автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие музыкальной культурыДальнего Востока (1860-1990)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие музыкальной культурыДальнего Востока (1860-1990)"
На праяах рукошн ч
МЛТШЙ Ч УК Василин Пе1|ишич
- ' . ■ ■ ' ^ ■
НОНII!Ы'Е ОРКЕСТРЫ НА ТИХООКЕАНС КОМ ФЛОТЕ И
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ( 1860 -1990 )
( ||сц|1а1(.1Пн:|ь I7.U0.U2 - Му »мкалынк: искусс 1*м}
Лшорсф-раг
диссертации на соискание учгш.н « пепели Кйндмда!а искусс гвоиеденш«
Мискмм - 19% __—
ло^~
На правах рукописи
МАТВЕЙЧУК Насилий Петрович
ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ НА ТИХООКЕАНСКОМ ФЛОТЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ( 1860-1990)
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Москва -1996
Работа выполнена на кафедре истории музыки Российской академш музыки им.Гнееишах
Научный руководитель
НаучнмИ консультант -
Официальные огшонешм:
кандидат искусегнонеленик дочеиг С.П;Крц»ченко
кандидат искуса новедения доиснг Г.Ю.Масловская
док юр нскуилиовслсния. профессор Ц.[>.Долинская Кандида! искусе) нонедени я, профессор К.С , Аксеиоп
Вед унии оршшмакия Дальнаысючнын юсударс»ценный
ННСИМУ) II *4. ;
'14.и
,11Кчср1аи>1«1!!1оп> сошма К.ОУ’. !7.<Ч по ышию дичеркщпн 11.1 •. мн. ь.ощ-. учсмоЦ счспеии кандидаы (шчкмоння нрн 1\*сашск(ч| ;«иа '= м.ш м\
нм.1 неошмл /121069, Москпа, уд.Нороаокою, д ’а1'>(•
I.' диссипацией можно »‘«.‘.княшка и оноакокье К^еыкич» академии мчнкн нм.Гнесиш 1\
Лнторефсрн! ратслан "
\Ьстиш 199,,,
¡анниа соеюшся
■•■(Т-СбНТЯдМ
'^'|1с)|ый се!,рпа| (. диссср!ацн> тного совета кандидат иекусч ы'кедення
И . II < )1. идко
Акгуцлыккмь проблемы. В отечественном музыкознании последних хягмлетиП наблюдается возрастание интереса к такой области музыкального лсусства, как военно-духовая музыка. Этот жанр и ранее прйвлекал к себе ш'манне музыкантов и критиков, О военных оркестрах писали М.Глинка, .Стасов/ Н.Римский-Корсаков. В.В.Сгасову принадлежит известное ,оказывание: "Военное оркегірьі - проводники не только одной военной, но всяческой музыки в массу народную. На улице, в публичном саду, в зоцессии, и каждом народном или национальном торжестве, кого же народ :егда слышит, как не один военный: оркестр, через кого он и знает что-ибудь из музыки, как не через него?"1 ¡Утратив приоритет в деле пропаганды узыкального искусства, воеіїньїе оркестры сохранили за собой ряд таких, элько им присущих качеств, как демократичность, яркость и ^разительность звучания на открытом воздухе. Обогатившись тчительными техническими и художественными исполнительскими эсшжениями, военные оркестры и сегодня занимают важное место в >временной жизни. Все более возрастающее в последние годы внимание к сторчческому прошлому страны, к ее богатому культурному наследию, в іачигельной степени способствовало возрождению традиции выступлений аенных оркестров в городских парках, на ярмарочных гуляньях, на раздничных балах и т.д-. На необходимость тщательного изучеиия "общего ¡гшнтия у нас культуры духовой музыки на открытом воздухе1' обращал иимание исследователей истории музыки-Б.В.Асафьев, подчеркивавший, что га " гема очень существенная"3
1 Стасов В.В. Европейский концерт И Собр. соч. в 3 т.- М., 1952,- Г.Г. .177-178. - ,
1Асафьев Б В. Русская музыка (XIX и начало XX века).-Я.: 1968.С.Н1.
Имеющаяся немногочисленная литература по истории флоіскі военных оркестров3 посвящена, главным образом, центральному рсгжн страны. В ней освещается преимущественно деятельность оркестрі Балтийского флота. Об оркестрах других флотов имеются лмшъ отделын отрывочные сведения. Вместе с тем, военные оркестры нп Ттшндасшккг флоте имеют богатую историю, даяние ірадиции и неразрывно сияншы музыкальной культурой Приморья, всеїо Дальнего Востока. И посадші годы становится все более очевидным, что беї тщательного изучения краєві, музыкальных культур И учета особенностей ИХ истории невозможно решш одну из основных задач российской музыкальной Наумі - создать пелосінуї картину шашшлешш и развития нашей от°честиеннон музыкальной культурі.
Актуальность и неразработанность проблемы, се теоретическая практическая значимость явились причиной выбора темы исследования.
В задачи исследования входит:' .
а) изучение истории еошммх оркестров *т Тихоокеанском фтоіе, м концертной и служебной деяіельности, репертуара и »сполшгштьскзмч уровня, организационных ікякш*»н>сінк>-орксстровоп службы, деятельное 11 военных дирнжеро»,¿¡одгогорки музыкантских кадроп;
б) выявление роли флотских военных ОрКС(Л$!г№ в рпзшшн музыкальной культуры Далыгего Востока.
Материалом исследования послужили доку менш ил государственны' архивов Приморского края, Хабаровскою края и Ленинградской падает Российского государственного архива Военно-морского флота, Центральной
3 История армейских военных, оркестров представлена доьолыт») обширным крутом литературы. Флотским военным оркестрам поепчшенм лишь три работы: книга В.Матвеева "Русский военный оркестр" (М.-Л. 1%5). егожестат ч "Военные оркестры на'’ лозе" (в сб.: СовсГская поенная музыка М., 1977. - 7..ІІ5 131) и работа Г.М.Калинковича "Н.А.Рнмгкнй-.Корсако і инспектор военно-музыкальных хоров Морского ведомств»“ (и сб.: Труды Института военных дирижеров. 1 !.* К) , '952. - С.7-96),
гнни-мбрского арчива, Роесийскмо государственного исторического чіп» Санкт-Петербурга, Российского государственного архива Дальнего Центрального муїеа Тихоокеанского флота, Приморского краевого зея имени 15. Арсеньева, Исторической государственной библиотеки, блнотсхи Ойшл’Ик» і пучения Амурского края, Приморской краевой бли‘»ш<к имени М.Горького, частных собраний А.И.Осокиной,
¡{.Августовского и Г.А.Жудрака /более 250 единиц хранения/; воспоминания асгников гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранов иоенно-кестровой службы Тихоокеанского флота. Временные рамки исследования
• . ' • 4
вагывают период с середины XIX в. до '’0-х годов XX столетия.
Научная новизна исследовагиц. В настоящей работе впервые ~ осмотрена история военных оркестров на Тихоокеанском флоте, детально учена специфика деятельности корабельных оркестров, исследовано
рождение и развитие концертной жизни, музыкального театра и офесснонального музыкального образования на Дальнем Востоке,
шілеиа существенная роль военных оркестров в развитии музыкальной льтуры Дальнего Востока и их участие в становлении культурных лимосвязей между народами стран Тихоокеанского бассейна.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории
■ зыки Российской академии музыки имени ■ Г'несиных; , результаты следования изложены на четырех межвузовских и двух международных учных конференциях и опубликованы в одиннадцати научных статьях.
Практическое значение исследования. Результаты исследования могут ггь использованы 'педагогами, студентами и курсантами Военно-
рижерского факультета при Московской консерватории в курсе истории енной музыки, в музыкальных училищах и ВУЗах Дальнего Востока при учении истории музыкальной культуры Дальнего Востока. Оно адресовано кже военным дирижерам и начальникам военно-оркестровой службы ютов и округов, организующим слугебную и концертно-просветизельскую ятелыюсть военных оркестров.
Структура работы. Диссертация состоит in Введения, четырех глап Заключения, списка источников и литературы. Приложение содержи
4
подборку фотографий, афиш, программ' концерт них выступлений ф.инсмг оркесз-ров и иных архивных документов. ’
Основное содержание исследования
■ Во Ввел«нии обосновывается выбор темы, объект и материал изучения, определяются цели и задачи, методика исследования, дается краткий обзор литературы. .
Первая глава - "Становление и развитие военно-морских оркестров в дореволюционный период'1. В ней исследуется история военных оркестров на Тихом океане от истоков до 4ноября 1$17 года, рассматриваются организационные. структуры береговых и корабельных оркестровых коллективов, их служебная и концертная деятельность, система подготовки исполнительских кадров. '
Первые данные о военной музыке на Тихом океане относятся к середине ХУШ в. Вторая Камчатская экспедиция, отправившаяся в 1733 г. из Петербурга на Дальний Восток, была снабжена комплектом музыкальных-инструментов, из которых можно было составите небольшой оркестр для испрлнения военно-церемониальной ,и танцевальной музыки. Автором приводятся разнообразные примеры о деятельности военных музыкантов на тихоокеанских кораблях и в первых русских поселениях на восточном побережье страны: Охотске, Петропавловске-иа-Камчатке и Николаевске-на-Амуре. ’
Собственно история , лхоокеанских оркестров начинается с середины
XIX века. В 1860 г. приказом по Морскому ведомству в портах Восточною охеана был учрежден "медный военный хор" со штатом в 51 человек. Из.этого чисиа музыкантов формировался и бальный состав оркестра, куда, ¡кроме
is
пенных духовых инструментов, входили струнно-смычковые и деревянные пуховый ннсгруменш. Эю предполагало владение исполнителями игрой .разу на двух кнеірументах: духовом и струнно-смычкивом. '
В 1»72 г. "хор Музыкантов Восточного океана",'сформированный н
г.ічашінні сшпі> деятельность ь Николаевске-на-Амуре, был переведен пн
Владивосток в связи с перене 'ом сюда главного порта Сибирской флотилии
После реформы 1874 г. оркестр Владивостокского порта стал "медным
юром" 1-го разряда и "бальным" 2-го разряда. Н.АЛ’имекий-Корсаков
шлявшийся в 1873-1884 гг. инспектором военно-музыкальных хороь
• ' і VIopcKoro ведомства и непосредствинни подготавливавший эту реформу,
і ’ ‘ шеал, что если "бальный хор 1-го1 разряда есть небольшой, но полный
зперный оркестр, по своему составу способный исполнять любую увертюру и
іккомпаннровать оперный отрывок", то "бальный хор 2-го разряда есіі.
іістоящий оркестр для танцевальной музыки и легких пьес"4.
Весной 1902 г. нм Дальнем Востоке появился еще один Флотский зереговой оркестр - в Каантунском флотском экипаже а Порт-Ар »у ре, павшем в 1898 г. местом базирования основных сил русского флота на Уихом жсипе. Этот коллектив имел статус "мешого хора" 2-го разряда со платой шсленносгыо 30 человек.
Первые сведения о корабельных оркестрах на Тихом океане относятся к средине 50-х годов XIX в. "Хор военных музыкантов" находился на боргу [іреіата "Паллада", прибывшего в 185j г. к берегам Японии с русской шпломатической миссией во главе с адмиралом В.Е.Путятиным. В кн'ледуюїдне десятилетня штатные дучовью оркестры были на флагманских гораблях тихоокеанских зскадр и отрядов кораблей. К началу русско-шонекой войны ІУ04-1905 гг, оркестровые коллективы имелись на »роненосцач "Цесаревич", "Рствизан", "Петропавловск", на крейсерах "Новик" і "Варяг". . '
■* Цнт. по: Калинковнч Г.М, Указ. соч.- С.30-31. -
Анализируя процесс подготовки музыкантских кадров, автор
диссертации приходит к выводу .о значительном несоответствии , ' ) разрабатывавшихся в Петербурге штатных и инструментальных составов для
тихоокеанских оркестров и действительным состоянием дел в этих
коллективах. Например, в с?язи с невозможностью и условная Дальнего
Востока подобрать высококвалифицированных вольнонаемных и
сверхсрочнослужащих музыкантов, оркестр Сибирскою флотского экипажа
(так впоследствии назывался "хор музыкантов" портов Восточного океана) в
течение 60-80-х годов состоял в основном m наименее подготовленных в
профессиональном отношении оркестрантов из числа "нижних чинов",
непродолжительный срок службы котгрых tío позволял капельмейстеру
довести их исполнительское мастерство до необходимого уровня. Из-за
отсутствия исполнителей на струнйо-смычкивых инструментах длительное
время не удавалось организовать бальный состав оркестра, который был
предусмотрен штатным расписанием.
Положение изменилось с открытием в і 889 г. при Сибирском флотском экипаже школы музыкантских учеников. В нее принимались мальчики-от 12 до 15 лет, которые обязаны были за обучение прослужить s оркестре шесть лет. В Í892 г. в’этом учебном заведен"и обучались 30 юнг. Выпускниками школы пополнялся не только "хор портовых музыкантов", но и другие тихоокеанские оркестры.
. Одним из наиболее сложных вопросов было привлечение квалифицированных капельмейстеров для руководства военно-морскими оркестрами на Дальнем Востоке. Н.А.Римский-Корсаков в . конце 1873 г. высказывал озабоченность, что уже "в течение 2-х лет нет решительно ннхахой возможности'■ приискать на это место (капельмейстера "портов Восточного океана"-Г "Л.) не только из хороших, но даже из порядочных музыкантов"5. В диссертации рассматривается система отбора руководителей
5 Цит. по: Калинкович Г.М. Указ. пч,- С.ЗЗ.
* ’ • ' , ■
иг я дальневосточных военно-морских оркестров и организация их подготовки
1 местных условиях. Даются краткие сведения о капельмейстерах,
ммглавлявших тнноокеанские оркестровые коллективы. Особо говорится о
руководителе опкестра Сибирского флотского экипажа в 1890-1899 гг.
С.Ф.Лунде - одно» иэ наиболее ярких фи>7р среди флотских капельмейстеров.
СлужсГяю-сгпоевая '■еятсльность тихоокеанских оркестров в
усматриваемый период заключалась в участии флотских военных
музыкантов в строевом обучении войск, в корабельных и .береговых воинских
(еремопиалах. Автор анализирует участие оркестров в корабельных ритуалах ' • ! • * оржеетвенного подъема и спуска вренло-морского флага, "Зари", смены
сараулов, отдания почестей официальным лицам, строевого смотра кораблей,
>тдания почестей при встрече кораблей друг с другом, салюта наций,
тнесения визитов в иностранные порты, обмена визитами старших морских
тальников, торжественно-траурного погребения в море. В диссертации
фиводятся многочисленные описания выполнения этих ритуалов на
ихоокеанских кораблях, выявляются отличия их от береговых церемониалов,
фослеживаются изменения в их музыкальном оформлении в течение
осматриваемого периода. ‘ '
Тихоокеанские оркестры принимали непосредственное участие с
троевом обучении военных моряков. Распространенным; явлением,
февративщимся в своеобразный ритуад, были строевые прогулки команд
юраблей с оркестром по улицам русских .< иностранных портовых городов.
Немалое моральное воздействие на воинов-тихоокеанцев оказывала
военная музыка-в боевой обстановке. Приводятся примеры выступлений
юенных оркестров в осажденном Порт-Артуре и на крейсере "Варяг" перед
1Ыходом на неравный бой с японской эскадрой.
Особое внимание уделено анализу служебно-строевого- репертуара
ихоокеанских оркестров: гимнов, маршей, специально написанной' музыки
Зари" и "Развода караулов". Одним из наиболее распространенных жанром
оенно-оркестровой музыки являлись марши, исполнившиеся почти во всех
флотских ритуалах. Морским уставом 1874 г. предписывалось всегда при отдании почестей знамени части и при встрече командира игран ''присвоенный флоту марш", а спустя десять лет в подобных случаях устном требовалось исполнять уже "присвоенный части мар««". В приложении приводятся примеры нескольких сохранившихся паршзур церемониальном музыки и флотских маршей.
. Наряду с оркестрами, большое место в строевой службе шейною флота занимали музыканты-сигналисты. В диссертации дается анализ музыкальных сигналов, подразделявшихся на три труппы: собственно сигналы, марши и бои. Делается вывод о значительном разнообразии задач, выполнявшихся сигнальной службой флота во второй половине Х1Х-началс
XX вв. Она была одним из важных средств организации учебных занятий и повседневной жизни моряков в мирное времч. Музыкальные сигналы были очень удобным способом подачи команд подразделанпдо в походах и к бою. Чрезвычайно большая роль ■отводилась синильным инструментам в музыкальном оформлении воинских риту;Ш«в. На кораблях, где отсутствовали оркестры, все музыкальные номера ритуалов шлолмлнст. на горнах и барабанах. При наличии на корабле оркестра юрннеты и барабанщики исполняли музыку ритуалов вместе с ним.
В деятельности тихоокеанских оркестров значительное место занимали
конпертные выступления перся военными__________моряками. В корабельном
распорядке для игры оркестра отводились специальные часы. Военная музыка помогала морякам легче переносить тяготы длительных океанских походов. Концерта*' деятельность корабельных оркестров активизировалась при заходах российских военных судов в иностранные порты. "Хоры музыки" часто свозились на беря- для выступления перед местными жителями, что способствовало налаживанию хороших отношений с ними, иногда выступления оркестров превращались в массовые I /лянья и ганцы. Нередко местные жители приглашались на корабль, где для них устраивал! сь различные увеселения с участием корабельных оркестров-
Kulmcplituii репертуар дальневоетоеточн'ых »оенно-морских оркьором
ил достаточно разнообразным. Существенное место и концернам
{«праймах 1,и»1ма.и» маршевая и танцевальная музыка, аыорамп ко юрой
ы,и1 кик «алойшестые композиторы, гак и признанные мастера ши
Э.Цалыиейфель, H.llhpayc, Л Делиб и др. Нередко испоттмтч
111111 » с 111 |Я Дальневосточных военных капельмейстеров, В ТОМ числе UlbkVHII.it'
альсы "Березка" Е.Дрейзина, "Амурские волны" М.Кюсса, "На сопка*
1аньчжурии" И.Шатрова и др. К излюбленным жанрам тихоокеанских
ркестров относились попурри, фантазии и сюиты на темы популярны!.
• ’ . . * ' ■ перных, опереточных и народных мейодлй. Наряду с музыкой прикладнш о
арактера, составлявшей основу концертного репертуара флотских морякон,
шрокое распространение в- их исполнении получила также классических
тмфоническая музыка, переложенная для духового оркестра. Особое меси»
чшмали сочинения композиторов-классиков в репертуаре орьеира
нбнрекого флотского экипажа, в концертных выступлениях которого (ырн.-н
духовой музыкой исполнялись и симфонические партитуры.
Вторая глана - "Флотские военные оркестры и развитие музыкальи^и улы) ры Дальнего Востока в дореволюционные годы". В »с« ассматриваются выступления флотских оркестр он вне воинских часка и jpaiHiefl, анализируется участие тихоокеанских военных музыканта ' в гшшвлешш концертной жизни, музыкального театра и музыкальною оразования в регионе во второй половине XlX-начале XX вв.
Значительная часть концертов, дававшихся дальневосточными ноени,. орскими оркестрами, предназначалась для гражданского слушаю;!* »лотские военные музыканты традиционно играли на балах и танцевнлыолл :черах, выступали в городских парках и садах, давали для местных /¡апет-п сонцерты на воде" с палуб кораблей и со шлюпок. В портовых городах вредно концершровали военные оркесры с иностранных кораблей. Б пачшм. X в. во Владивостоке; Хабаровске, Порт-Артуре и Харбине полупит
распространение большие благотворительные концерты "соединенных хоров музыки* с участием как флотских, так и армейских оркестровых коллективов
• Выступления Военных оркестров, наряду с любительским музицированием, составляли основу концертной жизни дальневосточных городов во второй половине XIX в. В 80-е годы в регионе стали создаваться первые любительские музыкальные кружки и общества, в концертах которых принимали участие и флотские военные музыканты. Заметным явлением * культурной жизни Владивостока стало создание в 1892 г. по инициативе капельмейстера Сибирского флотского экипажа К.Ф Лунда Общества любителей оркестровой музыки и . хорового пемии, из членов которого был« образованы любительский хор, струнный квартет И первый * городе любительский симфонический оркестр. В концертах общества регулярно участвовал и пользовался большой популярностью симфонический оркестр, созданный на основе бального состава оркестра Сибирского флотского экипажа, насчитывавшего в эти годы до 81) музыкантов.
В. главе анализируется процесс становления в досоветские голы
концертной жизни и музыкального театра в дальневосточном регионе,
рассматривается участие флотских военных музыкантш в концертах \
музыкальных учебных заведений, в театральных постановках и выступлениях гастролирующих музыкантов.
Значительное влияние оказали флотские военные музыканты на развитие профессионального музыкального образован»»» в регионе. Первым учебным музыкальным заведением здесь стала школа музыкантских воспитании ов при Сибирском флотском экипаже. Спустя десятилетие после се создания - в начале XX века почти одновременно открылись музыкальные школь; при музыкальных кружках во Владивостоке, Благовещенске и Порт-Аргуре. Среди преподавателей этих заведений были военные музыканты.
Наиболее значител' ные результаты в музык;*льном образовании были достигнуты о Владивостоке. В 1900 г. здесь была создана единственна;, в своем роде на Дальнем Вое t оке общественная организация, поставившая
1еред сивой задачу развития в городе музыкального I» художественного »браювания - Владивостокское общество поощрения изящных иекуссчв ВОПИИ/, при которой были открыты рисовальная и музыкальная шко.ш, й шеле первых преподавателей музыкальной школы ВОПИИ. были военные мпельмейсгсры Г.Г.Кюимель и В.А.Пудов. '
И Л»9 г. музыкальная школа . ВОПИИ была передана
5ладивост окскому отделению ИРМО. Для преподавания в ней были
|риглашеиы высококвалифицированные педагоси, окончившие
1етербургскую, Московскую, Парижскую, Дрезденскую и другие
юнсерватории. Среди преподавателей] музыкальной.школы ВО ИРМО были ' ' 1 ’ • юенные капельмейстеры Р.л.Ван-Кее^берген , Г.Г.Кюммель и Я.Г.Самус. В
0 -е годы в дальневосточных городах начали свою работу новые учебные' <узыкальные заведения: во Владивостоке - музыкальные классы при Гобрании приказчиков, в Чите - музыкально-драматические курсы 1оляковой, в Хабаровске - частные музыкальные школы Я.Ч.Свенторжнцкой
1 Г.К.Тобля.
В заключительном разделе главы автор дает сравнительный > шли» щзвитня музыкальной культуры на Дальнем Востоке, в Сибири и в :вроь.некой части России. Делается вывод, чп> одной иг1 важнейших шшчительных черт музыкальной жизни в дальневосточном регионе было частие в ней флотских военных оркестроч.
Третьи глава - “Военные оркестры на Тихоокеанском флоте в советское ремя". В ней анализируются организационные структуры и служебная (еятельность дальневосточных военно-морских оркестровых коллективов в 917 - 1990 гг.
После окончания гражданской воины в 1922 г. на Дальнем Востоке »хранились всего два флотских оркестра - в Амурской флотилии и во владивостокском флотском экипаже /ч 1927 г, временно прекратил свою [сятельносп./. После создания ц 1932 г. Тихоокеанского военного флота и
Дят невосточном регионе стали организовываться военно-морские оркестры
Их 'шспо особенно возросло во второй половине 40-х годов, а в конце 50-х и г
начале 90-х годов, в ,связи с сокращением Вооруженных Сил количество
флотских оркестровых коллективов вновь уменьшилось. В диссертации дается
анализ штатной численности и инструментальных составов тихоокеанских
оркестров в .советское время.
Объектом пристального внимания в исследойашш стали вопросы
укомплектования оркестровых коллективов музыкальными инструментами.
нотной и методической литературой, подготовки для них исполнительские
кпдров. Архивные документы свидетельствуют, ЧТО В советские 1»ДЫ 31И
проблемы пришлось решать фактически заново, гак как дореволюционные
достижения и традиции в этой области были в значительной степени
утрачены. .
Для подготовки музыкантов, Горнистов, ОараГйшииков, формирования
новых оркестров в апреле 1944' г. при флотском экипаже Тихоокеанского ' . * ’ флоза был создан учебный оркестр из 65 человек, прпсушссзтикюшнй до 1948
г. Особую роль в подготовке оркестровых музыкантов сыграла музыкантская школа Балтийского флота, регулярно направлявшая своих выпускников в дальневосточные военно-морские оркестры.
Подготовка флотских дирижеров осуществлялась в 1935-194)' гт. на Военном факультете Московской консерватории, в 1941-1956 гг. - на Военноморском факультете Ленишрадской консерватории, в 1956-1960 гг. - в икс! к гуте военных дирижеров, и с 1960 г. - на Военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории. В связи с нсдостагком на Тихоокеанском флоте квалифицированных дирижеров в 1939 г. на б.;-; Владивостокского музыкального училища военно-оркестровой службой флота были организованы курсы подготовки капельмейстеров.
Служебная деятель) ость тихоокеанских военных оркестров в советское ьремч Рыле дэстапчно разнообразной. Они участвовали в строевом оГучении военных моряков и в музыкальном оформлении воинских ритуалов. Флотские
музыканты осуществляли подготовку ротных «ннялистоп-барабяштллтв н корабельных горнистов, руководили разучиванием в Подразделениях строевых Песен, пкатышпи номтиь ф логе гой худюксствеиноИ самодеятельности и поступали с ними я совместных концертам. Значительное место В леятелыюст» оркестровых коллективов занимяз*» КОПЩ'рТПЫС выступления перед роенными моряками.
Участие тихоокеанских оркестров в воинских ритуала* - одна нт наиболее важных сторон и деятельности флотских мутьнмнк»п и п наибольшей степени сохранившая традиции нредтместйовампего яериола. Автором исследования выявлены ;вМнь да."» дореволюционных ритуала, не пошедших в практику советского военно-морского флота - утцемпяч заря и освящение знамени. Остальные продолжали жить, сохраняй Н|М» лом, чго очень важно, п значительной степе»») неизменной cw*o форму.
В диссертации особое внимание уделяет«» новым ттертмтимлэч, Лом числе и лишь в последние годы' нашеднмш с-вте отражая« п к«»ряГ»слм».гх уставах. К таким относятся торжественно-траурный ритуал отдам«» «чмккт ГЮЧССТСЙ В месте г ибели русских коряблей В Цусимской npOJHW. I'U-J’C »}Г1Ц0ПГ!Ы встречи и приема молодого пополнения, проподог» тстужнвтт*'' мгч»!>к»»п п (лгше, перехода военным кораблем экватора и др.
Для берет овмх оркестров более характерно било участие » сухопутных ритуалах: строевых смотрах, разводах карзулоп, вечерних новеркя*.
вступлении на боевое дежурство и др. Вместе с тем, в »»{чтктнке тгих (олдективоз (Ложились свои особые воинские ритуллМ, отличмп*И1*еот как от (орабелы)ых,’ так и от армейских. Давние традиции имеет переменная троводов пренных кораблей в дальний поход и фяотск»* хотта на боевув* шужбу. В >п<клспоенные годы закрепился определенный порядок ритуала (сгрсчн воз» рашавшихся из дальних походов кораблей. В начале ?г к годов во Владивостоке возник красочный церемониал торжественной поверки ял;1ск арнизона, ■ проводящийся ежегодно 9 мая у мемориала. "Boffta* ьмгв* Гнхоокеанското флота" с участием сводного оркестра гарнизона. Частыми »
практике береговых оркестров м 1990 іт. їлаш ритуалы встречи и проводов иностранных военных кораблей. .
Ммлиисндо обновился рлуж^&ю-строе»»« репертуар тихоокеанских оркестров, основу которого сосюонлм дофнієшш . совете»«## авторов
С.Чернецкого, ЦДиева, В.(Рунов», В.Ролкова, Н.И№ИМ>В£иРадк<эимй, Л.Тупмцына, Г.Кшншковнча, Г.Маругяыа, Д Перцева »1 др. С кети 80-х і одов досі а 10>нм масі о о г'ли исполняться ШЦЧЖйые русские МйрШИ И марши зарубе^іьіх композиторов.
Важное место в военно-морских ритуала* по традиции шінмміні корабельные юрниеты..В диссертации рассматривается участие горнистов в повседневной жизни военного корабля и в военно-мирских ритуалах, подлея анализ традиционного и нового в исполняемых «ми музыкальных сигналах.
Концертные выступления тихоокеанских оикеелмм* перел военными моряками в советское время проходііли на сцене и в парке Доміі офицеров флота, в матросских и курсантских клубах и «оловык, и кубрикдх и на палубах военных кораблей. Широкое распространение получали дощерш но заявкам, конверты-лекции, тематические и отчетные концерты, совместные концерны с коллективами флотской художественной сдмодетюцышцгщ. С 70-х і одов тихоокеанскими оркестрами стала широко практиковаться так а* форма выступлений, как парад-концерт, или "дефиле", представляющая шбой пишлненне произведений служебно-строевого и концертного репертуара на о1 крытом воздухе как в движении,таки на месте.
Обновился и концертный репертуар флотских дальневосточных оркесгров. Если проіраммьі выступлений этих коллективов в 40-50-е гг, сосюялн, главным образом, из переложений для духового оркестра русской и зарубежно.і музыкальной классики, то в 70-80-е іт. основное место в их репертуаре стали занимать сочинения советских авторов, писавших в жанре духовой музыки. . " .
В заключение главы отмечается, что несмотря на уіерю в 20-е годы миги их традиций и достижений прошлого, еовегский период в истории
тихоокеанских военных оркосіро* стал нотіьім и важным ттлг«'» п. л.х развитии. В что время значительно подросло число оркесгровмч ^очлскижпп ка Тихом океане, получили свое разрешение такие допросы, Ка* подготовка поемных дирижеров, обеспечешк нотной «і мегоднчечкоМ лніергпурі««, обіЮВНЛНСЬ формы служсбно-строепой И КОНЦер TltOH деятеїіміпсп» OpKfXTpiW. Вместе c іем на сегодняшний леї*, существует ряд jfepemfiiiiwx проблей. Гіо-нрежнему остро стоїм йопрое подгот<ніки путм*аі по » -j »сяяли і г tс;ісі» ,twn тихоокеанских оркестров.
ЧеттфтіК» глею - "Место тихоокеанских иркесгрпй в муачкапьноіі жизни Дальнего В о пока в советский период". В ней рассматривается учла не флотских музыкантов в становлении и развитии концертной япгпш. «узыкальног<» театра, музыкального оРратовання « профессионального комно:л»торек#>го творчества в регионе в 1917-1990 гг. 1 ’
в концерты* выступлениях тихоокеанских роенно-мореми оркестрів nie шшнежпх 'кктей и кораблей сохранилось много общего ç іредіпествуюшим периодом'. Флотские музыканты продолжал« трап, из ганцевальных печерах и батах, ныегуяэгь с концертами в городских парках и •ядах, на улицах и площадях. Вместе с »гм, л уш годы нолучн.то іаепространенне концертные вмсТупления тихооксанскіш оркестр»»« и неся к аводов и фабрик, в школа? и специальны* уісГян.іх залсдеікіях, і ta рядно и елетідеиїйі.
В качестве оркестрантов, руководителей мутмкалылю Коллекпи««? и іреподавателей учебных музмкалм ах заведений флотские лхлшме ty зыканты ! продолжали принимать непосредствоиюе учает«»с « работе ражданскн« 1мутшалм»ых оргапшадаїй и учреждений Дальнего Востока. Іозрастаншо ролл воєнно-морских оркестров в музыкальной жизни региона в овегские годы способствовало значительное увеличение числа .этих оллективов и распространение их по всему тихоокеанскому побережью. . ак, ..III В дореволюционные ГОДЫ Д^ЯТЄЯЬНС'”Ь флотских оркестров проходила 8
основном во Владивостоке, и лишь эпизодически в Николаевско-на-Амуре и Хабаровске, то К средине XX в. такие коллективы имелись также * 11егроланлоис*и?»и»*Камча гке, Магадане, Советской Гавани, Комсомолша;-на-Ал1уре, Лр<емеи других дальневосточных городах.
Характер и степень участия флитских оркестрзшои и местной мушкидышй шпик часто дошивались уровнем музыкулмил» культуры в чом шш ином населенном пуикте. Во Владивостоке и Хабаровске, ивдример, гж были сконцентрированы наиболее значительные му мк^лытс силы, фштзд№ оркестры использовались, главным образом, ь<№ коицерщриощие музыкальные коллективы. В ряде других дальневосточных город«* шиболее подгошвленные в профессиональном отношении музыканты нередко были сосредоточены во флотских оркестрах, что ставило эти коллективы п центр музыкальной жизни этого города и определяло активное участие военных музыкантов в работе создававшихся здесь симфонических оркестров, музыкальных теагроь, музыкальных школ и училищ.
Важное место занимали флотские военные оркестры в коннер той жизни Дальнего Востока. В диссертации дан анализ развития концертной жизни в регионе в советское время. Огмечаегся, что особенно интересной и насыщенной была она в 1917-1922 п\ Местные исполнительские силы пополнились в лог период европейскими музыкантами из числа беженцев, пытавшихся найти здесь укрытие от мировой и гражданской войн. Распространенным явлением стали выступления на дальневосточной сцене известных столичных, и провинциальных музыкантов. Автор рассмацжааст концертную деятельность созданных во Владивостоке, Хабаровске, Ьлагоаещенске, Чите и Харбине симфонических, хоровых, камерных и других музыкальных. коллективов в зти 'годы. Особое внимание уделястся выступлениям русских и иностранных /американских, японских и чешских/ военных симфонических и духовых оркестров.
В диссертации нееяедустех участие флогских музыкантов в рабок дальневосточных концертных организаций' и сотдававшихся при них
|Ь '
. С .1 S ;S •},{ <>:1<Г 1> (tí't KÍ-' ' liîSl/ÎU:)!! Ч.'ЬЧ, {¡«CfU'Illl ічГо 1
: . sv.>>.¡ ¡..■í/imíOn і tí L да '
■ ,:-.rí:¡-ií.l Й ') ". ; !ІП ; O _\¡ Tr't HtüU.j. lili-,
-, :• í-¡ j'i>. vm m !-;¡n <>иіч" *»,ui:.,yu мгимихт.-лгил
: • . • . V i >.i, ,siv‘'.‘í-.i:HDii.i.'i.S'C!-.) чічііюі
• • • !•••: V íii i-л':! u ттні.гці Vir.iiÁO >и.чім. м '«ишаїч
.'kiu.'ivvti. Лі-.чі i:wc‘5iw.-iií<) níut ¡ ■•()^-\Yt a \«i.4kU
: :w.; : i ! Í ь "Л,;!.¡-.чиї тіІчПІИч.Ч 3«:mUli(U)({iK«t ^
п.*чі ím-'i'h- і о ai'ijflwiiKitstiis н
-.1 l’il 13.1ЖІО «чи.'П.’І.НИифії.І
■ ■. p,! 11 (>,Ч«КЛП.!«мІ.*т'»іГ ■ Ч-'.Т.ЧІЧ! i! I Kit fc^l.TeailiiltUkW
■ ¡г jií...-.іч ' ‘i &hw Oil d oi >i<
: vî •.!: t•••!,.,tal mlu ныа«.ч:>:.іґо.ч мчичі илічі \iv мщпшйіілі:
¿іi t - ..-»і "І і -- H l-I.JOlh*»l ЩІ№)ОЛ» НШОЖ IJOIIldSUl«!
і 'у «;.(■,( г.Ч.'/Ли |( .'.ЧОІ.ЧШІІ1.ЇП,Ц ІЩ АХГО.І í>¿ (,
• м >и гг,(т Uii4íuv>Jm''iH{i ?'tt)!04¡¡ і.зісп:}/' wi nrwibjj лі:.ілі?іииі
>' ;»іф Ь <1 <411^4,Л IflíH.Vllllllil( |
iilU.KUul,! ііоиїЗД.НІІЗШ) Kl'liU'tlJCII ISill'Xml'
>*.|iSv tutu.'» tu:s¡»u шіо 'Оміиляїкі лнкіомшифіиі i)uiurtw;*4uínui» ««рмтЬіНй»* даоїл*# »і» миніііл'і.-'оіі чзшікш
г. 1.1 , ч i-»(.xiiuví»iisii-ijtt і.цш-Міїшиц и |.и«н.-)іиіііаок\ і;і-іпімпяоіі;лч
<; •»«!.,'.!.Ii.lüjj j il иі'ті.МіЬЦаип 1ч1іі.ПІ!іо:і ліч ii-idxi і
• >!!.'•> ач»! > ¡ ими її i i«ni йиііііі-чі'іі.лм v,i ¡іиі-чіи хішіигф ипшоіїі.4 j
. Mîiiiiwjitiuu \i4tiiô0w и шипім,
i-.., i :.í;¡i •; ліл-і і, ul.-ни. i.i мчиоісжі-' її мчнохЛі: 'хічми\¡i j :
. .-і'і.м V ¡,. :í, и 4it^.r -їй лі іікі п.г i ; и т>іт:лічі \i» *1,41 !íi/'i*U \<¡'n!<<1
• чи.Ф.и »,t .«-»{S ;i(ii¡.''it!i.u,uul¡J>i.4l ;uií¿nilil¡j| fit ш.ччічі.Дк .іцшм
і і «iííiiii чх и ітігіиі.і, 7,)|{aVd/ а«).іялі и<міші.оуиіі кшиг
■ п ні ¡,íii),u.ii,¡,iiJn Kiuaii.iiriv) ;ii-i,»wuDi)u3)i‘№‘BW liiitul.m ишиж JiomdiitiioM bJUHtiKiui ivt ü *iti<>iS ui.iiD'tw»!} vh-’M I Й '«uajM.)Wl.’in>?t >i чачіїимі и
но с успехом гастролировала ад Сиокри, Уралу и 6 центральных районах страны.
МНОГОЧИСДОНММ пример!,), КШ'Да 4лД«ТСКИ<? дирижеры ВОИЛНВЛЯ1Н1 оркестры дальневосточных учебных музыкальных заведений, а в составе мт коллективов ьо время выступлении, наряду со студентами и преподав»!елями, Н1 ради и военные музыканты. В диссертации «тыечастся, что наиболее ишересной и насыщенной концертная практики дальневосточных учаишися, студентов и преподана гелей была а годы граждански войны (1917-1922 п .) и и 60-80-е гг., что обьясшется наличием в эти периоды в регионе большого числа специальных учебных музыкальных заведений и сосредоточением в них значительных исполнительских сил.
Одним из распространенных явлений было руководство фчотских военных музыкантов гражданскими самодеятельными музыкальными коллективами, многие из которых достигали при этом значительных результатов /симфонический оркестр владивостокского Дома офицеров под управлением ¡vl.ll.Васильева - 1934 г., эстрадный оркестр "Чайка" под руководство^ Л. Б.Панкова - 60-70-е гг. и др./.
В концертной жизни Дальнего Востока важное место занимали профессиональные музыкальные военные коллективы: флотские и армейские духовые оркестры, ансамбли песни и пляски. Автор анализирует участие военных музыкантов в концертной жизни военных городов, выделяет некоторые коллективы, чья деятельность стала заметным явлением ь музыкальной жизни региона, в том числе учебные оркестры Тихоокеанского флота и Дальневосточного фронта, штабные оркестры ТОФ и Дальневосточного округа, сводные оркестры Владивостокского и Хабаровского военных гарнизонов, ансамбли пески и пляски ТОФ, ДВО, Тихоокеанск01 о и Дальневосточного пограничных округов.
Продолжали практиковаться в советское время' совместные выступления тихоокеанских оркестров с гастролирующими музыкантами. Большое распространение на-'Дальней Востоке подучили музыкальные
[»есгипали с участием гастролерш» и местам» музыкантом, п том пмслс н киотских оркестрашов.
Оркестр нггпГ>а Тихоокеанского флота и сйллммП оргспр ¡ллдивопоксьчгго глрнтмта Ц 60-80-е гг. систтн'К'ски пмп упали г> тчетных концерта* мсстмых апторов, >ппс гвдшали в иротюлнпшшсл Сою*ом омпозиторов Россиптн! фелераиш! фестивалях советской муилки.
С деятельностью тихоокеанских «пешилх орксаро« снято»?« яновление дальневосточного музмкачиюго театра и советские время [ироко пракшковалось участке флотских мучмгапю« л теягра.тьнмх жягграх при постановках музыкальных спектаклей ««езиммн )пфесс1!онаЛ1.1!1.пп|. самодапеоъпммн п студенческими группами. И среда» учаи, когда музыкальные, спектакли ставились под руководством га»а»«-»ч рижеров,
В исследовании дан анализ развизня музыкального театра я регионе в детские годы. Отмечается, чю особенно полно и р:1«юо(1р.ч?ио тп жанр л представлен в >917-1922 гг. Среди прибьвтт м» ДчьмнИ» Яосп« кеннев было много оперных и оперегпчнмч артегоп, *»[« иочя«'»нло рмировать здесь свои профессиональные музыкальные группы. В ЧО-К^е п >фессмстальиый музыкальный театр из Дашкам Востоке прежгзчлжш ят шектнва - Хнбнрпошгй театр музыкальной копеди» » Мипиииский ыкалыю-драматчческнй юатр, основу репертуара которых слстяиляла репа. К оперному жанру чаше обращались коллектням ,щлшев«гнн1н>1х ыкяльных учсПнмх заведений. Оперные студии рФтял» я Мс годы при дипостокеком музыкальном тс.лшкуме, в 7{М13-е ¡пды при ьневосшч/кш педагоимеском институте искусств. .
Нередко под руководством флогекпх военных дирижеров цесталялнсь музыкальные постановки силами сямгзечтелышх ральнмх коллективов. При Доме культуры строителей в г.Коме<шоше«е-муре, например, дирнуром тихоокеанского оркестра А.Г’.КЧиовын в г. был организован клуб любителег >перной музыки, преобразованный
::і)..,ч.ісЛі:шнм в ¿амодсхіслаіиіі«жі'іиіміі Китр. Эшм А Р.Куіши
і-;і:иіці/іяц и течение 25 леї',
Ф,иии/т.: ванные ;.тимшіи (ісредш ш|ЩіИ и і£Уі{Ш!Міьі> ормх ірах
■ и i.i'.-iiÄ iijKuicríiitiiciuiU, даиавинян* «аодкмцка&ииаинм» на Дальнем Ііоскжс <,!іциіі.іші я мікрсшчиьшм ірушіами. II' дцщцхжцш ііроала.!«іифі»даіііл и/чГ)іі,'іаі«т к pciiMU;- гамі* кіишскіпвив и нх pfiiepijap. Оімс'йкгіод чи» (•pu малим »Чі.'ШЧСС Іі.е MiVlllUA ^ШІЯиіЩрІШЛ «y)H|lt‘1t>4ltWS. Iftiipj)» »I шммиш
1.IÍ4 ¡П^ШІ иіііі.'іиіНПІ.ІЛ ПрофсааіШіалЬШЛЧ оиерныл 4}>ytï(I tiwci уншнія і ас» ропнрушщил му.и.ік и/аіиі-тсагральних колдекпшои зииишалм «к.о(кк-
. 4 (. і, MS llil« КЛІ.ііі .М'.ЧІН |,.р.!Я ... .
Н дікчсршціїї дана pajacpiiyrutf картини становления її ра іиїти ?•<і'іШіШШІІ«і.Ш'йіиїйиііЙ 11 loeeiCKiHí бремя. ОгмеЧаеіся дкншшк' участие і ;і пі «otaiiux муллкаміов и рабоіе мутьцчйлмнах учебных,
шигдешиі. Tai., ь І'ЛІ-ІИ ті . педагогнчсской' деятельностью -шіимішісь .¡MiMi.níie кансльмсйечсры P.A. Uaii- Ксерберг ei» н Г.Г.Кюммслі, Среди і Ц‘.: ¡ЮДіМіи ІСЛС41 ЦлйДШЛКНЖСНМ O МушкШТЬНйГО училища В ЬОНЦС 30-Ä ГОД011 Ы.ын itiVuuKt^tici.ue «мрижери І І. A. Lancea» її Ю.М.Гормсоиєнко /йослсдииц ¡uu s;í't/им діфекнірим тиио іавсдсші«/,
В І9-ІЗ-1У57 іIV іішіШііПслси на духови* инструмента* ппоьниа Xaoaj 01ІІ.І,ин к 194(> т ■ Ьлш иасіценсьаа/ школи ¡нмлшо мутыккпккнл «».иишыьио« Красной Арман. На ікс», л альнееосточш.ні рстнон и тн ucj.iu»« оставалось дашь идш* муіиьадиюе учмлшце • в Хлбароьскс,. и три м>- ¡¡.(»идьпил lurcüaa • » Кабироьи.с, Іідидньостикс « Гжробндікаис .
¡i !9¡>ii-o(¡-c i г. vi мушкичыиах школах, учіїлніиач и в у іа\ Дальнего Ui»; uí».ú іірсіїидикали флотские днриаери Н.Краеаяиив. ЯЛІПанкоя, Ü іі.1чрь«.чиіі, А.С.Даппаьче ііко, Ji.U.Kpuuitmui», А.А.Курснкои, ;іі П Ку«і*сц-.)й і: др. Аклівініє ралиіінс ьссі и мушталиино о<ірак>аашія и і . і nniic. .liiiijiOfi. одной in сушссіиеппсшин* черг ¡им'м.л.иг, дссмтнлспш. U ; (;р.м.і.\ iiius.’u.iniC'(окг, Псір.»павдоиске-иа-Камча»ке, К »л.ио-Смхалипаи,
і и-.-чіЛі'.с tuai'uacmcHiKo и Магадане были открыты мушки Льиыс училища.
Специалист он с высшим «уїмкалм*»«* • *45f>n «omntHw (іаии ююини Дальнепосіочнмй педанин*к.т«яні инпнгут hckjccH« /<нкрмі о і і..>
Нчаштосіоке/ и Хаґіаропсідиі нтчіпут 'кудм^рм Лмкрмі і; I'HVS і . в Г—1 і НСрСНМСНОВПН В Йисіигут «скуссш (І Ky.'tt. ГурЫ/. В tro Ж Є І’уі’.і:, І. дэ.чьнеиопочнмх краях tl облает начали раСтіу міни и о м\ ;> іка н ш,: школы. П 1978 Г., ікшріпкр, чплько на Колыме и Ч\ киї ке ю. і'ч і ’ч
Комиочигорскор m»p«tettwi Па Дальнем Носгоке ряин»чги*л пт ■■■■: ори ■ »»еиосрслстрешюм участии тихоокеанских мушьлюор. Г?**' *’"! лнрнжеры П. Л,Румянцев и СИ.Тлмбак пчяршли и сяепні янл;япр-і л » |'*м» і Дачыкгиосточног«» отделения С<н»ш ьчиянлиюргт 1’СФСР /ДО С. ** Гс«и Г; Среди манных профессиональных композиторов в последующи.-; nvn.i Г-м> :< главный дирижер Ансамбля песип и пляски 1(W> Г..Ф К;ыановекни и начальник воспио-оркесчроной службы Дальиспостчиот ««ггяяч •> -'г-руч:« ’■».О.Кячачков /последний в 7« ХО-е гг. ««щ-лапл» к-омпочиторскую организацию/. В диссертации расч мпі?*н?г»«;к<» с.
ДО СК РСФСР в 1960-80-е гг., лаегся ¿шалій uyvitittvtf-w-r* »»>*<н>с»го
ІШЛЬИСПОСГОЧИМХ т<ТОрОП И данньні период, ОСОЙРС І1П!ІМ;НЧ'Ґ ''
комиочнторскоиу чворчссшу фдОІСКИЧ ПОСНИЬИ М?1ЫК:>Н1<Ч1 »'-ЧЧ-ПІЧ 1 р:;'',, -• -І деятельность реї ионалыюй КОМПОЧИЮрСКОЙ орПйМГВиіИЧ <;<> ilH-Mi’i«': музыкального фольклора- народностей Дальнего Иосифа. он т-яимчио методической иомоши еамчлеячелышм композиторам я по прореченим краевых и областных конкурсов на соиание лучший мучик.з'л.н.ио нроичиедсния. Среди лауреатов таких конкурсов в W60-80-C (і. бмлм ф пн L• ноенныедирижеры К.Калмыков, A.Kyi: >п, Н.Кряе»»»оп, Л Кіиокии и пр.
В 'Зйдомювм дисгфгтят доте* выв ды, «¡«¡ктики дтечмклгт іііхоокеанских оркестров как не.зоеі ного шти и ка* сос» * ч<ой і г-ОЙшерОШНІСК. Л флотской ВОЄННО-М>ЧЫКЙЛЫ(ОЙ кулЬТУрЫ
За 135 дет дальневосточные »оеино-морские ofK-xipw прошли юсгаточно'сложный путь рачн.лия. «>•‘ чтй слои »готы и пздто« В их
дс!Н*>«и*.«;1и имел ад« ' ряп «юлений, ' харпиерпых и для фиотс*и.ч »-¡/«.с. 1]и<«>ыл код^мжишои, раоьшн-аншихся # других регионах страны. Этому 1'ии>.и»х'<и>иа)>(1 шущсс руконодано о(ч;олр4Ш( русскою военного флот, им}1|и;а«шссся к (мгуы(к>|ке единых ШИННЫХ II иштрумлиаЛЬНЫХ смстаиоа ОркоаройЫХ КОЛМЬОШОН, и ЫфГПСЧеИММ «X «VИ.1КаЛЬЖ-*1»1Т И^ГруМСН Ы»М I)
по.ион лин'рл ур.ш, 1> ценIралитоианцмй »¡одюмиже иошмых дирижеров, *> лерсдю 11 м^тьиаинои-меш).жителей. .
¡|месц: <. 1»1, в жнши тхоокеанскнх иадшы\ оркестров было немало специфичною, сноиеигсниого юлько 'ним ■ коллективам, чи) шлшаио, ■.¡олыпеи чаимо, лид'Ш!ельиои отдаленностью дальнамслочною региона о» иетра Росли», снособрашсм риншшх. здесь абщеетшлн^-иошиичеекои 1! |.)ш.нр1кН1 жшьи, и также особым статусом Тихоокеанскою Флоп» -
НапОнлаГ МОЩНОГО И СТраИС. ()|ЛМЧНТеЛЫи*# ЧСРЧОН ДаЛЬИСВДГШЧНЫХ ПИШИ'
мореьмх орьс»лрои слало систематическое участие Их Ь длительных океанских
II.менах ¡1 и ыпших русских поенных кораблей к иное I рдиные Пор 1 ы. Особую Р«);а шралн флотские оркестровые коллективы и ргдаИтии музыкальной к>.41.лу1л) в(. дальневосточном регионе и и уеганов-леиии культурных
I,ыпмосим(сИ д1С'д,ду странами Тихоокеанского бассейна.
Ооювные понижения диссертации охражены в следующих <л1^иликк)и.ишь1х{ийи1ик:
1. Флоцто« ч^тик-с орхеоры и рашитие музыкальной культуры на Д«и»исм Возчике п д>м*тибрьешй период //История кудыуры Дальнею Носол,:! I чх;р \Ч Н - КХ исков. Дооктябрьский период, - Владивосток: ДВО АН СССР 19м/ С. НЗ Н>0, 0,7 н л.
2 Учапие 1\|:«к14»«чйнскнх флшеких аоеииых оркес1роъ ъ регсшоуиопныл собыы»* 1Ш>5 - 1900 и 1У17 - 1922 п .// В помощь «осиному • Иыа.Г/. С^истшо-дирижерский факультет при Московской юс. консерватории им. ¡1 Чаиноиччою • М. 198У ■■ С.85-95;0,5 и.л.
■ J. Ичу'існис муїмкалмнні культурі.; В;шдктчока Д<'Рп'<*лі<ііїі;<*<г!і< •н-рітя /п п>аиіорсг*с с Фсдоі»ч»т» В.А/ // (Іуїм і>;іги»и«>» мгіі>к!',: Пречоданания і! му’їмкллміом HV !«. • ІїлалиІ'оиок: líw-Bfi Д.’ лі.Цсіч^ ! ;.;і і ; !'»«. - C.?fv(v»; fl. ' п.Л.
•Í. Оркесірітач му no Н ілліїінїі i"i;c ч !0|7-I'CÎ і* і! ??іЧ- і-к\,;ц.іур«.і Дальисі о ßocu'MI <"("(.4* VY1I -,.N.4 і«*-:«« « ’niv«<fc»w> І'" і'і'г-В інлииоснп; ДВО АІ ( ('CCI'. І'“М.- С і ü- ! • ¡. » ¡ м ч
5, Муім<.-.члі,к.*и «cy;ir.!V)>a H'nvlimoetwa i!><i-ti ,i . ^ i.t. ; t ^ . « Фл'ЮКівмч U.A./ //. Кулі.і vp.'i Дальнії «* И«чч*ч<:* ЧІ.’ч 4>. :і.і 5ї.і.г;>:і I • Діимшу««, l‘>Vi. (.'Jil.-IJ: 0.6 ri. :*.
6. И» «сіори» siy яаклчынт :їтіі» <K>jn-.Ap;y ,vi і¿vs P¡>> ! t. ■
! Іроопеям кулі, і у рм Далі,нею IWmita Т«л '.vu ¡ ■ f ■і,! ,і -
ДіШІІСВОІЛ OI'/t/li/Hlie i’ilCCI'lk'Klíii ï\h!Vti'Kinit П.ІЧі,. • !У)Л :ic<.-í i-'V,. Г:‘Н ? :.
»>N; (*.2 и л.
?. Мсіолмчєікііс jH^i>?tcí!;im»ii* *, и «учению і ¡w>< п . •
Ні.і итпе гокп і» > ’Н'Гіиим к у річ* ІН f«>piu» w í'.!Wi ’ ” і и;.;, і . í ; і ü. .' • ■ ■
Fi Л / ii Гам .+.Ч’ - ( . 11 -7?; D. I и..!.
8 My іиі.л ua№t кулмлра і?л.і.мімй. f і- і . ’>■ • t.- •
И.Л / і! Í іріо'іпжо И.Г., Дмімрлілч;;» A.B.. Î-і í'• л нм.> ! S. І і л ¡). і- s
UvICIuVlHIfcir. ПО Иіролу - ВпЛДШИЧЛ.те. ІІІЛ-М> Дії!.« !*<.' * '
4'. 12 5-1.4'): 0.8 П..І.
Л. У час 11 ¡ v’ ,;пі іііімч «іркіч- фі'Л « і' і :л>-- л, ьл!.:н >■ -, ■.■ . < ■; - ■■■ ■. ■ ; ■ .
VipmtaVH VîtMt.if.c:lllí'КОЮ {Ч-Нпч«:!// !Ї«ііЧПІ'!.'іЛ. W-.-if »... ;
(laiWiiioH Нигпт. ntl. докл. if tOíMílii .іежлунс?}*. m-,*t =.* <;-ьу, »<••.»>•:* .•• .’
; і'. 11 по)!-» ¡l‘;* ''і >5 м.ііш'снік: ,:№t1 і ,‘l 11, '. - íwií ; í ' ; ■. і ■
Ií‘ BliOtiUVl;- s»pv,i,4. ірм НЛ íiRviM til .W.tiC M >■'> (. .
я,і;іі 11,unit t -, Д.'.і il.«'.-’!¡< Hii j-siV''.'.' Vi '■ '• ' . ’ •' ■' . .-.
ii.ibtii к^Лі « vpi.l і'.пч:и!) Л.і>:ин ХІ.Ч- :i. ‘ \ ■ ■ . і ¡ . -
■ >; i о j; s..; i CinivKiiM ака.Л'.'міт мушчі «м t ik-ví'.íí- >■., V • : ".о 'Л- !£0-5,-
С. U-, ;.К; П.Л.
П. М jîi.ü.iiübiiuii -itarj» на Дальнем ItociwKé во второй Пилішіїїіе MX • начале X.S некой II Куль і ура Далі,ir- o ііосюк« J’oumt и cipa» ATI*. Восток -Запад. Піди 2. Маїсршиїьі междунаршшші на>*иі«н клмфершцмп <16-18 мая 1995 чцю) Шл'ішшкі: і ос. іііі-т нскуссів. •• Ьладшшілок, 1095. - *12,- C.J57-16!,о ; Ц
ibijitîc»** ь tie четь
> -
Тара* іOÍJ ал». Qöbtu 3 п.л, lit.ua» * fi ' і'*ї«ші;мит Mi‘УК.