автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Универсальный характер действия законов красоты

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Нинецкая, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Универсальный характер действия законов красоты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Универсальный характер действия законов красоты"

всес0пзн:ш йотго-^хледоватэдьский институт • ,

ИСКУССТВОЗНАНИЯ ' } ^ _ы_(¡1

Специализированный совет / д 092.10.04 / по эстетике

На правах рукойиси НИЦЕЩАЯ Ирина Александровна

шверсалшй характер действия законов красоты

09.00.04 - Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёней степени кандидата философских наук

¡Аосква 1991

Работу выполнена б сектсре эстетики Всесоюзного-научно-исследовательского институт искусствознания.

Официальные олпошшгн - дсктор философских аа^к,ирофзссор

САПРОНОВ Б.В.

- каздидеа философских наук ЮШАНОВА 1.Н.

Ведуцая организации - Московский государственный

иксгигуж культуры, кафедра теории культуры,этики к эстегаш

Залдата состоится ^¿лли_1992г, в чавой

на заседании специализированного совета Д.092.10.04 по эстетике при Всесоюзное научна-иссгедоьательскои институте искусствознания по адресу: Москва,Козицкий пьр,д.5 .

С диссертацией можно ознакомиться в читальное зале библиотеки Всесоюзного научно-исследоьательпкого института искусствоэяаниа. ">

Автореферат разослан А^/^/ис 1992 года

Учёный секретарь !г>лД?1 _____—-

специализированного совета I Г.А.Беляев,

кандидат философская наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ!!

Актуальность обращения к избранной теме вызвана как "внеа-шия проблемами развитая общества в целом, так и "внутренними1 роблемаыи самой эстетической науки.

Природа искусства и его место в духовкой тят общества бусяовлвнн художественным освоением действительности человеком, иснусстье и художественной деятельности, рефлексией вототэгос э вместо с искусствознанием является эстетическая наука, пиоис-одит воспроизведение и моделирование окружающей человека дейст-ительтости. Худогественная деятельность, художественное "нача-о" заключено во всех других: Формах общественной деятельности и ознаняя - науке, религии, Философии, морали, влияя на состояние развитие их в обществе. Эстетическая "составляющая" сопровол-ает все области жизни и деятельности человека, опредмечпда'Ясь в ещах и определяя характер о( зида;-мой человеком действительности, скусство, художественное творчество выполняют в обществе функции сознания и самосознания этой деятельности, являясь своеобразным зеркалом" культуры и одной из духовных основ её прогресса.

Искусство и художественная культура наиболее полно и орга-мчно приобщают людей к коллективному опыту и морали, вековой му-(рости, человеческим идеалам и ценностям, Формируя сознание каж-10го человека, обращаясь к каждому члену общества в отдельности, 1скус;тв0 становится могущественным средством социального воздей-:твия, тем самым приобретая универсальную способность влиять на год развития культуры в 1;елом, помогая обществу находит*, перепек-'ивы и пут:1 его движения к свободе, е достойным человека формам юциальной жизни. Особежо актуальным и значимым этот процесс «готовится в наши дня, когда советское общество переживая-: качественно новый этап своего социально-политического развития.

Серьёзном явлением ъ истории советской эстетической науки "шла многолетняя дискуссия об "эстетическом", выявивпая кнтбрзе-:ше и глубокие исследования, даогие из которых выражали не только собственную авторч.сутэ позицию, но и групповой езгляд аа проблему "эстетического" и с вязаных с ¡гей категорий красоты, прекрасного и других, Положительная оценка диетуесии об "эстетическом" г.е мотет, одназге, восполнить пробелы 5 решении многих пробдам эстетг-ческой науки, поставлена её участникам. Ход дискуссии, несомненно. был бы более успешным и плодотворным, если бы пзриор-.счес-

ей появлялись работы обобщающего характера, суммирующие различ ные точки зрения по одним и тем же вопросам. Налое число таког рода работ и дефицит современной справочной литературн по иску ствозяанию и эстетике в целой ощущается в наши дни особенно ос ро, не соответствуя уровню разработанности отдельных проблем этих наук.

На всесоюзных конференциях по эстетике / 1983, 1989 гг./ справедливо отмечалось, что категориальный аппарат нашей науки ещё недостаточно разработан /нет коррекции мнений о природе пр красного, существует нечёткость в трактовке основных эстетичес них понятий и'т.д./, возникает опасность обеднения многих пот тий и проблем эстетики и искусствознания как в силу снижения общего уровня философских обобщений, так и в результате насиль ственного и ставшего уже привычным отрыва от немарксистских тр диций философии и искусствознания, в том числе русской философ ской и искусствоведческой традиций XIX - нач.ХХ вв. Пришлось таете признать и то, что по сходным причинам методологические проблемы, разрабатываясь также совершенно недостаточно, остаются "ахиллесовой пятой" советской эстетики в целом, не отвечая ни современному уровню-развития науки, ни запросам художественной практики, нуждаются в дальнейшей обстоятельной разработке.

Эстетиками наметились и отдельные выходы из создавшегося положения: проведение дискуссий по основным эстетическим проблемам и категориям, оставшимися неясными или спорными; выявление результативных и даже нетрадиционных для нашей эстетическо! науки подходов в решении основных методологических проблем; постоянно прилагающееся к решению назревших проблем эстетики и искусствознания требование соответствия уровню развития современной науки. По мере сил в данной диссертационной работе авто] стремился следовать указанным требованиям и рекомендациям.

Автор также стремился войти в круг идей работ прошлого и настоящего времени, обнаруживающих тенденции наибольшей концептуализации и выявления, универсальных, общих характеристик эстетического отношения человека к действительности, искусства как художественного процесса освоения человеком действительности в его структурно-функциональном единстве, целостности, социокультурной и космической обусловленности.

В эстетике нет проблем, на каком бы высоком теоретическом

■ровне обобщений они не рассматривались» удалённых от человека" -¡го сознания и его деятельности по освоению игра. Поэтому акту-льность обращения к теоретическим проблема»/ эстетики, её хате-■ориальному аппарату и методологии, к рассмотрения унизерсаяь-гаго характера действия "законов красоте" диктуется и тесно свя-¡ана не только с наиболее общюш проблемами искусствознания и удожественного творчества, но и переменами, происходящими в иа-:ем общества: перестройкой социально-экономических отношений, ювышением роли человека в общественной жизни, переориентацией >бразсваяия и эстетического воспитания к возрождённым духовник (енноатям и идеалам гармонического взаимоотношения с природой и

(осмосом.

Рассматривая универсальную проявляемость красоты и её "затонов", мы справедливо мояеи говорить о постоянной расширении эстетического предмета к аз? и. исследующего его встетячеикого соз-гания. И в свою очередь, в эетстичзсЕоы сознании, приобретающей зсё большую значимость в обществе, в картинах: мира и сястемно-георэтической форте эстетической каута последовательно занрепля-5тся все устойчивое и повторящееся положительное, всё сущест-зевное по освоений и преобразованию дара "по законам ьрасотн".

Степень разработанности проблемы. Природа красота, прекрасного всегда являлась центральной проблемой эстетики, постоянно яа протяжении веков привлекая к себе внимание исследователей, Многогранно, с различных точек зрения и в рамках разжчнш: ксн--'¿пций разрабаютаетсг она и в советсгой эстетика, становясь эбъ'ектом исследования в цело« ряде статей, ЮйО'^рафий,, диссертаций*

Многими авторами проблемы красоты, прекрасного, встетичео-кого и связанных с шик катэгорий исследуются в связв с систематизацией категориального аппарата эстетики Л).Б*Боре»,А.Ф.Ершееа, М.С.Кагак, В,С.Корниеяко, З.Г.Яковлев и многие дрЯ'Н®/.

Некоторыми, очень немногими авторами, категория гкрасота" и "прекрасное" рассматривались в работах, посвященных изучению методологических осноя эстетической теории, искусствознания и истории эстетики / В.В.Вансяов, Л.А.Зеленоз, А.Я.Зись, В.П.Крутоус, Г,И.Кулекь'ов, Г.И.Куницын» А.Ф.Лосев, М.Ф.Овсянников и некв*в|Эв другие/. Круг идей работ указанных авторов обширен, требует дать-

нейшего осмысления и разработки, а потопу представляет яаибол!" шй интерес и ценность и для данной диссертационной работы.

Аспекту изучения и поиска объективных истоков красоты, прекрасного в природной действительности посвящены еле дующиэ диссертации; ^ал ангар А.Л. "Объективно прекрасное в эст< тике Чернышевского и современные споры вокруг этой проблемы" /Москва, i960/; Линник Ю.Р."Объективность красоты в оргаьтчесяс природе" /Москва, 1969/; Павлович А,А."Категория прекрасного в советской эстетике" /Минск, 1971/j Ота^лстин В.И."Природа как объект эстетического отношенк:" /Москва, 1970/, Чукаев С.Ф. "Прт родаве основы красоты" /Ленинград, 1965/.

Несмотря на то, что крут работ, исследующих проблему врасс ты, прекрасного в исторкко-логическом, категориальном аспекте моэшо считать обширным, избранного нами аспекта универсальности проявления, действия красоты и её "законов" касаются лишь немногие. Они разбираются автором з данной диссе]: тационной работе в связи с рассмотрением концепций ь рамках дис куссии об "эстетическом" э советской ьстеткке /1965-1985 гг./.

В целом автором показывается, что данный аслекх проблемы остаётся и на сегоднятий день на стадии постановки или поисков её решения. Подобное положение следует считать результатом многих составяяших, прежде всего переориентации иссдздсвательског интереса к более конкретной проблематике искусствознания, истории и социологии эстетики. Данный уровень изученности проблемы констатируется, например, в работах многих авторитетных советских эстетиков - А.Я.Зиея, Ч.С.Кагска, В.П.Крутоуса, Г.М.Куницнн М.&.Овсякникова, З.П.'Честанова и других.

Цель и задачи исследования. В данной диссертационной работ автор ставит своей ц в я ь о рассмотрит« красоты, прекрасног именно в аспекте их универсальности, всеобщей пр являемости в сознании и деятельности человека как социального с щезтва, а художественной и научной картинах мира и других струя турах коллективного опыта - посредством "законов красоты", объективно обусловленных порядком самой коироды и закономерностями космоса. "Законы красоты" рассматриваются автором как структур-но-йункциональнке принципы построения и осмысления действительности на всех еэ уровнях, включая саму эстетическую теорию.

Реализация этой цели достигается постановкой и решением

целого ряда проблемных задач:

- установлением, определением специфики предмета естетики

в его отличии от предмета философии и предметных областей других наук;

- рассмотрением системы эстетики на базе её основных категорий и метода;

- стремлением показата, что полнота рассмотрения оссбенннх проявлений урасоты- "законов красоты" - становится возможной лишь в рамках теоретической системы эстетики, осмысливающей все стороны освоения человеком действительности по втиы законам, вбирающей в себя рассмотрение закономерностей всей действительности на основе эстетического отношения человека к действительности;

- анализом всеобщих закономерностей госмоеа, действительности как структурно-функциональных отношений, проявляемых на всех её уровнях, включая создание и деятельность человека в различных её формах и видах - в науке, искусстве и других, аа материале конкретных наук;

- рассмотрением значительного пласта человеческой деятельности - художественного творчества, искусства в его закономерностях, традициях и художественных достижениях - как обварной сферы проявления "законов красоты";

- выявлением действия "законов красоты" в отражающей сознании и деятельности человека как уровнях действительности,также находящихся в единстве и в райках всеобщей закономерности природы.

Методологическую основу исследования составили работы прошлого и современности, осмысливающие универсальные, всеобщие свойства и закономерности действительности и искусства. Особое внимание уделялось тем научным положениям, в которых выявлялась тенденции развития объективной действительности, генезиса человеческого сознания и деятельности. Теоретическими источниками диссертации с тага диалектическая методология и теория отражения, дополненные современными данными различных наук.

Автор настоящего исследования опирался на историко-остети-чеекке н теоретические положения трудах; профессора А.Ф.Лосева / анализ античной эстетики, определение сгагаола, определение эстетики кая наука о выргзителышг формах/, а кихе к?, работы дру-

гнх видных советских зстетяков и искусствоведов - Б.М,Берштейна, А.Я.Зисч, М.Н.Кагана, Д.С.Лихачёва, С.Х.Раппопорта и некоторых других,

В качестве источников фактического материала и основы дня обобщений привлекались также труда русских дореволюционных и советских искусствоведов, этнографов, литературоведов Б.В.Вер-тоградовой, Н.А.Виноградовой, С.Ф.Ольденбурга, Н.П.Кондакова, Н.Я.Парсаданова, Н.А..Пом?раш.евой, Г.М.Прохорова.

В контексте диссертации значительно использована терминология трудов А.Ф.Лосева: понятия "закономерного функционирования" и "материального становления" космоса. красоты как "парадигмы" и"и "предела" отдельных прекрасных становлений.Использованы также некоторые положения работ других исследователей прошлого и настоящего времени, капающиеся лудожественной картины мира, ценности классического искусства и проблемы канона в художественном творчестве, ссылки на которые даются в настоящей работе.

На методологической базе диалектики автором вскрываются основоположения эстетики /красота как всеобщее - всеобщее отношение и всеобщая закономерность/, их особенные проявления /эстетическое отношение человека к действительности, "законы красоты"/, фиксирующиеся непосредственно в конкретных и единичных вещах, явлениях и отношениях между ними /"прекрасная предметная множественность"/. И, обратно, с по-мощьп диалектики более частные понятия и категории в их отношениях взаимозависимости и переходах возводятся автором к объекту исследования как целостности /"единство объективной реальности" всеобщее и др./.

В своей диссертационной работе в целом автор стремился приблизиться к диалектико-ло! ическому характеру изложения материала, направленному на раскрытие содержания и объёма употребляемых понятий и их связей; каждое принимаемое определение автор стремился доказать, проводя свои рассуждения через ряд наиболее общих понятий и категорий /единство объективной реальности, универсум, всеобщее отношение, всеобщая закономерность и другие/, содержание которых рассматривается на материале конкретных наук /физика, математика, биология, психология/. Подобный подход дополняется постоянным соотнесением принципов исто-

б

ричесйого /история философии и эстетики/ и конкретного / современные данные различных науп/ с гогическиы и диалектическим.

Научная новизна исследования В диссертационной работе делается попытка всесторонне, на содержательном материале конкретных наук к различных видов искусства, рассмотреть объективные истоки и универсальный характер действия красоты, выявить действие некоторых её "законов" в объёме всей объективной действительности.

Нг. историко-философском и конкретном научном материала автор делает попытку определить понятие "храсотн" как всеобще I'о, взятого для рассмотрения в аспеьге его структурно-функциональней оформленное™ в объёме всего космоса, на всех уровнях универсума. Автор пытается также очертить сбъём и содержание понятия "красота" в рамках диалектической логики, показать его янтегрально-обобщащий характер. Имейте на этой диалек™ико-логипеской основе автором проводится отграничение и автононизация предмета эстетики л предмета философии и предметов других наук. Предмет эстетики понимается автором как системное раскрытие содержания всей »йъектявной дьйстаительгости, взятой в аспекте структурно-функциональной оформжекности, Покааквается, что только системное понимание предмета эстетики может отразить обусловленные действительностью форш эстет'-пеского познания шра, выявить наиболее полно универсальный характер действия "законов красоты".

Рассмотрение автором проблемы "эстетического" на основе деятельного субъект-объектного отношения позволяет считать само понятие "эстетическое'* интегральным, основанным на феномене единства; структурно-функционального соответствия единой и целостной отражательной деятельности человека и единства объективно.* реальности. В данном контексте показывается, что "скрепляющей" основой эстетического познания является эстетический идеал единства, обладающий диалектической и синтетической природой. Как идеально-образное представление о совершенстве идеал в разливдых видах человеческой де ятельности, предельно концентрируясь, становится идеал ошм образом цели, йныш словам»;, идеальным планом всякой деятельности явгяетоя осознаннгя целесообразность, в которой диадвктичеост совпадают свобода и необходимость. Всякая творческая преобразовательная, находящаяся в согласии я свобедном соответствии со всеобщей закономерностью и прогрессивными тенденциями развития действитель-

ности, целого деятельность человека оказывается истинно творческой , происходящей "по законам красоты".

Показывается, что особенными проявлениями красоты оказываются структурно-функциональные отношен т различного порядка /выводимые из всеобщего отношения единства объективной реальности как "максимального" отношения и абстрактного интегрального понятия/, как то: симметрия, пропорциональность, ритм, порядок, мера к другие. В сознании человека, отражающем действительность и "скреплённым" идеалом единства, в его предметно-практической деятельности они переходят, трансформируются в "законы красоты". Только на основе эстетического идеала единства сознание человека оказывается способным создать также единую и целостную /а следовательно - и системно-научную/ картину мира, адекватнум объективной реальности, её единству и целостности.

Практическая значимость работы определяется тем, что постановка и решение проблемы универсального характера действия Законов красоты" намечает широкий спектр выходов в область освоения человеком дара, в художественный творческий процесс, равно как и в любой другой вид человеческой деятельности.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы и привлечены к решению ряда методологических проблем эстетики и искусствознания, связанных с дальнейшим осмыслением и разработкой категорий "эстетическое", "художественное", "прекрасное", "канон", категориального аппарата научной эстетики в целом.

Выводы диссертации могут найти применение в тех видах практической деятельности,которые связаны с решением задач активного воздействия эстетического начала, "законов красоты" на взаимоотношения и деятельность людей. Такой практический выход намечается, например, сейчас, в условиях перестройки и перевода производства на качественно новый уровень, отвечающий высоким потребительским и эстетическим критериям одновременно.

Материалы диссертации могут быть также использованы в преподавании философии и встетики, при разработке и чтении спецкурсов по отдельным проблемам истории философии и эстетики.

Апробация работы Основные вывода и ргзультаты исследования были изложены автором на философско-методологических семинарах, на заседаниях группы по изучению худокествпнного твор-

частва при ТШ им. А.-Х.Ташсааре /1987-1988 гг./, философского клуба "Логос" при Эстонском Фонде культуры /1989 г./.

Материала диссертации применялись также автором в практике преподавания философии м эстетики в вузе /ГШй им. Гнесиншс, Москва, 1984-1986 гг./.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновываются актуальность избранной теш, даётся краткий анализ стзпени её разработанности, определяются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы,

В главе I "Становление эстетики как науки об универсальном характере действия "законов красоты", состоящей из трёх параграфов, показывается, что нолкота выявления универсального характера действия "законов красота" становится возможной лиль р рамках теоретической системы эстетики, при постоянном соотнесении со становлением самого предмета эстетики.

В первом параграфе - "Прекрасное в мире природы и творчество человека по "законам красоты" - рассматриваются многообразные проявления прекрасного в неорганическое и органическом "царствах" природы, а также постепенное формирование на протяжении истори: человечества эстетического сознания человека - его эстетической Чувственности, способности открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой, ч'.о постепенно становится универсальным, родовым свойством человека.

Показывается^ что в основе объективно прекрасного в мира живой природы лежит органическая целесообразность, которая в индивидуальной форме живого организма проявляется в его единстве, целостности, симметрии его строения. Цвета и краски, звуки, многообразные формы предстают, однако, не только как целесообразные, но и как имещие непреходящее эстстическоз значение. Оттачивая жизненные формы, природа доводит их до высшего совершенства, реализуя при э^ом свои бесконечные творческие потенции. Высшим завершением природы становится человек, его физическая конституция и телесная красота, интеллектуальное и духовное совершенство. В отражающем единство и целостность мироздания человеческом сознании материя приходит к самопознанию, к осознанию самой себя. Развитие отражательной способности, сознания человека свя-

зано с развитием его чувств на основе генезиса предм'зтно-практи-ческой деятельности, наличие эстетических чувств и эстетическогс сознания становится присущим человеку тогда, когда он возвышается над непосредственной практической потребностью, над чувством физического обтадания и становится способным бескорыстно наслаждаться прекрасным. Это происходит тогда, когда он осознаёт свою родовуи сущность, связь с другими людьми, ощущает себя частицей целостного и гармоничного мира природа. Эстетическим сознанием человека постепенно формируется понятие о совершенстве, появляются критерии для оценки всего прекрасного, совершенного,то ест! первые эстетические категории. Основной категорией становится кг тегория меры собственного вида. На её основе вырабатывайте); все ссталь1'л критерии прекрасного, понятие идеала, формируются каноны красоты, учение о "золоток, сечении", прекрасных пропорциях человеческого тела и произведений искусства^

Ро втором параграфе - "Красота, прекрасное в связи с формированием эстетического сознания и становление предмета эстетики' на значительном историко-философском материале показывается, чте перзичное осмысление красотч, прекрасного вегось в предметном "поле" философии как зароадающейся науки о всеобщем.

В античной эстетике в русле углубляющихся представлений о Пе/ноедином /всеобщем/ всякое проявление красоты, прекрасного в мире рассматривалось и обосновывалось посредством принимающих форму мирового закона /Лот а/ числовых отношений, а также гармонии к эк равновесия противоположных сил и всеобщей законом е'рности.

Показывается, что ни античная, ни средневековая эстетика ж выделяли проблему человека, субъекта и его эстетического сознания из у:ения о прекрасном космическом бытки, онтогогии.

В эпоху Возрождения основой красоты объявляется е д и I: с т з о ьирг., проявляющееся в гармонии и согласованности, понгааемцх-такжь как всеобщая целесообразность. Проблемы красоты, прекрасного начинают рассматриваться в "перспективе" воспринимающего их человека, сопровождаясь углублённым ксследо-ва'-ием эстетического сознания.

Эстетика Просвещения продолгала изучение эстетического соз нания, выдвинув своеобразное учение о вкусе, согласно которому восприятие и наеловдеше прекрасным оказывались возможными не

столько благодаря объективный свойствам прекрасного предмета /пропорциональность, симметрия, целесосбразность, соразмерность и другие/, сколько сашму "воспринимающему духу". Прекрасное, перестав быть качеством, ухе полностью основывалось на идее "отношения", появлялось в результате субъект-объектного отношения. Предпосылкой такого понимания прекрасного служила уверенность в сообразности и даже единстве законов природы и разума, в тождестве бытия и мышления, в постоянстве и устойчивости зтжс законов, во всеобщей целесообразности природа /И.Кант/. Феномен прекрасного начинает рассматриваться как "форма целесообразности предмета". Исследования сферы эстетического сознания, всё более полно вскрывающие его природу как "относительную", проходили на фоне и в тесной взаимосвязи с параллельным очерчиванием предметной области эстетики и чётким определением её научного предмета /А.Еаумгартен/.

Заслугой немецкого объективного идеализма явилось пскимг.киа эстетики как тождества её предмета и сознания о нбк, вмещающих в себя всё содержание объективной действительности.- прекрасного универсума и его законов. Следствием подобного понимания предмета эстетики явилась идея содержательности форы эстетического познания и их объективней связи с действительностью, отражахцих единство сознания и реальности. Перспективой подобного понимания предмета эстетики явилось его развитие в научную теоретическую аистему эстетики - универсальную и монистическую.

В параграфе третьем - "Законы красоты" и определение предмета современной эстетики" - на значительном историко-философской материале показывается, что из предмета философии как сферг исследования всеобщего /единого/ вычленяется сфера исследования, рассмотречия прекрасных явлений действительности, всей прекрасной множественности космоса. Предметом эстетики становится всеобщее, Езятое в аспекте его структурно—функг ионал!ной офоршгенности и понимаемое как к р ас о т а /такое понимание красоты может быть, например, гыведено в результате внимательного прочтения работ А.ФЛосева/. Особенными проявлениями красоты /как всеобщего/- "законами красоты" - будут принципы структурного оформления и закономерного функционирования прекрасных предметов и явлений /порядок, ритм, мера, гармония, симметрия и др. /,

з которых будут "перекре ¡рваться" планы всеобщего о Т' ношения и всеобщей закономерности

Понятие космоса, выявляемое на материале истории эстетики, в работе трансформируется в понятие действительного системно-иерархического универсума, имеющего урозневу» структуру. Одним из уровней действитетьпого материального универсума, отражающим его целостность и единство, следует считать сознание и деятель-гость человека.

Предмет эстетики понимается и формулируется автором как системное раскрытие всего содержания объективной действительности, "Начало" эстетики /всеобщее как красот а/в диалектическом самодвижении его сторон - всеобщего отношения и всеобщей закономзрности - разворачивается в монистическую систему теоретического знания научной эстетики. Исследование и выявлена "законов красоты", то есть принципов структурно-функционального оформления на всех уровнях действительности способствует дальнейшему категориальному оформлению и углублению понимания предмета эстетки, способному всё в большей степени отражать содержание объективной действительности. И, обратно, полнота выявления универсального характера действия "законов красоты" становится возможной лишь в рашсах теоретической системы эстетики.

Вторая глава "Универсальный характер действия "законов красоты" и его отражение в картине мира и художественном творчеств; продолжает все главные линии теш, углубляя к конкретизируя основные положения первой глава данными естественных наук и иллюстрируя их материалом и примерами-из области искусства. 4 3 параграфе первое - "Картина мира как целостный образ реальности* - показывается, что сознание человека отражает объективный мир, действительность не прямо и фотографически-зеркальнс но посредством обобщающего глобального образа реальности, синтетического и исторически изменчивого - картины мир Рассматриваются общая /философская/, научная и художественная картины мира, В этой связи показывается формирование первичных интуитивных - а затем уже углублённых данными наук - представлений о единстве, целостности и совершенстве объективной реальности, которые в целостном и едином акте отражения сознанием человека, оборачиваюсь представлениями- о собственном единстве, совершенстве и т.д., дают картину мира.

Показывается, что связь между единством объективной реальности и отражением его в деятельности сознания устанавливается посредством особой смысловой сфзры сознания - продуктивного /как выясняется - эстег.ичеслого/ воображения и его идеала единства. Как идеально-образное представление о совершенстве идеал в различных видах человеческой деятельности, предельно концентрируясь, становится идеальным образом цели.

Иными словами, идеальным планом всякой.деятельности является осознанная целесообразность, в которой диалектически совпадают свобода и необходимость. А всякая творческая преобразовательная деятельность, находящаяся з согласии к свободном соответствии со всеобщей закономерностью и прогрессивными тенденциями развития действительности, оказывается творческой и жизнеутверждающей, происходящей по "законам красоты".

Полагая условия /"идеалы"/ и обобщая результаты положительной деятельности человека во всех сферах, эстетическое сознание в системно-теоретической форме /картин мира и теорий' охватывает и завершает собою освоение мира, закрепляя всё существенное для деятельности по освоению и преобразовании мира по "законам красоты".

Во втором параграфе - "Становление универсального статуса отношений как "законов красоты" в картине мира" - и? обпирком естествешю-научном материале показывается универсальное материальное становление о г ношения, которое происходит посредством расширения его "объёма" и углубления его "содержания". Через рассмотрение отношений рагличных областей действительности мы приходим к лризнашю статуса онтологической всеобщности отношения, что подтверждает правомерность вцдечяемого нами гипотетического всеобще!' о отношения единства объективной реальности. Рассматриваемые в параграфе отношения различной степени общности /пропорциональности, ркш, порядок, гармония, симметрия, инвариантность и другие/ оказнсаются его особенными проявлениями на всех уровнях универсума.

Научная форма обществе! иого сознания Фиксирует универсальную проявляемость всеобщего отношения в инвариантной картине мира. Инвариантность как сохраняемость устойчивых отношений /законов/ различных уровней о:ть формальнее выражение з а к о-

но мерности /всеобщей закономерности/ б структурах универсума. Таким образом, в понятии закона как устойчивого отношения сводятся воедино проявления всеобщего отношения и рсеобшей законемерности.

Показывается, что,, помимо законов, проявляемых только на определённых уровнях реальности и потому имеющих ограниченную сферу применения, есть и другие законы, наиболее полно выражающие объективную /всеобщую/ закономерность. Сферой проявления таких законов будет весь многоуровневый универсум, вся действи-тзльность, в том числе, чзловбческое сознание и деятельность. Эта особенные проявления всеобщей закономерности и одновременно всеобщего отношзния в отражающем сознании человека и его предметно-практической деятельности оказываются "законами красоты" /пропорция, ритм, порядок, мера, симметрия, инвариантность, а также построенные на числовых отношениях свет, цвет и звук/. "Осзечивая" и "озвучивая", формируя всю действительность, космос, мир в целом, они делают его ярким, многообразным и прекрасным.

В третьем параграфе - "Проблема канокг. и "законы красоты" в художественной картине мира" - на обширном материале искусства различных ввдов и эпох рассматривается взаимосвязанность эстетического идеала, "законов красоты" и связанных с ними эстетических категорий, проявляемых посредством многообразной художественной образности.

Показкзается, что идеал вне своих особенных и конкретные художественна воплощений "является трудно определяемым ¿феноменов высеной степени абстрактности. Поэтому, обращаясь к конкретным художетсвенныы фактам - произведениям ¿:скусства как некоторым фиксированным результатам художественного процесса, только и возможно выявить наиболее общие закономерности искусства, художественного процесса как целого

Абстрактный эстетический идеал в системе различных видов искусства превращается в канон, слунадий закрепителем художественной форш, приспособленной для символической передачи, траясфоркацш абстрактных идей и представлений в конкретные зрительные, чувственные художественные образы. Подробно рассматриваются примеры канонического искусства многих стран и народов различных эпох. Показывается,

что канон связан не только с эстетическим идеалом, но и художественной традицией, рассматривается их вписанность в художественную картину мира.

По навивается также, что в художественной картине ы:фа; б искусстве, в художественном процессе, гак и в научной картине мира, постепенно развивается к доминирует видение, направленное на изображение целого над видением, тяготеющим к изображению деталей. Делается вывод, что "чувство" единства и целостности в искусстве преобладает над противоположными тенденциями, поскольку обусловлено изначально космологически!,® и мировоззренческими представлениями о единстве и целостности совершенной реальности, космоса в целом, наиболее полным отражением и образом которого является картина мира.

В художественной картине пира, в искусстве, в художественном процессе движение к композиционному единству и целостности сопровождается появлением многомерности и динамичности /преодолевается симметричность, особенно простые симметрии, разрушается плоскость, развивается перспектива и т.д./. Делается заключение , что художественная картина мира в историк освоения общественным человеком мира становится всё более насыщенной, обога цённой многими типами видения, отражающими реальность, и одновременно более многомерной и компактной, тяготеющей к единству и целостности представляемой объективной реальности. И*в этом художественном процессе происходит движение искусства к собственному совершенству, к развитию и обогащению мировиденпя, к наибольшему проявлению з нём универсальных "законов красоты".

Э Заключении подводятся итоги рассмотрения проблемы, деваются обобщающие вывода, фиксируется теоретическое и практическое значение результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены и использованы в следующих печатных работах автора:

I. Универсальный характер действия "законов красоты" как предмет марксистско-ленинской эстетики // кЧ СССР, МШОН - , 1988,- 61 е.- /Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, !Л496 от 6.01. "1988 г./.

"Закон;: красотн" з структуре предмета марксистско-ленинской эстетики.//, АН СССР, ШМОН - !,1., 1988.- 35 с. - /Рукопись дел. в ЙНИОН АН СССР, 1542 от 6.01,1988 г./.

3. "Законы красоты" как составная пасть структуры предмета эстетика.// Проблемы современной эстетиг.я /Сб./ // АН СССР, ИШОН - И., 1988.- 37 е.- /Рукопись деп, в ИКИОН АН СП-.Р,

Р 1786 от 8.12.1988 г./.

4. Универсальность "законов красоты" в структуре предмета эс-тетчки.// Сб. Исследования по эстетике. Ы., Музыка, Т989 ,

с. 36-66 .

■■514". 10-5.