиска продуктивных технологий. способствующих адекватному «переносу» ценностей, формирующих личность.

С.И.Гессен рассмотрел различные аспекты проблемы ценности: ценности как предмет философии и содержание культурных форм (науки, искусства, права, морали, образования), ценности как цели образования и основа творения индивидуальности. Подобная многоаспектность потребовала от философа разработки и применения специальной методологии, соединяющей в себе различные методы и подходы гуманитарных наук. Философ называл, вслед за Риккертом, этот метод гетерологическим. Гетерология, как ей понимал С.И.Гессен, включает три момента:

1 Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго,1991. Т.1. 4.1. С.17. диалектический, феноменологический, структурный. Гетерологический метод позволил С.И.Гессену решить один из главных философских вопросов: преодоление исторического кризиса путём воссоздания иерархической структуры мира ценностей, их упрочения как объективных ценностей, не зависящих ни от субъективных воззрений индивида, ни от сверхиндивидуального сознания общественных групп. Ценности связаны между собой диалектически и пронизывают одна другую - в низших ценностях « просвечивают» высшие, а в высших ценностях низшие сохраняются как диалектический «момент». Философия является самопознанием человека как существа, реализующего ценности и, таким образом, участвующего в процессе общего строительства Царства Духа.

Философ не просто отразил в своём учении различные ипостаси ценностного отношения к миру, а разработал теорию ценностей:

- раскрыл сущность ценностей, используя традицию трансцендентализма ;

- рассмотрел ценности как разнообразный, но целостный мир;

- создал классификацию различных видов ценностей, отражающих процесс мировоззренческого осмысления человеком его связи с миром;

- рассмотрел закономерности ценностных проявлений в конкретных культурных формах;

- соотнёс процесс развития ценностного отношения в филогенезе и онтогенезе.

Правда, не все указанные выше аспекты детально раскрыты философом в изученных нами источниках. Большинство работ, в которых было развиты исходные аксиологические и антропологические основания философии С.И.Гессена, были утеряны в годы второй мировой войны.

Положения, содержащие элементы новизны и выносимые на защиту:

1. Рассмотрение эволюции мировоззрения С.И.Гессена является важным компонентом изучения его теоретического наследия. Выделенные этапы его духовного становления позволили определить ряд сквозных тем, теоретические истоки идей философа и особенности его методологии. Импульс к построению собственной системы С.И.Гессен получил в философии И.Канта и неокантианцев. Философская концепция С.И.Гессена обнаруживает синтез тенденций западно-европейской и русской философской мысли начала XX века, что находит выражение в проблематике и методологии. Философия С.И.Гессена есть продолжение традиций русской либеральной и антрополого-педагогической философии рубежа Х1Х-ХХ веков в Русском Зарубежье. Эволюция его концепции определяется как движение от трансцендентализма к онтологизму.

2. Основой философской концепции С.И.Гессена является учение о ценностях как абсолютных принципах, обладающих всеобщей значимостью и составляющих содержание человеческой культуры. Русский философ развивает основные положения теории ценностей баденской школы неокантианства. Аксиологический аспект пронизывает все философские построения С.И.Гессена и придаёт целостность его взглядам.

3. С.И.Гессен концептуально обосновывает целостность, универсальность человека, которые проявляются на биологическом, общественном, духовном, благодатном уровнях его бытия. Антропология мыслителя строится на аксиологических основаниях .Особенность подхода С.И.Гессена заключается в том, что проблему человека и процесс его становления он рассматривает через призму педагогических идей. Система категорий-личность, свобода, творчество, индивидуальность - раскрывает процесс самореализации человека, который связан с духовным восхождением к высшим культурным ценностям и постижением Бога. Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена соединяет метафизические и практические моменты человеческого существования.

4. С.И.Гессен внёс вклад в разработку проблем философии образования XX века и продемонстрировал преимущества аксиологического подхода к образованию. Философ осуществил синтез философии и педагогики на основе их взаимообогащения: с одной стороны, вскрыл философский характер педагогических проблем, с другой, показал мощь философского анализа конкретных явлений. Гетерологический метод исследования позволил рассмотреть иерархическую структуру мира ценностей в качестве основы преемственности философских и педагогических идей, проанализировать закономерности образовательного процесса в соответствии с периодами психического и нравственного развития личности (аномия, гетерономия, автономия). Философские основания образовательного и воспитательного процесса, предложенные философом, позволяют сформулировать положения гуманистической образовательной парадигмы нового столетия, где приоритетными становятся мотивы саморегуляции духовных интересов и идеалов самоутверждения свободной личности.

Перспективы исследования.

Исследование аксиологических оснований философии С.И.Гессена позволит в дальнейшем проанализировать особенности социально-философского учения русского мыслителя как одного из представителей русского либерализма. Заслуживает так же пристального внимания эстетические и этические воззрения С.И.Гессена, его анализ философской проблематики русской художественной литературы. Перспективной темой исследования в сфере философии образования является обоснование ценностного аспекта стратегии развития отечественного образования с использованием методологии русского философа.

 

Список научной литературыПургина, Елена Ивановна, диссертация по теме "История философии"

1. Аксиологические аспекты историко педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования.: Тезисы докладов,- М.: РАО, 1994.-258 с.

2. Ан С. А. Философские основания русской педагогической мысли конца XIX-нач. XX вв. (историко-философский анализ): Автореф. дис. докт. филос. наук,- Екатеринбург, 1994.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX нач. XX вв,-М.: Педагогика, 1990,- 603 с.

4. Абрамов А.И. Кантианство в русской университетской философии.// Вопросы философии. 1998.-№ 1,- С.58-68.

5. Асмус В.Ф. И.Кант.- М.: Наука, 1973. 533 с.

6. Аргаутова JI.А. Критика этических воззрений русских неокантианцев. М.: МГУ, 1974.-22с.

7. Антрополого- гуманистическое направление в отечественной педагогике. // Педагогика,- 1995,- №2,- С.88-94.

8. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. //Избранные философские труды. Тбилиси.: изд-во Тбил. универ. , 1973.-T.3.-C. 143-217 .

9. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века,- М.: РЭУ, 1994,- 36 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.: Искусство, 1986,- 445с.

11. Бердяев H.A. Самопознание : Опыт философской автобиографии,- М.: Книга, 1991,-446с.

12. Белый А. Начало века,- М.: Худ. лит, 1990. -687 с.

13. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век,- М.:Политиздат, 1990,- 413 с.

14. Бурханов P.A. Практическая философия И.Канта. Екатеринбург: изд. УрГУ. Нижневартовск.: Нижневарт. пед. инст. ,1998 .- 190 с.

15. Барулин B.C. Социально-философская антропология. M.Онега, 1994,- 256 с.

16. Борисенков В.П. Краевский В.В. Философия образования.// Педагогика. -1995. № 4. С.3-28.

17. Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 г.- М.: МГУ, 1969.-448 с.

18. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. - 295 с.

19. Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности.-Екатеринбург: УрГПИ, 1993.-126 с.

20. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики : Курс лекций.-М.-Воронеж, 1996,- 318 с.

21. Безродный М.В. Из истории русского неокантианства (журнал «Логос» и его редакторы)// Лица. Биографический альманах. М. - СПб.: Феникс-Atheneum, 1992.- С. 372-407 .

22. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Высш. школа, 1977.-421 с.

23. Булынин А. Актуализация ценностного подхода в педагогическом образовании.// Aima mater.- Июнь, 1997,- С.22-25.

24. Брожик В. Марксистская теория оценки,- М.: Прогресс, 1982,- 160 с.

25. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX-нач. XX вв .// Вопросы философии,- 1991. №8,- С.25-33.

26. Он же. Предисловие и Послесловие «Моё жизнеописание» // Вопросыфилософии. -1994. № 7-8,- С. 150-187 .

27. Он же. Россия.// Вопросы философии,- 1990. № 12.-С . 67-88 .

28. Он же. Сергей Гессен: философ в изгнании.// Гессен С.И. Избранные сочинения -М.: РОССПЭН, 1999.-C.3-31.

29. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии веё связи с общей культурой и отдельными науками. СПб. 1905,- Т.2.-421 с.

30. Он же. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб. 1904,- 274 с.

31. Он же. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // Логос. -Кн.2.1. С.1-14.

32. Водзинский С.И. Русское неокантианство кон. XIX- нач. XX в.: Марксистско-ленинская критика онтологии и гносеологии. М.:МГУД 966.-78 с.

33. Вульфсон Б.Л. Развитие образования в современном мире.// Педагогика.-1995,-№6. -С.107-113.

34. Введенский А.Л., Лосев А.Ф. и др.: Очерки истории русской философии. -Свердловск: УрГУ, 1991.- 592 с.

35. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика. -1991,- 479 с.

36. Вишняк М.В. «Современные записки» : Воспоминания редактора. СПб.: Logos., Дюссельдорф: Голубой всадник, 1993.-235 с.

37. Гессен И. Годы изгнания. Жизненный отчёт. Paris: YMKA- PRESS, 1979- 268с.

38. Гессен С.И. Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Достоевского и Соловьёва. // Гессен С.И. Избранные произведения. М.: РОССПЭН, 1999. -С.609-678.

39. Он же. Лев Толстой как мыслитель.// Там же. С.545-653.

40. Он же. Мистика и метафизика. //Логос. 1910,- Кн 1,- С.118-156.

41. Он же. Мировоззрение и образование.// Образование и педагогика российского зарубежья: Сборник статей и материалов, М., 1995,-С.91-113.

42. Он же. Неославянофильство в философии.// Гессен С.И. Избранные сочинения.-М.: РОССПЭН, 1999,- С.71-78.

43. Он же. Новейшая русская философия.// Возрождение. Христианский религиозно-философский альманах. СПб, 1995.-Вып.2. - С.8-14.

44. Он же. Основы педагогики : Введение в прикладную философию. М.:Школа-Пресс, 1995.-447 С.

45. Он же. От редакции. // Логос.-1910.-Кн. 1,-С. 1-16.

46. Он же. Политическая свобода и социализм.// Гессен С.И. Избранные сочинения. М.:РОССПЭН, 1999.- С.106-146.

47. Он же. Правовое государство и социализм . // Там же. С. 147-545.

48. Он же. Судьба коммунистического идеала. // Педагогика,- 1993.-№ 6,- С.59-63.

49. Он же. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых».// Там же. -С.577- 609.

50. Он же. Трагедия зла (философский смысл образа Ставрогина). // Там же. -С.678-708.

51. Гегель и философия в России 30 гг. Х!Х в.-20гг. XX в.: Сборник статей. М.: Наука, 1974.-264 с.

52. Григорьян Б.Т. Неокантианство.: Критический очерк,- М.: Высшая школа, 1962.89 с.

53. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М.: Изд .Акад. наук СССР, 1963. - 102 с.

54. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии. // Вопросы психо-логии.-1988.-№4.

55. Гусева H.A. Культура. Цивилизация. Образование.: Социально философский анализ оснований развития человека в контексте цивилизаций и культуры,- М.: Экспертинформ, 1992.-286 с.

56. Гуманизация образования императив XXI века.: Тезисы научно- практической конференции,- Пермь, 1997,- 232 с.

57. Грищенко A.M. Философия культуры Марбургской школы. Минск.: Наука и техника, 1984.-175 с .

58. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения,- М.: Интер, 1996.

59. Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург.: УрГЮА, 1996,- 228с.

60. Двадцать первый век. Будущее России в философском измерении: Доклады Второго философского конгресса ( 6-11 июля 1999).- Екатеринбург, 1999. -161 с.

61. Дильтей В. Типы мировоззрений и обнаружение их в метафизических системах. Новые идеи в философии,- СПб, 1912,- Сб. 1.-С.120-181.

62. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. // Полн .собр. соч.: В 30-ти т.- М.:Наука, 1976. -Т. 15.-624 с.

63. Он же. Бесы.// Полн. собр. соч.: В 30-ти т. М.: Наука, 1972. -Т. 10,- 519с.

64. Он же. Дневник писателя: Избранные страницы. М.: Современник, 1987.-557с.

65. Долженко О. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995,239с.

66. Долженко О.В., Розин В.М. Судьба образования и человека в истории и на пороге XX! века.// Современная высшая школа. 1989.-№ 3.-С.3-14.

67. Домбровский Б. Львовско-варшавская философская школа.// Логос,- 1999.-№ 3. -С. 174-199 .

68. Додонов В.И. Теоретико методологические основы духовно - нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX-нач. XX вв. - М.:РАО, 1994. -140 с.

69. Дудина М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. Екатеринбург.: Наука,-1988. -312 с.

70. Дуденков В.Н. Кант, неокантианство и «русский духовный ренессанс. // «Критика чистого разума» Канта и современность, Рига, 1984. -С.230-235.

71. Егоров С.Ф. Ценность общего образования.// Педагогика,-1995,- № 3.-С.90-94.

72. Он же. Теория образования в педагогике России начала XX века. -М.: Педагогика, 1987.-150с.

73. Емельянов Б.В.Очерки русской философии начала XX века. -Екатеринбург: УрГУ, 1992,- 100с.

74. Емельянов Б.В., Любутин К.Н. Русская философия на путях самопознания: страницы истории. // Очерки русской философии. Свердловск.:УрГУ, 1991.-С.З-66.

75. Те же. Введение в историю философии. Нижневартовск.: из д. Нижневартовского пед инст.,1994.-139 с.

76. Емельянов Б.В., Петрунина Т.А. Очерки педагогической антропологии в России. Екатеринбург: Центр проблем детства, 1997.-124 с.

77. Ермичев A.A. Трансцендентализм «Логоса» и его место в истории русского идеализма нач. XX века.// Вестник Ленингр. университета,- Сер.6,-1986.-Вып. 3,-С. 28-36.

78. Ермичев A.A. Степун-философ.// Ступени,- СПб,1991,- № 2.

79. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Магистр,!996.-351 с.

80. Зеньковский B.B. История русской философии. М.: Это, 1991.-Т.2.-4.1.-С.246-250.

81. Он же. С.И.Гессен как философ.// Новый журнал,- Нью- Йорк.-1951 ,-№ХХУ,-С.209-214 .

82. Он же. Метафизика нравов в двух частях.// Соч.: В 6т,- М.: Мысль, 1965.- Т.4.42.- С.109-437.

83. Он же. Основы метафизики нравственности.// Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965,

84. Кант и кантианцы: Критические очерки одной философской традиции. М.:

85. Наука, 1978.-356 с. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.// Педагогика,- 1995 № 1- 6,-1996,-№ 1-6.

86. Каган М.С. Философская теория ценности. С.-П.: Петрополис, 1997,- 205 с. Кантор В. Артистическая эпоха и её последствия.: По страницам Ф.Степуна.// «. Есть европейская держава» Россия: трудный путь к цивилизации.

87. Культура, культурология и образование : Материалы «круглого стола» //

88. Вопросы философии. -1997.-№ 2. С.3-57. Куликов В.Б. Педагогическая антропология.: Истоки , направления, проблемы.

89. Псков., 1994,- 132 с. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие. Опыт многомернойреконструкции . //Вопросы философии. -1996,- № 4.-С.15-27. Лазарев В.В. Категорический императив И.Канта и этика Вл.Соловьёва.//

90. Кант и философия в России. М.: Наука, 1994. - С.42-80. Лисовенко H.A. Философия религии Марбургской школы неокантианства.

91. Он же. Культура народа и культура личности. СПб.: изд-во Богданова, 1919.129 с.

92. Осовский Е.Г. С.И.Гессен: странности судьбы.// Педагогика.-1993,-№ 6,-С.57-59 .

93. Он же. Педагогическая наука в Российском зарубежье : истоки и ориентиры.//

94. Педагогика. -1997. № 4.-С.88-94. О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881- 1931 годов.

95. Учебник-справочник,- М.: Новая школа, 1994. 96 с. Пастернак Б. Охранная грамота. Шопен .- М.: Современник, 1981,- 91 с.

96. Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.: Наука, 1992. - 398 с.

97. Психолого -педагогический словарь,- Ростов на-Дону.: Феникс, 1998,- 544 с.

98. Преображение. Христианский религиозно-философский альманах,- СПб., 1994,-Вып 2.

99. Пискунов В. Россия вне России.// Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. М.: Искусство, 1994.-Т.1,- С.7- 52.

100. Поляков А., Тимошина Е. Гессен С.И.// Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века.: Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997,- С. 171- 172.

101. Пургина Е.И. Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена.-Екатерин-бург.:УрГУ,- 1999- 20 с.

102. Она же. Проблема образования и воспитания в «прикладной философии» С.И.Гессена. //Человекв философско-культурологическом измерении: Материалы республиканской научно теоретической конференции. -Нижневартовск,1998.-С.98-100.

103. Она же. Культурно-педагогическая антропология С.И.Гессена.// Судьба России: исторический опыт XX столетия. Тезисы докладов третьей Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1998,- С. 56-59.

104. Она же. Роль журнала «Логос» в развитии русской философской культуры.// XXI век: Будущее России в философском измерении. Тезисы второго философского конгресса. Екатеринбург: УрГУ,1999,- С.246-247.

105. Она же. Система непрерывной гуманитарной подготовки преподавателей техникумов и колледжей. // Концептуальные основы непрерывного гуманитарного образования: Материалы Всероссийской конференции .Екатеринбург: УрГУ,1997,- С.31-33.

106. Раев М. Россия за рубежом. (История культуры русской эмиграции 1919-1939).-М.: Прогресс-Академия, 1994,- 278 с.

107. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в.: Энциклопедический биографический словарь. М.:РОССПЭН, 1997,- 742 с.

108. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М., 1994,- 479

109. Русская философия.: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995,624 с.

110. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания.-Киев.: из-во. Просяниченко, 1904,- 153 с.

111. Риккерт Г. О понятии философии.// Логос. -1910.-Кн. 1.-С. 19-61 .

112. Риккерт Г.Науки о природе и науки о культуре,- СПб.: Образование,!911.-195 с.

113. Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности.// Логос. -1912- 1913.Кн. 12. С.1-35 с.

114. Риккерт Г. Одно, единство и единица (к вопросу о логической сущности числа). // Логос.-1911-1912,- Кн. 2-3,- С.141-195.

115. Риккерт Г. О системе ценностей. // Логос . 1914. - Т.1.-Вып.1 .- С.45-75 .

116. Риккерт Г. Философия жизни.: Изложение и критика модных течений нашего времени. П.:Асаёегта, 1922.-167 с.

117. Рубинштейн М. Генрих Риккерт. // Вопросы философии и психологии. 1907.-1907,-Кн. 1/86,-С. 1-58.

118. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. М.,1992.

119. Он же. Ценности в проблемном мире: Философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии .- Новосибирск: изд. Новосиб. универ.,1998,- 292 с.

120. Равкин З.И. Развитие образования в России : новые ценностные ориентиры.// Педагогика,- 1995,-№ 5.-С.81-91.

121. Рудельсон Е.А. Неокантианское учение о ценностях ( Фрейбургская школа) // Проблемы ценности в философии. М.: Наука, 1966.-С. 128-143.

122. Русская идея. В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья. М.: Искусство, 1994,- Т. 1.

123. Толстой Л.Н. В чём моя вера?// Полн.собр.соч.: В 90-Т.-М.: Терра,1992,- Т.23,-С.304-469.

124. Он же. Дневники.// Полн.собр.соч.: В 90-Т.-М.: Терра,1992.Т.48-49,- 535 с.

125. Он же. Исповедь. // Полн.собр.соч.:В 90-т . М.: Терра, 1992,- Т.23.-С.1-59.

126. Он же. Педагогические сочинения.-М.: Педагогика, 1989.-536 с.

127. Ситковский Е. Неокантианство.//Из истории фи юсофии XIX века.: Сборникстатей,- ОГИЗ. СОЦЭКГИЗ, 1933.-С.213-308 . Сеземан В. Рациональное и иррациональное в с* ;теме философии. // Логос.-1911,-Кн.1.

128. Семёнов В.Д. Социальная педагогика. История и современность. Екатеринбург, 1995.

129. Савостьянова Э.Р. Проблема человека в философии неокантианства. Диссер г. на соискание учёной степени кандидата филос. наук. Екатеринбург. УрГУ.-132 с.

130. Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека»//

131. Вопросы философии. 1990,- № 5.-С.61-75. Сластенин В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования.//

132. Магистр. 1994,- № 6.-С.79-87. Соловьёв B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.// Сочинения.:

133. В 2-х т.-М.: Мысль, 1988,-Т.1.-С. 47-549 . Соловьёв Э.Ю. И.Кант: взаимодополнительность морали и права. М.:Наука,1992.-210 с.

134. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. М.: Прогресс - Литера. С-П.: Алетейя, 1995.-651 с.

135. Он же. Дух, лицо и стиль русской культуры.// Вопросы философии. 1977. -№ 1 .-С. 154-166.

136. Он же. Памяти С.И.Гессена// Новый журнал.-195 !.-№ 25,- С.21 5-218. Современная западная философия: Словарь. -М.: Политическая литература, 1991.-414 с.

137. Сапов В.В. Журнал «Логос»- прерванный на полуслове диалог.// Вестник РАН,1993. -Т. 63. -№ 3.-С.267-272 .

138. Он же. Сергей Гессен- русский философ.// Вестник РАН. 1993.-Т.63.--№ 6.~ С. 523-235.

139. Он же . Гессен С.И.// Русская философия.: Словарь. М.: Республика, 1995,-114с.

140. Соболева М.Е. Система и метод в философии символических форм Э.Кассире-ра. // Вопросы философии,- 2000.-№ 2. -С. 87-101.

141. Современный философский словарь,- М., Бишкек., Екатеринбург, 1996.-608

142. Смирнов С. Д Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: МГУ, 1995,- 271 с.

143. Фрадкин Ф.А., Осовский Е.Г. Лекции по истории русской педагогики. М., 1993. - 160 с.

144. Философы России Х1Х-ХХ столетий ( биографии, идеи, труды).- М.: Книга и бизнес, 1993.

145. Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974.-469 с.

146. Философия Канта и современный идеализм. М.: Наука, 1987. -270 с.

147. Философия и ценностные формы сознания. М.: Мысль, 1978.-348с.

148. Философия образования.: Круглый стол.// Педагогика,- 1995.-№ 4.-С.3-28.

149. Философия, культура и образование: Материалы «круглого стола». // Вопросы философии,- 1999 .- № 3,- С. 3-36.

150. Философская жизнь Урала. Проблемы истории философии: Альманах. Екатеринбург.: УрГУ, 1999. -333с.

151. Филатов В. Гессен С.И. .//Русская философия.: Малый энциклопедический словарь. М.: Наука,1995,- С.126-127.

152. Филиппов Л.И. Неокантианство в России. // Кант и кантианцы.М.:Наука,1978,-С. 286-317.

153. Чапаев Н.К. Введение в курс « Философия и история образования».- Екатеринбург. 1998.-280 с.

154. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура.// Педагогика. -1998,- № 1.- С.9-17.

155. Человек в философско- культурологическом измерении.: Материалы республиканской научно-теоретической конференции. Нижневартовск, 1998,163 с.

156. Шашков Н.И. Кант и кантианство как основа « этического социализма», лизма». Автореф. дис. канд. филос. наук. -Л.: ЛГУ, 1977. 20 с.159

157. Эрн В.Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности. По поводу нового философского журнала «Логос».// Сочинения. М.: Правда, 1991.-С.71-108.

158. Яковенко Б. О Логосе. // Логос,- 1911,- Кн 1.

159. Он же Тридцать лет русской философии (1900-1929)// Философские науки .- 1991,- № 10. С. 57-96.160