автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Массовые коммуникации как фактор социокультурной глобализации

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Лобанова, Юлия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Массовые коммуникации как фактор социокультурной глобализации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Массовые коммуникации как фактор социокультурной глобализации"

На правах рукописи

ЛОБАНОВА ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва-2012

005009410

Диссертация выполнена на кафедре философии и истории ФГБОУ ВПО Московского государственного индустриального университета

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Никольский Владимир Святославович,

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Сидоренко Николай Иванович кандидат философских наук, доцент Баринов Дмитрий Николаевич

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО Российский государственный

университет инновационных технологий и предпринимательства

Защита состоится 20 февраля 2012 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.142.07 в ФГБОУ ВПО Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» по адресу: 127055, г. Москва, Вадков-ский переулок, д. За, ауд. 503.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО Московского государственного технологического университета «СТАНКИН».

Автореферат разослан «)(р » -^/¿Шч 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д. 212.142.07

к. филос. н., доцент (Ъг^Г^^1^ B.C. Кугкин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется бурным технологическим ростом, развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением новых и качественным изменением существовавших ранее средств массовой коммуникации. Параллельно набирает силу процесс глобализации и обостряется возникшая в связи с ним проблема нивелирования локальных культур. Роль массовой коммуникации в современных общественных процессах чрезвычайно велика: на настоящем этапе массовые коммуникации не только интенсифицируют процесс развития общества, выступая катализатором основных изменений, но и фактически становятся силой, конструирующей реальность и лежащей в основе общественной системы.

В настоящее время можно говорить о глубокой разработанности самых разных аспектов проблематики, связанной с феноменом массовой коммуникации, как в рамках отдельных общественных наук, научных школ и теоретических направлений, так и на междисциплинарном уровне и в контексте общей системной теории общества. В первом случае, это связано с техническим осуществлением коммуникационных процессов, воздействием средств массовой коммуникации на сознание людей, социальной природой языка как средства коммуникации, социальными аспектами коммуникации, взаимосвязью между процессами массовой коммуникации и тенденциями развития современного общества и многими другими проблемами. Во втором, - с построениями системной теории общества, структурного функционализма, общей теории действия, которые рассматривают коммуникацию как фундамент общественного воспроизводства.

Вместе с тем, не прекращаются попытки осуществления ревизии массива наработанных знаний в области массовой коммуникации и ее связи с современными общественными процессами. Более того, отчетливо наблюдается интенсификация усилий по осмыслению роли массовой коммуникации, ее влияния на

человека и общественную систему, а также всего многообразия сопряженных эффектов, что также свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Всеохватность процесса глобализации, затрагивающего все без исключения сферы общественной жизни и сопровождающегося глубинными изменениями системы общественных отношений и самого человека, свидетельствует о том, что на наших глазах происходит фундаментальная социальная трансформация. Это делает недостаточным и заведомо неполным конкретно-научное исследование данной проблематики и требует социально-философского осмысления. Тот факт, что указанные процессы разворачиваются прямо на наших глазах и самым непосредственным образом вовлекают любого исследователя, придает еще большую актуальность философскому анализу.

Новые теоретические построения не ограничиваются описанием действительности и ориентированы на выработку подходов, позволяющих в максимально возможной степени сгладить негативные последствия современных общественных процессов, в том числе глобализации, протекающих на фоне все возрастающей роли массовой коммуникации, и направить общественное развитие по траектории, которая обеспечит достижение общественного консенсуса. В условиях тотального проникновения массовой коммуникации во все сферы общественного воспроизводства также требует осмысления на философском уровне вопрос возможности осуществления как диалога культур, так и равноправного диалога на личностном уровне.

Степень научной разработанности темы. Вопросы, связанные с массовой коммуникацией и ее влиянием на общественные процессы, интересовали многих видных представителей отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещены они в философской и социологической литературе, а также в работах социальных психологов, лингвистов, культурологов.

Исследования вопросов массовой коммуникации в ее различных аспектах, проблем функционирования, влияния на общество имеют богатую традицию в рамках различных научных дисциплин.

Исторически формирование теории массовой коммуникации осуществлялось в русле целого ряда научных подходов, которые относятся не только к общественным, но и естественным и техническим отраслям знания.

В рамках социальной философии теория коммуникации разрабатывалась в исследованиях таких ученых как X. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио.1

К проблемам массовой коммуникации обращались как западные социологи, среди которых С. Московичи, У. Липпман, Н. Луман, Ю. Хабермас, так и отечественные теоретики - М.А. Василик, М.С. Вершинин, Ф.И. Шарков,

B.П. Конецкая.2

Значительное место в исследовании коммуникации занимают труды социальных психологов, таких как Г. Тард, Г. Лебон, Д. Мид, Л.С. Выготский,

C.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Обширный материал по общим проблемам массовой коммуникации представлен в работах западных ученых, таких как Б. Берельсон, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Г. Лассауэл, Р. Бергер, Д. Маккуйэл, М. Маклюэн, С. Сиберт, М. Де Флюэр, У. Шрамм.3

1 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. -М., 1997; Ортега-и-Гассег. Восстание масс. - М., 2003; Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994; Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. - СПб., 1998; Бодрийяр Ж. Система вещей. - M., 1999; Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. - М., 2002.

2 Московичи С. Век толп. - М., 1998; Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. - М., 1998; Луман Н. Реальность масс-медиа. - М., 2005; Habermas J., The theory of communicative action. Vol.1. Reason and rationalization of society. Polity Press. - Cambridge, 2004; Василик. M.A., Косаев A.B. Политический плюрализм. - СПб., 1992; Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе. - СПб., 2001; Конецкая В.П. Социология коммуникации. - М., 1997; Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М„ 2002.

3 Тард Г. Социальная логика. - М., 1996; Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб., 1995; Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977; Berelson В. Communications and Public Opinion // Mass Communications, Lazarsfeld Pau! F. and Merlon Robert K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications, Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communications of Ideas, - N.Y., 1948; Berger P. and Luckmann T. The Social Construction of Reality. Doubleday. N.Y., Garden City, 1966; McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. L.1987; McLuhan M. Understanding Media: the Extensions of Man. - L., 1967; McLuhan, M. The Gutenberg Galaxy: the Making of Typographic Man. - Toronto. 1967; McLuhan. The Medium is the Message: An Inventory of Effects. - N.Y. Random House. 1967; DeFleuer, M.L., and Ball-Rokeach, S. Theories of Mass Communication. Fifth Edition. Longman. 1989;

Вопросы, связанные с воздействием средств массовой информации на сознание людей разрабатывались в исследованиях Ю.П. Буданцева, С.Г. Кор-коносенко, А .К. Уледова, С. Кара-Мурзы и др4.

Некоторые аспекты, связанные с техническим осуществлением коммуникационных процессов, изучались специалистами, занимающимися теорией информации и кибернетики, Н. Винером, К. Шенноном, С. Биром и другими. В свете культурологии и эстетики восприятия проблемы коммуникации разрабатывались А. Молем, М. Бахтиным, Ю.Лотманом, А. Пятигорским.5 Вопросы, касающиеся социальной природы языка как средства коммуникации, рассматривались в работах Ф. Де Соссюра, К. Леви-Стросса, P.O. Якобсона, У. Экоб.

Для выявления взаимосвязи между процессами массовой коммуникации и тенденциями развития современного общества, необходимо обратиться к источникам, посвященным проблемам глобализации и становлению информационного общества. Это работы И. Валлерстайна, Дж. Стиглица, М. Кастельса, Э. Гидденса, Д. Белла, Ф. Уэбстера, 3. Баумана, Д.Ж. Марковича, К.Х. Делока-рова, А.П. Дугина, В. Иноземцева, А. Уткина, М. Делягина и других.7

Schramm W. Commukations // International Encyclopaedia of Communications. Vol. 1. - N.Y. -Oxford, 1989; Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. СПб., 1998; Бод-рийяр Ж. Система вещей. - М., 1999; Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана - М., 2002.

Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. - М., 1995; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001; Уледов А.К. Общественная психология и идеология. - М., 1985; Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. - М., 2002.

См.: Моль А. Социодинамика культуры. - М., 1973; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986, Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М., 1970; Пятигорский А.М. Избранные труды. - М,, 1996.

См.: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. - М., 1977; Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994; Якобсон Р. Тексты, документы, исследования. - М„ 1999; Эко У. Отсутствующая структура. - М., 2004.

См.: Валлерстайн И. Конец знакомого мира. - М., 2003; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2001, Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. - М., 2004; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. -М., 2004; Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. - М., 1999; Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. - М., 2004; Маркович Д.Ж. Социология и глобализация. Сб. ст. - М., 2002; Делокаров К.Х. Глобализация и философия. - М., 2001; Дугин А.П. Геополитика постмодерна. - М., 2007; Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. - М., 1998; Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М., 2002; Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. - М., 2003.

Анализу культурных процессов, протекающих в информационном обществе, и коммуникационных технологий посвящены исследования A.B. Костиной и Г.П. Почепцова8.

Вместе с тем, качественно новый уровень, на котором протекают современные общественные процессы, и изменение места массовых коммуникаций в этих процессах порождают проблемы, недостаточно проработанные в силу их новизны и требующие более глубокого социально-философского осмысления.

Объектом исследования является процесс социокультурной глобализации. Предметом исследования выступают массовые коммуникации как социокультурное явление. Целью диссертационной работы является выявление места и роли массовых коммуникаций в процессе социокультурной глобализации. Поставленная цель реализуется в работе через решение следующих исследовательских задач:

- проанализировать и обобщить основные направления исследования массово-коммуникацонной деятельности, а также систематизировать концепции массовой коммуникации;

- уточнить содержание понятий «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации»;

- определить и систематизировать основные функции средств массовой коммуникации;

- выработать методологию анализа средств массовой коммуникации как социального института и активного субъекта воздействия на общество и массовое сознание;

- изучить СМК как средство формирования информационной культуры;

- исследовать роль массовой коммуникации в процессе глобализации;

- определить место средств массовой коммуникации в диалоге культур.

8 Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М., 2008; Почепдов Г.П. Коммуникационные технологии века. - М., 1999.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретическую базу диссертации составляют основные парадигмы, идеи и концепции классиков философской и социологической мысли, труды современных отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, психологов, посвященные проблемам массовой коммуникации.

Методологическую основу диссертации составили принципы социально-философского анализа, а также системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов.

Научная новизна исследования. Результаты исследования и их научная новизна заключаются в следующем.

1. Рассмотрены и обобщены подходы к анализу массовой коммуникации, позволяющие раскрыть изменения ее сущности и роли в современном обществе с применением методов различных научных дисциплин. Систематизированы концепции исследования массовой коммуникации. Установлено, что с точки зрения оценки деятельности масс-медиа можно выделить апологетические теории (М. Маклюэн), критические (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Бодрийяр) и нейтральные (Н. Луман), что позволяет получить комплексную картину данного явления.

2. На основе изучения и сравнения различных концепций массовой коммуникации проведено разграничение понятий «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации». Под массовой коммуникацией следует понимать систему, включающую в себя среду, в пространстве которой формируются, распространяются и функционируют сообщения, и процесс распространения информации с помощью технических средств, тогда как средства массовой коммуникации - это, прежде всего, медиум, обеспечивающий распространение информации.

3. Определены и систематизированы основные функции масс-медиа. Выделены функции воздействия на аудиторию, к которым относятся информационно-аналитическая, транслирующая, социализирующая, коммуникативно-интегративная, развлекательно-рекреационная и культурно-просветительская, и

внутрисистемные функции массмедиа, которые заключаются в описании и конструировании действительности, управлении самопознанием общества, обеспечении его памяти, экономии и умножении познания, установлении правил взаимодействия в процессе массово-коммуникативной деятельности.

4. Проведен анализ средств массовой коммуникации и их ключевых характеристик как общественного института. Выявлено, что средства массовой коммуникации осуществляют координацию и согласование экономического, политического и социального взаимодействия субъектов путем установления правил и норм коммуникации, и производят отбор информации.

5. Показано, что на современном этапе общественного развития институт СМК служит основным средством адаптации индивида и вытесняет традиционные институты социализации. Масс-медиа осуществляют переработку все возрастающего количества информации и делают ее доступной для индивида. Установлено, что новые средства массовой коммуникации предоставляют аудитории доступ к глобальному информационному потоку и возможность активного участия в коммуникационном процессе.

6. В результате исследования раскрыты конкретные формы и механизмы влияния массовой коммуникации на современные общественные процессы, в частности проанализирована роль массовой коммуникации в процессе глобализации. Установлено, что именно повсеместное распространение новых средств массовой коммуникации является ключевым фактором динамики глобализаци-онных процессов, и инициирует появление новых социальных феноменов («цифровая экономика», «электронное правительство», «дистанционное обучение», «виртуальное искусство» и др.).

7. Раскрыта определяющая роль средств массовой коммуникации в диалоге культур: СМК способны как блокировать диалог культур, так и создавать условия для его развертывания в новом качестве, предоставляя самым разнообразным сегментам аудитории возможность активного включения в массово-коммуникативную деятельность. Исследованы возможности осуществления

культурного обмена, которые выражаются в вовлечении в поле массовой коммуникации все новых субъектов взаимодействия.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Массовая коммуникация является одним из важнейших оснований воспроизводства современного общества. Именно в среде массовой коммуникации создаются и распространяются различные образцы восприятия и поведения, формируются смыслы. Под массовой коммуникацией следует понимать систему, включающую в себя среду, в пространстве которой формируются, распространяются и функционируют сообщения и процесс передачи информации с помощью технических средств, тогда как средства массовой коммуникации - это, прежде всего, медиум, обеспечивающий распространение информации.

2. Средства массовой коммуникации представляют собой общественный институт, который структурирует экономическое, политическое и социальное взаимодействие. СМК как социальный институт осуществляет координацию и «экономию познания» в условиях неопределенности и ограниченных возможностей рациональной деятельности субъектов.

3. В результате исследования выявлены два блока функций СМК. К функциям воздействия на аудиторию относятся информационно-аналитическая, социализирующая, коммуникативно-интегративная, развлекательно-рекреационная и культурно-просветительская функции. Внутрисистемные функции масс-медиа включают описание и конструирование действительности, управление самопознанием (самонаблюдением) общества и обеспечение его памяти, экономию и умножение познания, а также структурирование процесса массово-коммуникативной деятельности, установление правил взаимодействия, отбор транслируемой информации.

4. СМК являются средством формирования новой информационной культуры, основным источником информации о мире для массовой аудитории на сегодняшний день. С помощью средств массовой коммуникации, в частности, Интернета, аудитория получает доступ к глобальному информационному

потоку и возможность активного участия в коммуникативной деятельности. При этом сам институт массовой коммуникации следует рассматривать как активный субъект общественного взаимодействия.

5. Глобализация как основная тенденция современного общественного развития во многом обусловлена и определяется деятельностью системы масс-медиа. Развитие средств массовой коммуникации, особенно Интернета, является ключевым фактором динамики глобализационных процессов. Система мас-смедиа, подкрепленная новейшими информационными технологиями, трансформирует экономическую, политическую и социокультурную сферы общественной жизни, предельно ускоряя темпы и меняя само качество этих процессов. Повсеместное распространение средств массовой коммуникации привело к возникновению единого коммуникационного пространства, что способствует возникновению новых социальных феноменов, таких как «цифровая экономика», «электронное правительство», «дистанционное обучение», «распределенные конференции» и др.

6. Средства массовой коммуникации играют ключевую роль в диалоге культур. Результаты анализа свидетельствуют о том, что развитие массовой коммуникации может как блокировать диалог культур, так и открывать новые перспективы его развертывания. В первом случае происходит гомогенизация, нивелирование индивидуальных особенностей и разнообразия культур, разрушение культурной автономии. Во втором - в поле массовой коммуникации вовлекаются все новые субъекты взаимодействия, что способствует свободному выражению собственного мнения самым разнообразным (в том числе, малочисленным) сегментам аудитории и сохранению культурного разнообразия.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и результаты могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки проблем массовой коммуникации, изучению ее влияния на современные общественные процессы. Положения и выводы, сформулированные в работе, расширяют предметное поле социальной философии и философии культуры, и представляют интерес для философов,

культурологов, социологов, журналистов. Результаты работы могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.

Апробация работы. По основные положениям диссертационного исследования и его результатам были сделаны доклады на международном коллоквиуме «Социальные трансформации: механизмы научного и социального взаимодействия (феномен экосознания)» (Смоленск, 2006); международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 2006); всероссийской научно-технической конференции «Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъективности» (Белгород, 2007); V-м международном молодежном научно-практическом форуме «Государственная молодежная политика средства массовой информации» (Мытищи, 2006).

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и истории ФГБОУ ВПО МГИУ 02.11.2011 г. и рекомендована к защите.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях общим объемом 3,4 п.л., в том числе в журналах рекомендованных ВАК - 3 статьи.

Структура и объем диссертации. Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, который содержит 149 источников, в том числе 19 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная новизна, рассматриваются состояние и степень разработанности проблемы, определяется объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрывается теоретическая и методологическая база исследования, выявляется научно-практическая значимость диссертационной работы.

Первая глава «Теоретико-методологические основы исследования феномена массовой коммуникации» состоит из двух параграфов и посвящена исследованию сущности и функций феномена массовой коммуникации.

В первом параграфе «Основные направления исследования массово-коммуннкацоннон деятельности» рассматриваются основные подходы к исследованию массовой коммуникации. Классическую модель коммуникации предложил Г. Лассвелл, определив ее как ряд вопросов, касающихся передачи информации: Кто? Что говорит? По какому каналу? Кому? С каким эффектом? Этот подход рассматривает коммуникацию как однонаправленный процесс, причем особое внимание уделяется эффекту распространяемых сообщений. Среди деятельностных концепций следует отметить социодинамическую теорию коммуникаций А. Моля, исследовавшего роль СМК в современном обществе. Именно масс-медиа, по мнению французского культуролога, несут основную нагрузку по распространению сообщений культуры и формированию у людей знаний о мире. Циркуляция сообщений происходит в так называемых замкнутых «циклах культуры» с многообразными обратными связями и «контурами», связывающими различные элементы и подсистемы культуры, и опосредуется каналами средств массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации являются основным элементом цикла распространения «сообщений культуры». В рамках культурного цикла выделяются сферы производства и потребления, а сам цикл охватывает всю социальную структуру в целом. Особенности массовой коммуникации, связанные с интерпретацией текстовых сооб-

щений, были рассмотрены в рамках семиологического подхода, Критическая теория, разработанная представителями Франкфуртской школы М. Хоркхайме-ром, Т. Адорно и Г. Маркузе, внесла особый вклад в изучение процессов массовой коммуникации. В центре внимания исследователей оказались проблемы массовой коммуникации и массовой культуры как продуктов современного общества, и их влияние на массовое сознание. По мнению М. Хоркхаймера и Т. Адорно, технологии массовой коммуникации часто приводят к изоляции людей друг от друга и способствуют ослаблению межличностного общения, чувств социальной и моральной солидарности, что приводит к атомизации общества. С помощью средств массовой коммуникации создается и фиксируется определенный тип поведения. Таким образом осуществляется механизм «манипуляции» или «символического насилия». Еще один представитель Франкфуртской школы Г. Маркузе рассматривает средства массовой коммуникации как один из важнейших факторов искусственно сформированного социального согласия, отрицающего истинные интересы и потребности человека. С точки зрения Г. Маркузе, в индустриальном обществе появляется всеобщая модель «одномерного» мышления и поведения, в которой цели, идеи, побуждения приводятся в соответствие с «рациональностью» капиталистической системы производства. Создается «тоталитарный универсум», нацеленный лишь на собственное сохранение, на сдерживание любых качественных изменений, поглощающий всякую подлинную оппозицию и любые альтернативы. Критическое отношение к массовой коммуникации находит свое продолжение в работах постмодернистов, в частности Ж. Бодрийяра. Бурное развитие массовых коммуникаций, а особенно телевидения, привело к возникновению гиперреальности, пространству, наполненному «симулякрами», копиями, не имеющими оригинала. При этом значение «симулякров» формируется не за счет соотнесения с независимой реальностью, а за счет соотнесения с другими знаками. «Симулякры» активно используются в коммуникативных процессах современного общества. Мир, в результате замены реального знаками реального, превращается в исключительно знаковую, виртуальную реальность. Противоположных взглядов

на масс-медиа придерживается канадский культуролог М. Маклюэн. Он исследовал способы влияния различных СМК на формирование человека и общества. Появление электронных средств коммуникации привело, по мнению М. Мак-люэна, к следующим последствиям. Мыслящий линейно и последовательно человека эпохи «галактики Гуттенберга», сменяется новым типом человека, который мыслит «мозаично», через интервалы, а современный мир превращается в «глобальную деревню», в которой информация распространяется мгновенно, а все события сопрягаются друг с другом. Современные медиа создают новую среду, которая активно воздействует на человека, меняет его чувства, заставляет их взаимодействовать. Таким образом, по мнению М. Маклюэна, формируется многосторонне развитый человек. Человечество переживает «электронную революцию», в результате которой появляются новые способы восприятия действительности, а логическое мышление исчезает вместе с эрой книг. Новые электронные средства массовой коммуникации не просто воздействуют на общество, они способные его переделать. Средства массовой коммуникации, утверждает М. Маклюэн, являются продолжением нервной системы человека, и информация, которую они несут, проникает в подсознание. Так образом рождается «коллективное бессознательное», коллективный единый мир, и остановить это уже невозможно. Средства массовой коммуникации нельзя рассматривать как инструмент для понимания действительности, они являются самостоятельной силой, которая способна воздействовать на жизнь человека, изменить его мироощущение и миропонимание. Рассмотренные в комплексе теории освещают различные аспекты широкой проблематики, связанной с массовой коммуникацией, такие как техническое осуществление коммуникационных процессов, воздействие средств массовой коммуникации на сознание людей, социальная природа языка как средства коммуникации и социальные аспекты коммуникации.

Во втором параграфе «Анализ массовой коммуникации в рамках неклассического и постнеклассического подходов» рассматриваются фундаментальные социологические теории, помещающие в фокус исследований по-

нятия коммуникации и коммуникативного действия, через которые раскрываются системные закономерности функционирования общества, взаимодействия его членов, становления и развития личности и общественных институтов.

Опираясь на феноменологическую методологию, Ю. Хабермас рассматривает сферу коммуникации в качестве особого онтологического объекта, который необходимо изучать, используя такие методы как герменевтическая интерпретация, рациональная реконструкция и др. Причину искажения коммуникации немецкий философ видел в усилении механизмов системной интеграции, имеющих экономическую и политическую природу, бороться с которыми возможно лишь в сфере межличностных взаимодействий. Средства массовой коммуникации представляют собой институт системной интеграции. Транслируемые масс-медиа материалы массовой культуры негативно влияют на чувства человека и воздействуют на сферы семьи, досуга и быта. Исследовательский подход Н. Лумана сводит сущность социального к субъкт-субъектным отношениям, то есть принципу интерсубъективности. Общество у Лумана представляет собой сеть коммуникаций, коммуникация понимается им как активная самоорганизующаяся система, а не объект для манипуляций. Массмедиа Луман определяет как «все общественные учреждения, которые используют для распространения сообщений технические множительные средства». О реальности массмедиа можно говорить в двух смыслах. Во-первых, это их «реальная реальность» - коммуникации, которые совершаются в системе. Реальность массмедиа во втором смысле, или вторая, наблюдаемая реальность, постигается как нечто, для самой системы массмедиа и благодаря ей для других выглядящее как реальность, но на самом деле являющееся просто конструкцией, порожденной системой. Обособление масс-медиа в системе общества произошло в результате изменения технологии распространения информации. А появление специфического бинарного кода (информация/неинформация) привело к замене интеракции между членами общества собственными масс-медийными коммуникациями. Система масс-медиа сопрягается с другими системами общества: с эконимикой (в области рекламы и моды), с искусством (в области развлечения),

с политикой (в области новостей и сообщений). Исходя из системной теории Н. Лумана, можно сделать вывод, что основная функция массмедиа состоит в управлении самонаблюдением общественной системы и обеспечении памяти системы, которая для всех коммуникаций обеспечивает «заднеплановую реальность», снова и снова пропитываемую масс-медиа. Системный подход к массовой коммуникации существенно обогащает и упорядочивает знание о данной сфере общественного воспроизводства, переводит анализ в операциональные категории, что позволяет приблизиться к рассмотрению массмедиа как социального института, организующего коммуникацию.

Рассмотренные теории отражают двойственную природу массовой коммуникации, описывающей и конструирующей действительность. Проведенный в первой главе анализ позволяет уточнить определение понятия «массовая коммуникация». Под массовой коммуникацией следует понимать систему, включающую в себя среду, обеспечивающую возникновение, тиражирование и усвоение образцов восприятия, мышления и поведения и процесс распространения информации при помощи технических средств.

Вторая глава «Массовые коммуникации в развитии современного общества» состоит из трех параграфов и посвящена роли массовой коммуникации в развитии современного общества, основной тенденцией которого является дальнейшее усиление процесса глобализации.

В первом параграфе «Средства массовой коммуникации как социальный институт и их функции» исследуются основные средства массовой коммуникации, их свойства и функции. К основным средствам относят прессу, радио, телевидение. Большинство современных исследователей относят к СМК и Интернет. Анализируя традиционные средства массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение) следует обратить внимание на ряд объективных закономерностей их развития и влияния на аудиторию. Техническое развитие способов передачи сообщений очевидным образом расширяет возможности массовой коммуникации, причем такое расширение происходит по двум направлениям. Во-первых, постоянное совершенствование технологий позволяет

непрерывно увеличивать количество аудитории соответствующих средств массовой коммуникации, что связано с чисто «технической» возможностью расширения круга получателей сообщений. Газеты выпускаются все возрастающими тиражами, расширяется охват радио- и телевещания, появляются новые печатные издания, радио- и телевещательные компании, внедряются современные, более эффективные способы транслирования. Такое усиление влияния средств массовой коммуникации можно охарактеризовать как количественное. Наряду с этим происходит и качественное изменение способов воздействия на аудиторию (повышение действенности) в рамках существующих средств массовой коммуникации. При этом применяются последние научные достижения, в частности в области психологии, позволяющие воздействовать не только на сознание, но и на подсознание человека. Возникнув как каналы распространения информации, сегодня средства массовой коммуникации выступают в качестве общественного института, структурирующего общественные взаимодействия. В параграфе определены и систематизированы основные функции средств массовой коммуникации. Выделены два блока функций - воздействия массме-диа на аудиторию и внутрисистемные функции массмедиа. К первым относятся информационно-аналитическая, социализирующая, коммуникативно-интегративная, развлекательно-рекреационная и культурно-просветительская функции. Функции, отнесенные ко второй группе, включают описание и конструирование действительности, управление самопознанием общества и обеспечение его памяти, умножение и экономию познания, а также структурирование процесса массово-коммуникативной деятельности, установление правил взаимодействия, отбор транслируемой информации. С развитием информационного общества усиливается воздействие средств массовой коммуникации на человека. Институт массмедиа становится основным средством адаптация индивида к постоянным изменениям. Количество информации многократно увеличивается, и именно массмедиа отбирают информацию и делают ее доступной для потребителя. Традиционные институты, такие как семья и сфера образования, уступают свои позиции институту массмедиа, воздействие которого -на индивиду-

альное сознание и культуру все более возрастает. Быстрое распространение компьютерной коммуникации приводит к возникновению новой среды коммуникации и диалога, в которой в режиме реального времени происходит взаимодействие участников. В пространстве Интернета совершаются экономические сделки, создаются и распространяются произведения искусства, как традиционного, так и нового, сетевого. Возникновение виртуальных музеев облегчает доступ к произведениям искусства, хранящимся в других странах, а использование мультимедийных технологий меняет формы восприятия культурных ценностей. Библиотеки также упрощают доступ к своих архивам, переводя их в цифровую форму. Это приводит к тому, что все большее число людей получают возможность приобщиться к тем областям культуры, которые традиционно считались уделом для избранных. Все это делает Интернет активным участником процессов в сфере культуры и образования. Изменяя схемы доступа к информации и знаниям, Интернет способствует возникновению новых культурных феноменов.

Второй параграф «Роль массовой коммуникации в глобализации современного общества» посвящен роли массовой коммуникации в развитии современного общества, основной тенденцией которого является дальнейшее усиление процесса глобализации. Под глобализацией понимают процесс все возрастающего влияния на социальную действительность отдельных стран различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена и др.. Глобализация проявляется в увеличении потоков товаров и технологий, в усилении влияния международных институтов, в глобальной деятельности транснациональных корпораций, в расширении межграничных коммуникаций и информационного обмена. С одной стороны процессы интеграции приводят к положительным переменам: развитию экономического сотрудничества, объединению усилий по решению глобальных проблем, укреплению международной безопасности. С другой стороны, глобализационные процессы вызывают множество опасений. Страны, более развитые экономически, доминируют в мировом сообществе, происходит

не только их хозяйственная, но и культурная экспансия. Распространение ма-нипулятивных технологий ставит под вопрос сохранение как культурных автономий, так и автономности личности. Говоря о глобализации, нельзя обойти стороной ряд исследований, посвященных информационному обществу, прежде всего это работы Д. Белла и М. Кастельса. Д. Белл одним из первых попытался выяснить роль информационных технологий в различных сферах общества. В современном социуме, по его мнению, информация становится основным средством и продуктом производства, что позволяет говорить о возникновении нового типа общества - информационного. М. Кастельс в своем фундаментальном труде «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» связывает происходящие в обществе изменения с увеличением значения информации и появлением глобальных коммуникационных сетей. М. Кастельс доказывает, что общество сейчас переживает переход к «информационной эпохе», главной чертой которой становятся глобальные сети, связывающие между собой людей, институты, государства, что вызывает множество самых различных последствий. Новая форма капитализма, называемая автором информациональной, функционирует, главным образом, используя информационные сети. В новом сетевом обществе капиталистическая деловая активность проходит в реальном времени без пространственных ограничений, что возможно именно благодаря развитым информационным коммуникативным технологиям. Эти процессы оказывают глубокое влияние на национальные государства и их культуры, изменения которых М. Кастельс считает необратимыми.

Такая трансформация во многом обусловлена последствиями глобализации в сфере культуры. Развитие новых коммуникационных технологий привело к возникновению единого коммуникационного пространства, влияющего на традиционные локальные культуры. Именно средства массовой коммуникации служат главным источником распространения культурной информации. В связи с увеличением скорости распространения и объема этой информации, культуры не успевают ее переработать, и индивидам приходится просто потреблять новые ценности, не задумываясь об их содержании. Более того, происходит экс-

пансия культурных ценностей тех стран, которые доминируют в мире, и обладают большими возможностями для распространения информации. Речь идет о широко обсуждаемой проблеме «вестернизации» мира. Традиционные ценности локальных культур исчезают под влиянием западных культурных ценностей, таких как потребление и индивидуализм, в явной или неявной форме присутствующих в продукции СМК. Это приводит к культурной зависимости испытывающих воздействие стран, к разрушению их национальной идентичности. Таким образом, можно сделать вывод, что средства массовой коммуникации выступают мощным каналом распространения новой глобальной культуры, а традиционная национальная культура становится достоянием музеев. Следует отметить, что ряд исследователей не разделяет подобных опасений и оспаривает идеи концепции культурной экспансии. Они ставят под сомнение постулат об однонаправленном влиянии межнациональных СМК и утверждают, что интерпретация сообщений масс-медиа сильно различается в разных группах аудитории. С этим связаны появление концепций «семиотической демократии» и «культурного сопротивления».

В третьем параграфе «Средства массовой коммуникации и проблема диалога культур» исследуются последствия глобализационных процессов в сфере культуры и воздействие коммуникационных технологий, прежде всего Интернета на диалог культур. Развитие массовой коммуникации с точки зрения возможности осуществления диалога культур содержит возможности как его блокирования, так и появления новых перспектив его осуществления. Первые связаны с гомогенизацией, нивелированием индивидуальных особенностей и разнообразия культур, вторые - с вовлечением в поле массовой коммуникации все новых субъектов взаимодействия. Система масс-медиа, включающая в себя средства массовой коммуникации как общественный институт, опосредует, координирует и оформляет процесс осуществления массовой коммуникации. В условиях тотального проникновения массовой коммуникации во все сферы общественного воспроизводства встает вопрос о возможности успешного осуще-

ствления диалога культур и места средств массовой коммуникации в этом процессе.

С одной стороны, современные тенденции развития средств массовой коммуникации угрожают культурной автономии. Исследователи, разделяющие этот взгляд, указывают на то, что институты массовой коммуникации не отражают культуру и условия жизни целевой аудитории и могут оказывать негативное влияние на язык и подрывать культурную идентичность в результате транскультурных потоков содержания транслируемых сообщений. Возникшее информационное пространство устанавливает свои законы для общения традиционных культур, которые теперь вынуждены адаптироваться к этому информационному пространству, а не друг к другу. С другой стороны, развитие современных средств массовой коммуникации (в частности, сети Интернет) дает возможность активного участия в массово-коммуникационных процессах и свободного выражения собственного мнения самым разнообразным сегментам аудитории (в том числе, малочисленным). Многообразие культур позволяет спокойно придерживаться собственной культуры и, более того, легитимирует глубинную консервативную ориентацию на собственную культуру и исключительно туристическое отношение к иным культурам.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

1. Социокультурные последствия глобализации и проблема диалога культур // Философия и культура, №4 (40). 2011. С. 130-136. 0,4 п.л.

2. От телевидения к интернету. Открытая стратегия коммуникации // Управление мегаполисом. №2. 2011. С. 129-132. 0,5 п.л.

3. Массовая коммуникация в системной теории общества // Ученые записки РГСУ. №2. (54). 2007. С. 36-39.0,2 п.л.

Статьи и тезисы докладов на международных конференциях

4. Средства массовой коммуникации и их влияние на сознание и общественное воспроизводство II Государственная молодежная политика средства массовой информации. Материалы V международного молодежного научно-практического форума (6-8 сентября 2006 года). Мытищи, 2007.0,5 п.л.

5. Телевидение и Интернет как каналы социализации молодежи // Современная российская молодежь: от стихийной самоорганизации к целенаправленному формированию субъективности. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. - Белгород, 2007,0,2 п.л.

6. Социальный контроль в условиях глобализации и человек // Международная научно-практическая конференция (21-22 апреля 2006). Нижний Новгород, 2006,0,2 п.л.

7. Основные проблемы глобализационных процессов в современном обществе // Социальные трансформации. Выпуск 10. Материалы международного коллоквиума «Социальные трансформации: механизмы научного и социального взаимодействия (феномен экосознания)». Смоленск: СмолГУ, 2006, 0,5 п.л.

Публикации в других изданиях

8. Массовые коммуникации в условиях глобального мира // Альманах гуманитарных исследований №3. М.: МГИУ, 2005. 0,7 п.л.

9. Парадигма общественной модернизации у Ю. Хабермаса // Известия МГИУ. Социальные и гуманитарные науки. №2 (15). М., 2009. 0,2 п.л.

Лобанова Юлпя Владимировна

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Автореферат

Подписано в печать 13.01.12 Формат бумаги 60x84/16 Усл. печ. л. 1,75. Уч.-изд. л. 1,75. Тираж 70. Заказ № 02

Издательство МГИУ, 115280, Москва, Автозаводская, 16 www.izdat.msiu.ru; e-mail: izdat@msiu.ru; тел. (495) 620-39-90

Отпечатано в типографии издательства МГИУ

 

Текст диссертации на тему "Массовые коммуникации как фактор социокультурной глобализации"

61 12-9/307

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет

На правах рукописи

Лобанова Юлия Владимировна

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, доцент Никольский В.С.

Москва -

2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретико-методологические основы

исследования феномена массовой коммуникации.............................................15

§1.1. Основные направления исследования

массово-коммуникацонной деятельности.......................................................15

§ 1.2. Анализ массовой коммуникации

в рамках неклассического и постнеклассического подходов.......................49

Глава 2. Сущность, структура и функции массовой коммуникации...............77

§2.1. Место и роль массовой коммуникации

в системе социальной коммуникации.............................................................77

§ 2.2. Средства массовой коммуникации

как социальный институт и их функции.........................................................99

Глава 3. Массовые коммуникации в развитии современного общества.......122

§ 3.1. Социокультурные аспекты глобализаций современного общества. 122

§ 3.2. Средства массовой коммуникации и проблема диалога культур.....144

Заключение...........................................................................................................162

Библиография.......................................................................................................167

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный этап развития общества характеризуется бурным технологическим ростом, развитием информационно-коммуникационных технологий, появлением новых и качественным изменением существовавших ранее средств массовой коммуникации. Параллельно набирают силу такие процессы как глобализация и возникшая в связи с этим проблема нивелирования локальных культур. Роль массовой коммуникации в современных общественных процессах чрезвычайно велика: на настоящем этапе массовые коммуникации не только стимулируют и интенсифицируют процесс развития общества, выступая катализатором основных изменений, но и фактически становятся силой, конструирующей реальность и лежащей в основе общественной системы.

В настоящее время можно говорить о глубокой разработанности самых разных аспектов проблематики, связанной с феноменом массовой коммуникации, как в рамках отдельных общественных наук, научных школ и теоретических направлений, так и на междисциплинарном уровне и в контексте общей системной теории общества. В первом случае, это связано с техническим осуществлением коммуникационных процессов, воздействием средств массовой коммуникации на сознание людей, социальной природой языка как средства коммуникации, социальными аспектами коммуникации, взаимосвязью между процессами массовой коммуникации и тенденциями развития современного общества и многими другими проблемами. Во втором, - с построениями системной теории общества, структурного функционализма, общей теории действия, которые рассматривают коммуникацию как базовую единицу общественного воспроизводства.

Вместе с тем, не прекращаются попытки осуществления ревизии массива наработанных знаний в области массовой коммуникации и ее связи с современными общественными процессами. Более того, отчетливо наблюдается интенсификация усилий по осмыслению роли массовой коммуникации,

ее влияния на человека и общественную систему, а также всего многообразия сопряженных эффектов, что также свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.

Всеохватность процесса глобализации, затрагивающего все без исключения сферы общественной жизни и сопровождающегося глубинными изменениями системы общественных отношений и самого человека, свидетельствует о фундаментальности происходящей на наших глазах социальной трансформации. Это делает недостаточным и заведомо неполным конкретно-научное исследование данной проблематики и требует социально-философского осмысления. Тот факт, что указанные процессы разворачиваются прямо на наших глазах и самым непосредственным образом вовлекают любого исследователя, придает еще большую актуальность философскому анализу.

Новые теоретические построения не ограничиваются описанием действительности и ориентированы на выработку подходов, позволяющих в максимально возможной степени сгладить негативные последствия современных общественных процессов, в том числе глобализации, протекающих на фоне все возрастающей роли массовой коммуникации, и направить общественное развитие по траектории, которая обеспечит достижение широко понимаемого общественного консенсуса. Осмысления на философском уровне также требует вопрос возможности осуществления диалога культур в условиях тотального проникновения массовой коммуникации во все сферы общественного воспроизводства, а также равноправного диалога на личностном уровне.

Состояние и степень разработанности проблемы. Вопросы, связанные с массовой коммуникацией и ее влиянием на общественные процессы, интересовали многих видных представителей отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещены они в философской и социологической литературе, а также в работах социальных психологов, лингвистов, культурологов.

Проблемы исследования массовой коммуникации, ее различные аспек-

ты, проблемы функционирования, влияния на общество имеют богатую традицию в рамках различных научных дисциплин.

Исторически формирование теории массовой коммуникации осуществлялось в русле целого ряда научных подходов, которые относятся не только к общественным, но и естественным и техническим отраслям знания.

В рамках социальной философии теория коммуникации разрабатывалась в исследованиях таких ученых как X. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер, Ж. Бодрийяр, П. Вирилио.1

К проблемам массовой коммуникации обращались как западные социологи, среди которых С. Московичи, У. Липпман, Н. Луман, Ю.Хабермас, так и отечественные теоретики - М.А. Василик, М.С. Вершинин, Ф.И. Шар-ков, В.П. Конецкая.2

Значительное место в исследовании коммуникации занимают труды социальных психологов, таких как Г. Тард, Г. Лебон, Д. Мид, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Обширный материал по общим проблемам массовой коммуникации представлен в работах западных ученых, таких как Б. Берельсон, П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Г. Лассауэл, Р. Бергер, Д. Маккуйэл, М. Маклюэн, С. Сиберт, М. Де Флюэр, У. Шрамм.3

1 См.: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., 1997., Ортега-и-Гассет. «Восстание масс». М., 2003., Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994., Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа. В кн.: Поэтика и политика. С. Петербург, 1998, Бодрийяр Ж.Система вещей. М., 1999., Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

2 Московичи С. Век толп. М., 1998., Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998., Луман Н. Реальность масс-медиа. М., 2005, Habermas J., The teory of communicative action. Vol.1. Reason and rationalization of society. Polity Press, Cambridge, 2004., 104. Василик М.А. Основы теории коммуникации. M., 2007., Вершинин М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе.С.Петербург. 2001., Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997., Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002.

3 См.: Тард Г. Социальная логика. М., 1996., Лебон Г. Психология народов и масс. С.Петербург., 1995., Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.,1956., Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии. М., 1973., Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. Berelson В. Communications and Public Opinion // Mass Communications, Lazarsfeld Paul F. and Merton Robert K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action // Mass Communications, Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // The Communications of Ideas, -N.Y., 1948. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.,

Вопросы, связанные с формированием массового и группового сознания и воздействием на них средств массовой информации разрабатывались в иссле-дованиях Ю.П. Буданцева, С.Г. Корконосенко, А.К. Уледова, С. Кара-Мурзы, Г.К. Овчинникова, Е.А. Яблоковой и др.1

Некоторые аспекты, связанные с техническим осуществлением коммуникационных процессов, изучались специалистами, занимающимися теорией информации и кибернетики, Н. Винером, К. Шенноном и другими. В свете культурологии и эстетики восприятия проблемы коммуникации разрабатывались А. Молем, М. Бахтиным, Ю.Лотманом, А. Пятигорским. Вопросы, касающиеся социальной природы языка как средства коммуникации, рассматривались в работах Ф. Де Соссюра, К. Леви-Стросса, P.O. Якобсона .

Для выявления взаимосвязи между процессами массовой коммуникации и тенденциями развития современного общества, необходимо обратиться к источникам, посвященным проблемам глобализации и становлению информационного общества. Это работы И. Валлерстайна, Дж. Стиглица, М. Кастельса, Э.Гидденса, Д. Белла, Ф. Уэбстера, 3. Баумана, Д.Ж. Марковича, К.Х. Делокарова, А. П. Дугина, В. Иноземцева, А. И. Уткина, М. Г. Делягина,

1995, McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction. L.1987., Маклюэн Г. M. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003., McLuhan, М. The Gutenberg Galaxy: the Making of Typographic Man. Toronto. 1967., McLuhan. The Medium is the Message: An Inventory of Effects. Hardwired. 1996., DeFleuer, M.L., and Ball-Rokeach, S. Theories of Mass Communication. Fifth Edition. Longman. 1989. Schramm W. Commukations // International Encyclopaedia of Communications. Vol.l. -N.Y. - Oxford, 1989, 19. Бодрийяр Ж. Реквием по масс-медиа. В кн.: Поэтика и политика. С. Петербург, 1998, Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1999., Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.

1 См. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации. - М., 1995; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. - М., 2001; Уледов А.К. Общественная психология и идеология. -М., 1985; Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М., 2002; Овчинников Г.К. Массовое и групповое сознание как уровни функционирования общественного сознания. // Сб. «Методология естественнонаучного и социального познания». Пермь, 1973., Е.А.Яблокова. Специфика группового сознания. // В сб. «Вопросы социологии и общественной психологии». Изд-во МГУ. 1970. Вып.1.

2 См.: А. Моль. Социодинамика культуры. М., 1973, Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986, Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970, Пятигорский A.M. Избранные труды. М., 1996.

3 См.: Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1977., Леви-Строс К. Первобытное мышление. М. 1994., Якобсон Р.: Тексты, документы, исследования. М., 1999.

В.И. Жукова, А. В. Назарчука и других.1

Анализу культурных процессов, протекающих в информационном обществе, и коммуникационных технологий посвящены исследования A.B. Костиной и Г.П. Почепцова2.

Вместе с тем, качественно новый уровень, на котором протекают современные общественные процессы, и изменение места массовых коммуникаций в этих процессах порождают проблемы, недостаточно проработанные в силу их новизны и требующие более глубокого научного осмысления.

Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей в области философии, социологии, политологии, теории журналистики, психологии, посвященные проблемам массовой коммуникации и средствам ее функционирования, изучению процессов глобализации и становления информационного общества, проблемам диалога культур.

Объектом исследования является социокультурная глобализация современного общества.

Предмет исследования - массовые коммуникации как фактор социокультурной глобализации.

Целью диссертационной работы является выявление роли феномена массовой коммуникации в процессе социокультурной глобализации.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1 См.: Валлерстайн И. Конец знакомого мира. М., 2003, Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2001, Гидценс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004., Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. М., 1999., Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004., Маркович Д.Ж. Социология и глобализация. Сб. ст. М., 2002, Делокаров К.Х. Глобализация и философия. М., 2001., Дугин А.П. Геополитика постмодерна. М., 2007., Иноземцев B.JI. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998., Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002, Делягин М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. М., 2003., Жуков В.И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований. М., 2007; Назарчук A.B. Этика глобализирующегося общества. М., 2002.

2 Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2008., Почепцов Г. Коммуникационные технологии века. М., 1999.

- проанализировать и обобщить основные направления исследования массово-коммуникацонной деятельности;

- уточнить содержание понятий «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации»;

- определить место и роль массовой коммуникации в системе социальной коммуникации;

- выявить и систематизировать основные функции средств массовой коммуникации;

- выработать методологию анализа средств массовой коммуникации как социального института и активного субъекта воздействия на общество и массовое сознание;

- проанализировать социокультурные аспекты глобализационных процессов;

- исследовать изменение системы массовой коммуникации под действием глобализации;

- определить роль средств массовой коммуникации в диалоге культур.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют основные парадигмы, идеи и концепции классиков философской и социологической мысли, труды современных отечественных и зарубежных философов, социологов, политологов, психологов, посвященные проблемам массовой коммуникации и глобализации.

Методологическую основу диссертации составили принципы социально-философского анализа, а также системного, сравнительно-исторического и культурологического подходов.

Научная новизна исследования. Результаты исследования и их научная новизна заключаются в следующем.

1. Рассмотрены и обобщены подходы к анализу массовой коммуникации, позволяющие раскрыть изменения ее сущности и роли в современном обществе с применением методов различных научных дисциплин. Система-

тизированы концепции исследования массовой коммуникации. Установлено, что с точки зрения оценки деятельности массмедиа можно выделить апологетические теории (М. Маклюэн), критические (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Бодрийяр) и нейтральные (Н. Луман), что позволяет получить комплексную картину данного явления.

2. На основе изучения и сравнения различных концепций массовой коммуникации разграничено содержание понятий «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации». Массовая коммуникация как явление культуры представляет собой способ (форму) взаимодействия масс, в рамках и посредством которого создаются и распространяются духовно-культурные ценности и смыслы, а средства массовой коммуникации следует рассматривать как социальный институт, осуществляющий координацию и согласование взаимодействия субъектов путем установления правил и норм коммуникации.

3. Определены основные формы и уровни социальной коммуникации. Установлены место и роль массовой коммуникации среди этих форм. Выявлено, что массовая коммуникация опосредуется другими формами социальной коммуникации (межличностной, групповой и т.д.), что она играет ключевую роль в процессе их взаимодействия. В результате складывается реальная информационная картина, формирующая практическое сознание объектов коммуникации.

4. Определены и систематизированы основные функции средств массовой коммуникации. Выделены внутрисистемные функции массмедиа, которые заключаются в описании реальной и конструировании виртуальной действительности, управлении самопознанием общества, обеспечении его памяти, установлении правил взаимодействия в процессе массово-коммуникативной деятельности, и функции воздействия на аудиторию, к которым относятся информационно-аналитическая (транслирующая), социализирующая, коммуникативно-интегративная, культурно-просветительская и развлекательно-рекреационная функции.

5. Проведен анализ средств массовой коммуникации и их ключевых характеристик как социального института. Показано, что на современном этапе общественного развития институт СМК служит основным средством адаптации индивидов и вытесняет традиционные институты социализации. Массмедиа осуществляют переработку все возрастающего количества информации и делают ее доступной для индивида. Установлено, что новые средства массовой коммуникации предоставляют аудитории доступ к глобальному информационному потоку и возможность активного участия в коммуникационном процессе, что приводит к формированию непосредственного диалогового с�