автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Разум и знание в средневековой арабской философии, Ибн-Рушд
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Абуэльатта Нассер Абдалла
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формирование духовных основ исламской цивилизации.
§ 1. Калам и философия: становление исламской учености.
§ 2. Вера и знание в структуре исламской ментальности.
§ 3. Вера как истинное знание (Аль-Газали).
ГЛАВА 2. Философия Ибн-Рушда.
§ 1. Религия и философия у Ибн-Рушда.
§ 2. Единство истины в философии Ибн-Рушда.
§ 3. Разум и знание. Сущность рационального знания в философии Ибн-Рушда.
Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Абуэльатта Нассер Абдалла
Актуальность исследования. Недооценка средневековой исламской ментальности и арабской культуры в целом продолжается вплоть до нынешней неспособности осмыслить восстание исламского мира, которое представляется современному европейскому распорядку в сугубо юридическом измерении. Однако исламский мир не может быть редуцирован к политико-юридическому мышлению, которое ныне господствует в США и Европе. Уже с середины восьмого столетия византийская культура перестала быть самой утончённой и высшей, уступив место исламской цивилизации. Под влиянием ислама византийские императоры пошли даже на модификацию христианского вероучения. Самой замечательной модификацией был запрет изображения Бога, который имел место в исламе. Имеется в виду так называемый феномен иконоборчества. Здесь же следует отметить паламизм как рецепцию ислама в византийской духовной культуре.
Изучение действительного вклада исламской традиции в развитие западной средневековой ментальности является необходимым при более глубоком осмыслении исторического христианства. Средневековье не было тёмными веками в общечеловеческой цивилизации; оно было блестящей эпохой арабо-исламской культуры. В середине XII века король Кастилии Альфонс VI, покровительствовал евреям в деле перевода Аристотеля с арабского языка на латынь. Христианский король был женат на дочери халифа Кордовы. Можно было бы привести ещё множество фактов связи арабо-исламской цивилизации с христианским миром, не говоря уже о крестовых походах и прочем. Но важно здесь отметить то, на сколько до сих пор затемнена связь исламской философии и поэзии с европейским средневековьем. Трактаты Фомы Аквинского и Иоахима Флорского и движение францисканцев в важных своих аспектах индуцировались соперничеством с блестящей арабской культурой. Например, англичанин, Роджер Бэкон для своих экспериментов не мог найти нужные приборы во всей Европе. Он жаловался, что их приходится искать за границей, то есть у арабов.1
Известно влияние арабов на европейскую математику, астрологию, магию, архитектуру (готический свод) и военное искусство (кавалерия). Но мало изучено влияние ислама на христианское богословие. Ислам подчёркивал свою природность. И в христианском богословии, начиная с XI века, возникает понятие отождествления природы и Откровения. В Европе проводниками арабо-исламского знания была школа переводчиков в Толедо, созданная архиепископом Раймундом (1126 - 1151). В Сицилии, при дворе Фридриха II Гогенштауфена и его наследников работали переводчики и комментаторы арабо-исламского корпуса знания. По сути дела мусульманская культура была одним из истоков западного Ренессанса. Ещё в прошлом веке Стендаль писал: «Искать прообраз и родину истинной любви нужно под тёмными шатрами арабских бедуинов. Это мы, европейцы, были варварами в глазах Востока, когда пошли тревожить его своими крестовыми походами. И всем, что есть благородного в наших нравах, мы обязаны этим своим походам да испанским маврам» (О любви., Глава 53).
Имеется множество исследований и книг на различных языках, посвящённых средневековой исламской философии, влиянию её на европейскую мысль и культуру в целом. Имеются также исследования, которые ставят задачу раскрытия средневековой исламской ментальности и основных философско-научных учений, представленных именами Ибн-Сины, Аль-Газали, Ибн-Рушда и
1 Данное обстоятельство отмечается в кн. Бибихина В.В. Новый Ренессанс. М., «Наука», 1998 г., С. 46 и далее. других. Но до сих пор оказывается не освящённой в надлежащей мере рациональная специфика исламской ментальности, которая получила наиболее яркое своё выражение в философии Ибн-Рушда. В этом плане Ибн-Рушд является ключевой фигурой, как для понимания всей традиции средневековой арабской философии, так и для постижения аверроизма и его последователей в философской схоластике. Именно в философии Ибн-Рушда свободная мысль оказывается способной быть в гармонии с верующим сознанием. Такая гармония до сих пор отсутствует, как на Западе и в России, так и в современном исламском мире.
Данте в своей «Божественной комедии» позволил Аверроэсу пребывать в лимбе. Авероизм, по сути дела, был крайним выражением средневекового интеллектуализма не только в исламском, но и в христианском мире. Он опирался на, так называемый, метафизический реализм. «Ens realissimum» означает «общий интеллект», единственная и действительно существующая разумность как подлинная реальность. Это и всё выше сказанное свидетельствует об актуальности данного диссертационного исследования.
Степень разработанности темы. Имеется весьма обширная литература, посвященная исследованию философско-научному наследия средневековой арабской мысли и, в частности, изучению трудов Ибн-Рушда. Отметим лишь основные, имеющие непосредственное отношение к изучению диссертационной проблематики. В русской литературе можно выделить работы Е.Э. Бертельца, М.А. Богоутдинова, С.Н. Григоряна, М. Динориева, Н.С. Киро-баева, A.C. Сагадеева и др.
Среди зарубежных исследователей отметим труды Боера Т.И., Гронебаума Г.Э., Гушона А., Жерине Л., Роузенталя Ф., Уотта У.М. Литература на арабском языке просто необозрима, но в ней необходимо отметить недавние исследования Аль-Ираки,
М.А., Аль-Джабри М.А., Аль-Месбахи, Бадави А., Фахри М., Мусы М.Ю., Касима М.
Однако в данной работе предпринимается попытка специального и последовательно анализа разума и знания не только в философии Ибн-Рушда, но и в том духовно-историческом контексте, который был создан предшествующими ему мыслителями. Ставится задача изучения этого исторического и духовного контекста. Речь идет не просто о сопоставлении философий Ибн-Рушда и его предшественников. Речь идёт о той исторической ситуации, в которой формировалась традиция арабской философии, и развёртывании её в духовном наследии Ибн-Рушда. Данный аспект до сих пор не изучен в надлежащей мере. И как раз это подчёркивается в обосновании актуальности диссертационной темы.
Общая цель и основные задачи исследования. Общая цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть специфику соотношения разума и знания в процессе формирования духовных основ исламской цивилизации. Важно было сделать попытку хоть как-то восстановить эту специфику, чтобы затем выявить и показать оригинальность философской мысли Ибн-Рушда.
Цель исследования диктует осуществление следующих задач:
- освещение формирования и распространения средневековой исламской учёности;
- раскрытие соотношения веры и знания в структуре средневековой исламской ментальности;
- выяснение соотношения религии и философии в трудах Ибн-Рушда.
- анализ концепции единства истины в философии Ибн-Рушда.
- экспликация сущности рационального знания в философии Ибн-Рушда.
Научная новизна работы. Суть научной новизны исследования заключается в обосновании того положения, что формирование и распространение средневековой исламской учёности получает своё классическое завершение в трудах Ибн-Рушда, влияние которого на средневековую европейскую мысль получило наименование аверроизма. Религиозно-мистическое понимание мира и его познания в философии Ибн-Рушда получает ярко выраженное рационалистическое истолкование. Его концепция истины в её двух формах позволила гармонизировать религиозное верующее сознание с философско-научной пытливостью. Отсюда основные положения, полученные в результате исследования и выносимые автором на защиту:
1. Утверждается, что разум и знание в их различии и согласовании определяли становление средневековой исламской учёности (арабское слово «калам» включает в себя и верующее сознание. И философскую мудрость и научное знание).
2. Подчёркивается, что в силу многозначности слова «калам» в средневековой исламской ментальности акцент делался либо на веру (Аль—Газали), либо на знание (Ибн-Сина).
3. Доказывается, что в основе философии Ибн-Рушда лежит проблема согласования разума, веры и знания. Отсюда идеи разных форм истины и концепции единства истины как таковой.
4. Отмечается особый характер рационального знания философии Ибн-Рушда, позволяющий понимать в единстве бытие Бога, Мира и Человека.
Методология и источники исследования. Методологической основой исследования является диалектика преемственности идей, соотношения исторического и логического в историко-философских исследованиях. Использовались формы контекстуального анализа, получившие своё выражение в работах С.С. Аверинцева, Ф. Роузенталя и М. Хай-деггера. Вместе с тем использовался опыт анализа средневековой исламской философии в русскоязычной, а так же в англоязычной и немецкой и французской литературе, и современных работ по данной проблематике на арабском языке.
Источниками исследования служили научные издания текстов философского наследия: Аристотеля, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сины, Аль-Газали и Ибн-Рушда, как на русском и арабском, так и на других языках.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, разработанные в ней методологические подходы и полученные результаты, позволяют дополнить понимание специфики средневековой исламской ментальности и тем самым расширить тематику изучения историко-философского, культурологического и научно-технического процессов.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, религии и науки, по истории культуры; в спецкурсах по историко-философским и историко-религиозным разделам, включая лекции по восточной поэтике, культурологии, религии и семинары по сравнительному анализу арабской и западной мысли в период средневековья. 9
Апробация работы. Материалы диссертации и всей темы использовались автором в чтении курса лекций в Педагогическом Университете города Газа в 1995 - 1997 гг.
Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Санкт-Петербургского Государственного Университете.
Основное её содержание излагалось на международной конференции по теме: «Ибн-Рушд и просвещение», которая проходила в городе Каире в 1996 году и представлена в двух публикациях.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы и подпараграфы, заключения и списка использованных источников и литературы на русском, арабском и других языках.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Разум и знание в средневековой арабской философии, Ибн-Рушд"
Заключение
1.Уже в пророческом Слове Мухаммада знание понималось как основная сила праведно верующего человека. В Исламе знание имело такое фундаментальное значение, что нередко Ислам и верное знание рассматривались, как одно и тоже. Не просто вера есть надлежащий путь к спасению, но и знание в отличии от заблуждения. Разум не отделяется от подлинной веры, а знание не противопоставлялось правильному образу жизни. Заблуждение, в отличии от знания, понималось как бесцельные и пустынные блуждания, когда утрачены все надёжные путеводители в запутанных обстоятельствах человеческой жизни. Вот в силу чего раннему исламу была присуща такая веротерпимость, которая позволяла воспринимать и эллинскую мудрость и мудрость зораастрийцев, знание неоплатоников, монофизитов, гностиков и несториан, и вообще знания тех, кто с помощью имперской властиизгонялся ортодоксальным христианством.
Уже только этим объясняется, так называемое, исламское чудо. Разум и знание в процессе формирования двух основ исламской цивилизации получали фундаментально сакральное значение. В своём необъятном разнообразии разум и знание в принципе неотделимы от веры. В силу чего они прославлялись и распространялись на все сферы жизни. Именно данное обстоятельство в значительной степени способствовало процветанию арабо-исламской цивилизации, которая сохранила для Западной Европы прежде всего аристотелевское наследие. Настолько высоко ценилась ученость в арабском мире, что общественное положение человека определялось скорее его знаниями, чем знатностью или богатством.
2. Знание почиталось как высшее наслаждение не только в исламской учёности, но в самой исламской ментальности. Знание понималось как благо не только в земной жизни, но и во всей последующей, тогда как невежество и фанатизм - это всегда страдания. Разрушение, боль и невозможность спасения вообще. Вот в каком духовном контексте формировалась философия Ибн-Рушда. Именно Ибн-Рушд доказывает, что знание само по себе божественно, что разум всегда необходим, поскольку он всегда наряду с разумной верой позволяет упорядочивать человеческую жизнь в обществе, указывая надлежащий путь любого рода занятия и устремлениям, а так же необходимый смысл для каждого человеческого существа. Только разум и только знание в их единстве внутренней сути призваны к тому, чтобы приобщать всех и каждого к божественному творению, к его красоте и гармонии, и в конечном счёте, спасению. В этом контексте рассматривается вся философия Ибн-Рушда.
3. В духовном наследии Ибн-Рушда разум и знание разделялись и объединялись, в зависимости от того контекста, в котором формируется то или иное знание всегда разумом. Речь идёт о следующем. Как бы не проявлял он себя в сфере верующего сознания, как бы ни выражал он себя в философии, как таковой, и как бы ни определял себя в том или ином специальном исследовании, он всегда тем не менее оказывается единым человеческим разумом, имеющем своё участие во всём божественном. В конечном счёте, есть единая истина, несмотря на разделение веры и знания, человеческого и божественного бытия. Только эта единая истина в так называемой её «двойственности» позволяет понять проект творения и энергию сохранения Богом Мира, и тем самым способность человеческого разумения. Именно это есть главное в философии Ибн-Рушда, которая вплоть до середины XIX столетия была в
136 пренебрежении в западном мире. А в арабо-исламском мире данные обстоятельства до сих пор упускаются из виду.
4. В основных монографиях и практических исследованиях до сих пор остаётся не освящённой и не понятой в надлежащим образом не просто специфика исламской ментальности, но прежде всего арабской цивилизации. Об этом свидетельствует возрождение и влияние в наше время исламского фундаментализма, который осуществил себя уже государственно-политически в Иране, который претендует на политическую власть в Алжире и Египте, Афганистане и Пакистане, который заявляет о себе весьма агрессивно в Средней Азии и даже на Северном Кавказе. Арабо-исламская цивилизация, получившая своё классическое выражение в философии Ибн-Рушд говорит совершенно об ином, а именно: религиозный фанатизм, любого рода экстремизм, национально-экономический изоляционизм - всё это устраняет возможность гармонии и согласования разума, знания и веры.
Всё, только что сказанное, намечает основные перспективы дальнейшего исследования философии Ибн-Рушда и аверроизма как такового.
Список научной литературыАбуэльатта Нассер Абдалла, диссертация по теме "История философии"
1. Аверинцев С.С. На границе цивилизаций и эпох: вклад восточных окраин римско-византийского мира в подготовку духовной культуры европейского средневековья (Восток. Запад. - Исследования. Переводы. Публикации.); 272 с.
2. Алиева Б. Теория двойственной истины. 1972; 149 с.
3. Аль-Газали избавляющий от заблуждений (С.Н. Григорян. Из истории философии Средней Азии и Ирана). М., 1960. С. 211-266.
4. Аль-Кинди. Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 4162.
5. Аль-Кинди. О первой философии. //Там же, С. 31-40.
6. Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов: Божественных Платона и Аристотеля. // Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972. С. 39-104.
7. Аль-Фараби. Рассуждения Второго Учителя о значении (слова) интеллект // Там же: С. 15-38.
8. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города // Там же: С. 193-377.
9. Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры // Сб. статей под ред: Фроловой Е. А., Шаймухамбетовой Г. Б. М. 1984.; 129 с.
10. Ю.Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Сочинения в 4-х т., М.1975., Т- 1
11. П.Аристотель. О душе. // Аристотель. Сочинения в 4-х т., М. 1975., Т. 1.
12. Асимов M., Диноршоев M. Ибн-Сина и его роль в развитии мировой цивилизации. // Ибн-Сина. Избранные философские произведения. М. 1980. С. 7-44.
13. Бибихин В. В. Новый Ренессанс. М., «Наука», 1998 г. 494 с.
14. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993. 518 с.
15. Григорян С. Н. Великие мыслители Арабского Востока (Ибн-Баджа, Ибн-Туйфель, Ибн-Рушд). М. i960.; 24 с.
16. Григорян С. Н. Великие мыслители Средней Азии. М. 1958.; 32 с.
17. Завидовский Ю. Н. Абу Али Ибн-Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.; 320 с.
18. Ибн аль-Фарид. Арабская поэзия средних веков. М. 1975. 609 с.
19. Ибн-Рушд. Опровержение опровержения. // Избранные произведения мыслителей Ближнего и Среднего Востока., ред. Григорян С. Н.; С. 399-554/.
20. Ибн-Рушд. Рассуждение, выносящее суждение относительно связи между религией и философией // Сагадеев A.B. Ибн-Рушд (Авер-роэс). Приложение. С. 171-199.
21. Ибн-Сина. Книга знания Ибн-Сина, Избранные философские произведения., М. 1980. С.61-227.
22. Ибн-Сина. Указания и настановления (Там же). С. 229-382.
23. Ибн-Сина. Книга о душе (Там же). С. 383-521.
24. Игнатенко А. А. В поисках счастья. М. 1989. 255 с.
25. Игнатенко А. А. Ибн-Халдун. М. 1980.; 270 с.
26. Игнатенко А. А. Средневековые «поучения владыкам» и проблематика власти // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М. 1987. С. 53-94.
27. Классический ислам: традиционные науки и философия // Сб. статей. Ред. Сагадеев А. В. 131 с.
28. Крачковский И. Ю. Ал-Шанфара. Песнь пустыни. М. 1956. 538 с.
29. Кирабаев H. Учение аль-Газали о свободе воли (Человек. Мировоззрение. Сознание), М. 1979. 158 с.
30. Коплстон Ф. История средневековой философии. М. 1997.; 501 с.
31. Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. М.1962. 586 с.
32. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М.1998; 750 с.
33. Майоров Формирование средневековой философии. М. 1984.; 458 с.
34. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М. 1973.; 449 с.
35. Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. М. 1976.; 156 с.
36. Наумкин В. В. К вопросу о «хасса» и «амма» / Традиционная концепция элиты и массыв мусульманстве. Ислам. История народов Востока. М. 1979.; С.66-99/.
37. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток // Сб. статей под pep. Степанянца M. Т. М. 1990. 279 с.
38. Религиозно-философские учения Востока // Сб. статей под редакцией Шаймухамбетовой Г. Б. М. 1990.; 96 с.
39. Ренан Э Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903.; 213 с.
40. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе М. 1978.; 378 с.
41. Сагадеев А. В. Ибн-Рушд (Аверроэс). М. 1973.; 211 с.
42. Сагадеев А. В. Ибн-Сина (Авиценна). М. 1985. 221 с.
43. Сагадеев А. В. Философия зарубежного востока о социальной сущности человека. М. 1986.; 193 с.
44. Сагадеев А. В. Философское наследие мусульманского мира и современная идеологическая борьба. М. 1987.; 51с.
45. Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М. 1993.; 171с.
46. Соколов В. В. Средневековая философия. М. 1979.; 448 с.
47. Степанянц М. Т. Восточная философия. М. 1997.; 503 с.
48. Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. М.1987.; 174 с.
49. Султанов Р. И. К истории становления теологического рационализма. Сравнительный анализ мыслительных схем калама и патристики. // Ближний и Средний Восток. М. 1990.; С. 141-162.
50. Сюкиляйнен Л. Р. Структура мусульманского права. // Мусульманское право. М. 1984. С.44-71.
51. Фролова Е.А. История арабо-исламской философии. М.1995.;174 с.
52. Фролова Е. А. Проблема веры и знания в арабской философии. М. 1983.; 166 с.
53. Чалоян В. К. Восток Запад. М. 1968.
54. Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М. 1979.
55. Шаймухамбетова Г. Б. Идеи платонизма и философские системы аль-Кинди, аль-Фараби. Автореферат. М. 1974.; 33 с.
56. Шевкина Г.В. Сёгер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М. 1972.
57. Абдель Разик М. Тамхид ли тарих аль-фальсафа аль-исламия. (Введение в историю исламской философии. Каир, 1944. 415 с.
58. Аль-Ава Калам ва аль фальсафа (Калам и философия), Дамаск, 1961.; 379 с.
59. Аль-Алим М.А. Моакэф накдия мен аль турас (Критическое отношение к наследию). Каир, 1997.; С. 129
60. Аль-Варди А. Мантек Ибн-Хальдон фи ду'хадарате (Логика Ибн-Хальдуна в свете его культуры и личности). Тунис, 1977.; 356 с.
61. Амин А. Фаджин аль Ислам (Заря Ислама). Каир, 1961.; 293 с.
62. Ан-Нас. Аль-Хакика. Аль-сольта. (Писание, истина, власть). Касабланка, 1995.; 287 с.
63. Аль-Арави А. Аль-араб ва аль-фикр альтарихи. (Арабы и историческая мысль). Бейрут, 1973.; 300 с.
64. Аль-Ахвани А.Ф. Предисловие к книге «Парафраз «О душе». Каир, 1950. С. 5-62.
65. Аль-Аш ари. Макалат ал-исламийин ва-хтимар ал-мусоллин (Трактаты мусульман и разногласия правоверных). Каир, 1970.; 682 с.
66. Аль-Газали А.Х. Мизан аль-амаль (Критерий действия). Каир, 1926.; 201 с.
67. Аль-Газали. Тахафут аль фальсафа (Опровержение философов). Бейрут, 1990.; 256 с.
68. Аль-Джабри М.А. Накд аль акиль аль-араби /Такуин аль-акиль аль-араби I. (Критика арабского разума Формирование арабского менталитета.), Бейрут, 1994.;384 с.
69. Аль-Джабри М. Нахну ва турас.( Мы и наследие). Бейрут, 1985.; 330 с.
70. Аль-Джанаби М. Аль-Газали: Аль-та алеф аль-хути аль-фальсафи аль суфи (Мистический теолого-философский синтезис). Дамаск, 1998. Ч. 1.; 271 с.
71. Абу Зейд Н. X. Ибн Рушд ва Тануир (Ибн-Рушд и просветительство). Каир, 1977.; 251 с.
72. Абу Зейд Н.Х. Мафхум ан-нас (Понятие о тексте). Исследования по кораническим наукам. Бейрут, 1994.; 319 с.
73. Аль-Ижи ад-Дин А. Аль-моакеф фи эльмалькалам (Позиция в риторике). Стамбул; 510 е.
74. Аль-Ираки М.А. Ан-Наз а аклия фи фальсафия Ибн-Рушд (Рационализм в философии Ибн-Рушда). Каир, 1982. С. 395 е.
75. Ать-Кинди Я.И. Аль-хиля фи даф аль-ахзан (Как уберечься от печалей). Философские трактаты. Каир, 1950.; 35-53 с.
76. Аль-Кинди Я. И. Фи аль-акиль Раса'иль фальсафия ли-ль-Кинди ва-ль-Фараби ва Ибн-Баджа ва Ибн-Ади (Философские трактаты аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Баджи и Ибн-Ади) Публ. Бадави., Бейрут, 1983. С. 5-13.
77. Аль-Мавсуа аль-арабийя аль-фальсафийя (Арабская философская энциклопедия в 2-х томах). 1998.; 880+915 с.
78. Аль-Мисхаби Муммад Ишкалиет альакель энда (Проблематика разума у Ибн-Рушда). Бейрут, 1988.; 254 с.
79. Аль-Фараби Абу-Наср. Ара' ахль аль-Мадина аль-Фадиля (Взгляды жителей Добродетельного города) Бейрут, 1959.; 187 с.
80. Аль-Фараби Абу-Наср Китаб ас-сийяса аль-маданийя (Книга гражданской политики) . Бейрут, 1964.; 111 с.
81. Аль-Фараби Абу Наср. Рисаля аль милля аль-фадиля (Трактат о добродетельной общине). Бейрут, 1967.; 147 с.
82. Аль-Фахури Ханна аль Джарр Халиль. Тарих аль-фальсафа фль арабийя (История арабской философии). В 2-х томах, Бейрут, 1982.; 376+518 с.
83. Аль-Худейри Зейнаб Махмуд. Асар Ибн Рушд фи фальсафат аль усур аль воста (Влияние Ибн-Рушда на философию Средневековья). Бейрут, 1985; 426 е.
84. Ан-Нашшар A.C., Абу-Райян М.А. Каираат фи-ль-фальсафа (Чтения по философии). Каир, 1967.; 425 с.
85. Аритстуталия (Аристотель). Фи-н-нафс (О душе). Пер. Исхака Ибн-Хунайна. Эль-Кувейт, 1980.; 370 с.
86. Аркун М. Аль-ва'хи ва аль-хакика ва ат'арих (Откровение, истина и история в сочинениях аль-Газали). (Статьи по исламской истории). Бейрут, 1983.; 290 с.
87. Аркун М. Аль-ассахафа аль-арабийя фи аль-махджар (Об арабской культуре в эмиграции). Касабланка, 1988.; 174 с.
88. Аш-Шахрастани. Китаб ал-милал ва-н-нихал (Книга о религиях и сектах). Каир, 1968.; 526 с.
89. Бадави А. Аросто энда аль-араб (Аристотель у арабов). Эль-Кувейт, 1978. 344 с
90. Бадави А. Ат-турас юнани фи аль хадара аль исламийя (Греческое наследие в исламской цивилизации). Бейрут, 1965; 390 с.
91. Бадави А. Мавсуат аль-фальсаф. (Философская энциклопедия в 2-х томах). Бейрут, 1984. С. 645+593.
92. Бадави А. Предисловие к книге Аристотеля «О душе». Каир, 1954. С. 5-43.
93. Гамильтон Дж. Дерасат фи хадарет аль ислам (Исследования по исламской цивилизации). Бейрут, 1964.; 465 с.
94. Гольдцхер И. Аль-анасер альафлатония альмухаддеса ва альгнусия фи аль хадис / (Элементы неоплатонизма и гностицизма в Хадисе) // Сб.Греческое наследие в исламской цивилизации. Каир, 1965.; С. 70-123.
95. Готье Л. Матхаль лидирасет аль-фальсафа аль исламийя (Введение в изучение исламской философии).Бейрут, 1945.; 311 с.
96. Де Буур Т. И. Тарих аль фальсафа фи аль-ислам (История философии в исламе), Каир, 1957.; 425 с.
97. Ибн-Баджа Абу Бакр Бен Сайг. Р'исалет альтесаль (О соединении разума с человеком). Бейрут, 1968.; 53 с.
98. Ибн-Рушд. Китаб ма ба'д ат-таби'а (Парафраза книги Метафизики). Каир, 1958.; 120 с.
99. Ибн-Рушд. Тальхис аль-Хитаба (Парафраза «Риторики» Аристотеля). Каир, 1967.; 312 с
100. Ибн-Рушд. Тальхис Китаб ан-нафс (Парафраза «О душе» Аристотеля) // Публ. Ахмада Фу'ада аль-Ахвани, Каир, 1950.; 115 с.
101. Ибн-Рушд. Тальхс Китаб аль каун ва альфасад (Парафраза Книги о мировоззрении). Хайдарабад, 1947.; 202 с.
102. Ибн-Рушд. Тафсир ма ба'д ат-таби'а (Комментарии к «Метафизике» Аристотеля). В 3-х частях. Бейрут, 1938; 584 с.
103. Ибн-Рушд. Тахафут ат-тахафут (Опровержение опровержения). Каир, 1965.; Т.1,2. 501+568 с.
104. Ибн-Сина. Аш-Шифа. Ат-Табиийа (Исцеление. Физика). Каир, I960.; 280 с.
105. Карам Ю. Тарих аль фальсафааль-юнанийя (История греческой философии), Каир, 1958.; 316 с.
106. Корбен А. Тарих аль-фальсаф аль-исламийя (история исламской философии), Бейрут, 1966; 376 с.
107. Мадкур И. Фи аль-фальсафа аль-исламийа мин хадж ва татви-куху. (Об исламской философии - метод и его применение в 2-х ч.). Каир, 1968.; 194+216 с.
108. Мурувве X. Ан-Наза ат аль-маддийя фи-ль-фальсафа аль-арабийя аль исламийя (Материалистические тенденции в арабо-исламской философии. В 2-х частях). Бейрут 1085. 750+900 с.
109. Наср С.Х. Салласит хукама' муслимин (Три мудреца мусульманина). Бейрут, 1971.; 217 с.
110. Муса М.Ю. Бейнаддин ва аль фальсафа фи ра и Ибн Рушд ва фалисафит аль афальвасид. (Между религией и философией. О взглядах Ибн-Рушда и философов средневековья). Каир, 1959.; 240 с.
111. Фарах А. Ибн Рушд ва фальсафати (Ибн-Рушд и его философия), Бейрут, 1988; 352 с.
112. Фарух У. Аль-араб ва аль фальсафа аль юналия (Арабы и греческая философия). Бейрут, 1960; 308 с.
113. Фарух У. Тарих аль фикр аль араби (История арабской мысли), Бейрут, 1972.; 727 с.
114. Фахри М. Тарих аль-фальсафа аль исламийя (История исламской философии). Бейрут, 1979.; 515 с.
115. Яфут Салем. Ибн Хазм ва альфикер аль фальсафи бэль Магреб ва аль Андалоз (Философская мысль в Магрибе и Андалузии). Рабат, 1986.; 525 с.145
116. Hourany: On the harmony of religion and philosophy. A translation with introduction and notes of Ibn Rushd's Kitab fasl al magal withits appendex (Damima) and an extract from Kitab al Kashf an manahig al adilla Vessens Luzac and Co. 1961.; 388 p.
117. O'Leary: Arabic though and its place in History. London, 1958.; 308 P
118. Quadri. La philosophi arabe dans l'Europe medieval. Paris, 1947.; 418 c.