автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Вклад Согда и согдийцев в Великом шелковом пути
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Мирбобоева, Тутинисо Ходжиевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Великий шёлковый путь: сущность, значение, хронология и периодизация.
1.1. Великий шёлковый путь (ВШП) - это великое детище
Азии - мост между цивилизациями.
1.2. Предыстория, этапы истории Великого шёлкового пути.
ГЛАВА 2. Согдийский участок ВШП и современность.
2.1. Роль Согда, Согдийской области в прошлом и настоящем таджикского народа.":.
2.2. ВШП - выдающееся достижение цивилизации и современные проекты его реанимации.
2.3. Концепция популяризации истории ВШП в Согдийской области.
ГЛАВА 3. Вклад Согда и согдийцев в торгово-экономический потенциал ВШП.
3.1. История торгово-экономических и культурных связей согдийцев
3.2. Формирование Согдийской историко-культурной области.
Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Мирбобоева, Тутинисо Ходжиевна
Актуальность проблемы. В настоящее время человечество пришло к пониманию необходимости противопоставить разрушительным силам вражды и войн общечеловеческую интеграцию, которая позволить мирно развиваться различным странам и народам. Историческим уроком этому служит Великий шёлковый путь (ВШП) - система'караванных торговых трасс, пересекавших азиатский и европейский материк и в древности и раннем средневековье. Учитывая большую значимость ВШП в истории человечества ЮНЕСКО, выдвинула десятилетнюю программу «Великий шёлковый путь - путь диалога», которая является направлением многолетней всеобъемлющей научно-культурной и общественной деятельности всех стран евроазиатского материка, расположенных вдоль ВШП. Это в полной мере относится и к Республике Таджикистан. Как показали исследования ученых, основная трасса и несколько ее ответвлений пересекали Таджикистан. Здесь археологически изучены и изучаются многочисленные памятники, которые выполняли роль транзитных и охранных пунктов обмена и перераспределения среднеазиатских товаров. Памятники искусства и архитектуры, связанные с деятельностью ВШП встречаются на обширной территории от Бельгии до Японии. Особую ценность представляла не только торговля и составляющие ее компоненты, но и обмен достижениями в области культуры, науки и технологий.
Президент Республики Таджикистан, оценивая значение древней коммуникационной системы отметил, что «Великий шёлковый путь-мост между прошлым, настоящим и будущим»1. Глубокая дифференциация условий интеграции различных обществ и народов в трансазиатской магистрали определялись внутренними и внешними особенностями их исторического развития. В силу исторических условий ВШП стал инструментом экономической и интеллектуальной интеграции. В создании и
1 Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. - Душанбе, 1996. - С.23 функционировании этого выдающегося достижения цивилизации большую роль сыграли согдийцы - прямые предки таджиков. Именно большой Согд оказался важнейшим звеном, связавшим воедино Восток и Запад.
Много исторических данных, свидетельствующих о согдийских городах и согдийцах, обеспечивавших реализацию экономических и культурных функций международной трассы. Были известны кварталы ремесленников и поселки, специализирующиеся на производстве экспортных товаров (Бухара, Самарканд, Худжанд, Нахшаб, Зандана, Искиджкат и Нахшаб, Пенджикент и др. ремесленники). Согдийские купцы действовали не только в пределах своего государства, но и далеко за его пределами. Согдийцы проникли вглубь Центральной Азии, их колонизация шла вдоль торговых путей. В оазисах Тарима, вокруг Лобнора, в Ганьсу появляются согдийские владения. В Ордосе и Монголии формируются согдийские поселения. В Семиречье сложилась территориальная федерация согдийских городов, хорошо укрепленных, имевших собственные военные отряды и обладавших широкими торговыми и дипломатическими связями. Роль согдийского языка и согдийской письменности в Центральной Азии определялась в первую очередь их применением в международной торговле и культурной значимостью. Согдийские купцы фактически держали в своих руках значительную часть международной караванной торговли. Одновременно согдийцы становились носителями новых достижений, способствовали распространению информации, интеграции культурных связей. Объективное и всестороннее изучение вклада согдийцев в международном обмене, определении места и роли Согда в формировании условий функционировании ВШП обогатит отечественную историю.
И сегодня, когда получивший независимость таджикский народ стремится изучить корни своей истории, причастность к мировой культуре, разработка широкого комплекса научных исследований в области социально-экономических связей Средней Азии с соседними регионами, культурной интеграции, обмена достижениями в области науки и техники, взаимопроникновение культур, определение значимости вклада предков нашего народа в развитие межкультурного обмена представляется актуальной.
Степень изученности проблемы. Интерес к изучению торговых трасс, соединяющих Восток и Запад, вклада согдийцев и других народов на Великом шёлковом пути возник еще в древности. Когда шёлк и другие экзотические товары достигли Средиземноморья, греко-римские ученые стали собирать данные о дальних странах и путях к ним. Тогда же стали появляться первые работы по торговым путям и их направлениях1. Сведения
0 культурном и торговом обмене между Средней Азией и Китаем приводятся и в китайских хрониках начиная с I в. до н.э. по VII-VIII вв .
И в средние века не ослабевал интерес к международной трассе. Многие знатоки географии, особенно Арабского халифата, Саманидского государства, создавали различные дорожники, описывали маршруты караванов, города и торговые пункты, расположенные вдоль международных трасс. Так, Истахри (сер. X в.) сообщал, например о Самарканде: «Самарканд - центр торговли Мавераннахра и место, где собираются купцы. Большая часть предметов, приносящая прибыль Мавераннахру, попадает в Самарканд и оттуда расходится по остальным округам». Он же сообщает и о другом согдийском центре международной торговли - Пайкенте: ». В нем столько рабатов, что я не знаю области Мавераннахра с большим числом рабатов, в нем»3.
Однако настоящий научный интерес к международной торговой трассе появляется в XIX в. Тогда же начинается научное изучение
1 Пьянков И.В. Восточный Туркестан в свете античных источников//Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока.-М.: 1986.-С.6-23; Его же. Древнейшее античное известие о пути в Восточный Туркестан//Прошлое Средней Азии. - Душанбе, 1987.-С.261-267.
См.: Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в средней Азии в древние времена., Т.1-3.-М.:-Л.:1950-1953; Hulseve A.F.P., Loewe М.А. N. China in Central Asia. The early stage: 125 B.C/-A.D/23/Leiden, 1979.
3 Цит. по: Аскаров A.A., Буряков Ю.Ф., Гуляев В.И., Сайко Э.В. Город в структурной организации Шёлкового пути//Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье/Тезисы докладов Международного семинара ЮНЕСКО, Самарканд, 1-6 октября 1990.-Ташкент, 1990.-С.6. проблемы. Термин «Великий шёлковый путь» впервые был использован во второй половине XIV в. хорошо известным немецким географом Фердинандом Ван Рихтгофеном для описания торговых путей, вдоль которых уже в начале II в. до н.э. начались разносторонние связи Средней Азии и Китая. Отмечая важность начала контактов, обмена товарами и достижениями, уже тогда этот немецкий исследователь, а также другие ученые - К. Риттер, В. Томашек и Г. Бретшнейдер указывали на роль согдийцев в начале новой формы сотрудничества между народами1.
Конец XIX и начало XX столетия ознаменовались исключительно важными в научном отношении и сенсационными археологическими открытиями в Центральной Азии, в частности в Синзяне. Здесь активно работали экспедиции русских, английских и немецких ученых (С.Ф. Ольденбург, А. Стейн, А. Грюнведель, А. Лекок). Среди находок замечательных образцов искусства, многочисленных рукописей и предметов материальной культуры было немало материалов, указывающих на деятельность согдийцев на торговых трассах Хотана и Западного Китая . В 1907 г. в одной из башен Великой китайской стены, к западу от Дуньхуаня, А. Стейн обнаружил согдийские документы, получившие в науке название «Старые письма». Документы, принадлежавшие местной согдийской общине были датированы 311-313 гг. «Старые письма» стали бесценным источником и были использованы в исследованиях многих ученых, изучавших историю Согда и Великого шёлкового пути (В.Б. Хенинг, Г. о
Халун и др.) .
Согдийские «Старые письма» позволяют судить о жизни и деятельности согдийских купцов и членов их семей в начале IV в.н.э. в Centralasiatiche Studien. J.Sogdiana,1877; Notices on the mediaeval Geography and History of Central and Western Asia, 1876; Stomached W.Zurhistorischen Topographies von Persian, l||Sitzungsberichte deer Kaiser. Academia deer wissenschafiten Philos.-Hist/Cl.,Bd,Cll.Wien,I883/.
См. например: Ольденбург С.Ф. Русская туркестанская экспедиция 1909-1910 гг. Краткий редварительный отчет с 53 таблицами. - СПб.,1914; Рагоза А.Н. Согдийские фрагменты из коллекции С.Ф.Ольденбурга//Письменные памятники Востока. Ежегодник 1968,- М.:1970; Его же: Согдийские фрагменты центральноазиатского собрания Института востоковедения. - М.: 1980.
3 Розенберг Ф.А. Согдийские «Старые письма»//Известия АН СССР, Отделение общественных наук, 1932, № 5.
Дуньхуане и других городах Китая. Так, например, стало известно что, коммерческие операции, которые вели согдийцы в Восточном Туркестане и Китае субсидировались крупными самаркандскими купцами - они предоставляли кредиты, давали распоряжения о торговых сделках, им адресованы отчеты дуньхуанских и других купцов, составляющие часть текстов «Старых писем».
Исследования топографических данных привели к интересным выводам. Исходя из полученных данных В.Б. Хенинг и Г. Халун указывают, что согдийцы уже в IV-III вв. до н.э. начали осваивать путь в Китай1.
В конце XIX-нач. XX вв. тема ВШП вызвала интерес и у представителей русского востоковедения. Следует отметить, что самый большой вклад в изучение ВШП и роли согдийцев в международной торговле на сухопутных трассах внес академик В.В. Бартольд, все выводы которого основаны на тщательном анализе письменных источников и археологических материалов2.
Следующий крупный этап в изучении проблемы начинается в 30-е годы XX века. Находка согдийских документов на горе Муг позволило еще глубже изучить многие вопросы истории Согда, в том числе и связанные с ВШП. Этому способствовали и археологические раскопки на территории Средней Азии, принявшие широкий размах с конца 40-х - начала 50-х годов XX в. В этом ряду исследования находятся А.Н. Бернштама3 и Н.В. Пигулевской4. Именно благодаря археологическим работам стало ясно какой размах принял международный обмен в период раннего средневековья. На всем протяжении торговых путей были получены материалы, свидетельствующие о глубокой интеграции культур. Изделия
I Чугуевский Л.И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуаиа//Страны и народы Востока. Вып. 10.-М.:1971.-С.147.
Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Соч.Т.П.Ч.1.-М.:19бЗ.-С.183-185; См. также. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья//Соч.Т. Н.Ч. 1.-М.:1963; Он же. Хлопководство в средней Азии с исторических времен до прихода русских//Соч. Т. П.Ч.2.-М.:1965 и др.
3 Бернштам А.Н. Согдийская колонизация Семиречья//Краткие сообщения Института материальной культуры (КСИМК).- Вып.6.- М.:1940.
II Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия и торговля шёлком//Византийский временник, - Т. 1 (XXVI), 1947; Ее же. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.-М.:-Л.:1951. мастеров Средней Азии были найдены далеко за ее пределами. С Запада на Восток и обратно двигались торговые караваны, войска, дипломатические миссии. Их деятельность запечатленна в предметах материальной культуры и письменных источниках. Экономические, культурные и политические связи Согда, согдийцев и других народов нашли отражение в исследованиях JI.C. Васильева1, Б.Л. Рифтина2, М.К. Кутлукова3 и др. Обмен на ВШП способствовал распространению технических и научных достижений, приобретал огромное культурное значение, сближая далекие народы4. Очень большой труд проделал Э. Шефер, собравший сведения о всех или почти всех диковинных товарах, попадавших в Китай посредством торговли или в качестве даров3.
Вышеприведенные работы затрагивали или отражали отдельные аспекты проблемы и были связаны с изучением предметов материальной или духовной культуры, происходящих из территорий, где проходил ВШП. В 70-е годы XX в. Е.И. Лубо-Лесниченко занялся специальным исследованием трансазиатской магистрали. Результатом изысканий ученого явились работы, отражающие как отдельный период функционирования Великого шёлкового пути6, так общую историю магистрали в целом7.
По решению ЮНЕСКО, принятому на XXIV сессии Генеральной конференции этой организации в 1987 году начал осуществляться международный проект «Великий шёлковый путь - путь диалога» по
1 Васильев Л.С.Культурные и торговые связи Ханского Китая с народами Центральной и Средней Азии//Вестник истории мировой культуры. - 1958. - № 5. Рифтин Б.Л. Из истории культурных связей Средней Азии и Китая (II в. до н.э.-VIII в н.э.)//Проблемы востоковедения. - 960. -№5.
3 Кутлуков М.К. К истории экономических, политических и культурных связей народов Средней Азии с Китаем (в древности и в период средневековья)//Научные работы и сообщения АН УзССР. Отделение общественных наук. - Кн.4.-Ташкент,1961.
4 Беленицкий A.M., Бентович И.Б. Из истории среднеазиатского ткачества (к идентификации ткани «занданечи»)//Советская археология. - 1961. - №2; Кляшторный С.Г. Согдийцы в Центральной Азии (по руническим текстам)//Эпиграфика Востока. - Вып. XIV, 1961; Ставиский Б.Я.Средняя Азия, Индия, Рим (К вопросу о международных связях в кушанский период)//Индия в древности.-М.,1964;Иерусалимская А.А. К вопросу о связях Согда с Византией и Египтом (об одной уникальной ткани из северо-кавказского могильника Мощевая Балка)//Народы Азии и Африки. - 1967. - №3.
5 Шеффер Э. Золотые персики Самарканда.-М.:1981.
6 Лубо-Лесниченко Е.И. Шёлковый путь в период шести династий (III-VI вв.) (по новым материалам)// Тр. Гос. Эрмитажа. - Вып. Х1Х-Л.:1978.
Лубо-Лесниченко Е.И. Великий шёлковый путь//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерк истории. - М.:1988. комплексному изучению Великого шёлкового пути. Этот проект был рассчитан на десять лет (1988-1998) и состоял из двух крупных программ ЮНЕСКО: 1) «Окружающая человека среда, ресурсы земли и моря», 2) «Культура и будущее». В рамках проекта по основным трассам ВША прошли экспедиции в составе международных групп ученых, представителей телевидения и прессы1. В 1988 году в древней столице Японии - г. Нара была проведена грандиозная выставка «Шёлковый путь -88» , на которой экспонировались и археологические находки с согдийского участка магистрали. В указанных программах большое внимание уделялось научному исследованию наследия ВШП, было предусмотрено проведение около 15 международных семинаров в разных узловых пунктах ВШП, встречи с научной общественностью на местах, публикация результатов исследований и т.д. Среди них следует отметить Международные семинары «Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье» (Самарканд: 1-6 октября 1990 г.), «Города и караван-сараи на Великом шёлковом пути» (Ургенч, 1991 г.), «Взаимодействие кочевых и оседлых культур на Великом шёлковом пути» (Алма-Ата, 15-16 июня 1991 г.) и др.
Среди изданных в годы десятилетия ВШП монографий и тематических сборников следует отметить книгу «На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры» (Ташкент, 1990,198 стр.). Книга содержит очень интересные материалы и идеи, ранее мало отраженные в науке (А.С. Сагдуллаев. К эволюции древнейших путей на юге Средней Азии, с.6-17; Г.А. Пугаченкова. Предметы иноземного импорта на среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути, с.23-39; А.А. Малькеева. Значение Великого шёлкового пути в расширении международных музыкальных связей, с. 40-59; А.А. Ахмедов. Аль-Хорезми и Великий шёлковый путь, с. 70-81; С. Буриев, А.
1 Караван достиг Душанбе//Коммунист Таджикистана. - 1991. - 15 мая,
2 The Grand Exhibition of Silk Road Civilizations.Tokyo,1988
Калганов. Об одном участке Великого шёлкового пути, с. 106-116; А.И. Шевяков. Культовый фольклор на Шёлковом пути, с.125-147; Р.Г. Мукминова. Традиция взаимосвязей по Великому шёлковому пути, с. 117125 и др.).
В Таджикистане также публиковались отдельные работы по рассматриваемой нами проблеме1. Особенно ощутим вклад академика АН Республики Таджикистан Н.Н. Негматова. В своих работах он обращался к проблеме ВШП и участия в его функционировании различных историко-культурных областей Средней Азии. Многие вопросы исторической географии и интерпретации археологических находок освещены на страницах исследований Н.Н. Негматова - как монографических работ , так и в отдельных статьях и докладах3. Он впервые предложил четкую и обоснованную периодизацию функционирования Великого шёлкового пути, что позволяет теперь лучше соотносить все культурно-интеграционные процессы Центральной Азии в контексте изучения ВШП. Негматов Н.Н. рассматривая вклад Согда на великом шёлковом пути убедительно доказал, что согдийская цивилизация в мировой истории являет собой уникальный феномен внутреннего саморазвития и международной интеграции. А разработанная Н.Н. Негматовым концепция восстановления деятельности ВШП4 вне всякого сомнения, заслуживает особого внимания и нацелена на возрождение древней коммуникационной системы и ее практическое использование в деле интеграции суверенного Таджикистана в Мировое Сообщество.
См. например: Мирбабаев А.К. Находки импортных изделий на отрезке пути «Ворота Ходжента»//Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье.-Ташкент,1990.-С.168-179;Якубов Ю.Роль Шёлкового пути в распространении религии на территории Средней Азии и Дальнего Востока//Известия АН PT.Серия: Востоковедение, история филология,-1992. - №3 (27).-С.29-33.
Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.).-Душанбе,1987: Его же. Таджикский феномен: теория и история.- Душанбе, 1998.
Негматов Н.Н., Рахимов H.T. Уструшано-Ходжентский узел Великого шёлкового пути//Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье.-Ташкент.,1990.-С.118-121.
4 Негматов Н.Н. Концепция истории и реалии «Великого шёлкового пути»//Центрально-Азиатские гуманитарные исследования.-1998.-№ 2.-С.97-114.
Таким образом, из рассмотренного выше материала видно, что несмотря на многолетнее существование проблемы, все же ее отдельные аспекты остаются не изученными или же исследованы в недостаточной мере. В частности, это касается объективной оценки вклада отдельных этносов - как части международной кооперации по созданию общечеловеческих ценностей. Учитывая недостаточную разработанность проблемы вклада согдийцев в развитие ВШП, мы избрали ее темой своей диссертационной работы.
Цель и задачи исследования. Основная цель нашего исследования -это всесторонне изучить и оценить вклад Согда и согдийцев в развитие ВШП. Исходя, из этого в диссертации ставятся конкретные задачи, направленные на достижение стоящей перед нами цели. Наиболее важными из них являются следующие:
• на основе тщательного изучения доступных нам всех категорий источников рассмотреть процесс становления международной торговой артерии, известной под названием ВШП, определить его сущность, хронологию с выделением наиболее важного для истории Согда периода;
• полное использование письменных источников и корреляция результатов археологических исследований последних десятилетий на территории Согда;
• функциональное изучение трасс, способов их зарождения и механизма экономического и культурного воздействия пути на регионы и центры, в том числе и Согд и влияние согдийской цивилизации на интеграционные процессы в трансконтинентальном масштабе;
• определить маршруты ВШП, пролегавшие через территорию Согда и археологические памятники на всем протяжении согдийского участка ВШП;
• на основе анализа выделить цивилизационные ценности Согда распространенные по ВШП и их влияние на культуру других народов;
• объективно оценить степень участия согдийцев в функционировании трансконтинентальной трассы в период раннего средневековья.
Научная новизна исследования определяется следующими обстоятельствами:
• В работе впервые в монографическом плане исследуются вопросы, связанные с изучением конкретного участка ВШП;
• В диссертации предпринята попытка комплексного изучения проблемы;
• Впервые для рассмотрения проблемы привлечен такой широкий круг разнообразных источников;
• Впервые раскопанные на территории Согдийской области Республики Таджикистан археологические объекты и древние городские центры увязаны с маршрутами торговых караванов, следовавших по ВШП;
• Впервые предлагаются возможные пути реанимирования такой крупной коммуникационной системы в современных условиях.
Практическая значимость работы. Результаты, полученные в ходе исследования имеют и практическую направленность. Прежде всего, в науку вводится обширный обобщенный материал, имеющий познавательное значение. Материалы, научные положения, факты и выводы, сформулированные в нашем исследовании могут быть использованы при создании обобщающих трудов по отечественной истории, при написании сводных работ по истории Центральной Азии, при подготовке учебников и учебных пособий для высших учебных заведений, чтении спецкурсов и спецсеминаров по историческим дисциплинам.
Методологическая основа исследования. При написании работы автор руководствовался методами и научными принципами историзма, свободного мышления, преодоления старых идеологизированных подходов к историческим явлениям, беспристрастность в изложении фактов и событий, объективного научного анализа.
Хронологические рамки исследования. Функционирование Великого шёлкового пути охватывает большой временной период. Исходя из темы работы, мы рассматриваем, главным образом тот отрезок времени, когда вклад согдийцев выступает ярко и неоспоримо. В связи с этим, несмотря на то, что наше исследование касается вопросов связанных с предисторией ВШП, т.е. периода I тыс. до н.э., и стремлением к его восстановлению в XXI веке, т.е. временного отрезка продолжительностью более III тысячелетий, основное внимание мы уделяем V-VIII вв., являвшихся пиком развития ВШП.
Источниковедческая база исследования. При написании диссертации был использован широкий круг разнообразных источников. При общей характеристике ВШП как международной торговой трассы бесценными оказались сведения письменных источников - античных, китайских, согдийских, арабо-персоязычных авторов, посвященных направлениям караванных путей, описаниям наиболее крупных перевалочных пунктов, купцам, видам товаров транспортируемых по ВШП, а также этнической принадлежности мигрирующих по караванным путям группам людей. Вторая группа источников - археологические материалы: идентификация и интерпретация остатков материальной культуры позволяет определить места их производства, локальные особенности, а также традиции и инновации, взаимовлияния и т.д. Комплексное использование различных видов источников дает полную картину рассматриваемой проблемы.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании Центра гуманитарных исследований ЮНЕСКО и кафедры истории таджикского народа исторического факультета Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова и рекомендована к защите.
Основные положения и отдельные результаты исследования отражены в докладах и выступлениях автора на межвузовских и республиканских конференциях.
По теме диссертации автором опубликована книга и несколько научных статей.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Вклад Согда и согдийцев в Великом шелковом пути"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Великий шёлковый путь был огромный сетью торговых дорог, которые связывали Азию и Европу с 1-го тысячелетия до нашей эры до середины П-го тысячелетия нашей эры. Шёлковый путь начинался от древней столицы китайской империи Чанган и пролегал через Центральную Азию к берегам Средиземноморья. Более того, культура и благосостояние народов во многом зависели от функционирования этого древнего караванного пути. Как отмечает древний историк Гиббон: Торговцы Самарканда и Бухары (главные города Согдианы с древности до нашествия монголов) покупали в Китае шёлк-сырец или обработанный шёлк, которые транспортировали в Центральнцую Азию для использования в Римской империи.
Кроме того, караваны загружались золотом и другими драгоценными металлами, шерстью и льняными материалами, слоновой костью, кораллами, благоуханиями, драгоценными камнями и стеклом, которое не производилось в Китае до V-ro века. По Шёлковому пути также происходил обмен культурными достижениями и технологическими инновациями. Например, китайцы держали в секрете способ производства шёлка в течение 600 лет, пока один из миссионеров, спрятав в тростнике семя тутового шёлкопряда, не привез их в Византию.
В настоящее время Шёлковый путь снова привлекает внимание ученых и бизнесменов, как в плане исторического изучения, так и в плане современного его использования. ЮНЕСКО организовала экспедицию по шёлковому пути для изучения социально-культурных особенностей народов, проживающих вдоль этого пути.
Таджикистан, как все республики Центральной Азии, находясь на перекрестке Великого шёлкового пути, по сравнению с западными странами имеет определенные исторические, экономические, социально-политические и этнологические особенности, влияющие как позитивно, так и негативно на процесс развития предпринимательства и в целом на реализацию отношений владения, пользования и распоряжения частным, корпоративным и кооперативным имуществом.
Таджикистан расположен на Юго-Востоке Центральной Азии, и его общая площадь составляет 143,1 тысячи кв.км. Территория Таджикистана тянется на 700 километров с Запада на Восток и 509 км с Севера на Юг; граничит на Западе и на Севере с республиками Узбекистан (910 км) и Кыргызстан (630 км), на Юге-с Афганистаном (1030 км), на Востоке - с Китаем (430 км) общая протяженность границ - 3000 км.
Таджикистан по характеру поверхности земли типичная горная страна с абсолютными высотами от 300 до 7495 метров, 93 % ее территории занимают горы, относящиеся к высочайшим мировым горным системам.
Республика Таджикистан имеет богатые водные, энергетические ресурсы, и месторождения полезных ископаемых. Более 60 % гидроресурсов Среднеазиатского региона приходится на долю Республики Таджикистан.
Шелководство зародилось 5000 лет назад в Китае, который около 3000 лет сохранял монополию на разведение тутового шёлкопряда. В конце II в.н.э. шелководства проникло в Корею и Японию, где получило широкое распространение. А в V веке н.э. гусениц тутового шёлкопряда завезли в Среднюю Азию и Грецию, а оттуда на Балканский полуостров, позднее по всему миру.
Китайские шёлк-сырец и шёлковые изделия отправлялись из г. Чаньань на запад, проходили через коридор по землям к западу от реки Хуанхэ, пересекали нынешний Синьцзян и достигали Западной Азии. Это был исторический и всемирно известный Великий шёлковый путь.
Впервые название «Шёлковый путь» употребил в XIX веке немецкий географ Рихтгофен. Позже и историки стали называть торговый путь между Китаем и Западом Шёлковым путем.
Хотелось бы отметить, что в настоящее время в мире выращиванием тутового шёлкопряда занимается 50 стран. В последнее время Китай целенаправленно устанавливал демпинговые цены на сырые коконы и шёлк-сырец на мировом рынке, пользуясь тем, что он - главный мировой производитель.
Великий шёлковый путь - огромное расстояние от солнечной Италии до великого Китая и его столицы Чаньань.
Великий шёлковый путь всей историей своего существования убедительно показал сколь многого может достичь человечество, если ставит своей целью не завоевание и порабощение одного народа другим, а совместными усилиями налаживает мир и взаимопонимание.
В связи определенных исторических, политических процессов наш регион и Китай были разделены, последствием которого явилось отмирание этой артерии и изоляции одной стороны от другой, что в результате приостановило все возможные формы развития взаимоотношений. Сегодня предоставляется возможность странам Центрально-азиатского региона и Китая возродить Великий шёлковый путь. Современная магистраль прогресса может объединить собой евразийское трансконтинентальное пространство. Это дорога открывает странам Центральноазиатского региона выход в мировое экономическое пространство, и она будет служить не только посредничеству между различным культурами и нациями, но и более тесной экономической интеграции.
Поэтому для современного Таджикистана Великий шёлковый путь не только история и традиция, но и неисчерпаемый источник развития дружественных политических, экономических и культурных связей со странами Востока и Запада. В первую очередь взаимоотношение с великим соседом-Китаем считается одним из важнейших векторов внешней политики сегодняшнего Таджикистана.
В 1 тыс.н.э. мы видим уже уникальный согдийский феномен цивилизации во всем блеске развития и международного сотрудничества. В этот период согдийцы несут посредством торговых путей свои материальные и духовные ценности, помогают восприятию их ранними тюркскими племенами и политическими образованиями Центральной Азии. Но во многих исторических исследованиях последнего времени, цивилизаторская роль согдийцев незаслуженно замалчивается или умышленно преуменьшается. Воздавая должное этому талантливому и трудолюбивому народу, своего рода финикийцам Центральной Азии, много сделавшим для прогресса ряда народов, особенно вдоль трасс Великого шёлкового пути, предлагаем назвать раннесредневековый период истории Великого шёлкового пути - согдийским этапом.
В этот период происходит расцвет международной деятельности на этом пути. На всех его участках шли самые оживленные и результативные многосторонние торгово-хозяйственные и культурно-познавательные сношения. Происходит социально-экономический подъем прогрессирующего феодализма, завершается формирование всех потенциальных этнокультурных сил ряда древних центрально-азиатских народностей, формируются синтетические интеграционные цивилизации -сасанидская, согдийская, бактрийско-тохаристанская, маргианская, парфянская, хорезмийская, сако-согдийско-тюркская.
В раннем средневековье Великий шёлковый путь достиг наивысшего развития: от просторов Китая и Сибири, Дальнего Востока и Приморья до глубин Индостана, пределов Византийской империи, африканского Магриба и стран Южной и Западной Европы; он стал великой трансконтинентальной трассой народов. Апогей развития Великого шёлкового пути совпадает с вершиной согдийской цивилизации. Это не случайно связанно с пиком согдийского международного сотрудничества и цивилизаторской деятельности согдийцев в ряде регионов Центральной Азии, Сибири, Дальнего Востока и Восточной Европы.
Что же касается культурных ценностей Согда, то это, во-первых, согдийские язык и письмо, ставшие не только развитыми средствами общения жителей самого Согда в широком понимании (Самаркандский Согд, Бухарский Согд, Южный Согд, Фергана, Худжандский Согд,
Уструшана, Семиречье), значительной части Средней Азии «от реки Чу до Железных ворот», но и языком международной торговли и ремесла, наряду с китайским, фарси-таджикским и арабским почти на всем протяжении Великого шёлкового пути.
Отметим, что восприятие согдийского письма уйгурами, манчжурами и создание на нем большой научной, художественной, эпистолярной литературы и канцелярского делопроизводства, обнаруженной не только в самом Согде, но и далеко от него: В Синьцзяне, Монголии и других регионах.
Во-вторых, это сформированная и доведенная до совершенства теория и практика землепользования и водопользования с земледелием на искусственном орошении. С такими ирригационными системами как Варагсарский и Рудизарский на Зарафшане и бассейново-парцелярной системой в Пенджикентском Согде и Уструшане.
Мы должны сохранить унаследованный менталитет народа важнейшую ценность XX века, укоренить его на почве государственной независимости Таджикистана, его исторического своеобразия и достоинства» (Э.Ш. Рахмонов).
Республики Таджикистан, как и все другие молодые независимые государства, старается как можно скорее войти в международное сотрудничество, старается как можно быстрее найти свое место среди развитых и процветающих стран и народов современного мира. Для этого необходимо пройти длительную и извилистую дорогу.
Таким образом:
• Основная артерия Великого шёлкового пути, которая проходила через Худжанд и Фергану, бассейна реки Тарим до Китая способствовала развитию торговли, ремесла, основания новых согдийских городов и сел. Эта артерия как памятник материальной культуры, письменности, языка и других согдийских документальных памятников которые были найдены в результате археологических раскопок, известны в данное время. Другая артерия Великого шёлкового пути проходила вдоль южного и юго-восточного Памира через Бактрию, Бадахшан, Вахан в сторону Тибета и Индии;
Первый этап Великого шёлкового пути академик Н.Н. Негматов называет китайско-кушанско-парфиянским этапом, который охватывает II в. до н.э. до IV в. н.э. Именно в этот период настоящий путь соединил племена и народы названных регионов с культурой, традициями других регионов мира. Движущими силами этого этапа с этнокультурной точки зрения были китайцы, бактрийцы, согдийцы и персы;
Время расцвета Великого шёлкового пути во всех сферах его деятельности приходится на V-VIII вв.н.э. Этот этап был периодом расцвета городов, ремесленного производства, искусства, культуры, строительства великолепных зданий Самарканда, Пенджикента, Бунджиката и десятков других городов;
Начало средневековья для Великого шёлкового пути считается кульминацией его развития и расширения. Этот путь в это время проходил внутри Китая и Сибири, даже дальнего Востока, побережья Тихого океана до Индии, Византийской империи, государств Западной Африки и достигал до государств Южной Европы. Этот путь стал великим межконтинентальным путем многих народов названных регионов. Именно в этот период - в третий этап образовалась северная артерия пути из территории Согда, который проходил через Уструшану в Чач, Исфиджаб, Семиречье, Хорезм, Северный Каспий и Черноморье с Днепровско Дунайским бассейнами.
Третий этап истории, Великого шёлкового пути относится к IX-XII вв.н.э. которой является очень важным периодом для истории таджиков. В этот период благодаря усилиям государства Саманидов и торговли между Китаем, Арабским халифатом и Византией значение Великого шёлкового пути повышается значительно. Среди крупнейших караванных путей, которые проходили по центру Хорасана и Мавераннахра, путь лежащий от государств побережья Средиземноморья в Китай был самым оживленным; Самые древние и крупные города - Бухара, Самарканд, Худжанд, многочисленные маленькие городки и поселения с известными историко-архитектурными памятниками, остатки разрушенных селений, крепостей, караван-сараев показывает направление и простор Великого шёлкового пути. Сегодня возрождения традиций взаимных контактов, историко-культурные связи, которые берут свои истоки со времен Великого шёлкового пути способствуют целям восстановления и укрепления исторических контактов. Древние согдийцы внесли довольно ощутимый вклад в развитие Великого шёлкового пути и интенсивных связей между столь удаленными друг от друга регионами Азии и Европы; В Бактрии образовалась группа государств Тохаристана, которые вместе с Согдианой и другими регионами Центральной Азии вошли в состав огромного Кушанского царства. Через Тохаристан протягивались шёлковые пути. Шёлк закупали на рынках бассейна реки Тарима и везли в страны Греко-Римского Запада. В обратном направлении из Рима и Византии в Китай шли стеклянные изделия: хрусталь, тонкое разноцветное стекло, из Средней Азии -украшения, драгоценные камни, из Индии - бумажные и шерстяные ткани, пряности;
Благодаря ВШП в период раннего средневековья усиливаются социальные, экономические и культурные контакты земледельцев оазисов и скотоводов степей Средней Азии, одновременно усиливается освоение земледельцами и горожанами северных степных и горных районов особенно бассейна Сырдарьи, долин и предгорий Тянь-Шаня, Семиречья;
VI-VIII вв. период наибольшего и многостороннего функционирования, расцвета Великого шёлкового пути высокой цивилизирующей роли согдийцев на его центрально-азиатских трассах;
Расцвет согдийской деятельности в Центральной Азии и Китае приходится на VI-IX вв. Особенно большой след в экономике, социальной и культурной жизни согдийцы оставили в Семиречье, Таримском бассейне, округах Лобнора, Ганьсу, Ордосе, в Монголии и в центральных регионах древнего Китая. Часто меняющаяся политическая ситуация, создание новых хаканатов не поколебали стойкость согдийцев-колонистов, осваивавших все новые и новые регионы Глубинной Азии и Дальнего Востока. Так, в пределах Уйгурского хаканата, на берегах Селенги был основан новый город Байбалык. В Прибайкалье было открыто Унгинское поселение согдийцев;
Согласно Э.В. Шавкунову древние согдийцы внесли довольно ощутимый вклад в развитие культуры раннесредневекового населения Приморского края второй половины 1 тыс. н.э., что, естественно, могло произойти лишь при условии весьма интенсивных связей между столь удаленными друг от друга регионами Азии;
Анализ архитектурных сооружений, рассматриваемый эпохи показывает, сколь много таджикское зодчество заимствовало от коренной традиции Согда, Тохаристана, Хорасана и других областей, что памятники Мавераннахра и Хорасана и являются закономерным развитием сложившихся на согдийской, тохаристанской и древне-хорасанской почве высоких достижений, имевших глубокие и прочные корни;
Очень важную роль в развитии земледелия сыграли согдийцы -прямые предки таджиков. Согдийцы строили караван-сараи, жилища, возделывали землю, занимались торговлей, ремеслом. В VII в., когда Согд завоевали арабы и начали распространять там мусульманскую религию, приток согдийцев усилился в Чуйскую и Таласскую долины Кыргызии. Со временем согдийцы смешались здесь с пришлым с тюркоязычным населением. Согдийцы принесли с собой знания не только земледельческой культуры и ирригации, но и многих ремесел, а также приемы строительства жилищ и самобытное искусство;
По словам Президента Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова: «Я очень хочу, чтобы Великий шёлковый путь вновь стал бы катализатором прогресса наших государств».
Список научной литературыМирбобоева, Тутинисо Ходжиевна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Источники на таджикском и русском языках:
2. Абубакр Мухаммад бинни Чаъфар Нархаши. Таърихи Бухоро. -Душанбе: Дониш, 1979. 120 с. -На тадж.яз.
3. Ал-Мукаддаси. BGA.T.III. С.315,318,326.
4. Марко Поло. Книга Марко Поло о разнообразии мира, записанная византийцем Рустикано в 1298 г. от Р.Х. Алма-Ата, 1990. - 343 с.
5. Миддендорф А.Ф. Очерки Ферганской долины. СПб. Типография Императорской АН. 1882.-490 с.
6. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М.:Наука,1990. - 212 с.
7. Сомониен дар оинаи таърих. Чилди якум.(Мутуни форси точикй). -Хучанд:Нашриети давлатии ба номи Рахим Чалил, 1998. 552 с.
8. Сомониен дар оинаи таърих. Чилди дуввум. (Мутуни арабиасл). -Хучанд: Нашриети давлатии ба номи Рахим Чалил, 1998.-676 с. На тадж.яз.
9. Худуд-ул-олам. Душанбе:Дониш,1983. - 76 с. - На тадж.яз.1.. Монографии, исследования, статья в сборниках на таджикском и русском языках:
10. Абдулов К. Сиясатнаме XXI века. Худжанд, Ношир,2004. 753 с.
11. Абдуллоев С.А. Чугрофияи таърихии Давлати Сомониен. Худжанд: Матбааи ДДХ ба номи академик Б.Гафуров, 2000. -374 с. На тадж.яз.
12. Абдуразаков А. А. Сырьевые ресурсы ранни средневекового стеклоделия Средней Азии//Исследование минерального и растительного сырья Узбекистана. Ташкент, 1962.
13. Ализода Б. Некоторые вопросы истории древней Согдианы//Чавонон ва чахони дониш: Маводи конференсияи дуюми илмии олимони чавони Точикистон. Душанбе,2000. - С.236-240.
14. Альбаум Л.И. Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства Тохаристана. Ташкент: Изд-во АН УзбССР, 1960. - 228 с.
15. Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарья). -Вып.1//Тр. Ин-та ист., археолог, и этногр. АН Тадж ССР. -Сталинабад, 1953.
16. Бабаев У.Д. Предки таджиков и период развития рабовладельческих отношений//Таджикская Советская Социалистическая Республика. Гл. ред. М.Асимов,1984. С.71-74.
17. Байпаков К.М. Средневековые города Казахстана на Шёлковом пути. Алма-Аты: Былим,1998.
18. Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана//Соч.-Т.2.-4.1.-М.:1963.
19. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья//Соч.Т.П,Ч.1.-М.:1963.
20. Бартольд В.В. О саманидских династах. Соч.Т.П.Кн.2.-М.: 1964.
21. Бартольд В.В. К вопросу о языках согдийском и тохарском//Соч-Т.П.Кн.2.-М.: 1964.л
22. Бартольд В.В. Хлопководство в Средней Азии с исторических времен до прихода русских//Соч.Т.П.-Ч.2.-М.: 1965.
23. Беленицкий А.М.Раскопки Согдийских храмов в 1948-1950 гг./МИА/. ф -Вып.37.-М.:Л.:1953.
24. Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии.-Л. :Наука, 1973 -389 с.
25. Беляева Т.В. Архаичный, античный и раннесредневековый Худжанд по данным письменных и археологических источников//Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе:Дониш,1986.-С.-88-100.
26. Бернштам А.Н. Согдийская колонизация Семиречья //К раткие сообщения Института материальной культуры (КСИМК), вып. 6-М.:1940.
27. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена.-ТТ.1-3.-М.-Л.:1950-1953.
28. Боровская Л.А. Запад Центральной Азии в II в. до н.э. VII в.н.э-М.:1989.
29. Брыкана Г.А. Юго-Западная Фергана в первой половине 1 тысячелетия нашей эры. М.:Наука,1982. - 196 с.
30. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. М.: 1988.- С.14-26.
31. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.- М.:Наука,1972. 664 с.
32. Гафуров Б.Г. Кушанская эпоха и мировая цивилизация. Душанбе-Москва, 1968.
33. Гафуров Б.Г., Мирошников Л.И. Изучение цивилизаций Центральной Азии: (Опыт международного сотрудничестве по проекту ЮНЕСКО). -М.:Наука, 1976.- 128 с.
34. Ф 35. Гаибов Г. Ранние походы арабов в Среднюю Азию. Душанбе:1. Дониш,1989. 144 с.г
35. Давидович Е.А. Город, ремесло и денежное обращение в Средней Азии периода так называемого «серебряного кризиса» (XI-XIII вв.)//Материалы II Совещания археологов Средней Азии. М.:-JI.:1959.
36. Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. (Материальная культура Уструшаны, Вып.5-8). Душанбе: Ому,2003. -790 с.
37. Духовная культура таджиков в истории мировой цивилизации. -Душанбе,2002.-520 с.
38. Дьяконов М.М. Сложение классового общества в Северной Бактрии. -СА, Х1ХД954.-С.120-140.
39. Дьяконов М.М. Очерк истории древнего Ирана. М.: 1961 -444 с.
40. Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествие по Средней Азии — М.:Наука,1988.-128 с.
41. Иерусалимская А. А. К сложению школы художественного шёлкоткачества в Согде//Средняя Азия и Иран.-Л.: Аврора, 1972.-С. 5-56.
42. Исамиддинов М.Х. Некоторые вопросы социально-экономического развития Южного Согда в Кушанскую эпоху (по материалам Еркургана)//Я.Г.Гулямов и развитие исторических наук в Узбекистане (Тезисы конференции ). Ташкент, 1988.
43. Исследование по истории и культуре Ленинабада.-Душанбе:Дониш, 1986.-255 с.
44. История таджикского народа. Том. I. Древнейшая и древняя история-Душанбе, 1998.-752 с.
45. История таджикского народа. Том 2 Душанбе-1999.
46. Кляшторный С.Г. Согдийцы в Центральной Азии (по руническим текстам)// Эпиграфика Востока, вып. XIV., 1961.г
47. Крачковская В.А. О средневековых текстильных изделиях в Средней Азии (Мервские ткани IX-X вв.)//Мат-лы Первой Всесоюзной науч. Конференции востоковедов.-Ташкент, 1958.-С. 52-57.
48. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII вв.).-М.: Наука, 1984.-335 с.
49. Кутлуков М.К. К истории экономических, политических и культурных связей народов Средней Азии с Китаем в древности и в период средневековья)//Научные работы и сообщения АН УзССР. Отделение общественных науки. Кн.4.-Ташкент, 1961.
50. Кушакевич А.А. Сведения о Ходжентском уезде//3ап. РГО по общей географии.-Т.4.-Спб.: 1871.
51. Кызласов JI.P. История Тувы в средние века.-М.: Изд-во МГУ, 1969211 с.
52. Лубо-Лесниченко Е.И. «Сасанидские» перлы в Китае//Прошлое Средней Азии-Душанбе, 1987.
53. Лубо-Лесниченко Е.И. Великий шёлковый путь//Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье. Очерк истории—М.: 1988.
54. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий: T.I. Географические открытия народов Древнего мира и средневековья (до плавании Колумба).-3-е изд. перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1982.-288 с.
55. Малицкий Н.Г. Учебное пособие по географии Таджикистана. Самарканд-Ташкент.-Т.1.-1929.
56. Маршак Б.И. Серебряные сосуды X -XI веков, их значение для периодизации искусства Ирана и Средней Азии//Тезисы докладов Всесоюзной конференции по искусству и археологии Ирана.—М.: 1973.
57. Масальский В.И. Туркестанский край- С.-Петербург: Изд-во А.Ф. Девриева.-1913.-865 с.У
58. Мирбабаев А.К. Древнеиранские элементы и культуре Худжанда//Альманах «Шёлковый путь».-Вып.1. Душанбе, 1990.
59. Мирбабаев А.К. Находки импортных изделий на отрезки пути «Ворота Ходжента»//Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье. -Ташкент,1990. С.168-179.
60. Между гандхарой и шёлковым путем. Петроглифы в районе Каракорумского шоссе, Северный Пакистан-Душанбе, 1995.-21 с.
61. Мкртычев Т.К., Наймарк А.Н. Оссуарий как памятник международных связей Согда//Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье-Ташкент, 1990.
62. Мухтаров А., Якубов Ю. Государство Саманидов-перекресток «Великого шёлкового пути»//Вклад эпохи Саманидов в культурное наследие Центральной Азии (Материалы Международного семинара). -Душанбе :Адиб, 1989,- С. 86-87.
63. Негматов Н.Н. Историко-географический очерк Уструшаны с древнейших времен по X в.н.э.//Мат-лы по археологии СССР. № 37. Труды Таджикской археологической экспедиции. Вып.2.-М.:Л.:1953. -С.236-252.
64. Негматов Н.Н. Уструшана в древности и раннем средневековье-Сталинабад, 1957.-159 с.
65. Негматов Н.Н. Ходжент и Уструшана в древности и в средневековье (середина 1 тыс.до н.э. 1 тыс.н.э.).-Автореф.докт.дисс.-М.:1968.
66. Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.). Под ред.Б.И.Искандарова.-Душанбе:Дониш,1977 279 с.
67. Негматов Н.Н. Древнетаджикская художественная обработка глины//Путешествие в Согдиану.-Душанбе:Ирфон,1982.-С.49-75.1. V (
68. Негматов Н.Н., Мамаджанова С.М. Согдийские традиции в л градостроитрельной культуре Семиречья//Культура и искусство1. Киргизии.-JT.: 1983.ф 71. Негматов Н.Н. Давлати Сомониен. Точикон дар асрхои IX-X
69. Душанбе:Ирфон,1989.-304 с.-На тадж.яз.
70. Негматов Н.Н., Рахимов Н.Т. Уструшано-Ходжентский узел Великого шёлкового пути//Формирование и развитие трасс Великого шёлкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье-Ташкент, 1990.-С. 118-121.
71. Негматов Н.Н. Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан.-Гиссар,1992.-37 с.
72. Негматов Н.Н., Мирбабаев А.К. Куркатский узел связи со скотоводческой степью//Взаимодействие кочевых и оседлых культур на Великом шёлковом пути.-Алма-Ата, 1991.-С.85-88.
73. Негматов Н.Н. Таджикский феномен: теория и история. Душанбе: 1997.-457 с.
74. Неъматов Н.Н. Муъчизаи замони Сомониен//Мухтасари гузоришоти конфоронси илми-амалии хайати профессорон-омузгорон бахшида ба 1100-солагии давлати Сомониен ва 90-солагии академик Бобочон Гафуров (20-27 апрели с.1998).-Хучанд,1998.-С.4-5.-На тадж.яз.
75. Негматов Н.Н., Холджураев Х.Х., Каримов O.K. Из истории
76. Г Ленинабадской области, Худжанд, 2000.-170 с.
77. Негматов Н.Н. Город Истаравшан в древности и средневековье//Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии-Душанбе,2002.-С.86-88.
78. Ольденбург С.Ф. Русская туркестанская экспедиция 1909-1910 гг. Краткий предварительный отчет с 53 таблицами.-СПб.,1914.ф 80. Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия и торговляшёлком//Византийский временник. Т. 1 (XXVI), 1947.1. Y
79. Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв.-М.:-Л.:1951.
80. Пигулевская Н.В. Византия на пути в Индию.-М.:-Л.:1956.ф 83. Пугаченкова Г.А. Предметы иноземного импорта на среднеазиатскихтрассах Великого шёлкового пути//На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории культуры.-Ташкент,1990.
81. Пьянков ИВ. Древнейшее античное известие о пути в Восточный Туркестан//Прошлое Средней Азии.-Душанбе,1987.-С.261-267.
82. Пьянков И.В. Восточный Туркестан в свете античных источников//Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока.-М.:1986.-С.6-23.1. А.
83. Ранов В.А., Негматов Н.Н., Мухторов А. Асрори замони кухан-Душанбе,ИрфонД974.-143 с.
84. Распопова В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.-Л.:Наука, 1980.-139 с.
85. Рахманов Э.Ш. Таджики в зеркале истории-Душанбе:Дониш, 1996.
86. Рахманов Э.Ш. Точикон дар оинаи таърих.-Душанбе:Ирфон,1997.-136 с.-На тадж.яз.
87. Рахманов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов. -Душанбе :Дониш, 1997.
88. Рахманов Э.Ш. Таджикистан на пороге XXI века. Сборник Г выступлений Президента РТ Э.Рахманова в СМИ России Душанбе:1. Шарки озод, 2001.-64 с.
89. Рузиев М. Орнаментальное искусство в творчестве согдийских художников//Успехи среднеазиатской археологии.-Л. :Наука, 1979-С.42-43.
90. Сарианиди В.И. О великом лазуритовом пути на Древном ф Востоке//Краткие сообщения Института археологии АН СССР1. КСИА).-1968.-№114.-С.З-9.v
91. Смагулов Е.А. Город Ясы-Туркестан: позднесредневековый фаномен на торговых путях (некоторые итоги археологических исследований)//Города и караван-сараи на трассах Великого шёлкового пути/Труды Международного семинара ЮНЕСКО. Ургенч, 1991. С. 17-29.
92. Смирнова О.И. Очерки по истории Согда.-М.:1970.
93. Ставиский Б .Я. Пянджикентский некрополь как памятник культуры Согда VII-VIII вв. Автореф.канд.дис.-Л.:1954.
94. Ставиский Б.Я. Средняя Азия, Индия, Рим (К вопросу о международных связях в кушанский период)//Индия в древности-М.:1964.
95. Турсунов Н.О. Шохрохи абрешим-рохи сулху дусти (Великий шёлковый путь путь мира и дружбы).-Ленинабад,1989.-На тадж.яз.
96. Улугзода С. Ривояти Сугди.-Душанбе:Ирфон,1977.-192 с.-На тадж.яз.
97. Федоров-Давыдов Г.А. Новые находки восточных монет VIII-XIII вв. на территории Восточной Европы.-Эпиграфика Востока, ХХШ.-Л.: Наука, 1986.-С.44-47.
98. Чайковский А.П. Родина народов арийской расы.-М.:1914.
99. Шавкунов Э.В. Согдийско-иранские элементы в культуре бохайцев и чжурчжэней//Проблемы древних культур Сибири. (Сборник научных статей).-Новосибирск, 1985 -С. 146-155.
100. Шарифов Х.А. Точикони бурунмарзй («Зарубежные таджики»). Нашри П.-Хучанд, Нашриети давлатии ба номи Рахим Чалил.-1999-514 с.-На тадж.яз.
101. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан.-М.:Наука, 1981.-608 с.
102. Шишкин В.А. Варахша.М.: 1963.-244 с.i
103. Шульц B.JI. Реки Средней Азии.Ч.1 и И.-Л.: Гидрометеоиздат, 1965-* 691 с.
104. Якубовский А.Ю. Феодальное общество Средней Азии и его торговля ф с Восточной Европы в X-XV вв.//Материалы по истории Узбекской,
105. Таджикской и Туркменской ССР.-Ч.1.-Л.:1932.-С.4-5.
106. СТАТЬИ НА СТРАНИЦАХ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИа) Журнальные статьи:
107. Асадов А. Нефтяные караваны XXI века на Великом шёлковом пути: Перспективы Азербайджана и Казахстана//Центральная Азия и Кавказ. 2000. - №6(12). - С.205-212.
108. Беленицкий A.M., Бентович И.Б. Из истории среднеазиатского шёлкоткачества (К идентификации ткани «занданачи»)//Советская археология, 1961. - №2. - С.66-78.
109. Беленицкий A.M., Маршак Б.И., Распопова В.И. Согдийский город в начале средних веков (Итоги и методы исследования древнего Пенджикента)//Советская археология. 1981. - №2.
110. Васильев Л.С. Культурные и торговые связи ханьского Китая с народами Центральной и Средней Азии//Вестник истории мировой культуры, 1958. -№5.
111. Давидович Е.А. О времени максимального развития товарно-денежных отношений в средневековой Средней Азии//Народы Азии и Африки. 1965. - №6. - С.83-91.
112. Заднепровский Ю.А. Об этническом составе населения древней Ферганы. КССИМК. Вып.61. -М.,1956. - С.39-50.
113. Зардарян М. Великий шёлковый путь: история, конъюнктура, перспективы/УЦентральная Азия и Кавказ. 1999-№4(5).-С. 175-183.
114. Иерусалимская А.А. О северокавказском «шёлковом пути» в ранее средневековье//Советская археология,!967.-№2.
115. Кабанов С.К. Согдийские здания V в.н.э. в долине Кашкадарьи. (Узбекистану/Советская археология. 1958. -№3.
116. Кадырова Т. Идеология народных движений в Мавераннахре и Хорасане IX-X веков//Общественные науки в Узбекистане. 1989. -№10. -С.45-51.
117. Лубо-Лесниченко Е.И. Шёлковый путь в период шести династий (III-VI вв.) (по новым материалам)//Тр. Гос. Эрмитажа. Вып. Х1Х-Л.:1978.
118. Мартиросян А., Петросян Д. Армения и проект восстановления «Великого шёлкового пути»//Центральная Азия и Кавказ.-1998.-№1-С.70-78.
119. Мартиросян А. Великий шёлковый путь: этапы восстановления //Центральная Азия и Кавказ-2000.-№6(12).-С. 198-204.
120. Мирбобоев А.К. Чехрахои фаттон//Илм ва хает. 1991 .-№3 -На тадж.яз.
121. Мирбобоев А.К. Рохи бузурги абрешим-шохрохи умед ва вахдат//Точикистон.-2001 -№9.-С.28-29.-На тадж.яз.
122. Негматов Н.Н. Концепция истории и реалии «Великого шёлкового пути»//Центрально-Азиатского гуманитарные исследования.-1998-№2.-С.97-114.
123. Окладников А.П. Новые данные по истории Прибайкалья в тюркское время (Согдийская колония на р. Унге)//Тюркологические исследования.-М.,Л.,1963 .-С.273-281.
124. Петров А. Великий шёлковый путь: Историческая справка для спорящих политиков и публицисток//Центральная Азия и Кавказ — 1999—№2(3).-С.35-41.
125. Рагоза А.Н. Согдийские фрагменты из коллекции С.Ф.Ольденбурга //Письменные памятники Востока, Ежегодник, 1968.-М.: 1970.
126. Рифтин Б.JI. Из истории культурных связей Средней Азии и Китая (II в. до н.э.-VIII в.н.э.)//Проблемы востоковедения.-М.:1960.-№5.
127. Розенбург Ф.А. Согдийские «старые письма»//Известия АН СССР, ф Отделение общественных наук. 1932. - №5.
128. Шавкунов Э.В. Торгово-экономические и культурные связи согдийцев с народами Дальнего Востока во второй половине 1 тыс.н.э.//Центрально-Азиатские гуманитарные исследования-Худжанд, 2003.-№5.-С. 100-119.
129. Чугуевский Л.И. Новые материалы к истории согдийской колонии в районе Дуньхуана//Страны и народы Востока. Вып. 10.-М.: 1971-С.147-148.
130. Якубов Ю. Роль шёлкового пути в распространении религии на территории Средней Азии и Дальнего Востока//Известия АН Республики Таджикистан. Серия: Востоковедение, история, филология. 1992, №3(27). - С.29-33.б) газетные статьи:
131. Давлатшоев III. Хитой: зинахои тараккиет//Чумхурият.-2002.-25.09.
132. Дубовицкий В. Великий шёлковый путь. Таинственный купец//Азия-плюс-2001 -16.08.
133. Караван достиг Душанбе//Коммунист Таджикистана, 1991.-15.05.
134. Каримов С., Иномов М. Хучанд шахри таърихист//Тирози чахон: 2002.-9.10.
135. Марофиев C.LLL Хучанди кадима-каламрави вилояти Сомон//Тирози чахон: 1998.-27.01.
136. Мирзовали М. Абрешимчиги ривоч меебад//Тирози чахон 1999.-27.04.
137. Негматов Н.Н. Диалог эпох и народов. Три этапа «Великого шёлкового пути»//Коммунист Таджикистана-1989.-9 август.
138. Негматов Н.Н. Кто такие арийцы?//Вароруд:2003.-№52(88).-29.12.
139. Пиров Т. Аз каъри асрхо//Минбари халк: 2003. 17.04.
140. Рахмонов Э.Ш. Республика Таджикистан: на пороге XXI века. Альтернативы разумным подходам не существует//Народная газета:2000.-14.12.
141. Рахмонов Э.Ш. Робитахои Тоники стону Чин густариш меебанд //Минбари халк: 2004.-24 апреля.
142. Рахмонов Э.Ш. Великий шёлковый путь мост между прошлым, настоящим и будущим. - Ответы Президента Республики Таджикистан Э.Ш.Рахмонова журналу КНР «Контимост»//Народная газета:2004. - 21 апреля.
143. Ходжибаев X., Юсупов М. Шелководство: некоторые пути повышения урожайности коконов//Ленинабадская правда:2005. 5.01.
144. Хучанди мо-тирози чахон//Хакикати Ленинобод:2000. 29.01.
145. Гаффоров У. Таърихи вилоят омили худшиносй//Нури маърифат:2000. -2.06.
146. Гуфтугуи фархангхо, на низои тамаддунхо/Суханронии Президента ЧТ Э.Ш.Рахмонов дар конфоронси ЮНЕСКО «Аврупою Осие дар асри XXI: Гуфтугуи фархангхо ё низои тамаддунхо?//Минбари халк:2004.- 16.06.
147. Источники на английском языке:
148. Noties on the mediaeval Geography and History of Central and Western Asia, 1876.
149. Hulseve A.F.P., Loewe M.A. N. China in Central Asia. The early stage: 125 B.C/-A.D/23/Leiden, 1979.
150. The Grand Exhibition of Silk Road Civilizations.Tokyo, 1988.
151. Centralasiatiche Studien. J.Sogdiana, 1877; Notices on the mediaeval Geography and History of Central and Western Asia, 1876; StomachedУ