автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Византия и Восток в "Хронике Фредегара"

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Горелов, Николай Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Византия и Восток в "Хронике Фредегара"'

Текст диссертации на тему "Византия и Восток в "Хронике Фредегара""

? /

, * / ,/ / / /

? / / / ^

/ ' / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ГОРЕЛОВ Н.С. ВИЗАНТИЯ И ВОСТОК в "ХРОНИКЕ ФРЕДЕГАРА"

Специальность 70.00.03 —Всеобщая история

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель / Л проф., д.и.н. Лебедева Г.Е.

ЛI Л?

Санкт-Петербург 1998

Введение....................................................................................................................................3

"ХРОНИКА ФРЕДЕГАРА" И ЕЕ АВТОР..............................................................................8

Основные источники "Хроники"и характер их использования Фредегаром...................13

Повествовательный стиль Фредегара.............................................................................33

Дополнение 1 Битва на Каталаунских полях..................................................................45

Таблица I Состав "Хроники Фредегара".........................................................................49

Таблииа II Сравнительная таблица содержания второй редакции "Истории франков"Григория Турского и эпитомы этого сочинения,

содержащейся в третьей книге "Хроники" Фредегара...................................................54

Таблииа IIIИспользование Фредегаром хронологических маркеров в IVкниге "Хроники".

...............................................................................................................................64

ВИЗАНТИЙСКИЕ СЮЖЕТЫ В "ХРОНИКЕ" ФРЕДЕГАРА............................................68

Дополнение П Жизнеописание императора Тиберия........................................................71

Жизнеописание короля Теодориха....................................................................................75

История вандалов............................................................................................................81

Жизнеописание Велизария................................................................................................84

Женитьба Юстиниана на Антонии (Феодоре)..............................................................85

Серебряные цепи Гелимера............................................................................................90

Восстание "Ника"...........................................................................................................96

ДополнениеIIIЛатинские известия о восстании "Ника".............................................102

Нарсес и лангобарды..........................................:...........................................................105

Дополнение IV Фредегар и Павел Дьякон......................................................................111

Крещение Персии...........................................................................................................118

Жизнеописание императора Ираклия............................................................................124

Дополнение V Версии Романа об Александре и предание о запертых народах.............141

Известие о правление императора Константина и датировка времени окончания

работы над "Хроникой"................................................................................................148

Заключение...........................................................................................................................154

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................163

ПРИЛОЖЕНИЕ

181

Введение

В современной историографии большое место по праву занимает проблематика, связанная с изучением менталитета той или иной эпохи. Реконструкция системы мышления людей в рамках исторического времени предполагает как описание категорий материальных и духовных ценностей внутри единой культуры, так и сопоставительное изучение категорий двух разных культур. Во втором случае наиболее значимой становится задача выяснения того, какое место занимал один народ, одна культура в картине мира другого. При этом историк сталкивается с феноменом "зеркала": говоря о "другом", иноземном, сопоставляя "свое" и "чужое", люди далекого прошлого рассказывают многое о самих себе и окружающей их реальности. Обычно в таких случаях предметом рассмотрения становятся знания народов «более цивилизованных» о «цивилизованных менее» (например, византийцев о славянах, китайцев о гуннах, арабов о монголо-татарах). В данном случае нами ставилась иная задача: выяснить, как франки эпохи "длинноволосых королей" представляли себе Византийскую империю и сопредельные государства. Это принципиально меняло подход к изучению известий. Детальная реконструкция, восстановление по немногим сохранившимся иноземным упоминаниям культурного или исторического процесса не могла быть целью исследования, поскольку византийская история достаточно хорошо документирована и без привлечения франкских хроник, которые не в состоянии сколько-нибудь существенно скорректировать наше представление о ней.

В работе основными стали следующие вопросы:

• какие именно сюжеты, известия и слухи попадали за пределы империи, на территорию варварских королевств?

• как происходила передача этих известий?

• каким образом иноземные известия преломлялись, проходя сквозь призму франкского менталитета?

• какую информацию об авторе хроники и окружающем его мире можно почерпнуть, базируясь на повествовании хрониста о жизни империи?

Объектом является так называемая "Хроника Фредегара", созданная в Бургундии в

исследования ,гтт ~, т*

середине VII века, и сохранившаяся в 34 списках. Имя автора впервые

появляется на полях одного из манускриптов «Хроники» (Сент-Омерский

кодекс XI века), где гуманистическим почерком приписано, что это сочинение составлено

Фредегаром. Хроника включает в себя эпитому исторических сочинения св. Ипполита,

Евсевия и св. Иеронима, Идатия и Григория Турского. Выстраивая общую композицию

своего сочинения Фредегар сначала описал всемирную историю, затем обратился к истории готов и правлению короля Теодориха, после чего рассмотрел историю королевства вандалов, и в конце концов перешел (в третьей и четвертой книгах) к описании истории франков с древнейших времен вплоть до 642 года. Считается, что это сочинение было написано в период с 642 по 658 гг.

Хронологические определяются, с одной стороны, временем, когда создавалась "Хроника рамки Фредегара", с другой - тем, что источник содержит материал по

истории Византии, охватывающий события от создания королевства Теодориха до эпохи правления Константа III, то есть с середины V по середину VII веков.

Для Византии этот промежуток времени является периодом доминирования в средиземноморском регионе. Константинополь контролировал престол святого Петра и традиционные римские магистратуры, продолжая оставаться столицей империи. По отношению к Византии использовался термин "res publicae", в то время как варварские государства описываются прежде всего по своему этническому составу. С прибытием короля Теодориха в Италию Константинополь начинает проводить активную политику по отношению к территории бывшей западной империи (пиком этой политики стали войны Юстиниана, а окончание связано с гибелью Константа III на Сицилии).

Источниковая Помимо «Хроники Фредегара», о которой сказано выше, в исследовании

б ЯЗЯ

использован ряд источников, которые связаны с хроникой исследования г г

текстологически. Среди них на первом месте стоит написанная после 584 г. вторая редакция труда Григория Турского, получившая большое распространение в государстве франков и вошедшая в состав как "Хроники Фредегара", так и "Книги истории франков".

Параллельно с франкской историографией в диссертации использованы сочинения агиографического характера, например, составленные Григорием Турским книги "Жития отцов", "Во славу исповедников" и "Во славу мучеников", в которых содержатся ценные сведения о восточных странах, жития королей Сигмунда Бургундского или Дагобера I, а также святых епископов Элигия, Сульпиция, Арнульфа и Дезидерия. Житие Дезидерия, написанное королем Сисебутом, было использовано затем итальянским монахом Ионой из Боббио при составлении в 640 г. жития св. Колумбана, отрывок из которого также вошел в "Хронику Фредегара".

В качестве сопоставительного материала для главы о полководце Нарсесе и призвании лангобардов нами были привлечены источники, связанные с историей этого народа, например: трактат "О происхождении лангобардов", дошедший до нас в редакции 668 года, «История лангобардов» Павла Дьякона, а также книга "Деяния римских понтификов".

Наиболее ранним из византийских источников являются "Войны" Прокопия Кесарийского, представляющие ценность как свидетельства очевидца, бывшего непосредственным участником многих из описываемых событий. Кроме того, нами были использованы "Хроника" комита Марцеллина, "Хроника" Иоанна Малалы, "О царствовании Юстиниана" Агафия Миренейского, сочинения Менандра Протектора и Феофилакта Симокатты, патриарха Никифора, "Пасхальная хроника", поэмы Георгия Писиды, "История императора Ираклия", написанная Себеосом, "Хронография" Феофана, компиляции и сочинения, составленные Константином Багрянородным. В рамках проведенного исследования задача пересмотра реконструкции исторических событий, происходивших в Византии в конце VI — середине VII века не ставилась, поэтому мы специально не занимались вопросами верификации сообщаемых византийскими источниками сведений.

Особую группу источников, использованных в работе, составляют восточные версии "Романа об Александре" Псевдо-Калисфена (распространение романа на Востоке и в Византии охарактеризовано в Дополнении III), а также "Откровения" Псевдо-Мефодия Патарского.

Состояние Изучение «Хроники Фредегара» было тесно связано с публикациями

изученности текста, первая из которых была сделана в 1568 г. Уже в середине XVII проблемы

века появились издания, использовавшие текст нескольких манускриптов (наиболее авторитетным было издание, подготовленное в 1699 году Теодром Рюинаром, именно на него опирались Буке и Минь). «Хроника» неоднократно переводилась на европейские языки. Внимание к памятнику привлек перевод Ф.Гизо, опубликованный в 1832 г. и переизданный в 1861 г. под редакцией А.Якобса. В 1888 году Габриэль Моно издал "Хронику" по тексту рукописи № 10910 Парижской национальной библиотеки. Единственным критическим и полным изданием памятника до сих пор остается текст, подготовленный Б.Крушем для серии Monumenta Germaniae Histórica, Scriptores Rerum Merovingicarum (1888). Предложенная ученым классификация рукописей является

1 Полную библиографию работ о "Хронике Фредегара", опубликованных до 1976 года см. в Pothast 1976:553-556.

общепринятой и по сей день. В 1960 г. четвертая книга «Хроники» была издана вместе с параллельным английским переводом Дж.М.Валлас-Хадриллом. В 1982 А.Кустеринг предпринял издание заключительной части второй книги, также полного текста книг третьей и четвертой, сопроводив его введением и параллельным немецким переводом.

Значительное место в исследованиях "Хроники" занимали вопросы авторства и происхождения источника. В 1878 г. Габриэль Моно опубликовал две статьи о "Хронике", указав на "бургундский" характер памятника. В 1882 г. вышли в свет студии Бруно Круша, возникшие в процессе подготовки им академического издания «Хроники». Именно Крушу принадлежит теория "трех авторов", приложивших руку к источнику. В 1900 году работа Круша по выявлению текстологической неоднородности "Хроники" была продолжена в монографии Г.Шнюрера. Исследования Круша и Шнюрера вызвали оживленную полемику со стороны французских ученых, например, Ф.Лота, Л.Хальпена и М.Бадо, отстаивавших унитарное авторство "Хроники". В 1934г. заключения Круша были скорректированы С.Хельманом, остановившимся на гипотезе о двух авторах. Окончательное разрешение дискуссия по проблеме авторства получила в 60-х годах в работах В.Гоффарта и А.Эриксона, обосновавших унитарное авторство "Хроники".

И Моно, и Круш (последний в особенности в своих статьях 1920-х годов) пытались охарактеризовать личность составителя (или составителей) исходя из материалов, которые содержались в "Хронике". В середине XX века в статье Дж.Валлас-Хадрилла "Фредегар и история Франции" была представлена панорама франкской истории VII века. В 1970 вышла в свет обобщающая монография бельгийского ученого Л.Ганшофа, суммировавшая данные о «Хронике Фредегара» как об историческом источнике. Статья, посвященная менталитету автора «Хроники», была опубликована в 1994 Яном Вудом, выдвинувшим предположение о причинах, по которым Фредегар оборвал свое повествование.

Отдельные сюжеты в составе так называемой «Хроники Фредегара» рассматривались исследователями в связи с частными вопросами истории Раннего Средневековья (см. например работу Ж.Фонтена о житии св. Дезидерия и политическом аспекте визиготской историографии). Известия «Хроники» о государстве Само стали объектом усиленного внимания со стороны славистов (подробную библиографию работ см. в издании эксцерптов из «Хроники Фредегара», осуществленном В.К.Рониным).

Известия Фредегара об императоре Ираклии обсуждались в трудах византинистов Г.Лапина и Ю.Кулаковского, предание о Нарсесе - в исследовании Т. Ходжкина. Сюжету о Велизарии и Юстиниане была посвящена статья Р.Саломонома — работа обзорного

характера, интересная тем, что проследила распространение этого сюжета в средневековой французской литературе. Именно Р.Саломон устранил бытовавшее в науке заблуждение о его куртуазном происхождении. В 1984 г. к интерпретации известия о Велизарии обратился Г.Шейбельрейтер, подчеркнувший сходство «византийских» и «франкских» женских персонажей в «Хронике».

Опираясь на известия Григория Турского, «Хроники Фредегара» и корпус австразийской переписки, Пьера Губер в исследовании «Византия в доисламскую эпоху" попытался реконструировать политическую и дипломатическую историю Средиземноморского региона. Серьезным достоинством работы является солидная источниковедческая база, однако, автор не избежал модернизации событий и его исследование в значительной степени политизировано.

Несмотря на большое количество исследований, опирающихся на "Хронику Фредегара", следует отметить, что при обращении к этому источнику преобладало "потребительское" отношение, использовались прежде всего конкретные известия и сведения, работавшие на исторические реконструкции. Дискуссии по проблеме авторства отодвинули на второй план вопросы, связанные со стилем и индивидуальными особенностями составителя "Хроники". Поэтому мы предприняли попытку исходя из установленного единого авторства "Хроники" очертить в нашем исследовании целостный образ хрониста, составить представление о Фредегаре как читателе, эпитоматоре, собирателе и рассказчике легенд, а также историописателе, выявить его подход к изложению сведений о Византии.

Структура Исследование состоит из двух глав. Первая посвящена самой "Хронике"

работы

и в целом Фредегару, поскольку для разрешения поставленных в диссертации задач было необходимо прежде всего составить представление о мышлении, кругозоре и стиле работы автора изучаемого источника. Вторая глава анализирует византийские сюжеты, содержащиеся в источнике. Представлялось целесообразным каждому из сюжетов посвятить отдельную подглаву, завершающуюся констатацией сделанных в ней выводов. Обобщение полученных результатов и соотнесение их с наблюдениями, сделанными в первой главе, дано в "Заключении". Помимо основного текста, в диссертации присутствует ряд дополнений, освещающих вопросы, примыкающие к рассматриваемым в работе историческим сюжетам, а также ряд таблиц, список источников и литературы.

"Хроника Фредегара" и ее автор

Так называемая "Хроника Фредегара" известна по 34 сохранившимся спискам. Наиболее ранний из них - кодекс Парижской Национальной библиотеки (lat. 10910, ранее 715г.) содержит самую полную версию сочинения. Другие манускрипты с Парижским кодексом генетически не связаны (Ронин 1995:366). Классификация рукописей,

подразделяющихся на пять основных групп, была предложена в работах Бруно Круша и остается общепринятой2.

Имя автора впервые появляется на полях Сент-Омерского кодекса №706 (Х1в.), причем оно написано рукой второй половины XVI в (см. рис 1).

Рисунок 1

В это же время оно попадает на титул "Хроники" в "Собрании гальских и французских древностей", подготовленном К.Фоше (Париж, 1576 г.). Чем именно руководствовались оба автора, указывая имя Фредегара, остается неизвестным.

Состав "Хроники", варьировавшийся уже на протяжении Раннего Средневековья, может быть описан следующим образом (см. Таблицу I). Первая книга, присутствующая только в трех рукописях, содержит Liber Generationes - латинский перевод несохранившегося сочинения св. Ипполита. Вторая книга "Хроники", представляющая собой эпитому сочинений св. Иеронима, Идатия и Григория Турского, охватывает события мировой истории от основания мира до падения королевств готов и вандалов. Третья книга является эпитомой второй, доведенной до 584г., редакции "Истории франков" Григория Турского, в которую Фредегар внес множество дополнений. Четвертая книга охватывает события с 584 по 651 годы. Таким образом, композиция "Хроники" трехчастна. В первой

2 Некоторые уточнения были внесены Дж. Валлас-Хадриллом (Wallace-Hadrill 1960:XLVI-LXIII).

части (кн. I) представлено описание мира и хронология, во второй (кн. II) - всемирная история, в третьей (кн. III и IV) - история франкской нации, заканчивающаяся на 643 г.

первый из которых собрал воедино отрывки из различных сочинений и довел

второй продолжил ра