автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Универсалии бытия человека в мире
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Коркунова, Ольга Владимировна
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. ТЕОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
Глава 2 КОСМИЧНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
2.1 Идея единства макрокосма и микрокосма как основа целостного подхода к бытию человека: от мифа к логосу.
2.2 Теософия об эволюции Вселенной и человека.
2.3 Современная наука и философия о космичности бытия человека в мире (параллели с теософией).
ГЛАВА 3 СТРУКТУРНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
3.1. Теософия о единстве тела, души и духа человека как отражении единства макрокосма и микрокосма.
3.2. Специфика телесного бытия человека с позиций теософии.
3.3. Теософия о душе человека и ее роли в его жизни.
3.4 Дух и духовное развитие человека с позиций теософии.
ГЛАВА 4. ПОЛЯРНОСТЬ И ЦИКЛИЧНОСТЬ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ
4.1. Противоречивость универсального и индивидуального как основа бытия человека в мире.
4.2. Противоречивость проявленного и непроявленного как основа гносеологического отношения человека к миру.
4.3. Свобода выбора и карма как основа аксиологического отношения человека к миру.
4.4. Человек как ритмичное существо, включенное в цикличность процессов природы.
Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Коркунова, Ольга Владимировна
Актуальность темы исследования. Рубеж столетий, и тем более тысячелетий - особый период в жизни человека и человечества. Настоятельно заявляет о себе потребность заглянуть в будущее, ответить на вопрос: куда идет человечество? В то же время происходит подведение итогов пережитого, осмысление накопленного опыта. В такой ситуации человек выходит за границы сложившихся устоев жизни и оказывается открыт новому, неведомому будущему. Это необычайно обостряет интерес к коренным проблемам бытия человека: постижению глубин своей сущности, поиску новых форм существования, выработке стратегии жизненного успеха. Они осмысливаются в контексте основных тенденций развития современности: формирования новой планетарной цивилизации, привносящей в жизнь человека динамизм, глобализм, толерантность, новый гуманизм.
В этих условиях формируется новый образ человека, качественно меняются способы его существования. Глобализация как отличительная черта современной цивилизации делает этот процесс повсеместным. Она унифицирует процесс социального развития, придавая ему планетарный масштаб. Он становится соразмерным единому процессу эволюции природы. В силу этого человек проявляет свою природу не только в процессе социализации, но и посредством осознания своей включенности в единый процесс эволюции природы. Образ человека начинает теперь строиться на основе идеи о необходимости для реализации своей уникальности интеграции и в современную цивилизацию, и в процесс планетарной эволюции как равномасштабные процессы.
Эта необходимость выражается, прежде всего, в изменении типа взаимоотношений человека, общества с природой. Масштабами и характером своей практической деятельности человек настолько вторгся в мир природы, что она не может уже сама восстановить своего равновесия. Но человек - часть природы и для него эта проблема становится проблемой его здоровья и выживания.
В силу этого формируется новый тип взаимоотношений человека, общества с природой, который получил название коэволюции /Н.Н.Моисеев/. Он меняет установку «хозяин» природы на ориентацию, требующую партнерского отношения к ней. Партнерство наделяет природу статусом субъекта. А это требует не только глубокого понимания ее законов, но и вживания в них. В результате человеческий мир соединяется с миром природы в единую систему, причем акцент переносится на синхронность, взаимовлияние процессов эволюции природы и социального развития, обеспечивающих поиск таких форм деятельности человека, которые способствовали бы этому.
Если классическая научная картина мира, противопоставляя мир природы и мир человека, ориентировалась на их глубокое различие, то современная научная картина мира через идею коэволюции пришла к пониманию их единства и неразрывной связи как составных частей целого. Акцент с исследования выделенности человека из природы переносится все больше на раскрытие того, как он включается в природные процессы, воспроизводит их в себе.
Далее, жизнь в условиях информационных технологий каждодневно выводит человека в мир нового, ранее неизвестного: это ноу-хау, новинки производства, новости со всего света. Мир, в котором живет человек, очень быстро изменяется и обновляется. Не случайно наше время назвали революцией скоростей. Это делает жизнь человека менее стабильной, внося в нее большую долю случайностей, неопределенности. И человек должен жить, адаптируясь к ним, учась ориентироваться в таком динамичном мире. А это значит, что он должен научиться ориентироваться, опираясь не только на знание общих закономерностей, но и на умение оценить то случайное, индивидуальное, что станет новой тенденцией развития. Примечательно, что наука - и вслед за ней философия - со второй половины XX в. так интенсивно и внимательно изучают процессы перехода хаоса в порядок в самых различных сферах действительности /100; 247; 248/. За этим стоит стремление научиться контролировать случайное и управлять процессами изменений, адаптируясь к ним и к динамизму жизни.
Выделенная тенденция соразмерности единого цивилизационного процесса и планетарной эволюции природы создает возможность синтеза различных способов существования человека, прежде всего тех, что сложились в европейской и восточной цивилизациях. Запад сформировал образ человека-индивидуалиста, который на пути утверждения своей индивидуальности доходил до противопоставления себя обществу. Его линия существования -подчинение и контроль сначала природы, затем устройства социума для того, .чтобы они служили развитию его индивидуальности. На Востоке человек традиционно стремился к реализации себя через гармоничное сосуществование с природой, что привело к замедленным темпам социального развития. Сегодня диалог Запада и Востока стал существенной чертой современной жизни. Интерес к изучению наследия Востока породил много центров, школ, течений, деятельность которых охватила широкие слои населения. Остро встала проблема оценки их деятельности с целью различения глубоких серьезных разработок от популистских, поверхностных трактовок.
Поставленные современностью вопросы пробуждают интерес к тем традициям, учениям прошлого, в которых накоплен опыт поиска человеком интегративных форм своего существования. В результате становятся востребованными и даже популярными те или иные учения прошлого. Так произошло и с теософией, которая приобрела сегодня новых адептов.
Теософия всегда, но особенно в той форме выражения, которую придала ей Е.П. Блаватская в своих работах, включала в себя знание древневосточных учений. Именно эти учения, по мнению теософов, содержали систему взглядов и методики интеграции человека в универсум. Поэтому философский анализ этой доктрины представляет несомненный интерес в свете названных выше проблем.
Актуальность такого исследования возрастает в связи со сменой дискурсов и типа рациональности. Развитие наук позволило им выйти на новые, более глубокие уровни изучения реальности /107; 127; 171; 194; 214/. Характерная черта этих уровней реальности - их недоступность чувственному опыту человека. Иначе говоря, он начал изучать невидимое. Это наглядно проявилось в физике микромира, микробиологии. На этот уровень исследования выходит психология /С.Гроф, А.Маслоу, А.Леонтьев/. В результате перед человеком встает проблема нового осмысления реальности мира, расширения своих возможностей в ее постижении.
В силу этого встают новые онтогносеологические проблемы. К ним относятся: новое осмысление понятия «реальность» и расширение эмпирического базиса познания ее человеком, который теперь постоянно трансцендирует за пределы своего чувственного опыта. Математизация науки привела к оперированию знаниями, которым трудно, а подчас невозможно, найти чувственно-наглядный аналог во внешнем мире. Но, тем не менее, эти знания оказываются точными описаниями природных процессов, позволяющими управлять ими. Изучение психики дает новое понимание опыта как внутреннего состояния, переживаемого человеком и осознаваемого им. Это стало возможным потому, что психика как часть сферы субъективного стала объектом изучения человека. Информационные технологии позволяют изучать мир возможного. Благодаря компьютеру человек вышел в виртуальную реальность, что открывает перед ним новые возможностей в переработке информации и знаний.
Все эти процессы, приводя к смене дискурса, обусловливают интерес к тем системам знания, в которых учитывается познание мира в единстве видимого, скрытого, невидимого, а дискурс логики рассматривается наряду с дискурсом интуиции. Анализ теософии, для которой характерны эти черты, позволяет ответить на вопрос об эвристической значимости доктрин, не укладывающихся в рамки стандартов научного знания и сложившегося типа рационалистической философии. Вместе с тем они позволяют ответить: на вопрос действительно ли приобщение к таким системам знания означает отход от рационализма и идеи Разума?
Исследование теософской доктрины интересно еще в одном аспекте. Проявлением толерантности в современной жизни стала новая форма взаимоотношений между наукой, философией и религией. Бывшие непримиримые противники все чаще вступают в диалог. Его основу составляет стремление помочь человеку решить проблемы современности. Это находит свое выражение, с одной стороны, в попытках церкви согласовать религиозную картину мира с достижениями современной науки. С другой стороны, в науке расширяется соотношение рационального и иррационального. Эти тенденции современной жизни позволяют по-новому оценить идею теософии о синтезе науки, философии и религии, с которой она выступила в 19 в.
Оценивая теософию как вненаучную форму познания, мы можем на ее примере выявить специфику концепции человека, даваемую такими формами знания. Ее сравнение с основными положениями философской антропологии, с данными современной науки и канонами религиозного образа человека позволит дать ответ на вопрос: почему в век триумфа науки продолжают существовать вненаучные формы познания и имеют ли они эвристическую значимость для современности? А также понять, как формируются ценностные ориентации человека и какова их значимость для решения проблемы гармонизации человеком себя и своей жизни.
Степень разработанности проблемы. Концепция человека в теософии, равно как и сама теософская доктрина в целом исследованы недостаточно. Причиной тому является неоднозначность ее восприятия. Те, кто ее принимают, не стремятся объяснять, почему они это делают. Эта характерная позиция всех сторонников эзотеризма. Те, кто ее отвергают - а это, в основном, философы и ученые, но также и деятели церкви - ограничиваются общей оценкой: мистика, иррационализм, ересь, не утруждая себя обстоятельным анализом этой доктрины. Критично была встречена теософия и в рамках эзотеризма, представителями ортодоксального течения в нем. Так, Р. Генон сугубо отрицательно оценивал теософию за то, что она, по его мнению, искажает Первоначальную традицию.
В то же время сложность материала и языка изложения в теософии приводили к тому, что стремление исследовать эту доктрину диктовало необходимость в первую очередь в доступной форме выразить сущность ее положений, а также квалифицировать ее в рамках развития определенных идей. В этом плане можно назвать работы JI.E. Даниленко и Б.В. Емельянова, Л. Дмитриевой, Т.М. Новиковой, В.М. Розина. В работе Т.М. Новиковой «Эзотерическая философия» /М., 2001/ осуществлено сопоставление философии Е.П. Блаватской с философией Платона. В работе JI.E. Даниленко и Б.В. Емельянова «Очерки русского космизма» /Екатеринбург, 1989/ учение Е.П. Блаватской рассматривается как та сторона религиозно-философского направления в русском космизме, которая связана с попытками включить в него культурно-религиозное наследие Востока. Работа Л. Дмитриевой «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах» /Магнитогорск, 1992-1994/,- давая популярное изложение теософии, показывает актуальность ее идей для решения проблем социального бытия человека и исследования его психики. В ряде статей В.М. Розина теософия рассматривается в ряду других эзотерических учений.
Исследование образа человека, даваемого теософией, обращает к анализу работ, посвященных различным аспектам рассмотрения сущности человека, его бытия в мире и, прежде всего, единства природы и духа. Работы М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена, Э. Кассирера, П. Тейяра де Шардена, А Маслоу и многих современных отечественных авторов (Б.Г. Ананьев, М. Бахтин, В.П. Бранский, П.П. Гайденко, Б.Г Григорьян, П.С. Гуревич, К.Н. Любутин, М. Мамардашвили,
J1.A. Мясникова, B.B. Орлов, В.И. Плотников, И.А. Серова, П.В. Симонов, B.C. Степин, И.Т.Фролов и др.) дают хорошую основу для осмысления созданного теософией образа человека.
Сегодня активно разрабатываются проблемы космичности бытия человека, что помогает оценить эту идею с позиций современной науки. Назовем работы Ю.Я. Бондаренко, В.И. Вернадского, Ю.К. Волкова, А.С. Поликарпова, В.И. Волченко, JI.H. Гумилева, А.К. Зайцева, В.П. Казначеева, В.В. Казютинского, А.Г. Маслеева, Н.Н. Моисеева, И.А. Сафронова, Г.С. Смирнова, A.J1. Чижевского.
Новый материал для осмысления и создания образа человека дает современная психология. В работах Р. Ассаджиоли, JI.M. Веккера, С. Грофа, А.И. Зеличенко, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, Р. Монро, A.M. Руткевича, П.В. Симонова, К. Юнга и др. мы находим глубокое раскрытие внутреннего мира человека, глубинных слоев его психики и их связи с включенностью человека в универсум.
Большой интерес представляют работы ученых-естествоиспытателей, со своих позиций рассматривающих современные проблемы существования человека, прежде всего, особенности познания природы и взаимодействия с ней. Это работы А. Азимова, Г. Бейтсона, Д. Бома, Н. Винера, Н. Бора, В. Гейзенберга, Р. Гербера, В. Ирхина и М. Кацнельсона, Ф. Капры, М. Планка, И. Пригожина, Э. Шредингера, С. Хокинга и др.
Раскрытие содержания теософии как древней мудрости, дающей человеку знание первоначальной традиции, обусловило обращение к работам авторов, исследующих проблему первичных форм постижения мира человеком. Это, в первую очередь исследования по мифологии А. Голан, Я.Э. Голосовкера, Дж. Кемпбелла, Ф.Х. Кессиди, В.И. Копалова, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, Э. Ноймана, М. Элиаде. В то же время раскрытие специфики теософии требует сравнительного анализа ее основных положений и характерных черт таких форм миропостижения, как наука, философия, религия. Работы Л.М.
Анрюхиной, Дж. Бернала, B.C. Библера, Н.В. Бряник, П.П. Гайденко, Ф. Капра, В.В. Кима, И .Я. Лойфмана и др. позволяют нам осмыслить феномен современной науки. Основу для анализа феномена религии составили работы В.И. Гараджи, С.А. Девятовой, А. Меня, от.А. Кураева, Ю.И. Мирошникова, Л.И. Митрохина, Д.В. Пивоварова, М. Элиаде. Большой материал для сравнительного анализа философии дали работы отечественных авторов: М. Бахтина, П.П. Гайденко, В.А. Лекторского, И.Я. Лойфмана, К.Н. Любутина, М. Мамардашвили, Л.А. Микешиной, В.М. Русакова, B.C. Степина и др.
Философский анализ теософской доктрины требует обращения к проблеме вненаучного знания, которая активно разрабатывалась В.А. Антроповым, А.В. Дубровым, И.Т. Касавиным, В.И. Кашперским, В.А. Ленсер, Н.И. Мартишиной, Д.В. Пивоваровым, В.А. Рабиновичем, Т.Б. Ромашевской.
Объект н предмет исследования. В качестве объекта исследования берется теософия, разработанная Е.П. Блаватской и ее последователями. Теософия как система знания берет свое начало в работах Саккаса (3 в. до н.э.) В последующие века она воспроизводилась в различных авторских изложениях. Но наибольшую известность теософия приобрела в 19 в. благодаря работам Е.П. Блаватской и деятельности созданного ею теософского общества. Поэтому в качестве объекта исследования берутся работы трех наиболее ярких представителей теософии. Это Е.П. Блаватская, которая создала теософское учение в том виде, как оно получило широкое распространение; А. Безант, ближайшая соратница Е.П. Блаватской, возглавившая Теософское общество после ее смерти; А.А. Бейли как наиболее талантливая ученица А. Безант. Таким образом, в поле исследования оказываются работы трех поколений теософов, что позволяет не только более полно охватить это учение, но и увидеть его эволюцию.
При этом в качестве предмета исследования выделяется концепция человека, изложенная в работах этих авторов. Выбор в качестве предмета исследования этой стороны теософской доктрины обусловлен современным интересом философии к исследованию природы, сущности и перспектив развития человека и человечества.
Цели и задачи исследования. Главная цель диссертации состоит в том, чтобы представить теософское понимание единства природы и духа в бытии человека как особый тип религиозно-философской антропологии.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда основных задач:
1. Раскрытие специфики миропостижения, которое дает теософия. Это требует выявления исходных положений теософии и сравнения их с традиционными формами миропостижения.
2. Исследование проблемы единства природы и духа с позиций философской антропологии. Сложившееся к теософии отношение, а также сама форма изложения ее содержания делают необходимым предварить исследование ее положений картиной того, как ставится и решается эта проблема в философской антропологии. Ставя такую задачу, мы осуществляем инверсию во времени, нарушая историко-философскую традицию предварять рассмотрение какой-либо доктрины анализом учений, трактующих, так или иначе, излагаемые в ней идеи. Дело в том, что основные труды Е.П.Блаватской, в которых изложена теософская концепция человека, были опубликованы на несколько десятилетий раньше, чем основные работы тех, кто заложил основы философской антропологии как самостоятельного направления в философии. И к тому времени, когда формировалась философская антропология, они уже получили широкое распространение и резонанс. Но все же такой подход оправдан. Во-первых, потому, что в настоящее время теософия переживает второе рождение и новое прочтение, оценку. А, во-вторых, потому, что этот подход позволит рассмотреть и осмыслить теософскую концепцию человека через концептуальные схемы проблем, представлений и идей философской антропологии как методологической основы современного решения проблем человека.
3. Анализ становления и развития понятий «макрокосм» и «микрокосм» как базовых в теософской антропологии, позволяющий связать воедино идею эволюции природы с идеей космичности бытия человека, что дало специфическую форму выражения единства природы и духа.
4 Раскрытие теософской специфики понимания структурности бытия человека, рисуемой как единство телесной, душевной и духовной сторон его существования через призму единства природы и духа.
5. Исследование диалектики бытия человека в таких ее гранях, как противоречивое единство универсального и индивидуального, возможного и действительного, свободы и необходимости, а также исследование сущности и механизмов эволюции человека с позиции его включенности в круговорот природных процессов.
Методологические основания исследования определяются как предметом исследования, так и основными его задачами. Сложность предмета исследования обусловливает комплексный характер применяемых методов.
Во-первых, это аналитический метод, который позволяет исследовать теософскую концепцию человека в плане выявления ее исходных философско-мировоззренческих посылок. На основе этого выделяются узловых пункты этой концепции, которые затем оцениваются посредством их соотнесенности с научными данными и реалиями жизненной практики человека.
Во-вторых, сравнительно-исторический метод позволяет исследовать эвристические возможности теософии для понимания сущности и существования человека в контексте развития современной науки и философии.
В-третьих, историко-философская реконструкция теософской антропологии требует привлечения методов феноменологии и герменевтики. Используя феноменологический метод, мы можем описать исследуемый предмет как явление культуры, в котором отражен поиск человеком опоры для ориентаций в кризисный период его жизни, а также поиск пути самосовершенствования. Метод герменевтики оказывает большую помощь в понимании сложного языка теософии, используемых ею терминов, для понимания смысла и значения которых необходимо соотнести их содержание в рамках европейской и восточной культур.
В-четвертых, системный метод позволяет воспроизвести теософский образ человека в его целостности. Вместе с тем он дает возможность оценить место и роль теософской антропологии в системе сложившихся способов постижения мира человеком, контексте соотношения научного и вненаучного знания.
В-пятых, диалектический метод позволяет, с одной стороны, раскрыть взаимосвязь различных сторон существования человека как единого целого, и с другой стороны, раскрыть динамизм бытия человека через противоречивость и качественные изменения в развитии его сознания и деятельности.
В-шестых, исследование выделенного предмета было бы неполным без использования презентистского метода, дающего возможность раскрыть и оценить живую связь теософских идей с актуальными проблемами современности, ее эвристические возможности для разработки и решения проблем бытия человека в современном мире.
Научно-практическая значимость работы. Работа имеет важное концептуальное значение для дальнейшей разработки проблем философской антропологии, а также решения проблем эпистемологии, психологии, этики, валеологии, концепций современного естествознания.
Положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической и источниковедческой основы в гуманитарных и специальных отраслях знания, изучающих проблемы взаимоотношений человека с природой, телесного и духовного бытия человека, его самосовершенствования и гармонизации, соотношения психологии и этики, - в области естествознания, медицины, психологии, теории менеджмента, этики, культурологии, религиоведения, а также при разработке и оценке современных методик и технологий совершенствования и оздоровления человека.
Автор использовал теоретические положения диссертации в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как «Философия», «Культурология», «Этика и психология делового человека», «Концепции современного естествознания» в Уральском государственном университете путей сообщения.
Апробация работы. Основные положения диссертации и полученные результаты представлены автором в двух монографиях и цикле научных статей. Положения и основные идеи работы обсуждались на семинаре докторантов Института подготовки и переподготовки кадров преподавателей гуманитарных и социальных наук при Уральском государственном университете им. А.М.Горького (Екатеринбург, 2002,2003); на Втором (Екатеринбург, 1999) и Третьем (Ростов-на-Дону,2002) Российских Философских конгрессах; научно-практической конференции «Творчество и культура» (Екатеринбург, 1997), Международной научно-практической конференции «Современная философия в поисках сущностей и смыслов» (Екатеринбург,2001), Всероссийской научной конференции «Культура и цивилизация» (Екатеринбург,2001), Межвузовской научно-теоретической конференции «Человек. Целостность. Духовность» (Оренбург,2001); Научно-практической конференции Гуманитарного университета «Глобализация: реальность, противоречия, перспективы» (Екатеринбург,2002), Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура» (Екатеринбург,2002), научно-практической конференции «Гуманитарное образование в информационном обществе» (Екатеринбург,2003).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Универсалии бытия человека в мире"
Основные результаты исследования, определяющие его новизну и значимость, заключаются в следующем:
1. Выдвинута и обоснована трактовка теософией антропологии как эзотерической разновидности религиозно-философской антропологии, первоистоком которой являются древневосточные эзотерические учения о единстве духа и природы. Показано, что теософская антропология идейно смыкается с антропологическими концепциями М.Шелера, Х.Плеснера, П.Тейяра де Шардена.
2. Установлено, что генеральной идеей теософской антропологии является пантеистическое единство человека-микрокосма и Вселенной-макрокосма, которое реализуется эволюционным путем.
3. Показано, что в теософской трактовке эволюционное единство духа и природы пронизывает различные универсалии бытия человека в мире; с этих позиций дан анализ становления и развития космичности, структурности, полярности и цикличности бытия человека в мире.
4. Проанализированы особенности теософского понимания единства космогенеза, антропогенеза и психогенеза и теософского обоснования становления и развития единства тела, души и духа человека, единства трех стадий развития: Эго, личности и самости посредством соотнесения микрокосма с астральным, ментальным и физическим планами макрокосма.
5. Выявлено, что теософская антропология основу онтологического отношения человека к миру усматривает в противоречии универсального и индивидуального, основу гносеологического отношения человека к миру — в противоречии проявленного и непроявленного, основу аксиологического отношения человека к миру - в противоречии свободы выбора и закона кармы.
6. Обоснована эвристичность теософских представлений о взаимосвязи универсалий бытия человека в мире для понимания природы человека и для гармонизации его отношений с миром.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, можно подвести следующие итоги исследования теософской антропологии. ,
В своем подходе к решению проблемы человека теософия базируется на описании того феноменального мира, который содержится в мифологической картине мира. Она считает, что обращение к истокам постижения мира человеком, раскрывает изначальные смыслы таких универсалий как «Абсолют», «Бог», «дух», «логос», с помощью которых человек привык осмысливать свое бытие в философии и религии. Сравнительный анализ древних учений, проведенный Е.П. Блаватской. привел ее к выводу, что первоначально человек постигал свое бытие, вписываясь в мир космоса. Поэтому основные метафизические и религиозные понятия имеют, согласно теософии, свое начало в символических значениях астрономических представлений. На основе этого теософы считают, что изначально обожествлению подверглись созидательные, творческие силы природы.
Такой взгляд теософии оказывается близок выводу, сложившемуся у многих представителей философской антропологии, которые отмечали, что антропология всегда была тесно связана с космологией. Подобное заключение делается и сравнительным религиоведением. Так, в своей классической работе М. Мюллер показал, что религия порождена стремлением человека заглянуть в беспредельность /216/. Об этом же свидетельствует проведенное в главе 2 данной работы исследование становления и трансформации в европейской культуре понятий «макрокосм» и «микрокосм».
На основе данного вывода теософия занимает позицию пантеизма, уравнивая сразу три универсалии: «Бог», «Природа», «Человек». Данная форма пантеизма не подходит под существующие классификации его /306; 307/. Но она позволяет понять одну из главных особенностей теософской доктрины. Как показал в своих исследованиях М. Френч, пантеизм часто в объяснении мира исходит из системообразующего принципа /317/. Именно так поступает теософия. Она придает основным мифологическим представлениям значение принципов, с помощью которых можно осмыслить и феноменальный мир, и выявить взаимосвязь дифференцированных способов миропостижения.
Теософия стремится решить эту задачу соединения древних учений Востока с европейской классической картиной мира, базирующейся на достижениях классической науки и рационалистической философии. Видя, что разделение науки, философии и религии привело европейского человека к потере своей целостности и духовному кризису, теософия направила свой поиск на синтез науки, философии и религии. Но нашла его не в новой, более развитой форме синтезного миропостижения, а в их первоначальной недифференцированности, которую сохранили древневосточные доктрины. Ее взгляд обращен в прошлое, а не в будущее.
В целом критически оценивая такую позицию, нужно отметить, что она имела и некоторые позитивные моменты. Во-первых, теософии удалось привлечь внимание европейцев к непривычной и чуждой им культуре Востока. Интерес оказался устойчивым и привел к ассимиляции многих положений этой культуры. Во-вторых, самой теософии удалось реализовать эволюционный подход к построению образа человека и проследить основные стороны его бытия в становлении. При этом теософия использовала язык символов, который опирается на ассоциативное мышление, умозаключения по аналогии и интуицию В результате она превратила символы в паттерны, которые использовала как матрицу, породившую религиозные, метафизические и научные представления о бытии человека. Связывая их таким образом, она соотносит и соответствующие понятия. В результате в описании бытия человека в мире теософия оперирует отношениями. Такой подход оказывается созвучным современной эпохе, в которой на первый план выходят изменения и трансформации.
Пантеизм теософии поворачивает человека лицом одновременно и к Богу, и к космосу, м к своей собственной природе. Благодаря этому она в символической форме выражает идею, что сущность человека божественна, но раскрывается через его существование в макромире, Вселенной. Поэтому она связывает в единый эволюционный процесс космогенез, антропогенез и психогенез.
Понятия «макрокосм» и «микрокосм» несут важную смысловую нагрузку в теософской концепции человека. Посредством них раскрывается космичность, структурность и цикличность бытия человека в мире. С помощью данных понятий теософия создает картину становления человека и его внутреннего мира. Она показывает, что человек не только проецирует свою сущность на сферу божественного и космоса, но и проецирует их характеристики внутрь себя. В результате она показывает, что основной направляющей силой бытия человека выступает дух, а его инструментом разум. Соответственно, теософия соотносит эволюцию физической природы с духовной эволюцией. Она рассматривает все формы бытия человека в их двойной детерминации: со стороны духа, скрытого внутри человека, и со г стороны внешнего мира (природы, социума). При этом теософия сводит роль внешних факторов к приведению в действие внутренних, духовных процессов.
Поэтому в теософской антропологии человек получает прочные основания для своего существования. Его жизнь соединяет вместе две, казалось бы, противоположные тенденции: реализацию своей индивидуальности и гармоничное отношение к миру. Объясняется это тем, что разум, давая проявиться духу, все сильнее детерминирует жизнь человека изнутри. Но поскольку он обеспечивает связь с универсумом, то индивидуализация усиливает интеграцию в целое. Индивидуализация служит универсальному, и этим достигает высшей формы своего проявления. Эта несколько утопичная позиция оказывается созвучна таким сторонам современной эпохи, как глобализация и толерантность.
Теософская антропология интересна своим раскрытием внутреннего мира человека. Ей удалось дать детальную картину и его становления, и функционирования. Она во многом близка достижениям современной психологии, хотя вненаучна. Картина внутреннего мира человека в теософии однозначно сориентирована на разумное и ответственное поведение человека, его духовное развитие, ставя во главу угла нравственность и контроль, управление собой. Теософия дает натуралистическую концепцию морали, раскрывая при этом механизм взаимодействия желаний, эмоций, воли и разума.
В итоге теософия дает более широкий и целостный взгляд на бытие человека в мире, основанный на идее единства природы и духа. Но это — рациональная сторона теософской антропологии, для раскрытия которой нужны герменевтика и концептуальная реконструкция. В целом же она содержит много мистического и архаичного в объяснении как строения мира, так и бытия человека. С этой точки зрения она оправдывает свое название, потому что болыпенству людей легче и проще воспринять ее положения на веру, чем дать им рациональное истолкование. И в этом таится большая опасность. Обращение к своей глубинной природе, к сфере архетипов и бессознательного - это обращение к очень мощным энергиям, управлять которыми сложно. Импульсивность, эгоизм, неумение могут привести к трагедии. Не случайно общество посредством культуры создает безопасные каналы проявлению этих энергий. Но массовая культура слабо выполняет данную роль.
Научная новизна данного диссертационного исследования заключается в системном анализе теософской доктрины Е.П. Блаватской и ее последователей как религиозно-философской антропологии.
Список научной литературыКоркунова, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Автономова Н С. Миф: хаос и логос / Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.: Политиздат. - 1990.
2. Азимов А. В начале / М.: Политиздат. 1989.
3. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии / СПб: Амфора. 2000.
4. Азимов А. Выбор катастроф / СПб: Амфора. 2001.
5. Азимов А. Слова и мифы / М.: Б.С.Г.-ПРЕСС. 2002.
6. Азимов А. Краткая история биологии. От алхимии до генетики / М.: Изд-во «Центрополиграф». 2002.
7. Анализ научных и вненаучных форм мышления / СПб, 1999.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / СПб: Питер. ' 2001.
9. Андреас С., Андреас К. Сердце мозга / Екатеринбург: УрГУ. 1993.
10. Андреев А.Л., Гуткин Л.С. Калинин Э.Ю., Филиппов Л.И. Формы духовной жизни: наука, философия, искусство, религия / М.: Изд-во МЭИ. 2000.
11. И. Андрюхина JI.M. Стиль науки: культурно-историческая природа / Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та. 1992.
12. Антологии мировой философии / М.: Мысль. Т. 1. - Ч. 1. - 1969.
13. Антология мировой философии/ М. Мысль. Т. 1. - Ч. 2. - 1969.
14. Антология мировой философии. М.: Мысль. Т. 2. - 1970.
15. Антропный принцип в структуре научной картины мира: история и современность // Материалы Всесоюзного семинара; Ленинград: 28 30 ноября 1989 г.-СПб, 1989.
16. Антропов В.А., Кашперский В.И. Научное и вненаучное знание / Екатеринбург: УГТУ. 1997.
17. Ареопагит Д. О небесной иерархии. Книга ангелов / СПб: Амфора. 2001.
18. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух. Душа. Тело /М., 1990.
19. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техника / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». -2002.
20. Астрономия и современная картина мира / М., 1995.
21. АУМ. Синтез мистических учений Запада, и Востока // Журнал русского эзотерического общества. М., 1990.
22. Байлук В.В. Человекознание. В 3-х кн. / Екатеринбург, 1999.
23. Бакшутов В.К. Философская антропология: смена парадигм / Екатеринбург, 1996.
24. Бахтин М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / СПб: Азбука. 2000.
25. Безант А. Древняя мудрость / М.: СП «Интеграф Сервис». 1992.
26. Безант А. Исследование сознания /М.: Ваклер. 1997.
27. Безант А. Алхимия духа / М.: Сфера. 2000.
28. Безант А., Бейли А.А. Ауробиндо Шри. Йога / М.: Изд-во «Эддар». 2000.
29. Безант А. Эзотерическое христианство /М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». 2001.
30. Безант А. Введение в йогу. Йога / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». 2000.
31. Бейли А.А. Трактат о семи лучах. Эзотерическое целительство / М. : ACT,1993.
32. Бейли А.А. Письма об оккультной медитации / М.: «Майя». -1993.
33. Бейли А.А. Посвящение человеческое и солнечное / М., 1993.
34. Бейли А.А. От интеллекта к интуиции / Новочеркасск: Агентство «Сатуна».1994.
35. Бейли А.А. Сознание атома / Новочеркасск: Агентство «Сатуна». 1994.
36. Бейли А.А. Эзотерическая психология / М.: «Двойная звезда». 1994.
37. Бейли А. Душа и ее механизм / М.: Новый Центр. 1999.
38. Бейли А.А. Йога сутры Патанджали. Йога / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». -2000.
39. Бейли А. О космическом огне. Психологический ключ к «Тайной Доктрине» / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». 2001.
40. Бейтсон Г. Экология разума: избр. статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / М.: Прогресс. 2000.
41. Беме Я. Christosophia или путь ко Христу / СПб: A-Cad. - 1994.
42. Беренс Б. Вселенная духа. История и философия эзотеризма в лицах. Древние цивилизации / М.: Изд-во «Слово и дело». 2001.
43. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / М.: Изд-во «Правда». -1989.
44. Бернал Дж. Наука в истории общества / М.: Прогресс. 1956.
45. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21-й век / М.: Мысль. 1991.
46. Биологическая эволюция и человек / М., 1989.
47. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина / Рига, 1937. Т. 1.
48. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». Т. 2 - 2001.
49. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». Т.З. - 2001.
50. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософское общество / М.: Изд-во «Сфера» Росс, теософ, общ-ва. 1993.
51. Блаватская Е.П. Карма судьбы/М.: ООО «Фирма», Изд-во ACT. 1999.
52. Блаватская Е.П. Из пещер и дебрей Индостана / М.: OJIMA-Пресс. 2000.
53. Блаватская Е.П. Рамачараки; Безант А. Мистический Христос / М.: Сфера, 2000.
54. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», т. 1,2.2001.
55. Блаватская Е.П. Теософский словарь / М.: Изд-во «ЭКСМО». 2003.
56. Бом Д. О самом важном. Беседы Д. Крешнамури с Д. Бомом / М., 1996.
57. Бондаренко ЮЛ. Человек, Судьба, Вселенная глазами древних мудрецов / М., 1984.
58. Бор Н. Собрание научных трудов / Л.: Наука, 1971.
59. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивида и общества / СПб: Политтехника, 2001.
60. Брунер Дж. Психология познания / М.: Прогресс, 1977.
61. Бряник Н.В. Самобытность русской науки: предпосылки и реальность / Екатеринбург: УрГУ, 1994.
62. Бугаев А. Эниология человека / М., 2001.
63. Булгаков М.И. Философский смысл троичности // Вопросы философии. 1989. -№ 12.
64. Бумбиерс Е. Перевоплощение и карма. Неизбежное. Синтез западной и восточной мысли / Киев, 1992.
65. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность / М., 1986.66. Бытие / Уфа, 2000.
66. Быховская И.М. Homo somaticos: аксиология человеческого тела / М.: Эдиториал; УРСС. 2000.
67. Василенко Л.И. Магия: старое зло или новое благо? // Вопросы философии. -1994.-№2.
68. Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской / М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
69. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / М.: Смысл, Per Se. 2000.
70. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / М.: Наука, 1988.
71. Вернадский В.И. Живое вещество / М.: Наука, 1978
72. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / М.: Наука, 1989.
73. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии / М.: Наука, 1989.
74. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление / М.: Наука, 1991.
75. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли / М.: Прогресс, 1988.77. Вечный человек /М., 1991.
76. Винер Н. Человек управляющий / СПб: Питер, 2001.
77. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история /М.: «Юрист». 1995.
78. Визгин В.П. Идея множественности миров. Очерки истории / М., 1988.
79. Волков Ю.Г., Поликарпов А.С. Человек как космопланетарный феномен / Ростов-н/Д, 1993.
80. Волченко В.И. Миропонимание и экоэтика 21-го века. Наука и философия религии / М., 2001.
81. Вольф. Ф.М. Математика, философия и йога/К.: София, 1999.
82. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / СПб: Амфора, 1991.
83. Выготский Л.С. Психология / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». 2000.
84. Высокий герметизм / СПб: Азбука, 2001.
85. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки / М.: Мысль, 1980.
86. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.В. Соловьева // Вопросы философии. 1994. - № 6.
87. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентальному / М.: Республика, 1997.
88. Гвишиани Г.В. Нуждается ли естествознание в идее Бога? // Вопросы философии. 1995. -№ 1.
89. Гейзенберг В. Физика и философия / М.: Прогресс, 1989.
90. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988.
91. Генон Р. Кризис современного мира / М.: Беловодье, 1991.
92. Генон Р. Царство количества и знамения времени / М.: Беловодье, 1994.
93. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике / СПб: Азбука, 2000.
94. Генон Р. Символы священной науки / М.: Беловодье, 2002.
95. Гербер Р. Вибрационная медицина / М.: София, Гелиос. 2001.
96. Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв. / М.:1. Канон4".-1999.
97. Гессен С.И. Основы педагогики. Прикладная философия / М., 1995.
98. Глейк Дж. Хаос. Создание новой науки / СПб: Амфора, 2001.
99. Голан А. Миф и символ / М.: Мысль, 1994.
100. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / М.,1986.
101. Гордиенко А.А. Антропологические и культурологические предпосылки коэволюции человека и природы. Философско-антропологическая модель коэволюционного развития / Новосибирск, 1998.
102. Григорьева Т.П. Дао и Логос (Встреча культур) / М.: Наука, 1992.
103. Григорьян Б.Г. Философия о сущности человека / М.: Мысль, 1973.
104. Григорьян Б.Г. Философская антропология. Критический очерк / М.: Мысль, 1982.
105. Гроф С. Психология будущего. Уроки современных исследований сознания / М.: «Изд-во ACT» и др. 2001.
106. Гроф С. Космическая игра / М.: «Изд-во ACT» и др. 2001.
107. Гроф С. Путешествие в поисках себя / М.: Ин-т трансперсональной психологии, 2001.
108. Гроф С. Холотропное сознание / М.: ООО «Издательство ACT» и др. -2002.
109. Гроф С. Человек перед лицом смерти / М.: «Изд-во ACT» и др. 2002.
110. Гумилев J1.H. Этносфера. История людей и история природы / М.: Экопресс, 1993.
111. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли / М.: ТОО «Мишель и К0». -1993.
112. Гуревич П.С. Философская антропология / М.: «Изд-во ACT». 2001.
113. Двадцать лекций по философии / Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001.
114. Даниленко J1.E: Емельянов Б.В. Очерки русского космизма / Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1989.
115. Девятова С.А. Религия и наука: шаг к примирению? / М., 1993.
116. Демин В.Н.: Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра / М., 1993.
117. Дмитриева Л.П. «Тайная Доктрина» Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах; В 3 ч. Магнитогорск: Изд-во «Амрита», 1992-1994.
118. Дмитриев И.С. Религиозные искания Исаака Ньютона // Вопросы философии. -1991. -№ 6.
119. Дубров А.В., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание / М.: СП «Соваминко». 1989.
120. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной / Новосибирск, 1988.
121. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / Свердловск: УРГУ.- 1969-1975.
122. Живая этика. Избранное / М.: Изд-во «Республика». 1902.
123. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / М.: Политиздат, 1990.
124. Зайцев А.К. Философия космического сознания / Калуга: Изд. дом «Эйдос». -2001.
125. Зеличенко А.И. Психология духовности / М.: МГУ, 1996.
126. Знание за пределами науки / М.: Изд-во «Республика». 1996.
127. Ирхин В., Кацнельсон М. Уставы небес / Екатеринбург: У-Фактория, 2000.
128. Историко-философские исследования. Проблема человека в буржуазной философии / Свердловск, 1977.
129. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / М.: Высшая школа, 1971.
130. Казначеев В.П.: Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения / Новосибирск: Наука, Сиб. отд. 1991.
131. Казначеев В.П. Философия человека: космические и земные истоки / Новосибирск: Наука, Сиб. отд. 1991.
132. Казютинский В.В.: Балашев Ю.А. Антропный принцип. История и современность // Природа. 1989. - № 1.
133. Капра Ф. Дао физики / К.: «София»; М.: ИД «Гелиос». 2002.
134. Капра Ф. Паутина жизни / К.: «София»; М.: ИД «Гелиос». 2002.
135. Касавин И.Т. Спутники и попутчики науки / Герметизм. Магия.
136. Натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв. М.: Канон+. - 1999.
137. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы // Культурология. 20 век. Антология. М.: Юристь, 1995.
138. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии М.: Прогресс, 1988.
139. Келастьев В.В. Интегративная концепция человека / СПб, 1992.
140. Кельзер К. Солнце и тень. Мой эксперимент с осознаванием сновидений / М.: Изд-во Трансперсоналыюго Института, 1997.
141. Кемпбелл Дж. Тысячелетний герой / М.: ООО «Изд-во ACT». 1997.
142. Кемпбелл Дж. Мифический образ М.: ООО «Изд-во ACT». 2002.
143. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу (Становление греческой философии). М.: Наука, 1979.
144. Ким В.В., Блажевич Н.В. Язык науки / Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998.
145. Кнекс Ф. Пробуждающееся сознание. У истоков человеческого интеллекта / М., 1983.
146. Книга ангелов. Антология / СПб: Амфора, 2001.
147. Князевская Т.Б., Огурцов А.П. Судьба: метафора, идея, культура // Вопросы философии. 1992. -№ 7.
148. Колесов Е. Тринадцать врат эзотерики / М.: Росткнига, 1999.
149. Косарев А. Философия мифа / М., 2000.
150. Космические лекции. Земная и неземная жизнь человека / М.: Азбука, 2001.
151. Космическое сознание /М.: ООО «Ник», «Одиссей». 1995.
152. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление / М.: Прогресс, 1977.
153. Кравчук Ю.А. Космос. Кто мы в нем? / СПб, 1997.
154. Красиков В.И. Синдром существования / Томск, 2002.
155. Красиков В.И. Этюды самосознания / Кемерово, 2000.
156. Круткин B.JI. Онтология человеческой телесности / Ижевск, 1993.
157. Кузанский Н. Об ученом незнании. О предположениях /М.: МЦИФИ. -2000.
158. Кузнецов А.И. Внутренний мир человека / Екатеринбург, 1994.
159. Культура и цивилизация. Материалы Всероссийской научной конференции // Екатеринбург, 17-18 апреля 2001; Екатеринбург, 2001.
160. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен / М.: Изд-во МФТИ, 1993.
161. Курашев В.И. Философия: человек и смысл его жизни / Казань, 2001.
162. Лазарев С.Н. Диагностика кармы / СПб, 2001. Кн. 1-7.
163. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / М., 1930.
164. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / М., 1937.
165. Леви-Строс К. Миф, ритуал и генетика// Природа. 1978. -№ 1.
166. Леви-Строс К. Структурная антропология / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». -2001.
167. Ленсер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993, № 2.
168. Лекторский В.А. Идеалы и реальности гуманизма // Вопросы философии. -1994.-№6.
169. Лекторский В. А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм // Вопросы философии. 2001. - № 6.
170. Леонтьев А. Деятельный ум / М.: Смысл, 2001.
171. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности / Екатеринбург, 1997.
172. Личность. Культура. Этнос: современная психологическая антропология. -М.: Смысл, 2001.
173. Лихачев Д.С. Письма о добром и вечном / М.: Наука, 1985.
174. Лойфман И.Я., Стадник В.П. Единство природы и круговорот материи / Свердловск: Изд-во УРГУ, 1988.
175. Лойфман И.Я. Дух диалектики / Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000.
176. Лойфман И.Я. Мировоззренческие штудии / Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
177. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф / М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
178. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / Лосев. А.Ф. Из ранних произведений. М.: Изд-во «Правда». -1990.
179. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос / М„ 1993.
180. Лоренцер А. Археологи психоанализа / М.: Прогресс-Академия, 1996.
181. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексологии / М.: Наука, 1986.
182. Любутин К.Н. Человек в философском измерении / Свердловск, 1991.
183. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха до Фромма / Псков, 1994.
184. Любутин К.Н., Грибакин А.В. Западноевропейская антропология / Екатеринбург, 1994.
185. Магический кристалл / М., 1992.
186. Мекдугалл Дж. Д. Краткая история планеты Земля: горы, животные, огонь и лед / СПб: Амфора, 2001.
187. Максимов A.M., Чупров А.С. Природа человека и его свобода (эволюция проблемы в истории западноевропейской светской и религиозной мысли). -Екатеринбург, 1996.
188. Мамардашвили М. Мой опыт нетипичен / СПб: Азбука, 2000
189. Маслеев А.Г. Человеческое измерение Вселенной: космизм и антропоцентризм / Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1996.
190. Маслеев А.Г. Антропологический смысл русского космизма / Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001.
191. Маслоу А. Психология бытия / М.: Ваклер, 1997.
192. Маслоу А. Мотивация и личность / СПб: Евразия, 1999.
193. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / М.: Смысл, 1999.
194. Маслоу. А. По направлению к психологии бытия /М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». -2002.
195. Между Эдипом и Озирисом. Становление психоаналитической концепции мифа/ Львов: «Инициатива»; М.: Изд-во «Совершенство». 1998.
196. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов // Вопросы философии. 1991. -№ 10.
197. Менегетти. Мудрец и искусство жизни / М.: ИНБР «Онтопсихология». 2001.
198. Мень А. О Тейяре де Шардене // Вопросы философии. 1990. - № 12.
199. Мень А. Магия. Оккультизм. Христианство / М., 1996.
200. Мень А. Истоки религии / М., 2001.
201. Мень А. Дионис, Логос, Судьба / М., 2002.
202. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция / М., 1989.
203. Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. -№ 4.
204. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения / М.: ЭКСМО-Пресс. 2000.
205. Минутко И. Заговор тайных вождей. Феномен Елены Блаватской / М.: ЭКСМО-Пресс. 2002.
206. Мировоззрение и культура / Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002.
207. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера / М.: Молодая гвардия, 1990.
208. Моисеев Н.Н. Восхождение к Разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям / М., 1994.
209. Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии, 1994, № 4.
210. Моисеев Н.Н. Современный рационализм / М., 1997.212. Мозг и разум / М., 1994.
211. Монро Р. Далекие путешествия / К.: «София»; М.: ИД «Гелиос». 2000.
212. Монро Р. Путешествия вне тела / К.: «София»; М.: ИД «Гелиос». 2001.
213. Мордухай-Болтовской Д.Д. Философия. Психология. Математика / М., 1998.
214. Мюллер М. От слова к вере: религия как предмет сравнительного изучения // Языки как образы мира. М.: ООО «Издательство ACT»; СПб: Terra Fantastica, 2003.
215. Мясникова J1.A. Тайна и смысл индивидуального бытия / Екатеринбург: Изд-во «Урал». 1993.
216. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной: истоки, становление, перспективы. Очерки междисциплинарной теории прогресса / М., 1991.
217. Налимов В.В. Спонтанность сознания: вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности / М.: Изд-во «Прометей». 1989.
218. Налимов В.В. В поисках иных смыслов / М.: Изд. группа «Прогресс». 1993.
219. Натаф А. Мэтры оккультизма / СПб: «Академический проект». 2002.
220. Новикова Т.М. Эзотерическая философия / М.: Вузовская книга, 2001.
221. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания / М.: «Ваклер». 1998.
222. Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика / СПб: Академический проект, 1999.
223. Нойссер Д. Познание и реальность /М.: Прогресс, 1991.
224. Объяснение необъяснимого. Тайны паранормальных явлений / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». 2002.
225. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /М.: «Русский язык». -1987.
226. Оккультный мир Блаватской / М.: Сфера, 1996.
227. Олдак П.Г. Теогносеология: миропостижение в рамках единения науки и веры /Новосибирск, 1994.
228. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение / М., 1985.
229. О современном статусе идеи глобального эволюционизма / М., 1986.
230. О человеческом и человеке / М., 1991.
231. От Луки святое благословение / Новый завет. М.
232. Павленко А.Н. Космос и Вселенная: две парадигмы мироздания / М., 1993.
233. Папюс. Первоначальные сведения по оккультизму / М.: МИКАП, 1993.
234. Паркер Г. Мечта Эйнштейна. В поисках единой теории строения Вселенной / СПб: Амфора, 2001.
235. Печчеи А. Человеческие качества / М.: Прогресс, 1980.
236. Пиаже Ж. Психология интеллекта / СПб: Питер, 2003.
237. Пивоваров Д.В. Дух, душа и смысл жизни человека / Екатеринбург, 1993.
238. Пивоваров Д.В. Бог, пророк, церковь / Екатеринбург: Изд-во Уральского унта, 2002.
239. Пивоваров Д.В. Душа и вера / Оренбург: Изд-во ОСИПКРО, 2003.
240. Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека // Чаша Гермеса. -М.: Юристъ, 1996.
241. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. - № 8.
242. Плеснер X. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
243. Понятие судьбы в контексте разных культур / М., 1994.
244. Православие и духовное возрождение России / Екатеринбург, 2003.
245. Прибрам К. Языки мозга / М.: Прогресс, 1975.
246. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадоксов времени /М., 1994.
247. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / М.: Эдиториал УРСС, 2000.
248. Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии 20-го века / Иваново, 1984.
249. Проблема человека в западной философии / М.: Прогресс, 1988.
250. Проблема сознания в философии и науке / М.: Наука, 1996.
251. Проблема антропологии и антроподицеи в философии / Екатеринбург, 2002.
252. Пружников В.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? // Вопросы философии. 1994. -№ 2.
253. Психоанализ и наука о человеке / М., 1995.
254. Пучко Л.Г. Биолокация для всех. Система самодиагностики самоисцеления человека / М.: АНС. Т. 1, 2. - 2001.
255. Рабинович В.А. Алхимия как феномен средневековой культуры / М.: Наука, 1979.
256. Радьяр Д. Планетаризация сознания. От индивидуального к целому / М.: Ваклер, 1995.
257. Райзема Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаметальные категории Универсума, технология общественного разума / М., 1991.
258. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. — № 1.
259. Раушенбах Б.В. Логика троичности // Вопросы философии. 1993. - № 3.
260. Реджи Т. Этюды о Вселенной / М., 1985.
261. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. - № 3.
262. Рерих Н. Семь великих тайн Космоса / М.: ЭКСМО-Пресс. 2001.
263. Риттер И.В. Фрагменты, оставленные молодым физиком. Карманная книжица для друзей природы // Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв. -М., 1999.
264. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс». 2001.
265. Романовская Т.Б. Рациональные основания вненаучного // Вопросы философии. 1994. - № 9.
266. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. 1994. - № 6.
267. Русаков В.М. Второе крушение Царства Разума. Проблема рационального и иррационального в современной философии / Екатеринбург, 1997.
268. Русский космизм: Антология философской мысли / М.: Педагогика-Пресс, 1993.
269. Самохвалова В.И. Красота против энтропии (Введение в область метаэстетики). -М., 1991.
270. Сафронов И.А. Человек и Вселенная / Л., 1991.
271. Сафронов И.А. Философские проблемы единства человека и природы / СПб, 1992.
272. Сафронов И.А. Человек и Космос в истории культуры / СПб, 1993.
273. Сафронов И.А. Человек и Вселенная, философско-методологический аспект // Дисс. докт.; СПб, 1994.
274. Свинцовые врата алхимии. История. Символы, практика / СПб: Амфора, 2002.
275. Серова И.А. Антропософия здоровья, тело и дух / Екатеринбург, 1992.
276. Семенов В.В. Философия души / Пущино, 2001.
277. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности / М., 1984.
278. Смирнов Г.С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность / Иваново, 1998.
279. Соловьев Вс.С. Современная царица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и «Теософским обществом» / М., 1994.
280. Современная философия в поиске сущностей и смыслов / Международная научно-практическая конференция; Екатеринбург 25-27 октября 2001 г. -Екатеринбург, 2001.
281. Совершенный человек, теология и философия образа / М., 1997.
282. Степ и н B.C. Философская антропология и философия науки / М., 1992.
283. Степин B.C. Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / М., 1994.
284. Степин B.C. Философия и образы будущего // Вопросы философии. -1994. -№6.
285. Степин B.C. Теоретическое познание / М., 2000.
286. Тарнас Р. История западного мышления / М.: Крон-Пресс, 1995.
287. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / М.: Изд-во «АСТ». 2002.
288. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: Изд-во «Ренессанс». 1992.
289. Телесность человека, междисциплинарные исследования / М., 1991.
290. Тоффлер Э. Шок будущего / М.: ООО «Издательство АСТ» 2001.
291. Трухин А.Н. Проблема конструирования общечеловеческих моделей мира / Екатеринбург, 1992.
292. Туровский М.Б. Предыстория интеллекта / М., 2000.
293. У ил сон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. - № 1.
294. Уолш Р. Основания духовности / М.: Академический проект и др., 2000.
295. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека. Космология возможной эволюции человека / СПб: ИД «Весь». 2002.
296. Учение Вернадского о ноосфере и глобальные проблемы современности / М., 1988.
297. Федоров Ю.М. Сумма антропологии / Новосибирск, 1996.
298. Фейербах JL Сущность христианства. М.: Наука, 1965.
299. Фейербах J1. Пьер Бейль. К истории философии и человечества / История философии. Собр. произв. в 3-х т. М.: Мысль. - 1974. - Т. 3.
300. Фельденкрайз М. Осознавание через движение / М. СПб, 2000,
301. Феномен человека: Антология / М., 1993.
302. Философия. Психология. Математика / М., 1998.
303. Философия. Человек и жизнь / М., 2002.
304. Философский энциклопедический словарь/М.: Сов. энциклопедия, 1983.
305. Философский энциклопедический словарь/М., 2001.
306. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе / М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС. — 2001.
307. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины /Собр. соч. М.: Изд-во «Правда».- 1990.-Т. 1.
308. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / Собр. соч. М.: Изд-во «Правда». -1990.-Т. 2.
309. Флоровский Г. Из прошлого русской мысли / М.: «Аграф». 1998.
310. Франк С.Л. М.: Изд-во «Правда». - 1990.
311. Франкль В. Человек в поисках смысла / М., 1990.
312. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии / СПб: Амфора, 2001.
313. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / М., 1992.
314. Френч М. Премудрость в личности // Вопросы философии. 2000. - № 4.
315. Френч М. Трансцендентальность и троичность // Вопросы философии. 2003. -№11.
316. Фролов Б.А. Астральные мифы и рисунки // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982.
317. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. Работы разных лет / М.: Наука, 1989.
318. Фромм Э. Душа человека / М.: Изд-во «Республика». 1992.
319. Фромм Э. Психоанализ и этика / М.: Изд-во «Республика». 1993.
320. Фромм Э., Судзуки Д., Мартино Р. Дзен-будцизм и психоанализ / М.: Изд-во «Республика». 1995.
321. Ханна Т. Искусство не стареть / СПб: Питер, 1995.
322. Харитонов С.В. Проявление космического закона в психике человека. Синергетический подход к классификации психических потребностей / СПб, 2000.
323. Хейзинга И. Осень средневековья / М.: Наука, 1988.
324. Хей J1. Исцели себя сам. Психологические причины болезней и метафизические пути их преодоления / М.: ТОО «Природа и Человек». 1997.
325. Хик Дж. Пятое измерение. Мистические и духовные учения от древности до наших дней / М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
326. Хокинг С. Краткая история времени / СПб: Амфора, 2001.
327. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные / СПб: Амфора, 2001.
328. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Киев, 1982.
329. Чаша Гермеса / М.: Юристъ, 1996.
330. Человек в контексте глобальных проблем / М., 1989.
331. Человек в системе наук / М., 1989.
332. Человеческое выживание и эволюция сознания / М., 1989.
333. Человек и его символы / М., 1998.
334. Человек как космический феномен / Ижевск, 1994.
335. Человек Философия - Гуманизм / СПб, 1997. - Т. 1 - 7.
336. Человек: Философский аспект сознания и деятельности / Минск, 1989.
337. Человек. Эволюция. Космос / К.: «София». 1984.
338. Чижевский АЛ., Шишкина Ю.Г. В ритме Солнца / М., 1969.
339. Чижевский A.JI. Земное эхо солнечных бурь / М.: Мысль, 1976.
340. Чижевский АЛ. Земля в объятиях Солнца / М., 1995.
341. Чопра Д. Семь духовных законов успеха / К.: «София», 2001.
342. Шадриков В.Д. Происхождение человечности / М., 2001.
343. Шалютин Б.С. Становление свободы, от природного к социокультурному бытию / Курган: Изд-во «Зауралье». 2002.
344. Шахнович М.И. Современная мистика в свете науки. M.-JL, 1965.
345. Шелер М. Положение человека в Космосе / Проблема человека в западной философии. М., 1988.
346. Шмелев В.Д. Этикотеология Канта в пореформенной России. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003.
347. Шпенглер О. Закат Европы / Минск: ООО «Попурри». 1999.
348. Шредингер Э. Избр. труды по квантовой мехенике / М.: Прогресс, 1976.
349. Штайнер Р. Очерк тайноведения / М.: «Изд-во ACT» и др., 2000.
350. Эволюционная эпистемология, проблемы, перспективы / М., 1996.
351. Элиаде М. Космос и история / Избр. труды. М.: Прогресс, 1987.
352. Элиаде М. Йога, бессмертие и свобода / СПб, 1999.
353. Элиаде М. Аспекты мифа / М.: Академический проект, 2000.
354. Элиаде М. Оккультизм, колдовство моды в культуре / К.: «София», М.: ИД «Гелиос». — 2002.
355. Элиаде М. Тайные общества. Образы, инициации и посвящения / К.: «София», М.: ИД «Гелиос». 2002.
356. Это человек. Антология / М.: Высшая школа, 1995. 4
357. Юнг К.Г. Архетип и символ / М.: Изд-во «Ренессанс». 1991.
358. Юнг К.Г. Душа и миф, 6 архетипов / Киев. 1996.
359. Юнг К. Избранное / Минск: ООО «Попурри». 1998.
360. Юнг К.Г. Человек и его символы / М.: Серебряная нить, 1998.
361. Юнг К.Г. Ответ Иову / М.: Издательство ACT, 1991.
362. Юнг К.Г Психология бессознательного / М.: ООО «Издательство ACT», 2001.
363. Юнг К. Архаичный человек // Юнг К. Проблемы души современного человека. СПб: Питер, 2002.
364. Юнг К. Проблемы души нашего времени / СПб: Питер, 2002.
365. Юнг К. Психология и религия // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
366. Batesan, Gregori, Mind and Natnre, Dutton, New York, 1979.
367. Jung, Carl, Gustav, Psychology and Alchemy. Coll Vohks, 12, New Vork and London, 2 nd, edn., 1968.
368. Margulis, Lynn, Symbuosis in Gell Evolution, Second Editision, Freeman, San Fransisco, 1993.