автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: В. В. Розанов - литературный критик
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Егоров, Павел Анатольевич
Введение
Глава I. Формирование литературно-эстетических и философских позиций В.В. Розанова
§ I. В.В. Розанов и "консервативная критика"
§ 2. В.В. Розанов в "Новом времени"
Глава 2. Мастерство Розанова-критика
§ I. Проблемы критики в зеркале научных споров
§ 2. Проблематика и жанровое своеобразие критической прозы В.В. Розанова
Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Егоров, Павел Анатольевич
Актуальность исследования. В общекультурном пространстве России рубежа XIX - начала XX веков Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919) является одной из ключевых фигур. Писатель, философ, педагог, религиовед, историк, социолог - все эти аспекты наследия Розанова позволяют говорить о нем как о редкостно многогранной творческой индивидуальности. Это - нестандартный и оригинальный критик. Его перу принадлежит огромное количество статей. Их специфика заключается в том, что в рамках каждой отдельно взятой работы присутствует несколько проблемно-тематических узлов. Перед нами не столько системный филологический анализ художественного текста, сколько свидетельство того эмоционального впечатления, которое он вызвал у Розанова. Данное обстоятельство предполагает наличие свободных ассоциаций, "раскованной" манеры изложения, внешней "хаотичности" сменяемых как в калейдоскопе образов и сюжетных линий, часто "провокационный" характер диалога, который критик ведёт с читателем. Это - размышления, которые часто выходят за пределы литературы и затрагивают широкие философские, нравственные, этические проблемы.
В многочисленных розановедческих работах преобладающим моментом является внимание к биографии мыслителя и философско-эстетической составляющей его обширного наследия. Вместе с тем, литературная критика Розанова до сих пор остается недостаточно изученной. В тех же немногочисленных работах, где авторами рассматриваются розановские критические материалы, на первом месте находится их проблематика и идейно-тематические особенности. В то же время жанры критики, ее стилевое своеобразие практически не изучены.
Определенным препятствием на пути наиболее полного охвата критических и историко-литературных взглядов В. Розанова можно считать то, что некоторая часть его произведений все еще остается неопубликованной. Один из крупнейших розановедов А.Н. Николюкин, которому принадлежит заслуга издания многих книг и статей В. Розанова, справедливо говорит по этому поводу следующее: "Как литературный критик Розанов остается до сих пор по-настоящему не прочитан. Не собраны из газет и журналов его важнейшие статьи о русской и зарубежной литературе."1 A.A. Медведев подтверждает эту мысль: "Одной из причин "закрытости" для нас Розанова является отсутствие его полного собрания сочинений (подчеркнуто мной - П.Е.): замыслы по его изданию только начинают осуществляться"2. К сказанному стоит добавить, что знаменитые розановские "Литературные изгнанники" были переизданы лишь в начале 2000-го года.
Требует специального анализа фактор влияния представителей русской консервативной традиции - писателей, философов, журналистов XIX - начала XX веков на формирование ценностных ориентации критика. Не менее важным представляется вопрос о сотрудничестве Розанова в
4 Николюкин А.Н. Живописец русской души.//Розанов В.В. Собрание сочинений: Среди художников. М., 1994. С. 11.
Медведев A.A. Эссе В.В. Розанова о Ф.М. Достоевском и J1.H. Толстом (Проблема понимания). Автореф. на соиск. учен. степ. канд. фшюл. наук М., 1997. С. 3. газете "Новое время" - настоящем культурном феномене последней четверти XIX - начала XX веков. Около двух десятков лет Розанов имел возможность посредством этого печатного органа популяризировать свои идеи. Большая часть именно "розановских" мыслей воплотилась на страницах "Нового времени". Однако эта тема, на наш взгляд, в современном розановедении изучена еще не в полной мере.
При анализе текстов В.В. Розанова необходимо учитывать то обстоятельство, что эти тексты существуют на пересечении разных "дисциплинарных дискурсов"1. Очень часто литературные и философские темы в размышлениях В.В. Розанова перерастают в размышления на темы педагогики. Отсюда - неизбежность обращения к темам, связанным с проблемами воспитания и образования, и, как следствие, достаточно частое упоминание на страницах данной работы терминов "педагогика" и "педагогическое".
Указанные обстоятельства обуславливают естественность и закономерность выбора темы данного диссертационного исследования.
Цели и задачи:
- Определить место и роль литературно-критических работ в общем многоаспектном и многожанровом наследии В.В. Розанова.
Выявить наиболее значительные, интересные, принципиально важные критические работы В.В. Розанова, их проблематику и тематику в свете общих идейно-художественных и философских исканий писателя.
1 Термин Мишеля Фуко // См.: Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994 г. 5
- Изучить истоки литературно-критических воззрений В.В. Розанова, включив его в контекст развития консервативного направления русской общественной и литературно-критической мысли.
- Обосновать специфику критики В.В. Розанова, исходя из дискуссий и споров относительно сущности литературной критики и ее соотношения с литературоведением.
- Показать особенности литературно-критического метода В.В. Розанова относительно общих литературно-критических традиций русской культуры второй половины XIX - начала XX вв.
Рассмотреть жанровые разновидности, формы литературно-критических работ В.В. Розанова, особенности их языка и стиля.
- Осветить взаимосвязь между литературным творчеством В.В. Розанова и его нравственно-педагогическими идеалами.
- Проследить те идеи и теоретические положения, свойственные критическому методу В.В. Розанова, которые сохраняют свою актуальность в настоящее время.
Объектом исследования являются литературно-критические, философские и педагогические направления деятельности Розанова в контексте идей представителей русской консервативной критики середины XIX - начала XX веков.
Материалом исследования стали труды Розанова, опубликованные как при жизни автора, так и в современных изданиях; а также работы, связанные с изучением его творчества, и научная литература, посвященная проблемам русской критики.
Разработанность темы исследования. Обширное, многоаспектное наследие В.В. Розанова ещё при жизни критика стало объектом не только читательского, но и научного интереса. Почти за восемь десятилетий, прошедших с его смерти, о нём накоплена огромная литература. Можно говорить о целой отрасли литературоведения — розановедении, об определённых этапах его развития. В силу известных идеологических причин долгое время наши исследователи не имели возможности объективно, с подлинно научной глубиной оценить разные стороны творчества Розанова.
Отметим, что наследие Розанова получило и при жизни автора и вскоре его кончины нередко чересчур категоричные, не лишенные полемических крайностей, крайне разноречивые и противоположные оценки.
Стоит обратить внимание на слова современника, заметившего, что "критики Розанова, в сущности, не было или почти не было, а был смех".1 Однако даже многие из тех, кто отрицательно относился к литературно-философским взглядам Розанова (B.C. Соловьев, Д.С. Мережковский, П.Б. Струве и др.), приходили к высокой оценке его критического дарования.
Из дореволюционных работ, посвященных Розанову, определенную ценность в свете темы нашей диссертации представляет рецензия Н.Н. Страхова на книгу еще начинающего тогда критика "Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.
1 Мережковский Д.С. Розанов.//В.В. Розанов:рго et contra. Кн. I СПб., 1995. С. 409.
Достоевского" (1894)1. Страхову удалось подметить главную черту, присущую автору книги: стремление как можно глубже проникнуть во внутренний мир творца произведения, о котором он ведет речь, посмотреть на мир его глазами. Данное обстоятельство расценивается рецензентом как несомненная творческая удача. Что же касается взглядов Розанова, то их Страхов относит к славянофильским, подтверждая тем самым свою мысль о мощных перспективах дальнейшего развития этого направления в общественно-философской жизни России.
Известному философу С.Н. Трубецкому принадлежат ценные наблюдения о творчестве Розанова. В статьях последнего Трубецкой смог разглядеть новые и оригинальные для русской литературы явления: "В публицистике он сделал то же, что символисты в поэзии, заменяя мысль и рассуждения гаммами чувств, которые выражаются в странных, новоизобретенных звуках, в бессвязных, иногда совершенно немыслимых сочетаниях слов и образов".2
Журналист, редактор газеты "Русский труд" С.Ф. Шарапов, говоря о вкладе Розанова в дело улучшения ситуации в российском образовании, отметил, что педагогические статьи критика без преувеличения могут быть названы "огромной и бессмертной заслугой перед русским просвещением".3
1 Страхов Н.Н. Рецензия на кн.: Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
2 Трубецкой С.Н. Чувствительный и хладнокровный.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995. С. 297.
3 Шарапов С.Ф. Василий Васильевич Розанов.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995. С. 324.
Философ и публицист П.Б. Струве в материале "Романтика против казенщины" (1899) определил Розанова как продолжателя идей славянофильской традиции и Ф.М. Достоевского.
Присутствие в художественном сознании критика "сверхъестественной интуиции", с помощью которой он "без всякой внешней учености" получал возможность проникнуть в глубину произведений искусства, дать яркие картины давно ушедших эпох - одна из стержневых мыслей статьи Д.С. Мережковского "Новый Вавилон"(1904).
Антиномичность мышления Розанова и, как следствие, антиномизм стиля - замечание, принадлежащее литературному критику Волжскому (А.С. Глинке). "Рядом с действительно глубокими проникновениями, изящными сравнениями, пронизывающими, остроумными намеками - грубые удары обуха топора, грубейшие сравнения, что-нибудь насильственное, плоское, смешно-задорное, вульгарное".1 Эти причудливо сплетающиеся в одно целое контрасты - сущностная черта Розанова, уходящая корнями в специфику русской ментальности, базировавшейся на противоречивости замыслов и поступков, идей и выводов.
С предыдущим автором вполне солидарен Б. Грифцов, который в своей книге "Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, Л. Шестов" (1911) назвал стиль Розанова "тревожным", с мелькающими в нем схваченными и незаконченными мыслями.2 Этот "тревожный" стиль происходит
1 Волжский. Мистический пантеизм В.В. Розанова.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995. С. 425.
2 Грифцов Б. Три мыслителя. В. Розанов, Д. Мережковский, J1. Шестов. М., 1911. С. 52. от субъективизма автора, исходя из которого формируется взгляд на людей, на вещи, на мир вообще.
Из исследователей критики В. Розанова, чьи работы относятся к постреволюционному периоду отечественной истории, следует назвать имена Э.Ф. Голлербаха, С.Н. Дурылина, Д А. Лутохина, A.A. Измайлова, В.Б. Шкловского.
Э.Ф. Голлербах - первый биограф, младший друг Розанова, очень точно и образно передал атмосферу, в которой работал критик: "Помню маленькие, узенькие листочки, раскиданные на письменном столе. Только на таких полосках бумаги он и писал, других не признавал. А иногда писал на обрывках, клочках, на оторванном клочке книжной обложки, на папиросной коробке".1 В данном случае биограф Розанова посредством фиксации внешних обстоятельств, сопутствующих самому событию философствования, обращает внимание на внутреннюю стилистику мышления Розанова. Фрагменты мысли, а именно в такой форме являет себя одно из наиболее ярких и зрелых произведений Розанова - "Опавшие листья", - и листки бумаги, разбросанные по столу. И там, и там - фрагментарность, некая отрывочность, внешняя неполнота мысли, своеобразный импрессионизм, упоённая погружённость в мир образов, - в мир непосредственных ощущений. Розанов - мыслитель, чья мысль часто подчиняется сиюминутным, очень динамичным настроениям, - подчиняется, не теряя при этом общих ценностных ориентиров. И именно из таких сиюминутных, фрагментарных мыслей внезапно возникает глобальное,
1 Голлербах Э.Ф. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. Пг., 1922. //В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995. С. 230. целостное видение действительности, - точно так же, как из бытового хаоса отдельных, разбросанных в беспорядке вещей возникает единое - в своих итогах - событие письма. Розанов пишет так же, как он живёт, и, одновременно, живёт так же, как пишет. Письмо и жизнь здесь сливаются воедино, сохраняя при этом - неким парадоксальным образом - собственные особенности, собственную инаковостъ относительно друг друга. В слиянии письма и жизни всегда, тем не менее, присутствует момент дистанции.
Исследователь розановского творчества не прошел мимо такого важного момента, как круг чтения писателя. А это, в свою очередь, позволяет увидеть характер его ценностных ориентаций. Настольными книгами Розанова были "Дневник писателя" Ф.М. Достоевского и Библия. В своих работах, посвященных писателю и критику, Голлербах дал всестороннюю оценку его жизни и творчества.
С.Н. Дурылин, которого Розанов при жизни называл "юнейшим из московских славянофилов",1 в своих воспоминаниях сделал важное наблюдение о взаимоотношениях Розанова и издателя газеты "Новое время" A.C. Суворина. Это был единственный периодический орган, где он получил возможность высказаться по всем темам, его волновавшим.
Характеристика Розанова как "удивительного художника-мыслителя" и прекрасного собеседника, не способного логически мыслить и создавшего свой ассоциативно-образный стиль,
1 Розанов В.В. Новые издания "Религиозно-философской библиотеки". Начальник тишины С.Н. Дурылина. Сергиев Посад. 1916 г. Цена 34 к.//Новое время. 1917.11 января. (В современных изданиях данная статья Розанова отсутствует). присутствует в статье Д.А. Лутохина "Воспоминания о Розанове" (1921). Это обстоятельство служит важным моментом в объяснении манеры, в какой написаны статьи критика. Тот же автор высказался о Розанове как о стороннике традиционных форм жизни. Начала семьи, церкви, национальной культуры ставились им на первое место. Этим и объясняется интерес Розанова к писателям, изучавшим национальное русское лицо.1
Часто выступавший в печати с аналитическими комментариями сочинений Розанова критик A.A. Измайлов сказал о нем как о "философе в фельетонистах", а его газетные статьи созданные, по его мнению, "под настроение", назвал "стихотворениями в прозе".2
В. Шкловский в книге "Сюжет как явление стиля" (1922) много места уделил архитектонике розановских текстов. Такие новаторские шаги Розанова, как ввод в литературу "сырых" (т.е. заранее не подготовленных автором для печати) писем, исповедальность стиля, использование слов, принадлежащих к стилистически окрашенной лексике, резкость переходов от одной темы к другой, по словам исследователя, доставляют особое эстетическое удовольствие от чтения розановских текстов.
В силу известных исторических причин процесс изучения наследия Розанова в России был приостановлен. Работа в этом направлении была продолжена критиками, писателями, философами русского зарубежья: В.В. Зеньковским, H.A. Бердяевым, З.Н. Гиппиус, К.В. Мочульским, Д.С. Святополком-Мирским, А.Д. Синявским и др. Долгое время исследования этих
1 См.: Лутохин Д.А. Воспоминания о Розанове.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
2 См.: Измайлов A.A. Закат ересиарха.//В.В. Розанов: pro et contra. СПб., 1995. авторов не были знакомы русскому читателю. Примерно с начала 90-х годов XX столетия мы имеем возможность познакомиться с ними. Этот факт благоприятно влияет на понимание той роли, которую играл В. Розанов в русской культуре Серебряного века.
Отношение к Розанову в эмиграции, где оказались многие его идейные противники, стало более терпимым. Даже их (например, Мережковского) в буквальном смысле потрясла весть
0 тяготах последних дней и безвременной кончине русского писателя. Здесь - в статьях, воспоминаниях и дневниках эмигрантской поры - появились определения Розанова как "неподражаемого" (К.В. Мочульский), "задумчивого странника" (З.Н. Гиппиус), у которого был "самый большой дар в русской прозе" (H.A. Бердяев).
В.В. Зеньковский, автор знаменитого труда "История русской философии", интерпретируя работы В. Розанова, отмечает сложный характер его духовно-нравственных исканий. Эта сложность возникает из-за того, что в этом писателе и мыслителе была очень сильна стихия журналистики, как бы размывавшая цельную систему взглядов. Что же касается манеры письма автора, рассматриваемого Зеньковским, то она может быть названа импрессионистической, состоящей из отдельных смысловых блоков, не связанных между собой никакими логическими связями.1
Показательным является высказывание критика Д.П. Святополка-Мирского о том, что перевод произведений Розанова на иностранные языки практически невозможен. Он огрубляет и
1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. I, часть 2., 1991. искажает первоначальный смысл текста, выражающего национальный колорит и типично русские интонации.1
Работы других представителей русского зарубежья о Розанове представляют интерес с точки зрения анализа его философских и религиозных взглядов, вопросов биографии, исследования жанра трилогии "Уединенное" - "Опавшие листья", по праву относящейся к шедеврам философской прозы.2 К сожалению, литературно-критическим опытам Розанова не уделялось должного внимания.
С конца 80-х годов XX века возрастает интерес к творчеству В.В. Розанова. В свою очередь, это стало причиной появления целого ряда фундаментальных исследований (В.А. Фатеев, А.Н. Николюкин, C.B. Пишун, С.Н. Носов). Необходимо особо выделить статьи, брошюры, комментарии, отдельные главы из книг, посвященных русской литературе и философии Серебряного века, где оценивается вклад писателя и критика в развитие русских духовно-нравственных традиций (Е.В. Барабанов, С.Г. Бочаров, В.Г. Сукач, А.Ф. Лосев, А.Н. Николюкин, А. Латынина, П.В. Палиевский, С.Р. Федякин, А.В. Гулыга, А. Обертынский, М.А. Маслин, В. Ерофеев, Т.Я. Гринфельд, В.Н. Щербаков, Г.Р. Евграфов, В. Ванчугов, И. Бочарова, Е.С. Троицкий, А. А. Жук, B.C. Барахов, Е.П. Карташова, Е.П. Белозерцев и др.). Интерес к В. Розанову, значение которого, по словам критика русского зарубежья К.В.
1 См.: Святополк-Мирский Д.П. Розанов.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 2. СПб., 1995.
2 См.: Бердяев НА Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990; Синявский А. "Опавшие листья" В.В. Розанова. Париж. 1982; Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж. 1983.
Мочульского, "растет для нас с каждым годом"1, нашел л отражение в ряде учебных пособий и диссертационных исследований (С.Р. Федякин, A.B. Сарапульцева, O.A. Богатова, Е.В. Белокоскова, К.И. Горбач, JI.A. Цибизова, A.A. Медведев, Е.Ф. Тихонова, А.Я. Кожурин). В последнее время с произведениями В. Розанова и материалами о нем можно познакомиться при помощи глобальной сети "Интернет"3.
В 1991 году было создано "Общество по изучению и изданию наследия В.В. Розанова" (Розановское общество). Издается Собрание сочинений Розанова (в 1993 - 2000 годах вышло 12 томов).
Новым этапом в освоении данной темы стали работы А.Н. Николюкина, В.Г. Сукача, С.Г. Бочарова, В. Ерофеева, В.А. Фатеева.4 Однако в них делается больший уклон в сторону идейно-тематического богатства, философско-эстетических компонентов творчества Розанова, что практически отодвигает на второй план жанровое своеобразие его критики.
1 Мочульский КВ. Заметки о Розанове.//Звено (Париж). 1928. № 4.
2 Лазарев В.Р., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др. Введение в русскую Философию. Учебное пособие. М., 1995; Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах: Учебное пособие. М., 1997; Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX - начала XX века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М., 1998.
3 См.: Ясинский С.Ю. Указатель всех произведений Розанова (проект). Данный указатель расположен в глобальной сети ,,Интернет,\Ьйр://и8ег.ка1идаги/ко8тогаша/йШ1-111т1
4 См.: Николюкин АН. В.В. Розанов - литературный критик.//Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989; Николюкин АН. Василий Васильевич Розанов (Писатель нетрадиционного мышления). М., 1990; Николюкин А.Н. В.В. Розанов и его миросозерцание.//Розанов В.В. Уединенное. М., 1990; .Николюкин А.Н. В.В. Розанов в русской и американской критике.//Русская литература в зарубежных исследованиях 1980-х годов (Розанов, Хлебников, Ахматова, Мандельштам, Бахтин). Сборник обзоров. М., 1991; Николюкин А.Н. Живописец русской души.//Розанов В.В. Собрание сочинений: Среди художников. М., 1994; Николюкин А.Н. Голгофа Василия Розанова. М., 1998.Материал В.Г. Сукача о Розанове см.: Новый мир. 1989. №7; Сукач В.Г. Жизнь В.В. Розанова "как она есть".//Москва. 1991. №10,11 1992. № 1-4; Бочаров С., Сукач В. Неизвестный Розанов.//Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990: В. Ерофеев В. Розанов против Гоголя.//Вопросы литературы. 1987. № 8; Фатеев В.А В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991; Фатеев В.А. Публицист с душой метафизика и мистика.//В.В. Розанов: Кн. I. СПб.,1995.
Особенно ценным может быть названо то обстоятельство, что в последнее время появилось несколько крупных проблемно-теоретических монографий. Среди них выделяются работы А.Н. Николюкина - создателя наиболее полной творческой биографии
B.В. Розанова. В брошюре 1990 года - "Василий Васильевич Розанов (Писатель нетрадиционного мышления)" высказывалась мысль об отсутствии у Розанова концепции литературы, в привычном понимании этого слова. У него было свое представление о писательском труде, при котором "да" и "нет", "правое" и "левое" сосуществуют, вернее сказать "да" не всегда "да", а "нет" отнюдь не обязательно "нет".1 Приверженность к определенным политическим партиям, литературным кружкам и направлениям была Розанову безразлична. Его интересовал сам "естественный" человек и вечные ценности окружающие этого человека. И эта брошюра, и многие другие материалы стали основой для фундаментального исследования. В книге А.Н. Николюкина "Голгофа Василия Розанова" убедительно показана история жизни писателя на фоне разнообразных событий русской действительности рубежа XIX - начала XX веков.
Важным шагом на пути формирования целостного взгляда на творчестве Розанова стала работа В.А. Фатеева "В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность". Примечательна оговорка автора, считающего свой труд скорее очерком, предполагающим свободное размышление, поскольку "научность" или "объективность" вряд ли применимы к такому яркому и
1 Николюкин А.Н. Василий Васильевич Розанов (Писатель нетрадиционного мышления). М., 1990.
C.З. самобытному явлению русской культуры, каким был Розанов.1 Благодаря ему, пишет Фатеев, в начале XX века произведения Ф.М. Достоевского были заново открыты русскому обществу. Статьи критика занимают достойное место среди материалов, посвященных классику художественного слова.
Рассматривая вопрос об эволюции розановского стиля, Фатеев приходит к выводу, что критик неуклонно двигался от наукообразных текстов к раскованности и многообразию вариаций тем и оттенков, присущих таким произведениям, как "Уединенное" и "Опавшие листья". Они тяготеют к "жанру короткой поэтической миниатюры, художественного афоризма"; в рамках которого Розанов смог создать многоликую, сотканную из противоречий, картину современной ему жизни.2
По замечанию Фатеева, в своих критических статьях Розанов выступил как защитник традиционных устоев: культа семьи, уважения к отцам, воспитания детей в духе национальной гордости. Отсюда и его симпатии к славянофильски ориентированным мыслителям: Достоевскому, Ап. Григорьеву, Страхову, Суворину. "Распространение идей славянофильства Розанов считал одной из своих главных задач".
С.Н. Носов, автор монографии "В.В. Розанов. Эстетика свободы", высказывает мысль о Розанове как "писателе открытого типа", считавшего приоритетным для себя фактор свободы человеческой личности в обществе. Реализацию этой идеи можно увидеть на примере публикаций мыслителя,
1 Фатеев В. А. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991. С. 15.
2 Фатеев В.А. Указ. соч., с. 148-150.
3 Там же, С. 302 сообщавшего "о себе все - хорошее и плохое, обычное (из серии достоверных биографических сведений) и самое интимное".1
Среди работ о Розанове следует выделить монографию C.B. Пишуна "Социальная философия В.В. Розанова". В ней рассмотрены следующие вопросы: эволюция взглядов мыслителя, влияние на него со стороны русских и зарубежных философских концепций, своеобразие розановских политических взглядов. Серьезный анализ данной проблематики позволил автору назвать Розанова сторонником истинного консерватизма, под которым он понимает практическое развитие наиболее полезных для России социальных программ, направленных на укрепление семьи, защиту материнства и детства, усиление государственного контроля в области культуры и литературы. Здесь, замечает Пишун, особое внимание Розанов обращал на борьбу с порнографией, получившей весьма широкий доступ на страницы книг, журналов и печатной продукции.
Критикуя революционные методы изменения структуры государства, Розанов в большей степени склонялся к реформистскому пути. "Он предпочитает реформу, где существует, как ему думается "серьезность", "жажда крепко строить и крепко жить", потребность в комфорте и основательность".2
Говоря о политической позиции Розанова, большинство ученых склоняется к тезису о невозможности отнесения его к какому-либо направлению, партии, существовавших в начале XX века в России. Некоторым из розановедов свойственно осознание
1 Носов С.Н. Указ» соч., с. 6.
2 Пишун C.B. Указ*соч., с. 135. наследия критика как в большей степени консервативного. Подобную ориентацию отражают исследования C.B. Пишуна, А. Латыниной, В. Ерофеева и др.1 Тем не менее, остается недостаточно изученным процесс становления Розанова как писателя и критика, стоявшего на консервативных позициях. Соответственно в данной работе предпринята попытка устранить этот пробел, выявить духовные корни мировоззренческой позиции Розанова, показать многообразие жанровых форм его критического творчества.
Методологическая основа. Теоретические принципы и методика диссертационного исследования базируется на историко-типологическом и системном подходе к пониманию как литературного процесса, творчества отдельных писателей, так и литературной критики в ее общественном, научном значении и ее собственно художественной ценности. Учитываются работы в области методологии литературоведения и теории критики (Б.Ф. Егоров, Л.П. Гроссман, Б.И. Бурсов, В.Е. Хализев, А.Н. Николюкин, Т. Щукина, A.A. Жук, Б.А. Гиленсон, Ю.Б. Борев, В.И. Кулешов, Н.В. Осьмаков, М.Л. Гаспаров, В.В. Прозоров и др.).
1 См.: Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток 1993; Латынина А. "Во мне происходит разложение литературы." (В.В. Розанов и его место в литературной борьбе эпохи).//Вопросы литературы. 1975. № 2; Ерофеев В. Розанов против Гоголя.//Вопросы литературы. 1987. №8.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка рассмотреть мировоззрение Розанова-критика с точки зрения идей русской консервативной традиции.
Наряду с тематикой и проблематикой делается акцент на выявлении жанрово-стилевых и языковых особенностей литературно-критического наследия Розанова. При этом используются малоизвестные статьи Розанова, опубликованные в газете "Новое время" и не включенные в современные издания его сочинений.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в преподавании учебных курсов по истории русской литературы XIX в. (третья часть) и начала XX в., по истории русской литературной критики, при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация полученных результатов. Материалы диссертационного исследования нашли отражение в 18-и публикациях автора. Нами опубликованы статьи в периодике ("Учительская газета", "Калининградская правда" (г. Королёв)), популяризирующие наследие Розанова1. Отдельные проблемы исследования были положены в основу докладов на научных Конференциях в Московском государственном открытом
1 Егоров П. А. За 10 томов A.C. Пушкина - 1 рубль 50 копеек!//Учительская газета. 1999. №4,2 февраля; Егоров П. А. Успех скандала. 90-летие сборника "Вехи'У/Учительская газета. 1999. №6,16 февраля; Егоров П.А. В. Розанов о домашнем образовании/ЛСалининградская правда. 1995. №157,31 октября; Егоров П.А. В. Розанов. Мысли о русской душе/УКалининградская правда. 1995. №170171,23 ноября; Егоров П. А. Игра с веком. Размышления о русской интешшгенции//Калининградская правда 1996. №16,30 января. педагогическом университете ("Семантика языковых единиц: V Международная конференция". Апрель 1996 г.), в Нижегородском государственном университете ("Максим Горький на пороге XXI столетия. Горьковские чтения - 1998". Март 1998 г.), в Уральском государственном университете ("Актуальные проблемы культурологии: III Международная научная конференция". Апрель 1998 г., "Судьба России: исторический опыт XX столетия: III Всероссийская конференция". Май 1998 г.), в Московском городском педагогическом университете ("Творчество A.C. Пушкина в контексте русской и мировой культуры: современное прочтение и изучение в вузе и школе. Межвузовская конференция". Май 1999 г., "Управление психомоторной деятельностью человека: II Международная конференция". Декабрь 1999 г.). Концепция работы и ее основные моменты были также изложены на заседании кафедры русской и зарубежной литературы МГПУ и научно-практических совещаниях, аспирантских семинарах, проводимых в Московском городском педагогическом университете в 1998, 1999, 2000 гг.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "В. В. Розанов - литературный критик"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Освещение поставленных в диссертации проблем позволяет сформулировать положение о том, что литературно-критические и историко-литературные труды занимают важное место в многоаспектном творческом наследии В.В. Розанова. Проведенная работа убеждает нас в том, что он является выдающимся и оригинальным критиком. Перу Розанова принадлежит огромное количество статей, посвященных вопросам литературного мастерства русских и зарубежных писателей, поэтов, критиков, общественных деятелей. Интересы Розанова находились как в области русской литературы XIX века, так и в сфере современного ему литературного процесса. Это дает нам достаточное основание говорить о масштабности суждений исследуемого автора.
Было обращено внимание на то, что статьи Розанова - это не обычные филологические анализы в привычном значении этого понятия. Перед нами - свободные, насыщенные богатыми ассоциациями размышления об актуальных, сущностных вопросах бытия человека, общества, культуры. Анализ литературного произведения, обзор деятельности писателя, музыканта, художника становится отправной точкой для смелых суждений, эмоциональных, восторженных, а подчас и нелицеприятных выводов и соображений. Субъективность оценок, не исключающая чувственных переживаний, "раскованная" манера изложения, наличие в рамках одного критического текста нескольких проблемно-тематических узлов позволяют нам говорить о Розанове как о критике, близком к импрессионистической методологии, ведущем открытый диалог с читателями и с самим собой о наиболее наболевшем и главном. Метод импрессионизма всегда связан с определённой отрывочностью, фрагментарностью, мимолётностью. Но эта стилистическая черта, присущая литературному стилю Розанова, своеобразно уравновешивается глубинным, устойчивым стремлением к синтезу. Фрагментарность отдельных образов мира сочетается - в работах писателя - с общим целостным восприятием этого мира. В своих критических материалах Розанов смог синтезировать различные направления духовной деятельности человека ( литература, музыка, театр, психология, педагогика, история, философия, религия), что говорит о его стремлении создать целостный образ мира в сложном, многоаспектном сочетании субъективных и объективных факторов.
Проведенное исследование убеждает в присутствии в статьях Розанова практически всех форм и жанров критики (литературный портрет> обзор, письмо, рецензия, проблемная статья). Важной особенностью критической прозы Розанова может быть названа ее синтетичность, использование элементов нескольких жанровых форм для наиболее полного ответа на тот или иной вопрос. "Открытость" розановского текста, своеобразный "шум голосов", "мозаичность" идей достигались с помощью использования книжной, разговорной, просторечной лексики, слов и выражений, заимствованных из речи разных сословий, фольклора, сложных синтаксических построений. Именно богатство и яркость русского языка во многом объясняют неувядаемую прелесть критической прозы Розанова.
Исходя из изученных нами работ отечественных филологов, рассматривающих проблемы литературной критики, правомерно сделать вывод о том, что статьи Розанова в большей степени соответствуют такому явлению как писательская критика. Она, в свою очередь, представляет синтетический вид литературного творчества, где критик, будучи сам мастером художественного слова, обращается к произведениям современных ему писателей, оценивая их взгляды в контексте сложившихся литературных традиций.
Одна из задач диссертационного исследования заключалась в изучении истоков формирования литературно-философских взглядов Розанова. Здесь были сделаны "выходы" в историю русской критики и в литературно-эстетические и социально-философские позиции тех людей, которые оказали влияние на Розанова, на его особое понимание истории развития русской литературы. Разработка д&нной темы подтверждает выдвинутое нами положение о консервативных пристрастиях критика. Опираясь на традиционные устои, Розанов выстудил в защиту крепкой семьи, народной культуры и быта, свободы личности и творчества от общественно-утилитарной морали. Важными моментами здесь были: верность государству, неприятие нигилизма и революционных методов в решении общественных задач, отрицательное отношение к нездоровым проявлениям внутри массовой культуры.
Среди огромного количества периодических изданий России рубежа XIX - начала XX веков мировоззренческим установкам Розанова в большей степени соответствовала программа консервативной газеты "Новое время". На ее страницах активно обсуждались вопросы искусства, театра, литературы, педагогики, вопросы волновавшие все общество. Сотрудничество в газете позволило Розанову делать достоянием широкого круга читателей наиболее интересные ему темы. Ими стали: защита семейных ценностей в условиях разрастающегося духовного кризиса начала XX века, возвращение к первоистокам культуры через обращение к памятникам старины, критика механического копирования западных культурных моделей. В статьях, опубликованных в газете "Новое время", Розанов показал себя сторонником трудового воспитания, уделял большое внимание практической направленности современного образования.
В диссертационном исследовании был рассмотрен вопрос о понимании Розановым литературного процесса в России. Повышенное внимание критика к проблемам социальной значимости искусства, взаимоотношениям литературы и государства, ответственности мастеров слова за нравственное здоровье нации, убедительно показывают, что он следовал глубинной тенденции русской литературы, согласно которой писатель в России больше чем писатель. По мысли Розанова, художественные произведения оказывают мощное воздействие на формирование общественного сознания. Критерием оценки Розановым деятельности того или иного критика, писателя, поэта был момент реальной пользы, тот вклад, который сделал данный человек в укрепление основ государства и национальной культуры.
Указанные аспекты критического наследия Розанова особенно значимы и актуальны сейчас, когда некоторые элементы массовой культуры представляют опасность для духовного и физического состояния нации, утверждают культ наслаждений, потребительства, снижают эстетические и нравственные критерии. Именно поэтому идеи Розанова, художника противоречивого, с которым не во всем можно согласиться, - в целом, направленные на укрепление в людях идеалов патриотизма, добра, любви, уважения к своей истории, являются, на наш взгляд, наиболее актуальными и нуждающимися в серьезном изучении. Именно эта гуманистическая линия в творчестве В. В. Розанова, как представляется, и может стать одним из главных направлений в последующих исследованиях его литературно-критического наследия.
Список научной литературыЕгоров, Павел Анатольевич, диссертация по теме "Русская литература"
1. Розанов В.В. Бенефис великорусского оркестра.//Новое время. 1917. 7 февраля.
2. Розанов В.В. В июньской жаре.//Новое время. 1916. 29 июня.
3. Розанов В.В. Война 1914 года и русское возрождение. Изд. 2-е, Пг., 1915.
4. Розанов В.В. Еще о Вл. Серг. Соловьеве.//Новое время. 1900. 20 августа.
5. Розанов В.В. Еще об опытах "экспериментальной педагогики".// Новое время. 1916. 27 июня. Розанов В.В. Женское медицинское образование в России.// Новое время. 1900. 19 апреля. Розанов В.В. Забота о детях.//Новое время. 1900. 27 февраля.
6. Розанов В.В. Закон Божий в гимназиях./ТНовое время. 1900. 5 февраля.
7. Розанов В.В. Из предвидений Достоевского о германизме и борьбе с ним.//Новое время. 1916. 30 июня. Розанов В.В. Интеллигентные кооперации.//Новое время. 1900. 21 марта.
8. Розанов В.В. На границах поэзии и философии.//Новое время. 1900. 9 июня.
9. Розанов В.В. Новая работа о Толстом и Достоевском.// Новое время. 1900. 24 июня.
10. Розанов В.В. О национальной школе.//Новое время. 1900.28 января.
11. Розанов В.В. Около церковных стен. В 2-х т. СПб., 1906. Розанов В.В. Письмо в редакцию "Нового времени" (Мнимо упавший со стула).//Новое время. 1900.29 февраля.
12. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. В 2-х т., СПб., 1903.
13. Розанов В.В. Труд и художество.//Новое время. 1900. 18 марта.
14. Розанов В.В. Умственные течения России за 25 лет.//Новое время. 1900. 21 марта.
15. Розанов В.В. Университет в образовании писателей.//Новое время. 1900. 28 мая.1. Современные издания:
16. Розанов В.В. Литературные изгнанники: Воспоминания. Письма. М., 2000.
17. Розанов В.В. Религия и культура. Сост. Е.В. Барабанов. М., 1990.
18. Розанов В.В. Собрание сочинений. О писательстве иписателях. Под ред. А.Н. Николюкина. М., 1995.
19. Розанов В.В. Собрание сочинений: Среди художников. Подред. А.Н. Николюкина. М., 1994.
20. Розанов В.В. Сочинения. Сост. АЛ. Налепин и Т.В.1. Померанская. М., 1990.
21. Розанов В.В. Сочинения. Сост. П.В. Крусанов. Д., 1990.
22. Розанов В.В. Сумерки просвещения. Сост. В.Н. Щербаков. М., 1990.
23. Розанов В.В. Уединённое. М., 1990.
24. Розанов В.В: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.1.. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ.
25. Введение в политологию: Словарь-справочник. Под ред. В.П. Пугачева. М., 1996.
26. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, В 4-х т. М., 1955.
27. Краткий политический словарь. М., 1989.
28. Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2001.
29. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
30. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991.
31. Политические деятели России 1917: Биографический словарь/Гл. ред. П.В. Волобуев. М., 1993.
32. Русские писатели 20 века: Биографический словарь. М., 2000.
33. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994.
34. Эстетика: Словарь. Под ред. А.А. Беляева. М., 1989.
35. Ясинский С.Ю. Указатель всех произведений Розанова (проект): http://users.kaluga.ru/kosmorama/titul.html
36. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.
37. I. МОНОГРАФИИ, СТАТЬИ, ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
38. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, H.H. Страхов (Философская культурология второй половины XIX века). М., 1992.
39. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.
40. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1990.
41. Барахов B.C. Литературный портрет (Истоки, поэтика, жанр). Л., 1985.
42. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца XIX начала XX века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М., 1998.
43. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М., 1983.
44. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе.//Русская школа. Вып. I. М., 1993.
45. Белокоскова Е.В. Язык и культура в работах ВВ. Розанова. Историко-философский анализ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филое. наук. М., 1996.
46. Бердяев H.A. Духи русской революции // Из глубины. М., 1991.
47. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
48. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990.
49. Бердяев H.A. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии.//Русское зарубежье: Из историисоциальной и правовой мысли. Д,, 1991.174
50. Бердяев H.A. Философская истина и интеллигентская правда.// Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, М.О. Гершензона, A.C. Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве. C.JI. Франка. М,1990.
51. Болдырев Н. Семя Озириса или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк. Челябинск, 2001. Борев Ю.Б. Роль литературной критики в художественном процессе. М., 1979.
52. Бочаров С., Сукач В. Неизвестный Розанов.//0пыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990. Бурсов Б.И. Избранные работы: в 2-х т. JL, 1982. Ванчугов В.В. Очерк философии "самобытно-русской". М., 1994.1. Вехи. М., 1990.
53. Вехи; Интеллигенция в России: Сб. ст. 1909 -1910. М.,1991.
54. Гаджиев К.С. Консерватизм: современные интерпретации. Научно-аналитический обзор. М., 1990. Гаспаров M.JI. Критика как самоцель.//Новое литературное обозрение. 1994. № 6.
55. Голлербах Э.Ф. В.В. Розанов. Личность и творчество. Пг., 1918.
56. Гроссман Л.П. Борьба за стиль. Опыты по критике и поэтике. М., 1927.
57. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики. Жанры, композиция, стиль. Л., i960.
58. Егоров Б.Ф. Очерки по истории русской литературной критики середины XIX века. Л., 1973. Ерофеев В. Розанов против Гоголя.//Вопросы литературы. 1987. №8.
59. Есаулов И.А. категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
60. Жук A.A. История литературной критики в системе современного филологического образования.//Русская литературная критика. Исторические и теоретические подходы. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 1991.
61. Замалеев А.Ф. Лекции до истории русской философии: В 2-хч. СПб., 1994.
62. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Л., 1991.
63. Иванников С.И. Петр Яковлевич Чаадаев и начало становления русской философии/ТПокров. Альманах российских католиков. М., 1999.
64. Из глубины: Сб. ст. о рус. Революции/С.А. Аскольдов, H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков и др. М., 1991. Измайлов A.A. Закат ересиарха.//В.В. Розанов: pro et contra Кн. I. СПб., 1995.
65. Котельников В.А. Парадокс о писателе.//Леонтьев К.Н. Египетский голубь: Роман, повести, воспоминания. М., 1991.
66. Краткий очерк издательской деятельности Алексея Сергеевича Суворина. СПб., 1900.
67. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М., I960.
68. Кулешов В.И. История русской критики XVIII XIX веков. М., 1978.
69. Лутохин Д.А. Воспоминания о Розанове.//В.В. Розанов: pro et contra, кн. I. СПб., 1995.
70. Марчик А.П. Литературно-критические взгляды Аполлона Григорьева (конец 1850-х начало 1860-х годов). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 1967.
71. Маслин М.А. Возрождение Розановского общества.// Начала. 1992. №3.
72. Материалы к изучению истории СССР (Россия в начале XX в.). М., 1991.
73. Медведев A.A. Эссе В.В. Розанова о Ф.М. Достоевском и JI.H. Толстом (Проблема понимания). Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 1997.
74. Мережковский Д.С. Вечные спутники: Роман. Стихотворения. Литературные портреты. Дневник. М., 1996.
75. Мережковский Д.С. Розанов.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
76. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. Мочульский К.В. Заметки о Розанове.//Звено (Париж). 1928. № 4.
77. Налепин А.Л. "Книга это быть вместе".//Розанов В.В. Сочинения. М., 1990.
78. Палиевский П. Василий Васильевич Розанов (1856 -1919). //Писатель и время. Сборник документальной прозы. Вып. 6. М., 1991.
79. Пешков А.И. "Кто разоряет мал во царствии Христовом." //Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996.
80. Письма A.M. Горького к В.В. Розанову и его пометы на книгах Розанова.//Контекст-1978. Литературно-теоретические исследования. М., 1978. Пишун C.B. Социальная философия В.В. Розанова. Владивосток, 1993.
81. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М., 1999.
82. Прозоров В.В. Уточнение позиций. История и теория литературной критики в системе филологических знаний.//Русская литературная критика. История и теория. Саратов, 1988.
83. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Н. Новгород, 1998.
84. Раков В.П. Аполлон Григорьев литературный критик: Текст лекции. Иваново, 1980.
85. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах (отрывки).// Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1990.
86. Рачинский С.А. Школьное цветоводство.//Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX в. М., 1990.
87. Российский Архив (История отечества в свидетельствах идокументах XVIII XX вв.). Вып. I. М., 1991.
88. Русские философы (конец XIX середина XX века):
89. Антология. Вып. 1. М, 1993.
90. Русские философы (конец XIX середина XX века):
91. Антология. Вып. 2. М., 1994.
92. Русские философы (конец XIX середина XX века):
93. Антология. Вып. 3. М., 1996.
94. Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
95. Сергеева Е.В. Политические процессы и практика монархической государственности в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филос. наук. М., 2000.
96. Синявский А. "Опавшие листья" В.В. Розанова. Париж, 1982.
97. Славянофильство и современность. Сборник статей. СПб., 1994.
98. Смирнов И.Н. Константин Леонтьев: Жизнь и творчество.//
99. Леонтьев К.Н. Избранное. М, 1993.
100. Смолярчук В.И. Кони и его окружение. М., 1990.
101. Стеклов М.Е. Четыре портрета: С.А. Рачинский, В.П. Вахтеров, Х.Д. Алчевская, К.Н. Вентцель. Москва, Смоленск, 1995.
102. Страхов Н.Н. Литературная критика. М., 1984. Стрижев А.Н. Православная педагогика: страницы истории.// Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.
103. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М., 1993. Трубецкой С.Н. Чувствительный и хладнокровный.//В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1995. Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность. Л., 1991.
104. Фатеев В.А. Публицист с душой метафизика и мистика.// В.В. Розанов: pro et contra. Кн. 1. СПб., 1995. Федякин С.Р. Жанр "Уединенного" в русской литературе XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 1995.
105. Федякин С.Р. Жанр, открытый В.В. Розановым.//Розанов В.В. Собрание сочинений. Когда начальство ушло. М., 1997.
106. Федякин С.Р. Комментарии.//Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М., 1996.
107. Флоренский П. А. Сочинения. У водоразделов мысли. Т. 2. М, 1990.
108. Цибизова Л.А. Эстетические проблемы духовной культурыв трудах В.В. Розанова. Диссертация на соискание ученойстепени канд. филос. наук. М., 1997.
109. Чеховиана: Чехов и Пушкин. М., 1998.
110. Шарапов С.Ф. Василий Васильевич Розанов.//В.В. Розанов:pro et contra. Кн. I. СПб., 1995.
111. Шевелев A.C. Тайный властитель России. Смоленск, 1991. Шерлаимова С.А. Проблема назначения литературы в критике Восточной Европы.//Литературоведение на пороге XXI века: Материалы международной научной койференции. М., 1998.
112. Шестун Е., священник. Православная педагогика. Самара, 1998.
113. Щукина Т. О сущности критического суждения (Некоторые вопросы теории критики) .//Современный литературный процесс и критика. М., 1975.
114. Щербаков В.Н. Второе пришествие В.В. Розанова.//Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.
115. Джованна Калебич Креацца "Вехи" и проблема русской интеллигенции. М., 1993.
116. Linda Gerstein Nikolai Strakov. Cambridge. 1971.1.. ВОСПОМИНАНИЯ, ПИСЬМА, СОБРАНИЯ СОЧИНЕНИЙ.
117. Белый А. Начало века. М., 1990.
118. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-и томах. М., 1981. Т. 23.-----------------------------------
119. Пушкин A.C. Полное собрание сочинений: В 10-ти т. JL, 1977.
120. Суворин A.C. Дневник. М., 1992.
121. Суворин A.C. Письма A.C. Суворина к Розанову. СПб., 1913.
122. Трубецкой С.Е. Минувшее. М., 1991.
123. Эрн В.Ф. Сочинения. М., 1991.