автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Возвышенное и специфика его проявления в искусстве (на материале музыки)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Петухов, Владимир Михайлович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ВОЗВЫШЕННОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.
§ I. Проблема возвышенного в домарксистской эстетике.
§ 2. Возвышенное в марксистско-ленинской эстетике
§ 3. Специфика проявления возвышенного в искусстве
ГЛАВА П. ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЗВЫШЕННОГО В МУЗЫКАЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ.
§ I. Структура и специфика музыкального образа в аспекте эстетического анализа (диалектика содержания и формы).
§ 2. Музыкальный образ в аспекте эстетической категории возвышенного
Введение диссертации1983 год, автореферат по философии, Петухов, Владимир Михайлович
Вопросы формирования нового человека в духе эстетических, политических идеалов и нравственных принципов коммунизма всегда были в центре внимания Коммунистической партии. ХХУ1 съезд Коммунистической партии Советского Союза, "Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года", материалы июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС предъявляют к общественным наукам высокие требования по увеличению их вклада в разработку цроблем коммунистического воспитания, всестороннего гармонического развития человека, совершенствования общественных отношений и борьбы с буржуазными идеологическими концепциями. В условиях развитого социализма (фазы коммунистического общества), напряженной международной обстановки остается актуальной проблема формирования у молодого поколения строителей коммунистического общества высокой идейности, сознательности, воли, организованности, моральной чистоты, патриотизма, героизма, гражданственности, т.е. социальности в самом широком смысле этого понятия. Об этом говорил Ю.В.Андропов в докладе "Шествдесят лет СССР"*, в статье "Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР"^, где, в частности, подчеркивается, что "народу, совершившему социалистическую революцию, приходится еще долго осваивать свое
См. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. - М.: Политиздат, 1982 г. р
См. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Коммунист, февраль, 1983, В 3. новое положение верховного и безраздельного собственника всего общественного богатства - осваивать и экономически, и политически, и, если угодно, психологически, вырабатывая коллективистское сознание и поведение. Ведь социалистически воспитанным является лишь тот человек, которому небезразличны не только собственные трудовые успехи, благополучие, авторитет, но и дела товарищей по работе, трудового коллектива, интересы всей страны, трудящихся всего мира"*. Являясь могучим средством эстетического, а через него политического и нравственного воспитания, формирующего оцределенное отношение человека к цриродной и общественной действительности, искусство воспитывает и вырабатывает осознанную ориентацию в мире эстетических, нравственных и политических ценностей. Отсюда следует, что для более эффективной социализации личности средствами искусства необходимо более сознательно и целенацравленно использовать возвышенные художественные образы, которые ".учат любви к Родине, стойкости в испытаниях"^. Ставя задачу воспитывать у людей социальные качества, партия требует, "чтобы герои цроизведений не замыкались в круге мелочных дел, а жили заботами всей страны, жизнью, наполненной напряженным трудом, настойчивой борьбой за торжество справедливости и добра. Нацротив, проявления безыдейности,мировоззренческая неразборчивость, отход от четкой классовой оценки отдельных исторических событий и фигур способны нанести ущерб творчеству даже даровитых людей. Наши критики, литературные жур Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. - Коммунист, февраль, 1983, № 3, с.12.
2 Брежнев Л.И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХШ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - М.:Политиздат,1981,с.83. налы, творческие союзы и в первую очередь их партийные организации должны уметь поправлять тех, кого заносит в ту или иную сторону. И, конечно, активно, принципиально выступать в тех случаях, когда появляются цроизведения, порочащие нашу советскую действительность. Здесь мы должны быть нецримиримы. Партия не была и не может быть безразличной к идейной нацравленности нашего искусства"*. Специфика категории возвышенного обусловливает ее особую роль и значение в аспекте поставленных партией актуальных задач эстетического воспитания, что делает особенно важным теоретический анализ данной категории, изучение соответствующих ей феноменов в искусстве и их целенаправленное использование в художественной практике, поскольку, как отмечал Ю.В.Андропов на июньском (1983 года) Пленуме ЦК КПСС, ".самое умелое и умное преподавание, самое талантливое искусство не достигнут цели, если они не наполнены глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего движео ния вперед" . Научный анализ этой категории позволит показать специфику объективации возвышенного в искусстве, дать методологическую основу для объективной оценки социальной значимости Произведений искусства и тем самым повлиять на его действенность в деле коммунистического воспитания благодаря действительно возвышенным образам, а не их суррогатам, а также преодолеть проявление субъективизма в выборе соответствующих художественных средств. Брежнев Л.И. Отчетный доклад ЦК КПСС ХХУТ съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - М.: Политиздат,198I,с.83.
2 Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года. -Правда, 16 июня 1983 г.
Осознавая важность проблематики категории возвышенного, наша эстетика уделяет много внимания научному исследованию ее структуры и специфики*.
Особый вклад в осмысление сущности возвышенного внесли работы, исследующие его специфику в системе основных эстетических категорий, где его сущность обосновывается с точки зрения единой диалектико-логической закономерности, модификации которой предопределяют внутреннюю структуру основных эстетических категорий, См.: Борев Ю.В. Основные эстетические категории. - М., I960; его же. Эстетика. Изд. 3-е. - ГЛ., 1981; Гулыга А.Б. Опыт системного изложения эстетики. - Воцросы философии, 1966, № 10; Жаринов В.М. О систематизации категорий эстетики. - Философские науки, 1975, №5; Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М., 1969; Каган М.6. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Изд. 2-е. - Л., 1971; Красностанов Э.Т., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. - М., 1976; Крюковский Н.И. Логика красоты. - Минск, 1965; его же. Основные эстетические категории. - Минск, 1974; Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. - М., 1965; Лавринюк Н.С. Героическое в искусстве социалистического реализма. - М., 1981; Любимова Т.Б. Категория трагического в эстетике. - М., 1979; Малыгин В.А. О возвышенном. - Л., 1966; Муриан В.М. О принципе анализа эстетических категорий. - В кн.: Некоторые цроблемы методологии научного исследования. - М., 1968, вып.262, ч.2; Ска-терщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. -Философские науки, 1974, Л 3; Средний Д.Д. Основные эстетические категории. - М., 1974; Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. - М., 1972; Савилова Т.А. Эстетические категории. -Киев-Одесса, 1977; Тофтул М.Г. Система категориальных определений эстетического отношения и ее методологическая роль. -Черновцы, 1970; Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. - М., 1973; его же: Эстетические категории. - М., 1983; Ястребова Н.А. Категории эстетики в их отношении к идеалу. - Вопросы литературы, 1964, II; Яковлев Е.Г. О систематизации основных эстетических категорий. - Философские науки, 1977, № 4. что способствует более конкретному и логически обоснованному их осмыслению. Однако в советской эстетике существуют различные точки зрения на категорию возвышенного, что выразилось в выдвижении разнообразных и во многом противоположных ее определений. Одни авторы, исследуя "возвышенное" с точки зрения диалектики качества и количества, считают, что в его основании лежит преобладание качества над количеством (имеется в виду эстетический объект, субъект же цредполагается находящимся в единстве своих диалектически противоречивых полюсов рационального и чувственного)*. По мнению других, в возвышенном, наоборот, количество преобладает над качеством** (в качестве субъективной стороны отношения выступает "мера человеческого рода" или "идеальное").Следует отметить, что эти исследователи порой не делают четких выводов подобного рода, однако из ряда формулировок у них логически вытекают такие следствия. С нашей точки зрения, противоположность данных подходов объясняется, во-первых, различным пониманием специфики и структуры эстетического как отношения, модификацией которого является "возвышенное", а во-вторых, недостаточной разработанностью системы категорий диалектической логики, црименение которых при построении системы основных эстетических категорий имеет существенное значение.
Следует отметить, однако, что в эстетике уже положено начало исследованию вопроса о систематизации категорий диалектической логики по принципу их субординации и координации, что позволяет См. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. - Мн., 1974. См. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. - М., 1974; Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. - М., 1969; Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. - Л., 1971. логически более строго обосновать структуру и специфику возвышенного. Таким образом, специфика и структура возвышенного в основном исследована достаточно основательно, хотя пока еще не выработан единый подход к цроблеме. Однако еще почти не исследована диалектически противоречивая структура художественного образа, в котором объективируется "возвышенное", т.е. цроблема специфики проявления возвышенного в искусстве, в особенности в музыкальном^. На наш взгляд, это объясняется в значительной мере тем, что исследователи специфики художественного образа сосредоточивают свое внимание преимущественно на его гносеологическом аспекте. Вследствие этого не всегда удается соотнести диалектико-логичес-куга структуру основных эстетических категорий и художественного образа и исследовать объективацию эстетических категорий в искусстве. Попытку поставить вопрос о проявлении возвышенного (героического) в музыке цредцриняла И.Чернова в статье "К проблеме гео роического в музыке" . Представляют интерес в этом плане также о работы А.Сохора по проблеме координации структуры возвышенного с категориями теоретического музыкознания, Н.Очертовской по проблеме содержания и формы в музыке^, Н.А.Горюхиной по проблеме к музыкальной формы и стиля .
См.: Скатерщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. - Философские науки, 1974, J& 3, с.57. о
В кн.: Музыка в социалистическом обществе. Л., 1977, вып.З, с.114-127.
См.: Сохор А. О природе и выразительных возможностях диатоники. - В кн.: Вопросы теории и эстетики щзыки. - М.: 1965, вып.4. См.: Очертовская Н. Об отражении действительности в музыке. -Л.: 1979. См.: Горюхина Н.А. Музыкальная форма и стиль: Автореф.диссер-тации докт.искусствовед.наук. - М., ,1974.
Научная и идеологическая значимость исследования проявления возвышенного в музыкальном искусстве, недостаточная степень изученности данной проблемы послужили основанием для выбора теш диссертации. Для анализа логической структуры категории возвышенного автор использовал категории диалектической логики. Это дало возможность скоординировать "возвышенное" с категориями искусствознания и теоретического музыкознания и тем самым показать цроявление, объективацию абстрактной, общей категории эстетики в конкретной, чувственно воспринимаемой структуре музыкального образа. Думается, данный подход оправдан тем, что возвышенное на всех уровнях его цроявления исследовалось на основе единой, логически выдержанной, точки зрения.
Цель исследования заключается в попытке цроанализировать теоретические проблемы, связанные со спецификой и структурой основной эстетической категории возвышенного, структурой и спецификой музыкального образа, как особенного цроявления специфики художественного образа вообще; показать субординацию и взаимосвязь категорий материалистической диалектики, эстетической категории возвышенного, теоретического музыкознания и тем самым раыдэыть специфику объективации возвышенного в музыкальном искусстве.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она посвящена анализу малоизученных аспектов цроблемы. К ним, в частности, относятся определения структуры и специфики возвышенного в аспекте диалектики содержания и формы, смысл которых раскрывается по-разному в зависимости от конкретного понимания специфики эстетического как отношения. К сожалению, до настоящего времени не выработано единого мнения по данному вопросу*. Почти не иссле См.: Эстетическое сознание и процесс его формирования. - М. 1981. дована в научной литературе специфика и логическая структура музыкального образа, поэтому проблема объективации возвышенного в музыке решается в большинстве случаев чисто описательным путем. В связи с этим автор на основе системно-логического подхода к проблеме проявления возвышенного в музыкальном искусстве осуществил достаточно подробный историко-логический анализ категории возвышенного, системно-структурный анализ и синтез художественного образа, специфики проявления возвышенного в структуре художественного образа вообще и музыкального - в частности. В диссертации предцринята одна из первых в советской литературе попыток создания теоретической модели музыкального образа в аспекте проявления в нем диалектики содержания и формы и объективации эстетической категории возвышенного. Рассматривая различные аспекты комплекса проявлений возвышенного в музыке, автор использовал в качестве опосредствующих и конкретизирующих звеньев некоторые категории семиотики, которые, благодаря координации и субординации с категориями диалектической логики и эстетики, способствуют более конкретному пониманию цроцесса объективации возвышенного в музыке, благодаря их координации с категориями теоретического музыкознания.
Исследование данной проблемы позволило автору сделать ряд выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в художественной критике, музыкознании, системе эстетического воспитания, педагогической практике.
Для достижения этой цели было необходимо решить следующие задачи: I) выявить точки зрения по специфике возвышенного в домарксистской и марксистской эстетике; 2) определить понятие возвышенного, его специфику и логическую структуру в соответствии с другими эстетическими категориями, т.е. в системном аспекте, который предполагает единый, логически строго выдержанный принцип классификации эстетических категорий; 3) раскрыть специфику художественного образа с точки зрения специфики и структуры эстетического отношения; 4) описать структуру и специфику музыкального образа в аспекте диалектики содержания и формы скоординированными с категориями теоретического музыкознания; 5) показать музыкальный образ в аспекте эстетической категории возвышенного через координацию с категориями диалектической логики и теоретического музыкознания; 6) предложить некоторые практические рекомендации по дальнейшему исследованию проявления основных эстетических категорий в музыкальном искусстве, способствующих, по мнению автора, активизации исследования данной проблемы в музыкознании.
Методологическую основу исследования составили труды классиков марксизма-ленинизма, работы советских ученых-эстетиков, музыковедов, литературоведов, посвященные анализу эстетических, социальных, художественных, психологических и исторических аспектов возвышенного и специфики его проявления в искусстве. Руководствуясь методологией диалектического и исторического материализма, аппаратом категорий диалектической логики, автор исследовал проблему проявления возвышенного в музыке с точки зрения логической субординации и координации категорий диалектической логики, лежащих в основе эстетической категории возвышенного. В свою очередь, рассмотрение диалектико-логической структуры возвышенного через открывающуюся возможность субординации и координации с некоторыми категориями семиотики дало возможность, по мнению автора, более конкретно осмыслить и показать проявление возвышенного в музыке через координацию этих опосредствующих категориальных звеньев с категориями теоретического музыкознания. В силу преобладания логического аспекта в исследовании проблемы автор сознательно избегал в процессе исследования описательных определений и опирался на осмысление и раскрытие проблемы в системном аспекте. Логико-системный подход цредопределил рассмотрение категории возвышенного как результат оцределенного соотношения диалектических компонентов эстетического как отношения, цредставляющего собой многоуровневую систему, реализация которой в искусстве цредопреде-ляет и системный характер художественного образа.
Логическое описание проявления закономерностей, лежащих в основании возвышенного на основных, составляющих музыкальный образ, структурных уровнях, позволило, с нашей точки зрения, показать в интегрированном виде суть и специфику возвышенного музыкального образа.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Возвышенное и специфика его проявления в искусстве (на материале музыки)"
- 162 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение проблемы проявления эстетической категории возвышенного в музыкальном искусстве, предпринятое автором настоящей работы, показывает, во-первых, что основной смысл этой категории обусловлен доминированием духовного над физическим, общественного над личным, рационального над чувственным, содержания над формой, общего над особенным и т.п. Проявляясь (объективируясь) в искусстве, возвышенное предопределяет собою стилевой тип художественного образа. Во-вторых, исследование координации и субординации, т.е. взаимосвязи эстетической категории возвышенного с категориями диалектической логики помогает уяснить конкретную специфику возвышенного и дает возможность связать их также с конкретными категориями теоретического музыкознания и показать проявление возвышенного в музыке.
Изучение возвышенного в этом аспекте открывает возможность более точно, логически строго и научно обоснованно описать диалектически противоречивую "вертикальную" и "горизонтальную" структуры музыкального образа и показать ее в категориальном состоянии возвышенного. Построенная нами теоретическая модель музыкального образа в состоянии возвышенного является действенной с точки зрения теории музыки и находит эмпирическое подтверждение в практике музыкального искусства.
Логическое, как очищенное от всего случайного историческое, есть его сущность и,как всякая сущность, представляется сухой и абстрактной. Однако, только благодаря этой сущности (теории) мы и способны объективно исследовать конкретный, живой, а подчас и случайный характер исторических явлений. Вследствие этого наша теоретическая модель может быть уподоблена своеобразной коорди
- 163 натной сетке, с помощью которой мы можем более объективно определять степень соответствия или несоответствия "живых" музыкальных образов эстетической категории возвышенного, что будет способствовать преодолению субъективизма и вкусовщины в их оценке. Предлагаемый подход к исследованию проявления возвышенного в музыке, с нашей точки зрения, даст толчок к решению проблемы проявления всех основных эстетических категорий в музыке и активизации исследований в этом направлении как в эстетике, так и в музыкознании.
Опираясь на такой подход, можно создать теоретические модели стилевых типов музыкальных образов, в основании которых лежат все основные эстетические категории. Проведенные в этом направлении исследования во всех основных видах искусства создадут условия для сближения эстетики и искусствознания. Характерно, что у нас понятие музыкальная эстетика зачастую трактуется как нечто сугубо специфическое, не имеющее единого основания, которое бы объединяло музыку со всеми видами искусства в целом. Успешное решение вышеописанных цроблем еще более сблизит музыкальную эстетику с общей марксистско-ленинской теоретической эстетикой.
Построение коммунистического общества на современном этапе требует не только создания соответствующей материально-технической базы, но и воспитания нового человека, основным качеством которого должна быть гражданственность. Поэтому возвышенное играет исключительно важную роль в процессе эстетического воспитания, так как в наибольшей степени отвечает ценностной ориентации советского общества.
Социалистический строй делает осуществление коллективных прав и обязанностей трудящихся ведущей пружиной общественного
- 164 прогресса. При этом вовсе не игнорируются интересы отдельного человека. Конституция предоставляет советскому гражданину широкие права и свободы и вместе с тем подчеркивает приоритет общественных интересов, служение которым и есть высшее проявление гражданственности"*. В этой связи результаты нашего исследования могут оказать большую помощь педагогам музыкальных школ, училищ, консерваторий. Как известно, цель обучения музыкантов заключается не только в том, чтобы развить и воспитать исполнительские навыки и дать им определенный объем знаний, но и в том, чтобы средствами изучаемого репертуара (музыкальными образами) целенаправленно формировать вкус, идеалы, социальные качества, которые, в свою очередь, будут способствовать развитию интеллекта, исполнительской культуры, осмысленному подходу к музыкальным явлениям, а через них и к жизни в целом. К сожалению, очень часто в педагогической практике репертуар подбирается стихийно, необдуманно, педагоги в этом случае не "ведут" ученика, а "идут" за учеником. Не отрицая важности подбора репертуара с учетом специфических качеств ученика, мы, тем не менее, считаем, что для эффективного воспитания возвышенных идеалов и вкусов необходимо очень корректно, без нажима, не подавляя специфических способностей учащихся, предлагать им образы, возвышенность которых несомненна. Для этого, с нашей точки зрения, необходимо, чтобы педагоги исходили не только из своей практики, но и теоретически осмысливали структуру возвышенного образа. Зная специфические качества учащегося, структуру воспринимающего аппарата его сознания, тип нервной системы, темперамент, запас и качество знаний и т.п., преподаватель сможет научно обоснованно, а не только Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист. Февраль 1983fJ£ 3,c.I9.
- 165 лишь эмпирически, подобрать соответствующий репертуар в аспекте возвышенного и сознательно формировать вкус и идеал ученика в нужном обществу направлении, а через них и социальность в самом широком смысле этого понятия.
Знание специфики возвышенных музыкальных образов помогает музыкантам-исполнителям найти стилистический ключ к их интерпретации и предостерегает, например, от слишком чувственного прочтения Бетховена и рационального Шумана, Дебюсси. Оценка, с точки зрения проявления возвышенного (и остальных эстетических категорий) музыкального наследства поможет решить спор о стилевой его интерпретации, а также дать эстетический анализ имеющихся в звукозаписи интерпретаций. Автор надеется, что его исследование поможет музыкальной критике и лицам, ответственным за выпуск музыкальной продукции в продажу и эфир, найти объективный критерий для оценки музыкальных образов в аспекте возвышенного. Решение проблемы проявления возвышенного в музыке, таким образом, будет способствовать развитию системы и теории эстетического воспитания, а через него гражданского, нравственного, т.е. социального. На современном уровне развития эстетики актуальна и проблема проявления всех основных категорий не только в музыкальном, но и во всех видах и жанрах искусства. Решение данной проблемы будет способствовать эффективному воспитанию средствами искусства положительных качеств личности, строителя коммунизма. Возвышенное как раз и отвечает общественной потребности воспитания идейности, мужества, стойкости, воли, патриотизма, гражданственности, высокой нравственности. Автор надеется, что его исследование внесет скромный вклад в это социально значимое и ответственное дело.
Список научной литературыПетухов, Владимир Михайлович, диссертация по теме "Эстетика"
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414-429.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219-368.
3. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с.115-128.
4. Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709-738.
5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т.4, с.419-459.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. /Составил Мих.Лифшиц. -М.: Искусство, 1957, т.1, 631 с.
8. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. /Составил Мих.Лифшиц. -М.: Искусство, 1957, т.2, 757 с.
9. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.7, с.343-347.
10. Ю. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343-626.
11. Ленин В.И. Попятное направление в русской социал-демократии. Полн.собр.соч., т.4, с.240-273.
12. Ленин В.И. Философские тетради: Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии". Полн.собр.соч., т.29,с.41-64.
13. Ленин В.И. Философские тетради: Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.
14. Ленин В.И. Философские тетради: К вопросу о диалектике. -Поли.собр.соч., т.29, с.316-322.
15. Ленин В.И. Философские тетради: Конспект книги Аристотеля "Метафизика". Полн.собр.соч., т.29, с.323-332.
16. Ленин В.И. К истории вопроса о диктатуре: Заметка. Полн. собр.соч., т.41, с.369-391.
17. Официально-документальные материалы
18. Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 года. М.: Политиздат, 1982. - 30 с.
19. Брежнев Л.И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. /23 февраля 1981 г. М.: Политиздат, 1981. - Шс,
20. Материалы совещаний, конференций и симпозиумов
21. Законы эстетики: Материалы межвузовской теоретической конференции (1-3 февр. 1972 г.). Горький, 1972. - 87 с.
22. Эстетические категории в литературоведческом и искусствоведческом анализе: Всесоюзная научная конференция: Тезисы докладов (октябрь 1978 г.). Днепропетровск: Днецропет- 168 ровский гос.университет, 1978. 225 с.1. Книги
23. Античная музыкальная эстетика. М.: Гос.музыкальное изд-во, I960. - 304 с.
24. Античные мыслители об искусстве. 2-е изд., доп. - М.: Искусство, 1938. - 243 с.
25. Аристотель. Поэтика, М.: Худож.лит., 1957, - 182 с.
26. Аристотель, Физика. Сочинения. В 4-х т. М.: Мысль, 1981, т.З. - 613 с.
27. Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М.: Наука, 1967. - 439 с.
28. Асафьев Б. Избр.труды. М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1952, т.1. - 400 с.
29. Асафьев Б. 0 музыке Чайковского. Л.: Музыка, Ленинград, отд-ние, 1972. - 376 с.
30. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. - 375 с.
31. Барулин B.C. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Политиздат, 1977. - 142 с.
32. Белевич А. Хатынь: боль и гнев. Минск: Беларусь, 1972. -96 с.
33. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти томах. Л.: Изд-во Акад.наук СССР, 1955, т.6. - 799 с.
34. Бёрк Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство,1979. - 237 с.
35. Блинова М, Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. - 142 с.- 169
36. Борев Ю.В. Основные эстетические категории. М.: Высшая школа, I960. - 446 с.
37. Борев Ю.В. Эстетика. 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. -270 с.
38. Борев Ю.В. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1971. -399 с.
39. Буало. Поэтическое искусство. М.: Госполитиздат. Ленинград, от д-ние, 1957. - 231 с.
40. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. - 125 с.
41. Буцкой А.К. Структура музыкального произведения. Л.-ДО.: Гос.муз.изд-во, Ленинград.отд-ние, 1948. - 257 с.
42. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. 2-3 века. М.: Наука, 1981. - 323 с.
43. Валериус С.С. Монументальная живопись. Современные проблемы. М.: Искусство, 1979. - 87 с.
44. Ванслов В.В. Проблема прекрасного. М.: Госполитиздат, 1957. - 263 с.
45. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство , 1956. - 370 с. с- ' Л. *2-е ^ / t гс <• : • ^ у.?
46. Великий образ. /Ред.коллегия: доктор филологических наук, профессор В.В.Новиков и др. М.: Искусство, 1970. - 343с.
47. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. -Л.: Госполитиздат, 1940. 620 с.
48. Воейкова И.Н. Монументальная живопись Советской России. -Л.: Художник РСФСР, 1975. 67 с.
49. Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1976. - 284 с.
50. Выготский Л.С. Психология искусства. 2-е изд., иецр. и- 170 доп. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
51. Гартман Н. Эстетика. М.: Иностранная литература, I960. -684 с.
52. Гегель Г.В. ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1968, т.1. - 212 с.
53. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1969, т.2. - 326 с.
54. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1971, т.З. - 621 с.
55. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т. М.: Искусство, 1973, т.4. - 676 с.
56. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2-х т* М.: Мысль, 1971, т.2. - 630 с.
57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: Наука логики.- М.: Мысль, 1974, т.1. 452 с.
58. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Иностранная литература, I960. - 684 с.
59. Гольдендрихт С.С. О црироде эстетического творчества. -Изд-е Московского ун-та, 1977. 247 с.
60. Горький М. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: Худож.лит., 1953, т.27. - 590 с.
61. Горанов К. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1962. - 272 с.
62. Данте Алигьери. О народной речи. Пг.: 26-я Гос.тип., 1922. - 72 с.
63. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976.- 191 с.
64. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. - 320 с.- 171
65. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Л.: Наука, 1979. - 492 с.
66. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. М.: Наука, 1971. -235 с.
67. Зейналова Г.Р. Воспитательная сущность героического в искусстве. Баку: Знание, 1981. - 50 с.
68. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. М.: Искусство, 1969. - 175 с.
69. Зись А. Конфронтации в эстетике. М.: Искусство, 1980. -238 с.
70. Золтан Дениш. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс,1977. - 370 с.
71. Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. М.: Искусство, 1982. - 367 с.
72. Илиади А. Природа художественного таланта. М.: Сов.писатель, 1965. - 535 с.
73. История античной диалектики. М.: Мысль, 1972. - 333 с.
74. Искусство и творческая деятельность. Киев: Наукова думка, 1979. - 311 с.
75. История марксистской диалектики. М.: Мысль, 1971. - 536с.
76. История диалектики: Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1988. - 366 с.
77. История философии в СССР: В 5-ти т. М.: Наука, 1971, т.4. - 829 с.
78. История эстетики: В 5-ти т. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962, т.1. - 682 с.
79. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1964, т.2. -835 с.- 172
80. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1967, т.З. -1006 с.
81. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1969, т.4: Первый полутом. - 783 с.
82. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1968, т.4: Второй полутом. - 585 с.
83. История эстетики: В 5-ти т. М.: Искусство, 1970, т.5. -856 с.
84. Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.
85. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 766 с.
86. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966, т.5. - 564 с.
87. Кант И. Соч.: В 6-ти т. М.: Мысль, 1964, т.2. - 510 с.
88. Караганов А.В. Не только отражает, но и творит. М.: Сов. писатель, 1981. - 304 с.
89. Конен В. Театр и симфония. 2-е изд. - М.: Музыка, 1975.375 с.
90. Красностанов Э.Г., Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.: Знание, 1976. - 62 с. "Эстетика", № 9.
91. Кремлев Ю. Прошлое и будущее романтизма. М.: Музыка, 1968. - 77 с.
92. Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1980, вып.2. -268с.
93. Критика и музыкознание: Сборник статей. Л.: Музыка,1975.- 278 с.
94. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Изд-во М. и С.Сабашниковых, 1920, ч.1. -170 с.
95. Крюковский Н. Логика красоты. Мн.: Наука и техника,1965.- 462 с.- 173
96. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории: Опыт систематизации. Мн.: Изд-во БГУ, 1974. - 286 с.
97. Крюковский Н.И. Кибернетика и законы красоты: Философский очерк. Ин.: Изд-во БГУ, 1977. - 254 с.
98. Крюковский Н.И. Человек прекрасный: Очерк теоретической эстетики человека. Мн.: Изд-во БГУ, 1983. - 303 с.
99. Яушнарев Х.С. О полифонии. М.: Музыка, 1971. - 136 с.
100. Бурт Э. Основы линеарного контрапункта. М.: Гос.муз.изд., 1931. - 304 с.
101. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л.: Наука, 1981. - 267 с.
102. Лавринюк Н.С. Героическое в искусстве социалистического реализма. М.: Знание, 1981. - 60 с. Сер. "Эстетика",№ II.
103. Ларош Г. Собрание музыкально-критических статей. М.: Изд-во Юргенсона, 1913, т.1. - 396 с.
104. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. -206 с.
105. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. /Под ред. Дмитриева А.С. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1980. -639 с.
106. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. / Под ред. Козловой Н.П. М.: Изд-во Москов.ун-та, 1980. -624 с.
107. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Наука, 1967. - 372 с.
108. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд. доп. - Л.: !Худож.лит., Ленингр.отд-ние, 1971. - 414 с.
109. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., дополн. - Л.: Наука, 1979. - 352 с.- 174
110. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика. М.: Музгиз, I960. - 304 с.
111. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий.- М.: Искусство, 1965. 374 с.
112. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: Искусство, 1976. 367 с.
113. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М.: Автор, тип. Иванова в Сергиеве, 1927. - 263 с.
114. Луначарский А.В. В мире музыки. М.: Сов.композитор,1971.- 540 с.
115. Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8-ми т. М.: Худож.лит., 1967, т.7. - 734 с.
116. Любимова Т.Е. Категория трагического в эстетике. М.: Знание, 1979. - 63 с. Сер. "Эстетика", В 2.
117. Мастера искусства об искусстве: В 7-ми т.: М.: Искусство, 1965, т.1. - 269 с.
118. Мазель Л. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. - 615 с.
119. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. М.: Сов.композитор, 1978. - с.350.
120. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Музыка, 1979. - 534 с.
121. Абдуллазаде Г.А. Процесс формирования субъективного и объективного момента музыкального творчества в эстетике Гегеля. Учен.зап.Азерб.ун-та: Сер.ист. и филос.наук, 1977,7, с.69-74.
122. Аксёнов В. Мемориальный комплекс "Хатынь". Строительство и архитектура Белоруссии, 1970, № I, с.46-48.
123. Андропов Ю. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, февраль, JS 3, с.9-23.
124. Андропов Ю.В. Речь на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 г. -Правда, 16 июня 1983 г.
125. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика. В кн.: Проблемы музыкального мышления. - М.: Музыка, 1974, с.90-128.
126. Астахов В.Г. Категория возвышенного в эстетике Г.В.Плеханова и Н.Г.Чернышевского. В кн.: Писатель и лит.процесс. /Отв.ред. В.Г.Астахов. - Душанбе. Издат. ТГУ, 1978, вып.5, с.108-134.
127. Балланш П.С. О чувстве. В кн.: Эстетика раннего французского романтизма. - М.: Искусство, 1982, с.33-70.
128. Беляева-Экземплярская С. Заметки о психологии восцриятия времени в музыке. В кн.: Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974, с.303-329.
129. Беспалов И. Проблемы литературной науки. В кн.: Литературоведение: Сборник статей. /Под редакцией Ф.Ф.Переверзева.- М.: Гос.Акад.худозк.наук, 1928, вып.1, с. 19-38.
130. Блинова М.П. Физиологические основы ладового чувства. В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. - М.: Музыка, 1962, вып.1, с.52-124.
131. Блудова В. Природа и структура художественного восприятия. В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977, вып.4, с.114-152.
132. Бобровский В. Методы анализа музыкальных произведений в свете ленинской теории познания. В кн.: Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1975, вып.З, с.3-9.
133. Борев Ю. Природа стиля и стилистический анализ. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.337-347.
134. Ванслов В.В. 0 содержании и форме в искусстве как отражении жизни. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.313-325.
135. Выжлецов Г.П. Системный подход и эстетика. Вестник Ле-нингр.ун-та, J& 17: Экономика, Философия, Право. 1980, вып.З, с.50-54.
136. Габриэлян Г.Г. Принципы построения марксистской логики. -В кн.: Проблемы диалектической логики. Алма-Ата. Изд-во "Наука" Каз.ССР, 1968, с.30-46.
137. Гордон В.М. Категория становления в марксистской диалектике. Философские науки, 1968, № 4, с.42-50.
138. Гулыга А.В. Опыт системного изложения эстетики. Воцросы философии, 1966, JS 10, с. 173-176.
139. Дремов А.К. Романтическая типизация. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.299-301.
140. Дубровский Д.И. Категория идеального в системе марксистского философского знания. Философские науки, 1983, JS I,с.135-143.
141. ЗКаринов В.М. 0 систематизации категорий эстетики. Фило- 183 софские науки, 1975, Лз 5, с.139-154.
142. Житомирский Д. О технике композиции в XX веке. Советская музыка, 1978, № II, c.III-122.
143. Иванова Л.Г. К воцросу об исследовании категории возвышенного. В кн.: Вопр.истории и теории эстетики: Сборник статей. /Ред.коллегия: доц. М.Н.Афанасьев (отв.ред.) и др.- М., Изд.Моск.ун-та, 1974, вып.8, с.22-32.
144. Кипиани Н.В. К проблеме эстетико-психологического исследования творчества. Изв. АН ГССР: Сер.философии и психологии, 1980, jfc 3, с.26-36.
145. Козак А.И. О специфике драматического конфликта. Вестн. Моск.ун-та, сер.7: Философия, 1981, № 3, с.41-47.
146. Кривцун О.А. Прекрасное в искусстве и проблема художественности: методол.аспект. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. - М.: Изд-во МГУ, 1980, с.4-12.
147. Кушнарев X. К проблеме анализа музыкального произведения.- Советская музыка, 1934, J5 6, с.24-28.
148. Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера. В кн.: Рихард Вагнер. Избранные работы. -М.: Искусство, 1978, с.7-48.
149. Лосев А.Ф. Две необходимые предпосылки построения истории эстетики до возникновения эстетики в качестве самостоятельной дисциплины. В кн.: Эстетика и жизнь. - М.: Искусство, 1979, вып.6, с.221-238.
150. Лутошкин Г. Героическое в жизни и в искусстве. Театр, 1980, Ifc I, с.4-11.
151. Маншенкова Л.П. Категория возвышенного в трактате Псевдо-Лонгина: 0 древнем памятнике по эстетике "0 возвышенном".- 184
152. В кн.: Природа искусства и теория эстетического воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1980, с.131-136.
153. Махмудов Т. НТР и вопросы эстетического анализа искусства.- Творчество, 1980, й II, с.13.
154. Малышев И. К определению понятия "музыкальное произведение". В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1973, вып.З, с.142-163.
155. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект.- Советская музыка, 1979, № 3, с.30-39.
156. Медушевский В.Как устроены художественные средства музыки? В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977, вып.4, с.79-113.
157. Мерзляков А.Ф. Теория изящных наук. 0 высоком. В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. - М.: Искусство, 1974, т.1, с.121-123.
158. Михайлов М. Музыкальный стиль в аспекте взаимоотношения содержания и формы. В кн.: Критика и музыкознание. - Л.: Музыка, 1975, с.51-75.
159. Муриан В.М. О принципе анализа эстетических категорий. -В кн.: Некоторые проблемы методологии научного исследования: Труды Моск.ин-та инженеров ж-д транспорта. М.: Международные отношения, 1968, вып.262, ч.2, с.191-202.
160. Нахов И.М. Выдающийся памятник античной эстетики: Трактат "0 возвышенном". В кн.: Из истории эстетической мысли древности и средневековья. - М.: Изд-во Акад.наук СССР, 1961, с.139-182.
161. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки. В кн.: Музыкальное искусство и наука. - М.: Музыка, 1973, вып.2, с.59-98.- 185
162. Овсянников М.Ф. Гегелевская эстетика и современность. В кн.: Философия Гегеля и современность. - М.: Мысль, 1973, с.321-326.
163. Прокофьев В.Н. Федор Иванович Шмит (I877-I94I) и его теория прогрессивного циклического развития искусства. В кн.: Советское искусствознание. -М.: Сов.художник, 1981, вып.2, с.252-285.
164. Родионова Т. Внутренняя организация трагедийного произведения. В кн.: Эстетические очерки. - М.: Музыка, 1977, вып.4, с.191-202.
165. Савостьянов Е.И. Теория отражения и художественное творчество. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. - М.: Прогресс, 1980, с.159-167.
166. Середа В. Основные компоненты музыкальной системы. В кн.: Вопросы теории музыки. - М.: Музыка, 1975, вып.З, с.10-40.
167. Скатерщиков В.К. К разработке проблемы эстетических категорий. Философские науки, 1974, № 3, с.51-58.
168. Сохор А. О природе и выразительных возможностях диатоники.- В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. М.: Музыка, 1965, вып.4, с.160-198.
169. Столович Л.Н. Красота как ценность и ценность красоты. -Труды по философии Тарт. ун-та. Тарту, 1968, вып.212, т.XI, с.170-183.
170. Суслов А.К. Природа идеала и объективные критерии эстетической оценки. Изд. АН МССР. Сер.обществ.наук, 1980, № 3, с.51-62.
171. Турбин В. Что же такое стиль художественного произведения?- Вопросы литературы, 1959, 10, с.117-134.
172. Холопова В.Н. Формообразующая роль ритма в музыкальном- 186 произведении. В кн.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. - Л.: Наука, 1974, с.229-237.
173. Чернова И. К проблеме героического в музыке. В кн.: Музыка в социалистическом обществе. - Л.: Музыка, 1977, вып.З. - с.115-127.
174. Юкнявичюс С.К. Некоторые методологические проблемы построения эстетических тезаурусов. Вестн.Моск.ун-та. Сер.7: Философия, 1981, $ 4, с.64-73.
175. Яковлев Е.Г. О критериях источника историко-эстетического исследования. В кн.: Эстетика и жизнь. - М.: Искусство, 1979, вып.6, с.210-220.
176. Яковлев Е.Г. О систематизации основных эстетических категорий. Философские науки, 1977, № 4, с.96-106.
177. Ямпольский И.М. Динамика. Музыкальная энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1974, т.2, с.247-248.
178. Ястребова Н.А. Категории эстетики в их отношении к идеалу. Вопросы литературы, 1964, № II, с.127-141.1. Авторефераты
179. Горюхина Н.А. Музыкальная форма и стиль: Автореф.дис.докт. искусствовед.наук. М., 1974. - 62 с.
180. Рубцов А.В. Упорядоченность художественного произведения как предмет эстетического анализа: Автореф.дис.канд.филос. наук. М.: 1981. - 17 с.