автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.10
диссертация на тему:
Врачевание во Вьетнаме: традиции и современность

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Калмыкова, Ольга Львовна
  • Ученая cтепень: кандидата медицинских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.10
Автореферат по истории на тему 'Врачевание во Вьетнаме: традиции и современность'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Врачевание во Вьетнаме: традиции и современность"

Гсудг^тйЬ!.

дкссгртлц:-

я ч

Научно-исследовательский центр "Медицинский музей" Российской Академии медицинских наук

На правах рукописи УДК: 61(091)(597)

КАЛМЫКОВА Ольга Львовна

ВРАЧЕВАНИЕ ВО ВЬЕТНАМЕ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

07.00.10 - история науки и техники (медицинские науки) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Москва-1993

Работа выполнена в Российском университете дружбы народов Комитета по высшей школе Российской Федерации.

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Т.С.Сорокина. Научный консультант: доцент, кандидат экономических наук Б.Ш.Нувахов.

Официальные оппоненты:

академик АМН, доктор медицинских наук, профессор Ю.ПЛисицын, кандидат исторических наук Д.В.Деопик.

Ведущее учреждение - Академия медицины имени И.М.Сеченова, г. Москва.

Защита состоится № он. 1993 г. в часов на заседании Специализированного совета Д 001.42.01 при Научно-исследовательском центре "Медицинский музеи" (129010, Москва, Сухаревская пл., 3, корп. 1)

С диссертацией можно ознакомиться в Библиотеке Научно-исследовательского центра "Медицинский музей" (Москва, Сухаревская пл., 3, корп 1). Автореферат разослан у^. 03.1993 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат медицинских наук

ЮА.Шилинис

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ избранной темы определяется: растущим интересом ученых и специалистов во всем миректрадиционным (исторически сложившимся, имеющим многовековые или даже тысячелетние традиции) методам лечения и профилактики болезней в свете решения экологических проблем человечества; ролью и местом традиционных систем медицины во многих странах мира; распространением медицинских учреждений, использующих средства и методы вьетнамской медицины в нашей стране; отсутствием в последнее время соответствующих исследований как в нашей стране, так и за рубежом.

В мире не много литературы по истории традиционной вьетнамской медицины. Единственной работой, посвященной этому вопросу, в нашей стране до настоящего времени являлась обзорная статья, опубликованная в сборнике материалов СевероКавказского научного совещания по проблемам медицинской географии, прошедшего Нальчике в 1970 г. Наиболее полно вопросы истории традиционной медицины освещены в работах вьетнамских историков медицины. Однако данные, представленные вьетнамскими специалистами, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к научной информации европейскими учеными. Исследователи других стран в последние десятилетия историей медицины Вьетнама не занимались. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость восполнения пробелов, возникших в отечественной историко-медицинской литературе.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - создание целостной картины развития традиционной медицины во Вьетнаме, разработка периодизации и хронологии истории вьетнамского врачевания.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- анализ и систематизация литературы и источников, содержащих сведения по истории традиционной вьетнамской медицины (на вьетнамском, русском, английском, французском и немецком языках);

- исследование процессов становления и развития представлений вьетнамских врачевателей о мире, месте человека в нем, здоровье и болезни с целью определить место медицины в традиционном социо-культурном комплексе Вьетнама;

- анализ становления и развития врачевания и традиционной медицины в дореволюционном Вьетнаме (от первобытности до 40-х годов XX века) и разработка периодизации и хронологии истории традиционной медицины во Вьетнаме;

-составление словаря основных терминов по традиционной медицине и кагатога трудов врачевателей Вьетнама для облегчения дальнейших исследований специачн-стов-востоковедов и медиков, изучающих средства и методы традиционных систем медицины;

- на основании анализа научных данных, полученных современными специалистами по вьетнамской традиционной медицине, трехлетней работы автора в Ханойском институте иглоукалывания определить место традиционной медицины в

системе здравоохранения Социалистической Республики Вьетнам, обобщить опыт использования традиционных средств и методов врачевания.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ охватывают исторические периоды от первобытности (III тысячелетие до н.э.) до 80-х годов XX столетия.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования явились исторический и логический методы. Использовались приемы исследования: историко-сравни-тельный, историко-типологический, историко-системный, текстологический.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования

Работа представляет собой первое в отечественной историко-медицинской литературе диссертационное исследование по истории традиционной вьетнамской медицины.

Разработана авторская периодизация развития традиционной медицины во Вьетнаме в соответствии с современными представлениями историков-становедов.

В отечественную историко-медицинскую и историческую литературу введены:

- сведения о 500 трактатах по традиционной медицине Вьетнама (до настоящего исследования отечественным ученым были известны лишь 10 из них);

- каталог трудов вьетнамских врачевателей.

Составлен словарь основных терминов по традиционной медицине, которые не включены в имеющиеся вьетнамско-русские словари.

В результате впервые проведенного сравнительного анализа трактатов, подписанных вьетнамским врачевателем Туэ Тинем, с произведениями, дата создания которых точно установлена, сделан вывод о том, что труды Туэ Тиня являются древнейшими из дошедших до наших дней медицинских сочинений Вьетнама и относятся к XIV в. Тем самым внесен вклад в продолжительную дискуссию по этому вопросу.

На русский язык переведены отрывки из основных ранее не переводившихся кпассических трактатов вьетнамских врачевателей: "Чудодейственные лекарства страны Юга" (вьет. "Nam duoc than hieu"), "Трактат ХонгНгиа о медицине" (вьет. "Hong nghia giac tu y thu") Туэ Тиня (XIV в.); "Сказание о чудодейственном методе иглоукалывание-прижигание" (вьет. "Cham cuu tiep hieu dien ca") Нгуен Дай Нанга (XV в.); "Энциклопедия медицины" (вьет. "Hai thuong у tong tarn linh") Хай Тхыонг Лан Онга (XVin в.).

Впервые в отечественной историко-медицинской литературе проведен анализ научных данных о процессе формирования представлений вьетнамских врачевателей о мире и месте человека в нем, о здоровье и болезни, о методах диагностики и лечения в контексте развития традиционного социо-культурного комплекса Вьетнама. Приведены доказательства гипотезы возникновения этих представлений не на основе буддизма или даосизма, как считалось до настоящего времени, а на почве универсизма - системы взглядов, хронологически предшествовавшей появлению философско-религиозных систем.

Таким образом, проведенное диссертационное исследование восполняет пробел в области изучения истории медицины народов мира; является ценным материалом для историков вьетнамской культуры; способствует более глубокому Пониманию теоретических положений, лежащих в основе традиционной вьетнамской медицины,

отечественными медиками, которые используют средства и методы этой медицины в своей практической деятельности.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕЗНАЧЕНИЕ работы имеет научно-теоретические и практические аспекты.

Материалы исследования (данные, полученные при переводе классических вьетнамских трактатов и при изучении современного состояния традиционной медицины во Вьетнаме) используются в лечебной работе рефлексогерапевтическогс кабинета физиотерапевтического отделения Медсанчасти N1 Завода им. Лихачева, а также могут быть применены в работе других организаций, использующих средства и методы традиционных систем медицины Китая и Вьетнама в клинической практике.

По материалам диссертации опубликованы 4 статьи. В том числе три публикации в центральных органах печати.

По материалам исследования в Институте стран Азии и Африки при МГУ подготовлен специальный курс лекций для студентов, ¿спирантов и сотрудников историко-филологического факультета.

Разработанный словарь основных терминов по традиционной медицине Вьетнама может использоваться при переводе практических руководств по иглоукалыванию-прижиганию и другим лечебным и профилактическим методам вьетнамской медицины.

Данные, полученные в результате проведенного исследования, используются в процессе преподавания истории медицины студентам медицинской) факультета Российского университета дружбы народов.

Составленный каталог трудов выдающихся вьетнамских врачевателей может найти применение при создании научных трудов по истории науки и техники Вьетнама.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, выносимые на защиту

1. Дать правильную оценку роли и места традиционной вьетнамской медицины представляется невозможным без проведения историко-системного и историко-ти-пологического анализа процессов возникновения и развития представлений, лежащих в основе этой области знания. Медицина является неотъемлемой составляющей социо-культурного комплекса Вьетнама и может изучаться лишь в контексте развития традиционной культуры этой страны.

2. Вьетнамское врачевание нельзя рассматривать только как продукт механического перенесения на вьетнамскую почву китайской медицинской теории и практики. Вместе с тем, необходимо учитывать, что теоретические положения китайской медицины, некоторые ее приемы и методы стали известны предкам вьетнамцев уже в начале новой эры. Последующее влияние китайской медицины не было исторически равномерным различным образом проявляло себя и воспринималось во Вьетнаме.

Культурное влияние других регионов - Индии, Тибета, Японии и других - было незначительным и лишь опосредованным, через Китай.

3. Анализ трактатов вьетнамских врачевателей различных веков позволяет сделать вывод, что в каждый исторический период традиционная вьетнамская меди-

цина обладала своими характерными особенностями, однако неизменными вплоть до наших дней являются черты, которые разделены в исследовании на три группы:

- связанные с уникальными природно-климатическими условиями Вьетнама (специфические заболевания и лекарственные средства, которых нет в другом регионе);

- обусловленные особенностями исторического развития страны (например, значительное влияние буддийских монахов на развитие врачевания и медицины);

- связанные с социально-психологическим аспектом истории Вьетнама (многовековая борьба за независимость обусловила подчеркнутую патриотичность даже медицинских сочинений).

4. В наши дни традиционная медицина играет существенную роль в системе служб здравоохранения Социалистической Республики Вьетнам, о чем свидетельствуют научные данные, характеризующие развитие медицинских знаний в этой стране на современном этапе, и опыт трех лет (1984-1987 гг.) работы автора в Ханойском институте иглоукалывания.

МАТЕРИАЛЫ ДИССЕРТАЦИИ ДОЛОЖЕНЫ И ОБСУЖДЕНЫ на:

- заседании Московского научного общества историков медицины (июнь 1991 г.);

- совместном научном заседании курса истории медицины и кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения медицинского факультета Российского уннверситетадружбы народов и кафедры филологии стран ЮВД, Китая, Кореи и Монголии Института стран Азии и Африки при МГУ (июль 1992 г.);

- II Международной конференции "Традиционная культура стран Индокитая" (Москва, октябрь 1992 г.).

ОБЬЕМ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация представлена на стр. машинописи и состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов, списка литературы и источников, приложений. Работа содержит 150 стр.текста, 16 иллюстраций и схем, 3 таблиц и 30 стр. приложений. Список литературы и источников включает 239 названий, из них: 20 источников, в том числе 16 на вьетнамском языке; 97 работ на иностранных языках (вьетнамском, французском, английском, немецком), 112 - на русском. В приложении приведены: документы, подтверждающие внедрение результатов исследования в практику, карта, словарь основных терминов, каталог выдающихся медицинских сочинений вьетнамских авторов XIV-XIX вв., отрывки из классических трактатов вьетнамских врачевателей в переводе автора.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его хронологические рамки, изложены научная новизна и научно-практическое значение исследования, основные положения, выносимые на защиту.

В главе 1 "Обзор литературы и источников" даны: критический анализ историко-медицинских работ ученых различных стран по теме исследования; обзор специальных публикаций по истории Вьетнама, археологии, этнографии, литературоведческих и искусствоведческих работ, в которых освещены отдельные вопросы развития врачевания в этой стране; характеристика письменных и вещественных источников исследования.

В главе 2 "Врачевание как часть традиционного социо-культурного комплекса Вьетнама" проведен анализ процессов возникновения и развития представлений, лежащих в основе традиционной вьетнамской медицины. В разделе раскрывается

содержание основных представлений врачевателей, традиционных методов диагностики и лечения.

Теория вьетнамской медицины базируется на воззрениях, лежащих в основе универсализма - системы традиционных взглядов о единстве Неба, Земли и Человека, подчиняющихся в своем развитии общим закономерностям. Законы эти - взаимодействие АМ-ЗЫОНГ, КХИ и пяти первоэлементов (табл. 1,2).

Вьетнамские врачеватели определяли здоровье как равновесие КХИ АМ-ЗЫОНГ в организме. Если это равновесие нарушается, приходит в противоречие с АМ-ЗЫОНГ окружающей природы, то наступает заболевание.

Во вьетнамской традиционной медицине использовались 4 основных метода диагностики: 1) осмотр; 2) определение звуков и запахов организма; 3) опрос; 4) пальпация и пульсовая диагностика. В трактатах Хай Тхыоиг Лан Онга описаны 28 видов пульса, однако на практике большинство из них встречается редко. Восемь основных видов пулься он делил на четыре парные группы: 1) частый - редкий; 2) поверхностный - глубокий; 3) гладкий - шероховатый; 4) мягкий маленький - большой твердый.

В исследовании описаны принципиальные основы, на которых базируются методы иглоукалывания, прижигания и поколачивания игольчатым молоточком, согласно представлениям, изложенным в каноническом трактате по иг лоукалыванию Нгуен Дай Нанга "Сказание о быстродействующем методе иглоукалывание-прижигание".

Лекарственная терапия, основанная на использовании средств растительного, животного и минерального происхождения, является древним и широко распространенным методом лечения в традиционной вьетнамской медицине. Представления вьетнамских врачевателей о принципах подбора лекарства и его воздействии на организм опирались на лежащие в основе универсизма законы взаимодействия АМ-ЗЫОНГ и пяти первоэлементов.

В главе рассмотрены также другие методы лечения и профилактики заболеваний, которые используются в традиционной вьетнамской медицине: массаж, лечебная гимнастика, диетика - базирующиеся на традиционных представлениях о мире и человеке (табл. 1,2).

Таблица 1.

ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ МАКРОКОСМОСА

Дерево Огонь Земля (почва) Металл Вода

планета Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий

цвет зеленый красный желтый белый черный

время суток утро полдень полночь вечер ночь

время года весна лето вторая половина осени первая половина осени зима

часть света восток юг центр запад север

атмосферное явление дождь тепло ветер ясность холод

растение пшеница фасоль просо конопля сорго

вид живых существ чешуйчатые в оперении без шерсти с шерстью панцирные

домаш нее животное овца курица буйвол собака свинья

Таблица 2.

ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ МИКРОКОСМОСА (ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА)

Дерево Огонь Земля (почва) Металл Вода

вкус кислый горький сладкий острый соленый

цвет зеленый красный желтый белый черный

чувство обоняние зрение осязание вкус слух

звук крик разговор пение плач стон

жидкость слезы пот слюна носовые выделения моча

духовное начало душа жизненная сила ум сознание воля

часть тела глаза язык рот нос уши

вид пульса напряженный большой отсроченный поверхностный глубокий

патологический синдром инсульт простуда, обморок, головокружение боль, зуд, фурункулез, экзема нарушения связочного аппарата и суставов, отечность, водянка нарушения дыхания, атрофия парезы, паралич судорога

"плотные органы" "ам" печень сердце селезенка, поджелудочная железа легкие почки

"полые органы" "зыонг" желчный пузырь тонкий кишечник желудок толстый кишечник мочевой пузырь

Дерево Огонь Земля (почва) Металл Вода

функции "ам" накопление крови кровообра щение движение и питание дыхание половая функция

функции "зыонг" ** управление разделение пищеварение выделение пищевых остатков выделение мочи

меридианы "ам" затухающий "ам" ног малый "ам" рук большой "ам" ног большой "ам" рук малый "ам" ног

меридианы "зыонг" *** малый "зыонг" ног большой "зыонг" рук светлый "зыонг" ног светлый "зыонг" рук большой "зыонг" ног

Примечания: */ - к "плотным органам " ("зыонг") принадлежит также тройной обогреватель, осуществляющий связь между макро- и микрокосмосом и не относящийся ни к одному первоэлементу.

**/ - К функциям "зыонг" принадлежат также движение "кхи", очищение жидкостей, связывающие макро- и микрокосмос и не относящиеся ни к одному первоэлементу.

** */" К меридианам "зыонг" принадлежит также малый "зыонг" рук, связывающий макро- и микрокосмос и не относящийся ни к одному первоэлементу.

В гла в е 3 "Традиционная медицина в дореволюционном Вьетнаме" обобщены данные по истории формирования и развития вьетнамского врачевания и медицины в соответствии с историческими периодами:

1. Период первобытной истории (ок. 3000 лет до н.э. - середина I тысячелетия до

н.э.).

На основании изучения устных легенд и преданий, записанных позднее вьетнамскими историографами, письменных свидетельств китайских историков, найденных археологами бронзовых предметов, делается вывод об уровне врачевания в период первобытной истории.

В период первобытности предки вьетнамцев накапливали знания о полезных и вредных свойствах веществ растительного, животного и минерального происхождения.

На основе тотемизма, анимизма, культов размножения и плодородия, культа предков, магии и гадательной практики к середине [тысячелетия до н.э. складывается геомантия - учение о благоприятном и злом "дыхании" той или иной мест ности. Это учение лежало в основе представления предков вьетнамцев о мире, месте человека в нем, здоровье и болезни.

В период поздней первобытности врачеванием занимачись геоманты и знахари.

2. Период "северной зависимости" (II в. до н.э.).

На основании изучения произведений вьетнамского историка Х\'Ш иска Ле Куц Дона, написанных им на основе исторических сочинений китайских авторов и устных преданий и легенд вьетнамского народа, представлена картина состояния врачевания рассматриваемого периода.

Во вьетнамском врачевании во время "северной зависимости" можно выделить два основных направления: а) китайская медицинская традиция, привнесенная переселенцами из Китая; б) народное эмпирическое врачевание ньстамскмх

ч

геомантов и знахарей. Каждое направление базировалось на собственных представлениях о мире, человеке, здоровье и болезни, использовало присущие ему средства и методы, занималось лечебной практикой в определенных слоях общества.

В арсенале вьетнамских врачевателей-эмпириков было несколько сот лекарственных растений (алоэ, корица, сандал, иньям и тд.), веществ минерального (черный гагат, жемчуг) и животного происхождения (морские черепахи, бивни слонов и носорогов, перья зимородков).

3. Период строительства независимого централизованного государства (IX-нач.ХУ вв.).

Этот исторический период разделен в исследовании на два временных отрезка, которые, в свою очередь, подразделяются по периодам правления соответствующих династий.

а) Окончание "северной зависимости" - образование самостоятельного государства (1Х-нач.Х1 вв.)

Выводы о состоянии вьетнамского врачевания в этот период сделаны на основании изучения произведений историка Ле Куи Дона.

В высших слоях общества врачебной практикой по-прежнему занимались китайские врачеватели, хотя их авторитет, ввиду общей ситуации в стране, снижался Население пользовалось услугами знахарей, геомантов. Имеются данные с врачевателях-монахах при буддийских храмах, к которым обращались и бедняки, и высокопоставленные особы из местного населения.

б) Подьем государственности и культуры (Х1-нач.ХУ вв.).

- Правление династии поздних Ли (1009-1225)

Выводы о состоянии медицинских знаний рассматриваемого периода сделань на основании изучения исторических произведений: "Краткая история Вьета" (ок. XII в.), "Записи истории Великого Вьета, полное описание" (Нго Ши Лиен, 1479 г.).

При дворе была организована Королевская медицинская служба, в обязанности которой входило следить за состоянием здоровья семьи вуа и высокопоставленны? чиновников. Большое значение приобрела лечебная деятельность монахов при будди неких пагодах, где велось также обучение врачеванию и другим наукам. Параллельнс существовали традиционные школы домашнего ученичества.

- Правление династии Чан (1225-1400 г.)

Именно к этому периоду относится в исследовании написанж основополагающих сочинений вьетнамского врачевателя Нгуен Ба Тиня (Туэ Тиня 1330-?): "Трактат Хонг Нгиа о медицине" и "Чудодейственные лекарства Юга", н; основании изучения которых дается анализ состояния медицинских знаний топ времени. Дополнительные данные получены при изучении указанных выше истори ческих произведений; новелл сына будущего императораХо Куи Ли - Хо Нгуен Чынп "Ласковый врачеватель" и "Излечение во сне";

составленного в 1466 г. по черновым записям писателя и историка Тю Ван Ан; (ТьсуАна, Линь Чиета-13297-1370),

занимавшегося врачеванием, трактата "Основы медицины".

На основании изучения данных вьетнамских историков и сравнительного анали за трактатов, приписываемых перу Туэ Тиня, с сочинениями, авторство и врем: написания которых точно установлены, в исследовании сделан вывод, что произвел ения Т^э Тиня являются древнейшими из дошедших до наших дней сочинениями п< вьетнамской медицине, то есть правомочноих отнести к XIV веку.

Впервые во Вьетнаме Туэ Тинь внес в медицинский трактат средства народной врачевания, до него не известные "дипломированным" врачевателям. Всего он описа

4000 лекарственных средства против 184 заболеваний (орешки лотоса, пчелиный мед, виноградный уксус и др.)

Туэ Тинь советовал выращивать лекарственные растения и использовать средства местного происхождения в лечебной практике.

Таким образом, произведениями ТуэТиня были заложены основы традиционной вьетнамской медицины, сочетавшей в себе некоторые основные представления китайских врачевателей о мире, человеке, здоровье и болезни с богатым опытом эмпирического народного врачевания Вьетнама.

Этические принципы вьетнамских врачевателей отражены в новелле Хо Нгуен Чынга "Ласковый врачеватель". В трактате "Основы медицины", составленном по черновикам Тю Ван Ана, описаны меры борьбы с эпидемическими заболеваниями и их осложнениями.

- Правление династии Хо (1400-1406)

Данные об уровне медицинских знаний рассматриваемого периода получены при изучении вышеописанных произведений вьетнамских историков и трактата "Сказание о быстродействующем методе иглоукалывание-прижигание" вьетнамского врачевателя Нгуен Дай Нанга (1406 г.).

Нгуен Дай Нанг описал акупунктурные меридианы и канаты тела человека в ином, более архаичном порядке, чем это было принято в китайских трактатах того времени. Приведены также некоторые акупунктурные точки, которых нет в современных ему китайских медицинских сочинениях.

В 1403 г. было учреждено Ведомство медицинскою надзора, в обязанности которого входили организация строительства лечебниц для простолюдинов и распространение лекарственных средств среди населения в период эпидемий.

в) Агрессия китайской династии Мин (1407-1427).

В это время были безвозвратно утеряны многие сочинения вьетнамских врачевателей предшествовавших эпох, каки другие памятники культуры этой страны. Врачеватели заучивали книги наизусть и передавали свои знания ученикам. Таким образом произошли искаженияоригинальныхпронзведений,затрудняющие изучение традиционной вьетнамской медицины в наши дни.

4. Период формирования развитого централизованного государства (1428-1802).

а) Завоевание независимости и восстановления централизованного государства при поздних Ле (1428-сер.ХУИ в.).

Представления о состоянии медицинских знаний рассматриваемого периода получены на основании изучения произведений вьетнамского историка XVIII в. Ле Куи Дона; вьетнамского законодательства - кодекса "Хонг-дык"; ряда медицинских сочинений: Нгуен Чыка "Методы лечения детских болезней", Фан Фу Тиена "О растениях" (XV в.), Дао КонгЧиня "О продлении жизни" (XVII в.) и других произведений.

В кодексе "Хонг-дык" (1483 г.) законодательно закреплялся статус и обязанности врачевателя, регламентировались проведение гигиенических и профилактических мероприятий и меры борьбы с эпидемиями. При Королевском институте медицины, занимавшемся охраной здоровья вуа, его семьи и придворных, открылся факультет, готовивший специалистов для работы на местах. Сдавались государственные экзамены по четырем врачебным специальностям. Ученые королевского института медицины занимались розыском и восстановлением медицинских трактатов

предыдущих эпох.Таким образом, этот период был временем расцвета национальной медицины в составе государственной службы охраны здоровья.

б) Войны между княжескими родами Маков, Нгуенов и Чиней, (сер. XVII -конец XVIII вв.).

Сделать заключение об уровне развития традиционной вьетнамской медицины рассматриваемого периода можно, прежде всего, на основании изучения 28 трактатов врачевателя Jle Хыу Чака (Хай Тхыонг Лан Онга), объединенных в так называемую "Энциклопедию медицины"; а также его литерагурно-нсторического сочинения "Путешествие в столицу".

В трактатах Лан Онга подробно рассмотрены вопросы развития заболеваний, методы лечения и профилактики, этика врачевателя. До настоящего времени произведения Лан Онга являются настольной книгой вьетнамских врачей.

в) Восстание и правление Тейшонов (1788-1802 гг.).

Основное внимание в медицинских трактатах периода Тейшонов уделялось разработке вопросов практического врачевания, в основном, проблеме борьбы с эпидемиями и их осложнениями с помощью лекарственных средсгв и иглоукалывания.

5. Период колонизации Вьетнама (1802-1945 гг.).

а) Начало колонизации Вьетнама Французами (1802-1858 гг.).

Данные о состоянии традиционной вьетнамской медицины рассматриваемого периода получены в процессе изучения исторических произведений: погодной хроники династии Нгуенов "Действительные записи о Великом юге", работ европейских ученых и миссионеров Л.Кадьера (Cadiere, L.), МДюрана (Durand, M.), П.Юара (Huard, Р) и других авторов; медицинских сочинений вьетнамских врачевателей: Нгуен Куанг Лыонга "О лекарствах Юга", Ле Дык Хюэ "Собрание южных чудес" и других.

Период правления Нгуенов характеризовался нарастающим кризисом традиционной медицины, который выражался, во- первых, в падении престижа врачевателя и появлении большого числа невежд и шарлатанов; во-вторых, в отсутствии собственных оригинальных сочинений вьетнамских авторов, большая часть произведений представляла собой перевод или пересказ китайских трактатов.

б) Установление французского господства во Вьетнаме (1858-1929 гг.).

Данные о состоянии традиционной вьетнамской медицины рассматриваемого

периода получены на основании изучения работ французских ученых и общественных деятелей: Ж.Масперо (Maspero,G.), А-Готье (Gautier, А.Н.) и других авторов; медицинских сочинений вьетнамских врачевателей: Во Доанг Нги "Исследования южных лекарств", До Тхе Хо "О четырех добродетелях" и наиболее выдающегося произведения этого периода - трактата врачевателя, общественного деятеля и поэта Нгуен Динь Тьеу - "Беседа рыбаря и дровосека о медицине".

В среде вьетнамских врачевателей формируются два взгляда на развитие национальной медицины. Первый - "проевропейский", его сторонники призывали к и-зученню европейских наук, считая традиционную медицину шарлатанством и суеверием. Таким врачом был, например, получивший европейское образование доктор Нгуен Ван Хыонг. Другая группа, типичным представителем которой был Нгуен Динь Тьеу, стремилась возродить традиционную вьетнамскую медицину.

в) Мировой экономический кризис и начало оккупации Вьетнама японцами (1929-1940 гг.).

Следует отметить подъем в это время интереса к национальной медицине со стороны ученых, получивших европейское образование, что связано, вероятно, с общим разочарованием в возможностях европейской науки в период мирового

экономического кризиса. Европейцы, со своей стороны, начинают изучать традиционную вьетнамскую медицину. Однако развитие национальной медицины тормозилось запретительной политикой французской администрации.

г) Завоевание национальной независимости. Образование Демократической Республики Вьетнам (1940-1945 гг.).

За период колониального господства вьетнамская интеллигенция получила доступ к европейскому образованию, таким образом, появились предпосылки для нового витка развития традиционной вьетнамской медицины на базе современных научных представлений. Но условия для успешной реализации этих возможностей сложились лишь после завоевания независимости и воссоединения страны.

В главе 4 "Традиционная медицина во Вьетнаме после 1945 г. и на современном этапе" на основании изучения работ современных специалистов в области вьетнамской медицины и опыта работы автора в Ханойском институте иглоукалывания в течение трех лет (1984-1987 гг.) проведен анализ развития традиционной медицины во Вьетнаме после революции 1945 г. (1945-в0-е годы).

Во время первой и второй войн Сопротивления (1945-1554 гг. и 1956-1975 гг.) традиционная медицина в условиях почти полного отсутствия кадров дипломированных врачей и современных медикаментов, взяла на себя ответственность за охрану здоровья населения и армии. В то же время, медики, получившие европейское образование, убедились в ценности народного опыта и поставили первоочередной задачей здравоохранения республики соединение традиционной и современной медицины в рамках единой государственной службы здравоохранения республики.

Однако благоприятные условия для решения поставленной задачи гибкого и-спользовання богатого опыта врачевателей традиционной медицины на основе достижений современной науки появились лишь после воссоединения страны (1976 г.) в период мирного развития. Несмотря на экономические трудности, традиционная вьетнамская медицина ныне находится на новом витке развития.

Существенных результатов добились вьетнамские врачи в деле изучения приемов и методов традиционной медицины, применяемых в клинической практике. С помощью современных научных методик исследуются диагностические приемы: пульсовая диагностика, диагностика по языку и коже пальцев рук. Широкое применение лечебные методы традиционной медицины находят в областях: 1) в борьбе с распространением инфекционных заболеваний; 2) в деле охраны здоровья матери и ребенка; 3) в хирургии и анестезиологии; 4) при производстве препаратов на основе рецептов традиционной медицины; 5) при разработке новых методов лечения, сочетающих традиционную и современную медицину.

Руководство учреждениями традиционной медицины осуществляется Отделом традиционной медицины и Комитетом по объединению традиционного врачевания и современной медицины при министерстве здравоохранения. Деревенские лекари объединены в Ассоциацию традиционной медицины. Сотрудники четырех специализированных научно-исследовательских институтов, готовят квалифицированные кадры, участвуют в поиске и обработке трактатов по национальному врачеванию. Успешно работают более двух десятков больниц традиционной медицины; в каждом крупном стационаре, где применяются, в основном, современные научные средства и методы лечения и диагностики, имеется отделение национального врачевания.

Выпускаются три периодических издания по традиционной медицине. Обрабатываются и публикуются классические трактаты, ежегодно издаются учебные и популярные брошюры. Изучение традиционного врачевания входит в программу

обязательного обучения во всех высших медицинских заведениях страны. Ведется подготовка среднего медицинского персонала.

В настоящее время традиционное врачевание вносит существенный вклад в дело охраны здоровья во Вьетнаме, что особенно важно в условиях дефицита современных лечебных и диагностических средств в стране. Опыт работы правительства Вьетнама в области традиционной медицины кажется полезным и для повышения эффективности деятельности служб здравоохранения нашей страны.

ВЫВОДЫ

1. Изучение истории вьетнамского врачевания необходимо вести в контексте конкретных общественно-исторических условий, складывавшихся в стране в те или иные периоды. На основании проведенного в исследовании системного и сравнительного анализа источников и литературы по истории, естествознанию, философии, археологии, этнографии и искусству Вьетнама, а также Юго-Восточной Азии и Китая разработана периодизация истории традиционной вьетнамской медицины, которая базируется на современных концепциях смены основных исторических периодов и на логике развития медицинских знаний в этой стране.

2. Развитие медицины во Вьетнаме прошло длительный путь: от эмпирического врачевания, которое уже около Ш тысячелетия до н.э. имело в своем арсенале почти сотню лекарственных средств, в основном из тех, которые употреблялись в пищу, до оформившейся кХГУ в. систему традиционной медицины, использовавшей более двух тысяч лекарственных средств, методы иглоукалывания и прижигания, оздоровления и профилактики заболеваний и опиравшейся на внутренне логичную теорию. Средства и методы традиционного врачевания широко используются и в настоящее время.

3. Имеющаяся литература по истории традиционной медицины Вьетнама не дает целостного представления о многослойном, неоднородном процессе развития медицинских знаний в этой стране, поскольку эти публикации исследуют ограниченные исторические отрезки или даже просто отдельные явления.

4. Сравнительный анализ источников по вьетнамской традиционной медицине с имеющимися научными данными, характеризующими содержание традиционных систем медицины других регионов мира, где эти системы до настоящего времени играют существенную роль в развитии служб здравоохранения (Китай. Индия, Япония и др.), позволяет сделать заключение, ,что наибольшее влияние на становление традиционной медицины Вьетнама оказали представления китайских врачевателей. Воздействие других культур было опосредованным через Китай.

5. Проведенный на основании изучения источников по истории культуры Вьетнама анализ процессов возникновения и формирования представлений вьетнамских врачевателей о мире и человеке показал, что они являются неотьсмлемой составляющей социо-культурного комплекса этой страны и строились на основе универсизма - системы взглядов, хронологически предшествовавшей философско-регшшозным учениям, а не на почве буддизма или даосизма, как считалось до настоящего времени, хотя нельзя недооценивать значения деятельности буддийских монахов-врачевателей для дальнейшего развития этих представлений.

Значительно меньшее, по сравнению с Китаем, влияние на них оказала даостская практика.

6. Несмотря на деятельность и неоднородность процесса становления вьетнамского врачевания, всем его этапам были присущи некоторые общие черты. Их можно объединить в три группы:

- связанные суникальными природно-климатическими условиями Вьетнама (ряд заболеваний и лекарственных средств, которые не встречаются в других регионах);

- обусловленные особенностями внутреннего исторического и культурною развития этой страны (например, значительное влияние буддийских монахов на развитие врачевания);

- связанные с социально-психологическими аспектами развития Вьетнама (выраженная патриотичность медицинских сочинений).

7. Изучение работ современных вьетнамских исследователей, а также собственный трехлетний опыт (1984-1987 гг.) работы автора в Ханойском институте иглоукалывания позволяют заключить, что традиционная медицина играет значительную роль в системе организации здравоохранения Вьетнама. Опыт применения средств и методов традиционной медицины на основе достижений современной науки, может быть полезен и для нашей страны.

8. Одним из результатов изучения источников и публикаций по истории и традиционной медицины Вьетнама явилось составление каталога дошедших до наших дней трудов выдающихся вьетнамских врачевателей с XIV по XIX вв. В нем предоставлено около 30 трактатов 26 авторов.

9. Изучение источников, а также данных дискуссий о времени создания медицинских сочинений врачевателя ТуэТиня, сравнительный анализ этих произведений с трактатами, даты написания которых точно установлены, позволили сделать вывод, что сочинения Туэ Тиня являются древнейшими из дошедших до наших дней трактатов по вьетнамской традиционной медицине, то есть их правомочно отнести к XIV веку.

10. В процессе работы над источниками и научными данными по вьетнамской традиционной медицине составлен словарь основных терминов в этой области знания.

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКУ:

По материалам диссертационного исследования опубликованы четыре статьи, три из них в центральных органах печати.

Методы традиционной вьетнамской медицины используются в работе рефлексотерапевтического кабинета Медсанчасти N1 завода им. Лихачева.

Данные, полученные в результате диссертационного исследования, применяются в процессе подготовки специального курса лекций по истории традиционной

медицины Вьетнама, который читается автором студентам и аспирантам Института стран Азии и Африки при МГУ.

Материалы исследования используются в преподавании истории медицины студентам медицинского факультета Российского университета дружбы народов.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ:

1. Традиционная медицина Вьетнама: история и современность//Советское здравоохранение. -1990. - с.74-76.

2. Традиционная медицина Вьетнама: история и применение в клинической практике//Фельдшер и акушерка. -1990. -N2. - с.59-61.

3. Традиционная вьетнамская медицина при лечении некоторых болевых си-ндромов//Фельдшер и акушерка. -1990. - N12 - с32-34.

4. Медицина в контексте традиционной культуры Вьетнама// Материалы И Международной конференции "Традиционная ?ультура стран Индокитая". -1993. - N1. - с.12-14.

Калмыкова Ольга Леонидовна

Врачевание во Вьетнаме: традиции и современность (автореферат) Зак. 003 Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел "Медицина и милосердие" 129010, Москва, Сухаревская пл., 3, к. 1