автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Горбунов, Борис Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских'

Текст диссертации на тему "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских"

/ /

/ российская академия наук институт этнологии и антропологии

им. Н.Н.МИКЛУХО-МАКЛАЯ

ГОРБУНОВ Борис Владимирович

ВОИНСКАЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ТРАДИЦИЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКИХ

Историко-этнографическое исследование

Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук Специальность 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

■езидиум ВАК России

| (решение от^Г»' ±[__ 19 ЗД, №

присудил ученую степень ДОКТОРА

»г о I наук

| Начальник упрГава^яця ВАК России

Оглавление

Введение.....................................................................................................................3

Глава I. Характеристика традиционных народных воинских состязаний............12

1. Состязания за обладание снежной крепостью ("городком").........................12

2. Палочный бой (фехтование на палках)..........................................................33

3. Кулачный бой..................................................................................................45

4. Борьба............................................................................................................101

5. Конные состязания........................................................................................125

6. Игра "в войну"...............................................................................................159

7. Стрельба в цель.............................................................................................168

8. Состязания с метанием холодного оружия в цель.......................................177

9. Игра в мяч с рукопашным противоборством...............................................201

10. Медвежий бой................................................................................................206

11. Народные воинские состязания локального и регионального характера... 214 Глава II. Комплексы традиционных воинских состязаний..................................227

1. Взаимные связи народных воинских состязаний........................................227

2. Территориальные комплексы народных воинских игр...............................229

Глава III. Социальные функции народных воинских состязаний.......................234

1. Военно-прикладная функция........................................................................234

2. Функция воспитания.....................................................................................243

3. Функция развлечения....................................................................................252

4. Зрелищно-эмоциональная функция..............................................................253

5. Компенсаторная функция.............................................................................259

6. Коммуникативная функция..........................................................................263

7. Ритуально-магическая, обрядовая функция.................................................268

8. Функция инструмента обычного права........................................................292

9. Знаковая функция..........................................................................................295

10. Функция специальной подготовки к некоторым традиционным видам

трудовой деятельности..........................................................................................297

Заключение............................................................................................................301

Приложения.

1. Словник устойчивых словосочетаний и слов, употреблявшихся в народных воинских состязаниях и при их описании современниками..............309

2. Список сокращений...........................................................................................479

3. Библиография.....................................................................................................480

Введение

Основу предметной области этнографии составляет народная культура, главным образом ее массовые и устойчивые, иначе говоря традиционные, компоненты. Очевидно, что историко-этнографическое изучение той или иной этнической общности можно признать достаточно полным, если ни одна из таких составляющих не останется вне поля пристального внимания исследователей.

При больших достижениях отечественной этнографии в изучении народной культуры русских, здесь еще имеются области, слабо затронутые этнографическими исследованиями. В частности, в этой связи этнографы все чаще обращают внимание на народную игровую культуру, включающую в себя как сами игры, так и игровые формы в общении, воспитании, познавательной деятельности, воинском деле, в обрядовой и других сферах. Возникнув, по-видимому, в глубокой древности, народная игра, будучи сложным и полифункциональным явлением, длительное время отвечала насущным потребностям человека, оказывала влияние на многие стороны жизни традиционного общества. И сегодня народные игры и современный спорт, возникший большей частью на основе народной традиции, занимают заметное место в общественной жизни.

Из многообразия народной игровой культуры при различных вариантах ее типо-логизации обычно выделяют традиционные воинские состязания (игры) [178. C.XXXVT; 373; 718. С. 54; 860. С. 160-166; 907. С. 87; 1190. Р. И].

Наше внимание много лет привлекает проблема исследования народных воинских игр и состязаний восточных славян, в частности русских [215-239]. При том, что это явление вообще изучено очень слабо, его историко-этнографическое исследование представляет немалый интерес. Прежде всего потому, что оно составляет особый пласт народной культуры, в котором нашла свое отражение одна из важнейших на протяжении длительного периода истории сфер деятельности человека - военная. Современная этнография, сравнительно полно изучив многие стороны материальной, соционормативной и духовной культуры русских (жилые и хозяйственные постройки, орудия труда и утварь, одежду, пищу, средства передвижения, промыслы, народные юридические обычаи, календарную и семейную обрядности, обрядовый фольклор, декоративно-изобразительное искусство, некоторые отрасли народных знаний и др.), не дает такого же ясного и целостного представления о народной воинской состязательно-игровой традиции.

Историко-этнографическое исследование этой области народной культуры позволяет во многом выяснить, как и в каких условиях в народной среде приобретались умения, навыки и качества, необходимые для защиты своего дома, деревни, села, общины, города, страны в целом и, в необходимых случаях, для нападения; каким образом при отсутствии в России на протяжении многих столетий каких-либо официальных государственных структур для воинской подготовки широких слоев населения народные массы длительное время выступали как значительная боевая сила и часто

играли решающую роль в крупных военных событиях отечественной истории; в каких традиционных формах и какими средствами осуществлялась народом функция военной подготовки, передачи воинского опыта молодежи и поддержания воинских навыков у остальных мужчин вплоть до самой старости.

Небезынтересно для этнографов и то, что народная традиция устраивать воинские состязания имела полифункциональный характер. В разное время традиционные боевые игры наряду с военной выполняли функции воспитания, развлечения, коммуникативную, компенсаторную, обрядовую и ряд других. Интересен механизм функционирования народных воинских состязаний в различных сферах жизни и степень вовлеченности в последние разных боевых игр.

Примечательно, что народные воинские состязания представляют собой не изолированное явление, бытовавшее (или еще бытующее) только у отдельных народов; в той или иной степени они известны повсеместно и в каждом случае обладают этническим своеобразием. Последнее обусловлено, с одной стороны, известными исследователям этническими оттенками в проявлении элементарных двигательных действий людей - способов ходьбы, бега, прыжков, толкания, сжимания кулаков и т.п. [1040. С.221]. Вместе с этим, очевидно, этническое своеобразие таких состязаний обусловлено и другими традиционно-культурными факторами. В этом плане весьма интересна впервые поставленная И.Н.Гроздовой задача "всестороннего сравнительного изучения" народных военно-спортивных игр у разных народов и в первую очередь "в различных европейских странах" [266. С. 80]. Попутно отметим, что этническое своеобразие народных воинских состязаний (как и в целом народных игр) позволяет закрепить за ними функцию этнического знака, дает основание рассматривать их в качестве одного из источников при изучении вопросов об исторических связях народов и их территориальных групп.

Вызывает интерес также то, что в народных воинских состязаниях, как правило, длительное время сохраняются пережитки архаичных традиции, изучение которых составляет одну из важных задач этнографии.

Значимость историко-этнографического исследования этой народной традиции определяется и тем обстоятельством, что она принадлежат (по крайней мере у большинства европейских народов) к числу исчезающих элементов народной культуры или к таким, которые сохраняются лишь в памяти старших поколений.

Отметим и то, что воинская состязательно-игровая традиция является одной из самых значимых сфер мужской составляющей народной культуры.

Выделяя из многообразия народной игровой культуры воинские состязания, исследователи не дают этому явлению какого-либо определения, ограничиваясь лишь названиями и описаниями народных игр, относимых ими к числу таковых. При этом в разных случаях номенклатура боевых игр довольно существенно варьируется. Как нам представляется, предмет исследования составляет народная состязательно-игровая традиция с выраженным явно или в редуцированном виде военным сюжетом,

где в ходе противоборства с целью одержать победу над соперником вырабатываются специальные, прикладные в воинском отношении умения, навыки и качества.

Обыкновение состязаться в воинских играх составляет у восточных славян, в частности у русских, древнюю традицию, и это обстоятельство нередко привлекало внимание этнографов и историков, которые, однако, в абсолютном большинстве случаев рассматривали это явление лишь бегло, при изучении других компонентов народной культуры русских, украинцев и белорусов [75. С.92-97; 83. С. 117, 125, 126127; 193. С.60, 71-72; 212. С.70, 223-226, 227, 308-310; 270. С.340-341, 408-409, 359; 352. С.311-315; 370. С.93, 356, 378, 379, 381, 395, 404, 407; 374. С. 104, 109, 244, 251, 258; 437. С. 138, 139; 519. №3. С.95, 96, 101; №5. С.204-209; 546. С. 116-118; 601. С.45, 143-145, 163; 618. С.76-77; 700. С.29, 39, 43, 53; 818. С. 122-123; 836. С. 123-125; 860. С. 137, 162-166, 167-168, 264, 265; 986. С.365-366, 368-371; 995. С.50-52; 1023. С.637-639; 1033. 4.4. С.80-82; 1073. С.513; 1098. С. 115, 145, 378, 385; 1136. С. 166; 1172. С.24, 100; и др.]. Большей частью они привели в своих работах описания народных боевых игр, бытовавших в тех или иных местах. Некоторые исследователи сделали при этом ряд ценных наблюдений и замечаний. Так, Д.К.Зеленин впервые попытался детально исследовать вопрос о роли традиционных воинских состязаний в похорон-но-поминальной обрядности [374]. В.Я.Пропп обозначил место некоторых из таких игр в составе аграрных праздников [836]. М.Г.Рабинович отметил большое значение состязаний в борьбе, кулачном бою и "взятии снежного городка" для "воинского воспитания молодежи" [860]. Т.А. Бернштам пришла к выводу, что в организации кулачных бойцов прослеживаются трансформированные реликты "мужского союза воинов" [75]. Ю.И.Смирнов и В.Г.Смолицкий попытались определить истоки традиционных кулачных и палочных боев в связи с исследованием цикла былин о Василии Булаеве [986].

Имеется и несколько работ, посвященных отдельным воинским играм. Большинство из них - попытки исследования традиционных кулачных боев. Прежде всего отметим здесь работу А.А.Лебедева [556], неоднократно наблюдавшего эти мужские состязания. Он исследовал государственное законодательство о кулачных боях, отношение к ним церкви, подробно рассмотрел тему увлечения этим народным спортом братьев А.Г. и Г.Г.Орловых. В работе отмечены отдельные правила состязаний, возрастное деление бойцов, военно-прикладное значение кулачного боя, отдельные виды его, приурочивание боев к некоторым датам народного календаря, использование приемов боя на кулаках в судебных поединках, генетическое родство двух типов рукопашного противоборства без оружия - кулачного боя и борьбы. Автор справедливо, на наш взгляд, полагал, что жестокость народных кулачных боев сильно преувеличена, что в действительности это было "грандиозное народное гуляние с турниром", состязание в силе, мужестве, ловкости, соответствовавшее традиционному укладу жизни. Достоинством труда А.А.Лебедева является привлечение большого фактического материала, который, однако, неравномерно распределен при освещении отдельных сюжетов. Некоторые посылки автора неверны, например, утверждение о бытовании

массовых кулачных боев только у восточных славян. Объективным данным противоречит и то, что эти боевые состязания, как указал он, устраивали "почти исключительно зимой". Многие важные темы - приемы и тактика, терминология, локальные варианты состязаний, географическое распространение, общественные функции, генезис и развитие этого явления народной культуры - не затронуты автором. В целом работа имеет описательный характер.

Н.П.Новоселов [713] предпринял в попытку исследования традиционного кулачного боя "стенка на стенку". Историко-этнографический анализ этого боевого народного состязания позволил ему обнаружить в его структуре элементы военного искусства, организации, тактики воинских формирований древних славян. В связи с этим им рассмотрен комплекс традиционных правил боя "стенками", приурочивание его к некоторым народным праздникам, без учета того, однако, что эти факторы имеют локальные особенности. Важное место в работе занимает исследование места и роли традиционных кулачных боев в военно-погребальных обычаях древних славян. Именно в погребально-поминальной сфере автор видит исторические корни состязательного противоборства на кулаках и его основное обрядово-ритуальное назначение. Истоки возрастного деления "кулачников" связываются в работе со временем разложения родового общества и с возрастным делением в дружинах воинов, хотя этот институт известен в классическом родовом обществе. Автор выдвинул тезис о возникновении традиции состязаться в кулачном бою "не ранее становления классового общества", что по-видимому, неверно. Недостаточно объяснение многовекового бытования в народе этой боевой игры только ее военно-прикладным назначением; это не учитывает другие сферы ее общественного функционирования. Нельзя согласиться с автором в том, что кулачные бои у украинцев имели существенные отличия от таковых у русских. Противоречит объективным данным и то, что, как утверждает автор, "в послеоктябрьский период" кулачные бои встречались редко и полностью исчезли к концу 1920-х гг. В работе не использованы материалы архивов, что существенно сузило источниковую базу и в целом снизило ценность исследования. Содержание работы не отвечает вынесенной в заголовок теме: из всех народных "военных игр" рассматривается лишь кулачный бой "стенка на стенку". Несомненна заслуга Н.П.Новоселова в том, что он впервые в этнографической науке попытался исследовать это явление на научной основе.

Воронежский краевед Г.И.Фомин на основе собственных наблюдений сделал попытку научного описания и анализа традиционных кулачных боев в тех формах, в каких они бытовали в Воронежской губ. [1091]. Он выяснил, что к середине 1920-х гг. это явление было широко распространено по всей губернии и по окраинам самого Воронежа. Им выявлено приурочивание состязаний кулачных бойцов к календарным и престольным праздникам в различных местах губернии, выяснены отдельные правила боя, ряд приемов и их местные названия. Автор пришел к выводу, что это явление надо рассматривать как "деревенский праздник, турнир" с большим количеством участников и зрителей, народное спортивное состязание, упражнение военно-

прикладного характера. Отмечено отсутствие к 1926 г. научных работ, посвященных традиционным кулачным боям, что, как отметил автор, обусловило неверное отношение к этой народной боевой игре "как к явлению, созданному исключительно некультурностью русской деревни", и необходимость в данной связи этнографического их изучения. Работа Г.И.Фомина вызвала положительный отклик Д.К.Зеленина, который в обзоре этнографической литературы выразил пожелание, "чтобы и в других местах краеведы дали описание этого исторического русского спорта" [372. С. 352].

Тема двух работ - И.В.Беляева [71] и Б.М.Чеснокова [1122] - рассмотрение народных русских видов борьбы. И.В.Беляев исследовал обычай состязаний в борьбе в Древней Руси. Он убедительно показал, что в средневековье борьба была одним из самых распространенных на Руси воинских состязаний. Автор отметил функционирование обычая состязаться в борьбе в сферах воспитания, развлечения, обычного права, привел описания отдельных приемов борьбы. Круг источников этого труда ограничен исключительно былинами и различными вариантами исторической песни о Кострюке. Работа Б.М.Чеснокова представляет собой очень краткий очерк истории обычая состязаться в борьбе у русских. В ней отмечены военно-прикладное назначение борьбы, употребление ее приемов в судебных поединках, возникновение института борцов-профессионалов. На наш взгляд, автор неверно трактует сущность отдельных видов борьбы - "в схватку", "не в схватку", "за вороток" и определяет "основным видом самобытной русской борьбы" борьбу "на поясах". Без достаточных оснований, по нашему мнению, в работе утверждается, что борьба как средство физической подгото