автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Внутритекстовый монтаж как инструмент создания имиджа субъекта и объекта журналистики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Внутритекстовый монтаж как инструмент создания имиджа субъекта и объекта журналистики"
и
I
На правах рукописи
АЛЬКОВА ИРИНА ИЛЬИНИЧНА
ВНУТРИТЕКСТОВЫЙ МОНТАЖ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ЖУРНАЛИСТИКИ
Специальность: 10.01.10 - Журналистика
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
9 ЯНВ Ш
Душанбе —2013 005544893
005544893
Работа выполнена на кафедре печатных средств массовой информации и РЯ Российско-Таджикского (славянского) университета
Научный руководитель: Петрушкова Виктория Викторовна,
кандидат филологических наук, доцент
Официальные оппоненты: Раджабов Хабибулло ,
доктор филологических наук, профессор кафедры индийской филологии Таджикского национального университета
Умарова Гавхар,
кандидат филологических наук, преподаватель кафедры журналистики театрально - художественного факультета Таджикского института искусств имени Мирзо Турсун-заде.
Ведущая организация: Таджикский государственный институт языков им. С. Улугзаде
Защита состоится «11» декабря 2013 года в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 737.011.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российско-Таджикском (славянском) университете (734025, Республика Таджикистан, ул. Турсун-заде, 30)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российско-Таджикского (славянского) университета (734025, Республика Таджикистан, ул. Турсун-заде, 30)
Автореферат разослан «11» ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат филологических наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. За последнее время текст журналистики достаточно конструктивно модернизировался. Экономическая нестабильность, мировые конфликты и внутренние социальные нужды оказали если не прямое, то косвенное воздействие на журналистику в целом, сделав её более информационно-прагматичной.
Соответственно, в многополярной прессе становится всё сложнее найти развёрнутый, правдивый и глубоко проанализированный материал. Сам подход к написанию журналистского текста видоизменяется, а истоки зарождения либо трансформируются, либо вовсе упускаются и забываются, поскольку на смену приходят новые упрощенные механизмы.
Что бы ни происходило в мире массовой информации, какую бы форму ни приобретал журналистский текст, для широкого отражения действительности и полноценной картины мира он, несомненно, должен пройти этап монтажной композиционной сборки. Этот процесс включает в себя синтаксическую, лексическую, жанровую, структурную и тематическую монтажность. Соблюдение всех приведённых факторов неотделимо от переосмысления всего творческого процесса и иного подхода к работе над имиджеформирующим текстом..
Выразительность журналистского языка требует особенного «монтажного мышления», поскольку именно монтажность речи, ритмическая структура, стиль, специфические жанровые особенности определяют и характеризуют готовый материал как доступный и полноценный по части раскрываемости основной мысли автора. Убедительная передача фактов, объективное раскрытие образов, предметов и явлений, авторского взгляда (соответственно и его имиджа) достигается путём сбора важных элементов повествования, определения их места в материале, степенью их тематической раскрываемости и объёмом каждой отдельной части текста. Вся эта пространственно-временная среда определяется монтажной склейкой различных частей - как однородных (родственных), так и неоднородных, требующих особенных подходов к ним.
В этой связи актуальность настоящего исследования обуславливается объективной потребностью осмысления ряда существующих положений о теории монтажа как явления, способствующего композиционной полноценности создания журналистского текста, направленного на раскрытие имиджа как в СМИ, так и самих СМИ.
Степень изученности темы. В теории и практике журналистики пока нет единого выработанного концептуального подхода по освоению механизмов монтажного мышления. Тем не менее Р.И.Салганик, М.Н.Ким, М.Ю.Бакшеева, А.Г.Раппапорт, В.В.Иванов, Г.Лазутина пытались подойти к феномену монтажа. Но в полной мере проблема функционирования данного явления й последующих вытекающих из этого последствий не освещена.
Злободневность исследования в данной области подтверждается и тем фактом, что на сегодняшний день в большинстве теоретических трудов не отмечена прямая взаимосвязь между монтажностью текстов и их отношением к процессу воспроизведения имиджа объекта в, массовом сознании и закрепления имиджа субъекта СМИ. Существующие работы лишь частично затрагивают тему исследования, поскольку все они написаны в рамках специализированного подхода и в большей мере касаются отдельно взятых понятий: монтажности, текста, стилистики текстов, имиджа, жанров. Основные компоненты исследования никогда не изучались в совокупности.
В диссертации ставится вопрос о корреляции и внедрении явления монтажа в своём первозданном виде в журналистскую текстуальную среду как основополагающего фактора раскрываемости образов и явлений. Именно в контексте этой проблемы находится вопрос о переосмыслении кинематографического понятия «монтаж» и его применении в сфере печатной журналистики. На данный момент этот аспект остаётся открытым. Отсутствует общепринятая методика работы по выделенным механизмам монтажа с учётом специфических особенностей публицистического текста в модифицированной среде массовой коммуникации.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является выявление основных ключевых механизмов композиционного монтажа, диагностика жанровой, лингвостилистической и структурной среды для последующего этапа реформирования журналистского текста, направленного на воспроизведение имиджа субъекта и объекта в СМИ.
В соответствии с поставленной целью в исследовании решаются следующие задачи:
• Выявить взаимосвязь и взаимодействие в единой внутритекстовой среде имиджа, текста, монтажа.
• Определить методы монтажа в различных гуманитарных науках и синтезировать их для последующего отражения в журналистике.
• Обозначить особенности внутритекстовой монтажности с позиции лингвостилистических (лексических, синтаксических) наполнителей.
• Изучить лингвостилистические особенности современных текстов, влияющие на осуществление имиджеформирующих функций.
• Выявить монтажные элементы, которые применительны к жанровой составляющей текстов.
• Исследовать процесс внутритекстового монтажа в контексте стыковки фрагментов (элементов композиции).
• Определить с точки зрения внутритекстового монтажа (в частном случае с позиции влияния монтажности на описываемый образ объекта) каким образом выбранный жанр и детальное структурирование влияют на весь текст, отражающий имидж объекта журналистики.
• Проанализировать характерные особенности современного языка СМИ
через призму механизмов монтажа.
• Выработать механизмы создания имиджеформирующих текстов.
Предметом исследования послужили научные труды исследователей в
таких областях, как журналистика, кинематография, имиджелогия. лингвистика, семиотика, текстология. В качестве практического исследования использованы материалы таджикской и российской печатной прессы, ннтернет - версии газет и журналов.
Источником диссертационного исследования выступила периодическая печатная пресса Таджикистана: «Азия Плюс», «Вечерний Душанбе», «У1Р-2опе», «Дайджест-пресс», их аналоги - интернет-версии (сайты), а также зарубежная пресса: «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты» (международные издания) интернет-версия Первого канала российского телевидения - «www.ltv.ru» (за период с ноября 2007 по апрель 2013 гг.).
Методы исследования. В основу методологии положены принципы системности и комплексности. В процессе работы применялись историко-типологический и теоретико-типологический методы. Для анализа текстов печатных, электронных и интернет-версий применялись эмпирические методы - качественный анализ документов периодической печати, а также контент-анализ.
Новизна исследования заключается в том, что в нём впервые расширяется понятие монтажа, отмечается не только его техническая специфика, но : и широкая специализация, целенаправленность, эмоциональная функциональность, которая легко синтезируется с журналистскими механизмами текстоформирования. Тема нова в контексте функций монтажности журналистского текста, с позиции монтажности жанров, лингвостилистики, структуризации и имиджеформирующих особенностей.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование, которое основано на переработке знаний из различных гуманитарных областей, связанных с проблемой монтажности текстов в контексте имиджеформирующих установок журналистики.
Практическая значимость исследования заключаются в том, оно может быть полезно как для теоретиков СМИ, так и для журналистов -практиков печатных и электронных СМИ, педагогов, студентов и всех тех, кто связан с журналистской профессией. Результаты исследования могут использоваться в преподавании следующих учебных дисциплин: «Основы журналистики», «Основы творческой деятельности», «Стилистика и литературное редактирование», «Технология журналистского творчества», «Имиджелогия», «Сиенаристика», «Журналистское мастерство».
На защиту выносятся следующие положения:
• Монтаж является принципиально новым вспомогательным механизмом в журналистском творчестве, способствующим качественному текстоформированию.
• Монтаж находит свою реализацию и образует новые адаптированные к журналистике инструментарии посредством лексических, синтаксических, структурных и формообразующих особенностей создания текста.
• Монтажное мышление и его реализация в жанровой палитре журналистики отражается на формировании имиджа объекта и субъекта Журналистики.
• Гармоничное и фиксированное имиджеформирование - результат внутритекстового монтажа.
Апробация работы проводилась на ежегодных научных конференциях «Славянские чтения» (Душанбе, 2011- 2013 гг.) в Российско-Таджикском (славянском) университете. Основные положения диссертации нашли отражение в четырёх публикациях, в том числе в трёх статьях в журналах, включённых в перечень ВАК. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и практики печатных СМИ филологического факультета РТСУ (протокол №12 от 28 июня 2013 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Объём текста составляет 167 страниц компьютерного набора.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи научного исследования, характеризуется его методика, мотивируется теоретическая и практическая значимость работы, даётся обзор имеющихся трудов в области журналистики, имиджелогии, текстологии и кинематографии.
Первая глава «Научно-теоретическое обоснование понятий имидж, текст, монтаж. Квинтэссенция монтажных механизмов в социокультурном пространстве», состоящая из четырёх параграфов, посвящена понятию и структуре имиджа, феномену журналистского текста, концепции формирования монтажа и использованию приёмов монтажности в журналистике. В ней проанализировано взаимодействие трёх основных целевых элементов (имиджа, текста, монтажа) и определена роль монтажных механизмов, влияющих на формирование имиджа субъекта и объекта журналистики.
В первом параграфе «Понятие и структура имиджа. Формирование имиджа субъекта и объекта журналистики» рассматривается возникновение и развитие феномена имиджа. Отмечается, что современное многообразие трудов в самых различных научных областях позволяет
всесторонне углубиться в специфику создания имиджа. Наличие и успешное функционирование таких научных дисциплин, как имагология, имиджелогия, образоведение, подтверждает серьёзность, важность и действенность имиджмейкинга, его широкое и актуальное на сегодня применение.
Многочисленные труды исследователей имиджелогии показали, что имидж - это не столько образ, сколько субъективное отношение к образу, мнение об этом образе [И]. Приведённая дефиниция наиболее точно раскрывает природу субъективного понятия имидж. Как следствие, было заключено, что имидж становится полноценно воспроизведённым имиджем только после того, как к нему возникло определённое отношение, сложилась оценка.
Данное обобщение явилось одной из основных точек опоры, поскольку с позиции исследуемой темы диссертации первостепенное отношение к имиджу появляется именно благодаря осознанию образа журналистом и последующего его интерпретирования.
Уделяется внимание роли журналиста в этом процессе, поскольку он как первоисточник и носитель мнения об объекте должен возлагать на себя миссию по правдивому и широкоформатному освещению всех сторон объекта. Помимо этого замечено, что журналист становится рефлектором реального образа объекта, субъективным передатчиком и законодателем его внутренних и внешних характеристик, а это значит, что именно он создаёт имидж объекта журналистики. Отмечено, что сам журналист при всех выше приведенных действиях приобретает свой собственный неповторимый имидж, который так же закрепляется в сознании аудитории. Об имидже автора свидетельствуют сугубо профессиональные труды его деятельности.
В заключении параграфа автор исследования выдвигает и обозначает наличие ещё одного наиважнейшего имиджеформирующего аспекта, свойственного журналистскому направлению. Им становится текст. Именно на основе текстуального наполнения и его доступности в сознании вырабатывается общий, цельный имидж объекта. Поскольку нерушимость языка и текста журналистского послания - это не только набор графических символов, а реализация идеи и отражение внутреннего мира автора, то соответственно, всё это является олицетворением истинного образа самого -журналиста. Ценной особенностью текста является его способность нести в себе латентную информацию о его создателе. Он становится средством отражения личности субъекта написания. Акцентируется внимание на том. что имиджеформиругощей функцией выступает абсолютно всё, чем наполнен текст: мысль, слово, знак, абзац, цитата, расположение частей.
Во втором параграфе «Феномен текста в научном дискурсе. Особенности журналистского текста» исследуется текстовая среда в контексте лингвистики, семиотики, текстологии, культурологии, литературоведения: выделяются механизмы создания журналистского текста.
Отмечается, что текст является самым необычным сообщением из всех существующих и выработанных средств коммуникации. Это настолько абстрактное понятие, что трактовка его даже одним и тем же человеком в зависимости от жизненных обстоятельств будет разниться. Его восприятие и чтение - это ещё один индивидуальный фактор субъективного или объективного распознавания текстового послания. В истории текстологии до сих пор существуют тексты, нерасшифрованные по сей день, они несут в себе тайный смысл, они могут быть понятны одним и совсем недоступны для восприятия другим. Именно поэтому исследование внутритекстовой среды несёт в себе сопряжение с различными концептуальными сторонами познания относительно знаковой и духовной системы.
На основе анализа источников [2;3;5;7;10] автор настоящей работы выяснила, что проблема многостороннего изучения текста, формулировка гипотез в виде теорий и моделей в обширных научных трудах звучат по-разному. Единой остаётся актуальность изучения природы текста и его интеграции в необходимых сферах деятельности. Каждая из гуманитарных наук выдвигает свои гносеологические знания в области текста, и каждая из наук уделяет этому аспекту первостепенное значение.
Так, например, В.В.Богуславская, рассматривая текст в прагматичном аспекте, отмечает возникший интерес журналистики к текстологии как к лингвистической дисциплине, которая занимается исследованием процессов порождения, моделирования структуры и функционирования текста. Она отмечает, что познание и интерес к этому процессу на сегодняшний день звучит особо остро с позиции журналистики и связано это с тем, что учёные-лингвисты описывают современное состояние исследуемого русского языка с учётом достаточно разнородных факторов, вытекающих из самого широкого спектра лингвистических и языковедческих традиций [1]. Таким образом, эти знания принципиально необходимы для наибольшего углубления в познание природы неоднородного и многофункционального журналистского послания, с учётом тенденций лексических и семантических изменений, наблюдаемых в средствах массовой информации.
Помимо этого, в параграфе подчёркивается, что в современном информационном пространстве наблюдается тенденциозная нацеленность на субъект журналистики, когда становится важно «кто» выступает перед реципиентом, перед читателем, зрителем, аудиторией. При этом не учитывается и отодвигается на второй план фундаментальная с профессиональной точки зрения постановка вопроса — «как?». Тем не менее, для настоящей журналистики необходимо уяснить (особенно тем, кто стремится к утверждению своего журналистского «я»), что качество «кто», зависит от механизма «как».
Исследование показало, что современный журналистский текст - это очевидная реальность языка, некое обобщенное послание, включающее в себя различные виды текстов. Он самый социальный из всех существующих.
Поскольку журналистика обладает особой адресностью и точно аргументирует свою нацеленность на общество, то, соответственно, автору её послания нужно чётко осознавать значимость ясности и живости его текстового послания, которое должно быть:
• Тематически актуальным (злободневным, адекватным)
• Насыщенным с лексической стороны
• Соответствовать жанровой реализации
• Соответствовать эстетическим и этическим принципам
В заключении параграфа отмечается, что, рассмотрев феноменологию текста, главенствующую и превозносящуюся в таких филологических науках, как лингвистика, семиотика, текстология, оказывается очевидным, что перед процессом создания текста стоит множество задач с позиции раскрытия имиджа объектов и субъектов журналистики и их соотношения с процессом монтажности как с одним из основополагающих в работе над подобным видом текста.
В третьем параграфе «Монтаж н концепция его формирования» исследуются истоки возникновения и этапы генезиса монтажного явления, определяются его. специфика, формы, выявляется актуальность и функциональность этого феномена в социокультурном пространстве.
Диссертантом взята за основу концепция монтажного мышления, впервые выделенная как универсальная теоретиком и практиком киноискусства С.М.Эйзенштейном. Отмечается, что ценность «эйзениггейновского монтажа» заключается в том, что именно он в 30-40-х годах XX века первый, в широком диапазоне, переложил монтажные принципы на сферу искусства и культуры: на живопись, литературу, театр, музыку, архитектуру, но, к сожалению, на журналистике в тот период времени это никак не отразилось.
Затронув монтажность художественных тексов, автор отмечает, что монтажное мышление было присуще многим классикам русской литературы. Так, С.М.Эйзенштейн особо отмечал пушкинские тексты и делал вывод об их необычайной «монтажности» [12].
Монтаж в изобразительном искусстве был «испокон веков» привычным композиционным языком для миниатюр, фресок, икон в средние века, если считать монтажом непосредственные совмещения разносюжетных и разновременных сцен в границах одних и тех же композиций. И действительно, работы основоположника кубизма Пабло Пикассо, авангардиста Марка Шагала, сюрреалиста Сальвадора Дали несут в себе неподдельное монтажное знание о возможностях и путях совмещений образов и объектов в разном времени и пространстве.
Исследование различных областей искусства на выявление в них монтажных установок показало, что монтаж не сугубо кинематографический термин, а многофункциональное понятие.
В четвёртом параграфе «Использование приёмов монтажности в журналистике как способ создания имиджа» особое внимание уделено рассмотрению и выявлению наиболее коммуникативных механизмов монтажа, которые открывают новые грани создания внутритекстовой конструкции журналистского материала.
Отмечено, что моделирование различных частей текста несёт на себе основную и самую сложную функцию, предполагающую комплексное монтажное мышление. Использование основных положений, сформировавшихся в рамках других видов художественного творчества, позволило выделить действующие приёмы монтажа. Среди основных отмечены:
• Процесс склейки кусков, несущих в себе время разной или одинаковой консистенции. Их соединение даёт новое ощущение, рождающееся в результате пропусков кадров, которые урезаются, усекаются склейкой [6]. С точки зрения журналистского подхода следует отметить, что необходимо такое конструирование, которое позволило бы читателю прочесть между строк то, чего не написал автор, но о чём он подумал или на что он намекнул.
• Принцип «монтажного инфотейнмента». Эффект достигается путём сопоставления двух кусков, которые при совмещении образуют новое представление и качество.
• Процесс сопоставления размеров составных частей текста. Каждый отдельный кусок должен напоминать, что он чёткая изображаемая частность от основной тематической общности, что он не нечто безотносительное.
• Конфликтность кусков или эффект контрастности. Следуя С.Эйзенштейну, монтаж - это не только сцепление частей, но и их столкновение, конфликт двух рядом стоящих кусков [12]. В журналистских текстах данный приём организовывается благодаря встречным незапланированным вопросам, вопросам на засыпку.
• Вангоговский «приём раскраски». Нидерландский художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог, говоря о своих приёмах монтажа, которыми он пользовался для описания и раскрытия образа, отмечал, что поначалу он пишет правдоподобный портрет, а затем приступает к произвольной, преувеличенной, субъективной расцветке [12]. Используя подобную методику в журналистике, становится возможным многогранно подойти к вопросу создания имиджа. Несомненно, подобная трактовка возможна и допустима не во всех случаях.
В заключении параграфа и главы в целом отмечается, что любое искусство, особенно в наше время, зребует монтажа, структурирования, отбора и сборки. Теоретические аспекты монтажа и самые простые его элементы, которые были исследованы в различных гуманитарных трудах, допустимы к реализации в практическом журналистском творчестве, они
способны адаптироваться в нём и способствовать развитию новых тенденций. Выяснилось, что внутритекстовый монтаж - широкое поле для изучения и лоббирования различных явлений в заданной среде.
Во второй главе «Характерные особенности монтажности текстов с позиции л и нгв оетил истических наполнителей» проанализирован внутритекстовый монтаж с позиции лингвистики (лексики, синтаксиса, стилистики), поскольку каждый из этих аспектов оказывает влияние на процесс сбора текста.
В первом параграфе второй главы «Лексические компоненты монтажа» исследован и выявлен ряд лексических единиц, изобилующих в современных отечественных текстах.
Замечено, что в последние годы во всех СМИ доминирует принцип ярко выраженной экспрессивности и ироничности. Именно поэтому путём монтажного сбора всевозможных усилительных приёмов лингвистики достигается наивысшая форма «выпуклости» отдельной части целого текста. И все эти «частички» огромного текста порою убивают его общую монтажную структуру, делают невозможным сосуществование частного и целого, поскольку становясь инородными телами, они не могут органично сочетаться в общем неотъемлемом компоненте.
В параграфе отмечается, что любое отклонение от языковой нормы не должно приносить вред композиции. И чтобы этого не произошло, необходимо уделять внимание монтажной компоновке, правильному психологическому распределению этих частей, одно должно служить вспомогательным звеном другому.
Отдельной строкой рассматриваются наиважнейшие аспекты лексической компоновки, среди которых:
1) действенность метатекстовых нитей, которая используется как искусственный способ стыковки различных частей одного материала, с позиции монтажной лингвистики и вносит свою лепту в процесс внутритекстовой организации;
2) присутствие встречных вопросов, уточнений, которое достигается путём вводных слов и придаёт тексту особую оживлённую выразительность.
3) процесс языковой компиляции, подбор целенаправленных, ёмких, точных определений. В этом процессе автор выступает редактором чужих изречений. Влияние подобной монтажности на имидж объекта журналистики - очевидна.
4) чередование или повтор слов, одной и той же части речи (чаще всего прилагательного или глагола). Подобное монтирование словосочетаний с употреблением одной и той же части речи придаёт ярко-выраженную интонационную ритмичность и способствует раскрытию личности героя. Частое употребление в работе глаголов свидетельствует о конкретных предпринимаемых действиях, о способности к их совершению, а значит характеристика объекта и его имиджеформирование будет расширяться. А
уже в процессе его расширения появится потребность в анализе и оценке этих действий, причём в качественном их воспроизведении, а без прилагательных в этом процессе не обойтись. Таким образом, перечисляя ряд реальных действий или бездействий героя в том или ином процессе, мы приходим к эффективному и апеллированному результату формирования мнения о нём.
Второй параграф «Синтаксические компоненты монтажа» посвящён анализу существующих единиц пунктуации, поскольку вся система знаков препинаний оказывает влияние на процесс монтажности. Запятые, точки, тире, двоеточия, многоточия, скобки, кавычки, абзацы придают тексту особую ритмичность, о важности которой говорил и С.Эйзенштейн.
Исследование показало, что запятые в предложениях, по своим функциям, преследуют родственные с монтажом цели, поскольку становятся своеобразными крючками, за которые цепляются фрагменты предложения. Это чётко регламентирует факт необходимости точной расстановки запятых, поскольку от маленькой и на первый взгляд незначительной единицы будут зависеть настроение, характер и восприятие общей картины.
Появление в тексте скобок может служить различным целям, выявлено, что имиджеформирующим - в своём большинстве. Скобки появляются для помощи в фиксации отражений эмоций объекта интервью, которые невозможно передать другим способом. В таких случаях скобки служат вспомогательным элементом, раскрывающим реально существовавшую визуальную ситуацию, или выступают регистраторами отражения авторского мнения, которое становится интертекстуальным элементом внутри авторского рассуждения.
В процессе текстового анализа выявляется целый ряд существующих интерпретаций, связанных с применением кавычек. Естественное их использование, конечно, связано с цитированием, употреблением экспрессивных лексем, фиксированием интертекстуальных элементов. Простые кавычки способны выделить интонационно (при чтении) всё то, что захотел обособить автор. Таким образом, темп повествования, несомненно, изменится. Выявлены и такие примеры, когда кавычки умело использованы в качестве придания двусмысленности выражению (они становятся единицей оформления подтестовых намеков).
В отношении многоточий, их многозначных функциональных особенностей говорят многие журналистские тексты. Зачастую многоточия становятся помощниками в тех случаях, когда журналист не знает, как ему распорядиться отдельным монтажным куском, что сказать далее, как закончить незавершённую речь объекта.
Работа абзацев в тексте неоценима, поскольку эта единица способствует реализации монтажного приёма, когда необходимо разделить текст на части и образовать куски. Помимо разделения, абзац служит своего рода мерилом для сопоставления длин частей. Он создаёт более
продолжительную паузу, порою так необходимую в больших материалах, он же фиксатор и переключатель, позволяющий перенастроиться на другую мысль.
Помимо этого в параграфе анализируется влияние синтаксических единиц на общий эмоциональный фон текста. Так, например, восклицательный и вопросительный знаки, которые с позиции лингвистики служат отделительной способностью, с позиции имиджеформнрующих синтаксических принципов берут на себя миссию по отражению чувственных особенностей как объекта, так и субъекта СМИ.
Исходя из проведенного исследования лингвистических наполнителей современных текстов, их монтажности и функции имиджеформирования относительно объектов и субъектов СМИ, отмечено, что гармоничное соотношение лексической и синтаксической структуры текста друг с другом и сознательное использование их как механизмов монтажа послужит развитию неповторимого журналистского стиля. Именно лингвистические наполнители являются инструментариями, которые способствуют сохранению, поддержанию и возрождению природы качественного журналистского текста.
В заключении второй главы отмечается, что язык в тексте становится показателем как имиджа субъекта, так и объекта журналистики, поскольку каждый из них говорит на своём неповторимом языке. Но в процессе монтажа они оба становятся одним целым, поскольку автор текста стилизирует общую «картину» таким образом, чтобы создать для неё однохарактерную «материю», в которую она будет «облачена». А сам монтаж, с позиции его корректорских установок, обладает главным механизмом рекомбинации и сочетания новых образовавшихся лингвистических форм. Именно поэтому в процессе монтажа речевых единиц журналист обязан учитывать все рассмотренные моменты, неминуемо ведущие к реконструированию имиджеформирующего текста.
Третья глава «Структурирование имиджеформирующего текста посредством монтажных механизмов», состоящая из трёх параграфов, посвящена качественному анализу журналистских текстов с позиции их * композиционного формирования, поскольку самым сложным моментом во всём процессе написания текста является сбор и компоновка удачных эпизодов в целостную, логически выстроенную картину.
В первом параграфе «Структурные части имиджеформирующего текста» рассматриваются составные части текста, выявляются их сильные и слабые позиции по части влияния на имидж.
Так, отмечается, что заголовок является одной из самых сильных позиций любого текста, поскольку заголовок в идеале - это самопрезентация автора и в большей степени презентация его героя. Именно поэтому любой заголовок - это основная идеологическая мысль его создателя, его
отношение, его резюмирование, его личная констатация факта, его прогноз, его характеристика.
Далее в параграфе замечено, что ещё Лотман обратил внимание на возникновение между заглавием и обозначаемым им текстом сложных смысловых токов, порождающих новое сообщение [8]. Диссертант относит и закрепляет это действо за монтажным инфотейнментом структурных частей текста, при этом определяет следующую схему взаимодействия: заголовок + лид + ядро = обобщенная и взаимно дополненная картина. Таким образом выявляется, что при монтажном соотношении дискретных частей складывается одна резюмированная в сознании панорама. Кроме того, упомянутое взаимоотношение заголовка и лида свидетельствует о связующих звеньях одной монтажной цепи.
Подход к составлению, лида можно сравнить с монтажом (сбором) всего текста, только представленным в миниатюре. Лид - первый сигнал, повествующий о способности автора уметь сконцентрированно и целенаправленно мыслить. Уда«* лида сопутствует удаче всего материала. Учитывая различные варианты составления лидов, отмечается тенденция, направленная на то, что именно в лиде предлагаемый образ объекта журналистики наиболее сконцентрирован на характеристике его имиджа. Это может быть цитата либо прямая описательная характеристика объекта, поскольку зачастую лид бывает единственным абзацем, данным автору для выражения своей собственной оценки интервьюируемой личности. Лид обладает демократичностью и временами является обособленной, но полноценной частью структурной конструкции.
Во втором параграфе «Способы перераспределения интертекстуальных частей» исследован и установлен факт независимого существования любого отдельного куска в многослойном журналистском тексте.
Проведённый анализ текстов СМИ показал, что части монтажных конструкций могут быть абсолютно уникальными, использоваться применительно к любой части текста (начало, середина, конец) и обладать высоко-информационной функцией, а могут быть отдельными от частей и занимать фиксированное место. К частям, подчиняющимся перетасовке (монтажной склейке), относится одна из часто использующихся моделей интерпретации материала, когда автор создаёт, свой текст по принципу: каждая часть - отдельно взятый эпизод. Такими «кадрами» автор может с лёгкостью лавировать. Они однородны по своей структуре, не нуждаются в стилистических переходах; каждая из частей - это самостоятельный организм, в котором нет метатекстовых нитей (вводных слов) для связи.
Части, которые категоричны в своём местоположении, могут быть такими же обособленными, но они не смогут обладать такой же гибкостью в перемещении, будут требовать особого, внимательного к себе отношения,
поскольку будут зависеть от других частей, стоящих до или идущих после. Естественно, вводная часть не сможет стать выводной.
Замечено, что, нарушив один из естественных ходов при монтаже, можно следом натолкнуться на следующий. Например, при переформулировке или незначительной фальсификации части ответа реципиента (при правке материала) следующий вопрос может зазвучать це к месту или, возможно, подделанный ответ по своей логике потребует очевидного уточнения, но существующий первичный материал уже не позволит ввести пояснения. Журналист рискует создать в своей монтажной конструкции «провалившийся» инородный кусок.
Кроме того, в параграфе отводится внимание текстовым знакам. Так, согласно В.А.Лукину, к текстовым знакам помимо синтаксических следует отнести входящие в понятие интертекстуальности - цитату и эпиграф, поскольку всякий текст вбирает в себя другой текст и является репликой в его сторону [9]. Особыми интертекстуальными знаками также становятся:
a) упоминание другого произведения, поскольку за счёт вмонтированности в авторский текст элементов текста другого автора усиливается ар|-ументированность. Читатель понимает, что субъективная мысль журналиста, за счёт приведённого примера, приобретает объективный окрас;
b) переосмысливание автором инородной мысли и её умелое оформление посредством процесса компиляции. Из такого переосмысливания может состоять почти весь переработанный материал. Автор становится пересказчиком, воссоединяя в единую стилистическую форму слова героя и свои собственные ощущения;
c) введение подтекста, который в свою очередь предполагает домысливание азторекой идеи и вовлечение в процесс имиджеформирования целйго материала читательскую аудиторию;
с!) комментарий как элемент интергекста может находиться в любой из частей текста и становится своего рода «помощником», который дополняет авторский субъективный взгляд независимое! оценкой, а значит привносит в него ещё большую объективность;
В третьем параграфе «Виды монтажных конструкций» интерпретируется существующая картина композиционных линий с позиции монтажных установок, обозначаются основные структурные виды внутритекстового монтажа.
Анализ показал, что сюжетный монтаж, упрощает восприятие текста. Особенно это актуально, когда сталкиваешься с портретным имиджеформирующим материалом. Несомненно то, что жизнь, описанная в автобиографичном, хронологическом порядке, даст слаженное и последовательнее представление о личности.
Второй вид - фабульный монтаж открывает большие возможности для журналиста, поскольку не создаёт временных рамок. Заключено, что
фабульное построение материала отличается от сюжетного тем, что обладает наибольшей монтажной способностью. Свобода в распределении частей открывает широкое поле для создания особых, уникальных авторских текстов. Фабульный монтаж - это свободный, остросюжетный механизм по части имиджеформирования личностей в СМИ.
Третьим видом монтажной конструкции становится архитектонический монтаж. Архитектоника, внешняя форма организации журналистского произведения, обращает внимаиие на общий эстетический план единого целого [10,95]. Всё это выражается в «ярком» и детальном отношении к каждой из частей, в выделениях курсивом и в прочих дизайнерских распределениях. Отмечается, что зрительно равные куски упрощают восприятие, делают материал привлекательным для чтения. Так, чеховский принцип о том, что «в человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и тело, и душа, и мысли», как нельзя кстати подходит под эстетический принцип архитектонического монтажа.
Рассмотрение следующего вида композиции - пирамид!»льного монтажа приводит к выводу, что классическая конструкция пирамиды присуща информационным жанрам. Может показаться, что этот монтаж не имеет в своём арсенале разных вариантов рекомбинации из--а своей чёткой и фиксированной модели построения, но это не совсем так, поскольку лишь заголовок и лид имеют целенаправленную структуру, основное же содержание может варьироваться в зависимости от авторского видения.
Последней формой выстуггает блочный монтаж, который незаменим в объёмных текстах. Удобно, фиксированно, компактно - вот преимущества блочного монтажа в отношении раскрытия жизни и образа героя. Помимо этого в подобном разграниченном повествовании очень чётко прослеживаются и выделяются авторская позиция, лицо автора. Отмечается ещё один аспект блочного монтажа - его незамысловатая регшизация. Чёткая нацеленность на равномерное распределение всей информации влияет на имиджеусвояемость субъектов и объектов журналистики.
Итак, в заключении главы становится очевидным, что любая из частей композиции может взять на себя основную нагрузку то части создания мнения или впечатления об описываемом образе. Очень важен точный (индивидуальный) текстовый монтаж журналистского сообщения. Главное, чтобы выбранный механизм позволил раскрыть и донести до читателя свою мысль, интригу, раскрываемый образ. Именно поэтому знание всевозможных механизмов и правил внутритекстового монтажа будет вносить свои коррективы в современные процессы текстоформирования.
В четвертой главе «Ммтгажные механизмы стыковки элементов текста в различных жанрах журналистики. Их влияние на образ объекта и субъекта» рассматривается жанровое оформление журналистского материала, поскольку именно этот процесс „ является завершающим монтажным «обрамлением» и диктует свой собственный императив в
сложнокомбинированной картине формирования имиджа объектов и субъектов всей системы СМИ. Данная глава состоит из трёх параграфов.
В первом параграфе «Монтажная рекомбинация отдельных частей в информационных жанрах как способ формирования имиджа» анализируются основные информационные жанры в отдельности с целью обнаружения их воздействия на процесс формирования имиджа.
Изучение реализации монтажного мышления на примере создания интервью (поскольку любое интервью по своей природе остромонтажно) показало, что средством для воплощения сюжета и построения каждого отдельного эпизод! служит подготовка и правильная компоновка каэкдой отдельной части, в которую входит иопрос интервьюера и ответ интервьюируемого. Полноценный монтаж (процесс сбора и компоновки) начинается с распределения вопросов до интервью и определения их места после интервью. Проведённый анализ показал, что остромонтажный процесс в интервью осуществляется за счёт распределения вопросов. Их перетасовка полностью меняет ход мысли и целое восприятие. Один и тот же материал может каждый раз считываться по-разному. Получается, что субъект журналистики посредством монтажа частично меняет (фальсифицирует) реальность, а значит модифицирует, формирует образ объекта по-своему. Монтаж выступает своего рода конструктором реальности. '
В работе аэтора над интервью уже от готовых вопросов и ответов будет зависеть и следующая монтажная доминанта - это длина кусков. Психологическое восприятие диктует свои правила,' которые необходимо учитывать при составлении и редактировании каждого отдельного эпизода. Несостоятельны и профессионально непригодны вопросы, за которыми следуют короткие ответы, рождающие провальные части. Исследование интервью с позиции реализации в нём монтажных имиджеформирующих принципов показаю, насколько взаимосвязано эти принципы работают между собой. В этом жанре наглядно и отчётливо фигурируют две персоны: автор материала и его герой. Первый целенаправленно пытается раскрыть второго и благодаря этому желанию раскрывается сам.
В.В.Иваноз, рассматривая монтаж как принцип построения в культуре, замечает в своём исследовании, то что «монтаж всегда предполагает дробление. Целый предмет может быть дан не целиком, а показом разных его частей» [4,140]. Именно эта установка важна в жанре репортажа, именно поэтому В.Гилярог.ского считают «королём репортажа». Он уделял много внимания деталям, и оттого его работы становились столь притягательными. Отмечается, что репортаж становится обширным полем, в котором легко прочитываются образы объектов и позиции субъектов. Метонимические детали становятся руководящими не только в контексте жанровых установок, но и в процессе интеграции образов. Поскольку за репортажем закрепляется высокая монтажжхть мелких элементов, нужно отметить его как один из тех
жанров, которые нацелены на имидж «крупным планом», за счёт своей детализирующей направленности.
Особое и, на первый взгляд, неприметное монтажное, сугубо авторское действие закреплено за процессом формирования ещё одного из самых популярных информационных жанров - заметки. В параграфе отмечается, что на первый взгляд может показаться, что сама по себе заметка мало свидетельствует об имидже своего создателя. В известной степени это связано с тем, что повсюду от заметки требуется ответ на 3 основных вопроса, в этой связи к ней больше не выдвигается никаких дополнительных условий. С таким однобоким отношением к ней она действительно может стать безликим жанром, но заметка с позиции монтажности может занять одну из целенаправленных и наиболее показательных мест среди жанров. Любая заметка в силу своей ёмкости, лаконичности и точности может легко варьировать расположением своих частей. Именно поэтому на примере из различных СМИ показано, как одна и та же новость у разных авторов монтируется по-разному. Одна и та же сущность посредством индивидуального субъективного монтажа емьеловых частей рекомбинируется, воспроизводится и воспринимается ина*е.
Так, на примере основных информационных жанров: заметки, репортажа, интервью - остро прочерчивается взаимосвязь между автором, героем, их имиджем и воздействием монтажных особенностей на перечисленные объекты.
Во втором параграфе «Использование механизмов монтажа в аналитических жанрах и их влмяиие на объект и субъе»гг журналистики» определены монтажные принципы, работающие в аналитических материалах.
Анализ показал, что именно в аналитических жанрах: в статье, обозрении, корреспонденции - наиболее часто наблюдается наличие не просто больших, а гипер больших частей материала, которые не всегда разбиваются и нелегко монтируются. Иначе говоря, в аналитической монолитности нет «просвета» для усвояемости. Слитые между собой большие, смысловые предложения не позволяют остановиться и поразмыслить над выдвинутыми предположениями. Все эти ошибки, выраженные в огромной неразделённой части, дают основания считать работу журналиста неубедительной, несмотря на возможную ценную информацию. А вот используя пропорционно слаженнее комплектование своих идей, журналисту удастся не только зрительно облегчить чтение, но и зарегистрировать каждое выдвинутое положение.
Таким образом, заключено, что за аналитическими жанрами сохраняется лидерство по части влияния на имидж субъекта журналистики, поскольку они наполнены персоналистическим авторским анализом, взглядами и мироощущением. Аналитика - это отражение собственного «Я» журналиста. Итак, имидж журналиста - отчасти результат его мыслительного процесса, выраженного в тексте.
Отдельной строкой отмечаются ставшие популярными рубрики «комментарии» и «мнения» блогеров-колумнистов. По своей монтажной конструкции они почти все незамысловаты, однохарактерны и «короткометражны». Их небольшой объём и часто обособленное расположение на страничной полосе (в одну колонну) диктуют свои собственные правила. В этой связи нужно отметить их удобочитаемость, поскольку авторы не бояться пользоваться выделительными дизайнерскими приёмами и прочей текстовой маркировкой.
Исходя из анализа статей, корреспонденции, обзоров, комментариев, диссертант закрепил за аналитическими жанрами колоссальную, непоколебимую, бескомпромиссную, субъективную функцию по отношению к объекту, но в то же время неприкрытую характеристику субъекта СМИ.
В третьем параграфе под названием «Воздействие монтажных установок на создание имиджа в художественно-публицистических жанрах» исследуется современное состояние заданных жанров и раскрывается степень их влияния на формирование имиджа объекта и субъекта журнапиггики.
Проведённое исследование показало, что в функцию очерка, будь-то портретный, проблемный или путевой, заложено раскрытие образов. Этот жанр направляет на созерцание различных человеческих качеств, а открытые и целенаправленные характеристики прямолинейно рисуют портрет. Замечено, что дг.я исполнения имиджеформирующих установок автору необходимо использовать различные монтажные вспомогательные принципы: цветовой монтаж, детальность в изображении образов, лингвистическую гиперболизацию.
В ходе анализа бьша выявлена ещё одна примечательная особенность портретного очерка. Он не только бывает нацелен на имидж объекта. Помимо того, что любая журналистская работа - отражение самого журналиста, в этом жанре возможно соединение различных видов повествования. Через описание качеств объекта субъект привносит и в свой образ дополнительные характеристики. Он может стать: автором-пересказчиком, автором с ярко выраженным собственным «я», автором-очевидцем и т.д. Несмотря на то, что портретный очерк направлен непосредственно на объект, авторского «акег^о» может быть намного больше. Синтез, а в данном случае - монтаж многообразных «я» журналиста и героя, выраженных в различных видах повествования, умело монтируется и выглядит убедительно по одной простой причине - в конечном результате в сознании читательской аудитории проходит процесс формирования имиджа сразу двух персон.
Таким образом, монтажные принципы в каждом жанре действуют по-разному. Они помогают тексту заработать правильно, поскольку упорядоченное монтажное мышление делает возможным сочленение всех отдельно взяты:« эпизодов в единое целое, и нужно особо отметить важность
этой «центробежной» функции в работе со всеми рассмотренными жанрами. Совершая манипуляции, связанные с монтажной «стыковкой», важно сохранить правдивость и индивидуальность как субъекта, так и объекта. Одним словом, в умении монтажёра-журналиста владеть отдельными частями заключается и суть монтажного мышления, и. успех самого журналистского текста. Диссертант приходит к выводу, что монтаж по отношению к каждому жанру находит особый функциональный «ключ», становясь единым целым с существующими законными установками.
В заключении диссертационной работы подводятся итоги проведённого исследования, излагаются основные выводы и положения, содержащиеся в четырёх главах, а также намечаются перспективы дальнейших разработок.
В процессе исследования темы было выявлено множество новых, ранее не рассматривавшихся ни в одном журналистском научном труде положений, связанных с механизмами монтажа, которые, как оказалось, применительны и продуктивны в работе над созданием журналистского теиста. Подробное изучение феноменов имиджа, текста, монтажа выявило их прямое взаимодействие в единой, связующей, внутритекстовой композиции.
В ходе аналитической работы над материалом обнаружился факт острой необходимости модификации механизмов создания журналистского текста. Оказалось, что современная высоко информационная внутритекстовая конструкция и система её создания нуждаются в принципиально новом вспомогательном механизме, который бы в полной мере отвечал за синтез и правильное распределение в едином пространстве лексической, синтаксической, структурной полноты, компилированной для наивысшего отображения образной действительности. Анапиз материалов показал, что выдвинутая гипотеза о «монтажном мышлении» в журналистике оказалась именно тем рычагом воздействия на рассматриваемые обстоятельства, которые повлияли на имиджеформирозание субъекта и объекта в СМИ.
Исходя из поставленных целей исследования, наметились следующие
основополагающие выводы:
1. Внутритекстовый монтаж заключается не только в перестановке и организации частей текста, но и в распределении частных лексем языка с позиции лингвостилистического наполнения. Обнаружилось, что лексические повторы, экспрессия, ирония, языковая компиляция через монтажные установки усиливают воздействие на восприятие объекта журналистики, отражают авторское мировоззрение субъе1ста. Помимо этого выявлено, что монтаж обладает механизмами текстоформирования -рекомбинацией и сочетанием новых образовавшихся внутритекстовых лингвистических форм. С синтаксической позиции система знаков становится сопутствующим, вспомогательным инструментарием в работе монтажа над текстом, а гармония, чувство ритма, паузы, повторы и, как
следствие, эмоциональное состояние достигаются за счёт правильной расстановки и употребления той или иной пунктуационной единицы.
2. Рассмотренная в исследовании структурная и формообразующая сторона монтажа показала, что составные части имиджеформирующего текста (заголовок:, лид, основная часть, выводная часть), способы перераспределения интертекстуальных частей (цитаты, эпиграфы, комментарии) с позиции однородности кусков, их склейки и конфликта так же подчиняются механизмам монтажа. Относительно структурных внутритекстовых форм монтажа было выявлено, что сюжетный монтаж наиболее удобен дтя раскрытия образа персоны в СМИ. Фабульный монтаж, напротив, являясь свободным механизмом, открывает большие возможности по части нмнджеформирования авторского образа в СМИ. Архитектонический монтаж за счёт гармонизации составных частей текста становится эффективным по всем параметрам. Пирамидальный монтаж и блочный монтаж явились показателями осмысленной авторской фиксации в сознании читатели, важного ступенчатого подхода и к тексту и, как следствие, к объекту. Обнаружилось, что от выбранного монтажного, формообразующего механизма зависит, насколько ярко образ закрепится в сознании читателей и приобретёт статус имиджа.
3. Исследование реализации монтажного мышления в жанровой палитре выявило, каким образом тот или иной жанр влияет на формирование имиджа в целом.
Так, информационные жанры по отношению к образам пытаются быть более объекгинными и пользуются в основном лишь отражающими функциями, без намёка на экспансивность Оценка аналитических жанров позволяет констатировать неопровержимый вывод о том, что авторская сосредоточенность на анализе материала способствует наивысшему, глубокому раскрытию личностных качеств журналиста и его мировоззрения. Это означает, что именно за аналитическими жанрами сохраняется колоссальное лидерство по части влияния текста на имидж субъекта журналистики. В отличие от аналитических жанров, художественно-публицистические в полной мере синтезируют в своих материалах авторское видение персоны, его отношение к ней и, как следствие, закрепляют за образом объе»та определённый имидж. Природа данных жанров представляет намного больше возможностей для создания имиджа объекта самим журналистов. Каждое появление подобных материалов фиксированно направляет на созерцание различных человеческих качеств, а открытые и целенаправленные характеристики рисуюг портрет объекта, используя монтажные принципы контрастности и выразительные лексические единицы.
Таким образом, заключено, что знание законов монтажа позволяет безошибочно распоряжаться текстовыми наполнителями, с особым взглядом подходить к выбору жанра повествования и его формы, с особой лингвистическом осведомленностью использовать лексические и
синтаксические вспомогательные механизмы. Монтажное мышление, рассмотренное через призму журналистских принципов и внедрённое в эту сферу, способствует полноценному имиджеформирующему процессу. Именно поэтому овладение им - есть качественный рывок в работе с внутритекстовыми особенностями, отражающими сущность журналиста и личность объекта журналистики.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
а) статьи в журналах, включённых в Перечень ВАК РФ:
1 Алькова И.И. Особенности монтажного мышления в кинематографе и журналистике // Вестник Педагогического Университета. - Душанбе: Таджикский государственный педагогический университет имени С.Аини.-
2013. - № 1(50). - С.372-377. „
2 Алькова И И. Структура медийного текста как основополагающий фактор создания образа объекта в СМИ И Вестник Педагогического Университета. -Душанбе: Таджикский государственный педагогический университет имени С.Айни,-2013.-№ 2(51).-С.352-356.
3 Алькова И И. Характерные особенности текстов СМИ: х проблеме смены лингвостилистического своеобразия // Вестник Таджиксксто национального университета. - Таджикский национальный университет, 2013. -№4/1(105). -С. 286-290.
б) другие публикации:
4 Алькова И.И. Влияние монтажности текста на имидж субъекта журналистики // Наука и Жизнь. - Душанбе: Министерство культуры Республики Таджикистан, 2013. -№1-3(114). - С. 28-30.
Литература
1. Богуславская В.В. Журналистский текст в прагматическом аспекте. РГУ.Электронный ресурс:
Ы1р7/при.edu.ru/university/publisbjournal/lexicography/confe-enEe/boguslav.htm
2 Валгина Н.С. Теория текста. Учеб. пособие. - М.: Логос, 2003. Электронный ресурс: http://evartist.narod.ru/textl4/04.htm
3 Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. Электронный ресурс- http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-059.ht.Ti
4 Иванов В.В., Монтаж как принцип построения в культуре первой
половины XX в. Монтаж, Литература, Искусство, Театр, Кино. - М„ 1988. -С. 119-149
5 Лихачев Д.С. Текстология. - СПб., 2001. - С.32.
6. Лопушанский К. Чугунова М. А.А.Тарковский о монтаже в кинорежиссуре. Электронный ресурс:
www.videomount.blogspot.com/2008/06/blog-post_511/™т1
7 Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста. //Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 129-132
8. Лотман Ю. М. Структура художественною текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: «Искусство - СПБ», 1998. - С. 14 - 285.
9. Лукина В. А. Художественный текст: Основы теории и элементы анализа. -М.: «Ось-89», 1991».
10. Мисонжников Б .Я. Журналистский текст как средство коммуникации // Социальное функционирование журналистики / под ред. С.Г. Корконосенко. -СПб., 1994. - С.55.
11. Панасюк А. Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии. Доклад академика АИМ А.Ю.Панасюка на открытом заседании президиума Академии имиджелогии. - http://academim.org/art/panl_2.html
12. Эйзенштейн С М. Монтаж. Электронный ресурс:
Ьир://уапко.НЬ.1и/коокз/стета/е15еп51е1п/топ1аее/топ1аее.Ь1т1#МОНТАЖ
1938
Сдано в набор 5.11.2013. Подписано в печать 7.11.2013. Гарнитура литературная. Формат 60x84|,i«. Объем 1,5 п.л. Тираж 100 экз. Зак. № 085 Отпечатано в типографии РТСУ. 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Мирю Турсун-заде, 30
Текст диссертации на тему "Внутритекстовый монтаж как инструмент создания имиджа субъекта и объекта журналистики"
РОССИЙСКО - ТАДЖИКСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
04201453434
Алькова Ирина Ильинична
ВНУТРИТЕКСТОВЫЙ МОНТАЖ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ЖУРНАЛИСТИКИ
Специальность 10.01.10 - журналистика
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Петрушкова Виктория Викторовна
ДУШАНБЕ 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Научно-теоретическое обоснование понятий имидж, текст, монтаж. Квинтэссенция монтажных механизмов в социокультурном пространстве
1.1. Понятие и структура имиджа. Формирование имиджа субъекта и объекта журналистики
1.2. Феномен текста в научном дискурсе. Особенности журналистского текста.
1.3. Монтаж и концепция его формирования
1.4. Использование приёмов монтажности в журналистике как способ создания имиджа
Глава 2. Характерные особенности монтажности текстов с позиции лингвостилистических наполнителей
2.1. Лексические компоненты монтажа
2.2. Синтаксические компоненты монтажа
Глава 3. Структурирование имиджеформирующего текста посредством монтажных механизмов
3.1. Структурные части имиджеформирующего текста
3.2. Способы перераспределения интертекстуальных частей
3.3. Виды монтажных конструкций
Глава 4. Монтажные механизмы стыковки элементов текста в различных жанрах журналистики. Их влияние на образ объекта и субъекта
4.1. Монтажная рекомбинация отдельных частей в информационных жанрах как способ формирования имиджа
4.2. Использование механизмов монтажа в аналитических жанрах и их влияние на объект и субъект журналистики
4.3. Воздействие монтажных установок на создание имиджа в художественно-публицистических жанрах
Заключение Список литературы
Введение
За последнее время текст журналистики достаточно конструктивно модернизировался. Экономическая нестабильность, мировые конфликты и внутренние социальные нужды оказали если не прямое, то косвенное воздействие на журналистику в целом, сделав её более информационно-прагматичной, «приземлённой» и всё меньше творческой отраслью. Получается, что за стремительно развивающимися событиями мы будто бы живём в особом «сконструированном», «смонтированном» мире. В мире, где за нас многое решается, в мире, где мы всё чаще отстраняемся от реальности, поскольку не безосновательно в неё не верим. Журналистика в этом процессе играет первостепенную роль, поскольку через неё приходит видение положения в мире. «Журналистика - это литература на бегу», - говорил английский поэт, критик и культуролог Мэтью Арнолд. В современном же мире бег всё более усиливается, а литературы не остаётся и вовсе. Тем не менее, как и в старые добрые времена, перо журналиста остаётся орудием, приравненным к штыку. И это всё острее ощущается.
Соответственно, в многополярной прессе становится всё сложнее найти развёрнутый, правдивый и глубоко проанализированный материал, заставляющий мыслить, оставляющий после себя эмоциональный след. Сам подход к написанию журналистского материала, несомненно, стал видоизменяться, а истоки зарождения либо трансформироваться, либо вовсе упускаться и забываться, поскольку на смену приходят новые упрощенные механизмы.
Поверхностность в освещении событий приобретает глобальные масштабы, всё меньше и меньше остаётся жанровых, лингвистических, композиционных особенностей, которые используются для раскрытия имиджа объекта и субъекта целого явления. Не предпринимаются конкретные шаги по целенаправленному
определению факторов, способствующих формированию имиджа личностей. Сегодня необоснованно стоять на месте и пользоваться старыми механизмами, когда новые технологии диктуют свои правила. Но в то же время несправедливо забывать учения, которые независимо от времени их реализации способны оказывать влияние на деятельность журналиста в вопросе воспроизведения действительности.
В течение долгих лет, с учётом практических наработанных навыков, теоретики журналистики шаг за шагом вырабатывали различные механизмы, версии написания материала. И сегодня для создания публикаций можно выбирать среди богатой жанровой палитры, позволяющей осветить любое событие в той мере, в коей оно этого заслуживает. Журналист имеет возможность использовать широкий диапазон знаний в области текстообразования на стадии его сбора и реструктуризации.
Что бы ни происходило в мире массовой информации, какую бы форму ни приобретал журналистский текст, для широкого отражения действительности и полноценной картины мира он, несомненно, должен пройти этап монтажной композиционной сборки. Этот процесс включает в себя синтаксическую, лексическую, жанровую, структурную и тематическую монтажность. Соблюдение всех приведённых факторов потребует от субъекта журналистики основательного переосмысления всего творческого процесса и иного подхода к работе над текстом для достижения желаемого результата, а именно: для имиджеформирования своего образа и образа объекта журналистики.
Традиционное восприятие монтажа как инструмента компоновки авторской позиции в журналистике будет формироваться исходя из особенностей мышления журналистов определенного времени и культуры, и оно, несомненно, видоизменяется в зависимости от обстоятельств, в которые они попадают, от места действия и задач, поставленных временем. Можно смело утверждать, что именно процесс монтажной компиляции будет являться фундаментальным творческим инструментом в работе над материалом по раскрытию имиджа как
целого явления в жизни общества, так и раскрытию имиджа частных объектов и субъектов журналистики.
Выразительность журналистского языка требует особенного «монтажного мышления», поскольку именно монтажность речи, ритмическая структура, стиль, специфические жанровые особенности определяют и характеризуют готовый материал как доступный и полноценный по части раскрываемости основной мысли автора. Убедительная передача фактов, объективное раскрытие образов, предметов и явлений, авторского взгляда (соответственно и его имиджа), достигаются путём сборки важных элементов повествования, определения их места в материале, степенью их тематической раскрываемости и объёмом каждой отдельной части текста. Вся эта пространственно-временная среда определяется монтажной склейкой различных частей - как однородных (родственных), так и неоднородных, требующих особенных подходов к ним.
На основе абстрактного мышления монтаж в журналистике можно смело сравнить с механизмом создания архитектуры жилого дома, а журналиста со строителем-монтажником, который занимается его постройкой, собирая по кирпичикам и блокам спроектированное сооружение. Монтажность - это особая система, которая позволяет построить полноценный дом, основанный на заложенном фундаменте (основной мысли), на крепких стенах (аргументациях) с окнами выходящими в мир; дом с этажами (на каждом из которых размещается определённый факт), с тёмным чердаком (наполненным скрытыми, но существующими фактами) и, конечно, с крышей (кульминацией всего материала). Монтаж при всём при этом обладает не только техническими и сборочными возможностями, но и духовными наполнителями. Эмоциональность, психологизм, логика и все вытекающие последствия так же откосятся к внутренним (необъяснимым) механизмам, которыми руководствуются при составлении текстовых монтажных конструкций. Эмоциональные функции монтажного послания в большей мере отражают и раскрывают имидж объекта СМИ, но нельзя забывать, что монтажная эмоциональность сможет возникнуть только посредством полноценного лингвостилистического и структурного монтажа.
В этой связи актуальность диссертационного исследования обуславливается объективной потребностью в осмыслении ряда существующих положений о теории монтажа как явления, способствующего композиционной полноценности создания журналистского текста, направленного на раскрытие имиджа как в СМИ, так и самих СМИ. Исследование данной области знаний продиктовано наличием существующей трансформации современных текстов, не отвечающих основным требованиям теории журналистики, лингвистики, имиджелогии и других смежных наук, знания которых должны учитываться в работе над материалом.
Степень научной разработанности проблемы. В теории и практике журналистики пока нет единого выработанного концептуального подхода по освоению механизмов монтажного мышления. Тем не менее Р.И.Салганик, М.Н.Ким, М.Ю.Бакшеева, А.Г.Раппапорт, В.В.Иванов, Г.Лазутина пытались подойти к феномену монтажа. Но в полной мере проблема функционирования данного явления и последующих вытекающих из этого последствий не освещена.
Злободневность исследования в данной области подтверждается и тем фактом, что на сегодняшний день в большинстве теоретических трудов не отмечена прямая взаимосвязь между монтажностью текстов и их отношением к процессу воспроизведения имиджа объекта в массовом сознании и закрепления имиджа субъекта СМИ. Существующий ряд работ, написанных в русле смежных направлений, лишь частично затрагивает тему исследования, поскольку почти все эти труды написаны в рамках специализированного подхода и в большей мере касаются отдельно взятых понятий: монтажности, текста, стилистики текстов, имиджа, жанров. Работы в данном направлении не предусматривают комплексного подхода к основным компонентам исследования и никогда не изучались в совокупности.
В данном исследовании важен вопрос о корреляции и внедрении явления монтажа в своём первозданном виде в журналистскую текстуальную среду как основополагающего фактора раскрываемости образов и явлений. Именно в контексте этой проблемы находится вопрос о переосмыслении
кинематографического понятия «монтаж» и его применении в сфере печатной журналистики. На данный момент этот аспект остаётся открытым. Нет комплексного исследования и жанровой специфики создания текстов с учётом особенностей монтажа. Отсутствует общепринятая методика работы по выделенным механизмам монтажа с учётом специфических особенностей публицистического текста в модифицированной среде массовой коммуникации.
Цель исследования - выявить основные ключевые механизмы композиционного монтажа, диагностировать и специфицировать их отражение в жанровой палитре, лингвостилистической и структурной среде для последующего этапа реформирования журналистского текста, направленного на воспроизведение имиджа субъекта и объекта в средствах массовой информации. Исходя из того, что монтаж перекочевал на многие смежные области культуры, а феноменом его стало существование схожих приёмов, необходимо выявить их общность. При изучении темы важно провести дедуктивный анализ теоретических и практических материалов для установления силы влияния разных факторов на изучаемую проблемную ситуацию. Выявить, насколько каждая из выделенных областей по части композиционного конструирования приближена к монтажу медийного текста. Задачи исследования:
- изучить феномены: имидж, текст, монтаж. Выявить их взаимосвязь и взаимодействие в единой внутритекстовой среде;
- определить законы монтажа, полагаясь на теоретические работы по основным видам искусства;
- проанализировать явление монтажа, монтажного мышления и его психологию в текстовой композиции;
- раскрыть кинематографические приёмы монтажа, которые, в свою очередь, были бы сообразны и приближены к монтажу медийного текста;
- выявить методы монтажа в различных гуманитарных науках и синтезировать их для последующего отражения в журналистике;
обозначить особенности внутритекстовой монтажности с позиции лингвостилистических (лексических, синтаксических) наполнителей;
выделить лексическую и синтаксическую наполняемость текстов, способствующую монтажности;
- изучить лингвостилистические особенности современных текстов, влияющие на осуществление имидже-формирующих функций;
- выявить монтажные элементы, которые применительны к жанровой составляющей текстов;
- исследовать процесс внутритекстового монтажа в контексте стыковки фрагментов (элементов композиции);
- определить с точки зрения внутритекстового монтажа (в частном случае с позиции влияния монтажности на описываемый образ объекта), каким образом выбранный жанр и детальное структурирование влияют на весь текст, отражающий имидж объекта журналистики;
- проанализировать характерные особенности современного языка СМИ через призму механизмов монтажа;
- выработать механизмы создания имиджеформирующих текстов.
Необходимость концептуализации собранных эмпирических и теоретических исследований в данной области предопределяет возросшую актуальность темы данной диссертации, а также объект и предмет исследования.
Предмет исследования. Материалом для исследования послужили научные труды исследователей в таких областях, как журналистика, кинематография, имиджелогия, лингвистика, семиотика, текстология. В качестве практического материала использованы тексты таджикской и российской печатной прессы, интернет - версии газет и журналов.
Методология и методы исследования. В основу методологии положены принципы системности и комплексности. В процессе работы применялись историко-типологический и теоретико-типологический методы. Для анализа текстов печатных, электронных и интернет-версий применялись эмпирические
методы - качественный анализ документов периодической печати, а также контент-анализ.
Эмпирическая база исследования - периодическая печатная пресса Таджикистана: «Азия Плюс», «Вечерний Душанбе», «У1Р-2опе», «Дайджест-пресс», их аналоги - интернет-версии (сайты), а также зарубежная пресса: «Комсомольская правда», «Аргументы и Факты» (международные издания), интернет - версия Первого канала российского телевидения - www.ltv.ru (за период с ноября 2007 по апрель 2013 гг.).
Научно-теоретическую базу исследования составили основные концепции теории журналистики и массовой коммуникации, филологии, лингвистики, кинематографии, имиджелогии, положения теории социологии и психологии. В диссертации с различных сторон раскрывается феномен «монтажности текста», его имиджеформирующие функции. Предпринимается попытка философского, культурологического и филологического осмысления этого понятия. Актуальные проблемы понятия «монтаж» в его широком применении рассматриваются и анализируются в работах С.М.Эйзенштейна, А. Каминского, В.И.Карпа, А.Тарковского, Д.У.Гриффита, В.В.Иванова,
A.Г.Раппапорта. При рассмотрении проблем внутритекстовых установок в области текстологии учитывались работы исследователей: Н.С.Валгиной, Ю.М. Лотмана, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, Л.Выготского, И.Р.Гальперина, Е.С Кубряковой, Л.Г.Кайд, Ю.Рождественского. Учитывались концепции и тенденции в области имиджелогии следующих авторов: А.Ю.Панасюка, В.М.Шепеля, Н.Варишкиной, А.Ш.Санатулова. В диссертации также проанализированы труды видных теоретиков журналистики: В.А.Аграновского, М.Горького, Г.В.Лазутиной, С.М.Гуревича, М.Н.Кима, В.В.Богуславской, Я.Н.Засурского,
B.И.Сидорова, Е.В.Черниковой. В данных работах рассматривается проблема жанров печатных СМИ, структура медийного текста, специфика профессионального творчества журналиста.
Научная новизна исследования. В работе расширяется понятие термина «монтаж», отмечаются не только его техническая специфика, но и широкая
специализация, целенаправленность, эмоциональная функциональность, легко синтезирующаяся с журналистскими механизмами текстоформирования. Взгляд на внутритекстовый монтаж в журналистике через призму киномонтажного мышления послужит новым толчком в понимании пока ещё мало изученного монтажного явления в системе печатных средств массовой информации. Тема нова в контексте функций монтажности журналистского текста, с позиции монтажности жанров, лингвостилистики, структуризации и имидже-формирующих особенностей. Новизна работы заключается в следующем:
1. Понятие монтажа, который закреплён в большей степени за кинематографом, переносится на журналистский текст. Такой подход к материалу выполняется впервые.
2. Фокусирование на формировании образов персон в СМИ осуществляется с новой позиции. Оно обращено скорее не на формирование имиджа, а более к инструментарию, за счёт которого происходит осуществление этого процесса.
3. Исследуется процесс гармоничного сочетания имиджа объекта с имиджем субъекта журналистики и выделяется зеркальная взаимосвязь этих двух понятий.
На примере текстов выявлены закономерности в текстообразованиях и внутритекстовых процессах, которые осуществляются за счёт применения к ним механизмов монтажа. Понятие монтажа выдвигается