автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе"
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
4ВЭ#о■■
БЕЛОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Специальность 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
2 С °п7 2011
Москва-2011
4857811
Работа выполнена на кафедре социальной антропологии и социологии социальной сферы факультета социологии Российского государственного социального университета
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор
Танатова Дина Кабдуллиновна
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор
Носкова Антонина Вячеславовна
кандидат социологических наук Лапшинова Кира Викторовна
Ведущая организация: Московский городской педагогический
университет
Защита состоится 16 ноября 2011 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.341.01 при Российском государственном социальном университете по адресу: 129256, г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, корп. 1, зал Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российского государственного социального университета по адресу: г. Москва, ул. В. Пика, д. 4, к. 3 и на сайте Российского государственного социального университета www.rgsu.net.
Автореферат разослан 14 октября 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, к.с.н., доцент
И.В.Долгорукова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена активизацией процесса этнического возрождения как основной особенности развития народов во всем мире, включая Россию. Его характерными чертами являются рост этнической идентичности, подъем этнического сознания и самосознания, повышение роли этничности в общественных процессах, появление интереса многих людей к культуре, традициям и образу жизни своего народа.
Динамичная этнизация наблюдается на фоне всемирной экономической, политической и культурной интеграции, возникновения и распространения глобальной культуры. Этот процесс обусловлен двумя тенденциями. Первая тенденция связана с тем, что стандартизация, слияние и унификация культур различных народов порождает естественное стремление этносов к сохранению своей самобытности и уникальности своей культуры. Вторая тенденция исходит из того, что этническое возрождение является реакцией на нестабильность экономической и политической сферы общества, попыткой найти опору и защиту в непредсказуемом мире путем этнической солидаризации. Источником стабильности для многих современных людей выступает осознание принадлежности к этнической группе, стремление сохранить ее традиционные нормы и ценности.
При этом формирование представлений о самобытности собственной этнической группы и ее характерных особенностях, неразрывно связано с осознанием ее отличий от других этнических групп. На этом фоне происходит актуализация этнических стереотипов, оказывающих существенное влияние на восприятие различных этносов.
Обычно этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и очень устойчивые образы различных этнических групп. Этнические стереотипы включают в себя представления о моральных, умственных, физических качествах типичных
представителей определенного этноса. Стереотипы распространяются на всех членов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому они никогда не бывают полностью истинными. Оценивая какую-либо этническую группу, люди часто приписывают каждому из индивидов, входящих в эту группу, некоторые черты, которые, по их мнению, характеризуют данный этнос в целом. Стереотипы помогают распознавать и упрощать окружающий мир. Полностью отказаться от использования стереотипов невозможно, т.к. в этом случае жизнь человека окажется перегружена новой информацией, требующей постоянного напряжения внимания. Поэтому люди в своей повседневной жизни бессознательно ориентируются на существующие стереотипы, и этнические стереотипы будут существовать до тех пор, пока существуют этносы.
Трудно переоценить значение этнических стереотипов в гармонизации межэтнических отношений, снижении уровня напряженности общества, связанного с этническим фактором. Формирование механизмов успешного межэтнического взаимодействия, несмотря на наличие довольно масштабных интеграционных процессов в мировом сообществе, все более актуализируется практически для всех полиэтнических государств, в том числе и для России. По утверждению С. Хантингтона, наше время характеризуется, прежде всего, тенденцией роста национально-возрожденческих движений, религиозного фундаментализма, национализма и конфликтами, возникающими на почве ценностно-символических несоответствий, лежащих в основе различных цивилизаций.
Этнические стереотипы, существующие в сознании противоборствующих сторон, могут определять их отношение друг к другу, выражающееся в конкретных действиях. Известно, что часто в ситуации политического конфликта этнические стереотипы используются элитой как инструмент идеологической борьбы для достижения определенных экономических, политических и иных целей. Лидеры конфликтующих сторон, используя, как
правило, средства массовой информации, подчеркнуто опираются на «выгодные» в конкретной ситуации стереотипы, а также пытаются создавать новые.
В связи с этим возникает потребность поиска механизмов сохранения этнических стереотипов позитивной направленности и ослабления негативных этнических стереотипов. Знание характера этнических стереотипов, особенностей их формирования, владение информацией об их изменениях позволит прогнозировать социальную ситуацию, своевременно реагировать на существующие противоречия, находить оптимальные пути урегулирования межэтнических конфликтов.
Исследовательская практика этнических стереотипов представляет собой достаточно сложную процедуру. Это связано не только с высокой степенью сложности исследуемого явления, но и с выбором методов изучения. Долгое время большинство социологов, использовало, в основном, метод анкетного опроса с применением открытых вопросов. При этом недооценивались преимущества метода анализа документов.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование феномена этнических стереотипов имеет длительную историю. Понятие «социальный стереотип» стало активно использоваться в науке после выхода труда У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). Е.С. Богардусу, а также Д. Кацу и К.У. Брейли принадлежит первенство в эмпирическом изучении этнических стереотипов. В XX веке появились различные теории, объясняющие происхождение феномена этнических стереотипов. Наиболее известными среди них являются теория фрустрации и агрессии, теория проекции, теория авторитарной личности.
В настоящее время исследованием этнических стереотипов активно занимаются не только зарубежные, но и отечественные специалисты в области этносоциологии, этнопсихологии, социальной антропологии, истории, лингвистики, философии. Большое внимание этническим стереотипам
уделялось при разработке теории этноса и теории этнического самосознания в трудах Ю.В. Бромлея, В.А. Ядова, Б.Ф. Поршнева в 60-80-х годах XX века. В рамках изучения этноса и этнического сознания проблему этнических стереотипов затрагивали JI.H. Гумилев, К.П. Иванов, В.И. Козлов, М.В. Крюков, В.А. Тишков. В настоящее время в данном направлении работают В.И Жуков, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Ф. Петренко и др.
Особенности этнических автостереотипов и гетеростереотипов изучают Ю.В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, A.A. Сусоколов и др. Под руководством таких ученых как B.C. Агеев, А.О. Бороноев, JIM. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, Г.И. Осадчая, Г.И. Старовойтова, Ю.Н. Толстова проведены исследования этничности и этнической идентичности, тесно связанные с проблемой этнических стереотипов.
Этническим стереотипам и установкам, сходству и различиям этнических картин мира, определению места этнической идентичности в системе межэтнических отношений, этнической миграции посвящены работы Г.М. Андреевой, В.П. Левкович, Д.К. Танатовой, И.В. Лесковой, Л.И. Науменко, A.B. Носковой и др.
Российские ученые разработали различные подходы и методы исследования этнических стереотипов. Для их изучения применяются все традиционные для социологии методы. Активное изучение этнических стереотипов позволило сформировать достаточно четкое представление об этом явлении. Более конкретно определено само понятие этнического стереотипа восприятия, его связь с этническим сознанием и самосознанием, этнической картиной мира. Выявлена связь между стереотипом и установкой, стереотипом и предубеждением, стереотипом и предрассудком. Изучены структурные компоненты этнического стереотипа: автостереотипы, гетеростереотипы, контрстереотипы. Описаны те свойства, которыми обладают этнические стереотипы, осуществляемые ими функции. Раскрыта трехуровневая природа
стереотипов, определены особенности каждого из трех уровней (аффективного, когнитивного, поведенческого).
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся с первого взгляда полноту знаний о процессе этнической стереотипизации, многие его аспекты остаются слабо и (или) совсем неисследованными.
Объектом диссертационного исследования являются этнические стереотипы в российском обществе.
Предметом диссертационного исследования выступает динамика изменений этнических автостереотипов и гетеростереотипов представителей русского этноса, проживающих на территории России.
Цель диссертационного исследования: выявить особенности этнических стереотипов русских, проследить динамику их изменений. Задачи исследования:
1. Уточнить понятийный аппарат социологического анализа этнических стереотипов, выявить их характерные особенности и роль в современных конфликтах.
2. Разработать собственный методологический подход к исследованию этнических стереотипов.
3. Выявить динамику изменений автостереотипов и гетеростереотипов русских на основе исследования фольклорного материала.
4. На основе результатов эмпирического исследования уточнить характер современных этнических стереотипов русских.
Теоретико-методологическая база исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются сравнительно-исторический и структурно-функциональный подходы. Теоретической базой исследования послужили труды П.Н. Шихирева, И.С. Кона, Ю.В. Бромлея, В.А. Тишкова, З.В. Сикевич, Ю.Н. Толстовой, Г.Г. Татаровой, Д.К. Танатовой, В.К. Мальковой, Ю.В. Арутюняна, A.A. Сусоколова, JI.M. Дробижевой, C.B. Рыжовой, Т.С. Барановой, А.К. Байбурина,
А.П. Садохина У Липпмана, Ф. Барта, Дж. Келли, Т. Адорно, Г. Тэджфела, Д.Р. Брауна, Ч.М. Файерстоуна, Э. Мицкевича, Э. Богардуса, Г. Оллпорта, А. Дандеса, посвященные проблеме этнических стереотипов.
Эмпирическую базу работы составили результаты следующих социологических исследований, проведенных под руководством автора:
1. «Этнические стереотипы русского населения России середины XIX века» (2010 г.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление автостереотипов и гетеростереотипов русских, присутствующих в русском фольклоре XIX века. Эмпирический объект исследования: пословицы, и поговорки из сборника В.И. Даля. Всего просмотрено 30130 изречений. Из них проанализировано 133 поговорки, содержащие информацию о характерных особенностях, приписываемых русскими своему и другим народам. Метод: контент-анализ и качественный анализ документов.
2. «Этнические стереотипы в современных СМИ» (2008-2011 гг.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление современных этнических стереотипов русских, присутствующих в средствах массовой информации. Эмпирический объект исследования: анекдоты, напечатанные в газете «Московский комсомолец» с 11 июля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. Всего выявлено 10128 анекдотов. Из них проанализировано 353 анекдота, содержащие этнические стереотипы. Метод: контент-анализ и качественный анализ документов.
3.. «Современные автостереотипы и гетеростереотипы русского этноса» (2010 г.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление автостереотипов и гетеростереотипов, присутствующих в сознании представителей русского этноса. Эмпирический объект исследования: представители русского этноса, проживающие в г. Москва. Метод: анкетный опрос. Выборка методом снежного кома. N=500 респондентов. Обработка данных эмпирических исследований проведена на основе статистического
пакета SPSS. Результаты представлены в табличном и графическом виде в приложении диссертации.
Информационную базу составили результаты следующих исследований: «Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости» (2000 г., А.Г. Асмолов и др., Москва); «Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков» (2001 г., М.Г. Герасимова, Москва); «Проявление агрессии в этнических стереотипах» (2004 г., A.A. Налчаджян, Ереван); «Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений» (2007 г., В.Д. Шапиро и др., Москва); «Этнические стереотипы и СМИ: механизм формирования» (2008 г., O.A. Малаканова, Самара); «Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде» (2010 г., Л.М. Дробижева, Москва).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Проанализировано содержание категории «этнический стереотип», выявлены характерные особенности этнических стереотипов и их роль в современных конфликтах.
2. Разработан авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов.
3. Представлена динамика изменений этнических стереотипов русских под воздействием экономических и социально-политических изменений на основе применения метода контент-анализа и качественного анализа документов, содержащих фольклорный материал.
4. На основе анализа результатов эмпирического исследования выявлены особенности современных этнических стереотипов русских.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Под этническими стереотипами восприятия в работе понимаются зафиксированные на уровне этнического сознания и усваиваемые в процессе
инкультурации упрощенные и эмоционально окрашенные образы различных этнических групп. Этнические стереотипы на когнитивном уровне включают в себя характеристики, приписываемые «типичным» представителям какой-либо этнической группы. Этнические стереотипы обладают такими характерными особенностями, как согласованность, проявляющаяся в единстве представлений всех членов этнической группы о своем и других народах; эмоциональность, отражающаяся в позитивной или негативной коннотации суждений; неточность, связанная с тем, что этнические стереотипы распространяются на всех членов этнической группы без учета индивидуальных различий; стабильность, проявляющаяся в способности этнических стереотипов существовать в неизменном виде длительное время.
В условиях межэтнических столкновений влияние ряда этнических стереотипов на сознание представителей конфликтующих сторон может актуализироваться. В этом случае на основе негативных этнических стереотипов возможно формирование этнических предубеждений и предрассудков. Этнические предубеждения и предрассудки связаны с резко негативным восприятием другого народа, проявляющемся во враждебном отношении к его представителям.
2. Важным источником информации об этнических стереотипах является фольклор. Авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов на основе анализа фольклорного материала имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми для этой цели опросами. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса, что позволяет избежать навязывания респонденту мнения исследователя, непонимания респондентом смысла вопросов, а также сокрытия респондентом от исследователя своей точки зрения. Качественный анализ документов, содержащих фольклорный материал, является единственным методом, позволяющим получить информацию о существовавших ранее этнических стереотипах. Фольклорные материалы
позволяют проследить динамику изменений этнических стереотипов за длительный исторический период. Получение наиболее полной информации о современных этнических стереотипах возможно в комплексном социологическом исследовании с использованием метода анализа документов, содержащих фольклорный материал, и опроса, основанного на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда.
3. Динамика изменений этнических стереотипов в современном российском обществе обусловлена социальными, экономическими и политическими изменениями, конфликтами, противоречиями на территории страны и за ее пределами. При этом проявление этнических стереотипов «новой» и «старой» формации происходит как в позитивной, так и негативной коннотации. В связи с особенностями политики Российской Империи в русском фольклоре XIX века встречаются стереотипы о французах (связанные с памятью о событиях Отечественной войны 1812 года), поляках (в связи с событиями Смутного времени), татарах (связанные с памятью о монголо-татарском нашествии), шведах (в связи с памятью о Полтавской битве 1709 г.) и т.п. Вооруженный конфликт на территории Чечни отразился в современном русском фольклоре, представляющем чеченцев в образе террористов. В результате современные стереотипные представления русских о чеченцах стали включать такие черты, как фанатическая религиозность, смелость, агрессивность, жестокость, склонность к риску. Начавшийся в конце XX века приезд в Россию иммигрантов из Молдавии, их занятость в строительной сфере, способствовали формированию стереотипа о молдаванах, как о прирожденных и хороших строителях. Масштабное производство опиума в Афганистане и приток его в европейские страны способствовало формированию стереотипа об афганцах, как торговцах наркотиками. Особенности внешней и внутренней политики США в XX веке привели к формированию таких стереотипов об американцах, как склонных навязывать свое мнение окружающим, патриотичных, чрезмерно политкорректных, успешных в бизнесе. Изменения, произошедшие во
внутриполитическом устройстве России в XX веке, привели к исчезновению стереотипов о лояльности русского народа по отношению к царской власти, о богобоязненности русского народа.
Таким образом, экономические и социально-политические трансформации в современном мире способствуют динамике ряда этнических стереотипов, делая их подвижными и изменчивыми.
4. Современные этнические автостереотипы и гетеростереотипы русских имеют следующие особенности. В качестве характерных черт типичных представителей собственного этноса русские отмечают склонность к употреблению алкоголя, смелость, любовь к детям, выносливость, патриотизм, открытость, добросердечность, склонность к риску, высокую образованность. Характерные черты евреев, с точки зрения представителей русского этноса, следующие: склонность соблюдать традиции своего народа, религиозность, склонность поддерживать родственные связи, хитрость, успешность в бизнесе, любовь к детям, трудолюбие, жадность, высокая образованность. Американцам приписываются такие черты, как склонность навязывать свое мнение окружающим, успешность в бизнесе, патриотизм. Современные стереотипы украинцев следующие: любящие детей, склонные к употреблению алкоголя, склонные поддерживать родственные связи, хитрые, соблюдающие традиции своего народа. Чеченцы наделяются следующими характеристиками: склонность поддерживать родственные связи, склонность соблюдать традиции своего народа, религиозность, патриотизм, смелость, выносливость, агрессивность, склонность к риску, грубость, жестокость, склонность вступать в споры, негативное отношение к чужакам, любовь к детям, склонность навязывать свое мнение окружающим.
Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационной работы состоит в возможности использования материалов диссертации в разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных
организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнических отношений. Некоторые результаты позволяют пополнить социологические теории формирования этнических стереотипов восприятия с точки зрения их функциональной значимости, изменений и влияния на характер и формы социальной коммуникации.
Основные положения диссертации могут быть полезными для представителей социального и гуманитарного знания, занимающихся исследованиями в области этносоциологии и социальной антропологии.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций для студентов и аспирантов социологического направления подготовки.
Апробация исследования.
Основные положения диссертационного исследования обсуждались на XV социологических чтениях РГСУ «Социальные изменения и человек: социологический дискурс» (Руза, февраль 2008); VIII Международном социальном конгрессе «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития» (Москва, ноябрь 2008); IX Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» (Москва, июнь 2009); IX Международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, ноябрь 2009); X Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Инновационная стратегия развития социального образования» (Москва, июнь, 2010); XI Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Социальная работа и социальное образование в контексте инновационного развития России» (Москва, июнь 2011).
Результаты исследования были изложены в ряде публикаций автора общим объемом 2,8 п.л.
Структура диссертации.
Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два параграфа), заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определяется степень разработанности проблемы в научной литературе, обозначаются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, а также положения, выносимые на защиту. Раскрываются теоретико-методологические принципы диссертации и ее научная новизна. Дается характеристика информационной и эмпирической базы исследования, обосновывается ее практическая значимость.
В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования этнических стереотипов» раскрывается сущность понятия «этнический стереотип». Показано место этнических стереотипов в структуре этнического сознания, проанализирована структура, функции, свойства этнических стереотипов, а также освещены основные теоретико-методологические подходы к исследованию этнических стереотипов.
В первом параграфе «Этнические стереотипы как объект социологического анализа» рассматриваются основные теоретические подходы к определению стереотипа. Проанализированы работы У. Липпмана, Р. О'Хара, Т. Шибутани, Т. Адорно, Р. Таджури, Г. Тэджфела, В.А. Ядова, И.С. Кона, Ю.А.Шерковина, К.С. Гаджиева, Б.Д. Парыгина, А.П. Садохина и др. Показаны отличия этнических стереотипов от предубеждений и предрассудков. Автор исходит из определения этнических стереотипов как зафиксированных на уровне этнического сознания и усваиваемых в процессе инкультурации упрощенных и эмоционально окрашенных образов различных этнических групп, включающих в себя представления о характерных чертах типичных
представителей того или иного этноса. Этнические стереотипы укоренены в традиционной культуре этноса и проявляются, в частности, в фольклоре (сказках, легендах, пословицах, поговорках, анекдотах и т.п.). Существование этнических стереотипов естественно и закономерно. В отличие от этнических стереотипов, существование этнических предубеждений и предрассудков зависит от конкретных экономических и социально-политических условий жизни этносов. Этнические предубеждения и предрассудки актуализируются в условиях межэтнических конфликтов и являются признаками этнической антипатии.
Определено место этнических стереотипов в структуре этнического сознания и этнической картины мира (Ю.В. Бромлей, В.П. Яссман, В.Ф. Петренко). Показана трехуровневая структура стереотипа, рассмотрены особенности всех уровней этнического стереотипа (аффективного, когнитивного, поведенческого). Аффективный - наиболее глубинный уровень этнического стереотипа. Он включает в себя чувство симпатии или антипатии относительно того объекта, на который он направлен. Данный уровень стереотипа субъективен и эмоционален. Аффективный компонент не осознается его носителем, не существует в словесной форме, и поэтому его изучение представляет наибольшую сложность по сравнению с изучением двух других уровней стереотипа. Когнитивный уровень этнического стереотипа выражается во мнениях или суждениях его носителя о данном этносе в целом и отдельных его представителях. Данный уровень стереотипа . содержит информацию об осознаваемых феноменах. Он связан с тем, как воспринимается этнос, какие конкретные черты характера и поведения приписываются его членам. Поведенческий уровень стереотипа выражается в конкретных действиях по отношению к представителям своей или чужой этнической группы в различных ситуациях межэтнических отношений. В настоящее время не ясны полностью все аспекты взаимодействия данных компонентов в стереотипе. Существование негативных этнических стереотипов
в сознании индивида не обязательно ведет к проявлению враждебности в поведении данного индивида по отношению к представителям отрицательно оцениваемой им этнической группы.
Также описаны характерные особенности автостереотипов, гетеростереотипов и контрстереотипов. Автостереотипы - совокупность специфических черт, приписываемых представителям собственной этнической группы. Гетеростереотипы - совокупность признаков, приписываемых типичным представителям других этнических групп. Контрстереотип включает в себя характеристики, приписываемые нетипичным представителям данного этноса.
Рассмотрены основные свойства этнических стереотипов: эмоциональность и оценочность, устойчивость, согласованность, неточность. Проанализированы функции этнических стереотипов.
Во втором параграфе «Анализ и обоснование методологической стратегии исследования этнических стереотипов» освещаются теория и практика исследования этнических стереотипов. Рассмотрены работы У. Липпмана, Е.С. Богардуса, Д. Каца и К.У. Брейли, Дж. Долларда, Т. Адорно, Г.М. Гильберта, И.С. Кона, Ю.В. Бромлея, J1.M. Дробижевой, A.A. Сусоколова, затрагивающие проблему этнических стереотипов. Проанализированы основные теории происхождения этнических стереотипов (теория индивидуально-психологического происхождения стереотипов, теория . фрустрации и агрессии, теория проекции, теория авторитарной личности). Показаны особенности, сильные и слабые стороны данных теорий.
Рассмотрены возможности использования различных эмпирических методов исследования этнических стереотипов. Отмечается, что приступая к исследованию этнических стереотипов необходимо хорошо осознавать, какой уровень этностереотипа подвергается анализу.
Социологические методы имеют различные возможности для изучения каждого из этих уровней. Качественный и количественный анализ документов
предоставляют большие возможности для изучения когнитивного уровня этнических стереотипов. Преимущества анализа документов заключаются в том, что это «мягкий» метод получения информации. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса. Документальные источники позволяют проследить динамику изменения этнического стереотипа какого-либо народа за длительный исторический период.
В социологии наиболее популярным методом исследования этнических стереотипов является опрос. Существующие виды, метода опроса позволяют, изучать как когнитивный, так и аффективный уровень стереотипа. Однако в случае применения опроса возможно «навязывание» респонденту определенной точки зрения, что может отразиться на качестве получаемой информации. Другая сложность связана с тем, что респондент сознательно в силу различных причин может скрыть свою точку зрения от исследователя.
Наиболее эффективными методиками исследования аффективного компонента стереотипа долгое время считались шкалы равных интервалов Л. Терстоуна и шкалы Р. Лайкерта. В настоящее время наиболее оптимальными для изучения аффективной составляющей стереотипа представляются психосемантические методы. Самыми популярными психосемантическими методами, применяемыми для получения информации об аффективном уровне стереотипа, являются в настоящее время шкалы, разработанные на основе семантического дифференциала Ч. Осгуда. Эмпирические процедуры, используемые в семантическом дифференциале, состоят в предъявлении каждому индивиду набора биполярных шкал (хороший - плохой, активный -пассивный, сильный - слабый, горячий - холодный, приятный - неприятный и т.д.). Задача индивида - оценить предъявляемые понятия по каждой шкале. На основе традиционных процедур оценки факторных баллов можно сравнить позиции разных индивидов в трехмерном факторном пространстве и таким
образом различать «значения», приписываемые разными индивидами одному и тому же понятию.
В диссертации для выявления особенностей существовавших в прошлом и современных этнических стереотипов, а также для изучения динамики их изменений используется метод контент-анализа и качественного анализа документов. Для уточнения и конкретизации особенностей современных этнических стереотипов используется анкетный опрос, основанный на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда.
Во второй главе «Этнические стереотипы в современном российском обществе: изменчивость и стабильность» представлены результаты эмпирических исследований, позволившие выделить характерные особенности стереотипов представителей русского этноса, проследить динамику изменений этнических стереотипов русских.
В первом параграфе «Фольклор как источник информации об этнических стереотипах (по результатам контент-анализа и качественного анализа документов)» фольклор рассматривается как важный источник информации об этнических стереотипах. Большинство представлений о различных народах обусловлено не длительным личным общением или контактами с представителями этих этнических групп, а пословицами, песнями, анекдотами и другими фольклорными жанрами. Фольклор - коллективное явление. Любой фольклорный текст известен многим людям. Поэтому можно говорить, что этнические стереотипы, изложенные в фольклорных источниках, являются элементами культуры и сознания изучаемого народа.
В диссертационном исследовании в качестве источника информации об этнических стереотипах выбраны такие жанры российского фольклора, как пословицы, поговорки и анекдоты.
В первом исследовании рассматривались особенности этнических стереотипов русского населения России середины XIX века. В качестве источника информации использовался материал, собранный В.И. Далем.
Во втором исследовании проведен анализ представлений современных русских о своем и других этносах, нашедших отражение в современном фольклоре. В качестве источника информации использовались анекдоты, публиковавшиеся в российской прессе с 2001 по 2010 гг.
На основе полученных данных было проведено сравнение этнических стереотипов русских середины XIX и начала XXI века, выявлена динамика изменений этнических стереотипов.
Первое исследование показало, что наиболее частыми героями пословиц и поговорок являются русские (32% от . общего числа поговорок со стереотипами). На втором месте по частоте встречаемости - цыгане (20%). На третьем - евреи (11%). На четвертом - «немцы» (10%). В поговорках слово «немец» используется для обозначения любого иностранца (т.е. человека, говорящего неясно, непонятно, «немого»), а не только этнического немца. На пятом месте оказались татары (8%). На шестом - греки, поляки и украинцы (4%) и т.д. Образ русского человека, отраженный в пословицах, включает в себя такие качества, как неторопливость и терпеливость; смелость, силу и выносливость; легкомысленность, любовь к комфорту и удовольствиям. Русские предстают в поговорках как ориентированные на поддержание родственных связей, не слишком религиозные, лояльные по отношению к царю и способные длительное время подчиняться власти, авторитету. Среди русских встречаются люди наивные и глупые, но в то же время русский человек отличается догадливостью, и наблюдательностью. Во взаимоотношениях с другими русский человек обычно бесхитростен и прямолинеен, может быть груб, но также известен своим радушием и гостеприимством. Цыгане в поговорках наделяются, в основном, отрицательными характеристиками. Они представляются как люди бедные, не желающие работать и предпочитающие воровать. В то же время отмечается, что цыгане веселые и артистичные. Евреи в русских пословицах предстают, в первую очередь, как обманщики, лицемеры
и скряги. Отмечается склонность евреев поддерживать устойчивые межэтнические связи.
Второе исследование современного русского фольклора позволило определить, что наиболее частыми героями анекдотов являются сами русские (37% от общего числа анекдотов с этническими стереотипами). На втором месте по частоте встречаемости оказались евреи (20%), на третьем месте -эстонцы (7%), далее - китайцы (5,3%), украинцы (4,8%), американцы (4%) и Т:Д. Русским в анекдотах чаще всего приписываются такие качества, как склонность к употреблению алкоголя, легкомысленность, наивность, непрактичность, склонность нарушать законы, склонность к воровству, сквернословие, агрессивность, жестокость, выносливость. Этнические стереотипы о евреях, выявленные в анекдотах, включают в себя следующие характеристики: находящие неожиданный смысл в увиденном, в словах, действиях людей; хитрые, неискренние; жадные; проницательные; склонные поддерживать этнические и родственные связи; склонные к торговым делам; ироничные; хозяйственные, бережливые. Этнические стереотипы об эстонцах включают в себя только две характеристики: медлительные и недогадливые. Цыгане в анекдотах чаще всего предстают в образе гадалок. Кроме того им приписываются такие качества, как лень, артистизм, склонность к попрошайничеству.
По результатам социологических исследований, проведенных под руководством автора, представлены следующие выводы:
1. Героями фольклорных материалов чаще всего становятся сами русские. Образ типичного русского в поговорках и анекдотах является наиболее полным и разносторонним. Это связано с тем, что фольклор является важным инструментом формирования этнического сознания, источником информации об истории и культуре народа.
2. Героями фольклора становятся народы, проживающие на одной территории с русскими, либо в пограничных странах, а также жители тех стран,
с которыми Россия активно взаимодействует или взаимодействовала в прошлом. Этим объясняется присутствие в фольклоре девятнадцатого века таких народов, как татары, поляки, украинцы, французы и т.д., а в современном - китайцы, американцы (жители США), японцы, молдаване, израильтяне, корейцы, чеченцы, белорусы и т.п.
3. Этнические стереотипы способны существовать в неизменном виде длительное время. Как и в середине XIX, так и в начале XX века, в образе русских присутствуют такие черты, как легкомысленность, выносливость, смелость, склонность к употреблению алкоголя, терпеливость, догадливость, покорность сильной власти. Евреи современным русским все также представляются хитрыми, жадными, успешными в торговых делах, склонными поддерживать этнические и родственные связи. Как и в позапрошлом веке, цыгане предстают людьми ленивыми и артистичными, а типичным занятием цыган остается гадание, воровство и попрошайничество. Армяне все также представляются хитрыми и нечестными, а французы легкомысленными и слабыми.
4. Изменяющаяся экономическая и политическая ситуация влияет на представление народов друг о друге. Образ образованного, умного и изобретательного японца возник благодаря технологическому прорыву, который осуществила Япония во второй половине XX века. В современном фольклоре евреи-израильтяне наделяются такими чертами, как агрессивность и жестокость, чему способствует жесткая внешняя политика .израильского правительства. В связи с изменениями, произошедшими в XX веке в государственном устройстве России, исчез стереотип о лояльности русского народа по отношению к царской власти. Многие анекдоты о китайцах связаны с оценкой качества китайских товаров и масштабов их производства. Анекдоты о молдаванах соотносятся с темой иммиграции молдаван в Россию и занятости их в сфере строительства. Данные стереотипы являются новыми, зависящими от внешних условий, а потому подвижными и изменчивыми.
Во втором параграфе «Сравнительный анализ современных автостереотипов и гетеростереотипов русского этноса (по результатам анкетного опроса)» рассматривается соответствие стереотипных признаков, выявленных в фольклоре, результатам, полученным при анкетировании, проведенном среди представителей русского этноса. Респондентам предлагалось оценить наличие предложенных черт характера у представителей нескольких этнических групп по семибальным шкалам (от 3 до -3). Где значение «3» свидетельствует о максимальном проявлении данного качества у большинства представителей оцениваемой группы, с точки зрения респондента, значение «-3» свидетельствует о наличии противоположного качества. Выбор этнических групп и стереотипных характеристик, включенных в вопросы анкеты, обусловлен результатами анализа пословиц, поговорок и анекдотов. Респондентам предлагалось оценить характерные черты американцев, евреев, русских, украинцев, чеченцев с помощью тридцати показателей.
Исследование показало, что большинство респондентов отмечает следующие характерные черты русских: склонность к употреблению алкоголя (2,38); любовь к детям (2,18); выносливость (2,16); смелость (2,13); открытость, добросердечность (1,86); склонность к риску (1,86); патриотизм (1,76); любовь вступать в споры (1,71); высокая образованность (1,55).
Характерные черты евреев, с точки зрения респондентов, следующие: склонность соблюдать традиции своего народа (2,52); религиозность (2,45); склонность поддерживать родственные связи (2,39); хитрость .(2,24); успешность в бизнесе (1,81); любовь к детям (1,75); трудолюбие (1,59); жадность (1,58); высокая образованность (1,51).
Опрос показал, что американцам приписываются такие черты, как: успешность в бизнесе (2,05); патриотизм (1,94); склонность навязывать свое мнение окружающим (1,88).
Чеченцы наделяются следующими характеристиками: склонность поддерживать родственные связи (2,58); склонность соблюдать традиции
своего народа (2,48); религиозность (2,48); патриотизм (2,09); смелость (2,04); выносливость (2,01); агрессивность (2,01); склонность к риску (1,97); грубость, жестокость (1,69); склонность вступать в споры (1,69); негативное отношение к чужакам, иностранцам, другим народам (1,63); любовь к детям (1,60); склонность навязывать свое мнение окружающим (1,55).
Стереотипы украинцев, полученные в результате опроса, следующие: любящие детей (1,82); склонные к употреблению алкоголя (1,77); склонные поддерживать родственные связи (1,76); хитрые (1,62); соблюдающие традиции своего народа (1,52).
Сравнение стереотипов, выявленных в фольклорном материале, с результатами проведенного опроса показало высокую степень соответствия фольклорных образов народов образам, присутствующим в сознании русского этноса. При этом опрос позволил обнаружить те представления русских, которые не были зафиксированы в исследованном фольклоре. В результате были получены более детальные стереотипные портреты народов.
По результатам анкетного опроса не выявлено значимой корреляции между подверженностью респондента стереотипным суждениям и полом, возрастом или образованием.
Результаты анкетного опроса подтверждают динамику изменений этнических стереотипов, выявленную ранее методом анализа документов.
В заключении диссертационного исследования подводятся общие итоги работы, дается описание, дальнейших перспектив, изучения этнических стереотипов. Отмечается практическая значимость применения результатов исследования, формулируются выводы.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы: Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ: 1. Белова O.A. Этнические стереотипы как объект социологического исследования // Социальная политика и социология. - М.: Издательство РГСУ. -№2 (38).-2008.-С. 118-127. (0,6 п.л.)
2. Белова O.A. Исследование этнических стереотипов в рамках социологии // Социальная политика и социология. - М.: Издательство РГСУ. - №4 (46). -2009.-С. 118-125.(0,5 п.л.)
Статьи в научных журналах, сборниках:
1. Белова O.A. Фольклор как источник формирования этнических стереотипов // Новые социальные реалии в изменяющейся России. - Юбилейный: «ЗАО ПСТМ», 2009. - С.3-7. (0,3 п.л.).
2. Белова O.A. Этнический стереотип, установка, предубеждение, предрассудок: соотношение понятий // Социальные аспекты интеграции современного российского общества. - Юбилейный: «ЗАО ПСТМ», 2009. - С.З-14. (0,7 п.л.).
3. Белова O.A. Социологическое исследование этнических стереотипов // Вестник учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы: журнал. -М.: Издательство РГСУ, 2009. -№1. - С. 187-193. (0,4 пл.).
4. Белова O.A. Подходы к исследованию этнических стереотипов восприятия в социальных науках // Россия: социальные изменения и социальное развитие: материалы XVI социологических чтений Российского государственного социального университета. - М.: Издательство РГСУ, 2009. - С. 5-8. (0,2 п.л.).
5. Белова O.A. Влияние этнических стереотипов на социальную сплоченность общества // Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации: Материалы выступлений . участников IX Международного социального конгресса 25-26 ноября 2009 г. - М.: Изд-во РГСУ, 2010. - С. 300. (0,2 п.л.).
Подписано в печать: 11.10.11
Объем: 1,5 усл.п л. Тираж: 120 экз. Заказ № 477 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г. Москва, Страстной бульвар, 6/1 (495)978-43-34; www.reglet.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Белова, Ольга Александровна
Введение
1. Теоретико-методологические основы исследования этнических стереотипов
1.1. Этнические стереотипы как объект социологического анализа
1.2. Анализ и обоснование методологической стратегии исследования этнических стереотипов
2. Этнические стереотипы в современном российском обществе: изменчивость и стабильность
2.1. Фольклор как источник информации об этнических стереотипах (по результатам контент-анализа и качественного анализа документов)
2.2. Сравнительный анализ современных автостереотипов и гетеростереотипов русского этноса (по результатам анкетного опроса)
Введение диссертации2011 год, автореферат по социологии, Белова, Ольга Александровна
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена активизацией процесса этнического возрождения как основной особенности развития народов во всем мире, включая Россию. Его характерными чертами являются рост этнической идентичности, подъем этнического сознания' и самосознания, повышение роли этничности в общественных процессах, появление интереса многих людей к культуре, традициям и образу жизни своего народа:
Динамичная этнизация наблюдается на фоне всемирной экономической, политической и культурной интеграции, возникновения и распространения глобальной культуры. Этот процесс обусловлен двумя тенденциями. Первая тенденция связана с тем, что стандартизация, слияние и унификация культур различных народов порождает естественное стремление этносов к сохранению своей самобытности и уникальности своей культуры. Вторая тенденция исходит из того, что этническое возрождение является реакцией на нестабильность экономической и политической сферы общества, попыткой найти опору и защиту в непредсказуемом мире путем этнической солидаризации. Источником стабильности для многих современных людей' выступает осознание принадлежности к этнической группе, стремление сохранить ее традиционные нормы и ценности.
При этом формирование представлений о самобытности собственной этнической группы и ее характерных особенностях неразрывно связано с осознанием ее отличий от других этнических групп. На этом фоне происходит актуализация, этнических стереотипов, оказывающих существенное влияние на восприятие различных этносов.
Обычно этнические стереотипы определяются как упрощенные, схематизированные, эмоционально окрашенные и очень устойчивые образы различных этнических групп. Этнические стереотипы включают в себя представления о моральных, умственных, физических качествах типичных представителей определенного этноса. Стереотипы распространяются на всех членов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуальных различий. Поэтому они никогда не бывают полностью истинными. Оценивая какую-либо этническую группу, люди часто приписывают каждому из индивидов, входящих в эту группу, некоторые черты, которые, по их мнению, характеризуют данный этнос- в целом. Стереотипы помогают распознавать и упрощать окружающий мир. Полностью отказаться от использования стереотипов невозможно, т.к. в этом случае жизнь человека окажется перегружена новой информацией, требующей постоянного напряжения внимания. Поэтому люди в своей повседневной жизни бессознательно ориентируются на существующие стереотипы, и этнические стереотипы будут существовать до тех пор, пока существуют этносы.
Трудно переоценить значение этнических стереотипов в гармонизации межэтнических отношений, снижении уровня напряженности общества, связанного с этническим фактором. Формирование механизмов успешного межэтнического взаимодействия, несмотря на наличие довольно масштабных интеграционных процессов в мировом сообществе, все более актуализируется практически для всех полиэтнических государств, в том числе и для России. По утверждению С.Хантингтона, наше время характеризуется, прежде всего, тенденцией роста национально-возрожденческих движений, религиозного фундаментализма, национализма и конфликтами, возникающими на почве ценностно-символических несоответствий, лежащих в основе различных цивилизаций1.
Этнические стереотипы, существующие в сознании противоборствующих сторон, могут определять их отношение друг к другу, выражающееся в конкретных действиях. Известно, что часто в ситуации политического конфликта этнические стереотипы используются элитой как инструмент идеологической борьбы для достижения определенных экономических, политических и иных целей. Лидеры конфликтующих сторон, используя, как правило, средства массовой информации, подчеркнуто опираются на «выгодные» в конкретной ситуации стереотипы, а также пытаются создавать новые.
В связи с этим возникает потребность поиска механизмов сохранения этнических стереотипов позитивной направленности и ослабления негативных этнических стереотипов. Знание характера этнических стереотипов, особенностей их формирования, владение информацией об их изменениях позволит прогнозировать социальную ситуацию, своевременно реагировать на существующие противоречия, находить оптимальные пути урегулирования межэтнических конфликтов.
Исследовательская практика этнических стереотипов представляет собой достаточно сложную процедуру. Это связано не только с высокой степенью сложности исследуемого явления, но и с выбором методов изучения. Долгое время большинство социологов, использовало, в основном, метод анкетного опроса с применением открытых вопросов. При этом недооценивались преимущества метода анализа документов.
Степень научной разработанности проблемы.
Исследование феномена этнических стереотипов имеет длительную» историю. Понятие «социальный- стереотип» стало активно использоваться в науке после выхода труда У. Липпмана «Общественное мнение» (1922). Е.С. Богардусу2, а также Д. Кацу и К.У. Брейли3 принадлежит первенство в эмпирическом изучении этнических стереотипов. В XX веке появились различные теории, объясняющие происхождение феномена этнических стереотипов. Наиболее известными среди них являются теория фрустрации и агрессии, теория проекции, теория авторитарной личности.
В настоящее время исследованием этнических стереотипов активно занимаются не только зарубежные, но и отечественные специалисты в области этносоциологии, этнопсихологии, социальной антропологии, истории,
2 См.: Bogardus E.S. Immigration and Racial Attitudes. - Boston: Hcath, 1928.
3 См.: Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundrcd College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology. - Vol. 28. -1933. - p.280-290. лингвистики, философии. Большое внимание этническим стереотипам уделялось при разработке теории этноса и теории этнического самосознания в трудах Ю.В. Бромлея, В.А. Ядова, Б.Ф. Поршнева4 в 60-80-х годах XX века. В рамках изучения этноса и этнического сознания проблему этнических стереотипов затрагивали JI.H. Гумилев, К.П. Иванов, В.И. Козлов, М.В. Крюков, В.А. Тишков5. В настоящее время в данном направлении работают В.И Жуков, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Т.Г. Стефаненко, В.Ф. Петренко6 и др.
Особенности этнических автостереотипов и гетеростереотипов изучают Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов и др. Под руководством таких ученых как B.C. Агеев, А.О. Бороноев, JI.M. Дробижева, А.Г. Здравомыслов, Г.И. Осадчая, Г.В. Старовойтова, Ю.Н. • Толстова8 проведены исследования этничности и этнической идентичности, тесно связанные с проблемой этнических стереотипов.
4 См.: Брошей Ю.В. Этнос н этнография. - М.: Наука, 1973.; Ядов В.А. К вопросу о теории стереотипнзации в социологии. // Философские науки. - 1960. - №2 - С. 47-58.; Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М.: Смысл, 1973.
5 См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Издательство ACT, 2002.; Гумилев JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению. // Социологические исследования. — 1992. — №1 - С. 50-57.; Крюков М. В. Преодолеть догмы, изучать реальную этническую ситуацию. // Расы и народы. Ежегодник. — Вып. 18. - М.: Наука, 1988. — С. 49-64.; Козлов В.И. Этнорасовые предубеждения и этнологическая наука // Расы и народы. Ежегодник. - Вып. 23. - М.: Наука, 1993. - С. 105-139.; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
6 См.: Жуков В.И., Тавадов Г.Т. Большой этнологический словарь. - М.: Омега-Л, РГСУ, 2010.; Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М,: Смысл, 1998.; Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999.; Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Этническая идентичность, статус группы и тип расселения как факторы межгрупповой интолераптности // Психологический журнал. -T.26. - 2005. - №3 - С. 51-64.; Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности // Этническая психология и общество. — М.: Наука, 1997.; Петренко В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кравцова А.Р., Осипова B.C. Психосемантическнй анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости — М.: Смысл, 2000.
7 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов A.A. Этносоциология - М.: Наука, 1998.
8 Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. - 1986. -№1 - С. 95-97.; Бороноев А.О., Смирнов П.И. Российский менталитет и реформы // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 274-302.; Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического сознания: пределы совместимости // Толерантность и согласие. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. — С. 61-68.; Здравомыслов А.Г., Цуциев A.A. Этничность и этническое насилие: противостояние теоретических парадигм // Социологический журнал. — 2003 - №3.; Осадчая Г.И. Мигранты из Армении и Грузии в Москве. - M.: Издательство РГСУ, 2010.; Старовойтова Г.В. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаев. — СПб.: европейский институт, 1999.; Толстова Ю.Н. Одномерное шкалирование: основные цели; шкала Терстоуна для измерения установки И Социология: 4M. -1997.-№8-С. 54-65.
Этническим стереотипам и установкам, сходству и различиям этнических картин мира, определению места этнической идентичности в системе межэтнических отношений, этнической миграции посвящены работы Г.М. Андреевой, В.П. Левкович, Д.К. Танатовой, И.В. Лесковой, Л.И; Науменко, A.B. Носковой9 и др.
Российские ученые разработали различные подходы и методы исследования этнических стереотипов. Для их изучения применяются все традиционные для социологии методы. Активное изучение этнических стереотипов позволило сформировать достаточно четкое представление об этом явлении. Более конкретно определено само понятие этнического стереотипа восприятия, его связь с этническим сознанием и самосознанием, этнической картиной мира. Выявлена связь между стереотипом и установкой, стереотипом и предубеждением, стереотипом и предрассудком. Изучены структурные компоненты этнического стереотипа: автостереотипы, гетеростереотипы, контрстереотипы. Описаны те свойства, которыми обладают этнические стереотипы, осуществляемые ими функции. Раскрыта трехуровневая природа стереотипов, определены особенности каждого из трех уровней (аффективного, когнитивного, поведенческого).
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся с первого взгляда полноту знаний-о процессе этнической стереотипизации, многие его аспекты остаются слабо и (или) совсем неисследованными.
Объектом диссертационного исследования являются этнические стереотипы в российском обществе.
9 Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.; Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал. — 1983. — №4 — С. 64-74.; Танатова Д.К. Московский мегаполис в этносоциальном измерении // Сборник трудов научно-педагогической школы РГСУ в области социальной науки и социального образования. - M.: Издательство РГСУ, 2010. — С. 326-334.; Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформаций в пост-советский период // Журнал прикладной психологии. - 1999. - №1 - С. 14-26.; Науменко Л.И. Этническая идентичность белорусов: содержание, динамика, региональная и социально-демографическая специфика // Беларусь и Россия: социальная сфера и социокультурная динамика: Сб. науч. тр. Под редакцией O.B. Пролесковского, Г.В. Осипова. — Мн.: ИАЦ, 2008. — С. П 1-132.; Носкова A.B. Миграция в России: этнокультурная интеграция или изоляция? // Материалы Международной конференции «Пражский диалог о Европе в XXI веке». — Прага, 2009.
Предметом диссертационного исследования выступает динамика изменений этнических автостереотипов и гетеростереотипов представителей русского этноса, проживающих на территории России. Цель диссертационного исследования: выявить особенности этнических стереотипов русских, проследить динамику их изменений. Задачи исследования:
1. Уточнить понятийный аппарат социологического анализа этнических стереотипов, выявить их характерные особенности и роль в современных конфликтах.
2. Разработать собственный методологический подход к исследованию этнических стереотипов.
3. Выявить, динамику изменений автостереотипов и гетеростереотипов русских на основе исследования фольклорного материала.
4. На основе результатов эмпирического исследования уточнить характер современных этнических стереотипов русских.
Теоретико-методологическая база исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются сравнительно-исторический и структурно-функциональный. подходы. Теоретической базой исследования послужили труды П.Н. Шихирева, И.С. Кона, Ю.В. Бромлея, В:А. Тишкова, З.В: Сикевич, Ю.Н. Толстовой, Г.Г. Татаровой, Д.К. Танатовой, В.К. Мальковой, Ю.В: Арутюняна, A.A. Сусоколова, JI.M. Дробижевой, C.B. Рыжовой, Т.С. Барановой, А.К. Байбурина, А.П. Садохина У Липпмана, Ф. Барта, Дж. Келли, Т. Адорно, Г. Тэджфела, Д.Р. Брауна, Ч.М. Файерстоуна, Э. Мицкевича, Э. Богардуса, Г. Оллпорта, А. Дандеса, посвященные проблеме этнических стереотипов.
Эмпирическую базу работы составили результаты следующих социологических исследований, проведенных под руководством автора: 1. «Этнические стереотипы русского населения России середины XIX века» (2010 г.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление автостереотипов и гетеростереотипов русских, присутствующих в русском фольклоре XIX века. Эмпирический объект исследования: пословицы и поговорки из сборника В.И. Даля. Всего просмотрено 30130 изречений. Из них проанализировано 133 поговорки, содержащие информацию о характерных особенностях, приписываемых русскими своему и другим народам. Метод: контент-анализ и качественный анализ документов.
2. «Этнические стереотипы в современных СМИ» (2008-2011 гг.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление современных этнических стереотипов1 русских, присутствующих в средствах массовой информации. Эмпирический объект исследования: анекдоты, напечатанные в газете «Московский комсомолец» с 11 июля 2001 г. по 31 декабря 2010 г. Всего выявлено 10128 анекдотов. Из них проанализировано 353 анекдота, содержащие этнические стереотипы. Метод: контент-анализ и качественный анализ документов.
3: «Современные автостереотипы и гетеростереотипы русского этноса» (2010 г.). Руководитель проекта Белова O.A. Цель исследования: выявление автостереотипов и гетеростереотипов, присутствующих в сознании представителей русского этноса. Эмпирический объект исследования: представители русского этноса, проживающие в г. Москва. Метод: анкетный опрос. Выборка методом снежного кома. N=500 респондентов. Обработка данных эмпирических исследований проведена на основе статистического пакета SPSS. Результаты представлены в табличном и графическом, виде в приложении диссертации^
Информационную базу составили результаты следующих исследований: «Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости» (2000 г., А.Г. Асмолов и др., Москва); «Этническая толерантность и этнические стереотипы подростков» (2001 г., М.Г. Герасимова, Москва); «Проявление агрессии в этнических стереотипах» (2004 г., A.A. Налчаджян, Ереван); «Подростки и юношество в многонациональной Москве: формирование этнического самосознания и межэтнических отношений» (2007 г., В.Д. Шапиро и др., Москва); «Этнические стереотипы и
СМИ: механизм формирования» (2008 г., O.A. Малаканова, Самара); «Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде» (2010 г., JT.M. Дробижева, Москва).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:
1. Проанализировано содержание категории «этнический стереотип», выявлены характерные особенности этнических стереотипов и их роль в современных конфликтах.
2. Разработан авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов.
3. Представлена динамика изменений этнических стереотипов русских под воздействием экономических и социально-политических изменений на основе применения метода контент-анализа и качественного анализа документов, содержащих фольклорный материал.
4. На основе анализа результатов эмпирического исследования выявлены особенности современных этнических стереотипов русских.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под этническими стереотипами восприятия в работе понимаются-зафиксированные на уровне этнического сознания и усваиваемые в процессе инкультурации упрощенные и эмоционально окрашенные образы различных этнических групп. Этнические стереотипы на когнитивном уровне включают в себя характеристики, приписываемые «типичным» представителям какой-либо этнической группы. Этнические стереотипы обладают такими характерными особенностями, как согласованность, проявляющаяся в единстве представлений всех членов этнической группы о своем и других народах; эмоциональность, отражающаяся в позитивной или негативной коннотации суждений; неточность, связанная с тем, что этнические стереотипы распространяются на всех членов этнической группы без учета индивидуальных различий; стабильность, проявляющаяся в способности этнических стереотипов существовать в неизменном виде длительное время.
В условиях межэтнических столкновений влияние ряда этнических стереотипов на сознание представителей конфликтующих сторон может актуализироваться. В этом случае на основе негативных этнических стереотипов возможно формирование этнических предубеждений и предрассудков. Этнические предубеждения и предрассудки связаны с резко негативным восприятием другого народа, проявляющемся во* враждебном отношении к его представителям.
2. Важным источником информации об этнических стереотипах является фольклор. Авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов на основе анализа фольклорного^ материала имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми для этой цели опросами. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса, что позволяет избежать навязывания респонденту мнения исследователя, непонимания респондентом- смысла вопросов, а также сокрытия респондентом от исследователя своей точки зрения. Качественный анализ документов, содержащих фольклорный материал, является единственным методом, позволяющим получить информацию о существовавших ранее этнических стереотипах. Фольклорные материалы позволяют проследить динамику изменений этнических стереотипов за длительный исторический период. Получение наиболее полной информации о современных этнических стереотипах возможно в комплексном социологическом исследовании с использованием метода анализа документов, содержащих фольклорный материал, и опроса, основанного на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда.
3. Динамика изменений этнических стереотипов в современном российском обществе обусловлена социальными, экономическими и политическими изменениями, конфликтами, противоречиями на территории страны и за ее пределами. При этом проявление этнических стереотипов «новой» и «старой» формации происходит как в позитивной, так и негативной коннотации. В связи с особенностями политики Российской Империи в русском фольклоре XIX века встречаются стереотипы о французах (связанные с памятью о событиях Отечественной войны 1812 года), поляках (в связи с событиями Смутного времени), татарах (связанные с памятью о монголо-татарском нашествии), шведах (в связи с памятью о Полтавской битве 1709 г.) и т.п. Вооруженный конфликт на территории Чечни отразился в современном русском фольклоре, представляющем чеченцев в образе террористов. В результате современные стереотипные представления русских о чеченцах стали включать такие черты, как фанатическая религиозность, смелость, агрессивность, жестокость, склонность к риску. Начавшийся в конце XX века приезд в Россию иммигрантов из Молдавии, их занятость в строительной сфере, способствовали формированию стереотипа о молдаванах, как о прирожденных и хороших строителях. Масштабное производство опиума в Афганистане и приток его в европейские страны способствовало формированию стереотипа об- афганцах, как торговцах наркотиками. Особенности внешней и внутренней политики; США в XX веке привели к формированию таких стереотипов об американцах, как склонных навязывать свое мнение окружающим, патриотичных, чрезмерно политкорректных, успешных в бизнесе. Изменения, произошедшие во; внутриполитическом устройстве России, в XX веке, привели к исчезновению стереотипов о лояльности русского народа по отношению к царской власти, о богобоязненности русского народа;
Таким образом, экономические и социально-политические трансформации в современном мире способствуют динамике ряда этнических стереотипов, делая их подвижными и изменчивыми.
4. Современные этнические автостереотипы и гетеростереотипы русских имеют следующие особенности. В качестве характерных черт типичных представителей собственного этноса русские отмечают склонность к употреблению алкоголя, смелость, любовь к детям, выносливость, патриотизм, открытость, добросердечность, склонность к риску, высокую образованность. Характерные черты евреев, с точки зрения представителей русского этноса, следующие: склонность соблюдать традиции своего народа, религиозность, склонность поддерживать родственные связи, хитрость, успешность в бизнесе, любовь к детям, трудолюбие, жадность, высокая образованность. Американцам приписываются такие черты, как склонность навязывать свое мнение окружающим, успешность в бизнесе, патриотизм. Современные стереотипы украинцев следующие: любящие детей, склонные к употреблению алкоголя, склонные поддерживать родственные связи, хитрые, соблюдающие традиции своего народа. Чеченцы наделяются следующими характеристиками: склонность поддерживать родственные связи, склонность соблюдать традиции своего народа, религиозность, патриотизм, смелость, выносливость, агрессивность, склонность к риску, грубость, жестокость, склонность вступать в, споры, негативное отношение к чужакам, любовь к детям; склонность навязывать свое мнение окружающим.
Теоретическая. и практическая значимость результатов диссертационной работы состоит в возможности использования материалов диссертации в разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера, для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнических отношений. Некоторые результаты позволяют пополнить социологические теории формирования- этнических стереотипов восприятия с точки зрения их функциональной значимости, изменений и влияния на характер и формы социальной коммуникации.
Основные положения диссертации могут быть полезными для представителей социального и гуманитарного знания, занимающихся исследованиями в области этносоциологии и социальной антропологии.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и чтении лекций для студентов и аспирантов социологического направления подготовки.
Апробация исследования.
Основные положения диссертационного исследования обсуждались на XV социологических чтениях РГСУ «Социальные изменения и человек: социологический дискурс» (Руза, февраль 2008); УШ Международном социальном конгрессе «Россия в многополярном мире: новые реалии и перспективы развития» (Москва, ноябрь 2008); IX Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Глобальный кризис и социальная сплоченность российского общества» (Москва, июнь 2009); IX Международном социальном конгрессе «Страны БРИК в условиях выхода из глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации» (Москва, ноябрь 2009); X Международном научно-педагогическом социальном конгрессе «Инновационная стратегия развития социального образования» (Москва, июнь, 2010); XI Всероссийском социально-педагогическом конгрессе «Социальная работа и социальное образование в контексте инновационного развития России» (Москва, июнь 2011).
Результаты исследования были изложены в ряде публикаций автора общим объемом 2,8 п.л.
Структура диссертации.
Структура, содержание и объем диссертации определены поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по два пара1рафа), заключения, библиографии и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе"
Заключение
В работе представлена актуальная для современной социологии тема «Динамика изменений этнических стереотипов в российском обществе». Диссертация опирается на эмпирические данные исследований, проведенных при непосредственном участии автора.
В работе раскрывается сущность понятия «этнический стереотип», рассматриваются основные теоретические подходы к определению стереотипа. Проанализированы работы У» Липпмана, Р. О'Хара, Т. Шибутани, Т. Адорно, Р. Таджури, Г. Тэджфела, В.А. Ядова, И.С. Кона, Ю.А.Шерковина, К.С. Гаджиева, Б.Д. Парыгина, А.П. Садохина, затрагивающие проблему этнических стереотипов. Показаны отличия этнических стереотипов от предубеждений и предрассудков.
Автор исходит из определения этнических стереотипов как зафиксированных на уровне этнического сознания и усваиваемых в процессе инкультурации упрощенных и эмоционально окрашенных образов различных этнических групп, включающих в себя представления о характерных чертах типичных представителей того или иного этноса. Этнические стереотипы укоренены в традиционной культуре этноса и проявляются; в частности, в фольклоре (сказках, легендах, пословицах, поговорках, анекдотах и т.п.). Оценивая какую-либо этническую группу, люди часто приписывают каждому из индивидов, входящих в эту группу, некоторые черты, которые, по их мнению, характеризуют данный этнос в целом. Стереотипы помогают распознавать и упрощать окружающий мир, поэтому существование этнических стереотипов естественно и неизбежно. Полностью отказаться от использования стереотипов невозможно, т.к. в этом случае жизнь человека окажется перегружена новой информацией, требующей постоянного напряжения внимания. Поэтому люди в своей повседневной жизни бессознательно ориентируются на существующие стереотипы, и этнические стереотипы будут существовать до тех пор, пока существуют этносы.
В отличие от этнических стереотипов, существование этнических предубеждений и предрассудков зависит от конкретных экономических и социально-политических условий жизни этносов. Этнические предубеждениями предрассудки актуализируются в условиях межэтнических конфликтов и являются признаками этнической антипатии. Они связаны с резко негативным восприятием другого народа и проявляются во враждебном отношении к его представителям.
В диссертационной работе определено место этнических стереотипов в структуре этнического сознания и этнической картины мира. Показана трехуровневая' структура стереотипа, рассмотрены особенности, всех уровней этнического стереотипа (аффективного, когнитивного, поведенческого). Аффективный' - наиболее глубинный уровень этнического стереотипа. Он включает в себя чувство симпатии или антипатии относительно того объекта, на который он направлен. Данный уровень стереотипа субъективен и эмоционален. Аффективный компонент не осознается его носителем, не существует в словесной форме, и поэтому его изучение представляет наибольшую сложность по сравнению с изучением двух других уровней стереотипа. Когнитивный уровень этнического стереотипа выражается во мнениях или суждениях его носителя о данном этносе в целом и отдельных его представителях. Данный уровень стереотипа содержит информацию об осознаваемых феноменах. Он связан с тем, как воспринимается этнос, какие черты- характера и поведения приписываются- его представителям. Поведенческий уровень стереотипа выражается в действиях по отношению к представителям своей или чужой этнической группы в различных ситуациях. Между когнитивным и поведенческим уровнями стереотипа нет однозначной связи. Существование негативных этнических стереотипов в сознании индивида не обязательно ведет к проявлению враждебности в поведении данного индивида по отношению к представителям отрицательно оцениваемой им этнической группы.
В диссертации описаны характерные особенности автостереотипов, гетеростереотипов и контрстереотипов. -Автостереотипы — совокупность специфических черт, приписываемых представителям собственной этнической группы. Гетеростереотипы — совокупность признаков, приписываемых типичным представителям других этнических групп. Контрстереотип включает в себя характеристики, приписываемые нетипичным представителям данного этноса. Этнические стереотипы обладают . такими характерными особенностями, как согласованность, проявляющаяся в единстве представлений всех членов этнической группы о своем и других народах; эмоциональность, отражающаяся в позитивной или негативной коннотации суждений; неточность, связанная^ с тем, что этнические стереотипы распространяются на всех членов этнической группы без учета индивидуальных различий^ стабильность, проявляющаяся в способности, этнических стереотипов существовать в неизменном виде длительное время.
В диссертации представлен, авторский методологический подход к исследованию этнических стереотипов на основе анализа, фольклорного материала. Фольклор рассматривается как важный источник информации об этнических стереотипах. Большинство представлений о различных народах обусловлено не длительным личным, общением или контактами с представителями этих этнических групп, а пословицами, песнями, анекдотами и другими фольклорными жанрами. Фольклор — коллективное явление. Любой фольклорный текст известен многим людям. Поэтому можно говорить, что этнические стереотипы, изложенные в фольклорных источниках, являются элементами культуры и сознания изучаемого народа.
Исследование этнических стереотипов на основе анализа фольклорного материала имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционно применяемыми для этой цели опросами. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, характерная для опроса, что позволяет избежать навязывания респонденту мнения исследователя, непонимания респондентом смысла вопросов, а также сокрытия респондентом от исследователя своей точки зрения. Качественный анализ документов^ содержащих фольклорный материал, является единственным методом, позволяющим получить информацию о существовавших ранее этнических стереотипах. Фольклорные материалы позволяют проследить динамику изменений этнических стереотипов за длительный исторический период. Получение наиболее полной информации о современных этнических стереотипах возможно в комплексном социологическом исследовании с использованием метода анализа документов, содержащих фольклорный материал, и опроса, основанного на методике семантического дифференциала Ч. Осгуда.
В соответствии* с авторским методологическим подходом было проведено комплексное исследование этнических стереотипов русского населения России середины XIX и начала XXI века, позволившее выявить характерные особенности и динамику изменений этнических стереотипов русских. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Наиболее полными и разносторонними являются стереотипные представления русских о собственном народе. Автостереотипы русских включают противоречивые характеристики, но в целом преобладают суждения позитивной коннотации.
В' этническом сознании русских присутствуют представления о народах, проживающих на одной территории с русскими, либо в пограничных странах, а также о жителях тех стран, с которыми Россия активно взаимодействует или взаимодействовала в прошлом, Этим объясняется присутствие в фольклоре девятнадцатого века стереотипных представлений о татарах, поляках, украинцах, французах и т.д., а в современном — о китайцах, американцах (жителях США), японцах, молдаванах, израильтянах, корейцах, чеченцах и т.п.
Этнические стереотипы способны существовать в неизменном виде длительное время. Как и в середине ХЗХ, так и в начале XXI века, в образе русских присутствуют такие черты, как легкомысленность, выносливость, смелость, склонность к употреблению алкоголя, терпеливость, догадливость, покорность сильной власти. Евреи современным русским все также представляются хитрыми, жадными, успешными в торговых делах, склонными поддерживать этнические и родственные связи. Как и в позапрошлом веке, цыгане предстают людьми ленивыми и артистичными, а типичным занятием цыган остается гадание» воровство и попрошайничество» Армяне все также представляются хитрыми и нечестными,, а, французы легкомысленными и слабыми.
Этнические стереотипы способны изменяться. Динамика изменений этнических стереотипов в современном российском обществе обусловлена социальными, экономическими и политическими изменениями, конфликтами, противоречиями на территории страны и за ее пределами. При этом проявление этнических стереотипов «новой» и «старой» формации происходит как в позитивной, так и негативной коннотации. В связи с особенностями'политики Российской Империи в русском фольклоре XIX века встречаются стереотипы о французах (связанные с памятью о событиях Отечественной войны 1812 года), поляках (в связи с событиями Смутного времени), татарах (связанные с памятью о монголо-татарском нашествии), шведах (в связи с памятью о Полтавской битве 1709 г.) и т.п. Вооруженный конфликт на территории Чечни отразился в современном русском фольклоре, представляющем чеченцев в образе террористов. В результате современные стереотипные представления русских о чеченцах стали включать такие черты, как фанатическая религиозность, смелость, агрессивность, жестокость, склонность к риску. Начавшийся в конце XX века приезд в Россию иммигрантов из Молдавии, их занятость в строительной сфере, способствовали формированию стереотипа о молдаванах, как о прирожденных и хороших строителях. Масштабное производство опиума в Афганистане и приток его в европейские страны способствовало формированию стереотипа об афганцах, как торговцах наркотиками. Особенности внешней и внутренней политики США в XX веке привели к формированию таких стереотипов об американцах, как склонных навязывать свое мнение окружающим, патриотичных, чрезмерно политкорректных, успешных в бизнесе. Изменения, произошедшие во внутриполитическом устройстве России в XX веке, привели к исчезновению стереотипов о лояльности русского народа по отношению к царской власти, о богобоязненности русского народа.
Таким образом, экономические и социально-политические трансформации в современной России и мире способствуют динамике ряда этнических стереотипов, делая их подвижными и изменчивыми.
Теоретические гипотезы подтверждены результатами социологического исследования. Все поставленные в диссертации, исследовательское задачи, решены. Работа способствует приращению нового социологического знания, которое может быть использовано при разработке рекомендаций теоретического и прикладного характера для государственных органов, политических и общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере межэтнических отношений. Некоторые результаты позволяют пополнить социологические теории формирования этнических стереотипов восприятия с точки зрения их функциональной значимости, изменений и влияния на характер и формы социальной коммуникации. Основные положения диссертации могут быть полезными для представителей социального и гуманитарного знания, занимающихся исследованиями в области этносоциологии и социальной антропологии.
Данные, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют расширить понимание сущности этнических стереотипов, их роли в условиях межэтнических взаимодействий и конфликтов. Полученные выводы позволяют глубже понять особенности динамики изменений этнических стереотипов в современной России. Теоретические выводы данного исследования могут быть использованы при разработке мероприятий по реализации государственной политики в сфере межэтнических отношений.
121
Список научной литературыБелова, Ольга Александровна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"
1. Авксентьев В.А. Краткий этносоциологический словарь-справочник / Под ред. Шаповалова В.А. — Ставрополь: Ставроп. гос. пед. ун-т, 1994.
2. Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: С111И, 1993.
3. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. — 1986. №1 - С. 95-97.
4. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие (социально-психологические проблемы). М., 1990.
5. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. — М.: Серебряные нити, 200L
6. Анарина Н.Г. Статьи о японском менталитете. М.: Прогресс, 1993.
7. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
8. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
9. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. — М. 2001.
10. Артановский С.Н. Этноцентризм и «возврат к этничности»: концепции и действительность // Этнографическое обозрение. — 1992. — N 3. — С. 1523.
11. Артемов B.JI. Правда о неправде. — Минск., 1985.
12. Аронсон Э. Общественное животное: введение в социальнуюпсихологию. — М.: Аспект Пресс, 1999.
13. Артемьева ЕЛО. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Смысл, 1999.
14. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1998.
15. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. -М.: Аспект Пресс, 1999:
16. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
17. АхиезерА.С. Культурные основы межэтничёских конфликтов // Общественные науки и современность. 1994. N 4. - С. 115-125.20: Бабич Й.А., Коростенов А.Г. Человек в многонациональном обществе И Этнографическое обозрение., 1993. N 6; - С. 146-147.
18. Багдасарова А.Б. Этническое самосознание: сущность, структура, особенности формирования. Материалы научной конференции «Этнические процессы накануне: XXI века>>. Ставрополь: СГУ, 1998 -С. 36-39.
19. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии // Социология: 4М. 1993-1994. - №3-4. - С. 55-56.
20. Беджанов М.Б. Развитие межнациональных отношении на современном этапе (На материалах республик Сев. Кавказа). Учебно-методологическое пособие по спецкурсу для студентов: — Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 1993.
21. Безансон А. Бедствие века. Коммунизм, нацизм и уникальность Катастрофы. М.: МИК, 2000.25.