автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Встреча культур Запада и Востока в русской провинции

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Кобзев, Игорь Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Встреча культур Запада и Востока в русской провинции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Встреча культур Запада и Востока в русской провинции"

РГ6 од 1 8 ЯНВ

На правах рукописи

КОБЗЕВ Игорь Иванович

ВСТРЕЧА КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА В РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ

24.00.01 - теория культуры АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

Санкт-Петербург 1998

Работа выполнена на кафедре художественной культуры Российского государственного педагогического университета им.А.ИГерцена.

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук М.С.Каган.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор К. Г. Исуаов.

кандидат философских наук, профессор А.П.Праздников

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный

академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репкна.

Защита состоится " " ^ц^ссДX 1995 в 5" часов на заседании Диссертационного совета Д. -113.05.15 при Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена по адресу : 191186, Санкт-Петербург, наб.Р.Мойки, 48, корп.б, ауд.42.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке РГПУ имени АИ.Герцена.

Автореферат разослан "^¿лш-^я 1998 г.

Учёный секретарь Диссертационного совета

А.П. Валнцкая

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В диссертации делается попытка' раскрыть полярность русской провинции, рассмотренной в контексте функциональной асимметрии универсалий "Запад - Восток" с помощью петербургско-московской градооппозиции.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Русская провинция и ее градосфера еще не стали предметом специального культурологического анализа, тогда как столицы России и их исторические взаимоотношения осмысляются издавна и все более активно в последние десятилетия (см. переизданные работы Анциферова и исследования Ваичугова, Исупова, Кагана, Топорова, Лотмана, ряд коллективных трудов). Между тем, значение провинции в жизни России чрезвычайно велико и в наше время становится одним из важнейших факторов развития страны - не случайно основание журнала "Российская провинция", к сожалению прекратившего свое существование. Актуальность данного диссертационного исследования и определяется тем, что оно рассматривает российскую градосферу в особенностях ее строения и функционирования, которые порождаются взаимоотношением Москвы и Петербурга как двух центров культурного притяжения, а оно, в свою очередь, трактуется как конкретное проявление широкой культурной оппозиции "Запад - Восток".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, чтобы подойти к многогранному диалогу Запада и Востока через взаимодополнительность полярных топографий и мифологий традосферы Земли. А на фоне градосферы планеты, фокусирующей в себе противоположные универсалии, попытаться выделить и полярную градосферу провинциальной России.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является полярная градосфера России, рассмотренная в контексте полярной градосферы Зачли.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. "Горне-дольняя" структура русского провинциального города как топографический и мифологический текст .

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Прочитать текст дихотомии "Запад - Восток" через универсальные бинарности: "горнее - дольнее", "женское - мужское", "жизнь - смерть". Эти универсалии нашли отражение во взаимодополнительных культурах Запада и Востока, представленных субкультурами русской культуры -Москвой и Петербургом, и должны быть рассмотрены в их конкретном проявлении в русской провинции, в частности в жизни Ижевска и Вятки.

На основе полярных универсалий провести разделение топографии и мифологии градосферы Земли (и на ее фоне русской провинции) на взаимодополнительные градооппозиции.

МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выбран семиотический подход, предполагающий взаимодополнительную асимметрию полярностей. Асимметрия полярных языков семиосферы означает, что взаимно однозначных смысловых соответствий между ними нет. Отсюда понятна междисциплинарная пограничность культурологии и ее роль в анализе диалога полярностей, в проникновение в смыслы текстов городской культуры по определенным правилам, т.к. всякий текст представляет читателю возможность множества интерпретаций.

Для раскрытия нашей темы накоплен немалый материал по знаково-семиотическим, историческим, психологическим и другим культурологическим аспектам. Это работы В.В.Аршавского, М.М.Бахтина, В.П.Вернадского, А.Голана, В.В. и ВЛ.Ивановых, Ю.М.Лотмана, А.М.Панченко, Б.А.Рыбакова, В.Н.Топорова, Б.А.Усленского, З.Фрейда, А.Л.Чижевского, Б.М.Эйхенбаума и др.'

Таким образом, в культурологической сфере сложилась достаточная масса научно-гипотетического материала, который обосновывает и

подвигает новаторские подходы и оригинальные гипотезы истолкования градосферы с точки зрения различных полярных универсалий.

ГИПОТЕЗА. По аналогии с биосферой и ноосферой, обозначающими природную и культурную оболочку Земли, мы вводим новые "сферные" понятия - Петросфера (или "дольняя" градосфера Земли) и Москвосфера ("горняя" градосфера). По нашей гипотезе, используя полярные традиции русской культуры, с помощью данных понятий можно подобрать код к переводу полярных топографий и мифологий всей градосферы, в том числе и градосферы провинциальной России.

Кодом для прочтения текста "Запад-Восток" выбрано отношение Петербурга и Москвы, как самое научно разработанное и конкретное проявление абстрактной "дольне-горней" градооппозиции. Конечно, петербургский "полюс" российской градооппозиции - поздний феномен. Но вследствие традиционной для России полярной остроты противоречий, эта оппозиция необычайно резко и интенсивно фокусирует в себе более древние универсалии. Поэтому представляется вполне правомерным условное введение российской градооппозиции в метаязык на правах универсалий и возможность ее проекции не только на русскую провинцию, но и на градосферу Земли в целом. Однако в каждых конкретных городах мира или России, уже отягощенные универсальным смыслом новые градооппозиции образуют всегда новый, синонимично-уникальный, а не терминологическо-клонирующий по своему содержанию текст.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертационного исследования заключается:

- в истолковании топографии и мифологии мировой и российской градосферы с точки зрения полярных универсалий, которые конкретно представлены петербургско-московской градооппозицией.

- в расширении смысла данной оппозиции до сферного уровня (оболочка земного шара) и ее связи с разумной пленкой планеты (полярной ноосферой) - по аналогии с функциональной асимметрией головного мозга.

б

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Градосферная оппозиция может впоследствии стать той культурологической доктриной, которая расширит диапазон и сделает более целенаправленными исследовательское и педагогическое творчество, подготовку специалистов культурологов и гуманитариев разных областей знания.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ

Систематизации взглядов западных, российских и восточных исследователей, определении их места в разработке проблемы "Запад-Восток" посвящены работы петербургских и московских ученых [Григорьева: 1979; 1992; 1996; Каган, Хилтухина: 1994; Юдина: 1996].1

Взгляды на эту проблему в разных частях света можно в целом обобщить следующим образом. Западные мыслители обычно проводят более четкую границу между природой и культурой и другими полярностями. У восточных мыслителей более тотальное обобщение дихотомии "Запад-Восток" размывает эту четкость. Говоря словами чаньского патриарха Хуэйнэна, "для просветленного нет ни Запада, ни Востока" Щит. по-Григорьева: 1992,- С.27].

Как показывает Т.П.Григорьева, на Западе мир рассматривается в большей степени с точки зрения полярной Двоицы, на Востоке - с точки зрения тринитарной недуальности Единого (санскритское Адвайта, китайское Буэр, японское Фуни, православное Троица). Однако, как доказывают Т.ПГригорьева и М.С.Каган, эти точки зрения не взаимоисключающие, а взаимодополнительные.

Уникальная градооппозиция, сложившаяся в русской культуре к XIX веку, позволяет углубить наше познание об экзистенциальных проблемах полярных начал бытия. "Москва - это воплощение софийного начала, а

1 Здесь и дальше авторы и годы издания трудов, на которые делаются ссылки, указываются по библиографии, завершающей текст диссертации.

Питер - логического", это "Инь и Ян универсума" [Ванчугов: 1997.- С. 12]. Идею диалога между ними сформулировал К.Г.Исупов [Исупов: 1992].

В последнее время выпущено несколько значительных трудов, касающихся обширной и многоплановой культурологической проблемы "Петербург-Москва" [Каган: 1996; Каганов 1995; 1997; Кудрявцев: 1994; Метафизика Петербурга... : 1993; Семиотика города... : 1984]. Книг по философскому осмыслению Москвы, сходных по рефлексии с аналогичными книгами о Петербурге, по-видимому, нет. Подробнее см. объемный труд "Москва вековечная: Библиографическая энциклопедия" [Мешков: 1997]. "Московский текст явно на очереди" [Цивьян: 1993].

Москва, с эмоциональной доминантой ее культуры, ассоциировалась порой со всей Россией (Московией). Петербург, с рациональной доминантой его культуры [Каган: 1996], в "генетической", "приходной)" России часто воспринимался как чужой, "искусственный" город, убегающий от расстворения в соборной стихийности.

Однако исследования москвича С.С.Аверинцева и петербуржцев Д.С.Лихачева, Г.С.Лебедева показывают, что такое противопоставление Петербурга и России-Московии явно преувеличено. В России от ее истоков до нынешнего состояния взаимодействуют западная "Скаидовизантия" [Аверинцев: 1997 и др.; Лихачев: 1962 и др.; Лебедев: 1992 и др.] и восточная "Славотюркика" [Гумилев: 1992 и др.]. Традиции "Скандовизантии" в большей степени наследует Петербург, а традиции "Славотюркики" - Москва.

Эти полярности переплетены в русской культуре в целом, включая и русскую провинцию. К сожалению, тема населенных пунктов (или их частей) московской и, особенно, петербургской ориентаций в русской провинции, тем более их культурологического осмысления, поднималась лишь в исключительных случаях, в частности, в публикациях диссертанта [см. их перечень в конце автореферата].

СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена поставленными целью и задачей исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и иллюстративного приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность исследования, определяется его цель и задачи, объект и предмет, методическая основа, анализируется степень разработки проблемы, приводится рабочая гипотеза, характеризуется научная новизна, и практическая значимость положений диссертации.

ГЛАВА 1. ("НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИХОТОМИИ ЗАПАД -ВОСТОК") повествует о том, что тема "Запад-Восток" обширна, имеет много аспектов и понимается по-разному. Глава состоит из трех подразделов:

- В подразделе 1.1. ("ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР ЗАПАДА И ВОСТОКА") говорится о разных типах связи, доминирующих в полярных частях света и о том, что диалог Запада и Востока предполагает их дополнительность по аналогии с функциональной ассиметрией полушарий головного мозга. Такую взаимодополнительность демонстрирует русская культура, в которой взаимодействуют западно-восточные полярности ("Море - Степь", "Скандовизантия - Славотюркика", Петербург - Москва и др.).

- В подразделе 1.2. ("ЗАПАД И ВОСТОК В ТЕНДЕРНОМ АСПЕКТЕ") говорится о том, что такие отвлеченные и сложные западно-восточные дихотомии, как культура-природа, Танатос-Эрос, Петербург-Москва и т.д. доступнее всего связывает между собой популярная с глубокой древности, наиболее конкретная и близкая для каждого человека оппозиция мужского и женского начал бытия.

. Отождествление Запада с мужским началом, мужественной стойкостью на границе со смертью, а Востока - с женским началом возрождения), вечной жизнью, имеет древнюю традицию в культуре разных народов и прослеживается в психологии, мифологии и лингвистике. Сходные параллели есть также в градооппозициях "горнего" "города-женщины" и отпадающего от него в "дольний" мир "нового города", основанного по библейской традиции градостроителем Каином. В целом, при ближайшем рассмотрении в асимметричной культуре очевидна мужская, более "культурная", дискретная доминанта, а не женская, более "природная", амбивалентная доминанта. На З.Фрейда, Ж.Дерриду, Э.Фромма, Н.Бердяева и других исследователей, трактовавших культуру как мужское завоевание "женщины-природы", опирается в переосмысливаемом виде современная феминистская критика.

М.С.Каган, опираясь на исследования биолога В.Геодакяна, с точки зрения системного подхода рассматривает половой диморфизм в природе и культуре. Философ приходит к выводу, что половой диморфизм есть конкретное проявление общего диалектического закона развития, а именно закона взаимодополнительности сохранения-обновления, без которого немыслима дихотомия "Восток - Запад".

- В подразделе 1.3. ("ЗАПАД И ВОСТОК В ГРЛДОСФЕРЕ") становление города раскрывается по аналогии с концепцией родовой травмы в психоанализе и выпадением города из первичного синкретизма материнского уроборса. Используя методологический принцип единства фило-, онто- и культурогенеза, "западно-восточная" градоопозвдия рассматривается, с одной стороны, в свете конфликта Отца и Сына, подавляющего детское влечение к Матери; с другой стороны - в свете женского, примиряющего различные полярности начала. Сначала выделенные из лона матери-природы человеческие поселения находились по отношению к ней в подчиненном и беспомощном состоянии. Затем,

обретая все большую самостоятельность, города соотносились с мужским богом-спутником Великой Матери, ее любовником и, наконец, ее оппонентом. Так формируются асимметричные градооппозиции, сосуществующие в одном или разных городах: погранично-активно-эсхатологические и центрально-спокойно-генетические города или их части. С одной стороны, это как бы "путешествующие" в водных долинах "новые города", точнее "гостевые", "погостные", граничащие со Смертью части городов, "способные" пересекать городские границы, чтобы уйти от предначертанной свыше и заранее судьбы, космического порядка, за который отвечают боги. С другой стороны, это как бы укорененно-изначальные, "горние" города, точнее стабильные части городов, генетически связанные с родовой Жизнью, "родным" населением и ревностно следящие за сохранением изначального порядка, созданного Творцом, не отпускающие от "родительского лона".

Используя полярные традиции русской культуры, сфокусированные, во-первых, в ее четко-"атомарной" ("западной") столичной градооппозиции, во-вторых, в ее размыто-"волновой" ("восточной") полярной планетарности, сферичности, мы ввели новые определения - "дольняя" Петросфера и "горняя" Москвосфера. По аналогии с квантовой механикой в "полярном" словосочетании градо(сфера) понятие город нами понимается как четкая предметная реальность, частица, а понятие сфера как волна, не имеющая такой четкой пространственной локализации, носящая субъективный характер и существующая исключительно в сознании.

ГЛАВА 2. ("ТОПОГРАФИЯ ПЕТРОСФЕРЫ И МОСКВОСФЕРЫ") состоит из четырех подразделов:

- В подразделе 2.1. ("ИСТОКИ ТОПОГРАФИИ ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ") истоки топографических градооппозиций рассматриваются в природной и культурной оппозиции "море-континент", "дольний - горний" миры, а также раскрываются полярные топографии градосферы Запада и

и

Востока, начиная с зарождения первых городов в Древнем мире и до появления Петербурга (Вавилон, Александрия, Афины, Рим, Дзун-Хэрэм, Каракорум, Ангкорват, Венеция, Амстердам, Нью-Йорк, Берлин, Будапешт, Париж и др.). На фоне мировой градосферы показываются полярные, "петербургско-московские" топографии древнерусских городов и выявляются петербургские черты, существовавшие в них еще до возникновения Петербурга (Ладога, Новгород, Киев, Москва, Воронеж, Таганрог, Архангельск и пр.).

- В подразделе 2.2. ("ТОПОГРАФИЯ ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ") доминирующая московская топография определяется как мать-земля, материк, генетический метатип места, усадебности, восходящий к мифическому первохолму, появившемуся в первозданном океане. Доминирующая петербургская топография воплощает архетип мифической реки-океана, водной границы, идею горизонтального движения. Между "горней", московской и "водной", петербургской топографиями в культуре происходит ритмичный диалог, в котором тон задает то одна, то другая сторона. Полярные топографии как бы перетекают друг в друга, в зависимости от общего спора Запада и Востока, от доминирования рациональной или эмоциональной полярности культуры.

- В подразделе 2.3. ("НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТОПОГРАФИИ ПЕТРОСФЕРЫ И МОСКВОСФЕРЫ В РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ") говорится, что Петербург, как столичный город, в наибольшей степени сконцентрировал в себе черты регулярного города, города нового типа. Он соединил в себе типы города-крепости, города-порта, города-завода, города-резиденции, которые были гармонично связанными водным простором доминантами в его облике. В других же новых городах преобладала какая-нибудь односторонняя его функция. Например, в городах-заводах Урала проявлялись архитектурно-топографические аналогии с петербургским Адмиралтейством, в городах-

крепостях (Оренбург и др.) - архитектурные аналогии с Петропавловской крепостью, в приморских городах-резиденциях (столица Новороссии Одесса и др.) - аналогии с "горними" дворцово-парковыми пригродами Петербурга. На примере "пограничной" (между уральской Петросферой и волжской Москвосферой) Вятской губернии автор подробнее останавливается на полярных центрах одного из регионов провинциальной России. Рассматриваются полярные топографии выросшего из низины промышленного Ижевска и "родившейся" на горе губернской Вятки и их петербургские ("водное" Адмиралтейство и пр.) и московские ("горний" Кремль и др.) архитектурно-топографические доминанты.

ГЛАВА 3. ("МИФОЛОГИЯ ПЕТРОСФЕРЫ И МОСКВОСФЕРЫ") состоит из двух подразделов:

- В подразделе 3.1. ("ИСТОКИ МИФОЛОГИИ ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ") выводятся истоки мифологии полярных столиц из названий рек, на которых они расположены, и которые связывают их с другими топонимами земной оболочки, ведущими в противоположные "топографии" богов-антиподов ("рожающую" и "пожирающую" или "умирающую"). В связи с этим рассматриваются полярные образы Великой Матери, как символа "материкового" первохолма, возникшего среди первозданного океана, а также образ подземно-подводного Ящера - поглотителя солнца и повелителя Преисподней. Эти образы связаны с мифологиями Петербурга и Москвы через архетипы "горнего" "города-женщины" и отпадающего от его лона путешествующе-водного "нового города".

В подразделе 3.2. («НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МИФОЛОГИИ ПЕТРОСФЕРЫ И МОСКВОСФЕРЫ В РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ") на примере одного из российских регионов, пограничных между Уралом и Волгой, рассматриваются городские антиподы - Ижевск и Вятка. Их мифология связана с полярными топографиями рождения городских центров, полярной семантикой рек, на которых она расположены и

полярными мифологиями (эсхатологической и генетической). Их мифология носходит к образам Ящера и Великой Матери, символизирующим Смерть и Жизнь - два взаимодополнительных начала, включенных в мировой порядок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1) Взаимодополнительность культур Запада и Востока имеет параллели в функциональной асимметрии полушарий головного мозга и выводит нас к полярной асимметрии таких условных универсалий, как "мужское - женское", "смерть - жизнь", "индивидуальное - родовое", "граница - центр" и др. Полюс "западных" параллелей объединен дискретно-линейными системами координат, читающимися ясно и рационально. "Восточный" полюс параллелей оперирует континуальным текстом, смысл которого "размазан" в N-мерном пространстве, вечности, аналогичен слитному потоку жизни и читается затруднительно.

2) Топографические истоки градооппозиций уходят в функциональную асимметрию природных оппозиций "вода-гора". Однако прослеживающееся в них географическое соотношение имеет основание в формировании на их основе различных форм собственности (частной или общественной), а также различных доминант культуры (рациональной или эмоциональной) лишь тогда, когда это географическое соотношение преломляется через практическую детерминацию. Природные особенности не определяют характер культуры, а определяют ее предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

"Дольняя", водная топография Петросферы проявляет рациональную, западную доминанту своей культуры только тогда, когда водные пути используются как средство для морской торговли и индустриального развития. Это же относится и к российской провинции, в той мере, в какой она принадлежит к Западу.

"Горняя", континентальная топография Москвосферы проявляет эмоциональную, восточную доминанту своей культуры только будучи связанной с практикой аграрных империй или с их традициями. Это же относится и к российской провинции, в той мере, в какой она принадлежит к Востоку.

3) Мифологические истоки градооппозиций связаны с архетипами-оппозициями первородного океана и первохолма ("хляби" и "тверди"), с древним мифологическим представлением о едино-двуполой, функционально-асимметричной Вселенной и могут быть раскрыты через ее полярные топографии ("рожающую" и "умирающую", "женскую" и "мужскую", "восточную" и "западную"). Их мифология, восходящая к взаимодополнительным началам, включенным в мировой порядок, подтверждается гендерно-гидронимическим аспектом данной темы.

4) По аналогии с квантовой механикой в "полярном" и взаимодополнительном словосочетании "градосфера" понятие "город" можно понимать как чешую предметную реальность, "частицу", а понятие "сфера" как "волну", не имеющую такой четкой пространственной локализации реальность, какую имеет предшествующее понятие. В связи с подобной трактовкой и на основе относительного доминирования того или иного из противоположных типов связи (экставертного на Западе и интравертного на Востоке), была выявлена "встреча" культур Запада и Востока в градооппозициях Земли в целом и в российской провинции в частности.

Таким образом, принцип взаимодополнительности асимметричных полярностей раскрывает неожиданные резервы смыслов и дает толчок для формирования новых закономерностей.

Предполагается, что опыт России, ярко проявившийся в градооппозициях, будет востребован в третьем тысячилетии в формировании единой общечеловеческой культуры, состоящей из

противоположных, но взаимодополнительных, неслиянно-нераздельных начал. И особое значение в ней будет играть градосфера, в которой человеческая культура и формирующаяся ноосфера Земли наиболее сконцентрирована.

Диссертация завершается БИБЛИОГРАФИЕЙ (316 наименований) и ИЛЛЮСТРАТИВНЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ (27 иллюстраций). Иллюстративное приложение дает наглядное представление, во-первых, о полярных топографиях, во-вторых, о полярных мифологиях. Для этого иллюстрации представлены в оппозициях.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ осуществлялись посредством:

- Специального курса лекций (" Запад и Восток как доминирование Части и Целого"), прочитанных студентам факультета философии человека РГПУ им. АД.Герцена.

- Положения диссертации нашли отражение в изданиях:

1. Кобзев И.И. К вопросу о восточных корнях русского искусства // Вестник Удмуртского университета.- 1996.- С.94-108.

2. Кобзев И.И. Дуализм в культуре русского города (Восток и Запад как Танатос и Эрос) // Русский город: Изд-во РГРТА.- 1997.

3. Кобзев И.И. Встреча Запада и Востока в провинциальных "Петербургии" и "Московии" // Образование и ноосфера. - Самара: Изд-во Сам. ГПУ,- 1997.

4. Кобзев И.И."Петербургия" и "Московия" // Культурологические исследования: Направления, школы, проблемы: С1Тб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998,- С. 109-111,

Подписано в печать Объем: ¿/-о уч.-изд.л. Тираж 100 экз. Заказ № . РТП РГПУ им.А.И.Герцена. 191186, С.-Петербург, наб.р.Мойки, 48

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Кобзев, Игорь Иванович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИХОТОМИИ

ЗАПАД - ВОСТОК"

1.1. Взаимодополнительность культур Запада и Востока

1.2. Запад и Восток в тендерном аспекте

1.3. Запад и Восток в градосфере

ГЛАВА 2. ТОПОГРАФИЯ ПЕТРОСФЕРЫ И МОСКВОСФЕРЫ

2.1. Истоки топографии Петербурга и Москвы

2.2. Топография Петербурга и Москвы

2.3. Некоторые аспекты топографии Петросферы и Москвосферы в русской провинции

ГЛАВА 3. МИФОЛОГИЯ ПЕТРОСФЕРЫ И

МОСКВОСФЕРЫ

3.1. Истоки мифологии Петербурга и Москвы

3.2. Некоторые аспекты мифологии Петросферы и Москвосферы в русской провинции

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по культурологии, Кобзев, Игорь Иванович

В диссертации делается попытка раскрыть полярность русской провинции, рассмотренной в контексте функциональной ассиметрии универсалий "Запад - Восток" с помощью петербургско-московской градооппозиции.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Русская провинция и ее градосфера еще не стали предметом специального культурологического анализа, тогда как столицы России и их исторические взаимоотношения осмысляются издавна и все более активно в последние десятилетия (смотрите переизданные работы Анциферова и исследования Ванчугова, Исупова,Кагана, Кудрявцева, Лотмана, Топорова, ряд коллективных трудов). Между тем, значение провинции в жизни России чрезвычайно велико и в наше время становится одним из важнейших факторов развития страны - не случайно основание журнала "Российская провинция", к сожалению прекратившего свое существование. Актуальность данного диссертационнного исследования и определяется тем, что оно рассматривает российскую градосферу в особенностях ее строения и функционирования, которые порождаются взаимоотношением Москвы и Петербурга как двух центров культурного притяжения, а оно, в свою очередь, трактуется как конкретное проявление широкой культурной оппозиции "Запад-Восток".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, чтобы подойти к многогранному диалогу Запада и Востока через взаимодополнительность полярных топографий и мифологий градоеферы Земли. А на фоне градоеферы планеты, фокусирующей в себе противоположныне универсалии, попытаться выделить и полярную градосферу провинциальной России.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является полярная градосфера России, рассмотренная на фоне полярной градоеферы Земли.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. "Горне-дольняя" структура русского провинциального города как топографический и мифологический текст.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Прочитать текст дихотомии "Запад - Восток" через универсальные бинарности: "горнее - дольнее", "женское - мужское", "жизнь - смерть". Эти универсалии нашли отражение во взаимодополнительных культурах Запада и Востока,. Они представлены субкультурами русской культуры - Москвой и Петербургом и должны быть рассмотрены в их конкретном проявлении в русской провинции, в частности в жизни Ижевска и Вятки.

2) На основе полярных универсалий провести разделение топографии и мифологии градосферы Земли (и на ее фоне русской провинции) на взаимодополнительные градооппозиции.

МЕТОДОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выбран семиотический подход, предполагающий взаимодополнительную асимметрия полярностей. Асимметрия полярных языков семиосферы означает, что взаимно однозначных смысловых соответствий между ними нет. Отсюда понятна междисциплинарная пограничность культурологии и ее роль в диалоге полярностей, в смыслополагании, поиске синонимов для их взаимоперевода, так как всякий текст представляет читателю возможность множества интерпретаций.

Для раскрытия нашей темы накоплен немалый материал по знаково-семиотическим, историческим, психологическим и другим культурологическим аспектам. Это работы В.В.Аршавского, М.М.Бахтина, В.П.Вернадского, А.Голана, В.В. и В.П.Ивановых, Ю.М.Лотмана, А.М.Панченко, Б.А.Рыбакова, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского, З.Фрейда, А.Л.Чижевского, Б.М.Эйхенбаума и др.

Таким образом, в культурологической сфере сложилась достаточная масса научно-гипотетического материала, который обосновывает и подвигает новаторские подходы и оригинальные гипотезы истолкования градосферы с точки зрения различных полярных универсалий.

ГИПОТЕЗА. По аналогии с биосферой и ноосферой, обозначающими природную и культурную оболочку Земли, мы вводим новые "сферные" понятия - Петросфера (или "дольняя" градосфера Земли) и Москвосфера ("горняя" градосфера). По нашей гипотезе, используя полярные традиции русской культуры, с помощью данных понятий можно подобрать код к переводу полярных топографий и мифологий всей градосферы, в том числе и градосферы провинциальной России.

Кодом для прочтения текста "Запад-Восток" выбрана петербургско-моековская градооппозиция, как, пожалуй, самая разработанная и конкретная в мире форма абстрактной "дольне-горней" градооппозиции. Конечно, российская градооппозиция (особенно ее петербургский "полюс") представляет собой поздний феномен. Но вследствие традиционной для России полярной остроты противоречий, российская градооппозиция необычайно резко и интенсивна фокусирует в себе более древние универсалии. Поэтому представляется вполне правомерным условное введение российской градооппозиции в метаязык на правах универсалий и возможность ее проекции не только на русскую провинцию, но и на градосферу Земли в целом. Однако в каждых конкретных городах мира или России, уже отягощенные универсальным смыслом новые градооппозиции образуют всегда новый, синонимично-уникальный, а не терминологическо-клонирующий по своему содержанию текст.

НА УЧНАЯ ЩОВИЗНА диссертационного исследования заключается:

- в истолковании топографии и мифологии мировой и российской градосферы с точки зрения полярных универсалий, которые конкретно представлены петербургско-московской градооппозицией.

- в расширении градооппозиции до сферного уровня (оболочка земного шара) и ее связи с разумной пленкой планеты (полярной ноосферой) - по аналогии с функциональной асимметрией головного мозга.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Градосферная оппозиция может впоследствии стать той культурологической доктриной, которая расширит диапазон и сделает более целенаправленными исследовательское и педагогическое творчество, подготовку специалистов в сфере культурологической и гуманитарной деятельности.

СТЕПЕНЬ НАУЧНОЙ РАЗРАБОТАННОСТИ

Систематизации взглядов западных, российских и восточных исследователей, определении их места в разработке проблемы "Запад-Восток" посвящены работы петербургских и московских ученых [Григорьева: 1979; 1992; 1996; Каган, Хилтухина: 1994; Юдина: 1996].

Взгляды на эту проблему в разных частях света можно в целом обобщить следующим образом. Западные мыслители обычно проводят более четкую границу между природой и культурой и другими полярностями. У восточных мыслителей более тотальное обобщение дихотомии "Запад-Восток" размывает эту четкость. Говоря словами чаньского патриарха Хуэйнэна, "для просветленного нет ни Запада, ни Востока" [Цит. по- Григорьева: 1992.- С.27].

Как показывает Т.П.Григорьева, на Западе мир рассматривается в большей степени с точки зрения полярной Двоицы, на Востоке - с точки зрения тринитарной недуальности Единого (санскритское Адвайта, китайское Буэр, японское Фуни, православное Троица). Однако, как доказывают Т.П.Григорьева и М.С.Каган, эти точки зрения не взаимоисключающие, а взаимодополнительные.

Уникальная градооппозиция, сложившаяся в русской культуре к XIX веку, позволяет углубить наше познание об экзистенциальных проблемах полярных начал бытия. "Москва - это воплощение софийного начала, а Питер - логического", это "Инь и Ян универсума" [Ванчугов: 1997,- С. 12]. Идею диалога между ними сформулировал К.Г.Исупов [Исупов: 1992].

В последнее время выпущено несколько значительных трудов, касающихся обширной и многоплановой культурологической проблемы "Петербург-Москва" [Каган: 1996; Каганов 1995; 1997; Кудрявцев: 1994; Метафизика Петербурга. : 1993; Семиотика города. : 1984]. Книг по философскому осмыслению Москвы, сходных по рефлексии с аналогичными книгами о Петербурге, по-видимому, нет. Подробнее см. объемный труд "Москва вековечная: Библиографическая энциклопедия" [Мешков: 1997]. "Московский текст явно на очереди" [Цивьян: 1993].

Если Москва желала быть познанной, то Петербург сам хотел познавать. "Тыловая" Москва, как иное в гендерно-полярном отношении начало, не имела такого исключительного, едва ли не единственного опыта двойничества, как "пограничный" Петербург. В ней не было внешнего наблюдателя на самое себя изнутри |Лотмап: 1996,- С.284]. Она выскальзывала из четкого о(предел)ения [Гусев: 1988,- С. 129] и анализу "не давалась"[Муравьев: 1988,-С.5].

Москва, с эмоциональной доминантой ее культуры, ассоциировалась порой со всей Россией (Московией). Петербург, с рациональной доминантой его культуры [Каган: 1996], в "генетической", "при(родной)" России часто воспринимался как чужой, "искусственный" город, убегающий от расстворения в соборной стихийности.

Однако исследования москвича С.С.Аверинцева и петербуржцев Д.С.Лихачева, Г.С.Лебедева показывают, что такое противопоставление

Петербурга и России-Московии явно преувеличено. В России от ее истоков до нынешнего состояния взаимодействуют западная "Скандовизантия" [Аверинцев: 1997 и др.; Лихачев: 1962 и др.; Лебедев: 1992 и др.] и восточная "Славотюркика" [Гумилев: 1992 и др.]. Традиции "Скандовизантии" в большей степени наследует Петербург, а традиции "Славотюркики" - Москва.

Эти полярности переплетены в русской культуре в целом, включая и русскую провинцию. К сожалению, тема населенных пунктов (или их частей) московской и, особенно, петербургской ориентаций в русской провинции, тем более их культурологического осмысления, никем ранее нее поднималась, за редким исключением [Каган: 1993; Кобзев: 1995; 1997; 1998]. Краеведческая литература по данному вопросу исключительно историко-этнографического или искусствоведческого, а не смыслополагающего характера. Из литературы, которую можно использовать для культурологического осмысления по городам петербургской ориентации, привлекает внимание солидный сборник исследований по архитектуре и градостроительству "Петербург и другие новые российские города ХУШ - первой половины XIX веков" [Петербург и другие. : 1995].

Как показывает ряд исследований, образы города и России, а также дихотомии "Запад-Восток", "Петербург-Москва" часто носили тендерный оттенок. Особенно это свойственно мифологии. Тендерный аспект в раскрытии данных тем разрабатывался в отдельных работах [Бердяев: 1995; Ванчугов: 1997,- С.82-88; Каган: 1996.- С.91-94 ; Пелипенко, Яковенко: 1998; Розанов: 1994; Соловьев: 1991; Топоров: 1981; Франк-Каменецкий: 1934; Эткинд: 1993; 1998].

I Для раскрытия нашей темы накоплен немалый материал по знаково-семиотическим, историческим, психологическим и другим культурологическим аспектам. Это работы В.В.Аршавского, М.М.Бахтина,

В.П.Вернадского, А.Голана, В.В. и В.П.Ивановых, Ю.М.Лотмана, А.П.Панченко, Б.А.Рыбакова, В.Н.Топорова, Б.А.Успенского, З.Фрейда, А.А.Чижевского, Б.М.Эйхенбаума и др.

Таким образом, в культурологической сфере сложилась достаточная масса научно-гипотетического материала, который обосновывает и подвигает новаторские подходы и оригинальные гипотезы истолкования градосферы с точки зрения различных полярных универсалий.

СТРУКТУРА РАБОТЫ обусловлена поставленными целью и задачей исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и иллюстративного приложения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Встреча культур Запада и Востока в русской провинции"

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Подводя итог по последней, третьей главе ("Мифология Петросферы и Москвосферы"), можно отметить следующее:

1) Истоки мифологии полярных столиц России восходят к их полярным "дольне-горним" топографиям (антитеза "Океан - Материк", первозданный океан - первородный холм"). К этим топографиям имеет отношение гендерно-гидронимический аспект, отражающий общее для мифологической картины мира разных народов представление о едино-двутелой, функционально-ассиметричной Вселенной.

2) Названия рек, на которых расположены такие градооппозиции, как "западно-восточные" столицы России (Петербург и Москва) или находящиеся на уральско-волжском пограничье Москвосферы и Петросферы полярные центры бывшей Вятской губернии (Ижевск и Вятка), выводят нас в противоположные топографии мифологической Вселенной ("рожающую" и "умирающую", "женскую" и "мужскую", "восточную" и "западную"). Их мифология восходит к Смерти и Жизни, Танатосу и Эросу, Мужскому и Женскому, т.е. ко взаимодополнительным началам, включенным в мифологический мировой порядок.

3) В рамках едино-ассиметричной градосферы действуют элементы стабильные, неподвижные и свободные, динамичные в пространстве и времени. "Дольняя" ("эсхатологическая") градосфера и ее элементы способны "совершать поступки", т.е. пересекать границы запретов, недоступные для "горней" ("генетической") градосферы. Но за это "дольний" град может поплатиться гибелью. Каждое такое пересечение есть поступок, а цель поступков - сюжет, переживаемой во времени. Линейная полярность "дольнего града" ассиметричца ц соотносится с нарастанием зла во времени, с щрастанием экзистецдоальнорти ца грани со смертью, а исчезновение зла соотносится с вечной остановкой, концентрирующейся вокруг мифрлогии "горцрго града".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено встрече культур Запада и Востока в русской провинции. Данная проблема истолковывалась через взаимодополнительность полярных топографий и мифологий градосферы Земли. Связующим ее ядром была западно-восточная градооппозиция Петербурга и Москвы, как одна из наиболее разработанных в мире конкретных форм более абстрактной оппозиции "дольнего" и "горнего" градов. В связи с этим значением российской градооппозиции для мировой культуры, были введены новые термины - Петросфера и Москвосфера.

В работе были показаны взаимодополнительные особенности Запада и Востока, их связь с полярной русской культурой, а также произведено разделение топографий и мифологий градосферы Земли и, в частности, русской провинции на выражающие разные начала бытия "дольнюю" (погранично-активно-эсхатологическую) Петросферу и "горнюю" (центрально-спокойно-генетическую) Москвосферу. Топографическо-мифологическое деление градосферы на эти взаимодополнительные западно-восточнные бинарности относительно, подвижно и условно.

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1) Взаимодополнительность культур Запада и Востока имеет параллели в функциональной ассиметрии полушарий головного мозга и выводит нас к полярной ассиметрии таких условных универсалий, как "мужское - женское", "смерть - жизнь", "индивидуальное - родовое", "граница - центр" и др. Полюс "западных" параллелей объединен дискретно-линейными системами координат, читающимися ясно и ориентированными на конец. "Восточный" полюс параллелей оперирует континуальным текстом, смысл которого "размазан" в К-мерном пространстве, вечности, аналогичен слитному потоку жизни и читается затруднительно.

2) По аналогии с квантовой механикой в "полярном" и взаимодополнительном словосочетании "градосфера" понятие "город" можно понимать как четкую предметную реальность, "частицу", а понятие "сфера" как "волну", не имеющую такой четкой пространственной локализации реальность, какую имеет предшествующее понятие. В связи с подобной трактовкой и на основе относительного доминирования того или иного из противоположных типов связи (экставертного на Западе и интравертного на Востоке), была выявлена "встреча" культур Запада и Востока в градооппозициях Земли в целом и в российской провинции в частности.

3) Топографические истоки градооппозиций уходят в функциональную ассиметрию природных оппозиций "вода-гора". Однако прослеживающееся в них географическое соотношенеи имеет основание в формировании на их основе различных форм собственности (частной или общественной), а также различных доминант культуры (рациональной или эмоциональной) лишь тогда, когда это географическое соотношение преломляется через практическую детерминацию. Природные особенности не определяют характер культуры, а определяют ее предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

Дольняя", водная топография Петросферы проявляет рациональную, западную доминанту своей культуры только тогда, когда водные пути используются как средство для морской торговли и индустриального развития. Это же относится и к российской провинции, в той мере, в какой она принадлежит к Западу.

Горняя", континентальная топография Москвосферы проявляет эмоциональную, восточную доминанту своей культуры только будучи связанной с практикой аграрных империй или с их традициями. Это же

155 относится и к российской провинции, в той мере, в какой она принадлежит к Востоку.

4) Мифологические истоки градооппозиций связаны с архетипами-оппозициями первородного океана и первохолма ("хляби" и "тверди"), с древним мифологическим представлением о едино-двуполой, функционально-ассиметричной Вселенной и могут быть раскрыты через ее полярные топографии ("рожающую" и "умирающую", "женскую" и "мужскую", "восточную" и "западную"). Их мифология, восходящая к взаимодополнительным началам, включенным в мировой порядок, подтверждается гендерно-гидронимическим аспектом данной темы.

Таким образом, принцип взаимодополнительности ассиметричных полярностей раскрывает неожиданные резервы смыслов и дает толчок для формирования новых закономерностей.

Предполагается, что опыт России, ярко проявившийся в градооппозициях, будет востребован в третьем тысячилетии в формировании единой общечеловеческой культуры, состоящей из противоположных, но взаимодополнительных, неслиянно-нераздельных начал. И особое значение в ней будет играть градосфера, в которой человеческая культура и формирующаяся ноосфера Земли наиболее сконцентрирована.

 

Список научной литературыКобзев, Игорь Иванович, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1.Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир.- 1988. №7.- С.210-220; 1988. №9.- С.215-230.

2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции.- М.: Школа "Языки русской литературы", 1996.

3. Александр Бенуа размышляет.- М., 1968.

4. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина XIX века.- Свердловск: Свердловское кн. изд-во, I960.

5. Андржеевский И. Болотные болезни на Севере. Медико-топографическое описание Ижевского оружейного завода. СПб., 1880.

6. Анциферов Н.П. "Непостижимый город." Душа Петербурга. Петербург Достоевского. Петербург Пушкина / Сост. М.Б. Вербловская.- СПб.: Лениздат, 1991.

7. Аршавский В.В. Различные модели мира в свете полиморфизма типов полушарного реагирования // Модели мира: Сб. ст. / Сост. Н.В.Чудова.- М. : Росс. ассоц. искусств, интеллекта, 1997. С. 125-136.

8. Аршавский В.В., Калачева Л.П. Особенности межполушарных отношений при олигофрении у детей коренного и пришлого населения Северо-Востока и некоторые перспективы педагогики // Биологические проблемы Севера. Экология человека. Т.З. Магадан, 1983.

9. Аршавский В.В., Курсулис А. Нужно ли подводить под психофизиологические проблемы "географические подпорки" // Alter ego . 1994, 1994.-С.16-17, №5.

10. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Почему в гадком утенке мы не видим прекрасного лебедя (Межполушарная асимметрия и некоторые проблемы педагогики) // Alter ego. 1991, №2.

11. Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Право на "правополушарный" образ мыслей // Человек.- 1991, №4.

12. Асеев Ю.С. Города Приднепровья и Северской земли // Древнерусское градостроительство Х-ХУ веков / ВНИИ теориии градостроительства. Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого. -М.: Стройиздат, 1993.- С. 109-119.

13. Астраханские губернские ведомости. 1838, №35.

14. Астраханский сборник, изданный Петровским обществом исследования Астраханского края. Астрахань, 1836. Вып.1.

15. Астрахань и Астраханская губерния : Сборник. М.: 1852.

16. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях. -Ижевск, 1997.

17. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.4, №150.-М., 1914.

18. Бабыкин К.Т. Из истории архитектуры Екатеринбурга-Свердловска. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1947.

19. Баткин Л.Н. Тип культуры как историческая цельность// Вопросы философии. 1969, №9.

20. БаткинЛ.Н. Избранные эссе и статьи о культуре. М., 1991.

21. Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи / Пер. с франц. Б.М.Скуратова.- М. : Изд-во гуманитарн. лит. (Французская философия XX века), 1988.

22. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

23. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1992.

24. Безотосный В. ".Всяких немцев на воеводство посылать" // Родина.- 1997, №9.- С.51-56.

25. Бейне Г. Краткие исторические и экономические очерки Ижевского завода // Записки Казанского Императорского экономического общества. 4.1. Кн.4,- Казань, 1855.

26. Белинский В.Г. Петербург и Москва / Петербург в русском очерке XIX века.- Сост., автор предисл. и комм. М.Б. Отрадин.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.- С.85-104.

27. Белов В. Циники и симплициусы // Наш современник. 1994, №40.- С.3-17.2 8.Бенуа А.И. Мои воспоминания. Т.1.- М., 1980.

28. Бердяев H.A. Любовь у Достоевского // Русский Эрос или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В.П.Шестаков; Коммент. А.И. Богословского.- М. : 1991.- С. 273-283.

29. Бердяев H.A. Метафизика пола и любви // Русский Эрос.-М.: Прогресс.- С.232-264.

30. Бердяев H.A. О вечно бабьем в русской душе // В.В.Розанов: pro et contra/ Апология. Кн.2.- СПб.: Изд-во Рус. Христ. гум. института, 1995.- С. 42-50.

31. Бердяев H.A. Размышления об Эросе // Русский Эрос или Философия любви в России / Сост. и авт. вступ. ст. В. П. Шестаков. Коммент. А.Н. Богословского.- М.: Прогресс, 1991.- 57с.

32. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1987.

33. Вернадский В.Н. Новгород и Новгородская земля. M.-JI., 1961.

34. Библер B.C. Л.С.Выготский внутренняя речь и логика диалога // На гранях культуры. - М., 1997. - С.317-322.3 6.Блинов H.H. О языческом культе вотяков. Вотякибуддисты // Дневник X съезда русских естествоиспытателей и врачей в Киеве, 1989.- С.182-184.

35. Богданов В.И. Эволюция представлений о стабильности земной коры в районе Санкт-Петербурга / / Петербургские чтения-97. Материалы энциклопедической библиотеки "Санкт-Петербург-2003". СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. - 712с.

36. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка.- Л.: Искусство. -1988 .

37. Богуславский М.М. Земское самоуправление на Русском Севере. Т.1. - М., 1909.4 0.Бор Н. Атомная физика и человеческое познание.- М.,1961.

38. Борисова Е.А., Стернин Г.Ю. Русский модерн.- М. : Советский художник, 1990.

39. Брандт Г.А. Природа женщины как проблема (Концепции феминизма). ОНС, 1998, №2.- С.167-180.

40. Бруин К. де. Путешествие через Московию.- М., 1873.

41. Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцание и умозрение.-М. : 1917.

42. Быкова М. Удмуртская правда, 14 сентября 1994.

43. Вавилов Н.Г. Избранные произведения в 2 т.- Л., 1967.4 9.Ванчугов В. В. Москвософия и Петербургология: Философия города.- М.: РИЦ "Пилигрим", 1997.

44. Вейнингер О. Пол и характер.- СПб., 1912.

45. Верещагин Г. Человеческие жертвоприношения вотяков// Изв. Арх. Общ. изуч. Русского Севера.- Архангельск, 1911, №10.

46. Вернадский В.П. Научная мысль как планетарное явление. Кн.2.- М., 1977.

47. Вишняков Н. Россия, Калифорния и Сандвичевы острова // Русская старина. -СПб., 1906, ноябрь.

48. Владыкин В.Е. Мелодия небесной росы.- Ижевск: Удмуртия, 1988.- 135с.

49. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина удмуртов.- Ижевск: Удмуртия, 1994.- 383с.

50. Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни.- М., 1981.- 370с.

51. Выготский Л.С.Мышление и речь.- М., 1934.

52. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет.- Т.2.- М., 1971.

53. Герберштейн С., барон. Заметки о Московских делах / Введение, перевод и примечания А.И.Малеина.- СПб.: Изд-во А.С.Суворина, 1908.

54. Герцен А.И. Москва и Петербург // Петербург в русском очерке XIX века / Сост. и авт. пред. и коммент. канд. филол. наук М.В.Отрадин.- JI.: Изд-во ЛГУ. 1984.- С.53-57.

55. Глинка Ф.Н. Москва // Русские столицы Москва и Петербург / Под общ. ред. Д.Н.Замятина. Сост. А.Н.Замятин и Д.Н. Замятин.- М.: Мирос, 1993.- С.40.

56. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Дорогами земли Вятской. М.: Искусство, 1971.

57. Гоголь Н.В. Петербургские записки 1836 года // Русские столицы.- М., 1993.- С.127.

58. Голан А. Миф и символ.- М., 1992.

59. Город в чугунном узоре: Касли 250 / Сост. и авт. текста А.П.Моисеев. - Челябинск: Рифей, 1997.

60. Город и время. Беседа с Ю.М.Лотманом М.Лотмана, Л.Морева, И.Евлампиева // Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.: ФКИЦ "Эйдос", 1993.

61. Город на канале: О прошлом и настоящем Красноармейска: Сб. очерков / Под общ. ред. П.П.Попова и Т.А. Мельниковой.- Волгоград: Комитет по печати и информации, 1997 .

62. Город Пушкин. Историко-краеведческий очерк-путеводитель.- СПб.: Лениздат, 1992.

63. Город-экосистема / Э.А.Лихачева, Д.А.Тимофеев, М.П.Жидков и др.- М.: ИГРАН, 1998.

64. Грабарь И.Э. История русского искусства. М. : Изд-во Кнебель, 1914. - Т.З.

65. Григорьев A.A. Заметки петербургского зеваки // Репертуар и Пантеон.- 1844.- Кн.12.- С.738-751.

66. Григорьев В.В. О древних походах руссов на Восток // Журнал Министерства народного просвещения.- 1835. №5.-С.229-287.

67. Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур).- М., 1992.- 424с.

68. Григорьева Т.П. И еще раз о Востоке и Западе // Иностранная литература.- 1979, №7.

69. Григорьева Т.П. И еще раз о Востоке и Западе //Иностранная литература.- 1975, №7.- С.258.7 6.Григорьева Т.П. К диалогу культур Востока и Запада. Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979.

70. Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада и Востока // История и философия культуры.- М., 1996.- 119-149с.7 8.Гришкина М.В. Удмурты . Этюды из истории 1Х-Х1Х вв.-Ижевск: Удмуртия, 1994.

71. Гуляницкий Н.Ф. Петербург первой половины и середины ХУШ века // Петербург и другие. СПб., 1995.- С.108.

72. Гуляницкий Н.Ф. Петербург последней трети ХУШ первой половины XIX веков // Петербург и другие. - М., 1995.-С. 208-269.

73. Гуляницкий Н.Ф., Гришинчук О. В. Города и посады с крупными ценнтрами культового назначения // Градостроительство Московского государства. М., 1994.-С.249- 281.

74. Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства.- М., 1992.

75. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.-Л., 1990.

76. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1989.

77. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории/ Послесл. С.Б.Лаврова.- М., 1992.

78. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- М., 1992.

79. Гусев В. И. Линии Москвы // Неожиданность очевидного: Дневник совершенного литератора.- М.: Советский писатель, 1988.- С. 129-134.

80. Де Рибас A.M. Старая Одесса / Вступит, ст. В.Димова. -М.: Димофф и К, 1995.

81. Димов В. Вступительная статья // Де Рибас A.M. Старая Одесса. М.: Димофф и К, 1995.

82. Дмитриева И.А., Миклашевская Е.П., Смирнова М.И. Лефортово страницы истории // Лефортово / Сб. ст. под ред. Е.П.Миклашевской и М.С.Цепляевой.- М. : Изд-во МЭИ, 1996. - С. 5-93.

83. Е. Описание Ижевского оружейного и железоделательного завода // Вестник Европы. М.: Издат-во Московского императоского университета, 1816.

84. Евсина H.A. Из истории архитектурных взглядов в России ХУП века // Архитектурная теория в России ХУШ века. М., 1975. - С.8-22.

85. Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему.- Л.: Советский писатель, 1990.

86. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. По берегам Медвежьей речки.- СПб., 1992.

87. Житие преподобного отца нашего Трифона Вятского Чудотворца // Труды Пермской ученой архивной комиссии.-Пермь, 1905.- Вып. 9.- С.37-80.

88. Захаров Д. Ушкуй байдара средневековья // По родному краю. Краеведческий сборник. - Киров: Вятско-Волжское книжное изд-во, 19 91.

89. Зеленин Д. Народные присловья и анекдоты о русских жителях Вятской губернии.- Вятка, 1904.98.3ыбковец В.Ф. Национализация монастырского имущества в Советской России. М., 1975.

90. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР.- М. : Наука, 1976.

91. Иванов Вяч. По звездам.- СПб., 1909.

92. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге. Очерк истории города.- СПб.: РИЦ "Культ-информ-пресс", 1997.

93. Иконников А. Организация пространства в русском градостроительстве // Русское искусство между Западом и Востоком. М., 1997.- С.191-205.

94. Иконников A.B. Производственное искусство в эпоху его технической воспроизводимости.- М.,. 1996.

95. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа.- М.: Интрада.- 1988.

96. Ильминских Н.Г. Флорогенез в условиях урбанизированной Среды: Автореферат дис. . д-ра биол. наук.- СПб., 1992.

97. Исследования новейшей русской истории. Урал и Прикамье. Ноябрь 1917- январь 1919. Документы и материалы/ Редактор-составитель и авт. коммент. М.С.Бернштам. Под общ. ред. И.А. Солженицин.- Париж: YMKA-PRESS.- 1982.

98. Исследования новейшей русской истории. Независимое рабочее движение в 1918 году. Документы и материалы. Т.2. / Ред., состав, и авт. коммент. М.С. Бернштам. Под общ. ред. И.А.Солженицина.- Париж: YMKA-PRESS.

99. Исупов К.Г. Петербург и Москва: Спор об эстетическом приоритете в истории // Исупов К.Г. Русская эстетика истории.- СПб.: Изд-во ВГК, 1992.

100. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

101. Каган М.С. Москва Петербург - провинция: "двустоличность" России - ее историческая судьба и уникальный шанс // Российская провинция, 1993. №1.- С. 1628 .

102. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад Восток" в культурологии. Взаимодействие художественных культур. М. : Наука, Издат. фирма "Восточная литература". 1994.

103. Каган М.С. Философия культуры.- СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996.

104. Каганов Г.З. Санкт-Петербург: Образы пространства.- М. : Индрик, 1995.

105. Кантиков А.Ю. Архитектурные памятники Урала ХУШ в. Барокко в уральской архитектуре. Авт. дис. канд. искуств. - М., 1976.

106. Карабчевский П.М. Следы человеческих жертвоприношений в поэзии и религиозных обрядах приволжских финнов.- Казань, 1889.

107. Карпец В. Федор Глинка. Историко-литературный очерк.-М., 1983.

108. Kenn Е.Е. Выборг: Художественные достопримечательности,- Выборг: Фантакт, 1992.

109. ИЭ.Кибардин К. Возможно ли существование человеческих жертв у современных вотяков // Русский вестник.- 18 96, июнь .

110. Кириллов В. Т. Стихи // Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Сборник стихов.- Л.: Советский писатель, 1959.

111. Кирпичников А.И., Сарабьянов В.Л. Старая Ладога, древняя столица Руси.- СПб.: АО "Соавия", 1996.

112. Кирцидели Ю.И., Левина Н.Р. Мой город Санкт-Петербург.-СПб., 1997.

113. Ключевский В.О. Курс русской истории // Соч.- М., 195659. Т.З.12 4.Ключевский В.О. Собр. соч. В 9 т.- М., 1987.- т.1.

114. Кобзев И.И. Ижевские картинки (Этнографические очерки).- Ижевск: Издательство Удмуртского гос. университета (в печати).

115. Кобзев И.И. К вопросу о восточных корнях русского искусства //Вестник Удмуртского университета.- 1996.-С. 94-108.

116. Кобзев И.И. От Ижевска до Харбина // Памятники Отечества.- 1995, № 33.- С.154-166.

117. Кобзев И.И. С красным знаменем против красных // Огонек.- 1990, №20, август.

118. Кобзев И.И. Самое большое село мира (История Ижевска с 17 60 по 192 5 годы)Ижевск: Изд-во Удм. гос. университета (в печати).

119. Ковригина М.С. , Цепляева М.С. Влияние Немецкой слободы на жизнь Москвы и русского общества в ХУП-ХУШ вв. // Лефортово: Сб. ст. .-М., 1996.- С.121-252.13 6.Кожинов В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997.

120. Козинец Л. А. Каменная летопись города. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1989.

121. Козьмян Г.К. Чарльз Камерон.- Л.: Лениздат, 1987.

122. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект-Пресс. 1997.

123. Крестова O.K. Воронеж. Страницы истории.- Воронеж, 1961.

124. Кржижановский С. Воспоминания о будущем / Штампель: Москва (тринадцать писем в провинцию).- М., 1989.- С.385.

125. Кудрявцев М.П. Москва третий Рим: Историко-градостроительное исследование.- М., 1994.

126. Кучеренко В. Москва империя тьмы.- М. : Палая. 1995.

127. Лавров A.B. Введение в "диадологию" П.П.Перцова // Полярность в культуре. Альманах "Канун". Вып. 2 // Сост. В.Е.Багно, П.А.Новичкова.- 211-219с.

128. Ларичев В. А. Колесо времени, Солнце, Луна и древние люди.- Новосибирск: Изд-во Сибир. отд. АН ССР, 1986.

129. Лебедев В. Вятские записки.- Л.-М., 1933.

130. Лебедев Г.С. "Год Александра Невского" в Ленинграде -пролог возрождения Петербурга // Древний Псков: Исследования средневекового города.- СПб., 1994.- С.132-136.

131. Лебедев Г.С. "Скандовизантия" и "Славотюркика" как координаты русского национального самосознания // Полярность в культуре. Альманах "Канун". Вып.2 / Сост. В.Е.Багно, П.А.Новичкова. М., 1995. С.55-84.

132. Лебедев Г.С. "Скандовизантия" и "Славотюркика" как культурно-географические факторы становления Руси // Русская литература. 1995, №3.- С.30-41

133. Лебедев Г.С. Рим и Петербург: археология урбанизма и субстанция Вечного Города // Метафизика Петербурга: Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. / Вып.1- СПб., 1983.- С.47-62.

134. Лебедев Г. С. Русь Рюрика как объект археологического изучения: Скифы. Сарматы. Славяне. Русь // Петербургский археологический вестник.- 1993. №6.- С.105-109.

135. Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.- 172с.

136. Лихачев Д.С. Поэзия садов.- СПб.: Наука, 1991.- 371с.

137. Лихачев Д.С. Россия никогда не была Востоком // Литературная газета.- 1992, 5 февраля, №6.

138. Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Наше наследие, 1991, №7. С.15-16.

139. Логвин Г.Н. Киев столица древнерусского государства // Градостроительство Московского государства. М., 1994. - С. 83-97.

140. Ломоносов М.В. Примечания на рукопись "История Россиской империи при Петре Великом" Вольтера // Полн. собр. соч., Т.6.- М.-Л., 1952.- С.90-95.

141. Лорер Н.И. Из записок // Русский архив. СПб., 1874. -4.2. - С. 689-690.

142. Лотарева P.M., Алферов Н.С. Города-заводы // Петербург и другие. М., 1995.- С. 341-370.

143. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М. : Языки русской культуры. 1996.

144. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

145. Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре ХУШ века // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 411. Семиотика культуры.- Тарту, 1977.

146. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города: Семиотика города и городской культуры. Петербург/ Труды по знаковым системам. Т.ХУШ . Вып. 664,- Тарту.-С.30-45.

147. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Т.10.- Тарту, 1978.- С.12.

148. Макарова Л.Н. Древние наименования города Кирова (Вятка- Хлынов) // Этимологические исследования. Сб. науч. тр.- Свердловск, 1984. -С.132-141.

149. Малеин A.C. Примечания к "Запискам" С.Герберштейна // Герберштейн С. Записки о Московских делах / Введение,перевод и примечания А.И.Малеина.- СПб. Изд-во А.С.Суворина, 1908.

150. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию,- М., 1992.

151. Мамин-Сибиряк Д.Н. Город Екатеринбург. Екатеринбург: Изд-во Симонова, 18 99.16 9.Мамин-Сибиряк Д.Н. Статьи и очерки. Свердловск: Свердл. кн. изд-во, 1947.

152. Мамонов В.Ф. История казачества России. Екатеринбург: Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, 1995.- 236с.

153. Мандельштам О. Литературная Москва // Русские столицы Москва и Петербург / Под общей ред. Д.Н. Замятина. Сост. А.Н. Замятин и Д.Н. Замятин.- М.: Мирос, 1993.- С. 47.

154. Марр Н. Иштар. (От богини матриархальной Афревразии до героини любви феод. Европы) // Яфетич. сб. Вып. У.- Л., 1927.- С.109-178.

155. Марр Н. Поездки к европейским яфетидам (Отчет по второй заграничной командировке, октябрь 1922- июнь 1923) // Яфетич. сб. Вып.З.- Л., 1925. С.1-61.

156. Махинько Л.Н. Город как мир.- С-Пб.: Питер, 1997.-160с.

157. Маяковский В.В. Полн. собр. соч. тт.1-13.- М. : ГИХЛ, 1955.- Т.6

158. Медведев A.M., Шабуров Ю.Н. Москва порт пяти морей.-М.: Московский рабочий, 1935.

159. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название "Русь" в этнокультурных источниках древнерусского государства (IX-X вв.) // Вопросы истории.- 1989. №8.- С.24-28.

160. Метафизика Петербурга (Петербургские чтения по теории и философии культуры). Вып. 1.- СПб.: Эйдос, 1993.

161. Мешков В.М. Москва вековечная: Библиографическая энциклопедия.- М.: Изд-во "Книжная палата". 1997.

162. Михайлов К. Архангельск в 1765 году // Журнал мин. нар. прев. СПб, 1890.

163. Михайлова M.Б. Принципы формирования, методы и организация проектирования русских городов // Петербург и другие. М., 1995. С.91-158.

164. Михайлова М.Б. С.Е.Дудин // Проблемы профессионального и народного искусства Удмуртии.- Ижевск: УдНИИ, 197 9.-С. 32 .

165. Михайлова М.Б. Судостроительные и портовые города // Петербург и другие. М., 1995.- С.302-317.18 4.Михайлова М.Б. Холмогоры, Архангельск //

166. Градостроительство Московского государства. М., 1994.- С. 238-248.

167. Морозов А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975. 184с.

168. Морозов И.В. Мир архитектуры в контексте гуманитарной культуры (архитектурная герменевтика). Автор, дисс. . доктора культурологических наук.- СПб., 1998.

169. Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса.-Минск: Университетские издательство.- 1994.

170. Москва: Живописная Россия. СПб., 1899. -Т.7, ч. 2.

171. Муравьев В. Б. Вступутельная статья //Город чудный, город древний. Москва в русской поэзии ХУШ-нач. XX веков.- М., 1988.- 577с.

172. Мурчисон, Вернейль, Кейзеринг. Геологическое описание Европейской России и Хребта Уральского // Горный журнал.- СПб., 1848.- Ч.1.

173. Напольских В.В. Древнейшие этапы происхождения народов Уральской языковой семьи: данные мифологической реконструкции (прауральский космогонический миф). Материалы из серии "Народы Советского Союза" / Вып. 5. Народы Урал. яз. семьи.- М., 1991.

174. Невьянск: Краеведческий сборник. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1982.

175. Никитин С. Россия родина "крокодилов" // Российская газета.- 1993, 11 сентября.

176. Оборин В.А. , Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль.- Пермь: Пермское кн. изд-во.-1988 .

177. Огородников С.Ф. История Архангельского порта. СПб., 1875.

178. Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890.197.0леарий А. Новое описание путешествия на Восток магистра Адама Олеария // Иностранцы о древней Москве.-М., 1991.- 317.

179. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства.- М., 1988.

180. Очерки истории Свердловска: 1723-1973 / Сб. ст. Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1982.

181. Панаев И.И. Литературные воспоминания.- М., 1988.

182. Паперный В. Культура "Два".- М., 1992.

183. Парамонов Б. Конец стиля.- СПб.- М. : АГРАФ, 1997.

184. Петербург и другие новые российские города ХУШ- первой половины XIX веков: Илл. сб. ст./ Под общ. ред. Н.Ф.Гуляницкого.- М.: Стройиздат. 1995.

185. Петров В. Русские в истории Америки. Вашингтон, 1988. - 263с.2 08.Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда.- М.- Л., 1928.

186. Пилецкий Я. Бегство.- Новая жизнь, 1918, 9 марта.

187. Пилявский В.И. Особенности архитектуры русского классицизма // Изв. вузов, сер. стр-во и архитектура. -Новосибирск, 1968. № 7.

188. Платонов С.Ф. Москва и Запад в ХУ1-ХУП вв.- Л.: Сеятель, 1925.

189. Плюханова М.Б. О национальных средствах самоопределения личности: самосакрализация, самосожжение, плавание на корабле // Из истории русской культуры (ХУ11- нач. ХУШ вв.): Языки русской культуры. Том Ш. М., 1996- 624с.

190. Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства.-СПб.: Акрополь, 1995.

191. По старой Москве: Переработанное издание М. и С. Сабашниковых / Под ред. Н.А.Гейнике, Н.С.Елагина, Е.А.Ефимовой, И.И.Шитца. М.: Флир, 1997.

192. Поездка к вотякам Казанской губернии. Письма A.A.Фукс к мужу ее К.Ф.Фуксу // Казанские губ. ведомости.- 1844, №22 от 2 9 мая.

193. Позднеев A.M. Города Северной Монголии.- СПб., 1988.

194. Полторацкая Н.И. Франция.- СПб.: Лениздат, 1997.

195. Полярность в культуре. Альманах "Канун". Вып." / Сост. В.Е.Багно, П.А.Новичкова. СПб., 1995.- 430 с.

196. Померанц Г. Выход из транса.- М., 1995.- 57 6с.22 0.Православная Удмуртия.- 19 94, ноябрь, №1.

197. Преображенское. Века. События. Портреты/ Сб. ст. под общ. ред. В.А.Рупова.- М. : Московское военно-историческое общ-во, 1997.