автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Удмуртский этнос

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Петров, Алексей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ижевск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Удмуртский этнос'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Удмуртский этнос"

Г о

Миниб+ерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Удмуртский государственный университет

На правах рукописи

Петров Алексей Николаевич

Удмуртский этнос: проблемы ментальности (Опыт этнологического анализа)

Специальность: 07.00.07. - Этнография, этнология, антропология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ижевск 1998

Работа выполнена на кафедре этнологии и регионоведения Удмуртского государственного университета

Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор В.Е. Владыкин

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

профессор К.А. Пономарев

кандидат исторических наук Л. С. Христолюбова

Ведущее учреждение - Пермский государственный университет

Защита состоится «•%> 1998 года в 10 часов на

заседании диссертационного совета К 064.47.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Удмуртском государственном университете.

Адрес: 426034, г.Ижевск, ул. Университетская, 1

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета.

Автореферат разослан 1998 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета кандидат исторических наук ^ " О.М. Мельникова

Общая характеристика работы.

Актуальность темы. В настоящее время все большее значение в гуманитарных науках приобретает изучение проблем менталыюсти. Более того, можно даже утверждать, что появилась определенная мода на «ментальность». Однако, как известно, моды приходят и уходят, а интерес, если он подлинный, -остается. По-видимому, и проблемы менталитета, ментальности надолго эстанутся в пространстве интенсивного исследовательского внимания.

Вовлечение этой категории в исторические исследования позволяет жтуализировать и связать между собой культурный и психологический факторы через постижение модели человеческого сознания и поведения, тем :амым достигается целостность познания специфики функционирования того 1ли иного социума.

Ментальность этноса в самом общем понимании можно определить как тсихологическое отражение специфики культуры, проявляющееся через основополагающие черты мировосприятия, ориентирующих мышление и юведение. Специфика культуры или ее самотождественность формируется $семи элементами организации жизни общности от социально-экономической ю духовной сферы, и исследователь ментальности стремится познать и ¡зучить, как они сочетаются между собой, определяя тем самым образ мира подей данной общности. В связи с этим исследование менталитета значительно »асширяет поле деятельности историка, стремящегося раскрыть сущность той [ли иной культуры.

Изучение этнической ментальности стало интенсивным лишь в юследние годы. Ранее, в работах многих исследователей рассматривались еоретические аспекты этнической психологии, показывались различные черты ;арактера народа, свойственные для определенной исторической эпохи без вязи с целостным изучением его культуры. В результате,

структурообразующие или собственно этноспецифические характеристики этнического мировоззрения оказывались как бы вне внимания исследователя.

Одной из важных задач изучения ментальности этноса является раскрытие сущностных, глубинных особенностей мировосприятия и поведения народа и объяснение их через историю и культуру народа. Функция объяснения тех или иных специфических черт культуры и ментальности этноса играет важную роль, ведь только то, что понято и осмыслено человеком, может быть принято им или отвергнуто.

В этнографической науке, в том числе в этнографии удмуртского народа, проделана большая работа по накоплению эмпирического материала. Значительные теоретические исследования посвящены тем или иным феноменам культуры этноса. Однако, по моему мнению, недостаточно внимания уделяется созданию работ, в которых бы были найдены связи и отношения между различными компонентами культуры. Современный этап развития этнографической науки характеризуется созданием мощной теоретической и фактографической базы, что требует осмысления культуры этноса в целом. Изучение ментальности удмуртов в какой-то мере является шагом на пути решения данной задачи.

Проблемы ментальности удмуртского народа почти не имеют соответствующей разработки в удмуртской этнографии. Хотя нельзя не отметить ценные наблюдения дореволюционных авторов о психическом складе удмуртов. Большое значение имеют исследования современных ученых, отражающих те или иные черты ментачьности удмуртов. Но, в целом, все эти данные об особенностях этнического мировоззрения, картины мира удмуртов весьма фрагментарны. Выявление целостной картины ментальности удмуртского народа становится насущной необходимостью в наше время.

Объект и предмет исследования. Особенности практической деятельности общности людей, связанные с географическим положением и ::сторико-этническим окружением, оказывают влияние на формирование массового стереотипизированного сознания, которое в свою очередь, становясь

целостным самостоятельным фактором истории, оказывает воздействие на ее ход, придает неповторимую окраску. Изучение основополагающих черт мировоззрения и мировосприятия, системы ценностей и установок этнического характера удмуртов на основе комплексного анализа специфики функционирования и развития традиционной культуры народа явилось основной объектно-предметной сферой данной диссертационной работы.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является этнологический анализ доминантных особенностей ментальности удмуртского народа на основе комплексного изучения традиционной этнокультуры.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретико-методологических проблем этнического менталитета.

2. Определение естественно-исторических оснований формирования и эволюции удмуртской ментальности.

3. Исследование устоявшихся норм, ценностей и установок функционирования удмуртской семьи и общины в рамках соционормативной сферы культуры.

4. Выявление особенностей мировосприятия через изучение познавательной подсистемы культуры удмуртов.

Хронологические рамки исследования. Нижнюю хронологическую рамку исследования установить довольно сложно, поскольку наиболее ранние сведения о ментальности удмуртов восходят к археологическим данным, мифам и легендам удмуртского народа, время возникновения которых установить с достаточной точностью трудно. Верхняя же хронологическая эамка определяется кон. XIX - нач. XX вв, что связано с коренными переменами в политической и социально-экономической жизни России в последующий период, которые привели к изменениям в традиционной сультуре и ценностных ориентациях удмуртского народа. Автор в этом ^следовании ограничивается временем относительно уравновешенного юстояния всех сфер жизнедеятельности удмуртского этноса. Кроме того, со

второй половины XIX века активизируется деятельность по изучению всех народов России, в том числе и удмуртов, что находит свое выражение в увеличении количества работ, посвященных различным сторонам жизни удмуртов.

Методология и методика исследования. Многоплановость понятия менталитет приводит к тому, что эту категорию в том или ином ее звучании предлагали представители различных отраслей знания: истории, этнологии, психологии, философии. Сформировалось множество подходов к изучению ментальности, в то же время единой, утвердившейся в науке методологии еще не сложилось. В данном диссертационном исследовании автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих специалистов в изучении ментальности - представителей школы «Анналов»: М.Блока, Л.Февра, Ф.Броделя, Ж.Дюби, Ж. Ле Гоффа, М.Вовеля, Ж.Ревеля, отечественных их последователей: А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного. Большое влияние на понимание сущности сознательного и бессознательного, коллективного и индивидуального в истории оказали концепции зарубежных исследователей: З.Фрейда, Э.Фромма, К.-Л.Строса, М.Фуко, Э.Дюркгейма, И.Мейерсона и отечественных ученых: Л.С.Выготского, Г.Г.Шпета, Б.Ф.Поршнева, Ю.М.Лотмана, И.С.Кона.

Изучение этнической ментальности тесно связано с необходимостью определения места этой категории в системе этноса. Автор основывается на разработках отечественных исследователей теории этноса и этнопсихологии: С.А.Токарева, Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, С.А.Арутюнова, Э.С.Маркаряна, В.А.Тишкова, Л.Н.Гумилева, Ю.И.Мкртумяна

Из всего комплекса методов использовались, преимущественно, метод системного анализа и сравнительно-исторический метод в сочетании с методом «экспертных оценок». Метод экспертных оценок позволял анализировать взгляды учителей школ, преподавателей вузов, представителей культуры и науки, так или иначе связанных с проблемами изучения особенностей образа мышления и поведения удмуртов.

Степень изученности проблемы. Исследование ментальности удмуртского народа в отечественной этнографии пока еще фрагментарно, и все же необходимо отметить ряд работ, сыгравших важную роль в становлении изучения особенностей мышления и поведения удмуртов.

Наиболее ранние описания культуры, быта и нравов удмуртского народа содержатся в работах исследователей XVIII в: Г.Ф.Миллера (1791), И.Г.Георги (1799), П.С.Палласа (1788), Н.П.Рычкова(1770-1772). Работы этого периода большей частью представляют собой беглые путевые заметки, поэтому говорить о полной и объективной характеристике культуры и -Эти слой психологии удмуртов не приходится. Кроме того, в трудах ученых этого периода часто прослеживается ок^ЗЯ'Пзе отношение к народам Поволжья, что выражается в том, *гго эти народы представляются как отсталые, требующие активного культурного вмешательства извне.

В первой половине XIX века интерес к изучению удмуртов, как и других нгародов Поволжья, уменьшился, что связано с перемещением интереса на $арубежную этнографию. В результате этот период характеризуется небольшим количеством работ по изучению удмуртов, среди них можно отметить «следования И.Ф.Эрдмана (1816г.), А.А.Фукс (1844г.), А:И.Герцена.

Новый этап развития отечественной этнографии, характеризующийся ювышением внимания к народам России, начинается с 1845 года, когда было юздано Русское Географическое Общество и укрепились центры по изучению сульгуры и быта народов, которыми становятся Москва и Петербург. Для 1ащего региона наиболее важными городами, где концентрируются [сследования и публикации по этнографии удмуртов становятся Казань и $ятка. Большое количество материалов по культуре и быту удмуртов гечатается на страницах «Вятских губернских ведомостей» (1838-1917гг.), Вятских епархиальных ведомостей» (1863-1917гг.), «Памятных книжках» и Календарях Вятской губернии» (1857-1917гг.).

В работах исследователей второй пол. XIX - нач. XX вв. прослеживается тремление к более объективному познанию культуры, быта и нравов

удмуртского народа. Обращает на себя внимание то, что большинство авторов уже редко упоминает о негативных чертах народа, наоборот, можно заметить большее количество положительных оценок духовной природы удмуртов. Исследователи, прожив немалое время рядом с удмуртами, показывают и анализируют те или иные явления через внутреннюю структуру удмуртского общества, стремятся найти корни особенностей этнического мировоззрения удмуртов, что придает их работам особую ценность. Среди них следует в первую очередь отметить работы таких авторов, как Д.Н.Островский (1873), Б.Гаврилов (1880), В.Кошурников (1880), В.М.Бехтерев (1880), М.Бух (1882), В.Н.Харузина (1898), Г.Н.Потанин (1880-1882), П.М.Богаевский (1888), Г.Е.Верещагин (1886, 1889,1895,1911), И.Н.Смирнов (1890), Н.Г.Первухин (1888-1890), И.Васильев (1906) и других.

В 1930 году в Удмуртии начала свою работу комплексная экспедиция Института народов Востока, в которой принимали участие известные ученые того времени - Н.Я.Марр, В.Н.Белицер, М.Т.Маркелов, А.И.Пинт, М.О.Косвен. Итогом их деятельности стало появление ряда работ по материальной и духовной культуре удмуртов в послереволюционный период.

На 20-нач.30-х годов приходится деятельность известного удмуртского ученого, поэта и общественного деятеля - Кузебая Герда, которым созданы замечательные по своему содержанию исследования по духовной культуре удмуртского народа, позволяющие определить некоторые черты образа мышления удмуртов.

Среди трудов известного исследователя Вятской земли и Удмуртии П.Н.Луппова необходимо отметить его работу, опубликованную в 1958 г., «Удмурты в ХУ-ХУН вв.: Документы по истории Удмуртии ХУ-ХУН вв». Как в документах, так и во вводной статье этого сборника находятся ценные указания о состоянии удмуртской ментальное™ в ХУ-ХУН вв.

Говоря о современных исследователях, уделивших внимание изучению ментальности удмуртов, прежде всего, необходимо отметить работы М.В.Гришкиной (1994, 1996), Г.К.Шкляева (1992, 1998), в них через призму

межэтнических взаимоотношений удмуртов и русских прослежены изменения ценностных ориентиров, направленности сознания удмуртов в историческом :резе. Важную роль для изучения ментальное™ удмуртского этноса играют исследования В.Ю.Хотинец по этническому самосознанию (1996) и 5.В.Суворовой по этнопедагогике (1993).

Исследование В.Е.Владыкина (1994) по удмуртской религии содержит 5огатейший материал для изучения проблем картины мира народа. В этой и фугих работах ученого показаны ценностные ориентиры, стереотипы шшления удмуртов, связанные в основном с религиозно-мифологической :ферой культуры. Интересные выводы можно найти в работе В.В.Напольских 1992), в ней отмечается, что девиз удмуртской ментальности можно выразить ловами: «Живу в согласии». Важную роль для изучения ментальности гдмуртов играют исследования Г.А.Никитиной по функционированию 'дмуртской семьи и общины, которые приводят к выводу о глубокой ависимости человека в удмуртском обществе от семейно-родственных и общинных отношений, что находит свое воплощение в формировании сновных ценностей удмуртской жизни.

Источннковая база обусловлена поставленными в диссертационном сследовании целями и задачами и подразделяется на следующие группы: Опубликованные письменные источники; к ним можно отнести наблюдения сследователей и путешественников 18 в. - Г.Ф.Миллера, П.С.Палласа, а также анние сообщения в печати о жизни и быте удмуртского народа представителей [естной власти, священников. В качестве этого же типа источников могут быть спользованы и исследования ученых XIX - нач. XX вв., поскольку их эчинения во многом были построены на личных наблюдениях, ценность оторых трудно переоценить. Однако, используя эти материалы, необходимо гделять непосредственные наблюдения от выводов авторов. В качестве гдельного вида письменных источников необходимо отметить фольклорные атериалы, нашедшие свое отражение в работах Б.Гаврилова, Г.Е.Верещагина, '.Первухина, М.Буха, Б.Мункачи и других исследователей. Во многом в

качестве источников могут быть использованы сведения о духовной и материальной культуре удмуртов, содержащиеся в работах современных ученых - В.Е.Владыкина, М.В.Гришкиной, Л.С.Христолюбовой, Г.К.Шкляева, Г.А.Никитиной и других.

Архивные источники: их особенность заключается в том, что они не содержат прямых указаний о ценностях и установках мышления и поведении удмуртов, но при тщательном изучении их и соотнесении с другими источниками можно получить сведения об особенностях развития культуры удмуртов, что является основой при изучении ментальнзсти народа. Из неопубликованных архивных источников в диссертации были использованы материалы следующих фондов Государственного архива Кировской области:

1.Канцелярия вятского губернатора, ф.582.

2. Вятский губернский статистический комитет, ф.574.

3.Вятская ученая архивная комиссия, ф. 170.

4. Вятская губернская казенная палата, ф. 176.

Кроме того, в работе нашли применение материалы фондов Центрального государственного архива Удмуртской Республики:

1. Глазовское уездное по крестьянским делам присутствие, ф.108.

2. Сарапульский уездный суд, ф.241.

Значительную роль при изучении ментальности удмуртов играют

материалы рукописного фонда научного архива Удм. ИИЯЛ, содержащие

рукописи ученых и фольклорные сборники, кроме того, материалы

моги

этнографических, фольклорных, диалектических экспедиций.

К опубликованным архивным источникам необходимо отнести сборник документов «Древние акты, относящиеся к истории Вятского края», опубликованный в 1881 году и содержащий документы по ранней истории Удмуртии. К такому же типу источников относятся . «Труды Вятской губернской ученой архивной комиссии»( 1906,1907). Большую роль играет уже упоминавшийся сборник документов «Удмурты в 15-17 вв.», подготовленный

крупнейшим знатоком архивных материалов по истории Вятского края и Удмуртии П.НЛупповым.

Полевые материалы. Важную роль при работе над диссертацией сыграли и собственные полевые материалы. Они помогали осмыслить состояние ментальности удмуртского народа, соотнести образ мышления и поведения удмуртов с более ранними источниками, с другими народами. Полевые материалы складывались из непосредственного изучения жизни и быта удмуртов. Немалое значение имело и то обстоятельство, что автор сам является представителем изучаемого этноса, что позволило глубже познать внутреннюю структуру культуры, осмыслить особенности этнического мировоззрения удмуртского народа. Кроме того, диссертант принимал участие в этнографических экспедициях в Вавожский и Можгинский районы Удмуртской Республики.

Научная новизна работы. Это первое комплексное исследование ментальности удмуртского этноса. Автор на основе изучения специфики функционирования различных подсистем культуры этноса выделил структурообразующие характеристики, лежащие в основе этнического мировоззрения и мировосприятия удмуртов, вокруг которых формируется система ценностных ориентиров и установок удмуртского этноса. В рамках исследования модели коллективного сознания удмуртов используется комплексный подход, через который исследование подсистем культуры этноса соотносится с экологическими условиями его существования, с межэтническими отношениями. Общие заключения и выводы, сделанные в работе, позволяют конкретнее представить картину * мира удмуртов, особенности их этнического мировоззрения.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что ее эсновные выводы могут быть использованы при подготовке обобщающих забот по истории, этнографии и этнической психологии удмуртов, учебных юсобий по регионоведению, разработке общих и специальных курсов по »тнической ментальности. На основании выводов, сделанных в исследовании,

возможна разработка условий, определяющих оптимальное положение удмуртов в системе современной цивилизации.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования получили свое отражение в^публикациях. Различные сюжеты работы доложены автором на университетских региональных и международных конференциях в Ижевске (ежегодно с 1994 г.), в Глазове (1996 г.), Сарапуле (1997 г.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры этнологии и регионоведения Удмуртского государственного университета.

В структурно-композиционном плане диссертация состоит из введения, четырех глав, соответствующих основным проблемно-тематическим блокам исследования, заключительного раздела, приложения, списка источников и использованной литературы.

Основное содержание работы »

Во введении обосновывается актуальность темы, а также объект и предмет, территориальные и хронологические рамки исследования, определяются цель и вытекающие из нее основные задачи, намечаются теоретико-методологические ориентиры, показана степень изученности проблемы, дана характеристика литературы и основных групп источников, обозначены научная новизна и научно-практическая значимость работы.

Первая глава посвящена теоретико-методологической проблеме изучения этнической ментальности и состоит из двух параграфов.

В первом параграфе на основе анализа различных исспедовательских подходов осуществляется попытка систематизации и выделения общих закономерностей в определении и изучении ментальности, а равно роли сознательного и бессознательного в истории.

В результате развития в Х1Х-ХХ вв. философии, психологии, истории наметились, по моему мнению, две основные парадигмы толкования

ментальности в историческом процессе: 1. Менталитет - как многосмысловая вариативная основа поведения и мышления человека. При этом большую роль играет не предопределенность, а творчество масс. 2. Менталитет - как коллективное бессознательное, как основная идея, предопределяющая специфику действий людей данной общности и рассматриваемая в целостности с другими факторами.

Первая исследовательская парадигма восходит к философским идеям, кантианства и неокантианства и основывается на принципе несводимости исторического познания к какой-либо формуле, закону. История предстает как многосмысловое явление, и, следовательно, развитие сознания и его духовных форм вариативно и многозначно как в синхронном, так и в диахронном плане рассмотрения. С этим связан и другой принцип данного направления -признание обусловливающих познание алриорных норм. Через априори необходимо лишь получить и оформить информационные и смысловые формы изучаемой эпохи, и историк обречен конструировать прошлое по-своему, индивидуализируя его и осмысливая в соответствии со своими особенностями. Исходя из этих принципов (данное направление основным источником исследования считает текст, а определяющим методом - интерпретацию, герменевтический анализ текста), исследование должно стать проникновением, гереживанием, вчувствованием в дух эпохи, в его смысловые формы.

РУЯ это направление на предмет нашего исследования, [еобходимо отметить, что основа мышления и поведения человека в истории шй ментальность герменевтическое течение представляло как многообразие >орм и типов сознания, как вариативную психологическую структуру, слабо етерминированную объективными факторами. Среди наиболее известных сследователей этой парадигмы необходимо отметить труды В.Дильтея, [.Хейзинга. К этому же'направлению можно отнести и работы отечественного сследователя М.М.Бахтина.

Вторая исследовательская линия восходит к идеалистической философии егеля, по которой сознание человека обречено на зависимость от

объективного, от его самодвижения к прогрессу. Эта общая направленност] детерминации психики стала движущей тенденцией в историко-философских 1 психологических концепциях, причем каждое отдельное учение ставил« сознание в зависимость от разных факторов бытия человека.

По марксизму, развитие сознания в конечном итоге обусловливаете; социально-экономическими факторами. В психоанализе вводится понятие «бессознательное», в котором откладывается опыт человека или в цело1\ культуры, и развитие психики ставится в зависимость от физиологических у социальных, факторов. В учениях Э.Дюркгейма и Л.С.Выготского ментальное« выступает как социальное явление. В структурализме, психологической школе И.Мейерсона главную роль играет сочленение, комбинирование различных аспектов жизни, и изучение ментальности неизбежно приводит к разработке всей системы связей и взаимоотношений данной общности. Близки к ним представители школы «Анналов», стремящиеся создать целостного человека в истории. Представители этого направления изучают ментальность в качестве синтезирующей структуры, в качестве духовного универсума эпохи, который в свою очередь зависим от всех проявлений жизни, от целостного их изучения.

Объединяющей и интегрирующей эти подходы является точка зрени Ю.М.Лотмана, который рассматривает менталитет как биполярное явление: стадии стабильности общества как детерминированное и предсказуемое, переходных же состояниях - как пучок различных смыслов, лежащих в основ сознания. Если рассматривать общество как динамическую структуру, т биполярность ментальности представляется наиболее обоснованной.

В связи с рассмотренными позициями автор придерживается мнения, что ментальность выступает в качестве категории, объясняющей культурно-психологическую заданность или направленность специфики культуры. Ментальность можно представить в качестве структурообразующей формулы, которая определяет специфическое сочетание ценностей, установок и автоматизмов изучаемой культурно-исторической общности.

Ментальность и социально-психологические .характеристики людей (ценности, установки) оказываются тесно взаимосвязаны. Бели первая категория определяет картину мира, способ мировосприятия люпей и более традиционна и консервативна, то вторая отражает смысловые и эмяциональные формы освоения действительности и более зависима от инновационных явлений в' культуре общности. Ментальность зависима от специфического сочетания для данной культуры социально-психологических характеристик, поэтому накопление предельного количества смысловых и эмоциональных характеристик, несоответствующих ментальности, веде- к смене этого продуцирующего основания.

Исследование ментальности связано с необходимостью выделения всей совокупности ценностей и установок общности. Следующий этап - на основе синтеза и установления связей внутри этой совокупности определение картины мира, которая и определяет суть ментальности.

Во втором параграфе обосновывается место ментальности в системе этноса. При этом автор опирается на разработки отечественных исследователей по теории этноса: С.А.Токарева, Ю.В.Бромлея, С.А-Арутюнова, Э.С.Маркаряна, Н.Н.Чебоксарова, В.И.Козлова и других.

Рассматривая этнос, исследователь непременно сталкивается с проблемой выделения этнодифференцирующего признака. Автор, основываясь на взглядах С.А.Арутюнова, Э.С.Маркаряна, в качестве такового определяет культурный комплекс. Основу этнической культуры составляют традиции - устоявшиеся формы поведения, лежащие в основе жизни этноса. Определенное сочетание культурных традиций, обусловленное экологическими условиями и историческим опытом существования этноса, формируют через систему ценностей и установок этноса его картину мира. Картина мира, мировосприятие этноса специфицируют мыслительные и поведенческие аспекты деятельности и являются одним из условий стабильного, уравновешенного состояния этноса. В связи с этим, автор предполагает, что ментальность взаимосвязана с направленностью традиционной культуры, и может быть рассматриваема как

одна из составляющих этнической специфики. Большое влияние на развитие этноса оказывают инновации, которые формируют новые ценности и установки, являющиеся «смысловыми пучками», альтернативами развития системы этнической ментальности в пространственном и временном измерении.

Во второй главе рассматриваются естественноисторические условия формирования и эволюции ментальное™ удмуртского этноса.

В первом параграфе на основе анализа экологических и исторических условий функционирования этноса выделяется ряд предпосылок формирования ментальности удмуртов.

Зависимость деятельности удмуртов, особенно в начальной стадии своего развития, от лесного окружения стало» фоном для развития предрасположенности к пассивному флегматичному типу темперамента, к сдержанности в проявлении чувств, с другой стороны - удмурты оказались предрасположены к целостному восприятию мира.

Достаточно сложные природные условия существования удмуртов обусловили высокую значимость коллективного труда. Причем этот труд требовал ие временного максимального напряжения сил, а постоянного неторопливого выполнения определенных операций, что предопределяло формирования таких черт характера как терпеливость, упорство, настойчивость.

Эколвгически и исторически детерминированная неразвитость системы коммуникаций между отдельными территориальными группами этноса, между удмуртским этносом и внешним миром являлась условием существования относительной изолированности развития удмуртских общин, что определяло такие черты характера как закрытость внутреннего мира, немногословие, скрытность во взаимоотношениях с внешним миром.

Во втором параграфе на основе изучения производственной подсистемы культуры и связанных с ней ценностных установок удмуртского этноса автор пришел к следующим выводам: 1) Решающее значение для удмуртского

этноса имело земледелие - выращивание, главным образом, Хлеба. Хлеб воспринимался как основа жизни, ее условие, он являлся мерой ценности. Поэтому его производство было особенно значимым, что при сохраняющихся еще в XIX в. архаичных способах усиливало роль человека - пахаря и его труда, что выражается в особой организации общества для эффективного использования человеческих рук. В связи с этим повышается ценность совместного труда, что приводит к значимости семейно-родственных отношений среди удмуртов, кроме того, способствовало воспитанию трудолюбия у представителей этноса. 2) Большая роль промысловых видов созяйства приводила к тому, что человек в удмуртском обществе сохранил гесную связь с природой, и это отразилось на формировании целостности мышления удмуртского народа, при котором субъект воспринимал мир в единстве его качеств.

Третий параграф посвящен изучению развития ментальности дмуртского этноса в историческом срезе, в системе межэтнических ггношений.

Автор на основе анализа эпоса, составленного М.Г.Худяковым осознавая оценочную уязвимость этого произведения), рассматривая предания легенды удмуртского народа, приходит к выводу, что древнейшая установка гношений людей с миром и обществом была направлена не на конфликт, а на фмонию. При этом типе мировосприятия человек не бросает вызов судьбе, иру, а следует их законам, для него важнее не переустройство мира, а его ьморазвитие. По всей видимости, данная установка была характерна для всех эальских народов. В.В.Напольских, анализируя и сравнивая прауральский и «индоевропейский мифы о возникновении мира, для уральской традиции итает основной установку на гармонию в мире.

Период ХШ-ХУ1 вв. характеризуется русской колонизацией территории верных удмуртов и монголо-татарским завоеванием южного Прикамья, в в. происходит окончательное присоединение удмуртов к России. При щмодействии с более сильными этносами возникла угроза самобытности

удмуртской культуры. В этих условиях этнос стремился обособиться, замкнуться на ценностях своего этнического мира. Удмурты сохраняют базовую установку на согласие между собой и миром, однако в случае необходимости защиты своих интересов поднимаются на борьбу. В данный период стремление к миру и согласию еще не было доведено до крайней покорности судьбе.

ХУ1-ХУП вв. характеризуются тем, что удмурты отказываются от военного -сопротивления и принимают условия русских властей. Отмечается что к 1582-84 гг. удмурты уже были настолько обескровлены, что активности их была сведена к минимуму (Гришкина М.В. 1994). Реакцией удмуртов нг агрессивное внешнее окружение стало, с одной стороны, усиленш корпоративности удмуртского духа, что выразилось в неприятии богатырей батыров, то есть людей, выделяющихся своими отличными качествами. С другой сгороны - выработалась установка на ограничение восприятии новшеств и, как следствие, это проявилось в еще большей изолированносп общин от внешнего мира.

Следующий период - ХУИ-ХУШ вв. - характеризуются сохранение? сопротивления удмуртов экономическому воздействию извне. Сопротивлени это носило мирный характер и было связано с земельными притеснениями с стороны русских и татар, злоупотреблениями чиновников и представителе] церкви.

Во многом способствовать проявлению защитных функций удмуртског этноса государственная политика по отношению к инородцам в ХУИ-ХУШ ве Правительство России проводило политику поддержки инородческог населения, давало право самим решать те или иные вопросы нерусски] народностям. Обозначенные выше обстоятельства влияли на повышени уровня национального самосознания удмуртов, что проявлялось в обращении центральной власти с жалобами, челобитными по поводу земельны притеснений.

Следующий период, XVIII-XIX вв.,характеризуется тем, что удмурты все ке уступают в борьбе за земли, происходит их насильственная христианизация с 1740 года). Отменяется податная обособленность удмуртов (с нач.ХУ111в.), шквидируегся экономическая самостоятельность (Генеральное межевание 1804 года), затем и правовая - насильственное закрепление удмуртов к Ижевскому заводу (1807). В результате удмурты оказались лишены ■осударственных механизмов, защищающих их внутренний этнический мир, по оказало влияние на изменение этнических стереотипов мышления и 1 введения. Отмечается, что данное обстоятельство приводит к столшовению щух различных уровней сознания: русского - более всего в это время направленного на индивидуализм и удмуртского, стремящегося к юспроизводству исторически сложившихся форм жизни (корпораггивность зуха, направленность на гармонию отношений между людьми) ( Шкпяев Г.К. 1998).

В отношениях с внешним миром, прежде всего, с русским населением, удмурты во многом оказываются беспомощны, лишенными психологических 1нструментов адаптации, так как вся жизнь удмуртов была подчинена интересам семьи и общины, в которых человек часто терял свою индивидуальность, подчиняя свою жизнь традиционным нормам кизнедеятельности. Во взаимодействии с более сильным соседом, имеющем )тличный, активный тип сознания, удмурты постепенно были вынуждены вступать, идти на компромиссы и даже привыкать к обидам, унижениям.

В условиях ухудшения экономического положения удмуртских крестьян малоземелье), давления на духовное состояние народа, его религию и ценности удмуртский этнос ориентируется на обеспечение условий физического и, в лавной степени, психологического выживания. Удмурты в это время юкращают контакты с чуждым им, особенно в духовном' плане, миром и :вязывают свою жизнь с усилением семейно-родственных и общинных ггношений, увеличивается значимость языческой религии, прежде всего, шститута воршуда.

В отношениях между родственниками царили согласие и миролюбие, достойные восхищения. Однако все это держалось на ограничении каждым человеком своих индивидуальных потребностей, что формировало в удмуртском обществе идеал «маленького», «усредненного» человека. Этот человек стремился соотнести свои действия с мнением общества, что призодило его к постоянному возвращению в область самооценки.

Удмуртский народ был вынужден перейти на позиции оборонительной самоизоляции, чтобы избежать интенсивного внешнего воздействия, под влиянием которого разрушалась внутренняя структура удмуртского общества. Отношения к внешнему миру проявляются в ограничении восприятия новых, несоответствующих традиционному образу жизни явлений. В то же время удмурт в миру оказывается скрытен, подозрителен, что связано еще и с незнанием языка и боязнью обмана. Данное отношение к внешнему окружению не способствовало активному освоению мира, но становилось психологической защитой от разрушения сознания удмуртов, способствовало более медленной, но и более уравновешенной интеграции удмуртской культуры в систему межэтнических отношений.

Длительное соприкосновение с более крупным этносом, колонизация края и насильственная христианизация населения привели к тому, что удмурты для самосохранения вынуждены были мимикрировать, стать незаметными, терпеливыми, даже привыкнуть к унижению во «внешнем мире» (если вообще это возмажно), но сохранить свои лучшие качества - миролюбие, уживчивость, гостеприимство - в семье и общине, в своей «внутренней», родной стихии.

В третьей главе рассматриваются взаимоотношения человека в семье и общине а системе соционормативной сферы культуры.

В первом параграфе предметом исследования является этнокультурная специфика традиционной удмуртской семьи. Автором отмечается, что у удмуртов в конце XIX в. сосуществовали малые и большие семьи при преобладании последних. Для удмуртских семей характерно в качестве особенности согласие и единодушие во взаимоотношениях между

родственниками. Автором отмечается, что даже между разделившимися семьями продолжают сохраняться экономические и духовные взаимосвязи, раздоры же в целом для удмуртских семей были нехарактерны, так как они подрывали основу хозяйственной деятельности семьи, кроме того, регулировались общиной. Таким образом, в XIX в. главенствующая тенденция была направлена на укрепление родственных связей и духовное единение посредством семьи. Семейные отношения являлись непреходящей ценностью и противопоставлялись внешнему миру, поэтому выход человека из системы этих отношений приводил к тяжелым психологическим последствиям.

Во втором параграфе анализируется положение и роль хозяина семьи, где отмечается, что положение кузё в семье оказывается двойственным, а его власть ослабленной, в особенности по отношению к старшим членам семьи. С одной стороны кузё оказывают всяческое почтение и уважение, его боятся ослушаться. С другой стороны - по любому важному вопросу он должен советоваться с членами семьи и все делать па общему согласию.

В третьем параграфе рассматривается статус женщины в семейных отношениях, анатизируются взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Женщина-удмуртка оказывалась относительно самостоятельной в рамках семьи, здесь она приобретала определенные права и привилегии как хозяйка дома и хранительница очага, и в тоже время как равноправный работник. Однако необходимо подчеркнуть зависимость женщины от хозяина семьи в вопросах брака, защите* интересов семьи в общине, решении внутрисемейных хозяйственных проблем. Тем не менее, данная зависимость не приводит к беспрекословному главенству мужчины в семье.

В исследовании отмечается, что отношения между мужчиной и женщиной в семье строились на основе взаимозависимости и согласия. У каждого из них были свои роли и обязанности, от которых в равной степени зависело благополучие семьи. Муж и жена во многом воспринимались как единое целое. Эти отношения приводят к психологической привязанности

членов семьи друг к другу, что переносится вообще на все семейное и домашнее и противопоставляется внешнему миру.

В четвертом параграфе характеризуются установки удмуртской семьи по отношению к ребенку и его воспитанию. В удмуртской семье именно ребенок являлся одной из главных ценностей. Если дети родятся и живут в удмуртской семье, то она считается состоявшейся, счастливой. Данное обстоятельство связано с тем, что ребенок являлся символом продолжения семейных и общинных традиций, кроме того, в нем видели будущего работника.

У удмуртов прежде всего ценилась общественная значимость человека, что связано с обособленностью жизни общины. Данное отношение распространялось и на ребенка. Чем старше ребенок и чем более он приобретал качества, необходимые для семейной и общинной жизни, тем выше становился его статус. Семья должна была сформировать в человеке с раннего детства определениые качества, а это, прежде всего, способность жить в согласии и мире, любовь к труду, умение каждодневно много работать. В этих условиях ребенок оказывался чрезвычайно зависим от родителей, так как основные навыки и умения он приобретал от них через трудовое воспитание. От оценки деятельности ребенка родителями формировался его авторитет в семье, кроме того, она предопределяла статус человека в общине.

В данной структуре отношений дети оказывались стороной, воспринимающей все культурные и психологические навыки жизнедеятельности, при этом они их получали от ограниченного крута людей, прежде всего, родителей. Поэтому необходимо отметить особую привязанность детей к родителям, чувствительность их к родительскому слову - похвале или порицанию, что , возможно, с детства формировало у человека склонность к постоянной самооценке, повышенную мнительность и ранимость.

Пятый параграф посвящен анализу взаимодействия общины и семьи в системе ментальности удмуртов, на основе которого автор показывает

основные особенности функционирования у удмуртов системы связен «община - семья - человек».

Большая роль совместного освоения экологического пространства способствовала усилению позиций общины и сохранению значимости семейно - родственных отношений, которые были направлены на максимальное экономическое и духовное единение членов производственного коллектива. Община представляла собой микрокосм, в котором регулировалась практически вся жизнь удмуртских семей. В этих условиях отдельный человек-вынужден был раствориться в общине, подчинить свои устремления ее традициям и предписаниям, что предопределило приверженность удмуртов общинным нормам мышления и поведения.

Община через свои институты осуществляла связь с внешним миром, тем самым, ограничивая возможность непосредственных личных контактов удмуртов с властями и с представителями других этнооов. Данное обстоятельство сказывалось на ограничении усваивания новшеств, отличных от явлений традиционной жизнедеятельности общины. В условиях усиления значимости контактов вне общины в связи с развитием капитализма удмурт оказался не готов к самостоятельным взаимовыгодным связям, что обусловило развитие таких черт характера, которые, главным образом, проявляются в новых для него условиях контактирования, как скрытность, подозрительность, недоверчивость.

Рассмотрев взаимоотношения общины и семьи, необходимо отметить, что эускель стремился к стабильному состоянию всех семей и вмешивался в дела гех родственных коллективов, которые этому препятствовали. Такие семьи 1асто теряли свой авторитет, а иногда и самостоятельность. Регламентация хозяйственной жизни общиной, нравственно-правовое регулирование юстояния семей поддерживало родственные коллективы в постоянном 1Кономическом и духовном напряжении. Семья в этой ситуации должна была 1ыступать как отлаженный гармоничный механизм, каждый элемент которого вязан с другим. Данное обстоятельство являлось одним из главных условий

формирования особого психологического микроклимата в удмуртской семье, характеризующегося духовной привязанностью членов семьи друг к другу.

Семья стремилась максимально защитить себя от конфликтных ситуаций, что осуществлялось через построение отношений на основе согласия и миролюбия, а каждый член семьи должен был сообразовывать свои намерения и поступки с мнением остальных полноправных членов семьи, ее потребностями.

В этнх условиях удмурт оказывался ограничен в своих действиях с одной стороны общиной, с другой - семьей. В связи с этим все его нереализованные потребности в тех или иных действиях, любой конфликт становились причиной внутренней борьбы и переживаний, что явилось одним из главных условий формирования рефлексивного типа сознания удмуртов. В рамках семьи и общины этот тип сознания уравновешивался общей направленностью их на компромисс и согласие. Если же человек выходил за рамки традиционных социальных отношений, либо происходило нарушение их, то часто это приводило к накоплению предельного количества внутреннего негативного опыта, что сказывалось на мнительности, обидчивости удмуртов.

В четвертой главе прослеживаются ментальные установки удмуртского этноса, сформировавшиеся в сфере духовной культуры.

Первый параграф посвящен анализу религиозных представлений в системе ментальности удмуртов.

Автором отмечаются некоторые особенности религии удмуртов, которые повлияли на формирование системы ценностных ориентации этноса. С одной стороны религиозный комплекс удмуртов был призван регламентировать взаимоотношения с природой, согласовывать их через жертвоприношения, «куриськоны» (прошения к богам). С другой стороны род и семья через систему религии отделяют очеловеченное пространство - дом, территорию общины от внешнего мира. Особенности функционирования религиозной системы: наличие большого количества божеств и духов природы, прагматичные взаимоотношения с ними - приводят удмуртского крестьянина в

тревожное духовно-неустойчивое состояние вне семьи и общины, и лишь здесь под покровительством воршуда и предков он находит психологическую защиту и обретает духовно-душевный комфорт.

Во втором параграфе исследуются особенности мировосприятия в фольклорной традиции удмуртского народа.

Отмечается, что причиной необходимости мирного освоения территорий 'дмуртским этносом явилось поддержание гармонии и согласия в отношениях 1ежду членами родов, что основывалось на компромиссности людей. В юльклоре удмуртов это отразилось в формировании идеала «маленького» еловека, не выделяющегося своими качествами от остальных людей, сила оторого в единении с ними и внутреннее переживание происходящего.

На основе изучения сказок-быличек, загадок, песен удмуртского народа ожно отметить такую черту ментальности этноса, как целостность восприятия ира через вчувствование в него. Четко выделяя образы и признаки предметов явлений, тем не менее, сами предметы удмуртами воспринимаются лишь в злостности с остальными элементами мира. В результате, сам предмет или шение не выходит из системы и не приобретает строгого понятийного кормления, не получает своего символа.

Указанное выше обстоятельство сыграло, вероятно, большую роль в эрмировании особенностей мышления и поведения удмуртов, ^разработанность системы обобщающих понятий-символов и в то же время разно-психологическое восприятие действительности приводили удмуртов к льшей склонности к конкретизации, чем к обобщению. Например, у муртов не сформировалось таких обобщающих понятий, как природа, лес, а л человек мыслился только в единстве с окружающим миром. В то же время :таточно широко разработана система определений различных состояний лроды и самого человека.

В заключительной частя работы подводятся некоторые общие итоги ледования, отмечаются его основные этапные моменты, определяются ачи и перспективы исследования ментальное™ удмуртского этноса на

будущее. Тема изучения этнической ментальности многопланова г естественно, не исчерпана, более того , открываются новые грани различны проблем и перспективы их решения.

11одводя общий итог диссертационному исследованию, следует наметит основные черты ментальное™, характерные для удмуртского этноса в к. XIX в Автор подчеркивает, что структурообразующими ментальным установками сознания удмуртов, очевидно, следует считать с одной сторон] направленность на гармонию и согласие в отношениях с миром и обществом, другой стороны на рефлексию. В ментальноеги удмуртов происходит сочегани этих, вроде бы, взаимоисключающих категорий. С одной стороны удмур стремится к бесконфликтному положению в системе мира, стремится и изменять устоявшихся связей и отношений, что приводит его к зависимости с своего этносоциального окружения. С другой стороны удмурт вынужде постоянно возвращаться в область внутренних психологических переживаний самооценок, так как ему важно осмыслить свое положение, свои действия системе межличностных отношений. В этих условиях внутренш психологическая жизнь индивида становится ареной постоянной борьб! сомнений, конфликта со своим <сЯ», что приводит и к трагически деформациям личности, в современных кризисных условиях это проявляется таких негативных явлениях как алкоголизм, суицид, к сожалению, весь.ч характерных для всего удмуртского этноса. В го же время современн; Удмуртия считается одним из самых уравновешенных и спокойных в систе\ межэтнических отношений регионов России.

Опубликованные работы по теме диссертации:

1. Некоторые проблемы удмуртской ментальности//История Удмуртии школе: Материалы научно-практической конференции по проблеме преподавания истории Удмуртии. - Ижевск: Изд. Удм. ИУУ, 1994. С.103-119.

2. Некоторые проблемы ментальное™ в трудах Г'.Б. Верещагина //Мир духовного: религиозно-культурные параллели (учебное пособие для учителей гуманитарных дисциплин).- Ижевск, 1995. Изд. Удм. ИУУ. С. 60-64.

3. Менталитет как историческая категория этноса // Исторический факультет: история, современное состояние и перспективы: Тезисы докладов Республиканской научно-практической конференции. - Ижевск, 1996. Изд-во Удм. ун-та. С. 126-129.

4. Менталитет как отражение специфики этноса/Mentality as a relation of ithnic peculiarif¡«//Гуманитарное знание на пороге XXI в.: Материалы лежду народной научной конференции,- Ижевск, 1997. С. 122-123., Р. 235-236.

5. К вопросу о роли детства в традиционном удмуртском мировоззрении// ['езисы докладов конференции «Проблемы межэтнических взаимодействий в »предельных национальных и административных образованиях (на примере югиона Среднего Прикамья).- Сарапул, 1997. С. 86-88.

6. Некоторые аспекты менгальности в фольклоре удмуртского народа.-лазов, 1996 (в печати). 0,2 п.л.

7. Отражение опыта взаимодействия с внешним миром в системе 1ептальности удмуртов. - Ижевск, 1997 (в печати). 1 п.л.

 

Текст диссертации на тему "Удмуртский этнос"

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Удмуртский государственный университет

На правах рукописи

Петров Алексей Николаевич

Удмуртский этнос: проблемы менталыюсти

(Опыт этнологического анализа)

Специйл ьнвсть: 07.00.07 - Этнография, этнелвгая, антропология

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель -доктор исторических наук, профессор В.Е, Владыкин

Ижевск 1998

СОДЕРЖАНИЕ

Введшие...........................................................................................................2

Главе 1. Проблемы методологии изучения ментальности этноса.................................26

1.1. Исследование ментальности в исторической науке

(история и эволюция подходов)..........................................................................26

1.2. Этническая ментальность: проблемы теории и методики изучения.............................59

Глава 2. Естестаенно-мсторяческже условна

формирования я эволюция ментальности удмуртского этноса.............................. .72

2.1. Экологические и исторические основания специфики

мышления и поведения удмуртов......................................................................72

2.2 Производственная подсистема культуры и

проблемы ментальности удмуртского этноса........................................................82

2.3. Изменения в удмуртской ментальности и

развитие этноса воПтыс.нэ............................................................................95

Глава 3. Особенности мышления и поведения удмуртского народа

всоционормативнойсфере культуры..............................................................110

3.1. Этнокультурная специфика традиционной удмуртской семьи...................................110

3.2. Положение и роль хозяина семьи................................-.....................................114

3.3. Положение женщины в семье..........................................................................117

3.4. Ребенок и его воспитание в системе ценностных ориентации

удмуртского этноса........................................................................................122

3.5. Взаимодействие общины и семьи в ментальности удмуртов.....................................136

Глава 4. Ментальность удмуртов я духовная культура этноса.................................157

4.1. Религиозные представления в системе ментальности удмуртов,...............................157

4.2. Стереотипы поведения и мировосприятие в фольклорной традиции

удмуртского народа.......................................................................................170

Заключение......................................................................................................183

Список сокращений............................................................................................189

Приложения.....................................................................................................190

Библиография....................................................................................................213

орспсимс

В настоящее время все большее значение в гуманитарных науках приобретает изучение проблем менталъности. Более того, можно даже утверждать, что появилась определенная мода на «ментальностъ». Однако, как известно, мода приходит и уходит, а интерес, если он подлинный, - остается. По-видимому, и проблемы менталитета, менталъности надолго останутся в пространстве интенсивного исследовательского внимания.

Вовлечение этой категории в исторические исследования позволяет актуализировать и связать между собой культурный и психологический факторы через постижение модели человеческого сознания и поведения. Тем самым достигается целостность познания особенностей функционирования того или иного социума.

Ментальность этноса в самом общем понимании можно определить как психологическое отражение специфики культуры, проявляющееся через основополагающие черты мировоззрения, мировосприятия, которые в свою очередь ориентируют мышление и поведение. Специфика культуры, или ее самотождественность, формируется всеми элементами организации жизни общности от социально-экономической до духовной сферы, и исследователь менталъности стремится познать и изучить, как они сочетаются между собой, определяя тем самым образ мира людей данной общности. В связи с этим исследование менталитета значительно расширяет поле деятельности историка, стремящегося раскрыть сущность той или иной культуры.

Изучение этнической менталъности стало интенсивным лишь в последние годы. Ранее, в работах многих исследователей рассматривались теоретические аспекты этнической психологии, показывались различные черты характера народа, свойственные для определенной исторической эпохи, без связи с целостным изучением его культуры. В результате, структурообразующие или собственно этноспецифические характеристики этнического мировоззрения оказывались как бы вне внимания исследователя.

Некоторые психологические черты этносов не всегда могут быть оценены только с положительной стороны. Дореволюционные авторы, например, характеризуя удмуртский этнос, выделяют ряд негативных качеств, среди них скрытность, замкнутость, обидчивость, мстительность (Бехтерев В.,1880; Харузин Н.,1889; Кошурников В.,1880; Верещагин Г.Е.,1995). Однако все эти качества не могут быть присущи этносу изначально и не могут быть направлены на весь мир одновременно, но сформировались в результате исторического развития по отношению к определенным участкам мира. Одной из важных задач изучения ментадьности этноса является раскрытие сущностных, глубинных особенностей мировосприятия и поведения народа и объяснение их через историю и культуру народа. Функция объяснения тех или иных специфических черт культуры и ментальноети этноса играет важную роль, ведь только то, что понято и осмыслено человеком, может быть принято им или отвергнуто,

В этнографической науке, в том числе в этнографии удмуртского народа, проделана большая работа по накоплению эмпирического материала. Значительные теоретические исследования посвящены тем или иным феноменам культуры этноса. Однако, по моему мнению, недостаточно внимания уделяется созданию работ, в которых бы были найдены связи и отношения между различными компонентами культуры. Современный этап развития этнографической науки характеризуется созданием мощной теоретической и фактографической базы, что требует осмысления культуры этноса в целом. Изучение ментальноети удмуртов в какой-то мере является шагом на пути решения данной задачи.

Проблемы ментальноети удмуртского народа почти не имеют соответствующей разработки в удмуртской этнографии, хотя нельзя не отметить ценные наблюдения дореволюционных авторов о психологическом складе удмуртов. Большое значение имеют исследования современных ученых, отражающих те или иные черты ментальноети удмуртов. Но, в целом, все эти данные об особенностях этнического мировоззрения, картины мира удмуртов

весьма фрагментарны. Выявление целостной картины менталъности удмуртского народа становится насущной необходимостью в наше время.

Изучение проблем ментальности этноса неизбежно приведет исследователя к поиску путей решения ряда практических социально-психологических задач функционирования удмуртского этноса на современном этапе. Наиболее важное значение имеет определение своего оптимального положения в системе современной цивилизации. С этой задачей связана выработка средств адаптации удмуртов в новой обстановке, установление условий оптимального психологического климата жизнедеятельности представителей этноса в инонациональном коллективе.

В соответствии с вышесказанным отметим, что изучение ментальности удмуртского народа имеет несколько граней. Важнейшая из них - теоретико-методологическая влечет за собой осмысление ментальности и изучение ее на примере этноса. Политическая - способствует формированию уравновешенных межнациональных отношений. Практическая - на основе теоретических выкладок разработка методик психологической регуляции этноса и отдельной личности в современных условиях.

Особенности деятельности общности людей, связанные с географическим положением и историко-этническим окружением, оказывают влияние на формирование массового стереотипизированного сознания, которое в свою очередь, становясь целостным самостоятельным фактором истории, оказывает воздействие на ее ход, придает неповторимую окраску. В связи с этим один из крупнейших отечественных исследователей ментальности А.Я.Гуревич пишет: «Поскольку историческое познание представляет собой исследование не абстрактных и безличных социально-экономических структур, но людей, образовавших реальные коллективы и действовавших в истории, переживших ее, то постижение хода исторического процесса едва ли может быть полным и убедительным, если историки игнорируют мысли и чувства этих людей, их миропонимание, которым они руководствовались в своей жизненной практике» (Гуревич А.Я.,1993,с.16). Изучение основополагающих черт мировоззрения и

мировое приятия, системы ценностей и установок этнического характера удмуртов на основе комплексного анализа специфики функционирования и развития традиционной культуры народа явилось основной объектно-предметной сферой данной диссертационной работы.

Целью данного исследования является этнологический анализ доминантных особенностей ментальности удмуртского народа на основе комплексного изучения традиционной этнокультуры.

В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:

1. Рассмотрение теоретико-методологических проблем этнического менталитета,

2. Определение естественно-исторических оснований формирования и эволюции удмуртской ментальности.

3. Исследование устоявшихся норм, ценностей и установок функционирования удмуртской семьи и общины в рамках соционормативной сферы культуры.

4. Выявление особенностей мировосприятия через изучение познавательной подсистемы культуры удмуртов.

Нижнюю хронологическую рамку исследования установить довольно сложно, поскольку наиболее ранние сведения о ментальности удмуртов восходят к археологическим данным, мифам и легендам удмуртского народа, время возникновения которых установить с достаточной точностью трудно. Верхняя же хронологическая рамка определяется кон. XIX - нач. XX вв, что связано с коренными переменами в политической и социально-экономической жизни России в последующий период, которые привели к изменениям в традиционной культуре и ценностных ориентациях удмуртского народа. Автор в этом исследовании ограничивается временем относительно уравновешенного состояния всех сфер жизнедеятельности удмуртского этноса. Кроме того, со второй половины XIX века активизируется деятельность по изучению всех народов России, в том числе и удмуртов, что находит свое выражение в

увеличении количества работ, посвященных различным сторонам жизни удмуртов.

Проникновение в исторические науки понятия менталитет призвано было связать деятельность людей данной общности с их психологическими характеристиками. Менталитет стал своеобразной интегральной характеристикой специфики культуры и значительно расширил поле деятельности историка, стремящегося раскрыть сущность той или иной культуры. Однако вместе с тем возникла сложность в интерпретации этого понятия. Менталитет, обозначая часто все и ничего, тем не менее, стремится охватить всю целостность жизни общности людей. Кроме того, изучение этого понятия вводит исследователя в область, не подверженную логической систематизации и осмыслению широкими массами людей, поэтому сущность его часто размывается через другие понятия и категории. Часто это приводит к тому, что исследователи, изучающие данное явление, не употребляют в своих работах понятие менталитет, заменяя его другими, сходными по смыслу, что еще более усложняет ситуацию.

В последних публикациях исследователей понятие ментальность и менталитет подразделяются. Если первое понятие обозначает способность определенным образом мыслить и воспринимать окружающий мир, то сущность второго составляет набор автоматизмов, установок и ценностей мышления, определяющих специфику того или иного общества. Таким образом первое понятие составляет форму, а второе - содержание рассматриваемой категории (Иушкарев Л.Н.,1995). Однако в целом в исторической науке понятия ментальность и менталитет отождествляются, и в работах ученых употребление их не несет разной дефиниционной нагрузки. Кроме того, разделение этих понятий не решает проблемы определения их места и роли в историческом познании.

Термин менталитет появился в исторической науке в конце XIX в., но более или менее его серьезное изучение началось в 20-30-е гг. нашего столетия. Это связано с основанием сначала журнала «Анналы экономической и

социальной жизни», а затем и исторической школы «Анналов», у истоков которой стояли знаменитые французские исследователи Марк Блок и Люсьен Февр. Именно их исследованиями было положено начало целостному осмыслению истории, связующей нитью для этого явилось изучение особенностей мышления и поведения людей, то есть менталитета (Гуревич А .Я. 1993, с.60).

Особенно широко развернулось изучение ментальности в 60-70-х гг., когда сформировались основные принципы школы «Анналов» и вышли работы последователей М.Блока и Л.Февра - Ж.Дюби, Ж. ле Гофф, Р.Мандру и других. Исследователи школы «Анналов» в своих работах, актуализировав социально-психологические факторы, показали важность изучения картины мира, образа мышления людей данной эпохи или общности (См. Дюби Ж.. 1991, с.52. Гофф Ж.ле. 1993, с.91. Бессмертный Ю.Л. 1991,с. 10-11).

Параллельно с представителями исторической науки изучением ментальности занимаются и другие гуманитарные дисциплины: психология, социология, философия, филология. Естественно, их выводы имеют свои отличия, так как изучение ментальности этими науками производится в соответствии с особенностями своих методик и спецификой изучаемого материала. Тем не менее, результаты исследований историков необходимо соотносить с выводами психологов, философов, социологов, лингвистов, что приведет к более репрезентативным итогам.

В отечественной исторической науке изучение ментальности социальных общностей получило свое развитие в 70-80-х гг., когда усилиями исследователей-медиевистов, прежде всего А.Я.Гуревича, была опробована методика школы «Анналов», что непосредственно привело к исследованию ментальности средневековья. Особо следует отметить, что эти исследователи стали первыми пропагандистами в изучении ментальности в нашей стране (Гуревич А.Я. 1972,1981,1990. Бессмертный Ю. Л. 1991).

В отечественной этнографической науке изучение особенностей мышления и поведения этнических групп имело место в 70-80-х гг., что во

многом связано с зарождением этнопсихологии. Ю.В.Бромлеем, Л.М.Дробижевой, В.И. Козловым и другими исследователями были сделаны теоретические разработки этнического самосознания и этнической психологии (Бромлей Ю.В. 1983. Дробижева Л.М. 1985. Козлов В.И. 1983). Кроме того, были выполнены практические работы по изучению традиционного общения и поведения этносов.

Однако изучение ментальности как целостного явления более или менее широко развернулось лишь в 90-е гг., в результате чего серьезной базы для изучения этой категории этноса не сформировалось. В связи с этим исследователи основываются на теоретико-методологической базе общеисторических дисциплин, кроме того, используются теоретические разработки семиотической школы и исторической психологии.

Многоплановость понятия менталитет приводит к тому, что эту категорию в том или ином ее звучании предлагали представители различных отраслей знания: истории, этнологии, психологии, философии. Сформировалось множество подходов к изучению ментальности, в то же время единой, утвердившейся в науке методологии еще не сложилось. В данном диссертационном исследовании автор опирался на теоретико-методологические разработки ведущих специалистов в изучении ментальности - представителей школы «Анналов»: М.Блока, Л.Февра, Ф.Броделя, Ж.Дюби, Ж. Ле Гоффа, М.Вовеля, Ж.Ревеля, отечественных их последователей: А.Я.Гуревича, Ю.Л.Бессмертного. Большое влияние на понимание сущности сознательного и бессознательного, коллективного и индивидуального в истории оказали концепции зарубежных исследователей: З.Фрейда, Э.Фромма, К.Л.-Строеа, М.Фуко, Э.Дюркгейма, И.Мейерсона и отечественных ученых: Л.С.Выготского, Г.Г.Шпета, Б.Ф.Поршнева, Ю.М.Лотмана, И.С Кона.

Изучение этнической ментальности тесно связано с необходимостью определения места этой категории в системе этноса. Автор основывается на разработках отечественных исследователей теории этноса и этнопсихологии:

С.А.Токарева, Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, С.А.Арутюнова, Э.С.Маркаряна, В.А.Тишкова, Л.Н.Гумилева, Ю.И.Мкртумяна.

Исходя из анализа различных исследовательских подходов, автор считает, что наиболее обоснована та точка зрения, которая определяет ментальность как бессознательную или полубессознательную категорию, оказывающую влияние на формирование мировоззрения, мировосприятие, которые специфицируют мышление и поведен