автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
В.И.Добровольский как собиратель и исследователь русского обрядового фольклора

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ефрименков, Михаил Семенович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Автореферат по филологии на тему 'В.И.Добровольский как собиратель и исследователь русского обрядового фольклора'

Полный текст автореферата диссертации по теме "В.И.Добровольский как собиратель и исследователь русского обрядового фольклора"

МОШЗЗТСПЛ ПЮУДРСГВРШШН ШПЗЕРОТЕТ та.!, м.вдочошсозл

На правах рукописи Г^ГТГ.ГПТЮВ Мпхапл Семенович

В. Н.ГСЕРОВОЛ-СГСЯ ш СОЕГРЛТЕЛЬ и техагатнтаь

Г/ССлСГО ОБРЯТОВОГО ФОТШГОРЛ Специальность ТО. ОГ. 09 - фольклористика

в

ч 'АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 19Р2

Работа выполнена на кафедре литературы Смоленского государственного педагогического института имени Карла Маркса.

Шучны-Ч руководитель - доктор филологических наук ■ профессор Я.Р.Копелев

Официальные оппоненты - профессор, доктор филологических

наук Б.П.Кирдан кандидат филологических наук Л.А.Астафьева

Ведущее учреждение - Московский ;' государственный открытий,

педагогкчс-сгпЯ институт '

Защита диссертации оостоится в часов на заседании специализированного Совета

Д-053.05.П при Московском государственном университете им.М.В.Ломоносова по адресу: 119889, Москва, Ленинские гори, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета. 1 '' '

Автореферат разослан "

Г 19 51г.

^ Ученый секретарь • /специализированного Совета

/

А.М.Песков

Конец XIX - начало XX веков - период крупных научных достижений в области русской фольклористики, примечательной особенностью которого явились два процесса, шедших параллельно и взаимно дополнявших друг друга, - прогрессирующее накопление фольклорных материалов и рост науки о фольклоре.

При всех своих оттенках, которые отличают мифологическую,антропологическую и историческую школы, все же можно найти определенные линии их соприкосновения, которые были приняты академической наукой о фольклоре, также включавшей в себя и основные направления мировой фольклористика - миграционное, психологическое и историко-гоографическое.

Вопросы изучения всего уклада народной жизни, народного мировоззрения и народной поэзии с особой острогой встают в рассматриваемый период в собирательской сфере и в сфере теоретической.

Встал вопрос о необходимости интенсивного собирания различных памятников народного творчества; о месте и роли фольклора в развитии национальной литературы и значении его в познании национальной истории и национального характера; о месте и роли русской народной поэзии среди других памятников мирового творчества.

В связи с проблемой исторического значения фольклорных памятников особую актуальность приобрел и вопрос о методе их собирания и публикации.

Таковы главнейшие задачи, занимавшие русскую фольклористику .к периоду начала научного пути В.Н.Добровольского.

Имя Владимира Николаевича Добровольского (1856-1920 гг.) достаточно известно^ среди ученых конца XIX - начала XX веков.

Им был введен в научный оборот обширный фольклорный материал, собранный в период его активного бытования на территории западного региона России.

Много внимания уделял Добровольский календарно-обрядовой и свадебной поэзии.

Вопросы изучения крестьянских обрядов и их фольклорного сопровождения привлекали внимание многих исследователей как дореволюционного периода (И.П.Сахаров, П.В.Киреевский, Ф.И.Буслаев, П.В.Шейн, Е.В.Аничков и др.), так и современных (В.Я.Пропп, В.К.Соколова, В.И.Чичеров, К.В.Чистов, А.В.ГУра, В.П.Аникин и да.).

Этс* внимание обусловлено, конечно тем, что обряды и обрядовая поэзия на протяжении веков самым непосредственным образом были связаны с явлениями хозяйственной и семейной жизни народа.

,В научных трудах исследовались, главным образом, только круп-

ные работы В.Н.Добровольского - "Смоленский этнографический сбор-

т ?

ник"1 и "Смоленский областной словарь". Однако им опубликовано

в различных дореволюционных периодических изданиях свыше пятидесяти статей по различным вопросам фольклористики, этнографии и лннг-вистики.

О деятельности Добровольского положительно отзывались:С.А.Вен-геров, К.Г.Залеман, Д.К.Зеленин, Е.Ф.Карский, В.И.Ламанский.А.Н.Пы-пин. Ил интересовались и наши современные исследователи: М.К.Аза-довский, Н.М.Никольский, В.И.Чичеров, С.Н.Азбелев, А.Ф.Некрылова и Н.И.Савушкина.

О Добровольском написаны брошюры В.В.Дмитриева, Е.Т.Добровольской и Ю.В.Пашкова, статьи В.М.Сидельникова, М.А.Кустаревой, Ю.С.Романова, И.Т.Трофимова и др., в которых сообщаются основные этапы жизненного и творческого пути В.Н.Добровольского, дается краткий анализ ряда его работ.

При всем том, наследие Добровольского остается мало исследованным, особенно в той его части, которая составляет тему настоящей работы. Нами выявлены новые материалы, позволяющие более полно осветить роль и место Добровольского в истории развития русской фольклористики, особенности его подхода к изучению отдельных жанров устно-поэтического творчества.

Актуальность теш исследования: различные аспекты изучения обрядового фольклора приобретают важное значение на современном этапе общественного развития, когда ставится вопрос о возрождении духовной культуры народа, важнейшей составной частью которой является обрядовая поэзия.

Цель и задачи работы: выяснить научные принципы собирательской и исследовательской деятельности В.Н.Добровольского, оценить вклад, внесенный им в науку, в частности, при изучении обрядовой поэзии.

Источниковедческую основу исследования составляют фольклорно-этнографические материалы и труды Добровольского, а также неопубликованные источники, хранящиеся в рукописных фондах Санкт-Петербургского отделения АН РФ , Географического общества, Центральной ■

Т. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. - 4.1. - Спб., 1891. - 716 е.; - Там же, 1893. - 443 е.; - Ч.З. - Там же, 1894. - 137 о.; - 4.4. - М., 1903. - 720 с. 2. Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. - Смоленск, Т9Т4. - 1022 с.

государственной научной библиотеки, Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая, Центрального государственного архива литературы и искусства, Государственного архива Смоленской области, Смоленского областного музея-заповедника и литературного музея Смоленского педагогического института. Дополнительным источником сведений по теме стала собирательская работа диссертанта по местам экспедиции В.Н.Добровольского.

Опорным принципом в систематизации фольклорно-этнографических материалов, подлежащих изучению, принят тематический принцип, с выделением обрядовых форм, которые, будучи предметом определенного времени, сохранили своз непреходящее значение.

Методологической основой диссертации являются научные труды современных исследователей, осмысливших фольклор в его историческом развитии, раскрывших художественный метод и специфику фольклора, выясштвшх значение народного творчества для современной поэтической культуры.

Научная новизна: в работе впервые предпринята попытка всесторонне оценить результаты собирательской и исследовательской деятельности ученого в области календарной и свадебной поэзии.

Теоретическая значимость диссертации; алализ творческого наследия В. II.Добровольского дает возможность выяснить истоки возникновения и условия бытования ряда жанров обрядовой поэзии крестьянства центральной части России, определить роль собирателя и исследователя фольклора в истории изучения русского народного устно-поэтического творчества.

Практдческая_ценкосд.ь исследования заключается в возможности зго использования в преподавании вузовского курса народного устно-поэтического творчества, в спецкурсе по истории фольклористики, в доведении фольклорной практики студентов, в дальнейших исследова-шяз по различным проблемам русской фольклористики.

Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы, 'абота состоит из введения, трех глав и заключения, в которых досматриваются вопросы формирования научных взглядов В.Н.Добро-юльского, принципов и методики его собирательской деятельности, )Го сулд&иЗ по конкретным аспектам календарно-обрядовой п свадеб-сой поэзии, Данная структура позволяет уяснять, что в научной дея-•ельности Добровольского отразились обцие тенденции развития рус-,кой 'Тюльклористичоской науки конца XIX - начала XX веков: устой-

чивое внимание к проблемам народного мировоззрения, исторический подход к изучению обычаев и связанных с ними обрядов. В.Н.Добровольским вписана важная и во многом новая страница в истории русской фольклористики; им собрано и опубликовано значительное количество произведений русского фольклора; материал этот, классифицированный по жанровым признакам, выясняет условия бытования кален-дарно-обрядовой и свадебной поэзии, ее региональные особенности и ее значение в духовной жизни народа.

Прилагается список работ В.Н.Добровольского, литературы о нем и перечень библиографических изданий, использованных диссертантом. Основной материал изложен на 165 страницах машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, цель и задачи работы, ее научная новизна, практическая и теоретическая значимость, определяется объект исследования, его методы и принципы систематизации материала, дается анализ существующей научной литературы и публикаций о низни и деятельности В.Н.Добровольского.

В пепвой главе - "В.Н.Добровольский как собиратель и исследователь русского фольклора"-выявляют с я истоки интереса фольклориста к устно-поэтическому творчеству народа,пути и методы формирования научного мировоззрения Добровольского, обращается внимание на важное значение его общения с профессорами Московского университета -Ф.И.Буслаевым, Е.Ф.Коршем, а также с академиками К.Г.Залеманом, В.И.Ламанским, А.А.Шахматовым, выдавшимся собирателем устно-поэтического творчества П.В.Шэйном.

Влияние научного авторитета В.Ф.Миллера сказалось во многих работах Добровольского, в том числе, в главном его труде - "Смоленском этнографическом сборнике", в частности, в теоретической разработке вопросов мифологии и связанных с ней суеверных представлений в сознании крестьянства.

Добровольский разделял взгляды Миллера, который, высоко ценя подвижническую деятельность собирателей и издателей памятников народной словесности, четко определил и основные задачи времени, встапцие перед нИми: "Народ, его бытовые условия, его мировоззрение, его нуады и потребности"1.

I. Миллер В.Ф. П.В.Шейн, собиратель памятников народного творчества. - М., 1884. - С.З.

Сфера научных интересов Добровольского постоянно расширяется. Его внимание привлекают вопросы поэтики народного творчества, диалектных особенностей говоров, теоретическую базу для исследования которых он получил в университете.

Период творческой активности Добровольского как собирателя -1882-1886 года. Наиболее полное отражение этот период нашел в главной его работе - "Смоленском этнографическом сборнике", получившем высокую оценку фольклористов-современников (В.В.Богданов, В.И.Ламанский, А.Н.Пытш, П.В.Щэйн).

Первая часть сборника, за которую Добровольский был награжден Малой золотой медалью Географического общества Академии Наук, включает в себя заметки об особенностях смоленского говора,народные рассказы бытового и мифологического содержания, отражающие миросозерцание крестьян, их этические и эстетические представления, наблюдения в области народной педагогики. Здесь не замечания исследователя о характере поэзии заговоров крестьян, оценка ремесла знахарей, которые порой "злоупотребляют своими сведениями,имея отвратительное намерение повредить людям или.животным"*.

Наиболее содержательный раздел сборника - сказки преимущественно волшебные и новеллистические. Среди бытовых сказок своей социальной остротой выдёляются сказки сатирические, в ряде.случаев заключающие в себе антиклерикальную направленность.

Вторая часть этнографического сборника включает в себя тексты песен народной свадьбы и развериутыо пояснения к нем.

Третья часть сборника - пословицы и поговорки, распределенные Добровольским по тематическому признаку (формы государственного устройства, религия, семья, брак, крестьянский быт, сельскохозяйственный календарь1 В особый раздел иг/ "выделены пословицы, отражающие философское осмысление народом окружающей действительности и явлений природы, космологические представления. Это распределение до некоторой степени условно, поскольку ряд произведений рассматриваемых жанров занимают "промежуточные" теш.

В четвертую часть сборника вошла песенная поэзия - обрядовая и необрядовая (свыше восьмисот лирических песен семейло-бытового цикла). а

I. Добровольский В.II. Смоленский этнографический сборник. - 4.1. ' С«323 •

Включены такхе исторические песни (об Иване Грозном и походах Петра Великого, о Суворове и Костюшко, о нашествии Наполеона и его бегстве из России, о событиях Крымской кампании).

В эту часть сборника вошли песни разбойничьи и молодецкие,чумацкие и солдатские, тюремные и балладные, в большом количестве духовные стихи.

Представленные здесь кэ произведения детского фольклора привлекли внимание Добровольского своеобразием этого жанра,отражением в нем различных этапов духовного развития детей, оригинальностью форм и методов овладения ими родным языком.

Ко времени появления "Смоленского этнографического сборника" русская наука накопила значительный фактический материал, и в ней уае сложились определенные точки зрения, оказавшие влияние и на дальнейшее изучение народной поэзии. Издавая свой сборник* Добровольский ставил своей целью включить в его состав по возможности все фольклорные канры, бытовавшие в тот период на Смоленщине и связанные с Глубинными историческими процессами народной кизни.

Отмечая национальную самобытность собранных образцов устно-поэтического творчества, он, вместе с тем, много внимания уделял региональным особенностям цроизведений, богатству их выразительных средств, вариативности поэтических текстов.

1Ъды собирательской деятельности отмечены большой работой В. Н. Добровольского по освоению достижений русской и зарубежной фольклористики.

Значительное место в его научном наследии занимают исследования в направлении мифологической теории. Так, вопросам низшей мифологии посвящены его работы: первая часть уже названного этнографического сборника, статьи ("Данные для народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями" (1890 г.), "Ветры-духи в сказаниях раскольников Смоленской губернии" (1902 гД "Нечистая сила в народных верованиях" (1908 г.) и др}.

В ряде его работ ("Ветры-духи...", "Киселевские цыгане" (1897 г.), "О Дорогобужских мещанах и их шубрейском или кубрац-ком языке" (Тогда же) и др.) нашли отражение некоторые аспекты миграционной теории.

Ряд фольклористических исследований Добровольского отмечены наличием в них историко-сравнительного метода анализа устно-поэтических произведений ("Значение народного праздника "Свечи"(1901г.), "Песни Дмитровского уезда.,.", "Культ зернового хлеба в поверьях

крестьян Рязанской губернии" (1906 г.) и др.)

Будучи сторонником эволюционной по своэй сути культурно-исторической школы, Добровольский осмысливает фольклор не только как литературный и эстетический памятник, но и как один из существенных источников в познании исторических судеб народа.

Интенсивной собирательской и исследовательской работой ученого характеризуется и период 1887-1900 годов, отмеченный значительным количеств™ ого публикаций в области фольклористики, главная из которых - "Песни Дмитровского уезда".

По задания Академии наук им проводится сбор и научная обработка лексических материалов, включающих и сравнительно мало изученные потайные языки, достаточно распространенные в этот период, в регионе его исследований (Смоленская, Калужская и Орловская губернии) . Эти работы затем будут опубликованы им мевду 1894 и 1916 годами.

Дагашй период научной деятельности Добровольского характеризуется его устойчивым интересом к проблемам народного мировоззрения, к изучению народных обрядов и связанной с ними народной поэзии.

Постоянным был у него интерес и к диалектным говорам. "Язык служит отражением явлений лизни"1 - отмечал Добровольский. В своих исследованиях он анализирует процесс изменяемости и шлифовки языка русского народа, выработки в нем естественности и ясности, живости и образности.

Оосбеннос^ью полезых записей фольклориста было постоянное стремление к максимальной точности фиксации фонем различных диалектов, для чего им использовался прием повторной записи произведений устно-поэтического творчества у одного и того же информанта.

В записке об этнографических и фольклорных публикациях В. Н. Добровольского академик Д.К.Зеленин отмечал большое научное значение этих материалов, "записанных с соблюдением диалектологических тре-

о

Сований" .

Так, в "Песнях Дмитровского уезда" Добровольский анализирует ряд языковых явлений в устно-поэтическом творчестве крестьян Орловской губернии в сравнении со Смоленской.Обстоятельно,о ггриврдеяием

1. Добровольский В.Н. Письмо А.А.Шахматову. - Арх. Санкт-Петербургского отделения АН РФ , ф.134, оп.З, № 469. - Л.32.

2. Зеленин Д.К. Записка о научно-этнографических трудах В.Н.Добровольского / Музей антропологии СССР. - 1923 г. - 24 октября. -Арх. литературного музея Смоленского пединститута, ф.20, оп.1, ед.хр.5. - Л.З.

большого количества примеров, рассмотрены происходившие в этот период процессы в области фонетики, морфологии и синтаксиса, лексики и семантики.

Наиболее значительной работой Добровольского этого периода стал его "Смоленский областной словарь", включающий в себя около шестнадцати тысяч образцов народного говора, многие из которых прокомментированы•им в словарных статьях. Особенностью этих статей явилось включение в их состав большого количества слов и образных выражений из фольклорных текстов, исторических сведений об обстановке бытования народной поэзии. Обширно представлены в словаре лексически окрашенные образцы народного говора и устно-поэтического творчества, связанные с производственными отношениями и бытом русского крестьянства.

Использование материалов областного словаря В.Н.Добровольокого, как и ряда его других работ в области языкознания, в частности, при составлении словарей местных наречий и в исследованиях по фольклористике, - свидетельство признания их научной ценности.

Послереволюционные годы отмечены большой подвижнической работой Добровольского по созданию этнографических бюро в уездных и Смоленском губернском краеведческих музеях, его активном участии в исследовательской деятельности культурно-исторической секции Общества изучения губернии при Смоленском университете.

В этот же период он избирается профессором Смоленского и Витебского филиалов Московского археологического института,читает лекции в Белорусском народном университете, на красноармейских курсах, проявляя высокое педагогическое мастерство, глубокую эрудицию.

В 1920 году жизнь ученого трагически оборвалась.

Собирательская и исследовательская деятельность В.Н.Добровольского занимает важное место в истории русской фольклористики, позволяя создать более полное цредставление о фольклорных традициях крестьян центральной части западного региона России конца ХН -начала XX веков. .

Во второй главе анализируется ряд работ фольклориста, посвя-щершх обрядам сельскохозяйственного календаря.

Глубокое знание особенностей их отправления и фольклорного сопровождения, научных исследований предшественников и современных ему русских фольклористов, позволило Добровольскому дать верную оценку рассматриваемых им явлений календарно-обрядовой поэзии.

Исследователь постоянно подчеркивал близость народа к природе, устойчивый и глубокий интерес к ней, обращал внимание на художественную значимость обрядовой поэзии.

Им полно и всесторонне описаны ритуалы, отражайте языческое поклонение солнцу и земле, обожествление животных, и в то so время показывающие отсутствие фанатичной набожности у крестьян.

Обряды и обрядовая поэзия рассматриваются Добровольским в непосредственной связи с годовым циклом крестьянского сельскохозяйственного календаря. На первый план выделяется наблюдательность народа как следствие его трудовой практики: "Природа для простого человека - хлвая и при том сельскохозяйственная справочная книга,сельскохозяйственный календарь; он по-своему читает ее, находит для себя полезных агрономических и метеорологических указателей в птицах, зверях, деревьях, насекомых"*.Па обрядовую поэзию народ смотрят с точки зрения ее практической целесообразности. Так, Добровольский отмечает: "Святочная поэзия имеет двойственный характер. Она бросает взгляд на прошлый год, сводит с ним счеты; с другой стороны, она старается приподнять завесу над будущим и предугадать, каков будет урожай в будущем году, каков будет приплод скота и т.п. (...). Земледелец измеряет время от хлеба до злоба; быть Hozer, и года считались по собрашшм катвам"2.

Святочным обрядам и песням Добровольским придавалось особое значение. Он их считал "как бы введением, как бы прологом для народной поэзии, и некоторые мотивы святочных песен и святочного культа еще отчетливей развиваются в песнях весенних"3.

Шзрокое отражение в исследованиях Добровольского нашли обряда масленицы с ее играми, песнями, угощениями, театрализованными представлениями.

Изменение состояния природы, ее пробуждение после зимы, заботы крестьян о предстоящем весеннем севе» их чувство глубокого еданения с природой, тонкого понимания ее .красоты в различные

1. Добровольский В.Н. Далныо для народного календаря Смоленской губернии в связи с народными верованиями // Живая старина. -1898. - Вып.3-4. - С.357.

2. Добровольский В.Н. Культ зернового хлеба в поверьях крестьян Рязанской губернии. - СПб., 1907. - С.17.

3. Там же.

времена года, а особенно весной, представлены не только в текстах половых записей Добровольского, комментариях к ним, но и в ряде его поэтических экспромтов, один из которых посвящен хаворонку*.

С целью более полного выявления характерных особенностей различных танров русского фольклора им проведен сравнительный анализ общего н отличительного в календарно-обрядовой поэзии русских и белорусов. По его заключению, "только у белорусов существует правильное распределение весенних песен, причем наблюдается два момента: от Елагове:це!ья до Христова дня, и от Христова дня до Духова и троицына дня'"'.

Описывая театрализованные магические действа участников выгона скота в поле во время прзднования Егорьева дня, Добровольский опять жэ отаечает их связь с земледельческим трудом крестьян, ведущую роль в их отправлении культа хлеба: "Стол накрывают чистой скагортью, кладут на него целый круглый хлеб, ставят па отол рол-куг солонку соли и молчтся Богу"3.

В этот же раздел четвертой части этнографического сборника, посвященный весенним календарным обрядам,км включена и "духовская неделя", во время празднования которой "в некоторых уездах поются многие песни, утратившие типический характер духовских веснянок"4.

В работах Добровольского обращает на себя внимание обилие посен о льне, что было связано с особенностями региона. Подобное наблюдалось и в пограничных со Смоленпданой областях - Брянской, Калужской и Тверской, ряд уездов которых в период сбора материалов фольклористом частично были в составе Смоленской губернии, а также в Московской п Псковской областях, в Белорусски.

Устойчивые традиции бытования песен о льне подтвервдаются и полевыми записями в ходе фольклорной практики студентов Смоленского педагогического института^.

1. Добровольский В.Н. Звукоподражания в народном языке и в народной поэзии // Этнографическое обозрение. - 1894. - JS 3. - С.83.

2. Добровольский в.Н. Различия в верованиях и обычаях белорусов

и великорусов Смоленской губернии // Кивая старина. - 1903. -Вып.4. - С.474.

3. Добровольский В.Н. "Кгорьов день" в Смоленской губернии // Там ке. - 1908. - Вып.2. - С.150.

4. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. - 4.4. - С.208.

5. - Арх.литературного музея Смоленского пединститута,ф.19,ои.1-3.

Ритуалы первого и послодного снопа, начала обмолота эорнових и засыпки зерна в закрома, подъем элби и посева озимых культур не аашш отражения в работах Добровольского. Видимо, ко времени их записей эти обряды стали выходить из лпзого бытования.

Енивныэ песни в его записях помечены в от; !ли от обряда.

Современные записи указывают лишь на единичные примеры активного бытования ряда вариантов календарно-обрядовой поэзии; значительная яе чайть ее, хотя и сохранилась в памяти народа, но из-за гграты пногих обрядов сельскохозяйственного годичного календаря гсполняется в редких случаях. Именно поэтому песни, как и пословицу поговорки, рассказы и предания этого цикла, собранные и псостг-)онне прокомментированные Добровольским, представляют значительную судокествеяную и научную ценность для современной фольклористики.

В третьей главе проводится анализ материалов В.Н.Добровольс-:ого, связшшых со свадебным обрядом.

Русская свадьба рассматривалась им кшс ваютейаая составная :асть духовной жизни народа: "Свадьба - праздник общий, семейный, ;ело важное, всех касающееся: и большх и малых"*.

В основу его исследований свадебного обряда н свадебной лоэ-ии легли собршшые им материалы в Смоленской, 'Калужской и Орлов-кой губерниях.

Главной работой исследователя, непосредственно посвященной вадебному обряду, стала вторая часть его "Смоленского этнографа-еского сборника". Некоторые из материалов,не вошедших в сборник, омещены в "Смоленском областном словаре". Собран обширный фольк-орный и этнографический материал, имеющий важное значение в изу-

энии свадьбы, остающейся пока еще недостаточно осмысленной, на

2

го указывают современные ученые .

Песенные тексты при их публикации Добровольский стремился ^определить в соответствии о этапами обряда. В фольклористике )го времени это явление в сущности было hqbum; лишь немногие ис-юдователи, стремясь уяснить народную основу этой психологической >амн семейной жизни, пытались осмыслить каждую из частей обряда его единстве.

, Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. - 4.2.

- С.13-14.

Крутлов Ю.Г. Русские свадебные песни. - М., 1970. - С.13.

Добровольский выделяет следующие этапы свадебного обряда: предсвадебный - сватовство, рукобитье, девичник, баня; свадьба -сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, отъезд к венцу, возвращение молодых из-под венца и встреча их в доме жениха, свадебный пир; послесвадебиы:1 - "отводины", называемые в отдельных регионах "перегостки" в доме родителей молодой жены. В сущности -те этапы (с отдельны:.!;: кх уточнениями), которые стали в фольклористике общепризнанными.

Осмотр дома жениха, богомолье, мальчишечник и привоз придано-.го в исследованиях Добровольского не упоминаются.Возможно,что в регионе, где производились им полевые записи,названные элементы обряда или не имели широкого распространения,пли не привлекли внимания исследователя из-за их невыразительного фольклорного сопровождения.

В свадебном обряде Добровольский, как и его предшественники, отмечает наличие многочисленных отголосков магических ритуалов и заклинаний. Отмечено в обряде наличие элементов двоеверия ("закидывание за^&а" при возвращении свадебного поезда из церкви*). ' функциональная значимость различных видов пищи в свадебном обряде, древность традиции изготовления печения с варьированием его внешнего обрамления и использованием в магии приворокения, неоднозначные функции хлеба, как главного предмета угощения на различных этапах свадьбы, а также фольклорное выражение этих действий - все это не проало мимо внимания Добровольского.

"Свадьба славна песнямиI"2 - этот, выраженный смоленской поговоркой тезис, определил главнейшее направление исследований Добровольским фольклорного сопровождения обряда. В диссертации проведен анализ песен различных этапов свадьбы, выявляется своеобразие их поэтических вариантов, отмечается уникальность ряда из них.

Судя по записям Добровольского, во времена более древние в свадьбах принимали участив и скоморохи, чьи песни - "Скоморошины", по признанию фольклористов, "как жанр почти не изучены"3. 15м же отмечено и стремление сельской молодежи не только к овладению игрой на музыкальном инструменте скоморохов, но и к самостоятельно-- »

1. Добровольский В.Н. Свадебный обряд в Калужской губернии // Кивая старина. - 1902.'- Вып.2, отд.2. - С.220.

2. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник.-Ч.З.-С.7.

3. Пропп В.Я. Еанровый состав русского фольклора // Русская литература. - 1964. - Л 4. - С.58.

му его изготовлению: "Невеста сделает двойчясгыи гусли; жених будет играть на этих гуслях, а невеста плясать под его игру"*.

Добровольский внимателен к составу и порядку исполнения посон, указывает на характер их воздействия. В частности, песен величальных: "Жизнь семейная выставляется привлекательною и такою заманчивою, что может понравиться и девушке, и холостому парню-ясониху"".

Обширен в записях Добровольского и состав корильных песен, которых насчитывается свыше ста. В современных исследованиях поснп этого рода, генетически связанные с величальными, развивают "негативную тему" свадебного песнопения, и в них проступаот "обрядовое требование представить брак как действие, совершаемое против воли невесты",и таким путем сохранить "расположение мифических сил, которые покровительствовали семье и берегли ее до этого времени"^.

Примечательны наблюдения Добровольского о сходстве составных частей свадебного обряда в разных губерниях России, порой отдаленных одна от другой значительными расстояниями (Вельского уезда Смоленской губернии и Длггровского - Орловской).

Половые записи последних двух десятилетий в регионе псследова-1Шй Добровольского дают наглядное представление о сохранности а памяти народа не только многих вариантов песен из ого собраний, но в ряде случаев и почти дословное совпадение основных текстов овадеб-ной лирики.

В заключении излагаются основшю выводы, полученные в результате анализа фолъклорпо-этнографнческого и лингвистического наследия В.Н.Добровольского:

- в научной деятельности Добровольского отразились обицгз. тенденции развития русской фольклористической науки конца XIX •*• начала XX веков: устойчивое внимание к проблемам народного мировоззрения, исторический подход к изучению обычаев и связанных с няма; обрядов; .

- истоки интереса Добровольского к уфтно-поэтичоскому творчеству народа, пути и методы формирования его научного мировоззрения восходят к глубинному знанию исследователем условий гизни и

1. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. - 4.2.

- С.254.

2. Добровольский В.Н. Свадебный обряд в Калужской губернии...

- С.220.

3. Аникин В.П. РуссмЙ фольклор. - М., 1987. - С.237.

бита русского крестьянства; важную роль в научном формировании этого интереса юл ели общения Добровольского с крупнейшими исследователями в области фольклористики и этнографии;

- в сфере научных интересов Добровольского постоянно находились вопросы быта и обычаев крестьян, в тесной связи с которыми он стремился осмыслить и явления фольклора, его поэтику, особенности местных говоров;

- полевым записям Добровольского присуще постоянное стремление к максимальной точности фиксации фонем различных диалектов, для чего им использовался прием повторной записи у одного и того т.с информанта;

- близость к народу определила и подход Добровольского к истолкованию функциональной стороны обряда и обрядовой поэзии, определяемой практической целеустремленностью;

- говоря об об:дих проблемах цроисховдония календарных обрядог. Добровольский на первьй план ставит наблюдательность народа как следствие его трудовой практики; им полно и всесторонне описаны ритуалы, отражающие сохранность ряда традиций языческого поклонения земле и солнцу, обожествления кивотных, культа предков; в то же время он указывает на отсутствие фанатичной набожности у крестьян, что подтверждается текстами произведений из его фольклорных собраний;

- занявший значительное место в работах Добровольского свадебный обряд рассматривался фольклористом как важнейшая составная часть духовной жизни народа; Добровольский обогатил фольклористику и самим материалом свадебной обрядности, и конкретными истолкованиями о ее составных частях;

- научная деятельность Добровольского явилась ванным звеном в непрерывной цепи накопления и публикации материалов по русскому народному творчеству рассматриваемого периода; его собрания произведений и исследования в области фольклористики органически вошли в историю науки о русском лародаом творчестве; они обогащают каш представления о фольклорных традициях крестьян центрального региона России;

- являясь одним из представителей культурно-исторической школы, Добровольский осмысливает фольклор и как литературный и эстетический памятник, и как один из существенных элементов в познании исторических судеб народа;

- в работах Добровольского нашли отражение процессы генети-

ческой связи эпох, культурно-историчоской трансформации, действие закона преемственности;

- фольклорное, этнографическое и лингвистическое наслодие

B.Н.Доброволь.кого остается действенной частью наией современно!! культуры;'оценить это богатство народной поэтики, воспользоваться гол в полной мере - актуальная задача сегодняшнего дня.

Апробация габотн: материалы диссертации излагались на научных конференциях, посвященных фольклору Смоленщины (1987, 19Н8, 19о9,

1990, 1991 гг.), историко-культурным связям русской литературы (1989 г.),на научной конференции аспирантов и соискателей (1991г.) ( -Смоленский пединститут); на всесоюзной научной конкуренции -"Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания" ( - Тамбов, 1991); на международной научной конференции, посвященной памяти св. св. Кирилла и Мефодия (- Смоленск, 1991).

Фрагменты второй главы диссертации, список работ В.И.Добровольского и литературы о нем депонированы в Ш!0!1 АЛ СССР ( - № 43770 от 28.01.1991 г. - 104 е.).

По материалам диссертации опубликованы статьи: Новые материалы о В.Н.Добровольском" // КГай смоленски]!. - 199Т. - Л 3. -

C.33-35; "Из истории русской фольклористики: В»н.Добровольский" // Русский фольклор: Проблемы изучения и преподавания. - Тамбов,

1991. - С.32-34; "Краевед и фольклорист В.Н.Добровольский" // филологические науки. - М., 1991. - й 3. - С.103-106» "Из наследия В.Н.Добровольского" // Вдохновение. - Смоленск, 1991. - № 4, ело; - й 6, с.6-7; - й 7, с. II; - Л 9, с. 10; - Й 10, с.5< -1992.-й 2, - с.З.