автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Влияние французской культуры на развитие прессы Ливана

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Туфайли, Имад Аббас
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Влияние французской культуры на развитие прессы Ливана'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние французской культуры на развитие прессы Ливана"

6 -тс.чиодкОРС^СГД Д^УдаТСТГ^ПЦ" ЯПВЦПЗггГЕТ 1:мо_1Ц1 МАДОЖрсрВЛ

.'-.СиТГ,- О/а^ЛЬТЕТ ЕУН1АЛИСТШ1

Кафодра истории зарубежной печати к литературы

ТУйАлЛП 11.1АД АББАС (Ливан)

ПЛЯШИ ОРЛШОГОСКОЛ ШЬТУШ на развит:;-: гглссц ливана

23.00.03 - Политическая культура и идеология

Автореферат

диссортацип на соискание учаноЛ степени кандидата исторических наук

Москва- 1393

Работа выполнена па кафедре заруба>:шой почти и лиюратуры факультета журналистики Московского государственного унпворситвта ш.юшг М.З.Ломоносова.

ПаучнцЛ руководитель - кандидат фшологичоских наук, доцонт СУХ0РУК013А Л.Н.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук К1ЕЕЛЕЗ 3.1!.;

кандидат исторических г.аук ТТАСКЛЮВА А.1.1.

Ведущая организация - Санкт-петербургски;! университет.

Зашита диссертации состоится

" 1993 г.

в час. на заседании спецпачизировашюго совета по журналистике Д.053.05.10 при Московском государственном университете И1.1.1.1.В.Ломоносова по адресу: 103009, Москва, ул.Моховая, 9.

С диссертацией нокно ознакомиться ь библиотеке факультета

журналистики ИГ/.

Автореферат разослан

"19" ДГ .1993 г.

УчопиЛ секретарь • специализированного совета

кандидат исторически наук, лт,„пт,

ввдушн"; научнил сотрудник Ю.Я.ОР.^ОВ

г •

В начало XIX века начался новый литературный и культурный подъем, который охватил арабский мир. Зто произошло в результате встречи Востока и Запада, после кампании Наполеона в Египет. Сегодняшнее .журналистское искусство и мастерство зародилось в глубинах Западной цивилизации. Европейцы развили его и принесли на Восток, поэтому с самого начала арабский мир познакомился с жур-далиетиксй ЕО зре.мя кампании Наполеона в Египет в 1798 г. В этом же году стала издаваться газета "Курье де Эжипт" и газета "Декод эжипсьен" на французском языке. Первая арабская газета мцела название "Танбих". Эта кампания ставила перод собой колониальную цель, 1 но она оставила живое культурное наследие, много научных и литературных книг. И это умело использовал хадив Мухамед Али Паша. Он стремился к прогрессу и процветанию страны. Говорят, что генерал Бонапарт во время своей компании пригласил двух ливанцев из Рима в качестве переводчиков. Несомненно эти два ливанца помогли в редактировании первых арабских газет в миро*.

Что касается особенностей исторического развития и формирования национальной культуры, традиции Ливана, то одним из важнейших факторов является то, что культура страны развивалась в тесной зависимости от западной культуры, -именно французской.

На протяжении почти четырех веков (ХУ1-начала XX вв.) Ливан и другио арабские страны Ближнего Востока находились в политической зависимости от турецкой империи. Более того, входили в состав этой империи. В целом для них этот исторический отрезок явился временем экономического упадка и культурного застоя.

1 Муруэ Адиб. Становление арабской печати. Бейрут, 1961, С.105.

Середина XIX в. стала поворотным пунктом для исторических судеб всего арабского мира. С него начинается период, который многие арабские исследователи называют "эпохой арабского возрождения". В политическом плана это было связано с резким ослаблением османской зависимости от Франции и Англии.

В сфере идеологии и культуры этот поворот был обусловлен проникновением и распространением буржуазных идей Великой французской революции, ростом национального арабского самосознания, идеями освободительной борьбы против турецкого владычества.

1920 год считается основным поворотным пунктом в истории арабского региона, т.к. последний официально переходил под англофранцузское колониальное господство. Первого сентября 1920 г. генерал Гуро издал указ, объявлявший об образовании государства "Большой Ливан", в результате присоединения четырех уездов (казн) -Сайда, Бейрут, Триполи и Аль-Бекаа и Джабаль Либнан.*

Англо-французская конкуренция за наследство "больного человека" - османского государства закончилось разделом арабского региона на две зоны влияния между Францией и Англией. Такое положение заложило фундамент для влияния Франции, которое начало возрастать еще. в недрах Османской империи в эпоху представления властями концессий иностранцам.

Накануне войны 1914 г. Франция занимала первое место по капиталовложениям в Османский султанат, выполненным и отданным на отлуп проектом общественных работ, а также по значимости своих лечебных, культурных и учебных общественных заведений и проценту жителей, нуждавшихся в ее покровительстве и помоти,

* Сулейыан Таки Ад-Дин. Историческое развитие ливанской проблемы. Бейрут, Дар ибн Халдун, 1977. С.91.

Борьба мезду западными странами, именно между французскими и американскими миссиями приобрела характер конкуренции и скоро перешла из политической и религиозной сфер п область идеологии. Она привела к образовательному подъему в Ливане, который способствовал возрождению арабского языка и характерных черт его цивилизации, которая на протяжении многих веков находилась в упадке.

Франция ограничилась проведением курса на утверждение своего присутствия через школы и религиозно-миссионерские и экономические заведения. Франция проводила свою деятельность в двух направлениях - культурном и экономическом. Культурный аспект базировался на распространении своего языка, истории демонстрации величия своей цивилизации и заслуг. Франщи получила Ливан и Сирию в соответствии с комплексом штеросов, которые были определены англичанами на конфоронции Сан-Ремо 1920 г. Французы считали Ливан своим неприступным бастионом, так как большинство его населения в то врем составляли марониты, с которыми их связывали исторически сложившиеся дружеские отношения.

Ливан сумел в большей степени, чем соседние арабские территории, сохранить самобытность. Это, в первую очередь, было связано с особенностями исторического развития и уникальным географическим положением Ливана, находившегося на пересечении торговых путей из Европы в Африку и из Средиземноморья' в страны Среднего Востока, а также пестрым религиозным составом своего населенш. В силу этих причин Ливан всегда был достаточно тесно связан с европейскими государствами, стоявшими выше на лестница обпественпого развития, испытывал сильное влияние перодовол европейской культуры. В горном Ливано были традиционно многочисленные и вллятольние христианские обшины, имевшие прочные торгаша к культурные селзу. с

Западом, прездо всего с Станцией.

Носомнанно влияние европейской культуры сильно отражалось на продпосшючный этап и на развитие прессы в Ливане. Следует откатить ерлпыо факторы объективно способствовавшие печати в Ливане.

В 60-е года XIX столетия в Ливана наблюдается оживление об- ' шественно-политической и культурной жизни. С одной стороны, это было связано с непосредственным воздействием деятельности европейских и американских миссионеров, которые создавали различные образовательные учреждения. С другой стороны, началась деятельность целой плеяды еидных арабских мыслителей и просветителей, воспринявших идеи европейской культуры' и переносившие их на арабскую почву. Ими были созданы различные научно-культурные и литературные общества и клубы, и но случайно, что именио из сферы просветителей вышел основатель первой ливанской газеты. Это был Ха-лиль Аль-Хурк. Созданная им газета называлась "Хадикат аль-Ахбар" ("Сад новостей") I декабря 1858 г. Она издавалась на арабском и французском языках, поэтому западный, а именно французский фактор играл важную роль в становлении СМИ в Ливане и был сильным стимулом в возникновении и развитии прессы.

На наш взгляд пресса в Ливане является почти точным слепком политической системы общества, и она отражает расстановку классово-, политических и религиозных сил страны, и идеологических тенденций, кэторио проявляются с'егодня в происходящей политиче?кой борьбе в Ливана.

В этой связи исследование французского влияния в развитии СпЗ! Ливана приобретает особую актуальность, поэтому несмотря на то, что французы играли важную роль в развитии научной, экономической, политической кизнк страны, они внесли свой вклад в обо-

стрение религиозно-обатнной проблемы путем укрепления обиинной системы через действующую конституцию 1926 г. Конфессионалкзм, к сожалению, стал неотъемлемой частью ливанской действительности и самого ливанского образа жизни. Несомненно всо это отражается на СШ Лиюна, потому что пресса - это неотъемлемая часть образа жизни ливанцев и даже их религиозных воззрении Нас

прежде всего интеросуот влиянно французской журналистской традиции в современной ливанской прессе. Для этого ш сдолата а;.ализ политических парти:; и прессы во Франции и Ливане, во-вторых, в качестве образца французской журналистики в ливанской проссе выбрали две крупнойшие ежедневные ливанские газеты: "Аль-Нахар" и франкоязычную газету "Орьян-Лур".

В ходе нашего анализа мы изучали и анализировали некоторые материалы обоих, газет, что касаотсл французского влияши в их информационно-пропагандистской доятолыюсти. Этому ш и удаляли основное внимание в нашем исследовании.

Следует отметить, что научное изучэние нашего исследования опирается.на принцип единства обшого и особявного. Этот принцип и положен, как исходный, в основу данной работы.

Гдавняд цель диссортагрп; - исследование влияния французской культуры и французской журналистской традиции па развитие ливанского общества в целом и в частности прессы. Определенно сзста и роли - это ваяний фактор в становления п развитии С.'лИ и государственного строя Ливана. В связи с этим автор лепного лсслеяосаккя ставил перед собой длрдуздпе задачи;

I) изучить особенности исторического развития и ''срмнроЕа-нш национально]'; культурц Ливана;

2) проследить историю европейского (французского) проникновения в Ливан;-

3) выявить и описать французский фактор в становлении систе- ; ш СМИ Ливана; ' '

4) установить предпосылочный базис, оказавший воздействие на становление) структур массовых коммуникаций (печати) Ливана как в цолом, так и на своеобразие отдельных этапов и фаз этого становления;

5) проанализировать публикации "Аль-Нахар" и "Орьян-Кур" и рассмотреть их информационно-пропагандистскую деятельность, выделяя при этом вопрос культурной жизни ливанского общества.

Научна.ч новизна исследования устанавливается по следующим моментам, выносимым нами на защиту:

1) впервые в русской и зарубежной литературе решаются задачи, связанные с развитием ливанской печати, в контексто с влиянием французской школы журналистики;

2) это позволяет ввести в научный оборот по истории журналистики на русском языке новый пласт арабоязычной литературы, что значительно расширяет источниковедческую базу историко-яурналист-ских и политико-исторических исследований;

3) материалы диссертации содержат существенные данные, о сов-рег-анпом состоянии информационных процессов в Ливане, определяющих формирование политической культуры к политического поведения как отдельных структур, так и всего общества в целом;

4) изучоние тенденций развития ливанской прессы осуществлено в контексте общеполитической эволюции ливанского общества, что в свою очередь, позволило предложить уточненную периодизацию истории печати в согласовании с главными фазами становления государственности.

Мотодолрптаокой базой■ исследования яаляится работа ливонских и других арабских исследователей. Среди ни мояно назвать

■ Т 7 П

слвдугаих: Дагер Юсеф А. , Гурайеб Мишель , Муруэ Адиб , Язбек

4 5

Юсеф , Пуралем Анис .

При работа над диссертацией были использованы труды российских исследователей-востоковедов, которые рассматривали исторический, соцпачыю-экономпческпе особенности и развитие обшествонной мысли в арабском мире и в Ливано; мо:;шо назвать "Развитие капитализма в арабских странах" - коллективная монография/под род. Г.К.

С *7

Широкова , и ряд французских апторов, таких как Пьер Албер.

При изучении французской роли в утверждении ливанской рали-гиозно-обипшной системы, автор использовал источники видных ливанских историков-социологов. С рода них ¡Дассуд Дахер®, Ассад Русту!.?,1

* Дагор Юсеф. Справочник ливанской печати (1В58-1974 гг.).

Бейрут, аль-Дкашгйя аль-Лубнанийя, 1908 (на араб.яз.). р

Гурайеб Мишель. Ливанская и арабская пресса. Бейрут, 1972 (на араб.яз.).

Муруэ Адиб. Арабская пресса - станоаченио и разиитио. Бейрут, 1961 (на араб.яз.).

^ Язбек Юсеф. История ливанской печати//Прэсса в современной мизни. Бейрут, 1969 (на араб.яз.).'

® Мусалом Анис. Ливанская.пресса. Парик, 1977 (на франц.яз.)

с.

Развитие капитализма в арабских странах..Коллективная шно-?рафия/под род. Г.К.Широкова. И., 1988.

о

Льэр Албер. Французская пресса. Париж, 1990 (на франц.яз.).

о

° Ыассуд Дахар. Исторические корни проблем конфессионадаз;,л I Ливане (1697-1861). Бейрут, 1984 (на араб.яз.).

д

Ассад Рустуы. Лпган в эпоху кутасарпфий. Бейрут, Дль-.'&хар,

Каыаль Ас-Салиби^, Исмайл Адель2.

Эмпирическую базу исследования составили материалы газет "Аль-Нахар" и "Орьян-Кур", а также работы но историк печати и по политической истории Ливана и других стран Ближнего к Среднего Востока, и французские источники по печати, такие как "Эко да . ля пресс э де ля пюблкситэ" и др.

Практическая значт.'.ост^ диссертации состоит в том, что ае результаты, выводи, рекомендации, а также фактологический материал могут представлять немаловажный интерес для востоковедов, работающих в области изучения социально-политических и культурных проблем Ливана. Их также можно использовать при составлении соответствующих лекционных курсов и учебных пособий по истории и деятельности журналистики в странах арабского Востока.

Апробация доследована была осуществлена в виде обсуждения его положений на методологическом Семинаре Кафедры истории зарубежной печати к литературы факультета журналистики ¡московского университета.

Структура диссертации отражает стремление к комплексному анализу влияния французской культуры, журналистской традиции Франции на развитие прессы в стране, и отражение всего этого на существующие актуальные, внутренние и внешние проблем, с которыми сталкивается современное лиЕанскоэ общество. Диссертация состоит из введения, трех глав, эаключония и списка литера-.-; --¿з сздераа-шего описание использованных при написании диссертации и сопряженных с ее темой книг и статей на русском, арабском и французском языках.

* Камаль Ас-Салиби. История современного Ливана. Бейрут, Аль-Нахар, 1978.

2 ;:сш11л Адель. Мездудародная политика ка арабском Востоке. т1.4. Бейрут, 1064.

Основное содзртанио работц.

Первая гдап^ "Особенности исторического развития и формирования национальной культурной традиции Ливана" состоит из двух параграфов. 3 первом ставится задача проследить историю европейского французского" проникновения в Ливан и его шляние на становление культурно-обшественной и политической системы Ливана.

Следует отметить, что Ливан к другие арабские страны Ближнего Востока находились в политической зависимости от турецкой империи, более того, входили в состав этой империи. В цело,л для них этот исторический отрезок явился временем экономического упадка и культурного застоя. Англо-французская конкуренция за наследство османского государства закончилась разделом арабского региона на дво зоны влияния между Францией и Англией. Такое положение заложило фундамент для влияния Франции, которое начало возрастать еие в недрах Османской империи в эпоху предоставления властяш концессий иностранцам.

Первым из ратифицированных соглапений касаюиихся разделения бывиего османского государства, было тройственное, которое подписали представители царской России, Англии и Франции в марте 1916 г. За тройственным согласием последовало двустороннее соглашение между Францией и Англией о частных проблемах, известное как соглашение Сайкс-Пико. Оно было заключено 26 мая 19x6 г. Соглашением были охвачены Сирия, Ливан и Прак. 1920 г. считается осноеш.-м поворотным пунктом в истории арабского региона, так как последний официально переходил под англо-французское колониальное господство.

I сентября 1920 г. французский генерал Гуро издал указ, объявляющий об образовании государства "Больной Ливан" е результата при соединения четырех уездов (казн) - Сайда, Бейрут, Триполи и Аль-

Бекаа к Дкебель Либнан.

Французы считали Ливан своим неприступным бастионов, так как большинство его населения в то время составляли марониты, с которыми их связывали исторически сложившиеся лрукесйка отношнт'я.

Что касается французской роли в развитии соцнально-экономи- • ческой жизни страны, то мы уделим особое внимание в этом параграфе.

Следующий параграф посвящен роли французского мандата в ут-виркдонии ливанской релпгиозно-обиинной системы, осуществленной главным образом во время действия конституции 1926 г.

Ливанское обшоство с давних пор страдает трудноизлечимым недугом. Он заключается б разрозненности по религиозным обшинам, конфессионализме в самых различных социальных и политических формах. Конфессионализм, к сожалению, стал неотъемлемой частью ливанской действительности и самого ливанского образа жизни. Войны и страдания, которым подвергался и подвергается до сих пор Ливан, являются лишь результатом обострения этой проблемы и ее реактив-ньш действием.

При ашлизе этого параграфа уделено внимание вопросу о месте конфассионалнзма в политической структуре или, иначе говоря, о "конфессиональной политической системе". Сквозь его призму рассматриваются и решаются проблемы социальной организации, национально-этнического представительства и конституционный порядок в страна.

Следует остановиться и на роли французов в утверждении ливанского конфессионального строя, когда мандатные власти проявляли ЯЕпую благосклонность к усилению гегемонии маронитов в Ливана, а их политика'была даже направлена на подготовку конфессиональной команды, которая правила бы от их имени и охраняла бы их

интересы. Французы под прикрытием мандата старались превратить эту конфессиональную группировку в резервного жандарма - блюстителя их интересов не только в политическом, но и в военном смысле. Они проводили политику углубления общинного раскола, давая понять какой-либо из конфессий, что она владеет браздами правления государством.

Политика французского мандата со своей выраженной конфессиональной направленностью была нацелена от начала и до конца на укрепление колониального господства в Ливане- и углубление обпинно-политической розги между ливанцами.

Согласно конституции 1926 г. принятой в Ливане установлен республиканский строй. Здесь же закрепляется' и конфессиональная система. Зо время обсуждения ливанской конституции в первом чтении 20'мая 1926 г. состоялось рассмотрение и голосование по девятой статье конституции, которая звучала так: "Абсолютная свобода убеждений... . Государство уважает все религии и учения, обеспочивает свободу проведения религиозных обрядов... . Оно танже гарантирует гражданам, независимо от их вероисповедания, соблюдение положений о гражданских состояниях и религиозных интересах.

Девятая статья ливанской конституции признает'эти обшины юридическим лицом с законодательным и судебным правом во всем, что касается их дел и проблем гражданских состояний своих членов. Эти обшины стали юридическими лицами к по отношению к общему законодательству. В соответствии с законом были созданы суды для каждой обшины. Конфессиональные суды являются' постоянно действующими, т.е. ведущие тяжбу стороны не могут отказаться от юрисдикции компетентных конфессионачьных судов и передать дело на рассмотрение гражданского суда".

1 Анализ кэнфоссионализма в Ливана позволяет прийти к выводу, что единство родины есть альтернатива религиозно-обсшнному оди-нению. Борьба против негативной роли конфессионализма должна выражаться в отделении религии от государства, одновременно необходимо обеспечить сохранение и решение свободы совести и терпимости в отношениях кожду религиозными общинами.

Содержаний второД глады "французский фактор в становлении системы СМИ Ливана" связано исключительно с вопросом о СМИ в ливанском обществе.

Логика исторического подхода к проблеме требует выделить, как первичную ступень анализа, вопрос о сощильно-политических и культурных предпосылках, на которых формировалась систем пе-; чати. Поэтому первый параграф воовяшен основным предпосылкам становления прессы Ливана. Лия становления ливанской печати важное значение имела связь с западным культурным шром, в частности, чероз христианские миссии, определенно содействовавших просвеше-Н1зо и культурному росту ливанского народа. Здесь активно проявляется французская рЬль в развитии культурной клзни Ливана. Оран-цузи впервые открыли шкода и религиозно-миссионерские заведения, что привело к образовательному подъему в Ливане, который способ-., ствовал возрождению арабского языка, характерных черт цивилизации, которая на протяжении многих веков находилась в упадке. В результате в Ливане наблюдается оживление общественно-политической к культурной жизни. Это положительно отразилось на создание журналистики в стране. Поэтому, на наа взгляд, французы сыграли вагону!.! роль в предпосылке становления и развития ливанской журналист:;™.

В изложен:;;; истории рп.зы:тпя СМИ Ливана в контексте м:щии

г

французской школы журналистики автор диссертации предлагает свои периодизации, критически оценивая различные концепции этого вопроса. Она предложена на основе учета политико-экономических и социальных задач, стоявших перед прессой как надстроечным институтом общества в различные политические периоды ого истории. Таковы три этапа:

1) развитие печати в условиях османского политического господства (1658-1918);

2) печать периода французского мандата (1910-1946 гг.);

3) пресса пориода независимого развития (1946 - по настоящее время). •

и

Для периода османского господства основное внимание уделено анализу тех политических, цензурных и уставных предписаний, которые регулировали практику деятельности печати.,

Печать Ливана пориода французского мандата получила формально больше возможностей для развития. Том не менее, фактически'колониальный контроль выразился з спстомн политического и цензурного надзора. И все-таки, колониальные законы о печати но могли воспрепятствовать развития политического процесса в стране, и по мере возникновения партий возникли и органы печати. Поэтому можно утверждать, что основным фактором журналистики периода французского господства стало появление партийной печати.

Пресса периода независимого Ливана яииась золотым, веком е существовании и развитии журналистики в стране. С него начинается новая эра в истории ливанской пресс:). 2сли охарактеризовать этот период, то можно смело сказать, что пресса в нашей стране с того момента до нашего времени достигла вершины развития и даже обрела настоящий профессиональный характер.

« *

Наряду с этш затронуты вопросы своеобразия проявления на ливанской почве' влияния французской школы журналистики на деятельность прессы. Это объективность, плюрализм, независимость, свобода выражения мнений, свобода распространения и пр. Кроме печати, в данном параграфе рассмотрены вопросы деятельности телевидения и радио.

Трета,ч..глам\ "Французская журналистская традиция в современной ливанской прессе" продоляает развивать тематику предшествующей главы и в дьух своих параграфах пытается выявить ту прямую, связь, или прямое влияние французской журналистской-традиции в современной ливанской прессе.

Используя метода сравнительного анализа, автор сделал попыт-1./ выполнить методом проведения сравнительного анализа политических партий и прессы в Ливане и Франции, и лайти обшие тенденции, характеризующие их. В качестве источников использованы материалы по печати двух стран на арабском и французском языках.

Особое место занимает анализ "Оранцузскоз влияние в информационно-пропагандистской деятельности газот "Аль-Кахар" и "Орьян-Еур". Каи выбор .этих двух газет из многочисленного отряда ливанской пресса нэ случаен и имеет носколько причин.

Зо-порвих, "Аль-Нахар" и "Орьян-^ур" одни из салих крупных газет Ливана, особенно первая. Они играют вдануй роль в формировании общественно-политической ккзни стрелы. Во-вторых, с самого начала 1.x супествоЕония они находятся иод западным, а именно, под Французским влиянием и вздут в своей информационно-пропагандистской детальности укрепление политического и культурного отношения с Ззаадои, в частности с бре.пцией.

г К

В этом анализе использованы материалы газот "Аль-Пахар" и "Орьян-Еур". Значительное место удолоно таким вопросам, как культурная жизнь страны, потому чго этот вопрос напрямую оказывает влияние на деятельность ливанской курнапистики, именно на эти две газеты.

Следует отмстить, что Ливан - небольшое государство, географически и в политическом отношении связанное с арабским Бостоном. Но его демографический статус, особенности культурного и'социально-политического развития таковы, что не позволяют говорить о Ливане и ливанском обществе как о безусловно принадлежащих к арабскому миру. Исходя из учета этих особенностей, целый ряд теоретиков, по-литичосклх и общественных деятелей разрабатывают точку зрения, или ■ являются сторонниками концепции об особом, уникальном характоре страны, скорее тяготеющей к тому цивилизованному процессу, который характеризует не арабское, а западноевропейское общество. К 'числу таких особенностей относят и необыкновенно сложную конфессиональную структуру ливанского обаества, сочетаюиуюся с этнической неоднородностью, и более сильную вовлеченность в культурный обмен с западным культурным ореолом. "Аль-Нахар" и "Орьян-Еур" являются проводниками французской политики и культуры в Ливане и в арабском мире, и мы убодилпсь в этом поело анализа некоторых их материалов и публикаций в данном параграфе.

Проведенноз наш исслодоЕанне позволяет заключит^,. что вдия-янио французской культуры охватило все сферы ливанского общества и это несмотря на то, что Ливан завоевал свою независимость вшв в 1943 г. и французы покинули нашу страну, оставив однако отпечаток па политической и культурной жизни страны.

французский след проявляется в утверждении ливанского конфессионального строя, который действует до нашого времени.

французам принадлежит большая заслуга в культурном развитии жизни Ливана. Они впервые открыли школы и религиозно-миссионерские заведения, что привело к образовательному подъему в Ливане, который способствовал возрождению арабского языка, характерных чорт цивилизации, которая на протяжении многих веков находилась в упадке, В результат^ в Ливане наблюдается оживленно обшестшнно-политичос-кой и культурной жизни. Это положительно отразилось на создание журналистики в стране. Поэтому, на наш взгляд, французы сыграли важную роль в предпосылке создания и развития ливанской журналистики.

Ливанской прессе присущ свой особый публицистический стиль, выработанный несколькими поколениями мастеров журналистского пера, который отличается дрозде всего многогранностью, т.е. наряду с подачей некомкентируемых фактов, излагается мнение редакции и различных политических деятелей, что отражает плюрализм мнений.

Масторство ливанских журналистов основано не только на традициях ливанской' журналистики, но и поставленной на широкую ногу системе французского журналистского образования в целом. В своей деятельности ливанская пресса стремится соблюдать объективность и высокое качество оформления и подачи своей продукции. Ливанская печать обладает достаточно крепкой гатериашю-технической базой, отличается активным поиском нэеых образцов и стилей оформления внешнего вида изданий. Даже в условиях граздансг.ой войны, вызвавшей уменьшение числа изданий, Ливан сохраняет лидерство сроди араС скпх стран по количеству периодических издан-.:;]. К этому можно добавить, что даха Э1.31гр:!ровасы-ло из страш: гугичли к гс.зотк продол-

> »

жают удерживать ведущие нозгаси в общеарабской периодической печати.

При анализе плияння Франции на Еакнейшие проблемы- внутренней жизни страны, мы обратили особое внимание на темы, связанные с ионфессионаяизмом и нацкоиально-политичаские проблемы.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что войны и страдания, которым подвергался и подвергается до сих пор Ливан, являются лишь результатом обострения конфессиональна и его реактивным действиям. На наш взгляд единство родины есть апьтернатпва "религиозно-обшинному едннонию". Борьба против негативной роли конфессйонализма должна выражаться в отделении религии от государства, одновременно необходимо обеспечить сохранение к решение свободы совести и терпимости в отношениях меяду религиозными об-иинами. Мы надеемся в будущем на радикальное и окончательное решение этой сложной проблемы, потому что любое решение проблемы, построенное на конфессионачьной основа является лишь косметическим и временным, которое можно сравнить с бомбой замедленного действия, ожидающей момента своего.взрыва.

Что насаэтся французской журналистской традиции в современной ливанской проссе, то в ходе исследована мы пришли к следующим Еыводам: во-первых, политическая структура ливанского общества

1

во многом совпадает с политической структурой французского общества.1 Она представляет собой спстому политических партий от ультрапра- I вых до ультралевых, оказывавших серьезное влияние на жизнь и деятельность государственных структур и общественных институтов, в частности, прессы.

Во-вторых, ливанская журналистика находится под влнянгом французской журналистской традиции. Это влия::не, на наш взгляд,

«

'возникло в результате французского культурного наследия после присутствия французов в Ливане. Кроме того большое влияние на-ливанскую печать оказывала французская пресса, которая стала для первой образцом для подражания, особенно с точки зрения свободы слова и плюрализма мнения, а также с внешним оформлением и стилем.

При анализе позиции "Аль-Пахар" и "Орьян-Кур" в отношении французского влияния в их информационно-пропагандистской деятельности мы обраиали особое внимание на темы, связанные с политикой Франции в Ливане и на Ближнем Востоке, а также с конфессионализ-мом и культурными проблемами в Ливане.

В процессе исследования на основе соответствующего конкретного материала ш пришли к выводу о том, что обо газеты пропагандируют культуру и политику Франции в Ливане. Можно даже сказать, что "Аль-Пахар" и "0рьян-2ур" являются настоящим образцом французской журналистики, но ливанским ее вариантом. Здесь соединились французская журналистская традиция и публицистическое мастерство ливанской журналистики.

Автор диссертации надеется, что результаты проведенной им работы будут способствовать дальнейшему развитию исследования деятельности ливанских средств массовой информации.

А .Т. (5