автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Возрождение религиозного сознания в современной России

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Журавлёва, Ирина Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Возрождение религиозного сознания в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Возрождение религиозного сознания в современной России"

На правах рукописи

Журавлёва Ирина Алексеевна

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Специальность 09.00.11. - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

Работа выполнена на кафедре философии Башкирского государственного университета.

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор Поздяева С.М.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Азаматов Дамир Мустафеевич

кандидат философских наук,

доцент Георгиади Татьяна Васильевна

Ведущая организация - Уфимский государственный институт сервиса

Защита состоится «24» июня 2005 г. в 14.00 час. на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450076 Уфа, ул. Фрунзе, 32, ауд. 01.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета

Автореферат разослан мая 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, у> /

доктор философских наук, профессор ( * С.М.Поздяева

Мое-то

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии — либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет значительную роль в жизни общества, но столь же очевидно, что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала десакрализации мира: явления природы и общества получили естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо. Однако старое представление о Боге как чудотворце и избавителе, к которому люди прибегаем тогда, когда их не удовлетворяют ответы науки или когда они не могут справиться со своими проблемами, до сих пор живет. Политики же активно используют религиозных деятелей для пропаганды своих идей, приглашают их на свои официальные мероприятия в целях привлечения на свою сторону разных групп верующих.

Процесс возрождения религиозности в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.

Несмотря на длительное господство православия как государственной религии, Россия никогда не отличалась религиозной гомогенностью, что свойственно для большинства стран Западной Европы. Для религиозной жизни России всегда была характерна поликонфесиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Особенно ярко выраженной она стала в современных условиях. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни растет уровень религиозности граждан, увеличивается количество общин разной конфессиональной направленности, влияние которых на сознание

людей не всегда однозначно позитивно. Эти обстоятельства и определили актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Специфике религии как формы общественного сознания посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, психологов, антропологов и др.

Для анализа сущности религиозного сознания важное теоретическое значение имеет изучение и описание специфики религиозной веры, сущности и содержания религиозных взглядов, соотношения веры и знания, смысла и цели человеческой жизни. Эти аспекты нашли свое отражение в трудах философов Ф.Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля, П.Гольбаха, а также в работах русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, ПИ.Новгородцева, В.С.Соловьева, Г.П.Федотова, С.Л.Франка и др.

Среди исторических исследований религиозного сознания, описывающих его возникновение и развитие, представляющих ценный материал для социально - философского изучения необходимо отметить работы Р.Белла, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Б.Малиновского, Э.Тайлора, Дж.Фрэзера и др.

Проблеме соотношения знания и веры уделяли значительное внимание в своих работах знаменитые западные теологи: А.Аврелий, Ф.Аквинский, П.Тиллих, иероманах Серафим (Роуз). Отечественные теологи Антоний (митрополит Сурожский), митрополит Иоанн (Снычёв), святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Вениамин (Новик), А.Мень в своих трудах о судьбах русского православия раскрывают особенности русского духа и размышляют о становлении русского религиозного сознания.

При рассмотрении религиозных чувств как одной из важнейших составляющих религиозного сознания мы использовали исследования религии в рамках психологического подхода, представленного в трудах У.Джеймса, Э.Фромма, Ф.Шлейермахера, З.Фрейда, К.Юнга и др.

В отечественной литературе философский и социологический анализ религиозного сознания занимает значительное место в трудах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, В.В.Кудрявцева, В.С.Кулика, Ю.А.Левады, Б.А.Лобовика, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова и др.

При рассмотрении религиозной ситуации советского периода мы использовали исследования: А.Ф.Анисимова, А.А.Подмазова, А.И.Демьянова, А.Дулуман, М.А.Морозова, В.И.Колосницина, К.И.Никонова, В.В.Павлюка, Ю.И.Семёнова, СА.Токарева и др.

Анализу современной религиозной ситуации в России посвящены работы: Е.И.Аринина, А.Р.Бессмертного И.Г.Каргина. Л.Н.Митрохина, С.В.Медведко, М.П.Мчедлова, А.А.Панкова, В.И.Подшивалкиной,

1 . .

; . 4

С.Б.Филатова, Л.М.Воронцовой, Д.Е.Фурмана и др., а также теологов: Д.Дудко, епископа Новосибирского и Бердского Сергия, митрополита Смоленского Кирилла, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, Патриарха Московского и всея Руси Алексия, профессора московской духовной академии А.И.Осипова.

Большой вклад в изучение новых религиозных организаций, действующих в России в рассматриваемый период, внесли такие исследователи, как: Е.Г.Балагушкин, А.Р.Дворкин, И.Я.Кантеров,

A.Кураев, Н.А.Трофимчук, Б.З.Фаликов, Е.С.Холмогоров и др.

Проблемам православного просвещения в местах лишения свободы

посвящены работы Г.Каледы, М.П.Стуровой, Ю.Б.Козловой и др.

Социокультурный облик современного верующего рассматривается в трудах: В.А.Бурко М.П.Мчедлова, И.В.Налетовой, М.Г.Писмарка, Л.Попова Э.Г.Филимонова и др.

Проблемам государственно - религиозных отношений посвящены работы: И.Г.Дубова, Р.Лопаткина, Ф.Г.Овсиенко, А.Пчелинцева, О.Фадеевой и др.

Для нас оказались полезными исследования по проблемам методологии социального познания Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, Б.А.Грушина, Э.В.Ильенкова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.Е.Кемерова и др.; а также работы, посвященные специфике российского социального развития: Т.А.Алексеевой, А.С.Ахиезера, Е.В.Анисимова и др.

Мы также обращались к трудам башкирских философов, занимающихся проблемами духовного развития современного общества: Б.С.Галимова, Д.М.Гилязитдинова, А.Ф.Кудряшева, А.Б.Курлова, А.В.Лукьянова, Д.А.Нуриева, С.М.Поздяевой, З.Я.Рахматуллиной, Р.М.Тухватуллина,

B.Н.Финогентова, Л.А.Ширяева и др.

Однако при всем обилии теоретического работ по проблеме религиозного сознания в настоящее время в отечественной социально-философской науке существует ряд не исследованных еще аспектов: влияние религии на жизнь отдельного индивида; изменение функций религии в современном поликонфессиональном российском обществе, причины обращения россиян к нетрадиционным религиям и тоталитарным сектам; изучение социальных и культурных характеристик современных верующих и др. Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает религиозное сознание как форма общественного сознания.

Предмет исследования - процесс возрождения религиозного сознания в современном российском обществе.

Цель исследования - проанализировать особенности возрождения религиозного сознания в современной России. Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

• проанализировать теоретические подходы к рассмотрению религиозного сознания;

• рассмотреть структуру религиозного сознания и его функции;

• показать основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современном российском обществе и раскрыть их специфику;

• выявить социальные и культурные черты современного верующего. Методологической основой исследования является системный

подход, позволяющий исследовать религиозное возрождение в условиях современной системы. В диссертации использованы также адекватные поставленным задачам элементы структурно-функционального, диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящих в современном российском обществе; в работе также использовано сочетание принципов исторического и логического. Научная новизна исследования заключается в следующем:

• проанализированы два основных направления исследования религиозного сознания: религиозно - философское, которое связывает его возникновение с поклонением сверхъестественным силам и научно -философское, для которого характерна попытка рационально объяснить взаимосвязь религиозного сознания с развитием общества;

• доказано, что возрождение религиозного сознания в России, начавшееся в 90-х гг. XX века, привёло к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма - сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство и магию; во-вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определенный психологический комфорт;

• выявлена тенденция увеличения числа верующих нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления интереса представителями различных социальных слоев к эзотерике, йоге, медитации; на личностном уровне это проявляется в сочетании в сознании верующих христианских, мусульманских, буддийских, индуистских и архаических воззрений;

• выявлено, что верующие - это религиозная общность, осуществляющая на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах;

• показаны социально значимые доминанты системы ценностей современных верующих, главной среди которых является жизнь вечная, остальные - здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и выводы будут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с феноменом религиозного сознания.

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологии. Материалы исследования могут быть применены в разработке конкретных мероприятий по изучения религиозного сознания современных верующих, в работе среди молодежи, а также в законотворческой деятельности при разработке российских и региональных программ социального развития.

Апробация работы. Основные положения диссертационного докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999), научно - практической конференции «Региональная конфликтология: междисциплинарные исследования» (Уфа, 2001), Международном коллоквиуме «Либеральные и авторитарные общества: прошлое, настоящее, будущее». (Уфа, 2002); «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003); XI международных Рождественских чтениях «Образование и культура России в свете Православия» (Москва, 2003); Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2003); на региональной конференции «Культурное наследие России: универсум религиозной философии», посвященной 110 - летаю со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2003 г.) на XII международных Рождественских чтениях (Москва, 2004), а также в 4 публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 212 наименований. Общий объем диссертации - 140 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, раскрывается степень её научной разработанности, определяются объект и предмет, формулируются цель и задачи, характеризуется научная новизна,

методологическая база, оценивается теоретическая и практическая значимость диссертационной работы и её апробация.

В первой главе «Религиозное сознание как объект социально -философского анализа» исследуются теоретические традиции изучения религиозного сознания как формы общественного сознания, выявляются его структурные элементы и функции.

В первом параграфе «Теоретические традииии рассмотрения религиозного сознания» автор показывает, что представления о религиозном сознании были тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание о религиозном сознании.

Диссертант полагает, что теоретические концепции рассмотрения религиозного сознания, могут быть представлены как два направления исследования: религиозно-философское и научно-философское.

Представители религиозно-философского направления объясняют религиозное сознание, основываясь на идеях креационизма: весь мир во всём многообразии его предметов, явлений процессов есть творение Бога. Автор указывает, что различные типы человеческих представлений о богах видоизменялись следующим образом: политеизм как представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни; пантеизм - вера в Бога, тождественного природу и миру в целом, деизм - идея Бога - Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю, монотеизм - вера в единого Бога - высшее Бытие, личное и моральное, Творца, ответственного за свое творение.

С позиций монотеистического представления о Боге анализируются взгляды Августина Аврелия, Ф.Аквинского, А.Кентерберийского, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова и др.

Представители научно - философского направления определяют религиозное сознание, базируясь на факторах внешних по отношению к сознанию, утверждают научный взгляд на природу религиозного сознания и его взаимосвязь с развитием общества.

Для характеристики научно - философского направления исследования религиозного сознания автор анализирует такие концепции как эволюционизм (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Тайлор, и др.); ритуализм (Дж.Фрэзер и др); функционализм (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Б.Малиновский и др); структурализм (К.Леви-Строс и др.); психологизм (У.Джеймс, З.Фрейд, Г.Юнг Э.Фромм, и др.), атеизм (П.Гольбах, Л.Фейербах, Ф.Ницше, К.Маркс, Ф.Энгельс и др.) .

Автор показывает, что религиозное сознание, с точки зрения эволюционистов, формировалось эволюционным путём: от поклонения

тотемам и идолам до веры в абсолют - Высшее Божественное начало; представители ритуалистической теории важное место в развитии религиозного сознания отводят религиозной практике; согласно функциональному взгляду, религиозное сознание рассматривается с активной стороны, через выявление его социальной роли, характера воздействия на индивида и общество; с позиций структурализма внимание концентрируется на отношениях между элементами религиозного сознания; в рамках психологической теории обращается внимание на чувственно - эмоциональную сторону религиозного сознания, причины возникновения религиозной веры. В рамках атеистической концепции сформировалось представление о том, что религиозное сознание является результатом развития общества. Возникнув на определённом этапе его развития, оно выступает как одна из форм общественного сознания, как результат определенных общественных потребностей и отношений, которые породили религиозные представления. Сообразно с этим, истоки религиозного сознания необходимо искать в реальных связях людей, в их повседневной жизни и деятельности.

Диссертант разделяет позиции научно-философского направления, в частности, взгляды сторонников функциональной и структурной концепций, которые рассматривали религиозное сознание как элемент структуры - общественного сознания, выполняющий определенные социальные функции.

На взгляд автора, сильной стороной функционализма является понимание места и роли данного явления в истории развития общества, что позволит использовать его позиции при анализе многообразных явлений религиозного сознания в современном российском обществе.

Использование методов структурного анализа при рассмотрении религиозного сознания, полагает диссертант, позволит фиксировать внимание не на обществе в целом, а на свойствах его элементов, например, при характеристике влияния религиозных ценностей на содержание жизни современных верующих.

Диссертантом указывается, что, являясь одной из старейших форм общественного сознания, религиозное сознание выступает как определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других её элементов.

В данном исследовании под религиозным сознанием автор понимает систему специфических взглядов, представлений и верований, отличающихся от других форм общественного сознания тем, что в систему «человек - общество» включается сверхъестественный мир.

Второй параграф «Особенности функииональной структуры религиозного сознания» посвящёи выявлению специфики религиозного сознания, его структуры и функций в современном российском обществе.

В начале параграфа диссертант отмечает, что религиозное сознание в обществе функционирует как многоуровневое образование. Носителем религиозного сознания является общество в целом, различные религиозные группы и индивид.

При анализе уровней религиозного сознания автор использует характеристики, предложенные отечественным философом Б.А.Лобовиком, который делит его на два уровня: обыденный и теоретический.

Диссертант отмечает, что к обыденному уровню структуры религиозного сознания относят: религиозные идеи и представления; религиозные чувства; религиозные настроения; религиозные установки; религиозные потребности. Автор показывает, что у современных верующих обыденное религиозное сознание складывается, главным образом, в процессе воспроизводства верований при активном участии служителей церкви и рядовых верующих.

Далее указывается, что теоретический уровень религиозного сознания, в отличие от обыденного, является продуктом профессиональной деятельности мыслителей. К нему относят: богословие (теологию); религиозную философию; социально-политические и другие концепции, в основе которых лежит та или иная система религиозного вероучения.

Автор отмечает, что религиозное сознание может быть рассмотрено с двух сторон: внешней и внутренней.

С внешней стороны оно есть мировоззрение, главным признаком которого является наличие сверхъестественного начала - Бога, которое выступает как внерациональное в содержании религиозного сознания: оно не постигается разумом, мышлением и не может быть выражено в логических понятиях.

С внутренней стороны религиозное сознание - это непосредственное, искреннее переживание Бога, которое словами передать невозможно.

В структуру религиозного сознания автор включает следующие элементы: религиозная картина мира; религиозная вера; религиозные чувства; религиозный опыт; символичность.

В религиозной картине мира главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог. Он и определяет все другие структуры сверхъестественного мира и оказывается также I ворцом мира естественного. Исходя из особенностей религиозной картины мира, диссертант рассматривает её применительно к трём мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

Автор показывает, что важными интегрирующими компонентами религиозного сознания являются религиозная вера и религиозные чувства. При этом под верой понимается принятие за истину чего-то без доказательств (разумом или чувствами), под религиозной верой -непосредственное знание о Боге, полученное при встрече в опыте -общении.

Отличительными чертами религиозных чувств, на взгляд диссертанта, являются: сакральный характер; бескорыстность; сложность выражения с помощью имеющихся вербальных способов; устойчивость фундаментальных чувств (любви к Богу, блаженства, смиренности и др.); осознанность.

Далее автор анализирует, какую важную роль в формировании религиозного сознания играет религиозный опыт. Диссертантом выделяются шесть отличительных типов религиозного опыта: 1) духовный опыт постижения божественного; 2) мистический опыт единства; 3) преобразующий опыт переориентации; 4) мужество при встрече со страданием и смертью; 5) нравственный опыт обязательства; 6) благоговение перед порядком и творческими силами мира.

Автор отмечает также, что религиозные представления и образы у верующих в значительной степени индивидуализированы. На первый план в них могут выступать именно те черты, которые в наибольшей степени отвечают духовным потребностям данной личности.

Далее диссертантом рассматривается такой элемент религиозного сознания как символичность. Автор различает два вида символов: символы - образы и символы - знаки и их значение для формирования религиозного сознания.

Характеристика основных элементов религиозною сознания завершается анализом его социальных функций. Диссертант показывает, что, являясь продуктом социальных условий и социальных отношений, религиозное сознание играет в жизни общества важную роль. Среди традиционных функций религиозного сознания в современном обществе выделяют: мировоззренческую, идеологическую, регулятивно-нормативную, компенсаторную, коммуникативно-интегративную и др. Автор детально анализирует каждую из функций, добавляя, что религиозное сознание, выполняет и дополнительные функции: функцию культурной трансляции, воспитательную, политическую и др.

Среди перечисленных, по мнению автора, главной является компенсаторная функция, которая даёт надёжную защиту личности от многих разрушительных тенденций современной жизни, приводящих к депрессии, отчаянию, агрессии, алкоголизму, наркомании и т.п.

Во второй главе «Возрождение религиозного сознания в современном российском обществе как социокультурный процесс» автором исследованы основные черты возрождения религиозного сознания в России; показаны тенденции и факторы, влияющие на воспроизводство религиозного сознания в разных типах групп; представлены социокультурные характеристики современных верующих на базе собственного социологического исследования.

В первом параграфе «Основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современной России» автор констатирует, что Россия переживает глубокий духовный и идеологический кризис, поскольку правящая элита, несмотря на десятилетие реформ, до сих пор не сформулировала «национальную идею» - стержень, вокруг которого должно объединиться всё общество. Между тем на роль такой «идеи» в сегодняшней России претендует религия, как это было в прошлом.

Последнее десятилетие XX века и начало XXI века в России отмечены существенным оживлением религиозной жизни и усилением активного влияния религии на разные сферы жизнедеятельности общества. За эти годы общество от отношения к религии как явлению пережиточному, чуждому, тормозящему общественное развитие перешло к интересу к ней, к углубленному пониманию ее роли в истории и культуре, затем к пониманию религии и религиозных объединений как важных социальных институтов современного российского общества. В изменяющемся социальном фоне произошел большой рост числа религиозных объединений, рост уровня религиозности. Россия стала поликонфессиональной страной.

В условиях изменяющейся религиозной ситуации государство в своем взаимодействии отдает предпочтение и уделяет большее внимание традиционным религиозным конфессиям. Таким образом, религиозное мировоззрение становится органической частью общественного сознания.

Последнее десятилетие в России принято называть периодом «духовного возрождения». Однако, на взгляд автора, необходимо развести это понятие с другими - «религиозное возрождение» и «возрождение религиозности».

Под «религиозным возрождением» автор подразумевает освобождение общества от вульгарных, уничижительных представлений о религии, ликвидации существовавшего на протяжении десятилетий административных и нравственных притеснений верующих, принятие прогрессивного законодательства о свободе совести и т.д.

Диссертант не разделяет точку зрения, согласно которой только массовое обращение населения России к религии, воцерковление российского общества приведет к духовному возрождению страны.

Увеличение количества храмов, монастырей, рост числа верующих, относительно высокий по сравнению с цругими социальными институтами авторитет религиозных объединений (и прежде всего у Русской православной церкви), т.е. то, что принято называть «религиозным возрождением» российского общества, не привело к его духовному возрождению. Кроме того, автор не видит оснований утверждать, что носителями духовности (т.е. людьми, устремленными к высотам нравственности, гражданственности, гуманизма, прекрасного, справедливости) являются исключительно верующие.

Диссертант полагает некорректным отождествлять понятия «духовное возрождение» и «религиозное возрождение». Духовное возрождение, на взгляд автора, есть достижение нового качества духовной сферы общества по сравнению с предшествующим ее развитием. Под духовным возрождением России диссертант понимает синтез прогрессивных традиций и новаций.

Термин «религиозное возрождение» используется большинством ученых только для характеристики религиозногб сознания и религиозной веры. В настоящем исследовании автор будет использовать этот термин, имея в виду возрождение религиозного сознания в современной России

Процесс возрождения религиозного сознания в России, по мнению диссертанта, характеризуют три основные тенденции: 1) внедрение системы ценностей традиционных религий (прежде всего православия и ислама); 2) возникновение и распространение нетрадиционной религиозности (новые религиозные движения и организации протестантского направления; псевдохристианские организации, возникшие на постсоветском пространстве; религиозные организации восточной ориентации; религиозные организации сатанинской направленности и др.); 3) распространение архаических верований (неоязычества, анимизма, фетишизма, магии).

Автором установлено, что на развитие религиозной ситуации в России в исследуемый период оказывают влияние две группы факторов: внешние (социально - политический, социально - правовой, социально -экономический, социокультурный); и внутренние (латентные потенции религии, изменение конфессиональной структуры, субъективное самочувствие верующих и др.). Диссертант доказывает, что, если в начальный период возрождения религиозного сознания главную роль играли внешние факторы, то в последние годы ведущая роль принадлежит внутренним факторам, потому что люда поняли, что религия не может решить все их проблемы.

Анализируя первую тенденцию - возрождение традиционных религий, автор указывает, что в данном исследовании более детально будет

проанализировано православие, т.к., на взгляд автора, представляется интересным проследить, сохраняет ли православие в современном поликофессиональном российском обществе прежние доминирующие позиции или теряет их.

Диссертант опирается на результаты опроса, проведённого в 2002 - 2003 гг. фондом «Общественное мнение» и исследовательским центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем. Согласно этим да иным, верующими себя назвали 74,2% россиян: при этом к православным христианам себя отнесли 58% опрошенных; к мусульманам - 26%, к старообрядцам - 2,6%. К иным конфессиям себя отнесли 1 .,6%, индифферентны как к религии, так и к атеизму - 7,8% опрошенных. Затруднились в этом самоопределении -4% из числа опрошенных. При этом наиболее высокий уровень религиозности обнаружился в местах, где есть безработица и иные негативные последствия российских реформ.

Количественный рост верующих, как показывает автор, сопровождается и ростом религиозных организаций. Так, по официальным данным, на территории России их количество, по сравнению с 1996 г., выросло почти в два раза и в начале 2002 г. составило 19892 религиозных организации.

Диссертант отмечает, что среди религиозных конфессий России сегодня лидирует Русская православная церковь (принадлежность к ней заявили свыше 50% зарегистрированных религиозных объединений). Это не случайно и объясняется, во-первых, тем, что христианство в форме православия распространено в Европейской части России с X в., русские, традиционно исповедующий православие, составляют большинство населения страны (64%); во - вторых, с распадом СССР разрушилась идентичность «советский человек», что заставило людей искать новую модель идентификации на базе религиозных ценностей и прежде всего православных; в-третьих, православию пытаются придать статус государственной религии, Русской православной церкви оказывается значительная помощь от государства в восстановлении храмов и системы образования, что находит отражение в предпочтении россиянами данной конфессии.

Автором отмечается, что социологические исследования, проводимые на территории России, показывают, что процесс возрождения религиозного сознания в современной России чрезвычайно парадоксален: с одной стороны, социологические исследования фиксируют рост числа респондентов, заявляющих о своей религиозной принадлежности к той или иной конфессии (57,8%),с другой стороны, эти данные не совпадают с количеством респондентов, заявляющих о своей вере в Бога (таковых всего 37,5%).

Основными особенностями современного религиозного сознания, как показывает диссертант, являются: в современном обществе религии идентифицируются прежде всего с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных людей естественна; в результате смешения чувства трансцендентного из области церковного учения в более приземлённые сферы жизни, религиозность становится меньше ориентированной на церковь и больше направленной на земные проблемы жизни общества и человека; религиозная вера современными верующими чаще всего осмысливается как не столько как религиозный, сколько как психологический феномен; в настоящее время понятие религиозности всё чаще связывается с её внешним выражением - религиозным поведением; религиозные организации становятся полноправным партнёром власти в решении насущных вопросов общественной жизни, таких как: помощь малообеспеченным и престарелым людям, детям - сиротам, реабилитация наркоманов и заключённых и т.д.

Далее автором выделены причины поверхностного, формального отношения россиян к религиозной жизни: первая - это секуляризация общественной жизни; вторая - разрушение тоталитарного сознания; третья - крушение патерналистской идеологии.

Тенденция роста религиозности, указывает диссертант, имеет амбивалентную структуру. Обратной стороной роста религиозности является отстранённость людей от религиозной жизни.

Второй тенденцией возрождения религиозности является возникновение и распространение нетрадиционной религиозности. Для новых нетрадиционных движений характерно: почитание, наряду со Священным Писанием традиционных религий (или вместо них), книг своих основателей; обожествление своих лидеров, наряду с образом Бога; мощный миссионерский заряд новообращённых, их стойкое желание поделиться обретённой истиной с другими людьми.

Далее в диссертации даётся классификация новых религиозных организаций, действующих в современной России. Автор выделяет: а) новые религиозные движения и организации протестантского направления; б) новые псевдохристианские организации, возникшие на постсоветском пространстве; в)религиозные организации восточной ориентации; г) религиозные организации сатанинской направленности; д) оккультно -религиозные, гностические религиозные организации.

Автор полагает, что причинами активного распространения новых религиозных движений на территории России являются: резкое расслоение общества на богатых и бедных, отказ от коллективистских, общинных начал, и затруднение самоопределения личности, религиозного в

частности; появление большого количества людей, не определившихся со своей конфессиональной принадлежностью, а также людей с аморфной верой и неверующих; заинтересованность правящей элиты страны, провозгласившей своей целью изменение менталитета жизни россиян на западный лад; способность лидеров новых религиочных объединений быстро адаптироваться к самым различным социальным условиям и умение действовать с учётом обстановки и психологии различных групп населения; приверженность к социокультурной традиции патернализма.

Тревожит тот факт, что часть россиян, привыкших к тоталитарному контролю за своим поведением в советский период, были привлечены лидерами новых религиозных движений в свои организации и попали в полную финансовую, психологическую и физиологическую зависимость от них.

Третьей тенденцией возрождения религиозности по мнению диссертанта, является распространение архаических верований (неоязычества, анимизма, фетишизма, магии). Эта тенденция тесно связана с комплексом религиозно - мистических представлении, характерных для большинства народов на ранней стадии развития религиозного сознания.

Автор доказывает, что причинами распространения неоязычества в России являются: активный поиск национальных корней и национальной идеологии; стремление к национальной сегрегации и национальному обособлению; восстановление национального самосознания; стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы; частичное влияние новых религиозных культов иностранного происхождения с элементами язычества.

К неоязычеству автор относит и многообразные увлечения магией, экстрасенсорикой, спиритизмом и прочими поверьями, восходящими к самым ранним анимистическим и фетишистским воззрениям. Неоязычество сегодня очень широко распространено у таких народов России, как: мари, мордва, удмурты и чуваши.

В заключение параграфа диссертант делает вывод о том, что процесс возрождения религиозного сознания в России, начавшийся в 90-х гг. XX века, привёл к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма -сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство и магию; во-вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определенный психологический комфорт. Поэтому религиозное сознание современных верующих отличается

неопределённостью, размытостью, наблюдается рост декларированной, т.е. мнимой религиозности.

Второй параграф второй главы «Социокультурная характеристика современного верующего» посвящён выявлению типологических черт образа современного верующего.

В данном параграфе автор обращается к анализу материалов собственного социологического исследования, главной целью которого было выявление причин возрождения религиозного сознания в современном обществе, а также причин роста религиозности среди населения России.

Диссертант доказывает, что за последние годы произошло крушение основных стереотипов, относительно верующих, влияющих на оценку людей в обществе. Можно констатировать замену существующих в обществе стереотипов относительно верующих: вместо пожилых и старых людей в церковь (или мечеть) хотя люди молодого и среднего возраста, активно работающие; не одинокие, а замужние (женатые); имеющие среднее специальное или высшее образование.

В процессе анализа полученных данных автором были выделены четыре группы индикаторов религиозного сознания.

В первую группу вошли показатели, определяющие отношение к православию в целом. Она включала в себя следующие позиции: 1) собственная принадлежность респондента к православию (крещение); 2) традиции православия в семье (в частности, сколько поколений исповедовало православие), 3) крещены ли родители и дети (если детей нет, то будут ли крещены, когда появятся). Итоговым индикатором в этой группе было отношение к религии (верит, не верит, колеблется и т. п.).

Вторая группа индикаторов была призвана определить степень участия респондента в церковной жизни. Она включала в себя следующие показатели: 1) обстоятельства, при которых человек впервые пришёл в церковь, 2) частоту посещения храма в настоящее время, 3) совершение паломничества к святым местам, 4) эмоциональное состояние до и после посещения Церкви.

Третья группа индикаторов была призвана выявить уровень соблюдения религиозных традиций. Она включала в себя следующие показатели: 1) соблюдение религиозных канонов (посты, праздники, регулярные молитвы и др.), 2) частота причащения, знание наизусть основных православных молитв (они перечисляются); 3) знание семи православных Таинств (крещение, исповедь, причастие, венчание, миропомазание, соборование, священство).

Четвёртую группу составили индикаторы, призванные выявить мнение респондентов о том, какое место должна занимать Русская православная

церковь в жизни современной России. Здесь же определялось восприятие респондентами православия: как религии будущего или, наоборот, религиозная традиция прошлого.

Все эти группы индикаторов и вошли в состав анкеты в качестве соответствующих разделов.

Одним из главных элементов религиозного сознания является религиозная вера. В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Во что Вы верите?» (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Как показало исследование, вера в Бога или Аллаха в сознании людей достаточно легко сочетается с верой в колдовство и магию и плохо — с верой в загробную жизнь. При этом только 66% опрошенных из числа тех, кто ответил, что верит в Бога или Аллаха, верит также и в загробную жизнь. При этом доля лиц, называющих себя верующими (73,4%), не совпадает с долей респондентов, верящих в Бога (48, 6%) - оно значительно меньше. Эти данные подтвердили вывод диссертанта о том, что религиозное сознание современных верующих тесно связано с национальной идентичностью и отличается размытостью, неопределённостью.

Таким образом, из всей совокупности опрошенных автором были выделены для анализа четыре основные группы православные: а) верующие; б) неверующие и мусульмане; а) верующие; б) неверующие.

Автор попытался выяснить, в какой мере респонденты идентифицируют себя как верующие. Первое, что интересовало диссертанта - как часто посещают верующие респонденты Церковь. Если учесть, что посещение церкви раз в месяц — общепринятое в науке измерение религиозности, то по этому параметру граждане современной Россия находится на одном из последних мест в Европе. Несмотря на то, что открыто большое количество новых и восстановлены старые церкви, увеличения числа посещений людьми церкви в России не произошло.

Схожую картину дали результаты ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы молитесь?». Среди причисляющих себя к верующим в Бога, читают и знают наизусть обязательные ежедневные православные молитвы только 4% опрошенных, молятся иногда -13%; очень редко - 41, 3%, только в критических ситуациях - 30, 5%, никогда 10, 2%, затруднились ответить 1%.

Важным показателем религиозной веры в православии является частота причащения. Среди участников опроса, те, кто впервые принял Святое Причастие в детстве теперь не принимает его никогда указали более 40% опрошенных. Среди тех участников опроса, кто впервые принял Святое Причастие во взрослом возрасте, теперь причащаются регулярно: раз в месяц (19%), еженедельно (3%) несколько раз в год причащаются 34,3%. И

только 27% опрошенных верующих не причащаются никогда. Более того, 60% опрошенных верующих заявили, что исповедуются редко, и только '15% из них указали, что исповедуются регулярно.

Большинство опрошенных (51, 3%), при ответе на вопрос при каких обстоятельствах человек впервые пришёл в Церковь, указали, что а) когда их постигло горе, б) 28, 7% - оказались в трудной жизненной ситуации, в)столкнулись с непониманием, невниманием, жестокостью окружающих. Именно в Церкви они надеялись получить утешение и поддержку. 9, 2% опрошенных была нужна надежда на чудо, которую может дать только Церковь. Есть и такие люди, кто впервые переступает порог Храма случайно (2,1%) или просто из любопытства (3, 4%). И только 5, 3% опрошенных ответили, что впервые пришли в Церковь, следуя традиции, заложенной в семье.

Одним из важных показателей религиозного сознания является и соблюдение постов. Полностью соблюдают все посты только 3% опрошенных, причисляющих себя к верующим в Бога. 20% соблюдают посты по мере возможности, 77% не соблюдают пост никогда.

Эти данные подтвердили предположение диссертанта о том, что идентификация себя как верующего в Бога и положительное отношение к Церкви не подкрепляется соответствующими поступками: большинство верующих молятся лишь иногда, исполняют только часть религиозных обрядов, лишь изредка посещают Церковь. Подобное поведение делает процесс возрождения религиозного сознания в России делает едва заметным.

Интересные данные, на взгляд автора, получены в ответах на вопрос о роли религии в жизни современного общества. По мнению большинства (79,3%) опрощенных, как верующих, так и неверующих, религия важна для современного общества, потому что она развивает духовность человека и люди должны научиться понимать друг друга и ценить жизнь.

На вопрос о причинах роста религиозности людей на первом месте стоит желание хоть во что-то верить (37%), на втором месте - дань моде (23%), на третьем - надежда решить многие проблемы ~(5%).

Диссертант попытался выяснить в решении каких насущных проблем современного общества, по мнению опрошенных, может помочь религия. Одними из основных проблем были названы проблемы алкоголизма и наркомании 76, 5%, на втором месте - проблема беспризорности детей -17%, остальные проблемы -6.5%.

Согласно результатов проведенного анализа, облик человека, идентифицирующего себя как верующий несет в себе следующие дихотомические черты: вера в Бога в сознании современных верующих легко сочетается с верой в приметы, НЛО, колдовство, магию; вера в

личностного Бога соединяется с верой в некую сверхъестественную силу; основная масса верующих не соблюдает церковных канонов и обрядов; лишь изредка молятся; для верующих характерна не характерна религиозная зависимость, являющаяся одной из форм эскапизма. "

В «Заключении» автор подводит итоги, обобщает основные результаты и формулирует выводы, вытекающие из диссертационного исследования, а также намечает дальнейшие перспективы работы по данной проблеме.

Основные положения диссертационной работы нашли отражение в следующих публикациях автора:

1. Традиционные и новые религии в современной России: конфликт ценностных систем/Региональная конфликтология: междисциплинарные исследования. Сборник тезисов региональной научно-практической конференции с международным участием. Ч.2.-Уфа: Изд-во БашГУ, 2001. с. 53 - 54.

2. Религиозная вера - разум или чувства//Человек в современном православии: Сборник материалов научной конференции: «Культурное наследие России: универсум религиозной философии». Уфа: Изд - во БашГУ, 2003. с. 98-101.

3. Основные тенденции возрождения религиозного сознания в современной России /Сборник докладов XII международных Рождественских образовательных чтений. - М., 2004. с. 56- 59.

Журавлева Ирина Алексеевна

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛР№ 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать23.05.2005 г. Бумага офсетная. Формат 60x84/16. Гарнитура Times. Отпечатано на ризографе. Усл. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,39. Тираж 100 экз. Заказ 373.

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г.Уфа,ул.Фрунзе, 32.

*10318

РНБ Русский фонд

2006-4 5980

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Журавлёва, Ирина Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.

1.1. Теоретические традиции рассмотрения религиозного сознания.12

1.2. Особенности функциональной структуры религиозного сознания.36

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.

2.1.0сновные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современной России.62

2.2. Социокультурная характеристика современных верующих.100

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Журавлёва, Ирина Алексеевна

Актуальность темы исследования. Положение религии в современном обществе достаточно противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы сколько-нибудь однозначно попросту невозможно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии - либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет значительную роль в жизни общества, но столь же очевидно, что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в сегодняшнем обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности — наука и политика. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира и человека. Наука способствовала десакрализации мира: явления природы и общества получили естественное объяснение без ссылки на вмешательство Бога, на чудо. Однако старое представление о Боге как чудотворце и избавителе, к которому люди прибегаем тогда, когда их не удовлетворяют ответы науки или когда они не могут справиться со своими проблемами, до сих пор живет. Политики же активно используют религиозных деятелей для пропаганды своих идей, приглашают их на свои официальные мероприятия в целях привлечения на свою сторону разных групп верующих.

Процесс возрождения религиозности в современной России, начавшийся в 90-е годы XX в., находит отражение в следующих основных чертах: признании религии, заполняющей духовный вакуум, образовавшийся после распада СССР, формой новой идеологии; переводе отношений между Российским государством и религиозными организациями в режим активного диалога; признании религии одной из форм общественного сознания; в формировании нового типа личности, являющегося носителем религиозной системы ценностей.

Несмотря на длительное господство православия как государственной религии, Россия никогда не отличалась религиозной гомогенностью, что свойственно для большинства стран Западной Европы. Для религиозной жизни России всегда была характерна поликонфесиональность, обусловленная историческими и геополитическими факторами. Особенно ярко выраженной она стала в современных условиях. На фоне ослабления регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни растет уровень религиозности граждан, увеличивается количество общин разной конфессиональной направленности, влияние которых на сознание людей не всегда однозначно позитивно. Эти обстоятельства и определили актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Специфике религии как формы общественного сознания посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, психологов, антропологов и др.

Для анализа сущности религиозного сознания важное теоретическое значение имеет изучение и описание специфики религиозной веры, сущности и содержания религиозных взглядов, соотношения веры и знания, смысла и цели человеческой жизни. Эти аспекты нашли свое отражение в трудах философов Ф.Вольтера, Г.В.Ф.Гегеля, П.Гольбаха, а также в работах русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Н.О.Лосского, П.И.Новгородцева, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова, С.Л.Франка1 и др.

Среди исторических исследований религиозного сознания, описывающих его возникновение и развитие, представляющих ценный материал для

1 Вольтер Ф. Философские сочинения. М.: Наука, 1988; Гегель Г.В.Ф.Философия религии. В 2-х тт. М.: Мысль, 1976; Гольбах П. Избранные произведения: В 2-х т. М: Соцэкзис, 1963; Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.,: ООО «Издательство В,Шевчук», 2000; Булгаков С.Н. Свет невечерний. - М.: ФОЛИО, 2000; Лосский Н.О. Избранное. - М.: Правда, 1991; Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М.: Пресса, 1991; Соловьёв B.C. Оправдание добра. Соч. в 2-х т. T.I- М.: Правда, 1989; Федотов Г.П. Лицо России //Вопросы философии. 1990. № 8. с.131-159; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992 и др. социально - философского изучения необходимо отметить работы Р.Белла, М.Вебера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Б.Малиновского, Э.Тайлора, Дж.Фрэзера'и др.

Проблеме соотношения знания и веры уделяли значительное внимание знаменитые западные теологи: А.Аврелий, Ф.Аквинский, П.Тиллих, иероманах Серафим (Роуз). Отечественные теологи: Антоний (митрополит Сурожский), митрополит Иоанн (Снычёв), святитель Игнатий Брянчанинов, игумен Вениамин (Новик), св. Григорий Богослов, св. Василий Великий, отец А.Мень в своих трудах о судьбах русского православия раскрывают особенности русского духа и размышляют о становлении русского религиозного сознания.

При рассмотрении религиозных чувств как одной из важнейших составляющих религиозного сознания мы использовали исследования религии в рамках психологического подхода, представленного в трудах У.Джеймса, Э.Фромма, Ф.Шлейермахера, З.Фрейда, К.Юнга3 и др.

В отечественной литературе философско - социологический анализ религиозного сознания занимает значительное место в трудах Ю.Ф.Борункова, В.И.Гараджи, В.В.Кудрявцева, В.С.Кулика, Ю.А.Левады, Б.А.Лобовика, Д.М.Угриновича, И.Н.Яблокова4 и др.

1 Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. - М.: Юрист, 1996; Малиновский Б. Магия и религия //Хрестоматия по социологии религии. - М., 1996; Тайлор Э. Первобытная культура. - М.: Политиздат, 1989; Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии. - М.: Политиздат, 1986.

2 Августин А. О граде Божьем. М.- Минск, 2000; Тиллих П. Избранное, Теология культуры. М.: Юрист, 1995; Иеромонах Серафим (Роуз). Приношение православного американца. М.: ООО Издательство В.Шевчук, 2001 и др.

3 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. - М: Наука, 1993; Фромм Э. Психоанализ и религия.// Фромм Э. Иметь или быть? М., «Прогресс», 1990; Фрейд Э. Будущее одной иллюзии// Фрейд Э. Психоаналитические этюды. - Минск: Беларусь, 1997; Юнг К.Г. Психология и религия//Архетип и символ. -М.: Renaissance, 1991 и др.

4 Борунков Ю.Ф. Особенности религиозного сознания. М.: Мысль, 1971; Кулик B.C. О методологии исследования структуры религии: Проблемы методологии научного познания. Научны труды Новосибирского ун-та. Философская серия. Новосибирск, 1986. Вып. 2.; Левада Ю. А. Социальная природа религии. - М.: Наука, 1965; Лобовик Б. А. Религиозное сознание и его особенности. - Киев: Наук, думка, 1986; Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии. ( специфике религии и её месте в общественном сознании). Изд. 2 доп. и перераб. - М.: Изд-во МГУ, 1965; Яблоков И.Н. Социология религии. - М.: Мысль, 1979 и др.

При рассмотрении религиозной ситуации советского периода мы использовали исследования: А.Ф.Анисимова, А.А.Подмазова, А.И.Демьянова, А.Дулуман, М.А.Морозова, В.И.Колосницина, К.И.Никонова, В.В.Павлюка, Ю.И.Семёнова, С.А.Токарева1 и др.

Анализу современной религиозной ситуации в России посвящены работы: Е.И.Аринина, А.Р.Бессмертного, И.Г.Каргиной. Л.Н.Митрохина, С.В.Медведко, М.П.Мчедлова, А.А.Панкова, В.И.Подшивалкиной, С.Б.Филатова, Л.М.Воронцовой, Д.Е.Фурмана2 и др., а также теологов: Д.Дудко, епископа Новосибирского и Бердского Сергия, митрополита Смоленского Кирилла, митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, Патриарха Московского и всея Руси Алексия, профессора московской духовной академии А.И.Осипова3 и др.

Большой вклад в изучение новых религиозных организаций, действующих в России в рассматриваемый период, внесли такие исследователи, как:

1 Подмазов А.А. Современная религиозность: особенность, динамика, кризисные явления. -Рига: «Зинатне», 1985; Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1984; Дулуман А., Лобовик Б. Танчер В. Современный верующий (социально - психологический очерк). - М.: Политиздат, 1970; Колосницын В.И. Влияние социальной структуры советского общества на религиозное сознание /Социальные различия и их преодоления. - Свердловск, 1969, вып. 3; Морозов М.А., Лисавцев Э.И. Актуальные задачи атеистического воспитания. - М.: Знание, 1970; Павлюк В. В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание. - Львов: Вища школа, 1976 и др.

2 Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. - Архангельск: Изд - во Помор, гос. пед. ун -та им. М.В.Ломоносова, 1993; Медведко С.В. О религиозной ситуации в современной России //Религиоведение. 2002. № 2. с. 104 - 110; Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // Социологические исследования. 1995. № 11. с. 79 - 81; Мчедлов М.П. Вера России в зеркале статистики / Независимая газета (Религия), 2000. - 17 мая; Филатов С.Б. Новое рождение старой идеи: православие как национальный символ //Политические исследования. 1999. № 3. с. 138 - 149; Воронцова С.М., С.Б.Филатов, Д.Е.Фурман. Религия в современном массовом сознании //Социологические исследования. 1995. № 11. с. 81 - 91 и др.

Дудко Д. «Тайна Божия» //Саранские епархиальные ведомости. 2001. №21. с. 9 - 13; Епископ Новосибирский и Бердский Сергий. Духовный кризис современного общества //Сборник докладов VIII международных рождественских чтений. - М.: Издательство Московского Патриархата, 2000. - 272 с. - с. 130 - 135; Беседы Патриарха на рубеже тысячелетий /Правда, 2000. 28 ноября.; Владимир, Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. «Без православия нет ни культуры, ни России» /Известия, 2002. 31 августа; Мейендорф И. Православие и современный мир. - Минск: «Лучи Софии», 1995; Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского Монастыря. 2002 и д

Е.Г.Балагушкин, А.Р.Дворкин, И.Я.Кантеров, А.Кураев, Н.А.Трофимчук, Б.З.Фаликов, Е.С.Холмогоров1 и др.

Проблемам православного просвещения в местах лишения свободы посвящены работы Г.Каледы, М.П.Стуровой, Ю.Б.Козловой2 и др.

Социокультурный облик современного верующего рассматривается в трудах: В.А.Бурко М.П.Мчедлова, И.В.Налетовой, М.Г.Писмарка, Л.Попова Э.Г.Филимонова3 и др.

Проблемам государственно - религиозных отношений посвящены работы: И.Г.Дубова, Р.Лопаткина, Ф.Г.Овсиенко, А.Пчелинцева, О.Федяевой4 и др.

Для нас оказались полезными исследования по проблемам методологии социального познания Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Л.П.Буевой, Б.А.Грушина, Э.В.Ильенкова, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзона, В.Е.Кемерова5 и др.;

1 Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. В 2-х т. - М.: Прогресс, 1999; Кантеров И.Я. «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России.(«круглый стол») //Вопросы философии, 1996, №12, с. 3 - 32; Кураев А. Соблазн неоязычества: материалы к Международному христианскому семинару «Тоталитарные секты в России». - М., 1994; Холмогоров Е.С. Хроника: международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России» //Альфа и Омега. 1994. № 2. с. 138 -161 и др.

2 Каледа Г. Остановитесь на путях ваших: записки тюремного священника. - М.: Издательство Московского Патриархата, 1995; турова М.П. Проблемы православного просвещения в местах лишения свободы //Сборник IV рождественских образовательных чтений - М.: Издание Московского Патриархата, 1996 и др.

3 Мчедлов М.П. Об особенностях мировоззрения верующих в постсоветской России. Некоторые результаты социологического мониторинга //Религия и право. 2002. № 1. с. 5 - 9; Мчедлов М.П. Современный верующий //Свободная мысль. 1996. №8. с. 113 — 123; Писмарк М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие //Социально - гуманитарные знания. 2003. № 4. с. 139 - 146; Попов Я. Новые верующие? //Высшее образование в России. 1999. № 5. с. 116 -118 и др.

4 Дубов И.Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам //Политические исследования. 2001. № 2. с. 78 - 92; Пчелинцев А., Л.Рагазина. Государство, религия, закон: социологический анализ //Религия и право. 2001. № I.e. 26 29; Федяева О. Государственно-церковные отношения: переходный период //Религия и право. 2001. № I.e. 16 - 17.

5 Арефьева Г.С. Общество, познание, практика- М.: Мысль, 1988; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 1978; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. - М.: Политиздат, 1977 и др а также работы, посвященные специфике российского социального развития: Т.А.Алексеевой, А.С.Ахиезера, Е.В.Анисимова1 и др.

Мы также обращались к трудам башкирских философов: Б.С.Галимова, Д.М.Гилязитдинова, А.Ф.Кудряшева, А.Б.Курлова, А.В.Лукьянова, Д.А.Нуриева, С.М.Поздяевой, З.Я.Рахматуллиной, Р.М.Тухватуллина, Ф.С.Файзуллина, В.Н.Финогентова, Л.А.Ширяева2 и др.

Однако при всем обилии теоретического работ по проблеме религиозного сознания в настоящее время в отечественной социально-философской науке существует ряд не исследованных еще аспектов: влияние религии на жизнь отдельного индивида; изменение функций религии в современном поликонфессиональном российском обществе, причины обращения россиян к нетрадиционным религиям и тоталитарным сектам; изучение социальных и культурных характеристик современных верующих и др. Эти аспекты и составили проблемное поле настоящего диссертационного исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает религиозное сознание как форма общественного сознания.

Предмет исследования — процесс возрождения религиозного сознания в современном российском обществе.

Цель исследования - проанализировать особенности возрождения религиозного сознания в современной России. Достижению данной цели способствовало решение следующих задач:

1 Ахиезер А.С., Яковенко И.Г. Что же такое общество? // Вопросы философии. 1997. № 3; Анисимов С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. - М.: Мысль, 1988 и др. * Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. -Уфа:Автор-Проект, 2000; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1993; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-во БашГУ, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1997; Финогентов В.Н. Мировоззренческие поиски современности // III Аксаковские чтения / Сост. Г.О. Иванова. -Уфа, 1997.- с.125-132.

• проанализировать теоретические подходы к рассмотрению религиозного сознания;

• рассмотреть структуру религиозного сознания и его функции;

• показать основные тенденции процесса возрождения религиозного сознания в современном российском обществе и раскрыть их специфику;

• выявить социальные и культурные черты современного верующего.

Методологической основой исследования является системный подход, позволяющий исследовать религиозное возрождение в условиях современной системы. В диссертации использованы также адекватные поставленным задачам элементы структурно-функционального, диалектического подходов, особенно при анализе трансформационных изменений, происходящих в современном российском обществе; в работе также использовано сочетание принципов исторического и логического.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• проанализированы два основных направления исследования религиозного сознания: религиозно - философское, которое связывает его возникновение с поклонением сверхъестественным силам и научно - философское, для которого характерна попытка рационально объяснить взаимосвязь религиозного сознания с развитием общества;

• доказано, что возрождение религиозного сознания в России, начавшееся в 90-х гг. XX века, привело к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма - сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство и магию; во-вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определенный психологический комфорт;

• выявлена тенденция увеличения числа верующих нетрадиционной конфессиональной направленности, проявления интереса представителями различных социальных слоев к эзотерике, йоге, медитации; на личностном уровне это проявляется в сочетании в сознании верующих христианских, мусульманских, буддийских, индуистских и архаических воззрений;

• выявлено, что верующие - это религиозная общность, осуществляющая на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах;

• показаны социально значимые доминанты системы ценностей современных верующих, главной среди которых является жизнь вечная, остальные -здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом.

Теоретическое и практическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в диссертации теоретические идеи и выводы будут способствовать дальнейшему, более полному исследованию проблем, связанных с феноменом религиозного сознания.

Практическое значение диссертации состоит в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы при чтении соответствующих разделов ряда дисциплин: философии, социологии, психологии, культурологии. Материалы исследования могут быть применены в разработке конкретных мероприятий по изучения религиозного сознания современных верующих, в работе среди молодежи, а также в законотворческой деятельности при разработке российских и региональных программ социального развития.

Апробация работы. Основные положения диссертационного докладывались на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на научной конференции «Философия и религия на рубеже тысячелетий» (Уфа, 1999), научно - практической конференции «Региональная конфликтология: и междисциплинарные исследования» (Уфа, 2001), Международном коллоквиуме «Либеральные и авторитарные общества: прошлое, настоящее, будущее». (Уфа, 2002); «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003); XI международных Рождественских чтениях «Образование и культура России в свете Православия» (Москва, 2003); Первых Садыковских чтениях (Уфа, 2003); на научной конференции «Культурное наследие России: универсум религиозной философии», посвященной 110 - летию со дня рождения А.Ф.Лосева (Уфа, 2003 г.) на XII международных Рождественских чтениях (Москва, 2004), а также в 3 публикациях общим объемом более 1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 212 наименований. Общий объем диссертации - 140 страниц.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Возрождение религиозного сознания в современной России"

7 Результаты исследования показали, что процесс возрождения религиозного сознания чрезвычайно противоречив и протекает далеко не однозначно: в современном обществе религии идентифицируются прежде всего с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для данных людей естественна; в результате смещения чувства трансцендентного из области церковного учения в более приземлённые сферы жизни, религиозное сознание становится меньше ориентированным на церковь и больше направленным на земные проблемы жизни общества и человека; в настоящее время понятие религиозности всё чаще связывается с её внешним выражением - религиозным поведением; религиозная вера современными верующими чаще всего осмысливается как не столько как религиозный, сколько как психологический феномен.

8 Объективный анализ специфических особенностей религиозного сознания привёл к выделению двух групп факторов, оказывающих влияние на развитие религиозной ситуации в России в исследуемый период: внешних и внутренних. К группе внешних факторов были отнесены: социально-экономические; социально-политические; социально-правовые; социокультурный. К внутренним: (фактор субъективного самочувствия верующих; потребность в принадлежности к определенной общности и организации жизни; институциализация религиозных объединений).

9. В ходе исследования были обнаружены следующие причины утраты интереса россиян к религиозной жизни: 1)секуляризация общественной жизни; 2) разрушение тоталитарного сознания; 3) крушение патерналистской идеологии.

10 Сравнительный анализ имеющегося материала показал, что среда верующих неоднородна. В ней можно выделить: 1) традиционные (ортодоксальные) верующие; 2) колеблющиеся; 3) неверующие; 4) атеисты; 5) эклектики; 6) верующие вообще. Основную же массу современных верующих составляют верующие вообще.

11. Религиозные организации становятся полноправным партнёром власти в решении насущных вопросов общественной жизни, таких как: помощь малообеспеченным и престарелым людям, детям - сиротам, реабилитация наркоманов и заключённых и т.д.

12. В результате анализа причин обращения россиян к новым религиозным движениям диссертантом выделены следующие: 1) заинтересованность правящей элиты страны, провозгласившей своей целью изменение менталитета жизни россиян на западный лад; 2) появление большого количества людей (около 45%), не определившихся со своей конфессиональной принадлежностью, а также людей с аморфной верой и неверующих; 3) резкое расслоение общества на богатых и бедных людей; 4) способность лидеров новых религиозных объединений быстро адаптироваться к самым различным социальным условиям и умение действовать с учётом обстановки и психологии различных групп населения; 5) развитие процесса «атомизации» общества, отказа от коллективистских, общинных начал, и затруднение самоопределения личности, религиозного в частности; 6) приверженность социокультурной традиции патернализма.

13. Архаическая религиозность, как показывает автор, прорастает в современном сознании через неоязычество, магию, анимизм, фетишизм.

14 Среди причин возникновения неоязычества в России автором отмечены следующие: 1) активный поиск национальных корней и национальной идеологии. 2) стремление к национальной сегрегации и национальному обособлению; 3) восстановление национального самосознания; 4) стремление противодействовать ряду негативных тенденций в развитии общества, таких как: урбанизация, нездоровый образ жизни в мегаполисе, отчуждение от природы и т.д.; 5) частичное влияние новых религиозных культов иностранного происхождения.

15. Проведённое исследование показывает, что за последние пятнадцать лет произошло крушение основных стереотипов относительно верующих (половых, возрастных, образовательных, профессиональных), влияющих на оценку религиозности людей в обществе.

16. Согласно результатов нашего анализа, облик человека, идентифицирующего себя как верующий несет в себе следующие дихотомические черты:

• вера в Бога в сознании современных верующих легко сочетается с верой в приметы, НЛО, колдовство, магию;

• вера в личностного Бога соединяется с верой в некую сверхъестественную силу;

• основная масса верующих не соблюдает церковных канонов и обрядов; лишь изредка молятся;

• для верующих характерна не характерна религиозная зависимость, являющаяся одной из форм эскапизма.

17. Выявлено, что верующие - это религиозная общность, осуществляющая на основе единой доктрины коллективную религиозную деятельность, направленную на достижение общих целей в специфических институциональных формах.

18. Показаны социально значимые доминанты системы ценностей современных верующих, главной среди которых является жизнь вечная, остальные - здоровье, хорошая семья, материальное благополучие, успешная карьера связываются с божьим промыслом.

19.0бщий вывод к исследованию, который можно сделать, состоит в том, что возрождение религиозного сознания, начавшееся в 90-е гг. XX в., привело к росту как религиозности, так и псевдорелигиозности, которая выражается, во-первых, в феномене религиозного синкретизма - сочетании веры в Бога с верой в приметы, НЛО, колдовство, магию; во - вторых, в ограничении сферы действия религиозного сознания в основном религиозной практикой; в-третьих, в рассмотрении веры в Бога не столько как прерогативы сознания личности, сколько как фактора, обусловливающего определённый психологический комфорт.

Предпринятый нами анализ не исчерпывает вей проблематики возрождения религиозного сознания в современной России. В поле нашего интереса не вошли следующие основные аспекты возрождения религиозного сознания: взаимосвязь конфессиональных ценностей (прежде всего православия и ислама); влияние СМИ на формирование религиозной веры, новые формы участия православия и других конфессий в общественной жизни; основы взаимовлияния светской и религиозной культуры; приобщение к религиозной вере через «православный туризм» - посещение святых мест России и за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованию возрождения религиозного сознания в современной России, можно сделать следующие выводы.

1. Начиная с античности и вплоть до конца XX в. данная проблема изучалась с точки зрения двух подходов: религиозно-философского и научно-философского. Представители первого направления - религиозно-философского базируют свои представления на идее креационизма: весь мир в его многообразии есть творение Бога. В отличие от представителей религиозно - философского направления, представители научно - философского пытаются понять специфику религиозного сознания, базируясь на факторах внешних по отношению к сознанию, утверждая научный взгляд на природу и общество. Религиозно - философские подходы к рассмотрению специфики религиозного сознания многообразны. В основном они представлены эволюционистскими, ритуалистическими, функциональными, структуралистскими, психологическими, атеистической концепциями.

2. Под религиозным сознанием диссертант понимает систему специфических взглядов, представлений и верований, отличающихся от других форм общественного сознания тем, что в систему «человек-общество» включается дополнительное образование - сверхъестественный мир.

3. Анализ религиозного сознания как формы общественного сознания позволил выделить следующие элементы, входящие в его структуру: 1)религиозная картина мира; 2) религиозная вера; 3)религиозные чувства; 4)религиозный опыт; 5)символичность.

4. Являясь одной из старейших форм общественного сознания, религиозное сознание выступает как определяющий элемент религиозной системы, через который осуществляется социальная детерминация других её элементов.

5. Среди традиционных функций религиозного сознания в современном обществе автор выделяет следующие: мировоззренческую, регулятивнонормативную, компенсаторную, коммуникативную и другие. Главной же функцией религиозного сознания в современной России является компенсаторная функция, которая даёт надёжную защиту личности от многих разрушительных тенденций современной жизни, приводящих к депрессии, отчаянию, агрессии, алкоголизму, наркомании и т.п.

6 В ходе исследования автором были выделены основные тенденции возрождения религиозного сознания в современной России: 1) внедрение системы ценностей традиционных религий (прежде всего православия и ислама); 2) возникновение и распространение нетрадиционной религиозности (новых религиозных культов и движений не только западного или восточного, но и отечественного происхождения); 3) распространение архаических (древних) верований (неоязычества, анимизма, тотемизма, магии).

 

Список научной литературыЖуравлёва, Ирина Алексеевна, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Августин А. О граде Божьем. Минск - Москва, 2000. - 1296 с.

2. Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. Пособие. М.: ТК Велби, Изд - во Проспект, 2004. - 256 с.

3. Андреева Л.А., В.В.Ряховский. Православие, протестантизм и стратегия устойчивого развития России в начале XXI в. //Общественные науки и современность. 2003. № 3. с. 143 152.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.

5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности. Производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-235 с.

6. Ансельм Кентерберийский. Прослогион //Сочинения. М.: Канон, 1995. -400с.

7. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 258 с.

8. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика М.: Мысль, 1988 -204 с.

9. Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. Архангельск: Изд - во Помор, гос. пед. ун - та им. М.В.Ломоносова, 1993. - 164 с.

10. Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. А друзей искать на Востоке: Православие и ислам: противостояние или содружество. М.: Вагрус, 2001.-64 с.

11. Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. В 2-х т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т.1 - 804 е., Т.2 - 594 с.

12. Балагушкин Е.Г. Новые религии как социокультурный феномен //Общественные науки и современность. 1996. № 5. с. 90 100.

13. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. В 2-х т. М.: Прогресс, 1999. Т.1 - 244 е., Т.2 -248 с.14