автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Внешность человека в культуре
Текст диссертации на тему "Внешность человека в культуре"
f\//
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Яременко Светлана Николаевна
ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ
/24.00.01. - ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ/
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук
Президиум ВАК России г , ^
Ношение ох 'Ц - &L 19 fyi, NёЪ / ^
л т/ гГ, ^дааучньш консультант - доктор ■-йсудил ученую степень ДОК 1 софских у профессор1;
____________, ¡¡академик Российской Академии
•Начальник Управления ВАК РоссШ^анитарных наук Давидович В.Е.
7
8/ _„_____________________
А
\
г. Ростов-на-Дону 1997
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ...................................... 3
I.ПОНЯТИЙНАЯ НЕУЛОВИМОСТЬ ТЕМ ....................... 20
1.1.Тело и душа.................................... 20
1.2."Тело ... и есть мое Я" .............................30
1.3.Герменевтичностъ тела.................................39
П. ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ ...................................................49
2.1.Половой диморфизм тела ........................................49
2.2.Этнический образ тела.......................... 72
2.3.Тело и статус ...............................................106
2.4.Тело в зеркале эпохи ................... ....... 130
Ш. ЧЕЛОВЕК ОДЕТЫЙ ......................................................179
3.1.Одежда - "сосуд социальных содержаний"...,............179
3.2.Народный костюм .....................................202
1У. ВНЕШНЯЯ УНИКАЛЬНОСТЬ.............................................214
4Л.Дендизм Ш.Бодлера ............................................................219
4.2.Наряд Б.Дизраэли......................................229
4.3."Эстетский костюм" 0. Уайльда ..........................234
4.4. Комильфо Л.Толстого и его метаморфоза ...........240
4.5.Блуза В.Маяковского .............................250
4.6.С.Дали в образе абсурда .............................250
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................--------266
БИБЛИОГРАФИЯ ...................................268
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Человек многолик. Но если спросить любого из нас: "Что больше всего тебя привлекает в другом человеке?" то почти каждый ответит :** Дух, душа, ум". Так или почти так ответило бы большинство живущих, если бы им пришлось заполнить анкету социолога с подобным вопросом. Стремление насытиться духовной истиной, книжной сладостью приносит удовлетворение от общения и бросает людей в дружеские объятия.
Мы испытываем восхищение, проникая в лабиринты сознания тех, кто "не страшась усталости", достиг "сияющих вершие" в науке, искусстве, литературе. Говоря о великих, мы вспоминаем о добытых ими истинах, сделанных открытиях. Называя имя древнегреческого философа Зенона, мы тут же сопрягаем его с выдвинутыми им апориями, имя И.Канта с его категорическим императивом, имя А.Энштейна с разработанной им теорией относительности и т.д. Эти "взрывы сознания" (А.Белый), приобщающие нас к постижению истины, создают духовный, внутренний облик человека. Но несмотря на всю значимость духа он не может заслонить другой лик человека, о котором мы обычно забываем, - .лик внешний.
На обыденно-обывательском уровне каждый из нас обращает внимание на внешний облик человека. Но на теоретическом уровне внешность человека остается на второстепенном плане и приобретает актуальность лишь как знак и указатель его духовности. Правда, самодовлеющую ценность внешняя представленность субъекта приобретает в определенных познавательных ситуациях. Но такая ситуация складывается лишь в случае, когда внешность становится категорией эстетической, когда предметом исследования является "Человек прекрасный .
Осознание данной противоречивости познавательной ситуации позволяет отнести анализ внешности человека к одному из важнейших аспектов в формировании новой синтетической ооласти знания, получившей название "человековедение**.
Все современные гуманитарные исследования подчеркивают сложность человека, его неисчерпаемость, невозможность с помощью той или иной метафизической формулировки выразить его сущность. Сущность человека и его индивидуальность не исчерпываются только внутренними, психологическими, духовными началами. Ибо, чтобы жить и быть в мире, человек должен прежде всего быть воплощен в этом мире, занимать в нем определенное пространство, быть осязаемым, зримым, телесным. Кроме разума, совести, . долга и т.п. у человека есть плоть, голос, походка, мимика, жесты, он облачает свое тело в одежду, надевает на него украшения и т.п. Это положение человека в мире очень точно подметил Э.Мунье, сказав, что "два вида движения - вовне и внутрь неотделимы от личностной жизни". Это означает, что человек реализует себя не только во внутреннем плане, но и во внешнем.
Человек, взятый изнутри, выражает себя в таких формах, как наука, мораль, право, религия, искусство и т.п. Человек, взятый "извне", снаружи выражает себя во внешности, в конструировании своего внешнего облика. Разумеется дифференциация на человека "внутреннего" и человека "внешнего" - условна, ибо человек - это единое целое существо, в котором внешняя жизнь неотделима от внутренней и одна существует через другую. Понимание целостности человека не отменяет однако того положения, что внешность человека тоже является его сущностной стороной, интегральной характеристикой. Эту проблему, с которой мы столкнулись, можно выразить так: что есть человек "внешний"? Как существует "внешний" человек
в культуре?
Проблема "внешнего" человека имеет прямое отношение к проблеме его сущности, ибо в человеке представлены обе стороны-внеш-няя и внутренняя. Сущностная потребность человека в понимании и оценке самого себя и других является вечной проблемой и не может исследоваться без постижения внешнего лика человека. В самом деле, разве можно постичь себя, другого человека, его внутренний
облик, если оставлять без внимания лик внешний. По нему, по внеш-|
!
нему лику каждый составляет о другом свое оценочное суждение."По \ манере говорить, по взгляду глаз,по складкам на лоу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей... я всегда могу узнать, что за личность передо мною", - с этим рассуждением А.Ф.Лосева нельзя не согласиться. И продолжая его, можно утверждать, что изменения, происходящие с нами в жизни, словно отпечатываются во внешнем облике.
Способность человека к созданию системы символов, использованию и развитию ее выражается в его умении превращать свой видимый, внешний облик в культурный символ. Процесс творения внешнего лика человека, обреченного жить в культуре, так же вечен, как и творение его внутреннего лика. Знание о происходящих трансформациях внешнего образа человека и его культурной символике дает представление о цзшостных ориентирах общества, способствует ре- и' шению практической потребности человека в понимании себя и других.
Точно так же,как в основе современной концепции человеческой! сущности лежит признание факта отношения "я и тьг, в нее должно быть включено признание отношения "внутреннего" и "внешнего" человека, ибо тот и другой могут существовать, лишь опираясь друт на друга. Вот почему утрата каких-либо черт внешней выразитель-
ности нередко воспринимается как потеря своей самости»идентичности своему "Я". Это объясняет, на наш взгляд, пристрастное внимание к своей внешней выразительности со стороны многих людей, вызывающее неоднозначную реакцию у окружающих. -
Понимание этого важнейшего условия бытия человека - быть внешне выраженным, побудило, по-видимому,известного английского писателя О.Уайльда выразить его значимость в столь свойственной ему парадоксальной форме: "Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности". С целью подтверждения значимости для человека его внешнего облика можно было бы привести сотни примеров из биографии известных всему миру людей, стремившихся к внешней неординарности. Но достаточно обратить внимание на два великих имени -А.С.Пушкина и П.Я.Чаадаева. Известно,с каким тщанием поэт заботился о безупречной чистоте и красоте своих ногтей, носивший на мизинце наперсток для сохранности ногтя,и с некоторой нервностью и обидой воспринимавший желание своих близких укоротить их. Известно также, какое внимание философ,украшавший своим редкостным и независимым умом любое общество, придавал умению безукоризненно одеваться, возведя его на степень искусства.
Анализ внешности человека имеет также вполне практическое, прикладное значение.Его практический смысл можно сформулировать так:каждый человек, независимо от того, какими внешними данными наградила его природа,может стать красивым в глазах окружающих, если он научится эффективно использовать экспрессивные свойства своей личности, словом, если сумеет быть обаятельным.
Степень разработанности проблемы.Как мы уже отметили, внешность человека не является традиционной темой для исследования. Однако нельзя сказать,что она осталась без всякого внимания в истории знания о человеке.
Одной из ранних работ, в которой внешность не только принимается во внимание, но и рассматривается как функциональный физиогномический факт, является книга древнегреческого естествоиспытателя и философа Феофраста (Теофраста) "Характеры", представляющая серию зарисовок человеческих типов, изображающих их как носителей нравственных пороков (лести, крохоборства,нечистоплотности). Застывшие портреты-штампы, описывавшие серию человеческих характеров, содержали рациональную идею, заключавшуюся в том,что по внешним, физическим признакам можно заключать о нравах,характере человека. Эта физиогномическая предпосылка в дальнейшем будет развита в физиономизме, основные постулаты которого были сформулированы швейцарским писателем И.Лафатером. О физиогномике как искусстве и способе по внешности угадывать и познавать внутреннее состояние человека пишет И.Кант в "Антропологии с прагматической точки зрения". Предваряя вторую часть своей работы, философ постулирует тезис, выражающий мысль о возможности по внешнему, видимому облику и поведению познавать характер индивида, характер пола, характер народа, характер рода человеческого. Не сомневаясь в существовании физиогномической характеристики, И. Кант тем не менее подчеркивает ее неспособность стать наукой.Видимо по этой причине мыслитель не счел возможным использовать свой тезис в качестве методологического принципа при рассмотрении типов темперамента индивида, характера различных народов.
Внешний человек интерпретируется философской мыслью как способ воплощенности человека в мире; как исходная форма явленности человека миру рассматривается его телесность, чувственная фигу-ративность. Изучение философских работ,в которых проявлен интерес к телу человека, показывает, что этот интерес будет вечным, то угасающим, то вновь актуализирующимся, но никогда не исчезаю-
щим вовсе из области теоретического внимания, потому что тело человека имеет непосредственное отношение к тому, что он может назвать своим, к его "Я" . В классической философии на протяжении столетий внимание проблеме тела человека уделяли многие великие философы. Среди них - Платон, Аристотель, Р.Декарт,де-Да-метри,Б.Спиноза, Г.Гегель, Л.Фейербах.
Философия IX века считает проблему тела человека фундаментальной философской проблемой, своего рода "пробным камнем'1 для наук о "человеке", по выражению Н.Н.Вйзитея. Неисчерпаемость ее будет прирастать открытиями всех гуманитарных и естественных наук в области познания сил и возможностей человека. Работы М.М.Бахтина, В.Л.Круткина, Л.В.Жарова, Н.Н.Визитея, Б.А.Подоро-ги, М.Мерло-Понти, Э.Мунье выстраивают свою картину видения
этой проблемы. Тело, как сопряжение внутреннего и внешнего телес- >
)
ного опыта, представлено в работах М.М.Бахтина, Н.Н.Визитея. Те- с,
/
ло, как явление онтологического порядка, проанализировано В.Л.Круткиным. Значительно расширен горизонт телесного опыта в исследовании В.А.Подороги, в котором тело является как мысленный, множественный образ, как ряд сменяемых телесных состояний - порогов.
В ряде работ внешность человека выступает как эстетический объект. К ним относятся искусствоведческие работы, посвященные анализу искусства, взятого в определенный исторический промежуток времени и в определенной стране (искусство Древней Греции, Древней Руси, Средневековой Европы и т.д.), в которых внешний человек описывается как эстетический идеал в его историческом развитии. Грани этого человека представлены в десятках искусствоведческих исследований. Среди них считаем необходимым назвать
работы таких известных искусствоведов как М.В.Алпатов, В.Н.Лазарев, Л.Д.Любимов, И.В.Долгополов, Г.Хафнер.
Особое место в русле исследований, посвященных анализу человека, выступающего в роли эстетического объекта, занимает работа Н.И.Крюковского "Человек прекрасный", в которой автор поставил целью "взглянуть на самого человека как на центральную фигуру эстетики, описать теоретическую модель эстетического человека". В свое время она была значительным шагом вперед, позволившим отойти от слишком обобщенного, абстрактного изложения поставленной проблемы и приблизиться к более конкретному и определенному ее видению. В эстетической структуре конкретного человека большое место
H.И.Крюковским отведено физической красоте человека, которая представлена как внутренняя вертикальная иерархичность нескольких уровней - от индивидуального типажа до общечеловеческой нормы. Стремление автора соединить понятийно-категориальный аппарат марксистско-ленинской диалектической логики с системным подходом,"дедуцировать понятия эстетического человека вплоть до "стыка" его с конкретным фактическим материалом, предоставляемый эстетике антропологией, историей, психологией',^давало возможность вывести исследование на новый уровень - более конкретный, и, если можно так сказать, - гуманистический уровень, - в противовес схоластике.Однако описание эстетического конкретного человека в плане диалектических противоположных сторон - сущности и явления, содержания и формы и т.п. вновь уводило на путь абстрактных формулировок.
Социально-психологический ракурс внешнего человека предполагает рассмотрение его в качестве объекта восприятия в процессе общения, при этом наилучшим образом разработанном на межличностном уровне. Психология общения и понимания в значительной степени опи-
I.Крюковский Н.И.Человек прекрасный.- Минск, 1983.- С.6.
рается на внешний облик человека как основу для социально-психологической интерпретации личности, для составления характерологического портрета. На этот аспект внешности обращают внимание А.А.Бодалев, А.А.Брудный, Л.Я.Гозма, С.Н.Рубинштейн. Сощальные психологи подчеркивают,что отношение к человеку как к личности строится, как правило, на основе внешнего впечатления. Поэтому здесь такое большое значение придается анализу способов интерпретации личности по внешности и особенно по экспрессивным данным, выражаемым человеком в его телодвижениях, в мимике, жестах, походке;- Язык тела етал предметом изучения для многих психологов и особенно для западных. Эти работы, появившиеся у нас в последнее десятилетие на книжном рынке, представленные такими авторами, как Р.Покорны, Д.Ниренберг и Г.Калеро, Аллан Пиз, свидетельствуют о богатом накопленном эмпирическом материале, интересных и точных наблюдениях о внешней выразительности человека. Но они же дают повод и для сомнения в научной достоверности, доказательности некоторых выводов. Так, например, густые, жесткие брови или прямой квадратный подбородок не могут быть сами по себе, непосредственно соотнесены с такими психологическими чертами как жизнерадостность и жестокость. Точно также невозможно принять за истинный вывод о том, что по форме изношенности обувной стельки можно определить характер человека. Подобные заключения лишь создают помехи на пути исследователя. Кроме сказанного, другой важный аспект внешности, изучаемый социальной психологией, есть ее характеристика с позиций межличностных отношений, а именно - с позиций эмпатии. Связь между физическим обликом, физической красотой и симпатией не проста, не прямолинейна, как показывают данные социометрических наблюдений.
Социологическое видение внешности человека определяет ее как
способ овнешвления социальных ролей человека, которые он выполняет, живя в обществе. И нужно сказать, что эту сторону внешности человека исследовала не столько социология в статусе самостоятельной научной дисциплины, сколько художественная литература,русская и зарубежная, описавшая 'огромную галерею различных социальных типов, подметив мельчайшие особенности социальной физиономии каждого из них. Поэтому произведения Ф.М.Достоевского,Н.В.Гоголя, а.П.Чехова, С.Цвейга, Дж.Голсуорси и других мастеров художественного слова с полным правом могут быть включены в число исследовательских источников по этой проблеме, в антологию внешности человека.
Телесный человек, описанный как определенный культурно-исторический тип телесности с позиций культурно-философского и культурно-исторического подхода, рассматривается такими учеными, как Я.Буркхардт, И.Тэн, О.Шпенглер, А.�