автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Взаимодействие религиозного и светского в духовной культуре г. Дербента
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гасанова, Мадина Нусратовна
-ф ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНОЕ И СВЕТСКОЕ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ г.ДЕРБЕНТА.
1.1. Методологические принципы исследования
N взаимодействия религиозного и светского в городской культуре. 12
1. 2. Генезис духовной культуры г. Дербента. 26 1.3. Место религии в духовной культуре г. Дербента. 70
ГЛАВА П. СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО В ИСКУССТВЕ г.ДЕРБЕНТА.
2. 1. Взаимодействие религии и искусства в процессе формирования духовной культуры. 101
2. 2. Архитектурные памятники как выражение духовной культуры г. Дербента. 112
2. 3. Декоративно-прикладное искусство в ^ функционировании городской культуры. 142
Введение диссертации2006 год, автореферат по философии, Гасанова, Мадина Нусратовна
Актуальность темы исследования.
Категория «культура» - понятие многогранное и многоплановое. Она как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности охватывает и концентрирует в себе практически все сферы материального и духовного творчества людей и совокупность результатов этого творчества. Культура преемственна и представляет собой непрерывный процесс развития и воспроизводства. У одних народов мира этот процесс проистекал в заданных, изолированных рамках; у других народов - во взаимодействии и взаимовлиянии с другими народами.
Географическое и стратегическое положение ряда регионов мира определяло пути великих миграций и переселений народов, что обусловливало и предопределяло особую культурно-историческую судьбу этих народов. В этом плане уникальное положение занимает каспийский проход и важнейший с древнейших времен его бастион - г.Дербент. В указанном контексте Дербент и сопредельные территории отличали насыщенность событиями и интенсивность миграционных процессов. С глубокой древности в разных направлениях здесь прошли десятки различных племен и народов, порою сметая все на своем пути, порою оседая на длительное время, частью ассимилируясь, бесследно растворяясь в местной этнической среде
В последние два тысячелетия, до присоединения к России, в Дагестане последовательно, с переменным успехом господствовали персы, арабы, монголо-татары, турки, и всегда бастионом влияния и господства выступал Дербент - главный экономический, политический, культурный и религиозный центр всего Восточного Кавказа. И поскольку каждый народ творец и носитель определенной культуры, то здесь сложился уникальный, беспрецедентный в своем многообразии и многоплановости конгломерат культур - материальное и духовное наследие веков и народов.
Дербент в силу своего центрального положения превращается в средоточие культур в их синкретическом полиэтническом и поликонфессиональном переплетении. Культура Дербента представляет сложнейший синтез культурных систем, носителями которых являются разные этнические, конфессиональные и социальные группы горожан. Все более важным становится поиск путей, принципов построения и одновременно задача изучения городского пространства в рамках взаимодействия религиозного и светского в духовной культуре.
Между тем миграции, внешняя экспансия и господство влекли за собой, одновременно, смешение и смену религиозно-духовных ценностей, представляющих собой значительный культурный пласт.
Начиная со второй половины У11 в. ислам, по мере своего распространения и укрепления, постепенно вытеснял древние так называемые языческие культы. Функции ислама не ограничивались сферой сознания, он выступал организатором и регулятором общественных отношений и быта, попутно монополизируя среду развития культуры, определяя в значительной степени ее формы и содержание. Несмотря на преимущественное положение ислама в Дербенте мирно сосуществовали три монотеистические религии: ислам, иудаизм, христианство.
Изучение и осмысление всех изложенных процессов и культурного наследия Дербента, несомненно, представляет непреходящий научный интерес и практическую ценность, и значимость для поколений. Этим и обусловлен выбор нами данной темы в качестве основы диссертационного исследования.
Культура Дербента не является каким-то локальным явлением, она имеет мировое значение, подтверждением чему явилось и решение Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО о внесении этого уникального культурно-исторического феномена в реестр памятников мирового наследия. И этот факт в значительной большой степени должен актуализировать проблему исследования города, повысить ответственность и обязывать, чем испытывать гордость от причастности к этому великому памятнику истории и культуры.
Степень разработанности темы. Тема взаимодействия религиозного и светского элементов в духовной культуре в отечественной научной литературе получила незначительное отражение и развитие. В этом плане определенный интерес представляют научные изыскания западных и ряда отечественных культурологов, религиоведов, философов: М.М.Бахтина, К.Г.Доусона, Э.Дюркгейма, Б.С.Ерасова, М.С.Кагана и др.1
Диалог как феномен реальности и проблема природы и пространства действия его в городской культуре отражена в трудах исследователей А.С.Ахиезер, .М.С.Кагана, А.А.Пелипенко, Э.В.Сайко, И.Г.Яковенко, 2 Для исследования взаимодействия религиозного и светского в культуре г. Дербента неоценимое значение имеют труды по истории города: М.И.Артамонова, В.В.Бартольда, Е.И.Козубского, А.А.Кудрявцева, М.Г.Магомедова, Р.М.Магомедова, В.Ф.Минорского, С.О.Хан-Магомедова .3
1 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986г.; Доусон К.Г. Религия и культура, СПб, 2000г.; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизнй. Религия и общество. Ч.П.- М, 1996г.; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М, 1990г.; Каган.М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, 1996г. и др.
2 Ахиезер A.C. Диалог как основа современного философствования. // Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997г.; Каган.М.С. Философия культуры. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996г.; Пелипенко.А.А. Городской миф в художественном сознании: аспекты диалога.// Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997г.; Яковенко И.Г.Город в пространстве диалога культур и диалог города. //Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997г.
3 Артамонов М.И. Древний Дербент. - CA, 1946г.; Бартольд В.В. Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира. - Соч. М., 1963г.; Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906г.; Кудрявцев.A.A. Древний Дербент.-М., 1982г.; Он же Феодальный Дербент. Пути закономерностей развития города в У1 - середине ХШ в. - М.: Наука, 1995г.; Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана,- Махачкала. Дагкнигоиздат, 1994г.; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда Х-Х1. М., 1963г.;
Этнографические исследования С.Ш.Гаджиевой, М.Е. Мататова. И.Черного1 дают возможность указать на взаимосвязи и взаимовлияния этнокультур в пространстве города.
Особую ценность представляют работы дагестанских ученных, в которых отражаются различные аспекты духовной культуры города г.Дербента. В исследования фольклора и литературы, нами использовались монографии и статьи: Н.Х.Авшалумовой, Ф.Алиевой, Б.Б.Булатова, Г.Г.Гамзатова, С.А.Лугуева, А.Ф.Назаревича, М.С.Саидова, Р.Ф.Юсуфова и др.2 Научная мысль и педагогические взгляды рассмотрены в трудах: М.А.Абдуллаева, Г.Ш.Каймаразова, А.Р.Шихсаидова3 и др.
Хан-Магомедов С. О. Дербент, М., 1958г.; Хан-магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979г. и др.
1 Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX - начало XX в. - М.: «Восточная литература» РАН, 1999г.; Мататов М.Е. Таты-иудаисты. Москва, 1993г.; Черный И. Горские евреи. Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып.Ш. 1870г.
Авшалумова Н.Х. Народная татская сказка «Бежон и Менежон» и романтическая поэма Фирдоуси «Бижан и Манижа».//Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана.Махачкала, 1987 г.; Её же в зеркале татской народной сказки,- Махачкала, 1996г.; Алиева Ф. Анекдоты / Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука, 1991г.; Булатов Б:, Лугуев.С. Духовная культура народов Дагестана в ХУ111-Х1Х вв. Махачкала, 2000г.; Гамзатов Г. Фольклор в системе национальной художественной культуры // Традиционный фольклор народов Дагестана. - М.: Наука. -1991г.; Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана. Махачкала, 1975г.; Его же Отобранное по крупицам. Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала., Даг.книж.изд-во., 1958г.; Саидов.М.С. Дагестан.лит-ра ХУШ-XIX вв. на арабском языке // Труды ХХУ Международного конгресса востоковедов. Т.2.-М., 1960г.; Юсуфов.Р.Ф. Дагестан и русская литература конца ХУШ и первой половины XIX в.// Дагестанская тема в творчестве А.А.Бестужева-Марлинского. -М.:Наука. 1964г.
Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986г.; Его же Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.М.: Наука, 1968г.; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.:Наука, 1971г.; Шихсаидов А.Р.Дагестанские авторы X - начала XX в. и рукописи их сочинений.//Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала,ГУП. 2001г.; Его же Рукописное наследие народов Дагестана.// Арабская рукописная книга в
Древние народные представления, верования, обряды, ритуалы как неотъемлемая часть традиционной культуры народа отражены в статьях Г.А.Гаджиева, А.С.Миловского.1 Становление религиозного опыта в рамках межконфессионального диалога выстраивается в исследованиях Л.Х.Авшалумовой, А.К.Аликберова, М.Альтушера, М.Бойса, Г.М.Керимова, А.А.Кудрявцева, М.Р.Курбанова, Г.М.Курбанова, М.Мюллера, А.Р.Шихсаидова и др. 2
Большое значение для исследования взаимодействия религии и искусства имеют труды И.А.Тульпе, Е.Г.Яковлева и др3. Художественная культура Дербента представленная различными видами искусства,
Дагестане. Махачкала.,ГУП.2001 г. Шихсаидов А.Р. Арабские источники IX—X вв. о Дагестане. Ат-Табари. История пророков и царей. Махачкала, 1971г. и др.
1 Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисламский период.- Махачкала: Даг.кн.изд-во. 1993г.; Миловский A.C. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках.-М, 1984г.;
2 Авшалумова JI.X. Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала. 1997г.;Ее же Критика иудаизма и сионизма. - Махачкала: Даг. Кн. Изд., 1986г.; Аликберов А.К. «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец У / XI в.) Автореферат.канд.дис.СПб., 1991г.; Его же Ал-Фукаи // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь.М., 1998 г.; Альтушер 1990,- М. Альтушер. Евреи Восточного Кавказа (иврит). Иерусалим, 1990г.; Бойс.М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. - М., 1987г.; Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: Наука, 1978г.; Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана.- Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1994г.; Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность.- Махачкала: ГУП .Даг. Кн. Изд-во, 2001г.; Мюллер. А. История ислама с основания до новейших времен.-Спб., 1895г.; Шихсаидов А.Р.Дагестанские авторы X - начала XX в. и рукописи их сочинений.//Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала,ГУП. Даг.кн.изд., 2001г.; Его же Рукописное наследие народов Дагестана.// Арабская рукописная книга в Дагестане. Махачкала.,ГУП Даг.кн.изд-во.2001г. и др.
3 Тульпе И.А. Религия и искусство в процессе культуры. // Религия и свободомыслие в культурно историческом процессе. Межвузовский сборник. СПб., 199г.; Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., «Знание», 1972г. и др. многообразием ремесленного производства нашло отражение в работах исследователей: Н.Б.Бакланова, А.А.Кудрявцева, Н.А.Магомедова, В.И. Марковина, Ф.И.Соймонова, К.Тревера, С.О.Хан-Магомедова и др.1
В диссертационной работе использованы также различные информативные источники, в том числе справочная и энциклопедическая литератур, научные и научно-популярные статьи, художественная литература.
Цель и задачи работы. Основная цель диссертационного исследования историко-философский анализ взаимодействия религиозного и светского в духовной культуре г.Дербента.
Данной целью определяются следующие задачи исследования:
- проследить диалектику выстраивания городского диалогического пространства между религиозной и светской культурами;
- показать взаимосвязь различных религиозного и светского элементов в различных сферах духовной культуры;
- выявить и рассмотреть синтез культурных систем: этнических, конфессиональных и социальных групп, составляющих субъекты культуры;
- проанализировать роль и место религии как специфического социокультурного феномена в общественной жизни Дербента;
1 Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Вып.1.Л., 1935г.; Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана.- Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1994г.; Магомедов.Н.А.Дербентское ханство в русско-иранских и русско-турецких взаимоотношениях во второй половине ХУШ-начале XIX вв.- Махачкала, 2000г.; Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1988г.; Соймонов Ф.И. Описание Каспийского моря. - Спб., 1763г.; Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959г.; Хан-магомедов С.О.Раннесредневековая горная стенав Дербенте //Советская археология, 1960г.; Его же Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979г.; Его же Ворота Дербента.—Архитектурное наследство. М., 1972г.;Его же Стена и башни Дербентской крепости // Архитектурное наследие 1964. № 17. и др.
- провести комплексный анализ взаимосвязи светского и религиозного начал как синтеза культурной целостности;
- проследить и показать пути проникновения и формы проявления религии в литературе, искусстве и просвещении г.Дербента.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является научный принцип историзма и диалектический подход к анализу причинно-следственной связи и обусловленности явлений культуры, форм сознания и социальных структур. Использовались также специальные методы, вытекающие из общей методологии, такие как синергетический, диахронный, синхронный и феноменологический методы. Теоретической базой исследования послужили классические исследования и труды зарубежных и отечественных ученых, результаты социологических исследований, полевой материал и другие сведения периодической печати и сообщения СМИ.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
- разработана методология исследования диалога религиозного и светского применительно к специфике культуры г.Дербента;
- впервые делается попытка комплексного анализа взаимодействия и взаимовлияния светского, религиозного и этнического элементов в культуре г.Дербента;
- проводится сравнительный анализ влияния религиозного и светского начал на такие сферы духовной культуры Дербента как фольклор, литература, наука, образование, искусство; сделана попытка классификации форм диалога в пространстве города; рассмотрены адаптационные процессы, способствующие формированию толерантности, как основы и способа существования этнокультурного пространства;
- выявлен и показан синкретический характер художественной культуры Дербента, выражающийся в наслоении элементов различных эпох, духовного творчества различных народов, населявших Дербент;
- выявлен специфический «дербентский менталитет» и его влияние на формирование особого стиля культурного пространства и мировосприятия;
Положения, выносимые на защиту:
1. Новизна методологии, примененной в исследовании духовной культуры Дербента в контексте единства религиозного, светского, межэтнического, межконфессионального диалога.
2. Результаты сравнительного анализа влияния религиозного и светского на формирование и функционирование элементов духовной культуры: фольклор, литературу, образование, искусство и их особенности.
3. Специфические особенности ментальности, обусловленного взаимодействием факторов формирующих стереотип поведения.
4. Процесс взаимодействия религиозного и светского в городской культуре Дербента как имманентное условие формирования и развития межэтнических, межконфессиональных отношений.
5. Комплекс заимствованных элементов и их переплетение в-духовной культуре Дербента, обусловленные геополитической особенностью.
6. Элементы доисламского, домонотеистического восприятие мира, как первооснова духовной культуры города Дербента.
Научно-практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования и разработанные в нем методологические подходы, позволяют лучше понять и осмыслить специфику культурных процессов происходивших в г. Дербенте. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении специальных курсов по религиоведению, культурологии, этнокультуре, философии; а также составлении учебных пособий, программ и методических разработок по соответствующим разделам указанных учебных курсов.
Апробация работы. Некоторые результаты исследования послужили основой докладов на межвузовских, республиканских региональных научно-практических конференциях в 2002-2005 годах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории культуры Даггосуниверситета.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 2-х глав (6 параграфов), заключения и библиографии. Объем работы 168 страниц.
Список научной литературыГасанова, Мадина Нусратовна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986. С. 19,23.
2. Бестужев-Марлинский.А. Сочинения в двух томах. Том 2.Ленинград. Гослитиздат. 1958. С.404.
3. Саидов.М.С. Дагестан.лит-ра ХУШ-Х1Х вв. на арабском языке // Труды ХХУ Международного конгресса востоковедов. Т.2.-М.,1960.-Докл. 112,- С.9.
4. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда Х-Х1. М., 1963, с. 17.
5. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана,- Махачкала: Даг.кн.изд-во, 1994,-С.256.
6. См.: Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура. 1906 С.304.
7. Козубский Е.И. История города Дербента. -Темир-Хан-Шура, 1906.
8. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978,- С.З.
9. Доусон К.Г. Религия и культура, СПб, 2000. С. 87, 90.
10. Кудрявцев. А. А. Древний Дербент.-М., 1982, с. 168.
11. Художественная культура средневекового Дагестана.- Махачкала, 1986, с. 139.
12. Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник,- Махачкала: ГУП Даг. Кн. Изд-во, 2001.-С.39.
13. Кудрявцев A.A. Древний Дербент.- М.: Наука. 1982, С. 129.
14. Акташи Мухаммед Аваби. Указ. Соч. С.79.
15. Аликберов А.К. «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец У / XI в.) Автореферат.канд.дис. СПб., 1991. С.14.
16. Аликберов А.К. Ал-Фукаи // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь.М., 1998. С. 96.
17. Аликберов А.К. Указ. Соч. С. 18.
18. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность. -Махачкала: ГУЛ, 2001. С. 129-131.
19. Козубский Е.И. История города Дербента,- Темир-Хан-Шура, 1906,- С.58,59,89.
20. Авшалумова Л. Иудаизм и его особенности в Дагестане. Махачкала. 1997 С.69-70.Черный И. Горские евреи. Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып.Ш. 1870. С. 13.
21. Авшалумова Л.Х. Указ. Соч. С. 127
22. Горские евреи: История, этнография, культура.- М: ДААТ /Знание, 1999. С.94.
23. СИНКРЕТИЗМ РЕЛИГИОЗНОГО И СВЕТСКОГО В ИСКУССТВЕ г.ДЕРБЕНТА.
24. Фейербах Л. Лекции о сущности религии//Избранные философские произведения: В2 т. Т. II М„ 1955. С. 696.
25. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХУ11 вв.-М.: Наука, 1984.-С.317-318.
26. Хан-магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. М., 1979, С. 132-136.; Кудрявцев A.A. Древний Дербент. М., 1984. С. 101.
27. АртамоновМ.И. Древний Дербент. СА, 1946. УШ. С. 139.
28. Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Вып.1.Л., 1935. С.39.
29. Челеби Эвлия Книга путешествия. Вып. 3. М., 1983, С. 174.
30. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -С.223.
31. Кудрявцев А.А. Мусульманский город Дагестана. Махачкала: Даг, кн. изд-во, 1994. -С.225.
32. Кудрявцев А.А. Мусульманский город Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -С. 236лШихсаидов А. Р.Арабские источники IX—X вв. о Дагестане. Ат-Табари. История пророков и царей. Махачкала, 1971, РФ ИИЯЛ, № 4803. С. 95.
33. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -С. 238.
34. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана. М., 1988. С. 103.
35. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -• С. 239.
36. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. -С249-251.
37. Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию.- М„ 1870.- С.324.
38. Кудрявцев A.A. Феодальный Дербент. Пути закономерностей развития города в У1 -середине ХШ в. М.: Наука, 1995, С. 167.Марко Поло. Путешествие /Пер. И.П.Минаева.- Л., 1940,- С. 19.
39. Акташи Мухаммед Аваби. Дербенд наме. - Махачкала, 1992,- С.64-65.
40. Всеобщая история архитектуры. Архитектура античного мира, т.2.- М.-Л., 1996.-С.509.
41. Всеобщая история архитектуры, Архитектура Восточной Европы, т. 3, М.-Л., 1966. С. 301—302, 309, 503—504, 508—509.
42. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. -Ленинград., Наука., 1986. С.239,270.
43. Горские евреи: История, этнография, культура.- М: ДААТ /Знание, 1999. С.94.
44. Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987. с.З.
45. История Дагестана Т.П.- М.: 1968.- С.322
46. История Дагестана т. 1.- М.: 1967. С. 163.
47. История, география, этнография Дагестана (ХУШ XIX вв). М., 1958. С. 218.
48. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М.:Наука, 1971., С.65.
49. Козубский Е.И. История города Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906.
50. Кудрявцев.А.А. Древний Дербент.- М., 1982.- с. 168.
51. Кудрявцев A.A. Город, не подвластный векам. Махачкала, 1976, С. 97, 100,103.
52. Кудрявцев A.A. Феодальный Дербент. Пути закономерностей развития города в У1 середине ХШ в. - М.: Наука, 1995, С.167
53. Кудрявцев A.A. Мусульманский город Дагестана.- Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994,- С.253.
54. Ларец жемчужин. Азербайдж. народ, четверостишия-баяты пословицы.-М., Наука., 1967.-С.7.
55. Магомедов H.A. Дербентское ханство в русско-иранских и русско-турецких взаимоотношениях во второй половине ХУШ-начале XIX вв.-Махачкала, 2000.- С.45.
56. Марковин В.И. Дорогами и тропами Дагестана.- М., 1988,- С.90
57. Мататов М.Е. Таты-иудаисты. -Москва, 1993г. С 13.
58. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда Х-Х1. М., 1963,- С. 17.
59. Пахомов Е.А. О находке Сасанидских надписей в Дербенте.- Культура и письменность Востока. Баку, 1929. - С.77.
60. Религия в истории и культуре. Под редакцией М.Г.Писманика. -М.:ЮНИТИ, 1998.- С.267-272.
61. Религии и религиозные организации в Дагестане: Справочник.-Махачкала: ГУП Даг. Кн. Изд-во, 2001. С.39.
62. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу. Публикация О.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. М.,1971.- С.49.
63. Сатира и юмор народов Дагестана. /Составитель А.Ахлаков. и др.,-Махачкала, 1976.-С.8.
64. Татский фольклор/Сост.,предисл.,коммент.Х.Д.Авшелумова Махачкала, Даггосиздат, 1940.-С.195.
65. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М.-Л., 1959. - С. 317—320
66. Халидов А.Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. -М.,1985. С.ЗЗ.
67. Хан-магомедов С.О. Дербент. Горная стена. Аулы Табасарана. -М., 1979.-С. 132-136.
68. Хан-Магомедов С. О. Дербент.- М., 1958. С. 78.
69. Художественная культура средневекового Дагестана.- Махачкала, 1986.-С.139.
70. Челеби Эвлия. Книга путешествия. Вып. 3,- М., 1983,- С. 174.
71. Черный И. Горские евреи. Сборник сведений о Кавказских горцах. Вып.Ш.-М., 1870.-С.13.
72. Шарден Ш. Путешествие в Персию. Т Ш.- М., 1811 г.- С. 104.
73. Шихсаидов А.Р. Дагестан в Х-Х1У вв.- Махачкала, 1975. С. 168.
74. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана Х-ХУ11 вв.-М.: Наука, 1984.- С.317-318.
75. Шихсаидов А.Р. Арабские источники IX—X вв. о Дагестане. Ат-Табари. История пророков и царей. Махачкала, 1971, РФ ИИЯЛ, № 4803. С. 95.
76. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., «Знание», 1972. - С.7МОНОГРАФИИ
77. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986.- С.19, 23.
78. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана в XIX в.- М.: Наука, 1968.- С.4.
79. Авшалумова Л.Х. Религия и духовная культура.- Махачкала., 2000. С. 10.
80. Авшалумова Н.Х. В зеркале татской народной сказки. Махачкала, 1996,-С.9.
81. Авшалумова Л.Х. Иудаизм и его особенности в Дагестане. -Махачкала, 1997.- С. 64.
82. Авшалумова Л.Х. Критика иудаизма и сионизма. Махачкала: Даг. Кн. Изд., 1986.-С.62-63.
83. Ал-Мукаддаси. Лучшее из делений для познания климатов. Пер. Н. А. Караулова.—СМОМПК, XXXVIII. -Тифлис, 1908. С. 9.
84. Альтушер 1990,- М. Апьтушер. Евреи Восточного Кавказа (иврит). Иерусалим, 1990.
85. Анекдоты Молы Насреддина //Составитель М.Г.Тахмасиб.- Баку, 1975,-С.5
86. Аракелян Б. Сюжетные рельефы Армении IV—VII вв.- Ереван, 1949.-С.23.
87. Артамонов М.И. Древний Дербент. СА, 1946. УШ. - С. 139.
88. Арутюнов С. А., Жуковская Н.Л. «Святые» реликвии: миф и действительность».- М., 1987. -С. 13.
89. Ахвердов А.И. Описание Дагестана. 1804 г. // ИГЭД. с.219.
90. Бакланов Н.Б. Архитектурные памятники Дагестана. Вып.1.-Л., 1935. -С.39.
91. Бартольд В.В. Место Прикаспийских областей в истории мусульманского мира Т.П, Ч.1.- М„ 1963.-С.672.
92. Бартольд В.В. К вопросу о происхождении «Дербент-Наме», Иран, 1926;
93. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М. 1963.- С.17.
94. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.- С.353.
95. Бестужев-Марлинский.А. Сочинения в двух томах. Том 2,- Ленинград. Гослитиздат, 1958. -С.404.
96. Бойс.М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М., 1987.- С.79.
97. Булатов Б., Лугуев.С. Духовная культура народов Дагестана в XVI11-XIX веках.(Аварцы,даргинцы,лакцы).- Махачкала,2000. С. 33-38.
98. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М.:Наука,1975,- С.135.
99. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. - С. 17.
100. Гаджиев Г.А. Верования и обряды: доисламский период.- М-ла: Даг.кн.изд-во. 1993.- С.17.
101. Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца ХУ века. Махачкала: ДНЦ РАН, 1996. -С.410.
102. Гаджиева С.Ш. Дагестанские азербайджанцы. XIX начало XX в. - М.: «Восточная литература» РАН, 1999. - С. 302- 304.
103. Гусейнов.Г-Б. Легенды Древнего Дербента.- Дербент.2000.- С.6
104. Дибиров П.М. Архитектурная резьба Дагестана. М., 1966. - С. 12.
105. Доусон К.Г. Религия и культура,- СПб, 2000,- С. 87, 90.
106. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Религия и общество. Ч.П.- М., 1996.- С.8.
107. Ерасов B.C. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990.-С.93.
108. Ибн ал-Факих. Книга о странах. Пер. Н. А. Караулова. — СМОМПК, XXXI. Тифлис, 1902. - С. 25.
109. Каган.М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1996.-С.253.
110. Карачайлы И. Быт горских народностей Юго-Востока.- Ростов-на-Дону, 1924. С.28-29.
111. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М.: Наука, 1978.-С.З.
112. Короглы Х.Г. Трансформация заимствованного сюжета: По материалам эпоса народов Ближ.Востока и Сред.Азии. Фольклор: Поэтическая система. -М., 1977.-С.107.
113. Короглы Г.К. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана.-М. 1983.- С.336.
114. Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религии народов Дагестана. История и современность.- Махачкала: ГУП «Даг. Кн. Изд-во», 2001.- С. 14.
115. Магомедов М.Г. Хазары на Кавказе.- Махачкала, 1994,- С. 125.
116. Магомедов P.M., Магомедов А.Р. История Дагестана,- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.- С.148.
117. Мамонтов С.П. Основы культурологи. М.,1999.- С.206.
118. Марко Поло. Путешествие /Пер. И.П.Минаева.- JI., 1940.- С.19.
119. Миловский A.C. Песнь жар-птицы. Рассказы о народных праздниках.-М, 1984.- С.16
120. Мухаммад Рафи. Дагестанская летопись. Революция и горец. Ростов-на-Дону. 1929. №7-8.
121. Мюллер. А. История ислама с основания до новейших времен,- Спб., 1895, Т.1.- С.326.
122. Назаревич А.Ф. Сказочные самоцветы Дагестана.- Махачкала, 1975.-С.5-6.
123. Назаревич А.Ф. Отобранное по крупицам. Из дагестанской коллекции пословиц и поговорок.- Махачкала., Даг.книж.изд-во.,1958.- С.9-11.
124. Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию.- М., 1870.- С.324.
125. Саидов М.С. Творчество дербентского ученого X века Абу Бакра Мухаммада б.Муса ад-Дербенди // РФ ИИАЭ. Ф.З, оп.1, д.94
126. Соймонов Ф.И. Описание Каспийского моря. Спб., 1763.- С. 183.
127. Стрейс Я.Я. Три путешествия. М., 1935. - С.237.
128. Якуби. История. Пер. П.К.Жузе.— Материалы по истории Азербайджана, Bbin.IV. Баку, 1927.-С. 6—9.СТАТЬИ
129. Авшалумова Н.Х. Народная татская сказка «Бежон и Менежон» и романтическая поэма Фирдоуси «Бижан и Манижа».//Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана.- Махачкала, 1987 г. -С. 137.
130. Аджиев.А.М. Введение// Традиционный фольклор народов Дагестана. -М.: Наука, 1991.-С 6.
131. Алиева Ф. Анекдоты / Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991.-С 347.
132. Аликберов А.К. Ап-Фукаи // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь.- М., 1998. С. 96.
133. Ахиезер A.C. Диалог как основа современного философствования. // Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997.- С.33.
134. Гаджиев В.Г. О русском переводе «Дербент-Наме» // Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 1975. - С.253.
135. Гаджиев В.Г. Дербент-наме Мирзы Хайдара Везирова. Вопросы истории Дагестана (досоветский период). Т.П. - Махачкала, 1975.- С.284-293.
136. Гамзатов Г. Фольклор в системе национальной художественной культуры // Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука. - 1991. С. 11.
137. Юсуфов.Р.Ф. Дагестан и русская литература конца ХУШ и первой половины XIX в.// Дагестанская тема в творчестве А.А.Бестужева-Марлинского. М.:Наука. 1964.- С.124.
138. Мусаева М.К. Духовная культура // Хваршины XIX XX вв. Историко-этнографическое исследование. - Махачкала, 1995.- С. 165.
139. Педагогические взгляды местных деятелей просвещения // Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. -Махачкала, 1986.
140. Пелипенко.А.А. Городской миф в художественном сознании: аспекты диалога.// Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997.- С. 192
141. Саидов.М.С. Дагестан.лит-ра ХУШ-Х1Х вв. на арабском языке // Труды ХХУ Международного конгресса востоковедов.Т.2.- М.,1960,- С.9.
142. Саидов М.С. «Дербент-Наме», Труды 2-ой Научной сессии Дагестанской базы АНСССР,- Махачкала, 1949.
143. Саидов М-С., Шихсаидов А.Р. «Дербент-наме»// Восточные источники по истории Дагестана.- Махачкала, 1980. С 5-64.
144. Тагирова H.A. Тематическая характеристика арабской рукописной книги в Дагестане.//Шихсаидов А.Р., Тагирова H.A., Гаджиева Д.Х. .Арабская рукописная книга в Дагестане.-Махачкала,ГУЛ,Даг.кн. изд-во».2001 г. -С. 119.
145. Тульпе И.А. Религия и искусство в процессе культуры. // Религия и свободомыслие в культурно историческом процессе. Межвузовский сборник.- СПб., 1991. С.33-34.
146. Турсунов А.Восточное культуроведение.// Взаимодействие культур Востока и Запада.- М.,Наука. 1991.- С.9-10.
147. Фейербах JI. Лекции о сущности религии//Избранные философские произведения: В 2 т. Т. IIМ., 1955. С. 696.
148. Халидова. М.Р. Легенды / Традиционный фольклор народов Дагестана.-М.: Наука, 1991.-С.290.
149. Хан-магомедов С.О.Раннесредневековая горная стенав Дербенте //Советская археология, 1960. №1
150. Хан-Магомедов С. О. Ворота Дербента. // Архитектурное наследство, 1972, С. 126—127.
151. Хан-Магомедов С.О. Стена и башни Дербентской крепости // Архитектурное наследие 1964. № 17.
152. Яковенко И.Г. Город в пространстве диалога культур и диалог города. //Социокультурное пространство диалога. М, Наука, 1997. - С.97.
153. Шихсаидов А.Р.Дагестанские авторы X начала XX в. и рукописи их сочинений.//Арабская рукописная книга в Дагестане.- Махачкала,ГУП. Даг.кн.изд., 2001.- С.83-85.
154. Шихсаидов А.Р. Рукописное наследие народов Дагестана.// Арабская рукописная книга в Дагестане.- Махачкала.,ГУП»Даг.кн.изд-во».2001.- С.7.АВТОРЕФЕРАТЫ
155. Аликберов А.К. «Райхан ал-хакаик ва бустан ад-дакаик» Мухаммада ад-Дарбанди как памятник мусульманской историографии (конец У / XI в.) Автореферат.канд.дис.СПб., 1991.