автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1

  • Год: 1982
  • Автор научной работы: Вольдман, Я.И.
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Вольдман, Я.И.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ВЕНСКОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ КОНЦА

OTI - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ.

1.1. ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

ВЕНЫ КОНЦА ХУШ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ

1.2. КАРЛ ДИТТЕР ФОН ДИТТЕРСДОРШ.

1.3. ВАЦЛАВ ПИХЛЬ.

1.4. ПАВЮ1 И АНТОНИН ВРАНИЦКИЕ.

ГЛАВА 2. СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВО ВЕНЫ, СВЯЗАННОЕ С

НАРОДНО-БЫТОВОЙ МЗЫКОЙ.

2.1. ЙОЗЕФ ЛАННЕР И ИОГАНН ШТРАУС-ОТЕЦ.

2.2. ИОГАНН ШТРАУС - СЫН. Г.'?-.''!.

ГЛАВА 3. СКРИПИЧНОЕ ИСКУССТВОСВЯЗАННОЕ С ТВОРЧЕСТВОМ КОМПОЗИТОРОВ"ВЕНСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ

ШКОЛЫ.

3.1. СКРИПКА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ.

3.2. ИГНАЦ ШУППАНЦИГ.

3.3. ФРАНЦ КЛЕМЕНТ.

ГЛАВА 4. СКРИПИЧНЫЕ КЛАССЫ ВЕНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

4.1. ЙОЗЕФ БЕМ - ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР СКРИПИЧНЫХ

КЛАССОВ ВЕНСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ.

4.2. ГЕОРГ ГЕЛЬМЕСБЕРГЕР - СТАРШИЙ.

4.3. ЯОЗЕф ГЕЛЬМЕСБЕРГЕР - СТАРШИЙ.

ГЛАВА 5. ВИРТУОЗНО -РОМАНТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ВЕНСКОМ СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

XIX ВЕКА.

5.1. ЙОЗЕФ МАЙЗЕДЕР.

5.2. ГЕНРИХ ЭРНСТ.

 

Введение диссертации1982 год, автореферат по искусствоведению, Вольдман, Я.И.

Венская скрипичная школа уходит своими истоками в исполнительское искусство народов Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии и Германии. Особая заслуга в ее становлении принадлежит выдающимся чешским музыкантам - братьям П. и А.Враницким, а также венцам К.Диттерсдорфу и И.Шуппанцигу. Проявляя себя в области сольного, камерного и оркестрового исполнительства, скрипичной педагогики и композиции, они заложили основу, на которой в дальнейшем расцветает деятельность их учеников и последователей, среди которых выделяется Й.Майзедер, Й.Бем, Г.Гельмесбергер и его сыновья.

Немалое значение для развития венской скрипичной школы имели также связи с традициями бытового музицирования австрийской столицы. Опоэтизированные в искусстве Й.Ланнера, И.Штрауса - отца и сына - создателей венского вальса - они обогатили новым опытом венских скрипачей, стимулируя их поиски в области мелодической и ритмической выразительности, штриховой техники и колорита звучания.

Другим живительным источником, определившим судьбу венской скрипичной школы, является связь ее представителей с творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена и Ф.Шуберта. Многие их сольные, камерные и симфонические произведения получили жизнь благодаря исполнительскому творчеству представителей названной школы.

Однако достижения венской скрипичной школы указанного периода еще не получили достаточно полного освещения в советском и зарубежном музыкознании. Неизученными оставались и многие факторы, имеющие существенное значение с точки зрения формирования характерных черт исполнительской и педагогической деятельности ее представителей. До сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные венской скрипичной школе.

Сказанное определяет актуальность избранной темы, разработка которой может пополнить наши знания в данной области и дать новый материал для изучения ряда вопросов скрипичного исполнительства и педагогики, что в свою очередь позволит лучше понять некоторые явления, свойственные современному скрипичному искусству. Исследуемые - в значительной мере впервые - в диссертации вопросы могут оказаться полезными для дальнейшего развития вузовских курсов Истории и теории смычкового искусства, а также Методики преподавания игры на смычковых инструментах, что определяет п р ак-тическое значение диссертации.

Научная новизна исследования обусловлена недостаточной разработанностью избранной темы в отечественном и зарубежном музыкознании, а также поставленной целью исследовать становление и развитие венской скрипичной школы, ее основные стилевые направления, ее связь с венской классической школой, деятельность ее виднейших представителей.

Методологической основой диссертации является марксистско-ленинская теория, труды К.Маркса и Ш.Энгельса по истории общественного развития и революционных движений в Европе, труды В.И.Ленина по национальному вопросу, а также работы классиков марксизма-ленинизма по вопросам культуры и искусства.

В процессе работы над диссертацией использованы общие и специальные труды по истории музыки,истории и теории музыкального исполнительства, имеющие,в частности, отношение к теме диссертации. В этом отношении весьма полезными оказались те немногие работы, в которых освещается состояние скрипичного искусства в Вене интересующего нас периода, а также жизнь и деятельность его некоторых крупнейших представителей. Так, в работах' д. Hoser "Geschichte des Violinöpielo V/. Yiasielev/öici 'Üie Violine und ihre Meister "f автор нашел ценные дополнительные сведения о музыкальном быте Вены, а также об этапах формирования ее виднейших скрипачей. Сопоставление их взглядов на концертную жизнь австрийской столицы с высказываниями s.Hansiick 'Geschichte aes Kon^ertv/esens in Y/ieii " позволило яснее разобраться в борьбе различных эстетических направлений и художественных вкусов, господствовавших в столице Австрии.

Обращение К книгам V. Blazer. "Bohémica v Lohicuviскёт zoine-ckem агсМуи,И.Бэлзы "Очерки развития чешской музыкальной классики" и др.позволило полнее раскрыть роль чешских музыкантов в развитии венской скрипичной школы. В этом отношении несомненный интерес представили данные о школе игры на скрипке А.Враницкого, ознаменовавшей начальный этап становления венской скрипичной мысли в области преподавания.

Благодаря материалам, содержащимся в работах Р.Роллана и в "Письмах Бетховена" (составитель Н.Фишман), удалось уточнить ряд существенных подробностей, касающихся связи некоторых венских скрипачей с Бетховеном. Это особенно относится к И.Шуппанцигу и его квартету, который, как отмечает Л.Гинзбург в "Истории виолончельного искусства", кн.1, стимулировал творчество многих композиторов благодаря своему высокому художественному и исполнительскому уровню. Из содержательных работ Л.Гинзбурга, а также из книги В.Григорьева "Кароль Липиньский" были заимствованы ценные сведения о пребывании Шуппанцига в России.

Интересные факты о влиянии Бетховена на другого крупного представителя венской скрипичной школы - Г.Гельмесберге-ра-старшего - приводятся в книге Дж.Энеску "Воспоминания". Немало интересных данных о Г.Гельмесбергере и других членах этой музыкальной семьи почерпнуто из посвященной ему работы

Ргов1 Н.П. Ше Не11гаевЪегБег »' . Благодаря таким работам, как "Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики" Л.Ауэра и "Воспоминания. Заметки скрипача" Ж.Сигети, можно проследить, как традиции исполнения скрипичных произведений Бетховена, заложенные венскими музыкантами, были продолжены современными скрипачами.

Что касается определения методических взглядов Я.Донта и Г.Эрнста, а также места, занимаемого их сочинениями в педагогическом и концертном репертуаре, то автор опирался на высказывания главы русской классической школы Л.Ауэра, высоко ценившего достижения венцев.

Важнейшим дополнительным источником для характеристики особенностей венской скрипичной школы явились сочинения как скрипачей-концертантов, так и Гайдна, Моцарта, Бетховена. Исполнительский анализ их скрипичных камерных и симфонических произведений дал богатый материал для выявления особенностей трактовки скрипки в творчестве венских композиторов, а также манеры игры венских скрипачей.

Данное исследование в качестве диссертации было подготовлено и обсуждено на кафедре Истории и теории исполнительства в Московской консерватории имени П.И.Чайковского и обсуждено на кафедре струнных инструментов Института искусств им.Г.Музическу в Кишиневе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Венская скрипичная школа конца XVIII - первой половины XIX веков. Том 1"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ •Исследование венской скрипичной школы конца ХУШ - первой половины XIX века вскрывает её значительную роль в развитии мирового скрипичного исполнительства, а также скрипичной педагогики. Она заключается в высоком развитии разнообразных средств скрипичной выразительности, подчинённых художественной цели, понимавшейся по-разному представителями названной школы в зависимости от того направления, к которому они принадлежали.

Так, искусство венских классиков способствовало углублению реалистических черт, обогащению лирических и драматических образов, а также жанровых элементов в исполнительском творчестве тех венских скрипачей, которые с ними общались и испытали влияние их стиля. Традиции народного бытового музицирования, а также салонного музицирования, представленные творцами венского вальса, отразились в культивировании свойственной им задушевно-поэтичной атмосферы песенно-танцевально-го начала, обусловивших особую роль тёплого, мелодичного звука, лёгкость и отточенность штрихов, остроту и импульсивность ритма. Влияние же романтических веяний сказалось в интенсивном расширении круга ярко виртуозных приёмов, которые являлись для концертанта основным средством воплощения его художественных намерений.

Примечательно, что каждое из этих трёх направлений нашло своих выдающихся представителей, внесших свою лепту в становление того комплексного явления, каким представляется венская скрипичная школа рассматриваемого периода. Среди таких представителей особое место .занимают: братья Павел и Антонин Враницкие, Игнац Шуппанциг, Йозеф Майзедер и Генрих Эрнст, которые своими достижениями подняли авторитет венской школы до мирового значения. К сказанному надо добавить, что названные музыканты, а также и Йозеф Бем, Якоб Донт и отец и сын Гельмесбергеры многое сделали для развития скрипичной педагогики своего времени, влияние которой продолжает ощущаться и по сей день в различных скрипичных школах.

Отмечая достижения венской скрипичной школы в целом, автор стремился по достоинству оценить роль и значение каждого из её виднейших представителей на разных этапах формирования и развития названной школы, учитывая их индивидуальные особенности и те художественно-эстетические направления, с которыми они были связаны. При выявлении индивидуальных черт в искусстве венских скрипачей автор стремился суммировать те общие закономерности, связанные с общественно-политическим положением, культурной средой и национальными особенностями, которые обусловили художественную жизнь австрийской столицы того периода и так или иначе сказались на облике венской скрипичной школы и на эволюции её основных направлений.

Что касается индивидуальных особенностей крупнейших представителей венской скрипичной школы, то, кроме высказываний современников, автор широко использовал их сочинения, анализ которых позволил охарактеризовать каждого из них. В ряде случае разбор музыкальных произведений помог выявить также народно-национальное начало, лежащее в основе формирования того или другого скрипача. Сказанное особенно относится, например к Антонину Враницкому, в искусстве которого ощутимы не только венские и итальянские влияния, но также связь с родным ему чешским фольклором. В частности, это последнее ощутимо в финале его Си бемоль мажорного скрипичного Концерта, где, как уже отмечалось, заметно воздействие чешских танцевальных мелодий.

Особую сложность представила собой задача характеристики облика венской скрипичной школы в целом, поскольку свойственные ей общие черты не исключали большое разнообразие представлявших ее творческих индивидуальностей. При всём различии путей развития каждого из крупных представителей школы и присущей ему манере исполнения, для всех них характерен высокий профессионализм, широта творческих интересов и разнообразие исполнительской деятельности, подчинённой требованиям выразительности, которая каждым из них понималась в свете того художественного направления, с которым данный музыкант был связан. Составить общее представление о венской скрипичной школе сложно ещё и потому, что, порой, существенные различия можно обнаружить и в рамках каждого из трёх упомянутых направлений.

Действительно, приведенные в связи с Игнацом Шуппанцигом и Францом Клементом материалы показывают, насколько оба эти музыканта по-разному преломили классические влияния. Если Шуппанциг, не увлекавшийся внешней виртуозностью, проявил себя, главным образом, в квартетном исполнительстве как музыкант, стремившийся в первую очередь к глубине и содержательности музыки, к верности своей интерпретации композиторскому замыслу, то Клемент, дарование которого возникло на той же почве, во многом пошёл по другой линии. Вызвав вначале восхищение Бетховена, выразившееся в посвящении ему гениального скрипичного концерта, Клемент впоследствии поддался воздействию салонно-развлекательных тенденций, сказавшихся в культивировании внешних виртуозных эффектов игры, за счёт снижения художественного содержания исполняемой музыки.

Неоднозначно представлено в исполнительском творчестве венских скрипачей и то направление, которое было связано с народно-бытовой музыкой. Её воздействие, вполне естественно, во многом по-разному воплотилось в искусстве столь различных по масштабам деятельности музыкантов, как Йозеф Ланнер и особенно знаменитых представителей семьи Штраусов. Проявляя себя, по сути дела, в одной и той же области, каждый из них по-своему развивал возможности, таившиеся в венском вальсе. При этом вальс, развиваясь с точки зрения содержания, не только созревал в отношении формы, но и обогащался новыми исполнительскими средствами выражения, ставшими столь типичными для игры многих венских скрипачей. Так, свойственная ей задушевность, лёгкость и пикантность, проявившие себя уже в пьесах Ланнера, обрели новый, более тонкий смысл в соприкосно

V» II и |( вении с нежной поэтичностью искусства последующих королей венского вальса. Особенно в творчестве Штрауса - отца и сына-эти черты приобрели новое качество, обусловленное своеобразным синтезом напевной мелодики и ритмической остроты.

Обобщая наблюдения, связанные с игрой Йозефа Майзедера и Генриха Эрнста, надо отметить, что особенности исполнительского и композиторского стиля этих двух наиболее значительных представителей романтического направления в венском скрипичном искусстве, отразили,в целом, разные тенденции музыкального романтического искусства того времени. Приведенные в диссертации материалы дают основание высказать предположение, что причины различия этих особенностей следует искать не только в складе характера и личных склонностях обоих скрипачей, но, может быть, в первую очередь также и в том, что в их искусстве отразились вкусы разных кругов художественной общественности тогдашней Вены. Майзедеру, музыканту явно более субъективного склада, чем Эрнст, в большей мере была рико-интимные, сентиментальные настроения. Они перекликались с господствовавшим в салонно-аристократической среде влечением к нежной, элегантной, но неглубокой игре. Распространенная в этой среде склонность к развлекательному искусству нашла выражение в пристрастии Майзедера к блестяще-виртуозной и нередко малосодержательной музыке. Особенности художественного склада Майзедера, сумевшего зарекомендовать себя незаурядным исполнителем квартетов Гайдна, Моцарта и Бетховена, в то же время не позволили ему восстать против ограниченности требований салонно-романтического искусства, пойти против модных увлечений великосветской публики.

Эрнст же, наделённый более действенной натурой и дарованием более крупного масштаба, чем Майзедер, . не ограничивался сферой чувств, присущих последнему; он стремился к содержанию И другого плана, не замыкавшемуся в кругу сугубо интимных образов. Большей широте его интересов способствовали как связи с более демократическими кругами венской музыкальной общественности, так и многочисленные концертные поездки по различным странам, которые, как известно, ни разу не предпринимались его учителем. Отсюда и более действенный характер его искусства в целом и большая масштабность его романтических устремлений. В связи с этим Эрнсту была доступна более разнообразная трактовка виртуозности, которая в лучших его произведениях отличается стремлением к расширению диапазона и укрупнению плана (по сравнению с Майзедером). Виртуозность Эрнста, не уступавшая в блеске игре Майзедера, была шире по своей эмоциональной основе, чему способствовал также его интерес к народным мелодиям различных стран, о чём свидетельствуют его уже упоминавшиеся сочинения - Шестой этюд и "Венгерские напевы". Изучение стиля Эрнста и Майзедера вскрывает не только характерные для каждого из них индивидуальные черты, но и обогащает наши сведения о сути скрипичного романтического искусства Вены, двойственный характер эстетики которого своеобразно отразил общественные противоречия Австрии прошлого столетия.

Оценивая достижения венской скрипичной школы, надо подчеркнуть ту роль, которую она сыграла в развитии современной скрипичной педагогики. Такие её прогрессивные представители, как Йозеф Бем, Георг Гельмесбергер-старший и Якоб Донт, деятельность которых проанализирована в соответствующих разделах диссертации, не только сформировали ряд крупнейших скрипачей второй половины XIX - начала XX века, но во многом заложили ту основу, на которой развились передовые принципы скрипичного преподавания. К ним можно отнести стремление к гармоничному развитию художественных и технических данных молодого скрипача, индивидуальный подход к каждому учащемуся при сохранении общих для всех требований, в которые входили строгое соблюдение авторского замысла, высокое техническое совершенство, подчинённое художественной цели, широкий охват репертуара с опорой на классическое наследие.

Нельзя также не напомнить о том, что было сделано венскими скрипачами-педагогами и, в частности, Я.Донтом в создании целостной системы упражнений и этюдов, многие из которых остаются и по сей день классическими образцами в данной области. К ним особенно следует отнести "Этюды и каприсы" Я.Донта опус 35, высоко оцененные Л.Ауэром и получившие широкое признание советских и зарубежных скрипачей-педагогов.

Рассматривая венскую скрипичную школу как самостоятельное и, в своём роде, законченное сложное художественное явление, автор, вместе с тем, подчёркивает и её связи с другими скрипичными исполнительскими и педагогическими школами, в частности, с возглавлявшейся Л.С.Ауэром русской классической школой. Благодаря ему лучшие традиции венцев были переданы русским скрипачам и творчески переосмыслены на основе реалистических и демократических принципов русской музыкальной классики в свете их богатейшего педагогического и исполнительского опыта. Через тех из них, кто осуществлял преемственность между русской классической и советской скрипичной школой, лучшие достижения венского скрипичного искусства прошлого дошли до наших скрипачей и тем способствовали развитию советского скрипичного искусства. город веяа. тяпп год

Здание театра "Ан дер Вин

Здание концертного зала "Аугарген

Здание Фртнергоргеагра

К. ЛИ ТТЕРСДОРф а. трдацкий

П.ВРАНЩКИЙ

И.ШЛШНДОГ г о В с ишЦШц'фс ^(ГаЬспиг фсггл & кап Шроип,

• < 1 4 *

Ш0ГЙГП аш 7. ОД) 1824/ 1Ш Г. Г Ьгя ¿МГ«(||1СГМ»Г(,

• I 4 « | 4 I ( I Ш » I Г Р ь<1*р РсгГогошг«Ьтп а*и№ййЛ(мЬ Ьк иш|а *Ва1г Же .£хггп £«ьнчв вин 0с((1»»гя

Ргйгвв вгф Стгякг. в г р I с п з ©м? 9,хф фншия, пи ЗОД* ипЬ в ЗДшмя.

ФпШпб вго|с ЗошрЬепи, шЦтЙЬик ш№' (шь*п гы* нпь а*ег-еиашя, &ьяаб 1йь, а

Мг ЗгшЬг

ГЧ* ■ &ияят юиЬ<п Мг фЦсб во!!^ ипЬ и»-ЦП. иЬ Ь1Г ^чгггп .£>а(|иа(г в«е Ы)Г1Г«ЙГ«.

Йгг М № ДГчшИ« Жв Осфг^гго, к ЛдМмлв" Цп1«|Т 6« Ьсв вйцгя, Ш» № Я»Г|(вггг1я вгтЯМшм М вйгб ипЬ От-фгвггв ш Югмотп. ф(ГТ ЯиЬКНД МП ЙЗДвЮТ П>иЬ 00

Кг Ь(9 (Иагцт Ш(ки игЬпкп.

4« ЩяШЬрык рпЬ №и Й(Ы№(<Ь.

IV (мп м! «ь 1*1 «а Иг

М 1ИмггМк. и М «I» 1иМ, Ш «>М(1

Н11 М| (<»» 11|Н|1|

Ггг Шяи»$ ■■ : и»г «»(■»«.

Афиша премьеры девятой симфонии Бетховена. Концертмейстером оркестра был

И. ШУППАН11ИГ

Подпись Бетховена в Т794 году в альбоме Ф. 1-Слеменга рГ

Первая страница автографа Концерта Бетховена для скрипки с оркестром / ор.61 / с посвящением его первому исполнителю

Ф.КМВНТУ й.к^м

Й.т№МЗС БЕРГЕР - старший

Й.МАЙЗЕДЕР

141rtа4« um (MID | ни,'

• > » m i«i»i>. ti

OrollOMtOl*- IVrsoiml

M r. f. rpfnitbfuifrö tut f. Г flrofini *Kft>ouifih2îûaii fin ЙГ0SfÄ lilllllfít l|«*ll« Jltllltl |l |(lli lit ttt« IltH f >14 «г—»Ьнкг [« 4 «Ml, •« L- », «•Mktm. ti« >u Mi D*»i fx.in, m ГкмЬМ |Н<ч» м Çr>

J. Staudiffl. » WM1 - »rte Ik fil"!* M IMtnM, #(fu|ii M fra >u llawclt-Harth. failli

4 »H»4H'< (>»— UHITTK ««ни» l< I

• F. f .fifi rit It мм tri t»< B.'Mift-iip. )■■ tVi liltli.nl I С гл»)п>п wl+tlati.M » к IWHIWII*' 4M' WW iMt- MB |ям, JrnilV

Lul/.er. m

Jos í'flll

MitvMcdfr. Í*iMi<», IbUfm «и* i» ««f fr* i«,'i < Г 1

Кг. KtrvaÍ4.

1 v«u •>* м, tju- 4.J. ci (hriatiM i -r- ••• (• '

У Wild . 4. vail IliWM'll-llarlh. n»i >••* *«•>••>• Ni t ' •r.iboia I I III I

H1»11 I<I|<>' k*> 1,<1И>К| I

NixiUi «m t ■>., »«•., . ItHlil * » * • p ê « Л. , I l и ' * Ml *й** * l'i k. ** i 4 » » и *•« I«*» M t t 4 и - < * •«* •« iy »** ••<

Г.ЭРНСТ

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДВАЖДЫ ОРДЕНА ЛЕНИНА КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И.ЧАЙКОВСКОГО

Я.И.ВОЛЬДМАН

ВЕНСКАЯ СКРИПИЧНАЯ ШКОЛА КОНЦА ХУШ -ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКОВ

ТОМ П

Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор

Л.С.ГИНЗБУРГ

 

Список научной литературыВольдман, Я.И., диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве.- М.: Искусство, 1967, т.1, с.584.

2. Энгельс Ф. Начало конца Австрии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., т.4, с.471-478.

3. Ленин В.И. О культуре и искусстве.- М.: Искусство, 1956.- 554 с.

4. Ленин В.И. О "Культурно-национальной" автономии.- Полн. собр.соч. 5-е изд., т.24, с.174-178.

5. Алыпванг А. Людвиг ван Бетховен: Очерк жизни и творчества.- 4-е изд.- М.: Сов.композитор, 1970.- 559 с.

6. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений скрипичной классики.- М.: Музыка, 1965.- 272 с.

7. Бадура-Скода Е. и П. Интерпретация Моцарта /Прилож.Л.Ба-ренбойм.- М.: Музыка, 1972.- 373 с.

8. Берлиоз Г. Мемуары.- 2-е изд.- М.: Музыка, 1967. 813 с.

9. Бетховен Л. Жизнь. Творчество. Окружение /Ред.,вступ, статья и коммент. Н.Фишмана.- М.: Музыка, 1971. 255 с.

10. Бэлза. И. Очерки развития чешской музыкальной классики.-М.-Л.: Музгиз, 1951.- 588 с.

11. Гинзбург Л. История виолончельного искусства: Кн.1. Виолончельная классика.- М.-Л.: Музгиз, 1950.- 511 с.

12. Гинзбург Л. История виолончельного искусства: Кн.2. Русское виолончельное искусство до 60-х годов XIX века.-М.: Музгиз, 1957. 579 с.

13. Гинзбург Л. История виолончельного искусства: Кн.4.

14. Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX веков.- М.: Музыка, 1978. 407 с.

15. Гинзбург Л. Йозеф.Славик.- М.: Музгиз, 1967.- 46 с.

16. Гинзбург Л. Людвиг ван Бетховен и Н.Б.Голицын.- В кн.:

17. Бетховен. Сб.статей. Вып.2 /Ред.-сост.Н.Фишман.- М., 1972, с.225-238.

18. Гинзбург JI. Эжен Изаи.- М.: Музгиз, 1959. 200 с.

19. Гейне Г. Лютеция: Статьи о политике, искусстве и народной жизни.- Собр.соч.: В 10 т. М.: Худ.лит, 1958, т.8.-391 с.

20. Глинка М. Литературное наследие. T.I.- Л.-М.: Музгиз, 1952.- 511 с.

21. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт: Жизненный путь.- 2-е доп. рус.изд.- М.: Музыка, 1968.- 450 с.

22. Григорьев В. Кароль Липиньский.- М.: Музыка, 1977. -158 с.

23. Долгов П. Смычковые квартеты Бетховена /Общ.ред.и вступ. статья Б.Доброхотова.- М.: Музыка, 1980.- 196 с.

24. Друскин М. Музыкальная культура Австрии.- В кн.: Друскин М. История зарубежной музыки. Вторая половина XIX века. Вып.4.- М., 1980, с.II6-I3I.

25. История зарубежной музыки: Кн.1. Музыка Австрии и Германии ИХ века /Под общ.ред.Т.Цытович.- М.: Музыка, 1975.510 с.

26. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г.-М.: Музгиз, 1940.- 418 с.

27. Ливанова Т. Моцарт и русская музыкальная культура.- М.: Музгиз, 1956. 112 с.

28. Майлер Ш. Иоганн Штраус.- М.: Музыка, 1980. 71 с.

29. Мейлих Е. Иоганн Штраус: Из истории венского вальса.3.е изд.- Л.: Музыка, 1969.- 189 с.

30. Мейлих Е. Иоганн Штраус: Из истории венского вальса.4.е изд., доп.- Л.: Музыка, 1975. 208 с.

31. Новак Л. Йозеф Гайдн: Жизнь творчество, историческоезначение.- М.: Музыка, 1973.- 447 с.

32. Одоевский В. Музыкально-литературное наследие.- М.: Музгиз, 1956. 723 с.

33. Печка Я. Генрих Эрнст /Дипломная работа.- Брно, 1958.

34. Письма Бетховена 1787-1811 /Сост., автор.вступ.статьи и коммент.Н.Фишман.- М.: Музыка, 1970.- 576 с.

35. Пристер Е. Краткая история Австрии.- М.: Изд.иностр.лит., 1952.- 510 с.

36. Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей: Биографические очерки.- М.-Л.: Музыка, 1967.- 312 с.

37. Раабен Л. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов: Биографические очерки.- Л.: Музыка, 1969.- 262 с.

38. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни -8-е изд.- М.: Музыка, 1980. 453 с.

39. Роллан Р. Бетховен, великие творческие эпохи. Незавершенный собор.- Собр.соч.: В 14 т. М.: Худ.лит., 1957, т.12. - 350 с.

40. Роллан Р. Жизни великих людей.- Собр.соч.: В ,14 т.- М.: Худ.лит., 1954, т.2 371 с.

41. Сигети Ж. Воспоминания. Заметки скрипача /Общ.ред.вступ. статья и коммент. Л.Гинзбурга М.: Музыка, 1969. - 305 с.

42. Стасов В. Статьи о музыке. 1847-1859. Вып.1.- М.: Музыка, 1974.- 432 с.

43. Чайковский П. Литературные произведения. Переписка -Полн.собр.соч. М.: Музгиз, 1953, т.2. 437 с.

44. Черная Е. Моцарт: Жизнь и творчество. М.: Музыка, 1966.- 374 с.

45. Чичерин Г. Моцарт: Исследовательский этюд 4-е изд. /Вступ.статья и примеч. Е.Бронфин.-Л.; Музыка, 1979.255 с.

46. Энеску Дж. Воспоминания и биографические материалы /Пер. вступ.статья и коммент.Е.Мейлиха M.-JI.: Музыка, 1966.317 с.

47. Эррио Э. Жизнь Бетховена М.: Музгиз, 1959.- 359 с.

48. Ямпольский И. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром.-М.: Музыка, 1961. 35с, •

49. Ямпольский И. Никколо Паганини: Жизнь и творчество.-М.: Музыка, 1968.- 447 с.

50. Ямпольский И. Русское скрипичное искусство: Очерки и материалы.- М.-Л.: Музгиз, 1951.- 516 с.

51. Allgemeine Musikalische Zeitung. 1812, S. 76,143,28 2-5283, 442,279,281; 1815 S. 620,708-710 , 568,724; 1818 - 0.70,72.bO. Blazek V. Boherni сa v LoЪkovi ckem zamekern archivu v Roud-nici n.-L. Praha; EJdice Csl. Hudebniku, 1956 - 155 c.

52. Frimmel T. Beethoven-Handbuch. Leipzig: Breitkopf -Härtel, 1926; Bd.I, S. 53-54,95-97, 285- 291, 397-399, Bd. 2, S. 32-164.5b. Haas Ii. Tae Viennese Violinist Franz Clement. The Musical Quarterly, ITew-York, 1948, II I, p. 15-27.

53. Hanslick E. Geschichte des Korizertv/esens in Wien. Bd.I, Wien, 1869-1870, S.71-351.

54. Hellsberg E. J.Mayseder. Wien, 1955, T.I - S.92, T. 2 -U. 84.

55. Kinsky G. Beethoven und das bchuppanzigh-Quartett. »ReW-nisclie Musik- und Theater-Zeitung, 1920, S. 235-238.b9. Moser A. Geschichte des Violinspiels. Berlin, 19 23, Ö.499-h73.

56. Moser A. Geschichte des Violinspiels. Zweite Auflage. Bd. II,

57. Tutzing, 1967. öl. Orel A. Llusikstadt. Wien, I9t>3.6 2. Prosl R.M. Die Hellrnesherger. Wien: Gerlach-Wiedling, 1947, fei. 128.

58. Thauer A. Ludwig van Beethovens Lehen. Leipzig: BreitkopfHärtel, I9I0-I9II, 2 Auflage, Bd. 2, ö.21-594, Bd. 3, a. 30jb48.

59. Wasielewski W. Die Violine und ihre Meister. Leipzig, 1884, ö. 291-297, 471-477, 037-643.6b. Wranizky A. Kursgefasste Violinschule. Wien: Cappi u. Czerny. - «.II.1. JUletp mocUtoto1. Побочна^ партиящfHrff > ,r1 \'„