автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Гарбазей, Илья Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Гарбазей, Илья Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. Исторические параллели на пути развития военно-музыкального искусства и массовых представлений

1.1. Военные оркестры как составляющая массовых представлений и зрелищ в западноевропейской культурной традиции.

1.2. Из истории отечественной массовой культуры и роли в ней военной музыки.

Глава II. Функциональное взаимодействие художественных приемов военной музыки и зрелищных видов искусств

2.1. Массовые представления и зрелища как культурный феномен.

2.2. Художественный синтез как основная движущая сила в развитии военной музыки в XX веке.

Глава III. Концертные формы художественно-творческой деятельности военно-музыкальных коллективов на современном этапе

3.1. Основные концертные формы художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов.

3.2. Основные этапы работы над театрализованными концертно-сценическими формами военно-музыкальных представлений.

3.3. Основы драматургии театрализованных концертных программ.

3.4. Композиционная структура концертного действия.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по искусствоведению, Гарбазей, Илья Николаевич

Военно-музыкальное искусство, как и любое явление культуры, прошло длительный путь развития, в процессе которого происходило его жанровое обогащение, менялись и варьировались формы деятельности, обновлялись цели и задачи, которые соответствовали историческому состоянию и развитию общества. Зародившись как средство для обеспечения непосредственно воинских ритуалов, военные музыкальные коллективы со временем становятся неотъемлемой частью проводимых мероприятий государственной, политической, и светской жизни общества. Совершенно очевидным представляется тот факт, что на всех этапах своей эволюции военные музыкальные коллективы в большей или меньшей степени соприкасались с различными жанрами массовых представлений и зрелищ. Воинские ритуалы, парады, массовые шествия, карнавалы-маскарады, балы, театрализованные представления, концерты-митинги, театрализованные концерты, обеспечение торжеств с юбилейной и исторической тематикой - далеко не полный перечень сложившихся форм и видов деятельности военных оркестров и ансамблей песни и пляски.

Особую интенсивность процесс обновления военно-музыкального искусства приобрел в XX в., подчинившись основной движущей силе в искусстве этого периода - активному процессу синтеза самых различных его видов. Инструментальная музыка, песня, хореография, слово, кинематограф, цвет и свет сливались на сцене в различных сочетаниях, рождая новые формы деятельности. В основе таких процессов лежало существенное усиление зрелищного и театрального начал. При этом особое значение приобретает тема, идея, сюжет, драматургия создаваемого произведения, художественное, цветовое и световое решение. Музыка же в программах военных музыкантов, воплотившись в пространственные, цветовые, световые и пластические образы приобрела зримые очертания.

Театрализованные концертные программы, являющиеся жанровыми разновидностями массовых музыкальных представлений достаточно активно используются в практической деятельности современных военных оркестров и ансамблей песни и пляски, что обуславливает насущную необходимость рассмотрения теории их режиссуры и постановки. Выработка концепции создания театрализованных музыкально-сценических форм концертной деятельности военных творческих коллективов, определение наиболее общих принципов подбора и сопряжения номеров различных жанров на принципах драматургического развития, использование многообразия уже имеющихся и постоянно развивающихся технических средств могли бы дать существенный импульс в дальнейшем развитии военно-музыкального искусства. Основы же создания театрализованных концертных форм в военных музыкальных коллективах не могут быть выведенными, понятыми и изученными без знания общей теории массовых музыкальных и театрализованных представлений, имеющую многовековую историю и отразившую мировую практику.

Рассматривая историю развития жанровой системы массовых музыкальных и театрализованных представлений автор обратился к истории служебной и художественно-творческой деятельности военных оркестров и ансамблей песни и

1 л о пляски, которым посвящены работы Ю.Усова, Е.Аксенова, Н.Сурина , Б.Кожевникова4, Х.Хаханяна5, Б.Слабакова6, Б.М.Ноздрунова7, Г.Калинковича8, В.Матвеева9, В.Матвейчука10, М.Казанова и В.Кочепасова11, А.Архангельского и А.Гутнова12, Тутунова13, Г.Пожидаева14 и других авторов.

Продолжая исследование, автор работы обратился к трудам, посвященным истории, теории и практике в жанрах массовых музыкальных представлений и зрелищ, которые принадлежат в основном режиссерам-практикам. Работы, созданные в первой четверти XX в. носили большей частью описательный характер: «Массовое действие в летней работе» Е.Рюмина (1925), статьи «Массовые празднества на Западе» А.Гвоздева и «Хроника ленинградских празднеств» А.Пиотровского (1919-1922). В 1927 г. были написаны первые методические и практические пособия.

В годы Великой Отечественной войны и вплоть до 60-х гг. XX столетия, работы в области исследования массовых музыкальных представлений издаются в основном в виде отдельных журнальных статей. В 1959 г. создается Совет и также творческая лаборатория по театрализованным представлениям и праздникам. В 1962 г. проходит Первое Всероссийское совещание режиссеров массовых постановок. Вслед за этими событиями, всколыхнувшими театроведческую и музыковедческую научные мысли, вышло значительное число исследовательских работ, посвященных массовым музыкальным и театрализованным представлениям. Наиболее значительные из них принадлежат И.Туманову15, Б.Глан16, Д.Генкину17, Б.Петрову18, В.Триадскому19, И.Шароеву20, А.Руббу21, А. Чечетину22. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М., 1986.

2 Аксенов Е. Новое в инструментовке советского военного марша // В помощь военному дирижеру. Вып. X. -М., 1970.

3 Сурин Н. Военно-церемониальная музыка (1917-1941 гг.) / Советская военная музыка. - М., 1988. Сурин Н. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII в. / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. - М., 1981. Сурин Н. Русская военно-церемониальная музыка. 1750-1917 / В помощь военному дирижеру. Вып. XXI. - М., 1983.

4 Кожевников Б. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке / Труды Института военных дирижеров. Вып. IV. - М., 1957.

5 Кожевников Б., Хаханян X. Материалы по истории русской военной музыке в первой половине XIX века / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г.-М., 1981.

6 Слабаков Б. Материалы о концертной деятельности оркестров русской армии / Труды факультета. Вып. 9. -М., 1965.

7 Ноздрунов Б. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века / Труды ВДФ при МОЛГК.-М., 1964.

8 Калинкович Г. Н.А.Римский-Корсаков - инспектор военно-морских хоров Морского ведомства. // Труды института. Вып. I. -М., 1952.

9 Матвеев В. Военные оркестры на флоте / Советская военная музыка. - М., 1977.

10 Матвейчук В. Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие музыкальной культуры Дальнего Востока, 1860-1990. Дис. . канд. искусствоведения.

11 Казанов М., Кочепасов В. Организационные вопросы военно-оркестровой службы / Советская военная музыка.-М., 1977.

12 Архангельский А., Гутнов А. Военные оркестры на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. / Советская военная музыка. -М., 1977.

13 Тутунов В. Творчество для духовых оркестров в период Великой отечественной войны / Советская военная музыка. - М., 1977. Тутунов В. 250 лет военно-оркестровой службе в России / Труды факультета. Вып. V. - М., 1961. Тутунов В. История отечественной военной музыки: уч. пособие. - М., 1990.

14 Пожидаев Г. Краснознаменный Ансамбль: путь песни и славы. -М., 1988.

15 Туманов И. Высокая тема художника / Театр под открытым небом. - М., 1969. Туманов И. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учебное пособие для институтов культуры - М., 1976. Туманов И. Массовые театрализованные представления. - М., 1963.

Автор не ставил целью подробное изучение и анализ музыкальных произведений, созданных для военных коллективов. Этой теме посвящены работы Г.Калинковича, Н.Иванова-Радкевича, Л.Магазинер, Б.Диева, А.Долинского, В.Цуккермана, Г.Орвида, П.Апостолова, В.Кочетова, Е.Макарова, В.Петрова, А.Вдова, В.Худолея и других авторов.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды Б.Асафьева, Е.Назайкинского, Л.Мазеля, Ю.Холопова, К.Станиславского, Вл. Немировича-Данченко, Вс.Мейерхольда, И.Туманова, И.Шароева, А.Рубба, О.Ремеза, Б.Покровского, А.Силина, Д.Генкина, Т.Курышевой, Е.Долинской, Ю.Козюренко, Н.Хренова, А.Чечетина.

Фундамент методологии исследования составляет принцип историзма, согласно которому всякое явление следует анализировать как систему, обладающую внутренней структурой. При изучении процесса ее развития необходимо выявить качественные изменения объекта и законы перехода от одного состояния к другому, оценивать характер изменений с позиций более ранних ступеней развития. Наряду с общенаучными методами исследования -проблемно-хронологическим, историческим, сравнительно-историческим, логического и системного анализа - в диссертации применялся характерный для теоретического музыкознания музыкально-эстетический метод, а также метод дифференцированного анализа структуры театрально-зрелищных концертных программ. Настоящее исследование проводилось на стыке театральной и музыкальной культур. Именно поэтому помимо исторической, изучалась также театроведческая и музыковедческая литература.

Основой для обобщений данной работы послужило углубленное изучение истории развития военных оркестров и ансамблей, их служебной и концертно-исполнительской деятельности, изучение истории театрально-зрелищного музыкального искусства, знакомство с различными видами музыкальных театрализованных представлений нашего времени, анализ и осмысление теоретических и практических исследований в данной области, многочисленных высказываний режиссеров-постановщиков.

Проблема изучения общих положений теории, основополагающих принципов, исследование тенденций, а также путей развития концертных жанров массовых

16 Глан Б. Массовые театрализованные представления и праздники. - М., 1961. Глан Б. Режиссура массовых зрелищ. - М., 1963.

17 Генкин Д. Массовые праздники. - М., 1975.

18 Петров Б. Массовые выступления на стадионе. - Л., 1969.

19 Триадский В. Основы режиссуры театрализованных представлений: учебное пособие по курсу «Режиссура и мастерство актера». - М. 1978. Триадский В. Праздники юности Подмосковья. - М., 1983.

20 Шароев И. Драматургия массового действа. - М., 1979. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. - М., 1980. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М., 1986.

21 Рубб А. Пока занавес закрыт. - М., 1987. Рубб А. Эстрада с точки зрения. Беседы режиссера. - М., 1993. Рубб А. Эстрадная режиссура: Автореф. дис. . д-р искуствов. - М., 1997. Рубб. А. Феномен эстрадной режиссуры: опыт исследования. — М., 2001. Рубб А. Тематические театрализованные концерты. Совершенствование организации и проведения. - М., 1988.

22 Чечетин А. Драматургия театрализованных представлений. - М., 1979. Чечетин А. История массовых народных празднеств и представлений: уч. пособ. по курсу истории массовых народных празднеств для студентов факультетов культпросветработы. - М., 1976. Чечетин А. История театрализованных празднований: уч. пособ. для вузов, колледжей, лицеев культуры и искусства. - М. 1996. Чечетин А.Основы драматургии театрализованных представлений. - М., 1981. музыкальных и театрализованных представлений в художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов, оптимизация содержания и методик их создания давно назрела, и, безусловно, имеет огромные перспективы. Исследование, систематизирующее знания и практический опыт в данной области представляется актуальным и необходимым.

Целью исследования является установление общих закономерностей постановки и режиссуры театрализованных концертных программ военных творческих коллективов, выявление условий и способов их реализации, направленных на обновление жанра, и позволяющих вывести данный вид искусства на уровень требований современности путем обобщения и систематизации накопленных в теории и практике знаний.

Данная цель достигается решением следующих задач:

- представить основные этапы истории развития художественно-творческой деятельности военных оркестров и ансамблей песни и пляски в жанровой системе массовых музыкальных и театрализованных представлений;

- раскрыть теоретические основы зрелищных видов искусств;

- охарактеризовать феномен синтеза различных видов искусств, как одной из движущих сил развития современного искусства в целом, и театрализованного концертного исполнительства в частности;

- установить основные формы концертной деятельности военных музыкальных коллективов на современном этапе их развития;

- систематизировать теоретические основы содержательно-процессуальной стороны постановки концертных жанров массовых представлений и зрелищ: выявить цели, задачи, этапы, основополагающие принципы и закономерности процесса создания;

- создать целостную модель современного подхода к постановке театрализованных концертных программ военных музыкальных коллективов.

Объектом исследования являются концертные формы массовых представлений и зрелищ в деятельности военных музыкальных коллективов.

Предметом исследования является специфика режиссерской составляющей при постановке концертных форм массовых представлений и зрелищ в военных оркестрах и ансамблях.

Теоретическая значимость исследования. Впервые обобщаются сведения о художественно-творческой деятельности военных оркестров и ансамблей песни и пляски в жанрах массовых представлений и зрелищ на различных этапах становления военно-музыкального искусства, систематизируются теоретические знания, накопленные в искусствознании по проблемам массовых представлений и музыкально-зрелищных видов искусств: их классификация, основные функции, закономерности психолого-физиологического восприятия и воздействия на аудиторию. Кроме того, в работе обобщаются теоретические аспекты синтеза различных видов искусств, как одной из главных двигательных сил развития современного искусства. На основе анализа музыкально-сценической деятельности военных оркестров и ансамблей песни и пляски впервые предлагается комплексный, системный подход к созданию театрализованных концертных программ, выявляются их основополагающие формы, характеризуются основные этапы постановки, раскрываются особенности построения драматургии, характеризуются главные составляющие композиционной структуры.

Практическая ценность исследования. Еще на стадии разработки основные результаты исследования нашли свое применение в целом ряде музыкально-сценических программ Ансамбля пенсии и пляски ДВО, в многочисленных юбилейных и тематических мероприятиях, проводившихся с его участием в городах и населенных пунктах на территории Дальневосточного региона, в учебном процессе Московской военной консерватории по курсу музыкальной режиссуры и специализации по дисциплине «Руководство ансамблями песни и пляски». Апробация работы в непосредственно практической деятельности придает ей особую значимость и ценность. Кроме того, исследование может привлечь внимание музыковедов, занимающимися вопросами музыкальной режиссуры.

Основные положения, выдвигаемые на защиту:

1. Художественно-творческая деятельность военных творческих коллективов на всем историческом пути их развития была неразрывно связана с жанрами массовых представлений и зрелищ.

2. Форма и содержание концертных программ военных оркестров и ансамблей находятся в прямой зависимости от уровня художественного восприятия зрительской аудитории, что обуславливает изучение и применение на практике закономерностей психолого-эмоционального воздействия.

3. Синтез различных видов искусств является одной из главных движущих сил в развитии художественно-творческой деятельности военно-музыкальных коллективов.

4. Предполагаемая классификация концертных форм художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов основывается на установлении целей и задач предполагаемой программы, определении ее содержания и средств воплощения, выявлении принципов драматургического развития.

5. Режиссерская составляющая при создании театрально-зрелищных программ военных музыкальных коллективов является необходимым условием дальнейшего развития их концертно-творческой деятельности.

6. Расширение жанровых границ в творчестве военно-творческих коллективов является непременным условием их востребованности на фоне развития современной культуры.

Целесообразной представляется следующая структура диссертации: Введение

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Военно-музыкальное искусство в жанровой системе массовых представлений"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование истории развития военно-музыкального искусства в целом позволило выявить тот факт, что, начиная с зарождения обрядовой и ритуальной культуры человеческого общества, военная музыка была неразрывно связана с системой массовых представлений и зрелищ, проявляя при этом избирательное отношение к их жанровой специфике.

Если у древних славян военная музыка присутствует лишь в оформлении воинских обрядов и ритуалов, являясь в то же время средством организации и взаимодействия воинских подразделений, то в эпоху зарождения и расцвета Киевской Руси она присутствует уже в целом ряде светских мероприятий придворной жизни князей. Среди них многочисленные церемонии, посвященные встречам послов, выезды и шествия княжеской свиты, ритуальные застолья, которые со временем, приобретая определенные формы, становятся традиционными и включаются в систему уже сложившихся ритуалов. Значительное внимание в этот период уделяется праздничным мероприятиям, посвященным победам в сражениях и заключениям мира.

В последующие столетия, наряду с дальнейшим совершенствованием как устоявшихся, так и зарождавшихся новых воинских и государственных ритуалов, военная музыка все более проникает в общественную и культурную жизнь России. Различного рода потехи, игры и гуляния с участием военных музыкантов находят свое распространение при дворе Ивана Грозного (XVI в.), царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (XVII в.).

Расцвет деятельности военных оркестров в сфере массовых представлений и зрелищ относится к эпохе правления Петра I, который провел целый ряд преобразований, касающихся совершенствования их штатной структуры и подготовки кадров. Маскарады, ассамблеи, куртаги, гулянья в Летнем саду, праздничные мероприятия, посвященные победам русского оружия, закладке военных кораблей, театрализованные шествия и потехи обязательно сопровождались игрой военных музыкантов. Музыка в их исполнении (фанфарная, маршевая, канты, гимны, виваты, танцевальная и развлекательная) становится модной и наиболее востребованной в обществе.

В XVIII в. военные парады и смотры, а также светские мероприятия с участием военных оркестров становятся неотъемлемой чертой культурной жизни общества. В этот лее период наблюдаются первые попытки привлечения военных оркестров для участия в оперных, балетных и драматических постановках.

В XIX в. роль военных оркестров в музыкально-культурной жизни общества еще более возрастает. В этот период деятельность военных оркестров в сфере массовых представлений и зрелищ получает свое дальнейшее развитие: военные оркестры становятся одними из самых деятельных участников празднований, посвященных коронациям и юбилейным датам царствования, дням рождения членов императорской фамилии, годовщинами памятных дат российской истории. Кроме того, военные музыканты по-прежнему являются непременными участниками проводимых в большом количестве балов, приемов, массовых гуляний и ярмарок. Музыка в исполнении военных оркестров звучит в парках, и садах, на курортах, на улицах, площадях и других местах массовых скоплений народа. Продолжается практика их участия в оперных, балетных и драматических постановках. Вместе с тем, военные оркестры продолжают выполнять и непосредственные свои обязанности по музыкальному обеспечению воинских ритуалов в частях и подразделениях русской армии. Одной из особенностей развития военно-музыкального искусства этого периода становится концертно-просветительская деятельность военных оркестров. Яркой страницей истории отечественной массовой культуры становятся инвалидные концерты, проводившиеся практически на протяжении всего XIX столетия. К особенностям рассматриваемого периода следует также отнести зарождение в Европе фестивалей военных духовых оркестров. В 1867 г. такой фестиваль был проведен в рамках Парижской всемирной выставки. Наряду с военными оркестрами Франции, Пруссии, Австрии, Баварии, Голландии, Нидерландов и Испании в состязании принял участие и русский сводный оркестр Лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков под управлением А.Дерфельдта.

С момента установления Советской власти (1917) деятельность военных оркестров, имеет четко выраженную идеологическую направленность, нацеленную на воспитание советского человека в соответствии с проводившейся линией внешней и внутренней политики государства. Формы деятельности военных оркестров в рамках массовых представлений и зрелищ многократно расширяются. Массовые мероприятия с участием военных оркестров на улицах и площадях становятся одной из главных составляющих политической и культурной жизни страны. Среди них - демонстрации, митинги, физкультурные парады, революционные мистерии и театрализованные действа. Большое количество подобных мероприятий проводится в дни празднования государственных праздников молодой Советской республики. Кроме того, целый ряд массовых мероприятий с непременным участием военных оркестров организуется в период проведения Недель Авиации, Военно-морского флота, помощи голодающим Поволжья, Книги и пр. В этот период возрастает роль концертно-просветительской деятельности военных музыкантов. Получают распространение концерты сводных военных духовых оркестров. Создается целый ряд военных симфонических оркестров. «Музыкальные понедельники», а также концерты-лекции в их исполнении проводятся регулярно и пользуются достаточной популярностью у публики.

Большое значение для развития отечественного массового искусства имеют в этот период грандиозные театрализованные постановки революционного содержания, которые также не обходятся без участия в них военных оркестров. Среди них «Пантомима по случаю празднования III Интернационала» (1919), «Свержение самодержавия», позже получившая название «Красный год» (1918), «Кровавое воскресенье» (1920.), «Меч мира» (1920)), «Гибель Коммуны» (1920), «Огонь Прометея» (1920) «Мистерия освобожденного труда» (1920), «Блокада России» (1920), «К мировой

Коммуне» (1920), инсценировка «В Красносельских лагерях» (1920), «Взятие Зимнего дворца» (1920), «Мистерия-буфф» (1921), «К 10-летию Октября» (1927) и др.

30-е годы отмечены подъемом в развитии военной музыки. Способность военных оркестров к исполнению на открытом воздухе, а также наличие в репертуаре военной, патриотической и популярной музыки делает их практически незаменимыми. Военные и физкультурные парады, демонстрации и митинги, политкарнавалы и театрализованные шествия, траурные церемонии прощания с видными деятелями партии и светского правительства, театрализованные праздничные концерты, олимпиады, декады искусств, тематические гуляния, конкурсы самодеятельных и профессиональных коллективов, праздники профессий и военно-патриотической музыки, концертно-просветительская деятельность в концертных залах и парках культуры и отдыха неизменно находятся в сфере их внимания. Значительным для истории военно-музыкального искусства представляется зарождение в этот период традиций проведения отечественных смотров-конкурсов военных оркестров. Определенный интерес вызывает также опыт их активного участия в театрализованных праздничных концертах, оперных и балетных постановках, осуществляемых совместно с самодеятельными артистами, как в Москве, так и в других городах по всей территории страны. Кроме того, в 30-е годы формируется и получает развитие художественно-творческая деятельность Ансамбля красноармейской песни и пляски под управлением А.Александрова -уникального явления в истории отечественной и мировой массовой культуры, которое станет основой развития нового жанра военно-музыкального искусства.

В целом расцвет массовой культуры в период 30-х гг., основанной на синтезе самых различных видов искусств, в значительной степени повлиял на дальнейшее становление и развитие военно-музыкального искусства. Вместе с тем, специфика деятельности военно-музыкальных коллективов, наполненная революционным содержанием и политической актуальностью, их способность к исполнению, как на открытом воздухе, так и в концертных залах в составе больших групп исполнителей, мобильность и универсальность, оказали в свою очередь существенное влияние на развитие отечественной массовой культуры.

Активную концертно-художественную деятельность в жанрах массовых представлений и зрелищ военные оркестры и ансамбли продолжили также и в годы Великой Отечественной войны. Военные парады (1941 и 1945 гг.), проведение различного рода воинских ритуалов, литературно-музыкальные композиции патриотической направленности, участие в концертах-митингах, радиоконцертах, «салютных концертах», праздничных мероприятиях, связанных с победами советских войск над немецко-фашистскими захватчиками определили основные направления их работы.

В послевоенные годы получили развитие театрализованные праздничные концерты и литературно-музыкальные композиции, немалая часть которых создавалась военными артистами в преддверии празднований годовщин Октября, Дня рождения Советской Армии и Военно-морского флота, Дня

Победы в Великой Отечественной войне и др. Среди прочих жанров массовых представлений и зрелищ, нашедших свое применение в военно-музыкальном искусстве в послевоенные годы следует отметить грандиозные по своему размаху Всеармейские смотры-конкурсы военных оркестров, а также ежегодные фестивали военно-патриотической музыки. В последние десятилетия XX столетия большую популярность и распространение получили международные фестивали военных духовых оркестров, на которых российские военные коллективы находились в центре внимания и получали положительные отзывы прессы.

В 70-е гг. зародилась особая разновидность театрализованного концерта — плац-концерт, которая, на протяжении последних десятилетий стала одной из превалирующих форм концертно-сценической деятельности военных духовых коллективов. Объединяя в себе специфические особенности исполнительства на месте и в движении с органичным зрительным воплощением исполняемого музыкального материала, пронизанного общей идеей, темой и сюжетом, плац-концерт получил достаточное свое развитие не только в нашей стране, но и за рубежом. Значительных успехов в развитии плац-концерта добились курсовые оркестры Военно-дирижерского факультета Московской консерватории и военно-музыкального училища, программы которых неизменно отмечались на многочисленных международных фестивалях военной и духовой музыки. Следует также отметить тот факт, что этот вид театрализованного концерта стал обязательным в программах современных военных духовых оркестров, которые и сегодня продолжают совершенствовать его форму, экспериментируют в плане подбора музыкального материала и его осмысленного драматургического построения, ищут средства зрительного воплощения музыкальных образов.

Таким образом, на всем протяэюении своего исторического развития, сопровоэюдая самые различные события государственной, политической, военной и светской жизни общества отечественные военные музыкальные коллективы неизменно обращались к различным жанрам массовых музыкальных представлений и зрелищ.

В исторической ретроспективе все многообразие жанровой системы массовых музыкальных представлений и зрелищ можно условно подразделить на три типологические группы явлений - культового, театрального и концертного генезиса. Подобная классификация позволяет рассматривать исследуемое явление, как единую систему, в которой, более ранние виды влекут за собой рождение новых жанров. Кроме того, появляется возможность проследить степень интенсивности развития каждой из этих групп на дальнейших этапах становления жанровой системы.

К группе представлений культового генезиса относятся мистерия, карнавал, шествие (военный парад) и апофеоз. Ко второй группе массовых представлений и зрелищ - группе театрального генезиса, принадлежат возникшие в период позднего Возрождения карнавал-маскарад и его варианты: «конные балеты», «морские праздники», «турниры», «карнавалы-балеты» и «маски». В третью типологическую группу массовых музыкальных представлений и зрелищ - группу концертного генезиса вошли; концерт-митинг (и его разновидности радиоконцерт-митинг и салютный концерт), театрализованный тематический концерт (и его разновидности — литературно-музыкальная композиция, плац-концерт), просветительский концерт, а также стоящий особняком в этой группе - глобальный концерт.

Особую группу массовых представлений и зрелищ составляют производные жанры массовых представлений и зрелищ, к которым относятся фестивали и смотры-конкурсы. К другой разновидности производных жанров массовых музыкальных представлений можно отнести комплексы тороюественных мероприятий юбилейной или исторической направленности.

Исследование многообразия жанровой системы массовых представлений и зрелищ в художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов позволило выявить два ее основных вида: театрализованные концертные действа, или концертные действа с элементами театрализации (проводимые как на открытых, так и закрытых концертных площадках) и массовые театрализованные празднества и представления, проводимые, как правило, на пленэре.

К театрализованным концертным действам относятся: сборный концерт, с элементами театрализации, ревю, театрализованный тематический концерт, литературно-музыкальная композиция, агитационно-художественное представление, и, получивший широкое распространение в последние десятилетия, плац-концерт. Следует отметить при этом, что подобное разделение является достаточно условным, так как зачастую в музыкально-сценических представлениях наблюдалось несколько видовых признаков указанных концертных форм.

К массовым театрализованным представлениям и празднествам относятся парады, шествия и демонстрации, празднества в парках, на улицах и площадях населенных пунктов, а также представления на стадионах. Подобные действия отличает большое количество, как участников представления, так и его зрителей.

Современное понятие «зрелища» включает в себя целую систему экспрессивно-динамических эффектов и приемов, позволяющих вовлечь зрителя в происходящее действие, с заранее рассчитанным результатом. В таких действиях внимание зрителя акцентируется на том, что представляется наиболее важным и значимым, что несет в себе основную тему, идею и цель данного мероприятия. В зрелищных видах искусства пластический, художественно-декоративный, музыкальный и литературно-драматический компоненты существуют в органическом единстве. Следовательно, можно утверждать, что в целом зрелище - это синтетический вид искусства, представляющий собой целостную систему воздействия на массового зрителя в пространстве и во времени, направленную на чувственно-эмоциональную сферу зрителя и воспринимаемую коллективно.

По преимущественному способу воздействия на аудиторию все зрелищные искусства подразделяются на: содержательно-психологические, к которым относятся музыкальный и драматический театр, кино и телевидение; развлекательно-содержательные, представленные эстрадой, цирком, опереттой; откровенно-развлекательные, среди которых некоторые разновидности эстрадных представлений, такие, как, например, мюзик-холл, балет на льду и пр.; и коммуникативные, представленные массовыми представлениями.

Анализ природы психолого-эмоционального воздействия концертных программ военных музыкальных коллективов в жанрах массовых представлений и зрелищ на аудиторию позволил выявить ряд основополагающих функций, реализуемых военными оркестрами и ансамблями в практической деятельности на современном этапе их развития. Ключевыми среди них являются познавательная и идейно-воспитательная. Объединяет эти функции - функция коммуникативная, собственно и представляющая сам процесс «общения» артистов и аудитории. Являясь по своему существу основообразующими, вышеозначенные функции содержат в себе также и целый ряд производных функций, проявляющихся в большей или меньшей степени в зависимости от поставленных целей и задач. Среди них следует выделить функции этические, агитационно-коммуникативные, эстетические, просветительские и занимательно-гедонистические. Органично переплетаясь и взаимодействуя, превалируя в разной степени, они значительным образом влияют на содержание и форму концертных программ военных музыкальных коллективов, позволяют им соответствовать требованиям времени и потребностям публики.

Являясь своеобразным авангардом патриотического направления в отечественном музыкально-зрелищном искусстве и являясь мощным средством нравственно-эстетического воспитания, военные оркестры и ансамбли самым действенным способом используют коммуникативные и суггестивные возможности зрелищных концертно-исполнительских видов деятельности, что придает им огромные возможности влияния на современную аудиторию. Знание и использование в практике законов психолого-физического воздействия составляет исключительно важную область их деятельности.

Следовательно, можно утверждать, что форма и содержание музыкально-зрелищных концертных программ военных оркестров и ансамблей находятся в прямой зависимости от уровня художественного восприятия зрительской аудитории, что обуславливает изучение и применение на практике закономерностей психолого-эмоционального воздействия, направленных на реализацию поставленных перед военным дирижером целей и задач.

Одной из важнейших закономерностей современного этапа развития военно-музыкального искусства явилась реализация в практической музыкально-сценической деятельности военных коллективов идеи глобального синтеза различных видов искусств.

Имея своей первоочередной задачей воспитание и просвещение военной аудитории, формирование патриотических чувств общества, военные музыкальные коллективы активно искали способы и средства повышения степени воздействия на зрителя. В поисках таких средств, военные коллективы неоднократно обращались к опыту театра, в котором сочетались музыкальное исполнительство и актерское мастерство, искусство художественного слова и пластики, искусство живописи и режиссуры. Слияние зрелищности и высокого уровня музыкального исполнительства, совокупное воздействие звука, изобраэюения, движения, пластики, цвета и света, пространственных решений и эффективное взаимодействие всех этих элементов позволило выйти военным музыкальным коллективам на качественно новый уровень общения со зрительской аудиторией, соответствовать современному уровню ее потребностей и восприятия.

В истории эстетики различают две противоположные тенденции развития искусств. Одна из них — в тяготении к синтезу, вторая — в сохранении суверенности каждого отдельного вида искусства. Оба эти явления равноценно плодотворны, так как взаимосвязь этих тенденций вела с одной стороны к взаимообогащению искусств, а с другой - к утверждению правомерности и необходимости параллельного существования различных его видов, совершенно исключая возможность поглощения одних другими.

В теории синтеза различных видов искусств различают три его основные разновидности.

Синтез видов искусств, направленный на усиление образной выразительности произведения - в данном случае сочетание искусств возникает в результате стремления художника к воплощению единого художественного замысла. Синтез искусств — как единый комплекс нескольких видов искусств, объединенный единой формой демонстрации окружающей действительности. Синтез — как способ, посредством которого одни и те эюе явления могут воспроизводиться различными искусствами.

Единым для всех видов искусств интегралом, посредством которого и возмоэюен рассматриваемый нами худоэ/сественный синтез являются красочность, звучность, напряженность, яркость, массивность, прозрачность, плотность, контурность, плавность, резкость и мн. др. Кроме того, помимо таких сходных характеристик и признаков все виды искусств объединяются понятиями пространства, времени, масштаба, пропорциональности и пр.

Сливаясь в единую систему, объединяющую различные виды, современное искусство по своей сущности представляет собой ту особую систему взаимоотношений, в которой происходит перманентное столкновение между реальной исторической действительностью и непрерывно возникающими потребностями в средствах ее выражения. Эта вечная борьба и рождает постоянное движение вперед, не дает всей системе остановиться в своем развитии. В этом и состоит диалектика синтезийности искусства.

Таким образом, идея многомерного синтеза различных видов искусств в художественно-творческой деятельности военных музыкальных коллективов, как реализация принципов комплексного воздействия на чувственно-эмоциональную сферу зрительской аудитории явилась той реальностью, которая определила их развитие на всем протяжении XX столетия и, по всей видимости, будет среди приоритетных направлений развития в будущем.

Цели и задачи каждой отдельно взятой концертной программы, ее содержание и средства воплощения, равно как и принципы драматургического развития определяют непосредственно форму музыкально-сценического действия.

Одной из наиболее распространенных музыкально-сценических форм в жанровой системе театрализованных сценических действ является театрализованный тематический концерт, который наиболее полно включает все слагаемые театра, музыки и кино: слово, мизансцену, цвет, свет, пространственную композицию, художественное оформление, шумы, театральную машинерию й т.д. Этот вид сценической деятельности аккумулирует в себе признаки всех музыкальных концертных форм массовых представлений и зрелищ, являясь их обобщающей, наиболее современной формой, представляющий более высокую ступень развития жанра.

В общей системе театрализованных концертных представлений превалирование литературной составляющей над музыкальной определяет содержание и форму литературно-музыкальной композиции. Наличие объединенных единой темой разножанровых номеров музыкально-сценического действия, сопровождающегося обилием сценических эффектов и пышностью постановки, отличает форму ревю (ревю-феерии). Кроме того, в системе массовых представлений выделяется специфическая форма театрализованного концертного исполнительства военных духовых оркестров, представленная плац-концертом. В данном случае объединенные единой темой и подчиненные общему режиссерскому замыслу музыкальные номера исполняются в движении (с различного рода перестроениями музыкантов), включающими элементы шоу: показом музыкальных инструментов и их возможностей, демонстрацией различной атрибутики, использованием элементов хореографии, пантомимы, различных трюков и других немузыкальных средств художественной выразительности. Вместе с тем, в такие выступления, как показывает практика, неоднократно включались хореографические и цирковые номера как самодеятельных, так и профессиональных исполнителей. Таким образом, в плац-концерте нашли свое органичное слияние инструментальное и вокальное исполнительство, пантомима, танец, эстрада и цирк. В настоящее время эта разновидность театрализованного концерта продолжает самое активное свое развитие.

Исследование концертно-сценической практики военных оркестров и ансамблей, а также изучение основополагающих теоретических трудов в области постановки и режиссуры концертных жанров массовых представлений и зрелищ позволило выявить ряд общих закономерностей, которые в целом определяют принципы создания, режиссуры и постановки театрализованных концертных программ армейских творческих коллективов.

Создание музыкально-сценического действия начинается с определения его основной темы и идеи. Этот процесс сопровождается изучением документов, фактов, литературы и прочих материалов, связанных с событиями, которые предполагается осветить в будущем концерте. При этом немаловажное значение имеют условия и возможности, связанные с наличием творческих сил, специфики сценической площадки, наличия финансовых средств, времени и пр. Постепенно начинает вырисовываться замысел будущего концертного представления, определяется его содерэюание. В итоге творческой переработки полученных знаний с учетом условий и возможностей формируется мысленное видение сценического действия, которое включает определение сюжетного хода, установление последовательности сюжетов, номеров и эпизодов, способов и приемов их соединения, нахождение верного темпо-ритма, создание определенной сценографии и атмосферы концерта. Возникает эксклюзивная модель сценического действия. При этом, основным драматургическим материалом выступают музыкальные номера. Посредством создаваемых ими образов дается характеристика событий, героев, их состояний и стремлений, с ее помощью зрителю передается поток смысловой информации, содержащейся в сценическом действии. При этом зрительное воплощение этих образов, достигаемое немузыкальными средствами художественной выразительности, призвано всячески усилить воздействие на аудиторию, а также вся система создаваемых ими образов героев, действующих лиц, их отношений, событий и ситуаций. Являясь важным элементом драматургии сценического действия, музыкальные номера в программах военных оркестров и ансамблей становятся наиглавнейшим действующим элементом, способом выраэ/сения мысли, тем условным языком, через который происходит психолого-эмоциональное общение со зрителем.

Все многообразие жанров театрализованных концертно-сценических программ военно-музыкальных коллективов основывается на создании зрелищного ряда объединенных общей темой, идеей и замыслом номеров и эпизодов, выстроенных в единое драматургическое действие в соответствии с выработанными практикой законами зрительского восприятия. При этом обязательно учитывается не только смысловая драматургия включенных в действие номеров и эпизодов, но и драматургия всего представления в целом.

Основной характеристикой любого рода театрализованного действия становится наличие драматургического конфликта, который определяет тему, идею, сверхзадачу и форму произведения. В сценарии театрализованных концертных форм военных музыкальных коллективов конфликтная ситуация создается через композицию, основой которой может быть внутренняя контрастность тем, определенное сочетание номеров и эпизодов, каждый из которых содержит собственное драматургическое решение. Главным характерным признаком при этом является конфликт монтажного соединения, сопоставления, «сборки» разнородных номеров и эпизодов, а отнюдь не контрдействие противоборствующих сил непрерывно, плавно развивающегося действия.

Первостепенной задачей драматургии единого музыкально-сценического представления является решение проблемы единства и целостности всего ряда разножанровых произведений. Ее решение возможно через нахождение образного приема - драматургического хода, который, зримо выражая сюжет и сквозное действие концерта, даст возможность связать все его номера и эпизоды в неразрывную цепь последовательно развивающихся действий и событий. В то же время сюжетный драматургический ход, являясь составной частью замысла, определяет и композицию концерта.

Кроме того, в практике существует целый ряд режиссерских приемов, с помощью которых постановщик имеет возможность логически связать между собой отдельные номера и эпизоды. Среди них приемы введения в концертное действие ведущих (конферанса), использование ассоциативного мышления зрителя, различного рода лейтмотивов, как музыкальных, так и визуальных, создание целостного образа посредством определенной сценографии, символов, антуража, драматургическое дробление в номерах и эпизодах, распределение текста между несколькими исполнителями, введение в ткань концерта непосредственно театрализованного действия и др.

Важным драматургическим средством организации концертного действия также является использование своеобразия сценической площадки. Вместе с тем, в организации единого музыкально-сценического действия большое значение имеет умелое использование технических приспособлений сцены (машинерии), осветительной и электронной аппаратуры.

Основываясь на выдвинутых положениях, можно утверждать, что музыкальная драматургия в отношении театрализованного музыкального действия представляет собой систему, комплекс музыкальных и визуальных выразительных средств, которые, в результате построения строго заданной последовательности музыкального ряда обеспечивают выявление идейно-тематического содеро/сания, подводя зрителя к раскрытию сверхзадачи, пониманию в динамике развития образов действующих лиц и исполнителей.

Поиск и нахождение композиции концерта становится одним из важнейших этапов в процессе создания музыкально-сценического представления, в конкретизации его замысла и решения.

В любом драматургическом произведении обязательно присутствует завязка, развитие действия, кульминация и развязка, которые применительно к рассматриваемому нами явлению именуются как пролог, серия тематических эпизодов и финал.

Важным элементом драматургии сценического действия в программах военных оркестров и ансамблей являются музыкальные номера. Номер является законченным драматургическим действием со своей экспозицией, развитием, кульминацией и финалом, который может быть представлен инструментальным произведением, сольной или хоровой песней, танцем, пантомимой и т.д. Его протяженность, функции и задачи находятся в прямой зависимости от общего решения и логики построения театрализованного представления. Последовательность построения номеров в программах военных оркестров и ансамблей подчиняется существующим, выработанным долголетней практикой правилам, среди которых главными являются правила сосуществования разнообразных жанров и нарастание темпо-ритма действия, исходящие из законов психологии зрительского восприятия.

Объединение разножанровых номеров с помощью определенного смыслового хода, формирует из них достаточно законченную драматургическую форму - эпизод, в котором, в отличие от номера, уже видна мысль и идея всего представления. При решении композиции эпизода создается такая связь номеров и всех фрагментов изобразительного решения, которая будет раскрывать как его- собственное содержание, так и идейно-художественное содержание всего музыкально-сценического действия. Представляя собой единую мысль, пронизанную сквозным действием и развитием, весь ход движения эпизодов готовит кульминацию всего представления, наступающую, как правило, в финале.

В структурном плане эпизод представляет собой монтаж: ряда разножанровых номеров. Именно такой тип соединения музыкальных произведений, сцен, фактов, событий и документов на основе единой темы и идеи способен создать законченное и драматургически выстроенное музыкально-сценическое действие. В его основе лежит искусство разделения и последующее соединение самостоятельных, драматургически законченных элементов в качественно новое художественное произведение.

Важной особенностью феномена монтажного соединения является построение действия на принципах резкого и контрастного сопоставления, столкновении противоположностей, неожиданности и неподготовленности драматургических взрывов, борьбе пластических элементов, где каждый последующий эпизод не продолжает предыдущий, а наоборот, зачастую вступает с ним в контрдействие.

Одной из главных проблем режиссуры театрализованных концертных форм в военных музыкальных коллективах, является нахождение верной темпо-ритмической составляющей сценического действия, которая является важной частью моделирования его композиционной структуры. Единая ритмическая основа создается как для отдельных эпизодов, так и для всего концерта в целом.

Специфической формой зримого воплощения драматургии музыкально-сценического действия театрализованных концертных программ военных творческих коллективов является мизансцена. Только в потоке сменяющихся мизансцен, выражающих движение, развитие, конфликт и столкновение, возможно создание единой системы зрительных образов музыкального представления. Такой синтез музыки и зрелищности стал одним из направлений развития современных военных музыкальных коллективов.

В процессе создания мизансцен наибольшее значение приобретают факторы хорошей просматриваемости и наибольшей степени их выразительности. Кроме того, учитываются специфические особенности конфигурации и акустики сценической площадки. Однако, воплощение режиссерского замысла в череде сменяющихся мизансцен будет неполным, если не создать вокруг него особую сценическую обстановку, которая выражается соответствующим оформлением, световым решением, подбором и сменой костюмов и т.д. Одновременно большое влияние на аудиторию оказывает атмосфера представления, которая создается вокруг предстоящего сценического действия. В целом совокупность пластического решения мизансцен, их сочетание и чередование не только раскрывает содержание концерта, но и придает ему определенную пластическую форму. При этом важным представляется нахождение главных, центральных, кульминационных мизансцен, несущих и определяющих идею всего сценического действия.

Современное состояние культурных запросов современной публики, сформированных под воздействием широко внедряемых в сферу искусства достижений науки и техники, глобальные процессы синтеза различных его видов в самых порой немыслимых сочетаниях, широкое тиражирование большого количества театрализованных и эстрадно-музыкальных программ в средствах массовой информации и на электронных носителях предъявляет к концертным программам военных музыкальных коллективов особые требования. Помимо качественного совершенствования исполнительского мастерства, насыщения содержательной стороны сценического действия, углубления воздействия на зрительскую аудиторию средствами немузыкальной выразительности исключительное значение приобретает процесс драматургического развития представляемых музыкально-сценических образов, позволяющий увлечь зрителя, погрузить его в созданный для него мир, заставить его быть соучастником представляемых событий. И важнейшая роль в этом принадлелсит искусству режиссуры. Умение концентрировать внимание аудитории на смысловых и кульминационных моментах представления, знание и применение на практике законов зрительного восприятия способно вывести военно-музыкальное искусство на качественно новый уровень.

Таким образом, усиление режиссерской составляющей при создании музыкальных театрально-зрелищных концертных программ в художественно-творческой деятельности военных оркестров и ансамблей на сегодняшний день является необходимым условием их дальнейшего развития в современной системе массовых искусств. И работа в данном направлении, на наш взгляд является приоритетной и достаточно перспективной.

Дальнейшее же развитие военно-музыкального искусства в целом, как нам представляется, будет осуществляться в направлении углубления и расширения синтезийности концертных программ военных оркестров и ансамблей песни и пляски, поисков оригинальных драматургических и визуальных решений, использовании новейших достижений науки и техники, совершенствовании тематизма, направленного на удовлетворение духовных и эстетических потребностей общества.

Подводя итог данной работе, можно констатировать, что изучение этапов исторического развития военно-музыкального искусства позволило выявить основные направления художественно-творческой деятельности военных оркестров и ансамблей, классифицировать формы и виды их работы, а также систематизировать теоретические наблюдения, заключения и выводы, касающихся наиболее общих вопросов постановки.

 

Список научной литературыГарбазей, Илья Николаевич, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Агапкин В. Мы запомним суровую осень. Рассказ о военном параде 7 ноября 1941 г. / Советская военная музыка. М., 1977.

2. Аксенов Е. Новое в инструментовке советского военного марша / В помощь военному дирижеру. Вып. X. М., 1970.

3. Александров Б. Песня зовет. М., 1982.

4. Ансамбль песни и пляски КДВО. Хабаровск, 1999.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1961.

6. Архангельский А., Гутнов А. Военные оркестры на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. / Советская военная музыка. М., 1977.

7. Асафьев Б. Новая французская музыка // «Шесть». JL, 1926.

8. Балтика седое наше море: Сб. очерков. - М., 1996.

9. Банфи А. Избранное. М., 1965.

10. Барсова И. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира / Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. JL, 1986.

11. Берлинский П. Подготовка кадров военных дирижеров. М., 1977.

12. Бирюков Ю.Место и роль песни в героико-патриотическом воспитании советских воинов. М., 1981.

13. Богословский А. Петр I. М., 1948.

14. Болотов Ф. Федор Волков и русский театр его времени. М., 1953.

15. Большой концерт военных // Разведчик. СПб., 1893, № 137.

16. Брабич В., Плетнева Г. Зрелища древнего мира. М., 1967.

17. Брехт Б. Театр. Пьесы, статьи, высказывания: в 5-ти тт. М., 1963-65. -Т. 5/2

18. Бюхер К. Работа и ритм. М., 1923т-~~""

19. Вагнер Р. Искусство и революция. Пг., 1918.

20. Виноградов Н. Народная драма / История русской литературы. М., 1908. -Т. 1.

21. Военный праздник //Разведчик. 1893. -№ 131.

22. Волович В. Большой московский карнавал // Массовые праздники и зрелища.-М., 1961.

23. Воспоминания А.Т. Болотова. // Русский архив. Спб., 1864.

24. Встречи с Мейерхольдом. М., 1967.

25. ГАРФ, ф. 677, on. 1, д. 408, л.50-51.

26. Гегель Г. Эстетика. М., 1968. - Т 1.

27. Генкин Д. Массовые праздники. М., 1975.

28. Глан Б. Массовые театрализованные представления и праздники. М., 1961.

29. Глан Б. Режиссура массовых зрелищ. М., 1963.

30. Голиков И. Деяния Петра Великого. СПб., 1838. - Т. I.

31. Голиков И. Дополнение к Деяниям Петра Великого. М., 1795.

32. Головинский Г. Куплетная, вариационная формы и форма рондо. -М.,1962.

33. Гольдфарб Я., Диев Б., Кочепасов В., Слабаков Б., Тутунов В. Концертная деятельность военных оркестров Советской Армии и Военно-морского флота / Советская военная музыка. М., 1977.

34. Гончаров А. Режиссерские тетради. М., 1980.

35. Горький М. Собр. соч. М., 1953. - Т.24, 27.

36. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

37. Гроссе Э. Происхождение искусства. М., 1899.

38. Данилевич J1. Книга о советской музыке. М., 1962.

39. Данилевич J1. Музыка на фронте / Советская военная музыка. М., 1977.

40. Дживелегов А. Итальянская народная комедия. М., 1962.

41. Дирин П. История лейб-гвардии Семеновского полка. СПб., 1883. - Т.2.

42. Довженко А. Собр. соч.: в 4-х тт. М., 1967. - Т.4.

43. Домбаев Г. Творчество П.И.Чайковского. М., 1958.

44. Дорогами славы // Суворовский натиск. 1957. - 10 июня.

45. Дубнова Е. Театр одного актера В.Н.Яхонтова и его традиции / Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

46. Елец Ю. История Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. СПб. 1898. -Т.2.

47. Живцов А. Карнавал // Народное творчество. 1937. - №8.

48. Запорожец А. Развитие произвольных движений. М., 1960.

49. Зинченко В. Чувственное восприятие // Вопросы психологии. М., 1967. -№1.

50. Зись А. Теоретические предпосылки синтеза искусств / Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

51. Из истории эстетической мысли древности и средневековья: Сб. статей. -М., 1961.

52. Иоффе И. Синтетическое изучение искусства и звуковое кино. Л., 1937.

53. История русской музыки: в 10-ти тт. М., 1984. - Т.2, XVIII век.

54. История советского театра. Очерки развития. Л., 1933.

55. Каган М. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Л., 1972.

56. Каган М. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки / Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

57. Кадачигов В. Некоторые методики и системы музыкального воспитания европейских стран XVII-XIX вв. М., 1997.

58. Казанов М., Кочепасов В. Организационные вопросы военно-оркестровой службы / Советская военная музыка. М., 1977.

59. Калинкович Г. Н.А.Римский-Корсаков инспектор военно-музыкальных хоров морского ведомства / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. - М., 1988. -С.182.

60. Кастнер Ж. Дирижеры военной музыки. Париж, 1848.

61. Катышева Д. Литературный монтаж. М., 1973.

62. Ковшарь И. Проблемы истории и теории массовых музыкальных представлений нового времени: Дисс . докт. искусствов. -М., 2002.

63. Кожевников Б. Материалы по истории русской военной музыки в XVIII веке / Труды Института военных дирижеров. Вып. IV. М., 1957.

64. Кожевников Б., Хаханян X. Материалы по истории русской военной музыке в первой половине XIX века / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. -М., 1981.-С.37.

65. Козловский И. Вспоминая Глинкинские дни. (Открытое письмо дирижеру А.К.Марчукову) // Рабочий путь. 1957. - 12 мая.

66. Козюренко Ю. Музыкальное оформление спектакля. М., 1979.

67. Концерт в пользу инвалидов // Новое время. -1911.-№125.

68. Коростелев Б. Искусство, рожденное народом. М., 1991.

69. Культурно-просветительская работа в войсках. 1970. - №3.

70. Курышева Т. Театр и симфония. М., 1978.

71. Курышева Т. Театральность и музыка. М., 1984.

72. Кюи Ц. Концерт г. Корсакова в Кронштадте // С.Петербургские ведомости. 1874.-№303.

73. Лебединский А. Советская песня. М., 1961.74. Левин С. Фагот. М., 1963.

74. Лессинг Г. Гамбургская драматургия. М., 1936.

75. Либретто маскарада «Торжествующая Минерва» сочинения Ф.Волкова. -Спб., 1763.

76. Лихачев Д., Панченко А. и др. Смеховой мир Древней Руси. Л., 1984.

77. Мазаев А. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования. -М., 1978.

78. Массовые праздники и зрелища: Сб. статей. М., 1961.

79. Матвеев В. Военные оркестры на флоте / Советская военная музыка. М., 1977.

80. Матвеев В. Русский военный оркестр / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. — М, 1981.

81. Матвеев В. Русский военный оркестр. М., 1965.

82. Матвеев В. Военные оркестры на флоте. Советская музыка. М.,1977.

83. Матвейчук В. Военные оркестры на Тихоокеанском флоте и развитие музыкальной культуры Дальнего Востока. 1860-1990. Дис. . канд. искусствоведения.

84. Матутите Е. Песня и время. М., 1977.

85. Маякин Т. История военных оркестров и ансамблей 1917 1941 гг. - М., 2004.

86. Маякин Т. Служебная и концертная деятельность военных оркестров и ансамблей песни и пляски Красной Армии и флота в 1918 1941 гг. - М., 2002.

87. Мейлах Б. Комплексное изучение творчества и музыковедение / Проблемы музыкального мышления. М., 1974.

88. Мень А. Радостная весть. М., 1991.

89. Музыкальная эстетика России XI-XVII вв. М., 1973.

90. Нагорный Г. Вместе с Красной Армией // Музыкальная жизнь. 1971. -№3.

91. Наша биография // Советская культура. 1977 - №47.

92. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища. Конец XVIII начало XX века. - М., 1988.

93. Нестьев И. Советская массовая песня. JL, 1946.

94. Нестьев И. Русская советская песня. M.-JL, 1951.

95. Никитинский А. Военный быт в Новгороде. М., 1870.

96. Ноздрунов Б. Материалы по истории русской военной музыки во второй половине XIX века / Труды ВДФ при МОЛГК. М., 1964.

97. Носов JI. Музыка в дни обороны Петрограда // Советская музыка. 1941. — №2.

98. Об условиях допуска военных хоров музыки для игры на станциях железных дорог: Циркуляр Главного штаба от 8 февраля 1899 г. СПб., 1899.-№35.

99. Орлов А. Слово о полку Игореве. М. - JL, 1946.

100. Открытие памятника Пушкину // Русский инвалид. СПб., 1880. - № 125.

101. Охлопков Н. Я ищу театр потрясений. М., 1968.

102. Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк // Петербургский листок. СПб., 1877. - № 77.

103. Пастушенко Е. Взята на вооружение» // Советская музыка. 1968. - №2.

104. Петров Б. Массовые выступления на стадионе. JL, 1969.

105. Петров Н. 50 и 500. М., 1960.

106. Пиотровский А. Театр. Кино. Жизнь. -М., 1950.

107. Плеханов Г. Письма без адреса / Избранные философские произведения. -Т.6.-М., 1956.

108. Пожидаев Г. Краснознаменный Ансамбль: путь песни и славы. М., 1988.

109. Пожидаев Г. Поют солдаты. // Музыкальная жизнь. 1973. - №3.

110. Покровский Б. Введение в оперную режиссуру. М., 1985.

111. Полевой Н. История Петра Великого: в 4-хч. Спб., 1843. -4.4.

112. Попов А. Художественная целостность спектакля. М., 1959.

113. Портрет мастера // Искусство кино. 1966. - №2.

114. Приказы по Военному ведомству 1809-1917. СПб., 1857.-№237.

115. ПСЗ Росс. Имп. Собр. 1-е. Т.24. - 1830. -. №17572.

116. ПСЗ Росс. Имп. Собр. 1-е. -Т.30.- 1830. -№23102.

117. ПСЗ Росс. Имп. Собр. 1-е. Т.ЗЗ. - 1830. - № 26207.

118. ПСЗ Росс. Имп. Собр. 2-е. Т. 1. - 1830. - № 730.

119. ПСЗ Росс. Имп. Собр. 2-е. Т.8. - 1834. - №5943; то же, штаты и табели к № 5943.

120. Пудовкин В. Избранные статьи. М., 1955.

121. Пудовкин В. Собр. соч. в 3-х тт. М., 1974. - Т 3.

122. Рапацкая JI. История русской музыки от Древней Руси до «Серебряного века».-М., 2001.

123. Ратнер Я. Эстетические проблемы зрелищных искусств. М., 1980.

124. РГВИА. Фонд 1, on. 1, ед.хр. 242.

125. РГВИА. Фонд 11, он. 1919, ед. хр. 199.

126. РГВИА. Фонд 177, он. 1919, ед. хр. 919.

127. РГВИА. Фонд 177, он. 1919, ед. хр. С-32.

128. РГВИА. Фонд 4, оп. 3, ед. хр. 9.

129. РГВИА. Фонд 400, оп. 3, ед. хр. 2186, Л.З-5.

130. РГВИА. Фонд 400, оп. 3, ед. хр. 2357, л.88-91.

131. РГВИА. Фонд 400, оп.З, ед. хр. 2080, л.1.

132. РГВИА. Фонд 400, оп.З, ед. хр. 2174, л.З.

133. РГВИА. Фонд 400, оп.З, ед. хр. 2174, л.66.

134. РГВИА. Фонд 400, оп.З, ед. хр. 2357, л.130.

135. РГВИА. Фонд 400, оп.З, ед. хр. 2357, л.88.

136. РГВИА. Фонд 9, оп. 12, ед. хр. 11, л. 1-3,44.

137. РГВИА. Фонд 9, оп. 3, ед. хр. 86, л. 111-114.

138. РГВИА. Фонд. 330, оп. 18, ед. хр. 303, л.70.

139. РГВИА. Фонд.400, оп.З, ед. хр. 2357, л. 123.

140. Ремез О. Введение в режиссуру. -М., 1987.

141. Ремез О. Режиссерский замысел и мизансцена: Уч. пособ. по курсу «Режиссура и мастерство актера» для студентов высших театральных учебных заведений. М., 1981.

142. Репин И. Воспоминания, статьи и письма из-за границы. СПб., 1901.

143. Римский-Корсаков А. Н.А.Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып 1-5.-М, 1933-1946.-Вып. 3.

144. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. СПб, 1874.

145. РолланР. Собр. соч.: в 14тт.-М, 1958.-Т.14.

146. Ромм М. Заметки о монтаже // Искусство кино. 1959. - №6.

147. Рубб А. Тематические театрализованные концерты. Совершенствование организации и проведения. М, 1988.

148. Рудь И. Музыка в драматическом театре / Взаимодействие и синтез искусств. Л, 1978.

149. Русский быт по воспоминаниям современников: XVIII век. 4.1. От Петра до Екатерины II (1698-1761). М, 1914.

150. Савичева Г. Народный театр // На страже Родины. 1953. - 15 апреля.

151. Самойленко В. Массовые музыкальные представления. Театрализованный концерт. -М, 1989.

152. Сараджев К. Статьи, воспоминания. -М, 1962.

153. Свод военных постановлений. 1838 г.-Ч.З.-Кн.1. С.168.

154. Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли) / Вопросы теории и эстетики музыки. Л, 1974. -Вып. 13.

155. Силин А. Специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках: в 3 ч. М, 1987. - 4.I-II.

156. Слабаков Б. Материалы о концертной деятельности оркестров русской армии / Труды факультета. Вып. 9. М, 1965.

157. Сохор А. О массовой музыке / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 13. -Л., 1974.

158. Станиславский К. Собр соч.: в 8 тт. М., 1954. - Т.4.

159. Станиславский К. Статьи. Речи. Беседы. Письма. М., 1953.

160. Стасов В. Европейский концерт / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. М., 1981. -С.163.

161. Стасов В. Избранные сочинения в 3 тт. М., 1952. - Т.1.

162. Стасов В. Капельмейстер барон Ф.А.Рааль // Ежегодник императорских театров. 1892-93.

163. Стасов В. Собр. соч.: в 4 тт. Спб., 1894-1906.-Т.З.

164. Сурин Н. Военно-церемониальная музыка (1917-1941 гг.) / Советская военная музыка. -М., 1988.

165. Сурин Н. К истории русских воинских ритуалов и их музыкального оформления в период с IX по начало XVIII в. / Хрестоматия по истории отечественной военной музыки. 4.1. Русская военная музыка до 1917 г. -М., 1981.

166. Сурин Н. Русская военно-церемониальная музыка. 1750-1917 / В помощь военному дирижеру. Вып. XXI. М., 1983.

167. Тасалов В. Об интегративных аспектах взаимодействия видов искусств / Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

168. Товстоногов Г. Театр и перекресток искусств / Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978.

169. Толстой Л.Н.Избранные повести и рассказы. М., 1945.

170. Транквилл Гай Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. -М., 1964.

171. Триадский В. Основы режиссуры театрализованных представлений: Уч. пособ. по курсу «Режиссура и мастерство актера». М. 1978.

172. Триадский В. Праздники юности Подмосковья. М., 1983.

173. Туманов И. Высокая тема художника / Театр под открытым небом. М., 1969.

174. Туманов И. Массовые театрализованные представления. М., 1963.

175. Туманов И. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: Уч. пособ. для инстит. культ. М., 1976.

176. Тутунов В. 250 лет военно-оркестровой службе в России / Труды факультета. Вып. V. М., 1961.

177. Тутунов В. История отечественной военной музыки: Уч. пособ. -М., 1990.

178. Тутунов В. Творчество для духовых оркестров в период Великой отечественной войны / Советская военная музыка. М., 1977.

179. Узнадзе Д. Психологические исследования. -М., 1987.

180. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986.

181. Фанин В. Творческая удача молодого коллектива // На страже Родины. -1953. 15 апреля.

182. Февральский А. Встречи с Маяковским. М., 1971.

183. Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1928. - Т.1 - Вып.2.

184. Хаханян X. Служебная деятельность военных оркестров. М., 1977.

185. Хёфлинг Г. Римляне, рабы, гладиаторы: Спартак у ворот Рима. М., 1992.

186. Хор лейб-гвардии Преображенского полка в Париже // Нива. 1897. -№46.

187. Хренов Н. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики.-М., 1981.

188. Хроника // Кронштадтский вестник. 1874. - №52.

189. Хроника // Николаевский вестник. 1881. - №67.

190. Хроника // Советская культура. 1966. - 24 декабря.

191. Хроника // Современные Известия. М., 1878. - № 241.

192. ЦГАВМФ. Канц. Морского министерства. 1874. - №58, лл.22-25, подлинник.

193. ЦГАВМФ. Отчеты Политуправления 1919 г. Фонд р-34, оп. 2, д. 55, л. 18.

194. ЦГАВМФ. Фонд 410, оп. 5, д. 3640, л. 101, копия.

195. ЦГИА. Фонд 500, оп.1, д. 49, л. 2.

196. Цицанкин В. Военные оркестры во второй половине XIX века. М., 1997.

197. Чаплин Ч. Моя биография. М. 1966.

198. Чернышевский Н. Статьи по эстетике. М., 1938.

199. Чечетин А. Основы драматургии театрализованных представлений. М., 1981.

200. Чичагов Л. Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году. Изд. 3-е. СПб, 1995.

201. Чичерин А, Долгов С, Афанасьев А. История лейб-гвардии Преображенского полка. Спб, 1883. - Т.4.

202. Шароев И. Драматургия массового действа. М, 1979.

203. Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. М,1980.

204. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М, 1986.

205. Шах-Азизова Т. Синтетизм драматического театра / Взаимодействие и синтез искусств. Л, 1978.

206. Шилов А. 20 лет Краснознаменного имени А.В.Александрова Ансамбля песни и пляски Советской Армии. М, 1949.

207. Шорин К. С музыкой или без музыки. //Боевая правда. -1920 19 ноября.

208. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л, 1935.

209. Щедрин Р. Осознать меру своей ответственности // Сов. Музыка. 1986. -№7.

210. Эйзенштейн С. Избр. произв.: в 6-ти тт. -М, 1964. Т. 1-2.

211. Энгельс Ф. Антидюринг. -М, 1973.

212. Янко Т. Доверие, которое нельзя было не оправдать // Театр. Жизнь.1981.-№23.

213. Kalkbrenner August. Die Organization der Militarmuzikchore aller Lander. -Hannower, 1884.

214. Musiques militares du monde. Paris, 1897.