автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.15
диссертация на тему: Влияние Египта на внутриполитическое развитие Йемена в 60-е годы XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние Египта на внутриполитическое развитие Йемена в 60-е годы XX века"
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
ИСКАНДЕР МОХАММЕД АХМЕД
ВЛИЯНИЕ ЕГИПТА НА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЙЕМЕНА В 60-е ГОДЫ XX ВЕКА
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.15 - история международных отношений и внешней политики.
На правах рукописи
Москва -2001
Диссертация выполнена в Российском университете дружбы народов на кафедре всеобщей истории и кафедре международных отношений и внешней политики.
Научный руководитель -
доктор исторических наук, профессор Протопопов А.С.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор Бекмаханова Н.Е.,
кандидат исторических наук, доцент Малаховский А.К.
Ведущая организация
Институт Востоковедения РАН.
Защита состоится "25" сентября 2001 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д. 2 (220303) в Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, ауд. 203.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов
Автореферат разослан " М" сентября 2001 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат исторических наук, доцент Саврушева К.Ц.
Актуальность темы обуславливается, прежде всего, той значительной ролью, которую играет Египет на Арабском Востоке вообще и на развитие отдельных стран в особенности. От состояния взаимоотношений между арабскими государствами во многом зависит состояние политического климата в регионе.
Египет как самая большая и самая сильная страна арабского мира оказывает влияние на происходящие события региона и на внутриполитическое развитие отдельных стран. Это полностью относится и к Йемену. Объективно йеменское государство нуждалось в помощи как в период борьбы за освобождение, так и в последующие годы. Поэтому тема представляет определенный интерес как в историческом, так и в актуальном плане.
Цели и задачи исследования. Влияние Египта на развитие арабских стран, в том числе и на Йемен наряду с положительным влиянием имеет и негативные стороны. Изучение и анаши в широком спектре йеменско-египетских отношений представляет собой ту задачу, которой и посвящено настоящее исследование. Диссертант стремился осветить все стороны отношений Йемена и Египта в разные периоды исторического развития арабского мира. Особое внимание развитию отношений двух стран в диссертации уделено периоду после революции в сентябре 1962 года.
В соответствии с этими целями в диссертации поставлены следующие задачи: проанализировать ход исторического развития Йемена в шестидесятые годы и определить причины, приведшие к революционным событиям;
выявить основные направления и особенности йеменско-египетского сотрудничества;
определить цели, задачи, стратегию и приоритеты политики египетской стороны в отношении йеменской революции и дальнейшего развития страны;
попытаться определить степень влияния происходящих в арабском регионе событий на внутриполитическое положение в Йемене.
Хронологические рамки работы. Новый период в развитии Йемена, как и других стран Азии и Африки начался после Второй мировой войны. Толчком же к революционным действиям арабских стран послужила июльская революция 1952 года в Египте. Революционные события в Йемене, в которых принимали участие широкие слои народных масс и армия, привели к революции 26 сентября 1962 года. В те годы революционные силы страны нуждались в помощи и поддержке. Эта поддержка пришла с египетской стороны. События шестидесятых годов и стали хронологическими рамками работы.
Научная иовшна исследования. Диссертация представляет собой исследование проблем взаимоотношений двух арабских стран, Йемена и Египта, в сложный период для всего арабского мира. В работе на базе значительного круга источников, научной литературы, статистических и периодических изданий предпринята попытка проанализировать процессы внутриполитического развития Йемена и влияние на них других арабских стран и прежде всего Египта. В русскоязычной историографии, как и в арабской и западной отражены отдельные аспекты, связанные с взаимодействием двух арабских стран.
Практическая значимость диссертации. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, а также выводы, к которым пришел автор, могут быть использованы как в научно-исследовательской работе, так и при разработке курса лекций по истории арабского мира.
Источниковедческая база. При работе над темой диссертантом быю использованы источники и достаточно широкий круг литературы.
В качестве источников были проанализированы официальные документы. Ь ним относятся выступления и публикации государственных лидеров Египта I Йемена, материалы съезда Йеменской социалистической партии, заявлена руководства Национального фронта, соглашения, договоры и другие совместны! документы ЙАР и АРЕ.
Важной группой источников являются выступления и публикацш государственных деятелей и других официальных лиц Египта и Йемена. Среди ни:
выступления и заявления Гамаля Абдель Насера, министра информации Египта Мохамеда Хассена Хейкал1.
Другую группу источников составляют материалы и документы политических партий, общенациональных организаций и объединений.2
Еще одну группу источников составляют официальные государственные документы: Конституции Северного и Южного Йемена, решения правительственных органов и др. Среди них законы о печати,3 документы, касающиеся революции 26 сентября 1962 г.4
И наконец, надо сказать о договорах и соглашениях Йемена с Египтом и другими иностранными государствами.5 Важное значение имел договор между ЙАР и ОАР по созданию Совета совместной координации действий между двумя странами.
Историография работы. При написании диссертации автором использован значительный круг научной русскоязычной, арабской и западной литературы. Большую помощь диссертанту оказали работы В.В. Наумкина об истории национального фронта в борьбе за независимость Южного Йемена;6 Е.К. Голубовской о революции 1962г. в Йемене,7 ее же о политическом развитии Йеменской Арабской Республики в 1962-1985гг.;я О.Г. Герасимова о Йеменской революции 1962-1975гг.;9 П.Е.Демченко;10 Е.М. Примакова об анатомии ближневосточного конфликта", а также коллективная работа о новейшей истории Йемена.12
' Выступления Гамаль Абдель Насера 24 апреля 1964 г. в городе Тещ в Йемене.
; Общенародный Конгресс ЙАР (на арабском языке). Йеменский центр исследования. Сана, 1984.
3 Законы о печати (Сана,1968 год издания, на арабском языке).
4 Документы о революции 26 сентября 1962г. Сана, 1992.
* См. Государственные документы, международные договоры Республики Йемен с иностранными государствами. Сана, 1980. (на арабском языке)
6 Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную
демократию. М.,1980г.
' Голубовская Е.К. Революция 1962 года в Йемене. М., 1971г.
' Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики 1962-1985гг. М., 1989г. ' Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975гг. М., 1979г.
10 Демченко П.Е. Новый день Йемена. М., 1963.
" Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1984г.
12 Новейшая история Йемена. М., 1984г.
Автор широко использовал труды арабских ученых. Прежде всего необходимо назвать Мухамада Али Ашахари,1 Ахмеда аль Сакафа,2 Мухаммеда Ахмед Наомана,3 Хамаза Али Лукмана,4 Мухаммеда Хассана Хейкаль,5 Э. Тума.6
По общим вопросам истории арабского мира второй половины двадцатого века и истории отдельных стран региона имеются интересные работы, в том числе и касающиеся данной темы. В то же время не все проблемы получили достаточное освещение. Не изучены и вопросы, связанные с отношениями между отдельными арабскими странами. Не получил полного освещения и ряд вопросов социально-политического и экономического развития стран арабского мира. Автору удалось использовать ряд статистических изданий, высказывания отдельных общественных деятелей по некоторым рассматриваемым в диссертации вопросам, которые публиковались в прессе, в частности, в газете А1-Ахрат.
Структура и основное содержапие диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Во введения обосновываются актуальность темы, ее научная новизна, определяются хронологические рамки, цели и задачи диссертации, содержится характеристика источников и научной литературы.
В первой главе "Йемен на пути к революционным событиям" рассматривается временной отрезок истории Йемена, когда шла борьба за независимость, за суверенитет страны.
После распада Османской империи и вывода турецких войск с территории Йемена открылась реальная возможность независимого развития.
По мерс объединения йеменских земель и признания шейхами верховной власти имама Яхьи в стране происходило постепенное становление и оформление государственной и административной власти. Шел процесс создания централизованного государства, прочность которого зависела от урегулирования
' Мухамад Али Ашахари. Абдул Насер и революция в Йемене. Каир, 1979г. (на арабском языке)
2 Ахмед аль Сакаф. Я вернулся с юга Аравийского полуострова. Кувейт, 1955г. (на арабском языке)
! Мухаммед Ахмед Нооман. Для того, чтобы вникнуть в суть вопроса. Йеменский союз. Комиссия по изданию. Аден, (на арабском языке)
4 Хамаз Али Лукман. Важная борьба в истории Йемена. Центр исследований Йемена. Сана, 1978г. (на арабском языке)
5 Мухаммед Хассан Хейкаль. Великобритания и Йеменская революция. Аль-Ахран 16 ноября 1962г. (на арабском языке)
6 Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М., 1977.
сношений центральной власти с шейхами. Имам Яхья стремился поставить шейхов темен под свой контроль. Для того, чтобы добиться лояльности шейхов, гротивившихся центральной власти, имам начал выплачивать им довольно начителыше суммы в качестве ежегодных субсидий. Одновременно был введен шститут заложников.
Правящий режим, защищаясь от внешнего влияния, встал на путь :амоизоляции. Эта политика вела к консервации средневековых порядков и тановилась тормозом в развитии страны. К середине 30-х годов она привела к астою во всех сферах жизни, что обусловило отставание Йемена от других арабских ;тран. Вплоть до начала второй половины XX века в стране господствовал феодальный способ производства при сохранении остатков дофеодальных укладов 1а фоне появления первых ростков капитализма. Сельское население продолжало кить в условиях родо-племенной организации. Консерватизм племенной знати ;оздавал жесткую преграду на пути любых прогрессивных устремлений.
Политика самоизоляции, способствовавшая сохранению натурального хозяйства, тормозила развитие современных средств транспорта и коммуникаций, ¡ациональной денежной системы и т.д.
Все больше недовольства вызывала внутренняя политика имама Яхъи. Прежде юего были недовольны те феодальные элементы, которые не попали в правящую зерхушку, далее - купечество, которое оказалось отстраненным от весьма 1рибылыгой внешней торговли. Недовольны были и шейхи племен, так как были зынуждены подчиняться имамским чиновникам и распоряжениям имама.
В результате растущего недовольства в стране были созданы первые аппозиционные кружки. В них входили сторонники реформ, стремившиеся вывести :трану из отсталости.
После убийства имама Яхьи 17 февраля 1948 года оппозиции не удалось прийти к власти. Пришедший к власти имам Ахмед осуществил во внутриполитической жизни страны некоторую модернизацию, не затрагивая основ феодально-деспотического режима. Были проведены административные реформы, а также некоторые экономические и социальные преобразования.
Новый правящий режим ослабил политику самоизоляции. Были предприняты шаги, направленные на расширение внешнеэкономических связей Йемена. Они содействовали оживлению экономической и политической жизни, преимущественно
в городах, росту численности населения, расширению масштабов частного предпринимательства. Все больше йеменцев стали уходить в города и приобщаться к городским профессиям. Эти изменения способствовали росту самосознания средних городских слоев, которые представляли собой самую культурную часть населения. Эти слои стали наиболее динамичной политической силой общества.
В начале 1955 года был совершен неудавшийся военный переворот. Однако он имел большое значение в политической жизни страны. Во-первых, это было первое участие армии в выступлении против деспотического режима имама, и во-вторых, это была последняя попытка изменить внутреннее положение в Йемене путем замены одного имама другим при сохранении монархической формы правления. После этого переворота в среде оппозиции встал вопрос об уничтожении старой теократической формы монархии и поиске новых форм государственного устройства, в которых духовный глава секты зейдитов не обладал бы светской властью.
Национально-освободительное движение на Арабском Востоке принесло в Северный Йемен антифеодальные и демократические идеи. В стране возникли оппозиционные организации и группировки, выступавшие против монархии, за преодоление вековой отсталости.
Между Египтом, Йеменом и Саудовской Аравией в 1958 г. был подписан договор "Союз арабских стран", который положил начало национально-освободительному движению в арабских странах во главе с Египтом. Однако египетская революция была опасна для монархий в Саудовской Аравии и Йемене.
В конце 50-х годов в Йемене появились нелегальные группы и кружки, которые выступали за изгнание англичан из Аденских протекторатов, свержение имама и объединение йеменской нации. Аденская группа марксистского направления, организованная журналистом и писателем Абдаллой Баазибом, имела в Таиззе филиал и даже выпускала в 1958-1959 годах газету "Ат-Талиа" ("Авангард"), главным редактором которой был сам Баазиб. Однако вскоре имам распорядился закрыть газету и стал преследовать кружковцев. Абдалла Баазиб был вынужден вернуться в Аден. В 1961 году группа Баазиба оформилась в Адене в Народно-демократический союз. Партия выступала за единый Йемен.
В 1956 году в Адене был образован филиал местной партии Баас (небольшая политическая структура, которая по своим политическим взглядам примыкала к
созданной в Сирии Партии арабского социалистического возрождения). К этой оппозиции примыкало движение сторонников президента Насера. К ним примыкала также группа патриотически настроенной йеменской торговой буржуазии во главе с Абдель Гани Муттахаром. Сторонники проепшетского направления, выступавшие за свержение иамама и создание республики в стране, активно примкнули к оппозиции, созданной группой интеллигентов во главе с доктором Абдаррахманом аль-Бейдани. С ними была солидарна и группа торговой буржуазии.
После подавления переворота 1955 года члены организации "Свободные йеменцы" несколько изменили свою ориентацию. Иллюзии относительно просвещенного монарха стали рассеиваться. Недолго заигрывал с ними и наследный принц. Один из активистов организации, оказавший поддержку аль-Бадру, назначенный им советником Ахмед Мухаммед Нуман вскоре был отстранен от должности. Будучи в прошлом воспитателем наследного принца, Нуман пытался воздействовать силой своего авторитета на воспитанника, однако прогрессивные идеи учителя несли ущерб интересам аль-Бадра. "Свободные йеменцы" активизировали свою деятельность в Каире и Адене. В 1956 году вышла книга Мухаммеда аз-Зубейри и Ахмеда Нумана "Требования народа", направленная "против режима имама".
При активном участии аз-Зубейри и Нумана в Каире был создан Йеменский союз, который откликался на все события в стране, а также вел пропагандистскую работу и в Адене.
В 1959 году в Йемене было создано отделение организации Движение арабских националистов (ДАН), основанной в том же году в Алене. Сторонниками ДАН были представители мелкой буржуазии и рабочие, занятые на строительстве дороги Сана-Таиз.
Имам Ахмед неоднократно, чтобы усилить свои позиции, пытался, чувствуя в стране сильную оппозицию, договориться с некоторыми шейхами наиболее влиятельных племен, заручиться их поддержкой. В начале 60 года он пригласил влиятельного шейха Хусейна аль-Ахмара с сыном в резиденцию в Сохне. "Несговорчивость шейха во время переговоров вызвала ярость имама, он велел обезглавить Хусейна аль-Ахмара и его сына".1 Жестокость и вероломство имама
' Н. 11Щгатз. А Ьитеу т Ше Уетеп. - Ш.С.А.З.1946, Т 33, ч.Т, с. 110.
окончательно подорвали его авторитет среди масс. В стране начались широкие волнения. Имам вынужден был провести ряд мер по собственной безопасности.
Неимоверные налоги, бесчинство феодальной верхушки вызвали волнения даже среди зажиточных крестьян; а в целом в сельском хозяйстве начался кризис и все больше становилось обнищавших крестьянских семей.
Началось брожение в армии - военным все реже стали выплачивать жалованье.
Во второй половине 50-х годов внутриполитическое положение в Йемене резко обострилось: начались волнения племен, крестьян, горожан и армии. Пытаясь снизить накал антиправительственных настроений, наследник престола эмир Мухаммед аль-Бадр в отсутствие в стране имама Ахмеда обнародовал программу административных и законодательных реформ. Он обещал повысить жалованье в армии, пресечь коррупцию, шейхам недовольных племен выдал значительные субсидии.1 Однако, возвратившийся имам прервал осуществление намеченных преобразований. В итоге с трудом восстановленное спокойствие вновь было нарушено.
Имам главной своей задачей считал сохранение основ феодально-теократического режима. Из двух претендентов на престол предпочтение он отдавал сыну, прежде всего, уступая своим отцовским чувствам.
Таким образом, к 1961 году большинство шейхов северных зейдитских племен находилось в оппозиции правившей династии, обвиняя имама в том, что он отступи' от принципов традиции, согласно которым имам как глава зейдитов избирала общиной, а не наследовал.
В октябре 1961 года имам Ахмед подтвердил, что наследником трона являете; аль-Бадр. Чтобы укрепить его позиции в январе 1962 года имам объявил с реорганизации правительства: наследный принц сохранил за собой пость заместителя премьер-министра и главнокомандующего вооруженными силам1 Йемена и получил пост министра обороны.
Для привлечения на свою сторону феодально-племенной верхушки, особеннс той ее части, которая находилась в оппозиции к его отцу, аль-Бадр весной и лето}. 1962 года ездил в племена, беседовал с шейхами и племенной знатью, обещая и.\ помощь в решении экономических проблем и настоятельно призывая к единству.
1 lngrams Н. ТЬе Уегпеп, ¡шатэ, Яикге апс) ЯеуоЬиоп. - Ь., 1963. - Б. 109.
Однако недовольство в стране продолжало расти. В июне 1962 года прошла первая в истории Йемена забастовка строительных рабочих, направленная против американской миссии Управления международного развития, осуществлявшей строительство дороги Моха-Таизз-Сана. Забастовке предшествовало создание рабочего комитета, ставшего в дальнейшем ядром профсоюзного движения в стране. В августе произошли волнения среди учащихся школ Саны и Таизза. Выступления были жестоко подавлены, многие их участники подверглись тюремному заключению, а активисты приговорены к смертной казни.
Ранее, в декабре 1961 года, в Сане была создана подпольная организация военной интеллигенции - "Свободные офицеры". Идейными вдохновителями и организаторами ее были Абдалла Джузейлан и Али Абдель Мугни. В нее вошли армейские офицеры, сотрудники полиции Саны, Ходейды и Таизза. В начале сентября 1962 года организация имела четкую программу действий по свержению имамского режима и установлению в стране республики. Организация тщательно изучала опыт национатьного движения и революции в Египте и других странах Арабского Востока.
Таким образом, к моменту революции в северойеменском обществе начался медленный процесс вызревания предпосылок крушения общественного строя, построенного на традиции.
Во второй главе "Революция 26 сентября 1962 г.", исследуются основные вопросы диссертации: отношение Египта к йеменской революции, помощь Египта Йемену, взаимоотношения Египта с Саудовской Аравией и США в связи с войной в Йемене, отношение различных стран к йеменской революции, проблема объединения Северного и Южного Йемена.
Антимонархическая революция в Йемене носила верхушечный характер. В результате ее победы была уничтожена система имамата, но па местах сохранилось господство феодально-племенных сил. Тем не менее сентябрьские события дали толчок развитию прогрессивных тенденций в северойеменском обществе. Одна нз них была связана с созданием сильного централизованного государства под флагом национального единства.
Итак, монархические режимы поддерживались Саудовской Аравией, Англией, Иорданией и Израилем; а республиканские режимы поддерживали Египет и СССР.
\
и
Йеменский парод оказался заложником в этой международной борьбе, что сказалось на его внутренней ситуации. В Йемене столкнулись интересы двух сверхдержав - СССР и США, которые поддерживали Саудовскую Аравию.
После объединения северного и южпого Йемена, новым объединенным правительством было продолжено углубление старых и поиск новых точек соприкосновения и общих начинаний в политических отношениях с Египтом, отношений, начавшихся с тех пор, как была основана Лига Арабских государств, штаб квартира которой находилась в Египте, отношения эти всегда продолжались и развивались наиболее успешно в период президентства Гамаля Абдель Насера, т.е. с периода после революции в июле 1952 года. Это революция возродила дух этих отношений и открыла новые обширные перспективы между двумя народами. Тот период дал Йемену и его национальному движению новое революционное рвение, благодаря расширению революционно - освободительной силы, которую возглавил Г.Абдель Насер против английского колониализма. То был период подъема и борьбы за освобождение от колониальной зависимости. Йеменский народ и его национальное движение в то время остро нуждались в решительной политической поддержке Египта, ибо страна в период предшествующий сентябрьской и октябрьской революциям, переживала сложные политические условия. В рамках тех отношений продолжались переговоры и совещания между избранными деятелями обоих государств. Эти отношения все укреплялись, расширялись и создали атмосферу широкого политического взаимодействия. Это оставило яркий след и ясные тому доказательства. В тот момент Йеменское национальное движение нашло защитника своих интересов только в лице Гамаля Абдель Насера. Условия те были отмечены разумными решениями, полны национального арабского духа и это внесло вклад в будущее страны.
Республиканский режим немедленно получил поддержку Египта. К началу ноября 1962 г. Йеменскую Арабскую Республику признали 26 государств.
28 сентября в Сану и Таизз прибыли самолеты с первыми египетским! солдатами, а 29 сентября в порту Ходейда встало под разгрузку египетское судно ( военной техникой и снаряжением. Египетская военная миссия в Йемене приступил; к работе по реорганизации вооруженных сил республиканского режима, численност) которых составляла тогда около 8 тыс. человек.
8 ноября 1962 года был подписан новый договор о взаимной обороне между ЙАР и Египтом, который узаконил пребывание египетских войск в стране и участие их в боях на стороне республиканцев.
Дальнейшее развитие событий показало, что лишь небольшая часть населения Йемена стремилась к переменам и еще меньше была готова к решительным действиям во имя перемен. Общество в целом в самом Йемене еще не поднялось выше феодально-племенного уровня, массы предпочитали прежнее общественное устройство, довольствуясь старыми социальными институтами, шли за традиционными, а значит, консервативными лидерами, не знали и не хотели знать другой идеологии, кроме ислама в его средневековой форме.
Йеменские республиканцы и поддерживающие их египетские войска вели ожесточенные бои с монархистами и наемниками. Отряды монархистов, созданные с помощью Саудовской Аравии и английских протекторатов Южного Йемена, насчитывали в начале 1963 года примерно 40 тыс. человек. Гражданская война в Йемене перерастала в войну Египта против Саудовской Аравии.
В 1963 г. 19 июня из Москвы вернулся министр обороны Египта Абдул аль-Хаким Амер. В руках у него был военный договор с СССР, подписапный маршалом СССР Малиновским, министром обороны. Во время подписания присутствовал Хрущев, который отправил письмо Насеру. У советского руководства было желание вернуть войска Египта в Йемен, он также выдал Египту кредит в размере 20 мил. гиней. Поэтому Насер опять ввел войска в Йемен 25 июня 1963 г. Вместе с войсками вернулся и бежавший ранее из Йемена президент Абдалла Ас Саляль вместе с Абдул ал-Хакимом Амером. У последнего в руках находились все документы по ведению операции и ситуации в Йемене. А в руках Аявара Садата были политические функции. С моей точки зрения информация, получаемая Насером от своих министров была далека от объективности, что привело к поражению в военных действиях.
Анвар Садат первоначально не намеревался вмешиваться в Йеменскую революцию, он предлагал Насеру сократить военную помощь до минимума. У Садата были контакты с вице-президентом Рахман Абдул ал-Байдани, у которого был конфликт с президентом Йемена. Анвар Садат и Абдул ал-Байдани, имея проамериканские взгляды, давали информацию о необходимости сократить египетские войска в Йемене, что не соответствовало действительности. А когда
войска все же ушли, в Йемене началась гражданская война. Поэтому, по мнению диссертанта, обратный ввод войск в Йемен был необходим, что обеспечило продолжение революции.
В руководстве ЙАР существовала группа, состоявшая из представителей феодальных кругов и шейхов племен, отдававшая приоритет местным проблемам. Свержение монархии и установление республики открыли перед ними возможность в противовес феодально-религиозной верхушке расширять свои земли бесконтрольно. Крупная земельная собственность, сконцентрированная в руках шейхов явилась важным фактором, толкавшим их в лагерь противников президента ас-Салляля и его социалистических лозунгов.
Борьба между патриотически настроенными офицерами и феодально-помещичьими кругами и шейхами проходила довольно остро. Первые понимали, что они смогут выстоять только, если их будет поддерживать хотя бы часть племенных вождей.
Так как судьба республики в значительной степени зависела от единства республиканских сил и поддержки со стороны традиционной оппозиции и шейхов племен, суть всех мероприятий революционных сил этого периода сводилась к тому, чтобы любой ценой избежать раскола в лагере республиканцев и максимально приблизить к себе шейхов племен, которые могли бы с оружием в руках встать па защиту завоеваний революции.
Пребывание египетских войск в Северном Йемене сыграло свою важную роль в разжигании пламени революции на юге Йемена. Революция стала естественным итогом событий, которые начали происходить с того момента, как англичане впервые вторглись на йеменскую землю в Аден в прошлом веке и началам освободительная борьба. С начала тех событий происходили постоянные стычю между населением и захватчиками.
Несмотря на то, что против Северного Йемена была совершена агрессия которую можно было расценить как попытку вернуть монархию. Народ южно{ части страны тоже совершил революцию 14 октября 1963 г.
События, последовавшие после начала революции на юге Йемена и различны! произошедшие там политические изменения заставили вмешаться в ситуацик влиятельных арабских и международных организаций. В центре юга - городе Аден велась политическая борьба, в ней участвовали движение по освобождению югг
которое шло под предводительством социалистической партии, Союз сынов Йемена, а также северо-йеменское движение по освобождению Южного Йемена. В 1964 году 13 января произошло слияние всех сил, что стало известно, как "фронт по освобождению Юга", но через некоторое время командование национального фронта на юге отказалось от этого объединения, силы вновь разделились и борьба начала вестись уже в новом направлении. Итогом событий, происходивших в Южном Йемене с момента революции 14 октября 1963 года до 7 ноября 1967 года стало официальное заявление Министерства иностранных дел Великобритании о том, что власть в стране будет передана той сторопе, которая является наиболее влиятельной и способной взять на себя управление государством, а также выразило мнение о том, что возможно таковой силой является Национальный фронт юга.'
Национальный фронт к тому времени набравший силу в Южном Йемене в свою очередь поспешил объявить готовность к переговорам с Великобританией об освобождении йеменской земли и провозглашении независимости нового государства. Переговоры между Великобританией и командованием национального фронта юга в лице его лидера Кахтана Аль-Шааби начались в Женеве 21 ноября 1967 года и закончились 29 ноября того же года. После окончания переговоров было объявлено о становлении нового государства - Независимой Демократической Республики Йемен (НДРЙ) - независимого суверенного государства, не являющегося частью Йеменской Арабской Республики. Границы этой страны б 1,1 ли обозначены Турцией и Великобританией и новый государственный флаг поднялся в тот момент, когда йеменскую землю покинул последний английский солдат 30 ноября 1967 года.2
После тех тяжелых периодов политическая обстановка в обеих частях Йемена стабилизировалась. Это было очень важно, ибо являлось основой, которая сумела обеспечить стране надежное будущее. Освободительные силы Северного и Южного Йемена сумели избавиться от душивших их режимов и после долгих лет вновь объединились для того, чтобы развивать общество, демократию и единство.
' Ахмед Юсеф Аль-Мари. Последние изменения в Южном Йемене. Каир, 1981. С. 141-146. (на арабском языке)
2 Первые документы о йеменской революции. Центр исследований и изучений. Сана, 1992. С. 114. (на арабском языке)
Поражение Египта в арабо-израильской войне в июне 1967 г. кардинальным образом изменило обстановку в Йемене.
31 августа 1967 г. на конференции глав арабских государств в Хартуме президент Насер и король Фейсал подписали соглашение о мирном урегулировании конфликта в Йемене. В соглашении предусматривалось, что Египет выведет из Йемена .все вооруженные силы в трехмесячный срок. Саудовская Аравия обязалась прекратить помощь йеменским монархистам.
Хартумское соглашение, подписанное Египтом после поражения в войне 1967 года, означало решение йеменской проблемы па условиях, фактически продиктованных Саудовской Аравией.
После вывода египетских войск из Йемена к власти в стране пришла феодально-племенная верхушка, которая стремилась к сотрудничеству с Саудовской Аравией и Западом.
В июле 1970 года ЙАР была признана официально Саудовской Аравией, а затем и Англией.
Третья глава "Дальнейшее развитие йеменско-египетских отношений"
посвящается вопросу о необходимости общеарабской солидарности для улучшения политической и экономической обстановки в арабском регионе, исследуются йеменско-египетские отношения после 2-го Персидского кризиса и сотрудничество в сфере воспитания и образования.
Египет особенно во время правления Гамаля Абдель Насера, всегда поддерживал Йемен и связь между двумя государствами крепла. Отношения между двумя братскими странами продолжались и после кончины великого национального египетского лидера, однако уже на новых основах и в соответствии с программами, которые проводились в этих странах, различными обстоятельствами и другими изменениями.
Ряд политических межправительственных встреч подтвердил тот факт, чте отношениями между собой дорожит и Йемен, и Египет. Йеменский Совет Мира I Единства и египетская комиссия по Солидарности между двумя странами активш сотрудничают в продвижении этих отношений вперед, их защите и возобновленш ежегодных встреч в Йемене и Египте. Полигаки обоих государств многое сделал! для сохранения этих отношений в прошлом, многое делают для этого и сегодня Сейчас они охраняют эти отношения более, чем когда либо и делают все возможно
ШЯ укрепления отношений между двумя братскими народами и расширения ютрудничества в самых разных сферах.
В данный момент эти отношения переживают период особого йаимодействия, что побуждает к оптимизму и трезвому взгляду на многие вопросы. }заимодействие очень важно для Йемена и Египта в дальнейшем будет федприниматься все для расширения двухстороннего сотрудничества.
Народы двух стран верят в то, что эти отношения будут и далее расширяться, тлубляться и включать в себя различные новые сферы, что послужит для пользы >боих государств и для достижения победных целей арабского мира, а также гаможет в решении текущих проблем, которые предполагают региональные и )еждународные изменения в ходе нового мирового режима. Только в совместном [ути этих двух народов - их удача, развитие, усовершенствование, стабилизация юлитической, экономической, общественной жизни и счастье людей.
Из общих позиций Йемена и Египта можно прийти к выводу, что согласия в >азличных вопросах в данный момент гораздо больше, чем противоречий, хотя еще ютается небольшая прохлада в их отношениях и отсюда следует, что в первую >чередь необходимо вернуть прежнюю теплоту тех отношений. В этой связи [еобходимо уточнить сферы общего планируемого сотрудничества: . Сотрудничество в сфере безопасности Красного моря и участие в стабилизации
обстановки близлежащих африканских стран. !. Возрождение активной деятельности двух стран в сферах образования,
экономики, развития совместных проектов. 1. Поиск форм совместной политический координации.
I. Совместное обсуждение информационной политики, способной вновь сблизить египтянина и йеменца.
В представлении диссертанта, в будущем при совместном тесном ютрудпичестр.с в самых разпых сферах, когда интересы двух стран переплетутся и :отрутся негативные следы, оставленные разными разногласиями в прошлом, снова юзродится единый национальный дух двух братских народов и активизируется их швитие и оба они пойдут по совместному пути прогресса.
Сегодняшняя арабская реальность нуждается в активном движении вперед к >азвигию и прогрессу, и в этом должны участвовать все арабские страны на разных
уровнях, и в итоге достичь того широкого сотрудничества, которое существовало до 1990 года.
И Йемен, и Египет пережили острые последствия вторжепия Ирака в Кувейт. Это негативно отразилось на двусторонних отношениях двух стран, которые до кризиса успели встать на общий путь развития.
Ухудшение обстановки в арабском мире повлияло на отношения между Йеменом и Египтом. Однако, это заставило их уделить внимание некоторым интересам, например, - под держание безопасности в Красном море. Имеется ввиду общее сотрудничество, которое не позволит каким-либо сторонам вмешиваться в дела этого региона ради собственных интересов, идущих вразрез с арабскими общенациональными.
В настоящее время оба государства осознают важность совместного сотрудничества. Позиции двух стран показывают, что они стремятся вновь найти единый общий путь сотрудничества между собой и другими государствами, а также осознают важность обмена интересами и создания общих совместных проектов в будущем.
Вопрос о йеменско-египетском сотрудничестве в период современного времени, когда опасностям подвергаются все сферы сотрудничества, очень важен. В наше время исторических изменений в обществе, сознании людей и обстановке в целом важную роль играет воспитание и образование общества. В этот тяжелый период необходимо приложить все возможные усилия для противостояния различным угрозам и дабы сохранить свою национальную культуру и продолжить свою историю. Факт существования такой угрозы заставляет арабские страны быть ответственными, чтобы сохранить свою солидарность и единство и, как уже это было ранее Йемен и Египет должны активно в этом сотрудничать. Должны находиться способы достижения большего сплочения арабской нации в будущем и обеспечения счастливого будущего арабского народа и грядущих поколений. Именно на это Йемен и Египет должны обращать особое внимание. Совместное сотрудничество и защита Красного моря играет важную роль в отношениях двух стран, что имеет огромное значение не только сегодня, но и в будущем. Морские владения двух государств имеют мировое значение - это и Суэцкий канал, и пролив Баб-аль-Мандаб. Народы двух братских стран во многом близки друг другу. Революции этих государств соединили навсегда народы этих двух стран.
Законодательство и конституции двух стран также весьма схожи. Обе страны сознают важность демократии и существования демократического общества во сем арабском регионе. Принято также называть Египет передними воротами в рабский регион и важным посредником в разрешении арабо-израильского онфликта, а Йемен - задними воротами и вторым важным посредником в азрешении этого конфликта. Это несет в себе истину и исторически уже многое тими странами было сделано для урегулирования этого важнейшего вопроса.
Во многом решение самых сложных вопросов в арабской нации зависит от оспитания и образования народов. Воспитание и образование современного рабского общества расценивается как действенный фактор изменения этого бщества и его объединения. На основании того, что образовательная система тобого арабского региона должна строиться на основе духа единства и братства всех рабских народов, национально-патриотической точке зрения и едином стремлении единому цивилизованному пути и развитию полноценной личности, здесь можно и ужно надеяться на полное единство арабских народов в обозримом будущем. Пока бразовательная система любой отдельной арабской страны будет оставаться на изком уровне, общество не сможет достичь ни одной поставленной национальной ели. Настоящее единство между арабскими народами необходимо именно сейчас, ринимая во внимание судьбоносную связь между каждой отдельной страной рабского мира. А необходимого единства не достичь, если не будет существовать заимоподдержки и, если страны не будут противостоять попыткам давления внутри осударств или извне. В истории этого века произошло множество масштабных обытий, которые изменили облик стран и мировоззрение их граждан. Трудные ериоды были и в истории Йемена, но ослабленная, необразованная, неграмотная трана с порабощенными гражданами не может долго противостоять своим врагам. 1режде всего для усиления страны необходимо качественное воспитание :ационального духа и образование ее граждан.
Вклад Египта в национальное воспитание и образование Йемена очень велик, хипет приложил много усилий для развития не только школьного (начального), реднего и высшего образования граждан, но и для развития информациошюго ругозора граждан, и развития средств массовой информации, и военной подготовки юйск. Широкое взаимодействие общества появилось тогда, когда активно стала >азвиваться сфера образования. Мечети, школы, университеты, другие
общественные места стали действительно оживленными местами, местами посещения и скопления граждан - это были первые признаки активной свободной общественной жизни.
Существует важный исторический смысл отношений между Йеменом и Египтом неофициального характера, а также единая солидарная цель. Вклад Египта в воспитательную и образовательную сферу в Йемене в формальных отчетах не искажает суть и оттенок взаимодействия между двумя странами, а подтверждает этот вклад.
Египет создал свое государство, правительство, общество уже в 50-60-е годы. Е школах с детства воспитывался национальный дух, этот дух египтяне пытали« возродить и в других арабских народах, как говорят арабы - "от океана до залива" Речи Абдель Насера были важными, доступными и понятными для каждого Движение национального освобождения набирало свои силы с каждым днем. Вопро( о единстве арабов был главной целью духа национального воспитания. Вопро< Палестины - самая острая тема в межнациональных отношениях. Каир традиционш считался центром национального воспитания, а радио "Голос арабов" был главны» источником информации. Абдель Насер по праву считался арабским лидером I главным примером национального достоинства арабов.
После июльской революции в Египте было открыто множество школ п< ликвидации неграмотности среди населения. Это стало символом обновлена общества. После сентябрьской революции в Северном Йемене также было открыт! множество школ по борьбе с неграмотностью. В правление имама образовали считалось роскошью и было практически запрещено. Революция в октябре 1963 год в Южном Йемене также открыла путь к образованию народа в той части странь Программа образования в обоих регионах стала доступной для каждого желающегс Она несла в себе идеи национальной свободы арабского человека.
Программа воспитания национального духа народа преследовала важные цеш к сожалению некоторые из них не достигнуты и по сей день. Противостояние борьба с внешними и внутренними врагами, ликвидация неграмотной! сопротивление сионизму, борьба за социальное равенство, осуществлена независимости и экономической стабилизации являются основной задачей арабски народов. Арабы всех регионов поддерживают эти цели, в том числе и йеменш несмотря на уровень национального сознания в то время и степени неграмотное!
:арода. Какой бы ценой не осуществлялось это национальное воспитание подпольные занятия во время ига) в последующем плоды этого вернутся в есятикратных размерах. Надо сказать, что несмотря на недавние попытки очернить Египет и отрезать его от остального арабского мира, своим сегодняшним свободным сложением арабского мира нация во многом обязана Египту и достигла этого лагодаря ему. Диссертант придерживается мнения, что в XXI в. весь арабский мир и хипет в особенности должен искать для себя политическую выгоду. Вопрос стоит ак: по-прежнему оставаться раздробленными или же наконец объединиться для ешения судьбы арабской нации.
В Заключении диссертации подводятся основные итоги и делаются выводы.
Диссертант считает, что существуют широкие совместные перспективы и озможности для обеих сторон, не хватает только тщательного планирования и зучения для скорейшего устремления вперед и обеспечения и отстаивания высших нтересов обеих стран. Взаимосвязь между революциями в Египте и Йемене в рошлом, новыми задачами, вставшими перед этими государствами и их олитическимн властями в данный момент на уровне, как региональном, так и бщенациональным - сближают и сплачивают два народа. Существует масса оглашений, подписанных на разных уровнях по самым разным вопросам.
Сохранение подобного тесного сотрудничества, как проведение ежегодных юрумов - есть подлинное доказательство чувства ответственности за сохранение гих отношений, поддержания и обновления их различными идеями, совместными роектами, т.к. отношения эти необходимы и будут продолжаться всегда несмотря а любые обстоятельства.
Апробация работы. Основные положения диссертации были обсуждены па зседашш кафедры всеобщей истории п кафедры теории и истории международных тношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН. Основные вложения и выводы данного исследования содержатся в статьях: "Роль Египта в еволюции 26 сентября 1962 г. в Северном Йемене" (Материалы конференции ¡жирантов кафедры всеобщей истории РУДН. М.: Изд-во РУДН, 1999. С.54-60); Национально-освободительное движение на юге Йемена и Египет" (Материалы онференции аспирантов кафедры всеобщей истории РУДН. М.: Изд-во РУДН, 2000. 1.84-90).
ИСКАНДЕР МОХАММЕД АХМЕД
ВЛИЯНИЕ ЕГИПТА НА ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЙЕМЕНА В 60-е ГОДЫ XX ВЕКА
Диссертация посвящена анализу зарождения и развития йеменского антимонархического движения и того влияния, которое оказал Египет на внутриполитическую ситуацию в стране, приведшую к революции 1962 г. и последующим событиям.
Автор рассмотрел предпосылки развития революционного процесса в Йемене в тесной связи с развитием событий на арабском востоке в целом, прежде всего с Египтом. Подчеркивается то значение, которое сыграло для развития революционных событий позиция, занятая египетским руководством и другими странами, включая СССР, США и Саудовскую Аравию.
Iskander Mohammed Ahmed YEMEN
The Influence of Egypt on the internal political development of Yemen in the 60-es of the 20th century.
The dissertation is devoted to the analysis of the appearance and developmer of the Yemen antimonarchical movement and the influence of Egypt on thi internal political situation in the country, which leaded to the revolution of 196 and to the next events.
The author examined the premises of development of the revolutionär movement in Yemen in a close connection with the development of the events i the Arabic East and first of all in Egypt. The significance of the position of Egyp leaders and leaders of the other countries including USSR, USA and Sau< Arabia is stressed.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Искандер Мохаммед Ахмед
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Йемен на пути к революционным событиям
§ 1. Внутренняя и внешняя политика Йемена в годы, предшествующие революционным событиям.
§ 2. Предпосылки революции.
ГЛАВА II. Йеменская революция 1962 г.
§ 1. Йеменская революция и Египет.
§ 2. Отношение к йеменской революции Саудовской Аравии,
США и других стран.
§ 3. Национально-освободительное движение в
Южном Йемене.
§ 4. Саудовско-египетская конфронтация в связи с войной в Йемене.
ГЛАВА III. Дальнейшее развитие йеменско-египетских отношений
§ 1. Йемен, Египет и общеарабская солидарность.
§ 2. Йемен и Египет после второго Персидского кризиса
§ 3. Сфера воспитания и образования в йеменско-египетском сотрудничестве.
Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Искандер Мохаммед Ахмед
Разработка истории и анализ отношений между странами находятся в постоянном внимании политиков и ученых. От состояния взаимоотношений между странами во многом зависит благополучие и жизнь людей. Вопрос о йеменско-египетском сотрудничестве был важен в годы становления независимого Йемена, в годы поддержки революции 1962 года, важен он и сейчас, в период современности, когда опасностям подвергаются все сферы взаимоотношений арабских стран.
Революция 23 июля 1952 года в Египте стала первой арабской освободительной революцией. Следом за ней последовали революции других арабских народов, стремившихся к свободе. Среди них и йеменский народ, который в союзе с армией проложил дорогу к революции 26 сентября 1962 года и разбил оковы рабства, сковывавшие его свободу сотни лет. В то трудное время Йемен воззвал к братскому Египту. Египетская армия сыграла очень важную роль в йеменской революции. Она помогала недостаточно опытному йеменскому народу не только воевать с врагом, но и после совершения революции стабилизировать общую обстановку в стране. Еще годы спустя после революции, египетская армия оставалась на йеменской земле, пока йеменская армия полностью не сформировалась и не стала способна сама нести любое бремя. Египет выполнил свое обещание и помог братскому Йемену завоевать свободу и независимость, помог в дальнейшем развитии страны. Именно этим и обусловливается актуальность темы диссертации.
Египет, как самая большая и самая сильная страна арабского мира, оказывает влияние на происходящие события региона и на внутриполитическое развитие отдельных стран. Это полностью относится и к Йемену. Объективно йеменское государство нуждалось в помощи как в период борьбы за освобождение, так и в последующие годы. Поэтому тема представляет определенный интерес как в историческом, так и в актуальном плане.
Цели и задачи исследования. Влияние Египта на развитие арабских стран, в том числе и на Йемен наряду с положительным влиянием имеет и негативные стороны. Изучение и анализ в широком спектре йеменско-египетских отношений представляет ту задачу, которой и посвящено настоящее исследование. Диссертант стремился осветить все стороны отношений Йемена и Египта в разные периоды исторического развития арабского мира. Особое внимание в диссертации уделено развитию отношений двух стран в период после революции в сентябре 1962 года.
В соответствии с этими целями в диссертации поставлены следующие задачи:
- Проанализировать ход исторического развития Йемена в шестидесятые годы и определить причины, приведшие к революционным событиям.
- Выявить основные направления и особенности йеменско-египетского сотрудничества.
- Определить цели, задачи, стратегию и приоритеты политики египетской стороны в отношении йеменской революции дальнейшего развития страны.
- Попытаться определить степень влияния происходящих в арабском регионе событий на внутриполитическое положение в Йемене.
Хронологические рамки работы. Новый период в развитии Йемена, как и других стран Азии и Африки начался после Второй мировой войны. Толчком же к революционным действиям арабских стран послужила июльская революция 1952 года в Египте.
Революционные события в Йемене, в которых принимали участие широкие слои народных масс и армия привели к революции 26 сентября 1962 года. В те годы революционные силы страны нуждались в помощи и поддержке. Эта поддержка пришла с египетской стороны.
События шестидесятых годов и стали хронологическими рамками работы.
Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой исследование проблем взаимоотношений двух арабских стран Йемена и Египта в сложный период для всего арабского мира. В работе на базе значительного круга источников научной литературы, статистических и периодических изданий предпринята попытка проанализировать процессы внутриполитического развития Йемена и влияние на них других арабских стран и прежде всего Египта. В русскоязычной историографии, как и в арабской и западной отражены отдельные аспекты, связанные с взаимодействием двух арабских стран.
Практическая значимость диссертации. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, а также выводы, к которым пришел автор, могут быть использованы как в научно-исследовательской работе, так и при разработке курса лекций по истории арабского мира.
Источниковая база. При работе над темой диссертантом были использованы источники и научная литература.
В качестве источников были использованы официальные документы. К ним относятся выступления и публикации государственных лидеров Египта и Йемена, материалы съезда Йеменской социалистической партии, Заявления руководства национального фронта, соглашения, договоры и другие совместные документы ЙАР и О АР.
Важной группой источников являются выступления и публикации государственных деятелей и других официальных лиц Египта и Йемена. Среди них выступления и заявления Гмаля Абдель Насера1, министра информации Египта Мохамеда Хассена Хейкал2.
Другую группу источников составляют материалы и документы политических партий, общенациональных организаций и объединений.3 Еще одну группу источников составляют официальные государственные документы: Конституции Северного и Южного Йемена, решения правительственных органов и др. Среди них законы о печати,4 документы, касающиеся революции 26 сентября 1962 г.5
И наконец, надо сказать о договорах и соглашениях Йемена с Египтом и другими иностранными государствами.6 Важное значение имел договор между ИАР и ОАР по созданию Совета совместной координации действий между двумя странами.
Историография работы. При написании диссертации автором использован значительный круг научной русскоязычной, арабской и западной литературы. Большую помощь диссертанту оказали работы В.В. Наумкина об истории национального фронта в борьбе за у независимость Южного Йемена; Е.К. Голубовской о революции 1962 г. в Йемене,8 ее же о политическом развитии Йеменской Арабской
1 Выступления Гамаль Абдель Насера. 24 апреля 1964 г. В г. Теаз. (на араб, яз.)
2 См. Ливийская газета аль-Нахар от 2.08.1970 г. (на араб, яз.)
3 Общенародный Конгресс ЙАР (на арабском языке). Йеменский центр исследования. Сана, 1984.
4 Законы о печати (Сана,1968 год издания, на арабском языке).
5 Документы о революции 26 сентября 1962 г. Сана, 1992. С. 115. (на араб, яз.)
6 См. Государственные документы, международные договоры Республики Йемен с иностранными государствами. Сана, 1980. (на арабском языке)
7 Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию. М.,1980 г.
8 Голубовская Е.К. Революция 1962 года в Йемене. М., 1971 г.
Республики в 1962-1985 гг.;1 О.Г. Герасимова о Йеменской революции 1962-1975 гг.;2 П.Е.Демченко;3 Е.М.Примакова об анатомии ближневосточного конфликта4, а также коллективная работа о новейшей истории Йемена.5
Автор широко использовал труды арабских ученых. Прежде всего
6 7 необходимо назвать Мухамада Али Ашахари, Ахмеда аль Сакафа,
8 9
Мухаммеда Ахмед Наомана, Хамаза Али Лукмана, Мухаммеда Хассана Хейкаль,10 Э. Тума.11
По общим вопросам истории арабского мира второй половины двадцатого века и истории отдельных стран региона имеются интересные работы, в том числе и касающиеся данной темы. В то же время не все проблемы получили достаточное освещение. Не изучены и вопросы, связанные с отношениями между отдельными арабскими странами. Не получил полного освещения и ряд вопросов социально-политического и экономического развития стран арабского мира. Автору удалось использовать ряд статистических изданий, высказывания отдельных общественных деятелей по некоторым рассматриваемым в
1 Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики 1962-1985 гг. М.,1989 г.
2 Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975гг. М., 1979 г.
3 Демченко П.Е. Новый день Йемена. М., 1963.
4 Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1984 г.
5 Новейшая история Йемена. М., 1984 г.
6 Мухамад Али Ашахари. Абдул Насер и революция в Йемене. Каир, 1979г. (на арабском языке)
7 Ахмед аль Сакаф. Я вернулся с юга Аравийского полуострова. Кувейт, 1955г. (на арабском языке)
Мухаммед Ахмед Нооман. Для того, чтобы вникнуть в суть вопроса. Йеменский союз. Комиссия по изданию. Аден, (на арабском языке)
9 Хамаз Али Лукман. Важная борьба в истории Йемена. Центр исследований Йемена. Сана, 1978г. (на арабском языке)
10 Мухаммед Хассан Хейкаль. Великобритания и Йеменская революция. Аль-Ахран 16 ноября 1962г. (на арабском языке)
11 Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М„ 1977. диссертации вопросам, которые публиковались в прессе, в частности, в газете А1-Ахрат.
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние Египта на внутриполитическое развитие Йемена в 60-е годы XX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Арабы боролись во всех арабских странах. Боролись они ожесточенно, решительно, самоотверженно. Они боролись, чтобы добиться свободы и независимости, о которых мечтали, ради получения прав, которые были у них отняты, боролись за нормальную жизнь, жизнь с честью и гордостью. Однако, колониальные лидеры, объединившись, яростно противостояли этой освободительной народной войне. Они жестоко убивали людей, а также подвергали пытками тех, кто осмеливался объявить себя борцом за свободу Родины. Тысячи людей героически погибали, защищая то, за что боролись. Борьба народов продолжалась до тех пор, пока захватнические правительства не пали.
Период, равный почти целому веку прошел в унижении, злобе и рабстве. Стало ясно, что только единство арабской нации спасет будущее.
Между Египтом, Йеменом и Саудовской Аравией в 1958 г. был подписан договор "Союз арабских стран", который положил начало национально-освободительному движению в арабских странах во главе с Египтом. Однако египетская революция была опасна для монархий в О
Саудовской Аравии и Йемене. В 1948 г. произошел переворот в Йемене против имама, однако оппозиция не сумела взять власть в свои руки. То же произошло и в 1955 г. В свою очередь, египетская революция 1953 г. оказала огромное влияние на народ Йемена. В Южном Йемене возникла партия "Свободные офицеры", которые выступили против монархического режима на севере и против англичан на юге. Итак, монархические режимы поддерживались Саудовской Аравией, Англией, Иорданией и Израилем; а республиканские режимы поддерживали Египет и СССР.
Йеменский народ оказался заложником в этой международной борьбе, что сказалось на его внутренней ситуации. В Йемене столкнулись интересы двух сверхдержав - СССР и США, которые поддерживали Саудовскую Аравию.
После объединения северного и южного Йемена, новым объединенным правительством было продолжено углубление старых и поиск новых точек соприкосновения и общих начинаний в политических отношениях с Египтом, отношений, начавшихся с тех пор, как была основана Лига Арабских государств, штаб квартира которой находилась в Египте отношения эти всегда продолжались и развивались наиболее успешно в период президентства Гамаля Абдель Насера, т.е. с периода после революции в июле 1952 года. Это революция возродила дух этих отношений и открыла новые обширные перспективы между двумя братскими народами. Тот период дал Йемену и его национальному движению новое революционное рвение, благодаря расширению революционно - освободительной силы, которую возглавил Г.Абдель Насер против английского колониализма. То был период подъема и освобождения от этого ига на востоке и западе арабского мира. Йеменский народ и его национальное движение в то время остро нуждались в решительной политической поддержке Египта, ибо страна в период предшествующий сентябрьской и октябрьской революциям, переживала сложные политические условия. В рамках тех отношений продолжались переговоры и совещания между избранными деятелями обоих государств. Эти отношения все упрочнялись, расширялись и породили атмосферу широкого политического взаимодействия. Это оставило яркий след и ясные тому доказательства. В тот момент Йеменское национальное движение нашло защитника своих интересов только в лице Гамаля Абдель Насера. Условия те были отмечены разумными решениями, полны национального арабского духа и это внесло вклад в будущее страны.
Йеменское национальное движение уверенно прокладывало путь к освобождению своей родины. Там, где в Южной части аравийского полуострова раньше были красные ограничительные линии, не позволявшие переступать далее, теперь были проложены дороги в соседние братские регионы арабского мира. Несмотря ни на что революция победила и были выполнены все ее задачи. Никакие попытки провалить не имели успеха. Конечно много трудностей и проблем встало с первого же момента, однако благодаря политическому консолидированию йеменской сентябрьской и египетской июльской революциями, победа была одержана. По прошествии года с момента этого торжества, поднялась октябрьская революция для освобождения юга Йемена от английских колонистов и тоже одержала победу.
В 1963 г. 19 июня вернулся министр обороны Египта Абдул аль-Хаким Амер из Москвы. В руках у него был военный договор с СССР, подписанный маршалом СССР Малиновским, министром обороны. Во время подписания присутствовал Хрущев, который отправил письмо Насеру. У советского руководства было желание вернуть войска Египта в Йемен, он также выдал Египту кредит в размере 20 мил. гиней. Поэтому Насер опять ввел войска в Йемен 25 июня 1963 г. Вместе с войсками вернулся и бежавший ранее из Йемена президент Абдалла Ассалал вместе с Абдул ал-Хакимом Амером. У последнего в руках находились все документы по ведению операции и ситуации в Йемене. А в руках Анвара Садата была политическая функция. С моей точки зрения информация, получаемая Насером от своих министров была далека от объективности, что привело к поражению в военных действиях.
Анвар Садат первоначально не намеревался вмешиваться в Йеменскую революцию, он предлагал Насеру сократить военную помощь до минимума. Во вторых, у него были контакты с вице-президентом Рахман Абдул ал-Байдани, у которого был конфликт с президетом Йемена. Анвар Садат и Абдул ал-Байдани, имея проамериканские взгляды, давали информацию о необходимости сократить египетские войска в Йемене, что не соответствовало действительности. А когда войска все же ушли, в Йемене началась гражданская война. Поэтому, по моему мнению, обратный ввод войск в Йемен был необходим, что обеспечило продолжение революции.
В ходе своего визита в Йемен на массовых торжествах, прошедших в городе Таиз в январе 1964 года, Гомаль Абдель Насер провозгласил на весь мир о том, что Великобритании следует "забрать свой кнут" и покинуть Южный Йемен. Это произвело свой эффект и было названо "последним гвоздем в гробу" военного режима английских колонистов в Южном Йемене.
Йеменско-египетские отношения с тех пор скреплены кровью. Та моральная, материальная, военная помощь оказанная Египтом Йемену была неоценима. В дальнейшем это скрепило йеменско-египетские отношения в сотрудничестве в разных сферах, для того чтобы оба государства смогли помочь друг другу подняться из руин после ожесточенной освободительной борьбы.
Таким образом, на развитие событий в Йемене повлиял целый ряд внешних и внутренних факторов, которые имели как позитивное, так и негативное значение. Необходимо отметить, с одной стороны, невежество и безграмотность народа, чему способствовал авторитарный и репресивный режим имама Йемена. С другой стороны, внутри строны возник ряд организаций, таких как «Свободные офицеры», к* стремившиеся к изменению политической системы в Йемене. Среди внешних факторов можно отметить отрицательную роль Саудовской Аравии, поддерживавшая антипрогрессивный монархический режим имама Йемена, и положительную роль Египта, поддерживавшего прогрессивную йеменскую интеллигенцию и революцию. Египет, во-первых, выступил против Саудовской Аравии, нейтрализовав ее отрицательное влияние на Йеменскую революцию, а во-вторых, Египет тяготел к Советскому Союзу, в своей внешней политике, противостоя, таким образом, США и Англии. Египет стремился выгнать англичан из Южного Йемена, чтобы закрепить свое присутствие на Красном Море.
Египетская революционная поддержка дала йеменскому национальному движению свою стремительность и стойкость противостоять безо всякой снисходительности любым заговорам и вызовам, как внутренним, так и внешним , любому постороннему вмешательству и разного рода давлению, попыткам правления, не обращая внимания на какие-либо насмешки, несмотря ни на любые обстоятельства.
Египет особенно во время правления Гамаля Абдель Насера, всегда поддерживал Йемен и связь между двумя государствами крепла. Отношения между двумя братскими странами продолжались и после кончины великого национального египетского лидера, однако уже на новых основах и в новых социальных и политических обстоятельствах.
Ряд политических межправительственных встреч подтвердил тот факт, что отношениями между собой дорожит и Йемен, и Египет. Йеменский Совет Мира и Единства и египетская комиссия по Солидарности между двумя странами активно сотрудничают в продвижении этих отношений вперед, их защите и возобновлении ежегодных встреч в Йемене и Египте. Политики обоих государств многое сделали для сохранения этих отношений в прошлом, многое делают для этого и сегодня. Сейчас они охраняют эти отношения более, чем когда либо и делают все возможное для укрепления отношений между двумя братскими народами и расширения сотрудничества в самых разных сферах.
В данный момент эти отношения переживают период особого взаимодействия, что побуждает к оптимизму и трезвому взгляду на многие вопросы. Взаимодействие очень важно для Йемена и Египта в дальнейшем будет предприниматься все для расширения двустороннего сотрудничества.
Народы двух стран верят в то, что эти отношения будут и далее расширяться, углубляться и включат в себя различные новые сферы, что послужит для пользы обоих государств и для достижения победных целей арабского мира, а также поможет в решении текущих проблем, которые предполагают региональные и международные изменения в ходе нового мирового режима. Только в совместном пути этих двух народов - их удача, развитие, усовершенствование, стабилизация политической, экономической, общественной жизни и счастье людей.
Я считаю, что существуют широкие совместные перспективы и возможности для обеих сторон, не хватает только тщательного планирования и изучения для скорейшего устремления вперед и обеспечения и отстаивания высших интересов обеих стран. Взаимосвязь между революциями в Египте и Йемене в прошлом, новыми задачами, вставшими перед этими государствами и их политическими властями в данный момент на уровне, как региональном, так и общенациональным - сближают и сплачивают два народа. Существует масса соглашений, подписанных на разных уровнях по самым разным вопросам.
Сохранение подобного тесного сотрудничества, как проведение ежегодных форумов - есть подлинное доказательство чувства ответственности за сохранение этих отношений, поддержания и обновления их различными идеями, совместными проектами, т.к. отношения эти необходимы и будут продолжаться всегда несмотря на любые обстоятельства.
Вопрос о йеменско-египетском сотрудничестве в период современного времени, когда опасностям подвергаются все сферы сотрудничества очень важен. В наше время исторических изменений в обществе, сознании людей и обстановке в целом важную роль играет воспитание и образование общества. В этот тяжелый период необходимо приложить все возможные усилия для противостояния различным угрозам и дабы сохранить свою национальную культуру и продолжить свою историю. Факт существования такой угрозы заставляет арабские страны быть ответственными, чтобы сохранить свою солидарность и единство и, как уже это было ранее Йемен и Египет должны активно в этом сотрудничать. Должны находиться способы достижения большего сплочения арабской нации в будущем и обеспечения счастливого будущего арабского человека и грядущих поколений. Йемен и Египет должны особо работать в этом направлении, ибо в прошлом они уже были известны как единомышленники и братья - это же должно быть и в настоящем, и в будущем. Совместное сотрудничество и защита Красного моря играет важную роль в отношениях двух стран, это имеет огромную важность не только сегодня, но и в будущем, такую же важность как это было и в прошлом. Морские владения двух государств имеют мировую важность - это и Суэцкий канал, и пролив Баб- аль-Мандаб. Народы двух братских стран во многом близки друг другу. Революции этих государств соединили навсегда граждан той и другой страны.
Законодательство и конституции двух стран также весьма схожи. Обе страны осознают важность демократии и существования демократического общества во всем арабском регионе. Принято также называть Египет передними воротами в арабский регион и важным посредником в разрешении арабо-израильского конфликта, а Йемен -задними воротами и вторым важным посредником в разрешении этого конфликта. Это несет в себе истину и исторически уже многое этими странами было сделано для урегулирования этого важнейшего вопроса.
Список научной литературыИскандер Мохаммед Ахмед, диссертация по теме "История международных отношений и внешней политики"
1. Официальные документы:
2. Выступления президента Гамаля Абдель Насера на открытии 4 заседания общенациональной Конференции Арабского социалистического союза. 23 июля 1970 г. Аль Ахрам
3. Выступление президента Гамаля Абдель Насера на закрытии 4 заседания общенациональной Конференции Арабского социалистического союза. 26 июля 1970 г. Аль Ахрам.
4. Документы Общенародного Конгресса Египетской Арабской Республики. Аль Ахрам от 13 января 1970 г.
5. Документы Национального Фронта Южного Йемена. Аден, 1968.
6. Закон об османской печати и типографии. Стамбул, 1909, (на араб, яз.).
7. Закон о прессе и печати Йеменской Арабской Республики. Сана, 1968, (на араб. яз.).
8. Закон о прессе и печати в Южном Йемене. Аден, 1972, (на араб. яз.).
9. Конституция Северного Йемена
10. Конституция Южного Йемена.
11. Материалы I съезда Йеменской социалистической партии. М., 1979.
12. Мухаммед Хасанен Хикал. Статьи в газете А1-Ахраш от 31 июля 1970 г., 7 августа 1970 г.
13. Официальные ответы на письмо Аль Бакера.
14. Официальный регламент, объясняющий причины, заставляющие Каир принять решение о временном закрытии Палестинского радиовещания.
15. Первые документы о революции 26 сентября 1962 г. в Йемене. Центр исследования. Сана, б.г. - Бейрут.
16. Позиция Объединенной Арабской Республики на некоторые позиции Арабских членов в принятии Американских предложений.
17. Политическое Заявление Общего руководства Национального фронта. Аден, 1969, 22 июня, (на араб. яз.).
18. Конституция Йеменской Арабской Республики. Сана, 1970, (на араб. яз.).
19. Пресс-конференция министра информации ОАР Мухаммеда Хасанена Хейнкаля. Ливанская газета Аль-Нахар 2. 08. 1970; -французское телевидение. 21.08.1970; - английское телевидение. 24.08.1970.
20. Пресс-конференция министра информации ОАР с журналистами 12.08.1970 г.
21. Тезисы политического регламента общенациональной Конференции Арабского социалистического союза. 26 июля 1970.1. И. Литературана русском языке:
22. Азиз Хода. Английская колония и раздел Йемена. М., 1990 (пер. с араб.).
23. Аль-Хамери Абдулла. НДРИ: историческое значение освободительного движения // Азия и Африка сегодня, 1975, № 9.
24. Аль Фахури Ханна. История арабской литературы. М., 1975 (пер. с араб.).
25. Арабская Республика Египет. Справочник. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990, 355 с.
26. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
27. Бишон Джи. Стратегия альтернативного воспитания. Лондон: МакМилан, 1989.
28. Васильев A.M. История Саудовской Аравии (1745 г. конец XX в.). Изд. 2-е. - М.: Классика плюс, 1999. - 672 с.
29. Герасимов О.Г. Йеменская революция 1962-1975 гг. М., 1979.
30. Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики. 1962-1985 гг. - Москва: Наука, 1989. - 280 с.
31. Голубовская Е.К. Революция 1962 года в Йемене. М., 1971.
32. Гуськов A.C. Национальный фронт Демократического Йемена 1963-1975 гг.
33. Наумкин В.В. Национальный фронт в борьбе за независимость Южного Йемена и национальную демократию. М., 1980.
34. Новейшая история Йемена. М.: Наука, 1984.
35. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978.
36. Тума Э. Национально-освободительное движение и проблема арабского единства. М., 1977 (пер. с араб.).на арабском языке:
37. Абдалла Абдааддаэм. Путь к воспитательной философии арабов: воспитательная философия и будущее арабского мира. Центр арабских исследований. - Бейрут, август, 1991.
38. Абдалла Бин Абдальвахаб Аль Мугахед Аль-Шумахи. Йемен: человек и цивилизация. Мир книг: Каир, 1972.
39. Абдалла Бин Ахмед Аль-Таур. Революция Йемена: 1948-1962. Йеменские исследования. Каир, Дар-Аль-Хана, март 1968.
40. Абдалла Хазилян. Тайная история йеменской революции: 1956-1967 гг. Бейрут, Дар Аль-Ауда, 1977.
41. Абдалла Али Аль-Хакими. Призыв свободы. Дар Аль-Мухтар. -Дамаск, 1981.
42. Абд аль-Васии бну Яхья аль-Васии аль Йамани. Та'рих аль-Йаман. -Каир, 1947.
43. Абдельрахман Аль-Бейдани. Секреты йеменской революции. Серия национальных книг. Б.д.
44. Абдельмагид Галеб Аль-Махляфи. Двусторонние проблемы образовательной системы и их калечащее влияние на жизнь современного Йемена. Проблемы современного времени. Вып. января/февраля 1993.
45. Абдул Халид Аль Патрик. Современная история Йемена. Институт исследования и изучения Арабского мира. Каир, 1969.
46. Абдул Аль кави Маккави. Как свидетельствует история. Каир: Столица, 1979.
47. Абдула Ахмад Атор. Это Йемен. Каир, 1969.о
48. Абдула Иля. Наксат Аттлура в Йемене. Из-во "Атрик", Дамаск.
49. Абрагим Аль-Хамди (президент Йемена). Выступления и беседы. Судан, 1977.
50. Аднан Терсиси. Йемен и цивилизация арабов. Бейрут, б.г.
51. Аз-Зейн Абдулла Яхья. Йемен и его средства массовой информации (1872-1974 гг.) Сана, 1984.
52. Аз-Зу бейри Мухаммад Махмуд, Нуман Ахмед Мухаммед. Требования народа. Аден, 1956.
53. Аль-Айни Мухсейн Ахмед. Битвы и заговоры против йеменского народа. Сана, 1958.
54. Аль-Барави Ашид. Йемен и последний переворот. Каир, 1948.
55. Аль-Бустани Абдалла. Свобода прессы. кайр, 1980.
56. Аль-Васи Абд аль-Васи. История Йемена. 1-е изд. Каир, 1948.
57. Аль-Гави Омар Абдалла. Аз-Зубейри поэт-патриот //Журнал "Ас-Сакафа аль-гадида" (Новая культура). - Аден, 1970, № 3.
58. Аль Гави Омар Абдулла. Профсоюзная печать в Адене. Аден, 1970.
59. Аль-Кади Абдула Бен Абдул Вохаб, Аль Мугахед Аш-Шамахи. Йемен, человек и цивилизация. Дом книги, Каир, б.г.
60. Аль-Кади Абдалла бну Абд аль-Керим аль-Джирафи аль-Йамани. Аль-Муктатаф мин та'рих аль-Йаман. Каир, 1951.
61. Аль Касими Халед. Единство Йемена в настоящем и будущем. -Сана, 1988.
62. Али Муххамед абдо. Журнал "Слово". 19 выпуск, сентябрь 1973.
63. Аль Рахмани Амин. Арабские короли. Бейрут, 1924.
64. Арик Марко. Йемен и Запад. Перевод Хасана Абдулы Аль-Амри. -Сана, 1978.
65. Ахмед аль-Сакаф. Я вернулся с юга Аравийского полуострова. -Кувейт, 1955.
66. Ахмед Фахри. Аль-Йаман мадийха ва хадыруха. Каир, 1959.
67. Ахмед Хусейн Шараф ад-Дин. Аль-Йаман абара ат-та'рих. -Каир, 1963.
68. Ахмед Хуссейн Шараф-Аль-дин. Йемен в истории. Каир, 1964.
69. Ахмед Юсеф Ахмед. Солидарность египтян и йеменцев в борьбе за революцию.
70. Ахмед Юсеф Аль-Мари. Последние изменения в Южном Йемене.
71. Ахмед Юсеф Ахмед. Роль Египта в Йемене: 1962-1967 гг. Главная книжная ассоциация Египта, 1981.
72. Гяд Тага. Англия в Южном Йемене. Изд-во "Арабский смысл", 1969.
73. Жаута. Английская политика на юге Йемена. Арабская мысль. -Каир, 1975.
74. Ибрагим Башми. Йемен или дверь в Арабский Залив. "Дар Аль Халик. Шарка, 1982.с«
75. Махмуд Камель Аль-Мухамин. Северный Йемен и Южный Йемен: история и международные отношения. Бейрут, б.г.
76. Мохаммед Али Аль-Шахари. Революция на юге и обстановка на севере. Дар Бин Хальдун: Бейрут, 1972.
77. Мурва Адид. Арабская печать. Ее возникновение и развитие. -Бейрут, 1960.
78. Мухаммед Атаам Галеб. Организация власти и экономическаяотсталость в Йемене, цепь событий в жизни йеменцев. Каир, Дар Аль-Гана, 1962.
79. Мухаммед Ахмед Нооман. Для того, чтобы вникнуть в суть вопроса, йеменский союз, комиссия по изданию. Аден, б.г.
80. Мухаммед Али Аль-Шахави. Абдель Насер и йеменская революция. -Каир, библиотека Матбули, 1976.
81. Мухаммад Али Ашшанби. Демократическая Республика Йемен: изучение экономики и международные проблемы. "Дар Аль Умли". -Бейрут, 1972.
82. Мухамад Али Ашахари. Абдул Насер и революция в Йемене. Каир: Руз Аль Юсеф. 1979.
83. Мухаммед Сайд Аль-Атар. Экономическая и общественная отсталость в Йемене: цели йеменской революции. Алжирское народное издательство, ноябрь 1965.
84. Мухамад Умар Аль-Хабаши. Южный Йемен: политика, экономика и социум. Бейрут, 1978.
85. Мухаммад Мустафа Ашшанби. Йемен, государство и общество. "Арабское возрождение". Каир, 1975.
86. Мухаммед Хасанен Хейкаль. Великобритания и йеменская революция. Аль-Ахрам, 16 ноября 1962.
87. Сайд Мустафа Салех. Построение современного Йемена. Институт исследования и изучения Йемена. Каир, 1971.
88. Сабра Али бен Али. Йемен: восстание против турков //Журнал "Аль-Хикма" (Мудрость). Аден, 1974, № 28.
89. Суепанаги. Военная история Йемена. Адан, 1976.
90. Халед Бин Муххамед Аль Касем. Объединение Йемена в настоящем и в будущем . Кувейт, 1985.
91. Хамруш. История июльской революции: Абдель Насер и арабы. -Бейрут, Арабская организация по исследованиям и издательству, апрель 1976.1. VJ
92. Хасан Мохаммед Таухар. Йемен. Арабские публичные библиотеки по печати и изданию. Каир, 1967.
93. Хамза Али Лукман. Решающие сражения в истории Йемена. Центр йеменских исследований. Сана, 1978.
94. Хамза Али Лукман. Важная борьба в истории Йемена. Центр исследований Йемена. Сана, 1978.
95. Хасан Ахмад Абу-Талиб. Противоречия между Северным и Южным Йеменом: история и развитие. Изд-во Аль-Ахрам, Каир, 1979.
96. Хасан Мухамад Гоухар, Мухамед Сайд Аюб. Йемен. "Арабская мысль" Каир, 1967.
97. Хасан Сулейман Махмуд. История ислама в Йемене. Багдад, 1969.
98. Шараф ад-Дин Ахмед. Йемен: история веков. Каир, 1963.на английском языке:
99. A.Rihani. Arabian Peak and Desert. L., 1930.
100. G.Heyworth-Dunne. Témoignage sur le Yemen. "Orient". P., 1964. - № 31.
101. Ingrams H. A Journey in the Yemen. J.R.C.A.S. 1946, T 33, ч.1.
102. Ingrams H. The Yemen. Imams, Rulers and Révolution. L., 1963.
103. Schmidt D.A. Yemen: the Unknown War. L., 1928.1.I. Прессана русском языке