автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционалоизма (70-80-е годы ХХ в.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционалоизма (70-80-е годы ХХ в.)"
МОСКОВСКИЙ ОРДШ ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКМВРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДШ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УНИВЕРСИТЕТ им.М.В.ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛЕ!ТИКИ
Кафедра истории зарубежной печати и литературы
На правах рукописи
ЛОГОВА Светлана Николаевна
ЗСЗРОЖДШИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ ИНДЕЙЦЕВ США II ИДЕОЛОГИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА (70-80-О годы XX п.)
10.01.10 - журналистика
Автореферат
диооергации на ооиокание ученой отепени кандидата филологических наук
Москва - 1992
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной печати а литературы факультета журналистки Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени гооударстаенного университета им.М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
Официальные оппоненты - доктор иоторичеоких наук
Л.А.Файнйврг
кандидат филологичеоких наук А.Л.Ястребов
Ведущая организация - Московский государственный институт международных отношений, кафедра международной информации и журвдлистики.
Защита диссертации соотоатся " Г?■ ик7к& 1992 г. на эаоедании Специализированного совета по журналиотике
.ОЪ.^фъ Московском гооударотвешюм университета им.И.В. Ломоносова по адресу: Москва, К-9, ул.Моховая, -
N
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета аурналиотики МГУ им.М.В.Ломоносова.
старший научный сотрудник А.В.Ващэнко
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного осяета Кандидат исторических наук
Ю.Я.Орлов
СЕПИЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТУ
кая яурналлотика существует уже более 160 лет. Дан-ация поовящена исследованию печати коренных амери--80-е года XX в. Изменение политики в отношении ин-,ейцев, общественная ситуация в США в 60-е годы и процессы нутра самого индейского сообщества породили явление Индейоко-
0 Реяеооаноа, которое повлекло за ообой и возрождение журнала тики поале нескольких деоятнлетий упадка.
В этш возрождении важная роль принадлежит идеям тради-[ионалиэма, которые в настоящее время определяют работу наибо-ве значительных (кая по содержанию, так и по тиражу) индэй-ких изданий. В диссертации традиционализм рассматривается как кЗщественно-вультурноа, релагиозно-филоосфсг.оз и политическое рижение, популярное среда индейцев и ореди части белого наое-юнпя. Суть его - в признании превосходства древнейшей, язы-¡еокой духовной культуры человечества над ценностями цивилизации. Решение глобальных проблем современности традиционалисты 1идят на пути воостановленая этой культуры. Автором исодедует-¡я, главным образом, теоретическая работа и, отчаоти, практи-1вокая актавнооть движения, нашедшие отражение в журналистике сорешшх американцев.
Актуальность темы обусловлена, во-первых, экологизацией юзнания, возроашим в последние года как в нашей отране, так
1 во всей шре вниканием к определению меота и роли человече-ива в экосистеме Земли. Необходимость гуманизации обществев-зой жизни, науки и хозяйственной деятельности также обще признана. Рассмотрение именно этих проблем составляет основное зодераанае традиционалистской пзчати хорекгаа американцев. В головнях, когда народы мира начинают ооэзнавать обищость проб-
II: ПТЕП1
ссертдци! «иилп Н '"Л1
лем и задач, атоящих перед ними, обеда ость своей оудьбы, акту-а льна и основная позиция традиционализма • Его сторонники предлагают обратиться к духовным принципам древнейшей культуры человечества как к реальной исторической оонеше его единотва, пытаются открыть человечеству истоки этого единства.
Во-вторых, актуальность теш продиктована значительность!) самого явления индейокой курналиотихв, которое в настоящее время уже невозможно обходить вниманием, но которое по-прежнему оотаегоя малоизученным.
|>,': В-^ретьих, рассмотрение индейской журналистики как выразителя национального движения коренных американцев актуально в условиях подъема в нашей стране национальных движений, в там числе движений народов, ведущих племенной образ жизни (малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока).
Цель, которую преследует дисоертант в своей работе, -представить дурна лис тшу индейцев США как оамобытное целостное явление, имеющее глубокие исторические корни, доказать общечеловечески значимость традацаеналистокей ее части.
Для достижения поставленной целя автором решаются следующие задачи:
ознакомление о историческими истоками индейокого мировоззрения;
- рассмотрение процесса развития аурналиотики коренных американцев о момента ее возникновения до настоящего времени;
- исследование проблей и направлений рабом современных индейских изданий, их классификация и общая характеристика;
- определение роли национальной журналиотики в культуре в общественной ждзня индейцев США;
- представление идеологии традиционализма по материалам ивдейокой печати;
- обетование закономерности возникновения этого движения, определение его значения и значения традициошлистокой печати как выразителя его идей, .
Состояние научной разработки тема в нашей стране неудовлетворительно. Проблемой журналиотика коренных американцев занимается М.Н.Шамилов, но результаты его исследований пока нашли отражение лишь в докладах на всесоюзных конференциях американиотов. Цгбликации, имеющие отношение к теме, яринадле-
а Т \
жат А.В.Ващенко. Две поовящеш непосредственно журналистике-1-', но большинство их находится в рамках исследования фольклора и литературы индейцев.
Недостаточность разработки теш определяет научнто новпз-hjt диссертации, которая рассматривает в совокупноета историю, современное состояние индейокой печати и проблематику ее выступлений.
Диссертант заостряет внимание' на явлении традиционализма в индейской журналистике, которое до сих пор не становилось оамоотоя тельным объектом научного интереса ни отечественных, ни американских (¿«следователей. Не лроводалаоь прежде и тематическая систематизация выступлений индейской печати, осуществленная автором.
Проблемы современного индеаааотокого движения и русокого традиционализма затронуты в данной работе также впервые и ждут более глубокого изучения.
Практическое значение работы определяется возможность»} ее использования в научно-педагогической деятельности, в частности, при ооставлении лекционного курса по истории журналистики США и спецкурсов по альтернативной и этнической зуриадио-
^ Ващенко A.B. Служить конкретным' целям Ц Иностранная литература. -М., I98I.-J6 8: Его же. йндейокяа искусство, литература и журналистика // Коренное наоеление Америки в современном мире / Под ред. В.А.Тпшкова.-М., 1990.
тике. Ряд положений диссертации представляет интерес для имеющего практический выход изучения проблем этнического оамооозна-ния, национальных в экологических движений.
Объектом диооертапионного исследования являютоя газеты и журналы коренных американцев, прадобавляющие различные типы изданий. Оообое внимание уделано представителям традиционалист-окого направления ("Аквекон", "Аттан-акамик", "Игл утг првоо" "Индаэн ридер", "Шн-ах-атн" и др.), ореда которых наиболее значительный - "Аквеоаоне ноутс". Одно из старейших ныне существующих индейских изданий, "Аквеоаоне нсуто" - единственная общенациональная газета коренных американцев, тираж которой в неоколько раз превышает максимальные тиражи прочих изданий.
Объектом наследования таете является история двух крупней ших племенных ооюзов, важная как для ориентации а событиях, повлиявших на развитие журналиатика коренных американцев, так а для понимания штоков современного мировоззрения индейцев, опрздеяяюиего оодергание периодики.
Эмпирической основой диссертации послужили годовые комплекты и отдельные номера индейоких изданий за период 19691589 гг. (воего 30 названий).
Теш традиционализма в индейской ядгрналиотике потребовал! от автора изучения некоторых конкретных аспектов иотории перзш битного общества и современной демографии, изложенных в работах В.П.Алакоаеад, С.И.Брука, К.А.Вилла.8*
Алексеев В.П. Географические очаги формирования человечео-кихрао.-М., 1985; Брук С.И. Населенна мира: Этнодемогра-фический оправочник.-М., 1931; Вилли К.А. Биология.-М., 1968.
Раскрытие теш данного исследования предполагало таете изучение концепций мирового общественного развития, представленных в трудах С.Н.Булгакова, Л.Г.Моргана, П.Н.Савицкого, Н.Ф.Федорова, О.Шпенглвра, 0.Энгельса3^', что позволило определить значение традиционалистской концепции.
Формирование объективного представления об истории а культуре индейцев, в значительной мере определяющих содержание их периодики, происходило у автора под воздействием работ отечественных4^ и зарубежных5^ иоториков я этнографов. ______________ i
Булгаков С.Н. Два града. Исследования к природе общественных идеалов.-М., I9II; Его же. Свет невечерний.-М., 1919; Морган Л.Г. Древнее общество.-Л., 1934; Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство.-Прага, 1931; Федоров Н.Ф. Сочинения. -М., 1982; Шпенглер 0. Причиннооть и оудьба. Закат Европы.-М.-П., 1923; Энгельс Ф. Лроиоховдение семьи, чаотной собственности и государства Ц К. Марко и Ф.Энгельс. Сочинения .Т. 21.
Аверкивва ЮЛ. Индейца Северной Америки: От родового общества к классоволу.-М.. 1974; Ее же. Иатория теоретической мысли в американской этнографии.-М., 1979; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнохрафия.-М., 1981; Исторические оудь-бы американских индейцев: Проблема ивдеанизтика 7 Под род. В.А.Тишкова.-М., 1985; Золотаревская И.А. История Конфедэ-. рации криков: Дис... канд.ист.наук,-М., Г952.
Морган Л.Г, Дотла и домашняя яазнь американских туземцев.-Л., 1934;-Его se. Лига ходеносауии, шш ирокезов.-М,, 1983; Debo A. The Road to Disappearanoe.-Hornau, 1941) Gridley U.E. American Indian Iribes.-Naw Xoik, 1974} Grinde D. Tho Iroquoia and Pounding oí the American notion.-San Franeis-oo, 1977) Swanton J.R. Early History oí the Creek Indiana and their iraighbours.-Viaahington, 1922; Swanton J.R. The Indians of the Southeastern United Statea.-Norman, 1969.
Для создания целостной картины национального движения индейцев США во второй половине XX века наряду с материалами самой индейской печати были использованы исследования отечественных и американских ученых.®^
Экологический аспект существования первобытных человеческих сообществ изучен по работам А.М.Каримокого, Г.Марша и дру-7)
гах авторов.
Мировоззрение коренных американцев, помимо отражения его в национальной журналистике, представлено в индейских фольк-* лорных и литературных источниках. Изучение этих источников, а также посвященных им исследований А.В.Ващенко^ способствовало более глубоком/ пониманию автором содержания индейских изданий.
Анеркиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня // США. Экономика, политика, идеология.-М., I98I.-№ 2; Геев-ский 1!., Червонная С. Национальный вопрос в общественно-политической жизни С1ЛА.-М., 1985; и др. *
^ Каришкий АЛЛ. Социальный биологизм: природа и идеояогичеа-кая' направленность.~М., 1985; Марш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природа.-СПб., 1866; Экология американских индей- . дев и эскимосов: Проблемы индеаниотики / Под ред. В.А.Тиш-кова.ЧЛ., 1988.
Ващенко A.B. Индейская Америка и литература США колониального периода // Потоки а формирование американской нацио-■ нальной литературы ХУН-ХШ вв.-М., 1985; Его же. Иоторико--эаический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика.-М., 1989;'Его же. Источниковедческие проблемы эпоса индейцев США II Фольклор: Поэтика и традиция.-М., 1982.
Журналистика коренных американцев в оамнх США привлекает внимание исследователей, главным образом, к споен ранней истории.
Лишь иеоколько работ'®' касаются периода, заключенного в хронологические рамки настоящей диооертации (70-80-е гг. XX в.). Среди них единственным фундаментальным исследованием можно назвать книгу профессоров Университета Кйного Иллинойса Джеймса и Шерон Мерфи "Г^оть мой народ знает... Индейская журналистика, 1828-1978". Э книге подчеркнута вазйтад альтернативная роль журналистики коренных американцев, разрушающей стереотип индейца, созданный американскими СМИ. Авторами подробно освещаются история создания периодики для индейцев и иотория журналистики самих индейцев, даетоя классификация и характеристика значительного чиола изданий конца 60-х и 70-х годов. Являясь единственной попыткой рассмотрения индейокой журналиотики в целом и содержа уникальный справочный материал, данное исследование преимущественно освещает историю создания и условия выпуска изданий, мало внимания уделяя их содержанию. В книге лишь в общих чертах обозначены направления работы редакций, их позвдия по отношению к индейоким общественным движениям и философским течениям. _
Ваза A.L. Cherokee Messengers A Life of Samuel Austin V/or-oester.-ltorman, 1936; Bird T. Tall Them The/ Lie: The Sequoyah Myth.-Los Angeles, 1976s Carter 3. Cherokee Sunset: A Nation Betrayed.-Hev< Ifork, 1976; Foreman C.T. Oklahoma Imprints, 1835-1907: A History of Printing in Oklahoma before Statehood.-Herman, 1936; Gabriel li.H, Elia.3 Boudinot: Cherokee and His Anerica.-Norman, 1941; Hargrott L. Oklahoma Imprints, 1835-90.-Hew York, 1951.
10^Uorgan L. History of the Tundra Tinea.--Pair"banI:a, 1972; Uurphy J.ii., Murphy З.Ы. Xet my'People Know: African Indian Journal iom, 1823-1978.-liornan, 1931; "urphy 3.:«. Otht-r Voieea: Black, Chicano and American Indian ¿"геая.—jaytor., 1974.
Отсутствие специальных работ по индейской печати 60-х гг. и традиционализму в журналистике продиктовало диооертанту необходимость в исследовании этих вопросов опираться исключительно на фактический материал оамих индейских изданий. II) Некоторые практические аспекты традиционализма рассмотрены А.Н.Натаро-ът?2)Движение русокого традиционализма (евразийотва) также предотавлено, главным образом, по его собственной периодике.^
Апробация результатов доследования. Озновные положения диосертации были отражены в двух статьях, депонированных в ЙНИЖ АН СССР. По материалам диссертации автором были оделаны доклада на воеооюзных научных конференциях, организованных факультетом журналистики МГУ (в 1988,IS90 гг.).
Структура диооертаиии обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введения обосновывается актуальность данного исследования, «но научная новизна и практическая ценность. Та;,! же из-
«у
лагакгся цель и задачи работы, даетоя обзор литературы.
^ AVwekon.-Rooseveltownj Afcwesasne liotea.-Rooseveltown; Ai^ tan-Akamtk; Tha Chootaw Community Hewa.-Philadelphia; Ea|-la Wing Press.-Haugatuok; The Indien Reader.-Memphis! Иап^ -Ah-Atn; Muskogss Nation Hsws.-Okaulgee; liavajo Times.-Viindow Rook; Sho-Baa Hawa.-Pt.Hall; Sweetgraas.-Ioronto; Tundra Times.-Acohoraga; и pp.
Натаров A.H, Лагерь Яблтый; Гром - экологичеокая альтернатива индейцев традиционалистов /V Экология американских индейцев и аокимооов: Проблемы индеанистшш / Под ред. В.А.Юшкова.-М., 1988.
I3) Евразийакий временник.-Берлин; Евразия.-Пария; и др. (I92C-I93I гг.).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
В первой главе "Возникновение и развитие индейокой журналистики в историческом контексте" рассказывается об иотории и духовных основах существования двух крупнейших племенных союзов индейцев - Лиги ирокезов и Конфедерации криков (маокогов). (Территория оогазов охватывала почти веаь северо- и юго-восток современных США). Их культура наиболее полно предотавляет культуру аборигенов Северной Америки, важна их роль в иотории ин- ■ дейской журналистики. '
Необходимость подробно остановиться на их ооциальной организации была продиктована вниманием современных андейоких публицистов к этому вопросу. Диооертантом показана глубокая демократичность этой организации. Она выражалаоь во всеобщем
избирательном праве, выборности и сменяемости представителей >>"
власти, глаоности и подконтрольности их работы. Справедливость представительства структурных единиц союзов в их верховных оо-ветах, независимость этих единиц в решении внутренних вопрооов определяли высокий уровень демократии. Отличием этой первобытной ее формы от исторически более поздних был, прежде всего, принцип единоглаоия, а не принятия решений большинством голо--сов, что предполагало компетентность каждого в жизни всего общества и осознание личной ответственности. Равное участие воех (не исключая и вождей) в хозяйственной жизни, неотделимой от религиозной, разумное соотношение общественной и частной собственности, стабильность материальных потребностей, рациональное природопользование и вноокое нравственное влияние женщин в общественной жизни - среди раскрытых автором характеристик обоих союзов.
Их военная и политическая сила позволила конфедерациям около 200 лет сохранять независимость и даже влиятельность в отношениях с европейскими колонизаторами. Однако в конце ОТ -начале XIX вв. эти позиции ослабли, главным образом, в результате крупнейших поражений - в войне за независимость США, в которой большинство ирокезов выступили на отороне Англии, и в освэбодательной Димкой войне 1812-14 гг. Автор анализирует влияние, оказанное в те года двумя религиозными учениями пророков по имени Прекрасное Озеро и Тенскватва на формирование ин~ ' дейокого отношения к культуре европейцев, к собственным духовным ценноотям и исторической судьбе.
События ПХ в. подробно излагаются автором при рассмотрении истории индейской, печати. В этот период ирокезы np», ..^oad-ливали к резервационным условиям древние принципы своего союза, а под руководством криков практически было ооздано независимое индейское государство на территории нынешнего штата Оклахома. ' Их успеха доказывают высокую адаптивность организационных оо-нов обоих ооюзсш. Однако автор приходит к выводу, что нарушение их едино тва под воздействием' объективных причин в решающие моменты иотории приводило к негативным последствиям.
Обоо!цив разрозненную по различным американским источникам информацию о территориальной отруктуре Конфедерации криков, не имевшей аналогов в Северной Америке, даосер- осшоставил ев о их современной организацией.. Доказана несомненная преемственность основных принципов. Эти принципы были использованы другими индейскими народами, ныне не живуидаи в резервациях, после того, как Реорганизационный акт правительства Рузвельта в 1934 году вернул им право самоуправления. Авторш диссертации показано, что трагические события индейокой истории: поражения в войнах, насильственные переселения, необходимость несколько
раз с нуля поднимать экономику - не только на уничтожили маоко-гов и ирокезов, но я выявили их ведущую роль в индейском оооб-ществе, которая сохраняется по сей день'.
Журналистика маокогских и ирэкезоких племен была и остается среди определяющих факторов развития всей журналистики коренных американцев.
Предпосылкой ее возникновения стало в начале ИХ в. изобретение Секвойи, представителя ирокеэокого племени чироки: он ооставил алфавит своего языка на оонове латиницы. Изобретение быотро отало доотсянием всего народа, и в 1828 г. ил воспользовался Илайес Будинот, член оовета племени, создав первую индейскую газету. Диссертант дает периодизации ранней истории печати и показывает, что необходимость ее создания была вызвана следующими факторами: в условиях назревавшего конфликта с США, притязавшими на земли восточных племен, требовалооь качественно новое средотва единения индэйцев, вожди понимали важность просвещения народа, кроме того, белые американцы нуждались в источнике правдивой информации о обоих краснокожих соседях, которыми их запугивали собственные газеты. Последний фактор определил использование большинством индейских изданий XIX в. английского языка параллельно а национальными.
После того, как издание первой газеты прекратилось в 1834 г. переселением чироков на Индейскую Территорию (нынешний штат Оклахома), она и стала меотом дальнейшего развития индейской печати. Автор прослеживает, каким образом издания "пяти цивилизованных племен" (чироков и маскогоязычных криков, семи-нолов, чоктавов, чикасавов) отражали хозяйственную и культурную жизнь индейцев, модернизацию их традиционного управления, сплочение народов для создания суверенного государства.
Снова на несколько лет прервала иоторига журналистики коренных американцев Гражданская война Севера о Югом. Учаатие в ней большинства индейцев на стороне шан отало поводам для последующего вмешательства США во внутренние дела Ссюза Индейской Территории. Пооледние деоятилетия ПХв. в индейокой нурналистике отмечены бурными дебатами представителей различных партий о формах противодействия этому вмешательству, о путях развития индейских народов. Сопоотавляя позиции различных изданий (таких как "Стар-виндакейгер" и /'Индион прогресс"), автор обнаруживает, что именно в то время определились две противоположные концепции: одни призывали двигатьоя по пути западноевропейской цивилизации, другие,.предшественники современного традиционализма, наотаивали на самобытном развитии.
К началу XX в. на Индейокой Территории выходило 340 журналов и газет. Объем их варьировался от 4 до 16 полоо, тираж доходил до 5 тыо.зкз. Зое зто говорит о выооком уровне развития, которого современная журналистика коренных американцев по некоторым показателям еще не доотигла: в то время постоянно " действовала Аосоциация индейских журналистов, существовала ежедневная газета ("Индиэн даорнел"), широко иопользовалиоь национальные языки.
Несмотря на сопротивление индейской общественности, в том чиоле публицистов, в начале XX в. США удалооь окончательно ликвидировать независимость Индейокой Территории, а вместе с ней и вое оппозиционные федеральному правительству издания.
I полонина XX в. отмечена всего несколькими яркими явлениями в индейокой журналистике, такими как газета "Вассаха" Карлсса Монгеоумы, способствовавшая предоставлению в 1924 г. гражданства резервационным индейцам. В целом ке, как показано
в диссертации, наступил период упадка, вызванный политикой культурного геноцида в отношении индейцев.
Вторая глава "Общественная ситуация в индейаком мире США и современное состояние журналистики коренных американцев" овящена общей характеристике печати периода 70-80-х годов XX в. в ее взаимосвязи'с основными тенденциями экономического и культурного развития, организационными структурами индейокого сообщества .
В настоящее время болышшотво индейцев США объединены в т.н. Нации, официально признанные правительством США, что означает получение ими оубсидий, беоплатного образования и медицинского обслуживания. Нации (племена) достаточно автономны в управлении, хозяйственной деятельности и судопроизводстве, Имеют в .общественной ооботвенности территорию резерваций или (что ка'оается индейцев Оклахомы) только прийооящиэ доход предприятия.'Значительная чаоть "индейцев без статуоа" живет в городах и ооздает там культурные центры. Помимо официальных, дейотвуют многочисленные общественные организации, политические, религиозные , культурные и профессиональные объединения всех уровней: от племенных до международных. Среди них наиболее активны и известны в национальном масштабе - Движение американоких индейцев (ДАИ) и Национальный конгреос американоких индейцев (НКАИ), в международна,) - Совет по договорам с индейцами (ЖДИ), имеющий постоянное представительство при ОСН. Автор диссертации вокрыва-ет наличие двух тенденций в решении политических, экономических а культурных вопросов племенами и организациями коренных американцев: отрешение к скорейшему включению в американец систему и пои^к путей развития на оонове собственного прошлого. В руоле этих тенденций обнаруживается широкий спектр направлений: от сторонников ассимиляции до крайних традиционалистов, стараго-
щихся как бы игнорировать последние 500 лет в иотории Америки. Особое внимание автора привлекает умеренный традиционализм, видящий своим идеалом не буквальный возврат к прежнему образу жизни, но современное переосмысление прошлого. Политическая ли-•%ия* движения выражается в деятельности таких организаций как ДАИМСДИ, его теоретическая разработка ооущеотвляется в значительной мэре на страницах традиционалиотоких изданий.
Почта вое Нации, многие общественные организации и культурные центры индейцев в настоящее время имеют свою периодику. В США насчитывается около 500 изданий коренных американцев, существуют десятки радио- и телестанций (работа последних осталась за рамками данного исследования). Тиражи составляют от нескольких тыс.экз. (у племенных газет) до более чем 90 тыс. (у общенациональной "Аквесасне ноуто"). Язык - в ооновном, английский.'
В главе автор предлагает классификацию периодаюО. По степени территориального распространения и масштабу оовещаемых проблем различаются племенные, межплеменные, региональные, общенациональные и специализированные издания. По источникам финансирования,- независимые (получающие помимо дохода от подписки доход от рекламы или пожертвований) и издания, иопользу-ющие фонды племенных советов или общественных организаций. Автор приводит, краткие характеристика различных типов изданий (племенной "Чоктау комьшити ньюс", региональной "Тандре тайыо', независимой "Дакота тайме тудей" и пр.).
Автором также анализируются проблемы и задачи, о-л^лие в целом перед курналлстикой коренных американцев. Среди проблем автор отмечает, прежде всего, финансовые трудности, затем останавливается ка проблеме свободы печати внутри самсйю индейоког
эообщества. Определяющее значение имеет подготовка национальных журяаллотоких кадров, требующая разработки специальных учебных програш. Необходимо появление ежедневной периодики и увеличение количества общенациональных изданий. Важнейшей проблема координации индейских СМИ, ^нкционирования информационных служб о национальной спецификой автор посвящает отдельный параграф, в котором подробно прослеживает историю создания Ао- . ооциации печати американских индейцев. Аспекты ее деятельности в 70-е года и трудности (в основном, финансовые), ставшие причиной раапада, характерны'для работы ныне действующих ассоциаций более местного значения.
Основными задачами журналистики коренных американцев яв-ляютоя: I) ооущеотвление взаимосвязи маж,пу племенами и группами коренных американцев, сплочение их; 2) формирование позитивного самооознания индейцев и верного представления об их истории, культуре а современной жизни среда прочих американцев;
3) оовещение конкретных проблем и достижений индейцев США;
4) организация политических и благотворительных акций; 5) освещение истории, культуры и современной жизни аборигенов других стран и материков; 6) постановка общечеловеческих проблем: войны и мира, экологии, цивилизации, нравственности и духовности.
Задачи эти решаются разными изданиями также в русле основных общественных тенденций: как о позиции традиционализма, так и о позиции "западничеотва" (признания ооновой самоуважения индейцев лишь их- самостоятельные успехи на пути прогресса цивилизации) . Обе эти позиции нашли наиболее полное, отражение в деятельности двух общенациональных газет - "Ваосаха" и "Аквесаоне ноутс". Первая выходила о 1973 г. по 1980 г., посвятив себя, в ооновном, борьба за, экономические права коренных американцев и став лучшим выразителем "западнического" направления. Вторая
сущеотвует о 1968 г., в настоящее время оставшись единственной общенациональной газетой, судя по тираау, самой читаемой ореди воей индейской периодики. Сна является ведущим традвдионалиот-ским изданием.
В отдельном параграфе автор раооказывает об иотории этих газет, их создателях (Руперте Косто, Джаннет Хенри и Джерри Гэмбилле), об уоловиях выпуока, стиле и направлениях работы. Сопоставление некоторых публикаций позволяет выявить на конкретных примерах различие в мировоззрении и подходах к освещению одних и тех же проблем. Особое внимание автор уделяет источникам существования газет как показателю различия юс направлений. Если "Вассаха" возвела в принцип необходимость полного самофинансирования, то для "Аквеоаоне лоуто", наоборот, принципиальным стало принятие добровольной помощи читателей и пожертвований, отказ от использования рекламы.
Исследуя принципы мздательокой и организационной деятельности редакций, автор приходит к выводу, что обе газеты не уступают друг другу в практической ценности своей работы. Однако "Ваосаха" и издания ее направления являют классический образец борьбы национального меньшинства, традиционалиотские же издания во главе о "Аквесаоне ноутс" ставят перед собой еще и некую сверхзадачу.
Исследовании этой сверхзадачи посвящена в диссертации третья глава "Основная проблематика выступлений традиционалистской индейской печати. Ее общечеловеческое значение".
Автор производит тематичеокую систематизацию выступлений традиционадиотокой печати на примере исследования комплектов "Аквесасне ноутс" за 1988-89 гг. Рассмотрение по темам кошфет-нцх публикаций позволяет определить роль газеты в решении общих за^ч индейской журналистики, тип ее как общенационального
издания, специфиу как одного из лидеров,,традиционализма. Изменение о годами соотношения тем в структуре издания позволяет автору отметить тенденцию к взаимопониманию гак со отороны индейцев, так и оо отороны белых американцев. Главной темой остается изложение традиционного мировоззрения аборигенов (по иоторичеоким, фольклорным и религиозным источникам, в частности, Лига ирокезов), освещение попыток его применения в оовре-йенной действительности.
Основную чаоть третьей главы диссертации составляют изложение и оценка философоко-мировоззренчеокой позиции традиционализма, представленной автором на основе обобщения материалов индейской печати.. Эту позицию определяет концепция противостояния первобытной культуры человечества и цивилизации. Традиционалисты всю- • принимают пооледакю результатом болезненной гипертрофии определяющего видового признака человека - преобладания способности изменять окружающую среду в целях самосохранения над опоообно-отьго самому адаптироваться к ней. Гипертрофия эта возникала в разное время у разных народов под воздействием внешних и внутренних факторов, всегда постепенно приводя к нарушению равновесия о окружающей оредой, к разрушению ее и, как следствие, к угасанию цивилизации. Традиционализм подробно рассматривает признаки нарастания кризиса в природе, общеотве, н человеческой личнооти.
Говоря об экологическом кризисе, планетарном в условиях западно-европейской цивилизации, традиционалисты отмечают иллюзорность материальных благ, принесенных ею. Отчаоти решив проблемы, нецргда угрожавшие жизни отдельных человеческих популяций, эта цивилизация поставила под угрозу существование воего человечества и самой планеты. Одной из главных причин экологи-
и
чеокого кризиса традиционалисты считают кризис религиозный: в ходе развития цивилизации божественное отдаляется от мирского, природа, общественные связи, хозяйственная деятельность, жизнь человека утрачивают сакральный смыол. Став внешней оило! о по отношению к миру, бог обретает антропоморфные черты, и, наконец, сам человек провозглашается богом и центром воеленной. Мездг тем разделение труда, неизбежная элитарность накопленного цивилизацией научного знания, обезличенноать производственных отношений превращают реального человека воего лишь в отру] турный элемент машины, лишая его воли, компетентности и ответ-.ственнооти в реиениа хозяйственных и социальных вопрооов. Экономическая идея прогресса ради прогреоса, гнетущая сиотема иерархии или формализованной демодатии, усиливая опооредованнув зависимость людей друг от друга, разобщает их. Искусственная среда обитания обрывает связи людей о природной оредой, маскируя на самом деле не ослабевающую зависимость от не©, Потреби-
«
тельотво становится нормой. Отдаление людей от бога, от Земли и друг от друга, по мнению традиционалистов, приводит к трагическому нарушению личности, лишая ее самостоятельности, достоинства и равновесия, уоиливая агрессивность и нетерпимость, формируя захватническую или рабокую поихологию.
Негативным проявлениям цивилизации противопоставлена в представлении традиционалистов древнейшая, языческая культура человечества о ее экономической'стабильностью, ощущением одух( творенности хозяйственной и общественной жизни человека, тате стпц бога и мироздания, свободой и ответственностью личности, по праву воспринимающей себя не функциональной единицей, а воплощением, представителе;.! всего человечества и космоса. Тради-ц::о;1ализ;,1 критшует и подход цивилизации к мировой истории, дэюзшш самоценность и самодостаточность кахдо?. культуры.
Стремлению цивилизации к унификации человечества традиционализм ¡ротиволоставляет подлинное единство первобытных религий и ду-:авности при многообразии их форм у разных народов. Именно к :им, а не к первобытной технологии или материальной культура, ;олжно вернуться воссоединенное человечество в поиске новых ехнологий и нового общественного уклада. Как .считают традицио-алиоты, кризис технократической цивилизации вынуждает челояе-еотво к этому.
Изложив философскую позицию традационалистоких изданий, иооертант останавливается на активной практической деятельно-ти движения - конкретных фактах его зкологичеоной, миротвор-еокой я политической работы, нашедшие отражение в индейокой . вчати. Раскрывая важное значение этой стороны явления, автор, два ко, подчеркивает, что исследование традиционализма в журна-иотике как такового предполагает внимание тленно к филооофоко-{ его аспекту, поскольку не практическая, а теоретическая ото-эна составляет главное отличие традиционализма от прочих ин-зйоких движений.
В целом отмечая высокий содержательный уровень традицио-алиотских изданий, органичность и самобыгнооть их художеот-знного оформления, автор рассматривает конкретные доотоинотва недостатки наиболее характерных статей различных авторов ¡¡кона Мохаука, Рарихокватоа (Джерри Тэмбилла), Сакокзенонква-I, Геханеторенса, Тома Фландерса 1? др..) по проблйаам филооо-ш, истории, экономики, политики, образования. Интерес, по юнию диссертанта, предотавляет ообогвенная индейская концеп-и национальной журналистики как наследницы традиции оратор-:ого искусотва коренных американцев.
Автор еджходат д -выводу^ что оаношое значение таорети-окой, публицистической работы традиционализма - в раокрнтия
реальных нравственных ценностей доцивилизационной культуры человечества,, в реабилитации прошлого мира, бесспорно, имевиего свои преимущества, но опороченного в маосовоы оознании сначала церковью, потом наукой.
Вмеоте о тем очевидна, как показывает автор, определенная идеализация традиционалистами прошлого. Эта идеализация, недостаточная обоснованность экономических программ, вынужденный приоритет, по признанию самих традиционалистов, работы в духовной сфере над работой в сфере практической, а также значительность роли языческих священников в выработке идеологии движения и деятельности ДАИ позволяют говорить о традиционализме как явлении религиозном в большей отепени, чем политическом. Вмеоте с тем автор рассматривает отличие традиционализма как от языче-' ства, так и от несязычеотва.'
Понятие утопии, таким образом, не может быть применимо к его идеям: их практическое значение определяется нравственным, как и значение работы 'арадициовдлиотаких общин в уоловиях оовр< менного технократизма, урбанизации человечества.
Оценено же значение религиозного движения может быть лишь количеством сторонников. Ооновываяоь на'публикациях в индейской и не индейской прессе, автор диссертации отмечает распространенность традиционализма не только внутри, но и вне индейако-го сообщеотвз в форме различных индеанистоких движений Америки Европы и Росоии.
Подробнее автор останавливается на единственном самобытном историческом аналоге традиционализма - русском евразийогве На базе взглядов славянофильства, марксизма и русской философа это эмигрантское движение^ 1920-е года создало теорию, оходну с современным традиционализмом индейцев по ключевым положениям 1) религиозное, экономическое и социальное неприятие западно-
европейской цивилизации; 2)'противопоставление ей культуры своего народа как представительницы древней общечеловеческой культуры; 3) вера в то, что за обновленным вариантом этой культуры - будущее воего человечества, отсюда - идея меооианотва овоего народа.
Сходотво это неолучайно. Анализируя причини появления ин-дейокого традиционализма, автор приходит к выводу о закономерности возникновения подобных взглядов в общественном оознании народа на определенном этапа его вхождения в оиотему цивилизации. Таким образом доказывается общечеловачеокое значение традиционализма и индейокой печати как его выразителя.
В заключении содержится рд выводов по результатам проведенного иооледованияподведен общий итог работы:
'-- журналистика индейцев базируется на национальной куль- • туре североамериканских народов ;
- печать коренных американцев периода Индейского Возрождения продолжает традиции яурналиотшш НХ в. на Индейокой Территории;
- наиболее актуальной организационной задачей индейокой журналиотика на современном этапе являегоя координация работы СМИ в масштабах отраш;
- индейская печать 70-80-х гг. XX в. не только отражает деятельность различных национальных давлений, но и находится
в чиоле их лидеров, играя тем оамнм важную роль в общественной и культурной ж#зни индейокого оообщеотва;
- в журналистике, как и в общественной жизни, коренных американцев проолеживаюгоя два основных направления: традиционализм ^"западаячеотво";
- наиболее яркими представителями обоих направлений в наследуемый период были две крупнейшие газеты коренных американцев: "Аквеоаоне ноу га" и "Вассаха";
- индейские издания обоих направлений являются активными участниками борьбы за права коренных американцев;
- вмеоте о тем традиционалистакие издания - единственный отряд индейоксй журналиогики, поднимающийся до постановки обще
^человеческих нравственных, философских и социальных проблем на оснйве национального культурного нааледия;
- взгляды традиционализма имеют высокую духовную ценнооть
появление движения закономерно, оно - факт мировой культуры ; ! . <■' - культурные, общественные, религиозные позиции традиционализма в' настоящее время популярны как внутри, так и вне индейского' о ообцеотва ;
- национальная печать имеет первостепенное значение в .раз работке и распространении идей традиционализма;
- индейская жураалиотика пооледаих двух десятиде4ий - самобытное и значительное явление в журналистике США, уникальное явление мировой журналиотикц.
По теме диооертации автором опубликованы оледуицие работы
1.;Журналистика индейцев США в 70-80-е гг. (задачи, проблемы, ; классификация).-Деп. в.ШИШ АН СССР'от 25.05.1991 г.,
регистр. JS 44625.
2. Тематическая структура "Аквесаоне ноуто", общенациональной газеты индейцев США, в конце 80-х гг. - Деп. в ИНИСН АН ССС от 25.05.1991 г., регистр. J6 44624.