автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Ваторопин, Сергей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ"

На правах рукописи

Ваторопин Сергей Александрович

Влняние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ

22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук

1 О ИЮЛ 2014

Екатеринбург - 2014 005550378

005550378

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор

Костина Наталия Борисовна

Официальные оппоненты: Зборовский Гарольд Ефимович,

доктор философских наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», профессор кафедры социологии и социальных технологий управления Грошев Игорь Львович, кандидат социологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», доцент кафедры маркетинга и муниципального управления

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиа-

ционный технический университет»

Защита состоится 24 сентября 2014 года в 10.00 часов на заседании совета по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук Д 504.001.26, созданного на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (620990, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 66, зал Учёного совета).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», http://uapa.ru/pages/753/.

Автореферат разослан «27» июня 2014 г.

Учёный секретарь ^ "ч

диссертационного совета ( у Зерчанинова Татьяна Евгеньевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза ознаменовал собой упадок социализма и установление мировой доминанты либерального капитализма. Значительно возросла популярность концепций «конца истории» и «конца идеологии». Поражение в «холодной» войне и возникшее «одно-полярное» мироустройство обусловили и значительный рост влияния западных либерально-капиталистических ценностей в нашей стране: в 1990-х гг. были проведены фундаментальные политические и социально-экономические преобразования. «Вестернизация» и «американизация» стали в этот период актуальными и модными явлениями российской действительности.

Начало 2000-х гг. характеризуется «видимой» стабильностью мировой капиталистической системы, Террористические акты 11 сентября, вторжение вооруженных сил НАТО в Ирак и Афганистан и другие резонансные события на международной арене отодвинули на второй план усиливающиеся социально-экономические проблемы в странах Запада. Стабилизационная внутренняя политика в России в начале 2000-х гг. создала предпосылки для экономического роста и укрепления материального благосостояния россиян.

Однако, к концу 2000-х гг. признаки глобального финансово-экономического кризиса стали очевидными для широкой общественности развитых капиталистических стран. Это вызвало серию массовых протестных выступлений, апогеем которой стало движение против социального неравенства «Захвати Уолл-стрит». Впервые за несколько десятилетий традиционные социалистические (левые) идеи (вплоть до ликвидации капитализма) оказались настолько популярными на Западе. В ряде стран победу на выборах одержали кандидаты с левыми, по сути, политическими программами (например, Ф. Ол-ланд во Франции).

Несмотря на распад Советского Союза и прекращение деятельности КПСС, левая идеология и ее носители продолжают играть значительную роль в нашей стране. В этой связи достаточно упомянуть довольно широкое представительство в Государственной Думе КПРФ и «Справедливой России» (2-е и 3-е места по количеству депутатов; 19,2% и 13,2% голосов избирателей соответственно)1 и тот факт, что кандидат в Президенты РФ от коммунистов стабильно занимает вторые места на выборах (на последних выборах лидер КПРФ

1 Сведения о проводящихся выборах и референдумах [Электронный ресурс] / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Режим доступа: http://www.wboгv■ ¡гЬ1гкот.ги/гешоп/гее{оп/!гЬ5гкот?ас1!оп=зЬоуу'&гоо1=1&1уё=100100028713304&угп=10010002 8713299&геаюп=0&е1оЬа1~ 1 &5иЬ героп=0&ргуег=0&ргопе1уа=пи11&у5Ыс}=100100028713304 &гуре=233

Г.А. Зюганов набрал 17,2% голосов избирателей) 2. Представители левых организаций также принимают активное участие в выборах регионального и муниципального уровней, и в ряде случаев им удается победить кандидатов от партии власти (например, по результатам недавних выборов на пост мэра Новосибирска победу одержал коммунист А.Е. Локоть). Однако занять доминирующее положение представителям левых в России на сегодняшний день не удалось.

Вместе с тем, на фоне развивающегося финансового кризиса обостряются социально-экономические проблемы и в России. Подобная ситуация, даже несмотря на общую стабильность в политической сфере, традиционно считается «благодатной почвой» для роста влияния в обществе левых идей. В связи с этим возникает вопрос: насколько левая идеология влиятельна, оказывает ли она воздействие на сознание и практическую активность представителей различных социальных групп в нашей стране?

В данном случае особый интерес представляет такая социальная группа, как студенчество. Сочетание активной гражданской позиции, юношеского максимализма, интеллектуального потенциала, способности к организации и самоорганизации позволяли студентам играть одну из ведущих ролей в различных сферах жизни пашей страны (в том числе, в общественно-политической) на протяжении долгого времени. В этой связи достаточно упомянуть резонансные протестные выступления в академической сфере второй половины XIX века, активную революционную деятельность в начале XX века, широкое участие в молодежных политических организациях эпохи СССР и т.д. Именно студенчество традиционно считается, и не без оснований, социальной базой левого движения. Однако происходящие процессы не получили должного внимания в современных социологических теоретических и прикладных исследованиях.

Во-первых, в течение последнего двадцатилетия (после распада Советского Союза) фундаментальных исследований, посвященных отношению российского студенчества к левой идеологии, влиянию левых идей на осуществление им социальных практик, специально не проводилось. Однако, в связи с наметившимся ростом авторитета левых идей в различных странах, прежде всего, среди молодежи, и наличием определенных предпосылок для этого в России, представляется актуальным вновь обратиться к данному вопросу.

Во-вторых, в современных отечественных социологических источниках недостаточное внимание уделяется анализу сущности левой идеологии, левых идей, оказывающих значительное влияние на социальные практики молодежных групп, прежде всего - студенчества. Одни и те же идеи подчас могут интерпре-

2 Выборы Президента РФ 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://president2012.ru/

тироваться и как левые, и как правые, что затрудняет идентификацию левых идей, актуализирует задачу определения критерия для такой идентификации.

В-третьих, анализ реализации социальной группой современных российских студентов различных видов социальных практик свидетельствует о том, что спектр этих практик разнообразен, они реализуются в различных сферах. Очевидно, что далеко не на все социальные практики левые идеи оказывают значимое влияние. В этой связи возникает необходимость решения исследовательской задачи, которой современное социологическое знание также не уделяет должного внимания: по разработке типологии социальных практик современных российских студентов, выделению среди них практик, формируемых под влиянием левых идей, анализу возможных трансформаций этого влияния.

В-четвертых, недостаточно определен и изучен механизм влияния левых идей на социальные практики студентов в современной России, без чего не представляется возможным обоснование влияния именно левых идей на социальные практики студентов, определение факторов, усиливающих либо ослабляющих степень этого влияния.

В-пятых, недостаточно изученными посредством эмпирических методов являются: 1) ориентации современного российского студенчества на левые идеи, на готовность вступать в левые организации, участвовать в проводимых этими организациями активных действиях, в том числе - протестных; 2) трансформация как самих этих ориентаций, так и социальных практик под их влиянием.

Все обозначенные теоретические и практические проблемы, с нашей точки зрения, свидетельствуют о существовании определенного исследовательского пробела в социологическом знании по данной теме. Это требует адекватного теоретического осмысления, проведения конкретно-социологических исследований и анализа полученных данных.

Степень научной разработанности темы исследования.

Теоретическому и практическому исследованию сущностных черт интересующих нас концептов социальных практик и идеологии посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов.

Рассматривая накопленное научное знание о социальных практиках, следует, в первую очередь, отметить труды классиков социологии М. Вебера и Т. Парсонса, посвященные разработке теорий социального действия, а также работы философов Л. Витгенштейна, Д. Остина, М. Хайдеггера, Д. Юма. Ими были заложены предпосылки для формирования и развития концепта социальных практик.

Значительный вклад в изучение феномена социальных практик внесли представители микросоциологического направления А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман (феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология), Э. Гоффман (символический интеракционизм). В первую очередь, ими была сформулирована концепция рутинных социальных практик в рамках теории повседневности.

Определяющий вклад в развитие концепта внесли социологи, представляющие интегративные подходы. К ним, в первую очередь, следует отнести П. Бурдье, Э. Гидценса и Ю. Хабермаса.

В отечественной социологии концепт социальных практик также занимает одно из центральных мест. Теоретическому осмыслению данного феномена и практическим исследованиям различных видов социальных практик посвящены работы H.JI. Антоновой, JI.H. Банниковой, Е.С. Баразговой, B.C. Вах-штайна, И.В. Глушко, И.Ф. Девятко, В.И. Добренькова, Т.И. Заславской, Г.Е. Зборовского, Л.Г. Ионина, С.Г. Кирдиной, H.H. Козловой, Н.Б. Костиной, А.И. Кравченко, В.А. Передерий, А.Л. Радкевича, Ю.М. Резника, М.А. Шаба-новой, H.A. Шматко и многих других. Особняком среди трудов отечественных социологов стоит фундаментальный труд В.В. Волкова и О.В. Хархордина «Теория практик», в котором авторы производят комплексный анализ существующих концепций социальных практик и предпринимают попытку формирования целостной теории. Тем не менее, на данном этапе подобная глобальная задача не решена. Многогранность рассматриваемого феномена обусловливает дальнейшую актуальность его теоретического осмысления.

Студенчество как социальная группа, социальные практики российских студентов являются предметом изучения в работах многих отечественных социологов: Е.С. Баразговой, Л.И. Бойко, Ю.Р. Вишневского, A.C. Власенко,

A.B. Дмитриева, И.Л. Трошева, С.Н. Иконниковой, Т.В. Ищенко, Т.Е. Зборовского, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, A.A. Козлова, Г.Б. Кораблевой,

B.Т. Лисовского, И.В. Милициной, В.Ф. Пугач, Б.Г. Рубина, О.В. Рудаковой, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, Ф.Р. Филиппова, Г.А. Чередниченко, В.Т. Шап-ко, Е.А. Шуклиной и других.

Что касается накопленного научного знания об идеологии, следует подчеркнуть чрезвычайно широкий спектр релевантных теорий, концепций, подходов как в отечественной, так и в зарубежной гуманитарной мысли.

Определенной точкой отсчета научного осмысления сущности идеологии принято считать работы французских мыслителей А. Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и других.

Особым образом стоит подчеркнуть фундаментальный вклад К. Маркса в развитие науки по релевантной тематике. Помимо разработки теории идеоло-

гии, немецкий мыслитель является, по сути, создателем коммунизма - одного из наиболее влиятельных идеологических течений современности. Следует отметить, что взгляды К. Маркса легли в основу так называемой марксистской традиции в науке, представленной известными идеологическими теоретиками JI. Альтюссером, А. Грамши, Д. Лукачем и многими другими.

Значительный вклад в развитие теорий сущности, генезиса, функций, типологии, роли идеологии также внесли Р. Арон, Р. Барт, Д. Белл, К. Гирц, К. Дункер, К. Ленк, А. Лефевр, К. Мангейм, Д. Минар, К. Поппер, Г. Уолсби, Д. Уолфорд, Э. Фромм и многие другие.

В отечественной науке феномен идеологии подробно рассматривается в трудах А.Б. Баллаева, Н,Б. Биккенина, А.П. Енгояна, Д.Т. Жовтуна, В.А. Лоску-това, В.Я. Пащенко, Г.В. Плеханова, В.В. Скоробогацкого, П.А. Сорокина, А.Р. Тузикова, А.К. Уледова, А.И. Фурсова, Г.Х. Шахназарова, В.А. Дцова и многих других.

Объект исследования - социальные практики российского студенчества в современных условиях.

Предмет исследования - виды социальных практик студентов в современной России, формирующихся и трансформирующихся под влиянием левых идей.

Цель исследования заключается в определении отношения социальной группы студентов к левым идеям, выявлении механизма их влияния на социальные практики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

1) анализа теоретико-методологических подходов к изучению социальных практик;

2) выделения видов социальных практик студенчества как социальной группы, детерминируемых идеологическим влиянием;

3) определения сущности левых идей;

4) выявления механизма влияния левых идей на социальные практики студенчества;

5) на основании эмпирических данных изучения отношения российских студентов к левым идеям;

6) на основании эмпирических данных изучения реализации социальных практик студентов под влиянием левых идей.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования выступают системный и деятельностный подходы. Системный подход позволил определить, что в современных условиях на социальные практики россий-

ского студенчества влияют определенные левые идеи, а не левая идеология в ее традиционном понимании как системы идей, сформировавшихся в XIX веке и принимаемых ее сторонниками в XX веке; выявить форс-идеи, которые оказывают (и могут оказать - с формированием соответствующих условий) влияние на социальные практики студентов.

На основе деятельностного подхода дана авторская трактовка социальных практик, определяются и анализируются их виды, выявляется отношение студентов к левым идеям, формулируется механизм влияния левых идей на социальные практики студенчества.

Опираясь на теорию социального пространства П. Бурдье и теорию структурации Э. Гидденса, в диссертационном исследовании анализируются теоретические трактовки и реальное осуществление взаимного влияния левых идей на социальные практики - и социальных практик на эти идеи, выявляются потенциальные последствия реализации студентами социальных практик под влиянием левых идей на ситуацию в политической, экономической, социальной сферах российского общества.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом анкетирования. В ходе исследования опрошено 1156 студентов из 8 городов России. В генеральную совокупность вошли студенты, проживающие в 4 регионах России (Сибирь, Урал, Юг, Север). Выборка квотная.

2) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013-2014 гг. методом личного полуформализованного интервью. В ходе исследования опрошено 8 экспертов, в качестве которых выступали активисты левых партий и движений. Интервью проведены в городах Москва и Екатеринбург.

3) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом социологического наблюдения. Объектом наблюдения являлись практики студентов на протестных акциях, проводимых левыми организациями в г. Екатеринбург.

4) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом традиционного анализа интернет-страниц левых групп в социальной сети «Вконтакте».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) Предложена авторская трактовка понятия «социальные практики», которые определяются как совокупность индивидуальных и коллективных повседневных действий и неповседневных поступков, влияющих на социальные структуры и изменение институтов на основе прочных приобретенных пред-

расположенностей индивидов в определенной социальной сфере (политике, экономике, культуре и т.д.), с использованием наличных капиталов (экономического, социального, культурного, символического).

2) Предложена типология социальных практик студентов, на которые может оказывать существенное влияние идеологический фактор. По сферам производства практик выделяются практики в политической, социальной, межнациональной (и других) сферах. По срокам и способам достижения целей выделяются радикальные и умеренные практики. По критерию использования/неиспользования средств глобальной компьютерной сети выделяются виртуальные (дистанционные) и непосредственные практики. По масштабам производимого социально-политического эффекта выделяются резонансные и нерезонансные практики.

3) Выявлен механизм влияния левых идей на социальные практики студентов. Он включает влияние левых идей на практики, носящие: 1) неосознанный характер, 2) осознанный характер. В первом случае механизм заключается в формировании предрасположенностей студентов к левым идеям (габитус) под влиянием родителей, школы, государственной пропаганды, социально-экономического и политического положения в стране и других факторов. Во втором случае он связан с формированием интересов и мотивов к преобразовательной практике в необходимом с точки зрения содержания идеологии направлении. Возникающий мотивационный механизм порождает те или иные социальные практики определенной идеологической (в данном случае - левой) направленности.

4) На основании полученных эмпирических данных определено отношение студентов к левым идеям в 4-х регионах России (в Сибири, на Урале, на Северо-западе и на Юге России). Выявлено, что нет существенных региональных различий в идеологических ориентациях студентов. Зафиксировано, что знание студентами содержания левой идеологии имеет поверхностный и фрагментарный характер, однако отдельные идеи «узнаются» достаточно часто (например, с левой идеей материального равенства знакомо более трети российских студентов).

5) На основании полученных эмпирических данных определено отношение студентов к левым идеям в зависимости от их пола и учебной специальности. Выявлено, что «умеренное» социал-демократическое направление, в основном, поддерживают представители женского пола и гуманитарных учебных специальностей. Коммунистические и радикальные анархистские взгляды в большей степени разделяются мужчинами и студентами-«технарями». Более радикальная идеологическая самоидентификация представителей мужского по-

ла обусловливает и более радикальные существующие и ожидаемые практики под влиянием левых идей (например, мужчины чаще принимают участие в акциях протеста под левыми лозунгами и чаще выражают потенциальную готовность участия в революционных выступлениях).

6) Составлен рейтинг потенциальных форс-идей, которые могут быть использованы левыми организациями для мобилизации студенческой молодежи: со значительным отрывом в нем лидируют идеи ориентированности государственного бюджета России на социальную поддержку низших слоев населения и трудящихся, всеобщего бесплатного государственного высшего образования и борьбы с крупной буржуазией и олигархией как настоящими правителями России.

Положения, выносимые на защиту:

1) В диссертации проведен анализ социальных практик по двум критериям: содержательному и научно-историческому. Обосновывается важный вклад в теорию социальных практик представителей интегративного подхода П. Бурдье, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса. Особо выделяется подход П. Бурдье. На основании проведенного анализа делается вывод, что социальные практики студенчества представляют собой совокупность действий, осуществляемых в различных сферах общественной жизни. В основе данных практик лежат их прочные предрасположенности, приобретенные преимущественно в детском и юношеском возрасте под влиянием семьи; средствами, с помощью которых реализуются практики, выступают материальные ресурсы, общий культурный уровень, репутация, социальные связи и т.д.

2) Разработана типология социальных практик студентов, на которые могут оказывать влияние левые идеи. Выделены следующие классификации.

По сферам общественной жизни, в которых осуществляются практики, выделяются практики в политической, социальной и межнациональной и других сферах. Практиками в политической сфере являются голосование на выборах в органы власти, участие в организации и проведении протестных акций, связанных с выдвижением политических требований, участие в деятельности политических организаций, в том числе - молодежных. Практиками в социальной сфере являются протесты, связанные с проблемами в образовательной сфере, по поводу трудоустройства и безработицы, низкого уровня материального благосостояния студентов. Практиками в межнациональной сфере являются различные акции в рамках националистических и интернационалистических организаций, совершение правонарушений на почве межэтнических конфликтов и противостояние различными средствами националистическим проявлениям.

По срокам и способам достижения целей выделяются радикальные и умеренные практики. Радикальными практиками являются участие в протестных

проявлениях, связанные с нарушениями общественного порядка, революционные выступления. Умеренными являются повседневные практики профессионалов в политической сфере, связанные с рутинной работой в организациях различной идеологической направленности, электоральные практики, участие в санкционированных акциях протеста, не связанных с нарушениями общественного порядка.

По критерию использования/неиспользования средств глобальной компьютерной сети выделяются виртуальные (дистанционные) и непосредственные практики. Виртуальными практиками являются обсуждение различных тем на форумах, выкладывание материалов на персональных интернет-страницах и страницах сообществ в социальных сетях, проведение опросов и организация различных акций посредством глобальной компьютерной сети. Непосредственными практиками выступают рассмотренные выше виды практик, не связанные с использованием средств и ресурсов сети интернет.

По масштабам производимого социально-политического эффекта (широте освещения в СМИ, ответной реакции со стороны государства и общества) выделяются резонансные и нерезонансные практики. Резонансные практики характеризуются подробным освещением в средствах массовой информации, вниманием широкой общественности и представителей власти к их осуществлению и последствиям. Нерезонансные практики представляют собой противоположные относительно резонансных.

3) Определяется сущность идеологии как концептуальной системы идей. Распространенная дефиниция левой идеологии как совокупности «идеологий, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости»3, дополняется существенным аспектом социального неравенства - материальным равенством. Обосновано, что конкретными проявлениями левой идеологии являются различные разновидности социалистической идеологии: социал-демократия, коммунизм, анархизм. Идеи, относящиеся к указанным разновидностям социалистической идеологии (материального равенства, перераспределения доходов, классовой борьбы и т.д.), определяются как левые.

4) Результаты эмпирических исследований свидетельствуют о наличии у значительной части социальной группы российского студенчества эклектичности идеологического сознания, выражающегося в одновременном принятии положений различных идеологических направлений. У значительной части студентов обнаружены преимущественно левые идеологические предпочтения;

3 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2001. С.189.

11

так, 47% студентов отдают приоритет левой идее материального равенства относительно правой идеи индивидуальной свободы.

5) Результаты эмпирических исследований показали незначительное влияние левых идей на осуществляемые ныне социальные практики студенчества. Самой распространенной практикой является участие в голосовании на выборах в Государственную Думу и Президента РФ. При этом идеологический фактор являлся ключевым при голосовании именно за левые партии и левых кандидатов (за представителей других идеологических направлений студенты голосовали в большей степени исходя из личных симпатий к политикам).

6) Выявлены незначительные региональные различия: на Юге и в Сибири (в отличие от Урала и Северо-запада) чуть более высокий уровень поддержки левых идей в социально-экономической и политической сферах соответственно трансформируется в наибольшую распространенность практик голосования за левых кандидатов и левые партии на выборах по идеологическим мотивам.

7) Определены социально-экономические и политические факторы, которые могут способствовать росту влияния левых идей на российских студентов. Результаты эмпирического исследования свидетельствуют, что потенциальное появление нового харизматического левого лидера способно существенно расширить студенческий электорат возглавляемой им партии. Возможное ухудшение социально-экономического положения данной группы также способно спровоцировать рост влияния на нее левой идеологии, радикализировать практики, и потенциально обернуться масштабными протестными акциями вплоть до революционных выступлений под левыми лозунгами.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

- типологии социальных практик современных российских студентов как социальной группы, выявлении среди них тех, на осуществление которых значительное влияние оказывает идеологический фактор;

- обосновании преимущественного влияния левых идей на такие виды социальных практик студентов как голосование на выборах за левых кандидатов и левые партии, участие в деятельности левых политических организаций, участие в протестных выступлениях под левыми лозунгами;

- разработке механизма влияния левых идей на социальные практики студентов;

- выявлении левых форс-идей, способных мобилизовать студентов на практические действия, в том числе радикального характера;

- проведении социологических исследований, направленных на выявление отношения студентов к левым идеям и влияния этих идей на их социальные практики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе диссертационного исследования результаты могут быть использованы в преподавании курсов «Социология молодежи», «Социология повседневности», «Политическая социология».

Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при организации работы представителей властных структур и общественных организаций левой направленности с российским студенчеством.

Результаты исследования могут быть использованы органами государственной исполнительной власти при разработке и выполнении программ в процессе реализации молодежной политики, для прогнозирования степени угрозы радикальных протестных выступлений со стороны студенческой молодежи в условиях возрастания социальных, экономических, культурных рисков.

Личный вклад автора заключается в разработке и реализации программы исследования, непосредственном участии в процедурах сбора эмпирических данных, их обработке и анализе полученных результатов, апробации результатов исследования, подготовке тезисов и статей по теме диссертации.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены на научно-практических конференциях, теоретических семинарах, заседаниях кафедры теории и социологии управления УИФ РАНХиГС. Различные аспекты исследования нашли отражение в 8 публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертации. Работа объемом 185 страниц состоит из введения, двух глав, включающих три и два параграфа соответственно, заключения, списка литературы (201 источник) и приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цели и задачи исследования, раскрывается его научная новизна, характеризуются теоретико-методологические подходы и эмпирическая база исследования, обосновывается его теоретическое и практическое значение, приводятся сведения об апробации полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования влияния левых идей на социальные практики студенчества» анализируются концептуальные подходы к социальным практикам, приводятся существую-

щие в науке классификации социальных практик, разрабатываются классификации видов социальных практик студенчества, осуществляемых под влиянием левых идей, анализируется отечественный и зарубежный опыт осуществления данных практик, сущность левой идеологии и левых идей, формулируется механизм влияния левых идей на социальные практики российских студентов.

В первом параграфе первой главы «Социальные практики: концептуальные подходы в социологии» раскрывается сущность социальных практик с учетом научно-исторического и содержательного развития концепта.

В диссертации рассмотрены классические теории социального действия М. Вебера и Т. Парсонса, идеи философов Л. Витгенштейна, Д. Остина, М. Хайдеггера, Д. Юма и представителей микросоциологических подходов А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, Г. Гарфинкеля, Э. Гоффмана, оказавшие влияние на становление и развитие релевантного концепта, подходы к социальным практикам представителей интегративных парадигм П. Бурдье, Э. Гидденса, Ю.Хабермаса, а также подходы отечественных социологов.

В работе отмечается, что в социологической науке теория социальных практик является своеобразным преемником теории социального действия. При этом следует отметить значительное влияние идей философов Л. Витгенштейна, Д. Остина, М. Хайдеггера, Д. Юма на разработку теории социальных практик. Обосновывается идея, что сущностные характеристики концепта социальных практик пересматривают основные положения классической теории социального действия:

1) В основе практики лежит не трансцендентная цель (как в теории социального действия М. Вебера), а имманентные практике бессознательные предпосылки (привычки в философии Д. Юма, фон - у Л. Витгенштейна).

2) Социальные структуры не являются независимыми от действий индивидов (как в теории Т. Парсонса), но осуществляются в практике (Л. Витгенштейн).

3) Содержание и структура социальных практик подвержена влиянию конкретного культурно-исторического контекста (Л. Виттенштейн, М. Хайдеггер).

В результате проведенного анализа можно констатировать, что классические теории действия продолжали оказывать влияние на разработку теории социальных практик, однако их роль в этом процессе постепенно ослабевала. Это проявилось уже на следующем этапе развития социологической науки, характеризующемся переносом основного внимания исследователей с макро- на микросоциологический уровень. Среди представителей микросоциологического направления, внесших наибольший вклад в дальнейшее изучение социальных практик, стоит

выделить А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, Г. Гарфинкеля, Э. Гоффмана (теории повседневности, фреймов, фоновых практик).

В диссертации подчеркивается фундаментальный вклад в развитие теории социальных практик представителей интегративных парадигм П. Бурдье, Э. Гидденса, Ю.Хабермаса. Проведенный анализ позволил определить основные характеристики концепта с точки зрения данных подходов:

1) Практика трактуется чрезвычайно широко («это все то, что социальный агент делает сам, и с чем встречается в социальном мире»)4.

2) Практика представляет собой связующее звено классических социально-философских дихотомий индивида и общества (в теории социального пространства П. Бурдье), структуры и действия (в теории структурации Э. Гидденса), а также жизненного мира и социальной системы (в теории Ю. Хабермаса).

3) Практики осуществляются на микросоциальном (практики как повседневные взаимодействия) и макросоциальном (коллективные практики, деятельность организаций) уровнях.

4) Практики упорядочены в пространстве и времени; они уникальны в различных странах в разные исторические периоды.

5) Практики реализуются во множестве социальных сфер (политике, экономике, культуре и т.д.).

6) Практики лежат в основе функционирования социальных институтов (как пишет Э. Гидценс, «практики, имеющие наибольшую пространственно-временную протяженность в рамках (социетальных) тоталыюстей, можно назвать институтами»).5

7) В практике приобретается индивидуальный и коллективный социальный опыт и воспроизводятся социальные структуры.

8) Практика характеризуется как имманентная творческая активность агентов и обусловливает общую подвижность, изменчивость социальной системы.

Фундаментальные идеи зарубежных социологов легли в основу изучения социальных практик в отечественной социологии. Комплексный анализ концепта «социальные практики» реализован в целом ряде трудов, среди которых стоит особо выделить работу В.В. Волкова и О.В. Хархордина «Теория практик». Авторы анализируют существующие подходы к социальным практикам и предпринимают попытку формирования целостной теории. Тем не менее, на данном этапе подобная глобальная задача не решена.

4 Шматко Н. Практика / П.Бурдье. Практический смысл // Послесловие. СПб.: Алетейя, 2001. С.551.

5 Леднева A.B. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. С. 54.

Проведенный анализ свидетельствует о значительных проблемах методологического плана как на пути интеграции существующих подходов к социальной практике в целом, так и применимости отдельных подходов к конкретным исследованиям. Поскольку решение данной общетеоретической проблемы лежит за пределами данной работы, в дальнейшем исследовании мы, в первую очередь, опирались на наиболее цельный и «адаптированный», по нашему мнению, подход П. Бурдье. Основываясь на концепции габитуса, социальных капиталов и социальных полей П. Бурдье, концепции социального действия Э. Гид-денса, трактовке этических поступков В. Волкова, нами была предложена трактовка понятия «социальная практика» (см. с. 8).

Во втором параграфе первой главы «Типология социальных практик студенчества» рассматриваются существующие в науке классификации социальных практик, разрабатываются классификации социальных практик студентов, на которые наибольшее влияние оказывают левые идеи, анализируется отечественный и зарубежный опыт реализации данных социальных практик.

В диссертации разработаны классификации социальных практик студентов, осуществляемые под влиянием левых идей (см. с. 10). В результате анализа данных видов социальных практик студентов были сформулированы следующие основные выводы. Во-первых, для абсолютного большинства студентов они имеют характер единичных действий (в основном, участие в выборах). Учащиеся российских ВУЗов проявляют значительно меньшую активность относительно участия в протестных акциях и вступления в политические организации по сравнению с зарубежными студентами.

Во-вторых, наблюдается превалирующий провластный настрой студентов. Это выражается в том, что большинство из них на выборах поддерживает кандидатов от власти, предпочитает участвовать в деятельности провластных молодежных организаций. Наименьший уровень лояльности к действующей власти наблюдается в академической среде крупнейших ВУЗов страны.

В-третьих, основным мотивом производства практик (в первую очередь, протестных) является недовольство собственным социально-экономическим положением и реформами образовательной сферы (резонансные академические протесты). Неудовлетворенность общей ситуацией в стране, защита своих политических прав и т.д. являются «слабым» мотивом для производства практик. В этой связи достаточно упомянуть, что количество студентов-участников массовых акций протеста в Москве в 2011-2012 гг. составило лишь 10%.6

6 Митингующие в Москве: кто, зачем и как вышел на проспект Сахарова в субботу? [Электронный ресурс] / ВЦИОМ. Режим доступа: Мр:/Мсют.щ/Ыех.рЬр?1с1=459&щс}=112274.

16

В-четвертых, виртуальные иротестные практики российских студентов в большинстве своем не трансформируются в непосредственные. Так, участие студентов в российском аналоге движения «Захвати Уолл-стрит» ограничивалось, в основном, участием в дискуссиях на интернет-страницах сообществ в социальных сетях. Уличные протестные выступления носили умеренный характер, а суммарное количество участников в различных городах не превышало нескольких десятков человек.

В-пятых, радикальные социальные практики студентов в наибольшей степени распространены в сфере межнациональных отношений. Радикальные протесты студентов против коммерциализации образования, несвоевременных выплат стипендии и т.д. в 1990-х гг., связанные с нарушениями общественного порядка и столкновениями с милицией, сменились умеренными (хоть и резонансными) академическими протестами 2000-х гг. Радикальных массовых про-тестных выступлений учащихся ВУЗов под политическими лозунгами в последнее время практически не зафиксировано.

В третьем параграфе первой главы «Левые идеи как фактор влияния на социальные практики студенчества» анализируются существующие в науке подходы к идеологии как системе идей, сущность левой идеологии и левых идей, формулируется механизм их влияния на социальные практики студентов, определяются и анализируются факторы, влияющие на принятие студентами левых идей.

На основе анализа подходов к сущности, генезису и роли идеологии в современном обществе сформулированы основные ее характеристики:

1)она представляет собой систему идей и детерминируется, в первую очередь, социально-экономическими факторами;

2) она выражает интересы определенных социальных групп;

3) она играет важнейшую социальную роль, определяя основные направления развития государства и общества.

В работе приведено определение левой идеологии и ее основных течений (см. с. 11). Отмечается, что на сегодняшний день можно говорить об определенной относительности деления на левых и правых, и о возможности выделения левых флангов в современных правых партиях, однако подобные аспекты не входят в предмет нашего исследования. На основе анализа трудов классиков левой идеологии обозначаются основные левые идеи: материальное равенство, социальная справедливость, классовая борьба, перераспределение доходов, исключительно общественная собственность на средства производства (коммунизм и анархизм), ликвидация государства (анархизм).

В диссертации обосновывается положение, что сегодня в мире отмечается определенный «ренессанс» левых идей. Примерами тому могут служить «левые» меры Президента США Б. Обамы в экономической сфере, упомянутое выше движение «Захвати Уолл-стрит», левые правительства и движения в Латинской Америке, статьи П. Кругмана о социальном неравенстве на Западе и т.д.

На основе теоретического анализа сущности социальных практик и левых идей нами был предложен механизм влияния левых идей на социальные практики российских студентов (см. с. 9). В работе отмечается, что формирование интересов и мотивов к преобразовательной практике студенчества левой направленности может происходить под воздействием ряда субъективных и объективных факторов. Во-первых, подобным фактором может служить ухудшение социально-экономического положения студенчества. Примеры реформ образования, направленных на его коммерциализацию, несвоевременная выплата стипендий в 1990-е гг. приводили к радикализации студенчества. Место повседневных образовательных и других практик занимали протестные выступления, которые в ряде случаев возглавлялись левыми организациями.

Во-вторых, одним из факторов является отношение студентов к деятельности правящей власти. Согласно исследованию «Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры», проведенного в 2012-2013 гг. «Лабораторией Крыштановской»,7 российских студентов беспокоят такие проблемы, как «противоестественный отбор, когда на вершину политической пирамиды попадают «свои», лояльные», «отсутствие элиты в России», «коррумпированность и неэффективность власти» и т.д. Это способствует расширению оппозиционных настроений и может привести к росту влияния левых идей в студенческой среде.

В-третьих, данным фактором является отсутствие четко сформулированной и транслируемой государственной идеологии в России. По данным исследования Е.А. Красновой,8 65% российских студентов отмечают необходимость выработки объединительной общественной идеи. Подобной идеей (или системой идей) потенциально может стать левая идея (левая идеология).

В-четвертых, подобным фактором является деятельность левых политиков и политических организаций, направленная на студенчество. Активизация данной деятельности (на сегодняшний день работа со студентами со стороны левых проводится в недостаточных масштабах) также способна расширить влияние левых идей в среде учащихся ВУЗов.

7 Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gefter.ru/archive/8369.

Краснова Е.А. Идеологическая социализация современной российской студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2009. С. 18.

18

Во второй главе «Оценка российским студенчеством левых идей и их реализация в современных социальных практиках» анализируется уровень знания российскими студентами основных левых идей и отношение к ним, характеризуются осуществляемые и ожидаемые социальные практики студентов под влиянием левых идей.

В первом параграфе второй главы «Отношение российских студентов к левым идеям» анализируются результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. среди российских студентов методом анкетного опроса. Анализ результатов исследования позволил составить социальный портрет студентов, участвовавших в исследовании, определить их идеологическую самоидентификацию, уровень знания основных левых идей и отношение к ним со стороны студентов, сформировать рейтинг потенциальных левых форс-идей.

Социальный портрет опрошенных студентов (социальное происхождение, основной источник дохода, оценка уровня собственного благосостояния) представляется следующим. У 17,2% студентов отец является рабочим, 15,3% -предпринимателем, 14,5% - инженерно-техническим работником и 10,2% - работником сферы услуг. У 17,4% учащихся ВУЗов мать является специалистом в сфере образования или здравоохранения, 15,8% - государственным или муниципальным служащим, 12,8% - работником сферы услуг и 10,8% - рабочим. Количество других вариантов (служащий на предприятии, офис-менеджер в коммерческой организации и т.д.) не превысило 10%.

Основным источником дохода опрошенных студентов является помощь родителей (56,9%), примерно в четверти случаев (26,9%) - собственная заработная плата, лишь для 10,6% — стипендия. При этом чуть менее двух третей респондентов (61,8%) оценивают свое материальное положение «на удовлетворительно». Доля тех, кто оценивает свое материальное положение «на хорошо и отлично», почти в три раза превышает количество студентов с крайне низким уровнем благосостояния («денег не хватает даже на продукты питания»): 28,6% против 9,6%.

В процессе исследования выявлено, что влияние социального происхождения и уровня материального благосостояния студентов на их идеологическую самоидентификацию незначительно. В целом, наибольшее количество сторонников у левоидеологического течения «социал-демократия» (21,4%), что немногим больше количества сторонников либерализма (20,2%). Количество студентов с левоидеологической самоидентификацией «коммунист» и «анархист» незначительно (4,1%) и 1,9% соответственно).

Полученные данные выявили различия в зависимости левоидеологической самоидентификации российских студентов от пола и специальности обучения (технической или гуманитарной). Так, к поддержке «умеренных» социал-

демократических взглядов более склонны представители женского пола (около двух третей от общего количества сторонников социал-демократии). К поддержке коммунистических и радикальных анархистских взглядов, напротив, склонны мужчины (66% и 63% от общего количества сторонников соответственно). Студенты гуманитарных специальностей чаще поддерживают социал-демократов (25,3% «гуманитариев» против 13,9% «технарей»). Коммунистов, в свою очередь, чаще поддерживают учащиеся технических специальностей (6,4% против 2,9%). В целом можно констатировать, что левоцентристское идеологическое направление ближе женщинам и «гуманитариям», более радикальные левые течения - мужчинам и студентам-«технарям».

Анализ результатов исследования позволил определить, насколько студенты знакомы с основными левыми идеями. Уровень знания студентами отдельных левых идей (материального равенства, социальной справедливости) достаточно значителен и достигает 40%. Несмотря на то, что некоторые левые идеи известны почти половине студентов, этого нельзя сказать о знании ими идеологии как системы идей.

Рассматривая отношение студентов к левым идеям, следует отметить, что значительная часть опрошенных их поддерживает. При этом наибольшей популярностью пользуются социально-экономические левые идеи. Так, фундаментальная идея относительного материального равенства в противопоставлении с либеральной идеей защиты прав и свобод человека близка практически половине российского студенчества (47%). Также большинство опрошенных предпочли социалистическую идею защиты интересов трудящихся и низших слоев населения либеральной идее свободы предпринимательства (43% против 32,4%).

Что касается отношения студентов к левым идеям в политической сфере, то уровень их поддержки несколько ниже. Так, коммунистическую идею организации государственной власти в форме советов разделяют 40,2% российских студентов. Заслуживает внимания отношение студентов к анархистской идее ликвидации государства. В данном случае, небольшой, на первый взгляд, уровень поддержки (всего 14,4%) свидетельствует о существенном потенциале анархистского движения в студенческой среде.

По результатам рассмотрения отношения студентов к обозначенным фундаментальным левым идеям следует подчеркнуть интересные особенности двух «выделившихся на общем фоне» регионов. Так, студенты в Сибири склонны к большей поддержке политических левых идей и превалирующему отрицанию социально-экономических. Студенты на Юге демонстрируют противоположную тенденцию.

Проведенный анализ отношения студентов к левым идеям позволил обнаружить признаки эклектичности их идеологического сознания. Например, 43,9% учащихся ВУЗов, относящих себя к сторонникам коммунизма, отрицательно относятся к идее, что права и свободы человека можно ограничить, если это обеспечит относительное материальное равенство людей. В связи с этим, можно говорить об определенных приоритетах в идеологических ориентациях при значительном «брожении умов» в студенческой среде.

На основе данных анкетирования составлен рейтинг левых форс-идей, способных потенциально мобилизовать студентов к активным практическим действиям. Наиболее популярными являются идеи бесплатного высшего образования, борьбы с действующей властью олигархов и перераспределения доходов в пользу низших слоев населения.

Во втором параграфе второй главы «Реализация социальных практик студентов под влиянием левых идей» анализируются результаты социологических исследований, проведенных автором в 2013 г. методами анкетирования студентов, полуформализованного интервью активистов левых партий и движений, наблюдения на протестных акциях в г. Екатеринбург и традиционного анализа интернет-страниц левых групп в социальной сети «Вконтакте». Анализ результатов исследования позволил охарактеризовать: 1) сознательные и неосознанные практики голосования студентов за левых, практики вступления в левые организации, протестные практики под левыми лозунгами, интернет-практики студентов под влиянием левых идей; 2) политические и социально-экономические факторы, которые могут обусловить рост влияния левых идей в студенческой среде, расширение спектра практик студентов под их влиянием; 3) отношение студентов к возможности социальной и социалистической революции в России и возможное участие в подобных событиях учащихся ВУЗов.

На основе результатов исследования можно констатировать, что самым распространенным видом рассматриваемых практик является голосование на выборах в органы власти федерального уровня. Явка студентов, участвовавших в анкетном опросе, на выборах в Государственную Думу в 2011 г. и Президента РФ в 2012 г. составила 25,5% и 48,2% соответственно. Обращает на себя внимание относительно высокий совокупный процент левого студенческого электората на выборах в Государственную Думу в 2011 г. (30,9%). Его распределение по политическим партиям представлялось следующим: «Справедливая Россия» - 15,4%, КПРФ - 14,2%, «Патриоты России» - 1,2%. Совокупный левый идеологически ангажированный электорат (студенты, голосовавшие именно исходя из идеологических соображений) составил 12,6%.

На выборах Президента РФ в 2012 г. было зафиксировано почти троекратное уменьшение левого электората: если за левые партии проголосовало 30,9% студентов, то за левых кандидатов - 10,9% (За Г.А. Зюганова - 8,3%, за С.М. Миронова - 2,6%). 5,7% участвовавших в выборах студентов отдали свои голоса за Г.А. Зюганова и С.М. Миронова именно исходя из идеологических соображений.

Анализ электоральных практик студенчества позволил сделать следующие выводы. Во-первых, именно идеологический фактор при выборе в пользу левых является первостепенным. Во-вторых, следует констатировать относительно устоявшийся, хотя и незначительный по количеству, левый идеологически ангажированный электорат (3% от всех участвовавших в анкетном опросе). В-третьих, была выдвинута гипотеза, что неидеологические факторы (личные качества кандидатов и партийных лидеров, их участие в жизни конкретных городов и регионов и т.д.) иногда не способствуют расширению студенческой электоральной базы левых. Так, из-за негативного отношения к личности лидера студент, поддерживающий партийную идеологию, может отдать свой голос за другую партию или кандидата в Президенты.

Другие разновидности социальных практик студентов под влиянием левых идей являются менее распространенными. Так, совокупное количество студентов, имеющих практический опыт участия в протестных выступлениях или работы в политических организациях, не превышает 5%. Участие в деятельности левых политических организаций или в протестах под левыми лозунгами практически не зафиксировано (не превышает 1%). В результате анализа результатов социологического наблюдения на протестных мероприятиях левых в Екатеринбурге в 2013 г. можно констатировать сходные тенденции. Студенчество на рассматриваемых мероприятиях вело себя достаточно пассивно. С учетом определенной «оторванности» от основной группы участников, обсуждении (примерно в половине случаев) личных проблем и отсутствии значительных проявлений агрессии, можно говорить о весьма низком левом протестном потенциале участников акций из среды учащихся ВУЗов.

На основе данных анкетного опроса российских студентов и анализа интернет-страниц левых групп в социальной сети «Вконтакте» в работе также характеризуются интернет-практики студентов под влиянием левых идей. Согласно данным анкетного опроса, в левых политических группах в социальных сетях состоят менее 2% учащихся ВУЗов. Из них примерно поровну участвуют в обсуждениях на форумах и являются лишь «формальными» членами групп. Студентов-членов левых групп, принимающих участие в организации уличных акций средствами социальной сети, в процессе исследования не выявлено.

Анализ интернет-страниц крупнейших левых групп («Как учил дедушка Ленин», «Иосиф Виссарионович Сталин в нашем сердце», «Великая октябрьская социалистическая революция») позволил выявить наличие левых настроений в студенческой среде. При этом темами обсуждений на форумах групп (помимо, разумеется, образовательных проблем) зачастую является возможность новой революции в России. Общим трендом высказываемых мнений является поддержка самой идеи революции («я за революцию», «пора свергнуть продажную власть», «полностью за, не вижу другого метода борьбы» и т.д.) и формулировка необходимых условий ее осуществления («нужны деньги и лидер», «нужен жесткий, сильный лидер, как Сталин, чтобы порядок навел» и т.д.). Вместе с тем, данные мнения в сети Интернет практически не трансформируются в масштабную уличную активность, «реальные» мероприятия организуются редко.

Помимо влияния левых идей на социальные практики, носящие сознательный характер, в диссертации анализируется влияние этих идей на неосознанные практики студентов. В данном случае речь идет о прочных приобретенных пред-расположенностях к левым идеям (габитусе). Показателем данного влияния является соответствие левой идеологической самоидентификации студентов и идентификации ими родителей, а также отношение к распаду Советского Союза и историческим левым лидерам. Анализ практик студентов, детерминируемых данным видом влияния левых идей, свидетельствует о том, что левый идеологически ангажированный электорат достигает уровня 5-10% от всех российских студентов. Практики участия в протестных выступлениях под левыми лозунгами и участия в деятельности левых организаций не превышает 2%. Следует также отметить, что практическая активность студентов с самоидентификацией «коммунист», у которых родители разделяют их взгляды, является наибольшей.

Рассматривая зависимость практической реализации левых идей от пола и специальности обучения, необходимо отметить следующее. Подобно тому, как женщины более склонны поддерживать социал-демократические взгляды, на выборах в федеральные органы власти они чаще поддерживают представителей данного идеологического направления. Так, 66,7% электората С.М. Миронова на выборах Президента РФ в 2012 г. и 63% электората «Справедливой России» на выборах в Государственную Думу в 2011 г. составляли женщины. Мужчины (судя по всему, следуя своей идеологической самоидентификации) чаще поддерживали коммуниста Г.А. Зюганова и КПРФ (71% и 71,4% от общего объема электората соответственно). Кроме того, практики участия в деятельности левых организаций и участия в протестах левой направленности, готовность к участию в радикальных выступлениях вплоть до революционных в случае ухудшения собственного материального положения, также более свойственны

мужчинам (около двух третей от общего количества респондентов). Так или иначе, более радикальная идеологическая самоидентификация представителей мужского пола обусловливает и более радикальные практики под влиянием левых идей. Значительных отличий в практической реализации левых идей со стороны «технарей» и «гуманитариев» выявлено не было.

В целом можно констатировать, что «видимое» отсутствие значительного влияния левых идей на социальные практики студенчества не означает невозможность его проявления в обозримом будущем. Результаты анкетного опроса студентов позволили выявить факторы, которые могут способствовать росту данного влияния. В первую очередь, они носят политический и социально-экономический характер. В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что данные факторы могут существенно повысить авторитет левых в студенческой среде. Например, можно говорить о том, что появление нового ха-ризматичного левого лидера (политический фактор) способно существенно увеличить электорат возглавляемой им партии: в подобных условиях левый студенческий электорат на выборах в Государственную Думу в 2016 г. может достигнуть 63%. Потенциальное падение благосостояния и (или) потеря работы (социально-экономические факторы) способны не только расширить практики голосования за левых, но даже привести к масштабным протестным выступлениям под левыми лозунгами, в том числе радикальным и революционным (в подобных условиях на радикальные действия готовы более 20% российских студентов). С учетом того, что около трети опрошенных учащихся ВУЗов считают возможной новую левую революцию в России, а более двух третей уверены, что студенты могут стать движущей силой этой революции, тема влияния левых идей на социальные практики современного российского студенчества представляется весьма актуальной и требует дальнейших исследований.

В Заключении диссертационного исследования подводятся итоги работы, обобщаются результаты; обосновывается необходимость дальнейшего изучения влияния левых идей на социальные практики российских студентов.

III. ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Основное содержание диссертационной работы отражено в 8 научных трудах, опубликованных аспирантом в 2011-2014 годах, из них 3 работы опубликованы в ведущих рецензируемых научных журналах, определённых Высшей аттестационной комиссией. Общий объём - 3 п. л., в том числе авторский вклад - 2,25 п. л.

1. Ваторопнн С.А., Ваторопин A.C. Движение против социального неравенства «Захвати Уолл-стрит» : генезис, структура, идеология у/Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, социология, экономика, право. - 2012. - № 1 (18). - С. 208-215. - 0,6/0,3 п. л.

2. Ваторопин С.А., Ваторопин A.C. Современная российская молодежь как объект идеологического влияпия левых партий и движений : социологический анализ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (17). - С. 84-89. - 0,5/0,25 п. л.

3. Ваторопин С.А. Левая идеология как фактор влияния на социальные практики студенчества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2 . - С. 154-159. - 0,5 п. л.

4. Ваторопин С.А. Антикоррупционные идеи и деятельность КПРФ : критический анализ // Государство, политика, социум : вызовы и стратегические приоритеты развития : Международная конференция. Екатеринбург. 24-25 ноября 2011 : Сб. статей / Сост. И.Д. Тургель, С.А. Маковкина, Н.К. Шеметова. -Екатеринбург: УрАГС, 2011.- С. 83-85. - 0,2 п. л.

5. Ваторопин С.А. «Русский вопрос» как форс-идея КПРФ: социологический анализ // Российский человек в «разломе эпох» : quo vadis?: материалы XV Международной научно-практической конференции Гуманитарного университета, 26-27 апреля 2012 года: доклады. В 2 т. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2012. - Т. 1. - С. 562-564. - 0,2 п. л.

6. Ваторопин С.А. Пути улучшения социального положения российского студенчества: анализ программ левых политических партий // Государство, политика, социум : вызовы и стратегические приоритеты развития : Международная конференция. - Екатеринбург. 27-28 ноября 2013 : Сб. статей / Сост. И.Д. Тургель, А.В.Ручкин, С.А. Маковкина, Н.К. Шеметова. - Екатеринбург: Уральский институт-филиал РАНХиГС, 2013 - С. 47-^9. - 0,2 п. л.

7. Ваторопин С.А., Ваторопин A.C. Протестные интернет-практики студенчества в социальных сетях: социологический анализ // Вопросы политологии и социологии. - 2013. - № 1 (4). - С. 74-78. - 0,4 / 0,2 п. л.

8. Ваторопин С.А. Протестная активность российской студенческой молодежи: социологический анализ // Материалы XVI Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» 21-22 марта 2013 года / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Кораблева Г.Б., Комлева H.A., Меренков A.B., Рыбцова Л.Л., Стар-шинова A.B. - Екатеринбург: УрФУ, 2013. - С. 1553-1563. — 1 CD ROM. ISBN 978-5-8019-0307-1 -0,4 п. л.

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук

Ваторопин Сергей Александрович

Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ

Научный руководитель Костина Наталия Борисовна

Подписано в печать 27.06.2014 г. Формат 60x84 1/16. Бумага для множительных аппаратов. Гарнитура «Тайме». Ризограф. Уч.-изд. 1,50 л. Усл. 1,32 п.л. Тираж 100 экз. Заказ 62 Редакционно-издательский отдел Уральского института управления - филиала РАНХиГС 620990, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66.

 

Текст диссертации на тему "Влияние левых идей на социальные практики современного российского студенчества: социологический анализ"

Уральский институт - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

04201460833 На пРавах Рукописи

ВАТОРОПИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВЛИЯНИЕ ЛЕВЫХ ИДЕЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы»

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Костина Наталья Борисовна

Екатеринбург - 2014

Содержание

Введение.................................................................................................................3

1. Теоретико-методологические основы исследования влияния левых идей на социальные практики студенчества.........................................................17

1.1. Социальные практики: концептуальные подходы в социологии............17

1.2. Типология социальных практик студенчества..........................................43

1.3. Левые идеи как фактор влияния на социальные практики студенчества...................................................................................................................72

2. Оценка российским студенчеством левых идей и их реализация в современных социальных практиках....................................................................95

2.1. Отношение российских студентов к левым идеям...................................95

2.2. Реализация социальных практик студентов под влиянием левых идей...............................................................................................................................110

Заключение.......................................................................................................151

Список использованных источников..........................................................155

Приложение 1. Анкета для опроса студентов................................................175

Приложение 2. Список ВУЗов, в которых проводилось анкетирование студентов......................................................................................................................185

Введение

Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза ознаменовал собой упадок социализма и установление мировой доминанты либерального капитализма. Значительно возросла популярность концепций «конца истории» и «конца идеологии». Поражение в «холодной» войне и возникшее «однополярное» мироустройство обусловили и значительный рост влияния западных либерально-капиталистических ценностей в нашей стране: в 1990-х гг. были проведены фундаментальные политические и социально-экономические преобразования. «Вес-тернизация» и «американизация» стали в этот период модными явлениями российской действительности.

Начало 2000-х гг. характеризуется «видимой» стабильностью мировой капиталистической системы. Террористические акты 11 сентября, вторжение вооруженных сил НАТО в Ирак и Афганистан и другие резонансные события на международной арене отодвинули на второй план усиливающиеся социально-экономические проблемы в странах Запада. Стабилизационная внутренняя политика в России в начале 2000-х гг. создала предпосылки для экономического роста и укрепления материального благосостояния россиян.

Однако, к концу 2000-х гг. признаки глобального финансово-экономического кризиса стали очевидными для широкой общественности развитых капиталистических стран. Это вызвало серию массовых протестных выступлений, апогеем которой стало движение против социального неравенства «Захвати Уолл-стрит». Впервые за несколько десятилетий традиционные социалистические (левые) идеи (вплоть до ликвидации капитализма) оказались настолько популярными на Западе. В ряде стран победу на выборах одержали кандидаты с левыми, по сути, политическими программами (например, Ф. Олланд во Франции).

Несмотря на распад Советского Союза и прекращение деятельности КПСС, левая идеология и ее носители продолжают играть значительную роль в нашей

стране. В этой связи достаточно упомянуть довольно широкое представительство в Государственной Думе КПРФ и «Справедливой России» (2-е и 3-е места по количеству депутатов; 19,2% и 13,2% голосов избирателей соответственно)1 и тот факт, что кандидат в Президенты РФ от коммунистов стабильно занимает вторые места на выборах (на последних выборах лидер КПРФ Г.А. Зюганов набрал 17,2% голосов избирателей) . Представители левых организаций также принимают активное участие в выборах регионального и муниципального уровней, и в ряде случаев им удается победить кандидатов от партии власти (например, по результатам недавних выборов мэра Новосибирска победу одержал коммунист А. Локоть). Однако занять доминирующее положение представителям левых в России на сегодняшний день не удалось.

Вместе с тем, на фоне развивающегося финансового кризиса обостряются социально-экономические проблемы и в России. Подобная ситуация, даже несмотря на общую стабильность в политической сфере, традиционно считается «благодатной почвой» для роста влияния в обществе левых идей. В связи с этим возникает вопрос: насколько левая идеология влиятельна, оказывает ли она воздействие на сознание и практическую активность представителей различных социальных групп в нашей стране?

В данном случае особый интерес представляет такая социальная группа, как студенчество. Сочетание активной гражданской позиции, юношеского максимализма, интеллектуального потенциала, способности к организации и самоорганизации позволяли учащимся ВУЗов играть одну из ведущих ролей в различных сферах жизни нашей страны (в том числе, в общественно-политической) на протяжении долгого времени. В этой связи достаточно упомянуть резонансные про-тестные выступления в академической сфере второй половины XIX века, активную революционную деятельность в начале XX века, широкое участие в моло-

1 Сведения о проводящихся выборах и референдумах [Электронный ресурс] / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Режим доступа: http://www.vvborv.izbirkoIn.ru/region/region/izbirkom?action=show&root=l &*ус1= 100100028713304&угп= 100100028713299&гееюп=0&а1оЬа1=1 &БиЬ гееюп=0&ргуег=0&пгопет}=пи11&у{ЫсН 100100028713304&1уре=233.

2 Выборы президента РФ 2012 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: 11йр://рге51с1еШ2012.ги/.

дежных политических организациях эпохи СССР и т.д. Именно студенчество традиционно считается социальной базой левого движения. Однако происходящие процессы не получили должного внимания в современных социологических теоретических и прикладных исследованиях.

Во-первых, в течение последнего двадцатилетия (после распада Советского Союза) фундаментальных исследований, посвященных отношению российского студенчества к левой идеологии, влиянию левых идей на осуществление им социальных практик, специально не проводилось. Однако, в связи с наметившимся ростом авторитета левых идей в различных странах, прежде всего, среди молодежи, и наличием определенных предпосылок для этого в России, представляется актуальным вновь обратиться к данному вопросу.

Во-вторых, в современных отечественных социологических источниках недостаточное внимание уделяется анализу сущности левой идеологии, левых идей, оказывающих значительное влияние на социальные практики молодежных групп, прежде всего - студенчества. Одни и те же идеи подчас могут интерпретироваться и как левые, и как правые, что затрудняет идентификацию левых идей, актуализирует задачу определения критерия для такой идентификации.

В-третьих, анализ реализации социальной группой современных российских студентов различных видов социальных практик свидетельствует о том, что спектр этих практик разнообразен, они реализуются в различных сферах. Очевидно, что далеко не на все социальные практики левые идеи оказывают значимое влияние. В этой связи возникает необходимость решения исследовательской задачи, которой современное социологическое знание также не уделяет должного внимания: по разработке типологии социальных практик современных российских студентов, выделению среди них практик, формируемых под влиянием левых идей, анализу возможных трансформаций этого влияния.

В-четвертых, недостаточно определен и изучен механизм влияния левых идей на социальные практики студентов в современной России, без чего не представляется возможным обоснование влияния именно левых идей на социальные

практики студентов, определение факторов, усиливающих либо ослабляющих степень этого влияния.

В-пятых, недостаточно изученными посредством эмпирических методов являются: 1) ориентации современного российского студенчества на левые идеи, на готовность вступать в левые организации, участвовать в проводимых этими организациями активных действиях, в том числе - протестных; 2) трансформация как самих этих ориентаций, так и социальных практик под их влиянием.

Все обозначенные теоретические и практические проблемы, с нашей точки зрения, свидетельствуют о существовании определенного исследовательского пробела в социологическом знании по данной теме. Это требует адекватного теоретического осмысления, проведения конкретно-социологических исследований и анализа полученных данных.

Степень научной разработанности темы исследования.

Теоретическому и практическому исследованию сущностных черт интересующих нас концептов социальных практик и идеологии посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов.

Рассматривая накопленное научное знание о социальных практиках, следует, в первую очередь, отметить труды классиков социологии М. Вебера и Т. Пар-сонса, посвященные разработке теорий социального действия, а также работы философов Л. Витгенштейна, Д. Остина, М. Хайдеггера, Д. Юма. Ими были заложены предпосылки для формирования и развития концепта социальных практик.

Значительный вклад в изучение феномена социальных практик внесли представители микросоциологического направления А. Шюц, П. Бергер, Т. Лук-ман (феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология), Э. Гоффман (символический интеракционизм). В первую очередь, ими была сформулирована концепция рутинных социальных практик в рамках теории повседневности.

Определяющий вклад в развитие концепта внесли социологи, представляющие интегративные подходы. К ним, в первую очередь, следует отнести П. Бурдье, Э. Гидценса и Ю. Хабермаса.

В отечественной социологии концепт социальных практик также занимает одно из центральных мест. Теоретическому осмыслению данного феномена и практическим исследованиям различных видов социальных практик посвящены работы H.JI. Антоновой, JI.H. Банниковой, Е.С. Баразговой, B.C. Вахштайна, И.В. Глушко, И.Ф. Девятко, В.И. Добренькова, Т.И. Заславской, Г.Е. Зборовского, Л.Г. Ионина, С.Г. Кирдиной, H.H. Козловой, Н.Б. Костиной, А.И. Кравченко, В.А. Передерий, А.Л. Радкевича, Ю.М. Резника, М.А. Шабановой, H.A. Шматко и многих других. Особняком среди трудов отечественных социологов стоит фундаментальный труд В.В. Волкова и О.В. Хархордина «Теория практик», в котором авторы производят комплексный анализ существующих концепций социальных практик и предпринимают попытку формирования цельной теории. Тем не менее, на данном этапе подобная глобальная задача не решена. Многогранность рассматриваемого феномена обуславливает дальнейшую актуальность его теоретического осмысления.

Студенчество как социальная группа, социальные практики российских студентов являются предметом изучения в работах многих отечественных социологов: Е.С. Баразговой, Л.И. Бойко, Ю.Р. Вишневского, A.C. Власенко, A.B. Дмитриева, С.Н. Иконниковой, Т.В. Ищенко, Г.Е. Зборовского, О.И. Карпухина, Ю.С. Колесникова, А.А.Козлова, Г.Б. Кораблевой, В.Т. Лисовского, И.В. Милициной, В.Ф. Пугач, Б.Г. Рубина, О.В. Рудаковой, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого, Ф.Р. Филиппова, Г.А. Чередниченко, В.Т. Шапко, Е.А. Шуклиной и других.

Что касается накопленного научного знания об идеологии, следует подчеркнуть чрезвычайно широкий спектр релевантных теорий, концепций, подходов как в отечественной, так и в зарубежной гуманитарной мысли.

Определенной точкой отсчета научного осмысления сущности идеологии принято считать работы французских мыслителей А. Д. де Траси, П. Кабанис, К. Вольней и других.

Особым образом стоит подчеркнуть фундаментальный вклад К. Маркса в развитие науки по релевантной тематике. Помимо разработки теории идеологии,

немецкий мыслитель является, по сути, создателем коммунизма - одного из наиболее влиятельных идеологических течений современности. Следует отметить, что взгляды К. Маркса легли в основу так называемой марксистской традиции в науке, представленной известными идеологическими теоретиками Л. Альтюссе-ром, А. Грамши, Д. Лукачем и многими другими.

Значительный вклад в развитие теорий сущности, генезиса, функций, типологии, роли идеологии также внесли Р. Арон, Р. Барт, Д. Белл, К. Гирц, К. Дун-кер, К. Ленк, А. Лефевр, К. Мангейм, Д. Минар, К. Поппер, Г. Уолсби, Д. Уол-форд, Э. Фромм и многие другие.

В отечественной науке феномен идеологии подробно рассматривается в трудах А.Б. Баллаева, Н,Б. Биккенина, А.П. Енгояна, Д.Т. Жовтуна, В.А. Лоскуто-ва, В.Я. Пащенко, Г.В. Плеханова, В.В. Скоробогацкого, П.А. Сорокина, А.Р. Ту-зикова, А.К. Уледова, А.И. Фурсова, Г.Х. Шахназарова, В.А. Ядова и многих других.

Объект исследования - социальные практики российского студенчества в современных условиях.

Предмет исследования - виды социальных практик студентов в современной России, формирующихся и трансформирующихся под влиянием левых идей.

Цель исследования заключается в определении отношения социальной группы студентов к левым идеям, выявлении механизма их влияния на социальные практики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

1) осуществить анализ теоретико-методологических подходов к изучению социальных практик;

2) выделить виды социальных практик студенчества как социальной группы, детерминируемых идеологическим влиянием;

3) определить сущность левых идей;

4) выявить механизм влияния левых идей на социальные практики студенчества;

5) на основании эмпирических данных изучить отношение российских студентов к левым идеям;

6) на основании эмпирических данных изучить реализацию социальных практик студентов под влиянием левых идей.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования представляют системный и деятельностный подходы.

Системный подход позволил выявить, что в современных условиях на социальные практики российского студенчества влияют определенные левые идеи, а не левая идеология в ее традиционном понимании как системы идей, сформировавшихся в XIX веке и принимаемых ее сторонниками в XX веке; выявить форс-идеи, которые оказывают (и могут оказать - с формированием соответствующих условий) влияние на социальные практики студентов.

На основе деятельностного подхода дана авторская трактовка социальных практик, определяются и анализируются их виды, выявляется отношение студентов к левым идеям, формулируется механизм влияния левых идей на социальные практики студенчества.

Опираясь на теорию социального пространства П. Бурдье и теорию струк-турации Э. Гидденса, в диссертационном исследовании анализируются теоретические трактовки и реальное осуществление взаимного влияния левых идей на социальные практики - и социальных практик на эти идеи, выявляются потенциальные последствия реализации студентами социальных практик под влиянием левых идей на ситуацию в политической, экономической, социальной сферах российского общества.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:

1) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом анкетирования. В ходе исследования опрошено 1156 студентов из 8 городов России. В генеральную совокупность вошли студенты, проживающие в 4 регионах России (Сибирь, Урал, Юг, Север). Выборка квотная.

2) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013-2014 гг. методом личного полуформализованного интервью. В ходе иссле-

дования опрошено 8 экспертов, в качестве которых выступали активисты левых партий и движений. Интервью проведены в городах Москва и Екатеринбург.

3) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом социологического наблюдения. Объектом наблюдения являлись практики студентов на левых протестных акциях в г. Екатеринбург.

4) Результаты социологического исследования, проведенного автором в 2013 г. методом традиционного анализа интернет-страниц левых групп в социальной сети «Вконтакте».

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) Предложена авторская трактовка понятия «социальные практики», которые определяются как совокупность индивидуальных и коллективных повседневных действий и неповседневных поступков, влияющих на социальные структуры и изменение институтов на основе прочных приобретенных предр