автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Петрова, Алла Васильевна
Введение.стр.3
Глава I. Благотворительность как вид социального взаимодействия.стр. 14
§1.1. Феномен благотворительности: исторический и социологический аспект исследования.стр. 14
§1.2. Благотворительность как социально - ролевое взаимодействие: методология подхода.стр.36
Глава II. Ролевые аспекты взаимодействия в благотворительности.стр.54
§2.1. Становление благотворительности в период социальной трансформации в России конца XX века (из опыта работы Свердловской государственной филармонии).стр.54
§2.2. Российская благотворительность: попытка типологической диагностики (на материалах социологического исследования). стр.88
Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Петрова, Алла Васильевна
Актуальность темы.
Благотворительность во все времена и при всех экономических формациях была явлением сложным как всякое явление и человеческое действие, мотивация которых обусловлена глубинными психологическими, личностными факторами. С одной стороны, призрение бедных, немощных, убогих находилось в ведении государства. С другой стороны, существование определенного «неблагополучного» социального слоя обращало на себя внимание общества, вызывало сострадание, побуждало к действиям, призванным снизить остроту неблагополучия.
Благотворительность - проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему».1 Определение, предложенное в одном из лучших энциклопедических словарей мира, содержит в себе указание на то, что, во - первых, благотворительность является отношением между имущим и неимущим, во - вторых, это отношение является ролевым, так как оно предписано институтом нравственности. Сострадание - присущее человеку качество, сформированное социальным процессом и получившее нравственную, гражданскую оценку. Общество осуждает людей, лишенных сострадания, сопереживания, со-чувствования. Эти качества могут быть выражены в человеческом характере ярко, могут быть размыты либо скрыты вовсе, проявляя себя опосредованно, в исключительных случаях, облекаясь в другие формы. И именно это человеческое качество, на наш взгляд, иногда даже не будучи осознанным, является движителем и основой явления социального -благотворительности. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т.7. СПб., 1893. С.55
В советский период для научной литературы существовал, как показывает анализ библиографии, фактический запрет на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте как идеологически неприемлемых в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско-ленинской доктрины (согласно которой, бедность -результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение его противоречий). Этот запрет действовал с середины 1930-х гг. до середины 1980-х гг. В процессе трансформации российского общества, начавшемся в конце 1980-х гг., изучение благотворительности становится весьма актуальным. Оно позволяет зафиксировать прерывность и непрерывность в развитии социальных процессов, проанализировать роль в нем исторических обстоятельств.
В настоящее время исследование благотворительности составляет объект многих научных дисциплин: истории, философии, этики, социологии, психологии, политэкономии, юриспруденции. Благотворительности посвящены научно-практические конференции, круглые столы, на изучение этого явления выделяются специальные гранты. Очень полезным, дающим представление о современном изучении благотворительности, стало издание сборника «Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001» («Лики России», С-П., 2001). В объемном издании, осуществленном на средства Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) была предоставлена возможность высказаться практически всем, занимающимся проблемами благотворительности. от представителей академической -науки до практиков, впервые обобщивших свой опыт.
Обзор статей этого издания, а также анализ других публикаций на тему благотворительности дает основание утверждать, что хотя
2 Ульянова Г.Н. Исследования российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях. //Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. 2001. СПб.,. 2001. Стр. 63 исследования в области благотворительности возросли, все еще практически нет работ, раскрывающих технологии благотворительности как взаимодействия социальных групп и социальных институтов. Благотворительность рассматривается с исторической, этической, юридической, философской и других сторон, но очень мало исследований, выходящих на обобщенный социологический результат и формулирующих конкретные рекомендации. Практические исследования, как правило, останавливаются на констатации изучаемой ситуации.
Актуальность настоящего социологического рассмотрения темы состоит, на наш взгляд,
1) в рассмотрении благотворительности как ролевого взаимодействия, в котором проявляется особое содержание отношений между благотворителем и принимающим его помощь;
2) в анализе благотворительности как социально-ролевого взаимодействия, складывающегося между группами в социальной структуре общества;
3) в позиционировании каждой из сторон - дающей и принимающей- по отношению друг к другу;
4) в рассмотрении благотворительности как отношений, имеющих конкретное институциональное -нравственное, правовое оформление;
5) в рассмотрении благотворительности как динамичных, развивающихся и изменяющихся отношений, проявляющих меру развития гражданского общества в определенной социальной системе.
Все выделенные нами аспекты связаны между собой. В каждом из них проявляются все остальные; каждый способствует более рельефному проявлению сути другого.
Таким образом, объектом исследования выступает благотворительность как процесс развития отношений между государством, социальными институтами и гражданами, с одной стороны, и между социальными группами, с другой.
В качестве предмета исследования благотворительности мы сознательно выбираем ее функционирование в качестве социально -ролевого взаимодействия. Предназначение благотворительности, по словам Р.Апресяна, связано с усовершенствованием общества и содействием общему благу. Наш выбор обусловлен тем соображением, что период диссертационного исследования пришелся на этап т.н. «социального транзита» в российской истории. Это означает, что благотворительность проявилась в этих условиях не столько в форме отношения между социальными группами, которые просто еще не сложились, сколько в форме личностного выбора состоятельных людей, принявших на себя гражданскую ответственность за поддержку культуры в переходное для общества время. Таким образом, предметом непосредственного изучения стала мотивация выбора и социально - ролевое оформление оказываемой помощи. Определение предмета анализа продиктовало необходимость соединения теоретического и эмпирического анализа благотворительности в выше охарактеризованном аспекте и формулирования практических рекомендаций.
Цель и задачи работы
Цель работы: исследование феномена благотворительности в истории России как социально - ролевого взаимодействия на основе единства методологического, теоретического и эмпирического анализа.
Задачи работы:
3 Апресян Р.Г. Функциональные особенности филантропии. // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. 2001. СПб., 2001. Стр. 50 определение и аргументация методологии исследования благотворительности как социально - ролевого взаимодействия; выявление исторической /вертикальной и горизонтальной/ преемственности в развитии благотворительности в России; рассмотрение социально - ролевой представленности в российской благотворительности; исследование современной российской корпоративной благотворительности; построение типов мотивации благотворительной деятельности на материалах проведенного автором опроса; анализ эволюции отношений благотворительности в период российской трансформации на основе рефлексии процесса функционирования и развития Свердловской государственной филармонии в 90-е годы XX века.
Методологические основы исследования
Диссертационное исследование осуществлено на основе методологии социологии, сложившейся в конце XX века. Ее отличительной чертой является признание дуальности /Э.Гидденс/ социального развития, в котором происходит взаимодействие личности и социальной структуры. В переходные периоды, протекающие в современных ритмах исторических изменений, данная закономерность не только складывается, но и эмпирически фиксируется. Последнее обстоятельство обусловило еще одну отличительную особенность «неклассической» социологии: единство эмпирического и теоретического анализа изучаемых социальных феноменов.
Важным методологическим основанием нашего исследования стала статусно-ролевая теория. (Дж.Г.Мид, Р.Линтон). Следуя данным 7 методологическим постулатам, мы представили современную благотворительность как социально - ролевое взаимодействие, т.е. единство развития личности и социальной структуры.
Работа также базируется на общенаучных принципах анализа: развития, историзма и системности, которые в единстве обеспечивают возможность рассмотрения благотворительности как феномена, проявляющего общечеловеческие, национальные и личностные ценностные ориентации.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретической основой социологического исследования благотворительности явились труды зарубежных и отечественных философов, историков, культурологов и социологов. Наибольшее влияние на становление концепции диссертационной работы оказали труды Р.Апресяна, А.Аронова, Е.Баразговой, Н.Бердяева, А.Боханова, М.Вебера, Ю.Вишневского, П.Власова, М.Гавлина, Ф.Гегеля,
3.Гидденса, И.Городецкой, И.Гофмана, И.Девятко, Е.Дукова, Н.Думовой, Е.Заборовой, В.Ключевского, Л.Когана, И.Кона, О.Конта,
4.Х.Кули, К.Любутина, А.Меренкова, Дж.Г.Мида, Г.Орлова, Т.Парсонса, А.Свердловой, Г.Тульчинского, Г.Ульяновой, Е.Холодова,Е.Хорьковой, В.Шапко.
Мы подчеркиваем, что тема благотворительности привлекала чрезвычайно широкий круг исследователей. Но аспект, рассматриваемый в диссертации, не имеет четко выявляемой академической традиции.
Научная новизна исследования
В диссертации представлен комплексный анализ благотворительности как социально - ролевого взаимодействия. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, заключаются в следующем.
1. Благотворительность является социально -ролевым взаимодействием, содержание которого определяется типом социально - экономической системы и характером отношений между государством и гражданским обществом, складывающимся в этой системе.
2. Благотворительность в дореволюционной истории России приобрела социальную специфику, которая сформировала особый патриархатный характер ролевых отношений между субъектом благотворительности (благотворителями) и объектом благотворительности, т.е. теми, кто нуждался и принимал их поддержку.
3. В России, трансформирующейся после 1985 года, складываются новые отношения благотворительности, в которых соединяются возрождаемые национальные традиции и технологии т.н. «фандрайзинга», заимствованные с рыночного Запада. Этот синтез, обеспечиваемый законами преемственности, обусловливает сосуществование и партнерство в благотворительной деятельности носителей различных ролевых установок.
4. Гипотеза о благотворительности как взаимодействии благотворителей, носителей различных ролевых установок (меценат, спонсор, попечитель, спонтанный благотворитель), нашла подтверждение в ходе опроса, проведенного автором весной 2002 года.
5. Эволюция благотворительности может быть представлена как развитие социально - ролевого взаимодействия, в котором изменяется ролевая представленность носителей рассматриваемого отношения. Положение проиллюстрировано материалами, представляющими функционирование Свердловской государственной филармонии в 90-е годы XX века.
Личный вклад диссертанта в изучение проблемы заключается:
- в анализе изменения типов благотворительной деятельности в истории России, появления новых исторических субъектов благотворительности (таких, как корпоративные благотворители, благотворительные фонды и др.) и развития социального взаимодействия между ними;
- в характеристике специфики и содержания благотворительной деятельности в трансформирующейся России, проявляющихся в прагматизме и профессионализации отношений между субъектом и объектом данного отношения;
- в рассмотрении развития взаимодействия между учреждением культуры (Свердловской государственной филармонией) и его партнерами по благотворительной деятельности в условиях становления рыночной экономики России от «субъект - объектных» отношений к «субъект-субъектным»;
- в проведении эмпирического исследования, направленного на фиксацию разнообразия мотивов благотворительной деятельности развивающихся российских корпораций и выделение типов благотворительной деятельности.
- в разработке оригинальной концепции благотворительности как социального взаимодействия на основании изучения истории процесса и его актуализированного состояния в трансформирующейся России;
- в введении диссертантом определения понятия «социально-ролевое взаимодействие в благотворительности», ранее в исследованиях не встречавшегося;
- в предложении практических рекомендаций по организации партнерства, основанного на диагностике ролевой мотивации его участников.
Практическая значимость исследования.
Благотворительность вернула себе значимость как социально-культурное явление российской жизни и стала важной составляющей современного российского общества. Фактически вся социальная сфера в большей или меньшей степени в настоящее время связана с благотворительностью. Практическая значимость данной работы заключается в формулировании определенного понятийного инструментария, которым могут пользоваться специалисты - практики, работающие в сфере фандрайзинга и осуществляющие привлечение благотворительных средств на деятельность учреждений социальной сферы (не только культуры). Отнесение потенциального благотворителя к той или иной ролевой группе даст возможность фандрайзеру понять мотивацию потенциального партнера, движущие причины, определяющие его желание стать жертвователем , помогут психологически правильно выстроить партнерские отношения. Кроме того, владение понятийным аппаратом социально-ролевого взаимодействия, понимание психологических рычагов воздействия на бизнес будет способствовать вовлечению в круг благотворителей более широкого числа предпринимателей, бизнесменов, частных лиц. Отношение «субъект- объект» в благотворительности является очень деликатной областью человеческого общения. Фандрайзеру необходимо работать так, чтобы не было негативных последствий и душевного дискомфорта ни у одной из взаимодействующих в данном процессе сторон. Обе стороны взаимодействия в результате должны получить максимальное удовлетворение от сотрудничества, своеобразный партнерский вектор в будущее. Это тем более важно сейчас, в силу того, что «государство пока не ставит своей задачей определить более четко направление социальной поддержки и социального развития общества»4 Поэтому, сотрудничая с социальной сферой, становясь социально
4 Гармай А. Бизнес и общество: механизмы социального партнерства. //ЛегПромБизнес 1985, №12 ответственным, занимаясь благотворительной деятельностью в том числе, и с помощью профессиональных грамотных фандрайзеров), бизнес начинает влиять на расширение гражданских свобод в обществе, вовлекается в процесс формирования гражданского общества, способствует возникновению в нем большей доверительности и открытости. Кроме того, формируется образ предпринимательского поведения, сочетающего традиции отечественной духовной культуры и лучшие качества современных предпринимателей.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, таблицы, обобщающей выводы диссертационного исследования и списка литературы по теме исследования, включающего 100 названий. К диссертации прилагается бланк интервью.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие"
Заключение.
Итак, определив значение явления благотворительности для общества как важное, развивающее социальные отношения, мы постараемся резюмировать наши исследования, которые подтвердили многообразие характеристик современных благотворителей. Профессиональная работа в сфере благотворительной деятельности нуждается в системности, которую мы попытаемся сформулировать на основе наших исследований.
Во всем разнообразии взаимоотношений в области благотворительной деятельности учреждение социальной сферы, к примеру, филармония, всегда является объектом благотворительности. Но сами отношения могут характеризоваться четырьмя определениями.
Изложенные в этих определениях характеристики и рекомендации ни в коем случае не должны рассматриваться однозначно, одновариантно. Как правило, жертвователь, участник социального взаимодействия со стороны благотворителя сочетает в себе множество качеств и подпадает под несколько характеристик одновременно. Важно определить доминанту, чтобы стержневую линию отношения с потенциальным благотворителем выстроить по этой доминанте.
Современный благотворитель- не меценат в чистом понимании этого слова, заботящийся о культурном наследии; не спонсор рационалист, которому по большому счету все равно, кому помогать, потому что главное - результат, на который он настраивается в начале сотрудничества. Современный благотворитель - это партнер, относящийся к объекту помощи ( в рассматриваемом случае, к филармонии) как к партнеру же и ожидающий ответных шагов. Причем, основополагающим, на наш взгляд , является изначальная позиция каждой из взаимодействующих сторон. От того, кем осознает себя благотворитель с самых первых минут сотрудничества, почувствует ли он себя и объект своей благотворительности партнерами, зависит успех дальнейших отношений. Однако, субъект благотворительности (т.е. наш
113 благотворитель), как правило, не отяжеляет себя раздумьями и анализом того, в каком качестве он выступает по отношению к объекту благотворительности. У него появляется желание и возможности предложить свои материальные ресурсы для некоего социального проекта. И от того, насколько профессионально, психологически корректно поведет себя принимающая пожертвование сторона (объект благотворительности), зависит конечный результат проекта и степень удовлетворения этим результатом у обоих партнеров. Именно объект благотворительности, конкретный менеджер должен вести переговоры с благотворителем и строить дальнейшее сотрудничество таким образом, чтобы сформировать партнерскую атмосферу. И именно задача объекта благотворительности понять, в какой ролевой позиции выступает благотворитель-партнер, и, следовательно, выбрать правильную линию поведения и выстраивания отношений.
1.Тип ролевой мотивации благотворителя - спонсорство.
Тип отношений в социально-ролевом взаимодействии - субъектсубъектные.
Содержание отношений. Отношения регламентированы договорными соглашениями. Обе стороны нацелены на получение результата: спонсору необходима реклама, работающая на его репутацию (репутацию предприятия, репутацию руководителя), объект благотворительности получает необходимые для его деятельности материальные или финансовые ресурсы.
Стратегия и тактика учреждения культуры как партнера по взаимодействию. Учреждение, нуждающееся в благотворительной поддержке, должно собирать информацию о предприятиях, работающих на свой имидж. Деятельности такого предприятия, как правило, присущи западные методики в менеджменте, активная реклама, участие в социальных программах с предварительным и последующим интенсивным освещением своего спонсорства в СМИ. Предложения о
114 сотрудничестве для таких предприятий должны быть сформулированы очень четко, рационально. Выгоды (прямые и опосредованные), которые спонсор сможет получить в результате сотрудничества с объектом спонсорства, должны быть также четко сформулированными, в равной степени, как и обязательства со стороны объекта спонсорства.
2. Тип ролевой мотивации благотворителя - меценатство.
Тип отношений в социально-ролевом взаимодействии - субъектобъектные.
Содержание отношений. Меценат, как правило, ставит перед собой цели сохранения и поддержки культуры в целом, понимая ее важность и влияние на состояние общества. Объект благотворительности в большинстве случаев выбирается меценатом, исходя из его личных предпочтений. Очень часто меценат участвует в творческом процессе поддерживаемых им организации или отдельного творца. Отношения между субъектом и объектом этого ролевого взаимодействия зачастую носят неформальный характер. (Как мы писали выше, к этому типу относятся взаимоотношения Н.фон Мекк и П.Чайковского ). Стратегия и тактика учреждения культуры как партнера по взаимодействию. Как правило, в роли меценатов выступают очень крупные, федеральные или транснациональные компании, а также фирмы, чьи руководители характеризуются высокой культурой, интересуются искусством. Потому меценатство таких компаний -выражение личной позиции руководителя. Обращение в эти компании должны быть убедительны в части культурной значимости учреждения или культурного проекта, для которого просятся средства. Должны быть описаны творческие достоинства, а также спрогнозирован творческий результат с вектором хотя бы в недалекое будущее и влиянием на современные социальные и культурные процессы.
3.Тип ролевой мотивации благотворителя -попечительство.
Тип отношений в социально-ролевом взаимодействии - субъект-субъектные, субъект - объектные.
Содержание отношений. Попечительство может описываться двумя характеристиками. В обоих случаях объект благотворительности рассматривается с очень заинтересованного ракурса. Эти отношения можно отнести к некоей разновидности патриархатных отношений. Со стороны попечителя, как правило, соблюдается определенная дистанция по отношению к объекту попечения, хотя нередко отношения носят неформальный характер. Попечительство вбирает в себя и элементы спонсорства, выражающиеся в наличии конструктивизма и рациональности по отношению к самому процессу попечительства, и элементы меценатства - погружение в творческий и производительный процесс, личное общение с сотрудниками опекаемого учреждения, заинтересованность в решении проблем, возникающих у объекта попечения.
Стратегия и тактика учреждения культуры как партнера по взаимодействию. Приглашение к сотрудничеству в виде попечительства должно раскрывать потенциальные возможности попечителя для самореализации как социальной личности, описывать его участие в творческих и организационных процессах опекаемого учреждения, подразумевающее, в том числе, и его влияние на эти процессы. Как правило, у попечителей возникают личностные отношения с администрацией и творческими сотрудниками опекаемого учреждения.
4.Тип ролевой мотивации благотворителя - спонтанный благотворитель.
Тип отношений в социально-ролевом взаимодействии - субъект-субъектные, субъект - объектные.
Содержание отношений. Спонтанный благотворитель, как правило, оказывается в сфере благотворительных отношений случайно, в силу как объективных, так и субъективных причин. Ему бывает интересно погружение в новую для него область деятельности. В этом случае он активен, открыт для общения, вникает в процесс. В противном случае, осознав случайность своего присутствия в этом процессе, он безучастно ожидает окончания проекта. Он не связан личными пристрастиями, не преследует интересов, связанных с корпоративным или собственным имиджем, не ставит системных задач. Стратегия и тактика учреждения культуры как партнера по взаимодействию. Менеджер организации, работающий со спонтанным благотворителем, должен попытаться определить, признаки какого ролевого типа доминируют в данном взаимодействии. Исходя из этой типизации, строить дальнейшие отношения. С другой стороны, надо приложить все усилия, чтобы спонтанный, случайный процесс перевести на системную основу, создать условия для максимального погружения человека (предприятия) в совместный проект, дать полную информацию о своем учреждении и деятельности этого учреждения, раскрыть положительные стороны сотрудничества с вашим учреждением, создать максимум условий для получения удовлетворения от совместного проекта.
По отношению к каждому из респондентов, благотворителей партнеров филармонии, участвовавших в исследовании, с большей или меньшей степенью можно говорить о присутствии нескольких ролевых функций одновременно, при доминировании какой-либо одной: меценат, попечитель , спонсор, спонтанный благотворитель. Их, благотворителей, ролевая принадлежность определяет, в свою очередь, и тактику построения отношений со стороны объекта благотворительности, к примеру, филармонии. Меценату важно наше искусство, и мы должны создать все условия для получения им полного удовольствия от общения
117 с филармонией и максимального удовлетворения от его деятельности как мецената. Спонсор - самая рациональная категория, отслеживающая опосредованную и прямую выгоду от вложенных в благотворительность средств. Здесь сразу все оговаривается в договоре о спонсорстве, и все пункты выполняются четко и в срок. Важно в самом начале расставить все точки в договоренностях, рассказать спонсору о той общественной среде, которая получит о нем информацию, предложить хорошо продуманный рекламный пакет. От этого зависит, останется ли данный спонсор в круге вашего общения и дальше. Попечитель - самая «теплая» человеческая категория, с присутствием в его деятельности и отношении к объекту попечения и рациональности спонсора, и заинтересованности, погружения в процесс как мецената, думающего и заботящегося о состоянии культуры в целом, и собственного, иногда просто чисто человеческого интереса к описываемой деятельности.
Надо учитывать, что благотворительность в культуре и благотворительность в других социальных сферах имеют разные побудительные мотивы, но одинаковые методы работы. Это четко должны понимать и отслеживать все фандрайзеры. Будучи привязанным к деятельности конкретного человека, явление благотворительности всегда было обусловлено историческими, экономическими и политическими факторами определенного времени. Во взаимозависимости и пересечении этих многочисленных факторов выстраивались отношения внутри общества.
Российское общество в настоящее время находится в процессе трансформации. Формируется новый тип социальной системы. Значит, устанавливаются новые социальные связи, строятся новые поведенческие модели. Предписанные статусные установки в нашем обществе почти не имеют влияния. Человек достигает своего приобретенного статуса, получая при этом заданные этим статусом
118 ролевые установки, модель поведения. Стремясь сохранить или сменить (повысить) свою социальную позицию в системе межличностных или общественных отношений, индивид принимает правила, навязываемые ему окружением, в число которых входит участие в процессе благотворительности.
Кроме этого, говоря в своем исследовании о благотворителях и имея дело с конкретными людьми, мы в большей степени через них проецируем проблемы именно корпоративной благотворительности в трансформирующейся России настоящего времени. Почему? Как таковая индивидуальная благотворительность сейчас пока не вернула свои былые традиции, когда российские благотворители выступали от своего личного имени. Не до конца сформированы рыночные отношения, не до конца сформированы статусные позиции частных собственников. И даже будучи владельцем того или иного предприятия и полностью определяя и контролируя его политику и деятельность, руководитель (собственник) предпочитает выступать не от своего имени, а от имени корпорации. С другой стороны, мы понимаем, что формируя общественное имя, имидж корпорации, собственник формирует и свой собственный имидж.
Также мы должны сказать об огромном значении личностного фактора не только в отношении частных корпораций (предприятий), но и в отношении предприятий, контроль за которыми принадлежит государству. На этих предприятиях политику определяет топ-менеджмент, ведя благотворительную деятельность одновременно и от своего имени, и от имени предприятия, которое он представляет.
Как об осмысленном социальном явлении и факторе общественной жизни, о благотворительности можно говорить с появлением выстроенных государственных отношений. В равной степени можно говорить и о расширении термина «социальное партнерство» в отношении благотворительности. Традиционное,
119 сформировавшееся к середине XX века значение «социального партнерства» означало «неконфронтационный способ регулирования общественных, социально-трудовых отношений на основе партнерства их участников»41, где участниками выступали наемный работник, работодатель и государство. Разработка правил такого партнерства позволяло снимать обостренность в непростых, в чем-то детерминированных отношениях трех сторон -участниц, где интересы каждой из сторон прямо противоположны и существует постоянная угроза конфликта и дестабилизации социального пространства.
В явлении благотворительности социальное партнерство напротив лишено конфронтационных признаков. В нем также участвуют три стороны - субъект благотворительности (благотворитель, спонсор, попечитель), объект благотворительности и государство. Но интересы всех сторон совпадают: все заинтересованы в поступательном развитии социальной составляющей общественного прогресса. Все три стороны заинтересованы в активном участии каждой другой стороны в процессе, а потому происходит инициирование активности: объектом благотворительности - благотворителя, благотворителем - государства. Государство - как стержневой, но при этом самый инертный участник процесса социального партнерства - своей активностью инициирует активность сразу всех других сторон: субъекта благотворительности (благотворителя) и объекта благотворительности.
Все чаще применительно к благотворительной деятельности мы применяем определение «партнерство». Из описанных нами типов социально-ролевого взаимодействия к этому понятию ближе всего типы «попечитель» и «спонсор». И наше исследование подтвердило, что именно эти два типа благотворителя преобладают в настоящее время в сфере благотворительной деятельности. Так, таблица 7 показывает, что у
41 Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. стр.12. половины наших респондентов есть четкая стратегия благотворительной деятельности, а именно эта характеристика является одной из основных у спонсора и попечителя. Таблица 9, описывающая мотивацию первого участия в благотворительности, показывает понимание респондентами необходимости помощи культуре - это также характеристика попечителя. Многолетний опыт работы Службы развития дает основания утверждать, что типы «попечитель» и «спонсор», у которых основной установкой участия в благотворительной деятельности является установка на партнерство, -именно эти типы социально-ролевого взаимодействия являются наиболее динамично развивающимися и увеличивающими свое присутствие в среде благотворителей и именно эти два типа преобладают в описываемой среде в настоящее время.
Сейчас мы находимся внутри процесса, называемого «становление современной российской благотворительности», что одновременно и минус, и плюс. Нам доступно понимание тонких, субъективных моментов, дающих возможность рассматривать явление более объемно, детализируя некоторые уходящие со временем вещи, понимая определенный присутствующий в каждом процессе психологизм. С другой стороны, детализация может заслонить целостное видение явления, которое формируется через призму времени.
Понимая, что российское благотворение есть необходимое условие нравственного здоровья, духовного и душевного совершенствования, необходимо формировать систему благотворительности, влияя на построение отношений «благотворитель - объект благотворительности- государство».
Список научной литературыПетрова, Алла Васильевна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Абросимова Е.А. Тенденции благотворительности в России. // Проблемы и решения. М., 1993, №4, с.6.
2. Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средств самореализации личности предпринимателя: Автореферат дис.на соиск.учен.степени канд.пед.наук //СПб. гос.академия культуры. СПб., 1995.
3. Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности. //ОНС: Общественные науки и современность. 1997, №6. С.56-67.
4. Апресян Р.Г. Заповедь любви. // Человек.М., 1994, №1. С. 103-111; №2. С.5-14; №3.С.22-33.
5. Апресян Р.Г. Филантропия: милостыня или социальная инженерия. //ОНС: Общественные науки и современность. 1998. №5. С.51-60.
6. Апресян Р.Г. Функциональные особенности филантропии.//Благотворительность в России. 2001. СПб.: Лики России. С.41-55.
7. Арезон E.H. Мамонтовы в Абрамцеве. М.: Искусство, 1988. 93 с.
8. Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. М.: Изд. Московского гос.университета культуры. 1995. 113 с.
9. Баразгова Е.С. Американская социология: традиции и современность. Екатеринбург. 1997. 186 с.
10. Ю.Барова В. Благотворительная деятельность бизнеса. //Налоги. Инвестиции. Капитал. 2002г. №1-2.
11. П.Бачинин В.А., Сандулов Ю.А. История западной социологии. СПб.: Лань. 2002.383 с.
12. Бачинская Т. Социально-ответственный бизнес и СМИ: проблемы взаимодействия. //Благотворительность в России. 2001. СПб.: Лики России. 2001. С. 454-462.
13. З.Бергер П.Л. Общество в человеке. //Социологический журнал, 1995, №2, С. 162-181.
14. Благотворительность в России. 2001. СПб.: Лики России,2001. 838 с.
15. Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Лики России, 2003.
16. Благотворительность инвестиции в будущее. //Инвестиции в России.2000 г. № 1.
17. Благотворительность как сфера деловой активности банков (Итоги семинара) /Под ред. Загрядского А. М.Сопричастность. 1997.
18. Болыпая Советская Энциклопедия. Второе издание. М., 1956. Т.45
19. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука. 1989. 179 с.
20. Боханов А.Н. Российское купечество. //История СССР. 1985 .№4
21. Бурдье П. Начала. М., 1994. 287 с.
22. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.:Высшая школа, 1991.250 с.
23. Быт и история в античности. М.: Наука, 1988. 297 с.
24. Васильев Г.Г. Роль спонсорства в маркетинговой деятельности коммерческой организации //С-Петербургский гос.ун-т экономики и финансов. СПб., 1999.
25. Вишневский Ю.Р. Социология молодежи: // Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко; Акад.гуманит.наук и др.- Екатеринбург; 1995. 311 с.
26. Вишневский Ю.Р. Социология: Курс лекций для технических вузов. Екатеринбург: УГТУ, 1997. 278 с.
27. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.:Центрполиграф. 2001. 445 с.
28. ВоронинаС.В Благотворительные фонды США.Л.:Изд-во ЛГУ 164с
29. Гавлин М.Л. Российские Медичи: Портрет предпринимателей. М.: Изд.дом «Экономической газеты». 1996. 317 с.
30. Гегель Ф. Соч. в 8 т. М., 1939. т.6.
31. Георги И.Г. Описание российско императорского столичного города. СПб., 1794.
32. Глаголев А. Экономическая философия великих русских меценатов конца XIX-начала XX веков.//Вопросы экономики. 1994, №7. С. 109-121.
33. Глазунов Е. Причины и цель появления в обществе отношений по принципу благотворительности. //Актуальные проблемы современной социологии, ч.1, М., 2001. С. 198-205.
34. Голицын Ю. Предприниматели прошлого: какими они были? //Русский предприниматель. 2001 г, ноябрь.
35. Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно -культурной жизни на рубеже XIX-XX веков. Автореферат на соиск.ученой степени кандидата ист.наук. МГУ им. Ломоносова, М., 1996
36. Городецкая И.Е. Возрождение благотворительности в России //Мир экономики и международные отношения. 1996, №12, с. 127-134; 1997, №2, с.131-138.
37. Городецкая И.Е. Добровольчество и благотворительность в США.//Демократия и демократизация на рубеже веков. М., 2000. С.56-72.
38. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН пресс Ц. 2000. 304 с.
39. Грунт Е.В.Ипостаси Льва Наумовича Когана.//Известия Уральского государственного университета. 2000.№ 16. С.135-140.
40. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. М.: Университет. «Книжный дом», 2002. 293 с.
41. Дуков Е.В. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика-ХХ1, 2003. 255 с.
42. Думова Н.Г. Московские меценаты. М.: Молодая гвардия, 1992. 333 с.
43. Дымникова А.И., Иксанов А.Г. Благотворительный фонд БДТ: теория и практика успеха. СПб.: Изд-во Чернышева. 1997. 94 с.
44. Иванова Е.В. Зарубежный опыт социальной работы в рамках российской благотворительности. М., 2001. 120с.
45. Игнатиус Д. Благотворительность XXI века. //Вестник благотворительности. 1999. №1. С.41-42.
46. Клемантович И., Скоч А. Благотворительность в России. Уроки истории. //Воспитание школьников. 1999, №4. С.49-51.
47. Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси.//Русская история в 5-ти томах. 2001. т.4. С.795-811.
48. Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета. 1992. 118 с.
49. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.М.Мысль. 1984. 187 с.
50. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.,1988. 149 с.
51. Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург: УрГУ. 1993. 159 с.
52. Кон И.С. Люди и роли. // Новый мир. 1970. №12. С. 172.
53. Кон И.С. Социология личности. М.: Наука. 1967. 195 с.
54. Копшицер М.И. Савва Мамонтов. М.: Искусство. 1972. 282 с.
55. Кривцун O.A. Художник в истории русской культуры. Эволюция статуса. // Человек. 1995. № 1,3.
56. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок.М.2000. 320 с.
57. Культура. Власть. Общество: пути интеграции. Материалы Всероссийской конференции. Екатеринбург. 2002. 152 с.
58. Культура Древнего Рима. М.: Высшая школа. 1985. В 2-х т.
59. Либман М.Я. Социальные факторы в искусстве и их роль в методологии исследования.//Советское искусствознание. 1978. №2.
60. Меренков A.B. Социология стереотипов. Екатеринбург: Изд-во УрГУ. 2001.290 с.
61. Меценаты и коллекционеры.//Памятники Отечества. 1993, №29. 191 с.
62. Михайлова Л.И. Социология культуры. М.: Изд.-торговый дом ГРАНД. 1999.231 с.
63. Нещеретний П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М.: Союз. 1993. 31 с.
64. Никитин Д. Братья Третьяковы. //На Варшавке. 2002. № 11 (59). 70.Орлов Г.П. Категории социологии: проблемы классификации. СОЦИС, №10-1997.71.0т массовой культуры к культуре индивидуальных мифов: новая парадигма цивилизации. М.: ГИИ. 1998. 398 с.
65. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.:Академический проект. 2000. 878 с.
66. Парсонс Т. О социальных системах. М.:Академический проект. 2002. 830 с.
67. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. М.:Аспект-пресс.2002.222 с.
68. Пискунова Л.П. Меценатство как внетекстовая и текстовая реальность художественного творчества и искусства. //Рукопись диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. УрГУ. 1987.
69. Прохоров B.J1. Становление и развитие благотворительности делового мира в России. //Российский журнал социальной работы, 1997- 1/5.
70. Пул Дж.П. Когда менеджмент приносит деньги. СПб.:Контрфорс. 1999 . 141 с.
71. Рабинович Р.И. Опальный миллионер. Пермь: Пермское книжное изд-во. 1990. 159 с.
72. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.:Аспект пресс. 1996. 318 с.
73. Ровбель C.B. Благотворительная деятельность в России: исторические традиции и современной развитие.//Социальные взаимодействия в транзитивном обществе. Новосибирск,.2000. С.85
74. Свердлова A.JI. Меценатство в России как социальное явление. //СОЦИС. 1999. № 7. С.134-137.
75. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М.Мысль. 1996. 160 с.
76. Сергей Дягилев и русское искусство. В 2-х томах. М.: Искусство. 1982.
77. Слободской С.А. Роль меценатства и спонсорства на современной этапе развития российской государственности. //Автореферат диссертации .на соискание степени кандидата экон.наук. Московский ин-т рекламы, туризма и шоу-бизнеса. 1998.
78. Современное меценатство: надежды и реальность. //Знамя. 1997. №7. С.167-180.
79. Толстяков А.П. Люди мысли и добра.М.:Книга,1984.256 с.
80. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях. //СОЦИС. 2002.№2. С.92-97.
81. Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л.: Изд-во ЛГУ. 1990.216 с.
82. Тульчинский Л.Г. Менеджмент в сфере культуры.СПб, 2001. 382 с.
83. Ульянова Г.Н. Исследования российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях. //Благотворительность в России. 2001. СПб.: Лики России. 2001. С.63-78.
84. Фомин Э.А. Благотворительность: дискуссионное поле и исследовательские задачи. //Благотворительность в России. 2001. СПб.:Лики России. 2001. С.17-40
85. Холодов Е.Г. Театр и зрители. Страницы истории русской театральной публики. М.:Государственный институт искусствознания. 2000. 270 с.
86. Хоманс Дж. Статус конторских служащих. //СОЦИС.1993. №6. С.130-134.
87. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998. 494 с.
88. Художественное творчество и психология. М.:Наука, 1991. 232 с.
89. Щапов Я.Н. Благотворительность в дореволюционной истории. Национальный опыт и вклад в цивилизацию. //Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994. С.84-88
90. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т.7. СПб., 1893.
91. L. Tepperman and М. Rosenberg. Macro / Micro: A Brief Introduction to Sociology. Third Edition. Prentice Hall Canada Inc., 1998.
92. Magat R. Philantropic giving. NY-Oxford. Oxford university press. 1989.
93. Mead G.H. «Mind, Self and Sosiety». Chicago, 1946.