автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Цицанкин, Василий Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века"

ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЦИЦАНКИН Василий Сергеевич

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ И ФЛОТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: исторический аспект

Специальность 07.00.02 -Отечественная история

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Москва - 1997 г.

Диссертация выполнена на кафедре истории Военной университета.

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор МИШАНОВ С.А.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук

Филипповых Д.Н. кандидат исторических наук, доцент Щепетев В.И.

Ведущая организация - Военная академия ракетных

войск стратегического назначения

Защита состоится "_" _ 1997 года в _

часов на заседании диссертационного совета по исторически наукам в Военном университете (103107, г. Москва, К - 107 Б. Садовая ул., 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотек« Военного университета.

Автореферат разослан "_"_ 1997 года.

Учёный секретарь диссертационного совета по историческим наукам кандидат исторических наук, доцент

МАХРОВ А.М.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

В современных условиях реформирования Российских Вооружённых Сил одна из задач военных историков заключается в том, чтобы показать обществу, сколько полезного сделали армия и флот для нашей страны не только в военной, но и в общественно-культурной жизни.

Многолетний исторический опыт развития российского государства показал, что армия есть сила не только вооружённая, но и духовная. Она дала народу не только полководцев и народных героев, но и выдающихся деятелей культуры и искусства: художников П.А.Федотова, В.В.Верещагина, Н.А.Ярошенко, мастеров русской прозы офицеров Л.Н.Толстого, В.М.Гаршина, А.И.Куприна, выдающихся теоретиков военно-научной мысли генералов Д.А.Милютина, М.И.Драгомирова.

Среди этих знаменитых людей, внёсших значительный вклад в развитие культуры и искусства России во второй половине XIX века, достойное место занимают офицеры: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.Ф.Львов и другие, чей период музыкального творчества совпал с так называемым "золотым веком" расцвета отечественной музыкальной культуры.

В целом же, изучение одной из сторон жизни армии и флота в прошлом, обобщение материала о явлениях, зародившихся в глубокой древности и актуальных до наших дней, данные архивных и литературных источников, подтверждающих значимость заслуг людей в погонах в области музыкального искусства позволяют автору увидеть определённую самостоятельность военной музыкальной культуры в общественно-культурной жизни государства и впервые выделить проблему развития музыкальной культуры Российской армии и флота в отдельное диссертационное исследование.

Актуальность исследования развития музыкальной культуры Российской армии и флота во второй половине XIX века обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, важностью использования исторического опыта на этапе современного реформирования Российских Вооружённых Сил.

Во-вторых, особой значимостью воспитательной работы с личным составом, одним из средств которой является музыкальное искусство.

В-третьих, необходимостью учёта специфической роли музыкальной культуры и искусства в морально-психологическом обеспечении боевой подготовки армии и флота.

Исследуемый период - вторая половина XIX века (18551900 гг.) выбран не случайно:

- изучение этого периода позволяет проанализировать развитие военной музыкальной культуры на протяжении пяти десятилетий, которые были насыщены важными историческими событиями в жизни армии и флота;

- исследование данного периода позволяет проследить развитие военной музыкальной культуры на фоне расширения сети военно-учебных заведений и роста численности самих Вооружённых Сил;

- исследуемый период связан с бурным ростом отечественной музыкальной культуры, и поэтому интересен для изучения с точки зрения выявления причин увеличения общественного внимания к музыкальной культуре армии и флота на том или ином историческом этапе культурного развития государства.

Степень научной разработанности проблемы. Все работы, в разной степени отражающие проблему развития военной музыкальной культуры, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы российских культурологов общеметодологического характера, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы музыкальной культуры в теоретическом плане.1

1 См.: Арнольдов А.И.Человек и мир культуры,- М.,1992; Винницков-ский М.Н. Роль и место музыкального искусства в формировании духовного мира советского воина: Дне. ... канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1984; Выготский Л.С., Лурия А.Р. Категории и понятия теории культуры. - М., 1985; Дорогова Л.Н. Художественная куль-

Ко второй группе относятся общие комплексные работы отечественных искусствоведов по истории музыки и музыкальной культуры России.1

В них проблема развития военной музыкальной культуры рассматривается в общей форме: в связи с вопросами культурного строительства государства. Как правило, во всех этих работах делается довольно подробный экскурс в историю музыкальной жизни России.

В третью группу входят исторические и диссертационные исследования российских учёных, дающие объективное представление о подготовке офицерских кадров в стенах военно-учебных заведений России во второй половине XIX века.2

(Продолжение сноски со с. 2)

тура (понятия, термины). - М.: Знание, 1978; Дорогона Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: Дне. ... д-ра филос. наук. - М.: ВПА, 1990; Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры. - JI., 1989 и др.

1 См.: Гайдамович Т.А. Иа истории муаыкальной жизни России XVIII - XX вн. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1990; Иванов М.М. История музыкального раавитая в России. В 2-х томах. - СПб, 19J0; Кандинский Л.И. История русской муаыки. - М., 1979; Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. - М., 1938; Перепелицын П.Д История музыки

в России с древнейших времён до наших дней. - СПб., 1888; Финдейзен Н.М. Очерки по истории музыки в России: В 2-х томах. - М., 1929 и др.

2 См.: Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис. ... д-ра ист. наук. - М, 1948; Ворду-ноп C.B. Разпитне теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991; Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М., 1990; Курбатов С.Н. Реформа Д.А.Милютина в области подготовки офицерских кадров: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1948; Римская - Корсакова Т.В. Детство и юность Н.А.Рнмского - Корсакова. - СПб.: Композитор, 1995; Струтинский В.Ф. Подготовка

Четвёртая группа представлена работами авторов, исследовавших проблему исторического развития военно-духовой музыки в России.1

Пятую группу составляют научные и публицистические статьи второй половины XIX века, в которых исследуются отдельные стороны (аспекты) деятельности военных оркестров, а также самодеятельных хоровых солдатских коллективов.2

Шестую группу работ, дополняющих сведения о служебной и концертной деятельности военных оркестров, а также содержащих в себе ряд малоизвестных фактов о первом в России классе военных капельмейстеров Варшавского музыкального института, составляют зарубежные издания.3

В целом анализ представленных монографий, статей, диссертационных работ, энциклопедических материалов и зарубежных изданий показывает, что музыкальная культура Российской армии и флота не являлась предметом самостоятельного исторического исследования, а проблема её развития не получила достаточно цельного обобщающего раскрытия.

(Продолжение сноски со с. 3)

офицерских кадров в России во второй половине XIX - начале XX вв.: Дне.... канд. ист. наук. - М.: ГА ВС, 1994 и др.

1 Аксёнов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. - М.: ВДФ, 1970; Калинкоинч Г.Т. H.A. Римский - Корсаков - инс-

пектор военно-музыкальных хоров морского ведомства: Дне. ... канд. искусствоведения,- М., 1952; Ноадрунов Б.Н. Русская военная музыка во второй половине XIX века: Дне. ... канд. искусствоведения.- М., 1961; Матвеев В. Русский военный оркестр. - М.: Музыка, 1965; Сурин Н.К. Русская военная церемониальная музыка во второй половине XIX века. - М.: ВДФ, 1983; Тутунов В.И. 250 лет Военно - оркестровой службе в России.- М.: ВДФ, 1961 и др.

3 См.: Клугин Л.Н. Значение музыкальных хоров в войсках// Военный сборник.-!863.-№ 10; Команды музыкантов//Раааедчнк.-1896.-№ 315; Попов Г.М. О военной песне и муаыквльных инструментах в русской армии. - СПб., 1893; Стасов В.В. Европейский концерт// Санкт-Петербургские ведомости. - 1867.- № 288-289; Хор лейб-гвардии Преображенского полка в Париже / / Нива. - 1897. - Mi 46 и др.

3 Eugen Brixel, Gunther Martin, Gottfried Pies. Das Ist Österreichs mllltar-

Объектом исследования является Российская армия и флот во второй половине XIX века.

Предметом исследования является музыкальная культура Российской армии и флота в исследуемый период: деятельность правительства, военных и государственных лиц по созданию системы музыкального образования будущих офицеров в военно-учебных заведениях России и дальнейшего совершенствования приобретённых ими музыкальных навыков в процессе военной службы; служебная, концертная деятельность военных оркестров и солдатских хоровых коллективов во второй половине XIX века.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии определить структуру и особенности развития военной музыкальной культуры во второй половине XIX века.

В соответствии с целью исследования автор определил следующие задачи:

- на основании трудов российских учёных-культурологов впервые выработать конкретные научные определения, классификацию, само понятие военной музыкальной культуры;

- проанализировать объективные и субъективные условия становления и формирования музыкальной культуры Российской армии и флота;

- обобщить опыт деятельности государственных и военых органов по внедрению в учебные программы военно-учебных заведений России музыкальных дисциплин с целью обогащения кругозора будущих офицеров;

- проанализировать служебную, концертную деятельность военных оркестров и солдатских хоровых коллективов во второй половине XIX века, как важных элементов культурного воспитания российских воинов;

(Продолжение сноски со с. 4)

musik. - Graz, Wien, Köln: Edition Kaleidoskop, 1982; Farmer H.G. British bands in battle. - London, I960; Kalkbrenner A. Die Organisation der Militarmusikchore aller Lander. - Hannower, 1884. Neukomm E. Histoire de la musique militaire. - Paris, 1889; Rutkowska A. Dzialalnosc pedagogiczna Instytutu Muzycznego Warszawskiego (1860-1918 11.) - Warszawa, 1967.

- показать историко - культурную значимость военной музыкальной культуры и её практическую пользу для Российских Вооружённых Сил;

- сформулировать общие выводы и практические рекомендации, выработанные автором в результате проведённого исследования.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории научного познания, требования принципов исторической науки: научности (объективности) и историзма, изложенные в трудах отечественных учёных по теории и методологии исторической науки.

При изучении объекта исследования автор использовал общенаучные методы: исторический, логический, метод классификации, а также специально - исторические методы исследования (хронологический, периодизации, актуализации).

Источниковая база исследования. Первую группу источников составляют документы, широко представленные в исторических архивах России: Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ), в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Эту группу источников можно назвать архивной.

Наибольший массив сведений по исследуемой проблематике находится в Российском государственном военно-историческом архиве. Проведённая автором работа в 14 его фондах с изучением 109 дел составляет базу данного исследования.

Особую ценность имеют сведения, касающиеся введения музыкальных дисциплин в программу внеклассного обучения будущих российских офицеров в военно-учебных заведениях, на основании которых можно сделать вывод о том, какую большую роль во второй половине XIX века отводило Военное министерство проблеме общего образования офицера.1

РГВИА, ф.725. Фонд главного управления военно-учебных заведений России.

Большой интерес представляют данные по военным оркестрам и деятельности капельмейстеров казачьих войск, материал о которых практически отсутствует в отечественной литературе и в исследованиях российских музыковедов.1

Фонды Российского государственного архива Военно-Морского Флота содержат богатые сведения о деятельности Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора военных хоров Морского ведомства.2

Фонды Государственного архива Российской Федерации дают возможность воспользоваться материалами о деятельности высших должностных лиц нашего государства по музыкальному просвещению воинов Российской армии и флота.3

Вторую группу источников составляют опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (уставы, наставления, инструкции, директивы, приказы; оперативные документы: отчёты, доклады, распоряжения, статистические данные; положения об офицерских собраниях).

Эти документы, косвенно затрагивающие проблему развития военной музыкальной культуры, позволили автору существенно дополнить источниковую базу исследования.4

1 РГВИА, ф. 330. Фонд Главного управления казачьих войск.

2 РГА ВМФ, ф. 410. Фонд Главного военно - морского управления.

3 ГАРФ, ф. 601. Фонд императора Николая II; ф. 677. Фонд императора Александра III; ф. 678. Фонд императора Александра II; ф. 722. Фонд Великого Княая Константина Николаевича Романова.

4 См.:Инструкцня для рукоподстиа юнкерам Московского пехотного юнкерского у<1илища.-М.,1889; Инструкция но воспитательной части для кадетских корпусоп.-СНб.,1886; Инструкция по воспитательной части для военных гимназий и прогимназий. - СПб., 1881; Описание формы обмундирования капельмейстеров и вольнонаёмных учителей музыкантов: Приказ по воен. ведомству.-1876.-№ 100; О правилах выноса жалуемых частям войск Георгиевских серебряных труб. Приказы по воен. ведомству.- 1877.- Jtö 234; Патин К.А. Справочник: полный и подробный алфавит, указ. приказов но Военному ведомству, циркуляров, предписаний.- СПб., 1911; Положение о военных гимназиях. - СПб.,

Третья: группа источников - это дневники, мемуары, воспоминания и письма российских генералов и офицеров, в которых они оставили субъективную оценку военной музыке, музыкальной культуре в целом, её роли в формировании гармонично развитой личности Российского офицера и солдата.1

Четвёртую группу источников составляют сборники военных песен, собранных русскими музыкантами второй половины XIX века. В предисловиях к этим сборникам их авторами сделана попытка систематизации солдатского и матросского музыкального фольклора.2

2. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура и основное содержание диссертации определялись потребностью в целостном историко-культурологическом анализе развития военной музыкальной культуры во второй половине XIX века, с учётом современных требований и развития исторической науки в целом.

(Продолжение сноски со с. 7)

1868; Положение о строевых и портовых музыкантских хорах Морского ведомства.- СПб., 1873 и др.

1 См.: Алабин П.В. Четыре войны. Походные ваписки. - М., 1982; Домантович М.А. Заметки генерала о русско-турецкой войне 1877-78 гг. РГВИА, ф. 242, оп.1, д. 3; Драгомнров М.И. Одиннадцать лет, 1895 - 1905 гг. - СПб., 1909; Дукмасов П.А. Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-78 гг. и о М.Д.Скобелеве. -СПб., 1889; Милютин ДА. Дневники. - М., 1947; Римский-Корсаков H.A. Летопись моей муаыкалькой жизни. - 9-е изд. - М.: Музыка, 1982 и др.

2 См.: Альбрехт Е.К., Вессель Н.Х. Сборник солдатских, казацких и матросских песен. - СПб., 1894; Егоров П.Ф. Сборник избранных песен для солдатского хорового пения. - СПб., 1897; Натиев Д.С. Кавказский военный песенник. Сборник 166 военных песен. - СПб., 1895; Попов Г.М. Боевые песни русского солдата. - СПб., 1893; Савков Г.Н. Военный песенник 300-т военных песен: к 500-летнему юбилею русской артиллерии (1389-1889 гг.). - 2-е изд. - М., 1897; Шишло К.К. Родной Парнас. Сборник военных песен для всех родов и категорий войск. - Бузулук, 1900 и др.

Исходя из этого, диссертация написана в проблемно-хронологическом плане и включает в себя: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, а также приложения.

Во введении обосновываются актуальность темы, степень научной разработанности и анализ литературы по проблеме, определяются цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая и источниковая база, научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

Первая глава - "Развитие военной музыкальной культуры офицерского корпуса Российской армии и флота" состоит из трёх параграфов.

В первом параграфе - "Сущность и основные этапы развития военной музыкальной культуры" исследуются теоретические и методологические основы проблемы: даётся понятие военной музыкальной культуры, её структура, периодизация и характеристика каждого периода, анализируются объективные и субъективные условия становления и формирования музыкальной культуры Российской армии и флота.

Во втором параграфе - "Музыкальное образование как элемент подготовки будущих офицеров Российской армии и флота" обобщается опыт деятельности государственных и военных органов по внедрению в учебные программы военно-учебных заведений России музыкальных дисциплин с целью обогащения кругозора будущих офицеров. Анализируется система внеклассного обучения музыке воспитанников в военных гимназиях, училищах и кадетских корпусах.

В третьем параграфе - "Роль музыки в жизни офицеров Российской армии и флота во второй половине XIX века" даётся анализ основных форм музыкального времяпровождения офицерского корпуса, обобщается опыт проведения танцевальных и музыкальных вечеров в помещениях офицерских собраний, рассматривается композиторская и музыковедческая деятельность ряда офицеров Российской армии и флота, внёсших значительный вклад в развитие отечествен-

ной музыкальной культуры.

Вторая глава - "Военные оркестры и солдатские хоровые коллективы во второй половине XIX века" состоит также из трёх параграфов.

В первом параграфе - "Кадровые и организационные проблемы деятельности военных оркестров" даётся характеристика системы комплектования оркестров, обучения музыкантов и капельмейстеров, а также организации руководства этими коллективами.

Во втором параграфе - "Служебно-строевая и концертная деятельность военных оркестров" приводятся обобщённые данные, характеризующие их разностороннюю деятельность. Использование военной музыки в боевых условиях и повседневной жизни Российской армии во второй половине XIX века, служебная деятельность сигналистов и барабанщиков, участие военных оркестров в различных городских праздниках и благотворительных концертах, а также в зарубежных гастролях стали объектом внимания автора в данном разделе диссертации.

В третьем параграфе - "Развитие военной песни в солдатской и флотской среде" раскрываются основные этапы истории возникновения, становления и развития военной песни, характеризуются её разновидности; приводится анализ сложившейся системы комплектования, организации и деятельности солдатских хоровых коллективов, раскрывается творческая деятельность ряда офицеров Российской армии по собиранию военных песен во второй половине XIX века.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются обобщающее выводы, уроки и вытекающие из них рекомендации и предложения.

В приложениях даются цифровые характеристики общего числа штатных оркестров ряда Европейских государств, приводятся сводные таблицы состояния и изменений штатных расписаний оркестров Российской армии и флота, копии интересных архивных документов, касающихся организации музыкального воспитания в военно-учебных заведениях, а

также краткие биографические справки на офицеров - составителей сборников военных песен во второй половине XIX века.

3. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ

ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Исходя из степени разработки проблемы , её актуальности, научная_новизна исследования заключается в следующем:

- впервые в отечественной науке предпринята попытка комплексного исторического исследования по проблеме развития военной музыкальной культуры во второй половине XIX века;

- в научный оборот вводится ряд новых архивных материалов о жизни российской армии и флота в изучаемый период;

- анализируются работы авторов второй половины XIX века, не бывшие ранее предметом анализа в отечественной историографии;

- представлены исторические музыкальные материалы, являющиеся новыми для военных музыкантов современной Российской армии;

- раскрываются новые аспекты деятельности известных исторических личностей, в том числе членов императорской фамилии;

- выделяются перспективные направления, требующие дальнейшего исследования отечественными историками;

- предлагаются конкретные меры по дальнейшему развитию военной музыкальной культуры и её использованию в воспитании воинов армии и флота.

На защиту автор диссертации выносит:

- определение сущности и характеристику основных эта-

пов развития военной музыкальной культуры;

- характеристику развития военной музыкальной культуры офицерского корпуса Российской армии и флота во второй половине XIX века;

- оценку места музыкального образования в подготовке офицеров армии и флота в 1855-1900 гг.;

- обобщённые данные о служебно-строевой и концертной деятельности военных оркестров во второй половине XIX века;

- характеристику роли военной песни в повседневной деятельности армии и флота второй половины XIX века;

- сформулированные автором уроки, выводы, научные рекомендации и практические предложения.

Обоснование положений, выносимых на защиту

1. Определение сущности и характеристика основных этапов развития военной музыкальной культуры.

Изучая закономерности и природу развития музыкальной культуры армии и флота, необходимо прежде всего констатировать, что до недавнего времени понятие "музыкальная культура" в исследованиях российских музыковедов трактовалось как синоним терминов "музыкальное искусство" или "музыкальная жизнь". В отечественных же музыкальных словарях, энциклопедиях до сих пор отсутствует само определение музыкальной культуры.

С точки зрения автора настоящего исследования одним из заслуживающих внимания определений музыкальной культуры может служить понятие музыкальной культуры как совокупности процессов и явлений духовно-практической деятельности общества в целом или его отдельных групп (этнических, профессиональных, возрастных и т.д.) по созданию, накоплению, хранению, освоению и распространению произведений му-

зыкального искусства и материальных ценностей, связанных с музыкой.

Музыкальная культура армии и флота рассматривается в данном исследовании как культура определённой профессиональной группы общества. Исходя из вышеприведённого определения музыкальной культуры, военная музыкальная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности воинов армии и флота по созданию, накоплению, хранению, освоению и распространению произведений музыкального искусства и материальных ценностей, связанных с музыкальной жизнью Вооружённых Сил.

В более узком смысле военную музыкальную культуру можно определить как совокупность исторически обусловленный социальных процессов и явлений музыкальной жизни воинов армии и флота, выраженную в музыкальном фольклоре и музыкальных произведениях: маршах, военных гимнах, солдатских и матросских песнях. В этом смысле понятие музыкальной культуры смыкается с понятием музыкального искусства.

Военная музыкальная культура в своём развитии прошла определённые исторические периоды. При всей условности любой периодизации всё же представляется возможным выделить следующие периоды её развития:

- период зарождения и становления (X - 1-я половина XVIII вв.);

- период формирования (2-я половина XVIII - 1-я половина XIX вв.);

- период бурного развития ( вторая половина XIX века).

Настоящее диссертационное исследование посвящено наиболее интересному, насыщенному многочисленными событиями и фактами армейской и флотской музыкальной жизни периоду - второй половине XIX века (1855-1900 гг.).

2. Характеристика развития военной музыкальной культуры офицерского корпуса Российской армии и флота во второй половине XIX века.

В исследуемый исторический период существенно развивалась военная музыкальная культура офицерского корпуса Российской армии и флота. Её развитию способствовало, прежде всего, расширение сети военно-учебных заведений, происходившее в ходе военных реформ 60-70-х годов XIX века.

Благодаря усилиям Военного ведомства уже к 1868 году была не только сформирована система высших, специальных и общеобразовательных военно-учебных заведений, но и существенно преобразована программа внеклассного обучения воспитанников.

Согласно новой программе каждый кадет или юнкер имел возможность в часы, свободные от учебных занятий, заниматься целым рядом музыкальных дисциплин.1 Практически ежемесячно (не говоря уже о государственных, религиозных праздниках и днях тезоименитств членов императорской фамилии) во всех военно-учебных заведениях России второй половины XIX века устраивались различного рода музыкально-просветительские мероприятия, на которых воспитанники имели возможность реализовывать свои музыкальные навыки и творческие возможности, полученные ими благодаря правильно поставленному музыкальному воспитанию.2

Обучение музыке в стенах военно-учебных заведений России играло важную роль не только в формировании музыкальных и нравственных ориентиров учащихся, но и в подготовке их как будущих офицеров, способных не взирая на сложные условия дальнейшей военной службы: отдалённый гарнизон, замкнутость корабельного пространства, отсутствие

1 РГВИА, ф. 725, оп. 48, а 1, л. 7; ф. 725, оп. 48, д. 54, лл. 2,8; ф. 725, оп. 48, д. 264, лл. 11, 31, 32; ф. 814, оп. 4, д. 391, л. 6.

2 РГВИА, ф. 725, оп. 17, д. 104, л. 103.

в полку развлечений, найти себе и своим товарищам по службе занятие по душе.

Кроме того, регламентируя военный быт Российской армии и флота второй половины XIX века, военная музыка во многом способствовала сплачиванию офицерского корпуса в единый воинский коллектив, всячески помогала их сближению в совместном времяпровождении.

Разнообразие музыкально-просветительских мероприятий в полках Российской армии способствовало тому, что многие офицеры увлекались композиторским творчеством: писали военные песни, марши, произведения военно-церемониальной музыки, порою становились даже внештатными руководителями военных оркестров своих полков.

В целом же, в диссертации автором впервые даётся анализ основных форм музыкального времяпровождения офицерского корпуса, обобщается опыт проведения танцевальных и музыкальных вечеров в помещениях офицерских собраний, рассматривается композиторская и музыковедческая деятельность ряда офицеров Российской армии и флота: Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргского, Н.А.Римского-Корсакова, А.П.Бородина и других, внёсших значительный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.

3. Результаты анализа служебной, концертной деятельности военных оркестров и солдатских хоровых коллективов во второй половине XIX века, как важных элементов культурного воспитания российских воинов.

В результате сложившейся благоприятной внутриполитической обстановки, проведённых военных реформ, культурного подъёма в отечественной музыкальной жизни во второй половине XIX века получили своё дальнейшее развитие военные оркестры и солдатские хоровые коллективы.

Прежде всего, учитывая важное значение военной музыки в патриотическом и нравственном воспитании российских воинов, правительство России в 70-х годах XIX века предприняло ряд действенных мер, направленных на улучшение

состояния военно-оркестрового дела в Вооружённых Силах.

Так, в результате военных реформ императора Алек сандра II значительно улучшилось материальное положение военных музыкантов и капельмейстеров, были введены но вые инструментальные составы военных оркестров, создань первые специальные военно-учебные заведения для подготовки музыкантов и капельмейстеров русской армии и флота. Данные мероприятия позволили не только поднять престиж военных музыкантов, профессиональный уровень военные оркестров, но и заметно активизировать их служебную и концертно-просветительскую деятельность. Так, например военные оркестры во второй половине XIX века участвовали практически во всех общегосударственных мероприятиях и праздниках, устраиваемых в России.

Наряду с устоявшимися в российском быту различного рода "благотворительными" концертами, в данный историчес кий период получил распространение новый вид их концерт-но-просветительской деятельности - гастроли по приглаше нию во время летнего сезона. Во многом благодаря эти» гастролям военные оркестры во второй половине XIX векг стали главной творческой силой в музыкальном просвещении жителей России.

Немаловажную роль в историческом и музыкальном вое питании воинов в исследуемый период играла также военна* песня. Как и военные оркестры, многочисленные хоры солдат ских песенников принимали участие в различных городски? праздниках и концертах.

Исполняемые на этих мероприятиях военные песни, рас сказывающие о героических победах армии и флота, получи ли широкое распространение в быту российских граждан, тел самым опровергая мнение о сугубо прикладном их предназ начении для Вооружённых Сил.

4. Некоторые итоги и уроки исторического опытг развития военной музыкальной культуры.

Исторический опыт развития музыкальной культуры ар мии и флота показывает, что во второй половине XIX век*

юенная музыка была не только важным фактором в патриотическом и нравственном воспитании воинов, но и являлась шогьемлемой частью их быта. Пронизывая все сферы кизнедеятельности Российских Вооружённых Сил, она звуча-га в походе, в бою, на привале, в полевых лагерях.

Помимо этого, являясь мощным средством военно-1атриотического, нравственного и эстетического воспитания юссийского воина, военная музыкальная культура оказывала :акже значительное влияние на развитие музыкальной жиз-ш России.

Творческая и музыкально-критическая деятельность офи-деров - композиторов: Н.А.Римского-Корсакова, Ц.А.Кюи, VI.П.Мусоргского, А.П.Бородина, А.Ф.Львова; организация во многих российских городах музыкально-просветительских, 5лаготворительных концертов и гастрольных выступлений с участием в них военных оркестров и солдатских хоровых соллективов, сочинение воинами многочисленных военно-ис-горических и военно-бытовых песен, находивших широкое фименение в быту россиян, - эти и другие факты подтвер-кдают мнение автора о значительном влиянии в данный ис-•орический период представителей Российской армии и фло-•а на ход развития музыкальной жизни в целом по России.

Таким образом, анализ развития музыкальной культуры 3оссийской армии и флота во второй половине XIX века юзволяет сделать некоторые обобщения и выводы, сущность соторых сводятся к следующему:

Во-первых, военная музыкальная культура - это неотъем-гемая составная часть музыкальной культуры России, имею-цая наряду с общими чертами: однородность использования {узыкальных жанров, ладово-гармонических тональностей, 1узыкальных инструментов и т.д., и свои собственные инди-(идуальные, специфические особенности.

Во-вторых, военная музыкальная культура имеет свою ¡огатую историю возникновения, становления и развития. *ажно отметить, что она складывалась и была неразрывно вязана с процессом экономического, военного и культурно-

го развития Российского государства и его Вооружённы; Сил на протяжении нескольких веков, достигнув наивысшеп расцвета во второй половине XIX века.

В-третьих, как показывают результаты исследования, ос новными носителями музыкальной культуры в Российско£ армии и на флоте являлись офицерские кадры, которые не только пропагандировали лучшие образцы музыкального ис кусства России, но и во многих случаях являлись авторами музыкальных произведений для войск: военных песен, маршей и т.д.

В-четвёртых, военная музыкальная культура развивалась не произвольно, а на основе определённых факторов, одним из которых является преемственность. Выступая как связь прошлого, настоящего и будущего, она позволяет по-новому звучать военные марши и песни второй половины XIX века, успешно применяемые в повседневном быту современны* Вооружённых Сил.

В-пятых, анализ развития военной музыкальной культуры во второй половине XIX века способствует выяснению её места и роли в различных областях воинской деятельности. Результаты исследования свидетельствуют о том, что музыка со времени основания первых регулярных полков русской армии постепенно становилась одним из важных неотъемлемых элементов патриотического, нравственного и культурного воспитания российских воинов.

Проведённое исследование позволяет автору извлечь определённые уроки из исторического опыта развития военной музыкальной культуры во второй половине XIX века. Суть их сводится к следующему:

Урок первый. Накопленный опыт свидетельствует о том, что развитие музыкальной культуры Российской армии и флота напрямую связано с экономическим, политическим и культурным развитием государства.

Урок второй. Бурный расцвет военной музыкальной культуры возможен только тогда, когда государство с уважением относится к своей армии, вникая в её материальные и

духовные нужды. Таким историческим периодом, когда для армии были созданы благоприятные условия в военной, экономической, духовной областях был период, связанный с прогрессивными военными реформами императора Александра II и военного министра Д.А.Милютина.

Урок третий. Историческая практика показывает, что снижение интереса со стороны государства и руководства Вооружённых Сил к культурному образованию офицера и солдата, в конечном итоге ведёт к ослаблению патриотического и нравственного воспитания воинов как в мирное, гак и в военное время.

Урок четвёртый. Объективный анализ показывает, что идя обеспечения успешного развития музыкальной культуры з военной среде необходимо наличие в Вооружённых Силах хорошо организованной системы подготовки и комплектования кадрами военных дирижёров, музыкантов, культпросветработников соответствующими военно-учебными заведениями.

Кроме этого, для более эффективной деятельности этих специально обученных военнослужащих в области музыкального просвещения воинов Российской армии и флота *еобходимо иметь также хорошо отлаженную систему снаб-кения войск как техническими средствами пропаганды: пластинками, видеокассетами, компакт - дисками с записями слассической, военной и современной музыки, так и музы-сальными инструментами, изданиями нотных сборников юенных песен, маршей; популярными отечественными музы-<альными журналами.

4. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Теоретическое значение диссертации определяется ювизной проблемы, что позволяет рассматривать работу сак источник дальнейших исследований в историческом, сультурно-художественном или искусствоведческом аспекте.

В диссертационном исследовании впервые даётся определение военной музыкальной культуры, изучаются сущность и структура, раскрываются основные этапы её формирования особенности развития во второй половине XIX века, обосно вываются важные методологические положения, касающиео тенденций развития военной музыкальной культуры не толь ко исследуемого исторического периода.

Практическая значимость работы состоит в том, чт< сделанные в ней обобщения и выводы о характере военное музыкальной культуры во второй половине XIX века позво ляют более глубоко понять и уяснить историю развития Рос сийской армии, а выработанные рекомендации по изучении данной проблемы способны обогатить общий уровень куль турного развития воинов Российских Вооружённых Сил помогут формированию у них патриотических чувств, эсте тического вкуса, творческих и музыкальных навыков.

Актуальность темы диссертационного исследования, воз растание интереса к ней историков и музыковедов, позволя ют автору сформулировать также некоторые теоретически« и практические рекомендации.

Во-первых, большую пользу принесло бы объединена усилий историков и музыковедов в исследовании различны; аспектов развития музыкальной культуры Российской армш и флота с момента зарождения регулярной армии и до на шего времени.

Работа над диссертацией позволила определить кру] проблем, которые, по мнению автора, могли бы стать предме том для дальнейших самостоятельных научных исследова ний. К ним относится: "Развитие воинских церемониалов I Российской армии во второй половине XIX века", "Органи зация музыкального досуга российского офицера во второ! половине XIX века" и т.д.

Следует также отметить необходимость освещения авто рами в дальнейших диссертационных исследованиях друга; периодов в истории развития военной музыкальной культу ры. Не менее примечательным периодом для исследованш

является, например, первая половина XIX века, насыщенная 5огатыми событиями как в истории Российской армии, так и з истории нашего государства.

Во-вторых, необходимо подготовить и издать методическое пособие по истории развития музыкальной культуры Российской армии и флота на различных исторических эта-. tax, для работы над которыми привлечь специалистов кафедры культуры и искусства Военного университета и кафед-эы теории и истории музыки Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени Л.И.Чайковского.

В-третьих, на основе новых данных о развитии музыкаль-гой культуры в Российской армии и на флоте необходимо уточнить и дополнить содержание справочных военных и музыкальных изданий (энциклопедий, словарей), а также шести в них само определение военной музыкальной культуры, её классификацию, особенности и отличия.

В-четвёртых, в связи с изменением за последние годы юлитического мышления, а также сменой идеологических >риентиров в сознании воинов современных Вооружённых Зил Российской Федерации имеется потребность дополнить >азделы программы курса лекций по кафедре культуры и гскусства Военного университета, посвящённые культуре юссийского офицерства и художественной культуре армии и ¡>лота в целом, и в дальнейшем использовать наработанный штериал в курсе лекций по программе общественно-государ-твенной подготовки в ВС РФ.

В-пятых, материал диссертации может быть использован ля подготовки телепередачи на Общественном российском елевидении, посвящённой российским офицерам второй по-овины XIX века: А.П.Бородину, М.П.Мусоргскому, 1А.Римскому-Корсакову, Ц.А.Кюи, А.Ф.Львову и другим, нёсшим значительный вклад в развитие отечественной [узьгкальной культуры.

Малоизвестные факты из славного прошлого российских фицеров и солдат, их прогрессивная деятельность на благо

культурного развития Российского государства - эти и другие эпизоды из исторического прошлого Российской армии и фло та способны вызвать чувство гордости у современных воинов а вместе с тем поднять и престиж воинской службы в глазам как самих военнослужащих, так и в среде призывной молодёжи.

В-шестых, целесообразно было бы вернуть в армию и нг флот многие старинные марши и военные песни, для этогс издав несколько новых военных сборников песен и маршей для различных видов Вооружённых Сил Российской Феде рации.

В связи с этим несомненный интерес для современных исследователей представляет архив кинофонодокументоЕ РГВИА, где хранятся уникальные записи военных маршей, песен и церемониальной военной музыки 90-х годов XIX - на чала XX века. Введение в повседневный быт российски* войск из их числа некоторых старинных маршей и песен позволит значительно обогатить не только служебно-стро-евой репертуар современных военных оркестров, но и расширить песенный репертуар солдатских хоровых самодеятельных коллективов.

б. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

Результаты исследования изложены автором на заседаниях кафедры культуры и искусства Военного университета, кафедры Военно-оркестровой службы ВДФ при МГК имени П.И.Чайковского. Материалы научных сообщений и публикаций используются в учебно-воспитательном процессе Военного университета и Военно-дирижёрского факультета.

Отдельные положения исторического исследования апробированы в выступлениях на Московской городской конференции "Военная реформа, вопросы наследия", проходившей в 1994 году, а также на научно-практических конференциях Военно-дирижёрского факультета: "Музыкальная культура

'оссийской армии и флота во второй половине XIX века: радиции и современность" и "Флагман армейской музы-альной культуры " (1994-1995 гг.).

Основное содержание исследования изложено в публи-ациях:

1. Музыкальная культура российского офицера: Учебно-етодическое пособие. - М.: ВДФ при МГК им. П.И.Чайков-кого, 1995. - 6,25 п.л.

2. Марши живут сегодня. Поиски и находки / / Музы-альная жизнь. - 1994. - № 6. - С. 19-21.-0,5 п.л.

3. По главной улице с оркестром / / Красная звезда. 1997. - № 53-54. - 7 марта. - С. 7. - 0,4 п.л.

Общий объём публикаций - 7,5 п.л.

В. Цицанкин

 

Текст диссертации на тему "Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века"

военный/ университет

На правах рукописи

ЦИЦЛНКИН Василий Сергеевич

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОЙ АРМИИ И ФЛОТА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА: исторический аспект

Специальность 07.00.02 -Отечественная история

Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук

Научный руководитель доктор исторических наук, профессор, полковник Мишанов Станислав Анатольевич

Москва - 1997 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................... 3

Глава I: РАЗВИТИЕ ВОЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА РОССИЙСКОЙ АРМИЙ И ФЛОТА

§ 1; Сущность и основные этапы развития военной

музыкальной культуры ......................... 19

§ 2: Музыкальное образование как элемент подготовки будущих офицеров Российской армии и флота.. 50

§ 3: Роль музыки в жизни офицеров Российской армии и флота во второй половине XIX века....... 76

Глава II: ВОЕННЫЕ ОРКЕСТРЫ И СОЛДАТСКИЕ ХОРОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

§ 1: Кадровые и организационные проблемы деятельности военных оркестров....................... 106

§ 2: Служебно-строевая и концертная деятельность

военных оркестров............................ 149

§ 3: Развитие военной песни в солдатской и флотской

среде......................................... 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЯ............

210 219 256

- з -

ВВЕДЕНИЕ

В современных, условиях реформирования Российских Вооружённых Сил одна из задач военных историков заключается в том, чтобы показать обществу, сколько полезного сделали армия и .флот для нашей страны не только в военной, но и в общественной, культурной жизни.

Многолетний исторический опыт развития российского государства показал, что армия есть сила не только вооружённая, но и духовная. Она дала народу не только полководцев и народных героев, но и выдающихся деятелей культуры и искусства: художников П.А.Федотова, В.В.Верещагина, Н.А.Ярошенко, мастеров русской прозы офицеров Л.Н.Толстого, В.М.Гаршина, А.И.Куприна, выдающихся теоретиков военно-научной мысли генералов Д.А.Милютина, М.И.Драгомирова.

Среди этих знаменитых людей, внёсших значительный вклад в развитие культуры и искусства России второй половины XIX века, достойное место занимают офицеры: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.Ф.Львов и другие, чей период музыкального творчества совпал с так называемым "золотым веком" расцвета отечественной музыкальной культуры.

Инженер-генерал Ц.А.Кюи, преподававший основы военной фортификации в Николаевской академии Генерального штаба, входил в состав музыкального общества второй половины XIX века "Могучая кучка" и был прекрасным музыковедом своего времени. Находясь в длительном плавании на клипере "Алмаз", лейтенант флота Н.А.Римский-Корсаков написал свои первые музыкальные сочинения, принёсшие ему в последствии известность и славу как выдающемуся оперному композитору. Автором музыки к гимну России "Боже, Царя храни" был штабс-капитан жандармерии А.Ф.Львов. Первый учебник Истории музыки и первый музыкальный словарь в России были написаны полковником П.Д.Перепели-цыным.

В целом же, изучение одной из сторон жизни армии и флота в прошлом, обобщение материала о явлениях, зародившихся в глубокой

древности и актуальных до наших дней, данные архивных и литературных источников, подтверждающих значимость заслуг людей в погонах в области музыкального искусства позволяют автору увидеть определённую самостоятельность военной музыкальной культуры в общественно-культурной жизни государства и впервые выделить проблему развития музыкальной культуры Российской армии и флота в отдельное диссертационное исследование.

Актуальность исследования развития музыкальной культуры Российской армии и флота во второй половине XIX века обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, важностью использования исторического опыта на этапе современного реформирования Российских Вооружённых Сил.

Во-вторых, особой значимостью воспитательной работы с личным составом, одним из средств которой является музыкальное искусство.

В-третьих, необходимостью учёта специфической роли музыкальной культуры и искусства в морально-Психологическом обеспечении боевой подготовки армии и флота.

В-четвёртых, важностью теоретического осмысления вопроса о структуре и содержании армейской и флотской музыкальной культуры1 и особенностей её развития в зависимости от целей и задач культурного строительства государства.

Исследуемый период - вторая половина XIX века (1855-1900 гг.) выбран не случайно:

- изучение этого периода позволяет проанализировать развитие военной музыкальной культуры на протяжении пяти десятилетий, которые были насыщены важными историческими событиями в жизни армии и флота;

- военная музыкальная культура в данный исторический период развивалась в условиях ведения Россией крупных военных кампаний;

1 Для краткости термин "армейская и Флотская музыкальная культура" в дальнейшем будет именоваться "военная музыкальная культура".

- вторая половина XIX'века связана с проведением правительством императора Александра II военных реформ, существенно повлиявших на развитие музыкальной культуры армии и флота;

- исследование данного периода позволяет проследить развитие военной музыкальной культуры на фоне расширения сети военно-учебных заведений и роста численности самих Вооружённых Сил;

- исследуемый период связан с бурным ростом отечественной музыкальной культуры, и поэтому интересен для изучения с точки зрения выявления причин увеличения общественного внимания к музыкальной культуре армии и флота на том или ином историческом этапе культурного развития государства.

Закономерно, что различные стороны этой проблемы стали объектом изучения как для отечественных историков, так и для музыковедов, что способствовало формированию источниковой базы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Все работы, в разной степени отражающие проблему развития военной музыкальной культуры, можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся работы российских культурологов общеметодологического характера, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы музыкальной культуры в теоретическом плане1.

Из этих работ особый интерес представляют труды Л.Н.Дороговой "Художественная культура (понятия, термины)", "Художественная культура и формирование личности воина", в которых дано определение художественной культуры, описывается её структура, а музыкальная культура общества рассматривается как важная составная часть

1 См.: Арнольдов А.И.Человек и мир культуры.-М.,1992;Винницковский М.Н. Роль и место музыкального искусства в формировании духовного мира советского воина: Дис. ... канд. филос. наук.-М.: ВПА, 1984; Выготский Л.С.,Лурия А.Р. Категории и понятия теории культуры. -М.,1985; Дорогова Л.Н. Художественная культура (понятия, термины).-М. .-Знание, 1978; Дорогова Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: Дис. ... д-ра филос. наук. -М.:ВПА,1990;Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры.-Л.,1989 и др.

- б -

художественной'культуры.

Ко второй группе относятся общие комплексные работы отечественных искусствоведов по истории музыки и музыкальной культуры России1.

В них проблема развития военной музыкальной культуры рассматривается в общей форме: в связи с вопросами культурного строительства государства. Как правило, во всех этих работах делается довольно подробный экскурс в историю музыкальной жизни России. Различие же составляют хронологические рамки этих исследований, зависящие от времени их написания, а также степень раскрытия проблемы военной музыкальной культуры.

По мнению автора данного исследования, материал о развитии музыкальной культуры в армии наиболее удачно изложен в труде П.Д.Перепелицына "История музыки в России с древнейших времён до наших дней".2 Особый интерес для исследователя представляют приведённые в этом труде исторические описания музыкальных инструментов военных оркестров, а также биографии выдающихся музыкантов, внёсших значительный вклад в развитие военной музыкальной культуры во второй половине XIX века.

Так как проблема развития военной музыкальной культуры непосредственно связана с преобразованиями, происходившими в армии и на флоте (изменение сроков службы солдат и матросов, увеличение штатной численности военных оркестров и т.д.), третью немногочисленную группу составляют работы авторов, освещающих ход военных реформ

1 См.: Гайдамович Т.Д. Из истории музыкальной жизни России XVIII-XX вв. -М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1990; Иванов М.М. История музыкального развития в России. В 2-х томах. -СПб, 1910; Кан -динский А.И. История русской музыки. -М., 1979; Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. -М., 1938; Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времён до наших дней. -СПб., 1888; Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII -начала XX века. -М., 1989 и др.

2 Перепелицын П.Д. История музыки в России с древнейших времён до наших дней. - СПб., 1888.

1862 - 1874 гг.' в Российской армии1.

К четвёртой группе относятся исторические и диссертационные исследования российских учёных, дающие объективное представление о подготовке офицерских кадров в стенах военно-учебных заведений России во второй половине XIX века2.

Так, например, в диссертационном исследовании С.И.Курбатова "Реформа Д.А.Милютина в области подготовки офицерских кадров" даётся подробный анализ изменений, происшедших в учебных программах внеклассной работы военных гимназий и кадетских корпусов во второй половине XIX века. Несомненный интерес для исследователя представляют отчёты начальников военно-учебных заведений о проведении музыкальных вечеров и спектаклей, использованные в диссертации В.Ф.Струтинского "Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX - начале XX вв." в качестве доказательства разносторонности подготовки будущих офицеров Российской армии и флота.

Из ряда работ, опубликованных после 1990 г., автором исследования может быть выделен труд "Детство и юность Н.А.Римского-Корсакова" внучки композитора Т.В.Римской-Корсаковой3. Книга, осно-

%

1 См.: Винокуров A.B., Гаврищук В.В., Климчук Е.А. и др. Военные реформы и преобразования в истории СССР.-М.: ВПА, 1991; Волков C.B. Русскии офицерский корпус. -М.: Воениздат, 1993; Зайонч-ковский П.А. Военные реформы 60 - 70-х годов XIX века:Дис. ... д-ра ист. наук.-М., 1949; Сборник документов и материа -лов по отечественной истории (конец XIX - начало XX вв.).- М. : ГА ВС, 1992 и др.

2 См.: Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и воен -ных гимназий в России:Дис. ... д-ра ист. наук.-М, 1948;Бордунов C.B. Развитие теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX -начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук.-М.,1991; Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. -М.,1990; Курбатов С.И. Реформа Д.А.Милютина в области подготовки офицерских кадров: Дис. ... канд. ист. наук.-М.,1948;Римская-Корсакова Т.В. Детство и юность H.A.Римского-Корсакова.-СПб.¡Композитор,1995; Струтинский В.Ф. Подготовка офицерских кадров в России во второй половине XIX-начале XX вв.: Дис. ... канд. ист. наук.-М.:

ГА ВС,1994 и др.

3 См.: Римская-Корсакова Т.В. Детство и юность H.A.Римского-Корсакова. -СПб.: Композитор, 1995.

ванная на письмах из семейного архива, ранее нигде не опубликованных, предлагает читателю новые интересные штрихи из летописи жизни великого композитора. Основной акцент в работе делается на времени обучения H.A.Римского-Корсакова в морском кадетском корпусе. Посещение кадетами опер, театров, занятия на музыкальных инструментах, описание балов и музыкальных вечеров, устраиваемых в стенах морского корпуса - вот далеко неполный перечень новых интересных фактов из жизни H.A.Римского-Корсакова, позволивших обогатить данное исследование о военной музыкальной культуре.

Пятая группа представлена работами авторов, исследовавших проблему исторического развития военно-духовой музыки в России1.

Из работ данной группы можно выделить диссертационное исследование Б.Н.Ноздрунова "Русская военная музыка во второй половине XIX века", которое наиболее полно "раскрывает служебно-строевую и концертную деятельность военных духовых оркестров.

Довольно подробное диссертационное исследование Г.Т.Калинко-вича "H.A.Римский-Корсаков - инспектор военно-музыкальных хоров морского ведомства" посвящено служебной деятельности выдающегося русского композитора. Указанный труд позволяет на основе исторических документов проследить изменения в штатных составах военно-морских оркестров, проанализировать программы концертных выступлений сводного военно-морского оркестра Кронштадта, а также сделать определённые выводы о развитии флотских военных оркестров во второй половине XIX века.

Шестую, довольно многочисленную, группу составляют научные и

1 Аксёнов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. - М.: ВДФ, 1970; Калинкович Г.Т. H.A. Римский-Корсаков -инспектор военно-музыкальных хоров морского ведомства: Дис. ... канд. искусствоведения.-М.,1952; Ноздрунов Б.Н. Русская военная музыка во второй половине XIX века: Дис. ... канд. искусствоведения. -М.,1961; Матвеев В. Русский военный оркестр,- М.: Музыка,1965; Сурин Н.К. Русская военная церемониальная музыка во второй половине XIX века.-М.:ВДФ,1983; Тутунов В.И. 250 лет Военно-оркестровой службе в России.- М.: ВДФ, 1961 и др.

публицистические статьи второй половины XIX века, в которых исследуются отдельные стороны (аспекты) деятельности военных оркестров, а также самодеятельных хоровых солдатских коллективов1.

Так, например, в статье Л.Н.Клугина "Значение музыкальных хоров в войсках" приводятся интересные исторические факты о служебной деятельности военных музыкантов не только в России, но и в зарубежных армиях второй половины XIX века2.

В статье Г.М.Попова "О военной песне и музыкальных инструментах в русской армии" автор, рассказывая о роли военных песен в древних походах русских князей, указывает на необходимость хорового пения как важного средства патриотического воспитания воинов в современных условиях3.

Седьмую группу трудов, дополняющую сведения о служебной и концертной деятельности военных оркестров, а также содержащую в себе ряд малоизвестных фактов о первом в России классе военных капельмейстеров Варшавского музыкального института, составляют зарубежные издания.4

Так, например, в исследовании немецкого музыковеда А.Калькб-

1 См.: Клугин Л.Н. Значение музыкальных хоров в войсках// Военный сборник.-1863.-N 10; Команды музыкантов//Разведчик.-1896. - N 315; Попов Г.М. 0 военной песне и музыкальных инструментах в русской армии.- СПб.,1893; Стасов В.В. Европейский концерт // Санкт-Петербургские ведомости.- 1867.- N 288-289; Хор лейб-гвардии Преображенского полка в Париже //Нива.-1897.-N 46 и др.

2 См.: Клугин Л.Н. Значение музыкальных хоров в войсках// Военный сборник.- 1863.- N 10. - С. 393-424.

3 См.: Попов Г.М." 0 военной песне и музыкальных инструментах в русской армии: Предисловие // Боевые песни русского солдата. - СПб., 1893. - С. 5-11.

4 Eugen Brixel, Gunther Martin, Gottfried Pies. Das ist Österreichs militarmusik. - Graz, Wien, Köln: Edition Kaleidoskop, 1982; Farmer H.G. British bands in battle.- London,1960; Kalkbrenner A. Die Organisation der Militarmusikchore aller Lander. - Hannower, 1884. Neukomm E. Histoire de la musique militaire. - Paris, 1889; Rutkowska A. Dzialalnosc pedagogiczna Instytutu Muzycznego War-szawskiego (1860-1918 11.) - Warszawa, 1967.

реннера "Организация военных оркестров всех стран" приведены сводные таблицы: количества военных оркестров 14-ти стран мира, их штатно-должностной структуры и инструментальных составов, воинских званий, чинов капельмейстеров и музыкантов. В исследованиях других зарубежных авторов: Е.Брикселя, П.Петроффа, Е.Нейкомма, Г.Фармера приводятся многочисленные описания истории развития военных оркестров в России, даются их сравнительные характеристики по отношению к военным оркестрам Европейских государств второй половины XIX века.

В целом анализ представленных монографий, статей, диссертационных работ, энциклопедических материалов и зарубежных изданий показывает, что музыкальная культура Российской армии и флота не являлась предметом самостоятельного исторического исследования, а проблема её развития не получила достаточно цельного обобщающего раскрытия.

Объектом исследования является Российская армия и флот во второй половине XIX века.

Предметом исследования является музыкальная культура Российской армии и флота в исследуемый период: деятельность правительства, военных и государственных лиц по созданию системы музыкального образования будущих офицеров в военно-учебных заведениях России и дальнейшего совершенствования приобретённых ими музыкальных навыков в процессе военной службы; служебная, концертная деятельность военных оркестров и солдатских хоровых коллективов во второй половине XIX века.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии опреде