автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Взаимодействие философии и науки в средневековой исламской философии IX-XII вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Взаимодействие философии и науки в средневековой исламской философии IX-XII вв."
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА РР0 0 Д
Диванаева Бахаргуль Аразмухаммедовна
Взаимодействие философии и науки в средневековой исламской философии IX - XII вв.
Специальность 09.00.01 - онтология и теория познания АВТОРЕФЕРАТ
Диссертационный Совет по философским наукам (Д. 053. 05.72):
На правах рукописи
Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Москва
-2000
Работа выполнена на кафедре философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Научный руководитель: доктор философских наук,
•профессор В.В. Ильин
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Ю.М. Почта
доктор философских наук, профессор Ю.Л. Егоров
Ведущая организация - Российский Новый университет,
кафедра социальных и гуманитарных .наук.
Защита состоится "Л." декабря 2000 года в 15 час. на заседании диссертационного Совета Д. 053.05.72. в МГУ им. М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Воробьевы горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов, ауд. 1161.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке МГУ (МГУ, 1 -й корпус гуманитарных факультетов)
Автореферат разослан «Ж" ноября 2000 года
Ученый секретарь
диссертационного совета A.B. Иваног
¡0 №1-1,0
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования Необходимость углубленного анализа духовной культуры средневекового исламского общества обусловливается следующими обстоятельствами.
1. Потребностями национального возрождения стран Среднего, Ближнего Востока, Центральной Азии. На нынешнем этапе развития общества призванном задать средства, формы потенциального духовного самоопределения, следует точно очертить собственные корни, истоки. В самом широком смысле это - традиция, наследие, подключение "к которым, непредвзятое критическое освоение которых выступают фактором PRIMA ожидаемого национального роста.
2. Логикой совершенствования, оптимизации внутри философских,. метафилософских, культурологических, социально-политических, правовых исканий. Достаточно принять во внимание, что средневековое исламское мировоззрение а) не только прошлое, но в значительной мере и настоящее ряда держав Азии и Африки; б) инспирирует творческие процессы в философии, позволяя глубже понять философствование как таковое; в) обогащает наличные представления нетрадиционными для современного мышления импульсами.
В течение эпохи средневековья (VIII - XV вв.) на Среднем и Ближнем Востоке исследователи особо выделяют IX -XI вв., - период, который принято считать золотым веком развития науки и культуры. Это -эпоха так называемого "мусульманского ренессанса", которая характеризуется бурным развитием науки. Ученые и философы средневекового Востока внесли большой вклад в разработку проблем типологии наук, взаимодействие наук с философией.
Рассмотренная как проблема отношение философии и науки имеет множество сторон. Это вопросы "меры научности" философских построений,1 достоверность философского знания, специфика доказательства в философском споре и т.д.
В известном смысле над ними возвышается вопрос: в каком социально-культурном контексте возникает различие, а затем противопоставление философии и науки. Вопрос этот далеко не решен.
Суть в том, .что философия и наука не только разнятся, но и имеют нечто глубоко родственное, требующее понимания.
Степень разработанности проблемы. Духовное наследие народов Ближнего и Среднего Востока в течение многих десятилетий является предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных востоковедов, философов, представителей целого ряда гуманитарных наук, исследования которых способствовали формированию новых направлений в изучении бесценного богатства восточной культуры. Весомый вклад в осмысление научного наследия арабо-мусульманских мыслителей внесли С.С. Айни, В.В. Бартольд, Е.Э. Бертельс, А. М. Беленвдкий, С.Н. Григорян, И.Ю. Крачковский, Е. Кеннеди, С. Наср, Сайд Нафиси, К. Пинес, Б. А. Розенфельд, A.A. Семенов, С.П. Толстое, Е.А. Фролова и др.
Помимо коллективных трудов, приуроченных к юбилеям представителей науки и культуры этого периода, имеется немало специальных исследований, где раскрываются научный вклад и мировоззрение ряда мыслителей IX - XII вв. Осмыслению мировоззрения, роли места Абу Бакра ар-Рази, аль-Фараби, Бируни, Ибн Сины, Носири Хосрава, Омара Хайяма, Фахриддина Рази и других были посвящены исследования М. С. Асимова, А. А. Ахмедова, М. Б. Баратова, А. М. Богоутдинова, М. Н. Болтаева, П. Г. Булгакова,
М. Д. Диноршоева, В. Ю. Захидова, Т. Н. Кары-Ниязова, А. X. Касымжанова, У. И. Каримова, А. Ш. Комилова, А. К. Кубесова, Н. А. Кулматова (Арабзода), Г. П. Матвиевской, И. М. Муминова, А.Ф. Файзуллаева, М. М. Хайруллаева, А. Д. Шарапова и др1.
При работе над проблемой автор, естественно, опирался на сделанное. Вместе с тем он убеждался: комплексному изучению темы с учетом общих тенденций становления, развития гносеологических концепций корифеев философии и естествознании 1Х-ХП вв., благодаря трудам которых стала возможной преемственность в теории познания, уделено явно недостаточное внимание. Это касается в первую очередь мотивации познания, статуса опытного знания, инкорпорации философских идей в науку. Работы по проблематике контактов науки и философии в средневековой мусульманской мысли можно разделить на две группы. Первая - работы А. Броккельмана, Е. Кеннеди, Д. Кинга, Б.А. Розенфельда, А.П. Юшкевича, Г.П. Матвиевской, М.М. Рожанской, А.К. Кубесова, А. Ш. Комилова, И. Ходжиева, И.Д. Файзиева, Х.Ф. Абдулло-заде, М. Ахадовой и др., исследующие конкретно научные сюжеты. Вторая - тексты философской или историко-философской направленности. К ним можно отнести работы А.М.Богоутдинова, М.М.Хайруллаева, И.М.Муминова, М.Диноршоева, Н. Кулматова и др.
Предмет исследования - исторические формы взаимодействия философии и науки.
' См.: Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии-Душанбе. 1961; Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирака VII-XII вв. -М., I960: Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби.-М., 1982; Захидов В.Ю. Три титана.-Ташкент:, 1973; Комилов А.Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сина.-М., 1999; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе, 1985; Файзуллаев А.Ф. Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии.-Ташкент,1974; Кулмагов Н. Фахридцин Рази.-Душанбе, 1980 и др
Объект исследования - взаимодействие философии и науки на материале творчества ученых и мыслителей средневекового мусульманского Востока.
Теоретико-методологическая основа работы представлена сочетанием различных исследовательских подходов, обусловленных логикой трансформации понятий, структурной организацией объекта и предмета, целями и задачами поиска. В ней использованы системная социологическая, эволюционная, цивилизационная, аксиологическая стратегии изучения реалий..
Предпочтение отдавалось методам сравнительного и сравнительно-исторического анализа. Использованы общенаучные, философские, социологические методы, в том числе метод диалога культур, исключающий неадекватные оценки наследия памятников на базе актуализма, презентизма. В центре внимания в качестве эвристических регулятивов, препятствующих искажению реконструкции природы вещей, фигурируют убеждения:
— Аппарат историографического исследования, наработанный в рамках идеологии европоцентризма, часто не способен уловить специфику "Востока", в частности исламской философии -современной, и тем более тысячелетней давности. В литературе до сих пор присутствуют уничижительные оценки средневековой филосйфии, что можно объяснить живучестью традиций "Просвещения". В этой парадигме "средневековье" ассоциируется с понятиями "стагнация", "предрассудки", "духовный деспотизм", "темнота" и т.п. Однако, как справедливо замечает А.Я. .Гуревич, "мы ничего не поймем в средневековой культуре, если ограничимся соображением, что в эту эпоху царили невежество и мракобесие"2.
2 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1969. С. 19.
— Реконструкции, осуществляемые на языке "светской" философии, не позволяют адекватно оценить, понять содержание философии религиозной. Обратимся к авторитетам. "Теологическая идея выполняла для средневекового философа ту же регулятивную функцию, какую для античного выполняла эстетико-космическая, а для философа Нового времени - идея научного знания"3. "Религия для людей средневековья - высшая истина, вокруг которой группировались все их представления и идеи, истина, с которой были соотнесены их культурные и общественные ценности, конечный регулятивный принцип всей картины мира эпохи"4.
Вульгарно понятый социально-классовый анализ в парадигме "исторического материализма" затушевывает специфику имманентного движения философской мысли. Как отмечает М.С. Капица, "для наших работ были характерны поиски классовой борьбы во всех без исключения цивилизованных обществах, классовой основы в любых общественных движениях - этнических, культурных, религиозных, конечно- политических. Были характерны обязательное преувеличение степени эксплуатации и обнищания народных масс, полное игнорирование прогрессивной роли "эксплуататорских классов", преклонение перед насилием, когда наиболее "прогрессивными" признавались те движения, которые были наиболее кровавыми, а те лидеры и движения, которые отступали перед угрозой гражданской войны, презирались за "нерешительность" или даже клеймились как "предатели""5. Оценки в терминах "прогрессивное -реакционное", как сейчас стало очевидным, оказались эмпирически фальсифицированными реальным ходом мировой истории. Важен
1 Майоров Г.Г. Средневековая философия. М.. 1979. С. 5.
4 Гуревич А.Я. Категории ... С. 19.
5 Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках востоковеденых исследований // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 1992. №2. С. 6.
действительно социокультурный анализ ситуации "человек и мир" в разные исторические эпохи, а не социологизаторские натяжки.
Цели и задачи работы Основной целью исследования является анализ взаимодействия философии и науки на примере научного творчества корифеев мыслителей средневекового мусульманского Востока.
Конкретизации данной цели способствовало решение следующих задач:
1) выявить характер взаимосвязей конкретных отраслей знаний и философии;
2) исследовать степень влияния античного, эллинистического наследия на становление, развитие взглядов представителей философии и естествознании средневекового мусульманского Востока;
3) уточнить роль, место философии в классификации наук, мыслителей средневекового мусульманского Востока.
Научная новизна работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен характер взаимосвязей философии и науки на средневековом мусульманском Востоке: мыслители средневекового Востока высказали ряд ценных науковедческих идей о формах связи между различными отраслями знаний. Рассмотрены такие формы междисциплинарных связей, как пропедевтическая, методологическая междисциплинарная ("стыковая"); можно говорить о существовании особого, относительно самостоятельного этапа развития систематизации научного знания, идеи взаимосвязи наук;
- установлено наличие творческих влияний античного, эллинистического наследия на формирование взглядов средневековых мусульманских авторов. Мусульманские философы, следуя традиции Аристотеля и сообразуя ее с развитием наук своего времени,
классифицировали возможные посылки знания по степени их достоверности, а способы выведения из них утверждений — по степени надежности получения истины. В этой классификации самое высокое место (как наиболее близкая к "совершенному познанию") занимала философия;
- уточнена роль, место философии в классификации наук средневековых мусульманских мыслителей. В основу классификации мусульманские мыслители кладут принципы объективности, субординации, возрастающей конкретности, взаимосвязи и систематичности конкретных наук;
- реконструировано ядро теоретико-познавательной концепции мусульманских философов - учение об активном разуме. Выявлены этапы'становления этого учения и его философская суть, которая состоит в преодолении субъективно-эмпирического понимания процесса- познания, в выходе за пределы чисто психологического истолкования природы познания, в выделении момента взаимодействия объекта и субъекта.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа восполняет пробел, который существует в изучении научно-философского наследия арабо-мусульманского Востока. Анализ гносеологических воззрений прогрессивных мыслителей и ученых, изучение их трактатов и других источников дают возможность объективно оценить уровень развития гносеологической мысли того периода, выявить ее специфические и общие закономерности, определить место в системе духовных ценностей 1Х-ХН вв.
Анализ исследуемого материала позволяет проследить основные закономерности развития философской мысли на средневековом мусульманском Востоке.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных положений для решения актуальных задач, стоящих перед философией, востоковедением: в исследовании проблем взаимовлияния культур; в анализе статуса религиозно-духовных факторов в культуре мусульманских народов; в исследовании концепций ориенталистов, их гносеологических, мировоззренческих установок; в качестве методологического инструментария в разработке принципов исследования философии арабо-мусульманского Востока.
Материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособиях по теоретической философии, истории философии мусульманского Востока.
Апробация работы.. Основные положения диссертации докладывались на семинарах кафедры философии философского факультета МГУ. Материалы работы апробировались автором на региональных конференциях молодых ученых. Диссертация обсуждалась на кафедре философии философского факультета МГУ и была рекомендована к защите.
Структура диссертации обусловлена ее задачами и соответствующим способом" исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, задачи, методы поиска, содержится характеристика источников, констатируется научная новизна работы, ее теоретическая, практическая значимость..
В первой главе - "Динамическое единство философии и науки" -анализируются условия, предпосылки, природа взаимоконтактов философии и науки в реальном познавательном опыте. Устанавливается, что объектом философии является не непосредственно то, что уже.освоено в научном или нравственном сознании, не предмет, как он дан в специальной науке или в этике, а способ, каким дан этот предмет. Для философского анализа действительность — это не просто человек и мир, а определенное отношение человека к миру, способ ориентации, способ осознания себя в мире. Поэтому философия как особый тип мировоззрения имеет специфическим объектом не просто действительность, освоенную в других формах сознания, а типы ориентации и осознания своего места в действительности; она сопоставляет тип ориентации, задаваемый' наукой, и типы ориентации, задаваемые этикой, эстетикой, "практическим сознанием" и пр. Потому-то философия и является самосознанием культуры и еще шире - эпохи в целом, а не одной только науки; оттого она способна задавать ориентиры и самой науке - как выводами, так и формами рефлексии. В этом (но только в этом!) смысле философия стоит над наукой, рассматривая ее как один из объектов изучения.
Подобная характеристика объекта философского размышления проливает, дополнительный свет на вопрос о том, почему некоторые философские проблемы носят антиномический характер, решаются путем не логического выведения, а жизненного выбора, неизбежность которого определяется неизбежной множественностью предпосылок, лежащих в основании тех или иных видов жизнедеятельности.
Особенности философского знания и его объекта детерминируют общий тип реального отношения философии к науке, - реального в том смысле, что оно складывается как некая равнодействующая, в
известной степени независимая от позиции к научному знанию тех или иных конкретных философских школ. Трактовка философии как науки, обобщающей данные других наук и возвращающей им эти данные в виде всеобщих категорий и законов, не выражает сущности отношения философского и специально-научного знания, фактически возровдет неадекватную интерпретацию философии как йауки наук. (Функции философии по отношению к научному познанию более сложны и содержательны, .чем рисует эта схема.) Столь же неадекватной является интерпретация, допускающая радикальное размежевание философии и науки, исключающая общность между этими двумя формами культуры и знания.
Философию роднит с наукой идентичность ряда фундаментальных принципов, характеризующих строение, логическую структуру теоретического знания. Однако ни по объекту, ни по существенным характеристикам получаемого ею знания философия не совпадает со специальными науками. Отсюда следует, что функции философии по отношению к науке не являются сугубо метанаучным, как это имеет место применительно к науковедению, социологии науки, структурализму, общей теории систем и т.д. Если представить науку в виде отрезка, метанаучный анализ, в строгом смысле слова, остается в его пределах. Философия же в анализе науки как бы стремится выйти за его пределы, причем выйти в обе стороны - как в направлении поиска оснований науки, принимаемого ею строя исходных идей, так и в направлении изучения реального действия и последействия науки в социуме.
Авторская мысль конкретизируется описанием основных функций философии по отношению к науке. Имеется в виду: I) функция конструктивного исследования предпосылок и условий, лежащих в основании научного мышления; 2) функция определения
исторически конкретных границ научного познания при данном способе его организации, выявления тех социально-культурных и гносеологических рамок, в' которых движутся формы организации науки; 3) функция выявления типов социально-практической ориентации, обусловливаемой местом науки в системе культуры. Продуктом выполнения (1) является представление категориального строя научного мышления принятых в нем принципиальных схемах объяснения; продуктом реализации (2) -. предельная характеристика совокупности проблем, доступных научному познанию на данном его уровне, установление для этого уровня демаркации научного и ненаучного знания; продуктом воплощения (3) -характеристика науки как социально-культурного' феномена, выявление ее роли в решении мировоззренческих проблем и, в частности, анализ нравственных аспектов развития и применения. Реализация этих функций позволяет философии играть эвристически-конструктивную роль применительно к науке.
Вторая глава - "Философия и наука в средневековье" -посвящена изучению своеобразия функционирования философии и науки в эпоху средних веков. Показывается, что зарождение и формирование исламо-мусульманской науковедческой рефлексии подготовлено всем ходом развития общественной практики и познания, активным усвоением идейно-теоретического наследия античной науки и философии странами Ближнего и Среднего Востока.
В первом параграфе - "Развитие идеи взаимосвязи наук в философии средневекового Востока" - анализируются роль ^место научных дисциплин в системе знаний. Размышляя о причине дифференциации наук, Бируни в работе "Геодезия" писал, что "их породили потребности человека, необходимые для его жизни.
Сообразно с этим науки разветвились"6.
Наряду с дифференциацией науки происходила специализация работников в сфере духовного производства. Это проявилось в разделении лиц, занимавшихся интеллектуальной деятельностью, на специалистов-ученых и широко образованных людей. По словам Ибн Кутайби, "кто хочет стать ученым (алии), должен изучить отдельные отрасли знаний (фанн), а кто хочет стать литератором - лишь распространяться о науках"7.
В число наук включалась любая отрасль знания, имеющая предмет. Согласно Ибн Сине, "в каждой науке есть то, что изучается как предмет этой науки"8. Бируни писал, что "областей знания много, и их становится еще больше, когда к ним непрерывной чередой обращаются умы людей эпохи восходящего развития..."9
Количество специальных отраслей знания, по подсчетам ученых средневекового Востока перевалило за сто. "Представление о знании как сумме отдельных составляющих, - отмечает Ф. Роузентал, способствует растущему стремлению постоянно расширять число признанных самостоятельными научных дисциплин, пока оно не достигло 150, а по классификации Ташкёпрюзаде в XVI в. даже 316"10.
Мыслители средневекового Востока высказали ряд ценных науковедческих идей о формах связи различных отраслей знаний. Были выделены и рассмотрены такие формы междисциплинарных связей, как пропедевтическая, методологическая, междисциплинарная ("стыковая").
6 Абу Райхан Бируни. Избр. произв-. Т.З. Ташкент. 1966 г. С.861
7 Цит. по кн.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: Наука. 1966. С. 144
8 Абу Али ибн Сина. Избр. Произв. Т. 1. Душанбе. 1980. С. 104
' Абу Райхан Бируни Избр. произв. Т.2. Ташкент. 1963 г. С.161
1 10 Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука. . 1978.С. 59
Важным приобретением науковедческой рефлексии средневекового Востока является осознание корреляции философии и социально-гуманитарного знания.
С именем Ибн Хальдуна связано формирование элементов философии истории, понимание самостоятельного значения дисциплинарного статуса доктрины прошлого. Ибн Хальдуну принадлежит теоретическое определение предмета исторической науки. "История - это исследование, установление достоверного, точное выяснение основы и начал всего сущего, глубокое знание того, как и почему происходили события"1
Основную задачу исторической науки Ибн Хальдун видит в причинном объяснении происшедших в обществе событий. С этой точки зрения он критикует тех ученых, которые смешивали известия с ложными сообщениями, давали волю воображению, не обращали внимания на объяснение причин событий.
Во втором параграфе - "Классификация наук и место философии в ней" - анализируется типология наук, сыгравшая большую роль в развитии научной мысли того времени.
Бурное и быстрое развитие наук на средневековом Востоке обострили проблему классификации наук, разработка которой отличалась рядом факторов от соответствующей проработки в античный период.
Одна из первых классификаций наук принадлежит аль-Кинди, разработавшему учение о трех стадиях научного познания. Первой стадией он считал логику и математику, второй - физику (естественные науки), третьей - метафизику. К перечисленным античными авторами дисциплинам добавлены религиозные и чисто философские дисциплины, наделяемые особой значимостью. Физику
11 Ибн-Хальдун. Введение (фрагменты). С.559.
аль-Кинди относит к низшей ступени познания, так как она имеет прямой контакт с материей, основывается на чувственном познании. Промежуточная ступень познания не имеет контакта с материей, она выходит за пределы опыта. Высшая ступень познания не находится в контакте с материей. Одной из наиболее ранних и известных классификаций наук, оказавших существенное влияние на многие поколения ученых стран ислама, была классификация аль-Фараби, изложенная в "Перечислении наук"12, переведенном на европейский и латинские языки.
В соответствии с классификацией аль-Фараби, науки делятся на пять классов: наука о языке, логика, математика, физика (натурфилософия), общественные науки (юриспруденция, риторика).
К математике относились: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В этот же класс входила механика, подразделявшаяся на две "ветви": "Науку о тяжестях, то есть теоретическую статику, и науку о хитроумных устройствах" (илм ал-хиял), то есть практическую статику.
Классификация аль-Фараби с небольшими изменениями и дополнениями принята Ибн Синой, Ибн Рушдом, аль-Газали.
Классификации наук приводятся в большинстве энциклопедических трактатов. Как правило, они делились на две части: соответственно изложение теоретических и практических наук. Теоретические науки подразделялись на логику, физику (натурфилософию), математические науки и "метафизику" (философию, теологию). В практические науки входили этика, экономика, политика. Собственно "Физика" включала химию, географию, минералогию, ботанику, зоологию, медицину, психологию. Основную часть математических наук составлял
12 Фараби Абу Наср Мухаммед. Математические трактаты.-Алма-Ата, 1972.-е. 27.
квадриум - арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки. К ним примыкала алгебра, этика, наука о тяжестях и "илм ал-хиял". Геометрический раздел чаще всего представлял сокращенное изложение "Начал" Евклида, арифметический - "Введение в арифметику" Никомаха, астрономический - "Алмагест" Птолемея, "илм ал-хиял" - "Механику" и "Автоматы" Герона.
В третьем параграфе "Концепция знания в восточном перипатетизме" - проводится водораздел между научной, философской мыслью и религией. Философия, олицетворяющая в ту эпоху светский, опирающийся на разум. тип мышления, противостояла консервативной религиозной идеологии.
Нередко "философия" употреблялась в качестве синонима перипатетизма, главную интенцию которого составляла разработка методологии естественнонаучной практики, разделение физики и метафизики, определение . специфики каждой из этих сфер. Философствовавшие теологи, мутакаллимы, обращались к Метафизике Аристотеля, к способу обоснования им деистической картины мира. Светских ученых-мыслителей привлекала в перипатетизме скорее физика этика, политика. Метафизика же интересовала их больше как мировоззренческое выражение "физических" взглядов.
Объективация знания составляла важный элемент отделения знания от религиозной веры. Рассуждая о значениях слова "разум", аль-Фараби присоединяется к мнению тех, кто считает, что "разумным не может быть тот, у кого нет веры"13, и к их определению разумного человека: "Разумным называют они того, кто добродетелен и способен избрать добро и избежать зла"14. Разум и наука еще не получили со
Аль-Фараби. О разуме и науке. А.-А., 1975. С. 5-6.
14 Там же. С. 4.
стороны общественного мнения, со стороны идеологии и нравственности признания на формальную независимость.
Следуя традиции арисготелизма, философы разрабатывают концепцию знания, независимого от религиозной веры: "Определение философии и сущность ее в том, что она есть наука о сущем как таковом"15. Объекты наук, по Фараби, и их предметы могут быть "метафизическими, физическими, логическими, математическими или политическими, а философия делает выводы из них всех и подводит итог так, что в мире не остается ничего сущего, к чему она не имела бы касательства. Из определения философии вытекает и ее цель— познание в меру человеческих способностей"16. Данная характеристика философии созвучна тому, что писали о ней современники Абу Насра—"Братья чистоты": "Начало философии — любовь к знаниям, ее середина—познание истинной природы вещей в меру человеческих способностей, а ее завершение — совпадение слова и дела, действие сообразно знанию"17, а несколько раньше "философ арабов" аль-Кинди: "...искусство философии, каковое определяется как познание истинной природы вещей в силу человеческой способности"18.
Прежде всего определяется основной для человека источник знания. "Знания,—пишет аль-Фараби,—получаются в душе только путем чувственного восприятия. А поскольку знания реализуются в душе сначала непреднамеренно, то человек не помнит этого... Поэтому большинство людей иногда воображают, что знания постоянно были в душе и что они познаются путем нечувственного восприятия...
15 Аль-Фараби. Философские трактаты. А.-А.. 1970. С. 42. " Jabir ibr Наууп. Указ. соч. С. 43. .
" Цит по: Сагадеев A.B. "Чистые братья" - энциклопедисты X века. - "Наука и религия"
1980. № б. С. 47.
18 Аль-Кинди. Указ. соч. М., 1961. С. 57.
Интеллект не обладает, помимо восприятия, никаким особо присущим ему действием, кроме способности постигать совокупность вещей в их противоположностях..."19. И здесь же: "Интеллект—это не что иное, как опыт, и чем больше будет опыта, тем более совершенным интеллектом будет обладать душа"20. О связи интеллектуального познания с чувственным восприятием вещей говорит Абу Наср в другом сочинении: "...дабы быть умопостигаемыми, индивиды субстанции нуждаются в универсалиях субстанции, а универсалии субстанции, дабы существовать, нуждаются в индивидах субстанции". При этом именно "индивиды субстанции" являются "первыми", а "вторыми" являются "универсалии субстанции", поскольку "индивиды субстанции—в большей мере субстанции, потому что они более совершенны по бытию... более самодовлеющи и более независимы от чего-либо. другого в своем бытии"21. Анализируя такого ' рода рассуждения, Г.Б. Шаймухамбетова замечает: "Натуралистическая направленность гносеологии аль-Фараби, проявляющаяся в установлении неразрывной связи обеих ступеней познания,— одна из самых примечательных особенностей его мышления"22.
Аль-Фараби, а вслед за ним Ибн Сина пытаются выявить механизм образования знания; объяснить суть идеальной его природы. Концепция Фараби и Ибн Сины представляется следующим образом. Имеется особым образом организованная материя—зеркало, которое запечатлевает фрагмент целостного мира в его внешнем выражении. Человеческий мозг, субстрат разумной души, способен
19 Аль-Фараби. Философские трактаты. А.-А., 1970. С78-81.
2« Таи же. С. 79.
21 Аль-Фараби. Логические тарктаты. А.-А., 1975. С. 159.
22 Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979. С. 69.
воспроизводить не только внешний облик мира, но и его внутренние связи, его единство, выражающееся в причинной взаимозависимости. "Что же касается человеческого интеллекта, то он, естественно, появляется у человека с начала его существования; он представляет собой некое расположение в материи, подготовленной к восприятию умопостигаемых форм..."23.' Известны глубокие наблюдения, подтверждающие и уточняющие исследования древних, проделанные Ибн Синой—врачом и психологом. Этой теме он посвятил обширные разделы трудов. Особенно ценными среди них являются раздел "О душе" в "Книге исцеления" и главы из "Канона врачебной науки", .где детальнейшим образом, со ссылками на собственные наблюдения и врачебный опыт, излагаются знания о структуре и психических функциях головного мозга.
Как бы ни было чуждо арабо-мусульманскому философу религиозное мировоззрение; оно с культурой, воспитанием, образованием входило в его сознание, конституировало его духовный склад, формировало установки научного исследования. Нельзя писать тома просветительных "экзотерических" сочинений и оставаться целиком в стороне от написанного, быть полностью к нему индифферентным. Как бы ни играл философ в несвойственные его сознанию игры интеллектуального перевоплощения, это не проходило для него бесследно — он подпадал под воздействие их правил и сам начинал думать в соответствии с ними. И хотя философы, о которых мы здесь говорим, были пантеистами, все же это значит, что они были и теистами, не могли освободиться от наличия в системе своего воззрения на мир начала божественного.
Попытки найти главный, определяющий принцип организации мира, выражающийся в единстве (и созвучный принципу единобожия
23 Там же. С. 36.
в исламе), вычленить это единое как исходную причину всего сущего, содержащую в потенции все многообразие мира, находили воплощение в логике в абсолютизации значения исходных посылок, из которых выводилось все знание. "Исходные принципы—это те посылки, которые являются основой науки"24.
Преувеличение значения общего приводило к тому, что даже в науке речь часто шла не столько о принципах как выражении общности предметов, сколько о выражении в предметах общих принципов. У Ибн Сины, -например, постоянно обнаруживается стремление подвести предмет под принцип, который становится, таким образом, центром анализа. "Их внешняя форма возникает из той формы, которая находится в нашем познании"25. Предельную форму общего принципа представляет необходимо сущее, которое "познает свою сущность, а его сущность дает существование всем вещам. Таким образом вещи познаются им благодаря его сущности, но не потому, что вещи являются причиной его познания, а наоборот, его познание является причиной всех существующих вещей"26. Иногда таким принципом становится деятельный разум. "Ввиду того что мыслимое находится потенциально в душе и переходит в действительность, должно быть что-то разумное, заставляющее мыслимое перейти из возможности в действительность. Нет сомнения, что это... разум, близкий нашему миру. Его называют деятельным разумом"27.
24 Ибн Сина. Даниш-наме. Сталинабад, 1957. С. 127.
»Там же. С. 185.
26 Ибн Сина. Даниш-наме. Сталинабад, 1957. С. 185.
"Там же. С. 273.
В заключении делаются выводы концептуального, методологического порядка, подводятся итоги, обобщаются основные результаты проведенного исследования.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Классификация наук и развитие научных знаний средневекового Востока IIРШЬОЗОРША. 2000, август. 0,7 п.л.
2. Развитие представлений о взаимосвязи наук в философии средневекового Востока М., 2000. Деп. в ИНИОН РАН№ 55879 от 22. 08.2000. 0,5 пл.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Диванаева, Бахаргуль Аразмухаммедовна
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ДИНАМИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
§ 1. Философия и наука: условия творческой кооперации
§ 2. Философия в системе культуры
ГЛАВА II. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
§ 1. Развитие идеи о взаимосвязи наук в философии средневекового Востока
§ 2. Классификации наук и места философии в ней
§ 3. Концепция знания в восточном перипатетизме
§ 4. Динамика перипатетизма
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Диванаева, Бахаргуль Аразмухаммедовна
Актуальность темы исследования Необходимость углубленного анализа духовной культуры средневекового исламского общества обусловливается следующими обстоятельствами.
1. Потребностями национального возрождения стран Среднего, Ближнего Востока, Центральной Азии. На нынешнем этапе развития общества призванном задать средства, формы потенциального духовного самоопределения, следует точно очертить собственные корни, истоки. В самом широком смысле это — традиция, наследие, подключение к которым, непредвзятое критическое освоение которых выступают фактором PRIMA ожидаемого национального роста.
2. Логикой совершенствования, оптимизации внутри философских, метафилософских, культурологических, социально-политических, правовых исканий. Достаточно принять во внимание, что средневековое исламское мировоззрение а) не только прошлое, но в значительной мере и настоящее ряда держав Азии и Африки; б) инспирирует творческие процессы в философии, позволяя глубже понять философствование как таковое; в) обогащает наличные представления нетрадиционными для современного мышления импульсами.
В течение эпохи средневековья (VIII — XV вв.) на Среднем и Ближнем Востоке исследователи особо выделяют IX — XII вв., - период, который принято считать золотым веком развития науки и культуры. Это — эпоха, так называемого мусульманского ренессанса, которая характеризуется бурным развитием науки. Ученые и философы средневекового Востока внесли большой вклад в разработку проблем типологии наук, взаимодействий наук с философией.
Рассмотренная как проблема отношение философии и науки имеет множество сторон. Это вопросы «меры научности» философских 4 построений, достоверность философского знания, специфика доказательства в философском споре и т.д.
В известном смысле над ними возвышается вопрос: в каком социально—культурном контексте возникает различие, а затем противопоставление философии и науки. Вопрос этот далеко не решен.
Суть в том, что философия и наука не только разнятся, но и имеют нечто глубоко родственное, требующее понимания.
Степень разработанности проблемы. Духовное наследие народов Ближнего и Среднего Востока в течение многих десятилетий является предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных востоковедов, философов, представителей целого ряда гуманитарных наук, исследования которых способствовали формированию новых направлений в изучении этого бесценного богатства восточной культуры. Весомый вклад в осмысление научного наследия арабо—мусульманских мыслителей внесли С. С. Айни, В. В. Бартольд, Е. Э. Бертельс, А. М. Беленицкий, С. Н. Григорян, И. Ю. Крачковский, Е. Кеннеди, С. Наср, Сайд Нафиси, К. Пинес, Б. А. Розенфельд, А. А. Семенов, С. П. Толстов, Е. А. Фролова и др.
Помимо коллективных трудов, приуроченных к юбилеям представителей науки и культуры этого периода, имеется немало специальных исследований, где раскрываются научный вклад и мировоззрение ряда мыслителей IX — XII вв. Осмыслению мировоззрения, роли места Абу Бакра ар-—Рази, аль—Фараби, Бируни, Ибн Сины, Носири Хосрава, Омара Хайяма, Фахриддина Рази и других были посвящены исследования М. С. Асимова, А. А. Ахмедова, М. Б. Баратова, А. М. Богоутдинова, М. Н. Болтаева, П. Г. Булгакова, М. Д. Диноршоева, В. Ю. Захидова, Т. Н. Кары—Ниязова, А. X. Касымжанова, У. И. Каримова, А. Ш. Комилова, А. К. Кубесова, Н. А. Кулматова 5
Арабзода), Г. П. Матвиевской, И. М. Муминова, А.Ф. Файзуллаева, М. М. Хайруллаева, А. Д. Шарипова и др1.
При работе над проблемой автор, естественно, опирался на сделанное. Вместе с тем он убеждался: комплексному изучению темы с учетом общих тенденций становления, развития гносеологических концепций корифеев философии и естествознании IX—XI1 вв., благодаря трудам которых стала возможной преемственность в теории познания, уделено явно недостаточное внимание. Это касается в первую очередь вопросов мотивации познания, статуса опытного знания, инкорпорации философских идей в науку. Работы по проблематике контактов науки и философии в средневековой мусульманской мысли можно разделить на две группы. Первая - работы А. Броккельмана , Е. Кеннеди, Д. Кинга, Б. А. Розенфельда, А. П. Юшкевича, Г. П. Матвиевской, М. М. Рожанской, А. К. Кубесова, А. Ш. Комилова, И. Ходжиева, И. Д. Файзиева, X. Ф. Абдулло— заде, М. Ахадовой и др., исследующие конкретно научные сюжеты. Вторая — тексты философской или историко—философской направленности. К ним можно отнести работы А.М.Богоутдинова, М.М.Хайруллаева, И.М.Муминова, М.Диноршоева, Н. Кулматова и др.
Предмет исследования — исторические формы взаимодействия философии и науки.
Объект исследования - взаимодействие философии и науки на материале творчества ученых и мыслителей средневекового мусульманского Востока.
1 См.: Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии.-Душанбе, 1961; Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. -М., 1960; Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби.-М., 1982; Захидов В.Ю. Три титана.-Ташкент:, 1973; Комилов А.Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сина.-М., 1999; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.-Душанбе, 1985; Файзуллаев А.Ф. Проблемы противоречия в трудах классиков естествознания и философии Средней Азии.-Ташкент,1974; Кулматов Н. Фахриддин Рази.-Душанбе, 1980 и др 6
Теоретико-методологическая основа работы. Представлена сочетанием различных исследовательских подходов, обусловленных логикой трансформации понятий, структурной организацией объекта и предмета, целями и задачами поиска. В ней использованы системная социологическая, эволюционная, цивилизационная, аксиологическая стратегии изучения реалий.
Предпочтение отдавалось методам сравнительного и сравнительно-исторического анализа. Использованы общенаучные, философские, социологические методы, в том числе метод диалога культур, исключающий неадекватные оценки наследия памятников на базе актуализма, презентизма. В центре внимания в качестве эвристических регулятивов препятствующих искажению реконструкции природы вещей, фигурируют убеждения:
- аппарат историографического исследования, наработанный в рамках идеологии европоцентризма, часто не способен уловить специфику «Востока», в частности, исламской философии — современной, и тем более тысячелетней давности. В литературе до сих пор присутствуют уничижительные оценки средневековой философии, что можно объяснить живучестью традиций «Просвещения». В этой парадигме «средневековье» ассоциируется с понятиями «стагнация», «предрассудки», «духовный деспотизм», «темнота» и т.п. Однако, как справедливо замечает АЛ. Гуревич, «мы ничего не поймем в средневековой культуре, если ограничимся соображением, что в эту эпоху царили невежество и мракобесие»2;
- реконструкции, осуществляемые на языке «светской» философии, не позволяют адекватно оценить, понять содержание философии религиозной. Обратимся к авторитетам. «Теологическая
2 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1969. С. 19 7 идея выполняла для средневекового философа ту же регулятивную функцию, какую для античного выполняла эстетико-космическая, а о для философа Нового времени — идея научного знания» . «Религия для людей средневековья — высшая истина, вокруг которой группировались все их представления и идеи, истина, с которой были соотнесены их культурные и общественные ценности, конечный регулятивный принцип всей картины мира эпохи»4;
- вульгарно понятый социально-классовый анализ в парадигме «исторического материализма» затушевывает специфику имманентного движения философской мысли. Как отмечает М.С. Капица, «для наших работ характерны поиски классовой борьбы во всех без исключения цивилизованных обществах, классовой основы в любых общественных движениях — этнических, культурных, религиозных, конечно- политических. Были характерны обязательное преувеличение степени эксплуатации и обнищания народных масс, полное игнорирование прогрессивной роли «эксплуататорских классов», преклонение перед насилием, когда наиболее «прогрессивными» признавались те движения, которые были наиболее кровавыми, а те лидеры и движения, которые отступали перед угрозой гражданской войны, презирались за «нерешительность» или даже клеймились как «предатели»»5. Оценки в терминах «прогрессивное - реакционное», как сейчас стало очевидным, оказались эмпирически фальсифицированными реальным ходом мировой истории . |?ажен действительно социокультурный анализ ситуации «человек и мир» в разные исторические эпохи, а не социологизаторские натяжки. о
Майоров Г.Г. Средневековая философия. М., 1979. С. 5.
4 Гуревич А.Я. Категории . С. 19.
5 Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках востоковеденых исследований //
Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 1992. № 2. С. 6. 8
Цели и задачи работы Основной целью исследования является анализ взаимодействия философии и науки на примере научного творчества корифеев мыслителей средневекового мусульманского Востока.
Конкретизации данной цели способствовало решение следующих задач:
1) выявить характер взаимосвязей конкретных отраслей знаний и философии;
2) исследовать степень влияния античного, эллинистического наследия на становление, развитие взглядов представителей философии и естествознании средневекового мусульманского Востока;
3) уточнить роль, место философии в классификации наук мыслителей средневекового мусульманского Востока.
Научная новизна работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлен характер взаимосвязей философии и науки на средневековом мусульманском Востоке: мыслители средневекового Востока высказали ряд ценных науковедческих идей о формах связи между различными отраслями знаний. Рассмотрены такие формы междисциплинарных связей, как пропедевтическая, методологическая междисциплинарная («стыковая»); можно говорить о существовании особого, относительно самостоятельного этапа развития систематизации научного знания, идеи взаимосвязи наук;
- установлено наличие творческих влияний античного, эллинистического наследия на формирование взглядов средневековых мусульманских авторов. Мусульманские философы, следуя традиции Аристотеля и сообразуя ее с развитием наук своего времени, классифицировали возможные посылки знания по степени их достоверности, а способы выведения из них утверждений - по степени надежности получения истины. В этой классификации самое высокое место (как наиболее близкая к «совершенному познанию») занимала философия;
- уточнена роль, место философии в классификации наук средневековых мусульманских мыслителей. В основу классификации мусульманские мыслители кладут принципы объективности, субординации, возрастающей конкретности, взаимосвязи и систематичности конкретных наук;
- реконструировано ядро теоретико-познавательной концепции мусульманских философов — учение об активном разуме. Выявлены этапы становления этого учения и его философская суть, которая состоит в преодолении субъективно-эмпирического понимания процесса познания, в выходе за пределы чисто психологического истолкования природы познания, в выделении момента взаимодействия объекта и субъекта. Теоретическая и практическая значимость исследования. Работа восполняет пробел, который существует в изучении научно— философского наследия мусульманского Востока. Анализ гносеологических воззрений прогрессивных мыслителей и ученых, изучение их трактатов и других источников дают возможность объективно оценить уровень развития гносеологической мысли того периода, выявить ее специфические и общие закономерности, определить место в системе духовных ценностей IX—XII вв.
Анализ исследуемого материала позволяет проследить основные закономерности развития философской мысли на средневековом мусульманском Востоке.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных положений для решения
10 актуальных задач, стоящих перед философией, востоковедением: в исследовании проблем взаимовлияния культур; в анализе статуса религиозно—духовных факторов в культуре мусульманских народов; в исследовании концепций ориенталистов, их гносеологических, мировоззренческих установок; в качестве методологического инструментария в разработке принципов исследования философии арабо—мусульманского Востока.
Материалы диссертации могут использованы при составлении учебных пособиях по теоретической философии, истории философии мусульманского Востока.
Апробация работы Основные положения диссертации докладывались на семинарах кафедры философии философского факультета МГУ. Материалы работы апробировались автором на региональных конференциях молодых ученых. Диссертация обсуждалась на кафедре философии философского факультета МГУ и была рекомендована к защите.
Структура диссертации обусловлена ее задачами и соответствующим способом исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимодействие философии и науки в средневековой исламской философии IX-XII вв."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из крупнейших достижений средневековой науки мусульманского Востока явилось учение о классификации наук, сыгравшее большую роль в развитии науки и философской мысли и систематизации знания. Классификации наук мыслителей древнего востока и, в первую очередь, древнегреческого античного мира находили свое продолжение и развитие в классификациях наук как на Востоке, так и в Европе. Бурное и быстрое развитие наук на раннесредневековом Востоке и их дифференциация особенно остро поставили проблему классификации наук, которая нашла своеобразное преломление в этот период и отличалось рядом факторов от постановки этой проблемы в античный период. Появление множества классификаций наук также подтверждало тот факт, что именно в то время, когда в странах Западной Европы полностью господствовала церковная схоластика и все было окутано «мраком» средневековой ночи», в арабских государствах создавались произведения большого научного значения.
Ученые и мыслители мусульманского Востока обобщили все достигнутое до них в этой области и оказали большое влияние на последующую разработку этой проблемы, внесли определенный вклад в развитие прогрессивных философских и естественнонаучных мысли.
Весьма положительным, и новым явлением в концепции познания мыслителей исламского средневековья было их обращение к опыту как активной форме осуществления наблюдения. Это свидетельствовало о переносе запросов гносеологии из области дедуктивно—спекулятивного мышления в сферу точного, тщательного исследования природы. Ученые и мыслители средневекового мусульманского Востока, таким образом, превратили наблюдение в метод исследования.
120
В сфере теоретического знания для всех мыслителей и ученых мусульманского средневековья главное место занимает философия, которая определяется как наука об общем, общих свойствах и законах бытия. Именно поэтому мыслители средневекового исламского мира философию рассматривали как «науку наук».
Их научно—философские наследия оказало большое влияние на дальнейшее развитие соответствующих отраслей знании как на средневековом исламском Востоке, так и на средневековом латинском мире. Чрезвычайно велико влияние таких корифеев науки и философии как Абу Бакра ар—Рази, аль—Фараби, Беруни, Ибн Сина, Омар Хайям, Фахриддини Рази и другие
Все мусульманские ученые и мыслители рассматривали вопросы естествознания в тесной связи с философии, отстаивая приоритет опыта и наблюдении в философском осмысление соотношение философии и науки. Ярким примером является творчество Беруни и Ибн Сины.
Философские взгляды ученых средневекового мусульманского Востока, их мировоззрение являются сложным мыслительным процессом. Более или менее точное воспроизведение чувств и помыслов мыслителей требует усилия многих исследователей и является долговременной задачей Эта работа явилась следствием попытки частично выяснить духовный мир и духовные ценности богатого наследия ученых и мыслителей средневекового мусульманского Востока.
Изучение и исследование средневековой науки мусульманского Востока показывает, что в научной мысли этой эпохи, несмотря на естественные для нее слабости, наметилась серьезная тенденция, выводящаяся эту мысль на новый путь. Опытно— экспериментальная практика давала ищущему достоверные основы, сознанию — дополнительную опору к разуму. Помимо интеллектуально—интуитивных
121 очевидностей сознание обрело еще методологическое оружие, усиливающее возможности разума. Опыт заострял деятельность таких средств познания, как наглядное восприятие и рациональное мышление, выявляя некоторые структуры вещей, которые без него были бы неясны. В эксперименте разум находил подспорье своей виртуозности в настойчивых поисках истины. И хотя прорыва разума из умозрительной системы науки во времена творчества великих мусульманских философов не произошло, идейная потребность в нем уже явно назрела.
Если считать интенсификацию разработок в области гносеологии одним из непосредственных выражений прогресса философского мышления вообще, о чем свидетельствует сама его история, особого внимания заслуживает как раз теоретико-познавательные концепции мусульманских философов. А именно — учение об активном разуме, зачатки которого даны в философии аль-Кинди, основные положения представлены в виде цельной системы у аль-Фараби, они же легли в основу соответствующего учения Ибн Сины и получили законченную форму у Ибн-Рушда. Философская суть этого учения — в преодолении субъективно-эмпирического понимания процесса познания, в выходе за пределы чисто психологического истолкования природы познания, в выделении момента взаимодействия объекта и субъекта познания. Выделение этого активного разума в особую ступень бытия в пределах пантеистической онтологии, и придание ему функции выявления значимости гносеологического аспекта, проблемы отчуждения.
Возникают новые вопросы, в частности, в свете обнаружения новых текстов из классического философского наследия мусульманского Востока. Тем более требуется тщательная текстологическая работа и всестороннее изучение естественнонаучного и философского наследия ученых—энциклопедистов средневекового мусульманского Востока.
123
Список научной литературыДиванаева, Бахаргуль Аразмухаммедовна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Абу Али Ибн Сина: Сб статей к 1000-летию со дня рождения / Редкол.: М.Б. Баратов и др. - Ташкент: Фан, 1980. - 248 с.
2. Абу Райхан Бируни. Избранные произведения. Т. 3. Ташкент, 1966. -• 361 с.
3. Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры: Материалы к XVII ВФК, Монреаль. 21-27 авг. 1983 г. М., 1983. -129 с.
4. Бартольд В.В. Ислам. Пг., 1918.
5. Бартольд В.В. Культура мусульманства. Пг., 1918. 109 с.
6. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. - 735 с.
7. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 3. М.: Изд. иностр. литературы, 1962.-385 с.
8. Боргош Ю. Фома Аквинский. -М.: Мысль, 1966. 182 с.
9. Борисенков В.П. Истоки педагогической мысли в странах Средней Азии и Ближнего Востока // Советская педагогика. 1986. - № 3. - С. 12.
10. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.- 173 с.
11. Быховский Б.Э. Луч света во мраке схоластики // Вопросы философии. 1978. - № 2. - С. 11.124
12. П.Венцковский Л.Э. Диалектическое единство естественнонаучного и философского знания. Ташкент: Фан, 1989. - 128 с.
13. Визгин В.П. и др. Научные традиции в истории и современности: Сб. ст. Отв. ред. В.П. Визгин. М.: Catallaxy, Вып. 1. - 144 с.
14. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века: общие принципы и учение о движении. М.: Наука, 1989. - 352 с.
15. Гайденко П.П. История науки в контексте культуры. М., 1990. -150 с.
16. Гайденко П.П. Философия природы в античности и в средние века. -М„ 1998. Ч. 1.-275 с.
17. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, 1980. - 567 с.
18. Герцен А.И. Собрание сочинений: в девяти томах. Т. 3. М., 1955.
19. Готт B.C. Категории современной науки: становление и развитие. М.: Мысль, 1984.-268 с.
20. Григорьян А.Т., Рожанская М.М. Механика и астрономия на средневековом Востоке. М.: Наука, 1980. - 200 с.
21. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII XII вв. - М.: Соцэкиз, 1960. - 330 с.
22. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1969.
23. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе: Дониш, 1985. -258 с.
24. Дубнищева Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. М., 1997.-334 с.
25. Зведенюк A.B. Становление научного знания (гносеологические аспекты). Ташкент, 1989.
26. Зубов В.П. Аристотель. М., 1963. - 366 с.
27. Ибн Сина и средневековая философия.: Сб. ст. / Тадж. ССР, Отд. Философии; Отв. ред. Г.А. Ашуров. Душанбе, 1981. - 167 с.125
28. Ибн Сина. Избранные произведения. Т.1 Душанбе: Ирфон, 1980. -420 с.
29. Ибн Сина. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1980. -544 с.
30. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Кн. 1. Ташкент, 1954. - 550 с.
31. Ибн Сина. Книга знания «Даниш-намэ» / Пер., предисл. Богоутдинова A.M. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1957. - 286с.
32. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX XIV вв. / С.Н. Григорян, А.В. Сагадеев; под ред. С.Н. Григоряна. - М., 1961. - 628 с.
33. Ильин В.В. Критерии научного знания. М.: Наука, 1989.-221 с.
34. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1993. - 136 с.
35. Ильин В.В. Философия. М., 1999. - 589 с.
36. Капица М.С. Новые подходы в теориях и методиках востоковедных исследований // Восток. Афроазиатские общества: история и современность. 1992. - № 2.
37. Кедров Б.М. Классификация наук. М.: Мысль, 1985. - 543 с.
38. Кедров Б.М. Классификация наук. Кн. 1. М., 1961. 472 с.
39. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988.- 198 с.
40. Комилов А.Ш. Физика ар-Рази и Ибн Сины. М.: МГУ, 1999. - 160 с.
41. Кондорсе М. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума.-Спб, 1909.-251 с.
42. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966. - 519 с.
43. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974.-568 с.
44. Кочергин А.Н. Наука как вид духовного производства. Новосибирск, 1981.
45. Кушаков Ш. Становление и развитие идеи взаимосвязи наук. -Ташкент, 1990. 152 с.
46. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. -587 с.
47. Мадер В.В. Введение в методологию математики. М.: Интерпакс, 1994.-447 с.
48. Майоров Г.Г. Средневековая философия. М., 1979.
49. Массэ А. Ислам. Очерк истории. М.: Изд. восточной литературы, 1963.-229 с.
50. Матвиевская Г.П. К истории математики Средней Азии IX XV вв. -Ташкент, 1962. - 125 с.
51. Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья
52. Мейерсон Э. Тождественность и действительность. Спб., 1912. 498 с.
53. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: Наука, 1966. - 458 с.
54. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. -М.: Гуманитарий, 1997. -251 с.
55. Мирский Э.М. Междисциплинарное наследие и дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980. - 304 с.
56. Насыров И.Р. Гносеологические традиции в западной и классической арабо-мусульманской философии: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 1998. -161 с.
57. Насыров Р.Н. Проблема познания в раннесредневековой философии Средней Азии, IX XII вв.: Дис. д-ра филос. наук. - Ташкент, 1990. -381 с.
58. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. М.: Наука, 1988. - 255 с.
59. Проблемы истории и методологии научного познания. М.: Наука, 1974.-311 с.
60. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903.
61. Рожанская М.М. Механика на средневековом Востоке. М.: Наука, 1976.-322 с.127
62. Роузентол Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М.: Наука, 1978. - 372 с.
63. Сагадеев A.B. Ибн-Рушд (Аверроэс). М.: Мысль, 1973. - 207 с.
64. Сагадеев A.B. Ибн-Сина (Авиценна). М.: Мысль, 1980.
65. Средневековая арабская философия: проблемы и решения. М.: Восточная литература, 1998. - 527 с.
66. Стяжкин Н.И. О развитии идей философии природы в средние века // Философские науки. 1983. - № 2. - С. 9.
67. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957. 255 с.
68. Философские проблемы развития науки. М.: Наука, 1989.
69. Философское наследие народов Востока и современность: Сб. ст. М.: Наука, 1983.-245 с.
70. Философско-методологические проблемы взаимодействия наук. -Минск, 1985.
71. Философско-религиозные истоки науки: Сб. ст. отв. ред. Гайденко П.П. -М.:Мартис, 1997.- 1962.-319 с.
72. Флоровский Г. Метафизические предпосылки утопизма // Вопросы философии. 1990. - № 10. - 21 с.
73. Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. -М.: Наука, 1983.- 175 с.
74. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии. М.: Наука, 1983,- 161 с.
75. Харитонович Д.Э. Изобретательство и ранние формы инженерной деятельности // Вопросы философии. 1983. - № 2.
76. Чалоян В.К. Восток Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества. - М., 1979. - 213 с.
77. Шаймухамбетова Г.Г. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979. - 152 с.128
78. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М.: Политиздат, 1984.-232 с.
79. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.-382 с.
80. Швырев B.C. Философия и проблемы исследования научного познания // Философия в современном мире. Философия и наука. М.: Наука, 1972.-с. 209-248.
81. Jabir ibn Hayyan. Textes choisis. Ed. P. Kraus. Vol. 1. Paris, Le Caire, 1935.
82. Jadaane F. Le conditions socio-culturelles de la philosophie islamique. -«Studia Islamica». Vol. 39, P., 1973.
83. Jolivet J. L'intellect selon Kindi. Leiden, 1971.
84. Malki O. Reflexions sur la falsafa. «Algérie-Actualité». 1971. № 275.
85. Мурувве, Хусейн. Ан-Назаат аль-мадийя фи-ль-фальсафа аль-арабийя аль-исламийя. Бейрут, 1978.
86. Салим, Мухаммад Сабир, ва Надир, Саад Абд аль-Вахаб. Аль-Джадид фи тадрис аль-улум. Багдад, 1968.
87. Тизини Т. Мин ат-турас иля-с-саура. Бейрут, 1976.
88. Халиль, Ясин. Мантык аль-бахс аль-алямий. Багдад, 1974.
89. Хувейди, Яхйя. Дирасат фи ильм аль-калам ва-ль-фальсафа аль-исламийя. Каир, 1972.