автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
"Война и мир" Л. Н. Толстого в историко-функциональном изучении

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Юхнович, Вячеслав Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему '"Война и мир" Л. Н. Толстого в историко-функциональном изучении'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Юхнович, Вячеслав Иванович

Введение.

Глава I. Читатель в процессе работы Толстого над «Войной и миром».

§ 1. На подступах к великой книге.

§ 2. О созидании читательского потенциала "Войны и мира".

Глава II. Восприятие «Войны и мира» читателями современниками JI.H. Толстого (1869-1910).

§ 1. Восприятие «Войны и мира» в 1870-е годы.

§ 2. Восприятие «Войны и мира» в 1880-е годы.

§ 3. Восприятие «Войны и мира» в 1890-1900-е годы.

Глава III. Из истории восприятия романа «Война и мир» в Советской России.

§ 1. Критика и литературоведение 1920-х годов.

§ 2. Направленное чтение «Войны и мира» в русской школе XX века.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Юхнович, Вячеслав Иванович

Истоками мирового значения JLH. Толстого явились демократические начала его творчества. Он был одним из первых писателей, кто раскрыл читательскую направленность художественных произведений, заговорил об адресованности их широким народным массам, включив эти компоненты в определение искусства.

Эстетические устремления Толстого, несмотря на серьезный эволюционный процесс, достойно прошли проверку временем. Произведения писателя и сейчас, по прошествии ста - ста пятидесяти лет со дня их появления, читаемы и любимы. А это требует своего дальнейшего объяснения и изучения, так как является мощным фактором формирования духовного мира современного человека.

Центральное место в творчестве Толстого, несомненно, занимает великая эпопея «Война и мир». Она грандиозна не только по замыслу и воплощению, но и своему влиянию на читателей, которых насчитывается уже не одно поколение. «Война и мир» после своего появления не случайно вызывала живой читательский интерес. Г.Н. Ищук отмечал, что «своим произведением Толстой поднял на новую ступень историческое и эстетическое сознание современников, значительно расширил читательские круги второй половины XIX в. Впрочем, такова роль и миссия каждого литературного шедевра: он всегда создает значительные изменения в читающей публике, в самом уровне ее художественного восприятия»1. Не меньшее влияние оказала эпопея и на читателей XX в.

Этот феномен всегдашней востребованности классического произведения требует своего комментария. Наша цель в настоящей работе - не только высказаться в рамках указанных требований, но и попытаться соз

1 Ищук Г.Н. Проблема читателя в творческом сознании J1.H. Толстого. Калинин, 1975. С. 50. дать «читательскую историю» «Войны и мира». Для этого требуется решить три следующие крупнейшие задачи.

Первая задача - это выявить и определить круг «воображаемого читателя» Толстого к моменту начала работы писателя над романом-эпопеей, иначе сказать - представление Толстого о «воображаемом читателе» и сознательную писательскую стратегию автора в ориентации на этого читателя.

Второй задачей является изучение эволюции толстовских представлений о «воображаемом читателе» в связи с реальной читательской реакцией на произведение.

Наконец, третью задачу настоящей работы можно определить следующим образом: проследить путь функционирования «Войны и мира» во времени как отражение истории ее восприятия читателями, при этом мы должны выделить отдельные этапы этого пути.

Решение заявленных задач не может быть осуществлено вне связи с проблемой читательского восприятия.

К этой проблеме обращаются ученые различных отраслей знаний. Взаимодействие художественного произведения и читателя изучается эстетикой, литературоведением, социологией, психологией и другими науками. В этом «виновата» специфика творчества писателя, которое, чтобы состояться, должно мыслиться как «потенциал восприятия»2.

В настоящее время проблема читателя естественным образом выходит на передний план. Это закономерно, потому что, как отмечает В.В. Прозоров, «читатель во все времена был и остается главным стимулом и конечной целью литературной деятельности. Читательский спрос, особен

Науман Манфред. Введение в основные теоретические и методологические проблемы // Общество. Литература. Чтение. М., 1978. С. 38. ности читательского восприятия, культура читателя <.> многозначно воздействуют на ход историко-литературного развития, на труд писателя»3.

Проблема восприятия многогранна и актуальна, однако постановка вопроса об отношениях автора и читателя не так уж нова, и своими корнями она уходит еще к Аристотелю, который обращал внимание на «узнавание» публикой в художественном произведении событий «благодаря естественному ходу происшествий»4. Создатель художественного произведения, несомненно, кому-то его предназначает, подразумевая ответную реакцию воспринимающего. Эта, на первый взгляд, простая и понятная всем схема (писатель - произведение - читатель) на самом деле достаточно сложна потому, что ее компоненты находятся в неразрывной связи, и преуменьшение (или преувеличение) роли одного из них ведет к деформации всей системы. Обращая свое внимание на один из компонентов, необходимо иметь в виду и остальные.

Акцентированный подход к изучению проблемы восприятия характерен для работ А.И. Белецкого, предложившего в 1920-е гг. в качестве одной из главных задач литературоведения создание «истории читателя», т.е. истории «социальных групп, являющихся их (литературных произведений -В.Ю.) потребителями»5.

С психологической точки зрения подходил к проблеме восприятия JI.C. Выготский. Объектом изучения, по его мнению, должно стать само произведение: «Мы пытаемся изучать чистую и безличную психологию искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и

3 Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975. С. 202.

4 Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 93.

5 Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. Изучение истории читателя // Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964. С. 26. А.И. Белецкий упоминает также посвященные этой проблеме труды JL Мегрона, В. Сиповского, Н. Котляревско-го, П. Боборыкина. материал искусства»6. В подобном самоограничении есть существенные потери: недооценивается субъективно-объективная природа эстетического контакта.

Изучение отношений писатель - произведение - читатель как системы нашло свое отражение в работах Э. Эннекена, Д.И. Овсянико-Куликовского, Н.А. Рубакина, А.А. Потебни, В. Харциева (и других ученых харьковской школы), П.С. Когана, А. Горнфельда. Подходы к интересующей нас проблеме были, таким образом, весьма различными. Это не позволило на основе их теоретических принципов (каждого направления в отдельности) поставить проблему восприятия в полном ее объеме7. К данной проблеме обращались также Г.Г. Шпет, М.М. Бахтин, Г.О. Винокур, А.П. Скафтымов8. Но в целом внимания ей уделялось недостаточно.

В начале 1970-х гг. Б.С. Мейлах констатировал: «.хотя восприятием искусства интересовались всегда, от Аристотеля до нашего времени, все же до сих пор эта проблема не только не заняла в науке подобающего места, но и во всем объеме даже не поставлена. Очень слабо разработана методология и методика изучения»9. Исследователь говорил также о том, что фактически процесс восприятия рассматривался и понимался только как процесс усвоения содержания, тогда как на самом деле художественное восприятие этим не просто не исчерпывается, но даже и не сводимо к этому: усвоение содержания никогда не является главным в художественном восприятии. Б.С. Мейлах убежден, что необходимо выработать методологию предмета, изучать сущность восприятия, его законы, проследить эво

6 Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. С. 17.

7 Более подробно историю изучения проблемы восприятия см.: Ищук Г.Н. Проблема читателя в творческом сознании JI.H. Толстого. С. 3-15.

8 См. об отношении авторов к проблеме: Эстетические отношения искусства к действительности: Словарь-справочник / Редактор М.В. Строганов. Тверь, 1998.

9 Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие. Д., 1972. Вып. 1. С. 10. люцию читательских интересов, вкусов, потребностей в разные периоды общественного развития и в связи с историческими процессами развития искусства.

Любое художественное произведение, творчество любого отдельного писателя, вся литература и ее история в целом не могут существовать без читателя. Он мыслится как объективно необходимый «соучастник» творчества. В его оценке реализуется и ценность, и «оправдание» писательской деятельности.

В 1960-1980-е гг. вопросы художественного восприятия привлекли к себе повышенное внимание многих ученых, представителей отечественного литературоведения. Их работы, вбирая в себя опыт более ранних исследований, ставили своей задачей создание теоретической базы, с помощью которой вопросы художественного восприятия могли бы решаться более успешно. Большую роль в осознании «читательской проблемы» сыграла предложенная в свое время академиком М.Б. Храпченко перспектива исто-рико-функционального изучения литературы, которая позволяет выявить «соотношение динамически раскрывающейся структуры литературных произведений и их социально-эстетической функции»10. Стремясь к административному «насаждению» антиструктуралистских методик, М.Б. Храпченко предложил метод изучения литературы, который «предполагает изучение не просто ее функции самой по себе, а художественных произведений в их воздействии на общественное сознание, в их связях с духовной жизнью людей в различные периоды времени, в их внутреннем развитии»11.

Хотя в такой постановке вопроса не было ничего особенно новаторского, однако многие конкретные изучения, предложенные самим М.Б.

10 Храпченко М.Б. Время и жизнь литературных произведений // Вопросы литературы. 1968. № 10.

11 Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие лите

Храпченко12, а также Б.С. Мейлахом13, В.В. Прозоровым14, A.M. Левидо-вым15, Г.Н. Ищуком16 значительно продвинули изучение проблемы читательского восприятия.

Параллельно с указанными исследованиями различные концепции художественного восприятия утверждаются и в зарубежной науке.17 Осо

18 бого внимания здесь заслуживают работы М. Наумана. Исследователь рассматривает литературный процесс как отношения автор - действительность, автор - произведение и произведение - читатель. Причем, М. Нау-ман выделяет реального читателя и гипотетического читателя - адресата, рождающегося в воображении автора в момент создания произведения и во многом определяющего ход и результат творческого процесса.

Современные научные подходы к изучению проблемы художественного восприятия весьма разнообразны.

Социологические исследования содержат не только важные статистические данные, но и глубокий анализ движения читательских интере-сов19. ратуры. М., 1977. С. 7.

12 Там же.

13 Мейпах Б. С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969.

14 Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975.

15 Левидов A.M. Автор - образ - читатель. Л., 1977.

16 Ищук Г.Н. Проблемы читателя в творческом сознании Л.Н. Толстого. Калинин, 1975. Другие работы Г.Н. Ищука по этой теме см.: Строганов М.В., Ильина Т.А. Г.Н. Ищук // Лица филологов. Из истории кафедры литературы. 1919-1986. Тверь, 1998. С. 291-335.

17 См. об этом подробнее: Кедрова М.М. «Лишь слову жизнь дана.» Тверь, 1997.

18 Науман М. Указ. соч.; Литературное произведение и история литературы. (Перевод с немецкого). М., 1984.

19 Канторович О. Социология чтения // Вопросы литературы. 1975. № 2; Чубарьян О.С. Чтение в современном обществе // Советское библиотековедение. 1973. № 1; Маслова О. Человек читающий (по материалам научной конференции «Проблема чтения и формирования человека развитого социалистического общества») // Литературное обозрение. 1973. № 8.

Изучение психологии художественного творчества дает ряд интересных наблюдений, связанных с психологическими аспектами художественного восприятия: о навыках и психологии чтения вообще, о ресурсах эстетического переживания в процессе усвоения текста художественных произведений20.

Необходимо признать, что проблема читателя и читательского восприятия, изучение которой находится на стыке различных наук, не перестает быть от этого по преимуществу литературоведческой задачей. Современные литературоведческие исследования, наряду с общими вопросами историко-функциональных изучений, прослеживают судьбу крупных произведений русской литературы, вскрывают их «читательские резервы». В этом отношении определенный интерес представляют сборники, выпущенные в свое время Институтом мировой литературы: «Русская литература в историко-функциональном освещении» (1979), «Литературные произведения в движении эпох» (1979), «Время и судьбы русских писателей» (1981). Изучение художественного восприятия делает возможным построение истории читателя, доведенной до наших дней.

Одним из направлений в изучении читательской проблемы являются также исследования, посвященные читательским потенциалам самого литературного произведения, воссоздание его читательской «программы». Это довольно сложное дело, требующее выявления «читательских требований», заложенных во всех элементах художественного произведения.

В этом отношении интереснейшим объектом изучения являются произведения Л.Н. Толстого. Вопросы воздействия и восприятия художественного произведения поставлены в творчестве и эстетике великого рус

20 См.: Якобсон П.Н. Психология читательского восприятия. М., 1972; Жа-бицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев, 1974. ского писателя «с чрезвычайной многосторонностью и настойчивостью и получили свое гениально прозорливое и глубокое разрешение»21.

Проблема читателя в произведениях Толстого уже становилась предметом изучения в работах В.В. Прозорова, Н.М. Фортунатова, Г.Н. Ищука, О.И. Никифоровой, М.В. Строганова и других исследователей. Сравнительно недавно появилась коллективная монография, посвященная историко-функциональному изучению романа «Воскресение».22 Однако практическая часть читательской проблемы, собственно - литературоведческие подходы к ней «еще только осмысляются, соответствующая объекту изучения методика еще только разрабатывается»23.

Особый интерес с точки зрения изучения проблемы «писатель - произведение - читатель» в творчестве Толстого вызывает роман-эпопея «Война и мир». Прежде всего, потому, что это произведение по сравнению с другими окружено самыми насыщенными «читательскими ощущениями». Толстой в «Войне и мире» ориентируется на широкую читательскую аудиторию. Г.Н. Ищук отмечает, что в процессе работы над произведением «Толстой озабочен контактами с очень широким и пестрым читателем. Автор романа-эпопеи оставляет огромные "пространства степеней свободы" (А. Моль) читателю для собственных решений и мнений»24. Толстой побуждает читателя не только к анализу поступков и духовной деятельности героев, но и требует активной духовной деятельности от самого читателя. Поскольку «читатель, не обладающий диалектикой собственной души, ос

21 Ищук Г.Н. На пути к "достоянию всех (JI.H. Толстой и его народный читатель в первые послеоктябрьские годы) // Художественное творчество и проблемы восприятия. Калинин, 1978. С. 4.

22 Роман JI.H. Толстого «Воскресение» (Историко-функциональное исследование) / Под ред. К.Н. Ломунова. М., 1991. С. 5.

23 Ищук Г.Н. На пути к "достоянию всех (JI.H. Толстой и его народный читатель в первые послеоктябрьские годы). С. 13.

24 Там же. С. 49. танется глухим к художественно воспроизведенному психологическому анализу»25.

С точки зрения практического рассмотрения проблемы читательских потенциала и восприятия «Войны и мира» мы выделяем исследования

26 27

Н.М. Фортунатова И Т.Д. Мотылевой . Первое фиксирует и комментирует этапы работы Толстого над произведением в контексте его высказываний о природе творческого процесса. Второе целиком лежит в русле ис-торико-функционального изучения «Войны и мира» на материале переводов романа-эпопеи за рубежом и их восприятия читателями разных стран. Необходимо также добавить, что история функционирования произведения должна складываться и из различных корректирующих факторов: критических и литературоведческих работ, анализа его «отношений» с другими художественными творениями литературы, воплощениями его в иных видах искусства.

Восприятие «Войны и мира» во многом зависело от читательской ситуации, которую можно реконструировать, опираясь, например, на литературно-критический, мемуарный, эпистолярный либо иной материал. Наряду с исследованиями, оформленными отдельными изданиями, нас прежде всего будут интересовать журнальные публикации, посвященные роману-эпопее, а также примеры непосредственного воздействия произведения на читателя, в том числе и на современного школьника.

Предлагаемая работа позволяет практически в полном объеме восстановить образ читателя в творческом воображении Толстого на момент, непосредственно предшествующий началу создания «Войны и мира», а также рассматривать этого «воображаемого читателя» как непосредственного соучастника творческого процесса писателя. Мы стремимся также

25 Там же. С. 54.

26 Фортунатов Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя. М., 1974. С. 10.

27 Мотылева Т. «Война и мир» за рубежом. Переводы. Критика. Влияние. фиксировать все моменты влияния реального читателя романа-эпопеи на идеального, показывая, как это будет сказываться на окончательной доработке «Войны и мира». Именно этой проблематике и посвящена первая глава настоящего исследования.

Вторая глава посвящена истории восприятия «Войны и мира», начиная с появления первых читательских откликов на нее до смерти JI.H. Толстого. Этот временной отрезок условно разделен на десятилетия: 1870-е, 1880-е гг. и т.д. - и заканчивается смертью Толстого, когда роман-эпопея утрачивает «физическую» связь со своим создателем. Как представляется, этот «внешний» фактор имеет огромное внутреннее, содержательное значение, поскольку писатель живой и писатель уже умерший имеют разный вес и значение в глазах читателя-современника.

В третьей главе диссертации рассматриваются особенности восприятия произведения на протяжении всего XX и даже в начале XXI в.: после смерти JI.H. Толстого - вплоть до реакции на «Войну и мир» наших современников.

В Заключении предложена «схема» разделения «истории взаимоотношений романа-эпопеи со своим читателем» на ряд этапов.

Если же говорить об обобщающей и главенствующей цели исследования, - это попытка создать «читательскую историю «Войны и мира», открытую для дальнейшего изучения во времени.

М., 1978.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Война и мир" Л. Н. Толстого в историко-функциональном изучении"

Заключение

История грандиозной эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» к настоящему моменту имеет весьма солидный возраст - 140 лет. И все это время, начиная с того момента, как авторский замысел стал известен кругу ближайших Толстому лиц, она окружена читательскими ощущениями, ожиданиями и, наконец, реальными откликами и оценками. Поэтому, наверное, об обозначенном периоде правильнее будет говорить как о читательской истории произведения. Специфика этой истории в том, что она имеет свое начало, развитие (т.е. определенную структуру), движется по спирали, повторяя какие-то этапы на более высоком уровне. Структура же эта открыта, как сама жизнь: писатель ее создал и «ушел», «эстафету» принял читатель, и ему уже решать: ставить или нет точку.

Читательская история «Войны и мира» включает в себя несколько этапов. Попробуем их выделить и дать им необходимую характеристику.

Первый этап - это рождение «воображаемого читателя» Толстого и его оформление ко времени начала работы над «Войной и миром». Образ этот назван и определен («художественный»), но имеет отличительную особенность - он идеален, это схема, еще не приведенная в действие контактом с реальной действительностью. «Воображаемый читатель» «Войны и мира» перестает быть «однородным», он начинает видоизменяться, как только произведение становится достоянием читающей публики. Это время появления, с одной стороны, «исторического», «непонимающего» читателя, а с другой - «художественного», «вневременного» читателя, который осознается Толстым как читатель будущего, читатель, понимающий все. Оформление «воображаемого читателя» «Войны и мира» продолжается до тех пор, пока писатель не прекращает попыток каким-то образом редактировать, изменять структуру произведения, «потрафляя» (как говорил сам Толстой) читательским «требованиям».

Новый этап читательской истории «Войны и мира» начинается с появления первых откликов на произведение, его оценок соотечественниками Толстого. Характер восприятия романа-эпопеи в конце 1860-х и в 1870-е гг. был нами изучен во второй главе диссертации. Своеобразие же этого с периода заключается в том, что в это время вместе живут и взаимодействуют как «воображаемый читатель», так и читатель реальный, причем последний активно влияет на своего, существующего в воображении Толстого «собрата». Именно это, кстати, и приводит к появлению новых редакций «Войны и мира».

Создание следующего крупного произведения писателя - романа «Анна Каренина» - это третий этап читательской истории «Войны и мира». С этого момента роман-эпопея уже не испытывает того внимания (во всех его проявлениях) со стороны своего автора - Толстого, которое он испытывал ранее. В это время как бы утрачивается внутренняя связь произведения и его автора. В начале работы над «Анной Карениной» образ того, кому адресуется этот новый роман, у Толстого, конечно, достаточно осознан, но это уже явно не «воображаемый читатель» «Войны и мира».

В качестве отдельного этапа в читательской истории романа-эпопеи можно выделить и существенное расширение круга читателей Толстого после издания переводов «Войны и мира» за границей. И дело здесь не только в количественной характеристике. Вспомним, что Толстой в 1880-е гг. воспринимал отклики на роман-эпопею за рубежом все-таки с заметным интересом. Эта ситуация определенным образом способствовала возвращению читательских ощущений периода создания и выхода «Войны и мира». Нужно принимать также во внимание, что отзывы зарубежных читателей 1880-х гг. могли осознаваться Толстым как реализованная реакция на роман-эпопею читателя «вневременного», читателя будущего (ведь со времени создания произведения проходит уже около двадцати лет). Это подтверждают, в частности, уже приведенные во второй главе свидетельства современников о том, что Лев Николаевич радовался пониманию французами его исторической концепции. К тому же, говоря о своеобразии означенного этапа, нужно иметь в виду, что переводы романа-эпопеи за рубежом создали уникальную ситуацию: одновременно появляются первые отклики зарубежных читателей и повторные - русских. Таким образом, обозначается еще один виток спирали в читательской истории произведения (первый был после «столкновения» «воображаемого читателя» Толстого с реальным).

Несомненно, отдельным этапом функционирования «Войны и мира» следует считать отказ Толстого от своих «художественных» произведений. Это значило и то, что писатель отказался от всех своих «читательских ощущений», связанных с работой над романом-эпопеей и с его дальнейшим восприятием. Произведение оказалось как бы оторванным от своих корней, не защищенным авторской реакцией. И эту ситуацию нельзя было не учитывать читателям «Войны и мира» в своих оценках произведения. Пожалуй, именно с указанного момента в полной мере можно говорить об истории восприятия романа-эпопеи, поскольку понятие «читательская история», как мы убедились выше, значительно богаче по объему и включает в себя не только отзывы и оценки читателей романа-эпопеи.

Смерть Толстого - это, несомненно, еще одна значительная страница в истории восприятия «Войны и мира», как, впрочем, и всего творчества писателя. Именно в этот момент был сделан заметный поворот в переоценке значения всего толстовского наследия. Конечно же, читательские оценки испытывали давление того особого пиетета, который установился в общественном сознании по отношению к признанному писателю после смерти (а про Толстого следует добавить, что учитывалась и его репутация как мыслителя, философа, проповедника, учителя). К тому же, теперь уже две даты генерируют особый интерес к творчеству Толстого: в дальнейшем всплески читательского внимания к его произведениям приходятся на памятные юбилейные даты, связанные с днями рождения и смерти писателя.

Следующий этап истории восприятия «Войны и мира» связан с дальнейшим (после октябрьского революционного переворота в России) установлением новой власти в стране. Прежде всего, это проявилось во влиянии наследия В.И. Ленина на оценку творчества Толстого. Ленинские статьи стали той призмой, через которую исследователи рассматривали наследие великого писателя, одновременно формируя и подготавливая определенным образом читательское восприятие. Этот период стал временем, когда оценка «Войны и мира» постепенно и поневоле становится «стабильной»: ее «выверили» по ленинским работам, расставили в соответствии с ними необходимые ориентиры и акценты, которые оказались практически единственным «руководством» при восприятии и анализе произведения.

Однако такая «унифицированная» оценка романа-эпопеи стала очень удобной при реализации важнейшей просветительской и педагогической задачи в условиях массового изучения классических произведений русской литературы в советской школе.

Начало изучения «Войны и мир» в школьной программе - это, конечно, особый этап в восприятии произведения. При этом следует отметить как самое главное - удивительно резкое расширение круга читателей романа-эпопеи. Это произошло прежде всего за счет особой группы - советских школьников. Но не только. В работу по дальнейшему «освоению» «Войны и мира» естественным образом были вовлечены и другие - те, кто «обслуживал» реализацию просветительских и учебных задач: составители учебников, «методичек», школьных программ, учителя литературы. Массовое изучение Толстого в школе привело к поразительным результатам. Подавляющее большинство граждан СССР явились в роли читателей

Войны и мира». Такую огромную армию читателей Толстой вряд ли мог себе даже представить.

И, пожалуй, последний (но не завершающий) этап восприятия «Войны и мира» можно определить как современный. Попробуем обозначить его характерные черты. Главной чертой следует назвать то, что роман-эпопея освободился (в исследованиях, анализе, трактовке) от взгляда через призму ленинской методологии. Сохраняется пока ситуация с массовым (многомиллионным) прочтением «Войны и мира» молодым читателем. Активная разработка проблемы восприятия художественного творчества дает возможность более глубокого и всестороннего изучения романа-эпопеи. Получается, что начало XXI в. благоприятствует дальнейшей жизни произведения во времени.

Думается, одним из самых важных «правил» при изучении «Войны и мира» должно стать осознание следующей точки зрения: роман-эпопею Толстого нужно рассматривать не как до конца оформленное произведение, а как вещь во многом недосказанную и в чем-то «недополучившуюся» по мнению самого создателя. Увидеть же, в чем она не удовлетворяла автора, и означает понять во многом истинный замысел писателя.

Главная задача Толстого-художника проистекала из его эстетических убеждений: необходимо «заразить» читателя тем чувством, которое испытывает сам автор. И «Война и мир» является прекрасным примером реализации этой задачи. Толстого можно, конечно, критиковать, выбирая для этого наиболее выгодные позиции, закрепленные достаточно авторитетными критиками, высказавшими свое мнение еще в то время, когда роман-эпопея не стал «классическим произведением». Но вернее, наверное, будет принять точку зрения «понимающего читателя», ведь именно ему поначалу была адресована «Война и мир». Попытаться понять Толстого - вот та сверхзадача, которая сразу уточнит и скорректирует любой, самый пристрастный взгляд. Да, писатель сделал очень показательный реверанс по отношению к читателям, не принимавшим его философию истории. Но это совсем не значит, что он был «не прав». И статья «Несколько слов по поводу книги "Войны и мира"», и издание романа-эпопеи 1873 г. - это отчаянные попытки донести до читателя свой взгляд на тематику и идею произведения. Нужно попытаться этим проникнуться.

Толстой ставил перед собой настолько величественную задачу, что объяснять ее с позиций традиционных задач, таких как жанр, композиция, изображение и характеристика героев и т.д., - значит уйти от главного. Желание Толстого написать историю одного из ключевых моментов в жизни России, причем объяснить эту историю с народной точки зрения, «увязать» ее с понятием «весь мир», предполагало совсем иное, «нетрадиционное» понимание. Толстой хотел высказаться «до конца». Он желал познать все и вся. История войны 1812 года в том виде, как понял ее писатель, - это, скорее всего, опыт в осознании того, что руководит миром, попытка осмыслить механизм, движущий всем человечеством. Понять, куда и каким образом оно идет, - такой задачи практически никто из писателей до Толстого не ставил. Даже самые грандиозные художники были относительно ограничены в своих задачах. Исследований опыта движения всего человечества у писателей практически не было, и, объясняя частными теориями жизнь и историю отдельных народов, никто из них не подходил к мысли о всеобщей «пружине», движущей человеческими массами. С этой точки зрения очень понятен интерес Толстого к философии истории как к науке, стремящейся объяснить буквально все. Но так как достаточно полного и ясного ответа на все вопросы философия не дает, появилось оригинальное понятие, «прилипшее» к автору «Войны и мира» и закрепившееся за романом, - «исторический фатализм». Попытка осмыслить, что движет всем «земным шаром» (кто и сейчас возьмется это объяснить?), привела Толстого к «первокирпичику» - нужно было всесторонне изучить человека. Но не только конкретной расы, а человека Земли, «всего мира» (Платон

Каратаев в этом смысле не только русский, он до некоторой степени «пла-нетарен»). От «микрокосма» человека писатель хотел шагнуть в «макрокосм» всего человечества. Эта установка и породила отношение Толстого к истории. Автор одной из последних книг о Толстом Г. Лесскис писал: «Судьба человеческая и судьба народная представлены в «Войне и мире» в неразрывном единстве1. Исторические события не были для Толстого чем-то величественным. Еще менее значимыми становились исторические личности (их действия необходимо объяснять не «по-человечески», а с какой-то другой точки зрения, которая представляется просто надуманной). Гораздо величественнее для Толстого оказались процессы, происходящие внутри самого человека. То, что «вызревает» в нем, толкает его на поступки, - вот здесь заключены и загадка, и тайна. Потом же из поступков, действий и складывается история. Она сама по себе - процесс не очень предсказуемый, это сумма «отправлений» людской деятельности (корень же - в каждом человеке и в том, как складываются человеческие судьбы). С человеком Толстой «разобрался» (во всяком случае, это общепризнанно). А с историей, как показала читательская реакция - не совсем. Отсюда и родилось представление об «историческом фатализме». Так например, в упомянутой книге Г. Лесскиса находим суждение, что «мысли Толстого о роли у личности в истории» «принято считать слабой стороной "Войны и мира"» . «Фатализм» Толстого можно трактовать как уверенность в том, что сложение человеческих судеб не может быть необъяснимо, хотя замечательная попытка в этом направлении - «Война и мир» - сделана. Что происходит и может происходить с человеком - это Толстой и для себя, и для читателя объясняет.

Поднимается» он и на следующую «ступеньку» - разрабатывает тему семьи. Интерес к этой теме не случаен. Это логическое продолжение

1 Лесскис Г. Лев Толстой (1852-1869). М., 2000. С. 401.

2 Там же. С. 481. реализации понимания, «чем все движет». Семья - это как бы промежуточное звено между человеком и «большой историей»; в семье человек живет «почти» как с самим собой, и складывающиеся при этом отношения легче объяснить, чем отношения «всех со всеми». Жить большой семьей -это толстовский идеал, но для его достижения сначала нужно четко представлять себе жизнь в «семье маленькой», т.е. обычной. Кстати, эту мысль подтверждает и появление романа «Анна Каренина», ведь период начала работы над ним - это продолжающийся в контексте «Войны и мира» диалог с читателем. Роман-эпопею же можно рассматривать как первую попытку Толстого через человека, семью, через историю дворянских родов отразить историю России, которая влияет на развитие всего человечества. Этот замысел, кстати, - продолжение и, более того, - расширение пушкинского видения и понимания истории.

Точка зрения «понимающего» читателя дает возможность равного: и без пиитета, и без критики - общения с Толстым. Мы становимся еще раз как бы участниками творческого процесса, и нам уже ни к чему суждения, что плохо, а что хорошо. Объектом понимания становится даже не сам текст «Войны и мира», а динамика реализации толстовского замысла. Мы оказываемся в ситуации, которую сам писатель для нас и готовил. А это основополагающая позиция для понимания Толстого, ведь он хотел реализоваться в каждом читателе, заставив его пережить определенное чувство.

Рассматривая «Войну и мир» с точки зрения диалога ее создателя с читателем, мы должны заметить, что многие спорные вопросы, посвященные осмыслению произведения, могут быть легко разрешены. Возьмем, например, известную дискуссию о том, как следует печатать роман-эпопею. Суть ее достаточно полно изложена в статье Л.Д. Опульской «Как же печатать «Войну и мир»?3 Вопрос, текст какого издания: второго (18681869) или третьего (1873) - считать основным, утратит свою остроту, если на него отвечать в контексте «читательской истории» произведения. Пока Толстой находился в состоянии диалога со своим читателем, работа над «Войной и миром», ее заключительная стадия, продолжалась. Поэтому три первых издания совершенно равноценны, и в оценке романа-эпопеи необходимо учитывать каждое. Подобный подход был реализован Э.Е. Зай-деншнур, которая, работая над историей создания «Войны и мира», напечатала все имеющиеся варианты начала произведения4. Да и означенная проблема разрешилась, в общем-то, компромиссно. Взятое за основу второе издание романа-эпопеи было разделено не на шесть, а на четыре части, как третья публикация в 1873 г.

Объем проблематики, затрагивающей историю восприятия «Войны и мира», требует упоминания еще об одном аспекте функционирования произведения, тем более, что он только что был затронут. Речь идет о печатании романа-эпопеи. Процесс этот при жизни Толстого, несомненно, должен быть вписан в контекст диалога писателя со своим читателем. Напомним, что начало публикации произведения в журнале «Русский Вестник» -1865-1866 гг. В этом издании вышло примерно две трети книги первой. Затем Толстой прерывает печатание романа-эпопеи, чтобы издать его целиком. Это происходит в 1868-1869 гг., причем, части, опубликованные когда-то в «Русском Вестнике», перерабатываются (т.е. читатель в творческом сознании автора произведения очень активен). Первое издание (18681869 гг.) состояло из шести книг. Успех «Войны и мира» у читателей требовал повторного издания. Оно было осуществлено практически в одно время с первым, причем Толстой не смог даже «среагировать» на читательское отношение - осуществлялась лишь незначительная переработка текста в гранках.

3 Страницы истории русской литературы. М., 1971. С. 306-315.

4 Поиски начала романа «Война и мир» // Литературное наследство. М., 1961. Т. 69, кн. 1.С. 291-396.

А вот третье издание, вышедшее в 1873 г., коренным образом отличалось от предыдущих. Изменена структура: произведение разделено на четыре части. Почти весь французский текст переведен на русский язык; многие исторические и философские отступления, особенно в первых томах, опущены; первые четыре главы первого эпилога и весь второй эпилог перенесены в приложение, озаглавленное «Статьи о кампании 1812 года». Видно, что за два-три года «читательские ощущения» Толстого в значительной мере изменились. Издание 1873 г. явно ориентировано в первую очередь на читателя, современного писателю. Но, пожалуй, именно с этого момента начинают утрачиваться связи автора «Войны и мира» со своим читателем. Во всяком случае, заметной реакции на восприятие романа-эпопеи при подготовке дальнейших изданий не заметно. Четвертое выходит в 1880 г., и это прямое повторение третьего издания. Пятое появляется в 1886 г., но редактирует его не сам Толстой, а Софья Андреевна. Интересно, что текст в этом издании «возвращается» ко второму изданию: восстановлены французский текст с русским переводом в примечаниях, восстановлены отступления, однако при этом сохранено деление на четыре книги, как в третьем издании. Возможно, у Софьи Андреевны «сработало» чувство ностальгии по успеху «Войны и мира» в издании 1868-1869 гг.

Однако важно то, что следующие издания ориентированы именно на пятое. В этом же 1886 г. выходит еще одно, шестое издание. Оно интересно своей ориентацией на массового читателя и учитывает с одной стороны - его возможности, а с другой - изменения эстетических устремлений самого Толстого. Это массовое издание (на основе пятого) на дешевой бумаге и небольшого формата. Французский текст в нем заменен русскими переводами. Следующие издания (седьмое - в 1887 и восьмое - в 1889 г.) воспроизводили текст пятого издания. Девятое же издание в 1893 г. впервые пополнилось иллюстрациями. Таким образом, роман-эпопея вследствие этого в определенной мере популяризируется, его пытаются сделать более интересным». Добавим, что в процессе подготовки к выходу в свет первого издания романа между Толстым и художником-иллюстратором М.С. Башиловым завязывается достаточно интенсивная переписка по поводу иллюстраций к тексту «Войны и мира», и Толстой не без интереса отвечает на поставленные художником вопросы. Однако в свое время такое издание не состоялось, хотя иллюстрации Башилова до сих пор оказываются непревзойденными в трактовке многих образов романа. До 1911 г. появляются еще три издания. Они ориентированы на пятое, но иллюстрации остаются.

Если продолжить историю печатания «Войны и мира», то следует указать, что ее отдельные издания в советское время появлялись достаточно регулярно. Причем, огромными тиражами выходили специальные четырехтомники для школьников. Но особый интерес должны представлять, конечно, собрания сочинений Толстого, тем более, что одно из них просто уникально. В 1928 г., когда отмечалось 100-летие со дня рождения писателя, начинается публикация его первого полного, так называемого Юбилейного издания собрания сочинений в 90 томах. Закончена эта грандиозная работа была лишь через тридцать лет, в 1958 г. Остальные издания собраний сочинений Толстого появляются в дальнейшем практически каждое десятилетие: уже в 1960-х гг. - Собрание сочинений в 20 томах, затем выходит «двадцатидвухтомник» (тиражом в миллион экземпляров), и в конце 1980-х гг. - Собрание сочинений в 12 томах. Как мы видим, необходимость, читательский спрос на произведения Толстого остаются, и это находит свое отражение в издательской политике. Даже в самое последнее время, когда сместились акценты читательских потребностей, а подавляющее большинство издателей ставит во главу угла коммерческие интересы, произведения Толстого, в том числе и «Война и мир», продолжают печатать. Хотя появляются и спекулятивные издания, как, например, предпринятое издание для школ с кратким изложением содержания или даже с пропусками философских отступлений и с публикацией текста финала романа по редакции «Все хорошо, что хорошо кончается».

Нельзя также оставить без внимания тот факт, что роман-эпопея оказал огромное влияние не только на творческие устремления писателей, на критическую и исследовательскую литературу, но и на другие области искусства. Так, начиная с девятого издания (1893), «Война и мир» продолжала привлекать внимание художников-иллюстраторов. Кстати, их труд также не остается без профессиональной оценки. Достаточно сказать, что только с 1937 по 1958 гг. увидели свет одиннадцать специальных исследований, посвященных иллюстрациям к «Войне и миру». Получили известность (как у нас в стране, так и за рубежом) два художественных фильма -экранизации романа-эпопеи: американская - с участием знаменитой Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой (режиссер Кинг Видор) и русская, в съемках которой участвовали актеры В. Тихонов, JI. Савельева, С. Бондарчук, Б. Захава, В. Стржельчик, А. Шуранова, А. Кторов (режиссер С. Бондарчук). Кстати, отечественная версия, снятая в 1969 г., получила самый престижный в мире кино приз - «Оскара». Композитор С.С. Прокофьев написал оперу «Война и мир», которая была закончена в 1942 году и сыграла свою патриотическую роль во время военных действий против фашистов и позже, а сейчас заняла достойное место в репертуаре Мариинского театра. Удивительное произведение писателя-гуманиста рядом с нами, это часть нашей жизни. Невольно вспоминаются строчки из письма В.П. Катаева в музей писателя: «"Война и мир" Льва Толстого является моей настольной книгой. Я ее постоянно читаю. Читаю всю жизнь. Я всегда нахожу в ней что-нибудь новое. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, не будь на свете Толстого и его потрясающего романа»5.

5 Цит. по: Л. Толстой. «Война и мир»: Книга для ученика и учителя. М., 1997. С. 61.

Действительно, невозможно себе представить нашу жизнь без этой удивительной, путеводной книги. Она - это целый мир, который не только посвящен прошлому, но находит отклики и в настоящем, и долго еще будет находить их в будущем.

 

Список научной литературыЮхнович, Вячеслав Иванович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Авсеенко В.Г. Очерки текущей литературы // Русский мир. 1875. - № 4.

2. Альтман М.С. Читая Толстого. Тула, 1966.

3. Андреевский С.А. Литературные очерки. СПб., 1902.

4. Апостолов Н.Н. Живой Толстой. М., 1928.

5. Апостолов Н.Н. Лев Толстой над страницами истории. М., 1928.

6. Арденс И.И. Творческий путь Л. Н. Толстого. М., 1962.

7. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

8. Асмус В. Чтение как труд и творчество // Вопросы литературы. 1961. -№ 2.

9. Асмус В.Ф. Мировоззрение Толстого // Литературное наследство. М., 1961.-Т. 69.

10. Ю.Астафьев А.В. Лев Толстой и его современники. В.-Волжское кн. изд., 1967.

11. Бабаев Э.Г. Толстой об искусстве. Тула, 1966.

12. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Толстого. М., 1981.

13. Бальзак О. Собрание сочинений: В 24 т. М., 1960. - Т. 24.

14. Барыкин В.Е. Эстетика Льва Толстого. М., 1978.

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.-М., 1975.

17. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. Изучение истории читателя // Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

18. Берман Б.И. Сокровенный Толстой. -М., 1982.

19. Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. М., 1978.

20. Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого. В 4 т. - М., 1923.

21. Бирюков П.И. Краткая биография Л.Н. Толстого. М.; Л., 1928.

22. БоревЮ. Эстетика. М., 1981.

23. Бороздин П. Минувшие годы. СПб., 1908.

24. Большаков Л.Н. В поисках корреспондентов Льва Толстого. Тула, 1974.

25. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.

26. Брешко-Брешковский Н.Н. В Ясной поляне у графа Толстого // Петербургская газета. 1907. - № 172.

27. Букчин С.В. Как жить, Лев Николаевич? Минск, 1979.

28. Булгаков Ф.И. Граф Л.Н. Толстой. Критика его произведений русская и иностранная. СПб., 1899.

29. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. М.; Л., 1963.

30. Бурсов Б.И. Л.Н. Толстой. Семинарий. Л., 1963.

31. Буслаев Ф.В. Корреспонденты Л.Н. Толстого. -М., 1940.

32. Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии. К вопросам социологической поэтики // Звезда. 1926. - №6.33.Вне Болгарии. 1891.-№ 1.

33. Время и судьбы русских писателей. М., 1981.

34. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

35. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-эстетические искания. Л., 1981.

36. Гальперин И.Р. Ретроспекция и проспекция в тексте // Филологические науки. 1980,-№5.

37. Гинзбург Лидия. О психологической прозе. Л., 1971.

38. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

39. Головин И.М. Записки учителя. Ярославль, 1949.

40. Головин К.Ф. Русский роман и русское общество. СПб., 1904.

41. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М., 1959.

42. Гринева И.Е. «Война и мир» Толстого. Заметки о мастерстве и стиле. -Тула, 1976.

43. Громов П.П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души в «Войне и мире».-Л., 1977.

44. Громека М.С. Последние произведения графа Л.Н. Толстого. М., 1884.

45. Грузинский А.С. Литературные очерки (1900-1907). М., 1908.

46. Гусев Н.Н. Два года с Толстым. М., 1973.

47. Гусев Н.Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 1828-1890.-М., 1958.

48. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1856 по 1869 год. -М., 1957.

49. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1870 по 1881. М., 1963.

50. Гусев Н.Н. Л.Н. Толстой. Материалы к биографии с 1881 по 1885. -М., 1970.

51. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира». Л., 1973.

52. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Л., 1972. -1988. Т. 24-25.

53. Драгомиров М. «Война и мир» с военной точки зрения //Оружейный сборник.-М., 1870.

54. Дрягин К.В. Лев Толстой как художник-психолог. Вятка, 1929.

55. Емельянов Л.И. Об интерпретации художественного произведения // Русская литература. 1983. - № 1.

56. Еремина Л.И. Рождение образа. О языке художественной прозы. Л. Толстого. -М., 1983.

57. Ермилов В.В. Толстой-романист. -М., 1965.

58. Жабицкая Л.Г. О психологическом подходе в исследовании восприятия художественной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения. -М., 1975.

59. Жизнь и смерть Л.Н. Толстого. М., 1911. 61.3аикин Антон. Апостол мира и любви. - СПб., 1911. 62.3айденшнур Э.Е. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Создание великой книги. -М., 1966.

60. Зайденшнур Э.Е. Поиски начала романа «Война и мир» // Литературное наследство. М., 1961. - Т. 69, кн. 1.

61. Зайденшнур Э.Е. Как создавалась первая редакция романа «Война и мир» // Литературное наследство. -М., 1983. Т. 94.

62. Западов А.В. В глубине строки. О мастерстве читателя. -М., 1975.

63. Западов А.В. «Анна Каренина» как зеркало русской наркомании // Российская газета. 1997. 28 марта.

64. Записки И.М. Ивакина // Литературное наследство. М., 1961. - Т. 69. -Ч. 2.

65. Здздеховский М. О Толстом. М., 1909.

66. Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. М., 1902.-Ч. 1-4.

67. Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого.-М., 1911. Ч. 5.

68. Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. М., 1905. - Ч. 6.

69. Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях Л.Н. Толстого. М, 1906. - Ч. 7.

70. История русской литературы XIX в. М., 1910. - Т. 5.

71. Ищук Г.Н. Проблема читателя в творческом сознании Л.Н. Толстого. -Калинин, 1975.

72. Ищук Г.Н. Биография «воображаемого читателя» // В мире книг. -Сентябрь. 1978.

73. Ищук Г.Н. О проблемах и задачах изучения читателя // Художественное произведение и его читатель. Калинин, 1980.

74. Ищук Г.Н. Лев Толстой. Диалог с читателем. М., 1984.

75. Камянов В.И. Поэтический мир эпоса: О романе Л. Толстого «Война и мир». -М., 1978.

76. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1967.

77. Кедрова М.М. Русская классика и проблема восприятия (И.С. Тургенев). Калинин, 1986.

78. Кедрова М.М. И.С. Тургенев. Роль читательской памяти в творчестве писателя. Калинин, 1988.

79. Кедрова М.М. «Лишь слову жизнь дана.» Тверь, 1997,

80. Ковалев В. А. Поэтика Льва Толстого. Истоки. Традиции. -М., 1983.

81. Кони А.Ф. Л.Н. Толстой // Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников.-М., 1978.-Т. 1.

82. Короленко В.Г. Разговор с Толстым // Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников. -М., 1978. Т. 2.

83. Крамской И.Н. Письма. -М., 1937. Т. И.

84. Кузьминская Т.А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне. Воспоминания. -Тула, 1973.

85. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. -М.; Л., 1966.

86. Лакшин В.Я. Интервью и беседы с Львом Толстым. -М., 1986.

87. Лев Толстой и В.В. Стасов. Переписка 1878- 1906. Л., 1929.

88. Лев Толстой об искусстве и литературе. В 2 т. - М., 1958.

89. Левидов A.M. Автор образ - читатель. - Л., 1983.

90. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 17, 20.

91. Леонтьев К. О романах графа Л. Н. Толстого. Анализ, стиль и веяние. -М., 1911.

92. Лескин Е. Разбор и извлечение из романа «Война и мир». М., 1870.

93. Лесскис Г. Лев Толстой (1852-1869). М., 2000.

94. Линков В.Я. Лев Толстой: Жизнь и творчество. М., 1979.

95. Линков В.Я. Л. Толстой. М., 1982.

96. Литературные произведения в движении эпох. -М., 1979.

97. Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы // Литература реальность - литература. - Л., 1981.

98. Л.Н. Толстой в русской критике. М., 1952.

99. Л.Н. Толстой. Его жизнь и сочинения. Сборник статей. М., 1908.

100. Л.Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. В 2 т. М., 1978.

101. Л.Н. Толстой о литературе. М., 1955.

102. Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1978.

103. Л.Н. Толстой. Переписка с русскими писателями. М., 1962.

104. Л.Н. Толстой и современники. М., 1981.

105. Ломунов К.Н. Лев Толстой в современном мире. М., 1975.

106. Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М., 1972.

107. Ломунов К.Н. Лев Толстой об искусстве и литературе // Лев Толстой об искусстве и литературе. -М., 1958.

108. Ломунов К.Н. Ленин читает Толстого. М., 1974.

109. Львов-Рогачевский В.Л. От усадьбы к избе. М., 1928.

110. М. (Лесков Н.С. ) «Война и мир». Сочинение графа Л.Н. Толстого. Т. 6 // Биржевые ведомости. 1870. - № 149.

111. Маймин Е. А. Лев Толстой. Путь писателя.- М., 1978.

112. Маковицкий Д.П. У Толстого. Яснополянские записки. Кн. 3. -М., 1978.

113. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие. Л., 1972. - Вып. 1.

114. Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969.

115. Мережковский Д.С. Лев Толстой и Достоевский. М., 1995.

116. Милюков А.П. К портрету шести русских писателей // Русская старина. 1880. - Апрель.

117. Михайловский Н. Десница и шуйца Льва Толстого. М., 1873.

118. Михайловский Н.К. Сочинения. Т. 6. - СПб., 1897.

119. Молчанов В.В. К проблеме корреляции писательского замысла и читательского восприятия // Художественное восприятие. Л., 1971.

120. Мотылева Т.Л. «Война и мир» за рубежом: Переводы. Критика. Влияние. -М., 1978.

121. Мышковская Л.М. Мастерство Л.Н. Толстого. М., 1958.

122. Наброски начала «Войны и мира» // Литературное наследство. М., 1961.-Т. 69.-1 кн.

123. Науман Манфред. Введение в основные теоретические и методологические проблемы // Общество. Литература. Чтение. М., 1978.

124. Науман Манфред. Литературное произведение и история литературы. -М., 1984.

125. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.

126. Никитин П. (Ткачев П.Н.). Критический фельетон // Дело. 1875. -№5.

127. О литературе, писателях и читателях. Тверь, 1994.

128. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой как художник. СПб., 1905.

129. Овсяннико-Куликовский Д.Н. Л.Н. Толстой. СПб., 1908.

130. Одиноков В.Т. Поэтика романов Л.Н. Толстого. М., 1978.

131. Опульская Л.Д. Как же печатать «Войну и мир»? // Страницы истории русской литературы. М., 1971.

132. Органова О.Н. Специфика художественного восприятия. М., 1975.

133. Острогорский В. Произведения JI.H. Толстого как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми // Педагогический листок. 1875. - №3.

134. Островский К. С. Воздействие искусства на человека. Минск, 1969.

135. О Толстом. Сборник. -М., 1928.

136. Панов В. Л.Н. Толстой // Наш путь. 1910. - №7.

137. Переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Страховым. Спб., 1914.

138. Плеханов Г.В. Письма без адреса. М., 1956.

139. Плеханов Г.В. Заметки публициста (Отсюда и досюда). М., 1928.

140. Полнер Т.Н., Обнинский В.П. «Война и мир». Сборник. М., 1912.

141. Попов В.И. Справочный указатель к «Войне и миру» Льва Толстого. -Псков, 1912.

142. Потапов И.А. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Современность и история в романе, проблемы, композиции, роль пейзажа. -М., 1970.

143. Программа средней школы. Литература. VIII-X классы. М., 1946.

144. Программа средней школы. История русской литературы. VIII—XI классы, 1947.

145. Программа средней школы. Литература. VIII-X классы. М., 1948.

146. Программа средней школы. Литература. VIII-X классы М., 1949.

147. Программа средней школы. Литература. VIII-X классы. М., 1953.

148. Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы. -М., 1998.

149. Прозоров В.В. Читатель и литературный процесс. Саратов, 1975.

150. Прозоров В.В. О читателе адресате ранних рассказов А.П. Чехова // Художественное произведение и его читатель. - Калинин, 1980.

151. Рассадин Ст. Книга про читателя. М. , 1963.

152. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в русской критике. — Л., 1989.

153. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение» (историко-функциональное исследование). -М., 1991.

154. Русанов Г.А. Поездка в Ясную Поляну (24-25 августа 1883 года) // Толстовский ежегодник. М., 1912.

155. Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979.

156. Русская литература: Учебник для 9 класса средней школы. М., 1974.

157. Русская литература XIX века. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. -М., 2000. Ч. 2.

158. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М., 1959.

159. Сергеенко А.П. Рассказы о Толстом. М., 1978.

160. С.Н.К. Из литературных воспоминаний. // Исторический вестник. -1890. -№ 2.

161. Скабичевский А. Граф Л. Н. Толстой как художник и мыслитель. // Отечественные Записки. 1872.

162. Сливицкая О.В. «Война и мир» Л. Толстого:проблемы человеческого общения. Л., 1988.

163. Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. -М. , 1979.

164. Стивин (Ст. Шаумян). Кое-что о религии Л.Н. Толстого. Часть общепролетарского дела. М., 1981.

165. Строганов М.В. Автор герой - читатель и проблема жанра. - Калинин, 1989.

166. Строганов М.В. Творчество М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя в восприятии Л.Н. Толстого. Калинин, 1985.

167. Строганова Е.Н. История русской литературы последней трети XIX века. Тверь, 1998.

168. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.

169. Толстая С.А. Дневники: В 2 т. М., 1978.

170. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Юбилейное издание. -М., 1928-1958.

171. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. М., 1979.

172. Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 12 т. М.,

173. Толстой Л.Н. «Война и мир». М., 1977.

174. Толстой Л.Н. О литературе. Статьи. Письма. Дневники. -М., 1955.

175. Толстой Л. Об искусстве и литературе: В 2 т. М., 1958.

176. Толстовский ежегодник. М., 1912.

177. Тургенев И.С. Сочинения. Л.; М., 1933. Т. XII.

178. Фойер Кзтрин Б. Генезис «Войны и мира». Санкт-Петербург, 2002.

179. Фортунатов Н.М. Пути исканий. О мастерстве писателя. М., 1974.

180. Фортунатов Н.М. Творческая лаборатория Л. Толстого. Наблюдения и раздумья.-М., 1983.

181. Хализев В.Е. , Кормилов С.И. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». -М., 1983.

182. Храпченко М.Б. О некоторых направлениях литературоведческих исследований // Русская литература. 1973. - № 1.

183. Храпченко М.Б. Внутренние свойства и функция литературных произведений // Контекст. 1974. - М., 1975.

184. Храпченко М.Б. Время и жизнь литературных произведений // Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М., 1975.

185. Художественное восприятие. Л., 1971.

186. Художественное творчество и проблемы восприятия. Калинин, 1978.

187. Художественное восприятие: основные термины и понятия: (Словарь-справочник). Тверь, 1991.

188. Читатель в творческом сознании русских писателей. Калинин, 1986.

189. Шелгунов Н. В. Философия застоя. // Дело. 1870. - № 2.

190. Шифман А. И. Лев Толстой и Восток. М., 1971.

191. Шифман А. И. Страницы жизни Льва Толстого. М., 1983.

192. Шкловский В. Б. Лев Толстой. М., 1963.

193. Шкловский В. Б. Конвенция времени. // Вопросы литературы. 1969. -№ 3.

194. Шкловский В. Матерьял и стиль в романе Льва Толстого «Война и мир». -М, 1929.

195. Шкловский В. Гамбургский счет. -М., 1990.

196. Школьные программы. Литература. IX-XI классы. М., 1959.

197. Эйхенбаум Б. М. О прозе. О поэзии. Л., 1986.

198. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. 60-е годы. -М.; Л., 1931.

199. Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л., 1974.

200. Якобсон П. Н. Психология читательского восприятия. М., 1972.