автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Выразительность в контексте социально-идейного развития телевидения (на материалах молодежных программ)

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Ахметгалиева, Гульнара Болатовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Выразительность в контексте социально-идейного развития телевидения (на материалах молодежных программ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Выразительность в контексте социально-идейного развития телевидения (на материалах молодежных программ)"

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С. М. КИРОВА

На правах рукописи АХЛ1ЕТГАЛ ИЕВА Гульнара Болаговна

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ИДЕЙНОГО РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ

(НА МАТЕРИАЛАХ МОЛОДЕЖНЫХ ПРОГРАММ) 09.00.01 — Диалектический и исторический материализм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на сонскание ученой степени кандидата философских наук

АЛМА-АТА — 1991

Работа выполнена на кафедре философии гуманитарных факультетов Казахского государственного университета им. С. М. Кирова.

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор О. А. СЕГИЗБАЕВ.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор В. Н. ЩЕРДАКОВ,

кандидат философских наук, доцент Н. М. КУРМАНБАЕВА.

Ведущее учреждение — Институт философии и права Академии наук Казахской ССР.

Защита диссертации состоится * 1991 года в ^^

часов на заседании специализированного совета К 058.01.01 по присуждению ученой степени кандидата философских наук при Казахском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. С. М. Кирова по адресу: 480012, Алма-Ата, ул. Аыангельды, 61. Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук при КазГУ им. С. /М. Кирова, актовый зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке КазГУ им. С. М. Кирова (ул. Тимирязева, 46).

Автореферат разослан . ^ * 0 & 1991 г.

Ученый секретарь специализированного совета,

доктор социологических наук СЗ/г-л»'^» ТАЖИН Л\. М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Непреходящей и главенствующая целью цивилизованного развития становится переориентация обезличенной, технократической, отчужденной культура и идеологии на интересы и целевые детерминанты конкретного человека. '

Обращение к личности, государственное, правовое, профессиональное, интеллектуальное и духовное уважение его становится идейным, логико-методологическим ориентиром функционирования воей системы социально-политических институтов.

В условиях духовного и интеллектуального возрождения общества первоочередной задачей является теоретическое и философское прочтение политической, экономической и социальной реформы социализма.

Социально-филооофокий анализ формы, содержания выразительности телевизионных программ представляет собой одно из важнейших средств осмысления нашей общественной жизни. Молодежные программы телевидения заслуживают особого внимания, поскольку, благодаря гласности и происходящим общественным изменениям, возникли новые приотраатия молодых, новые идейные установки и мировоззренческие ориентации. Необходимо их теоретическое обобщение со стороны философов, социологов, психологов и исследование целого ряда важнейших вопросов, связанных с телевидением: насколько правдиво оно отражает реаяии жизни молодежи, как воздействует на осознание нравственных принципов, какие идейные и художественные средства при этом попользует.

Конкретно-абстрактная выраженность детерминант жизнедеятельности человека, ее логико-методологическая нагруженнооть требуют тщатольного философского анализа формы, содержания и направленности телевизионной деятельности.

Отказ от схематичности, идеологической насыщенности, отчужденности человека выявляет актуальность и востребованность понятия выразительности телевизионной программ. Гуманистическая и духовная насыщенность телевизионной деятельности оовершает акт воспроизводства человечеокого общения в содержании свободы совести, интеллекта и профессии.

В диссертации анализируются мировоззренческие и методологические основания, логические ориентации телевизионной деятельности в форме субъект-объектных отношений как доминант личностного осуществления человека в социуме.

Именно философское прочтение роли и меота телевизионного действия в ооциальной действительности, аналитичеогое выявление принципов свободного развития сущности человеческого бытия как приоритета общечеловеческого, личностного над государственным, административным и ведомственным обусловливает практическую необходимость иооледуемой проблемы.

Философско-эстетичеокая наполненность, художественная ценность телевизионного действия во все возрастающей степени определяет эффективность отношений телевидения, как особого социаль ного института, о личностью. Именно выразительность телевизионных программ обладает неограниченным методологическим и мировоз зренческиы потенциалом эффективного обращения к человеку.

Степень разработанности проблемы. История философской мысли, теории театра и кино показывают ряд сформировавшихся подходов в понимании объекта представляемой работы, при этом понятийный аппарат философского анализа данного феномена слокился л иль в середине XX столетия и обусловлен стремительно расширяющееся практикой, зрелищных, технических видов искусств.

Несмотря на то, что различные аспекты данной проблемы ис-

следуютая в известных работах Ратнера Я.В., Ждана В.Н., Боре-ва Ю.Н., Разлогова К.Э., Зоркой Н.М., Ильина Р., Копаловой Р., Шимунека Е., Зайцевой Л.А., Юровского А. и других*, кардинально изменяющееся общество и человек обусловливают необходимость целостного, о методологической ориентацией на качественно новые явления общества, теоретического исследования телевизионной выразительности.

Автор оознает, что ряд вопросов, поставленных в представляемой работе, нуждается в дальнейшем углубленном изучении, что часть из них носит постановочный и проблемный характер, но в то же время каждый результат в этом направлении приближает нас к определенной научной цели.

Паль и задачи исследования. Основная цель диссертации заключается в разработке понятийного аппарата выразительности телевизионных молодежных программ в контексте социально-идейных преобразований п обновлений нашего общества.

Находя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи: во-первых, очерчивается логико-историческая эволюция взглядов и представлений на выразительность зрелищных видов искусств, как необходимую теоретическую платформу такого синте-

I См.: Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств.?.!.: Искусство,1980; Ндан В.Н.Эстетина экрана и взаимодействие искусства. М.: Искусотво,1987; Борев Ю.Н.Эотетика.М.: Иокусство, 1986; Разлогов К.Э.Искусство экрана: проблемы выразительности. М.: Искусство,1982; Зоркая Н.М.Зрелшщше формы художественной культуры.М.:Знание,1981; Ильин Р.Изобразительные ресурсы экрана.М.: ВГИК,1973; Копылова Р.Контакг.Заметки о феномене твлевизионностя.М. .-Искусство, 1974; Копылова Р. Кинематограф плюо ТВ.М.: Иокуоотво,1977; Шимунек Е.Эстетика и всеобщая теория искусотв. М.: Прогресо, 1980; Зайцева Л.А.Выразительные сродства киноматографии. М.: ВГИК, 1971; Юровский А. Телевидение - поиски и решения. М.: Искусство, 1975.

тичеокого феномена, как телевидение. Во-вторых, исследуются основные тенденции и процессы формирования, действенности философской концепции американского телевидения как одной из важнейших составных западной "массовой культуры".

В-третьих, в овязи с кардинальными изменениями общественного устройства телевизионной практики возникает потребность теоретического , философского обоснования задач и функций интеллектуального и духовного обращения к человеку, так как "...сегодня в литературе, публицистике, журналистике переизбыток эмоций. Вое острее ощущается теоретический голод, потребность понимания, концептуального осмысления, которое ничем не заменить"*. Выработка философской концепции телевидения необходима - "Это не проото нечто "вторичное" в отношении исходного материала, а способ проникновения в ноше измерения самой реальности. Такая интерпретация создает новые культурные условия восприятия п существования первичного тезиса, а в некоторых случаях может быть

2

средством развития самой философии .

В-четвертых, анализируется самая многочисленная и подвижная телевизионная аудитория - молодежная и на основе этого создается предполагаемая модель телевизионной молодежной программы, ориентированная на повышенный, потенциальный уровень социальной активнооти, и наконец, в-пятых, предлагаются некоторые практические формы реализации концептуальных, действенных подходов в молодежной телевизионной передаче.

Методологическая основа и источники работы. В процессе исследования проблемы автор опирался на обширный теоретический

1 Докторский В., Куницын В. Логос и Муза // Литературная газета, 1988. № ЗЭ. С.З. •

2 Та.у ь-.е.

материал по истории философии, эстетики, теории театра.

Шли использован« труда как отечественных, так и зарубеа-ных ученых по философии, теории кино а телевидения, социологии, по общественно-политической проблематике.

Источником работы явился большой фактический материал молодежной редакции Центрального телевидения. В диооертации использовали конкретно-социологические исследования ЦТ и результат оригинального анализа 45 каналов телевидения в США.

■ Методологическим основным принципом в работе принимается принцип приоритета общечеловеческих ценностей и главенствования гуманистической ориентации в изучении социальных институтов и явлений.

Научная новизна работы сводится к следующему:

- впервые эволюция философских взглядов и представлений на выразительность зрелищных искуоств рассмотрена в овязи с проблемой социально-идейного развития телевидения;

- используя идейный потенциал исторических концепций о художественной выразительности и современные философские и иокус-ствоводчеокие исследования, дан анализ основного понятийного аппарата» объекта данного исследования;

- рассмо,трены и определены основные особенности современной жизни молодеют как объекта и реципиента телевизионной передачи;

- на основе анализа телевизионных передач Центрального телевидения, а также результатов ооциологичеоких исследований предложена оптимальная модель молодежной передачи, совмещающая идейную содержательность о высокой эстетичностью;

- предложены некоторые практические формы реализации концептуальных подходов в молодежной телевизионной программе.

2-1041

Практическая значимость работы. Отдельные положения и выводы исследования могут послужить теоретической основой для дальнейшей разработки проблем повыше гл эффективности телеви-^ ( - „, дения, как особого социального института, для углубления и обо-

91

1 у

! . гащения теории восприятия.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании спецкурсов по телевизионному творчеству на факультетах журналистики высших учебных заведений страны. ^ , ^ ;, Предложенная-в-реботе Оптимальная модель тел&шшюаной -мо-

»4:<: .. -......

ттгщо^ип» .парапашт позволит более эффективно организовать работу молодежных редакций центрального и регионального телевидения. Дггообаоия работы. Основное содержание диссертации доклады-

'С- I <л I

(/ валось на городокой научно-практической конференции "Повышение эффективности и действенности средств маосовой информации и пропаганды в овете решений ПУП съезда КПСС" (Алма-Ата, декабрь 1986 г.), на теоретических семинарах молодых ученых филооофско-экономзческого факультета Каз1У (Алма-Ата, 1986).

Результаты теоретических и социологических исследований основной проблемы диссертации докладывались на научном оеывнарв в Гранд Каньонском университете штата Аризона (США). На основе работы были опубликована три статьи.

Цель, методы исследования и логика оамой проблемы определили структуру -работы. Диооертация состоит из введения, двух глав, заключения и спиока использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, определяется главная пель и формулируются основные задачи, излагаются методологиче-

ские принципа и эмпирическая база исследования, дается краткий анализ отепени разработанности проблемы, указываютоя аспекты научной новизны и выносимые на защиту вопросы.

Первая удава -работы - "Методологические основания становления понятия выразительности зрелищных искуаотв" состоит из трех параграфов.

В первом параграфе ("Конкретно-историческая обусловленность формирования понятия выразительности массовых зрелищных представлений") дан историко-философский анализ становления понятия выразительности о момента зарождения массовых представлений и возникновения значительных концепций этой логической формы.

В диссертации показано, что разнообразие форм выразительности в развертывании форм художественной деятельности подчинено как овоим внутренпим, специфическим законам взаимодействия и пзаимоопределенпя, так и внешним, общим законам человеческой практики. Деятельная, развивающаяся природа человека и непосредственным и опосредованным образом детерминирует конкретно-иото-рический характер конкретной эстетичности.

Каждая эпоха характеризуется своим восприятием эстетического. И оно формирует уровень и возможности постижения всего многообразия социальной данности. Посредством выразительности конкретно-исторический человек постигает истину собственного бытия. И в этом отношении выразительность есть акт откровения, ведущий человека к глубинам истины через всю историю человеческого существования.

Анализ крупнейших теоретических концепций в истории эстетики, где основополагающим является учение Аристотеля о бытие, как учение о символической выразительности всякой вещи, или

учение о вещах, как выразительных оимволах, показал, что на каждой ступени общественного развития выразительность имеет специфические и закономерно обусловленные формы.

Автором диссертации в данном параграфе использовано фило-софоко-эстетическое наследив каждой исторической эпохи в рассмотрении проблемы художественной выразительности на примерах зрелищных видов искусств, которые явилиоь ооновой для возникновения синтетического современного зрелища - телевидения.

Аналитическую направленность диссертации имеет второй параграф "Принципы выразительности в теоретико-практическом развитии "массовой культуры". Каждое время создает систему духовного воздействия на сознание народных масо, которая в условиях идеологии приобретает характер сложной системы манипуляторекого воздействия на массовое сознание.

В параграфе рассмотрены основные принципы "массовой" культуры и выявлены элементы действенности и эффектив^ лти средотв массовой коммуникации, в частности американского телевидения.

Теоретические и методологические истоки построения и развития концепций "массовой культуры" прослеживаются, начиная с трудов позитивистов до программистов США (Джеймэз, Дьюи), и включают идеи иррационализма и психоанализа (Ницше, Фрейд). Характер возникновения идеологического восприятия содержания произвело-' ния или телевизионной передачи, при всей утверждаемой буржуазными теоретиками искусства нейтральности идеологии, требует глубокого, индивидуального, психологического проникновения в про-цосоы восприятия и формирования сознания, в структуру изменения обкественного мнения. И сейчас, в оилу этого, психологические методы у теоретиков "маскульта" становятся одними из основных принципов и инструментариев.

В данном параграфа показано, что союз философов, психологов и социологов Запада создает необходимую основу для эффективных результатов в сфере идеологического и интеллектуального воздействия.

Продукция "массовой" культуры всей своей структурной определенностью выражает видовые различия, разноликость внешней выразительности (т.е. выразительности формы), рассмотрение которой во всей ее множественности в отрыве от внутренней выразительности, т.е. от идейно-содержательной направленности, действительно обнаруживает феномен идеологической нейтральности и непредсказуемости.

Е работе показаны наиболее типичные фрагменты американских телевизионных передач, в контексте проведенного автором исследования, где такпе основные элементы внешней выразительности телевидения, как конструктивная иллюзорность, восходящий оптимизм, непринужденность л доходчивость, шумовое и эмоциональное давло-нео, демократичность общения, популярность изложения материала показывают высокий уровень развернутости на зрителя, теоретическую и практическую разработанность внешней формы выразительности всей телевизионной продукции. То есть, фактически реализуется модельная установка того, что при экономическом, политическом и социальном приоритете ценностей постиндустриального общества внутренняя выразительность телевизионных программ становится контекстом внешней выразительности, и более того, полностью причинно обусловленна ею.

Но при этом, ни в коом случае не принижается необходимость выразительности содержания программы, а в последние годы в американском ТВ, при разработанности внешней выразительности (этому способствовала теория телерекламы), идет поиск новых форм со-

3-1!»« 1

вершенотвования внутренней выразительности программ. Это и развитие многонациональной культуры телепрограмм, и более динамичное, гибкое, на уровне искуоства, программирование передач, и более координированное, тесное сотрудничество широковещательных телекомпаний с коммерческими (кабельными) каналами о применением теорий психопрогнозирования и психопрограммирования1'.

Автором диссертации отмечается, что в практике американского телевидения развивается два параллельных процесса: оовер-шается акт упрощения очевидности содержания передачи и непрерывного совершенствования и усложнения выразительности передач, тем оашм первичная простота идеи, ее "арифметическая" сущность подается многомерностью и абстрактностью эстетического композиционного решения. Это сочетание походного простого и абстрактно-сложного позволяет задействовать неограниченное количество каналов, соответствующих потребностям любого типа личности.

В последнем параграфе первой главы - "Целевая направленность выразительности зрелищных видов искуоотв" - совершается анализ ооновного понятия о методологических позиций. Используя идейный потенциал исторических концепций выразительности и современные философские и искусствоведческие разработки основной проблемы работы, сделана попытка определения ее понятийного аппарата. Для этого было необходимым обозначить специфику и социальные функции зрелищных видов искусств, как определенной эмоционально-чувственной формы развития человека в целом.

Лучшим образцам данных видов искусств, как правило свойственны пластичность выразительных оредств, четкость форы, яркость подачи в целом, что олудит серьезным аргументом в пользу раощи-

7&Л'. т, Вг-оиГги ,/- ^Ейиь . 9 тЫ Не-'$0* С-Ялые-С! 4990.

рения эстетических возможностей зрелища. Основными признаками являютоя как синтетичность, так и аналитичность, в свою очередь предотавлягщие фундаментальную основу действенности эстетического восприятия, его целостности.

В диссертации рассмотрена проблема целостного восприятия, которая приобретает особое значение в овязи с возрастанием в современных зрелищных искусствах экспрессивного элемента, плакатной публицистичности, эксцентрики различного рода. Вводимые в органическое целое, эти элементы, будучи порой внешне инородными, могут приобретать особую значимость: они, о одной стороны, могут вобрать в себя что-то от контекстуального полого, с другой - получить собственное значение, придавая целокту специфически экспрессивное зпачение, динамизируясь через форму восприятия зрителя.

Понятно выразительности зрелищных маосовых представлений в . современной философской мысли принимается как развивающееся понятие. В материалистической философии выразительность представляет собой одновременно и конкретно-историческую форму, свойственную этому особенному историческому этапу развития общества, и вместе с том, наивысший уровень в развертывании становления объекта работа.

В понятийном развертывании выразительности следует отметить два основополагающих момента. Момент преемственности, сохранения сущноотшх признаков, черт и сторон исторических типов эстетической выразительности, и, вместе с этим, акт отрицания преодоления предшествующего, акт "снятия".

Диаяектнко-материалистичесяий, конкретно-исторический анализ явления выразительности, наряду с ого логико-исторической конкретизацией, обнаруживает, как уне было выше отмочено, диа-

лектическую соотнесенность единства внутренней и внешней формы, чувственного и логического. "Диалектика произведения искусства отроится на любопытнейшей "дьуединости". Воздействие произведения искусства строится на том, что в нем происходит, одновременно двойственный процесо: стремительное прогрессивное вознесение по линии высших идейных ступеней сознания и.одновременно же проникновение через строение формы в слои самого глубинного чувственного мышления. Полярное разведение этих двух линий устремления создает ту замечательную напряженность единства

т

формы и содержания, которая отличает подлинные произведения . В диссертации показано, что современное-философское понимание фиксирует всю сложность и неоднозначность взаимоопределенпй и. взаимообусловленности двух.форм выразительности..Такая расчлененность в содержании понятия, определявшего логический идейный статус и способ, прочеесуальность воздействия на восприятие человека при воей их композиционной сложности, определяет исходное и универсальное детерминирование явления выразительности процессами материальной практики. Именно объективные процессы социальной практики, в конечном счете, определяют основные тенденции и универсальные структуры в развитии форм выразительности. В самих ке конкретно-исторических типах эотетичности приоритет внутренней или внешней формы реализуется различным, образом и споообом и зависит как от сложившегося механизма воспроизведения выразительности, так и ее целевой направленности.

В работе отмечено, что.зрелища, наряду со своим огромным воспитательным воздействием, обладает повышенной мерой гедони-стичеоки-развлекательной функции, которая в одних случаях может

I Эйзенштейн С.М. Избр.произв. в 6 т. Т.2. - С.120-121.

бить преобладающей, в других - иметь подчиненное значение и определяться степенью художественной подготовленности воспринимающей публики. Занимательность, как и яркость, красочность, зрелищу не противопоказана. Более того, демократизм зрелищных искусств предполагает ое.

Выразительность яагяется средством, открывающим и формирующим самовосприятие человека, ооздшощее практическую.возможность реализации, воспроизводства идейного потенциала общественного развития в конкретной жизнедеятельности человека.

В этом отношении понятие выразительности выявляет приоритет идейно-содержательного во внутренней форме выразительности. Фактически, именно внутренняя выразительность компанует пакет ооповних идейных посылок и личностных императивов. Скрытая, а дернутая форма выразительности, практически становясь лейтмотивом внешней форма, определяет насущные.потребности п объективную логику развития общественного процесса. Социальность, объективность, классовый характер, партийность, фактически, в явном виде закладывается или существует во внутренней форме выразительности.

Внешняя ео форма, определяемая идейной направленностью внутренней форма, выраг-ается другими закономерностями и процессами и имеет соботвенную структуру и процедурность.

Бахтин М.М., говоря об эмоционально-волевой напряженности формы, о присущем ой характере выражения ценностного отношения автора и зрителя, утверждал, что это "эмоционально-волевоо отношение, носит слишком напряжений, слишком активный характер, чтобы его можно было истолковать как отношение к материалу"*.

I Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С.14.

Внутренняя выразительность аботрактна и обезличена.-Она являетоя необходимым выражением универсальных, головных детерминантов, тогда как внешняя выразительность субъективна и дифференцирований. Она направлена и в значительной степени регулируется объектом воздействия, т.е. реальным человеком.

Внешняя выразительность динамична .и.релятивна, и видоизме няетоя в ориентации на эффект восприятия. Тогда.как внутренняя форма более стабильна в овоем идейном содержании и песет в себе ответственность стратегических "замыслов общества".

В диаоертации показано ...что ыатериалистичеокое пошшание-этого социально-духовного феномена вокрывает, наряду с дуально отью формы выразительности, значительную зависимость его от. ре ально складывающейся конъюнктуры не только коренных интераоов социальных групп п общности, но и эстетических, .нравотвешшх канонов и приоритетов, изменяющихся вкусов, традиций и обычаев внезапно возникающих идеалов и "идолов", различных стремлений социально- психологического типа. .

В овоем едином виде выразительность, как единство внутреи ней и внешней формы в зрелище, ооверпаат процедуру воспроизвод ства общественного, универсально необходимого в личноотную фор му сознания, мышления и мировоззрения человека.

Анализируя молодежные телевизионные передачи Центрального телевидения, мы раооматриваем г-чятие выразительности как определяемую специфическую форму восприятия оообой аудиторией молодежи, и тем самым изучаем.основную проблему диссертации. Именно этому посвящена ртопая глава таботы - "Проблема мировоззренческой и гуманистической.направленности телевизионных молодежных программ", которая состоит из трех параграфов.

В первом параграфе рассматриваются социальные и идейные

фактор» формирования телевизионной молодежной аудитории. Сегодня главным критерием в ооциальной, идеологической ориентации становится позиция в перестройке. Поэтому основной пакет интересов каждой социальной общности, их цели и предлагаемый опо-ооб их реализации соотносится как о теоретически развиваемой линией перестройки в зрелищных видах искуоства, так и практической ее реализацией на местах.

Телевидение в условиях перестройки "очищаетоя в муках" второго рождения. Можно оказать, что на телевидении, во всяком случао в пепоторых его передачах, обнаруживается тенденция осуществления органичного, иногда весьма точного восприятия нааего мира п его обсуждения в равновесноотп и единстве как субъекта, так и объекта.

Ясно одно, что в целом ТВ должно неоти оозпдавщео начало в наш мир, п, в какой-то степени, именно в телевизионном действия козет совэршатьоя акт перестройки человека, его оознанпя, мышления, ого взглядов на мир. И что самое главпое - ого оамо-созпапио. Ииэтао рефлексия над ообой, точное понимание, "кто оп" и "зачем" в этом мире, на что оп может надеяться, за что он борется, может в значительной степени рзашться о помощью телевидения. Е'зеппо решение проблемы развития ссыооознания явля-атоя главной и конечной целью переотройка.

В данном параграфе рассматривается объект телевизионных молодежных передач. Качественное изменение молодежной аудитории, ее множеотвэннооть а социальная разноплановость требуют методологического обеспечения прсцеоса восприятия ею телевизионных программ. Прз нейфорщгававшемоя оамосознании, а, соотвот ственно, при отоут°*вии механизма оаыорефлекона, именно молодежная аудитория становится самой беспомощной и безоружной по-

ред телевизионным воздействием.

Безусловно также то, что необратимо и "катастрофически" изменился объект телевизионной программы. Изменение произошло не столько количественно, сколько качественно. Индивидуализация, плюралыюсть молодого зрителя, его социальная активность, критичность и нетерпимость, готовность к немедленному социальному действию обнаруживает повышенную степень личностного характера объекта. Необходима четкая дифференциация молодежной аудитории. Наука еще в долгу у практиков телевидения. Освеще-[ ние всех сторон процесса демократизации требует понимания ин-

тересов и запросов всех социальных и возрастных групп молодежи. Автором диссертации была сделана попытка определения основных социально-психологических групп молодежной аудитории на основе социологических исследований служб ЦТ и актуальных тематик реальных телевизионных программ.

В данном параграфе автор подчеркивает, что телевизионная молодежная передача в условиях социального и идейного переустройства должна обладать двумя исходными качествами: идейной стратегичноотью и высокой эстетической выраженностью. В /.юзая-ке молодежных телевизионных передач созидается целостность образа строящегооя мира. Целевая беспредметность становится наиболее разрушительным воздействием на молодежную аудиторию. Именно целевая направленность п эстетическая ее реализация становятся краеугольными камнями молодежной телевизионной программы .

Во втором параграфе - "Философско-эстетическое содержание молодежных телевизионных программ" - дан логико-методологический анализ содержания понятия выразительности как процеоса ху-;:о:-:еттпонного выражения идеи в телевизионной передаче. При это:.

диссертации отмечена важность и необходимость неразрывного динотва определенной эстетичеокой формы о эффективностью идей-ого замысла, с методологией проникновения в духовный мир объ-кта, о теоретически ооознанным изменением процессов движения того мира.

Исходным, определяющим началом в телевизионной молодежной ередаче становится понятие "идея", Рациональная или логичеокая ^разительность идеи будет детерминироватьоя понятиями: после-овательнооть, закономерность, объективнооть, логичность, необ-атимооть.

Логика развития идеи является той формой гармонии, эстетн-нооти, которую воспринимает телевизионная аудитория - объект эредачи. Но идея о абстрактным смыслом, со своим свернутым со-эржанпем может иметь некоторую иную форму воспроизведения, ченно та среда или объект,.к которому направлена данная идея, Зусловливает, детерминирует форму и структуру воспроизведения цеи. Молодежная аудитория, как объект, принимает идею на уров-э нотины только в достаточно выразительной форме. В этом отно-эшга абстрактность идеи требует такого эстетически конкретного эспроизведения, когда данная форма конкретности будет отвечать зновным доминантам культурного, духовного мира молодежи.

В диссертации показано, что определяющим п наиболее суще-гвенным моментом в достижении эффективности эстетической выра-нальнооти телевизионных молодежных передач является конструн-звание целостной теоретической модели объекта восприятия. Пра-шьная, теоретически точная реконструкция модели объекта обра-эния позволяет определить достаточно эффективный метод воспро-зведения, и, в такой же степени, управления множественно Я груктурой жизнедеятельности объекта обращения.

Постольку только соединение теоретической основы, логической последовательности о образностью, художественной яркоотью и цельностью выражения создает оонову эффективности и объектив ную почву достижения цели передачи.

Автором подчеркивается, что при соблюдении определенных структур молодежных передач необходимо гармоничное сочетание внешней и внутренней эотетичеокой выразительности, определяемо качественным состоянием воспринимающей молодежной аудиторией. Молодежная телевизионная передача должна иметь точный адрес и точный слой или группу молодежи. В зависимости от той или иной молодежной аудитории соотнесенность внутренней и внешней эстетической выразительности различна и имеет определенные критери закономерности. Безусловно и то, что эти две форлы выражения взаимосвязаны и неразделимы, и условное, абстрактное разделение необходимо для выяснения особенностей каждой для полной, объективной формулировки и анализа выразительности вообще.

Анализируя значение молодежных телевизионных программ, ка форма выражения идейных, художественных и профессиональных интересов, в третьем параграфе обращается внимание на то, что в практике идеологической работы о молодежью мы оегодня пережива ем переломный момент. На глазах происходит крушение шаблонных представлений о социализма, рушится слепая вера в определенные устаревшие истины. На смену вере П' ходят потребность в знаниях, на их основе формирующихся научных убеждений. Это очень трудный и болезненный процесо, сопровождающийся разочарованной, утратой правильных ориентиров, поиском идеалов. И поэтому в телевизионных передачах, особенно молодежных, необходим идейный вектор.

Своеобразие, специфика объекта обращения определена имен-

э развивающейся структурой мировоззрения, динамикой, релятив-эотью всех оторон духовного мира, система его ценностей. Идей-ая направленность молодежной телевизионной программы - чрозвд-айно тонкий, теоретически взвешенный и практически оправданный роцесо.

Выразительность и идейная направленность молодежной теле-язионной программы - взаимосвязанные п вз аимо з авяоимыо моменты, ак мы показали выше, идеологическая направленность, идейная оо-ержательность передачи без выразительности неэффективна и не еализуема. В такой же степени выразительность, не являющаяся ооителем идеи п идеологии, бессмысленна и лишена всяких возмож-остей принятия объекта обращения. Поэтому и основная, итоговая ередача, и функционально-связанная с ней подготовительная первача обладают различными формами выражения. При непосредотвен-ом сопоставлении явным образом неразличима их идейная взаимо-бусловленнооть, но отношение их друг к другу, и не только про-ессуальное, объяоняет сущнооть их единотва, а именно соотноси-ельность локального и процессуального момента выявляет сущность место каждой передачи в целостной сиотемэ идейного обращения, системности передач иоходная, идейная установка дифференциру-тся в виде ступеней и элементов процессов развития на множест-еннооть эстетических форм представления, на так называемые,кон-ретные моменты выражения основной идеи.

Основными критериями идеологической направленности молодок-ой телевизионной программы являютоя: убедительность идейных по-ожений, их объективность, теоретическая целостность, достовер-ость, яркость и образность.

Восприятие и уровень доверия объекта обращения на сугубо стетическом или логическом уровне не достигается. Чрезвычайю

важно все идейные и идеологические аспекты привносить посредством таких моделируемых ситуаций и образов личностей, воопри ятие которых молодежной аудиторией оовершаетоя на определенно уровне доверия.

Также актуальным и наоущным является создание оамой моде, молодежной аудитории. То еоть молодежная аудитория, включенна в саму передачу по мировоззренческим признакам, по интеллекту альному уровню, по эотетичеоким и нравотвенным критериям, по возможности должна быть наиболее развитой и представительной. Она отличается от реальной аудитории на некоторую качеотвенну] ступень. Именно такое отличие должно предполагать процеос,подтягивания реальной масоовой молодежной аудитории к теоретически сконструированной, модельной, но практически реализованно] аудитории.

Автором работы оделан также вывод о том, что структура п< радачи оостоит из трех уровней. Наиболее глубокий, а в некотором смысле и окрытый уровень идейно-нравственного начала, кок рий в овою очередь требует дальнейшего рационального и эстети' окого воплощения. Итак, безусловно, "чеют право на существование в телевизионной программа гармоничная форма пдейно-нравст-венного начала, логико-структурная реализация и астатическая выраженность.

Автором рассматривается также проблема эффективности тел« визионной молодежной программы, которая содержит в себе неокси ко направлений:

- дальнейшее повышение актуальности, оперативности и инфс мационной насыщенности передач, усиление наступательности теле видения в утверждении гуманистических идеалов;

- развитие и укрепление форм "обратной связи" редакционш.

коллективов о аудиторией, широкое использование информационно-публицистичеокого телевидения,как инотитута прямой демократии, средства расширения гласности в целях укрепления социальной справедливости общеотва, формирования правильного общественного мнения о внешнеполитических и внутренних событиях, введение дифференцированной пропаганды, учитывающей ооциально-демографиче-ские, психологические, этнические и другие оообвннооти и характеристики телваудитории;

- развитие форм и методов координирования и взаимодействия телевизионных программ со всей системой СШП, о другими институтами идейно-политического влияния на молодежную аудиторию;

- повышение профессионализма тележурналистов, использование творческих факторов роста эффективности, качества вещания: острая публицистичность выступления, широкое применение методов с "персонификации" информации, доходчивость и эмоциональность подачи аудивизуальных сообщений, интенсивное использование современной техники (связи) и электронной технологии записи, обработки и передачи информации.

Учитывая эти основные направления, автор диссертации предлагает некоторые практические формы реализации концептуальных подходов в молодежной телевизионной передаче. Это - построение проблемной передачи, развитие выразительности поискового характера, развитие специфичности телевизионной эстотики - иктимзза-ции, предполагающей не только доверительный, новый тип общения, но и "эффект персонификация" - абсолютного авторитета ведущего передачи,четкий,дифференцированный подход к молодежной аудитории.

В, .Заключении диссертации подчеркивается,что важнейшей основой повышения эффективности молодежных телевизионных программ становится философско-мировоззренческов осмысление взвя'тбуъг.*!:-.-

ленности и единства идейного содержания передачи и ее эстетической выразительности.Полный и глубокий смысл внутренней и внешней краооты идеи определяется ее гуманистической направленность;

Достижение подлинной гуыанистичеокой идеи означает выход на наиболее яркий и выоокий уровень эстетичности и человечности этой идеи. Способность телевидения воздействовать на аудиторию не только словом, но и зрительными,и звуковыми образами развива ет чувства людей, их вмоции. Эмоциональность, основанная на за конах эотетшш, - верный путь повышения эффективности телевидения, совершенствования его специфики как средства информации. Она рождается от изобразительно-выразительных оредств, ыузки, иных художественных элементов, а также от отношения к данной проблеме автора, участников передачи.

Высоким эффектом восприятия обладают передачи, в которых эстетичеокая выразительность ооновываетоя на прочных идеалах и ценностях молодежной аудитории, при которых завоевание, принятие некоторых новых идей, идеалов и ценностей совершенствуется на реализации и использовании уже существующих норм, ценностей и позиций. Тележурналисту следует учитывать, что процесс удовлетворения информационных потребностей, как на уровне понимания содержания сообщений, так и в процессе уовоения идей, происходит более интенсивно по мере включения всех психофизических систем человека. Природа эмоций двойственна: они не просто оценивают информацию о действительности, а подготавливают организм л поведению. Ноше сведения как бы постоянно подкрепляют размышлс ния человека, утверждают его в правильном поведении, расоеивая ¡¡ли порождая оомнения в чем-либо.

В заключении диссертации также подчеркивается проблемный \арактер рассмотренного основного понятия, который, безусловно,

требует дальнейшего ра вития исследования.

Из вышеизложенных положений л перспективе четко обозначается необходимость включения в разработку теории телевидения исследований социологов и психологов. В представляемой работе была сделана попытка объединить определенные выводы тройственного союза (философии, социологии, психологии) для ооздания основ теории выразительности молодежных телевизионных программ советского телевидения. Ибо только телевидение способно переводить "эклектику" в свою собственную эстетику, может быть, чуточку "всеядную". В какой-то мере, это идет от интимного характера оищения о телевизионным искусством, телевизор сейчао стал членом семьи, которому можно простить многоё^^й ним всегда тет-а-тет, на высочайшем уровне взаимопонимания и доверия.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Пути повышения эффективности телевизионных передач // Проблемы эффективности и действенности прессы Казахстана. -Алма-Ата: Изд-во КазГУ, 1987. С.109-114.

2. Эстетическая выразительность молодежных телевизионных программ: Материалы городской научно-практической конференции "Повышение эффективности и действенности средств массой информации и пропаганды в свете решений ХХУП съозда КПСС". - Алма-Ата: КазГУ, 1988.

3. Конкретно-исторические типы эстетической выразительности массовых зрелищных представлении в домарксистской эстетике.

М.: ИНИОН. Двп.16.11.83. Й 40135.

и