автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Протестантизм в Республике Корея
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Чжун Кван Суп
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. Зарождение и формирование протестантизма в Республике Корея.15
§ 1. Религиозная обстановка в Корее до появления протестантизма .15-
§ 2. Возникновеие и развитие протестантских деноминаций в Корее .30-
§ 3. Основные направления корейского протестантизма .65
ГЛАВА II. Протестантизм в религиозной и общественной жизни современной Кореи .82
§ 1. Место протестантизма в социально-экономической и этноконфессиональной ситуации в стране .82
§ 2. Влияние протестантизма на общественную жизнь Республики Корея.104
Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Чжун Кван Суп
Актуальность темы исследования.
Идеологический раскол мира, повлекший раздел Корейского полуострова на зоны ответственности между СССР и США, который впоследствии усугубился гражданской войной между Севером и Югом Кореи, создал непреодолимые информационные барьеры между СССР и Южной Кореей.
За последние сто лет произошли значительные перемены во взаимоотношениях России со странами Корейского полуострова. Это обусловило повышенный интерес ко всем сторонам жизни корейцев, в том числе и к их религиозности, в которой имеют место не только буддизм и конфуцианство, но и христианство, главным образом, в его протестантской разновидности.
Протестантизм появился в Корее в конце XIX века во время падения королевства Чосон и начала реформ кэхва - движения за вхождение страны в цивилизацию, часто называемого политикой «открытых дверей».
Протестантские миссионеры из США, Австралии, Канады и других стран сумели внедрить новую религию в тот исторический момент, когда в Корее, вследствие общего системного кризиса феодального строя, образовался вакуум идей.
Изучение процесса становления и развития протестантизма в Республике Корея, его места и роли в современной религиозной и общественной жизни позволят увидеть и яснее понять религиозную ситуацию в стране, где протестантизм представлен в следующих его разновидностях: пресвитерианство, методизм, церковь «Полного Евангелия», церковь «Святость», баптизм и др. Кроме того, наш анализ позволит полнее представить место протестантизма в социальноэкономической и этноконфессиональной структуре Кореи. Тем самым откроется возможность четче уяснить роль протестантизма в установлении и укреплении духовных контактов российских протестантов с корейскими единоверцами.
Вместе с тем исследование места и роли протестантизма в Республике Корея актуально и с чисто религиоведческой стороны, т.к. без этого нельзя составить точного представления как о протестантизме в целом, так и о многочисленных направлениях корейского протестантизма.
Степень научной разработанности проблемы.
К моменту написания диссертации сведения по истории корейского протестантизма на русском языке практически отсутствуют. Причины такого информационного вакуума можно объяснить холодной войной между СССР и Западом.
Дело в том, что до раскола Корейского полуострова из-за гражданской войны между Севером и Югом, протестантов было относительно больше в северной части Кореи. Но гонения на коммунистов на Севере привели к массовому исходу протестантов на Юг, поэтому потенциал протестантизма по-настоящему раскрылся лишь в южной части Корейского полуострова. К тому же не секрет, что Южная Корея была стратегическим союзником США. Поэтому холодная война между СССР и Западом препятствовала свободному обмену информацией об Южной Корее, тем более в религиозной области. Следовательно, в советский период речь об исследованиях подобного рода была объективно затруднена.
Десять лет свободного обмена информацией в постсоветской России -не такой уж большой срок для того, чтобы проблемы корейского протестантизма могли быть всесторонне и полно отражены в российской религиоведческой литературе. Поэтому автор опирался в своих исследованиях в основном на зарубежные источники, главным образом, южнокорейские.
Историю становления корейского протестантизма впервые рассматривал пастор Пэк Нак Чжун1. Его диссертация по этой проблеме, написанная под руководством известного специалиста по миссиологии, американского профессора Латуретта, вышла в 1927 году в США, в Йельском университете. Точка зрения Пэк Нак Чжуна на историю корейского христианства отличается подходом с позиции протестантской миссиологии. Мин Ген Бэ придерживается иной методологии. Он считает, что субъектом корейского протестантизма являются корейские церкви. В его изложении рассматриваются вопросы социального служения церкви, её реакции на национальные проблемы и способы их разрешения. Религиовед Ли Док Чжу3 и богослов Ким Гван Су4 рассматривали проблемы раннего периода в корейском протестантизме. Их несомненная заслуга состоит в том, что они подробно показали становление корейского протестантизма на раннем этапе.
Проблему периодизации истории протестантской церкви в Корее изучали с различных позиций богословы, специалисты по истории церкви Ким Ён Чжэ5 и Ким Ин Су6. Первый-представитель консервативного направления, профессор семинарии пресвитерианской деноминации Хаптонг, а второй-представитель либерального богословского направления, профессор семинарии пресвитерианской деноминации Тонгхап. Богослов
1 Пэк Нак Чжун. История протестантской церкви Кореи. Сеул. Издательский отдел университета Ёнсе, 1993.
2 Мин Гён Бэ. Церковь и народ. Сеул. Корейское протестантское издательство, 1981.
3 Ли Док Чжу. Исследования по истории раннего протестантизма в Корее. Сеул. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма, 1995.
4 Ким Гван Су. История становления корейского протестантизма, Сеул, 1976.
5 Ким Ён Чжэ. История церкви Кореи. Сеул. Общество реформатской веры и жизни, 1998.
6 Ким Ин Су. История христианской церкви Кореи. Сеул. Издательство корейских пресвитерианских церквей, 1995.
Ким Дин Бок 1 подробно описал гонения, которые обрушились на корейские пресвитерианские церкви.
Религиовед Чжон Чжин Хон сделал попытку увязать корейский
-j протестантизм с шаманизмом. Философ Пэк Чжон Хён проанализировал влияние немецкой философии на корейскую философию. Он рассмотрел основные идеи немецкой философии и показал влияние, которое они оказали на корейских философов, а также раскрыл принятие этих идей корейской философией. Литературовед Ю Дон Сик 4 утверждал с либеральных плюралистических позиций, что протестантская миссия заключается в диалоге протестантизма с другими религиями, в дополнении и совершенствовании друг друга с целью сформировать мировую религиозную общину. Религиовед Ро Чи Чжун 5 анализировал протестантизм как социальное явление, проявляющее себя через политику, экономику и культуру.
Какое влияние оказывали на корейское национальное чувство все религии - этот вопрос исследовал религиовед Кан Дон Гу6, а руководитель южнокорейского исследовательского института корейского протестантизма Ли Ман Ель рассматривал этот вопрос в узком смысле, ограничившись только протестантизмом.
Вопрос о влиянии протестантского просвещения на политику Ким Дин Бок. История пресвитерианской церкви Кореи. Сеул. Издательство Кумран, 1995.
2 Чжон Чжин Хон. Корейская религиозная культура в развороте. Сеул. Чжипмундан, 1988.
3 Пэк Чжон Хён. Немецкая философия и корейская философия ХХ-го века. Сеул. Издательство «Философия и действительность», 1998.
4Кым Чжан Тхэ, Ю Дон Сик. История религиозной мысли Кореи. Сеул. Издательский отдел университета Ёнсе, 1994.
5 Ро Чи Чжун. Исследование вклада протестантизма в национально-освободительное движение Кореи в период японского ига. Сеул. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма, 1995.
6 Кан Дон Гу. Религия и нация в новой истории Кореи. Сеул. Чжипмундан, 1992.
7 Ли Ман Ёль. Корейский протестантизм и национально-освободительное движение. Сеул. Издательство «Чжонно сочжок», 1992. открытых дверей» на её ранней стадии изучал Сон Ин Су'. Интересна
-•у точка зрения буддистского ученого Ким Хон Чоля на причину возникновения новой религии в Корее. По его мнению, успех протестантизма в Корее был вызван мессианской идеей, которую он проповедовал в период японского ига. Протестантизм связал надежду выхода нации, страдавшей от японского ига, с мессианской идеей избавления от страданий через Спасителя.
-5
Ким Мён Хёк наметил проблемы, с которыми сталкивается современная корейская церковь, и предложил пути выхода из них.
Корейские протестантские церкви, в основном, имеют реформатский характер. Восстановление древнего пресвитерианского управления христианской церковью было осуществлено женевскими реформаторами во главе с Жаном Кальвином(1509-1564 гг.). Его фундаментальный труд4 оказал и продолжает оказывать влияние на корейскую церковь и нацию. В позиции корейской церкви и этике верующих можно увидеть корни женевской Реформации. Поэтому один из ключей к пониманию характера взаимоотношений корейского протестантизма и государства лежит в капитальном труде Жана Кальвина «Наставление в христианской вере», в особенности в разделе «О гражданском управлении» (книга IV).
Протестантизм привлекает внимание многих российских исследователей: философов, историков, востоковедов, религиоведов. Здесь, прежде всего, необходимо назвать таких ученых, как Л.С.Васильев, В.И.Гараджа, В.И.Добреньков, Ю.В.Ионова, А.А.Кислова, К.И.Никонов, Л.Н.Митрохин, Н.В.Ревуненкова, А.Н.Чанышев и др. Если взять
1 Сон Ин Су. Просвещение в период политики «открытых дверей». Сеул. Издательство Ильчжиса, 1985.
2 Ким Хон Чоль. Исследование идеологии новой корейской религии. Сеул, Чжипмундан, 1989.
3 Ким Мён Хёк. Тенденции в современной церкви. Сеул. Издательство Сонгванмунхва, 1989.
4 Жан Кальвин. Наставление в христианской вере (в трех томах). M., Издательство РГГУ, 1999. диссертационные исследования, то философский анализ протестантской веры осуществлен Н.Т.Михайловым1. Наряду с философским анализом автор исследовал практику построения протестантскими общинами обособленной социально-экономической среды обитания на принципах пуританской этики в ряде регионов Российской империи. Энтузиастом такого социального движения был лидер евангельского движения И.С.Проханов. В силу преследования царскими властями его утопические мечты в России не были реализованы. Впоследствии Проханов продолжил такие попытки в СССР, которые также оказались бесплодными вследствие репрессий, обрушившихся на евангельских христиан в ходе проведения коллективизации. Надо отметить, что в диссертации Н.Т.Михайлова указываются различия между кальвинистским и арминианским направлениями российского протестантизма. Если кальвинистам свойственна пуританская этика труда вследствие принятия ими доктрины предопределения, то арминианами того времени такая этика принималась, скорее, в подражание западным братьям. Именно поэтому, в целом, евангельские христиане и баптисты до проведения коллективизации в СССР в отношении труда занимали сходные этические позиции. Если бы не репрессии тридцатых годов, хозяйственный вклад протестантов в экономическое развитие СССР был бы весьма ощутимым.
Анализ философско-теологических основ трудовой этики осуществлен А.В.Макеевым . Он проводит сравнение трудовой этики англо-шотландских пуритан с этикой нынешних российских протестантов. В современном российском протестантизме господствует арминианское
1 Михайлов H.T. Протестантская вера: философский анализ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1994.
2 Макеев А.В. Анализ философско-теологических основ трудовой этики англо-шотландских пуритан и российских протестантов (на примере баптистов и евангельских христиан). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2002. течение. В ходе развития религиозной ситуации в СССР протестанты-кальвинисты, с присущей им пуританской этикой труда, практически исчезли с исторической сцены. Как следствие, у нынешних протестантов в России нет духа избранничества в труде, вследствие чего практически нет предпринимателей-протестантов, добившихся сколь-нибудь значительных успехов в бизнесе. Основной вывод в диссертации А.В.Макеева -нынешние российские протестанты не обладают пуританской этикой труда и поэтому пока не готовы возглавить экономические реформы в стране.
Судя по содержанию указанных работ, общество проявляет интерес к потенциалу российского протестантизма.
Из российских источников следует отметить диссертацию южнокорейца Чо Чон Хвана1, выполненную на историческом факультете МГУ под руководством профессора В.А.Фёдорова. Работа посвящена православной миссии РПЦ (с использованием обширных архивных источников МИД России и РПЦ), но в ней в небольшом объёме затронут вопрос сравнения плодов православной и протестантской миссий. Поэтому в диссертации приводится ряд сведений исторического характера о ходе распространения протестантизма. Кроме того, исследованию различных аспектов протестантизма посвящен также ряд других диссертаций.2
На русском языке достаточно много исследований по баптистской церкви и близкой ей церкви евангельских христиан. Пресвитерианское же течение протестантизма исследовано не так подробно, как баптизм.
1 Чо Чон Хван. Русская православная миссия в Корее. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1997.
2 Будов А. И. - исследовал социальные функции протестантской общины; Добреньков В. И. -проанализировал современный протестантский теологический модернизм в США; Ковальчук С. Н. -философскую проблематику в протестантском модернизме США; Рудаков М. В. - протестантизм как феномен культуры XX века; Тягай Г. Д. - формирование идеологии и национально- освободительного движения в Корее на раннем этапе; Чан Джэ Енг - значение взаимоотношений между церковью и Первомартовским движением за независимость для истории развития корейской протестантской церкви и др.
Причины такого положения, по нашему мнению, двоякого рода. Во-первых, структура пресвитерианского управления протестантской церковью не могла существовать в царской России, где безраздельно господствовала иерархическая церковь. Протестанты России приняли форму упрощённого баптистского руководства церковью. В тех условиях выжить могла именно принятая в баптизме конгрегационалистская форма управления протестантской церковью. Во-вторых, притеснения российских протестантов со стороны государства затрудняли свободный обмен богословскими идеями. Поэтому в течение длительного времени в российской протестантской среде не могли получить развития идеи Женевской реформации церкви и общества, опирающиеся на принципы представительной власти в церкви и в государстве. В России господствовало византийское учение о государстве, основная особенность которого состояла в симфонии церкви с монархической властью.
Ясно, что две конфликтующие системы власти, абсолютистская и представительная, объективно не могут сосуществовать вместе. Существование в абсолютистской монархической среде стройной пресвитерианской церковной системы неизбежно вызывало бы осуждение монархии со стороны пресвитерианской церкви, а государство неизбежно должно было бы подавлять пресвитерианскую церковь, подобно тому, как это было в своё время в Великобритании и Франции. Именно поэтому в российском протестантизме выжило конгрегационалистское направление протестантской церкви, которое не имеет своего учения о государстве и структурированной церкви, подобного тому, что развито в трудах женевских реформаторов.
Автор настоящей диссертации хотел бы пополнить исследования российских религиоведов своим вкладом в изучение корейского протестантизма.
Цель и задачи исследования.
Основной целью работы является философско-религиоведческий анализ протестантизма в Республике Корея, его истории и современного состояния. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
- исследовать религиозную ситуацию в Корее до появления протестантизма;
- рассмотреть социально-экономические и политические причины зарождения протестантизма на корейском полуострове в конце XIX века;
- раскрыть основные направления корейского протестантизма, показав его специфику;
- выявить место протестантизма в социально-экономической и этноконфессиональной ситуации в стране;
- показать влияние протестантизма на различные стороны общественной жизни Республики Корея.
Основные результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна состоят в следующем:
- в научный оборот введены новые источники, переведенные автором с корейского и английского языков.
- впервые предпринят целостный религиоведческий анализ феномена корейского протестантизма. Показано, что наибольшее влияние в Корее из многочисленных направлений протестантизма имеет пресвитерианство;
- комплексно исследованы причины, условия и обстоятельства появления и распространения протестантизма на корейском полуострове;
- изучены и охарактеризованы основные направления корейского протестантизма, выявлены особенности каждого из них;
- проанализировано на конкретном материале современное состояние протестантизма и его влияния на различные сферы общественной жизни Республики Корея;
Методологическая основа и источники исследования.
Цель и задачи исследования определили его методологическую базу. При изучении проблемы автор исходил из принципов историзма, диалектической взаимосвязи и социальной обусловленности явлений, ставших предметом исследования, научной объективности. В диссертации проведён синтез историко-философского и религиоведческого подходов.
К источникам исследования относятся труды российских, зарубежных, в том числе корейских, историков религии, философов, религиоведов, социологов, без учета которых был бы невозможен историко-философский анализ изучаемого явления. Источники исследования включают:
- философскую, историческую, религиоведческую литературу, посвященную протестантизму;
- религиоведческие и богословские труды по истории и современному состоянию протестантских церквей на корейском и английском языках;
- статистические данные, представленные Исследовательским институтом истории корейского протестантизма, исследовательским центром по изучению корейского общества, Институтом Гэллапа, корейским справочником о туристских достопримечательностях;
- протестантские периодические издания: журнал «Протестантизм», газеты «Кукмин Ильбо», «Чжосон Ильбо», «Христианская газета» и др.;
- результаты исследований диссертанта в протестантских общинах Республики Корея и России, а также личные наблюдения.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты имеют ценность для российского религиоведения.
Власти в России нуждаются в достоверных знаниях о протестантизме, так как Конституция Российской Федерации декларирует свободу совести и свободу вероисповедания. В связи с тем, что Россия конституционно отказалась от концепции государственной религии, в ней созданы условия для становления и развития многих нетрадиционных для России религий, в том числе и для протестантизма. Но рост влияния протестантизма в России может повторить и уже повторяет точно те же явления, которые имели место в Южной Корее.
Для российского общества, вошедшего в трудную полосу реформации, корейский духовный опыт может оказаться полезным. Российским же протестантам сведения по истории корейского протестантизма могут быть ценными во избежании собственных ошибок.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты важны для дальнейших исследований по религиоведению, а также для понимания места и роли корейского протестантизма в прошлом и настоящем.
Результаты диссертационной работы могут быть использованы при написании учебников и учебных пособий, при чтении лекций и спецкурсов, при анализе общественно-политических процессов, происходящих в современном мире.
Материалы диссертации могут быть использованы в религиоведческих курсах, а также при чтении общих курсов и спецкурсов по религиоведению, истории и теории мировой культуры, страноведению. Апробация работы.
1. Концепция и план диссертации обсуждались на аспирантском методологическом семинаре кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.
2. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (протокол № 24 от 24 декабря 2002 г.) и рекомендована к защите.
3. Основные положения диссертации отражены в научных публикациях автора:
1. Конфессиональные особенности протестантизма в Республике Корея: проблема разделений в церкви/ МГУ им. М.В. Ломоносова. № 57508. в ИНИОН РАН, 2002.
2. Зарождение и формирование протестантизма в Корее конца Х1Х-го века/МГУ им. М.В. Ломоносова. № 57507. в ИНИОН РАН, 2002.
Объем и структура работы.
Работа изложена на 154 страницах. Она состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, приложения, в котором даны словарь введенных в оборот корейских терминов, наименования миссионерских объединений, и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Протестантизм в Республике Корея"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования мы пришли к следующим обобщающим выводам:
1. За один век своего существования в Корее протестантизм стал реальной составляющей корейского образа жизни. Протестантизм заполнил тот вакуум, который был подготовлен кризисом прежних идей. Он сменил ориентиры общества - от аристократии яньбаней к простому человеку, от униженного положения женщины к её эмансипации, от служения строю, чего требовала конфуцианская доктрина, к христианскому служению Богу.
2. Протестантизм в Корее не представляет собой единого целого. Он разделен на целый ряд церквей и деноминаций, что препятствует целостному восприятию его корейской общественностью и мешает ему проявить свой потенциал в полную силу.
3. История протестантской церкви Кореи неразрывно связана с историей ее народа, на протяжении веков стремившегося к государственно-политической самостоятельности. Корейский протестантизм явился единственной силой, оказавшей сопротивление диктаторским милитаристским режимам, а также возглавившей политическую борьбу за независимость Кореи от японского ига.
4. С внедрением протестантизма в Корею вошли западная цивилизация, дух капитала и свободного рынка. Но одновременно с этим ей были навязаны дух американского индивидуализма и потребленчества, которые повлекли за собой разрушение традиционного уклада корейской семьи и общества.
5. В нынешних условиях плюрализма и толерантности российским властям, занимающимся исследованием религиозных процессов в современном мире, южнокорейский религиозный опыт может оказаться полезным. Многие процессы, происходившие в Корее, роднят её с Россией. Россия раньше Кореи сбросила с себя путы феодально-крепостнического строя и стремительно пошла по пути модернизации общества. Корея тоже освободилась от феодальных уз, однако попала в гораздо более крепкие путы колониальной зависимости от Японии. Корея смогла приступить к модернизации своего общества лишь после поражения Японии в 1945 году. За пятьдесят с лишним лет Республика Корея превратилась в высокоразвитую страну мира.
6. По убеждению соискателя, в решении проблемы Севера и Юга Кореи протестантизм смог бы взять на себя объединяющую роль. Разделение, внесённое на корейский полуостров идеологическим противостоянием, можно было бы разрешить прежде всего тем, что народ должен осознать себя единой нацией с единой культурой.
7. Для современной эпохи характерно развитие множества национальных культур и социальных форм, поэтому необходимо сотрудничество всех народов, лишь в совокупности способных решить глобальные проблемы, стоящие перед человечеством.
Проблемы, поднятые в нашей диссертации, нуждаются в дальнейшем изучении, и мы хотим предложить перспективу их исследования.
Во-первых, следует глубже изучить влияние протестантизма на строительство демократического общества. В Корее именно протестантизм вывел страну из феодального состояния в современное демократическое общество с рыночной экономикой. Фундаментальный же труд Ж. Кальвина «Наставление в христианской вере» отводит учению о государстве лишь небольшую главу. Для российских протестантов углублённое изучение корейского опыта в этой области пришлось бы как нельзя кстати.
Во-вторых, на примере корейских церквей следовало бы более тщательно изучить проблему расколов в протестантском течении христианства. Отчасти знание этой проблемы, помогло бы, может быть, российскому государству более точно определять политику в отношении протестантских церквей, с целью привлечения их к реформам в стране.
В-третьих, следовало бы подробнее изучить практический опыт корейского протестантизма по преодолению негативных сторон жизни. В Корее протестанты в прошлом были духовными лидерами в борьбе с японскими колониалистами. Христиане смогли возглавить социальное движение по возрождению корейской деревни. Для России эти проблемы не являются сторонними. Фактически Россия сейчас стала сырьевым придатком Запада. Природная рента, принадлежащая по праву всему народу России, расхищается кучкой олигархов. В российских деревнях наблюдаются пьянство, глубокая аппатия крестьян. Не будучи политической партией, протестантизм в Корее сумел предложить обществу способы выхода из сходной, в общем-то, с Россией ситуации. В недавнем прошлом сформированное протестантами общественное мнение в Корее привело диктаторов экс-президентов страны на скамью подсудимых за коррупцию в период их правления. Вместе с ними основательно были ощипаны и корейские олигархические группы. Протестанты Кореи с тщательностью наблюдают за чистотой выборов в государстве.
Изучение всех этих сторон корейского протестантизма, ведущих к формированию активного гражданского общества, как нам кажется, явилось бы полезным как для российских протестантов, так и для общества в целом.
В-четвертых, не помешало бы провести конкретно-социологические исследования среди корейской диаспоры в России.
Список научной литературыЧжун Кван Суп, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Библия. Книги священного писания «Ветхого и Нового завета». М., «Российское библейское общество», 1993, с. 1198.
2. Будов А.И. Социальные функции протестантской общины: Дис. канд. филос. наук. М., 1974, с. 148.
3. Васильев J1.C. История религий Востока. М., Книжный дом «Университет», 1998, с. 432.
4. Вебер Макс. Протестантская этика. Сборник статей. Пер. и введ. М.И.Левиной. М., 1972, с. 177.
5. Вебер Макс. Протестантская этика и дух капитализма./ТИзбранные произведения. М., 1990, с. 808.
6. Воробьев М.В. Корея до второй трети VII века: этнос, общество, культура и окружающий мир. Санкт-Петербург, 1997, с. 379.
7. Гараджа В. И. Протестантизм. М., 1971, с. 200.
8. Горелый И. Ю. Корея: Концепции объединения. М., 1997, с. 127.
9. Джарылгасинова Р.Ш. Древние Когурёцы (К этнической истории корейцев). М., 1972, с. 200.
10. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США: его замыслы и результаты. М., Издательство Московского Университета, 1980, с. 248.
11. Жан Кальвин. Наставление в христианской вере (в трех томах). М., Издательство РГГУ, 1999, с. 639.
12. Ионова Ю. В. Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее в середине XIX- началеXXвв. М., 1982, с. 211.
13. История религий. В 2 т. Под общей ред. И. Н. Яблокова. М., Высшая школа, 2002, с. 1102.
14. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., Нука. Главная редакция восточной литературы, 1989, с. 360.
15. Ковальчук С. Н. Философская проблематика в протестантском модернизме США: Дис. канд. философ, наук. М., 1988, с. 159.
16. Ли Ги Бэк. История Кореи: новая трактовка. М., ООО «ТИД Русское Слово», 2000, с. 464.
17. Лютеране в Сибири: Сборник научных статей. Омск Эрланген: Издательство Омского государственного технического университета, 2000, с. 328.
18. Мартин Лютер. Избранные произведения. Санкт-Петербург, 1997, с. 431.
19. Митрохин. Л.Н. Баптизм: история и современнстъ. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, С.-Пб., 1997, с. 480.
20. Михайлов Н.Т. Протестантская вера: философский анализ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М., 1994, с. 139.
21. Основы религиоведения. Под редакцией проф. Яблокова. И.Н. М., Высшая школа, 1998, с. 800.
22. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995, с.256.
23. Подберезский. И. В. Протестанты и другие. Сборник статей. Санкт-Петербург, издательство «Мирт», 2000, с.391.
24. Республика Корея: становление современного общества. М., 1996, с.131.
25. Рудаков М. В. Протестантизм как феномен культуры XX века: Дис.канд. культурол. наук. М., 2001, с. 346.
26. Теория права. Издательство Сеульского университета, 1997, с 764.
27. Тягай Г.Д. Формирование идеологии и национально-освободительного движения в Корее( ранний этап) : Дис. д-ра ист. наук. 1985, с. 394.
28. Чан Джэ Енг. Значение взаимоотношений между церковью и Первомартовским движеним за независимость для истории развития корейской протестантской церкви: Дис. д-ра ист. наук. М., 1993, с.237.
29. Чан Тэ Хо. Религиозно-культурный контекст модернизации корейского общества. М., 2002, с. 81.
30. Чанышев А.Н. Протестантизм. Издательство «Наука», М.,1969, с. 216.
31. Чо Чон Хван. Русская православная миссия в Корее. Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук. М., 1997, с. 164.
32. Источники на английском языке.
33. Kenneth Scott Latourette. A History of the Expansion of Christianity (Volume 4). The Great Century: Europe and the United States, A.D. 1800 A.D. 1914. Printed in the U.S.A, Zondervan Publishing House, 1978, p. 516.
34. Kenneth Scott Latourette. A History of the Expansion of Christianity (Volume 6). The Great Century: The Great Century: North Africa and Asia, A.D. 1800 A.D. 1914. Printed in the U.S.A, Zondervan Publishing House, 1978, p. 502.
35. Kenneth Scott Latourette. A History of Christianity in the 19 th and 20 th Centuries (Volume 3). The 19 th Century outside europe: The Americas, The Pacific, Asia and Africa. Printed in the U.S.A, Zondervan Publishing House, 1976, p. 527.
36. Источники на корейском языке.
37. Газеты «Кукмин Ильбо», 15.08.1998 г.
38. Газета «Христианская газета», 03.10. 1901 г.
39. Газета «Чжосон Ильбо», 18.10.2002 г.
40. Дискуссионные материалы по корейской философии. Сеул. Издательство «Философия и действительность», 2000, с. 148.
41. Журнал «Богословие минуло?», Ким Ыи Хван. Южный богословский журнал (том 56, вып. 3). Сеул. Издательство южного богословского журнала, 1989, с. 213.
42. История церкви Северной Кореи. Сеул. 1996, с. 682.
43. История христианской церкви Кореи, I. Сеул. Издательство христианской литературы, 1999, с. 397.
44. История христианской церкви Кореи, 2. Сеул. Издательство христианской литературы, 1999, с. 366.
45. Кан Дон Гу. Религия и нация в новой истории Кореи. Сеул. Чжипмундан, 1992, с. 236.
46. Кан Ха Бэ. Богословские идеи корейской пресвитерианской церкви. Сеул. Общество реформатской веры и жизни, 1997, с. 212.
47. Ким Гван Су. История становления корейского протестантизма. Сеул. 1976, с. 120.
48. Ким Гвон Чжон. Корейский протестантизм и история. Сб., вып. 5. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма, Сеул. 1995, с. 269.
49. Ким Гвон Чжон. Понимание социализма протестантами 1920-30 годов. Корейский протестантизм и история. Сборник, выпуск 5. Сеул. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма.1995, с. 373.
50. Ким Гю Вон. Новейшая история Кореи цикл статей, опубликованных в разделе «Религия » газеты «Кукмин Ильбо», 15.08.1998 г. и посвященных десятилетию газеты и пятидесятилетию установления государственности на Юге полуострова.
51. Ким Дин Бок. История пресвитерианской церкви Кореи. Сеул. Издательство Кумран, 1995, с. 256.
52. Ким Ён Чжэ. История церкви Кореи. Сеул. Общество реформатской веры и жизни, 1998, с. 394.
53. Ким Ён Чжэ. Новое понимание корейского протестантизма. Сеул. Издательство Эммаус, 1994, с. 187.
54. Ким Ён Хан. Богословие культуры корейского протестантизма. Сеул. Издательство Сонгванмунхва, 1995, с. 572.
55. Ким Ён Хан. Объединение Германии и роль церкви. В сб.: Объединение нации и корейский протестантизм: Сеул. Издательство общества корейских студентов-протестантов, 1994, с. 256.
56. Ким Ин Су. История христианской церкви Кореи. Сеул. Издательство корейских пресвитерианских церквей, 1995, с. 426.
57. Ким Мён Хёк. Не богословское, но социальное движение. В сб.: Библия и богословие. Сеул. Издательство Эммаус, 1989, с. 360.
58. Ким Мён Хёк. Становление ранней христианской церкви. Труды богословской семинарии Хаптонг. Сеул. 1990, с. 343.
59. Ким Мён Хёк. Тенденции в современной церкви. Сеул. Издательство Сонгванмунхва, 1989, с. 555.
60. Ким Сон Гон. Исследование особенностей религиозной культуры Кореи: современная культура и общество. Сеул. Исследовательский центр по изучению корейского общества, 1992, с. 243.
61. Ким Сын Тэ. Протестантизм Кореи и проблема поклонения японскимкумирам. Сеул. 1991, с. 556.
62. Ким Хон Чоль. Исследование идеологии новой корейской религии. Сеул. Чжипмундан, 1989, с. 399.
63. Ким Хын Су. Корейский протестантизм и социализм в период японского ига. Сеул. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма, 1992, с. 325.
64. Кым Чжан Тхэ. История конфуцианской мысли и религиозной культуры Кореи. Сеул. Издательство Сеульского университета, 1994, с. 341.
65. Кым Чжан Тхэ, Ю Дон Сик. История религиозной мысли Кореи. Сеул. Издательский отдел университета Ёнсе, 1994, с. 311.
66. Лекции по истории культуры и религии Кореи. Сеул. Издательство Чонъён, 1998, с. 324.
67. Ли Гван Гю. Семья и племя в Корее. Сеул. Издательство Минымса, 1994, с. 431.
68. Ли Док Чжу. Исследования по истории раннего протестантизма в Корее. Сеул. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма, 1995, с. 557.
69. Ли Ман Ель. Корейский протестантизм и национально-освободительное движение. Сеул. Издательство «Чжонно сочжок», 1992, с. 589.
70. Ли Ман Ёль. Протестантизм и «Движение Первого марта». В сб.: История корейского протестантизма, вып. 7. Сеул. 1997, с. 247.
71. Ли Чжэ Чжон. Экуменическое движение и расколы в корейской церкви после освобождения. В сб.: История и корейский протестантизм, вып. 4. Центр по изучению истории корейского протестантизма. Сеул. 1995, с.335.
72. Ли Чжонг Су. История корейской баптистской церкви. Сеул. Издательство баптистской церкви, 1990, с. 261.
73. Мин Ген Бэ. Церковь и народ. Сеул. Корейское протестантскоеиздательство, 1981, с. 462.
74. Мин Гён Бэ. История корейского протестантизма. Сеул. Корейское протестантское издательство, 1986, с. 558.
75. Мун Сан Хи. Шаманская вера. В сб.: Корейские церкви и задачи богословия. Сеул. Издательство университета Ёнсе, 1985, с. 471.
76. Объединение нации и корейский протестантизм. Сеул. Издательство общества корейских студентов-протестантов, 1994, с. 256.
77. Общество по изучению истории корейской философии. Сеул. Издательство Хануль, 1998, с. 338.
78. Пак Кван Су и другие. Вон-булъгё. Сеул. Издательство Тоннампхун. 2000, с. 292.
79. Пак Сан Ин. Истоки корейской идеологии. Сеул. Издательство Пакъён, 1980, с. 334.
80. Пак Сын Гил. Религия и общество современной Кореи. Сеул. 1992, с. 243.
81. Пэк Нак Чжун. История протестантской церкви Кореи. Сеул. Издательский отдел университета Ёнсе, 1993, с. 469.
82. Пён Тхэ Соп. История Кореи. Сеул. Издательство Самъён, 1995, с. 490.
83. Пэк Чжон Хён. Немецкая философия и корейская философия ХХ-го века. Сеул. Издательство «Философия и действительность», 1998, с. 298.
84. Ро Чи Чжун. Исследование вклада протестантизма в национально-освободительное движение Кореи в период японского ига. Сеул. Труды исследовательского института по истории корейского протестантизма, 1995, с. 315.
85. Roy E.Shearer(Pofi Ширер). (на корейском языке, перевёл Ли Сын Ик): История становления корейской церкви. Сеул. Книжное общество корейского протестантизма, 1992, с. 300.
86. Семинар по изучению истории корейского протестантизма. В сб.:
87. История и корейский протестантизм, выпуск 13. Сеул. 2000, с. 238.
88. Сон Бон Хо. Понимание политики и демократии корейскими протестантами. Сборник «Социальная этика и религия». Сеул. Издательство «Слово жизни», 1994, с. 219.
89. Сон Гю Тхэ. История идей протестантской этики. Сеул. Книжное общество корейских протестантов, 1998, с. 585.
90. Сон Ин Су. Просвещение в период политики «открытых дверей». Сеул. Издательство Ильчжиса, 1985, с. 451.
91. Справочник о туристских достопримечательностях Кореи. Сеул. Издание Министерства туризма, 2001, с. 1300.
92. Тен Вён Чжо, Ли Сок Чжо. История религиозной мысли Кореи. Сеул. Издательство университета Ёнсе, 1992, с. 302.
93. Тен Санг Ун. Церковь «Святость» и её история (1). Сеул. Книжное общество Ире, 1997, с. 290.
94. Труды общества по изучению истории корейского протестантизма: протестантизм и история, выпуск 6. Центр по изучению истории корейского протестантизма, Сеул. 1997, с. 270.
95. Ча Ён Бэ. Корейские церкви и раскол Кореи: обстоятельства раскола. Сеул. Корейский исследовательский центр «Логос», 1989, с. 197.
96. Чве My Ёль. Корейская миссия как образцовая модель миссии. Миссия и богословие. Сборник, вып. 2. Сеул. Издательство пресвитерианской семинарии, 1998, с. 269.
97. Чве Сок У. Формирование современного государства в Корее и протестантизм. В сб.: Протестантизм и корейская история, Сеул. Корейское протестантское издательство, 1997, с. 434.
98. Чжон Чжин Хон. Корейская религиозная культура в развороте. Сеул. Чжипмундан, 1988, с. 437.
99. Ю Дон Сик. История религиозной мысли Кореи. Сеул. Издательскийотдел университета Ёнсе, 1994, с. 311.
100. Ю Сын Кук. Корейский капитализм: становление и распространение. Сеул. 1984, с.238.
101. Юн И Ым. Религиозное мировоззрение корейцев. Сеул. Издательство Сеульского университета, 2001, с. 289.
102. Ян Нак Хын. Анализ богословия народных масс. В сб.: Реформатское богословие и церковь, вып. 4. Корея, Пусан, 1994, с. 315.