автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Обрядовый фольклор кхмеров

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ханг Ритхиравут
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Обрядовый фольклор кхмеров'

Текст диссертации на тему "Обрядовый фольклор кхмеров"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИМ. А. М. ГОРЬКОГО

На правах рукописи

ХАНГ Ритхиравут

ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КХМЕРОВ (опыт комплексного собирания и изучения)

Специальность - 10.01.09 - Фольклористика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель - доктор филологических

наук, профессор В.М. Гацак Научный консультант - этномузыковед - старший научный сотрудник Т.М. Ананичева

Москва -1999

Оглавление

Введение......................................................................................................................1

Глава I. Вербальный и музыкальный фольклор в обрядах исцеления

(«Аряк» и его версии)........................................................................6

1.1 Легенда о создании традиционного исполнительского ансамбля Аряк...........................................................................................................7

1.2. Предание, в котором метафорически передается содержание и смысл ритуала Аряк................................................................................7

1.3. Персонажный код (особое именование действующих лиц) ритуала......................................................................................................9

1.4. Мэмот (Шаман).....................................................................................10

1.5. Добрые и злые духи. Вокально - инструментальные произведения, используемые для вызова мужских и женских духов.......................13

1.6. Предметный код (особое именование предметов) ритуала Аряк. Предметы, необходимые для приглашения духов.............................15

1.7. Акциональный код ритуала Аряк.

а) «Хаом роунг» («Приглашение духов»).........................................17

б) Обряд «Лрокум» («Соединение»)...............................................19

в) Обряд «Лаьгнг /?оунг»(«Поднимание в помещение»)..................24

г) Обряд «Лиенг аряк» («Кормление духов»)..................................32

1.8. Особенности обрядов, проводимых с участием традиционного ансамбля Аряк, в южных и западных провинциях Камбоджи.........34

1.9. Песни ритуального комплекса Аряк. Выявленный материал репертуара. Поэтические и мелодические особенности...................36

Глава 2. Свадебные обряды и фольклор............................................................50

2.1. Подготовительные обряды...................................................................51

2.2.Свадьб а...................................................................................................58

ь. 2.3. Акционально-вокально-инструментальный «сценарий» (с учетом

вариантов). Итоговые суждения о песнях и музыке в свадьбе кхмеров....................................... ............................................................71

Глава 3. Фольклорные традиции в обрядах «Поклонение Учителю» и их версиях. Индийское и другие влияния

3.1. Фольклорные и исторические источники о древности и эволюции ансамбля Пын Пиет. Назначение ансамбля.....................................85

3.2. Название Пын Пиет и его назначение...............................................88

3.3. Ритуал Сомпэа Кру («Поклонение Учителю») как синтез элементов народной и религиозной культур. Индийское влияние....................90

3.4. Временной, персонажный и предметный коды ритуала Сомпэа Кру («Поклонение Учителю»).....................................................................92

3.5. Ансамбль Пын Пиет в ритуале «Сомпэа Кру донтрей» («Поклонение Учителю музыки»)................................................................................95

3.6. Ансамбль Пын Пиет в ритуале «Сомпаэ Кру робам» («Поклонение Учителю танцев»)..................................................................................97

3.7.Ансамбль Пын Пиет в ритуале «Сомпэа Кру Точ» («Поклонение Малому Учителю»).............................................................................100

Глава 4. Музыкальные инструменты. Систематика и функции в обрядовом фольклоре

4.1. Ансамблевое использование традиционных музыкальных инструментов в разновидностях обрядового фольклора...............105

4.2. Характеристики инструментов и сферы их применения................112

а) Ударные идиофоны..................................................................113

б) Мембранофоны.........................................................................120

в) Хордофоны...............................................................................127

г) Аэрофоны..................................................................................135

Заключение.................................................................................................................142

Список литературы...................................................................................................148

Приложения.

I. 43 песенных текста из репертуара кхмерских обрядов исцеления,

записанные в речитативной форме...................................................154

И. Песни кхмерских обрядов исцеления, записанные с голоса.

а) Мелодии с подтекстовками.............................................................197

б) Переводы текстов.............................................................................210

III. Свадебные песни, записанные со слов (без пения) и переводы к ним. Записаны Хангом Р. на магнитофон в 1991 г. Исполнительница - Тей Каня (60 лет)...........................................223

IV. Свадебные песни кхмеров

а) Мелодии с подтекстовками..........................................................229

б) Свадебные песни, записанные с голоса, и переводы к ним.......251

V. Описание обряда «Сомпэа Кру ш:оуи»(«Поклонение Большому Учителю») записанное в 1985 г. от Мэнга Хуна (70 лет), преподавателя игры на трехструнном смычковом инструменте тро-кхмер в Музыкальном институте (Пномпень) Р. Хангом................268

VI. Рисунки и фотографии......................................................................279

Введение

Актуальность исследования. Кхмеры (самоназвание - кхмае) преобладающий по численности (9/10 населения) этнос Камбоджи, государства в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. Собственно кхмеры и кхмер-лы - «горные кхмеры», а также Куй, мнонг и брао, стиенг и др. входят в так называемую л*он-кхмерскую группу, насчитывавшую в Камбодже по оценкам 1975 г. 7,62 млн. человек и входящую в австроазиатскую языковую семью. Кхмерский язык делится на северо-западные и юго-восточные диалекты. Алфавит восходит к палийским алфавитам Южной Индии. В древности на территории Камбоджи существовало государство Фунань (I - VI вв. н. э.), затем государство Чела, а позднее империя Камбоджадеша, расцвет которой пришелся на IX - XII вв. Потом последовала феодальная раздробленность, а в XIX и XX вв. (до обретения независимости в 1953 г.) Камбоджа входила во французскую колониальную империю.

За долгие столетия сложился фольклор кхмеров, многообразный по своим видам и формам. Один из самых больших и ярких разделов фольклорного наследия кхмеров - обрядовое народное творчество. Это великое множество традиционных обычаев, ритуалов и церемоний, широко включающее в себя специальные репертуары песен и вокально-музыкальных, инструментальных произведений. Фолыслорно-обрядовые комплексы донесли до нас высокое исполнительское искусство: вербальное, певческое, музыкально-инструментальное, игровое. В них на протяжении веков запечатлелась мифология, картина мира, эстетические и этические представления, религиозные верования.

Самые первые подступы исследователей показали разносторонность, историческую глубину и значительность этой области народной культуры кхмеров. Так, рассмотрение одних лишь аграрных обрядов (т.е. небольшой части обрядов и обрядового фольклора) кхмеров составило три тома этнографического труда Е. Паре-Масперо, вышедшего на французском языке еще в 1962 - 1963 гг. Археологи прочитали в средневековых «каменных летописях» (клинопись на стелах, которые теперь хранятся в ряде музеев Камбоджи) названия большого числа обрядов, перечень занятых в них

музыкальных инструментов и их традиционных ансамблевых объединений1, некоторые из них сохранились с теми же именованиями до наших дней (Аряк и др.). Обрядовые функции ряда персонажей фольклорного и религиозных пантеонов освещаются, например, в статьях Л. Д. Мялль, Я. В. Чеснова о тайской (в том числе кхмерской) мифологии. В ряде очерков по общей истории музыки Камбоджи отмечается роль фольклорно-обрядовых традиций в развитии музыкального искусства на протяжении веков (С. Пиеч, Т. Пхаон и др., 1970; Н. Каев, 1995). В текстовых публикациях народной повествовательной прозы - девятитомном «Собрании сказок кхмеров» (1985 - 1990), в сборнике на рЗ'сском языке «Кхмерские мифы и легенды» Н. Д. Фошко (1981) и др. - находим сказки, предания и легенды о происхождении обрядов, их месте в традициях кхмеров.

Внимательно учитывая названные работы и опираясь на них, мы все же должны констатировать, что они брали обрядовый фольклор фрагментарно, либо в каком-то одном аспекте. В целом же обряды и обрядовый фольклор кхмеров еще мало собирались и изучались (особенно как комплексное явление). Этот пробел в освоении кхмерского фольклорного наследия требует восполнения в специальных работах.

Актуальность темы усугубляется еще и тем обстоятельством, что трагедия, которая потрясла Камбоджу в 1970 - 1979 гг., нанесла невосполнимый урон и фольклорным традициям. Погибло много замечательных народных исполнителей и знатоков обрядовой культуры (например, народный музыкант, учитель Пхын, как его называли, был уникальным исполнителем на ксилофоне -рониет айк и имел в своем репертуаре более 500 вокально-музыкальных и инструментальных произведений; сейчас, вероятно, ни один музыкант не помнит такого числа). Приступая к теме, мы ощущали необходимость незамедлительных собирательских и исследовательских усилий, чтобы собрать то, что еще можно разыскать и ввести в научный обиход.

1 Ансамблевые объединения инструментов - традиционные фольклорные вокально-инструментальные оркестры - по-кхмерски обозначаются словом вонг пхлэпг, что переводится словом «ансамбль». Но это же название и по-кхмерски, и по-русски сейчас стало даже привычнее соотносить с оркестрами профессиональными, в том числе принадлежащими не фольклору, а фольклоризму . Поэтому необходимо оговорить, что в данной работе понятие ансамбля берется только в изначальном традиционно-фольклорном его смысле, т. е. речь вдет о фольклоре, а не о фольклоризме, и уж никак не об ансамблях профессиональной музыки. Это столь же правомерно, как именование народного хорового пения ансамблевым (такое уточнение считал необходимым профессор Е. В. Гиппиус).

Цель и задачи диссертации. Мы поставили своей целью исследовать обрядовый фольклор кхмеров в совокупности его разнородных слагаемых: ритуальных, вербальных, музыкальных. Это потребовало решения следующих конкретных задач:

- из печатных источников собрать сведения и записи, относящиеся ко всем названным компонентам обрядового фольклора кхмеров;

- осуществить экспедиционные поездки для фиксации обрядов в их современном бытовании в разных провинциях Камбоджи, выявления и опроса исполнителей и знатоков обрядового искусства, выяснения песенного и музыкального репертуара, проведения аудио- и видеозаписей;

- расшифровать вербальные тексты и снабдить их нотировками мелодий;

- систематизировать обрядово-фольклорный материал по комплексам, в которые он входит;

- исследовать композицию и содержание обрядовых комплексов, образы персонажей и их типологию, функциональную систему обряда и роль вербально-музыкального фольклора, речевых средств, особенности песенной поэтики (слово и напев);

- учесть общекхмерские и локальные особенности (вариативность) обрядового фольклора, а также роль взаимосвязей с соседними культурами Юго-Восточной Азии.

Материалом исследования послужили: во-первых, исторические печатные данные о бытовании обрядов и обрядового фольклора на протяжении веков, имеющиеся (немногие) текстовые и иные источники, содержащиеся в работах предшествующих собирателей и исследователей; во-вторых - записи, осуществленные в 1984 - 1995 гг. автором в ряде провинций Камбоджи, включая аудио-, фото- и видеофиксации обрядов при их естественном проведении, а также - свидетельства и пояснения знатоков традиции и исполнителей. Вторая, впервые собранная часть материалов - наиболее емкая.

В итоге создалась возможность проанализировать фольклор трех больших обрядовых комплексов (обрядов исцеления, свадьбы, «Поклонения учителю»), а также дать классификацию музыкальных инструментов, их функций в вокально-обрядовом фольклоре.

Методологические принципы и методика. В основе работы - объединенное рассмотрение разновидового материала фольклора кхмеров в обрядовых контекстах и связях; нам был полезен функциональный подход П. Б. Богатырева и др., а также современные междисциплинарные опыты в книгах «Наука о фольклоре сегодня: междисциплинарные взаимодействия» (М., 1998), «Фольклор. Комплексная текстология» (М., 1998) и др. трудах.

Теоретические знания и практические фольклористические навыки автором приобретались и пополнялись во время учебы в Российской академии музыки им. Гнесиных (этномузыковедение) и в аспирантуре ИМЛИ им. А. М. Горького РАН (филология, комплексные исследования фольклора), а также в шести фольклорных экспедициях названных учреждений по России.

Научная новизна диссертации обусловлена реализацией намеченных задач:

- учтен имеющийся в литературе и собран в экспедициях автора аудио-фото-видеоматериал по обрядам и обрядовому фольклору;

- систематизированы обряды, их разновидности и версии, выявлены общекхмерские и региональные типы и черты обрядового фольклорного репертуара кхмеров;

исследованы, с учетом филологического, музыковедческого и этнографического аспектов, три крупнейших комплекса ритуалов и фольклор обрядов излечения, с шаманистским слоем в них, свадебные обряды и фольклор, фольклор обрядов «Поклонения Учителю», а также изучены народные музыкальные инструменты, их роль в вербально-музыкальном обрядовом репертуаре;

выяснено строение каждого обрядового комплекса, прослежена последовательность актов, движение «сюжета» обряда, рассмотрены действующие лица, иерархия божеств и духов, особенности и взаимосвязи слова и музыки;

- рассмотрены проявления региональных различий, а также индийского и других влияний;

выявлены присущие «Аряку», «Свадьбе» и другим обрядам кхмеров коды (особые именования) - персонажный, акциональный, предметный, музыкальный, временной;

- обнаружено деление крупных обрядов на обособленные малые обряды, а в пределах последних - еще и на отдельные эпизоды и ршуальные действия;

- установлен репертуар песен, вокально-инструментальных произведении и наигрышей, присущий конкретным частям каждого обряда;

- дана классификация народных инструментов и освещена роль каждой их категории в фольклоре обрядов.

Научно-практическое значение работы состоит в том, что она вводит большой собранный материал - текстовой, музыкальный, этнографический - и содержит поисковые опыты комплексного изучения обрядового фольклора кхмеров.

Результаты работы могут быть использованы при подготовке научных изданий обрядового фольклора кхмеров, разработке вузовских и школьных пособий по фольклору. Можно также предположить, что данные, приводимые в диссертации, окажутся полезными при сравнительном изучении фольклорно-обрядовых традиций народов Юго-Восточной Азии.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и 6 приложений в виде текстов, нотировок, фотографий и рисунков.

Глава 1

Вербальный и музыкальный фольклор в обрядах исцеления («Аряк» и его версии)

Ритуал Аряк («дух умирающего или умершего»), который совершается над больным, находящимся при смерти, восходит к древнейшим анимистическим представлениям и магическим действиям, непосредственно связанным с шаманизмом. В этом ритуале, как и во всей культуре кхмеров, слились народные обычаи и верования с обрядами времен расцвета кхмерской империи и религией буддизма и индуизма. Ритуал, для которого важным является наличие одноименного ансамбля исполнителей (Аряк), отражает особую роль вокальной и инструментальной музыки в жизни древних кхмеров: при помощи пения и музыки происходит связь с духами потустороннего мира, сила музыки «магически» воздействует на персонаж типа шамана, помогая ему «перевоплотиться» в того или иного духа, музыка входит в комплекс лечебных-действий, производимых во время ритуала. Такие формы общения участников ритуала с духами, как исполнение инструментальной музыки, песен и танцев, чтобы умилостивить духов, получить их содействие, характерны для традиционной культуры многих народов.

Несомненна связь изучаемого ритуала с поэтическими и музыкальными возможностями фольклора .Фольклорной системе жанров принадлежат вокально - инструментальные произведения, исполняемые ансамблем Аряк. Персонажи (духи) ритуала представляют собой фольклорные образы, выраженные традиционными изобразительными средствами (эпитетами и проч.): Та домбанг даэк («Дедушка - палка металлическая»), Та домбанг пэч («Дедушка алмазная палка»), Та Вык («Дедушка Водная утка»), Йи May («Бабушка черная, Девушка черная»), Та крохам ко («Дедушка красная шея») и т. д.

Ритуалу и ансамблю «Аряк» посвящен ряд преданий, легенд и сказок, что тоже подчеркивает древнее происхождение обрядово-фольклорного комплекса «Аряк».

1.1. Легенда о создании традиционного исполнительного ансамбля «Аряк»

В книге «Кхмерская музыка», изданной группой авторов в 1966 году, приводится легенда, рассказанная Поу Тьэей, пожилым жителем поселка Сондан провинции Компунг Тхом, о возникнов