автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в."
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВ А"
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛСТИКИ Кафедра иотории зарубежной печати и литературы
На'правах рукописи
ЛЮТОВА Светлана Николаевна
ВОВРОЩ1ЕНКЕ ЖУРНАЛИСТИКИ ИНДЕЙЦЕВ США И ИДЕОЛОГИЯ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА (70-80-е годы XX в.)
10.01.10 - дурналиотика
Автореферат
диссертации на ооиоканио ученой отепени кандидата филологических наук
Москва - 1992
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной печати и литературы фа^гльтота'Журналистики Московского ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Краоного Знамени государственного университета им.М.В.Ломоносова.
Научный руководитель - кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник А.В.Ващенко
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
Л.А.Файнберг
кандидат филологических наук А. Л.Ястребов
Ведущая организация - Московский государственный инотитут меадунарвдных отношений, кафедра международной информации и журналистики. -
Завдта диссертации состоится "_"_ 1992 г. на
заоедании Специализированного совета по журналиотике К 053.05.39 в Московском гооударотвенном универоитете им.М.В. Ломоносова по адресу: Москва, К-9, ул.Моховая, 20.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова.
Автореферат разоолан "_"_ 1992 г.
Учений секретарь специализированного оовета Кандидат исторических наук
Ю.Я.Орлов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Индейокая журналиотика оущеотвувт уже более 160 лет. Дан-ая диооертация поовящена иооледованию печати коренных амери-анцев в 70-80-е года XX в. Изменение политики в отношении ин-ейцев, общественная оитуация в США в 60-е года и процессы нутри самого индейокого сообщества породили явление Индейоко-
0 Ренеооаноа, которое повлекло за ообой и возрождение журна-иотики пооле неоколысих десятилетий упадка.
В этом возрождении важная роль принадлежит идеям тради-лонализма, которые в настоящее время определяют работу наибо-ве значительных (как по оодержанию, так и по тиражу) индейках изданий. В диссертации традиционализм рассматривается как бщеотвенно-кулмурное, религиозно-философское и политическое ¡вижение, популярное ореди индейцев и ореди чаоти белого наевшая. Суть его - в признании превосходства древнейшей, язы-|еокой духовной культура человечеотва над ценностями цивилиза-(ии. Решение глобальных проблем современности традиционалисты 1пдят на пути вооотановления этой культура. Автором исоледует-:я, главным образом, теоретичеокая работа и, отчасти, практи-|еокая активность движения, нашодаие отражение в журналиотике соренных американцев.
Актуальнооть темы обусловлена, во-первых, экологизацией юзнания, возросшим в последние года как в нашей стране, так
1 во воеы мире вниманием к определению меота и роли человече-)тва в экосиотеме Земли. Необходимость гуманизации обществен-зой жизни, науки в хозяйственной деятельности также общепризнано. Рассмотрение именно этих проблем составляет основное
зодержание традиционалистской почата коренных американцев. В ^оловиях, когда народы мира начинают соознавать общнооть проб-
лем и задач, отоящих перед ними, общность овоей судьбы, актуальна и основная позиция традиционализма. Его сторонники предлагают обратиться к духовным принципам древнейшей культуры человечества как к реальной исторической основе его еданотва, пытаются открыть человечеству истоки этого еданотва.
. Во-вторых, актуальность теш продиктована значительностью оамого явления явдайокоЗ журналистики, которое в наотсящее время уже невозможно обходить вниманием, но которое по-прежнему оотаетоя малоизученным. к: В-^ретыи:, рассмотрение индейокой журналистики как выразителя национального движения коренных американцев актуально в уоловиях подъема в нашей отране национальных движений, в том числе движений народов, ведущих племенной образ лизни (мало-
г»
численных народностей Севера и Дальнего Воотока).
*
Цель, которую преследует диооертант в овоей работе, -представить вурналистику индейцев США как самобытное целостное, явление, имеющее-глубокие исторические корни, доказать общечеловеческую значимость традацаоналиотокой ее чаоти.
Для достижения поставленной цели автором решаютоя следующие задачи;
- ознакомление о иоторичеокилш потоками индейского мировоззрения;
- рассмотрение процесса развития адэналиотики коренных американцев о момента ее возникновения до настоящего времени;
- исследование проблем и направлений работы современных индейских изданий, их классификация и общая характеристика;
- определенна роли национальной журналистики в культуре и общественной аизни индейцев США;
- представление идеологии традиционализма со материалам индейокой печати;
- обоснование закономерности возникновения этого движения, определение его значения и значения традициошлиотокой печати как выразителя его идей.
Состояние научной разработки темы в нашей отране неудовлетворительно. Проблемой журналистики коренных американцев занимается М.Н.Шамилов, но результаты его исследований пока нашли отражение лишь в докладах на всесоюзных конференциях
американистов. Публикации, имеющие отношение к теме, принадле-
а Т\
жат А.В.Ващенко. Дне поовящены непооредотвенно журналистике-1-',
но большинство их находится в рамках исследования фольклора и
литературы индейцев.
Недостаточность разработки теш определяет научную новизну диооертации, которая рассматривает в совокупности историю, современное состояние индейокой печати и проблематику ее выступлений.
Диосертанг заоотряет внимание на явлении традиционализма в индейокой журналистике, которое до сих пор на становилось оамоотоятельным объектом научного интереса ни отечественных, ни американских глсоледователей. Не проводилаоь прежде и тематическая систематизация выступлений индейокой печати, осуществленная автором.
Проблемы современного индеанпотокого движения и русского традиционализма затронуты в данной работе также впервые и ждут более глубокого изучения.
Практическое значение работы определяется возможностью ее использования в научно-педагогичеокой деятельности, в частности, при составлении лекционного курса по истории журналио-тики США и спецкурсов по альтернативной и этнической зурналио-
Ващенко A.B. Служить конкретным' целям // Иностранная литература.-М. , I98I.-J6 8: Его же. Индейокпа искусство, литература и курналиатика и Коренное население Америки в современном мире J Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1990.
тике. Ряд положений диссертации представляет интерес для имеющего практический выход изучения проблем этнического оамооозна-ния, национальных и экологических движений.
Объектом диооертапионного иооледования являются газеты и журналы коренных американцев, представляющие различные типы изданий. Особое внимание уделено представителям традиционалист-окого направления ("Аквекон", "Аттан-акамик", "Игл уинг пресо", "Индиэн ридер", "Ман-ах-атн" и др.), ореда которых наиболее значительный - "Аквесаоне ноуто". Одао из старейших ныне существующих индейских изданий, "Аквесаоне ноуто" - единственная общенациональная газета коренных американцев, тиран которой в неоколько раз превышает максимальные тиражи прочих изданий.
Объектом иооледования также является иотория двух крупней ших плеценных союзов, важная как для ориентации в ообытиях, повлиявших на развитие журналиотики коренных американцев, так и для понимания потоков современного мировоззрения индейцев, определяющего содержание периодики.
Эмпирической ооновой диооертации поодухили годовые комплекты и отдельные номера индейоких изданий за период 19691989 гг. (воего 30 названий).
Тема традиционализма в индейской ¡кур на лис тике потребовала от автора изучения некоторых конкретных аспектов иотории первс битного общества и современной демографии, изложенных в работах В.П.Алексеева, С.И.Брука, К.А.Вилли.2*
Але лае ев В.П. Географические очаги формирования человеческих рао.-М., 1985; Брук С.И. Население мира: Этнодемогра-фичеокий оправочник.-М., 1931; Вилли К.А. Биология .-М., 1968.
Раощштие теш данного исследования предполагало также изучение концепций мирового общественного развития, представленных в трудах С.Н.Булгакова, Л.Г.Моргана, П.Н.Савицкого, Н.Ф.Федорова, О.Шпенглера, Ф. Энгельса3^", что позволило определить значение тра дици она лио то кой концепции.
Формирование объективного представления об истории и культуре индейцев, в значительной мере определяющих содержание их периодики, происходило у автора под воздействием работ отечественных^' и зарубежных®' иоториков и этнографов.
Булгаков С.Н. Два 1рада. Исследования к природе общественных идеалов.-М., I9II; Его же. Свет невечерний.-М., 1919; Морган Л.Г. Древнее общество.-Л., 1934; Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство.-Прага, 1931; Федоров Н.Ф. Сочинения. -М., 1982; Шпенглер 0. Причиннооть и судьба. Закат Европы.-М.-П., 1923; Энгельо Ф. Происхождение оемьи, частной ообст-веннооти и государства // К.Мэрюз и Ф.Энгельо. Сочинения.-' Т.21.
Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки: От родового общества к клаооовому.-М., 1974; Ее же. История теоретической мысли в американской этнографии.-М., 1979; Бромлай Ю.В. Современные проблемы этнографии.-М., IS8I; Иоторичеокие оудь-бы американских индейцев: Проблемы иидеаниотики 7 Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1985; Золотаревокая И.А. Иотория Конфеда-. рации криков: Дио... канд,иот.наук.-М., 1952.
Морган Л.Г, Дома и домашняя жизнь американских г/земцев.-Л., 1934; Его же. Лига ходенооауни, или ирокезов.-М., 1983; Debo A. The Road to Disappearance.-Ногвап, 19411 Gridley li.E. American Indian Tribes.-Mew Xollc, 1974j Grinde D. The Iroquois and Pounding of the Anerloan Hation.-San Francisco, 1977; Swanton J.R. Early History of the Creek Indians and their I'eighbours.-Washington, 1922¡ Swanton J.H. The Indians of the Southeastern United States.-Norman, 1969.
Для создания целостной картины национального движения индейцев США во второй половине XX века наряду с материалами самой индейской печати были использованы исследования отечественных и американских ученых.
Экологический аспект существования первобытных человеческих сообществ изучен по работам А.М.Каримского, Г.Марша и других авторов. ^
Мировоззрение коренных американцев, помимо отражения его в национальной дурналистике, представлено в индейских фольклорных и литературных источниках. Изучение этих источников, а такте посвященных им исследований А.В.Ващенко®^ способствовало более глубокому пониманию автором содержания индейских изданий
^ Аверкиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня // CEA. Экономика, политика, идеология.-М., I98I.-S 2; Геев-ский И., Червонная С. Национальный вопроо в общеотвенно-полигичеокой жизни США.-М., 1985; и др. '
^ Каримский АЛЛ. Социальный биологизм: природа и идеологическая' направленность.-М., IS85; Марш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природы.-СПб., 1866; Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики / Под ред. В.А.Тиш-кова.ЧЛ., 1988.
8)
Бащенко A.B. Индейская Америка и литература США колониального периода П Истоки и формирование американокой национальной литературы ХУП-ХШ вв.-М., 1985; Его же. Иоторико--эпический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика.-М., 1989;'Его же. Источниковедчеокие проблемы эпоса индейцев США /7 Фольклор: Поэтика и традиция.-М., 1982.
Журналистика коренных американцев в оамих СШ прилетает внимание исследователей, главным образом, к своей ранней истории.
Лишь неоколько работ*^ касаются периода, заключенного в хронологические рамки настоящей диссертации (70-80-е гг. XX в.). Среди них единственным фундаментальным исследованием можно назвать книгу профессоров Университета Южного Иллинойса Джеймса и Шерон Мерфи "Пусть мой народ знает... Индейская журналистика, 1828-1978". В книге подчеркнута вайая альтернативная роль яур-налиотики коренных американцев, разрушающей стереотип индейца, созданный американокими СШ. Авторами подробно освещаются иото-рия создания периодики для индейцев и мотория журналистики оамих индейцев, дается классификация и характеристика значительного числа изданий конца 60-х и 70-х годов. Являясь единственной попыткой рассмотрения индейокой журналистики в целил и oo-держа уникальный справочный материал, данное исследование преимущественно оовещает историю создания и уоловия ьыпуока изданий, мало внимания уделяя их содержанию. В юнге лишь в общих чертах обозначены направления работы редакций, их позиция по отношению к индейским общественным движениям и филооофским течениям. ^
Baas A.L. Cherokee Messenger: A. Life of Samuel Austin Worcester.-Horman, 1936; Bird T. Tell Them They Lie: The Sequoyah Myth.-Loa Angeles, 1976; Carter 3. Cherokee Sunset: A Ilation Betrayed.-Hew York, 1976; Foreman C.T. Oklahoma Imprints, 1835-1907: A History of Printing in Oklahoma before Statehood.-Horman, 1936; Gabriel R.H. ЕИаз Boudinot: Cherokee and Н1з America.-Horman, 1941; Hargrett L. Oklahoma Imprints, 1835-90.-Hew York, 1951.
10^Morgan L. History of the Tundra Times.-Fairbanks, 1972;
Murphy J.ii., Murphy 3.M. Let my'People Know: American Indian Journalism, 1823-1979.-liornan, 19B1; Uurphy 3.11. Other Voices: Black, Chicano and American Indian Ргезз.-Dayton, 1974.
Отаутотвие специальных работ по индайокой печати 80-х гг. и традиционализму в »урналистике продиктовало диооертанту необходимость в исследовании этих вопрооов ширатьоя исключительно на фактический материал оамих индейоких изданий. И) Некоторые практические аопекты традиционализма раоомотрены А.Н.Натаро-вым.12^Движение руоокого традиционализма (евразийства) также
то'
представлено, главным образом, по его собственной периодике. >
Апробация результатов иооледования. Основные положения диосертации были отражены в двух статьях, депонированных в ИНИШ АН СССР. По материалам диссертации автором были оделаны доклады на всесоюзных научных конференциях, организованных факультетом журналистики ЖУ (в 1983,1990 гг.).
Структура диосертааии обусловлена целью' и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении обооновываетоя актуальность данного исследования, ево научная новизна и практическая ценность. Там же излагаются цель и задачи работы, даетоя обзор литературы.
^ Akwekon.-Rooaeveltown; Akwesasne Notes.-Rooseveltown; At-tan-Akamik; The Chootaw Community Newa.-Philadelphia! Eat le Wing Presa.-Naugatuok; The Indian Reader .-Memphis; Man»--Ah-Atn; Muskogee Kation Hews.-Okmulgee; flavajо Times.-Window Hook; Sho-Вап Hewa.-Ft.Hallj Sweetgrass.-Toronto; Tundra Times.-Anchorage; И др.
натаров А.Н, Лагерь Желтый Гром - экологичеокая альтернатива индейцев традиционалистов // Экология американоких индейцев и эокимооов: Проблемы индеаниотики / Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1988.
Евразийский временник.-Берлин; Евразия.-Париж; и др. (I92I-I93I гг.).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе "Возникновение и развитие иядейокой яурна-лиотики в историческом контексте" рассказывается осЗ истории и духовных основах оущеотвования днух крупнейших племенных союзов индейцев - Лиги ирокезов и Конфедерации криков (маскогов). (Территория ооюзов охватывала почти веаь северо- и юго-восток современных США). Их культура наиболее полно предотавляет культуру аборигенов Северной Америки, важна юс роль в истории ин-дейокой журналистики. '
Необходимость подробно остановиться на их социальной организации была продиктована вниманием современных индейоких публициотов к этому вопросу. Диссертантом показана глубокая демозфатичность этой организации. Она выражалаоь во всеобщем
избирательном праве, выборности и оменяемооти представителей »"
власти, глаонооти и подконтрольности их работы. Справедливость представительства отруктурных единиц ооюзов в их верховных советах, независимость этих единиц в решении внутренних вопрооов определяли высокий уровень демифатии. Отличием этой первобытной ее Форш от иоторичеоки более поздних был, прежде всего, принцип единоглаоия, а не принятия решений большинством голо--вов, что предполагало компетентность каждого в жизни всего общеотва и ооознание личной ответственности. Равное участие всех (не исключая и вождей) в хозяйственной жизни, неотделимой от религиозной, разумное соотношение общественной и частной зобственности, стабильность материальных потребностей, рациональное природопользование и высокое нравственное влияние жен-дин в общественной жизни - среда распитых автором характеристик обоих союзов.
Их военная и политическая сила позволила конфедерациям около 200 лет иохранять независимость и даже влиятельность в отношениях с европейскими колонизаторами. Однако в конце ХУШ -начале XIX вв. эти позиции ослабли, главным образом, в результате крупнейших поражений - в войне за независимость США, в которой большинство ирокезов выступили на отороне Англии, и в освободительной Крикской войне 1812-14 гг. Автор анализирует влияние, оказанное в те года двумя религиозными учениями пророков по имени Прекрасное Озеро и Тенскватва на формирование ин-*деиокого отношения к культуре европейцев, к собственным духовным ценноотям и исторической судьбе.
События XIX в. подробно излагаются автором при рассмотрении истории индейокой печати. В этот период ирокезы пр, „ооаб-ливали к резервационным уоловиям древние принципы своего ооюза, а под руководством криков практически было создано независимое индейское государство на территории нынешнего штата Оклахома. Их успехи доказывают высокую адаптивность■организационных оо-нов обоих союзов. Однако автор приходит к еыводу, что нарушение их единогва под воздействием'объективных причин в решающие моменты истории приводило к негативным последствиям.
Обобщив разрозненную по различным американским источникам информацию о территориальной структуре Конфедерации криков, не имевшей аналогов в Северной Америке, дисоер- - оопоставил ее с их современной организацией. Доказана несомненная преемствен ность основных принципов. Эти принципы были иопользованы други ми индейскими народами, ныне не живущими в резервациях, после того, как Реорганизационный акт правительства Рузвельта в 1934 году вернул им право самоуправления. Авторш диссертации показано, что трагические события индейокой истории: поражения в воШах, насильственные переселения, необходимость несколько
раз с нуля поднимать экономику - не только не уничтожили маокотов и ирокезов, но и ниявили их Ее^ущую роль в индейском аооб-ществе, которая сохраняется по сей день'.
Журналистика маокогских и ирокезских племен была и остается среди определяющих факторов развития воей журналистики коренных американцев.
Предпосылкой ее возникновения стало в начале ЛХ в. изобретение Секвойи, представителя ирокезского племени чироки: он ооставил алфавит своего языка на основе латиницы. Изобретение быстро стало достоянием всего народа, и в 1628 г. ил воспользовался Илайес Будинот, член оовета племени, создав первую индейскую газету. Диссертант дает периодизацию ранней истории печати и показывает, что необходимость ее создания была вызвана следующими факторами: в условиях назревавшего конфликта США, притязавшими на земли восточных племен, требовалооь качественно новое средство единения индейцев, вожди понимали важность просвещения народа, кроме того, белые американцы нуждались в источнике правдивой информации о овоих краснокожих соседях, которыми их запугивали собственные газеты. Последний фактор определил использование большинством индейских изданий XIX в. английского языка параллельно с национальными.
После того, как издание первой газеты прекратилось в 1834 г. переселением чироков на Индейскую Территорию (нынешний штат Оклахома), она и стала местом дальнейшего развития индейской печати. Автор прослеживает, каким образом издания "пята цивилизованных племен" (чироков и маскогсязычных криков, сеш-нолов, чоктавов, чякасавов) отражали хозяйственную п яультур-ную жизнь индейцев, модернизацию их традиционного управления, сплочение народов для создания суверенного государства.
Снова на несколько лет прервала иоторию журналистики коренных американцев Гражданская война Севера с Югом. Участие в ней большинства индейцев на стороне южан стало поводом для последующего вмешательства США во внутренние дела Союза Индейокой Территории. Последние десятилетия XIX в. в индейокой журналистике отмечены бурными дебатами представителей различных партий о формах противодействия этому вмешательству, о путях развития индейских народов. Сопоотавляя позиции различных изданий (таких как "Стар-виндикейтер" и "Индиэн прогреоо"), автор обнаруживает, что именно в то время определились две противоположные концепции: одни призывали двигаться по пути западноевропейской цивилизации, другие,.предшественники современного традиционализма , наотаивали на оаыобнтном развитии.
К началу XX в. на Индейокой Территории выходило 340 журналов и газет. Объем их варьировался от 4 до 16 полоо, тираж доходил до 5 тыс.экз. Зое это говорит о выооком уровне развития, которого современная журналистика коренных американцев по некоторым показателям еще не достигла: в то время поотоянно действовала Ассоциация индейоких журналиотов, существовала ежедневная газета ("Индиэн дкорнел"), широко попользовались национальные языки.
Несмотря на сопротивление индейокой общественности, в том числе публицистов, в начале XX в. США удалось окончательно ликвидировать незавиоимооть Индейской Территории, а вмеоте с ней и вое оппозиционные федеральному правительству издания.
I половина XX в. отмечена воего несколькими яркими явлениями в индейокой журналистике, такими как газета "Вассаха" Карлсса Монтеоумы, способствовавшая предоставлению в 1924 г. гражданства резервационным индейцам. В целом же, как показано
в дисоертации, наотупил период упадка, вызванный политикой культурного геноцида в отношении индейцев.
Вторая глава "Общественная ситуация в индейоком мире США и оовременное ооотояние журналистики коренных американцев" по-_ овящена общей характеристике печати периода 70-80-х годов XX в. в ее взаимосвязи-с основными тенденциями экономического и культурного развития, организационными структурами индейокого сообщества.
В наотсящее время большинство индейцев США объединены в т.н. Нации, официально признанные правительством США, что означает получение ими субоидий, беоплатного образования и медицин-окого обслуживания. Нации (племена) достаточно автономны в управлении, хозяйственной деятельности и судопроизводстве, Имеют в общественной ооботвенности территорию резерваций или (что касается индейцев Оклахомы) только' принооящие доход предприятия. Значительная часть "индейцев без статуса" живет в городах и ооздает там культурные центры. Помимо официальных, действуют многочисленные общественные организации, политические, религиозные, 1ультурные и профеооионадыше объединения воех уровней: от племенных до международных. Среди них наиболее активны и из-веотны в национальном масштабе - Движение американских индейцев (ДАИ) и Национальный конгреоо американских индейцев (НКАИ), в международном - Совет по договорам о индейцами (Г<СДИ), имеющий постоянное представительство при ОСН. Автор даосертации вокрыва-ет наличие двух тенденций в решении политических, экономических и культурных вопрооов племенами и организациями коренных американцев: стремление к скорейшему включению в американскую оиоте-му и поиус путей развития на основе собственного прошлого. В руоле этих тенденций обнаруживается широкий спектр направлений: от сторонников асоимиляции до крайних традиционалистов, стараю-
о
щихся как бы игнорировать последние 500 лет в истории Америки. Оообое внимание автора привлекает умеренный традиционализм, видящий своим идеалом не буквальный возврат к прежнему образу жизни, но современное переосмысление прошлого. Политическая ли--%ия" движения выражается в деятельности таких организаций как ДАИ?'МЗДИ, его теоретическая разработка осуществляется в значительной мере на страницах традиционалиотоких изданий.
Почти все Нации, многие общественные организации и культурные центры индейцев в настоящее время имеют свою периодику. В США насчитывается около 500 изданий коренных американцев, существуют десятой радио- и телестанций (работа последних осталась за рамками данного исследования). Тиражи составляют от нескольких тыс.экз. (у племенных газет) до более чем 90 тыс. (у общенациональной "Аквесасне ноуто"). Язык - в основном, английский.
В главе автор предлагает классификацию периодииО. По степени территориального распространения и масштабу оовещаемых проблем различаются племенные, межплеменные, региональные, общенациональные и специализированные издания. По источникам финансирования,- независимые (получающие помимо дохода от подписки доход от рекламы или пожертвований) и издания, использующие фонда племенных ооветов ила общественных организаций. Автор приводит краткие характеристики различных типов изданий (племенной "Чоктау комышити ныос", региональной "Тандре тайно' независимой "Лакота тай/.с тудей" н пр.).
Автором также анализируются проблемы и задачи, . !.а:е в цело.ч перед журналистикой коренных американцев. Среди проблем автор отмечает, презде всего, финансовые т^дности, затем останавливается на проблеме свобода печати внутри самЛо индейског
сообщества. Определяющее значение имеет подготовка национальных журналистских кадров, требующая разработки специальных учебных программ. Необходимо появление ежедневной периодики и увеличение количества общенациональных изданий. Важнейшей проблеме координации индейских СМИ, функционирования информационных служб о национальной спецификой автор посвящает отдельный параграф, в котором подробно прослеживает историю создания Ао-ооциации печати американских индейцев. Аспекты ее деятельности в 70-е годы и трудности (в основном, финансовые), ставшие причиной распада, характерны-для работы ныне действующих ассоциаций более меотного значения.
Основными задачами журналистики коренных американцев являются: I) осуществление взаимосвязи между племенами и группами коренных американцев, сплочение их; 2) формирование позитивного самооознаная индейцев и верного представления об их истории, 1ультуре и современной жизни среди прочих американцев;
3) оовещение конкретных проблем и достижений индейцев США;
4) организация политических и благотворительных, акций; 5) освещение иотории, культуры и современной жизни аборигенов других отран и материков; 6) постановка общечеловеческих проблем: войны и мира, экологии, цивилизации, нравственности и духовнооти.
Задачи эти решаются разными изданиями также в руоле основных общественных тенденций: как о позиции традиционализма, так и с позиции "западничества" (признания^ ооновой самоуважения индейцев лишь их-самостоятельные успехи на пути прогресса цивилизации) . Обе эти позиции нашли наиболее полное отражение в деятельности двух общенациональных газет - "Вассаха" и "Агавесаоне ноутс". Первая выходила с 1973 г. по 1980 г., посвятив себя, в основном, борьбе за экономические права коренных американцев и став лучшим вцразителем "западнического" направления. Вторая
существует о 1968 г., в настоящее время скатавшись единственной общенациональной газетой, оудя по тиражу, самой читаемой ореди воей индейокой периодики. Она является ведущим традиционалистским изданием.
В отдельном параграфе автор раооказывает об иотории этих газет, их создателях (Руперте Косто, Джаннет Хенри и Джерри Гэмбилле), об уоловиях выпуска, стиле и направлениях работы. Сопоставление некоторых публикаций позволяет выявить на конкретных примерах различие в мировоззрении и подходах к освещению одних и тех же проблем. Особое внимание автор уделяет источникам существования газет как показателю различия их направлений. Еоли "Вассаха" возвела в принцип необходимость полного самофинансирования, то для "Аквеоаоне ноутс", наоборот, принципиальным стало принятие добровольной помощи читателей и пожертвований, отказ от использования рекламы.
Исследуя принципы издательской и организационной деятельности редакций, автор приходит к выводу, что обе газеты не уступают друг другу в практической ценнооти своей работы. Однако "Вассаха" и издания ее направления являют классический образец борьбы национального меньшинства, традиционалиотокие же издания во главе с "Аквесасне ноутс" ставят перед ообой еще • и некую сверхзадачу.
Исследованию этой сверхзадачи посвящена в диосертации третья глава "Основная проблематика выступлений традиционалистской индейской печати. Ее общечеловеческое значение".
Автор производит тематическую систематизацию выступлений традиционалиотокой печати на примере исследования комплектов "Аквесасне ноутс" за 1988—89 гг. Рассмотрение по темам конкретных; публикаций позволяет определить роль газеты в решении общих за^ч индейской гурналис тики, тип ее как общенационального
- -
издания, специфику как одного из лидероввтрадиционализма. Из-мэнение о годами соотношения тем в структуре издания позволяет автору отметить тенденцию к взаимопониманию как со отороны индейцев, так и оо стороны белых американцев. Главной темой остается изложение традиционного мировоззрения аборигенов (по историческим, фольклорным и религиозным источникам, в частности, Лиги ирокезов), освещение попыток его применения в современной действительности.
Ооновную чаоть третьей главы диооертации составляют изложение и оценка философоко-мировоззренчеокой позиции традиционализма, представленной автором на основе обобщения материалов индейской печати.. Эту позицию определяет концепция противостояния первобытной культуры человечества и цивилизации. Традиционалисты вое- • принимают последнюю результатом болезненной гипертрофии определяющего видового признака человека - преобладания споообнооти изменять окружающую среду б целях самооохранения над способностью самому адаптироваться к ней. Гипертрофия эта возникала в разное время у разных народов под воздействием внешних и внутренних факторов, воегда постепенно приводя к нарушению равновесия о окружающей оредой, к разрушению ее и, как оледотвие, к угасанию цивилизации. Традиционализм подробно рассматривает признаки нараотания кризиоа в природе, общеотве, в человеческой личнооти.
Говоря об .экологичеоком 1физиое, планетарном в уоловиях западно-европейокой цивилизации, традиционалисты отмечают иллюзорность материальных благ, принесенных ею.Отчаоти решив проблемы, нейргда угрожавшие жизни отдельных человеческих популяций, эта цивилизация поставила под угрозу существование всего человечества и самой планеты. Одной из главных причин экологи-
ч
чеокого кризиса традиционалисты считают кризио религиозный: в ходе развития цивилизации божественное отдаляется от мирского, природа, общественные связи, хозяйственная деятельность, жизнь человека утрачивают сакральный смыол. Став внешней сило! о по> отношению к миру, бог обретает антропоморфные черты, и, наконец, оам человек провозглашается богом и центром вселенной. Между тем разделение труда, неизбежная элитарнооть накопленного цивилизацией научного знания, обезличенность производственных отношений превращают реального человека всего лишь в отру] турный элемент машины, лишая его воли, компетентности и ответственности в решении хозяйственных и социальных вопрооов. Экономическая идея прогресса ради прогресса, гнетущая система иерархии или формализованной демократии, усиливая опосредованну] зависимость людей друг от друга, разобщает их. Искусственная среда обитания обрывает связи людей о природной средой, маскируя, на самом деле не ослабевающую зависимость от лео. Потреби-
9
тедьотво отановитоя нормой. Отдаление людей от бога, от Земли и друг от друта, по мнению традиционалистов, приводит к трагическому нарушению личности, лишая ее самостоятельности, достоинства и равновесия, уоиливая агрессивнооть и нетерпимость, формируя захватническую или рабскую психологию.
Негативным проявлениям цивилизации противопоставлена в представлении традиционалистов древнейшая, языческая культура человечества о ее экономической'стабильностью, ощущением одух творенности хозяйственной и общественной жизни человека, тожд ства бога и мироздания, свободой и ответственностью личности, по праву воспринимающей себя не функциональной единицей, а во площепием, представителем всего человечества и космоса. Трэда ционалпзы критикует и подход цивилизации к мировой историк, доказывая самоценность и самодостаточность гал;дои культуры.
Стремлению цивилизации к унификации человечества традиционализм 1ротивопоставляет подлинное единство первобытных религий и духовности при многообразии их форм у разных народов. Именно к шл, а не к первобытной технологии или штериальной культуре, цолзкно вернутьоя вооооединенное человечество в поиске новых технологий и нового общественного уклада. Как .считают традицио-залиоты, кризио технократической цивилизации вынуждает челове-зеотво к этому.
Изложив филооофсвую позицию традиционалистоких изданий, циосертант останавливается на активной практической деятельно-)ти движения - конкретных фактах его экологической, миротвор-зеской й политической работы, нашедших отражение в индейской . ючати. Раскрывая важное значение этой огороны явления, автор, эднако, подчеркивает, что исследование традиционализма в журна-шотике как такового предполагает внимание именно к философскому его аопекту, посколы^г не практическая, а теоретическая ото-юна составляет главное отличие традиционализма от прочих индейских движений.
° В целом отмечая высокий содержательный уровень традицио-шлиотских изданий, органичность и самобытность их художеот-)енного оформления, автор рассматривает конкретные доотоинотва 1 недостатки наиболее характерных статей различных авторов ,'Джона Мохаука, Тарихокватоа (Джерри Гэмбилла), Сакоквенонква-1а, Теханеторенса, Тома Фландерса и др..) по проблйлам философии, иотории, экономит, политики, образования. Интерео, по тению диосертанта, представляет собственная индейокая концеп-уи национальной журналистики как наследницы традиции оратор-¡кого искусотва коренных американцев.
Автор цриходит к-выводу ^ что основное значение теорети-¡еской, публицистической работы традиционализма - в раскрытии
реальных нравственных ценностей доцившшзационной культуры человечества , в реабилитации прошлого мира, бесспорно, имевшего овои преимущества, но опороченного в маосовом сознании оначала церковью, потом наукой.
Выеоте о тем очевидна, как показывает автор, определенная идеализация традиционалистами прошлого. Эта идеализация, недостаточная обоонованнооть экономических программ, вынужденный приоритет, по признанию самих традиционалистов, работы в духовной сфере над работой в сфере практической, а также эначитель-нооть роли язычеоких овященников в выработке идеологии движения и деятельности ДАИ позволяют говорить о традиционализме как явлении религиозном в большей отепени, чем политическом. Вмеота о тем автор рассматривает отличие традиционализма как от язычества, так и от неоязычеотва.'
Понятие утопии, таким образом, не может быть применимо к его идеям: их практическое значение определяется нравственным, как и значение работы традиционалиотоких общин в условиях современного технократизма, урбанизация человечества.
Оценено же значение религиозного движения может быть лишь .количеством сторонников. Основываясь на' публикациях в индейской а неиндейской прессе, автор диосертации отмечает'распространенность традиционализма не только внутри, но и вне индейоко-го сообщества в форме различных индеанистских движений Америки, Европы и России.
Подробнее автор останавливается на единственном самобытном историческом аналоге традиционализма - русском евразийотве. Па базе взглядов славянофильства, марксизма и руоской философии это эмигрантское движение в 1920-е годы создало теорию, сходную с современным традиционализмом индейцев по ключевым положениям: I) религиозное, экономическое и социальное неприятие западно-
европвйокой цивилизации; 2) 'противопоставление ей культуры овоего народа как представительницы древней общечеловеческой' культуры; 3) вера в то, что за обновленным вариантом этой культура - будущее воего человечеотва, отоюда - идея меооианотва овоего народа.
Сходство это неслучайно. Анализируя причины появления ин-дейокого традиционализма, автор приходит к выводу о закономерности возникновения подобных взглядов в общественном оознании народа на определенном этапе его вхождения в оиотему цивилизации. Таким образом доказывается общечеловеческое значение традиционализма и индейской печати как его выразителя.
В заключении содержится ряд выводой по результатам проведенного иооледованвя ,• подведен общий итог работы;
- журналистика индейцев базируется на национальной куль- • туре североамериканских народов;
- печать коренных американцев периода Индейокого Возрождения продолжает традиции журналиотики XIX в. на Индейокой Территории;
- наиболее актуальной организационной задачей индейокой журналистика на современном этапе является координация работы СМИ в маоштабах отраны;
- индейокая печать 70-80-х гг. XX в. не только отражает деятельность различных национальных двияений, но и находится
в чиоле их лидеров, играя тем оамым важную роль в общественной и культурной жизни индейокого оообщеотва;
- в журналистике, как и в общественной жизни, коренных американцев лроолеживаютоя два ооновных направления: традиционализм «о"западаичеотво";
- наиболее яркими представителями обоих направлений в ио-оледуемый период были две крупнейшие газеты коренных американцев: "Аквеоасне ноуго" и "Вассаха"!
о
- индейокие издании обоих направлений являются активными участниками борьбы за права коренных американцев;
- вмеоте о тем традиционалиотокиа издания - единственный отряд индейской журналиотики, поднимающийся до постановки обще
°человечеоких нравственных, филоосфоких и ооциальных проблем на основе национального культурного наследия;
- взгляды традиционализма имеют вноокую духовную ценнооть появление движения закономерно, оно - факт мировой культуры ;
о - 1ультурные,. общественные, религиозные позиции традиционализма в' наотсящее время популярны как внутри, так и вне ин-дейокого'сообщества;
- национальная печать имеет перноотепенное значение в раз работке и распространении идей традиционализма;
- индейская журналистика последних двух деоятиле4ий - самобытное и значительное явление в журналиотшсе США, уникальное явление мировой журналистику. ■ 1 -
,' По теме диооертации автором опубликованы оледунщие работы
1.^Дурналиотика индейцев США в 70-60-е гг. (задачи, проблем, ' классификация) .-Деп. в .ИНЖН АН СССР' от 25.05.1991 г,,
региотр. № 44625.
2. Тематичеокая структура "Аквесаоне ноуто", общенациональной газеты индейцев США, в конце 60-х гг. - Деп. в ИНИСН АН ССС от 25.05.1991 г., регистр. № 44624.
¿.2U.T.1W
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Лютова, Светлана Николаевна
ВВЕДЕН!®.
Глава первая. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНДЕЙСКОЙ
ЖУРНАЛИСТИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
§ I. Прошлое индейских племенных союзов как источник мировоззрения коренных американцев
§ 2. Индейская журналистика XIX - I половины
XX вв.
Глава вторая. ОБЩЕСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ИНДЕЙСКОМ МИРЕ США И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЖУРНАЛИСТИКИ ИНДЕЙЦЕВ.
§ I. Общественно-экономическая и культурная ситуация в современном индейском мире США
§ 2. Индейская журналистика 1970-80-х годов задачи, проблемы, классификация)
§ 3. Общенациональные индейские издания.
§ 4. Создание ассоциаций индейских СМИ.
Глава третья. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ВЫСТУПЛЕНИЙ
ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ ИНДЕЙСКОЙ ПЕЧАТИ.
ЕЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
§ I. Философско-мировоззренческая позиция традиционалистской печати.
§ 2. Тематическая структура "Аквесасне ноутс" в конце 80-х годов.
§ 3. Значение традиционализма и его печати, происхождение и исторический аналог движения
Введение диссертации1992 год, автореферат по филологии, Лютова, Светлана Николаевна
Индейская журналистика существует уже более 160 лет. Данная диссертация посвящена исследованию печати коренных американцев в 70-80-е годы XX в. Изменение политики в отношении индейцев, общественная ситуация в США в 60-е годы и процессы внутри самого индейского сообщества породили явление Индейского Ренессанса, которое повлекло за собой и возрождение журналистики после нескольких десятилетий упадка.
В этом возрождении важная роль принадлежит идеям традиционализма, которые в настоящее время определяют работу наиболее значительных (как по содержанию, так и по тиражу) индейских изданий. В диссертации традиционализм рассматривается как общественно-культурное, режгиозно-философское и политическое движение, популярное среди индейцев и среди части белого населения. Суть его - в признании превосходства древнейшей, языческой духовной культуры человечества над ценностями цивилизации. Решение глобальных проблем современности традиционалисты видят на пути восстановления этой культуры. Автором исследуется, главным образом, теоретическая работа и, отчасти, практическая активность движения, нашедшие отражение в журналистике коренных американцев.
Актуальность темы обусловлена, во-первых, экологизацией сознания, возросшим в последние годы как в нашей стране, так и во всем мире вниманием к определению места и роли человечества в экосистеме Земли. Необходимость гуманизации общественной жизни, науки и хозяйственной деятельности также общепри-знана. Рассмотрение именно этих проблем составляет основное содержание традиционалистской печати коренных американцев. Б условиях, когда народы мира начинают осознавать общность проблем и задач, стоящих перед ними, общность своей судьбы, актуальна и основная позиция традиционализма. Его сторонники предлагают обратиться к духовным принципам древнейшей культуры человечества как к реальной исторической основе его единства, пытаются открыть человечеству истоки этого единства.
Во-вторых, актуальность темы продиктована значительностью самого явления индейской журналистики, которое в настоящее время уже невозможно обходить вниманием, но которое по-прежнему остается малоизученным.
В-третьих, рассмотрение индейской журналистики как выразителя национального движения коренных американцев актуально в условиях подъема в нашей стране национальных движений, в том числе движения народов, ведущих племенной образ жизни (малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока).
Цель, которую преследует диссертант в своей работе, -представить журналистику индейцев США как самобытное целостное явление, имеющее глубокие исторические корни, доказать общечеловеческую значимость традиционалистской ее части.
Для достижения поставленной цели автором решаются следующие задачи:
- ознакомление с историческими истоками индейского мировоззрения ;
- рассмотрение процесса развития журналистики коренных американцев с момента ее возникновения до настоящего времени;
- исследование проблем и направлений работы современных индейских изданий, их классификация и общая характеристика;
- определение роли национальной журналистики в культуре и общественной жизни индейцев США;
- представление идеологии традиционализма по материалам индейской печати;
- обоснование закономерности возникновения этого движения , определение его значения и значения традиционалистской печати как выразителя его идей.
Состояние научной разработки темы в нашей стране неудовлетворительно. Проблемой журналистики коренных американцев занимается М.П.Шамилов, но результаты его исследований пока нашли отражение лишь в докладах на всесоюзных конференциях американистов. Публикации, имеющие отношение к теме, принадлет) жат А.В.Ващенко. Две посвящена непосредственно журналистике' ', но большинство их находится в рамках исследования фольклора и литературы индейцев.
Недостаточность разработки темы определяет научную новиз-S2. диссертации, которая рассматривает в совокупности историю, современное состояние индейской печати и проблематику ее выступлений.
Заостряется внимание на явлении традиционализма в индейской журналистике, которое до сих пор не становилось самостоятельным объектом научного интереса ни отечественных, ни американских исследователей. Не проводилась прежде и тематическая систематизация выступлений индейской печати.
Проблемы современного индеанистского движения и русского традиционализма затронуты в данной работе также впервые и ждут более глубокого изучения.
Ващенко A.B. Служить конкретным целям П Иностранная литература. -М., I98I.-№ 8; Его же. Индейские искусство, литература и журналистика // Коренное население Америки в современном мире / Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1990.
Практическое значение работы определяется возможностью ее использования в научно-педагогической деятельности, в частности, при составлении лекционного курса по истории журналистики США и спецкурсов по альтернативной и этнической журналистике. Ряд положений диссертации представляет интерес для имеющего практический выход изучения проблем этнического самосознания, национальных и экологических движений.
Объектом диссертационного исследования являются газеты и журналы коренных американцев, представляющие различные типы изданий. Особое внимание уделено представителям традиционалистского направления ("Аквекон", "Аттан-акамик", "Игл уинг пресс", "Индиэн ридер", "Ман-ах-атн" и др.), среди которых наиболее значительный - "Аквесасне ноутс". Одно' из старейших ныне существующих индейских изданий, "Аквесасне ноутс" - единственная общенациональная газета коренных американцев, тираж которой в несколько раз превышает максимальные тиражи прочих изданий.
Объектом исследования также является история двух крупнейших племенных союзов, важная как для ориентации в событиях, повлиявших на развитие журналистики коренных американцев, так и для понимания истоков современного мировоззрения индейцев, определяющего содержание периодики.
Эмпирической основой диссертации послужили годовые комплекты и отдельные номера индейских изданий за период 19691989 гг. (всего 30 названий).
Тема традиционализма в индейской журналистике потребовала от автора изучения некоторых конкретных аспектов истории первобытного общества и современной демографии, изложенных в работах В.П.Алексеева, С.И.Брука, К.А.Вилли.^
Раскрытие темы данного исследования предполагало также изучение концепций мирового общественного развития, представленных в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, С.И.Булгакова, П.Н.Савицкого, Н.Ф.Федорова, О.Шпенглера, Л.Г.Моргана, Д.Лернера^, что позволило определить значение традиционалистской концепции.
Формирование объективного представления об истории и культуре индейцев, в значительной мере определяющих содержание их периодики, происходило у автора под воздействием работ советских^ и зарубежных^)историков и этнографов.
Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас.-М., 1985; Брук С.И. Население мира: Этнодемографичес-кий справочник.-M., 1981; Вилли К.А. Биология.-М., 1968. Маркс К. Капитал II К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.23-25; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства II К.Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.21 ; Булгаков С.Н. Два града. Исследования к природе общественных идеалов.-М., I9II; Его же. Свет невечерний.-M., 1919; Морган Л.Г. Древнее общество.-Л., 1934; Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство.-Прага, 1931; Федоров Н.Ф. Сочинения.-М., 1982; Шпенглер 0. Причинность и судьба. Закат Европы.-М.-П., 1923; berner d. The
Passing of Traditional Society.-Glencoe, 1958.
O) Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки: От родового общества к классовому.-М., 1974; Ее же. История теоретической мысли в американской этнографии.-М., 1979; Ее же. К истории изучения индейцев в США II Основные проблемы истории США в американской историографии.-М., 1971; Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.-М., 1981; Гуляев В.И. Америка и Старый Свет в доко-лумбову эпоху.-М., 1968; Индейцы Америки.-Труды Института этнографии. Пов.сер. Т.25.-М., 1955; Исторические судьбы американских индейцев: проблемы индеанистики I Под ред. В.А.Тишко-ва.-М., 1985; Народы Америки.-М., 1959.-T.I; Североамериканские индейцы.-М., 1978; Логинов К.В. Конец Индейской Территории в США II Вопросы истории.-М., 1984.-tô 5; Стельмах В.Г. Политика (продолжение сноски см. на сл.стр.).
Продолжение сноски переселения индейцев США в 30-е гг. XIX в. // Сов.этнография М., 1983.—№ 2; Золотаревская И.А. История Конфедерации криков: Дис. канд•ист.наук.-М., 1952; Калашников В.М. Освободительная борьба индейских племен Северной Америки против европейской колониальной экспансии в ХУП-ХУТН вв.: Дис. д-ра ист. наук.-Днепропетровск, 1985. Мейер У. Коренные американцы.-М., 1974; Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев.-!., 1934; Его же. Лига ходеносауни, или ирокезов.-М., 1983; Стингл М. Индейцы без томагавков.-!., 1978; Bartram J. Travels in Pennsylvania and Canada .-Ann Arbor, 1966; Colden C. The History of The Five Indian Nationes Depending on the Province of New York in America.-Itha-ca, 1973; Debo A. The Rise and Pall of the Choctaw Republic.-Norman, 1934; Debo A. The Road to Disappearance.-Norman, 1941; Debo A. And Still the Waters Run.-Princeton, 1940; Foreman G. A History of Oklahoma.-Norman, 1945; Gibson A.M. The Chickasaws. -Norman, 1972; Gridley M.E. American Indian Tribes.-New York, 1974; Grinde D. The Iroquois and the Founding of the American Nation.-San Francisco, 1977; Hamilton C. Cry of the Thunderbird: The American Indian's Own Story.-Norman, 1977; Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups / Ed. by Thernstrom S., Orlov A., Handlin 0.-Cambridge, 1980; Hudson Ch. The Southeastern Indians. -Knoxville, 1978; Hunt G.T. The Wars of the Iroquois. -Madison, 1960; Josephy A.M., Jr. The Indian Heritage of America.-New York, 1968; Let Me Be a Free Man. A Documentary History of Indian Resistancy / Ed. by Katz J.-Minneapolis, 1975; Reynolds E.C. The Seminoles.-Norman, 1957; Ritchie W.A. The Archaeology of New York State.-New York, 1965; Swanton J.R. Aboriginal Culture of the South-East / XLII Annu.Rep.of the Bureau of American Ethnology,-Washington, 1928} Swanton J.R. Early History of the Cre ek Indians and their Neighbours.-Washington, 1922; Swanton J.R. The Indians of the Southeastern United States,-Norman, 1969; Swanton J.R. The Indian Tribes of North America.-Norman, 1968; Swanton J.R. Religious Beliefs and Medical Practices of the Creek Indians / XLII Annu.Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Washington, 1928; Swanton J.R. Social Organization and Social Usages of the Indians of the Creek Confede-(продолжение сноски см- на сл.стр.)*
Для создания целостной картины национального движения индейцев США во И половине XX в. наряду с материалами самой индейской печати были использованы исследования советских и американских ученых, публикации советской прессы.5-^
Экологический аспект существования первобытных человеческих сообществ изучен по работам А.М.Каримского, Г.Марша и др. авторов.6^
Продолжение сноски racy / XLII Annu.Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Washington, 1928; Vogel V.J. This Country Was Ours: A Documentary History of American Indians.-New York, 1972; Wright M.A. Guide to the Indian Tribes of Oklahoma.-lorman, 1951. Аверкиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня // США. Экономика, политика, идеология.-М., I98I.-J6 2; Геевский И. Червонная С. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США.-М., 1985; Корявин Л. Последние из могикан // Известия. -М., 1988.-2 фев.; Шелков В. На смену солдатам - полицейские // Правда.-М., 1990.-24 сент. Meyer W. Native Americans. The New Indian Resistance.-New York, 1971; McNickle, D'Arcy. Native American Tribalism; Indian Survivals and Renewals.-New York, 1973; Commission on the Rights, Liberties and Responsibilities of the American Indian: America's Unfinished Business.-Norman, 1966; Voices from Wounded Knee.-Rooseveltown, 1974. Каримский A.M. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.-М., 1984; Мзрш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природы.-СПб., 1866; Козлов В.И.Этническая экология и история аборигенного населения Америки, Крупник И.И. Основные направления этноэкологии американской Арктики, Ляпунова Р.Г. Алеуты и их экосистема, Дзенискевич Г.И. Экологическая адаптация в традиционной культуре северных атапасков, Гринев А.Е. Годовой хозяйственный цикл тлинкитов, Гуляев В.И. Экология и урбанизм в доиспанской Мезоамерике, Лопуленко Н.А. Борьба за землю как фактор сохранения и развития этнического самосознания у эскимосов США и Канады, Якушенков С.Н. "Вертикальная" экология и (продолжение сноски см. на сл.стр.).
Мировоззрение коренных американцев, помимо отражения его е национальной журналистике, представлено в индейских фольклорных и литературных источниках. Изучение этих источников, а также посвященных им исследований А.В.Ващенко^способствовало более глубокому пониманию автором содержания индейских изданий.
Журналистика коренных американцев в самих США привлекает внимание исследователей, главным образом, к своей ранней истории.8^
Продолжение сноски семантика пространства в представлениях аймара, Царенко Е.И. Природная среда, культура и язык (кечуа и гуарани) // Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы индеанистики / Под ред. В.А.Тишкова.-М., 1988. Ващенко А.В. Индейская Америка и литература США колониального периода // Истоки и формирование американской национальной литературы Ш1-Ш1 вв.-М., 1985; Его же. Ис тоников едч ее кие проблемы эпоса индейцев США П Фольклор: Поэтика и традиция. -М., 1982; Его же. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика.-М., 1989; Его же. Характерные особенности литературы индейцев США (60-70 гг. XX в.): Дис. канд.филол.наук.-М., 1975; Народ, да! Из американского фольклора. -М., 1983; Теннер Д. Тридцать лет среди индейцев.-М., 1963; Томпсон С. Индейское наследие // Литературная история США / Под ред. Спиллера Р. и др.-М., 1978.-Т.2; Я связан добром с землей: Из современной литературы индейцев США I Сост. А.Ващенко.-М., 1983; Brown D. Bury My Heart at Wounded Knee.-New York, 1976.
8)
Bass A.L. Cherokee Messenger: A Life of Samuel Austin Worcester .-Norman. 1936; Bird T. Tell Them They Lie: The Sequoyah Myth.-Los Angeles, 1976; Carter S. Cherokee Sunset: A Nation Betrayed.-New York, 1976; Foreman C.T. Oklahoma Imprints, 18351907: A History of Printing in Oklahoma Befor«Statehood.-Norman, 1936; Gabriel R.H. Elias Boudinot: Cherokee and His America.-Norman, 1941; Hargrett L. Oklahoma Imprints, 1835-90.-New York, 1951; Karolevitz R. Newspapering in the Old West.-Seattle, 1966 Knight 0. Following the Indian Wars: The Story of Newspapers Correspondents Among Indian Campaighs.-Norman, 1960.
Лишь несколько работ касаются периода, заключенного в хронологические рамки настоящей диссертации (70-80-е гг. IX в.).^ Среди них единственным фундаментальным исследованием молено назвать книгу профессоров Университета Южного Иллинойса Джеймса и Шерон Мерфи "Пусть мой народ знает. Индейская журналистика, 1828-1978". В книге подчеркнута важная альтернативная роль журналистики коренных американцев, разрушающей стереотип индейца, созданный американскими СМИ. Авторами подробно освещаются история создания периодики для индейцев и история журналистики самих индейцев, дается классификация и краткая характеристика значительного числа изданий конца 60-х и 70-х годов. В приложении книга содержит материалы, касающиеся правовой основы существования индейских СМИ и адреса 556 редакций газет, журналов, радио и телевидения, стабильно функционировавших в конце 70-х годов. Являясь единственной попыткой рассмотрения индейской журналистики в целом и содержа уникальный справочный материал, данное исследование преимущественно освещает историю создания и условия выпуска изданий, мало внимания уделяя их содержанию. В книге лишь в общих чертах обозначены направления работы редакций, их позиция по отношению к индейским общественным движениям и философским течениям.
Отсутствие специальных работ по индейской печати 80-х гг. и традиционализму в журналистике продиктовало необходимость в исследовании этих вопросов опираться исключительно на фактичес
9)
Morgan L. History of the Tundra Times.-Fairbanks, 1972; Murphy J.E., Murphy S.M. Let my People Know: American Indian Journalism, 1828-1978.-Norman, 1981, Murphy S.M. Other Voices: Black, Chicano and American Indian Press.-Dayton, 1974. и. ioj. кий материал самих индейских изданий. /Некоторые практические аспекты традиционализма рассмотрены А.H.IIaтарoehm.^VДвижение русского традиционализма (евразийства) также представлено, главным образом, по его собственной периодике. )
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были отражены в двух статьях, депонированных в ИНИОН АН СССР. По материалам диссертации автором были сделаны доклады на всесоюзных научных конференциях, организованных факультетом журналистики МГУ (в 1988,1990 гг.).
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Возрождение журналистики индейцев США и идеология традиционализма, 70-80-е годы ХХ в."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Б море разнообразных периодических изданий США 70-80-х годов XX в. сравнительно небольшая группа индейских газет и журналов - явление значительное и самобытное. Базируясь на национальной культуре североамериканских народов (как в смысле мировоззрения, так и в смысле стиля работы), печать коренных американцев продолжает традиции индейских изданий XIX в.
После нескольких десятилетий упадка она вновь переживает период расцвета, превзойдя уровень журналистики на Индейской Территории по масштабам распространения, объему и тиражу изданий. Создается сеть аудиовизуальных СМИ. Однако выпуск ежедневной газеты, координация работы всех редакций и широкое использование национальных языков, имевшие место в конце XIX в., остаются пока не решенными задачами, как и развитие общенациональной периодики (в настоящее время "Аквесасне ноутс" - единственная общенациональная газета).
Отсутствие стабильности продолжает оставаться одной из главных проблем индейской журналистики. Издания появляются и исчезают, их стремительный расцвет и быстрый упадок обнаруживает неразрешимость финансовых проблем, слишком большую зависимость от милости тех, кто берет издания под свое покровительство. Что касается племенных публикаций, то их редакторы часто рискуют навлечь на себя гнев руководства, печатая неугодные ему материалы.
Внутри- и межплеменные разногласия, равно как и все еще остающаяся недоброжелательность внешнего, неиндейского мира создают дополнительные препятствия на пути создания единой сети СМИ.
Однако потребность в существовании периодики, отражающей проблемы и чаянья народа, столь велика, что заставляет преодолевать все трудности.
Журналистика коренных американцев периода Индейского Возрождения не только отражает различные политические, философские, религиозные тенденции в индейском сообществе, но и находится в числе лидеров национальных движений, играя тем самым важную роль в общественной и культурной жизни.
Данное исследование показало, что определяющими в общественной жизни и журналистике коренных американцев являются два направления: традиционализм и "западничество". Наиболее яркими выразителями их взглядов стали две крупнейшие газеты -"Аквесасне ноутс" и "Вассаха".
Издания обоих направлений - активные борны за права индейцев, за сохранение их культурного наследия, участники миротворческого и экологического движений. Однако традиционалистская печать - единственный отряд индейской журналистики, выходящий за рамки борьбы национального меньшинства, поднимающий в своей работе общечеловеческие философские, нравственные и социальные проблемы.
В крупнейшей стране капиталистического цивилизованного мира ее коренное население приняло на себя ответственность напомнить неписанные законы, тысячелетиями определявшие жизнь людей. Совсем недавно разделенные вековой враждой народы начали понимать, что у всех у них одна судьба, что будущее планеты и тех, кто ее населяет, зависит от их отношения друг к другу и к земле, матери всего живого. Оказалось, многое нужно пересмотреть, отказаться от прежних политических позиций, по-новому оценить место человека и его деятельности в экологической системе.
В числе лучших достижений человечества, несомненно, традиции свободы, равенства и братства, бывшие не мечтой, а реальностью древнего общества, проповедуемые теперь традиционалистскими изданиями - наиболее значительной (как по содержанию, так и по тиражу) частью индейской печати.
Возникновение традиционалистских концепций прошлого и будущего человечества закономерно, что доказывается наличием исторического аналога движения. В то же время сегодня индейский традиционализм уникален. Его общественные, культурные, религиозные позиции актуальны в современном мире и достаточно популярны не только внутри, но и вне индейского сообщества.
Таким образом можно говорить о традиционализме и, следовательно, о традиционалистской индейской печати (играющей существенную роль в распространении и самом формировании его идей) как о явлениях мирохвого значения.
Индейцы, которых долгое время воспринимали отмирающим рудиментом давно минувшей поры, оказались сегодня на передовых позициях человеческой мысли с простыми и непреложными истинами своей культуры. Собрать черты этой культуры, сохранившиеся в каждом народе, взглянуть на общие задачи с позиций здравого смысла и взаимоуважения - вот к чему призывают коренные американца.
Традиции высокой духовности, прошедшие испытание суровой историей индейских народов, обладают необыкновенной притягательной силой, представляют собой серьезную альтернативу существующей системе ценностей цивилизованного общества.
Заслуживает уважения и работа журналистов-индейцев, направленная на улучшение положения собственного народа. У никальный источник информации, средство межнационального и международного общения аборигенных этнических групп, печать коренных американцев продолжает свою деятельность по отстаиванию юридических прав суверенных коренных наций не только в обеих Америках, но и на других материках. Печать привлекает внимание международной общественности к их проблемам и законным требованиям.
Все это позволяет думать, что постоянный рост количества и тиражей индейских изданий, создание организаций в поддержку движения коренных американцев и интерес к публицистике не только в США, Канаде, но и в Австрии, Англии, Германии, Швейцарии, других европейских странах привлекут, наконец, внимание специалистов к феномену возрожденной индейской журналистики в целом, а не только к отдельным ее аспектам.
Предметом диссертации стала печать самих индейцев, однако самостоятельными и практически не изученными областями журналистики остаются аудиовизуальные СМИ, издания правительственных и религиозных организаций, предназначенные для индейцев. Интересен также вклад коренных американцев в развитие неиндейской журналистики.
Хотелось бы надеяться, что более чем полут ораве ков ое существование печати коренных американцев будет, наконец, по-настоящему замечено в нашей стране, и данная диссертация окажется не последней попыткой исследования истории, современных структуры и проблематики индейской журналистики.
Список научной литературыЛютова, Светлана Николаевна, диссертация по теме "Журналистика"
1. Аверкиева Ю.П. Индейцы Северной Америки: От родового общества к классововду.-М., 1974.
2. Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии.-М., 1979.
3. Аверкиева Ю.П. К истории изучения индейцев в США // Основные проблемы истории США в американской историографии.1. М., 1971.
4. Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас.-М., 1985.
5. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии.-М., 1981.
6. Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник.-М., 1981.
7. Булгаков С.Н. Свет невечерний.-М., 1919.
8. Булгаков С.Н. Два града. Исследования к природе общественных идеалов.-М., I9II.
9. Ващенко A.B. Индейская Америка и литература США колониального периода П Истоки и формирование американской национальной литературы ХУП-ХУШ вв.-М., 1985.чн
10. Ващенко A.B. Истб^иковедческие проблемы эпоса индейцев США П Фольклор: Поэтика и традиция.-М., 1982.
11. Ващенко A.B. Историко-эпический фольклор североамериканских индейцев. Типология и поэтика.-М., 1989.
12. Вилли К.А. Биология.-М., 1968.
13. Геевский И., Червонная С. Национальный вопрос в общественно-политической жизни США.-М., 1985.
14. Горбачев М.С. Речь на встрече с участниками международного форума "За безъядерный мир, за выживание человечества" 16 февр. 1987 I/ Борьба СССР против ядерной опасности, гонки вооружений, за разоружение.-М., 1987.
15. Гуляев В.И. Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху.-М., 1968.
16. Индейцы Америки.-Труды Института этнографии. Нов.сер. Т.25.-М., 1955.
17. Исторические судьбы американских индейцев: Проблемы ин-деанистики / Под ред. Тишкова В.А.-М., 1985.
18. Каримский А.М. Социальный биологизм: природа и идеологическая направленность.-М., 1984.
19. Марш Г. Человек и природа, или о влиянии человека на изменение физико-географических условий природы.-СПб., 1866.
20. Мейер У. Коренные американцы.-М., 1974.
21. Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев.-I., 1934.
22. Морган Л.Г. Древнее общество.-Л., 1934.
23. Морган Л.Г. Лига ходеносауни, или ирокезов.-М., 1983.
24. Народ, да! Из американского фольклора.-М., 1983.
25. Народы Америки.-М., 1959.-Т.I.
26. Савицкий П.Н. В борьбе за евразийство.-Прага, 1931.
27. Североамериканские индейцы.-М., 1978.
28. Стингл М. Индейцы без томагавков.-М., 1978.
29. Теннер Д. Тридцать лет среди индейцев.-М., 1963.
30. Томпсон С. Индейское наследие // Литературная история США / Под ред. Спиллера Р. и др.-М., 1978.-Т.2.
31. Федоров Н.Ф. Сочинения.-М., 1982.
32. Шкаренков Л.К. Агония белой эмиграции.-М., 1987.
33. Шпенглер 0. Причинность и судьба. Закат Европы.-М.-П., 1923.
34. Экология американских индейцев и эскимосов: Проблемы ин-деанистики / Под ред. Тишкова В.А.-М., 1988.
35. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К.Марко и Ф.Энгельс. Сочинения.-Т.21.
36. Я связан добром с землей: Из современной литературы индейцев США / Сост. Ващенко А.-М., 1983.1. Диссертации
37. Ващенко A.B. Характерные особенности литературы индейцев США (60-70 гг. XX в.): Дис . канд.филол.наук.-М., 1975.
38. Золотаревская И.А. История Конфедерации криков: Дис. канд. ист. наук. -М., 1952.
39. Калашников В.М. Освободительная борьба индейских племен Северной Америки против европейской колониальной экспансии в ХУП-ХЖ вв.: Дис. д-ра ист.наук.-Днепропетровск, 1985.1. Периодика
40. Аверкиева Ю.П. Движение американских индейцев сегодня// США. Экономика, политика, идеология.-М., I98I.-JG 2.
41. Ващенко A.B. Служить конкретным целям // Иностранная литература.-М., I981.-Й 8.
42. Коря вин Л. Последние из могикан И Известия .-М., 1988.2 фев.
43. Логинов A.B. Конец Индейской Территории в США // Вопросы истории.-М., I984.-J6 5.
44. Истоки и основные этапы формирования индейского населения Оклахомы П Вестник МГУ. Сер.8 "История".-!., 1983.-Я 4.
45. Эволюция правового положения индейцев Оклахомы кон. ХЕХ -нач. XX вв. // Вестник МГУ. Сер.8 "История". М., 1982.-J& 4.
46. Стельмах В.Г. Политика переселения индейцев США в 30-е гг. XIX в. /У Сов.этнография.-М., I983.-Ä 2.
47. Шелков В. На смену солдатам полицейские // Правда.-М., 1990.-24 сент.1. Евразийская периодика
48. Евразийский временник.-Берлин, 1923-27.
49. Евразийский с б орнж.-Прага-Париж, 1929.3. Евразия.-Париж, 1928-29.
50. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения: Утверждение евра з ийцев.-С офия, 1921.
51. На путях: Утверждение евразийцев.-Берлин, 1922.
52. Тридцатые годы: Утверждение евразийцев.-Париж, 1931.
53. Bartram J. Iravels in Pennsylvania and Canada.-Ann Arbor, 1966.
54. Bass A.L. Cherokee Messenger: A Life of Samuel Austin Worcester .-Norman, 1936.
55. Bird T. Tell They Lie: The Sequoyah Myth.-Los Angeles, 1976.
56. Brown D. Bury My Heart at Wounded Knee.- New York, 1976.
57. Carter S. Cherokee Sunset: A Nation Betrayed.-New York, 1976.
58. Colden C. The History of The Five Indian Nationes Depending on the Province of New York in America.-Ithaca, 1973.
59. Commission on the Rights, Liberties and Responsibilities of the American Indian. The Indian: America1s Unfinished Businesso Norman, 1966.
60. Costo R. Textbooks and the American Indian.-San Prancisco, 1970.9* Debo A. The Rise and Pall of the Choctaw Republic.-Norman, 1934.
61. Debo A. The Road to Disappearance.-Norman, 1941.
62. Debo A, And Still the Waters Run.-Princeton, 1940.
63. Poreman C.T. Oklahoma Imprints, 1835-1907: A History of Printing in Oklahoma Before Statehood.-Norman, 1936.
64. Poreman G. A History of Oklahoma.-Norman, 1945.
65. Priar R., Priar N. The Only Good Indian: The Hollywood Gospel.-New York, 1972.
66. Gabriel R.N* Slias Boudinot: Cherokee and His America.-Norman, 1941.
67. Gibson A.M. The Chickasaws*-Norman, 1972.
68. Gridley M.E. American Indian Tribes.-New York, 1974.
69. Karolevitz R. Newspapering in the old West.-Seattle, 1966.
70. Knight 0. Following the Indian Wars: The Story of Newspaper Correspondents Among Indian Campaigns.-Norman, 1960.
71. Lerner D. The Passing of Traditional Society.-Clencoe, 1958.
72. Let Me Be a Free Man. A Documentary History of Indian
73. Resistancy / Ed. by Katz J.-Minneapolis, 1975• 29» Meyer W. Native Americans* The New Indian Resistance. -New York, 1971.
74. Morgan L. History of the Tundra Times.-Fairbanks, 1972.
75. Morgan L.H. The Indian Journals, 1859-62.-Ann Arbor, 1959.
76. Murphy J.E., Murphy S.M. Let my People Know: American1.dian Journalism, 1828-1978.-Norman, 1981.j
77. Murphy S.M. Other Voices; Black, Chicano and American Indian Press.-Dayton, 1974.
78. National Indian Directory.-Washington, 1975.
79. McNickle, DfArcy. Native American Tribalism; Indian
80. Survivals and Renewals.-New York, 1973.
81. Ray G*E. Early Oklahoma Newspapers.-Norman, 1928.
82. Reynolds E.G. The Seminóles.-Norman, 1957.
83. Ritchie W.A. The Archaeology of New York State.-New York,1965,
84. Schramm W. Mass Media and National Development.-Stanford, 1964*
85. Swanton J.R. Aboriginal Culture of the South-East, / XLII Annu. Rep. of the Bureau of American Ethnology.-Washington, 1928.
86. Swanton J.R. Early History of the Greek Indians and their Neighbours.-Washington, 1922.
87. Swanton J.R. The Indians of the Southeastern United States.-Norman, 1969.43* Swanton J.R. The Indian Tribes of North America.-Norman,1968o
88. Yogel V.J. This Country Was Ours: A Documentary History of American Indians.-New York, 1972.47 • Voices from Wounded Knee.-Rooseveltown, 1974»
89. Watson E.S. A History of Newspaper Syndicates in the US, 1865-1935•-Chicago, 1936.49* Wright M.A. Guide to the Indian Tribes of Oklahoma.-Norman, 1951.
90. Индейские издания, 1970-89 гг.
91. Alligator Times.-Hollywood, PI.
92. Akwekon.-Rooseveltown, NY.
93. Akwesasne Notes»-Rooseveltown, NY.4• American Indian Crafts and Culture•-Tulsa, OK.5m American Indian Journal•-Washington, DoS*
94. American Indian Law Review•~Uorman, OK.
95. American Indian News*-New York, NY*8. Attan-Akamik.-NY.9« The Chickasaw Times.-Norman, OK.
96. The Choctaw Community Hews.-Philadelphia, Miss.11• Creek Nation Times.-Okmulgee, OK.12a Eagle Wing Press.-Naugatuck, CT.
97. Five Tribes Journal•-Muskogee, OK.14» Great Lakes Agency Hews,-Ashland, WT.15* Indian Education Record of Oklahoma.-Tulsa, OK.
98. The Indian Historian.-San Francisco, Ca.
99. Indian Law Reporter•-Washington, D.C.
100. The Indian Reader.-Memphis, TEL 19o Lakota Tames.-SD*20. Man-Ah-Ath•-New York, NY.
101. Muskogee Nation News.-Okmulgee, OK.
102. Navajo Times.-Window Rock, Ariz. 23* Sho-Ban News.-Ft.Hall, Idaho.24« Spilyay Tymoo. Coyote News.-Warm Springs, OR.25* Sweetgrass.-Toronto, Ontario, Canada.
103. Talking Leaf.-Los Angeles, Ca.27* Tundra Times,-Anchorage, AK.
104. Rainbow People.-John Day, OR.29• Wassaja.-San Francisco, Ca.
105. Wisconcin Inter-Tribal News.-Odanah, WI.