автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Велимир Хлебников и украинская мифология

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Кравец, Виктор Вениаминович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Велимир Хлебников и украинская мифология'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Велимир Хлебников и украинская мифология"

О. .."-А

'л--о

г

АКАДОШЯ НАЖ УКРАИНЫ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ни. Т.Г.ШЕВЧЕНКО

На правах рукописи

КРАВЕЦ ВИКТОР ВЕНИАМИНОВИЧ

ВЕЛИМИР .ХЛЕБНИКОВ И УКРАИНСКАЯ МИФОЛОГИЯ

10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание научной степени кандидата филологически наук

Киев - 1993

Диссертацией является рукопись

Работа выполнена в отделе русской литературы Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН Украины

Научный руководитель:

доктор филологических наук Н.Р.МАЗЕПА

Официальные оппоненты:

Ведущей организация:

доктор филологических наук, профессор .• Т.П.Наевская

кандидат филологических наук, доцент'Л.А.КИСЕЛЕВА

Украинский педагогический университет ии Л.1. П .Драгоманова

Защита состоится " I " декабря 1993 г. на заседании специализированного ученого совета Д 01.24.01 при Институте литературы им.Т.Г.Шевченко АН Украины /252001, г.Киев, ул. М.Грушевского, 4, 3-й этаж/

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института литературы иы.Т.Г.'Шевченко АН Украины

Автореферат разослан _._ 1993 г.

Актуальность. Велимир Хлебников уже в ранних попытках осмысления его творчества был понят как "великий архаический поэт * (0. Мандельштам), "Колумб новых поэтических материков" (В. Маяковский), объединивший в одном лице черты подлинного "архаиста" И истинного "новатора". Однако, изучение творческого наследия бу-детлянина* на протяжении почти семи десятилетий было осложнено политическими и идеологическими ограничениями, наложенными на все и всяческие виды инакомыслия. Этико-эстетическая регламентация и догматика, подменившая собой и оттеснившая в глухое подполье свободу методологических подходов к искусству, определила место Велимира Хлебникова в ряду "беспочвенных экспериментаторов", "заумников", "разрушителей вековых ценностей".

В последние годы со всей очевидностью перед историей литературы встал вопрос о необходимости уяснения значения произведений, прежде замалчивавшихся или обесценивавшихся литературоведческим официозам. Новое звучание русского поэтического авангф-да, извлечение из небытия новаторских творений Хлебникова и поэтов его круга, мощный интерес, проявляемый современным писательством К традиции русского искусства 10-х - 20-х гг., подготовили почву для плодотворного и глубинного исследования конкретных свершений будетлянина, их теоретических оснований.

За последние десятилетия сложились определенные подхода к личности и творениям Хлебникова. Лингвистический анализ текстов, проведенный В.П. Григорьевым, обнаружил исключительное разнообразие средств и приемов поэтического воздействия, к которым при-

* Термин "будетляншГ/"будетляне" введен Хлебниковым в противовес западному "футурист"/"футуриоты" и указывает на самоотовдеств-ление с "первоначальным славянством"; ср. этнонимы "поляне", "древляне" и др.; корень "будет", легщий в основу неологизма, в пределах шаманной поэтики Хлебникова выражает "накликание", "воление" грядущего ЛАДА.

бегал Хлебников с целью предельного расширения возможностей словесного творчества. Последовательно осуществленное проникновение в "грамматику идиостиля", в самое существо хлебкиковского эксперимента со оловом подтвердило основополагающие выводы фундаментальной работы Р. Якобсона "Новейшая русская поэзия. В. Хлебников" (1922), закрепившей, среди прочего,' в филологии понятие "очищение приема" в прямой связи с методологией и практикой бу-детлянства.

Труды Бяч.Вс. Иванова, посвященные проблеме взаимодействия искусств, науки и метанауки в творчестве Хлебникова, выявили истоки и очертили контуры хлебниковского подхода к синтезу всех путей творчества, подчеркнули значимость ориентации на архаику в рамках новаторского ыйровидения поэта.

Работы Р.В. Дуганова, М.Я. Полякова, А.Е.' Парниса, Б. Лён-нквист, Р. Вруна, Р. Кука, В.' Маркова, Г. -Баранайзв,' продолжившие традицию разностороннего комментирования и интерпретации текстов Хлебникова,' представленную именами Ю.' Тынянова, Н.: Харджиева, Н;' Степанова, вплотную приблизили осуществление актуального замысла издания полного научно прокомментированного свода стихотворных, прозаических, графических текстов поэта.

Сложность, с которой столкнулись уже первые интерпретаторы творений Хлебникова и заключающаяся в различном понимании конечных целей и задач, самоопределений и самооценок поэта, вынудила его исследователей и последователей остановиться "на подступах" к тому, кого они же без тени сомнения именовали "чемпионом" (В. Шкловский.) русской словесности.

Среди других наиболее существенных проблем, связанных с мифотворчеством, историософией И теогонией будетлянина, одно Из виднейших мест занимает вопрос о карпатском фольклоре как источнике хлебниковских.мифологических и математических выкладок. Са-

мо избрание карпатского региона в качестве резервуара фольклорных образов, становящихся под рукой поэта-теурга сердцевиной новотво-римого мифа, далеко неслучаен. Роль, сыгранную украинским фольклором в хлебанковском мифологическом конструировании,' в создании будетлянского пантеона, обретений Хлебниковым имени МИРОВОГО ЗЛА, трудно переоценить. Сама эволюция хлебниковедения диктует необходимость всестороннего герменевтического исследования и истолкования наиболее философски весомых текстов в Их связи с духовными тяготениями и ориентиром поэта, у1фаинским фольклором, гоголевским "вектором" российской словесности.

Актуальность реферируемой работы, таким образом, заключена Bt осмнолении'н-исголкованнм'Штогов герменевтического - анализа философских приоритетов и форадльно-мпфо логических построений Хлебникова, зивдящихся на оснований украинской мифологии, "очищенной" и "пересозданной" уже "будетлянином 19го- века" - Гоголем.' В хлебниковедческих штудиях Вяч.Вс. Иванова, Р. Дуганова, В. Григорьева, К. Кедрова, 0. Седаковой и в более ранних критических статьях Г. Винокура, Н. Берковского, А. Урбана, комментариях к книге "Велимир Хлебников. Неизданные произведения" (1940 г.), принадлежащих Т. Гриц, отмечено значение украинского фольклора и гоголевского (по истоку.) мифа об Украине для хлебшковского мифотворенйя. Роль южнославянской и карпатской Проблематики в . рамках философии истории будетлянина рассмотрена в целом ряде публикаций А. Парниса. О значении магико-заклинательного элемента в творчестве Хлебникова тлеется содержательная разработка Р. Кука, а вопросы, связанные с карнавализацией мира в творениях Хлебникова, подробно освещены в книге Б. Лёншшист 'xiehniicov and. carnival. К ярким образцам современной славистической филологии, не могущей обойти вниманием автора сверхповестц "Дети Выдры", можно отнести эссе Б. Рубчака "Поетичне бачення зешп: три слов"

янськ1 Bapiaimi".

Опираясь на постулаты, интуиции и открытия мирового хлебни-коведения, автор настоящей диссертации анализирует творчество поэта, исходя из допущения об исключительной весомости украинских (по происхождения) символогеы, мифологем и мифа об Украине в его гоголевском оформлении на всех уровнях образно-форельного мира будетлянства.

Предметом диссертации стали произведения Хлебникова, где украинская мифология является основой всей художественной системы, а также философские, историософские взгляды Хлебникова, его теогония и воззрения, связаннке с проблемами времени, пространства. Особое внимание уделено магико-заклинательнш текстам поэта,' прежде всего, образцам "двуумной" речи, использованной в качестве орудия' заговаривания-истребления Мирового Зла - МАВЫ уже в палиндроме "Перевертень" (1913 г.). Специальному анализу подвергнуты сочинения выражение магического свойства, направленные на уловление и обуздание (в пределе - истребление) Мирового Зла, расчленение ("измельчение" в анаграммах) его имени - 1.IABA ("Перевертень", "Мава Галицийская", "Мавка -.ведьма", "Ночь в Галиции", эпос "Что делать вам..."). Соотнесение творческих принципов Хлебникова и Гоголя проведено под углом зрения автора "Уравнения души Гоголя". Исследованы тексты поэтов, связаннке с ТРОЙКОЙ ГОГОЛЯ в хлебниковском понимании (ТРСЙКА ВЕРЫ, ТРСЙКА НЕБЫТИЯ-БЕЗУМИЯ) и ДВОЙКОЙ "судьбы певца Малороссии" (миф об Украине-Рае, Кургане Слйвы). Изучены вопросы, относящиеся к мифологии зодчества, башенному коду, архитектуре будущего (трактаты об архитектуре Гоголя и Хлебникова, "тройственная" поэма Гоголя и "башенный" эпос Х^бникова "Кто он, Воронихин столетий...").

Научная новизна диссертации вытекает из впервые проведенного в хлебниководении выявления философеко-мифологической домИ-

нанты мировидения поэта, уяснения определяющего значения украинской мифологии в построении Хлебниковекой Гармонии мира, ее воздействия на все стороны Хлебникове кого глифо творчества, его апо-калаптику, заклинательную функцию поэта-шамана, его текстов, всех граней будетлянского Дела; В отличие от общепринятых концептуальных положений о "пушкинской всеотзывчивости" Хлебникова (ср. труды Вяч.Вс. Иванова, В. Григорьева), автор диссертационного сочинения исходит из реального соотношения сил в пределах хлебни-ковского пантеона, формульно-мифологического мира поэта.'

Анализ произведений Хлебникова 1913-1922 гг.' выявил их украинские источники, пути их проникновения, способы их адаптации, уовоения, интерпретации, раскрыл механизм очищения и включения фольклорных образов в будетлянскую картину мира.

Впервые дано широкое освещение проблемы, связанной о особым типом взаимодействия," отличным от отношения "учитель" : "ученик" и составляющим существо хлебниковокого "проникновения" в традицию (ту или иную). Обнаруженные при сопоставлении Хлебникова И Гоголя особенности хлебниковской рецепции (самоотождествление с писателем прошлого, "соучастие" в его творчестве), позволили по-новому осмыслить значение "подражательного" элемента И роль до-мйстикации в формировании идиостиля поэта.

Полученные результаты вложили в руку исследователя ключ к ■' пониманию наиболее громоздких хлебниковских форцульно-образных шифров (в т.ч. архитектурных), языка "детски-наивного и ноуменально-мудрого сразу" (о. П. Флоренский).

Образцы хлебниковских заклятий и корпус "мавьих" текстов поэта при детальном рассмотрении обнаружили не только орудийные средства и функциональные метаморфозы магического слова, но и самый объект заклинателъной практики будетляшша, переписываемый уравнением [ЛАВА = В01'П1А = СМЕРТЬ = ВЕЩЬ = ТРУП = ТРОЙКА ("злое

божество времени").

Обозначена непосредственная связь ТРСЙКИ ГОГОЛЯ в хлебни-ковском понимании с демоном автора "Мавн Галицийской".

Исследование графики Хлебникова ("Мировые страницы", "портрет" ГЛАВЫ), М. Шагала ("Шагал - Гоголю"), П. Филонова (криптограммы к хлебниковскснцу действу "Ночь в Галиции" и,в особенности, "портрет" ГЛАВЫ в обличим букета шиповника), архитектурных набросков и теоретических суждениях Н. Гоголя об архитектуре будещего подвело автора реферируемой диссертации к выводу о гоголевском истоке опытов форцульно-аналитйческого описания мира, дйфферен-циально-интегрального его "исчисления", определивших существо 0у-детлянского Дела.

Получен ответ на поставленную Хлебниковым в "Уравнении души Гоголя" задачу, заключающийся в закреплении за "певцом Малороссии" статуса "пророка ТРСЙКИ ВРЕМЕНИ", занимающего надлежащее место в одном ряду с "патронами-первопредками" будетлянства, певца-восхвалителя подвигов ПОСЛЕДНЕГО ЗАПОРСВДА, предтечи создателя "чистых законов времени", строителя БАШНИ ШОЗИСА.

Цель диссертации заключается в определении границ, конструктивных элементов, орудий и форм "украинизаторской"деятельности Хлебникова, причин и приемов широкого включения препарированного украинского фольклорного материала, внедрения его образцов в формульный мир и искусство поэта. Достижение.поставленной цели обеспечивается доказательством и аргументацией тезиса об отождествлении у Хлебникова определенных украинских (по генезу) симво-логем, мифологем, фольклорных тропов с Искомым ЗНАНИЕМ, "погребенным" в КУРГАНЕ СЛАВЫ УКРАИНЫ.

Роль мифологической "плоти" (личины, оболочки) для хлебни-ковских чисел Добра и Зла, управляющих жизне-смертным циклом -ТРОлКИ и ДВЙиИ, так показывает анализ, сыгрола МАВА ГАЛИЦИЯ-

СКАЯ, заключившая в себе и воплотившая в своей дуальной природе четно-нечетный принцип, логику взаимодействия "да" и "нет" фольклорного мировосприятия и будетлянской историософской арифметики.

Самоотовдествление Хлебникова с украинским народом ("мой народ"), преломленное в уравнении Я = ПАРОД, явилось для поэта эталонной мерой,' ставшей орудием избраний-извлечений-присвоений фольклорно-мифологических образов, в конечном счете, - закрепления имени ГЛАВА и облика демона-перевертня за Смертью, Войной Мировой," Мировым Злом, При этом магичность (тайнодейственность) обретенного имени сделала его средством борьбы с собственным носителем - демоном МАВОй - и заклятия Мирового Зла (см.' афоризмы о.' П. Флоренского о магии действия и магии имен).

В саду сказанного основной задачей диссертационной работы стало изучение вопроса о становлении, метаморфозах-очищениях и утвсрздении в гиперболических образах-форцулах первоначального фольклорного (генетически - галицийского) видения ГЛАВЫ, преображении его в призме хлебниковского мировосприятия, в сознании мага

Частными И конфетными задачами в даннсы контексте были признаны:

1) вопрос об условиях и истоках хлебниковского освоения галицийского фольклора и украинской традиции в целом;"

2) определение места и функций хлебниковской ГЛАВЫ, видоизменений и очищений первоначального ядерного мифологического образа в творчестве будетляшша 10-х - 20-х гг.;

3) уяснение принципов работы механизма взаимопроникновения И взаимодополнения историософской и собственно мифотворческой сторон деятельности мИфографа и заклинателя;

4) нахождение ключей к системе хлебниковеких шифров (в частности - к башенное ко,лу), восходящих к формуле ШВА = ВЙ'ПА =

= СМЕРТЬ.

В пределах многоступенчатой темы Хлебников и Гоголь центральное место в настоящей диссертационной работе было отведено изучению хлебниковских гоголеведческих формул и прежде всего истолкованию такого принципиально значимого опыта арифметизации судьбы писателя, как "Уравнение души Гоголя".

Практическое значение диссертационной, работы определяется тем, что полученные с помощью дешифровки фундаментальные этико-форвдлыше единства, среди которых наибольшей весомостью характеризуется тождество ГЛАВА = ВОЙНА, предоставляют возможность по-новому взглянуть на весь творческий мир Хлебникова, понять основное устремление его пророческих и магических усилий. В свою очередь,

тот новый взгляд способен иницщювать дальнейшее изучение трансформаций украинского мифа у Хлебникова и шире - в пределах русского авангардного мышления 10-х - 20-х гг.'

Материалы, результаты, выводы диссертации могут быть использованы при подготовке нового научного издания творений поэта.1 Яркий пример украино-российокого духовного взаимодействия в XX столетии, отраженный в "украинизаторской" деятельности будетлянина, может быть широко использован в изложений курса истории украинской литературы в той же мере, что и русской.

Методологическим основанием исследования является русская и украинская философ»« и филологическая мысль 19-20 вв., в частности труды А. Потебни, Ф. Буслаева, Н. Сумцова, Ф. Шмита, С. Ба-лея, Р. Якобсона, В. Шкловского, П. Флоренского. В диссертации использованы некоторые теоретические положения М. Элиаде, Т.Баш-л^>а, сёаэ0«еве«ншчнаблюдения Я. Голосовкера и 0. Фрейденберг.

Апробация диссертации осуществлялась в отделе русской литературы Института литературы им. Т.Г. Шевченко АН Украины (1992, 1993), а такке з докладах на конференций! "Поэзия русского и.ук-

раинского авангарда" (Херсон, 1991), на 1-ых Булгаковских чтениях (Киев, 1992), в Институте кибернетики им. Глушкова (Киев,1992),

По теме диссертации опубликовано четыре работы.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения,' двух глав, выводов и списка использованной литературы. Объем диссертация составляет 224 печатный.страницу,

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Глава I. Формула ВОЙНА - СМЕРТЬ И ВЩЬ - ТРУП ГЛАВА в творчестве Велимира Хлебникова. Исследование, посвященное изучению проблемы взаимодействия украинской мифологии и творчества Велимира Хлебникова, потребовало раскрытия ряда существенных для хлебнико-ведения и истории литературы фактов, связанных с источником центральных позиций формульного мира будетлянйна, орудиями и методами преобразований (трансмутаций) исходного фольклорного материала, "этимологическими" и "культурно-историческими" (Григорьев) подо-плеками "украинизма" русского поэта.'

Прение всего было выявлено определяющее весь размах поэти-ческо-заклинательной деятельности поэта формульное единство ми-ровидения. Этим стержнем оказалось уравнение, описывающее существо МАВЫ ГАЛИЦИЙСКОЙ, осмысленной Хлебниковым как эквивалент Мирового Зла;- "Превращение элементов" украинской мифологии в раскаленном тигле русского будетлянства имело основным результатом обретение ИМЕНИ Мирового Зла, давшее возможность Хлебникову приступить к заклятию МАВЫ, деятельному противостоянию ей. Хлебш-ковская "нереида", знакомство с которой ее будущего заклинателя можно отнести к самого началу 10-х годов, эта модель оборотня и воплощение лукавой красоты (и 1фасотн лукавства - ср. утвервде-ние поэта: "И в некрасивом есть красоты"), была "похищена-изъята" магистом непосредственно Из галицийского фольклора и "исчислена",

"просчитана", определена с помощью цифрового выразителя "злого божества времени" - ТРОЙКИ." На "избрание" МАВЫ ГАЛИЦШСКОЙ и ут-вервдение ее господства над формульно-мифодогическим пантеоном Хлебникова оказали влияние как субъективные, так и объективные причины: причисление поэтш образа ШВЫ в его галицийской форме к наиболее впечатляющим (притом, основанным на конкретном визуальном аффекое) явлениям мировой мифологии; способность амбивалентного образа самостоятельно (собственным дуальным "Я" - "МЫ") описывать диалектическую сущность мироздания; реальные события мировой истории (военныз действия в районе Карпат, катастрофа русских войск в Галиции, положение карпатских народностей в 10-е годы столетия, национальные, культурно-исторические и политические данности-проблемы, связанные с ними), воспринимаемые поэтом в контексте его "геометризации" времени, в пределах которой "поражение государства" влечет за собой личную "победу" будетлянина (по модели: "в день Цу.оимы задумал мыслью победить государство") над Мировым Злом.

Уравнение МАВА = ВСЙНА МИРОВАЯ, полученное Хлебниковым уже на первом этапе его "вторжения" в украинскую мифологию, претерпело развитие-усложнение в формуле: МАВА = ВСЙНА = СМЕРТЬ = ВЩЬ= = ТРУП.' Генеалогическая близость ШВЫ и HABA (в хлебниковском понимании - "живого мертвеца", "царящего" ТРУПА) сказалась в отождествлений украинского фольклорного образа с философским понятием ВЩИ как не-бытия, значением ТРУПА-ВШДИ как "князя мира сего", власти МИРОВОГО ТОРГА, РЫНКА, СТОИМОСТИ. В результате хлебников-ских преобразований была подучена искомая формула Мирового Зла," чьим математическим показателем была признана ТРОЙКА (число Рока, число-"оборотень", знаменующее собой в рамках математизирование:; истории "прстивособитие").'Уне в книге "Изборник стихов" (1913 г.) Хлебников вывел на подмостки своего ново обретенного

Демона, поместив его в окружение ведьм, русалок, всей киево-лы-согорской нечисти, заставив "зрителя" ужасаться при одном упоминании голени МАВЫ ("Ночь в Галйции"). Сравнив "тыл" ГЛАВЫ с, цветом дикой розы - шиповника, Хлебников подсказал II. Филонову образы . серии работ, иллюстрирующих текст "Ночи в Галиции", криптографически воссозданный и перекодированный художником (в частности, "тайнопись" Хлебникова, скрещенная с "песнями ведьм на Лисой Горе", сравнение МАВЫ с красным цветом шиповника побудили Филонова создать "портрет ГЛАВЫ, предетавляющий собой помещенный в антропоморфный сосуд "Сгукет роз").

Стихотворение "Перевертень" (воспроизведенное в книге "Изборник"), подвергнутое детальному анализу и рассмотренное под углом зрения поэтики заговора, не оставляет сомнения в подлинном своем назначении - "двуумном" обуздании и "расчленении" Г.ШЗЫ-ТРСЙКИ, ритуально-магическом изгнании демона. Ключом к постижению текста служат последние две строка-палиндром^"И к вам И трем с // Смерти "ЛАВКИ"), содержащие в себе предельно сконцентрированную и максимально "очищенную" информацию о хлебниковской формуле Мирового Зла (цикличность существования ГЛАВЫ, ее равенство "злому божеству времени" - ТРОЙКЕ, ее функция вечного и "к каждому" прихоядения-возвращения). Само украпнокое слово ПЕРЕВЕРТЕНЬ (русск. "оборотень"), определяющее суть хлебниковского "рака" - "обратимого" (двоякочитаемого) заговора, направленного против ГЛАВЫ, указывает на избрание поэтом исходного магического орудия - "двуумной речи" ("живых глаз для тайны"), - побеждающего демона его же средствами: метаморфозами - "оборачиваниями" смыслового вещества заклятия-палиндрома.

Особое значение последних строк "Перевертня", подчеркнутое в варианте "Изборника" (в том числе выделением слова ГЛАВКИ), не било осознано и правильно истолковано исследователями, что при-

I2

вело к причислению текста к разряду "бессодержательных", "лишенных смысла" и пр, В действительности "Перевертень", созданный поэтом "в чистом неразумии" ("Свояои"), является одним из наиболее насыщенных смыслами палиндромов, не только не сводимых к роду "искуоных ухищрений", но и наделенных сверхцелью, магико-ри-туальной, заклинательной функцией.

Кледономантическое искусство Хлебникова, достигшее, вероятно, своей вершины в "Перевертне" и подкрепленное опытами "математизации истории","" открытием "чистых законов времени", всей ло-гико-магйческой деятельностью будетлянина, в течение почти десятилетия (1913-1922 гг.'), было посвящено достижению той "сверхцели", которая сводилась к формульному обузданию ШВЫ = ВСЙНЫ = = СМЕРТИ," "победе" над Временем И Пространством.' Ряд сочинений Хлебникова, связанных с Именем Мирового Зла," представляют различные стороны "жизнедеятельности" и "поведения"-МАВЫ,7 обнаруживая 'в ней все новые черты (ср.' роль "устроительницы ведьминого бала",' "начальницы над демонами" в стихотворениях "Мавка (ведьма)" и "Мава Галицийская") и подводя поэта к выведению окончательной формулы, учитывающей крайнюю гиперболизацию образа МАВЫ в эпосах И стихотворениях 1921-22 гг.

Такой окончательной формулой явилось тождество "МАВА - часы человечества", уравнявшее демона с "чистыми законами времени" и истории, с помощью метафоры возведшее ГЛАВУ на вершину БАШНИ ВРЕМЕНИ (эпос "Что делать вам,..").

Хлебниковское "зодчество времени", его "архитектурная эсхатология" - иновнражение логико-математических построений поэта, представленное в эпосе "Кто он," Воронихин столетий..." (1921 г.?) в образе "наложенных" друг на друга ступенчатых БАШЕН ("из троек построек") - "зиккурата" будетлянства, - попирается "великой по-споГ.ски" НАВОП, парящей в предсмертных мрачных пророчествах ее

заклинателя.'

Преобразование элементов украинской мифологии, исследованное на примерах "украинизирующих" прозаических и стихотворных текстов Хлебникова, явилось органической частью будетлянского "архаизаторства", направленного на извлечение Из национального прошлого "чистых" образцов героического, на восславление и сакрализацию "подвигов предка" - ПОСЛЕДНЕГО ЗАПОРСЩА.' Уравнение ПОС-ЛЕЩНЖ ЗАПОРШЕЦ = КОБЗАРЬ = СОЛДЦЕ, вписашое в башенный код Хлебникова, стало одним Из выражений "гармонии мира", где ряд ЛИРА (КИФАРА) = БАЛАЛАЙКА = КОБЗА соответствует "гамме будетлянина", новому "учению о всеединстве".

Числовые опыты и обнаружение "соответствий, взаимозависимостей, взаимодействий в рамках "математического понимания истории", утвердили Хлебникова в суждении о судьбах народов и отделдаос лич-, ностей как "числах", обращающихся в "уравнениях душ" и определяющих "закон поколений".

Глава 2. "Гоголь и Хлебников. Одним Из наиболее существенных и пространных (развернутых) текстов Хлебникова, посвященных обнаружению "закона отдельной души", является "опыт о Гоголе", ("Уравнение души Гоголя"), помещенный в своде дневниковых афоризмов и дефиниций поэта.' Изучение этого текста, как и хлебниковских "подражаний" Гогойо, в главе второй настоящей диссертации сделало возможным не только "приведение к общему знаменателю" нескольких концептуальных утверждений, аксиом, поучений (в ньютоновском смысле) и следствий, проистекающих из будетлянского понимания ТРСйКИ ГОГОЛЯ, нотИ более глубокое уяснение мифологических единств типа УКРАИНА - КУРГАН СЛАВЫ. Вторая глава данной работы, призванная проанализировать взаимодействие ГОГОЛЬ - ХЛЕБШШСВ, вобрала в себя результаты "раскрытия скобок", истолкования Хлебникове них.формулировок, базирующихся на "суезерпоп вере в чет и

нечет", в ДВОЙКУ и ТРСЙКУ "души Гоголя". "Благо", "Творчество", "Добро", связанные с ДВСЙКОЛ (первым модусом бытия Гоголя), ра-венствуют, по Хлебникову, Украине, тогда как "уход в бытие до рождения", в негбытие (второй модус) предопределен ТРСЙКСЙ НЕБЫТИЯ-БЕЗУМИЯ, "до-разумно" (интуитивно, подсознательно) пророчествованной самим автором "Мертвых душ".

Украинская мифология, испытавшая "очищения", аналитико-син-тетические "перестройки" в творениях "будетлянина 10^-го века", гоголевская трактовка. ВВДЬМЫ, РУСАЛКИ, ЧЕРТА, "начальника гномов", торжество "веселой смерти", "праздничность-карнавалыюсть" (Бахтин) "бешеной" -(Гоголь) истории УКРАИНЫ-РАЯ, богатырские подвиги ПОСЛЕДНЕГО ЗАПОРОЖЦА (единого в трех лицах - Остапа, Андрия И Их отца), понимание украинского фольклора как "надгробного памятника" - КУРГАНА СЛАВЫ - все эти положения, мифологемы, аксиомы, преобразования были приравнены к "подлиннику", "канону", аутентичному народному слову и перенесены в формульный мир Хлебникова для перекодировки, приспособления к нуждам строительства ХРАМА ВРЕМЕНИ. "Таинственная" и "воинственная" Украина, в частности, в хлебниковском автопортрете "И кто я, сын какой я Бульбы.'..", наделена значением "родины древней" (ср. "Бурлюк"), ист01а взаимодополняющих полярностей духа поэта (его "Я - МЫ"), вместилища первоначальных, исходных, действительных ценностей, ХРАМА СЛАВЫ ("Курган").

Теш "выхода из кургана умершего сына", наряда с тождеством ЧАША - ЧЕРШ, соответствием КОБЗАРЯ - БУДЕТЛЯНИНА своему "перво-предку" - ПОСЛЕДНЕМУ ЗАПОРОКЦУ, составляет фундамент хлебников-ского пипа об Украине,

-Опора на Гоголя и Шовченко, украинский фольклор в его эпически-: (л/ил, Нсторичесше песни) и "смеховых" образцах прослеживается л "зодческих" усилиях Хлебншогаа, в "возведении" сверхпове-

сти "Дети Выдры", многоступенчатой конструкции поэм "Полужелезная Изба (Гаргяин)", "Ночь в окопе", "Каменная баба", БАШНИ ВРЕМЕНИ (эпос "Кто он, Воронйхин столетий..."). Гоголь - истолкователь И "создатель" "драматической истории Украины", Гоголь - "зодчий", тяготегоший к готическим и "вертепным" формам организации "всякой всячины" (ср. близкий по принципам "сооружения" к сверхповести сборник "Арабески") и "пути духовного восхождения" (в замысле трехчастная поэма "Мертвые души"), наконец, Гоголь - "пророк" ПТИЦЫ ТРОЙКИ ("злого божества времени" хлебниковских историософских выкладок) - был для Хлебникова тем "сеятелем очей" ("предтечей"), который лишь должен прийти и "замахнуться бичом сумасшествия" ("Дать очи на тройку.,.").

ТРСЙКА НЕБЫТИЯ-БЕЗУМИЯ (полрищинская "тройка"), ТРОЙКА ВРЕМЕНИ, интуитивно постигнутая Гоголем, мчала Россию, как показал в своем "Уравнении" Хлебников, к Поражению ("Цукдену"), уносила "певца Украины" прочь от Победы-Рождения (= Украины) - к личноьр Не-бытига-Пораиению, в "бытие до рождения", в Смерть-Веру.

Хлебников-"геометр" в "Уравнении души Гоголя" занят наложением "угла" личной судьбы на "фигуру" судьбы государства и сочетанием чисел двух модусов жизни "создателя "Вечеров" и "Авторской исповеди" в их противодействии и равнозначности, "Локера" и "¿чук-дена", "Ермака" и "Куропаткина" гоголевского расцепленного ТРОЙ-КСй ВЕРЫ "Я". Творчество Гоголя до "общего пятна" 1846 года Хлебников признает развитием, усилением первоначального импульса -Рождения и жизни поэта на Украине, защищенных от Зла благодетельной Двойкой "в основании уравнения". "Лепет русалочьей речи", НАРОДНОСТЬ и "праздничность" "Вечеров", по Хлебникову, - реализация и результат жизни "для славы", для зосславления истинно ценного, "выход Из кургана" "родины древней", соединение в прлом "таинственного" и "воинственного", "чета" и "нечета" в "добром

числе" Украины. Напротив, жизнь "не для славы и не для чего-нибудь предпринятого", но "в Его святое Имя", - путь Гоголя к ВЕРЕ-ТРОЙКЕ. "Вскочить на тройку Гоголя" ('.'Дать очи на тройку - верить") означает для Хлебникова не только "осадить", "придержать" (неудержимую) ТРОЙКУ ВРШЕНИ, но И построить "умный храм Из времени", Из "кубов" событий и противособытий, возвести БАШНЮ БУДЕГЛННОКУЮ, в основании которой - абсолютная ВОЛЯ, а на вершине-"шпице" - совершенное ЗНАНИЕ.

Таким образом, ТРОЙКА ВРШЕНИ, увиденная Хлебниковым сквозь "конскую тройкустановится строительной единицей БАШНИ ПЮЗИСА (= СУХАРЕВКА = Башня Сумбеки = axis munüi), преображенного КУРГАНА СЛАВЫ ("в погребении" - ГОЛОВА - ЧЕРЕП "первопредка" будетлян-ства "отца воли" - РАЗИНА = КУРГАННОГО ВОИНА = ПОСЛЕДНЕГО КАЗАКА; имя "Разин" получило предпочтение в данном случае перед Острани-цей или Самко благодаря ценной для Хлебникова этимологизации -'"'корень "раз", т.е. "один", единый, цельный первойсток ВОЛИ, тогда как сам Хлебников-^противоразин" ("перворазин - "двойник" - " -I поэта"), на "знамени" которого "вместо Я стояло Мы", т.е. "Мы -будетляне"; это "знамя", равенствуюцее ЗНАНИЮ и ПРЕДОСТЕРШЕЮГО, помещено Хлебниковым ца "игле" БАШНИ и предназначено исполнять роли одновременно и "Золотого Петушка", и "Пощечины общественному вкусу", "веры четвертого измерения" и "кистеня" - навершия, которым БАШНЯ грозит небу),'

Гоголь второго модуса своего бытия "рукой чумы" указывает

р

направление - ведет к храму Христа Спасителя ("Ка "). Словесное и собственно архитектурное "зодчество" Гоголя ("см. статью "Об архитектуре нового времени" в сб. "Арабески"), по Хлебникову, оборачивается ыертзопнчм'профетизмом и "назидающей" аскезой, са-моунорщвление.л, отличающимся от "украинского" периода как -I от +1, i:íir. "лот" от "да". По дли будэтляшша ясно, что "да" и "нет"

"есть обычное олово, бронза, сплав из глыб равенства и глыб неравенства" и потом/ ДВОЙКА и ТРОЙКА гоголевской судьбы на равных правах включены в формулу его духа.

В заключения настоящей работы утверждается мысль о том, что украинская мифология, украинский фольклор, их преломления в призме гоголевского творчества, извлечение из них формульных единств и развитие-усложнение этих последних в образах-уравнениях Хлебникова придали всему его творчеству те черты, вне учета которых невозможно понять заклйнательных и_ созидательных целей зодчего-бу-детлянина, "идиостиля" и "природы творчества" поэта-магиста и "ученого". Полученные в диссертации формулы, вычлененные Из "ук-. раинизирующих" текстов Хлебникова и "разгаданные" уравнения-шарады позволяют утверждать, что в основе целого ряда его математизированных метафор, определяющих существо будеглянской историософии, лежит украинский фольклорный материал, миф Украины и об Ук-

Основное содержание диссертации отражено в оледлшцих публи-

1. "Щоб розкрилисв високI могили..." Мхф I. реальн!сть у Шев-•ченка 1 Хлебникова // Слово х час: - 1990. - № 9.

2. "Смерть Пал1води" В. Хлебнгкова. Украшзьк! штоки твору

3.' Миф об Украине у Велимира Хлебникова // Поэзия русского и украинского авангарда: история, поэтика, традиции: Тез. межд. науч.1 кояф. - Херсон, 1990. - С. 77-78.

4, М. Булгаков и "звездная мораль" (опыт сопоставления с В. Хлебниковым) // Творчество Михаила Булгакова: К столетию со дня рождения писателя: Сб. науч. работ. - Киев, 1992. - С. 112-

райне

кациях:

Ц Слово 1 чао

• 4333,^40