автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Влияние греческого Номоканона на русское светское законодательство в русле церковно-государственных отношений
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Климов, Андрей Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ.С. 3.
ГЛАВА I. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНЦЕ X - XIII вв. НОМОКАНОН И ПРОСТРАННАЯ РУССКАЯ ПРАВДА.
§ 1. Церковь и государство в X - XIII вв.С. 29.
§ 2.Влияние Номоканона на Русскую Правду.С. 50.
ГЛАВА И. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В XIV-середине XVI вв. НОМОКАНОН И СУДЕБНИКИ 1497 и 1550 гг.
§ 1. Церковь и государство в. XTV - XVI вв.С. 79.
§ 2.Влиянис Номоканона на Судебники 1497 и 1550 гг. .С.105.
ГЛАВА III. ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв. НОМОКАНОН И СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.
§ 1. Церковь и государство в последней четверти XVI - середине
XVII вв.С. 125.
§ 2. Влияние Номоканона на Уложение 1649 г.С. 141.
Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Климов, Андрей Юрьевич
Актуальность темы связана с возросшим интересом исторической пауки к вопросу духовно-нравственного развития общества и взаимоотношения Церкви и государства. Православная Церковь, на протяжении всей своей истории, за исключением некоторых периодов, оказывала глубокое и всестороннее влияние па общественную жизнь и государственность. Поэтому проблемы истории Церкви в ее взаимоотношениях с государственной властью на уровне права представляют особый интерес.
Учение Церкви о повиновении власти обеспечивает последней идеологическую поддержку. Церковь выполняет функции урегулирования социальных противоречий в обществе с позиции религии, является мощным орудием консолидации нации в государственных интересах. Взамен государство оказывает материальную и административную поддержку институту Церкви, проводит политику юридического невмешательства в сферу ее внутренней деятельности.
Хронологические рамки исследовании. Нижние хронологические рамки работы определяются временем Креще1шем Руси и появлением греческого Номоканона на ее территории. Верхние хронологические рамки связаны с принятием Соборного Уложения 1649 г., па содержание статей которого Номоканон оказал существенное влияние.
Методологической основой диссертации является широкое использование методов критического анализа источников, принципа историзма, системности, научной объективности, а также сравнительно-исторического метода.
Иствчшпсовая база исследования. Источники, использовашше в работе, делятся на византийские и русские.
Византийским источником является Номоканон, известный тта Руси как Кормчая книга. Из русских источшпсов данной работы использовались: Пространная Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг., и Соборное
Уложение 1649 г., а также церковные Уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, Стоглав 1551 г. л Библия.
Номоканон - свод церковных правил (кауозуед) и касающихся Церкви законов (у6)Х01) византийских императоров, переводом которого и является древняя русская Кормчая (Пг|5а)а6у). Этим сводом руководствовалась раньше, частично руководствуется и сегодня Русская Церковь в своем управлении, особенно в суде по духовным делам.
Само слово «Кормчий» или «Кормчая», употребленная во многих древних списках, произошло от того, что отцы Церкви первых веков (свв. Киприан, Иоанн Златоуст, Василий Великий и др.) часто в своих сочинениях сравнивали Христианскую Церковь с кораблем, который управляется Божественным Писанием и правилами «Святых Отец», «яко Кормилом, или Кормчим». На основании этого, с самых древних времен состав правил Святых Отцов также был назван «Кормчим» или по-гречески (Пидалион), и слово это па славянский язык не могло быть переведено иначе как «Кормчим или Кормилом».1
История происхождения Номоканона уводит нас во времена VI века, когда цареградский патриарх Иоанн Схоластик (565 - 578 гг.) составил первый его вариант. Позже неизвестным автором был составлен другой вариант Номоканона, названного по числу своих разделов (титулов) как «Номоканон в XIV титулах», которые, в свою очередь, распадались на главы. В IX в. константинопольский патриарх Фотий, основываясь на втором Номоканоне, составил новый сборник церковных правил, дополнив взятый им за основу «Номоканон в XIV титулах» позднейшими определениями, и разделив составленный им третий вариант Номоканона также на XIV титулов. Таким образом, в 883 г. появился Номоканон патриарха Фотия в XIV титулахъ.2 Номоканон Фотия, пользовавшийся у греков большой популярностью и достигший значительного распространения, сопровождался интересными комментариями. Из них особую известность приобрели комментарии Иоанна Зонара (первая четверть XII в.), Феодора Вальсамона и Алексея Аристина (вторая половина XII в.).
Три варианта Номоканона но своему составу 2-х частные.
Первая часть состоит из свода законов собственно церковных, называющихся правилами или канонами, Первый вариант Номоканона содержал в себе именно правила свв. Апостолов, 4-х Вселенских Соборов и 6-ти Поместных Соборов и св. Василия Великого. Во втором варианте Номоканона церковные законы были расширены и состояли из правил свв. Апостолов, правил всех 7-ми Вселенских Соборов и 9-ти Поместных Соборов, а также правил святых Отцов, принятых Вселенской Церковью;
Вторая часть Номоканона состоит из свода законов гражданских по делам церковным, начиная от Юстиниана Великого и названными указами или узаконениями.
После Крещения Руси князем Владимиром и во время княжения его сына Ярослава Киевский митрополит и его помощники, приходившие из Византии на Русь могли руководствоваться Фотиевым Номоканоном в подлиннике. Но тогда же на Русь мог попасть из Болгарии и Номоканон Иоанна Схоластика, переведенный Мефодием. Существование церковных правил на славянском языке во времена князя Ярослава подтверждается свидетельством новгородского инока Зиновия (XVI в.), который сам читал эти списки.4 Таким образом, первым основным церковным законоположением в России с самого начала Русской Церкви послужил тот самый священный канон, которым издревле руководствовалась Православно-Кафолическая Церковь и который остается и всегда будет г * . главным основанием для ее внутреннего управления во всех христианских странах.
В отличие от вариантов византийского Номоканона, русская Кормчая была дополнена целым рядом статей, внесенных в ее вторую часть, в отдел императорских законов. Главными из них были:
1) извлечения из законов Моисеевых;
2) Эклога (ЕкХоуптсоу vojicov) - (выборка законов) из свода, составленного при иконоборческих императорах соправителях первой половины VIII в. Льве Исавре и его сыне Константине Копропиме. Эти законы содержат преимущественно постановления семейного и гражданского права, но в них есть статьи и о наказаниях за уголовные преступления;
3) Закон Судный Людем, или Судебник царя Константина, представлявший собой славянскую переделку' той же Эклоги (преимущественно ее статей о наказаниях), которая была известна в славянской письменности даже раньше перевода самой Эклоги и, вероятно, сделана для болгар после принятия ими христианства;
4) ГГрохирок (О FTpo/cipoc volioc. Закон градский - jus civile), законодательный свод императора Василия Македонянина IX в.;
5) Церковные уставы великих киевских князей Владимира и Ярослава. Среди этих дополнительных статей Кормчей обычно и встречается Пространная Русская Правда.
В период со времени проникновения на Русь христианства до Владимирского собора 1274 г., когда по просьбе митрополита Кирилла II' из Болгарии был прислан особый перевод Номоканона в XIV титулах патриарха Фотия, сборников церковных законов, имевших практическое употребление, было два: Номоканон Иоанна Схоластика и Номоканон в XIV титулах до-Фотиевской редакции.
Таким образом, после 1274 г. Русская Церковь имела три вида Кормчих: а) Номоканон Иоанна Схоластика (УГ в); б) Номоканон в XIV титулах до-Фотиевской обработки (УГ в), оба вида без толкований, в) Номоканон в XIV титулах Фотиевской обработки (Синопсис, т.е. сокращённый), с толкованиями Аристина.
Из трех видов Кормчих, имевших хождение и употребление в древней Руси особенной распространённостью пользовался Номоканон в 14-ти титулах патриарха Фотия.
В последней четверти XIII в. появилось два списка Номоканона Фотиевской редакции (Кормчая книга) - прототипы всех позднейших памятников этого рода. Первый из них известен под названием Софийского списка,5 второй - под названием Рязанского списка.6
Кормчие рязанской редакции не содержат в себе статей русского происхождения, представляя буквальный перевод с греческого подлинника.7
В начале царствовахшя Алексея Михайловича эта редакция была сверена с оригиналом старинной Кормчей, принадлежавшей гостившему в то время в Москве Иерусалимскому патриарху Паисию. Поскольку рязанская редакция Кормчей оказалась вполне тождественной Кормчей Паисия, Московский патриарх Иосиф (1642 - 1652 гг.) избрал для печатного издания именно эту редакцию Кормчей с целью однотипного и повсеместного ее употребления.
Именно этот вариант Кормчей книги и был взят в качестве источника данной работы.
Эта Кормчая содержит 679 листов, состоит из двух частей, «Введения» и «Послесловия», 71 главы из которых для данной работы наиболее важными представляются следующие: - Правила Святых Апостолов и Святых Отцов Цер1сви;
Заключение научной работыдиссертация на тему "Влияние греческого Номоканона на русское светское законодательство в русле церковно-государственных отношений"
Заключение.
Влияние греческого Номоканона на русское светское законодательство: Пространную Русскую Правду, Судебники 1497 и 1550 гг. и Соборное Уложение 1649 г., не было однозначным, и в целом зависело от взаимоотношения Церкви и государства.
В киевский период государственная власть, характеризующаяся единоличным правлением киевских князей, стремилась к устройству Русской Церкви на началах ее независимости от Византии. Греческий Номоканон имел силу лишь церковного права и не использовался в создаиии светского законодательства. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого и ослабления государственной власти, Константинополь стал активно вмешиваться через греческую церковную иерархию в церковные и государственные дела, что не преминуло сказаться на законотворческой деятельности киевских князей. Уже в 27 статьях Пространной Русской Правды наблюдается влияние статей, идей, принципов Номоканона. Например, в содержание некоторых статей по гражданскому праву Номоканон внес более высокий нравственный смысл, но сравнению с традициями Киевской Руси предшествующего периода. Вместе с тем, положения Номоканона по уголовным преступлеттям Пространная Русская Правда заимствовала с национальной «правкой», соответствующей специфике социально-экономического и политического развития Древней Руси. Основной смысл этой «правки» сводился к замене жестоких наказаний византийского права - традиционными для Руси штрафами, приносившими доходы княжеской и церковной казне. В период раздробленности Руси Церковь сохранила свое единство, в связи с чем в сфере церковного судопроизводства имел практическое применение единый греческий Номоканон, а в сфере светского судопроизводства -Пространная Русская Правда, с ее греческими заимствованиями.
В XIV - середине XVI вв. на взаимоотношения Церкви и государства оказали влияние важнейшие внутриполитические и внешнеполитические факторы. Внутриполитические факторы характеризовались объединительным процессом земель вокруг Москвы, образованием централизованного Русского государства, активизацией внутренней политики государственной власти. К внешнеполитическим факторам можно отнести отношения великих московских князей с Ордой, борьбу с ордынским игом и его свержение, отношения с Константинополем, и снижением его влияния на русскую церковную и государственную власть. Последнее было связано с принятием Константинополем Флорентийской унии (1439) и его захватом турками-османами (1453).
На фоне этих событий происходил процесс социально-экономического развития Русского государства, усиления, а временами ослабления светской власти. Не смотря на сохранение единства, аналогичные процессы происходили и в Церкви. В начальные годы правления Дмитрия Донского при митрополите Алексии политическое значение и экономический уровень Церкви заметно повысились и в дальнейшем характеризовались потенциальным ростом. При Дмитрии Ивановиче, Иване III и других князьях временами возникали конфликтные ситуации между Церковью и государственной властью по политическим и экономическим вопросам, которые оканчивались, как правило, в пользу церковных иерархов.
После Флорентийской унии, самостоятельное поставление русских митрополитов с одобрения русских великих князей, а затем царей, придало Церкви национальный характер и ставило высшую церковную иерархию в большую зависимость от светской власти. С падением Копстаптипополя в Русском государстве в конце XV в. развивается теория «Москва - третий Рим». Ее реальным политическим воплощением было венчание на царство Ивана IV и использование им византийской традиции с правом вмешиваться в церковные дела. Падение роли Константинополя, усиление царской власти стало причиной минимального использования статей
Номоканона в Судебниках Ивана ИТ 1497 г. (6 статей) и Ивана IV 1550 г. (7 статей). Из статей Номоканона в этих светских памятниках были использованы важные для государственной власти статьи, касающиеся политических преступлений о «разжигании смут и бунтов», а также статьи о захвате и порядке «нисходящего наследования» земли, что отвечало уровню социально-экономического и политического развития общества того времени. Оба Судебника отразили стремление государственной власти четко разграничить церковное и светское законодательство.
Отвечая византийским традициям о «полноте православного царства», в 1589 г. по инициативе светской власти в Русском государстве учреждается патриаршество. Период ослабления царской власти во время Смуты был отмечен возрастахшем политической роли Церкви. С приходом к власти Михаила Романова, царская власть подкреплялась мощным авторитетом Церкви в лице патриарха Филарета. После его смерти, необходимость усиления царской власти, которая постепенно стала приобретать абсолютистские черты, потребовала ослабления Церкви через доставление «слабых» в личностном отношении патриархов, а в дальнейшем через Соборное Уложение 1649 г.
В последнем, как никогда в русском законодательстве, был широко использован греческий Номоканон, влияние которого отразилось па 144 из 967 статей. При составлении статей Уложехшя, использовавших Номоканон, учитывалась специфика социально-экономического и политического развития Русского государства к середине XVII в.
Влияние Номоканона отразилось, в первую очередь, на статьях, в которых была заинтересовала государственная власть, а именно, связанных с особой защитой абсолютизирующейся царской власти и как ее идеолога -Церкви. В законодательстве о юридическом закрепощении крестьян в перефразированной форме также были использованы положения Номоканона. Большое влияние Номоканон оказал и на разработку судопроизводства, развив его с учетом специфики времени и социальной принадлежности преступника. Соборное Уложение включило некоторые статьи Номоканона, использованные в Пространной Русской Правде, а также прошедшие через Судебники 1497 и 1550 гг., что объяснялось устойчивостью юридических и бытовых традиций общества. Номоканон был использовал для придания авторитета Соборному Уложению, как законодательству, как бы опиравшемуся на древнейшее византийское право. Это было сделано для того, чтобы ослабить возможное недовольство некоторых социальных кругов, и в первую очередь, церковных. Вопреки Номоканону, твердо защищавшему неприкосновенность имущества и других привилегий Церкви, Соборное Уложение ограничило ее экономическое, политическое могущество и судебное право. Одновременно использование Номоканона в светском законодательстве можно рассматривать как моральную подготовку русского общества к проведению «по греческому образцу» церковной реформы, которая была неизбежна, как была неизбежна и борьба за воссоединение Украины с Россией.
Светское законодательство 1649 г. вызвало недовольство высших церковных кругов. В 1653 г. по распоряжению патриарха Никопа, в противовес Уложению, был издан в Номоканон, в статьях которого подчеркивалась неприкосновенность церковного имущества и прочих привилегий Церкви. Эта попытка, тем не менее, как и составление митрополитом Макарием Стоглава, ие имела успеха в плане защиты Церкви.
Влияние греческого Номоканона на русское светское законодательство необходимо анализировать через призму церковпо-государствеииых отношений. Большее или меньшее использование Номоканона, его перефразировка, и в целом различные манипуляции путем игнорирования его важнейших статей, связанных с привилегиями Церкви, можно рассматривать как один из вариантов идеологической борьбы государства с Церковью на уровне права.
Список научной литературыКлимов, Андрей Юрьевич, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Алексеев В.И. Роль церкви в создании русского государства. СПб., 2003. С. 279.
2. Андреев Мих. Римското право и славянскато Еклога (за някои отклонения на славяпската Еклога от римского право) // Годишник на Софийския университет. Юридический факультет. Т. 1 (50), 1959.
3. Барсов Е.В. Древнерусские памятники священного венчания царей па царство. М., 1883. С. 160.
4. Безапсоп А. Убиенный царевич. М., 1999. С. 215.
5. Белокуров С.А. О библиотеке московских государей. М., 1898. С. 336.
6. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. М., 1879. С. 728.
7. Беляев И.В. Об историческом значении деяния московского собора 1551 г. // Русская беседа. T. IV., 1858.
8. Бенемапский М.И. Закон Градской. М., 1917.
9. Богдаповский A.M. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до Петра Великого. М., 1857. С. 145.
10. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд., Т. 20., М., 1975.
11. Борисов Н.С. Куликовская битва и некоторые вопросы духовной жизни Руси XIV XVbb. Вести. Моск. Ун-та. сер. История, 1975.
12. Борисов Н.С. Русская культура и монголо-татарское иго. Автореферат. М., 1974.14