автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Воздействие массовых коммуникаций на духовную культуру старшеклассников

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Сидоров, Виктор Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата истор. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Воздействие массовых коммуникаций на духовную культуру старшеклассников'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Воздействие массовых коммуникаций на духовную культуру старшеклассников"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

СИДОРОВ Виктор Александрович

ВОЗДЕЙСТВИЕ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (опыт историко-социологического анализа ■ современного радиовещания)

Специальность 23.00.03 — политическая культура

Специализированный совет Д—151.04.20

На правах рукописи

и идеология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва —1992

Актуальность исследования. Новое социально-политическое ачеотво общества требует активной деятельности лздей нового ¡клада, с иными, чем прежде, социальными и психологическими 'становкаш на базе новых экономических условий. Уже в ближайшее время станут полноправными членами общества представители юколения, чьи школьные годы примись на период перестройки. Яявление характерных черт, интересов и запросов этого поко-ения неразрывно связано с общегосударственной задачей - дать ростор инициативе человека, направить ее в русло личной и бщественной заинтересованности.

Решение этой задачи - часть проблемы формирования обгце-твеняого сознания старшеклассников (мировоззрение, мораль, стетическое сознание и т.д.), включаемого в сферу развития уховной культуры, в данном случае юношества. Как известно, редметную форму существования духовной культуры образуют езультаты духовной деятельности лвдей - различные цредстав-ения и идеи, научные значил, произведения искусства, моральна нормы и пр., а сама духовная культура существует в двух еразравно связанных мевду собой формах: в форме духовных ачеств человека и в форме духовных ценностей. В результате акционирования духовной культуры происходит формирование ду-звного облика человека: его мировоззрения, политических, завственных, художественных, религиозных взглядов, достиже-ш определенного уровня образования и т.п.

Специфика старшеклассников как части юношеской социально-гмографической группы общества заключается в том, что в этом ззрасте происходит первое осмысленное приобщение к духовным знностям, адресуемым уке не детям, а взрослым. Старшеклассни-1 вступают в новый этап формирования их духовного мира.

Особенность этого этапа проявляется превде всего в его геническом характере: происходит ограниченное приобщение духовным ценностям, созданным предшествующими поколениями >тому, что у юношей недостаточен жизненный опыт, включенность деятельность и активный межличностный информационный оборот; 'ховные качества личности в этом возрасте формируются преиму-ютвенно в процессе целенаправленного воспитания и в меньшей

- 2 -

мере под воздействием общественного бытия.

И все же две формы существования духовной культуры в среде старшеклассников недопустимо сводить к их ученическому характеру. В поступках, суждениях, отношениях с окружавшим проявляется, как и у взрослого человека, духовные качества личности старшеклассника, имеющие самостоятельное значение. Такое ве самостоятельное значение имеет и включенность юношества в процесс выработки духовных ценностей, которые,правда, в своем большинстве не выходят за пределы юношеской, субкультуры, но истории известны примеры, когда духовные ценности созданные очень молодыми лвдьми получали общечеловеческое значение.

КНошество чрезвычайно подвижно, духовно экспрессивно, подвержено разнообразным влияниям при одновременной устойчивости черт характера, поведения, связанных с возрастом молодых людей от 14 до 17 лет. В эти годы происходит в главном фс мирование социальных, нравственных и гражданских позиций чело века, начинается его самореализация, й от того, кто и какое воздействие окажет на формирующуюся духовную культуру юношества, во многом зависит уровень культуры общества в перспективе, его гражданский облик.

Процесс распространения духовных ценностей осуществляете через социальные и государственные институты - семью, шкалу, неформальные группы, учреждения культуры, средства массовой информации (СМИ). В последние годы, как отмечается многими исследователями,в обстановке гласности именно СМИ стали наиболее мобильным и широким каналом распространения духовных представлений и оказали глубокое воздействие на умонастроения аудитории.

В этих условиях чрезвычайную злободневность .приобретает изучение деятельности СМИ, причастных к формированию духовное облика шсиества, выработке подходов и взглядов на процесс воспитания старшеклассников. Сегодня СМИ во многом определяю; гражданское лицо тех, кто завтра вступит во взрослую жизнь, I послезавтра займет ключевые позиции в обществе. Изучение дея. тельностк СМИ немыслимо без знания карты интересов их аудито-

зии: социально-психологических особенностей людей, спектра ах эолитических, экономических и нравственных воззрений.

Особое место в процессе формирования духовной культуры юдраставдего поколения принадлежит радиовещанию, к которому з последнее время возникла новая водна интереса, вначале потесненного телевидением. Радиовещание все более осознается как своеобразный институт культуры и как ее явление.

Более всего это определение касается детских редакций задио, в которых представлены практически все виды вещания -общественно-политическое, музыкальное, литературно-драматиче-жое, научно-образовательное, спортивное, к тому же каздое 13 них имеет внутреннюю градацию по возрасту слушателей - от замых маленьких до старшеклассников.

Одновременно с возрастанием роли радиовещания стали от-1етл1Шо заметны сложности его развития и функционирования, этставание от запросов аудитории, а также организационные затруднения, связанные как с радикальными общественно-яолитиче-;кими переменами периода 1985-91 гг., так и с управленческо-юлевыми решениями вышестоящих органов.

Новая общественная ситуация побуждает к критической оценке юздействия массовых информационных процессов на становление 1уховной культуры старшеклассников, к анализу взаимодействия >адиовещания для юношества со своей аудиторией в современных ) бще с тв енно-политич ее ких условиях для определения его роли в ¡тановлении духовного мира юношества...

Состояние научной разработанности проблемы.Рассматриваемая цэоблема носит комплексный, междисциплинарный характер. Различ-ше ее аспекты нашли освещение в работах педагогов, психологов, голитологов, социологов, специалистов в области теории и практики СМИ. Так, деятельность СМИ в условиях перестройки, совре-1енный опыт журналистики обстоятельно анализируются, в частности, в исследованиях Б.М.Горохова, Я.Н.Засурского, А.Г.Мен-[елеева, Е.П.Прохорова, И.Д.Фомичевой и др.-'-. Социологические

Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. - М., 1986; Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. -М.,1989; Засурский Я.Н., Елажнов Е.А., Шконяин М.В. и др. зурналистика и политика,-М.. 1987; Менделеев А.г., Казутин д.В . Диалоги о демократии. - И., 1988; Фомичева и.Д.

Йечать.телевидение и радио в жизни советского человека. -., 1987 и др.

аспекты изучения аудитории средств массовой информации, методологии и методики проведения социологических исследований -в работах Б.А.Грушина, В.С.Коробейникова, Л.Г.Свитич, Б.М. Фирсова й т..д. .

Опыт радиовещания для юношества, тем более в аспекте взя той наш; проблематики, отражен фрагментарно, обобщающих работ еще нет. Однако значительным шагом вперед стала диссертационная работа И.А.Руденко2, на результата которой во многом опирается и это исследование. Многие подходы к современному разрешению возникающих проблем можно найти в пособиях, монографиях и статьях, посвященных деятельности радиовещания в целом или его взаимодействия с другими СМИ. Среди авторов, например следует выделить Э.Г.Багирова, Р. А. Бор едкого, Г.Н.Вачнадзе, В.Б.Егорова, Д.И.Любосветова, В.Н.^ужникова, В.С.Хелемендика, А.Я.Юровского и др.3.

Проблема формирования духовной культуры старшеклассников с участием радиовещания рассматривается не только в плоскости изучения массовых информационных процессов, но и вопросов педагогики, молодежного движения, научного атеизма, духовности, нравственности, политической и художественной культуры мо додежи и т.д. работы педагогов, психологов, специалистов по научному атеизму, культурологов естественным образом дополняются трудами писателей и публицистов, много и плодотворно раз

1. £рушн Б.А., Федотова Л. Н., Таршис Е.Я. и др. массовая информация в советском промышленном городе: Опыт комплекс, социол. иссдед. Под общ. ред.Грушина Б.А. - М.,1980; Коробейников B.C. Вздакция и аудитория: Социологический анализ - М., 1983; Федотова Л.Н. контент-аналитические исследования шт.- - М.,1988 и др.

2. Еудеяко И.А. Радиовещание для детей и юношества: становление, развитие, проблемы современного функционирования: Автореф. дис. на соиск. учен.степ.канд.филол.наук / МГУ им.м.В.Ломоносова. Фак. журналистики. Каф. телевидения и радиовещания. -М.,1986.

3. Еагиров Э.Г., Боредкий P.A., Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. - М. ,1987; Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации - их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси,1989; Егоров В.З. Советское телевидение в системе гласности. - М.,1988; Основы радиожурналистики / Рудников В.Н., Тхагушев И.Н., Любосветов д.и. и др. - М.,1984 и т.д.

- 5 -

«шалящих над молодежной темой*.

Однако при воем обилии разнообразной специальной литера-■уры и публицистики по затронутым проблемам нельзя не отметить, [то радиовещание для юношества и его взаимодействие с аудито-1ией рассматривалось эпизодически и, может быть, поэтому до ¡их пор радиожурналистика для старшеклассников основывается ■ревде всего на эмпирическом опыте, слабо подкрепленном тео-ией. Все это значительно затрудняет формирование целостной аучной концепции включения радиовещания в общий процесс уп-авления ростом духовной культуры юношества, которая позволила й более эффективно, чем это наблюдается в настоящее время, оздействовать на аудитории.

Цель настоящего исследования. Определить роль радиовещания системе средств массовой информации с точки зрения его учас-ия в формировании духовной культуры подрастающего поколения а современном этапе социально-политического развития страны, босновать новые подходы к назревшему качественному преобразо-анию юношеского радиовещания и выработать педагогически целесообразные научно-практические рекомендации для усиления его содействия на становление духовного облика старшеклассников, задавая особое значение укреплению взаимодействия радкозеца-ая со своей аудиторией. Исходя из этой цели, ее актуальности состояния научной разработанности проблемы, основные задает ^стоящего исследования moeho свести к следующему:

- с учетом социально-психологических особенностей юноше-сва рассмотреть влияние на сознание старшеклассников массовых

, Аптекман Д.Н. Атеистическое воспитание: условия и принципы перестройки. - IL, 1988; Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышления социолога. - М. ,1988; Блаянов S.A. Зрелость сознания: о формировании политической, культуры молодежи. - М., 1987; воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. -М., 1990; Дубровицкий И.В. Большая перемена. - М.» 1991; }£уховицкий JLA. Всё, в чем вы нувдаетесь... - М., 1990; Иконникова C.H« Молодежь как социально-демографическая группа // Преемственность поколений как социолог'ическая проблема. - М., 1973; Комаров Е.Г. Шлитическая культура молодежи. - М., 1986; Кон И.С. Социология личности. - М.,1967; Сухо-млшский В.А. О воспитании. - М.,1985; Шеотаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной "массовой культуры". - М.,1988 и др.

информационных процессов в контексте современного социально-политического состояния общества;

- критически проанализировать деятельность популярных СМ.' по наиболее острым аспектам формирования духовной культуры старшеклассников;

- на основе проведенных автором социологических наблвден; составить карту важнейших информационных интересов старшеклас сников и требований, предъявляемых шв к СМИ;

- для определения глубины воздействия радиовещания на ду. ховный мир юношества проанализировать полученный социологический материал и на его основе выделить наиболее перспективны' направления деятельности радиожурналистов по формированию ду~ ховного облика старшеклассников;

- выработать конкретные предлояения, корректирующие формы и методы работы радиовещания для юношества адекватно новым об щественно-политическим условиям, с учетом запросов аудитории.

Хронологически исследование охватывает период 1985-91 гг время глубочайших перемен в жизни общества, ощутимо коснувших ся юношества и радикально изменивших условия функционирования СМИ. Важнейшим рубежом в этот период стал 1991 год. Сложнейша общественно-политическая и социально-экономическая ситуация этого года предопределила то внимание, которое ему уделяется диссертации. Шесте с тем публикации ученых, нурналистов-пран тиков, накопленный автором эмпирический материал позволили в некоторых случаях раздвинуть рамки исследования до начала 70-х гг. для прослеживания отдельных процессов в динамике их развития.

Методологической базой исследования служит теоретическое наследие классиков обществоведения, труды отечественных и зар бежных авторов по проблемам философии, социологии, истории, педагогики, средств массовой информации, произведения писателей и публицистов, связанные с различными аспектами затронутс проблематики, которые автор попытался осмыслить в контексте современных социально-политических процессов. Ванными источнх ками стали политические документы исследуемого периода.

Эмпирическую базу исследования составили публикации в щ ральных и местных газетах (за период 1985-91 гг.: "Комсомольс

правда", "Ленинградская правда"1, "Литературная газета", "Правда", "Смена", "Советская Россия"; за 1991 г.: "Мегаполис-Экспресс", "Московский комсомолец" и др.-), телепередачи I канала из Москвы, Ленинградского2 телевидения, передачи для старшеклассников радиостанции "Смена" Государственной телерадиовещательной компании "Останкино" (бывш.Главная редакция вещания для детей и юношества Всесоюзного радио Гостелерадио СССР), материалы Центра изучения общественного мнения (ЦЮМ) той же телерадиовещательной компании. Вабор широкого круга изданий обусловлен не только их местом в структуре СМИ, но и тем реальным влиянием, которое они оказывают на формирование духовного облика старшеклассников, а также на выработку обществом новых подходов к воспитанию подрастающего поколения.

Для достижения большей глубины исследования использовались различные социологические методы, в т.ч. наблюдения,результаты которых в своей совокупности позволили выйти на уровень обобщения и конкретных рекомендаций. Среди использованных методов:

- анализ текущей периодики по затронутым в диссертации проблемам;

- социально-психологический опрос 75 учащихся старших классов в г.Уфе и поселке городского типа Яиауле, проведенный автором диссертации в декабре 1990 г. с целью выявления современной структуры информационного поля юношества и градации его составляющих по степени их влияния на старшеклассников;

- контент-анализ специальным образом вызванной в мае

1991 г. редакционной почты (неформализованная анкета) радиостанции "Смена" по разработанной автором исследования методике для определения рейтинга составляющих информационного поля юношества по характеру информации;

- анкетирование более 400 московских старшеклассников в октябре 1991 г. для выяснения их отношения к радиовещанию, причин невнимания к нему определенной части школьников, а также составления карты информационных интересов и запросов старшеклассников, уровня их требований к СМИ, включая радио-

1. С сентября 1991 г. - "Санкт-Штербургские ведомости".

2. С сентября 1991 г. - Телевидение Санкт-Петербурга.

вещание.

В совокупности система из конкретных исследовательских методик позволяет определить наиболее эффективные направления работы радиовещания с целью усиления его влияния на формирование духовной культуры юношества.

Научная новизна исследования состоит в комплексном переосмыслении роли радиовещания для старшеклассников в системе массовых коммуникаций с точки зрения его участия в форсировании духовной культуры юношества. Так, итоги социологических исследований и наблюдений, проведенных в рамках диссертационной работы, свидетельствуют о том, что по уровню своего влияния на старшеклассников адресованное им радиовещание входит в группу лидеров среди всех участников массовых информационных процессов: от 30 до 40 процентов молодых лвдей в возрасте 14-17 лет уверенно выделяют радиопередачи для юношества как источник информации, а 6 процентов юношей и девушек считают себя постоянной аудиторией радио для старшеклассников.

Между тем реальное влияние юношеского радиовещания на духовный, облик своей аудитории значительно ниже его потенциала ных возможностей: социологические данные говорят о высоком уро: не требований старшеклассников к проблематике СМИ, включая и. радиовещание, которое ни по одной из предложенных респондентам проблем не удовлетворяет запросы аудитории (удовлетворенность старшеклассников различными видами адресованного им радиовещания в 3 и более число раз ниже уровня их запросов). Характерно, что за период с 1985 по 1991 г. редакционная почта основных изданий радиостанции "Смена" упала втрое. На этот процесс оказала свое влияние целая группа объективных и субъективных причин:

- с наступлением гласности увеличился интерес со стороны старшеклассников к газетно-журнальной периодике;

- сильным конкурентом стала видеопродукция;

- к концу 1991 г. объем вещания радиостанции "Смена" по независящим от нее обстоятельствам снизился на 10,2; ■

- окрепли и усилили свое влияние на аудиторию родственные редакции вещания для детей и юношества в областных и республиканских центрах;

- в отдельных крупнейших городах страны, например, в 3.-№тербурге, прекращена былая централизованная ретрансляция радиопередач из Москвы по проводным каналам I программы, к время заняла продукция местного вещания;

- до сих пор не во всех семьях есть транзисторные прием-шки, а имеющиеся включаются эпизодически из-за укоренившейся фиученности населения к прослушивании отечественных радиопро-■рамм по проводному вещанию, что снижает количество старше-слассников, которые могли бы стать частью аудитории юношеского радиовещания из Москвы;

- творческий коллектив радиостанции "Смена" несвоевременно отреагировал на объективные перемены в аудитории и потерял ри этом часть возможностей ее динамического обновления на ос-ове преемственности форм и методов как самого радиовещания, ак и его взаимодействия со слушателями.

В основе значительной части перечисленных причин усмат-ивается более глубокая, общеполитического свойства предпо-ылка - в период 1985-91 гг. на все общественные и социально процессы в стране оказывали свое мощное воздействие цент-обеаные силы, в итоге приведшие к распаду СССР.

Автором установлено, что к концу 1991 г. назрела обуслов-энная новой общественно-политической ситуацией необходимость иествеиного преобразования радиовещания для юношества с злыо объективно возможного повышения его роли в формировании ровной культуры старшеклассников. Исходя из потребностей )актики радиовещания, учитывая сложившуюся общественно-поли-1чеокую реальность, принимая во внимание исключительно боль->е значение для формирования духовного облика юношества мас-шых информационных процессов, несущих в себе как духовно нравственно здоровое начало, так и негативно воздействующих I сознание молодого поколения, автором выработаны новые ме-дические подходы к функционированию радиовещания для стар-классников. Эти подходы базируются:

- на оценках политологов, социологов, экономистов об-ственно-политической и социально-экономической ситуации в ране на конец 1991 г. '

- 10 -

- на изучении диссертантом информационных процессов, про-теканцих в юношеской среде» и выделении при этом особого значения для становления з современных условиях духовного облика старшеклассников политической, религиозной и развлекательной информации;

- на составленной в ходе предпринятого исследования карм интересов и запрооов юношеской аудитории радио.

Эти подходы определяется следующим:

- современное радиовещание, работавшее в условиях становления плюралистического гражданского общества, более не может быть проводником одной, отдельно взятой идеологии, единого мировоззрения, единых политических, нравственных, эстетически; оценок;

- в основу современной вещательной политики должны быть положены проверенные временем общечеловеческие и общенародные гуманистические, патриотические и другие ценности;

- политическая информация не должна способствовать орган: зационному вовлечаниэ старшеклассников, как еще не достигших полноты гражданских прав и обязанностей в соответствии с Конституцией, в политические партии и движения;

- в сознание старшеклассников необходимо вносить элемент политической культуры как базу для дальнейшего политического самоопределения шоеей и девушек по достижении ими 18 лет;

- радиовещание не мохет быть ни исключительно атеистиче-оким, ни рупором религиозного мировоззрения, тем более одной конфессии; в основу вещания доляен быть заложен принцип неуко яительной светскости;

- в новых условиях не только не отменяются, а наоборот особо подчеркиваются принципы научности вещания и его высокой художественности.

Среди новых подходов к участив радиовещания в формировав духовной культуры юношества следует выделить обоснованную автором необходимость воспитания в старшеклассниках чувства предприимчивости, понимаемой как потенция к экономическому, социальному, научному и художественному творчеству личности 1 условиях становления в стране рыночных отношений. В связи с

этим вносятся коррективы в содержание традиционных качеств личности, таких как гражданская активность и патриотизм.

Важным итогом предпринятого исследования стали практические рекомендации в адрес творческого коллектива радиостанции "Смена" в целях укрепления его взаимодействия с юношеской аудиторией и повышения на этой основе его роли в формировании духовного облика радиослушателей.

Практическое, значение диссертации - в обобщении опита, который может быть использован как исследователями творчества радиожурналистов, так и организаторами радиовещания. Выводы и конкретные предложения могут представлять собой практический интерес для редакционных коллективов, работающих в СМИ для детей.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры средств массовой информации российской Академии управления и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены автором в статье "Воздействие средств массовой информации на духовную культуру молодежи" // "Пресса: опыт, проблемы и тенденции". - М.: РАУД992; в отчот?е "Радиовещание в информационном поле юношества", подготовленном для руководства радиостанции "Ояена" (I п.л. - октябрь 1991 г.); в сообщении на Всесоюзной научно-практической конференции "Средства массовой информации в гравданском обществе" (0,3 п.л. -21-22 февр.1991 г., АОН ЦК КПСС); в докладе на собрании редакционного коллектива радиостанции "Смена" по итогам социологических исследований слушательской аудитории (I п.л. -4 дек.1991 г.).

Структура и содержание диссертации определены логикой научного анализа специальной литературы, текущей периодики, теле- и радиопередач, проведения социологических исследований. Диссертация состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, и заключения.

Во введении обосновываются выбор и актуальность темы, вычленяется проблема исследования, объект изучения, определяются цель и задачи, методологическая основа и эмпирическая база работы, характеризуются изученность и степень новизны предпринятого исследования и его практическая значимость.

- 12 -

Первая глава - "Средства массовой информации как субъект воздействия на становление духовного облика старшеклассников" ■ рассматривает массовые информационные процессы в юношеской среде с учетом возрастных, социальных, нравственных, психофизиологических особенностей старшеклассников, представляющих собой специфическую социально-демографическую группу общества. В этой главе на основе работ философов, социологов, педагогов раскрывается понимание духовной культуры юношества и подчеркнуты наиболее существенные черты личности старшеклассников,да-щие базу для дальнейших оценок роли СМИ в формировании духовной культуры молодого поколения.

Характер функционирования социальной информации в юношеской среде предопределен своеобразием юношества. Старшеклассникам свойственно накапливать информацию, активно ею обмениваться, воспринимать ее в качестве самоценного факта действительности, проявляя особый интерес к наиболее жгучим для этого возраста проблемам бытия. Ценность той или иной информации в сознании старшеклассников может быть деформированной, вплоть до смены знаков на противоположные. На этот процесс оказывают свое воздействие возрастные особенности юношества (доверчивость, с одной стороны, с другой - резкая критичность в восприятии действительности), уровень его образованности,социальная среда, СМИ.

Анализ научных и публицистических источников,материалов радиовещания позволил зафиксировать содержательные и структурные изменения в информационном поле юношества. К традиционным его составляющим в изучаемый период добавились новые -компьютеры, видеопродукция; усилила свое интенсивное влияние на молодежь отошедшая было в предыдущие годы на социокультурную периферию церковь. В качественно новом облике вернулись в поле зрения юношества политические акции - демонстрации, митинги, собрания. По свидетельству исследователей, к началу 90-х гг. в стране сложилась социокультурная ситуация, не имеющая аналогов в прошлой?- и оказавшая свое воздействие на массо-

I. Шендрик А. И. Духовная культура молодежи как объект социологического исследования: Автореф. дис. на соиск.учен.степ. д-ра соц.наук в форме науч. докл. / Акад.обществ.наук Щ КГОС. - М.,1991. - С.36.

вые информационные процессы в молодежной среде. В условиях гласности произошло сначала ослабление тотального контроля государства за духовной жизнью общества, а потом и полный )тказ от него. Вэлучила распространение ранее запрещавшаяся шформация, став на значительное время наиболее притягатель-юй (со всеми ее плюсами и минусами) для юношества-'-. Проведений социально-психологический опрос среди учащихся старших слассов Башкирии подтвердил подмеченные исследователями и пуб-шцистами тенденции массового увлечения низкопробной видео-[родукцией в противовес незначительному интересу к литературе, ■еатру, классической и народной музыке.

Как показывают исследования А.И.Шендрика, И.В.Бестужева-дды, публицистика Л.А.Луховицкого и др. авторов, анализ регулярных обобщений редакционной почты, проводимый ЦИОМ теле-¡адиокомпании "Останкино", а также систематизация публикаций газетах, взятых диссертантом в качестве эмпирической базы, а период 1985-91 гг. в глазах старшеклассников по разным причинам резко возросло значение политической, религиозной и раз-лекательной информации. Этим видам социальной информации уде-ено в данной главе особое внимание, как оказывающим, в частости через СМИ, наиболее сильное воздействие на духовный мир таршеклассников. Это обстоятельство побудило автора критиче-ки рассмотреть деятельность СМИ по названной проблематике и, ак итог анализа, сформулировать рекомендации, в первую оче-едь в адрес юношеского радиовещания.

Изучение газетной периодики, практики теле- и радиопере-ач выявило несбалансированный подход СМИ к политизации ду-овного мира юношества. Многочисленные примеры доказывают,что ачался процесс разделения старшеклассников по политическим агерям, что, по мнению автора, негуманно и антипедагогично.

Политизация сознания юношества, а там более его реальное шобщение к политическим акциям в условиях многопартийности, з мнению автора, имеет свой четко обозначенный предел: стар, Комиссаров С.Н., Наместникова И.В. Культура в свете нового мышления: (учебное пособие) / Акад.обществ.наук ЦК КГЕС. Каф.социол.дух.-цдеолог. сферы. -М.,1991. - С.44.

шеклассники (как еще не имеющие всей полноты гражданских прав и обязанностей) не должны организационно вовлекаться в деятельность партий, политических движений. Для СМИ, ориентированных на юношескую аудиторию, это означает необходимость проявлять определенную сдержанность в освещении политических событий и проблем.

Несомненно, что старшеклассникам должны прививаться начала политических знаний, как составная часть духовной культуры общества и как база для последущей выработки каждым молодым человеком личных политических взглядов. Процесс приобще ния подрастающего поколения к политическим знаниям должен быт максимально удален от узкопартийных задач и прочно увязан с общенародными интересами. Такой общей для всех здоровых политических воззрений может и должна стать идея патриотизма,любви к Родине, гордости за ее историю и народ. Но, несомненно, в настоящее время требуется и новое осмысление патриотизма, под которым надо понимать также неразъединенность личности и общества, знание проблем и забот своего народа, понимание необходимости творческого труда, активного предпринимательства ради увеличения богатства страны и каждого человека в отдельности.

Анализ газетной периодики, материалов телевидения и ради вещания, особенно в последние два года (1990-91), позволяет утверждать, что приобщение юношеской аудитории н религиозному культурному наследию обернулось открытой пропагандой религиог ного мировоззрения. Научная атеистическая работа в СМИ практически свернута. На это указывают и радиослушатели, что неоднократно подчеркивалось ЩОМ в материалах экспресс-анализа почты радио. Результаты не замедлили сказаться: данные социологии свидетельствуют о том, что каждый второй молодой челов< убежден в нравственной силе веры в бога^. Не звучат атеистиче ские мотивы и в передачах радиостанции "Смена" в то время, как проведенный, анализ почты принес факты научной безграмотности одних радиослушателей и ярко выраженного идеалистического взгляда на естественную историю и общественное бытие -

I. Шендрик А.И. Духовная культура молодежи... - С.41.

пругих. Бесспорно, что вульгарная форма атеизма, как отмечается рядом исследователей, изжила себя, тленно теперь чрезвычайно актуально замечание К.маркса "поменьше щеголять вывеской "атеизма" ... и лучше пропагандировать содержание философии среди народа"^-. Т.е. практика массовых информационных процессов приносит все новые доказательства жизненности строгого соблюдения принципа научности деятельности СМИ.

Значительное расширение развлекательных информационных каналов для юношества и молодежи вместе с обозначившимися позитивными переменами в сфере досуга открыло шлюзы образцам так называемой "массовой культуры", которая, по мнению всех исследователей, оказывает самое негативное воздействие на формирование духовной культуры молодого поколения. З^пех наступления "массовой культуры" предопределила отмечаемая специалистами психологическая установка молодежи на развлечения в их наиболее доступной форме.,По мнению диссертанта, противодействие "массовой культуре" со стороны общества неадекватно ее напору, в первую очередь потому что еще не выработана на государственном уровне целостная программа воспитания подрастающего поколения на новом этапе социально-политического развития. Тем не менее многое для стабилизации нравственной атмосферы детства и юности может сделать радиовещание, юношеская аудитория которого, по полученным в настоящем исследовании данным, весной 1991 г. колебалась в пределах от 30 до 40 процентов старшеклассников (кроме Москвы)

Во второй главе - "Повышение эффективности взаимодействия юношеского радиовещания со своей аудиторией - важнейшее условие роста его влияния на формирование духовной культуры старшеклассников" - анализируются результаты проведенных автором в 1991 г. конкретных социологических исследований аудитории радиостанции "Смена" как крупнейшего в стране творческого кол-

1. Маркс К. Письмо Арнольду Руге // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -Т.27. - С.370.

2. В Москве, по полученным диссертантом результатам исследования юношеской аудитории радио, число слушающих передачи радиостанции "Смена" больше, чем на периферии, на 15%.

лекгива радиожурналистов, работающего на аудиторию школьников.

В изучаемый период цроизошли радикальные изменения в системе СМИ. Сначала они характеризовались ослаблением партийного и государственного контроля за деятельностью СМИ, потом - появ лением СМИ с иной, чем коммунистическая, идеологией. На послед нем этапе, в 1991 г., произошла фактическая ликвидация коммунистической печати как целостной системы. Существенные перемен: произошли и с аудиовизуальными СМИ: в России сложились две государственные телерадиокомпании, ушло в прошлое Гостелерадио СССР как жестко централизованная иерархическая пирамида центрального, республиканских и местных телерадиокомитетов.

Перевод трансляции передач бывшего Всесоюзного радио с пе] вого проводного канала на третий, изъятие в пользу "1&дио Юс-сш" мощных передатчиков привели к тому, что, в частности, 13% старшеклассников (по данным анкетирования московских школьников) или третья часть ранее слушавших передачи радиостанции "Смена" лишились этой возможности. Шошеское радиовещание в меняющейся системе СМИ поставлено перед проблемой, как найти новые возможности, соответствующие сложившимся условиям, не только для продолкения своей деятельности, но и усиления своего влияния на формирование духовной культуры старшеклассников. Иленно поэтому возникла острая потребность изучить современное состояние аудитории радиовещания для юношества, составить карту ее интересов и запросов. Проведенное диссертантом анкетирование стало частью решения этой задачи.

Анкетирование московских старшеклассников осенью 1991 г. выявило структуру аудитории радиовещания для юношества: только 3% старшеклассников слушают адресованные им передачи часто и регулярно; 3% - редко, но регулярно. московских старшеклассников входят в непостоянную, колеблющуюся аудиторию, у которой нет потребности включать радио регулярно, но и нет чувства отторжения от юношеских радиопрограмм в противовес 25% старшеклассников, которые вообще не считают нужным слушать передачи "Смены", в ходе исследования составлена карта интересов и запросов старшеклассников к тематике СМИ, в частности радио:

а) по научно-образовательному каналу - 53% старшеклассников хотят получить помощь в овладении иностранными языками;

40% школьников выразили желание принять участие во всевозможных научных викторинах и играх; 25% - ждут помощи в овладении зкольной программой; 23% опрошенных проявляют интерес к космонавтике и астрономии, а 22% - к вопросам экологии;

б) по публицистическому каналу - 58% старшеклассников волнуют молодежные проблемы; 56% - тема выбора жизненного пути; 43$ опрошенных интересуют вопросы политики;

в) по литературно-художественному каналу - 39% старшекяас-зников ждут информации о культурной жизни страны; 27% - о творчестве писателей и худонников; 26% опрошенных волнует проблемы нравственности, а 17% старшеклассников хотели бы с помощью Ж расширить свои цредставления о круге чтения.

Изучение запросов и настроений юношества вццвигает на пер-эый план ранее незаметные проблемы, тесно связанные с вопросами становления духовной культуры старшеклассников в новых истори-зеских условиях и определяемые характером социально-экономи-1еской и общественно-политической атмосферы конца 1991 г.:

- практически каждый пятый старшеклассник (23%) живет в зостоянии неуверенности в себе и своем будущем - так отреагировало юношество на доминирующие в обществе тревожные ожидания рыночной экономики, массовой безработицы, которая, по уверениям ряда СМИ, прежде всего коснется молодежи;

- одновременно зафиксировано значительное внимание старшеклассников к проблемам предпринимательства, делового успеха.

В связи с этим в диссертации обоснованы новые подходы к шределеншо роли радиовещания в формировании духовной культуры скошества. Среди них:

- воспитание научно а граждански взвешенного взгляда на действительность без запугивания неизбежными сложностями ста-ювления судьбы молодого человека, без самообмена о легкости

я всеобщей доступности жизненного успеха. Коротко этот принцип доено назвать императивом трезвого оптимизма;

- культивирование в среде старшеклассников отрешения к тредприимчивости, понимания предприимчивости как приводного эемня челозеческого прогресса. Но при этом необходимо провести зезкую грань, отделяющую предприимчивость, склонность к научно-

- 18 -

му и социальному творчеству от голого практицизма,делячеетва и неразборчивости в средствах достижения цели;

- критический пересмотр накопленного за десятилетия опыта работы бывшей Славной редакции вещания для детей и юношества Всесоюзного радио по формированию духовной культуры подрастающего поколения с целью сохранения исторической преемственности творческого и педагогического процессов.

Практический интерес представляет собой изучение и актив-няй части слушательской аудитории радиовещания для юношества, которую с известной осторожностью автор отождествляет с 3% старшеклассников, через анкеты давших звать о себе, как о постоянных слушателях адресованных юношеству радиопрограмм.

Изучение этой части аудитории проводилось методой неформального опроса: автор выступил у микрофона, рассказал слушателям о целях и задачах исследования, попросил в письмах на радио назвать те источники информации, к которым они прибегают или доверят более других. Пришедшие письма постоянных радиослушателе! были подвергнуты формализованному анализу. Полученные данные позволили представить себе и облик активной части аудитории, и характер ее запросов.

Например, почта свидетельствует о крайне низком уровне ие тереса откликнувшихся к литературе - его продемонстрировали только 22$ респондентов; к театру - 2$, художественным выставкам - 1%, музеям - 0,6$ и т.д. (Подавляющее большинство писем получено из РС5СР, только некоторые из Белоруссии, Украины и Фзахстана).

Контент-анализ слушательской почты дал возможность установить рейтинг видов вещания для старшеклассников: 40,8$ слушг телей предпочитают музыкальные передачи; 14,1$ - публицистические; 9,6$ - научно-образовательные; 9,4$ - развлекательные и 7,6$ отдают симпатии литературно-драматическому радиовещанию.

Сравнение результатов анкетирования московских школьнике! и контент-анализа почты в той их части, где речь идет о при-, чинах неудовлетворенности радиовещанием для юношества со стороны аудитории, позволило установить, что около трети постоянных слушателей и примерно столько же среди предпочитающих вообще не слушать адресованные им радиопередачи сходятся в

резкой неудовлетворенности интеллектуальным уровнем вещания, которое все еще ориентируется на некоего "усредненного" слу-лателя. Среди связанных с этими итогами практических рекомендаций в адрес радиостанции "Смена" автором также сделан вывод о необходимости дополнительно изучить проблему организации новых радиоизданий повышенной интеллектуальной сложности для усиления влияния радиовещания на формирование духовной культуры старшеклассников. По мнению диссертанта, эта проблема назрела и в связи о обострившейся потребностью общества в подъеме уровня культуры и образования молодого поколения.

Заключение. Подводятся итоги исследования, обобщаются выводы и рекомендации по проблемам формирования духовной культуры юношества с участием радиовещания, выносятся практические рекомендации в адрес творческого коллектива радиостанции "Смена".

Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в публикациях:

- Воздействие средств массовой информации на духовную культуру молодежи // Пресса: опыт, проблемы и тенденции. -И.: РАУ, 1992. - I п.л.

- Бусленко Н.И. Диверсанты с микрофонами. Ростов н/Д., 1987 // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. - 1988. - 15 4. - Рец. на монографию Н.И.Бусленко "Диверсанты о микрофонами". - ОД п.л.

- Гласность на ленинградском экране // Телевидение на рубеже двух вексв: (Материалы Международной научно-практической конференции). - М., 1989. - 0,7 п.л»

- Роль радиовещания в формировании нового мышления: (тезисы выступления) // Средства массовой информации в формировании нового мышления / Материалы научно-практической конференции, Ленинград, 19-20 апреля 1989 г. - Л., 1989. -

0,3 п.л.

XXX