автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Универсальный характер действия законов красоты

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ницецкая, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Автореферат по философии на тему 'Универсальный характер действия законов красоты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Универсальный характер действия законов красоты"

ВСЕС0ШН:Л1 а«ДйЮ-т-'ЗСЛ15ЛОВАТЯЛЬСКИ11 ИНСТИТУТ

искусствознания

Специализированный совет / д 092.10.04 / по эстетике

На правах рукописи

ШЦЕЦКАЯ Ирина Александровна

УНИВЕРСАЛЬНЕЙ ХАРАКТЕР ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНОВ КРАСОТЫ 09.00.04 - Эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёней степени кандидата философских наук

Москва 1991

Работу выполнена Б секхсре эстетики Всесоюзного-научно-исследовательского инсгитуте искусствознания.

Официальные оппоненты - дскюр философских наук, процесс® р

САФРОНОВ Б.В.

- кандидат философаких наук ЮШМАНОВА. 1.Н.

Ведущая организаций - Московски! государственный

икссигут культур, кафедра теории кулмури, этики и эстепши

Защита состоится " "__ 1992г, в_часов

на заседании спецяализироь-анного совета Д.092.10.04 по эстетике при Всесоюзном научно-исследовательской институте искусствознания по адресу: Москва,Козицкий пер,д.5 .

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания.

Автореферат разослан " "___1992 года

Учёный секретарь специализированного совета

кандидат философсюах наук

г. А.Бе ля ев,

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТА

Актуальность обращения к избранной теме вызвана как "внешними" проблемами развитая общества в целом, так и "внутренними'1 проблемами самой эстетической науки.

Природа искусства и его место в духовкой жизни общества обусловлен!? художественным освоением действительности человеком. 3 искусстье и художественной деятельности, рефлексией которых совместно с искусствознанием является эстетическая наука, происходит воспроизведение и моделирование окружающей человека действительности. Художественная деятельность, художественное "начало" заключено во всех других формах общественной деятельности и сознания - науке, религии« Философии, морали, влияя на состояние и развитие их в обществе. Эстетическая "составляющая" сопровождает все области жизни и деятельности человека, опрецмечздаясь в вещах и определяя характер с£зида*чой человеком действительности. Искусство, художественное творчество выполняют в обществе функции осознания и самосознания этой деятельности, являясь своеобразным "зеркалом" культуры и одной из духовных осное её прогресса.

Искусство и художественная культура наиболее полью и органично приобщают ли;,ей к коллективному опыту и морали, вековой мудрости, человеческим идеалам и ценностям. Формируя сознание каждого человека, обращаясь к кгддому члену общества в отдельности, искусство становится могущественным средством социального воздействия, Тем самым приобретая универсальную способность влиять на ход развития культуры в ^.елом, помогая обществу находят* перспективы к пути его движения к свободе, к достойным человека формам социальной жизни. 0собв1гко актуальным и значимая этот процесс становится в каши дни, когда советское общество переживает качественно новый этап своего соииал! но-политического развития.

Серьёзшм явлением х историк советской эстетнчесхей науки была многолетняя дискуссия об "эстетическом", внявнвпая интересные и глубокие исследования, многие из которых выражали не только собственную автор..туи позицию, но и групповой взгляд на проблему "эстетического" и связанных с ней категорий красоты, прекрасного и других. Положительная оценка гнскусспг об "эстетическом" г,е может, однако, восполнить пробег ос.ис'шш многих пробчэм эстетт-ческой науки, поставленных её участникам:, Хо;; дискуссии, несомненно. был бы более успешным и плодотворным, если бы периодпчес-

ки появлялись работы обобщающего характера, суммирующие различные точки зрения по одним и геи же вопросам. Малое число такого рода работ и дефицит современной справочной литературы по искусствознанию и эстетике в целом ощущается в наш дни особенно остро, не соответствуя уровню разработанности отдельных проблем этих наук.

На всесоюзных конференциях по эстетике / 1983, 1989 гг./ справедливо отмечалось, что категориальный аппарат нашей науки ещё недостаточно разработан /нет коррекции мнений о природе прекрасного, существует нечёткость в трактовке основных эстетических понятий и'т.д./, возникает опасность обеднения многих понятий и проблем эстетики и искусствознания как в силу снижения общего уровня философских обобщений, так и в результате насильственного и ставшего уже привычным отрыва от немарксистских традиций философии и искусствознания, в том числе русской философской и искусствоведческой традиций XIX - нач.ХХ вв. Пришлось также признать и то, что по сходным причинам методологические проблемы, разрабатываясь также совершенно недостаточно, остаются "ахиллесовой пятой" советской эстетики в целом, не отвечая ни современному уровню-развития науки, ни запросам художественной практики, нуждается в дальнейшей обстоятельной разработке.

Эстетиками наметились и отдельные выходы из создавшегося положения: проведение дискуссий по основным эстетическим проблемам и категориям, оставшимися неясными или спорными; выявление результативных и даже нетрадиционных для нашей эстетической науки подходов в решении основных методологических проблем; постоянно прилагающееся к решению назревших проблем эстетики и искусствознания требование соответствия уровню развития современной науки. По мере сил в данной диссертационной работе автор стремился следовать указанным требованиям и рекомендациям.

Автор также стремился войти в круг идей работ прошлого и настоящего времени, обнаруживающих тенденции наибольшей концептуализации и выявления, универсальных, общих характеристик эстетического отношения человека к действительности, искусства как художественного процесса освоения человеком действительности в его структурно-функциональном единстве, целостности, социокультурной и космической обусловленности.

В эстетике нет проблем, на каком бы высоком теоретическом

уровне обобщений они не рассматривались, удалённых от человека" -его сознания и его деятельности по освоению шра. Поэтому актуальность обращения к теоретическим проблемам эстетики, её категориальному аппарату и методологии, к рассмотрению универсального характера действия "законов красоты" диктуется н тесно связана не только с наиболее общими проблемами искусствознания и художественного творчества, но и переменами, происходящими в нашем обществе: перестройкой социально-экономических отношений, повышением роли человека в общественной жизчи, переориентацией образования и эстетического воспитания к возрождённым духовный ценностям и идеалам гармонического взаимоотношения с природой и космосом.

Рассматривая универсальную проявляемость красоты и её "законов", мы справедливо моаем говорить о постоянной расширения эстетического предмета как и-исследующего его эстетического сознания. й в свою очередь, в эстетическом сознании, приобретающей всё болыпув значимость в обществе, в картинах мира и системно-теоретической форме эстетической науки последовательно закрепляется всё устойчивое и повторяющееся положительное, всё существе «нее по освоений и преобразованию мира "по закоьам ьрасоты".

Степень разработанности проблемы. Природа красоте, прекрасного всегда являлась центральной проблемой эстетики, постоянно на протяжении веков привлекая к себе ветшание исследователей. Многогранно, с различных точек зрения и в рамках разлачных концепций раз раб атнЕ ае тс г она и е советской эстетике, стйеоеясь объектом исследования в целом ряде статей, кого''рафий, диссертаций.

Многими авторам проблемы красоты, прекрасного, естетичес-кого и связанных с шж яатзгоряй исследуются в связк с систематизацией категориального аппарата эстетики Д).БиБорег,Л.Ф.Еремсон, М.С.Кагак, В,С.Корниеяко, З.Г.Яковлев и многие другие/.

Некоторыми, очень немногими авторами, категории ""красота'1 и "прекрасное" рассматривались в работах, посвященных изучению методологических основ эстетической теории, искусствознания и истории эстетики / В.В.Вансдоз, Л.А.Зеленоз, А.Я.Зись, В.П.Крутоус, Г,й,Кулеккое, Г.И.Куницын, А.Ф.Лосев, М.Ф.Овсяпников и невв*втив другие/. Крут ндой работ указанных авторов обширен, требует дядъ-

нейшего осмысления и разработки, а потому представляет лаиболт--ший мгсерес v. ценность и для данной диссертационной работа.

Аспекту изучения и поиска объективных истоков красоты, прекрасного в природной действительности посвящены сле-дувщиэ диссертации; Калантар А.Л. "Объективно прекрасное в эстетике Чернышевского и современные споры вокруг этой проблемы" /Москва, i960/; Линник Ю. Г."Объективность красоты в органической природе" Лкюква. 1969/; Павлович A.A."Категория прекрасного в советской эстетике" /Минск, 1971/; Старостин В.И,"Природа как объект эстетического отношен^т" /Москва, 1970/, Чукаев (^."Природные основы красоты" /Ленинград, 1965/,

Несмотря на то, что круг работ, исследухщих проблему красоты, прекрасного в историко-логичесгсч, категориальном аспекте можно считать обширный, избранного наш аспекта универсальности проявления, действия красоты и её "законов" касаются лишь немногие. Они разбираются автором з данной диссертационной работе в связи с рассмотрением концепций ь рамках дискуссии об "эстетическом" з советской ьстетике /1965-1985 гг./.

В целом автором показывается, что данный аспсг.я проблемы остаётся и на сегодаяипий день на стадии постановки или поисков её решения. Подобное положение следует считать результатом многих составляющих, прэдце всего переориентации исследовательского интереса к более конкретной проблематике искусствознания, истории и социологии эстетики. Данный уровень изученности проблемы констатируется, например, в работах многих авторитетных советских эстетиков - А.Я.Зися, Ч.С.Кагака, В.П.Крутоуса, Г.Й.Кушцына, М.Ф.Овсянникова, В.П.!''естанова и других.

Цель и задачи исследования. В данной диссертационной работе автор ставит своей целью рассмотрение красоты, прекрасного именно в аспекте их универсальности, всеобщей проявляемое™ в сознания и деятельности человека как социального существа, в художественной и научной картинах мира и других структурах коллективного опыта - посредством "законов красоты", объективно обусловленных порядком самой поирОды и закономерностями космоса. "Законы красоты" рассматриваются автором как структур-но-йункциональные принципы построения и осмысления действительности на всех её уровнях, включая саму эстетическую теорию.

Реализация этой цели достигается постановкой и решением

целого ряда проблемных задач:

- установлением, определением специфики предмета естетики

в его отличии от предмета философии и предметных областей других наук;

- рассмотрением системы эстетики на базе её основных категорий и метода;

- стремлением показать, что полнота рассмотрения оссбенннх проявлэний красоты - "законов красоты" - становится возможной лсть в рамках теоретической системы эстетики, осмысливающей все стороны освоения человеком действительности по втии законам, вбирающей в сэбя рассмотрение закономерностей всей действительности на основе эстетического отношения человека к действительности;

- анализом всеобщих закономерностей госмоеа, действительности как структурно-функциональных отношений, проявляемых на всех её уровнях, включая создание к деятельность человека в различных её формах и видах - в науке, искусстве и других, та материале конкретных наук;

- рассмотрением значительного пласта человеческой деятельности - художественного творчества, искусства в его закономерностях, традациях и художественных достижениях - как обварной сферы проявления "законов красоты*;

- выявлением действия "законов красоты" в отражающей сознании и деятельности человека как уровнях действительное**,также находящихся в единстве и в рамках всеобщей закономерности природы.

Методологическую основу исследования составили работа прошлого и современности, осмысливающие универсальные, всеобщие свойства и закономерности действительности и искусства. Особое внимание уделялось тем научным положениям, в которых выявлялись тенденции развития объективной действительности, генезиса человеческого сознания и деятельности. Теоретическими источниками диссертации стати диалектическая методология к теория отражения, дополненные современными данными различных наук.

Азтор настоящего исследования опирался на историко-остетн-ческио я теоретические положения трудов профессора А.Ф.Лосева / анализ античшЗ эстетики, определение скавога, определение естетики кал науки о выразительннх формах/, а »а^зе не. работы д.ру-

гих видных советских эстетиков к искусствоведов - Б.М,Берштейна, А.Я.Зиоч, М.Н.Кагана, Д.С.Лихачёва, С,X.Раппопорта и некоторых

ДРУГИХ,

В качестве источников фактического материала и основы для обобщений привлекались также труда русских дореволюционных и советских искусствоведов, этнографов, литературоведов В.В.Вер-тоградовой, Н.А.Виноградовой, С5Ф.Ольденбурга, Н.П.Кокдакова, Н.Я.Парсаданова, Н,А.Поиеракцевой, Г.М.Прохорова.

В контексте диссертации значительно использована терминология трудов А.Ф.Лосева: понятия "закономерного функционирования" и "материального становления" кослоса. красоты как "парадигмы" и*и "предела" отдельных прекрасных становлений.Использо-ваны также некоторые положения работ других исследователей прошлого и настоящего времени, капающиеся лудожественной картины мира, ценности классического искусства и проблемы канона в художественном творчестве, ссылки на которые даются в настоящей работе.

На методологической базе диалектики автором вскрываются основоположения эстетики /красота как всеобщее - всеобщее отношение и всеобщая закономерность/, их особенные проявления /эстетическое отношение человеха к действительности, "законы красоты"/, фиксирующиеся непосредственно в конкретных и единичных вещах, явлениях и отношениях между ними /"прекрасная предметная множественность"/. И, обратно, с помощью диалектики белее частные понятия и категории в их отношениях взаимозависимости и переходах возводятся автором к объекту исследования как целостности /"единство объективной реальности", всеобщее и др./.

В своей диссертационной работе в целом автор стремился приблизиться к диалектико-ло1ическому характеру изложения материала, направленному на раскрытие содержания и объёма употребляемых понятий и их связей; каждое принимаемое определение автор стремился доказать, проводя свои рассуждения через ряд наиболее общих понятий и категорий /единство объективной реальности, унив&рсуы, всеобщее отношение, всеобщая закономерность и другие/, содержание которых рассматривается на материале конкретных наук /физика, математика, биология, психология/. Подобный подход дополняется постоянным соотнесением принципов исто-

рического /история философии и эстетики/ и конкретаого / современные данные различиях наук/ с логическим и дкалектичесчим.

Научная новизна исследования В диссертационной работе делается попытка, всесторонне, на содержательном материале конкретных наук и различных видов искусства, рассмотреть объективные истоки и универсальный характер действия красоты, выявить действие некоторых её "законов" в объёме всей объективной действительности.

Не. историко-философском и конкретном научном материала автор делает попытку определить понятие "красоты" как всеобщего, взятого для рассмотрения в аспеьге его структурно-функциональней оформленности в объёме всего космоса, на всех уровнях универсума. Автор пытается также очертить объём и содержание понятия "красота" в рамках диалектической логики, покапать его интегрально-обобщающий характер. 'Тмзнкс на этой диалек™ико-логической основе автором проводится отграничение к автононизгция предмета эстетики от предмета философии и предметов других наук. Предмет эстетики понимается автором как системное раскрытие содержания всей »¿■ьектзвной дьйствитэльности, взятой з аспекте структурно—функциональной оформлеигости. Показывается, что только системное понимание предмета эстетики мотет отразить обусдовлегаше действительностью формы эстетического познания мира, выявить наиболее полно универсальный характер действия "законов красоты".

Рассмотрение автором проблемы "эстетического" на основе деятельного субъект-объекгшго отношения позволяет считать само понятие "эстетическое" интегральным, основанным на феномене единства, структурно-функционального соответствия единой и целостной отражательной деятельности человека и единства объективно" реальности. В данном кснтекс.те показывается, что "скрепляющей" основой эстетического сознагия является эстетический идеал единства, обладающий диалектической и синтетической природой. Как идеально-образное представление о совершенстве идеал в различных видах человеческой деятельности, предельно концентрируясь, становится идогиюшм образом цели. Иными словами, идеальным планом всякой деятельности является осознанная целесообразность, в которой диалектически совпадают свобода и необходимость. Всякая творческая преобразовательная, находящаяся в ссгласии п свободном соответствии со всеобщей закономерностью и прогрессивными тенденциями развития действитель-

ности, целого деятельность человзха оказывается истинно творческой, происходящей "по законам красоты".

Показывается, что особенными проявлениями красоты оказываются структурно-функциональные отношения различного порядка /выводимые из всеобщего отношения единства объективной реальности как "максимального" отношения и абстрактного интегрального понятия/, как то: симметрия, пропорциональность, ритм, порядок, мера и другие. В сознании человека, отражающем действительности и "скреплённым" идеалом единства, в его предметно-практической деятельности они переходят, трансформируются в "законы красоты". Только на осноъе эстетического идеала единства сознание человека оказывается способным создать также единую и целостную /а следовательно - и системно-научную/ картину мира, адекватную объективной реальности, её единству и целостности.

Практическая значимость работы определяется тем, что постановка и решение проблемы универсального характера действия Законов красоты" намечает широкий спектр выходов в область освоения человеком мира, в художественный творческий процесс, равно как и в любой другой вид человеческой деятельности.

Отдельные положения диссертации могут быть использованы и привлечены к решению ряда методологических проблем эстетики и искусствознания, связанных с дальнейшим осмыслением и разработкой категорий "эстетическое", "художественное", "прекрасное", "канон", категориального аппарата научной эстетики в целом.

Выводы диссертации могут найти применение в тех видах практической деятельности,которые связаны с решением задач активного воздействия эстетического начала, "законов красоты" на взаимоотношения и деятельность людей. Такой практический выход намечается, например, сейчас, в условиях перестройки и перевода производства на качественно новый уровень, отвечающий высоким потребительским и эстетическим критериям одновременно.

Материалы диссертации могут быть также использованы в преподавании философии и эстетики, при разработке и чтении спецкурсов по отдельным проблемам истории философии и эстетики.

Апробация работы Основные выводы и результаты исследования были изложены автором на философсхо-ыетодологических семинарах, на заседаниях группы по изучению художественного твор-

чества при ТЛИ им. А.-Х.Таммсааре /1987-1988 гг./, философского клуба "Логос" при Эстонском Фонде культуры /1989 г./.

Материалы диссертации применялись также автором в практике преподавания философии м эстетики в вузе /ПЯТИ им. Гнесиных, Москва, 1984-1936 гг./.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность избранной темы, даётся краткий анализ степени её разработанности, определяются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая я практическая значимость работы.

В главе I "Становление эстетики как науки об универсальном характере действия "законов красоты", состоящей из трёх параграфов, показывается, что полнота выявления универсального характера действия "законов красоты" становится возможной лишь р рамках теоретической системы эстетики, при постоянном соотнесении со становлением самого предмета эстетики.

В первом параграфе - "Прекрасное в мире природы и творчество человека по "законам красота" - рассматривался многообразные проявления прекрасного в неорганическом и органическом "царствах" природы, а также постепенное формирование на протяжении исторкк челоЕ<ачества эстетического сознания человека - его эстетической чувственности, способности открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой, ч-.о постепенно становится универсальным, родовым свойством человека.

Показывается, что в основе объективно прекрасного в мирз живой природы лежит органическая целесообразность, которая в индивидуальной форме живого организма проявляется в эго единстве, целостности, симметрии его строения. Цвета и краски, звуки, многообразные формы предстают, однако, не только как целесообразные, но и как имеющие непреходящее эстетическое значение. Оттачивая жизненные формы, природа доводит их до высшего совершенства, реализуя при эюи свои бесконечные творческие потенции. Высшим завершением природы становится человек, его физическая конституция и телесная красота, интеллектуальное и духовное совершенство. В отражающем единство и целостность мироздания человеческом сознании материя приходит к самопознанию, к осознанию самой себя.

Развитие отражательной способности-, сознания человека свя-

зано с развитием его чувств на основе генезиса предметно-практической деятельности, наличие эстетических чувств и эстетического сознания становится присущим человеку тогда, когда он возвышается над непосредственной практической потребностью, над чувством физического обтадания и становится способным бескорыстно наслаждаться прекрасным. Это происходит тогда, когда он осознаёт свою родовую сущность, связь с другими людьми, ощутцает себя частицей целостного и гармоничного мира природы. Эстетическим сознанием человека поотепенно формируется понятие о совершенстве, появляются критерии для оценки всего прекрасного, совершенного,то есть первые эстетические категории/Основной категорией становится категория меры собственного вида. На её основа вырабатываются все остальгл критерии прекрасного, понятие идеала, Формируются каноны красоты, учение о "золотой сечении", прекрасных пропорциях человеческого тела и произведений искусства^

Во втором параграфе - "Красота, прекрасное в связи с формированием эстетического, сознания и становление предмета эстетики1 на значительном историко-философском материале показывается, что перзичное осмысление красоте, прекрасного вегось в предметном "поле" философии как зарождающейся науки о всеобщем.

В античной эстетика в русле углубляющихся представлений о Пь^воедином /всеобщем/ всякое проявление красоты, прекрасного в мире рассматривалось и обосновывалось посредством принимающих форму мирового закона /Логоса/ числовых отношений а также гармонии кэж равновесия нротизсположных сил и всеобщей законом е*рности.

Показывается, что чи античная, ни средневековая эстетика не выделяли проблему человека, субъекта и его эстетического сознания из угения о прекрасном космическом бытии, онтогогии.

В эпоху Возрождения основой красоты объявляется ед-лпетво пирс., проявляющееся в гармонии и согласованности, пою*маемгас.такжь кал всеобщая целесообразность. Проблемы красоты, прекрасного начинают рассматриваться в "перспективе" виспринимающего их человека, сопровождаясь углублённым псследо-вашем эстетического сознания.

Эстетика Просвещения продолзетла изучение эстетического сознания, выдвинув своеобразное учение о вкусе, согласно которому восприятия и наслаждение прекрасным оказывались возможными не

столько благодаря объективным свойствам прекрасного предмета /пропорциональность, симметрия, целесообразность, соразмерность к другие/, сколько сашму "воспринимающему духу". Прекрасное, перестав быть качеством, уже полностью основывалось на идее "отношения", появлялось в результате субъект-объектного отношения. Предпосылкой такого понимания прекрасного служила уверенность е сообразности и даже единстве законов природы и разума, в тождестве бытия и мяшлекия, в постоянстве и устойчивости этих законов, во всеобщей целесообразности природы /И.Кант/. Феномен прекрасного начинает рассматриваться как "форма целесообразности прьдмета". Исследования сферы эстетического сознания, всё более полно вскрывающие его природу как "относительною", проходили на фоне и в тесной взаимосвязи с параллельным очерчиванием предметной области эстетики и чётким определением её научного предмета /А.Еаумггртен/.

Заслугой немецкого объективного идеализма явилось пснимьние эстетики как тождества её предмета и сознания о нём, вмещающих в себя всё содержание объективной действительности. - прекрасного универсума и его законов. Следствием подобного понимания предмета эстетики явилась идея содержательности форм эстетического познания и их объективней связи с действительностью, отражающих единство сознания и реальности. Перспективой подобного понимания предмета эстетики явилось его развитие в научную теоретическую систему эстетики - универсальную и монистическую.

В параграфе третьем - "Законы красоты", и определение предмета современной эстетки" - на значительном историко-философском материале показывается, что из предмета философии как сфер!' исследования всеобщего /единого/ вычленяется сфера исследования, рассмотрения прекрасных явлений действительности, всей прекрасной множественности космоса. Предметом эстетики становится всеобщее, взятое в аспекте его структурно-функг ионал:но Я оформлекности и понимаемое как к р ас о т а /такое понимание красоты может быть, например, гыведено в результате внимательного прочтения работ А.Ф,Лосева/» Особенными проявлениями красоты /как всеобщего/- "законами красоты" - будут принципы структурного оформления и закономерного функционирования прекрасных предметов и явлений /порядок, ритм, мера, гармония, симметрия и др.4

з которых будут "перекрещиваться" планы всеобщего отношения и всеобщей закономерности.

Понятие космоса, выявляемое на материале истории эстетики, в работе трансформируется в понятие действительного системно-иерархического универсума, имеющего уровневуга структуру. Одним из уровней действитетыгого материального универсума, отражающим его целостность и единство, следует считать сознание и деятельность человека.

Предмет эстетики понимается и формулируется автором как системное раскрытие всего содержания объективной действительности. "Начало" эстетики /всеобщее как к р а с о. т а/ в диалектическом самодвижении его сторон - всеобщего отношения и всеобщей закономерности - разворачивается в монистическую систему теоретического знания научной эстетики. Исследование и выявление "законов красоты", то есть принципов структурно-функционального оформления на всех уровнях действительности способствует дальнейшему категориальному оформлению и углублению понимания предмета эстетики", способному всё в большей степени отражать содержание объективной действительности. И, обратно, полнота выявления универсального характера действия "законов красоты" становится возможной лишь в рамках теоретической системы эстетики.

Вторая глава "Универсальный характер действия "законов красоты" и его отражение в картине мира и художественном творчеств^* продолжает все главные линии темы, углубляя и конкретизируя основные положения первой главы данными естественных наук и иллюстрируя их материалом и примерами -из области искусства. » 3 параграфе первое - "Картина мира как целостный образ реальности" - показывается, что сознание человека отражает объективный мир, действительность не прямо и фотографически-зеркально, но посредством обобщающего глобального образа реальности, синтетического и исторически изменчивого - картина мира Рассматриваются общая /философская/, научная и художественная картины мира. В этой связи показывается формирование первичных интуитивных - а затем уже углублённых данными наук - представлений о единстве, целостности и совершенстве объективной реальности, которые в целостном к едином акте отражения сознанием человека, оборачиваясь представлениями- о собственном единстве, соверпенстве и т.д., дают картину мира.

Показывается, что связь между единством объективной реальности и отражением его в деятельности сознании устанавливается посредством особой смысловой сферы сознания - продуктивного /как выясняется - эстетического/ воображения и его идеала единства. Как идеально-образное представление о совершенстве идеал в различных видах человеческой деятельности, предельно концентрируясь, становится идеальным образом цели.

Иными словами, идеальным планом воякой.деятельности является осознанная целесообразность, в которой диалектически совпадают свобода и необходимость. А всякая тзорческая преобразовательная деятельность, находящаяся з согласии и свободном соответствии со всеобщей закономерностью и прогрессивными тенденциями развития действительности, оказывается творческой и жизнеутверждающей, происходящей по "законам красоты".

Полагая условия /"идеалы"/ и обобщая результаты положительной деятельности человека во всех сферах, эстетическое сознание в глстемно-теоретической форме /картин мира и теорий' охватывает и завершает собою освоение мира, закрепляя всё существенное для деятельности по освоению и преобразованию мира по "законам красоты".

Во втором параграфе - "Становление универсального статуса отношений как "законов красоты" в картине мира" - п? обширном естествен?:о-научнол! материале показывается универсальное материальное становление о г н о ш е н и я, которое происходит посредством расширен;« его "объёма" и углубления его "содержания". Через рассмотрение отношений рагличных областей действительности мы приходим к признанию статуса онтологической всеобщности отношения, что подтверждает правомерность выдечяемого нами гипотетического всеобщего отношения единства объективной реальности. Рассматриваемые в параграф,е отношения различной степени общности /пропорциональности, риш, порядок, гармония, симметрия, инвариантность и другие/ оказываются его особенными проявлениями на всех уровнях универсума.

.Научная форма общественного сознания фиксирует универсальную проявляемость всеобщего отношения в инвариантной картине мира. Инвариантность как сохраняемость устойчивых отношений /законов/ различных уровней еоть формальное выражение з а к о-

н о и о р а о с т и /всеобщей закономерности/ б структурах универсума. Таким образом, в понятии закона кал устойчивого отношения сводятся воедино проявления всеобщего отношения и всеобщей закономерности.

Показывается, что,, помимо законов, проявляемых только на определённых уровнях реальности и потому имеющих ограниченную сферу прмлзнения, есть и другие законы, наиболее полно выражающие объективную /всеобщую/ закономерность. Сферой проявления таких законов будет весь многоуровневый универсум, вся действи-тэльность, в том числе, человеческое сознание и деятельность. Эти особенные проявления всеобщей закономерности к одновременно всеобщего отношения в отражающем сознании человека и его предметно-практической деятельности оказываются "законами красоты" /пропорция, ритм, порядок, мера, симметрия, инвариантность, а также пос-троенкне на числовых отношениях свет, цвет и звук/. "Освечивая" и "озвучивая", формируя всю действительность, космос, ыпр в целом, они делают его ярким, многообразным и прекрасным.

В третьем параграфе "Проблема канокп и "законы красоты" в художественной картине мира" - на обширном материале искусства различных ввдов и эпох рассматривается взаимосвязанность эстетического идеала, "законов красотн" и связанных с ними эстетических категорий, проявляемых посрсдсгвом многообразной худокественной образности.

Показывается, что идеал вне своих особенных и конкретных художественных воплощений'является трудно определяемым «феноменом высокой степени абстрактности. Поэтому, обращаясь к конкретный художетсвенныы фактам - произведениям искусства как некоторым фиксированным результатам художественного процесса, только и возможно выявить наиболее общие закономерности искусства, художественного процесса как целого.

Абстрактный эстетический идеал в системе различных видов искусства превращаэтея в канон, служащий закрепителем художественной форш, приспособленной для символической передачи, трансформации абстрактных идей и представлений в конкретные зрительные, чувственные художественные образы. Подробно рассматриваются примеры канонического искусства многих стран и народов различных эпох. Показывается,

что канон связан-не только с эстетическим идеалом, но и худи-дественной традицией, рассматривается юс вписанность в художественную картину мира.

Показывается также, что в художественной картине м:гра; б искусстве, в художественном процессе, гак и в научной картине мира, постепенно развивается и доминирует видение, направленное на изображение целого над видением, тяготеющим к изображению деталей. Делается вывод, что "чувство" единства и целостности в искусстве преобладает над противоположными тенденциями, поскольку обусловлено изначально космологическими и мировоззренческими представлениями о единстве и целостности совершенной реальности, космоса в целом, наиболее полным отражением и образом которого является картина мира.

В художественной картине мира, в искусстве, в художественном процессе движение к композиционному единству и целостности сопровождается появлением многомерности и динамичности /преодолевается симметричность, особенно простые симметрия, разрушается плоскость, развивается перспектива и т.д./. Делается заключение, что художественная картина мира в истории освоения общественны!.! человеком мира становится всё более насыщенной, обога -• щённой многими типами видения, отражающими реальность, я одновременно более многомерной и компактной, тяготеющей к единству и целостности представляемой объективной реальности. И в этом художественном процессе происходит движение искусства к собственному совершенству, к развитию и обогащению мировидения, к наибольшему проявлению з нём универсальных "законов ксасотн".

3 Заключении подводятся итоги рассмотрения проблемы, дехаются обобщающие вывода, фиксируется теоретическое и практическое значение результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены и использованы в следующих печатных работах актора:

I. Универсальный характер действия "законоЕ красоты" как предмет марксисюко-ленинской эстетики // АЧ СССР, ИШОН - П., 1988.- 61 е.- /Рукопись деп, в ИШОН АН СССР, !?1496 от 6.01. ';988 г./.

2., "Закон;: красотк" з структуре предав та марксистско-ленинской эстетики.П. АН СССР, ИНИОН - М„, 1988.- 35 с. - /Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, V 1542 от 6.01,1988 г./.

3. "Законы красоты" как составная *>асть структуры предмета эстетика.// Проблемы современной эстетипи /Сб./ // АН СССР, ИШОН - М., 1988.- 37 е.- /Рукопись деп. в ИШОН АН СССР,

№ 1786 от 8.12.1983 т,/.

4. Универсальность "законов красоты" в структуре предмета эс-тетчки.//' Сб. Исследования по эстетике, М., Музыка, 1989 ,

с. 36-66 .

'31^'. 10-5.