автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
В.А. Морозова: личная история, общественная деятельность и благотворительность

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Дубровина, Анна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'В.А. Морозова: личная история, общественная деятельность и благотворительность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В.А. Морозова: личная история, общественная деятельность и благотворительность"

005011"1'

ДУБРОВИНА Анна Викторовна

В.А. Морозова: личная история, общественная деятельность и благотворительность

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

- 1 [,]ДР 2012

Москва-2012

005011017

Работа выполнена на кафедре истории России XIX - начала XX века Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова

Научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент

Левандовский Андрей Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, главный научный

сотрудник

Петров Федор Александрович

(Государственный исторический музей)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Локшин Александр Ефимович (Институт востоковедения РАН)

Ведущая организация: Российский университет Дружбы народов

Зашита диссертации состоится « _6_» марта 2012г.в 16 _ часов на

заседании диссертационного совета Д 501.001.72 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский просп., д. 27, корп. 4, ауд. А 419.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ имени М.В.Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский просп., д. 27.

Автореферат разослан « » ¡./^. ¿¿¿¿-ыЛ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор

Г.Р. Наумова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Варвара Алексеевна Морозова является одним из наиболее примечательных представителей московского купечества конца XIX - начала XX века. ВАМорозова - владелица Тверской мануфактуры, при жизни была широко известна своей благотворительной и активной общественной деятельностью. Конечно, эти годы в истории Москвы, да и России в целом славятся многочисленными меценатами, чьи имена давно вошли в анналы истории и хорошо известны потомкам. Но пример Варвары Морозовой по-своему уникален и заслуживает отдельного внимания. В настоящее время, когда в нашей стране появляются и возрождаются различные направления меценатства, пример того, как идейно оформлялась и получила свое практическое воплощение социальная политика предпринимательницы В.А.Морозовой, может служить образцом для современных меценатов и московского городского управления.

Объектом исследования является личная история, общественная и благотворительная деятельность представительницы женского предпринимательства последней трети XIX - начала XX вв. Варвары Алексеевной Морозовой.

Предметом исследования является история личности Варвары Алексеевны Морозовой, мотивы и характер ее общественной и благотворительной деятельности. Помимо этого, в работе анализируется система взглядов и особенности влияния интеллектуального и творческого сообщества вокруг газеты «Русские ведомости» (редакция, публицисты, писатели, деятели науки и просвещения) на характер и направления деятельности В.А.Морозовой.

Цель исследования состоит в реконструкции жизненного пути В.А.Морозовой, при этом основной упор делается на исследование основных способов проявления ее благотворительной и общественной деятельности.

Для достижения поставлетюй цели необходимо решить следующие задачи: Во-первых, рассмотреть, как проходило становление личности будущей благотворительницы и общественной деятельницы, формирование ее взглядов на семейно-бытовые, общественные и другие вопросы. В этой связи особое внимание

уделяется изучению поведенческих особенностей (в профессиональной, общественной, семейно-бытовой сферах) представителей рода Хлудовых, ближайших родственников Варвары Алексеевны.

Во-вторых, определить, какую роль в утверждении жизненных принципов В.А.Морозовой сыграл ее гражданский муж В.М.Соболевский, как отразилось на ее личной и общественной жизни общение с близкими товарищами Соболевского и другими видными деятелями науки и культуры конца XIX - начала XX вв.

В-третьих, воссоздать максимально полную картину конкретных проявлений ее благотворительной и общественной деятельности.

Методологической основой работы стали принципы историзма, научной объективности и системности. На эти фундаментальные методологические основы опирался конкретный метод данного исследования - историко-антропологический.

Хронологические рамки исследования охватывают период жизни Варвары Алексеевны Морозовой с 1848 по 1917 гг.

Степень изученности темы. Специальные работы, которые были бы посвящены всестороннему анализу личности В.А.Морозовой, ее благотворительной и общественной деятельности в историографии, к сожалению, отсутствуют. Можно отметить сравнительно небольшие по объему работы (как правило - статьи) современных исследователей, посвященные изучению отдельных аспектов жизни и деятельности В.А.Морозовой. К ним относятся две работы В.Н. Кулик «Благотворительная деятельность В.А.Морозовой в Твери»1 и «Да не оскудеет рука дающей. Благотворительная деятельность В.А.Морозовой»2, статьи О.Поляковой «В.А. Морозова - основательница Библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева»3, Н.А.Круглянской «Благодетельница рабочих»4,

1 Кулик В.Н. Благотворительная деятельность В.А. Морозовой в Твери // Женщины и история. Материалы научного симпозиума. Тверь, 1997.

2 Кулик В.II. Да не оскудеет рука дающей. Благотворительная деятельность В.А.Морозовой. Тверь, 2005.

3 Полякова О. В.А. Морозова - основательница Библиотеки-читалыш имени И.С. Тургенева. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maecenas.ru/doc/2003 11 5.html

Круглянская H. Благодетельница рабочих: как Варвара Морозова распорядилась своим состоянием // Независ, газ. 2000. 4 апр. С. 16; то же см.: www.nE.ru/stvle/2000-04-04/16 worker.html

Е.А.Соткиной, А.В.Раенко, О.Савлук «Тверские благотворители: Варвара Алексеевна Морозова»5, Н.Головиной «Бизнес-леди Тверского уезда»6.

Среди вышеупомянутых исследований стоит выделить работу В.Н.Кулик «Да не оскудеет рука дающей. Благотворительная деятельность В.А.Морозовой». Это исследование отличается довольно подробным изложением деятельности Варвары Морозовой в Твери. Следует отметить, что автору удалось ввести в научный оборот и проанализировать большое количество материалов, хранящихся в архивах Твери. Краткие упоминания о В.А.Морозовой, отдельных аспектах ее деятельности можно также найти в статье И. Сотниковой «Союз науки и предпринимательства: Университет Шанявского и его попечители»7, книгах Н.Г.Думовой «Московские меценаты»8, П.В.Власова «Благотворительность и милосердие в России» 9, в отдельных статьях сборников «Морозовских чтений»10, совместной работе российских и зарубежных историков «Купеческая Москва Образы ушедшей буржуазии»", в «Истории предпринимательства в России»12, в работе английского историка Оуэна13. Несомненно нужно отметить фундаментальные труды историка Г.Н.Ульяновой, посвященные предпринимательству пореформенной России, в которых рассматривается в том числе и благотворительность В.А.Морозовой14. Очень важными для данного исследования явились статьи участников конференции «Морозовские чтения» за разные годы. Главным достоинством многих из вышеупомянутых трудов является то, что в них отразились результаты достаточно глубокого изучения различных сфер деятельности Варвары Морозовой и других представителей известной

Боткина, Е.А., Раенко A.B., Савлук О. Тверские благотворители: Варвара Алексеевна Морозова // Книги. Библиотеки. История: Статьи. Публикации. Сообщения. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005

6 Головина Н. Бизнес-леди Тверского уезда // Журнал "Моя Москва". 2007. № 2

7Сотникова И. Союз науки и предпринимательства Университет Шанявского и его попечители, http ://www.istinareligare.ru/article379.html

8 Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992

9 Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 1997

10 Материалы Морозовских чтений: Морозовы и Москва. Третья Юбкл. науч. — практич. конф. "Морозовские чтения", Москва, 26-27 дек.1997 г. М.,1998; w\m.bogorodsk-noginsk.nj/arhiv/chtemva96 и другие.

11 Купеческая Москва Образы ушедшей буржуазии. Отв.ред. Дж.Уэст, Ю.А.Петров. М., 2007

12 История предпринимательства в России. Кн.2: Вторая половина XIX - начало XX века. М., 1999

15 OwenT.C. Capitalism and Politics in Russia. A Social History of the Moscow Merchants, 1855 - 1905. Cambridge, 1981

14 Ульянова Г.Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860-1914. M.J 999; Благотворительность в Российской империи: XIX - нач. XX в. М., 2005 и другие.

династии. Многие вопросы, дискутируемые в научном сообществе, затронуты в данной диссертации (Морозовы и Москва, Московский университет, в том числе, отдельно, Клинический городок на Девичьем поле и другие).

Для изучения мотивов благотворительной и общественной деятельности, а также более глубокого понимания личности В.А.Морозовой автор обратилась к исследованиям, посвященным газете «Русские ведомости» и лично В.М.Соболевскому. Среди этих работ наибольшую ценность представляет диссертация А.Е.Локшипа «Газета «Русские Ведомости» в общественной жизни России в период политической реакции 80-х - начала 90-х годов XIX века»15. Особое значение в этой работе имеют, во-первых, сведения о Соболевском, сотрудниках газеты, с которыми была знакома Варвара Алексеевна, то есть о тех, кто мог так или иначе повлиять на ее взгляды и дальнейшую деятельность. Хотелось бы особенно выделить главу в диссертации А.Е.Локшина -«Проблематика «Русских Ведомостей», отдельные параграфы которой посвящены вопросам положения рабочих и народного образования. Это, в свою очередь, дало автору диссертации возможность для сравнения и сопоставительного анализа теоретических идей и предложений газеты и практического воплощения этих идей в деятельности Варвары Морозовой.

Источниковая база исследования. Исследование выполнено на комплексной исгочпиковой базе. Нами был привлечен широкий круг источников личного происхождения. Среди опубликованных источников личного происхождения стоит отметить собственно юношеский дневник В.А.Морозовой, урожденной Хлудовой.16 Этот дневник представляет бесценный материал для воссоздания картины повседневной жизни московской купеческой девушки 60-х годов XIX столетия, дает возможность изучить образ жизни, интересы, процесс формирования взглядов Варвары Алексеевны как па общественные, так и на сугубо личные проблемы. Кроме того, для нашего исследования особую ценность

15 Локшин А.Е. Газета «Русские Ведомости» в общественной жизни России в период политической реакции 80-х — начала 90-х годов XIX века. Автореф. дис. ... кадд.ист.наук. М., 1982.

,6Дневник Варвары Алексеевны Морозовой, урожденной Хлудовой. //Варвара Алексеевна Морозова: на благо просвещения Москвы.Т.1. М., 2008

представляют воспоминания непосредственных современников В.А.Морозовой. Нами были привлечены мемуары современников, лично знавших Варвару Алексеевну. Это, прежде всего, воспоминания П.А.Бурышкина «Москва купеческая»17, Н.А.Варенцова «Виденное. Слышанное. Передуманное. Пережитое»'8, М.К.Морозовой «Мои воспоминания»19, Вл.Вл.Немировича-Данченко «Из прошлого»20, А.А.Кизеветтера «На рубеже двух столетий: Воспоминания, 1881 - 1914»21. Авторы вышеупомянутых мемуаров, в основном, схожи в своих оценках и характеристиках общественно-политических взглядов В.А.Морозовой и специфики ее непосредственной деятельности, так и некоторых личностных особенностей этой известной женщины.

Также автором диссертации были привлечены воспоминания преподавателей и слушателей о Пречистенских курсах, изданные в разные годы. Среди них отметим «Краткие воспоминания о Пречистенских курсах» Н.А.Гольцевой, «К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и Практический институт)», «Пречистенские рабочие курсы. Первый рабочий университет в Москве»22'. Из этих воспоминаний были почерпнуты общие сведения о курсах, истории их создания.

Помимо воспоминаний о самой Морозовой были использованы воспоминания, касающиеся жизни и деятельности В.М.Соболевского и газеты «Русские ведомости», вышедшие к 1913 году в юбилейном сборнике23. Эти воспоминания позволили составить определенное представление о круге общения В.А.Морозовой, о ее муже В.М.Соболевском, а также издаваемой им газеты. Так, воспоминания и очерки сотрудников «русских ведомостей» С.Я.Елпатьевского и В.А.Розенберга помогают разъяснить общественно-политическую позицию издания, влияние газеты на читателей и непосредственно пошгть, кто же были

17 Бурышкин П.А. Москва купеческая. М., 1990

18 Варенцов H.A. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999

19 Морозова М.К. Мои воспоминания // Наше наследие. 1991.№6

30 Немирович - Данченко Вл. Из iqponuioro. М., 2003

21 Кизеветгер A.A. На рубеже двух столетий: Воспоминания, 1881 -1914. М., 1997

22 Гольцева H.A. Краткие воспоминания о Пречистенских курсах. // Педагогический листок. М., 1908. кн.4.; К 25-летию Пречистенских рабочих курсов (Пречистенский рабфак и Практический институт). 1897—1922, М., 1922; Пречистенские рабочие курсы. Первый рабочий университет в Москве. М., 1948

м Русские Ведомости (1863-1913). Сборник статей. М., 1913

7

эти читатели, в чем заключалась идейная направленность газеты, и какова была роль Соболевского в ее формировании.

В диссертации широко использована неопубликованная личная переписка, хранящаяся в различных архивах Москвы. В Центральном историческом архиве г.Москвы (ЦИАМ), в фонде А.И.Чупрова, была обнаружена и впервые вводится в научный оборот частная переписка А.И.Чупрова с В.А.Морозовой, В.М.Соболевским, И.И.Янжулом и другими. На основе материалов этой переписки становится возможным шире и глубже раскрыть следующие темы:

- благотворительность В.А.Морозовой;

- общественно-политические взгляды В.А.Морозовой, В.М.Соболевского и круга их друзей и единомышленников;

- частная жизнь В.А.Морозовой и В.М.Соболевского.

Огромное значение для данного исследования имели материалы, хранящиеся в личном фонде В.М.Соболевского в Рукописном Отделе Государственного литературного музея (РО ГЛМ). Обнаруженные материалы впервые вводятся в научный оборот. В фонде содержатся письма к Морозовой от

A.И.Чупрова, писателей А.И.Эртеля и Е.А.Ганейзера, народника, ученого Н.А.Морозова, которые оказались весьма полезны для составления представления о круге общения Варвары Алексеевны, а также для восстановления определенных деталей ее общественной и благотворительной деятельности. Значимой находкой оказались письма Н.А.Морозова к Варваре Алексеевне, в которых содержится неизвестная прежде информация о ее пожертвованиях для института Лесгафта.

Частная переписка В.А.Морозовой была обнаружена в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) в личных фондах П.Д.Боборыкина и В.М.Соболевского. К примеру, из текста одного письма

B.А.Морозовой к П.Д.Боборыкину, датированного 1885 годом, удалось понять, что между ними на тот момент уже сложились хорошие приятельские отношения. Это важно еще и с точки зрения того, что Боборыкин писал образ Станицыной в романе «Китай - город», видимо, хорошо зная Морозову и испытывая к ней симпатию.

В другом же письме В.Морозова объясняет, из чего состоит ее «обыкновенная», т.е. повседневная жизнь. Весьма любопытные письма были найдены в фонде В.А.Гольцева в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ), в которых содержится информация о дружеских и деловых отношениях В.А.Гольцева и В.А.Морозовой, о деятельности Общества грамотности.

К работе над диссертацией были привлечены статьи и очерки сотрудников газеты «Русские ведомости», выходившие как на страницах упомянутого издания, так и в других специальных тематических сборниках, составляющих отдельную группу источников: материалы прессы и авторские научные статьи. Для изучения идей и предложений сотрудников «Русских ведомостей» и деятелей народного просвещения в диссертации было использовано несколько сборников статей и очерков. Среди них следует особенно отметить книгу «Россия вчера и завтра», представляющую собой замечательный сборник избранных статей и речей Чупрова, дополненных воспоминаниями о нем современников, заключительной статьей академика Л.И.Абалкина24. Несомненно заслуживает внимания сборник «Экономическая оценка народного образования», изданный в Санкт-Петербурге в 1899 году, содержащий статьи А.И.Чупрова, И.И. и Ек.Янжул, В.П.Вахтсрова и других25. Статьи и очерки этих сборников, а также материалы статей «Русских ведомостей» позволяют проследить концепцию «Русских ведомостей» по вопросу образования и выявить ее основные черты и особенности.

В диссертации использована опубликованная делопроизводственная документация. Информационной ценностью отличаются многочисленные источники, опубликованные в книге «Варвара Алексеевна Морозова: на благо просвещения Москвы»26. Издание представляет собой собрание документов о жизни и деятельности В.А.Морозовой. К примеру, опубликованные материалы, собранные тверским краеведом В.Н.Асеевым, охватывают все стороны жизни Тверской мануфактуры. Среди них и сугубо хозяйственная документация (счета,

24 Чупров А.И. Россия вчера и завтра. М., 2009

25 Экономическая оценка народного образования. Спб., 1899

35 Варвара Алексеевна Морозова: на благо просвещения Москвы.Т.1-2. М., 2008

балансы, протоколы заседаний собраний владельцев паев, устав и правила внутреннего распорядка мануфактуры), и судебно-следственные материалы о волнениях, стачках рабочих мануфактуры, которые дают возможность судить о социальной политике «Тверских» Морозовых, отношениях хозяев - Абрама Абрамовича Морозова, Варвары Алексеевны Морозовой и Ивана Абрамовича Морозова с рабочими. В данном сборнике также опубликованы документы охранного отделения из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), которые дают определенные представления об общественной позиции, многогранной и порой довольно противоречивой деятельности В.А.Морозовой.

Интересные сведения о практическом применении некоторых положений концепции «Русских ведомостей» в Комитетах (а затем Обществах) грамотности и об участии В.А.Морозовой в этих организациях автор получила из ежегодных «Отчетов о деятельности Комитета Грамотности при И.М.О.С.Х. и его комиссий»27. Сведения о ремесленном и начальном училищах имени В.А.Морозовой и о Рогожском 2-м женском училище были получены из довольно интересного источника, посвященного, главным образом, начальным и средним образовательным учреждениям города Москвы под названием «Ведомость о московских городских начальных училищах с приложением: А) о других учебных, учебно-воспитательных и просветительных учреждениях, содержимых на средства Московского Городского Управления. Б) о казенных начальных училищах и воскресных школах, содержимых разными обществами, учреждениями и частными лицами на 1 января 1908 г»28.

Из неопубликованной делопроизводственной документации в работе были использованы дела из фонда 179 («Московского городского общественного управления») Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ), характеризирующие и дающие конкретные представления об учреждениях,

27 Например, Отчет о деятельности Комитета Грамотности при И.М.О.С.Х. и его комиссий за 1892 год. Журналы заседаний Комитета и комиссий в 1892-93 г. М., 1893 и другие.

2вВедомость о московских городских начальных училищах с приложением: А) о других учебных, учебно-воспитательных и просветительных учреждениях, содержимых на средства Московского Городского Управления, Б)о казенных начальных училищах и воскресных школах, содержимых разными обществами, учреждениями и частными лицами на 1 января 1908 г. М., 1908

пользующихся попечением и поддержкой Ц.А.Морозовой. Материалы по ремесленному училищу, хранящиеся в 179 фонде, достаточно разнообразны. К примеру, протоколы заседаний попечительного совета, который возглавляла Варвара Алексеевна, позволяют проследить позицию Морозовой по тем или иным организационным и прочим вопросам училища. Особо значимой для данного исследования явилась деловая переписка В.А.Морозовой с различными ведомствами (например, с Городским Головой, седьмым училищным отделением Московской городской управы и др.) по вопросам прибавки к жалованью сотрудникам и учителям ремесленных классов, обоснования необходимости тех или иных мер по благоустройству училища.

К разработке данной темы был привлечен роман П.Д.Боборыкина «Китай-город», который можно отнести к отдельной группе источников -художественным произведениям. Одной из главных героинь романа является Станицына Amia Серафимовна, образ которой был списан Боборыкиным с Варвары Алексеевны Морозовой. П.Д.Боборыкин, будучи замечательным бытописателем своего времени, смог уловить и передать в художественном образе Станицыной многие черты характера, внешнего облика, образа жизни и мыслей, которые были присущи Варваре Морозовой. Работа с данным источником предполагает обязательный сравнительный анализ с другими источниками, в данном случае, с изобразительными источниками и мемуарной литературой.

В связи с этим, кроме традиционных источников в работе задействованы источники нетрадиционные. а именно: иллюстративные материалы: художественные портреты и фотографии В.А.Морозовой.

Научная новизна исследования состоит в проведённом автором комплексном анализе процесса становления личности В.А.Морозовой, ее общественной и благотворительной деятельности, позволяющего во всей полноте узнать, что представляла из себя личность предпринимательницы В.А.Морозовой, какую роль сыграла ее общественная и благотворительная деятельность в истории России, главным образом, в Московской губернии, а также глубже взглянуть на

проблему и способы решения вопроса народного образования в конце XIX -начале XX вв.

Благодаря систематизации и обработки материалов, касающихся ее благотворительной и общественной деятельности, впервые ставится задача изучения такого вопроса как В.А.Морозова и русское общество, подробно исследуются предпосылки и особенности ее духовных и интеллектуальных отношений с кругом авторов и сотрудников «Русских ведомостей», а также впервые на основе ранее не изученного материала поднимается вопрос о программе ее благотворительной и общественной деятельности.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в научной работе, при разработке общих лекционных курсов по отечественной истории Х1Х-начала XX вв., истории общественной мысли и социально-экономической истории России, а также при чтении специальных курсов. Работа может представлять практический интерес для организаций и лиц, занимающихся благотворительной и общественной деятельностью.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России XIX- начала XX века Исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. Основные положения диссертации изложены в ряде статей и апробированы на международной конференциии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и десяти приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении определяется проблематика, ставятся цели и задачи диссертационного исследования, обосновывается его научная новизна, дается характеристика источников и литературы.

В первой главе «Личная история В.А.Морозовой. Мотивы благотворительной и общественной деятельности» всесторонне анализируется жизненный путь В.А.Морозовой, выявляются факторы, повлиявшие на характер

се будущей деятельности в качестве благотворительницы, активной участницы общественно-педагогического движения конца XIX - начала XX вв..

В главе особое внимание уделено исследованию процесса становления личности Варвары Алексеевны. Автор рассматривает историю семьи Хлудовых, выявляя ее следующую особенность - поразительное сочетание чувства свободы и практичности у представителей этого рода. Дед, отец и братья В.А.Морозовой, не боялись, а, напротив, стремились совершать такие поступки, которые в глазах окружающих выглядели абсолютно авантюрными. Однако, в итоге, именно эти поступки позволили им добиться желаемых успехов для своего Дела. Во многом, это объяснимо происхождением Хлудовых (дед Варвары Алексеевны был родом из экономических крестьян), а также присущим им таким чертам характера, как своеволие и страстность. Эти же качества вносили свои коррективы и в их личную жизнь. В этой связи необходимо отметить, что Хлудовы никогда не отдавались целиком своим страстям, сдерживающим и вразумляющим фактором всегда оставалась практичность — вторая основная черта характера представителей этого рода. Рассмотрев жизненные пути и проанализировав определенные поведенческие стереотипы нескольких представителей рода Хлудовых, становится ясна необходимость обратить особое внимание на наследование и впитывание в процессе воспитания Варварой Алексеевной этих качеств, чтобы лучше попять особенности ее мотивации в частных и общественных вопросах уже в зрелом возрасте.

В главе подробно рассмотрены важнейшие с точки зрения формирования личности и мировоззрения В.А.Морозовой вопросы: особенности воспитания и образования юной Варвары Хлудовой, ее литературные предпочтения, выбор досуга, взаимоотношения внутри семьи. Стоит отметить, что, как и в подавляющем большинстве купеческих семейств дореформенного времени, большую роль в воспитании детей играли чтение религиозной литературы, обязательное посещение церкви. Однако в случае с Варварой Алексеевной можно говорить о сниженном интересе к обрядности. Бог для юной Варвары представлялся высшей силой, к которой можно обратиться в трудную минуту, от

которой можно ждать помощи, милости. Не редко Варвара оценивала свои поступки, мысли с христианских позиций, рефлексируя над собственными проявлениями слабости характера и апатии, давая себе твердые установки по самосовершенствованию.

Изучение дневника молодой Варвары Хлудовой приводит к выводу, что подобные установки явились также результатом воздействия на юный впечатлительный ум чтения различной литературы и посещения театра. Особо важную роль в духовном становлении Варвары Алексеевны сыграла публицистика - произведения Добролюбова, Писарева и, прежде всего, Белинского, который вообще занимает первое место среди любимых ею авторов. Варвара читала Белинского на протяжении всего 1865 года, который стал для нее учителем жизни, наставником. Чтение Белинского раскрыло Варваре глаза на проблему неравенства в человеческом обществе, причем это не просто социальное, сословное или материальное неравенство, а неравенство умных и мыслящих людей, то есть интеллигентов и богатых людей недалекого ума. И Варвара начинает стремиться к тому, чтобы ее любили и уважали не просто так, а за дело, за то, какая она личность.

Театр привлекал Варвару не только игрой актеров, перевоплощением, зрелшцностью, но и тем, какую общественную роль может играть театр вообще и конкретная пьеса, в частности. Она восторгалась драматургией как общественно-значимой сферой деятельности, функции которой - показывать пример, опосредованно учить людей. Становятся ясны общественные взгляды Варвары Алексеевны: 1) Идея равноправия людей, независимо от их происхождения и социального статуса; 2) Идея высокого звания человеческой личности, ответственности человека, который должен уважать себя и добиваться уважения к себе; 3) «Женский вопрос»: проблема подчиненного и угнетенного положения женщины в семье и обществе; 4) Высокие моральные принципы, признающие заботу о счастье ближнего выше заботы о личном счастье.

Именно с позиций, выработанных в результате чтения «серьезной» литературы, а также благодаря впитыванию ею высоких идеалов постановок

Малого театра, Варвара начинает воспринимать и вопрос о замужестве, столь важный и принципиальный для купеческой среды того времени. Исключительно семейные ценности, брак, дети определяются Варварой как примитивные обязанности женщины. Главное женское предназначение, по мнению юной Варвары, совпадает с предназначением мужчины - это общественное служение, сопряженное с постоянным развитием личности. В обязанности женщины, как считает Варвара, входят помощь и направление людей, лишенных опоры и поддержки. Причем деятельность эта представляется Варваре Алексеевне не в виде периодических благотворительных акций и т.п., она видится ей как систематическая и основательная работа. Между тем, подобный подход к решению важнейших вопросов жизни неизбежно должен был привести - и привел - к жесткому конфликту Варвары с отцом - человеком взглядов вполне традиционных для русского купечества середины XIX века Алексей Иванович Хлудов делал крупную ставку на свою дочь, желая поправить свое финансовое положение и обрести большую уверенность благодаря богатому тестю. И Варваре Алексеевне пришлось выйти замуж за нелюбимого ею Абрама Абрамовича Морозова. За тринадцать лет замужества в ее жизни произошло немало событий. Она родила трех сыновей: Михаила, Ивана, Арсения, вошла в курс дела управления Тверской мануфактурой, открыла в Москве начальное и ремесленное училища. В эти годы Варвара Алексеевна начинает осуществление тех стремлений, о которых мечтала в юные годы. В 1882 году Абрам Морозов умирает, завещав жене управление Тверской мануфактурой до достижения детьми совершеннолетия, после чего они должны были владеть мануфактурой в равных долях. Варвара Морозова организовала при фабриках больницу, родильный приют, школу, ясли, богадельню, выстроила усовершенствованные казармы для рабочих, а также домики для рабочих с семьями коттеджного типа.

Делается вывод о том, что в 1870-е гг. Варвара Алексеевна улавливает насущные вопросы народного образования, «женский вопрос», принимая посильное участие в их решении, но именно благодаря влиянию В.М.Соболевского ее деятельность в этом направлении принимает системный

характер, определяются соответствующие цели и задачи: ближайшие и перспективные. Хозяйская практичность и «хлудовский» своевольный характер проявились не только в делах по управлению мануфактурой, но и во всех направлениях ее общественной и благотворительной деятельности, а также в личной жизни. Автор подробно рассматривает вопрос об отношениях В.А.Морозовой с В.М.Соболевским, останавливаясь на следующих темах: семья, быт, круг общения и образ жизни.

В начале 80-х годов Варвара Алексеевна знакомится со своим будущим спутником жизни - Василием Михайловичем Соболевским. В 1886 году у них рождается сын Глеб, а через год дочь Наталья. Остается загадкой, почему В.А.Морозова не обвенчалась с В.М.Соболевским, прожив вместе с ним 30 лет. На сегодняшний момент неизвестны никакие доподлинные документы, свидетельства, позволяющие выдвинуть и подгвердить какое-либо соображение на этот счет. Жили Соболевский и Морозова на два дома, каждый в своем. Можно предположить, что определяющим фактором здесь являлось то, что у каждого из них был свой особый режим и образ жизни. Соболевский большую часть календарного года проводил в Москве. А его распорядок дня выглядел следующим образом: вставал он обыкновенно после полудня, через час был в редакции, где и оставался до утра, делая небольшие перерывы на еду и отдых. Варвара Алексеевна, в свою очередь, часто уезжала из Москвы в Тверь, а, когда находилась в Москве, была поглощена решением различных вопросов, касающихся ее деятельности на посту председателя различных обществ, учреждений. По вечерам же она часто устраивала приемы, собирала гостей для бесед и обсуждений общественно значимых вопросов. То время, которое они проводили вместе, часто совпадало с их поездками за границу. К примеру, Василий Михайлович в феврале или марте мог пару недель в одиночестве провести в Италии, а после поехать на Лазурный берег, куда к тому времени уже приезжала Варвара Алексеевна с детьми или чаще с одной дочкой Натальей. По сути дела, только летние месяцы Соболевский, Морозова и дети проводили как

настоящая семья в тверском имении Поповка. Нередко у них гостили их общие друзья, среди которых был и Л.П.Чехов.

Умер Василий Михайлович в 1913 году, а через четыре года в сентябре 1917 умирает Варвара Алексеевна, завещав большую часть своего состояния - паи Тверской мануфактуры - рабочим фабрики.

Вторая глава «Благотворительная и общественная деятельность» начинается с разъяснения общественной позиции В.А.Морозовой и ее окружения: В.М.Соболевского, А.И.Чупрова, И.И.Янжула и коллектива сотрудников «Русских ведомостей». Большинство сотрудников «Русских ведомостей» помимо работы в газете -активно занимались преподавательской, научной, общественной деятельностью, участвуя в работе разных комитетов и обществ просветительского и гуманистического направления. Для В.М.Соболевского работа на посту главного редактора по сути являлась его общественной деятельностью. Рассматривая общественную позицию В.М.Соболевского, автор заявляет, что Соболевский был убежден, что свободе и благоденствию страны мешают оковы - лень и страх, которые сковывают инициативы, свободный и творческий дух русского человека. В итоге - то попустительство русских людей не только государственным делом, общим интересам, но своими же собственными интересами, реализация которых и есть залог общего блага. И Василий Михайлович возглавил благородное дело, раскрывая глаза читателю на произвол в государстве и обществе, воодушевляя на неравнодушие к себе и окружающим. Подобное восприятие первопричины основных бед и проблем России было и у И.И.Янжула. Автор приходит к выводу о том, что В.М.Соболевский не отдавал предпочтения конкретной общественно-политической системе, и ни в коем разе нельзя говорить, что он являлся сторонником какой-либо универсальной системы устройства государств. В своих общественно-политических взглядах он отталкивался, прежде всего от того, что содержание диктует форму, а не наоборот. Он также считал, что издание, которое он возглавлял, должно было в первую очередь образовывать из обывателя гражданина. Даже самая привлекательная, на его взгляд, либеральная конституционная модель общественного устройства не сможет быть воплощена в

жизнь у того народа, который не преисполнен желания и не предпринимает усилий для того, чтобы жить достойно.

Автор вслед за А.И.Чупровым утверждает, что отличие «Русских ведомостей» от современных им западных изданий и многих отечественных газет не только в стиле газеты и форме подачи материала, но в том, какую задачу ставило издание - не просто информирование читателей, а формирование общественного мнения, нравственных и общественно-политических ориентиров. Цель работы коллектива данной газеты состояла в том, чтобы внести свой вклад и сделать все возможное для того, чтобы Россия, по словам одного из сотрудников, став образованной, стала и богатой. В главе выявляется концепция развития России, которую сотрудники газеты и их товарищи выражали на страницах печати и претворяли в жизнь благодаря своей просветительской и общественной деятельности. Помимо этого показано, насколько близка была эта концепция ВЛ.Морозовой, и как она соотносилась с ее деятельностью.

Далее диссертант рассматривает конкретные проявления благотворительной и общественной деятельности В.А.Морозовой. Подробно освещается деятельность В.А.Морозовой в качестве попечительницы начального и ремесленного училищ, 2-го Рогожского женского училища. Характерно, что Варвара Алексеевна самостоятельно решала многие организационные вопросы: о подборе преподавательского состава, о предоставлении окончившим полный курс в ремесленном училище звания мастера и подмастерья, о праве прохождения воинской службы по 2-му разряду, об устройстве общежития для учащихся, электроосвещения и канализации. Поставленный Морозовой вопрос о постройке собственного здания для 2-го Рогожского женского начального училища положил начало рассмотрению общего вопроса о постройке специальных зданий для городских училищ.

Один из разделов второй главы диссертации посвящен интереснейшему эпизоду в истории народного просвещения России - созданию бесплатных библиотек-читален в последней четверти XIX столетия, а именно основанию первой такой библиотеки, основанной в честь И.С.Тургенева. В главе подробно

рассмотрены предпосылки создания подобного рода учреждения в Москве: как идейные, так и социальные. Автор представляет убедительный вывод о том, почему было принято решение об увековечении памяти Ивана Сергеевича Тургенева созданием народной библиотеки, анализируя проект И.Тургенева «Общества распространения грамотности», его влияние на умы современников, общественную значимость. Диссертант прослеживает прямую связь между проектом Тургенева и современными ему зарубежными проектами и концепциями широкого распространения грамотности. Тщательный анализ книги Э.Лабулэ «Народное образование», позволил автору высказывать основательное предположение о влиянии отдельных положений данной работы на устройство библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева.

В следующем разделе второй главы автор отчетливо показывает, что первопричины пожертвований В.А.Морозовой носили преимущественно личный характер: в 6 лет она потеряла мать, скончавшуюся от рака, а ее муж Абрам Абрамович накануне смерти страдал психическим расстройством. Само создание учреждений Клинического городка на Девичьем поле - психиатрической клиники, клиники нервных болезней и онкологического института явилось одним из замечательных эпизодов ее благотворительной деятельности на благо науки, в данном случае, медицинской. Ведь в Клиническом городке занимались не только уходом и лечением больных, но, главным образом, проведением исследований, стараясь продвинуться вперед в излечении тяжёлых и трудноизлечимых болезней.

Значительное внимание в главе уделено вопросу об усилиях В.А.Морозовой, направленных на развитие и поддержку высших учебных заведений и науки. В.А.Морозова, хорошо знавшая чету Шанявских еще с 80-х годов XIX века, внесла свою лепту в создание Народного Университета имени А.Л.Шанявского. Помимо исключительно финансовой помощи, выразившейся в пожертвовании значительных сумм на организацию и развитие Народного Университета, она входила в Попечительный совет Университета практически до последних дней своей жизни. Морозова активно участвовала в работе Попечительного совета, который согласно Уставу Народного Университета, не только и не столько

занимался административной работой, сколько методическими вопросами Университета: приглашением преподавателей, выработкой учебного плана и прочим. Опыт подобной работы был приобретен Варварой Алексеевной ранее, занимавшей в течение 15 лет должность Председательницы Общества вспомоществления нуждающимся студентам Императорского технического училища. Анализируя деятельность В.А.Морозовой на этом посту, автор диссертации подробно рассматривает нюансы строительства здания общежития для студентов этого училища. При этом отмечается решающая роль Варвары Алексеевны в привлечении необходимых средств, строительных материалов для успешного завершения строительства и начале функционирования здания. Одним из последних пожертвований Варвары Алексеевны - за год до ее смерти, стало выделение средств на покупку телескопа для института имени П-Ф-Лесгафта. В.А.Морозова до последних дней своей жизни оставалась преданной своим принципам и верила в высокое положительное значение науки в жизни общества и государства.

В заключении подводятся общие итоги проделанной работы. Проведенное диссертационное исследование позволило прийти к нескольким новым и принципиально важным выводам по истории личности В.А.Морозовой и ее общественной и благотворительной деятельности. Во-первых, в детские и юношеские годы прослеживаются основные этапы влияния на формирование ее мировоззрения как будущей благотворительницы и общественной деятельницы. Влияние происходит внутри дома (семейная традиция Хлудовых, браки сестер), а также извне - это круг ее общения среди дальних родственников и друзей, чтение литературы и посещение театра и другое времяпрепровождение вне стен дома. Именно в детстве на основе личных впечатлений, особому восприятию религии -глубокому чувствованию евангельских принципов и сниженному интересу к обрядности, увлеченностью современной и прогрессивной литературой происходит формирование жизненных принципов Варвары Алексеевны и стремления посвятить свою жизнь общественному служению. В.А.Морозова составляет для себя определенный портрет-идеал спутника жизни, во главу угла

ставя ум и высокие нравственные качества мужчины, видя залог гармоничных отношений во взаимоуважении и общем стремлении к развитию и познанию, отрицая при этом привычные и традиционные мещанско-купеческие стереотипы отношений в семье. Этот юношеский романтизм находит свое воплощение в отношениях с В.М.Соболевским.

Во-вторых, после замужества и благодаря ему В.А.Морозова обретает финансовую возможность практической реализации тех идей, которые были сформулированы ею в юношеские годы, - становится попечительницей учебных заведений и активно приступает к проведению социальной политики, улучшая быт рабочих Тверской мануфактуры.

В-третьнх, именно встреча и начало отношений с Соболевским и общение с его друзьями позволили Варваре Алексеевне (при ее весьма независимом положении, и не только в финансовом плане) не просто осуществлять прежде намеченные благотворительные и общественные планы, но и реализовывать их уже с системным и более глубоким пониманием целей и задач подобных мероприятий.

В-четвертых, газета «Русские ведомости» выражала совершенно определенную концепцию развития России. Одним из ключевых факторов этого развития являлось создание особой системы образования. Данная концепция отражала взгляды и была сформулирована благодаря конкретным исследованиям и наблюдениям сотрудников газеты, а также деятелей ряда Обществ, занимающихся проблемой образования в России, куда, в свою очередь, также входили и сотрудники этого издания, к примеру Русское Техническое Общество, Московское Общество Сельского Хозяйства. Они полагали, что суть проблемы заключается в том, что экономическая и стратегическая безопасность страны напрямую связаны с образованием населения, которое является залогом ее жизнеспособности и развития, а не пустой блажью или формальностью. Начальное и среднее образование должны преследовать совершенно определенные цели и применять в связи с этим конкретные методы, направленные на развитие восприимчивости ребенка к познанию, ко всему новому, раскрытие

талантов и способностей ученика. Сторонники данной концепции предлагали применить в отечественных школах уже успешно зарекомендовавший себя опыт американских коллег, вводя в систему начального образования так называемые уроки наблюдений и широкое применение наглядности примеров в ходе обучения точным наукам. Процесс обучения специальному техническому знанию должен строиться не методом примера «от мастера подмастерью», как это чаще всего было распространено, а благодаря учебным заведениям, где доступность процесса освоения ремесла и технического знания обеспечиваются за счет разложения его на простейшие элементы и базовые знания математики и физики. Верным путем к распространению промышленных знаний считали специальное обучение, создаваемое в соответствии с требованиями определенных сфер народного хозяйства. А для поддержки таких заведений и их знакомства с последними достижениями технических наук должны были создаваться «общества», на подобие собственно Русского Технического Общества. В многочисленных статьях и очерках сотрудников «Русских ведомостей» и, главным образом, у А.И.Чупрова и И.И.Янжула можно проследить следующие идеи. Сравнивая Россию с другими странами, они стремились показать, что эффективное проведение в жизнь программ по развитию всех ступеней образования (бесплатное всеобщее начальное образование, доступное среднее и высшее образование) станет причиной экономического роста и благополучия страны, независимо от ее природно-климатических условий, веками сложившихся традиций и культуры, удаленности или близости к другим более развитым странам. Они убедительно доказывали, что затраты на образование не представляют акта филантропии, а являются лишь непосредственным удовлетворением насущной потребности страны в интересах ее производительных сил.

В-пятых, благотворительность В.А.Морозовой носила особый, специфический характер. Это не были просто денежные пожертвования на различные благие дела и начинания. Прежде всего, она участвовала, в соответствии с ее личными идейными представлениями и общественными взглядами, в организации и поддержке научных и просветительских учреждений

не просто как жертвователь или патрон. Она вникала в суть данного дела, постоянно расширяя свой кругозор в области педагогики, технологии и различных отраслей науки. Ее активная деятельность в Комитете, а затем в Обществе грамотности сочетала в себе элементы как благотворительности, так и общественной деятельности, когда она не только оказывала пожертвования в пользу голодающих, но и выезжала в наиболее проблемные регионы, чтобы лично на месте с отрядом добровольцев оценить масштабы бедствия и предпринять соответствующие меры. Ее помощь учебным и научным заведениям была в духе и полностью соответствовала концепции «Русских ведомостей». Она активно участвовала в решении следующих задач образования:

- доступность учебных заведений (в финансовом, социальном плане);

- увеличение количества учебных заведений (всех профилей);

- улучшение качества преподавания за счет усовершенствования образовательных программ (более широкое применение предметов «реального» профиля) и повышения уровня подготовки педагогических кадров (создание сети библиотек, проведение лекций и чтений);

- правильная организация пространства места обучения в соответствии с определенными санитарно-гигиеническими нормами.

Таким образом, благотворительная и общественная деятельность В.А. Морозовой носила не случайный, а системный и целенаправленный характер, а каждый акт этой деятельности являлся попыткой реализации ее про!раммы, окончательно оформленной под влиянием концепции «Русских ведомостей» в деле народного просвещения. В соответствии с данной концепцией В.А.Морозова понимала вопрос о развитии науки и образования как залоге экономического благосостояния и подъема нравственного уровня страны. Деятельность В.А.Морозовой не являлась сугубо филантропической, а представляла собой пример практичного подхода предпринимательницы, ратующей за поднятие общего материального и духовного уровня России, выгодного как с экономической точки зрения, так и принципиально важного с гуманистических позиций.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ АВТОРОМ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

1. Дубровина A.B. В.А.Морозова: на пути к идеалу// Частное и общественное: тендерный аспект. Материалы Четвертой международной научной конференции Российской ассоциации исследователей женской истории и Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо - Маклая РАН. Москва, 2011. Т.1. С.512-515

2. Дубровина A.B. Преодолевая традицию// Родина. 2011. № 8. С.158-

160.

3. Дубровина A.B. Личная история В.А.Морозовой. Мотивы благотворительной и общественной деятельности// Вестник ПСТГУ. Серия II История. История Русской Православной Церкви. 2011. № 4. С.44-53.

Подписано в печать:

03.02.2012

Заказ № 6606 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "В.А. Морозова: личная история, общественная деятельность и благотворительность"

61 12-7/330

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

На правах рукописи

ДУБРОВИНА Анна Викторовна

В.А. МОРОЗОВА: ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ, ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ 07.00.02 - Отечественная история

диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент А.А. Левандовский

Москва

2012

Оглавление

Вступление 2

Обзор источников 5

Историографический очерк 27

Основная часть:

Глава первая. Личная история В.А. Морозовой.

Мотивы благотворительной и общественной деятельности 33

Глава вторая. Благотворительная и общественная 81

деятельность

Заключение 167

Библиография 171

Приложения

Вступление

В России на протяжении всего пореформенного периода стремительными темпами происходят различные перемены. Именно в эти годы меняется облик Москвы: из «большой деревни» она превращается в мегаполис, с более сложной внутренней структурой и постоянно преображающимся внешним обликом.

В это же время на авансцену истории Москвы выходит купечество; которое энергично проявляет себя в решении хозяйственных, социальных и других проблем города. Эти проблемы становятся ключевыми вопросами в работе Московского городского общественного управления, в котором большинство его членов были представителями купеческого сословия. В эти годы работа городского общественного управления идет рука об руку с частной инициативой отдельных лиц и обществ. Эта инициатива выражалась в форме пожертвований, в учреждении различных заведений и последующей передаче их городу. Тот факт, что купечество в упомянутый период играет, во многом, ведущую роль в общественном управлении Москвы, объясняется, как финансовым благополучием многих его представителей, что давало им преимущество во время выборов в Московскую городскую думу. А, с другой стороны, явная заинтересованность, активное и деятельное участие в работе по развитию и благоустройству города объясняется тем, что именно в эти годы купечество активно повышает свой образовательный и культурный уровень, меняется самосознание многих предпринимателей. Некоторые из них постоянно общаются й имеют дружеские отношения с представителями творческой и научной интеллигенции, становятся членами различных общественных организаций, добровольных обществ.

В этот период расширяются направления благотворительной деятельности, затрагивая самые различные сферы: социальную, экономическую, хозяйственную, культурную.

Варвара Алексеевна Морозова является одним из наиболее примечательных представителей московского купечества конца XIX - начала XX века. В.А. Морозова- владелица Тверской мануфактуры, при жизни была известна своей широкой благотворительностью, активной общественной деятельностью. Конечно, эти годы в истории Москвы, да и России, в целом, славятся многочисленными меценатами, чьи имена давно вошли в анналы истории и хорошо известны потомкам. Но пример Варвары Морозовой, по-своему, уникален, и заслуживает отдельного внимания. В настоящее время, когда в нашей стране возрождаются и появляются различные направления меценатской деятельности, пример В.А.Морозовой может служить образцом для современных меценатов и московского городского управления. В связи с этим можно уверенно сказать, что актуальность темы не вызывает сомнения.

Объектом исследования является личная история, общественная и благотворительная деятельность представительницы женского предпринимательства последней трети XIX - начала XX вв. Варвары Алексеевной Морозовой. Предметом исследования является история личности Варвары Алексеевны Морозовой, мотивы и характер ее общественной и благотворительной деятельности. Помимо этого, в работе анализируется система взглядов и особенности влияния интеллектуального и творческого сообщества вокруг газеты «Русские ведомости» (редакция, публицисты, писатели, деятели науки и просвещения) на характер и направления деятельности В.А.Морозовой. Цель исследования состоит в реконструкции жизненного пути В.А.Морозовой, при этом основной упор делается на исследование основных способов проявления ее благотворительной и общественной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Во-первых, рассмотреть, как проходило становление личности будущей благотворительницы и общественной деятельницы, формирование ее взглядов на семейно-бытовые, общественные и другие вопросы. В этой связи особое

внимание уделяется изучению поведенческих особенностей (в профессиональной, общественной, семейно-бытовой сферах) представителей рода Хлудовых, ближайших родственников Варвары Алексеевны.

Во-вторых, определить, какую роль в утверждении жизненных принципов В.А.Морозовой сыграл ее гражданский муж В.М.Соболевский, как отразилось на ее личной и общественной жизни общение с близкими товарищами Соболевского и другими видными деятелями науки и культуры конца XIX - начала XX вв.

В-третьих, воссоздать максимально полную картину конкретных проявлений ее благотворительной и общественной деятельности.

В связи поставленными задачами структура работы состоит из вводной части, обзора источников и историографического очерка, двух глав, заключения, библиографии, 10 приложений.

Методологической основой работы стали принципы историзма, научной объективности и системности. На эти фундаментальные методологические основы опирался конкретный метод данного исследования - историко-антропологический.

Хронологические рамки исследования охватывают период жизни Варвары Алексеевны Морозовой с 1848 по 1917 гг.

Обзор источников

Диссертационное исследование выполнено на основе комплекса исторических источников, разделенного на несколько групп.

Информационной ценностью отличаются многочисленные источники разного происхождения, опубликованные в книге «Варвара Алексеевна Морозова: на благо просвещения Москвы»1 . Издание представляет собой собрание документов о жизни и деятельности В.А.Морозовой. К примеру, опубликованные материалы, собранные тверским краеведом В.Н.Асеевым, охватывают все стороны жизни Тверской мануфактуры. Среди них и сугубо хозяйственная документация (счета, балансы, протоколы заседаний собраний владельцев паев, устав и правила внутреннего распорядка мануфактуры), и судебно-следственные материалы о волнениях, стачках рабочих мануфактуры, которые дают возможность судить о социальной политике «Тверских» Морозовых, отношениях хозяев - Абрама Абрамовича Морозова, Варвары Алексеевны Морозовой и Ивана Абрамовича Морозова с рабочими. В данном сборнике также опубликованы документы охранного отделения из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), которые дают определенные представления об общественной позиции, многогранной и порой довольно противоречивой деятельности В.А.Морозовой.

Ценность данного сборника состоит, прежде всего, в том, что его составители постарались найти и опубликовать максимально возможное количество материалов различных фондов и отрывки уже ранее опубликованной литературы, содержащих в разных объемах информацию о В.А. Морозовой. При этом составители справедливо отмечают, что целью была именно в публикации источников, а их анализ - уже дело исследователей - специалистов, поэтому лишь часть из публикуемых источников снабжена какими-либо комментариями или аннотациями. Материалы, касающиеся преимущественно московской деятельности

1 Варвара Алексеевна Морозова: на благо просвещения Москвы. М., 2008.

Морозовой собраны сотрудником музея библиотеки им. И.С.Тургенева -Н.А.Круглянской, а о тверской деятельности - тверским краеведом В.Н.Асеевым.

Также в сборнике публикуются материалы личного происхождения: воспоминания Натальи Поповой о матери -В.А.Морозовой, несколько писем Морозовой к А.П.Чехову, Н.К.Михайловскому и другим, а также выдержки в форме воспоминаний, некрологов из опубликованных сборников, главным образом юбилейного сборника газеты «Русские ведомости». В первом томе сборника опубликован юношеский дневник В.А.Морозовой, также в нем содержится историческая справка о Морозовой, сведения о ее отце и роде Хлудовых (в основном, из «Памятной книги» Г.И.Хлудова2), тематически подобранные фотоматериалы. Во втором томе все материалы разделены на соответствующие разделы: «Благотворительная деятельность В.А.Морозовой и ее родственников», «Морозовская мануфактура в Твери», «В.М.Соболевский и «Русские ведомости», «Общественно-политическая деятельность В.А.Морозовой», «Дети В.А.Морозовой и их семьи», «Памяти В.А.Морозовой» и, конечно, все это снабжено иллюстративным материалом.

Итак, первую группу источников составляют документы личного происхождения, которые мы подразделяем на опубликованные и архивные. Юношеский дневник Варвары Алексеевны в настоящее время является частью экспозиции «В.А.Морозова: на благо просвещения Москвы» в музее библиотеки им.И.С.Тургенева. «Оригинал дневника представляет собой документ, написанный чернилами, частью карандашом. Расшифровку почерка и перепечатку дневника выполнила Вера Васильевна Кулакова, племянница В.А.Морозовой, в мае 1926 г. Ею же были сделаны комментарии»3. Хронологические рамки дневника составляют период с 1861 года (10 сентября )по 1867 год (24 апреля). Но вопрос о хронологических рамках является не таким простым, как может показаться. Действительно,

2 Хлудов Г.И. Памятная книга, 1835-1877; Письма, 1844-1885. М., 1999

3 Дневник Варвары Алексеевны Морозовой, урожденной Хлудовой. //Варвара Алексеевна Морозова: на благо просвещения Москвы.Т.1. М., 2008. С.19

самые первые записи, сделанные рукой Варвары Алексеевны и имеющие форму дневника, относятся только к 10 сентября 1861 года. Но сама автор пишет о годовщине начала ведения дневника 31 декабря 1864 года: «31 декабря. Сегодня ровно год, как я начала свой дневник. Много я

„ 4

перечувствовала, много написала я своих мыслей в этой тетради» . Следовательно, нам необходимо попытаться ответить на вопросы: 1) действительно ли Варвара Алексеевна, начиная только с конца 1863 года, воспринимала свои записи как дневниковые, и почему, 2) могла ли она подразумевать под годовщиной дневника лишь годовщину ведения конкретной тетради - составной части всего дневника. Обратимся к записям 1863 года. Так, в записи., сделанной 31 декабря 1863 года, ни слова не говорится о начале ведения дневника и вообще о самом дневнике. Но именно записью 31 декабря 1863 года начинается новая тетрадь, в которой Варвара делала записи весь 1864 год. Записи предыдущих лет были сделаны, по словам Кулаковой, на другой бумаге: «дневник 1864 года писан на другой бумаге, тетрадь 64-го года подшита к основному дневнику в самом конце. 1865 год (с 9 января) продолжен на обороте страницы от 8 августа 63 года, писан чернилами, почерк значительно изменился»5. И, действительно, в примечаниях Кулаковой перед записями Варвары от 1865 года мы видим следующее: «весь последующий текст писан в основной тетради, продолжая записи 1863 г»6. Но почему записи 1864 года велись на отдельной тетради, если в так называемой «основной тетради» было место для новых записей? Очень важной и характерной особенностью записей в тетради 1864 года является то, что именно на страницах этой тетради Варвара пишет о целях своего дневника, его функциях. Мы можем выделить две непосредственные функции дневника, в том значении, которое вкладывала в них сама Варвара. Первая функция дневника прямо проистекала из потребности автора поделиться своими мыслями, переживаниями с «внешним миром», не

4 Там же. С. 75

5 Там же. С.35

6 Там же. С.76

держать «всё в себе». Дневник в определенной степени заменял Варваре и лучшего друга и мать, которым можно излить душу. Вот как сама Варвара Хлудова пишет об этом: «я... избираю моим поверенным дневник, который далеко не друг, не может понимать, советовать и утешать, а по временам я очень нуждаюсь в последнем»7, «я совершено одна, никого нет, с кем бы я могла поговорить, кроме моего дневника»8, « к чему я пишу мой дневник. Не для того ли, чтобы через десять лет прочесть и повторить слова Лермонтова «не для того ли, чтобы высказать кому-нибудь свои мысли, хоть на бумаге, не имея живого существа». Я думаю, что и для той и для другой причины»9. Таким образом, становится очевидным, что рядом с Варварой Алексеевной не было такого человека, с которым она могла бы «поговорить по душам». Чувствуя огромную потребность не только поделиться своими переживаниями, но и получить реакцию на них, ей приходится ограничиваться однолинейными отношениями, не диалогом, а монологом. Вышеприведенные цитаты о первой функции дневника свидетельствуют также о том, что характер дневника был исключительно интимный и не формальный. Приведенная последняя цитата обращает нас к следующему вопросу о второй функции дневника Варвары Алексеевны. Рассмотрим несколько записей в дневнике, которые укажут нам на эту функцию: «...нужно стараться исправиться как можно скорее, и нужно очень писать часто в дневнике, мне кажется. Что это будет иметь влияние на характер к лучшему»10, «пройдут года, я наверное переменюсь и буду тогда читать этот дневник как будто совершено другого человека»11. И вернемся вновь к продолжению записи, сделанной к годовщине дневника за 1864 год: «много я перечувствовала, много написала мыслей в этой тетради. Через десятки лет буду я себя судить. Понемногу мысли мои созревали»12. А также для полноты картины приведем весьма эмоциональные записи, касающиеся

7 Там же. С.36

8 Там же. С.55

9 Там же. С.44

10 Там же. С.48

11 Там же. С.57

12 Там же. С.75

дневника: «мне хочется разорвать мой дневник, но и очень жаль его. Оттого мне хочется это сделать, что я пишу в нем только одни глупости и я так

"I л

боюсь, что кто-нибудь его прочтет его...» , « совсем было бросила писать свой дневник, хотела исправиться и уже начать новый, умный, положительный... Но видно молодость берет свое, думаю, что серьезничать еще успею, мне всего шестнадцатый год... И если я буду несчастлива, хоть буду изредка прочитывать мой дневник и буду вспоминать, что я была очень счастлива!»14. Эти отрывочные записи позволяют нам сделать вывод, что сама Варвара Алексеевна старалась наделить свой дневник и работу над ним воспитательной функцией. И в настоящем исследовании осуществляется попытка показать, каким образом, эта функция осуществлялась, как Варвара Алексеевна воспитывала себя и свой характер с помощью ведения дневника. А пока стоит отметить то, что Варвара Хлудова намеревалась оценить в будущем свою работу над собой, в том числе, основываясь на дневниковых записях. Дневник должен был стать свидетелем этой работы, её подтверждением и подкреплением. А последние две цитаты из дневника демонстрируют переплетение и взаимосвязь этих двух основных функций дневника Варвары: первая - доверительно фиксировать, искренне пересказывать дневнику все то, что волнует сердце и разум, вторая - ведение дневника как метод наблюдения за собой, воспитания себя.

Итак, мы увидели, что именно в 1864 году Варвара Алексеевна довольно часто размышляет над формой и содержанием дневника. Дневник (тетрадь за 1864 год) становится более серьезной, обдуманной и вполне удачной попыткой вести регулярный дневник. Именно регулярность записей, вообще, и, в частности, обращение к дневнику как к конкретному объекту, поверенному в мыслях и чувствах автора, характеризуют дневник 1864 года-. Прежние попытки вести дневник отличались как раз крайней

13 Там же. С.45

" Там же. С.56

нерегулярностью записей и другими особенностями в стиле и т.д., о которых пойдет речь далее.

О регулярности и частоте записей можно сказать следующее. В 1861 году Варвара начинает свои записи с 10 октября, продолжая их вести в течении месяца практически ежедневно. В ноябре и декабре мы встречаем всего лишь 3 записи. 1862 год оказался также не столь «плодотворным»: пара записей в феврале, по одной - в апреле и мае, несколько записей в июне. В 1863 году Варя сделала несколько записей в мае и две - в августе. Зато в новой тетради 1864 г записи ведутся каждый месяц, за исключением августа и сентября. В среднем, количество записей в этот год составляет 4-5 в месяц. Практически аналогичную ситуацию мы видим и в следующем- 1865 году: количество записей в месяц, в среднем, превышает 4. В те месяцы, когда записи делались крайне редко, например, в апреле или мае - Варвара делает более объемные записи, по сравнению, с остальными, стараясь описать те события, о которых она не оставила записей «по горячим следам». С 1866 года частота записей снижается: в среднем, 2 записи в месяц, но регулярность сохраняется вплоть до августа и возобновляется лишь в декабре. В декабре Варвара рассказывает о событиях, происшедших осенью. Прежде всего, они касались ее помолвки с Абрамом Морозовы�