автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Давлетшин, Кутдус Давлетович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Давлетшин, Кутдус Давлетович

Введение.

Глава I. Национальные и религиозные компоненты в истории развития народов Поволжья.

§ 1. Исторические предпосылки и современные реалии межнациональных и межконфессиональных отношений в Поволжье и Приуралье.

§2. Содержание и сущность понятий «национальное» и «религиозное» и их социальная обусловленность.

Глава II. Проблемы нации и религии в богословской и общественнополитической мысли народов Поволжья

§1. Характер влияния ислама на формирование и развитие наций

§2. Идейные основы панисламизма и пантюркизма и их влияние на общественно-политическую жизнь в регионах традиционного распространения ислама в Поволжье.

Глава III. Влияние религиозного сознания и религиозной психологии на национальную самобытность верующих.

§ 1. Специфика проявления национального в религиозном сознании.

§2. Взаимодействие религиозной веры и национальной психологии верующих.

Глава IV. Религиозные ценности в сфере национальной культуры и искусства.

§1. Национальные и исламские особенности культуры.

§2. Влияние ислама на формирование национального искусства.

Глава V. Национальные и религиозные традиции, обряды и обычаи в семейно-брачных отношениях мусульман.

§ 1. Функциональное значение национальных и религиозных традиций, обрядов и обычаев в быту.

§2. Религиозные компоненты семьи и быта и их отражение в языке.

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по философии, Давлетшин, Кутдус Давлетович

Актуальность темы исследования. Объектом диссертационного исследования является анализ многообразных проявлений национального и религиозного факторов в сфере культуры и быта народов Поволжья и Приуралья, традиционно испогедующих ислам. Возрастание в жизни российского общества роли религии, в те:.: числе ислама, совпало по времени с процессом роста национального самосознания народов, представляющих различные субъекты Россипскс": Федерации. Это выражается в возрождении ими подчас забытых традиций' и ценностей, в стремлении к национальному самоопределению, к уст?.ноЕдению новых отношений друг с другом и с федеральным центром, Mo:::i-:o гсоистатировать, что тесное переплетение национальных и конфессиональных проблем стало реальностью нашего времени, эта связь и взаимообусловленность .Ешслздывяет существенный отпечаток на характер суверенизации субъектов Российской Федерации, их социокультурной и этнической с?.моидентификации.

В России, являющейся не только многонациональным, но и многоконфессиональным государством, на территории которого функционирует свыше 50 различных религиозных направлений, взаимосвязь религиозного и национального факторов, их проявление в политике, в культуре народов, в их повседневном быту играет огромную роль, а потому не может оставаться вне поля зрения органов государственной власти и управления, политологов и ученых - религиоведов. И хотя, как известно, господствующей конфессией России на протяжении веков было православие, существенным образом формировавшее и определявшее культуру народов страны, объективный исследователь должен учитывать особый путь исторического развития нашего европейского государства. Особенности исторического развития России определили ее, выражаясь словами H.A. Бердяева, «срединное положение»1 по

1 Бердяев H.A. - Русс-:;:! м;-?-:,/ Допрос-! философии. - 1990. С. 78. отношению к двум потокам мировой истории - Востока и Запада, и двум мировым цивилизациям - европейской и азиатской, к двум мировым религиям -христианству и исламу.

Ислам является второй по численности своих последователей религией в России, сегодня по оценкам средств массовой информации (СМИ), в Российской Федерации насчитывается 19-20 миллионов мусульман, и от того, как будут складываться отношения государства с мусульманской общиной, во многом зависят мир и согласие в нашей стране. Этнополитологи и социологи, специализирующиеся на изучении ислама, единодушно отмечают, что мусульманская религия воспринимается значительной частью граждан России (прежде всего Татарстана, Башкортостана, Дагестана, Кабардино-Балкарии и некоторых других) в качестве символа самоидентификации, способа национального самосохранения. Последнее обстоятельство чрезвычайно актуализирует тему исследования, особенно если учесть, что в диссертации анализируются не столько политический или экономический срезы национально-религиозной идентификации, сколько самое глубинное проявление этого феномена - на уровне культуры и быта.

Существует еще ряд причин, требующих философско-религиоведческого осмысления новой ситуации в сфере национально-религиозных отношений в России и в отдельных ее субъектах. Духовное возрождение в регионах традиционного распространения ислама имеет свою специфику, которая в немалой степени определяется особенностями самой религии. Дело в том, что в исламе нет разделения между духовным и светским компонентами жизни общества, как в христианстве. Именно по этой причине ислам в гораздо большей степени, чем другие религии, воспринимается как форма выражения своеобразной цивилизационной константы, как носитель стиля, образа жизни, который регламентируется поведенческими установками, вплетен в психологию, культуру верующих. Несколько приглушенная за десятилетия государственного атеизма «вплетенность» ислама в повседневную жизнь верующих находила свое выражение не в политике и не в экономике (в СССР, в отличие от стран зарубежного Востока и Азии, не выдвигались концепции «исламского государства» или «исламской экономики»), а именно в культуре и в быту. Собственно, по этой причине для исследователя представляет большой интерес изучение процесса эволюции национально-конфессиональных отношений применительно к культуре и быту народов, исповедующих ислам, в условиях, когда с этих сфер были сняты всевозможные идеологические ограничения. Какие изменения в содержании культуры и быта мусульман произошли в условиях духовного возрождения и обретения возможности открыто обращаться к традиционной религии своих предков? Ответ на этот вопрос является чрезвычайно актуальным.

В связи с распадом СССР наблюдается своеобразный «исламский ренессанс» в мусульманских регионах бывшего огромного государства. «Возрастание роли и значения этой религии в социально-политической жизни новосуверенных государств с коренным мусульманским населением обусловливается глубокими социальными изменениями, происходящими в этом регионе»1. Это способствует существенной активизации исламского фактора в регулировании процессов консолидации и самоопределения в регионах с мусульманским составом населения. Регулятивное влияние мусульманского фактора на интеграционные процессы в современном обществе становится все более важным в условиях становления новых государств в этом регионе, коренное население которых традиционно исповедует ислам.

Проблема исследования заключается в том, что на территориях бывших республик Союза наблюдаются противоречия между светским характером новых независимых государств и усиливающейся мусульманской религиозной доминантой в жизнедеятельности традиционных обществ этого региона, которые стоят перед выбором между светской и религиозной альтер

1 Нуруллаева Ш.Ф. - Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии). Автореф. канд. дисс. М., 1995. С.2 нативами социального взаимодействия»1.

Столь же актуальной, несомненно, является и проблема определения специфики взаимоотношения национального и религиозного факторов сквозь призму культуры и быта населения конкретного региона России - Поволжья и Приуралья, ибо исследуемая конфессия обладает здесь своими особенностями. Неоднородность ислама, отчетливо обнаруживающаяся в различных культурных регионах, обусловлена различными уровнями его проявления, в связи с чем от «теоретического» или «коранического» ислама (религиозные, политические и социальные принципы, идеи, правовые и этические нормы, образующие единую систему), следует отличать «практический», или «народный» ислам, вбирающий в себя обычаи и нравы отдельных народов. Последний уровень фиксирует в себе особенности исторической среды, социальных условий жизни народа, этнические и культурные различия и т.д. В данном случае мы имеем в виду северный очаг исламской цивилизации на территории РФ - именно он стал объектом социально-философского анализа, осуществленного в настоящей диссертации.

Не осознав особенностей проявления национального и религиозного факторов в быту и культуре народа, характера взаимосвязей этих компонентов, невозможно выработать научные рекомендации по взаимодействию федеральных, религиозных и местных органов власти с действующими на территории региона религиозными организациями, концепцию государственно-церковных отношений в целом. В этой связи предпринятая диссертантом попытка дать целостный анализ взаимосвязи, взаимовлияния указанных компонентов на примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам, может рассматриваться как определенный вклад в становление указанной концепции, как решение чрезвычайно актуальной для нашего общества задачи.

1 Нуруллаева Ш.Ф. - Ислам как фактор регулирования в интеграционных процессах (на материалах Центральной Азии). Автореф. Канд. Дисс. М., 1995. С. 2 >

Степень разработанности проблемы. Исследуемая тема представляет собой комплексную научную проблему. Вопросам взаимосвязи национального и религиозного факторов в жизни народов посвящено немало трудов философов, историков, этнографов, социологов и религиоведов. В целом все эти труды можно разделить в хронологическом порядке на три периода, соответственно которым в отечественной литературе осуществлялось изучение проблемы: 1) дореволюционный период (до октября 1917), 2) советский период, 3) постсоветский период.

Дореволюционный период характеризуется накоплением определенного эмпирического материала, посвященного различным аспектам культуры и быта мусульман. Этот материал отличается описательностью и отсутствием систематизации, в нем еще не различались косвенные и непосредственные взаимосвязи и взаимообусловленность религиозного и национального компонентов в жизни общества; авторы в этот период выдвигали в качестве первостепенных различные, нередко противоречившие друг другу положения и принципы, характеризовавшие, по их мнению, культуру и уклад жизни мусульман в целом и региональные особенности.

Отсутствие четкой методологии - основная черта подавляющего большинства работ указанного периода по исследуемой проблематике. Сказанное вовсе не означает, что в этих работах отсутствовали ценные для научного ис-ламоведения положения, однако значимость этих позитивных моментов принижалась недостаточной аргументацией, фрагментарностью и вполне объяснимой слабостью научной - прежде всего социологической - базы.

В частности, Ахмед бек Цаликов, Газиз Губейдуллин, Джамал Валиди и другие авторы при рассмотрении вопроса о взаимоотношении национального и религиозного факторов приоритет отдавали духовному началу, т.е. религиозному фактору. В их работах наблюдалась тенденция рассмотрения проблем нации и религии как общих категорий, тогда как социально-политическое и научное решение этих вопросов требовало конкретноисторического подхода. В свою очередь, известные в мусульманском мире религиозные реформаторы Ш.Марджани, Г.Баруди, М.Камалетдинов, А.Баязитов, Г.Исхаки, М.Бигиев, Р.Ибрагимов, Р.Фахретдинов и известный татарский просветитель К.Насыри именно в национальном факторе видели новую, эффективную форму совершенствования традиционного религиозного мировоззрения и укрепления этнической целостности мусульманских народов. Их религиозно-реформаторские и философские доктрины непосредственно исходили из практических нужд и чаяний народа того времени. Эти авторы опирались как на национальное, так и на религиозное сознание народа, усматривая в этих компонентах источник социального и духовного развития. Положительным в их исследованиях следует считать то, что они ближе других подошли к идее признания взаимосвязи этнических и конфессиональных компонентов в нации.

В советский же период большинство авторов акцентировали свое внимание исключительно на классовом характере категории «нация», в результате чего этническое содержание нации уходило на второй план. По сути, эти авторы в своем понимании нации и национальных отношений ориентировались на труды Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, A.B. Луначарского, И.В. Сталина. Однако следует отметить, что уже в 60-х гг. ряд ученых, таких, как, например, М.С. Джунусов предложил считать этнический признак равноценным признаку социальному. В своих трудах М.С. Джунусов определял нацию как «социально-этническую категорию»1, в то время как многие другие авторы еще находились под влиянием сталинской формулировки о том, что нация - категория историческая, этнос - социальная . Впоследствии от такой трактовки теории нации отказались Ю.В. Бромлей, С.Т. Калтахчан, И.П. Ца-мерян.

1 Джунусов М.С. - Нация как социально-этническая общность людей // вопрросы истории, 1966, №4; его же: Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. - Ашхабад, 1988.

2 Сталин И.В. - Марксизм и национальный вопрос // Соч. т.2 - С. 295, его же: Национальный вопрос и ленинизм // Соч., т. 11 - С. 336.

Живой интерес к проблеме взаимоотношений национального и религиозного факторов наблюдался в 60 - 80 годы. Однако при всем внимании исследователей к проблемам национального и религиозного факторов удельный вес их работ по отношению к работам в области социальной философии и религиоведения был невелик, хотя, конечно, к этим годам относится огромное количество монографий, книг, брошюр и статей, посвященных истории религиоведения и проблемам научного атеизма. Несмотря на наличие в основном добротных и серьезных исследований, определенная их часть не была лишена некоторых общих недостатков, вытекающих из ложного постулата о том, что у нас национальный вопрос и вопрос о свободе совести полностью и окончательно решены.

Между тем вывод о решенности так называемого «национального вопроса», как, впрочем, и «религиозного» (в плане осуществления подлинной свободы совести) был преждевременным. Загнанные вовнутрь сталинскими репрессиями, а впоследствии - жестким идеологическим прессингом, эти проблемы де-факто существовали прежде всего в местах традиционного распространения ислама - их конфликтогенность поддерживалась как наследием царской политики в отношении исповедующих эту религию народов, так и крупными политическими ошибками, допущенными в период Советской власти. Значительную роль в нерешенности указанных проблем и в постепенном нарастании еще в недрах СССР межнациональных и межконфессиональных конфликтов сыграла также несбалансированность экономики в республиках с преобладающим большинством мусульманского населения, низкий жизненный уровень, значительная безработица, неудовлетворительное состояние почти всех сфер социального и бытового обеспечения, сложившиеся в этих регионах.

В советский период проблемами функционирования различных этносов, наций и конфессий в стране был посвящен ряд монографий и коллективных трудов ученых. Некоторые из них выдержали несколько изданий и явились существенным вкладом в разработку отдельных аспектов исследуемой темы. В частности, методология исследования социальной структуры этносов в историческом плане разрабатывалась академиком Ю.В. Бром леем, профессорами В.Н. Басиловым, С.И. Бруком, Т.Ю. Бурмистровой, Л.Н. Гумилевым, Э.С. Маркаряном, П.И. Пучковым, В.А. Тишковым, Б.Б. Трушковым, Э.И. Файнбергом, И.Н. Чебоксаровым, В.В. Чистовым. Многие общетеоретические положения национальных отношений нашли довольно глубокое и разностороннее отражение в трудах JIM. Дробижевой, С.Т. Калтахчана, М.И. Кулинченко.

Социально-философские и исторические аспекты проблем современных наций и национальных отношений исследовались С.М. Арутюняном, Э.А. Баграмовым, B.C. Барулинным, М.Р. Булатовым, Н.Д. Джандильдиным,

A.M. Ковалевым, В.И. Коваленко, М.Я. Ковальзоном, Р.И. Косолаповым,

B.И. Кузнецовым, К.Х. Момджяном, В.Я. Пащенко, П.М. Рогачевым, A.M. Руткевичем, P.A. Саликовым, М.А. Средлиным, Н.С. Сарсенбаевым, К.А. Степаняном, Э.В. Тадевосяном, М. Фазыловым, К.Ф. Фасеевым, Б.А. Шуваловым, И.С. Хориным, Ц.П. Цамеряном и др.

Большое внимание уделялось в советской научной литературе рассмотрению проблем взаимосвязи и взаимообусловленности национальных культур, традиций, национального самосознания, национальной психологии, национальных интересов, развития национально-языковых процессов. Феномен религии, его место и роль в развитии национальной жизни общественного и обыденного сознания исследованы Ю.Ф. Борунковым, Г.А. Габинским, Н.С. Гордиенко, И.Г. Ивановым, И.Я. Кантеровым, Н.С. Капустиным, А.Н. Красниковым, В.И. Колесниковым, И.А. Крывелевым, Т.А. Кудриной, М.А. Ленсу, К.И. Никоновым, М.П. Новиковым, Ф.Г. Овсиенко, В.В. Павлюком, A.C. Поповым, H.A. Пашковым, И.Д. Панцхава, М.Н. Рижским, З.А. Тажури-зиной, В.Д. Тимофеевым, H.A. Трофимчуком, С.А. Токаревым, Д.И. Угрино-вичем, М.М. Шейнманом, И.Н. Яблоковым, И.Б. Ястребовым и др.

Религиозно-конфессиональные отношения и факторы национальной жизни мусульманских народов нашли отражение в исследованиях М.А. Аб-дуллаева, Б.А. Алиевой. P.A. Артыкова, Р.Г. Балтанова, Г.Р. Балтановой, JI.A. Баширова, М.В. Вагабова, И. Джаббарова, Г.М. Керимова, Л.И. Климовича, Н.К. Кулиева, P.M. Маджидова, A.M. Мустафаева, A.A. Нуруллаева, Ю.Г. Петраша, М.Ф. Султанова, М.А. Усманова и др. Проблемы взаимовлияния и взаимообусловленности национальных и религиозных факторов в культуре, быту, сознании народов бывшего СССР послужили объектом докторских диссертаций и монографических исследований А.Н. Платова, И.А. Макатова, Я.В. Минкявичюса, Т.С. Саидбаева.

В исследованиях И.С. Болотина, А.П. Бутенко, И.А. Гобозова, И.С. Гурвича, А .Я. Гуревича, М.А. Маслина, М.П. Мчедлова, М.И. Одинцова, М.Б. Садыкова, Н.С. Семенкина, М.М. Скибицкого, Г.П. Снесарева, А.Д. Сухова, Э.Г. Филимонова на большом фактическом материале освещаются некоторые аспекты исследуемой нами проблемы.

Отдельные аспекты взаимодействия религиозного и национального факторов на примере зарубежного ислама освещают в своих работах такие авторы, как Е.А. Беляев, JI.P. Гордон-Полонская, А.И. Ионова, З.И. Левина, И.П. Петрушевский, A.B. Сагадеев, М.Т. Степанянц, М.И. Филиппова.

И конечно же, проблема взаимоотношений национальных и религиозных факторов не могут быть в должной мере раскрыты без учета и анализа зарубежных философских работ, исследовательский диапазон которых в основном соответствует практическим нуждам современности. Во многих из них, помимо конкретных исследований теории и истории нации и религии, национальных и религиозных отношений ставятся методологические проблемы. В этом плане диссертант опирается на труды Э. Агости (Аргентина), А. Козинга (Германия), А. Тэнассэ (Румыния), А. Швейцера (Германия).

Определенные выходы к нашей проблеме, помимо работ философов и историков, имеют труды культурологов, этиков, эстетиков. Исследования

С.Ф. Анисимова, С.И. Антоновой, Е.В. Боголюбовой, О.И. Величко, B.C. Глаголева, A.A. Гусейнова, В.Г. Иванова, A.A. Кисловой, В.И. Корнева, М.А. Лившица, А.Н. Титаренко, Е.Г. Яковлева отличаются тем, что в них, наряду с анализом социальной структуры морали, искусства, религии, культуры, фиксируется и взаимосвязь, взаимообусловленность этих философско-эстетических категорий, что свидетельствует о многоаспектности данной проблемы.

Культурологический материал, способствующий изучению религии, религиозной и национальной культуры, содержится в трудах этнографов, педагогов, лингвистов, литературоведов, психологов и фольклористов. Многие из них попутно проявляют интерес к проблеме национального и религиозного сознания, психологии, культуры. Например, Г.Н. Волков, Б.А. Кадыров, М.Н. Кузьмин, Н.С. Сафаров, М.Г. Тайчинов, Я.И. Ханбиков сосредоточивали свое внимание на проблемах национальных и религиозных традиций, обычаев в учебно-воспитательном процессе, т.е. при изучении языков, культур, истории родного края.

Третий период - постсоветский - стоит особняком в истории отечественного исламоведения. Подобно первому периоду, он характеризуется многообразием подходов к изучению проблемы, но, в отличие от второго, разбросом мировоззренческих установок исследователей. Ислам и связанный с этой религией так называемый «исламский фактор» находятся в центре внимания многих исследователей и политических деятелей современной России, и это объясняется теми событиями и процессами, которые произошли и происходят в жизни народов, традиционно исповедующих ислам.

Ислам, 1100-летие существования которого на территории России отмечалось в 1989 году, - реальность в жизни народов нашей страны. Восемь так называемых «мусульманских» республик (Татарстан, Башкортостан, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея) входят в состав РФ. Такие крупные города, как Москва, Санкт

Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Челябинск стали центрами активной жизни мусульман. Возникли десятки новых духовных управлений мусульман, культурно-просветительские центры, различные мусуль-манско-благотворительные фонды, организации и партии, исламские институты, медресе и т.д. События на Северном Кавказе способствовали активизации ислама. На местах все чаще слышатся голоса мусульманских лидеров о необходимости создания исламских республик на территории России. Уникальным фактом стало возникновение более 40 этноконфессиональных центров в городах России. В настоящее время только в Москве действуют более 30 национальных культурно-просветительских центров татар, башкир, азербайджанцев, туркмен, казахов, народов Кавказа. Первоначально эти центры действительно были очагами возрождения национальной культуры, национального самосознания. В них изучали национальные языки, культуру, историю, традиции и т.д. Однако через некоторое время руководители этих организаций твердо поняли, что нельзя понять суть национальной культуры, традиций, не изучив роль ислама в истории развития народа, нации. Поэтому в национально-культурных центрах тюркских, кавказских народов усердно изучают арабский, турецкий языки, Коран, шариат, хадисы пророка Мухаммеда, историю ислама.

С демократическими преобразованиями в стране российские мусульмане отождествляют коренные изменения в положении ислама, появление реальной возможности жить согласно своим национальным традициям и обычаям, выполнять религиозные обряды и предписания, но главное - свободно мыслить и высказывать свое отношение ко всем аспектам жизнедеятельности общества. Мусульманские объединения занимают одно из ведущих мест среди религиозных организаций страны. В настоящее время более 20% от общего числа всех зарегистрированных религиозных организаций приходится на долю российских мусульман. Их число за пять последних лет выросло с 300 до 2300.

Современные авторы, обращаясь к теме так называемого «исламского фактора», отмечают факт «возрождения» ислама и его культуры в России; они по-новому, то есть прежде всего непредвзято, без идеологической зашо-ренности исследуют различные аспекты национально-религиозных отношений, исламской культуры, быта и других сфер.

В этом плане особо следует отметить плодотворную деятельность коллективов ученых кафедры философии, религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кафедры философии, религии и религиоведения Ростовского государственного университета, кафедры философии Краснодарской академии культуры и отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан. В частности, кафедрой философии религии и религиоведения МГУ под редакцией доктора философских наук, профессора И.Н. Яблокова в 1994 году был издан уникальный на на

1 2 стоящее время учебник «Основы религиоведения» и его книга , в которых дается научное определение религиоведения как философской дисциплине, уточняются цели и задачи, конкретизируются наиболее универсальные религиоведческие понятия, термины и теории. Опираясь на философское наследие прошлого, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, И.Н. Яблоков отмечает, что «религиоведение выполняет методологическую функцию по отношению к конкретным наукам: литературоведению, фольклористике, языкознанию, правоведению, этнографии, искусствоведению и др., когда они обращаются к анализу религии со своей частной точки зрения»3.

Нельзя не отметить разработку и систематизацию общеметодологических принципов подхода к исследуемому объекту, которые ученый вычленил

1 Основы религиоведения. Под редакцией проф. И.Н. Яблокова. М., Высшая школа, 1994.

2 Яблоков И.Н. «Основы теории религиоведения. М., 1994

3 Основы религиоведения. Под редакцией проф. И.Н. Яблокова. М., Высшая школа, 1994. в следующем порядке: каузальный анализ, историзм, генетический подход, сравнительно-историческое исследование, типологический метод, феноменологический метод и структурно-функциональный анализ»1. Диссертант основывался на сравнительно-историческом анализе, феноменологическом и структурно-функциональном методах.

За последние годы вышли также учебные пособия по религиоведению В.И. Гараджа2 и ученых Ростовского государственного университета совместно с учеными других вузов3 и методические материалы в отдельных регионах4 страны.

В них рассматриваются проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений, анализируются состояние и перспективы эволюции религиозных организаций в нашей стране в постсоветский период.

Достойны внимания усилия коллектива ученых отдела истории общественной мысли и исламоведения Института Академии наук Татарстана, которые довольно скрупулезно исследуют проблемы мирного принятия ислама в Волжской Булгарии, его место и роль в становлении татарской нации. В частности в исследованиях Я.Т. Абдуллина, P.C. Хакимова, P.M. Амирхано-ва, Ф.М. Султанова, Р. Мухаметшина, Р.Ф. Мухамметдинова, Д.М. Исхакова освещены некоторые проблемы взаимосвязи национального и религиозного факторов в контексте истории общественной мысли татар Поволжья.

Ислам - религия, пронизывающая все стороны жизнедеятельности человека. Ислам - это и образ жизни, и стиль мышления и поведения, и целый ряд бытовых установлений. Вместе с политическим и экономическим обнов

1 Основы религиоведения. Под редакцией проф. И.Н. Яблокова. М., Высшая школа, 1994.

2 Гараджа В.И. Религиоведение. Учебное пособие для судентов вузов. М., 1995. - 480 е., его же: Социология религии. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М., Наука, 1995. - 229 с.

3 Самыгин С.И. и др. Религиоведение: социология и психология религии. (Самыгин С.И., Нечипу-ренко В.И., Полонская И.Н. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 672 с.

Религия в истории и культуре (Писманик М.Г., Нечаев М.Г., Жохов A.B., Чупин В.Д. - Пермь: Книжный мир, 1995 - 304 с; Религия и культура: метод, материалы спецкурса. Вып. 1.(Краснодарская академия культуры). - Краснодар: 1994. - 127 с. лением общества обновляются и различные стороны духовной, в том числе и религиозной жизни народов, исповедующих ислам. При этом процесс обновления не исключает обращения к традиции, культуре, психологии, самосознанию национальных образований. В связи с этим диссертант, опираясь на имеющуюся литературу по исследуемой проблематике, сосредоточил свое внимание на социально-философском анализе феномена взаимодействия национального и религиозного элементов в культуре и быту народов, традиционно исповедующих ислам (на примере народов Поволжья и Приуралья). Знание прошлого, сопоставление его с происходящими в исследуемой сфере изменениями позволяет, во-первых, раскрыть содержание и характер эволюции национально-религиозных отношений, духовной жизни народа в целом, во-вторых, - увидеть основные их тенденции и прогнозировать возможное развитие на ближайшую перспективу.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является социально-философский анализ взаимодействия национального и религиозного факторов с учетом социально-исторических условий их формирования и развития, выявление форм их проявления в сфере сознания, быта, культуры на примере народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:

• уточнить содержание и сущность понятий «национальное» и «религиозное», раскрыть социальную природу национального и религиозного факторов, показать их место и роль в культуре и образе жизни российских мусульман;

• выявить исторические предпосылки и современные реалии межнациональных и межконфессиональных отношений в Поволжье и Приуралье;

• раскрыть роль религиозного фактора в формировании национальной психологии верующих мусульман, выявить характер его влияния на их национальную самобытность, межличностные и межэтнические отношения;

• верифицировать представление об исламе как о способе легитимизации, национальной идентификации и символе этнической общности;

• исследовать идейные основы панисламизма и пантюркизма, установить степень их влияния на общественно-политическую жизнь в регионах традиционного распространения ислама в России;

• выявить специфику и содержание религиозных ценностей в сфере национальной культуры и искусства мусульман;

• раскрыть содержание, характер и формы проявления исламских взглядов на брачно-семейные отношения в регионах традиционного распространения ислама в России;

• с учетом специфики проявления национального и религиозного факторов дать прогноз их развития и взаимовлияния, определить стратегию государственной политики в сфере национально-религиозных отношений.

Методологической и теоретической основой настоящего исследования явилась концепция общественного прогресса как закономерного и необратимого процесса. При этом диссертант исходил из научного понимания национальных и конфессиональных факторов как совокупности длительных, поступательных изменений сложных системных объектов. Свое исследование автор стремился базировать на принципах научной объективности и историзма, а также на сложившихся принципах светского религиоведения в исследовании ислама. В основе воспринятого автором системного анализа лежит положение о том, что ислам является особым типом социальной системы, объединяющей вероучение, политику, право, мораль, культуру и быт. В связи с этим в диссертации предпринята попытка рассмотрения национальных и религиозных факторов как относительно самостоятельных компонентов целостной системы, возникающих в определенных условиях в результате действия соответствующих причин, претерпевающих со временем некоторые изменения.

Диссертант, отвергая вульгарный социологизм, сводящий сущность нации лишь к ее классовому содержанию, признает социальную детерминированность национального и религиозного факторов, рассматривая их в связи с породившими их обстоятельствами социального порядка.

Важное значение для автора имели работы отечественных и зарубежных религиоведов, философов, социологов, культурологов, в которых дан анализ интересующей нас проблематики в свете социальной философии, истории и философии религии, этнографии, этнопсихологии, социологии, национальной культуры, раскрывающих различные аспекты национальных и религиозных факторов и их взаимосвязи, а также обобщен опыт формирования национальных и религиозных отношений в целях поиска наиболее перспективных путей их оптимального решения, т.е. выработки практических рекомендаций по их упорядочению и урегулированию.

Научная новизна диссертации. Автор диссертационного исследования исходил из понимания того, что, во-первых, вследствие постоянного динамизма национального и религиозного факторов многие имеющиеся по избранной нами тематике исследования, несмотря на целый ряд содержащихся в них положительных моментов, не могут быть исчерпывающими, так как меняются условия, возникают новые проблемы и потребности решать новые задачи; во-вторых - специальные диссертационно-монографические исследования по вопросам взаимовлияния национальных и религиозных традиций на примере этноса отдельных народов сегодня явно устарели и требуют пересмотра и новой трактовки отдельных положений; в-третьих, выводы и рекомендации по совершенствованию системы национально-религиозных отношений часто носят не конкретный, а безадресный характер и не всегда отражают специфику проявления национальных и религиозных факторов, отчего остаются малоэффективными. Диссертант при определении содержания своей работы учитывал все перечисленные выше факторы и соотносил накопленный ранее опыт с новыми реалиями в исследуемой сфере.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что автором:

• раскрываются теоретические и методологические основы российского ис-ламоведения с учетом его эволюции в 80-90-х гг.;

• всесторонне и комплексно раскрыты в социально-историческом и философском плане наиболее общие исходные принципы понимания категорий национального и религиозного, их взаимодействия, взаимовлияния, взаимозаменяемости и взаимообусловленности;

• дана систематизация разнородного, разнопланового культурно-исторического, этнографического, фольклорного, философского материала в целях создания обобщенного представления о категориях «национальное» и «религиозное». С этой целью в диссертации проводится их многоаспектное исследование с учетом исторической, национально-религиозной и социально-политической специфики России;

• раскрываются основные противоречия и сложности во взаимоотношениях национальных и религиозных факторов в новых социально-экономических условиях России;

• конкретизируются факты идентификации национальной принадлежности с конфессиональной, указывается на ошибочность представлений их как взаимозаменяемых на примере понятий «башкир-мусульманин» и «татарин-мусульманин» ;

• рассматривается социально-психологический аспект проблемы взаимосвязи религиозного и национального, определяются каналы воздействия религиозного комплекса на национальную психологию и составляющие ее элементы: национальное самосознание, характер, чувства, традиции и обычаи;

• приводятся последние данные о характере и уровне религиозности в местах традиционного распространения ислама в России, об особенностях жизнедеятельности религиозных общин в Поволжье и Приуралье, о степени влияния ислама на межнациональные отношения в данном регионе, на культуру и быт местного населения;

• выявлен и обобщен новый обширный документальный материал, позволяющий определить роль национальных и религиозных факторов в развитии культуры взаимоотношения между народами, странами, религиями, между верующими и неверующими;

• показано, что без последовательной, долговременной государственной политики, направленной на создание необходимых условий для нормального функционирования национальных и религиозных факторов и их взаимовлияния, весь этот сложный процесс приобретает еще более запущенный характер.

Таким образом, научная новизна диссертации заключается как в новом теоретическом подходе к анализу социальной природы и структурных особенностей национального и религиозного факторов, так и в освещении наиболее характерных черт этнических и конфессиональных изменений в определенных социально-исторических условиях.

Теоретическое и практическое значение исследования обусловлено тем, что:

• материалы, содержащиеся в диссертации, а также наблюдения, выводы, обобщения и рекомендации автора могут способствовать дальнейшей разработке исследований, связанных с выявлением места и роли национальных и религиозных факторов в духовной жизни общества; поиску новых подходов к освещению указанных проблем;

• разработка теоретико-методологических проблем исследования национальных и религиозных факторов и характера их взаимоотношений и взаимодействий в различных сферах общественной жизни, сознания и поведения людей представляет определенный интерес для современных социологов, философов, историков, политологов и для тех, кто занимается проблемами национального вопроса и религиоведения, для более углубленного осмысления как эволюции ислама в современном мире, так и специфики взаимоотношений национальных и религиозных факторов в различных общественно-политических условиях.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы:

• в научной работе при исследовании проблем эволюции нации, многонациональных общений, развития всей системы национальных, национально-религиозных отношений;

• в учебном процессе: в ходе преподавания религиоведения, социальной философии, политологии, социологии, политической истории России, в спецкурсах и спецсеминарах по этим дисциплинам;

• общественно-политическими партиями и движениями при подготовке программных документов, определяющих их отношение к религии и национальному вопросу;

• при определении конкретных подходов во внутренней государственной политике в период перехода России от авторитарно-бюрократического к демократическому обществу, а также при разработке концепции государственно-церковных отношений.

Разработка данной проблематики имеет практическое значение для научного обоснования национальной и религиозной политики в России и СНГ, для решения задач гражданского сотрудничества и согласия людей разной веры, партийной или национальной принадлежности.

Материалы исследования могут представлять интерес для специалистов в области философии, религиоведения, исламоведения, а также широкого круга лиц, интересующихся проблемами духовного возрождения в России и других республиках СНГ.

Апробация диссертации. Основные положения и содержание диссертации изложены в четырех монографиях, нескольких брошюрах и статьях. Теоретические положения, выводы, обобщения и рекомендации нашли практическое применение в системе лекционной деятельности, а также служебных справках и рекомендация, составленных для Министерства образования РФ. Результаты исследования освещались в выступлениях на методологических семинарах Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись также в форме научных докладов и сообщений на заседаниях лаборатории этнопедагогики Института национальных проблем образования, Института

22 языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова (1966-1976 гг.), на научных конференциях, посвященных 100-летию со дня рождения Г. Тукая (1986 г.), 100-летию A.C. Макаренко (1988 г.), 120-летию Н.К. Крупской (1989 г.), на научно-теоретической конференции «Ислам, народные традиции и современное образование» (Уфа, 1994 г.), а также на других зональных и республиканских конференциях в г. Ижевске (1989 г.), в Казани (1991 г.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Взаимодействие национального и религиозного факторов в культуре и быту"

Заключение

Анализ проблем взаимоотношения национальных и религиозных факторов на примере этноса народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам, позволяет утверждать, что за последние годы мусульмане России получили возможность свободного развития в рамках национальных культур и своей религии. Впервые за долгие десятилетия ислам, как и другие религии страны, стал составной частью духовной жизни российского общества, самобытного развития российско-евразийской цивилизации.

Многократно увеличилось в России количество действующих мечетей, появились реальные возможности просвещать и воспитывать подрастающее поколения мусульман в духе исламских традиций, ведется подготовка духовенства, развиваются всесторонние контакты с мусульманским миром, тысячи российских мусульман ежегодно совершают паломничество в Мекку и Медину к святыни ислама.

Мусульмане России выступают за сотрудничество и равноправное развитие всех религиозных направлений в нашем обществе, против национальной и религиозной вражды. Россия для них является родным Отечеством, они считают оскорбительными разного рода измышления о том, что ислам и мусульмане угрожают гражданскому согласию в стране. Мусульмане России считают, что ислам обладает силой, способной внести покой в души верующих, гармонизировать отношения между людьми и народами. При этом они ищут и находят аргументы в своей священной книге - Коране. Мусульманское духовенство ныне выступает за равноправный диалог религий и культур как гаранта стабильности российского общества.

Мусульмане России, как и мусульмане всего мира, отвергают экстремизм как явление, чуждое своей религии. Антиисламские проявления, имеющие место в российском обществе, противоречат духовной сути России, ее конституции, политике демократии и реформ. Нарушение же принципа равноправия, игнорирование религиозных чувств мусульман, отсутствие должного отношения к участию мусульман в государственных и управленческих структурах не отвечают интересам стабильности и безопасности России.

Чувство любви к своему Отечеству - к России- одинаково свято для всех граждан, независимо от национальной и религиозной принадлежности Эти чувства присущи и мусульманам России, поэтому они выступают за равноправный исламо-христианский. диалог, который может стать составной частью обеспечения всеобщего мира в Российском обществе, фундаментом его безопасности. К сожалению, идея исламо-христианского диалога не всегда получает должной поддержки. Эта идея не находит соответствующего места и в государственной политике.

Более того, в средствах массовой информации можно встретить агрессивно-невежественные, искаженные представления об исламе и мусульманах. Такого рода искажения используются так называемыми национал-патриотическими деятелями, которые провозглашают превосходство одной национальности, одной религии, культуры и языка.

Следовало бы создать в центре и на местах специальный государственный орган, который бы занимался реализацией конституционных положений о равенстве религий, запрете пропаганды национальной религиозной вражды. Важно, чтобы в работе такого органа принимали участие представители всех национальностей и вероисповеданий.

Общими усилиями верующих, прежде всего мусульман, удалось не допустить превращения конфликта в Чечне в религиозную войну, хотя на это работала и часть ведущих политиков страны. Эта война велась не в интересах России, а против России.

Органы государственной власти в центре и на местах, общественные организации и партии, средства массовой информации должны обратить внимание на тот факт, что созидательный, миротворческий, духовный потенциал ислама и исламской культуры пока еще остается в России невостребованным. Снижает этот потенциал и разобщенность мусульман России, отсутствие координирующего деятельность Духовных управлений мусульман органа.

Вместе с тем следует отметить, что происходящие в стране социально-экономические, политические изменения, связанные с переходом от плановой системы хозяйствования к рыночной, создают новые проблемы в сфере общественной жизни, решение которых требует принципиально иного подхода к вопросам устройства жизни общества, к регулированию межэтнических (межнациональных) и межконфессиональных отношений. Как свидетельствуют события последних лет, этнические и конфессиональные конфликты на территории бывшего СССР сегодня стали реальностью. Вспыхнув с небывалой силой в различных регионах, они поколебали наши представления о единстве и нерасторжимости его народов, отодвинув надежды на мир, согласие и братство между гражданами на неопределенный срок.

С распадом Советского Союза вся полнота политической власти перешла к региональным политическим элитам республик, ставших независимыми государствами.

Обеспечив себя неограниченной властью, политическая элита на местах начала реализовывать культурно-национальные, региональные, экономические интересы и ценности с тем, чтобы объединить вокруг себя коренные этносы и социальные слои населения, без опоры на которую власть политических элит во вновь образованных государствах не могла быть прочной.

Таким образом, в странах СНГ изменилось не только положение федеральной и региональной политических элит относительно политической власти, но изменилось также и положение социальных слоев и их правовых структур в сложившихся условиях, породивших иные ориентиры на экономические и культурно-национальные ценности, что, в свою очередь, создало широкую социальную базу для сепаратизма и взрывоопасных ситуаций.

При этом немаловажное значение имеет и религия, создающая специфические отношения между народами. В этом смысле ислам имеет богатый опыт. Поэтому при изучении мжконфессиональных отношений следует учесть, что ислам, как явление надстроечного порядка, наложил определенный отпечаток на экономическую, культурную жизнь и сознание своих приверженцев. Он вошел в их плоть и кровь, оказывая огромное влияние на миропонимание, поведение, психологию, мораль, образ жизни и является важной составной частью, элементом национальной жизни.

Сегодня многие народы переживают период возрождения, возрастает интерес к этническим ценностям и особенностям образа жизни. Наметились тенденции повышения статуса национальных языков, культур, обычаев, традиций, как системообразующих элементов, отличающих этнос. Национально-культурные общества стали по сути своеобразными клубами общения соплеменников, где они могут обратиться к фольклору, песне и танцу своего народа, его культуре, традициям и религии.

Национальное возрождение - это процесс реализации ранее неосуществленных по тем или иным причинам возможностей нации развиваться, удовлетворять потребности и запросы людей, принадлежащих к данному этническому коллективу. При этом подразумевается не возврат к прежним стадиям социально-культурной эволюции народов, а развитие на этой основе их национальных культур и образа жизни в соответствии с требованиями современной эпохи. В настоящее время многими национальными движениями на территории бывшего Союза приняты свои программы национального возрождения; существует и общероссийская «концепция государственной программы национального возрождения народов России» (1992 г.), правда, пока не работающая и не имеющая в активе позитивных результатов.

В процессе анализа особенностей ислама в Поволжье мы выяснили, что в соблюдении исламских канонов в мусульманском мире всегда присутствовали местные национальные и даже географические оттенки, нюансы. Так, одной из существенных особенностей ислама в Поволжье являются различия в совершении некоторых традиционных обрядов, описанных Ибн Фадланом еще в X веке.

К числу особенностей ислама в Поволжье можно отнести и то, что распространение мусульманской религии в Восточной Европе, в том числе и в Поволжье, не является только фактом расширения территориальных границ мусульманского религиозного сообщества и переходом его в иное качественное состояние.

В современной России, в условиях глубочайшего социального и духовно-нравственного кризиса, разочарований в состоятельности демократических институтов власти и эффективности рыночных реформ в экономике ширится убеждение в том, что возрождение страны возможно лишь при возвращении к собственным историческим истокам, к традиционным ценностям.

В национально-государственных образованиях Российской Федерации в качестве духовного стержня социального подъема и нравственного оздоровления в довольно широких слоях общества рассматривается религия, причем, «своя», традиционно исповедуемая данным народом. У той части населения страны, которая воспитана в мусульманско-татарской среде, аналогичные представления (ожидания) связываются с исламом: именно он, по мнению мусульман, по своему социально-духовному назначению способен стать основой национально-духовного возрождения.

Российское государство является светским, и во взаимоотношениях с религиозными организациями исходит из принципа их правового равенства. Однако порой нетрудно заметить, что практические намерения и реальные шаги его властных структур существенно противоречат этим конституционным принципам. Причем, если говорить о федеральных властях, то они явно отдают предпочтение православию.

Особые отношения властей с Русской православной церковью не могут не вызвать соответствующей реакции у последователей других конфессий.

Отсутствие правового равенства между религиями может еще более усугубить существующие национально-религиозные конфликты. Бесправовой режим способствует созданию напряженности и активизации дезинтеграцион-ных сил в обществе.

Перспективы религиозно-конфессиональных отношений в нашей стране видятся сегодня, к сожалению, недостаточно определенными и ясными. Противоречивы и мнения, высказываемые по этому поводу представителями общественных и естественных наук, а также религиозными деятелями. Хотя в большинстве регионов страны взаимоотношения между религиозными объединениями характеризуются как вполне корректные и доброжелательные, однако, нередко звучат опасения в связи с возможностью их обострения. Факторы негативного влияния пока не исчерпали себя, хотя возможно носят временный характер.

Анализ соотношения национального и религиозного факторов позволяет сделать следующие выводы:

• особую актуальность в современных условиях приобретает разработка мер по нормализации межэтнической напряженности и нейтрализации идей сепаратизма;

• споры, конфликты, возникающие на почве этнических и религиозных отношений, ставят на повестку дня вопрос об изменении норм международного права, в частности - о соотношении права наций на самоопределение и правовых норм, фиксирующих территориальную целостность государства;

• сегодня, как никогда, возрастает роль международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ, региональных структур безопасности в предотвращении и урегулировании конфликтных ситуаций;

• жизнь требует утверждения новых правил межгосударственных отношений, в соответствии с которыми мировое сообщество может совместными усилиями предотвращать и сдерживать развитие как внутренних, так и внешних межэтнических, религиозных конфликтов, давать отпор любым попыткам узаконить особые «права» и сферы интересов великих держав; для того, чтобы позитивно развивались и укреплялись межнациональные и межконфессиональные отношения в обществе, необходимы гражданский мир и межнациональбное согласие. К сожалению, с началом перехода России к рыночным реформам диалог религий, направленный на установление всеобщего мира, стал давать обратный ход; в сегодняшних условиях как никогда нужен поиск взаимопонимания, доброй воли и инициативы, которые могли бы подхватить все существующие конфессии. Немаловажным фактором являются также механизмы предупреждения и разрешения межконфессиональных противоречий, организации сотрудничества людей разных вероисповеданий во имя гражданского мира и межнационального согласия; с целью нормализации и совершенствования межрелигиозных отношений в рамках России, СНГ и во всем мире представляется целесообразным создание ассоциации межрелигиозного сотрудничества и контактов, а в области межнациональных отношений - аналогичного совещательного органа малых народов при ООН, где они могли бы ежегодно обсуждать свои животрепещущие проблемы, причем не только религиозные, но и культурно-бытовые, социальные, экологические, правовые и другие, связанные с самосохранением этих народов; в сознании людей надолго остаются воспоминания о межнациональных и спорных вопросах, о территориальных конфликтах, религиозных столкновениях, о колонизаторской политике, притеснении культуры, языка, традиций, обычаев, искажении истории «малых» народов. Все это в недалекой перспективе может породить новые, трудно разрешимые проблемы, создать региональные очаги межконфессиональных конфликтов; многочисленность возникших за последние годы проблем в сфере национальных и конфессиональных отношений, кардинальное изменение религиозной ситуации, обострение негативных проявлений, вызванных слабой урегулированностью некоторых правовых сторон деятельности религиозных организаций, настойчиво требуют скорейшего принятия принципиально нового законодательства о свободе совести; органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в своих отношениях с религиозными организациями, включая заключение тех или иных соглашений о сотрудничестве с ними, должны исходить прежде всего из конституционных принципов отделения религиозных объединений от государства и светского характера Российского государства, а также их значения и возможных последствий для общества и российской государственности;

• религия выступает как удобная форма оживления национализма, а национализм - как благоприятная почва для развития религиозного. Таким образом, националистические и религиозные пережитки могут найти друг в друге опору, питательную среду;

• в противовес тем верующим, которые считают единственно истинной и совершенной религией только свою, а к представителям других религиозных направлений относятся надменно, враждебно, следует терпеливо разъяснять, что христианство и ислам в историческом аспекте родственны, близки друг другу. Разъяснение этой идеи, ее внедрение в сознание масс верующих может способствовать улучшению и совершенствованию межнациональных отношений не только народов Поволжья и Приуралья, но и всей России.

Государство, если оно желает устойчивого развития, достижения гражданского мира и общественного согласия, должно одинаково относиться ко всем вероисповеданиям, ко всем своим гражданам - последователям разных религий. Представляется, что для этого оно должно предпринять как минимум следующие шаги:

• разработать и принять государственную программу поддержки традиционных для России религий;

• найти законодательные и иные возможности для прекращения антиисламской пропаганды в средствах массовой информации, антиисламских выпадов должностных лиц;

• в контексте естественного развития взаимоотношений национального и религиозного факторов некогда популярный тезис о сближении и слиянии наций, народов, исходящий из постулатов, не учитывающих влияние религиозной идеологии и специфический характер развития России, показал свою несостоятельность и бесперспективность на ближайший этап развития наций и человечества. Если о сближении наций можно говорить, основываясь на их культуре, искусстве, экономике, которые могут сближаться и отделяться, то о слиянии, как о желаемом, судить что-либо в условиях России преждевременно.

Таким образом, важной проблемой является умелое построение межнациональной политики, направленной на социальную стабильность и снятие межнациональной напряженности, локально создаваемой в регионах.

Одним из стратегических принципов укрепления национальной безопасности России могла бы быть система мер по устранению факторов социальной, этнической и религиозной напряженности, а также негативных политических ориентаций населения в потенциально конфликтных регионах страны.

Такой комплекс мер должен быть направлен, прежде всего, на улучшение экономического положения, пропаганду позитивного имиджа государственности России.

Только на этой основе возможна массовая поддержка решений властных структур по урегулированию межнациональных и межконфессиональных отношений.

Происходящие в стране преобразования бесспорно оказывают реальное влияние на характер и сущность национального и религиозного факторов, их взаимовлияния и взаимообусловленности в сфере культуры, быта и сознания народов Поволжья и Приуралья, традиционно исповедующих ислам.

Не менее продуктивным направлением могут стать комплексные исследования правовых, экономических условий, обеспечивающих гарантии нормального демократического функционирования национального и религиозного факторов, а также изучение их компонентов во взаимосвязи и с глобальными проблемами современности.

 

Список научной литературыДавлетшин, Кутдус Давлетович, диссертация по теме "Философия религии"

1. Абдулати Хаммуда. Взгляд на ислам. Новосибирск, 1995. - 256 с.

2. Абдуллатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспектива федеративного устройства. М., Славянский диалог. 1996. 255 с.

3. Абдулатипов Р. Заговор против нации. Национальное и националистическое в судьбах народов. СПб. 1992. 193 с.

4. Аббдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в. М., 1968. 336 с.

5. Абдуллаев М.А., Вагабов Й.В. Актуальные проблемы критики и преодоления ислама. Махачала, 1975. 222 с.

6. Абдуллаев Махмуд. Национальное своеобразие и основные факторы развития эстетической культуры. Автореф. докт. диссерт. Ташкент, 1994.-45 с.

7. Абдуллаев М.Г. Интернационализация быта и преодоление этнических предрассудков. Автореф. канд. дисс. М., 1973.-28 с.

8. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительная мысль. Казань, 1976. — 319 с.

9. Абдуллин Я.Г. Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века. М.,1990. - 230 с.

10. Абдуллин Я.Г. Методологические проблемы изучения истории общественной мысли Казань, 1990. 119 с.

11. Абдуллин Я.Г. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Казань, 1991. -94 с.

12. Абдуллин Я.Г. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения.-Казань, 1994. ^ 157 с.

13. Абдурахман бин-хамид аль-Умар. Ислм-религия истины. М., 1993-73 с.

14. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, 1993. 222 с.

15. Авксентьев В.А. В.И. Ленин о соотношении национального и религиозного вопросов. Вопросы философии и истории. Ученые записки Ставропольского педагогического института. Ставрополь, 1986., 3-28 с.

16. Агеев А.Г. Нациология. Философия национальной экзистенции. Махачкала. 1992. 268 с.

17. Агати Э. Нация и культура. Пер. с испан. М., 1963. 263 с.

18. Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992. - 122 с.

19. Алиева Б.А. Проблемы соотношения веры и разума в современной мусульманской теологии и философии. Автореф. докт. дисс. М., 1979. -30 с.

20. Аль-Маудуди Абу Аля. Образ жизни в исламе. М., 1993. 96 с.

21. Амелин В.В. Сущность и причины межнациональных конфликтов. -М., 1993. -269 с.

22. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (XII-XVI вв.). Казань, 1993. 290 с. ^

23. Амирханов P.M. Национальная идеология и национальная политика.// Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Татарстан. Казань, 1993. С. 25-36.

24. Амирханов P.M. Из истории формирования и развития свободомыслия в дореволюционной Татарии. (Сб. статей). Казань, 1987. - 120 с.

25. Амирханов Р. Национальное возрождение и ислам.// «Татарстан», 1995. № 9-10, с. 29-38. (на татар, яз.).

26. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л., 1974. 171 с.

27. Андрианов И.П., Лопаткин P.A., Павлюк В.В. Особенности современного религиозного сознания. М., 1977. 247 с.

28. Аргументы. М., 1987.-192 с.

29. Аргументы. М., 1988.-224 с.

30. Арсенин Е.М. Религия вчера, сегодня, завтра. Курс лекций по истории и философии религии. Архангельск. 1994.- 360 с.

31. Артыков A.A. Сущность модернизации идеологии ислама. Автореф. докт. дисс. Ташкент, 1976,- 72 с.

32. Арутюнов С.А. Народы культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.-230 с.

33. Архипов М. Таджвид: Облегченные правила. Казань, 1993. 60 с.

34. Аршарун А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1951.- 138 с.

35. Атеизм и духовная культура. Под ред. проф. В.А. Зоца. Киев, 1986. — 438 с.

36. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982. 270 с.

37. Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. М., 1985. 240 с.

38. Ахундов М.Ф. Избр. филос. произв. Баку, 1953. 377с.

39. Аширов И. Эволюция ислама в СССР. М., 1972. 152 с. Л

40. Аширов И. Ислам и нации. М., 1974. 144 с. /

41. Аширов Н. Нравственные поучения современного ислама. М., 1977. -64 с.

42. Аширов Н. Мусульманская проповедь. М., 1978. 79 с.

43. Баграмов Э.А. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер», М., 1973. 14 с.

44. Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. М., 1973. 246 с.

45. Байрамсахатов И. Новый быт и ислам. М., 1979. 64 с.

46. Байрамуков А-Х. Керим. История ислама. Черкасск, 1994ю 168 с.

47. Балтанов Р.Г. Основные проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР. Автореф. докт.дисс. Казань, 1994. 30 с.

48. Балтанов Р.Г. Религия и проблемы ее изучения. Религия, церковь в России и за рубежом.// Информационный бюллетень № 3 Российской академии гос. службы при Президенте РФ. М., 1995. - 12-19 с.

49. Балтанов Г.Р. Религия в Татарстане: проблема новообращенцев. Религия, церковь в России и за рубежом. Информ. Бюллетень № 3 Рос— сийской академии гос. службы при Президенте РФ. - М., 1995. - 19-24 с.

50. Балтанов Р.Г., Балтанова Г.Р. Диалог религий, диалог культур. // «Татарстан», 1995, № 11-12, с. 70-72.

51. Бартольд В.В. Культура мусульманства. М., 1918. 112 с.

52. Баруди Г. Основы ислама. Казань, 1986.- 15 с.

53. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970. 144 с.

54. Басин К.Я. Семантическая философия и искусство. М., 1973.- 216 с.

55. Баширов JI.A. Пути преодоления религиозных и патриархально-родовых пережитков. Грозный, 1975. 59 с.

56. Баширов Л.А. Ислам и межнациональные отношения. М., Знание, 1990. 52 с.

57. Баширов Л.А. Мюридизм на Северном Кавказе. Религия, церковь в России и за рубежом. - Информ. Бюллетень №3 РА гос. службы при Президенте РФ. - 24-31 с.

58. Баширов Л.А. Ислам и национальные отношения Государственно-церковные отношения в России. Часть I, М., Гос. акад. Гос. службы при Президенте РФ. М.,1995. - 128-151 с.

59. Башкирский фольклор: Исслед. Материал. Под ред. Ф.А. Надришиной А.М. Сумейманова. Уфа, 1993. 180 с.

60. Баязитов А. Отношение ислама к науке и иноверцу. СПб., 1887. 102 с.

61. Баязитов А. Ислам и прогресс. СПб., 1898. 3395 с.

62. Бейли A.A. Судьба наций. М., 1995. 232 с.

63. Белая книга. О нарушениях свободы совести в Российской Федерации (1994-1996). Под ред. Л.С. Левинсона. М.: Аллегро-Пресс, 1997. - 140 с.

64. Беляев Е.А. Мусульманское сектанстство. М., 1977. -100 с.

65. Бенедиктов H.A. и др. Русская идея. Очерки. 6 Н. Новгород, 1993. 190 с.

66. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.- 436 с.

67. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. 200 с.

68. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 490 с.

69. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.,1994. - 466 с.

70. Болотин И.С. Тупики клерикального национализма. М., 1987. 48 с.72,7374,75