автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Воспоминания как структурный компонент в публицистике и художественной прозе Ф.М. Достоевского

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Пост, Ольга Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Воспоминания как структурный компонент в публицистике и художественной прозе Ф.М. Достоевского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Воспоминания как структурный компонент в публицистике и художественной прозе Ф.М. Достоевского"



МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имена В. И. ЛЕНИНА

Специализированный совет К 053.01.19

На правах рукопиеп

ПОСТ Ольга Александровна

ВОСПОМИНАНИЯ КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПУБЛИЦИСТИКЕ II ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЕ Ф. М.ДОСТОЕВСКОГО

Специальность 10.01.01 — русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре русской литературы Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогического государственного университета имени В. И. Ленина.

доктор филологических паук, профессор М. Т. ПИНАЕВ

Официальные оппонент ы:

доктор филологических наук, профессор И. Г. ПУСТОВОЙТ

кандидат филологических наук К. А. СТЕПАНЯН

Ведущая организация: 'Московский ордена Трудового Красного Знамени педагогический университет.

на заседании специализированного совета IV Ubd.Ul.iy по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового 'Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва,

М. Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина, аудитория............

С диссертации"! можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: М. Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан «.

г

Научный руководитель:

Защита состоится

часов

Ученый секретарь специализированного совета

Т. В. ЗУЕВА

< « i Г "Л I • ., -Г |

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы обусловлена тем, что проблема воспоминаний К8Н структурного КОМЛОНвНТв В ПрОИЗВвД8НИЯХ i.li.^OCTO" ввского имеет два аспекта рассмотрения: во-первых, этс фуакционирование собственно авторских воспоминаний ь публицистике к художественной прозе Достоевского. Данный аспект очень важен тем, что он предполагает изучение мемуарных источников. "Мемуарные источники /латинское слово "memoria " и значит "пбмять"/-S20 источники, созданные по памяти, воспоминания",^- отмечает Е.Г.Бушквнец. й далее, характеризуя данный вид творческих литературоведческих источников, он пишет: "К мемуарным источникам относятся не только собственно воспоминания в виде очерков, статей, заметок и т.д., но и свидетельства-воспоминания в тексте немемуврных по своему характеру источников..."^ Это замечание особенно важно при изучении творчестве Ф.И.Достоевского, кото-рай не оставил традиционных мемуарных произведений. Но отдельными мемуарными свидетельствами, элементами воспоминаний буквально наполнены его многочисленные письма _/эпистолярий/, "дневник писателя" /публицистика/; воспоминания писатели вое чисто художественное творчество Достоевского /достаточно упомянуть "Бапиоки из Мертвого дома", "Идиот"/-

На современном этапе освоения творческого наследия Достоевского собственно воспоминания писателя не были et,e предметом отдельного целостного рассмотрения. Значение же "мемуарных источников в исследовании историко-литературного процесса, раскрытии творческого пути писателя, изучении его биографии трудно переоценить".3

Но Достоевский использует- в качестве структурного компоненте в худояестьенных произведениях не только собственные восполнения, но и воспоминания своих персонажей. Второй аспект иисл--дуемсй темы - функционирование в художественном произведена., воспоминаний действующих лиц. Анализ строится при этом на выяснении целей их использования, выявлении художественного назначения.

1 Буикзнец Е.Г. Мемуарные источники. Учебное пособие пс спецкурсу. - Казань: Изд-во КГПИ. - 1975. - С.

2 Tjm же. - С. 4.

3 Таи же. - С. 6.

Основанием дая иовдиигаия, каааяооъ бы охопь ригычюх литературных. Явлений, в общи обьвг.у исследования ПВЯЯЯ1С/Я тс, чхо во-первых, воспоминания кик собственно авторские, Гак и перовна* жньге используются в произведениях ф«Ц»досмевского в кьчес5ве СТРУКТУРНОГО коыпсыента, И уЖ9 ПОЭТОМУ МОХНО ВЫЯВИТЬ Д4)ЬПеЛ1'ИКУ функционирования /взаимовлияние, взаимопроникновение, взаимозависимость/ их, чю в свои сЧервмЬ пбз'вояи! сделать некоторые -выводы относительно специфики художественного процесса пиоетвля? во-вюрых, воспоминания интервсСвэли Доойввсхмо ив юлько как художественный прием /средство/, но ш Как процесс, присущий психике каздсго нормального чааовека, поэ®ему объектом Творчесхого осмысления этого тонкого и чуткогЬ худолшйкб-психолога быви как собственные воспоминания, так и воспоминания действующих лиц его произведений. Следовательно, изучение зверских и персонажных воспоминаний позволит выявить писательское отношение к воспоминании как литературному приему и как моменту внутреннего мире ЛИЧНОСТИ 4

«.так, изучение того, как и почему использует великий психолог и гениальный худонник слева в своем творчестве в в о и о -4 ч п а н и я служит расширению и уточнении представлений как о личности писателя /его мировосприятии, мироощущении, специфике нравственно-психологического склада/, так и дополнению доою-аьедния частными наблюдениями над поэтикой исследуемых произведений, в которых Достоевский использует воспоминания, а гакасф некоторыми теоретическими выводами относительно специфики художественного видения Ф.М.Достоевского.

Объектам Исследования является "Дневник писатейя", роман "Идиот", "Записки из ¡¡артвого дома", ранние произведения Досг^о-ввокогб "Белые ночи", "петочка Незванова", "Маленький герой". Кроме юго^ широко привлекается эпистолярный и витер8турно«-кри-тический материал писателя.

Основными целяма Данной работы являются следующие:

- исследование воспоминаний в творчестве великого писателя, их систематизация и классификация в. проОлемнс-тем81ическсм и жанровом отношении, определение .месте и функций воспоминаний в '.судслественном наследии Достоевского^

- выявление эволюции авторского отношения к воспоминаниям.

Отсюда вытекает кенкретпьв задачи исследования:

- 3'- гыявление принципов худо*р£у$вн.и.о# организации воспоминаний автора в "Дневника лис8Теля:М, где .они являются одной из со-С18в,пящих идейно-художественной целостности публицистического журнале;

- исследование функционирования мемуарных источников в художественном творчестве Досю^$л.ого на примере романа 'Мдкот", определение десте воспоминаний, целей их использования к выполняемых функций в художественной ткгни произведения;

- анализ зоспомиьвн^ ^вк структурного компонента в "Звпискэх из Мертвого дома", выявление специфики соединения собственно

воспоминаний о воспоминаниями персонажа;

- СдегАметизеция воспоминаний литературных персонажей в ранних произведениях ф.а.Достоевского.

ДОцодопогия исследования. Методологической основой проведенного исследования являются достижения отечественного и зарубежного доотовведения; разработки в теории мемуарной литературы; теоретические посылки в области герменевтики. Диссертант руководствуется принципами научной объективности, единства формы г содержания, системности, историко-^уккциснального изучения литературного явления.

Научная новизна работы, а диссертьциониси исследовании -вые предпринята попытке комплексного подхода к воспоминаниям как структурному компоненту художественных и публицистических произведений Ф. 11.Достоевского. Впервые стел объектом отдельного целостного анализа мемуврный материал "Дневника писателя", и результате чего выявлена система художественной организации воспоминаний писателя в публицистическом издании.

На основе анализа уникального сочетания в "Записках из верного дома" собственно авторских воспоминаний и воспоминаний персонажа в работе предлагаются новые трактовки таких спорны-« вопросов, как "проблема авторе", "своеобразие худогествьн»!... формы" и др.

В результате анализе собственно авторских и персонажных воспоминаний, выступающих в качестве структурного компоненте в произведениях писателя, выявлена диалектика функционирования их в художественной творчестве Ф.Ы.Достоевского. Б свете проведенного исследования расширяются и дополняются представления о личности гениального художникь л мыслителя, уточняется специ*икь

- 4 -

ХуДОХвСТВвНИОГО ВИД6НИЯ ф.М.ДОСГО0ВСКОГО.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена leu, что результаты работы могут быть учтены при даль-нейием изучении творчества ф.а.Достоевскохо, а также при последующей рвзрьботке теории мемуарной литературы. Положения и выводы работы иогут быть использованы при чтении соответствующих курсов по истории русской литературы ZI2 века, теории литературы. спецкурсов по творчеству Ф.М.Достоевского и по проблемам и^'аристикй.

пПьОбэция результатов исследования, Основные положения и содержание диссвртацпи обсуждались на lí ДьвЗг/, 1У Д289г/, У /ИьО/ Всесоюзных и Л /ItSI/ Международных старорусских чтениях "Достоевский и современность", на межвузовской научно-практической конференции филологов в Балашове Д9£1г/, на межвузовской научно-методической конференции з Павлодаре Д55£г/.

Диссертантка выступала с изложением ряда положений работы на -етодслогическом семинаре аспирантов кафедры русской литера-•г.пы. -.LicceLiau/jü сбсуддапась и получила положительную оценку на зсседан;:;] ка.иодсы русско*; литературы в гЛПГУ имени В.Л.Ленина.

Ст^.укт.унэ роботы определяется обции замыслом, далями и задачам;; исследования. Работа состоит из владения, двух глав, заключали а списка основной использованной литературы.

CChCBríOS'COüEpAAKKE РАБОТЫ

¿ю вввдедии. дается обоснование разрабатываемой Немы, определение терминов и теоретические посылки относительно мемуарных источников л мемуарного материала. Формулируются исходные методологические установки, соложенные в основу работы, определяются цели и задачи, практическая значимость и 01руктура диссертационного исследования.

Как yace было отмечено, предмет данного исследования двуедин: собственно авторские воспоминании и воспоминания персонажей как структурный компонент публицистических и художественных проиавв-дани!! i.«.достоевского. Поэтому работа строится вначале не изучении веслснйнаний самого писателя, а затем уже - на основе анализа воспоманапий литературных персонажей. ¿ связи с первым мо-ubríxcM диссертант считает возможным ввести в работу термин "мемуарный материал", что диктуется спецификой литературного насле-

дия писателя в ракурсе ресскйтризавмоЛ -проблемы, т.к. фрагменты и элементы воспоминаний Лйстоевского нельзя отнести к мемуарам в классическом их понимыш. камуврныв ивтзриаа - это собственно авторские воспоминания, отвечающе основпьм признакам иамуарной литературы /синтез документальности и художественности, субъективности и автобиографичности, ретроспектпвнссть/, введенные .в змкм публицистических или художественных произведений а качества мрукэдрного компонента и выполняющие определенные функция..

Нервен г, л да а "Место и роль собственно авторских воспоминаний г гдоблицимических и художественных произведениях Ф.м.Достоевского" ясовяценэ анализу мемуарного материала в творчестве писателя,

В первом параграфа "Система художественной организации ав-яорзких воспоминаний в "Дневнике писателя" Ф.У.Достоевского" определяются формвльно-содержательные и функциональные принципы художественной организации мемуарного материала в публицистическом издании, в котором выступает биографический Достоевский.

В достоеведении последние годы особенно ощутим обостренны,': интерес к изучению "Дневника писателя". Исследования ¿.¿.долгуна, Т.В.Захаровой. Л.С.Дмитриевой, А.З.Денисовой, Л.М.^сзепЭлак. Е.А.Туниманова и др. свидетельствуют сб усиливающемся стремление освоить итоговое произведение Достсевсксго-публициста, мыслителя, художника. Но несмотря на достаточно пристальное внимание, уделяемое "дневнику", не стад пока предметом отдельного раисксх-рения мемуарный материал - один из сопряженных в единое целее жанровых плвстов. паи же представляется, что постичь всю саожауж идейно-тематическую, жанровую, художественную структуру гурньль невозможно без четкого ;; полного выявления в ней маете, функш::-, принципов организации авторских воспоминаний, дуриъь как 0:. явился сосредоточием воспоминаний Ф.М.Достоевского. ?; ¿¿¡пуск*. 1877г. за июль-август писатель, касаясь значения воспоминая.;? л жизни человека, отметил: "Человек, кроме того, уже по самой необходимости наклонен отмечать как бы точки в своем прошедшем, чтобы по ним потои ориентироваться в дальнейшем и выводить по ник хотя бы нечто целое, для порядке и собственного назидания".*

Достоевский ф.а. Поли. собр. соч. в ЗС-ги тт. - л.: паука. -1974-1^90. - Т. аХУ. - С. 173. £ал88 ссылки по этому изданию с указанием томе я страницы.

Бот такие "точки" и огивчаах в osoeu "Дневнике" ouoszsnb

Все выявленные в "Дневнике писателя" элементы мвмуеристи- -ки можно распределить пс сдедуюииш тематическим,группам: I/ воспоминания о "старых людях", s,e. о видных литературных и общественных деятелях 1840-1360-х гг /В.Г.Бевинскои, А.И.Герцене, Н.А. Некрасове, п.Г.Чернышевском а Др./, лрнмыхеюадв к ним воспоминания о петрашевцах; 2/ воспоминания о овоем литературном дебюте и о литературе 1840-х гг; 3/ воспоминания о минутах, проведенных у эшафота и о жизни на каторге; 4/ воспоминания о родительокой ¿емье и о детства, примыкающие к ним воспоминания о брате Ы.М.До-стоевском; э/ воспоминания об инженерной училище; 6/ воспоминания с sjsuh за границей. Круг воспоминаний автора "Дневника" обширен и /что следует особо подчеркнуть/ зэккнуг. Складывается впечатление, что существует определенный "набор" моментов, к воспоминаниям о которых дсстоевский периодически вновь и вновь возвращается. наиболее частотны мемуарные фрагменты о В.Г.Белинском, с литературней дебюте, о каторге. .S это неслучайно. Именно jí,j ccoáíuu - с велипопиа, всг^ьйване n¿ литературное

лсг.р.ше /так называемый "двойной дебют" - "Бедные ши^и" и "двои-г:,:к"/, пребывание на каторге - явились для Достоевского наиболее ¿задай.! событиями a ¿¿;зни. Поэтому постоянство тем воспоминаний писателя вполне объяснимо.

Хакпм образом, в "«дневнике писателя" выявляется принцип тематического постоянства, замкнутости, цикличности мемуарного материала.

Тематически мемуврный материал в "Дневнике" располагается по нескольким вариантам: I/ иногда он расположен по принципу концентрической замкнутости: воспоминания сосредоточиваются вокруг- одного центра. Так, в "дневнике писателя" за 1873г. во П главе "Стерые люди" тематическим центром воспоминаний Достоевского являются его отноиения с Б.Г.Белинским. Все остальные воспоминания /разговор с А.К.Герценом, вступление на литературное попркце, встреча с женами декабристов, чтение на каторге Евангелия/ концентрируются вокруг этого пункта; 2/ в некоторых случаях: мгнуерныв материал расположен по принципу, последовательного ¿кпачения, "цепи воспоминаний": они следуют чередой на различные темы, д^уг за другом. Так, например, в главе "Старые веспо-м.и-.анпя" Дз??г/ мемуарный материал начинается с воспоминания о

- 7 - '

посещении больного Некрасова, чм и послужило толчком для целок серии "огарых" воспоминаний: о жизнй в Петербурге 184С-х годов, о Григоровиче, о знакомства о Некрасовым, о Белинской, о нашумевшей истории с "Бедными людьми", о восторженной оценке Белинским его первого произведения. Заканчиваются воспоминания опять 1еиой Накрвоова, козорый по возврацании Достоевского с каторгк неписан о нем сгйХ0150ренив. Как видим, принцип замкнутости сохраняется.

На первая взгляд иожвт показаться, что воспоминания хаотично разбросана по воану журнбпу, но это впечатление обманчиво. Полно выделись определенные принципы композиционной организации мемуарного ыетвриела з "Дневнике писателя", которые находятся в 1еоной связи о тематическими принципами. Так, четко выявляется принцип концеагрирозеиного расположения материала. Причем подобный порядок выступает в неокольких вариантах: I/ в рамках одной главы сосрбдогочены воспоминания на различные темы /"Старые авда" - о Герцена, Белинском, о вступлении на литера-гурнов поприща, о кеторга} "Старые воспоминания"/» 2/ в рейках одной главы сконцентрированы воспоминания на одну тему /"Старина о петрашевцах" - о деле петрашевцев; "пачго личное" -о Н.Г.Чернышевском/.

Эхо эаривнта композиционного построения глав, полностью г.с-отровыных на воспоминаниях - мемуарных очерков. Но, кроме того, что зоспоцинбния сосредоточиваются в чисто мемуарных очерках, они входят в качестве мемуарных фрагментов в сложную структуру разнородного в жвнровом отношении материала /например, в фельетонную статью, литературно-критический очерк и т.д./. В этом случае воспоминания о прошлых событиях дают Достоевскому.псьсд для рассуждений о событиях действительных. Например, ь глйъс "Среда" "Дневника" за 1373 год воспоминания о ксторге, о преступниках, с которыми пришлось жить писателю, воспоминания с- ьис-на за границей послужили отправной точкой рассуждений о "среде", о преступлении и наказании, о страдании. Или, в главе Ь январского выпуска "Дневника" за 1376 год воспоминания о поездкв в Петербург для поступления а Главное инженерное училище и о жестоком отношении яыщика к лошади сопровождают рассуждения о состоянии современных общественных отношений и с функциях Российского общества покровительства животным.

- а -

Примечательно,, чзо а гоигсшн8йияка обычно связаны у Доою-ввского главные его мыслив мамуарныЛ материал сопровождает оа-мые заветные его идеи.

Анализ собственно мемуарных очерков /в чзстносги, очерка "Старые люди"/ показывает, что воспоминания строятся в них по контрасту содержания. Необходимо выделить, следовательно, принцип внутренней организации мемуарного материала в "Дневнике" принцип антитезы. Текг в рассматриваемой гаага Досюеэский, сопоставив художественные образы двух самых значительных предсга-а;;талвй 1340-х годов /Герцена и Белинского/ попадался восооз-дагь обобщенный портрет деятелей той эпохи,. оонозызаясь "не лич-пы.с воспоминаниях и располагая, мемуарный, мешшп по принципу антитезы.

Кроме определения содержательных /темзтичвских/ и формальных /композиционных/ принципов художественной организации мемуарного материала, необходимо выделить и функциональные. Так, выявляется принцип целевой направленности воспоминаний в "Даевни-ке ппсыаля". ¡¿lh aioi; цел.; могут быть самые различные: это и солее' ¿^разительное а кцен toposa ни в на ззхивйиих цементах, ЭГО и усиление желаемого художественного эффекта, это и создание полноты, достоверности и убедительности авторских размышлений. ¿с:;дя в сложную жанровую структуру "Дневника", мемуарный материал является либо таачком, т.е. отпрввным пунктом, оттолкнувшись ох которого автор начинает развивать свои мысли, либо документальным материалом для фактического конкретного подтверждения своих теоретических или публицистических рассуждений.

Говоря о функциональных принципах малуарного материала, сладует отиетить ислоае-дэльный и рационально-гносеологический принципы, обраценные в первом случае к чувствам, во втором - к разуму читателей. Воспоминания более рельефно вырисовывают нам личность автора "Дневника", с. особой силой проявляя психологические особенности,, выявляя, ценностные ориентации Достаевского-человека- Анализ воспоминаний в главе "Нечто личное" Д373г/ о Н.Г.Чернышевском и во П главе декабрьского выпуска "Дневника"' üü 1377 год o Некрасове привозит к выводу:- мемуарный материал ¿ "миевняке писателя" помогает высветить эмоциональный облик и нравственно-псалслогичвслий склад характера автора и создать исповедальную атмосферу журнала.

Использование мемуарных свидетельств служит на только проявлении личности самого автора воспоминаний, но и воссоздзнию втмосфера того преиода общественного развития, в котором ¿сил ¡¿е-цуариот. Мемуарный материал для Достоевского служит инструментом сознания окру*акмэй его действительности. "Дневник" - зге орган, о помощь» которого пиовтель "задумал специально погрузиться в изучение... подробностей текущего" /Хл1Х(1), 73/. При этом Достоевский убежден, что действительность, "текущее" невозможно до конца постичь без знания его истоков. Одной из причин большой частотности мемуарных фрагментов и отрывков является необходимость обращения к прошлому о целью постикения действительного. Через воспоминания у Достоевского осуществлялся сложный процесс осмысления и поанания прошлого и современного состояния мира л человека.

Итак, анализ мемуарного материала в "Дневнике писатепя" ■5.М.Достоевского дает основание для выявления ведущих творческих принципов художественной организации писателем овсих воспоминаний, составляющих з конечном виде целостную систему содержательно-тематического и формально-композиционного характера-X первым относятся таматическоа постоянство, оцыеловая замкнутость, достигаемая концентрическим а последовательным- включенная "цепи воспоминаний". Формально-композиционное: единство достя-гзется в атой системе на путях использования концентрированного расположения материала, а твкже принципэ антитезы. ФункИонэльнэя направленность мемуарной системы "Дневника" осуществляется при помощи исповедального и рацион8льнс-гнооеологич8ского принципов-

Во втором параграфе "Функционирование.- личных воспоминаний писателя в художественных произведениях Достоевского "роман "Идиот"/ предметом анализа является наиболее яркий пример использования писателем собственных воспоминаний, в художественном творчестве. Имеются, ввиду картины смертной К8зн;;, трижды приводимые в романе "идиот". Определив место их в романной структуре, диссертант пытается доказать, что приводимые сцены смертней казни и сопутствующие им размышления являются собственными воспоминаниями Ф.Л.Достоевского. Необходимость этого диктуется гем, что в услозиях функционирования в чисто художественной произведении воспоминания подвергаются некоторой (трансформации, не всегда выступая от лица самого вспоминающего.

Вполне оправданно и закономерно, что Достоевский вводит СгО,; заветные воспоминания и связанные с ними размышления о важнейших проблемах бытия - жиам.-, и смерти, назначена и человеке, его душе, преступлений и наказании - в роман, в котором действует князь Мышкин - по красоте и совершенству лриближающийся к высшему идеалу человеческой личности, кнкаь Христос. Примечатель-

что худо^ник-гснай ыкжил воспоминания о провиденциальных мгновениях своей аиана в .уста "положительно прекрасного человека".

Сопоставительный еаеяиз тексте "Идиоге" с официальными бумагами /"Список с высочайше утвержденного проекта приведения в исполнение приговора над осужденными злоумышленниками"/ и воспо-м.;нзнияыи петрашевцев - подлинных участников событий неопровержимо доказывает почти, полную идентичность обстоятельств казни петрашевцев и картин казни, передаваемых Мининым в романе. Но кзсается это лишь второй сцены /точнее, сцены смертной казни, второй раз вводимой в роман/. Первеп и третья же сцены несколько трансформированы, что связано с наличием в романе "Идиот" литературной реминисценции именно в этих сценах из повести Б.Гюго "Послвдни?! день приговоренного к смерти" /другой аериант перевода "Последний день осужденного на казнь"/. Рассматривая истоки художественной близости двух писателей, причины обращении Достоевского к творчеству Гюго, диссертант исследует сопряжение литературного влияния /реминисценции/ к личного опыте /воспоминаний/ писателя в сценах смертной казни. Если первая сцена казни ь романе - это литературная реминисценция из Гюго, но Есе-тзки со вкраплениями личностного мемуарного нечала, то вторая сцена -это "чистое" воспоминание.'Третий же рассказ о казни является как бы расширенным, дополненным и уточненным вариантом первой сцены смертной казни, й потому он также совмецает а себе литературное и мемуарное начало. Если первая сцена - вто прелюдия, вторая - кульминация развития темы, то третья - зто финал темы, полностью и счерпывавши i: ее. Примечательно то, что ъ композиционном расположении картин смертной казни отражается сб4ий композиционный принцип романа, который строится по законен музыки. Ьзриец,!И,. многократное дублирование и видоизменение основной темы, выявление заложенных в ней возможностей, постепенное нарастание ритма и усиление /так называемый динамический оттенок

creeoenrfo А трагический финальный аккорд - все эти музыкальные принципы нашли отражение не только в композиционной структуре романа а' целом, но и а построении сцен смертной казни.

Итак, сцены оыертной казни а романе "Идиот" примечательны тем, что в них мемуарный материал "прорывается" сквозь материал литературный, Яудожвственная реминисценция из В.Гюго превращается у Достоевского в средство введения собственных воспоминаний в ткань романа.

Включение собственно авторских воспоминаний в текст литературного произведения илуки определенным целям. Определив место воспоминаний в структуре романа, диссертант пытается выявить функции мемуарного материала з художественной системе "¿■•диета". Сцены смертной казни с сэмого начала создают трагический тон повествования, на фоне которого развиваются события романа. Воспоминания являются топчкоц для введения философских размышлений о природе человека, новой .«иэни, потустороннем мире я т.д. Мемуарный материал является, следовательно, отправной точкой, отталкиваясь от которой, писатель устзии персонаж начинает развивать'свои мысли. Воспоминания автора, сделанные в уста князя йыикинэ, помогают выявить некоторые черты личности этого идеального человека: способность мучиться "мировым;;" проб-, лемама бытия, обостренность чувств, пытливость мысли, интерес и сочувствие к окружающим людям, наконец, стремление "каждую минуту в целый'век обратить", жить, "счетом считая" каждое мгновение. Кроме того, сцены смертной казни, имеющие мемуарный характер, являются средством выявления свойств характера, психологического склада и других персонажей романа, а частности сестер Епанчиных: по их отношению к рэссказу, по их реакции на воспоминание князя можно судить о'внутренней жизни героинь, Яеслучейно, после своих рассказов ¡Лыакин дает характеристику каждой девушки, определяя некоторые черты характера. Следовательно, мемуарный материал служит еще и средством оценочно-психологической характеристика персонажей романа "¿диот".

Мемуарный материал напрямую связан с ¿илесосекиа содержанием романа: он лридает размышлениям особую полноту, достоверность л убедительность, являясь как бы документальный материалом для фактического конкретного подтверждения ,илоссфеи князя Христа, йо философские размышления князя, сояутствуциа сценам смертно;;

казне, лишь начинают тему приговоренное!« к смерти., получившей свое дальнейшее развитие в истории Ипполита, который ь последней стадии чахохки также обречен .на гибель, "приговорен к смерти". Сцены смертной казни, являющиеся мемуарным материалом, выполняют, следовательно, в романе определенную композиционную голь, начиная развитие основной .темы, не только .сами эти сцены построены по музыкальному принципу /каждая из сцен играет свой роль/, но и все вместе, в единстве, как одно целое в структура всего романа они играют роль прелюдии. В исповеди Ипполита писатель продоладт философское разращение проблемы жизни и сиврти, веры в бессмертие и, в конечном счете, главнейшей проблемы человека - проблемы веры в Бога. Наблюдаемая в сценах смертной -квзни противоречивость между желанием "вечной" жизни и Лоязнью настуд-ления ее, найдет свое продолжение как в романа "Идиот", так и £ последующем творчества Достоевского - художника и публициста. Символ веры, сложившийся в период пребывания на каторга, не спасал писатзля ох сомнений, мучивших; его действительно до конца земного пути /о чем свидетельствует религиозно-философ'кая система его романов/. Воспоминания же о собственном опыте нахождения на грена ререхода в мир' иной, опыте "конце" послужили дополнительным моментом, который давал исключительную возможность для всевозможных философских построений. Таким образом, мемуарный материал послужил отпрввной точкой для постановки, развития и решения, одной из главнейших проблем человеческого бытия, нашед-вей сабе масто не только ъ романе "йдист", но и во всем последующем творчестве гениального художника и мыслителя.

Вторая глаза-"Место и роль воспоминаний персонажей в художественных произведениях Ф.и.Достоевского".

В первом параграфе "Зоспокинаниа как структурный компонент ь "Записках из Ыартвого дома" Ф.ЬиДоотоевского" анализируетсн своеобразный синтез собственно авторских и персонажных воспоминаний, выявляется специфика функционирования мемуарного материала и персонажных воспоминаний.

Отмечая специфичность "¿¡зпвсок из Ыертвого дома", занимающих в творчестве Достоевского исключительное место, диссертант проводит исюрико-питературоведческий экскурс по проблеме жанровой дефиниции "Записок". Своеобразие "саписск" неразрывно связано с уникальным функционированием в них воспоминаний в качбет-

se компоненте художественной структуры. Бесспорно, что "Жертвы:: дом" - произведение, которое базируется на мемуарной материале писателя', rio дело в том, что художественные пути реализации сибирских каторжных воспоминаний Достоевского осложнены в "í а г. исках" рядом обстоятельств биографического, цензурного и творческого характере. Центральным вопросом :> лой связи является вопрос о причине передачи писателем повествования в уста персонаже. V. тут встает звдача исследования форм выражения авторского сознания в "Мертвом доме". Проблеме соотношения авторского "я" и персонажа Горянчикоьа уделено в достсеведении достаточно пристальное внимание /см., например, работы Е.А.Акелькиной, М.Гуса, З.Я.Кирпохина, В.А.'Гуниманова/. Но несмотря на это, так называемая "проблема автора" в "Записках" еще двлека от хоть сколько-нибудь полного и исчерпывающего завершения и разрешения. В силу чего диссертант дает свое понимание данного вопроса: в "Мертвом доме" наличествует две субъектные формы выражения авторского сознания'- повествователь /издатель/ и рассказчик /А.П.Горянчи-ков/. Выявление основных функций повествователя /представление Горянчиковв, перЬое ознакомление с Сибирью, публикация и предварительная оценка запасок, разъяснение отдельных моментов "üep-Твого дома", придание большей объективности повествования/ и з особенности рассказчика /объективное и достоверное повествование о каторге, возможность "прикровенной исповеди" для самого авторе, инструмент познэния действительности, средство самопознания и $орма иоповеди для персонаже/ приводит, к выводу о том, что а "Записках" повествование идет от лица персонажа и ни о каком демонстративном непосредственном вторжении в текст автора нет и речи. Здесь диссертант вступает в полемику с отдельными исследователями, считающими, что, начиная со П главы, в текст вмешивается сам автор, выступающий в роли политического преступника. На самом даде Достоевский поступает более тонко. А.П.Горянчикоз не условная фигура, введенная в текст лишь по цензурным соображениям, за которой стоит сам Достоевский, и не имеющая собственных взглядов, опыта а т.п. Горянчиков - полноценный художественный образ со своей историей преступления, со своими взглядами, иногда отличными от авторских, а иногда и сходящимися с ними. Возможно, это утверждение кажется странным, приходящим а противоречие с раиее утверждаемым мнением о tol;, чтс в основе "Ььг.и-

сок" лежат собственные авторские воспоминания, ¿оникакого противоречия здесь нет. Есть лишь совиенени е собственно авторских воспоминаний, впечатлений о воспоминаниями, взглядами, возможностями литературного персонажа. Причем совмещение это, синтез мемуарного материала о персонажными восполнениями носит глодне гармоничный характер. Писатель, прекрасно сознавая тончайшую мару гармоничного сочетания собственных воспоминаний с биографическими возможностями персонажа, сохраняет правдоподобие, иногда балансируя на грани его ораве, но никогда не переходя ев и Еыступая leu самым з "líejoaoM доме" тонким чутким худов-ником-реапистом.

Таким обрезом, "Записки из Мертвого дома" ф.и.Достоедского -уникальное произведение со сложной идейно-дематищской, композиционной и жанровой структурой^ своеобразие noiojpcí .заключаеюя ъ гармоничном синтетической функционировании мемуарного материала /авторских воспоминаний/ с воспоминаниями литературного персонажа. Воспоминания Горянчикова не только служат формой, в которую 'вложены собственно авторские воспоминания. Ресоказчик не только условная фигура, га которой стоит сам автор. Это самостоятельный образ со своими биографическими, мировоззренческими и иными параметрами, наконец, со своими собственными воспоминаниями, произведение зю как бы является "удвоенными" воспоминаниями с каторге петрашевца Достоевского и уголовного преступника дворянина Горянчикова. Сложность взаимодействия этих двух моментов и определяет уникальность содержания и формы "Записок", eme раз подтверждая факт постоянного 'поиске писателем новых форм и гениального исполнения найденных решений.

Во втором параграфе "Функционирование воспоминаний персонажа в ранних произведениях ф.15.Достоевского" объектом ьнал/.зь являются три произведения /"Белые ночи", "Неточка Незванова", "Маленький герой"/, в которых воспоминания - основной компонент художественной структуры, и которые поэтому имеют форму воспоыин8-ний, не что писатель указал сам в названии /"Белые ночи" имеют подзаголовок - "i¡3 воспоминаний мечтателя", "Маленький герой" -"йз неизвестных мемуаров"/.

Проведенный анализ использования Ф.а.Достоевским мемуарной формы повествования привел к выявлению следующих функций воспоминаний литературного персонажа в художественном произведении:

она являются средство» создания исповедального тона повествоза-ния^ исповедаяьность реТроспективность повествования ведет к достоверности и убедительности, что усиливает эффект потрясающего художественного и воспитательного воздействия на читателя; воспоминания как форма сознания являются инструментом самопознания и самоанализа, а также инструмент?;.- постижения окружающего внешнего мира; воспоминания являются средством характеристики внутреннего мира персонаже, выявляя отдельные черты с особой выпуклостью, а, следовательно, способствуют углубленному психологическому изображению персонажа? воспоминания игрэют роль композиционного приема - концентрация слов, непосредственно указывающих на мемуарный характер сообщаемых событий, служит указателем на важнейшие кульминационнные моменты повествования, кроме того,динамика воспоминаний движет сюжет; рассмотрение воспоминаний как психического процесса дает возможность Достоевскому-психологу отвести им в сознании человеке Значительное место: способность памяти определяет умственные и физические возможности, характеризует нравственно-психологические и моральные устои личности. Мемуарная повествовательная форма от лица персонажей, для которых воспоминания подчао становятся формой существования, дала возможность писателю поднять и развить столь волновавшую его проблему роли воспоминаний /в честности детских/ в жизни человека.

Все вышеуказанное свидетельствует о том, что проблема воспоминаний волнойа писателя и решалась им на протяжении всей его жизни, начиная с самых ранних произведений и заканчивая романом "БрэТья Карамазовы" - итоговым созданием великого художника, венчает которое сокровенное заветное размышление о роли воспоминаний для духовного нравственного роста личности. Достоевский всю жизнь считал данную проблему одной из главнейших и существеннейших.

3 заключении подводятся итоги проведенного исследования.

Анализ собственно авторских г персонажных воспоминаний в качестве структурного компонента произведений Достоевского привел к выводу о наличии определенной системы функционирования воспоминаний в наследии русского классика. Не оставив чистых традиционных мемуаров, Достоевский на протяжении всей своей творческой жизни обращался к этой проблеме. Функционирование воспоминаний претерпевает у писателя следующую эволюцию: он начинает с использования воспоминании персонажей, а ранний период, т.е. до каюр-

жных работ, дсстоеасксго привлекав! форма произведений в виде воспоминаний литературных пресон8жей. Далее у писателя приобретается собственный опыт /каторга, солдатчина/. Так появляются личные лоспоминения, коюрыми необходимо поделиться с другими. Но Достоевский еще продолжает ранее освоенную традицию /воспоми->::ния от лица персонаже/, совмещая, однако, уже с собственными вспоминаниями /"оаписки из Ивртвого дома"/- на протяжении .всей жизни у Достоевского наблюдается достаточно болезненное и неоднозначнее отношение к воспоминаниям. С одной стороны, включение иемуарнсга узтериала в художественную систему романов, с другой -попытка CKpuibCh за oûpuaaiw своих персонажей, в чьи уста автор и вкладывает рассказ о личном жизненном опыте /например, "Идиот"/» ho творческая практика "Дневника", который явился средоточием воспоминаний писателя, выступающего а этом публицистическом органе от личного имени, показывает, что зрелый Достоевский преодолел настороженное отношение к воспоминаниям и открыто"включил их в журнал. Использование мемуарного материала в "Дневнике писателя" свидетельствует о том, что Ф.к.Достоевский вплотную подошел к необходимости создания традиционных чистых немуаров. Писатель высказывал желание "начать свои литературные воспоминания" /А.С.Суворин/. К сожалению, стремлению этому не суждено было сбыться. M мы довольствуемся анализом воспоминаний как структурного компонента публицистических и художественных произведений Ф.Ц.Достоевского. -

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Мемуарный жанр в "Дневнике писателя" Ф.Ц.Достоевского /1573/ Вопросы поэтики словесного искусства. - Алма-Ате. - IS20. - C.I32-

165. '

2. Место мемуаристики в процессе изучения литературы /нэ примере творчества <5.ь1.Достоевского/ //Материалы межвузовской научно-практической конференции филологов. - Балашов. -I52L. - СЛЗ-20.

3. Функционирование мемуарного материала в "Дневнике писателя" î.и.Достоевского//' Достоевский л современность. Тбьись выступлений на "Старорусских чтениях". - Ьовгород. - IS2I. - Ч.П.-С.8э-87.

Исследование мемуаристики и проблема гуманизации литературы /не примере творчества Ф.М. Достоевского/ //Сборник материалов межвузовской научно-методической конференции. - Павлодар. - ISS2.-С. ^55-^57.