автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Влияние социально-демографических факторов на этнические установки русских подмосковья

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Филиппов, Василий Рудольфович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Влияние социально-демографических факторов на этнические установки русских подмосковья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Влияние социально-демографических факторов на этнические установки русских подмосковья"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

ФИЛИППОВ

Василий Рудольфович

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭТНИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ РУССКИХ ПОДМОСКОВЬЯ

(Статистико-этнографическое обследование коллектива агрофирмы «Щапово»)

07.00.07 — Этнография

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва 1991

Работа выполнена на кафедре этнографии исторического фа культета Московского государственного университета им. М. В. Ло моносова.

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В. В. Пименов.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор В. М. Селунская, кандидат исторических наук В. Н. Шамшуров.

Ведущее учреждение — Ленинградский государственный университет.

Защита состоится « » 1991 г. в « ».часов

на заседании специализированного совета К.053.05.29 по археологии и этнографии при Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Адрес: 119899, ГСП, г. Москва, В-234, Ленинские горы, МГУ, 1 корпус гуманитарных факультетов, 5-й этаж, ауд. 550.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А. М. Горького МГУ (1 корпус гуманитарных факультетов МГУ им. М. В. Ломоносова).

Автореферат разослан « » 1991 года.

Ученый секретарь Специализированного Совета доцент

JI. Б. Заседателева

ОХАЙ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ, ^следования этнических свойств различных социальных групп все чаще расширяются за счет изучения представлений этнофоров о мире и ссоем месте в нем. Вместе с тем нужно иметь в вкпу. что сашсоз какие человека гетерог»енно и наряду с объективно реализованной национальной принадлежностью обусловливается так».» разнообразными факторами - половыми, Еоэрастними, социально-статусными и другими.- Дифференцировать их влияние на етнич-ность самосознони-д личности можно только на оснспе специально ерганизооанного исследования. Именно »тому и посвяе-,— на настоящая диссертация.

Ва>ио отметить, что помимо теоретического, научного интереса изучение этнического самосознания имеет и пахчое практическое значение. Этнический парадокс современности Срост национального самосознания при одновременном размыт-нии этнической специфики в культуре народов) предгшяся а слом»ых социально-политических условиях надой страны в г,оо-никновекии острых этноконфлмктных ситуаций о различных регионах. Резкое усиление социальной, в том число уши1* ;скс,й конкуренции в период стагнации к последующего политического и экономического кризиса в стране привело к тему, что процесс роста национального самосознания часто сопроьоедается формированием негативных отноконтактных установок. Поэтому для того, чтобы разработать и реализовать н.ациональную программу, адекватную сложившейся ситуации, необходимо учитывать максимально широкий спектр факторов, розд<;йстбую:г;'.х на этнические процессы. В силу указанных обстоятельств чреэрычайно важным представляется выяснение того, как сказываются социально-демографические особенности ладей на ш-рахзкности и структуре их национального самосознания, а также на . этноконгактнкх установках.

ОСНОВНЫЕ ГИПОТЕЗЫ И ЗАДАЧИ ¡«СЛЕДОВАНИЯ. В ходе работы предстояло выяснить зависимость этнического самосознания этнофороа от ряда социально-демографических факторов, ответить на вопрос о том, какие половозрастные и социально-профессиональные группы респондентов обладает наиболее сыра-кенкым этническим самосознанием.

Существует мнение, что этнические- установки тем ярче сирены, чем существеннее повод (реальный аспект этнического бытия), выаваьший их формирование. Предполагалось ус-танопить, какие элементы структуры этноса играют главную роль п осознании с-тнического единства у различных по полу, роарасту, образованию и социально-профессиональной принадлежности групп этиофоров, ответить на вопрос о структуре этнического самосознания этих групп.

Процесс пробуждения национального самосознания русского народа может быть обусловлен как структурными изменениями внутри этноса, гак и "внешними" по отношению к этносу ириникими. Коть основания думать, что указанный процесс р значительней степени связан с вытеснением русского населения из националы«« республик, является реакцией на проявления местного национализма. В исследовании стадилась, задача выяснять, есть ли разница в характере стноконтактиых установок русских мигрантов, прибывших в Подмосковье из национальных республик, с одной стороны, и переселившихся из местностей с преобладающим русским населением, а также местных уроженцев - с другой.

Ряд исследовательских задач связан о анализом установок, характеризующих локальное самосознание членов изучаемого коллектива. Автор исходил из того, что, в отличие от этнического самосознания, которое делкно быть интенсивнее иыро>»но у респондентов, испытавших определенный дискомфорт в условиях инонационального окружения до переезда в Подмосковье, локальное самосознание s большей степени Судет эави-сстъ от «еры удовлетворенности условиями жизни на. новом месте жительства.' ß соответствии с этим, предстояло изучить корреляцию переменных, характеризующих локальные установки респондентов, с факторами, репрезентирующими их' миграционную подвихноеть и суб1>ектионую оценку опыта межнационапьнота ебщенэд, а также связь локального самосознания с индикаторами ощуврния комфортности на новом месте жительства. Кроме того была предпринята попытка осмыслить взаимодействие . можду отдельными елеыентами этнического и локального • самосознания информаторов..

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ. Исходным моментом в анализе этнического самосознания является'материалистическое решение основного вопроса философии, предполагающее понимание обусловленности сознания субъекта объективными отношениями. Положительный ответ на вопрос о том, "можем ли мк в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности" [13, означает признание того факта, что носители этнических свойств (этнофоры) отражают в своем сознании независимую от него этническую реальность. Мысль о том, что "логические формы и законы - не пустая оболочка, а отражение объективного мира" [?3, позволяет характеризовать этническое самосознание как субъективный образ этноса и этнической картины мира. Одной из эмпирически наблюдаемых закономерностей обыденного сознан:--' выступает тенденция к стереотипизации актов мыслительного процесса и связанных с ним актов поведения; психологическу» основу процесса стереотипизации в свою очередь ссстааляют фиксированные установки. Утвердившаяся в социальной психологии традиция, в рамках которой-проблема установок и ценностных ориентаций "стоит.в известном смысле как проблема сознания" [3], дает основание (с некоторыми оговорка:/;:) операционально трактовать этническое самосознание как совокупность фиксированных установок по поводу структурных элементов этноса. Такое определение изучаемого феномена позволяет вычленить .взаимосвязанные, элементы, составляющее его структуру: понимая этнос как "относительно обособленную, сложную, динамическую, самовоспроизводящуюся и саморегулирующуюся социальную систему, структурные компоненты которой также суть весьма сложные подсистемы, связанные между собой многочисленными и разнообразными отношениями" [43, п качес-

1. Маркс К'.-, Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 283.

2. Ленин В.И.'Поли.собр.соч. Т. 29. С. 162.

3. Психология личности и образ жизни. М., 198?. С. 3-4.

4. Пименов В.В. Системный подход к этносу//Расы и народы. N 16. М., 1986. С. 13.

ТЕе индикаторов выра женности этнического самосознания рассматриваются установки этнофоров по поводу экономической, территориальной, социальной, . демографической, языковой, культурной (установки по поводу традиционной материальной, духовной и фольклорной культуры), обрядовой и религиозной компонент. В инструментарий исследования были включены так-ке вопросы, направленные на выяснение этнокснтакткых установок и ценностных ориентация, связанных с принадлеамость» респондента к изучаемой локальной субкультуре. В ходе опроса интенсивность установок измерялась с помощью четырехчленной шкалы Лайкерта [5]. Интенсивная эмоциональная реакция оценивалась как более осознанное отношение к объекту (предмету установи) - реальному аспекту этнического бытия, вызвавшему ее формирование.

ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ. Объектом исследования является коллектив агрофирмы "Щапово", специализирующийся преимущественно на индустриальных формах молочного аивотноводства. Хозяйство размещается в пос. Александрово Подольского района Московской области и ряде окрестных деревень, отдаленных от Москвы на 40-45 км и от Подольска на 7-12 км. Производственная деятельность изучаемого коллектива в настоящее время отличается относительно высоким уровнем'механизации и автоматизации, внедрением прогрессивных технологий и сравнительно высокой производительностью труда. Дирекция хозяйства уделяет серьезное внимание развитию социальной сферы, видя в ней один кз решающих факторов роста производства. Важный условием, определявшим социально-культурную ситуацию в "Щапове", является близость к крупным промышленным центрам; следствием итого соседства стало широкое распространение городских бытовых и культурных стереотипов

Очевидно, что изученный этносоциальный организм весьма специфичен, и было бы неосторожно без соответствующих оговорок экстраполировать полученные результаты исследования на русский этнос вообшэ или на русских Подмосковья в чадт-

5. Likert R. A Technique for the Measurement of Attitudes// Arch. Psychol. 1932. N. 140.

ности. Однако нужно иметь в виду, что перед нами стояла задача не столько изучить собственно этническое сознание русских, сколько оценить воздействие на этот феномен ряцч социально-демографических факторов и подвергнуть испытанию методику, адекватную поставленной исследовательской задаче. Следует отметить, что при проведении этносоциолсгичесчи:: исследований выборка, как правило, охватывает малую часть генеральной совокупности, и поэтому отклонения в статистических распределениях в один-два процента считаются пренеб-решмым шумом; для того, чтобы незначительные вариации в соотношении численности групп респондентов, так или иначе ответивших на вопросы, оказались значимыми к позволяли говорить об определенной тенденции в динамике изучаемого сОъ-екта, необходимо было обследовать практически всю генеральную совокупность, т.е. подвергнуть почти сплсгсному статис-тико-этнографическому исследованию ту или иную относительно замкнутую локальную общность. В этом смысле шаповский коллектив лучше соответствует требованиям, предъявляемым к объекту исследования. В аналитических и экспериментальных исследованиях проблема статистической' репрезентативности оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальна, объектов. Обследованный коллектив выгодно отличается от большинства аграрных коллективов Нечерноземья сбалансированностью половозрастного состава и статистически достаточной предствавленностью различных социально-профессиональных групп. Принципиально важно также и то, что коллектив агрофирмы более чем на половину состоит из мигрантов, прибывсих в Подмоковье из разных регионов страны. Зто обстоятельство позволило выяснить различия в этническом и локальном самосознании автохтонного и пришлого населения, а также влияние опыта межнационального общения в той или иной иноэтничной среде на характер межэтнических установок. Наконец, целый ряд особенностей, свидетельствующих о своеобразии интересующего нас фрагмента русского этноса, позволяет считать пово" одной из возможных моделей развития локальных субкультур Нечерноземья в обозримом будущем.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ^СЛЕДОВАНИЯ. Этническое-сознание-русских изучено весьма фрагментарно; актуальное же состояние интересующего нас феномена до сих пор не стало предметом специального исследования. Кроме того, национальное самосознание рассматривается в контексте традиции компонентного анализа этноса, что обусловливает системный подход в изучении интересующих нас аспектов массового сознания и поэволя-ет придать выявленным структурным взаимосвязям не только качественную, но и количественную определенность.

Применение так называемого "метода рангов", заимствованного из арсенала методик экспертных оценок, дало возможность не только построить типичные модели етнического самосознания. но и "привязать" их к тем или иным половозрастным и социально-профессиональным группам респондентов.

Традиционные для отечественной зтносоциологии вопросы, напрвленные на выяснение этноконтактных установок респондентов, в данном исследовании^ были дополнены вопросами, позволившими определить этнические симпатии и антипатии, характерные для русских Подмосковья в сложных условиях обострившейся социальной конкуренции.

Наконец, принципиально новым является вычленение в качестве особого предмета изучения т&ксономически низшего уровня массового сознания этнофоров - локального самосознания и выявление значимых связей данного феномена с : рядом структурных элементов этнического самосознания. .

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты исследования могут быть использованы в процессе социального планирования в сфере национальных отношений (при разработке мероприятий по оптимизации межэтнических контактов), а тага® должны быть приняты во внимание в ходе реализации плановых миграций населения из трудоизбыточных регионоз в русское Нечерноземье.

Значительная часть работы представлена в виде раздела отчета "Этносоциальное обоснование государственной переселенческой" политики", подготовленного этносоциологической лабораторией МРУ .:м. М. В. Ломоносова по заказу Госкомтруда СССР.

АПРСВАЦЬЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации изложены в докладах, сделанных автором на следукяцих научных конференциях: 1. Всесоюзная асс^а-семинар "Применение количественных. методоз. в исторических исследованиях" (г. Фрунзе, 1989 год); 2. Всесоюзная научная конференции "Семиот:: а культуры" С г.. Великий Устюг, 1989 год); 3. Всесоюзна; ¡: г,.-<-ная конференция "Методика конкретных социологических ии %>->-дований" (г. Вильнюс, 1989 год); 4. Научно-методическая конференция КГУ им. М.В.Ломоносова "Проблемы комплексного изучения межнациональных отношений в СССР" (г. Москва, 1989

ГОД).

Ряд положений диссертации изложен в восьми научных статьях обп?™ объемен 4,5 п.л., шесть из которых опубликованы, две находятся в печати.

Диссертационная работа обсуждена на совместном засекании кафедры этнографии и этносоциологической лаборатории исторического факультета ЬГУ им. М.В.Ломоносова.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦ*31. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений (таблиц, графиков, инструментария).

Первая глава работы включает два параграфа; в первом дан краткий историографический очерк изучения этнического сознания русского народа, второй посвящен использованию теории установки в психологии, социологии и этнографии.

Вторая глава состоит из трех параграфов, каздый из которых посвяпген соответственно решению трех исследовательских задач: выяснению интенсивности воздействия социально-демографических факторов на выраженность отдельных элементов этнического самосознания; измерению интенсивности структурных связей между этими элементами и построению различных "моделей" изучаемого феномена; дифференциации выделенных типов этнического самосознания в зависимости от половозрастных и социально-статусных характеристик этнофороз.

В трех параграфах третьей главы соответственно рассматривается зависимость локального самосознания респондентов. во-первых, от их социально-демографических, Ео-вторых, от их миграционных характеристик, а такжэ взаимосвязь уезду

структурными элементами этнического и локального самосознания . .

Четвертая глава включает два параграфа, один из которых посвящен анализу воздействия социально-демографических факторов на этноконтактные установки; второй - изучению влияния опыта межнационального общения на характер ориентации этнофоров в различных сферах межэтнического взаимодействия.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во 8ВКДЕНИИ обосновывается актуальность темы, дается характеристика объекта изучения, рассматриваются . вопросы теории и методологии исследования, определяются важнейшие понятия. Здесь же описаны методика и техника сбора и переработки информации, сформулированы основные рабочие гипотезы и соответствующие им исследовательские задачи:.

ГЛАВА 2. ИСТСВ1СГРАФИЯ ГРОБДЕШ.'

1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО НАЦИСШЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ. Проблема генезиса и развития этнического самосознания русских изучена пека весьма фрагментарно! В литературе высказывались определенные суждения об основных этапах становления этого феномена (А.И.Герцен, А.Н.Пыпин, В.В.Ивановский, П.И.Ковалевский, Д.С.Лихачев, Ю.В.Бромлей, К.В.Чис-топ, А.В.Буганов), выдвигались различные точки зрения по поводу тех или иных социальных групп, являющихся носителем великорусского сознания (К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. А. А. Григорьев, В.Т.Белинский, Н.П.Огарев, П.Л.Лавров, В.И.Ленин, В.В.Голубев, П.Б.Струве, П.Н.Милюков), обсуждался вопрос о соотношении национального и социального самосознания русских С А. И. Радивдзй, В. К. Кюхельбекер, Н.А.Добролюбов, В.И.Л&-нин), рассматривались как отдельные!компоненты русского са-иосоонания (А.И.Новиков, Н.М. Карамзин, П.Я.-Чаадаев,'А.С.ХЬ-мяков, В.О.Соловьев), так и структура этого феномена в целом (Б.В. Ивановский). Теоретическое осмысление некоторых аспектов интересующей нас проблемы включает в себя вопросы о соотношении сознательного и бессознательного в структуре

самосознания (П.И.Ковалевский, Д. Н.Овсянико-Куликовский), о соотношении национального самосознания с другими видами самосознания личности (К.В.Чистов), о взаимодействии изучаемого феномена с отдельными элементами структуры этноса : фольклором (К.В.Чистов) и соционормативной культурой (М.М.Громыко). Осмысление феномена русского национального самосознания велось чаще в ретроспективном, историческом плане и, как правило, затрагивало лишь отдельные элементы этой сложной системы.

г.ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ В ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ. Установка - фундаментальное понятие психологии - является "ключом" к понимании многих психических явлений и процессов, . служит эвеном,соединяющем сознание человека с объективной реальностью. Именно этим объясняется характерная междисциплинарность этого понятия, в том числе использование его в социологии и этнографии. Включение теории установки в сферу интересов этнографии связано с определенным:; закономерностями развития этой науки. Бо многом сно обусловлено. распространением концепции, согласно которой этнические свойства личности в значительной степени определяются интериоризацией (освоением) ею объективных качеств этноса как общности и навыками, выработанными в данной этнической среде. Этот объективный, процесс обусловил расширение исследовательских задач и изменение традиционных методов этнографии, ее интеграцию с рядом смежных дисциплин, возникновение таких'направлений научной деятельности, как эт-носоциология и этнопсихология. Предметная область этносоци-. ологических исследований включает, в частности, и такие явления, как социальная обусловленность изменений в национальных ориентациях, социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений, традиционно входящих в сферу интересов социальной психологии (разумеется, без учета их этнической окрашенности). Вполне естественно, что для изучения перечисленных феноменов этнографы используют метод фиксированных установок, успешно применяемый в аналогичной ситуации социальными психологами, изучающими психологию коллектива. На наш взгляд, гносеоло-

-Логические созюжости теории установки в этнологической науке далеко не исчерпаны. Наряду с оформившимися традициями, которые условно можно назвать "социологической"(изучение межэтнических установок) и "этнографической" (изучение системы установок в структуре этноса), и которые, как нам кажется , имеют благоприятные перспективы дальнейшего развития, весьма плодотворным в изучении этнических установок может С1ать " психологический" подход. Если при социологическом и этнографическом подходах "этничность" установки определяется предметом, на который направлена установка, т.е. определенными этническими ценностями, то в случае психологического подхода акцент должен делаться на специфике проявления различных свойств установок у отнофоров, прннзд-лелздих к разним этносам. В этом случае "этничность" установи будет определятся не предметом установки, а ее свойствами. Методическим обеспечением подобного рода исследований может стать целый ряд способов изучения фиксированных установок, разработанных в общей психологии исследователями школы-Д.М.Узнадзе и др..

- ГЛАВА £ -ВЛИЯНИЕ ¡ЮЛЭВОВРАСТНЫХ И СХЗЩ1АЛзШ-ГРОШХМ2й1ЬНЫХ ХАРАКТРРИСТИК ЭТНСЖРШ НА СТРУКТУРУ И ВЬРАЖЕННОСГЬ их зт-НИЧЕСетО СЛМХ08НАНИЯ. V ' ■

/ 1. ВЛИЯНИЕ Са1ИАШК>ДВМТРА«1ЧЕСКИХ ПРИМАКОВ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ СТРУКТУРНЫХ ЭШЕНГОВ ЭТНИЧЕСКОГО САМХОЗНЛНИЯ. Осознание важности сохранения тех или других апемектов структуры этноса для его успешного развития в целом зависит От уровня осведомленности етнофоров, их включенности в те . или иные круги общения и, соответственно, в определенные информационные потоки. Это следует из того, что наиболее значительное влияние на выраженность этнических установок омывают образование и социально-профессиональный статус респондентов./ Чем выше уровень образования человека, тем. интенсивнее его этнические установки С исключение составляют лииь ориента!у1и в сфере традиционного фольклора) и тем ' Солъшей степенью/сбалансированности характеризуется структура его этнического семосознания. В пользу этого предполо-

яежйя свидетельствует и поло-возрастная дан««-;«» га.. ^

феномена. В частности, тот $акг, что у иухага, слуябу в вооруженных силах, значитегьно б-злгч иктйимк.ча выражены этноязыковые устякоэмм (сяеяств»?? «¡гиййяг -.угнт-конфликтньх ситуаций). нежели у ценз;« и мугсчи» с е-.мс::--^ образованием (т.е. бсльЕей часть» не сяукгЕЕих). езиэтл-;,.-ствует о том. что этнические агтитвды фвюрручтс* к асгуг быть актуализированы липъ в тем случае, есгы ии'.^тсд соответствующий опыт межэтнического обэ:-ккя (обычно н^гатито-ный), или. июлю словами, соответструЕ<зг2 . Б- ос-

тальном уровень компетентности дососи и ягегик в. настс-дал.* время различается крайне незначительно. и пк>тс*у ггдазмкгт-вие фактора "пол" на вирюршюеть откичесюоЕ этт.пкдзь велико. Несколько более Бкраянише у зм?наян цеьксстнье ср'.-г.-ентащм в сфере, фольклора и обрздиосга 'сркаег^/гсткукт б пользу, предположения об их больагй приверхгнкости к традиционной культуре своего керова (евое«£разнэй "этнический консервативности"). Что касается вякания возрастной грюив-лездости респондентов на структуру и Бир«5&>н»сеть их всяческого самосознания, то здесь с. уверенностью ыз»н> угЕерх-дать, что, за исключением обрядовой и фольклорной, все компоненты структуры этноса субъективно оссзкэгтся в кзжета«? этнических ценностей лхщъми староего поколения з мя&ьей. степени, чем молодежью. С одной стороны.- это 613? раз свидетельствует о росте этнического самосознания, а с другой -.служит лизним доказательством того, «по вьшажнкость. этнических атткткяоз во многом зависит от степени ин?срмярсвак-ностг этнефероз (очепияно. что у мптдеяа екж и уровень образования, и включенность в различные кифермкианные потоки). Все выше кзжаенное вполне согласуется с угвердквэгй-ся в последнее время, в отечественной эгногра5ии тачкгсй грг-ния» согласно которой тгрсцесс усиления ващтмагъдапэ самосознания свяэывется с ростом сбрагшэ«наста и раеЕитаем средств массовой коыыунгаеэдки.

2. структуйш гаязи ванне®« эвоше зшкгахс

САМЭООЗНАгБЯ. Рассмотрение структуркыж сежзей "йнугриГ 5иу-чаемсго Анемона в сочетание с зкаийзеа воздайтвия соей-

ально-демографических факторов на иерархию этнических ценностей г. массовом сознании изучаемого фрагмента русского народа позволяет выделить три типа этнического самосознания и зафиксировать их сопряженность с определенными социально -профессиональными и поло-возрастными группами респондентов.. Первый тип, условно названный "традиционным", ориентирован на этнические ценности, связанные со спецификой материальной культуры, самобытностью фольклора и народной обрядностью. Указанная модель этнического самосознания в большей степени присуща людям среднего и пожилого возраста с невысоким уровнем образования, занятых физическим или малоквалифицированным умственным трудом. Есть основания считать, что ста модель характерна более для женшцн, недели для мужчин. Второй тип массового сознания, который условно можно назвать "культурно-патриотическим", включает в себя, кроме традиционных этнических ценностей, выраженные ориентации в сфере профессиональной культуры и языка, а также этнодемсграфические установки. Эта модель этнического самосознания характерна для относительно продвинутых в социальном плане групп респондентов: чаще всего его носителями выступают женщины с высшим или средним гуманитарным образованием. занятые умственным трудом. Третий, "политизированный" тип этнического самосознания представляет собой систему связей субъективного отражения социальной компоненты этноса и, наряду с озабоченностью респондентов совершенствованием -социальной структуры своего народа, характеризуется выраженными этнодемографическими, этноязыковыми .установками, а также повышенным интересом к состояний дел в сфере национальной экономики. Носителями данной модели этнического самосознания являются чаще всего специалисты с высоким уровнем информированности и профессиональной подготовки, как мужчины, так и женшины молодого и среднего возраста. Разумеется, выделенные модели характеризуют феномен массо-: вого.сознания и построены на основе расчета иерархии этнических ценностей модального для определенной поло-возрастной или социально-профессиональной группы респондента. В действительности этническое самосознание каждого конкретно-

л гл

"loro этнофора лишь стремится к одной из выделенных идеальных моделей и характеризуется уникальным, лить для него характерным сочетанием ценностных ориентации.

3. ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯ ЭТНОЙУСБ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ К РАЗЛИЧНЫМ ПОЛО- ВОЗРАСТ Í ¡ЫМ И НАЛЬНЫМ ГРУППАМ. Дифференцированное рассмотрение интересуй-щих нас процессов в зависимости от половозрастной и социально-профессиональной принадлежности респондентов дает возможюсть выявить некоторые существенные нюансы. Б частности, проведенный статистический анализ приводит к заключению о том. что наименьшей стабильностью, уравновешенностью отличается этническое самосознание определенного "среднего" в социально-статусном и возрастном плаче слоя наших, информаторов. Есть основания предполагать, что именно этот слой населения наиболее подвержен воздействию всякого рода националистических воззрений, и поведение его в случае возникновения этноконфликткых ситуаций может быть наименее предсказуемо.

ГЛАВА 3. ЛОКАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ.

1. ВЛИЯНИЕ ПОЛСШЗРАСТНЫХ И СОД1АЛЬН0-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕСПОНДЕНТОВ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ ИХ ЛОКАЛЬНОГО САШСОЗНАНИЯ. Наименьшее влияние на выраженность локальных установок оказывает пол респондентов. Исходя из имеющегося статистического материала, можно предположить, что структура локального самосознания мужчин и женщин несколько различна для большинства мужчин, вероятно, главенствующее значение имеет отношение к нынеишму, актуальному состоянию локальней субкультуры, к которой они принадлежат, а женщины в большей степени ориентированы на традиции, присущие данному локусу. Вариативность локальных установок в зависимости от фактора "возраст респондента" имеет нелинейный характер. Однако, если пренебречь незначительными колебаниями доли респондентов с выраженными локальными установками в той или иной возрастной когорте, просматриваются 'следующие тенденции: чем молол» носитель лекального самосоенания, тем более значимы для него ценности, связанные с престижностью той локальной субкультуры, в которую он интегрирован; нап-

ротки, с »сорагтем все боаьвее значение приобретав? ценное-ти. сокрякезшь« ' с тразицити данной социальной общности. • СС^йикаваш«* и сэ^иаяь№>-1фофессианальная принадлежность рэеповдентяв не предпч^яашот в целом характер и интенсив- -коезъ их локального самосознания. С^нако тот факт,- что среда кнформзтероо с вдазким уровнен образования и соответст-¿¡уюзгу есциальзиал попеасениаи дола лиц с интенсивными ло-«заьаоля устаясйяима неаюяькэ шве, немели среди тех, кто но получил ежцизкынего сбрззевзния и занят' физическим трудом» язе? ссясиаюе средашагал» бояее скяой, опосредст-гюгявдшй вараетер вет«рминаиии. Вероятно, в условиях выео-коредямбелыюго. ннзустриа&нзирсеанного сельскохозяйственно,'-о прсяю&слся» наи&аяыэ&е угютвореяв как от характера с*з#>>ро трда, так и от возкапахвеви за него получают азвдя&шфсвзины» спэдпвш и. ссответстсенно. юшю они ЧУУсчгудаг себя в рамках- кзушюй локальной субкультуры

бол« комфортно. Кроме того, в "Вэпове" рес- -.поздйнты с ыисоки* образования имеет возможность в -

той или иной стенды удовлетворять свои интеллектуальные и оегг-тз^аеи» ¡потребности." что также сказывается на их при-©срливксй» к "иаяей редане". -Различия в интенсивности ло-кальз'илг установок прйЕставителей тех или иных групп обус- ■ яжлезш. аерсятно. что в зависимости от шла," вез рас-■та. ейрввованиа. характера трудороЯ деятельности респондента 1: радаэей" стпел-ни исящивавт чувство психологического ¡кг^Зорга лая дагкомферта в условиях изучаемой локальной с®*ячИ5мурм- ОЕ&твдгние хе комфортности, в свою' очередь, за- . шмсит ст 'того, в какой степеш данная субкультура улоапет-июцжт Еашшьише, я1рз>й»ессйпв«альные, эстетические и др.. пот-ре&юети кжзшчйшнш в май издай. "

2'.. ЕВШЁ ШТЩИИШХ ХДОШДОСГЖ (ШОНШШ НА

¡армашяъ з® ташного шхгашя%«о вырахешюа

заг.апг«Я||®иш ажаиъигаго самосознания от миграционных харак-теригяшк ретишиешва-нет. В известной степени интенсивность гшиааышк ускииоюс« адаиаит от того, из кяого регио- -•на шареемкшаоь шагршкш. на от стаяв их цршюввнаш в "Щапо-¡ве"'„ Иаекоаьзю башае штвт узягаипши обнаруживает пе-

- - 15 -

реселенцы из разоренного Нечерноземья, нежели те, кто приехал из Черноземной зоны России и Украины, где уровень жизни сельских жителей значительно вьппе. Ярко выраженные локальные установки демонстрирует больЕинство русских выходцев из Среднеазиатского и, в особенности, Кавказского регионов. Здесь можно предположить иную, нежели удовлетворенность материальными условиями жизни, детерминированность интересующего. нас феномена: имея опыт жизни в условиях этнической конфронтации, мигранты из этноконфликтных регионов чувствуют себя психологически комфортно на новом месте жительства. Интенсивность установок, являющихся индикаторами локального самосознания, как правило, несколько выше у-местных уроженцев, нежели у переселенцев из других регионов Нечерноземья или других областей Европейской России. Однако доля лиц с выраженными локальными установками среди местных уроженцев всего на несколько процентов больше, нежели среди переселенцев. Значительно более ощутимая связь проявилась между интенсивностью локального самосознания и чувством общей удовлетворенности респондента. Очевидна зависимость интересующего нас феномена массового сознания от того, в какой степени оправдал переезд на новое место жительства те или иные чаяния русских мигрантов. В частности,' переселенцы, испытавшие серьезный психологический дискомфорт в этноконфликтных регионах, чувствуют себя э безопасности среди абсолютно . преобладающего рррского населения Подмосковья. Чем более негативно окрашен опыт межнационального общения, тем более интенсивно выражены локальные установки респондентов, интегрированных в относительно "спокойную"' общность. Во многом ценностные ориентации, связанные с нынешним местом жительства, определяются тем, насколько эта общность удовлетворяет жизненно важные запросы людей. Чем комфортнее чувствуют себя люди,- интегрированные в ту или иную субкультуру, чем выгоднее отличается эта субкультура'от окружающих ее аналогичных социальных организмов, тем сильнее чувство гордости, тем ярче локальное самосознание.

3. СТРУКТУРНЫЕ СВЯЗИ МЕЯДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОКАЛЬНОГО И ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ. В ходе исследования выяснилось, что

локальное самосознание респондентов наиболее отчетливо коррелирует с "традиционным" типом национального самосознания Vсм. выше). Соответственно, наиболее ярко выраженным локальным самосознанием обладают те респонденты, которые ориентированы главным образом на традиционные этнические ценности.

ГЛАВА 4. ЭТНОКОНТАКТНЫЕ УСТАНОВКИ.

1. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ДЕЮГРАФИЧ5СКИХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ЭТНОКОНТАКТНЫЕ УСТАНОВКИ РЕСПОНДЕНТОВ. В диссертационной работе анализировались установки респондентов на взаимодействие с липами другой национальности в сферах производственного, дружеского и семейного общения. Зафиксированы значительные различия в отношении к межнациональным бракам мужчин и женщин, обусловленные, на наш взгляд, проявлением у "слабого пола" своего рода установки на этническую эндогамию: дело скорее всего в том, что именно женщинам, как правило, приходится адаптироваться к "чужому" комплексу традиционных норм поведения. Что же касается иных (кроме семейного) форм межэтнического взаимодействия, то этнокон-тактные установки мужчин и женщин почти совпадают. Возрастная динамика ориентации респондентов в сфере межнационального общения убеждает нас в том, что характер этноконтакт-ных установок в известной степени зависит от социально-политических услозий, в которых происходит Фиксация в сознании людей этого типа социальных аттитюдоэ: интернациональные ориентации чаще формируются в массовом сознании в периоды развития демократических тенденций, напротив, авторитаризм чреват формированием национальных предубеждений. Ко-, нечно, указанную тенденцию не следует абсолютизировать, так как отношения между народами зависят от многих факторов, и, прежде всего, как известно, от степени напряженности социальной конкуренции, от сосотояния экономики и т.д.. Уровень образования и чаще всего соответствующий'ему .'социально-профессиональный статус респондентов в значительной степени определяют характер их этноконгактных установок. При этом детерминационная зависимость отличается одной особенностью: в отличие от поло-возрастных показателей, которые воздейст-

вуют приблизительно одинаково на межэтнические ориентации вне зависимости от сферы общения, социально-статусные характеристики Проявляют себя несколько по-разному и различных "полях межэтнического взаимодействия".

2. ВЛ/ЯНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ МТАЦИЙ НА ЗТНСШГГАКТНЫВ УСТАНОВКИ. Выяснение причин, лежащих в основе Формирования негативных этноконтачтных установок у русских мигрантов, переселившихся в Подмосковье из различных регионов навей страны, показал, что характер установок ео многом обусловлен опытом общения с лицами других национальностей. Полученные данные свидетельствую о том, что доля респондентов с отрицательной установкой на межнациональное' обпоние' среди мигрантов из областей, где русские постоянно контактируют с инонациональным населением, больше, чем среди переселенцев из областей, где такие контакты носят эпизодический характер. О том, что опыт межнационального общения в современны:; условиях оказывает существенное влияние на формирование зт-нококтактных установок у русского населения Европейской России, свидетельствует и тот факт, что те переселенцы, которые испытывали трудности в общении на предаем месте жи-■тельства, значительно чаще настороженно относятся к сотрудничеству, дружбе и семейным отношениям С людьми другой национальности,. чем те, которые оценивают свой опыт межнациональных контактов положительно. Проведенный анализ позволяет сделать еывод об отрицательном влиянии опыта межнационального общения на формирование этноконтактных установок, ухудшении межнациональных отношений в последние годы и следовательно, нецелесообразности интенсификации межэтнического взаимодействия в современных условиях. В плане практических рекомендаций это означает, что организация плановых миграций населения из трудоизбыточных районов в села Нечерноземья может повлечь за собой ухудшение межнациональных Отношений как в центре, так ив национальных республиках, т.к. в-настоящее время возможен обратный отток переселенцев с выраженными отрицательными этноконтакткыми установками. Указанные' соображения тем более надо принимать во внимание, ¡.что к.перспективе пополнения трудовых ресурсов Нечерноземья

■ " ~

за счет мигрантов из трудоизбыточных регионов положительно отнеслась лишь четверть респондентов, остальные либо уклонились от ответа, либо выразили негативное отношение к этой

идее.

ЗАКЛСМЕНИЕ.

Проведенное исследование свидедельствует о том, что,, понимая этническое самосознание как субъективный образ этноса и этнической картины мира в целом и руководствуясь представлениями о компонентной структуре этноса, удается существенно значительно расширить знания о природе интересующего нас феномена. Более углубленное изучение этнического самосознания в указанном направлении, вероятно, будет осуществляться, во-первых, за счет расширения эмпирически наблюдаемых индикаторов выраженности тех или иных ценностных ориентаций этнофоров (т.е. путем совершенствования методики сбора первичной информации), во-вторых, за счет изучения новых и более крупных объектов (т.е. путем повышения репрезентативности привлекаемых к анализу данных).

Сановное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Теория установки в психологии, социологии, этногра-фии//Источниковедение массовых источников. М., 1988. (0,9 п.л.).

2. Этнические установки и.этническое самосознание. Статис-тико-атнографическое исследование коллектива подмосковного животноводческого хозяйстваУ/Вестник Московского университета. Сер. 8, история. 1988. N 6. (0,8 п.л.).

3. Влияние опыта межнационального общения на формирование мезкэтнических установок//Проблемы комплексного изучения межнациональных отношений в СССР. Тезисы университетской научно:методической конференции. М., 1989. (0,1 п.л.).

4. К вопросу о структуре этнического самосознаниях/Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры. Архангельск, 1989. (0,2 п.л.). ,

5. Влияние межрегиональных миграций на этноконтактные уста-

новки в однонациональной среде <по «пт^риаллм о6с::гпог.(';..ч:,/: лодмосковного хозяйства! //Эгносоциавьн!«1 проблемы содьелу. миграций. М.. 1930. (0,6 п.л.).

6. 11п истории изучения русского национального сачосгзна-ния//Соьетскля этнография. 1531. N 1. (0,9 п. л. >.

7. илияние фактора "пол" на г-кТ'Пжгняссть структур!;н>: уд— ментсс/ отннчеекого самссо?кан!»//Тези.?ы Во'чт'.^гч.'ой

лы-семинар а "Примени миг- количт'«туч»пЫХ методов с- йен.-,: и ких исследованиях." Находится в печати 10,2 п.л.).

8. Влияние социально-демографических признаков на пкра»ч-и-ность структурных (элементов этнического сше2ссзн-ший//Н>щгд| и национальные отношения, Находится в печати (0,0 п.л.).