автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.14
диссертация на тему:
Влияние протестантизма на социально-экономические процессы современной России

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Тихоненко, Олег Олегович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.14
Автореферат по философии на тему 'Влияние протестантизма на социально-экономические процессы современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние протестантизма на социально-экономические процессы современной России"

005019433

На правах рукописи

ТИХОНЕНКО Олег Олегович

ВЛИЯНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность 09.00.14 - Философия религии и религиоведение

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 6 ДПР 2012

Москва — 2012

Работа выполнена на кафедре государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель: Кравчук Вероника Владимировна,

кандидат философских наук, доцент

Официальные оппоненты: Григорьева Людмила Ильинична,

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой религиоведения Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева

Асеев Олег Владимирович,

кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского регионального социально-экономического института

Ведущая организация: Владимирский государственный

университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Защита состоится « 17 » мая 2012 г. в 14 час. на заседании диссертационного совета Д-504.001.11 при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84, 2 учебный корпус, ауд. 3027.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАНХиГС.

Автореферат диссертации разослан «17» апреля 2012 г.

Ученый секретарь ...

диссертационного совета ¿_\г ¿<? с Семедов С.А.

1. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования Исследование посвящено изучению роли протестантизма в социально-экономических процессах, проходящих в современной России. В диссертации даётся оценка социальных учений протестантских объединений России, рассматривается их отношение к финансово-экономическому кризису.

В развитии человеческого общества проявляется следующая закономерность: тектонические сдвиги, до поры до времени скрытно вызревающие под корой повседневности, порождают духовные искания, оппозиционные существующей идеологии. Получая мировоззренческое, как правило, религиозное, оформление, эти идеи в дальнейшем сопровождают и направляют развитие человеческой цивилизации. В полной мере вышесказанное относится к протестантизму. Он сыграл важную роль в развитии капитализма, формировании современной буржуазной цивилизации. С момента своего появления в эпоху Реформации он выступил как идеология складывающегося третьего сословия и в дальнейшем его мировоззренческие и этические посылки во многом являлись идейной основой происходивших в Новое время в странах Западной Европы и их колониальных владениях трансформационных процессов. В настоящее время протестантизм является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцар™ протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

В России судьба протестантизма сложилась по-иному. Большую часть отечественной истории он существовал в качестве одного из вторичных сегментов религиозно-культурного многообразия российского общества, будучи представлен частью дворянской элиты иностранного происхождения и группами переселенцев из западноевропейских стран. Не оказывая определяющего влияния на формирование капитализма в России в силу сравнительной малочисленности своих последователей, протестантизм в то же время стимулировал развитие и ход модернизационных процессов, выступая своего рода каналом передачи передового опыта западноевропейских стран в плане новых знаний и технологий, моделей общественного устройства.

Конец советского периода, когда протестантизм, как и все иные конфессии, пережил период репрессий и гонений, привел как к быстрому росту числа последователей протестантских церквей в России, так и к расширению их диапазона. Заметными явлениями в социально-экономической жизни современной России стали социальная деятельность протестантских организаций и их хозяйственно-предпринимательская активность. Все это привело к усилению влияния протестантизма на жизнь российского общества. Вместе с тем российский протестантизм не однороден. В нем происходят процессы поиска идентичности и обновления содержания социальных концепций.

Вопросы, связанные со значением протестантизма, его влиянием на ход исторических процессов, ролью в формировании особенностей современного капитализма стали предметом усиленного общественного внимания и широкого обсуждения специалистов — философов,

религиоведов, теологов в связи с начавшимся в 2008 г. глобальным финансово-экономическим кризисом. Кризис вновь пробудил интерес к наследию Макса Вебера, прежде всего к его работе «Протестантская этика и дух капитализма». На смену комплиментарному подходу пришло, в основном, критическое осмысление учения Макса Вебера о ведущей роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма.

Кризис стал и поводом переосмысления содержания социальных позиций основных протестантских объединений России, особенно разделов, трактующих отношение протестантизма к обществу и личности, государству, устройству хозяйственной жизни, образованию и воспитанию.

Все сказанное выше, как представляется, достаточно ясно иллюстрирует актуальность темы исследования. Можно полагать, что изучение особенностей российского протестантизма и его влияния на современные социально-экономические процессы имеет важное значение не только в плане понимания его места и роли в российских реалиях в переходные исторические периоды, но и позволит обогатить представление о закономерностях развития протестантизма в целом.

Хронологические рамки исследования охватывают период от появления протестантизма в России (XVI в.) до наших дней. Особенное внимание уделяется роли протестантизма в переломные эпохи истории страны. Относительно тематических рамок работы считаем необходимым отметить следующее: диссертант понимает, что более широкое использование материала, связанного с влиянием протестантизма на развитие социально-экономических процессов в Западной Европе и США,

существенно обогатило бы теоретическую часть исследования, представило бы значительный сравнительный материал. Но, как представляется, это, с одной стороны, значительно расширило бы рамки диссертационного исследования, выведя его за пределы изначально заявленных, с другой, рассмотренные в первой главе вопросы, по мнению автора, в целом содержат в себе основные посылки для дальнейшего исследования.

Степень научной разработанности проблемы Исследованию роли религии в социально-политических, экономических и духовных процессах посвящены многие монографии и статьи, написанные религиоведами, философами, историками, социологами, политиками и этнографами.

В отечественной литературе широко представлены исследования истории католицизма, его влияния на политику различных стран мира. Здесь следует отметить публикации В.И.Гараджи, O.A. Лиценбергер, М.П. Мчеддова, Ф.Г. Овсиенко, Н.П. Ревуненковой и др.1

Проблемы религии и глобализации исследованы в публикациях A.C. Агаджаняна, А.А.Игнатенко, Б.Кнорре. В этих работах раскрыта трансформация форм религиозной жизни в контексте глобализации во многих регионах мира. В коллективной монографии «Религия и глобализация на просторах Евразии», наряду с рассмотрением влияния глобализационных процессов на православие, католицизм, ислам, индуизм,

1 См.: Гараджа В,И. Критика новых течений в протестантской теологии. М., 1977; O.A. Лиценбергер. Римско-католическая церковь в России. Саратов, 2001; Овсиенко Ф.Г. Католицизм. М.: Изд-во РАГС, 2005; Мчедоов М. П.Религиоведческие очерки. М.: Научная книга, 2005; Ревуненкова Я. Протестантизм: СПб, 2007, и др.

язычество, анализируются особенности функционирования протестантизма в Евразии.

Место и роль протестантизма в становлении капитализма отражены во многих публикациях и диссертационных исследованиях. Отечественными историками и философами, социологами и религиоведами нескольких поколений исследованы труды Макса Вебера, в том числе его работа «Протестантская этика и дух капитализма». В публикациях А.И. Неусыхина, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдова и других обстоятельно и глубоко анализируется содержание основного труда Макса Вебера, показывается влияние религиозно-этических установок протестантизма на становление капитализма, раскрывается содержание различных оценок «Протестантской этики».1

Зарубина H.H. в монографии «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации» видит методологическую плодотворность и актуальность «Протестантской этики и духа капитализма» в выявлении роли социокультурных предпосылок в существующей системе хозяйствования.2 Специфика российского протестантизма, его роль в дореволюционный, советский, постсоветский периоды истории России получила отражение во многих публикациях и диссертационных

1 См.: Соколов И. Отношение протестантизма к России в XVI -XVII веках. М, 1880; Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. М, 1890; O.A. Лиценбергер. Роль лютеран в Российской империи // Церковь Ингрии. СПб, 2004. №3-4; Митрохин Л.Н. Баптизм. М.: Политиздат. 1966; Очерки истории западного протестантизма. М..: Институт всеобщей истории РАН, 1995; Протестантизм // Современная религиозная жизнь России. Т. II. М.: Логос, 2003; Гайденко П. П., Давыдов Ю. С. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс». М.: Политиздат, 1991.

2 См.: Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теорип модернизации» СПб.: РХГИ, 1998.

исследованиях. В них воссоздана история и обстоятельства появления и распространения протестантизма на территории России, участие протестантов в общественно-политической и экономической жизни, показано отношение властей к различным ответвлениям протестантизма и его последователям. Роль протестантизма в общественно-политической жизни России в XX веке раскрывается в монографии Т.Никольской «Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах».1 Российскому протестантизму на современном этапе его развития посвящены полевые исследования, результаты которых опубликованы в коллективной монографии «Религия и общество» (2002), энциклопедии «Современная жизнь России» (2005-2009). На обширном конкретном материале вероучение и деятельность различных направлений российского протестантизма рассматриваются в коллективной монограф™ «Религия и российское многообразие. 2

В то же время в отечественной литературе отсутствуют исследования роли протестантизма в переломные периоды всемирной истории, в том числе российской. Особую актуальность изучению этой проблемы придаёт многократное увеличение в России численности протестантских организаций, разработка и публикация ими «Основ социального учения».

В религиоведении недостаточно уделяется внимание исследованию новых тенденций в социальных учениях и социальной деятельности российского протестантизма. В последнее десятилетие в социальных

1 См.: Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905 -1991 годах. СПб.: Изд-во Европейского университета, 2009.

2 См.: Религия и российское многообразие. М.-СПб., 2011.

концепциях и реализуемых социальных проектах протестантских объединений России произошли заметные эволюции, требующие осмысления.

Отсутствуют работы, исследующие предпринимаемые усилия, направленные на придание социальным позициям протестантских организаций большей эффективности, гибкости, преодоление маргинальности.

В отечественном религиоведении не нашло отражение отношение российского протестантизма к финансово-экономическому кризису, его природе, причинам, последствиям, преодолению и предупреждению кризисов.

В настоящей диссертации исследуется широкий круг проблем, относящихся к роли протестантизма в периоды крупных перемен в религиозной, социально-политической и экономической жизни России и других стран мира. При этом первостепенное внимание уделяется рассмотрению места протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Объектом исследования являются современные российские протестантские объединения.

Предмет исследования: роль протестантизма в современных трансформациях российского общества.

Цель исследования - посредством религиоведческого и исторического анализа выявить и концептуализировать роль протестантизма в социально-экономических процессах в современной России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

- определить базовые характеристики и основные особенности российского протестантизма на разных этапах истории российского государства;

- раскрыть место наследия Макса Вебера и его работы « Протестантская этика и дух капитализма» в контексте современного финансово-экономического кризиса;

- выявить характер участия протестантов в трансформациях российского общества;

- выявить направленность и содержание основных тенденций в развитии социального учения протестантских организаций России;

проанализировать поиски идентичности российского

протестантизма в историко-культурных условиях России;

- рассмотреть отношение протестантских объединений России к современному финансово-экономическому кризису.

- оценить социально-экономический потенциал современного российского протестантизма и возможности его влияния на различные стороны жизни российского общества;

Гипотеза исследования заключается в следующем.

1. Протестантизм является существенным компонентом

религиозно-духовного многообразия России, оказывает значимое

влияние на мировоззрение и социальные позиции своих последователей.

2. Предполагается, что, начиная с царствования Петра I, протестантизм постепенно обретал качества, позволившие адаптироваться к происходящим переменам, играть в них заметную роль. Вместе с тем в последующем это влияние не было повсюду одинаково устойчивым и масштабным.

3. Современный российский протестантизм находится в поисках своей идентичности, избавления от по-прежнему сохраняющихся черт маргинальное™, разработки более эффективной версии социального учения и более активного включения в социально-экономическую жизнь современного российского общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Работа носит междисциплинарный характер и опирается на научные подходы, классические положения отечественной и зарубежной исторической, религиоведческой, социологической и культурологической мысли. Изучение динамики трансформаций социокультурных и организационных характеристик российского протестантизма опирается на публикации авторитетных исследователей протестантизма, в том числе и протестантских авторов.

Исследование тенденций развития современного российского протестантизма базируется на достижениях теоретического и практического религиоведения.

В решении сформулированных задач в данном исследовании применялись методы сравнительно-исторического анализа, а также классификация и типологизация.

Научная новизна исследования состоит в том, что

впервые предпринято комплексное исследование роли протестантизма в социально-экономических трансформациях в истории России

- впервые исследованы принципы, изложенные в работах М.Вебера

применительно к современному финансово-экономическому

кризису

- впервые осуществлен комплексный систематический анализ социальных концепций протестантских организаций современной России, выявлены основные направления и особенности их эволюции, исследованы подходы к поиску идентичности российского протестантизма в изменившихся условиях. При этом основой данного анализа явились собственно протестантские источники, отражающие внутриконфес-сиональные дискуссии, связанные с поиском версий этих концепций, содержащих ответы на насущные вопросы современной российской жизни.

- впервые в диссертационном исследовании раскрывается отношение протестантских организаций России к финансово-экономическому кризису, их понимание причин кризиса, путей его преодоления и способов предупреждения в дальнейшем.

Положения, выносимые на защиту:

1. Протестантизм играл заметную роль в переломные этапы российской истории, начиная с петровских реформ. Это участие в модернизационных процессах продолжилось и в последующем посредством приобщения части российской элиты к протестантизму.

Вместе с тем протестантизм в России не сумел занять той ниши в обществе, которую он занимал в Западной Европе в Новое время, где протестанты стали основой формирующегося третьего сословия -буржуазии. В России подобная роль принадлежала в большей степени старообрядчеству, выступавшему в качестве религиозного экономически активного меньшинства. В российских условиях протестанты в силу своей малочисленности и принадлежности к иной религиозно-культурной традиции не могли конкурировать с основными акторами строительства буржуазного общества в России. Это была часть российской политической и военной элиты - иностранные специалисты и их потомки, оставшиеся в России навсегда, либо переселенцы из западноевропейских стран, жившие компактными группами среди местного населения.

Протестантизм в России был одним из каналов трансляции западноевропейских культурных инноваций в широком смысле этого слова, включая не только собственно духовную, но и политическую и социально-экономическую сферы жизни, тем самым стимулируя процессы дальнейшей трансформации общества. И в этом, как представляется, заключается основная роль протестантизма в развитии российского общества до начала XX в. В советский период протестантизм, первоначально получивший в начале поддержку, как оппозиционное православной церкви течение, претерпел в дальнейшем от советской власти те же репрессии и запреты, что и все остальные религиозные организации.

Новый импульс в жизнь российских протестантских организаций внесла перестройка, что повлекло стремительный рост их численности, с

одной стороны, а с другой, усиление их влияния на социально-экономическую жизнь современной России.

2. Финансово-экономический кризис актуализировал повышенный интерес к наследию Макса Вебера, особенно к его труду «Протестантская этика и дух капитализма». «Веберовский ренессанс» сменился критическим отношением к его учению о ведущей роли религиозно-нравственных ценностей в становлении и развитии капитализма. Провозглашение протестантизмом богоугодности продуктивного труда и его результатов теперь считается многими исследователями основной причиной, породившей начавшийся в 2008 году финансово-экономический кризис, хотя такой подход, как представляется, не является бесспорным.

3. В 2003 году ведущие протестантские организации России приняли и опубликовали «Основы социального учения», содержащие позицию протестантских церквей в отношении большого круга актуальных общественно-экономических проблем. В то же время в российском протестантизме идёт поиск более эффективной модели социального учения, соответствующей современным реалиям жизни общества и отражающей роль протестантских организаций в его развитии. В процессе такого поиска обнаруживаются серьёзные слабости, препятствующие протестантизму оказывать более заметное влияние на общественные процессы.

4. Как и все крупные конфессии России, российские протестантские организации не остались безучастными к финансово-экономическому кризису, начавшемуся в 2008г. В выступлениях лидеров российских

протестантов дается оценка природы и причин кризиса, предлагаются способы преодоления его последствий. Основными в этом отношении являются глубокое переосмысление духовно-нравственных основ современного общества, большая включенность протестантов в духовную и социально-экономическую жизнь, расширение форм социального служения.

5. В условиях затянувшегося переходного периода новейшей истории России, на который в последние годы наложился мировой финансово-экономический кризис, российский протестантизм имеет исторический шанс занять более важное место в процессах социально-экономической модернизации страны, чем он занимал в предыдущей российской истории. Этому способствуют следующие факторы:

- укорененность в культурно-историческом пространстве России основной части российских протестантов;

- численный рост последователей протестантских церквей в России;

- экономическая активность в сочетании с выраженной идеей социального служения, проявляющиеся на фоне заметной маргинализации части российского общества;

- отсутствие конфликтного измерения со стороны протестантских церквей в отношении к традиционным конфессиям России и государственным институтам.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что российские протестанты, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и

экономически активного религиозного меньшинства, способного ускорить развитие страны.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации выводы и положения могут быть использованы в качестве методологической и фактологической базы постижения роли протестантизма в переломные периоды истории России. Результаты работы могут быть востребованы при разработке образовательных программ, учебных курсов, предназначенных для студентов вузов, переподготовки и переподготовки специалистов в области религиоведения и государственно- конфессиональных отношений.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры государственно-конфессиональных отношений Международного института государственной службы и кадровой политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях общим объемом 1,1 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

II. Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность работы, сформулированы научная проблема, теоретико-методологические основания, степень её разработанности, определены цели, задачи, гипотеза исследования,

положения, выносимые на защиту, научная новизна, хронологические и тематические рамки, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе - «Влияние протестантизма на социально-экономическое развитие общества» - рассматриваются масштабы и глубина влияния протестантизма на духовную, общественно-политическую и экономическую жизнь многих стран мира.

Первый параграф - «Роль протестантизма в переломные этапы российской истории» - посвящен исследованию места протестантизма в поворотных процессах и событиях в истории российского государства, а также значения протестантизма в создании условий для формирования экономики капиталистического общества и буржуазного типа личности.

Без изучения роли протестантизма в становлении буржуазной цивилизации трудно получить целостное представление о промышленном перевороте и, тем более, реконструировать процесс перехода от традиционного общества к обществу современному. Реформация содействовала развитию нового типа общественно-политической и экономической жизни многих стран мира. Протестантизм занимал заметное место в истории российского государства. Протестанты имели активные позиции в самых различных областях экономической жизни страны. Они занимались горным и литейным делом. Протестанты внесли заметный вклад в российскую культуру и науку, в реформы, проводимые Петром I. В 1725 - 1799 гг. из 111 академиков в Российской академии наук 71 были протестантами немецкого происхождения. Протестанты составляли внушительную часть военной элиты России: полководец,

генерал-фельдмаршал, герой Отечественной войны 1812 г., князь М.Б. Барклай де Толли, генерал-фельдмаршал, президент Военной коллегии граф Б.Х. фон Миних. Из десяти участников знаменитого военного совета в Филях трое являлись лютеранами — М.Б. Барклай де Толли, Л.Л. Беннигсен, К.Ф. Толь.

Протестанты оказывали заметное влияние на общественно-политическую жизнь России. Они занимали видные государственные посты, руководили министерствами и ведомствами, участвовали в работе Государственной Думы. В 1853 г. число лютеран в Государственном совете достигало 16,3% (9 из 55 человек), в Комитете министров - 11,1% (2 из 18 человек), в Сенате - 10,6% (12 из 113 человек), в губернаторском корпусе — 18,7% (9 из 49 человек).

В конце XIX - начале XX вв. протестантизм в России представлял сложное образование, включавшее баптизм, евангельское христианство, адвентизм. Эти организации отличались высокой дисциплинированностью, энергичной, хорошо поставленной внешней миссией, наличием организаторских и проповеднических кадров, проходивших теоретическую и миссионерскую подготовку, нередко и в зарубежных богословских колледжах.

Обнародованный 2 марта 1917 г. Манифест, провозглашавший отмену всех вероисповедных ограничений, открыл протестантам возможность без разрешения властей создавать миссии, проводить богослужения. Не приняв Октябрьской революции, протестантские объединения России противопоставили ей религиозную «революцию духа». Однако вскоре руководители крупных протестантских

объединений заняли лояльные позиции по отношению к советской власти. Это объяснялось тем, что правящая коммунистическая партия воспринимала сектантов как оппонентов «государственного православия».

Не вступая в противоречие со своими вероучительными принципами, некоторые протестантские организации находили точки соприкосновения с отдельными идеологическими установками власти, утвердившейся после октября 1917 года. Протестанты позитивно относились к поиску коммунистическими властями различных форм коллективного хозяйствования. В разных регионах России возникли совместные протестантские трудовые объединения. В 1929 - 1930 гг. стали чинится массовые препятствия деятельности евангельского христианства по всей стране, практически парализовавшие функционирование центральных и региональных структур протестантских объединений. В середине и второй половине 30-х годов репрессии обрушились на руководителей и служителей протестантских церквей всех уровней, а также членов их семей.

Провозглашённая М.С. Горбачёвым перестройка и последовавший затем распад СССР и крушение господствовавшей идеологии создали благоприятные условия для распространения протестантизма. Одной из специфических черт религиозной жизни российского общества явилось значительное увеличение численности протестантов, протестантских религиозных объединений и широкое распространение протестантского вероучения. Сегодня для российского протестантизма характерна активная

жизненная позиция, участие в социальных преобразованиях, успешная хозяйственно-предпринимательская деятельность.

Одну из примечательных тенденций в современном российском протестантизме исследователи называют его «обрусением». Под этой тенденцией понимается скорее не столько преобладание русских среди последователей протестантизма, сколько настойчивое и последовательное обоснование укоренённости протестантизма в истории России и её культуре. Истоки обвинений протестантизма в «чужеродности» России усматриваются некоторыми авторами в устойчивом противопоставлении России Западу. Наличие такого противопоставления не отрицается, однако это вовсе не исключает действия объединяющих факторов, значение и влияние которых сильнее факторов разделяющих. Такую объединяющую роль в России всегда играло христианство, и если действительно существует замысел Бога о России, то в нём им (православию и протестантизму) отведено достойное место1.

Во втором параграфе - «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера в контексте мирового финансово-экономического кризиса» - рассматриваются дискуссии вокруг содержащегося в труде немецкого социолога Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» вывода о влиянии религиозно-этических положений протестантизма на становление и развитие капитализма.

1 См.: Лавренев С.Э. Постсоветская модернизация и протестантизм в современной России. Дисс...канд.филос.н. СПб., 2008.

Наступивший в 2008 году глубокий финансово-экономический кризис пробудил повышенное внимание к творческому наследию Макса Вебера. Центральным в развернувшейся дискуссии оказался вопрос о связи генезиса капитализма, основанного на протестантской этике, с переживаемым миром глубоким кризисом.

В публикациях протестантских авторов обосновывается актуальность веберовского понимания роли религиозного фактора в становлении капитализма, в формировании нового типа хозяйствования. Учение Вебера противопоставляется выводу марксизма о необходимости радикального преобразования капиталистической системы. Порочность основного постулата политэкономии марксизма усматривается в игнорировании греховной природы человека, которая сказывается как на общественно-политических и экономических структурах, так и на всей культуре. Несостоятельность этого постулата иллюстрируется на примере России, где принялись наиболее рьяно менять старый жизненный уклад.

Полемика с веберовской теорией о влиянии протестантизма на генезис капитализма строится на утверждении универсальности законов современной хозяйственной жизни. Столь же универсальными являются и методы современного предпринимательства, которое, если имело в момент своего генезиса связи с определённой духовной культурой, то в «зрелом возрасте» их совершенно утратило и поэтому может прижиться в любой социокультурной среде.

Протестантская этика обвиняется в создании экономической модели, для которой выгода и нажива являются высшими целями хозяйствования, а протестантская этика даёт этим целям религиозно-нравственную санкцию,

провозглашая их главными добродетелями трудовой деятельности. Религиозно- нравственная санкция погони за прибылью и накоплением дала старт социально-экономическому развитию, закономерно приведшему к глубокому финансово-экономическому кризису. В соответствии с такой логикой труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» трактуется как апология культа наживы и обогащения, оправдываемого и санкционируемого этикой протестантизма.

Оспаривается вывод Вебера о том, что существенные различия между социальным статусом и экономическими успехами католиков и протестантов в Европе объясняются, прежде всего, различиями в мировоззрении, заложенными в доктринах обеих конфессий. Выдвигается гипотеза о том, что распространение грамотности является одним из сильнейших факторов экономического роста.

Отношение большинства современных православных авторов к «Протестантской этике» характеризуется отрицанием методологической ценности выводов, содержащихся в этом труде. При этом критика основного труда Макса Вебера облекается как в форму хлёсткой публицистики, так и основательного разбора концептуальных положений «Протестантской этики и духа капитализма».

Труды Макса Вебера, особенно его работа «Протестантская этика и дух капитализма», стали предметом дискуссий в среде российских протестантов. В «Социальной позиции протестантских церквей России» отмечается роль протестантской этики в развитии свободного предпринимательства.

Превращение протестантов в социально-активную часть российского государства связывается с существенным повышением их доли в общей численности населения России до той критической массы, когда они будут социально и политически заметной группой.

Сам факт обращения к творческому наследию Макса Вебера в процессе обсуждения постигшего мир финансово-экономического кризиса является вполне оправданным и закономерным. Обвальный кризис не только привёл к «разбалансировке» базисных оснований устоявшихся финансово- экономических механизмов, но и поставил под сомнение существующий тип общественно-экономического устройства. И, поскольку, согласно получившем}' широкое распространение представлению, генезис современного капитализма коренится в протестантской этике, то разразившийся глобальный кризис трактуется как наглядное подтверждение порочности протестантской этики, стоявшей у истоков современного капитализма.

Макс Вебер, разумеется, не мог предвидеть изменений, охвативших функционирование экономической жизни, особенно во второй половине XX и начале XXI веков. Ряд таких изменений привел к увеличению неравенства между социальными группами, размыл совокупность отношений в духе доверия, надёжности, уважения к правилам, которые необходимы каждому гражданскому обществу. Но и в своих публикациях Вебер не идеализировал капитализм и не видел в протестантской этике решающего условия его стабильности и процветания.

Труд Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» предостерегает от облегченного отношения к глобальному кризису,

призывая видеть сложность и драматизм нынешнего экономического положения. Скрупулёзный и честный анализ Максом Вебером сложнейшей проблемы генезиса капитализма служит и предостережением от упрощённых и облегчённых подходов к осмыслению социально-экономических проблем, в том числе причин кризиса и путей его преодоления.

Вторая глава - «Российский протестантизм в условиях современного финансово-экономического кризиса» - содержит три параграфа.

В первом параграфе - «Социальные позиции протестантских церквей России» - исследуется содержание социальных позиций ведущих протестантских организаций России, поиски концептуального осмысления актуальных духовных и социальных проблем, способного отвечать на вызовы времени. Большое внимание уделяется дискуссиям в протестантских кругах, в ходе которых отмечаются многие недостатки социального учения протестантских объединений России, особенно рельефно обозначившиеся во время мирового финансового кризиса.

Кризис поставил перед протестантскими организациями массу вопросов, от чисто экономических до морально-нравственных. Одновременно кризис выявил и существенные изъяны в социальных позициях протестантских конфессий, в том числе и совсем недавно разработанных. Они обнаруживаются в содержании абстрактно-назидательно сформулированных социально-экономических блоков, а главное — в отсутствии осмысленного и отлаженного механизма трансляции концептуальных установок в убеждения и деятельность людей.

По этим и многим другим причинам содержание социальных позиций религиозных объединений чаще всего известно лишь церковнослужителям и не является «руководством к действию» для многочисленной паствы.

Как бы убедительно не были написаны тексты социальных концепций (позиций) протестантских церквей, они привлекут внимание лишь некоторых пасторов или небольшой прослойки духовно и интеллектуально продвинутых верующих. Для того, чтобы продукты социальной мысли трансформировались в действия, оказывающие заметное влияние на различные сферы общественной жизни, необходимо наличие целого ряда условий. Эти условия формулируются и детально исследуются в публикациях авторитетных протестантских авторов. Одним из таких условий называется наличие у евангельских церквей возможности реализации духового потенциала.

Видные представители российского протестантизма по-разному относятся к крупным политическим событиям страны. Это, например, проявилось в оценках результатов декабрьских выборов 2011 г. и к призывам пересмотра объявленных Центризбиркомом итогов голосования. Спустя пять дней после окончания выборов Сергей Ряховский - глава Российского объединённого союза христиан веры евангельской (пятидесятников) - выступил с открытым обращением к москвичам в связи с происходящими в Москве акциями, участники которых требовали пересмотра объявленных итогов голосования. Он признал наличие у нынешней власти недостатков, но и осудил тех, кто пытается «раскачать лодку». Иную позицию относительно митингов протеста, при этом

представленную в развернутом формате, изложил в своём интервью Виталий Власенко — руководитель отдела внешних связей ЕХБ. Он назвал участие в митингах оппозиции не проявлением супергеройства, а способом выражения гражданской позиции. Другого взгляда на митинги оппозиции придерживается Александр Семченко - президент религиозного центра «Протестант» и предприниматель. Не выборы, считает он, подвигли гражданское общество к протестам, а изменившееся время, изменившиеся методы общения людей, прежде всего Интернет.

Следует признать, что многие положения, содержащиеся в «Основах социальных позиций протестантских церквей России», в дальнейшем не получили развития, не стали темой обстоятельных обсуждений на форумах протестантских конфессий.

Во втором параграфе — «Природа и причины финансово-экономического кризиса в понимании протестантских религиозных организаций» - раскрывается понимание российскими протестантами сущности финансово-экономического кризиса и его истоков.

Христианские, в том числе протестантские, религиозные организации во всем мире не остались безучастными к охватившему большинство государств глубокому и затяжному финансово-экономическому кризису. Лидеры мирового христианства своевременно и содержательно откликнулись на кризис, охвативший многие государства, проявив при этом редкое единомыслие.

Центральной темой публикаций протестантских авторов стало выяснение природы кризиса и причин, вызвавших столь масштабные потрясения социально-экономических основ современного общества.

«Кризис чего?» - поисками ответа на этот вопрос заняты лидеры протестантских объединений России, теологи, публицисты. Некоторые из них сводят причины кризиса преимущественно к жадности и корыстолюбию банковских воротил, создавших виртуальную экономику. Напоминается о греховности происхождения финансового (банковского) капитала, противоречии его природы Священному Писанию, одной из заповедей Моисея: не давай деньги в рост.

В выступлениях лидеров российского протестантизма причины кризиса продуцируются из состояния российского общества. Отмечается раздвоенность и неопределённость современного государства в экономике, идеологии и политике. Указывается отсутствие у государства целеполагающей идеи, объединяющей россиян. Такое государство не способно эффективно противостоять кризисным явлениям, своевременно разрабатывать комплекс мер, ослабляющих негативные последствия кризиса.

В третьем параграфе - «Российский протестантизм о преодолении и предупреждении кризисных явлений» - исследуются содержащиеся в протестантской литературе предложения по преодолению последствий кризисов и способам их предотвращения.

Глубокий кризис поставил на повестку дня вопросы о возможности его повторения, а также о том, насколько хорошо мир научился извлекать уроки из прошлого. В некоторых публикациях протестантских авторов проводится мысль о том, что сегодня никто, включая даже самых известных аналитиков, не может предсказать, наступит следующий кризис или нет. И хотя многие страны столкнулись с кризисом в условиях

растущей глобализации экономики, а события в одной стране неизбежно отражаются на других странах, нет ни одного государства, которое на сегодняшний день знало бы точный ответ, как защититься от следующего кризиса. В то же время подчёркивается," что такая неопределённость и непредсказуемость не должны обескураживать верующих. Прошедший и будущий кризис им надлежит оценивать через призму Священного Писания, призывающего не терять присутствия духа и всегда сохранять оптимизм, уповая на помощь Бога. Тем самым земные измерения кризиса и его причин непременно должны быть дополнены, углублены библейским измерением этого явления. И хотя Библия не дает ответа на вопрос, как избежать разорения, Священное Писание очень многое говорит об отношении к материальным богатствам и об обращении с ними.

Религиозный фактор проявляется при выборе характера и направленности действий, призванных преодолевать трудности экономического кризиса, хотя верующие, как правило, менее склонны к радикальным действиям и больше приспосабливаются к тяготам, а также больше доверяют властным институтам.

Необходимым условием результативного противодействия кризисным процессам является полноценное включение протестантов в общественные и духовные процессы современной России. Традиционных форм социальной работы - оказания помощи неимущим и престарелым, тюремного служения - недостаточно для превращения протестантизма в активного субъекта общественной жизни.

И всё же преодоление кризиса осмысливается в протестантизме не только и не столько как изживание материальных (социально-

экономических) его причин, сколько как масштабное и глубокое переосмысление духовных основ современного общества. При этом не отрицается, что в массовом сознании финансово-экономический кризис первого десятилетия XXI в. ассоциируется, прежде всего, с крахом банковской системы, падением производства. Кризис не был локальным явлением, а носил системный характер. Преодоление кризиса и его предупреждение в будущем связываются, в первую очередь, с духовным возрождением. Протестанты, пишущие о кризисе, позиционируют себя исключительно как эксперты в духовно-религиозной и этической области, оставляя за специалистами в сфере социально-экономических дисциплин право заниматься выявлением «материальных» причин, породивших глобальный кризис.

В условиях затянувшегося переходного периода новейшей истории России, на который в последние годы наложился мировой финансово-экономический кризис, российский протестантизм имеет исторический шанс занять более важное место в процессах социально-экономической реконструкции и модернизации страны, чем это было в предыдущей российской истории. Этому способствуют следующие факторы:

- укорененность в культурно-историческом пространстве России основной части российских протестантов;

- численный рост последователей протестантских церквей в России;

- экономическая активность в сочетании с выраженной идеей социального служения, проявляющиеся на фоне заметной маргинализации части российского общества;

- отсутствие конфликтного измерения со стороны протестантских церквей в отношении к традиционным конфессиям России и государственным институтам.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что российские протестанты, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и экономически активного религиозного меньшинства, способного ускорить модернизацию страны.

В Заключении подводятся итоги работы, предлагаются рекомендации по повышению уровня исследования роли протестантизма в развитии российского общества в переходные исторические этапы и отношения российских протестантских организацдй к мировому финансово-экономическому кризису.

Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях в ведущих рецензируемых изданиях, определенных ВАК:

1. Тихоненко О.О. «Протестантская этика» Макса Вебера в контексте финансово-экономического кризиса// Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2011. №3-4. -0,6 п.л.

2. Тихоненко О.О. «Социальные учения протестантских объединений в России»//Социология власти: Научный и общественно-политический журнал. 2012. №1. - 0,5 п.л.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

ВЛИЯНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Тихоненко Олег Олегович Научный руководитель:

Кравчук Вероника Владимировна,

кандидат философских наук, доцент

Изготовление оригинал-макета Тихоненко О.О.

Подписано в печать 12. 04. 2012. Тираж 80 экз. Усл. пл. 1,4

Отпечатано ОПМТ РАНХиГС. Заказ № 49 119606 Москва, пр-т Вернадского, 84